Классный час о государственной символике российской. Классный час "государственные символы россии"

Тема: «Государственная символика Российской Федерации» (беседа)

Цели:

Воспитание духовно-нравственных и героико-патриотических качеств личности студента;

Приобщение старших подростков к историческому прошлому и настоящему Российского государства.

Ход классного часа.

Беседа № 1. «История гимна Российского государства».

Гимн — торжественная песнь, принятая как символ государства или социального единства. Государственным гимном принято считать гимн, исполняемый при официальных церемониях внутриполитического и международного характера.

В России существовало одновременно несколько общенациональных духовных и патриотических гимнов. Хор «государственных дьяков» с 1479 г. до XVII века во время церковных праздников и событий общегосударственного значения исполнял православные песнопения.

Начиная с царствования Петра I и до 1780-х гг. встречи коронованных особ, победы в войнах и т. д. отмечались панегирическими песнями — «виватными кантатами», перемежавшимися пением «Многая лета».

Функции государственного гимна в XVIII — начале XIX в. выполнял также общеевропейский гимн «Тебя, Боже, хвалим». В 1720-х гг. неизвестным автором был создан старейший русский марш «Преображенский марш Петра Великого», в 1805 г. поэт С. Н. Марин написал к нему слова: «Пойдем, братцы, за границу бить Отечества врагов» (позже составлен другой текст — «Знают турки нас и шведы»). Марш исполнялся при выходах императоров, на парадах и приемах послов. К концу XIX в. он стал главным маршем Российской империи.

Первым неофициальным гимном Российской империи с 1791 г. был написанный О. А. Козловским в форме марша-полонеза «Гром победы, раздавайся» на слова Г. Р. Державина для хора и оркестра, созданный в честь взятия русскими войсками Измаила в декабре 1790 г. На музыку «Грома победы» в декабре 1831 г. В. А. Жуковский написал «Русскую песнь на взятие Варшавы».

В период между 1790 и 1801 гг. композитор Д. С. Бортнянский создал духовный небогослужебный гимн на слова М. М. Хераскова — «Коль славен наш Господь в Сионе» (построен на основе православных и народных напевов). В XIX — начале XX в. этот гимн исполнялся во время крестных ходов и церковных парадов, на торжественных военных церемониях. В нотных изданиях XIX в. он сопровождался пометкой «национальной русский гимн». Попытка использовать «Коль славен» в качестве государственного гимна при Временном правительстве (1917 г.) не увенчалась успехом.

Первым официальным государственным гимном Российской империи (с 1816 г.) была «Молитва русских» Жуковского на мелодию английского государственного гимна «Боже, храни короля». Второй официальный государственный гимн «Боже, Царя храни», созданный по инициативе императора Николая I композитором А. Ф. Львовым, впервые был исполнен в Москве 11 декабря 1833 г. в Большом театре и в Петербурге, а. затем 25 декабря 1833 г. в Зимнем дворце на праздновании 21-й годовщины освобождения России от наполеоновского нашествия.

Государственный гимн подлежал обязательному исполнению на парадах, разводах, при освящении знамен, на утренних и вечерних молитвах в русской армии, при посещениях императорской четой театров и других общественных мест.

До 1944 г. государственным гимном РСФСР, затем СССР был международный пролетарский гимн «Интернационал» (слова Э. Потье, музыка П. Дегейтера). 1 января 1944 г. по радио прозвучал новый гимн, музыка которого была написана А. В. Александровым, а слова — С. В. Михалковым и Г. Г. Эль-Регистаном («Союз нерушимый...»).

В Российской Федерации положение о государственном гимне было утверждено Указом Президента Б. Н. Ельцина 11 декабря 1993 г. Музыкальной основой этого гимна являлась «Патриотическая песня» М. И. Глинки. Принятых слов у гимна не было.

С 2000 г. у нас в стране утвержден гимн на музыку А. В. Александрова, использованную для советского гимна, поэт С. В. Михалков написал новые слова.

Текст современного Гимна России

Россия — священная наша держава,

Россия — любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава —

Твое достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая —

Хранимая Богом родная земля.

Припев.

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Припев.

