Церковный праздник день михаила, его даты по календарю. Именины михаила

В этот день отмечают церковный праздник - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, в который чествуют ангелов и архангелов.

Праздник был установлен в 4 веке Лаодикийским собором. Выбор даты связан с нумерологией: ноябрь - девятый месяц от начала года (которое в древности отмечалось в марте), что символизирует девять ангельских чинов. Восьмое число (по Юлианскому календарю) месяца - указание на «день осмый», в который должен произойти Собор всех сил Небесных во время Страшного суда.

Поскольку на Руси в этот день часто случалась оттепель, и дороги оттаивали, его иногда называли Михайловские грязи. Люди говорили: «Если Михайло путь порушил, не жди его до зимнего Николы». Однако, не меньшей редкостью были и михайловские морозы, о которых отзывались иначе: «Михайло мосты мостит».

По погоде на Михайлу судили о предстоящей зиме. Если наблюдали в этот день иней - нужно было ждать больших снегов. Если Михайлов день начинался с тумана - готовились к оттепели

В деревнях начинались михайловские праздники, знаменующие окончание всех летних и осенних сельских работ. Кроме того, к этому времени крестьяне получали выручку за проданные товары, а работникам выплачивались заработанные ими деньги. Хозяйки накрывали столы, готовили вкусные блюда - начинались пиры и гуляния. В этот день считалось не зазорным и побывать в гостях, и самому гостей принять.

Угощались на Михайлу обычно домашним пивом, пирогами из свежей муки, медом, жареным мясом. Празднования часто затягивались на целую неделю - до строгого Филипповского поста.

Что такое Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных - христианский праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 21 ноября по новому стилю (8 ноября - по старому). Совершается праздник в ноябре - девятом месяце от марта (раньше с марта начинался год). Дело в том, что, согласно христианскому богословию, существует девять ангельских чинов. А восьмой день месяца (по старому стилю) - указывание на будущий Собор всех сил небесных, который состоится в день Страшного Суда. Святые отцы называли Страшный Суд «днем восьмым».

Когда празднуется Собор Архистратига Михаила

Празднование Собора архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных совершается 21 ноября по новому стилю (8 ноября - по старому). Это непереходящий праздник.

Что можно есть на Собор Архистратига Михаила

Поста в этот день нет, то есть православные христиане могут есть любую пищу.

Ангельские чины

Чины ангельские бывают трех иерархий. Высшая - это Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (в переводе «Пламенеющие, Огненные»). Средняя - Господства, Силы и Власти. Низшую - Начала, Архангелы и ангелы.

Все чины небесных сил называют ангелами. Ангел значит «вестник». Это отражает их предназначение - доносить до людей Божию волю, быть защитниками и учителями людей. Архангел Михаил стоит над всеми девятью чинами и поэтому называется архистратигом.

Мы знаем также имена других архангелов: Гавриил («сила Божия»), Рафаил («врачевание Божие»), Уриил («свет Божий»), Селафиил («молитвенник Божий»), Иегудиил («славящий Бога»), Варахиил («благословение Божие»), Иеремиил («возвышение к Богу»).

Архангел Михаил

Архангел Михаил в переводе с древнееврейского значит «кто, как Бог» или чуть по-другому, с вопросительной интонацией - «кто, как Бог?». Его называют архистратигом, потому что он возглавил небесное воинство, которое восстало на отпавших от Бога ангелов и их предводителя Денницу. Денницу мы знаем также как Люцифера, что в переводе означает «утреннаяя звезда». Этого ангела Господь наделил великими совершенствами, но за свою гордыню и восстание против Творца Денница был низвергнут с Неба.

В чем помогает Архангел Михаил, о чем молятся Архангелу Михаилу

Согласно иерархии чинов ангельских, Архангелы благовествуют о людям о Тайнах Божиих, открывают нам Божию волю. Исторически на Руси Архангелу Михаилу молились о помощи в избавлении от скорби, при входе в новый дом и на основание дома, о покровительстве царского трона и, вообще, государства, о спасении и сохранении России.

История празднования Собора Архистратига Михаила

Праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был установлен постановлением Лаодикийского собора, который состоялся примерно в 363 году - за несколько лет до Первого Вселенского Собора.

Архангел Михаил в Ветхом Завете

Предание Церкви, которое почитается верующими наравне со Священным Писанием, говорит о том, что Архангел Михаил был участником многих ветхозаветных событий. Например, указывал дорогу израильтяням во время исхода из Египта - в виде облачного столпа днем и огненного столпа ночью. Кроме того открыл Иисусу Навину волю Господа на взятие Иерихона и перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, заключенному в рве со львами.

Чудеса, связанные с именем Архангела Михаила

С именем Архистратига Михаило связано множество чудес. Вот лишь одна из историй. Архангел Михаил спас афонского отрока. Юношу хотели утопить грабители: мечтали заполучить роскошную сокровищницу, которую тот случайно нашел. В память об этом чуде болгарский царедворец Дохиар построил на Афоне храм в честь архангела Михаила. Найденное отроком золото пошло на убранство церкви.

Есть и чудеса, которые произошли на русской земле. Например, в Волоколамском Патерике можно прочитать рассказ преподобного Пафнутия Боровского о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород».

Чудо Архангела Михаила в Хонех

Чудо Архистратига Михаила в Хонех произошло в IV веке. Как говорит легенда, во Фригии (внутренняя область на западе Малой Азии) находился храм, построенный в честь Архистратига Михаила. Около того храма тек источник, в котором, по молитве Архангелу Михаилу, исцелилась немая дочь одного из местных жителей. В благодарность небесному заступнику мужчина возвел здесь храм. К источнику за исцелением шли не только христиане, но и язычники, многие из которых отрекались от идолов и обратились ко Христовой вере.

В храме святого Архистратига Михаила в течение 60 лет пономарил благочестивый Архипп. Однажды язычники задумали уничтожить храм и убить пономаря. Для этого они соединили две горные реки в одно русло и направили их течение на храм. Святой Архипп горячо молился Архангелу Михаилу, и Архистратиг явился ему, жезлом открыл в горе расселину и увел в нее воды бушующего потока. Храм остался невредимым. Место, где совершилось чудо, получило имя Хоны, что означает «отверстие», «расселина». Отсюда - название «чудо Архангела Михаила в Хонех».

Икона Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

На иконах Архангелов изображают в соответствии с родом их служения. Михаил попирает ногами дьявола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой - копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Гавриил написан с райской ветвью, которую он принес Деве Марии в день Благовещения, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа - в левой. Рафаил держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу. Уриил держит в поднятой правой руке на уровне груди обнаженный меч, в опущенной левой руке - «пламень огненный». Селафиил изображен в молитвенном положении, смотрящим вниз, руки сложены на груди. Иегудиил в правой руке держит золотой венец, в левой - бич из трех красных (или черных) веревок. На одежде Варахиила изображено множество розовых цветов, а Иеремиил держит в руке весы.

Молитвы Архистратигу Божиему Михаилу

Молитва первая Архистратигу Божиему Михаилу

Святый и великий Архангеле Божий Михаиле, неисповедимыя и пресущественныя Троицы, первый во Ангелех предстоятелю, рода же человеческого приставниче и хранителю, сокрушивый со воинствы своими главу прегордаго денницы на небеси и всегда посрамляяй злобу и коварства его на земли!

К тебе с верою прибегаем и тебе с любовию молимся: буди щит несокрушим и забрало твердо Святей Церкви и православному отечествию нашему, ограждая их молниеносным мечем твоим от всех враг видимых и невидимых. Буди наставник премудр и споспешник всем православным христианом, износя им от Престола Царя царствующих просвещение и силу, радость, мир и утешение. Буди вождь и соратай непобедим Христолюбивому воинству нашему, венчая его славою и победами над супостаты, да познают вси противляющиися нам, яко с нами Бог и святии Ангели Его!