Вопросы для обсуждения:

Что, по вашему мнению, стремились внести в текст гимна руководители государства в различные исторические периоды Российской Федерации?

Выучите текст Государственного гимна Российской Федерации.

Беседа № 2. «История возникновения Государственного герба Российской Федерации».

Герб государственный — законодательно утвержденная, геральдически оформленная эмблема государства, символизирующая его в официальных ситуациях и на международной арене. Государственный герб является внешним признаком суверенитета и международного признания.

Отличительной особенностью русских гербов было их происхождение не от рыцарских символов, а от древних эмблем и знаков на печатях, монетах, военных знаменах.

По одной версии — слово «герб» происходит от немецкого Erbe, что значит наследство. По другой — слово «герб» — славянского происхождения и буквально означает «наследство» (в отличие от немецкого или французского, где герб означает «оружие»).

Первые гербы, изображенные на печатях, появились в XI — XII вв. Так, «Лев» был отличительным знаком основателя Москвы Юрия Долгорукого, а затем стал гербом города Владимира.

В 1672 г., при царе Алексее Михайловиче, была составлена особая книга «Титулярник», в которой воспроизводились рисунки ряда земельных гербовых эмблем. Но окончательное преобразование старинных земельных эмблем в гербы и оформление их по общим геральдическим правилам началось только при Петре I, учредившем в 1722 г. должность герольдмейстера и штат работников при нем.

Государственным гербом Российского государства стал золотой двуглавый орел.

В настоящее время, как сказано в Федеральном законе «О гербе Российской Федерации», «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона».

Двуглавый орел — один из древнейших символов. Он происходит из стран Древнего Востока и известен по цилиндрическим печатям Халдеи (в Южной Месопотамии) VI в. до н. э. В XI в. двуглавый орел становится элементом восточного орнамента, особенно на тканях. В XIV в. он встречается на медных монетах золотоордынского хана Джанибека (1341—S357 гг.). Со времен крестовых походов двуглавый орел распространяется по Европе.

В пределах Византийской империи двуглавый орел выступал в качестве как светской, так и религиозной эмблемы. Однако гербом Византии он так и не стал.

В отличие от Византии, во многих южнославянских и соседних с ними странах (Сербии, Болгарии, Черногории, а также Албании и Румынии) двуглавый орел служил именно гербом.

Рождение двуглавого орла в символике России относится к жалованной грамоте Ивана III — меновой и отводной (определявшей границы земель), данной в июле 1497 г. его племянникам. К ней была привешена печать великого князя. На лицевой ее стороне с изображением всадника, поражающего дракона, в круговой надписи располагались имя и начало титула великого князя: «Иоанъ Божиею милостию Господарь Всея Руси и Великий князь», а на обороте — двуглавый дважды коронованный орел с распростертыми крыльями. Принятие двуглавого орла в качестве символа России связано с идеей провозглашения Москвы третьим Римом (преемницей Византии).

Иван III принял в качестве государственного герба Руси византийского черного двуглавого орла, увенчанного двумя коронами, на желтом (золотом) фоне. В качестве государственного символа двуглавый орел потребовался Ивану III только в последнем десятилетии XV в., поэтому он и заменил им устойчивое к тому времени изображение льва, терзающего змею. Изображение на печати русского государя двуглавого орла свидетельствует о желании московского князя продемонстрировать равенство с западными странами, особенно с императорами Священной Римской империи.

При великом князе Василии Ивановиче (1505—1533 гг.) форма корон на гербе изменена (они стали «царскими»). Канон изображения орла не был отработан. При Иване IV Грозном (1533—1584 гг.) на разных изображениях государственного герба орел иногда был только с одной (общей для обеих голов) короной с возвышающимся над ней православным крестом; одновременно появляется обременяющее орла изображение — иногда всадника (повернутого влево), поражающего дракона, иногда единорога.

Впоследствии в герб вносились многочисленные изменения (связанные, прежде всего, с введением в него титульных гербов), не менявшие его общего вида.

Последний раз в царской России герб был утвержден 16 марта 1883 г. Описание герба: «В червленом щите Святой Великомученик и Победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии) на серебряном, покрытом багряною тканью, с золотой бахромою, коне, поражающий золотого, с зелеными крыльями, дракона, золотым с осьмиконечным крестом наверху, копьем. Щит увенчан императорскою короною. За щитом два накрест положенные золотые скипетра, соединенные Андреевскою лентою».

После Февральской революции государственный герб в старом виде перестал употребляться.

С принятием Конституции РСФСР 10 июля 1918 г. введен новый государственный герб — герб РСФСР: изображение серпа и молота на фоне земного шара в окружении колосьев, перевитых лентой с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на нескольких языках. Позднее рисунки гербов РСФСР и СССР менялись, но герб с колосьями просуществовал почти восемьдесят лет.

Вопросы для обсуждения:

Как отражалась историческая эпоха в главном символе Российского государства в различные периоды его становления?

Опишите современный герб Российской Федерации.

Беседа № 3. «История Государственного флага Российского государства».

Наряду с государственным гербом официальным символом государства является государственный флаг. Его описание и положение о нем устанавливается законодательными актами. Международное сообщество выработало целый ряд общих норм по отношению к флагам. Важнейшая из них — взаимное уважение. Посягательство на полотнище другого государства однозначно воспринимается во всем мире как знак неуважения и враждебности.

Флаги ведут свое происхождение от знамен, штандартов. Знамена — символы объединения и власти. К первым относятся знамена организаций, воинских частей и соединений, флаги государственные, национальные, морские; ко вторым — императорские, царские, королевские, президентские...

Первые штандарты в мировой истории представляли собой шест с фигуркой птицы или зверя на вершине, которые ассоциировались со скоростью, силой или боевым духом. Такие штандарты впервые появились на Ближнем Востоке примерно 5000 лет назад.

Самым первым римским штандартом быв манипулус (дословно — «ручной»), который представлял собой связку соломы, закрепленную на копье; она служила сигналом для сбора солдат манипула (подразделения легиона), а также средством связи. Позднее каждый манипул стал нести свою собственную эмблему с животным (таким, как лошадь или волк) на древке.

Принятый в 1991 г. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях органов государственной власти и управления, посольств, торгпредств, консульств Российской Федерации за рубежом, судах, плавающих в открытом море и в территориальных водах иностранных государств, и т. д. Трехцветный Государственный флаг Российской Федерации восходит к флагу, введенному Петром I. Государственный флаг СССР представлял собой красное прямоугольное полотнище с изображением в его верхнем угод у древка, золотых серпа и молота и красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой, над ними.

Вопросы для обсуждения:

Что символизировал цвет флага СССР и что означает нынешний триколор?

Объясните понятие происхождения слов «герб», «флаг», «гимн».

Беседа № 4. «Краткая биография Президента Российской Федерации В.В. Путина».

Президент Российской Федерации — Путин Владимир Владимирович.

Родился 7 октября 1952 г. в Ленинграде. В 1975 г. окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета. По распределению был направлен на работу в органы государственной безопасности. В 1985—1990 г. работал в ГДР. С 1990 гг.— помощник ректора Ленинградского государственного университета по международным вопросам, затем — советник председателя Ленинградского городского Совета. С июня 1991 г. — председатель Комитета по внешним связям мэрии Санкт-

Петербурга. Одновременно — с 1994 г. — первый заместитель председателя правительства Санкт-Петербурга. С августа 1996 г. — заместитель управляющего делами Президента Российской Федерации. С марта 1997 г. — заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации, начальник Главного контрольного управления Президента Российской Федерации. С мая 1998 г. — первый заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации. 8 июля 1998 г. назначен директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации, одновременно — с марта

1999 г. — Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации. С августа 1999 г. — Председатель Правительства Российской Федерации. С 31 декабря 1999 г. — Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации.

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами. Председатель Государственного Совета. Кандидат экономических наук. Владеет немецким и английским языками.

У Путина двое детей, дочери Мария (1985 г. р.) и Катерина (1986 г. р.).

Мини-итоги : Классный руководитель (куратор учебной группы) обобщает рассуждения студентов и призывает их неукоснительно исполнять требования к государственной символике российского государства.

Классный час «Государственные символы России»

в форме устного журнала.

2 класс.