Не остави о Архангеле Божий, помощию и заступлением твоим и нас, прославляющих днесь святое имя твое; се бо, аще многогрешнии есмы, обаче не хощем в беззакониих наших погибнути, но еже обратитися ко Господу и оживленным быти от Него на дела благая. Озари убо ум наш светом Божиим, да возможем разумети, что есть воля Божия о нас благая и совершенная, и ведети вся, яже подобает нам творити и яже презирати и оставляти. Укрепи благодатию Господнею слабую волю и немощное произволение наше, да утвердившеся в законе Господни, престанем прочее влаятися земными помыслы и похотьми плоти и ради тленнаго и земнаго вечная и небесная безумне забывати. Над всеми же сими испроси нам свыше истиннаго покаяния, нелицемерную печаль по Бозе и сокрушение о гресех наших, да остающее нам число дней временнаго жития нашего во изглаждении зол, содеянных нами, совершим. Егда же приближится час скончания нашего и свобождения от уз бреннаго сего телесе, не остави нас, Архангеле Божий, беззащитных противу духов злобы поднебесных; обыкших преграждати души человечестей восход в горняя, да, охраняеми тобою, безпреткновенне достигнем оных преславных селений райских, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная, и сподобимся узрети Пресветлое лице Всеблагаго Господа и Владыки нашего и Тому воздати славу, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая Архистратигу Божиему Михаилу

О святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небеснаго Царя воеводо! Прежде Страшнаго суда ослаби ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, седящему на Херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством послет ю в место покойное.

О, грозный воеводо Небесных Сил, предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! Помилуй мя грешнаго требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго, и сподоби мя непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго суда Его. О, всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы, недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних сил.

Кондак Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы, Ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милость, яко Безплотных Архистратизи.

Интересные факты об Архангеле Михаиле

Считается, что именно Архангел Михаил являлся и помогал Жанне д’Арк. Архистратиг поручил Жанне осуществить ее миссию - короновать Карла VII в Реймсе. По легенде, при освобождении Орлеана от англичан Михаил в окружении всего сонма ангелов, сияя появился в небе и сражался на стороне французов.

По преданию балканских христиан, Архангел Михаил научил мучеников Флора и Лавра искусству управлять лошадьми. Именно поэтому на местных иконах Флора и Лавра часто изображают с конями, поводья которых держит в руках Архистратиг.

Коптские христиане посвятили святому Михаилу главную реку Египта - Нил. Копты переняли византийскую традицию празднования в честь архангела Михаила, но перенесли его дату на 12 ноября. Также 12-го числа каждого месяца в Коптской Церкви совершается специальная служба в воспоминание святого Михаила, а 12 июня, когда Нил выходит из берегов, Архистратига славят за разлив реки и будущий урожай.

Митрополит Антоний Сурожский. Об именах и ангелах. День Архистратига Михаила.

«Никто как Бог» – в этом выразилось все знание великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет – он встает и свидетельствует. В этом его приобщенность к сиянию Божества, и в этом мера, в которой он являет это сияние и открывает нам путь к тайне Господней своим словом и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.

Есть место в книге Откровения, где тайнозритель Иоанн повествует нам, что когда придет время и мы все будем в Царстве Божием, то каждый получит имя таинственное, которое знает только Бог, дающий его, и познает тот, кто его получает. Это имя как бы содержит в себе всю тайну человека; этим именем сказано все о нем; этого имени никто не может знать, кроме Бога и получающего его, потому что оно определяет то единственное, неповторимое соотношение, которое существует между Богом и Его тварью – каждой, единственной для Него тварью.

Мы носим имена святых, которые прожили и осуществили на земле свое призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны бы вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Ведь он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя, но научиться от жизни того или другого человека, святого или даже грешного, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно.

И вот сегодня мы празднуем честь и память Архистратига Михаила в окружении Ангелов Господних. Ангелы – это вестники; Ангел – это тот, кого Господь может послать с поручением и кто до конца, совершенно исполнит его. Может показаться странным, что целую группу тварей Господних мы называем именем, которое обозначает их должность, их служение, словно в них нет ничего другого. И на самом деле это так, и в этом их святость: очищенные, сияющие Божиим светом, по слову Григория Паламы и наших богослужебных книг, они являются вторыми светами, отблесками вечного света Божественного. В них нет той непрозрачности, той потемненности, которая позволяет нам называться именем, и это имя и есть определение нашего места перед лицом Божиим и нашего места в творении Господнем. Они – светы вторые.Что это значит?

Это значит, что некий божественный свет льется через них беспрепятственно, свободно, широкой рекой; но не просто как по пустому желобу, не только как через безжизненное стекло, а так, как льется, и искрится, и сияет, и множится свет, когда он падет на драгоценный камень, дойдет до его сердца и оттуда ответным сиянием бьет в стороны, озаряя, а порой и ослепляя своей красотой.