Цели: познакомить с государственными символами Российской Федерации: флаг, герб, гимн; воспитать патриотический дух школьника; привить чувство гордости за свою страну.

Оборудование : проектор,презентация.

Наш разговор сегодня будет о государственных символах России. Слайд №1 .

Открываем первую страницу нашего устного журнала. Страница «Символы». Слайд №2

Как вы думаете, что такое символы? (ответы детей)

С символами мы встречаемся в жизни постоянно. Символ – это условные знаки или изображения фигур или предметов, выражающих особый смысл. К примеру, проходя мимо дома, на котором изображён красный крест, мы сразу понимаем, что это больница. На светофоре загорелся световой сигнал – зелёный человечек, это означает, что путь для пешеходов свободен. Всё это – символы.

Флаг, герб, гимн – официальные государственные символы, означающие суверенитет (независимость) государства. Слайд №3

Задание: соединить название государственного символа и его определение.

Перелистываем страницу. И у нас вторая страница журнала «Наша Родина – Россия». Слайд №4

Ребята, а как вы понимаете слово «родина»? (ответы учащихся)

А вот как написал К.Д.Ушинский (читается отрывок из произведения К.Д.Ушинского «Наше Отечество) Слайд №5

«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила нас своему языку; как мать защищает и бережёт от всяких врагов… Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.»

Наша Родина – Россия, страна, в которой мы живём.

Посмотрите на карту. Слайд №6

Наша Родина очень велика. Россия занимает I место по территории среди всех стран мира. (3 ученика читают стихотворение Н.Забилы)

1-ый ученик. Как велика моя земля,

Как широки её просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса и степь, и горы.

2-ой ученик. Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

3-ий ученик. Когда глухая ночь у нас

Чернеет за оконцем,

Дальневосточный край в тот час

Уже встречает солнце.

Нашу страну населяют люди самых разных национальностей и народностей. В России проживают представители более 150 национальностей: это татары и украинцы, башкиры и чуваши, якуты и буряты, но основная часть – русские. Слайд №7

Столица России – Москва. Это самый большой и красивый город. (Слайды№8-11)

Открываем следующую страницу журнала «Флаг России» . Слайд №12

Кто видел Государственный флаг России?

Где и когда вы его видели?

Какие цвета у нашего флага?

Что они означают? (ответы детей)

Государственный флаг России – это полотнище прямоугольной формы из трёх полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Одинаковой ширины полосы флага расположены горизонтально.

Возникает вопрос: почему именно белый, синий и красный? В России эти цвета почитались издавна и имели свои символические значения: белый – благородство, синий – честность, красный – мужество, смелость.

Государственный флаг России постоянно поднят над зданиями органов власти, над зданиями дипломатических представительств России за рубежом. В государственные праздники он вывешивается на учреждениях, домах. В дни траура флаг приспускается или к нему прикрепляют в верхней части чёрную ленту. Это говорит о всеобщей скорби народа.

Государственный флаг – важный символ страны. Он подлежит защите как внутри страны, так и за её пределами. Его оскорбление рассматривается как оскорбление чести народа и государства. Флаг – это святыня.

В России существует праздник, который отмечается 22 августа, - день Государственного флага Российской Федерации.

Задание: раскрасить флаг и объяснить значение цветов флага.

Герб – символ, знак отличия, эмблема государства.

Государственный герб России – красный четырёхугольный геральдический щит, нижние углы которого закруглены, а оконечность заострена. На щите – золотой двуглавый орёл. Крылья орла подняты вверх и расправлены. Головы орла увенчаны коронами. В центре над ними – большая корона. Короны соединены лентами. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Под ногами коня – опрокинутый на спину чёрный дракон. В руке всадника – серебряное копьё, которым он поражает дракона.

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Осталась последняя страница журнала – «Гимн России» . Слайд №14

Гимн – это торжественная песня, славящая кого-либо. При исполнении гимна люди слушают стоя, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Государственный гимн исполняется в особо торжественных случаях.

Написали гимн С.В.Михалков (слова) и А.В.Александров (музыка).

А теперь давайте послушаем Государственный гимн России. Внимательно вдумаемся в его слова. (Звучит гимн России.)

Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали? (ответы учащихся)

Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость за нашу страну. Гимн прославляет могущество и величие нашей огромной страны.

Закрывая последнюю страницу, давайте подведём итог нашему разговору.

Как называется наша страна?

Какой город является столицей России?

Назовите государственные символы России.

Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.

Любите свою Родину, берегите её, ведь именно от вас зависит будущее нашей страны, будущее России! Слайд №15

Литература:

    Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

    Журнал «Начальная школа» №12 2004 г.

Классный час «Государственные символы России»

Цель : изучение государственных символов России.

Задачи :

  • дать основные понятия о символах государства, объяснить их символику;
  • воспитывать у детей чувство гордости и уважения к своей стране.

Оборудование :

  1. Интерактивная доска.
  2. Презентация «Государственные символы России»
  3. Плакаты с изображением символов России.

Ход занятия:

Вступительная часть – 1-2 слайды

- Дорогие ребята! Наш классный час посвящен государственной символике России.

- Страна наша огромна. Она протянулась далеко с запада на восток и с севера на юг. Как и у каждого государства, у России есть свой герб, флаг, гимн.

Герб России. 3 слайд (По гиперссылке - переход к тексту о гербе)

Герб - это главный символ любого государства.

Герб России – это двуглавый Орёл, на фоне красного щита, на своих мощных крыльях взмывающий над страной. Более 400 столетий он олицетворял нашу державу. Немного найдётся в мире таких долговечных гербов!

Орёл – это символ непобедимости и силы, чтобы все знали что Россия – сильная страна. Но почему у орла две головы? Двуглавый орёл, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток. Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна живёт по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр – это символ власти, а в другой лапе – золотой шар, который называют «держава». Держава – символ могущества страны.

Уже давно не правит страной царь, но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что Россия – древняя и могучая страна. В центре герба ещё один герб- герб Москвы. Почему? Москва - столица России.

На груди орла щит с изображением всадника – святой воин Георгий Победоносец копьём поражает змея. Ужасный чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту, справедливость, победу добра над злом.

Государственный флаг - 4слайд (По гиперссылке - переход к тексту о флаге)

Государственный флаг, как и герб, является символом государства.

Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают во время спортивных побед, вывешивают во время праздников.

У России флаг трёхцветный. Какие это цвета и что они обозначают?

Белый цвет - это цвет мира. Он говорит о миролюбии нашей страны. Синий цвет - это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей. Красный цвет - цвет силы. Это цвет крови, пролитой за Родину и её независимость.

Отцом российского флага историки считают императора России Петра I. Он сам нарисовал образец знамени для торговых судов ещё в 1705 году.

Гимн России - 5 слайд (прослушивание записи гимна - щелчок по значку)

Гимн – в переводе с греческого языка – «торжественная песнь».

У каждого государства есть свой гимн. В гимне проявляется величие страны, так как в нём, обычно, рассказывается о славных страницах истории государства, о его исторической судьбе и его предназначении.

Гимн – это главная песня нашей страны, прославляющая свою страну.

Мы – россияне – должны знать его, подпевать, когда он звучит и слушать его стоя, показывая этим самым уважение к нашей стране и нашему правительству.

Закрепление материала - 6 -7 слайды

Что вы узнали о символах России?

Как называется наша Родина?
- Какие символы страны вам известны?
- О каких символах страны идёт речь:

1. Прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов. (Флаг)

Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других документах. (Герб)(Гиперссылка на правильный ответ)

3. Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства . (Гимн) (Щелчок по звуковому значку – зазвучит гимн России)

Работа в парах - 8 слайд

Кого историки считают основателем российского флага? (гиперссылка на правильный ответ)

Какие цвета у флага России? (гиперссылка на правильный ответ)

Что обозначает каждый цвет на флаге? (гиперссылка на правильный ответ)

4. Как надо относиться к символам своей страны?

Кроссворд «Символика России» - 9 слайд (Вопросы открываются с помощью гиперссылок на цифровой полоске, а ответы появляется по щелчку - после каждого вопроса.)

1. Золотой шар с крестом наверху. (Держава)

2.Птица, изображённая на российском гербе. (Орёл)

3. Имя воина, изображённого на гербе России и города Москвы. (Георгий)

4.Как иначе называется флаг? (Знамя)

5.Какой цвет имеет средняя полоса на флаге России? (Синий)

6.Жезл – символ власти – это …(Скипетр)

7.Как называют воина, который сражается на коне? (Всадник)

8.Сколько голов у орла на гербе России? (две)

9.Столица нашей Родины. (Москва)

10.Торжественная песня – символ государства. (Гимн)

11.Какого цвета щит на гербе России? (Красного)

Заключительная часть.

Ребята, вы хорошо справились с заданиями. Помните, что каждый гражданин должен знать символы своей страны и помнить историю их появления.

Предварительный просмотр:

Что вы узнали о символах России?

Как называется наша Родина? - Какие символы страны вам известны? - О каких символах страны идёт речь: 1. Прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов. 2. Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других документах. 3. Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства.

Приготовьтесь ответить на вопросы: (раб. в парах) 1. Кого историки считают основателем российского флага? 2. Какие цвета у флага России? 3. Что обозначает каждый цвет на флаге? 4. Как надо относиться к символам своей страны?

Кроссворд «Символика России» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10 11 1 2 3 4 5 6 7 8 11 9 10 д е ж р а в а о р ё л г о г и й з н а м я с к и п е т р с и н и й к С а д н в е о с в г р б и м н р а с н о г о


Тема: «СИМВОЛИКА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ»
Цель: провести исследование истории возникновения символов Брянской
области: герба, гимна и флага Патриотическое воспитание молодого
поколения.
Задачи воспитания:
формирование патриотической и нравственной позиции учащихся;
расширение кругозора; формирование процесса самопознания у детей.
Ход классного часа
Нет на свете Родины дороже,
Надо всё нам сделать для неё.
Чтобы день, который прожит,
Каждым часом радовал её.
" В некотором царстве, в некотором государстве..." так начинаются сказки
народов нашей страны. Ведь страна ­ это не просто поле или лес, города и
сёла, где живут люди. Это ­ государство. А каждое государство обязано иметь
гимн ­ главную песню страны, а еще флаг и герб.
Россия представлена красивым трехцветным полотнищем флага,
замечательным гимном, величественным двуглавым орлом на гербе.
Вместе с Россией свои страницы в историю вписывают и ее города, села,
деревни, поселки.
“С чего начинается Родина?” Ответов на этот вопрос существует великое
множество. Мой родной край – Брянщина – это всего лишь частичка
огромной, необъятной России.
Брянщина родная

Родина ­ Россия, ты у нас одна...
Маленькая Родина ­ Брянщина моя.
Здесь леса дремучие, озера и поля.
Манят волшебством своим и зовут меня...
Ярких одуванчиков дружный хоровод
Закружив, взял за руки, за собой ведет...
Анна Вохрамешина
Но у моего любимого края есть своя история, свои традиции, свои символы.
Сегодня на классном часу мы узнаем о том, как возникли эти символы и
какой путь прошли.
Герб Брянской области.
Слово «герб» происходит от немецкого «erbe», что означает наследство.
Герб – это эмблема, закрепленная за человеком, родом, регионом, землей,
государством, передаваемая по наследству или существует до тех пор, пока
существует данный тип государства.