Это образ подлинной святости, и в этом отношении они действительно Ангелы, потому что мы их узнаем, переживаем только как сияние Божественного света, сияние не уменьшенное, не потемненное, но сияние приумноженное и радостотворное, приносящее жизнь, – а сущность их бытия и сущность их святости остаются тайной между ними и Богом, Который познает глубины Своей твари…

Но их личная святость явлена нам еще особо тем отдельным именем, которым каждый из них назван. Некоторые из этих имен вошли в Священное Писание, были открыты опыту Церкви и показывают нам, в чем их особая святость. Архистратиг Сил Небесных, которому посвящены многие среди нас здесь и многие в стране Российской, назван Михаилом. «Михаил» – слово еврейское, и оно значит «Никто как Бог»; и это слово выражает все стояние великого Архангела, когда Денница восстал против Бога, желая утвердить себя в некоторой, хотя бы тварной, обособленности и самостоятельности, и когда встал великий Архангел Михаил и произнес одно это слово, которое определило все для него: «Никто как Бог», и утвердило его в таком отношении с Богом, что сделало его хранителем врат райских. «Никто как Бог» – в этом выразилось все знание великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет – он встает и свидетельствует. В этом его приобщенность к сиянию Божества, и в этом мера, в которой он являет это сияние и открывает нам путь к тайне Господней своим словом и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.

На иконах Архангел Михаил изображается в латах, с пламенеющим мечом в руке. Он попирает дракона, который знаменует собою зло; Архангел стоит во вратах рая, не давая войти в это святое и священное место тем, кто к этому не готов; и еще он изображается на тех вратах иконостаса, через которые духовенство выходит из алтаря: священник с Евангелием, на Великом Входе, или дьякон на ектении; и это те врата, через которые в литургическом, богослужебном порядке никто не входит во Святая Святых, в алтарь.

Другой Архангел, Гавриил, чье имя означает «Крепость Божия», изображается на тех вратах, через которые дьякон во время богослужения входит обратно в алтарь. Гавриил – тот, который возвещает нам, что дверь открыта, чтобы нам снова войти в присутствие Божие; что сила Божия явлена, что Бог победил и мы спасены. От Евангелиста Луки мы знаем, что Архангел Гавриил принес Захарии весть о рождении Иоанна Крестителя, он же возвестил Деве Марии, что Она обрела благодать у Бога и родит миру Спасителя; поэтому мы видим его на иконах с оливковой ветвью в руках – знаком примирения Бога с миром.

Об Архангеле Рафаиле мы читаем в книге Товита, как он сопутствовал сыну его Товии и исцелил Товита и его невестку, и имя его означает «Исцеление Божие»; и о других Архангелах и Ангелах говорит нам Священное Писание; и вера Церкви, опыт христианский говорят нам об Ангелах-хранителях.

О дне памяти святого, имя которого мы носим, мы говорим, что это «день нашего Ангела». И в каком-то смысле, в смысле нашего посвящения святому это верно; но с разными святыми людьми – как и с окружающими нас простыми людьми – общение у нас складывается по-разному: одни нам лично ближе, через молитву и через их житие, которому мы хотели бы подражать; другими мы восхищаемся как бы издали. С Ангелом же Хранителем отношения наши совсем иные: мы ему поручены, и он – Хранитель наш, независимо как бы от того, обращаемся ли мы к нему, помним ли вообще о нем или нет, – как наши мать и отец, с которыми у нас неразрушимая связь, что бы мы ни думали, как бы ни поступали по отношению к ним, как бы ни вели себя…

И еще: один человек на земле был назван вестником и Ангелом веры церковной: это Креститель Иоанн, и о нем мы читаем слова, именно подобные тому, что я сейчас говорил об Ангелах. О нем начало Евангелия от Марка говорит: Он – глас вопиющего в пустыне… Он глас, он – только звук Господня голоса, он – Ангел, потому что через него говорит Сам Бог, а сам он о себе говорит, что ему надо умаляться, чтобы в полную меру встал перед людьми образ Господень.