Занимается изучением гербов историческая дисциплина ­ геральдика.
Попробуем составить герб Брянской области.
Герб Брянской области представляет из себя французский щит синего цвета.
Синий ­ цвет славянского единства, символизирует принадлежность области к
славянству.
В нижней части щита из одной точки расходятся три золотых луча,
делящие щит на три части, каждая из которых является символом единства
славянских государств: России, Белоруссии и Украины.
В верхней части щита расположено изображение золотой ели с
трехъярусной кроной как ­ символ Брянского леса. На фоне центральной
части изображен герб города Брянска. Брянск ­ главный город области.
Герб окаймлен дубовым венком. Венок переплетен орденскими лентами:
правая сторона переплетена лентой ордена Ленина, которым Брянщина
награждена в 1967 году, левая сторона ­ лентой медали "Партизан Великой
Отечественной войны".
В разрыве дубового венка над центром гербового щита изображен серп и
молот – это нерушимый союз рабочих и крестьян.
Этот герб области утвержден в ноябре 1998 года областной Думой.
Флаг Брянской области
Флаг – это символ или знак, сделанный из ткани и показывающий
принадлежность к государству или какой­либо организации.
На Руси издревле существовали боевые знамена.
Самым распространенным цветом являлся красный.
Красный цвет знамени почитался во многих странах. Для русских людей
уже с самой далекой древности он являлся символом красоты и величия. В
древнерусском языке слово «красный» означало «красивый».
Красный цвет говорит о многом: о состоянии души, о величии, о
мужестве, о бесстрашии.
Флаг Брянской области представляет собой полотнище бордового цвета
с соотношением сторон 1:1,5. (Приложение 2)
Бордовый цвет - цвет знамён, под которыми в годы Великой
Отечественной войны армия и партизаны сражались за освобождение
Брянщины.
В центре полотнища помещен герб Брянской области
Гимн Брянской области
Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим
торжественную величественную песню, называемую гимном.
Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием.

Все торжественно, красиво и строго. Гимн – это песня, посвященная своей
Родине.
Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.
Слово «гимн» происходит от греческого «гимнос»­ «торжественная»
хвалебная песнь.
Гимн Брянской области является символом сохранения традиций и
культуры Брянской области.
В конце лета 1942 года комиссар Брянского фронта Серафим Катаев
приехал в Москву. Он разыскивал поэтов и композиторов. Ему нужны были
песни для партизан.
Однажды из леса пришла шифровка: «Патроны и оружие отберем у
врага, а вот песни как трофей не возьмешь. Пришлите песню».
Заказ был передан поэту А. Сафронову и С.Кацу. Песня сравнительно
быстро была написана. Получилась она поистине суровая, широкая,
величественная, близкая по духу партизанам.
Ночью в партизанской землянке А.Сафронов впервые спел песню
партизанам. А утром слепой музыкант баянист «с голоса» разучил песню. И
пошла песня кочевать от землянки к землянке, от одного отряда к другому.
Песня стала популярной не только у партизан, но и у фронтовиков.
Вторая «премьера» песни состоялась в годовщину освобождения
Брянска – 17 сентября 1966 года.
В этот день на центральной площади города, на площади Партизан, был
открыт монумент в память о воинах Советской армии и партизанах,
освободивших город от фашистских захватчиков.
(Исполнение 1 куплета гимна).
И в завершении нашего классного часа послушайте стихотворение
Елены Шаховской «Брянщине посвящается»:
Родная Брянщина моя!
Край боевой и партизанской славы!
Вставала ты заслоном рьяно,
Спасая Русь от подлого врага!

Брянск сокрушал в сражениях
кровавых
Нашествий полчищ не одну волну!
И партизанской бесконечной
славой
Покрыл себя в минувшую войну!

Я знаю: есть края в России
И шире, и богаче, и милей.
Но нет на свете ничего роднее,
Чем имя малой Родины моей!

Тебя узнаю я из сотен тысяч
Других чудесных на планете мест
По триединству герба, флага,
гимна,
Что отражают доблесть, славу,
честь!

Наш герб – французский щит
Небесно­синий!
В геральдике славянского единства
цвет.

Три золотых луча:

То Беларусь, Россия, Украина
И Брянщина – славянский центр!

Златая ель с трехъярусною кроной,
Как символ леса Брянщины моей!
Венок дубовый, серп и молот
И Брянска (в центре) герб.

А флаг наш – ратной битвы символ!
Бордовым цветом полотно горит!
Он словно кровь солдат и партизан,
Что не щадили жизней
За Русь! За Мир! За Счастье без
границ!

« Шумел сурово Брянский лес».
В сердцах звучит и в душах!
Гимн Брянщины моей родной
Готов я петь и слушать!

О партизанах – земляках!
О соснах и туманах!
Как немцев бил простой солдат!
Все гимн хранит, как память!

Страна без гимна – не страна!
И край ­ не край без гимна!
Во славу песнь звучит для нас –
Софронов, Кац! Спасибо!