Это – путь на земле; мы должны малиться, умаляться, постепенно терять то, что кажется таким драгоценным, а на самом деле есть сгущенность нашего видимого естества. Мы должны постепенно делаться прозрачными, чтобы стать как бы невидимыми - как драгоценный камень невидим и обнаруживается только тем светом, который, ударяя в него, осиявает все вокруг. Тогда мы как будто теряем что-то из своего временного существа, но для того только, чтобы приобрести неотъемлемое познание Бога, единственное, которое каждый из нас, кто называет себя «я», может иметь и которое он может явить всем другим, потому что каждый из нас познает Бога единственным и неповторимым образом. Наш путь - от земли на Небо, от тяжелой нашей воплощенности в просветленность и прозрачность… Ангелом на земле является неложный свидетель - Иоанн Креститель, который на пути, и Тот, Кого Священное Писание называет «Великого Совета Ангел» - Бог, пришедший во плоти.

Вот те образы, те мысли, те думы из нашего почитания Ангелов, из нашей любви к ним, из нашего с ними общения в молитве и их заступления за нас, которые нам могут помочь найти путь нашей собственной души от земли на Небо, от собственной потемненности к совершенному просвещению. Молитвами святых Ангелов и Архангелов да даст нам Господь, отрешившись от себя, вольной волей, любовью к Богу, начать умаляться до того, чтобы полной мерой воссиял Сам Бог в каждом из нас. Аминь.

Архангельский собор в Кремле

Собор святого Архистратига Михаила в Кремле издревле был усыпальницей великих князей и русских царей. В старину его называли «церковью святого Михаила на площади».

История Архангельского собора восходит к XIV веку. В 1333 году первый великий московский князь Иван Калита заложил белокаменную церковь во имя святого Архангела Михаила, которого русские люди считали покровителем воинов. В 1505-1508 годах на месте древнего храма был возведен новый величественный собор. Строительством руководил приглашенный великим князем венецианский архитектор Алевиз Новый.

С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке. Гробницы династии Рюриковичей - вдоль стен храма. Гробницы царей из династии Романовых - у юго-западного и северо-западного столпов. Первый русский царь Иван Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора.

Среди наиболее почитаемых святынь Архангельского собора были мощи святого князя Михаила Черниговского, погибшего мученической смертью в Золотой Орде и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Останки святых не предавали земле, а помещали в особые ковчеги - раки, предназначенные для поклонения верующих. Рака с мощами царевича Дмитрия установлена у юго-западного столпа под резной каменной сенью.

Стенописью собор был впервые украшен в царствование Ивана Грозного. От этой древней росписи сохранились лишь небольшие фрагменты на столпах храма и несколько композиций в алтаре и царской усыпальнице. В 1652-1666 годах собор расписали заново - работала большая артель русских мастеров. Работами руководил знаменитый царский живописец Симон Ушаков.

Среди святых, изображенных на столпах храма, мы видим княгиню Ольгу, великого князя Владимира, крестителя Руси, его принявших мученическую смерть сыновей Бориса и Глеба, князей Андрея Боголюбского, Александра Невского, Даниила Московского. Уникальной особенностью росписи Архангельского собора является цикл надгробных портретов: в нижнем ярусе над захоронениями князей-Рюриковичей написаны их «воображаемые» портреты. Эта «портретная» галерея исторических лиц открывается изображением великого московского князя Ивана Калиты и завершается изображением Георгия Васильевича, младшего брата Ивана Грозного.

Иконостас собора, увенчанный Распятием, устроен в царствование Федора Алексеевича Романова в 1679-1681 годах. Все иконы написаны мастерами царской Оружейной палаты. Лишь в местном, нижнем ряду сохранилось несколько древних икон. Справа от Царских врат, находится храмовая икона собора - «Архангел Михаил в деяниях», созданная около 1399 года. По преданию, эта икона была написана по заказу вдовы Дмитрия Донского монахини Евдокии в память о великом князе и его победе в битве на Куликовом поле.

Михайлов день - народные обычаи празднования Собора Архистратига Михаила

На Руси Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был одним из самых веселых праздников. С этого дня скот загоняли в хлева - на зимний корм. Устраивали широкое застолье, звали в избу гостей. Пекли пироги, подавали к столу свежий медом. Гулянье могло длиться