Песок состоит из песчинок.
Из капелек пара – туман.
И Брянщина наша сложилась
Из сотен и тысяч брянчан!

Горжусь тобой, Отчизна Пересвета,
Поэтов русских славная Земля!
Душа теплом и радостью согрета!
Живу тобой, родная сторона!

Я знаю, что государственные символы России и символы родного края
должен уважать каждый человек, ведь они воплотили в себе историю и
традиции нашего народа и нашего Отечества. Я горжусь прошлым, настоящим
и будущим моей страны, моего славного брянского края. Эти символы
достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем,
зависит уже только от вас.

Цель: создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России.

Предлагаемая разработка ориентирована на средний школьный возраст (11-14 лет). Особенностью оформления данного классного часа является наличие/присутствие государственной символики: герба и флага Российской Федерации, которая может быть размещена на классной доске или на стенах классной комнаты. Для сопровождения рассказа учителя целесообразно использование мультимедийной презентации, отражающей содержание темы. Возможен вариант замены мультимедийной презентации иллюстрациями.

Педагог: Дорогие друзья, скорее всего вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны. Вы знаете, как выглядят герб и флаг, слышали гимн Российской Федерации. Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с символами нашей Родины - России.

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас представление. Так символом Парижа является Эйфелева башня; небоскребы, статуя Свободы – символы США.

Какие символы России вы можете назвать?

(учащиеся предлагают свои варианты)

Педагог : Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными?

(учащиеся высказывают свои мнения)

Педагог: Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн.

Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Флаг России – бело –сине красный триколор; герб – двуглавый орел. Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наши герб, флаг, гимн? Все ли мы знаем это? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы. А начнем мы с герба. Прежде чем говорить о гербе нашей страны я расскажу вам что обозначает слово «герб», когда и для чего возникли гербы. Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

Я хочу обратить ваше внимание на то, что у вас на столах представлены документы, раскрывающие значения различных элементов гербов. Я предлагаю вам в течение 5 минут познакомиться с их значениями и на основе этой информации расшифровать значение герба нашей страны.

Из опыта работы: Учащимся предлагаются карточки с интерпретацией значений наиболее распространенных символических изображений на гербах. Например: лев – «властная сила»; корона – власть, благородство; конный всадник – победа; орел – сила, власть, величие; меч – военная слава, могущество; символы царской власти – твердая центральная власть. Количество символов в гербе отражают особенности формы правления и государственного устройства.

(в течение 7 минут учащиеся выполняют задание)

Педагог: Давайте подведем итоги нашей работы. Взгляните на герб Российской Федерации, давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено.

(учащиеся высказывают свои предположения)

Педагог: Давайте проверим верны ли наши предположения. Наш герб представляет собой золотого двуглавгого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.

У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где н6аходятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.
Рассмотри изображение государственного флага Российской Федерации - он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя –синего, нижняя – красного.

Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага. Прочитайте эти отрывки, определите о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.

Из опыта работы: Учащимся предлагаются стихотворные отрывки, требующие дополнения рифмы. Например:

Снежинки так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки,

Как на доске строка написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете … (белом)

Спокойны и чисты рек русских воды

Прозрачны и светлы как вечер зимний

И благородны и просторны неба своды

Художник их раскрасил в … (синий)

Россия много войн пережила

И наши деды умирали не напрасно

И верность Родине их к славе привела

Под Знаменем Победы ярко.. (красным)

(на выполнение задания учащимся предлагается 5 минут)

Педагог: Давайте посмотрим что у нас получилось. Как мы смогли расшифровать цвета нашего флага.

(выступления учащихся с предположениями)

Педагог: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет – это небо, благородство, белый – совершенство, чистота.

Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.

Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго.

Кто из вас знает, что такое государственный гимн?

(учащиеся высказывают свое мнение)

Педагог: Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.

Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования. Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна?

(следуют ответы учащихся)

Педагог: Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Я прошу вас встать под гимн России

Из опыта работы: целесообразно сопроводить прослушивание гимна слайдами, отражающими славные страницы российской истории.

Педагог: Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.

Из опыта работы: возможно в завершение классного часа дать прослушать учащимся величественную музыку, под которую просмотреть слайды видов России.

Поделиться: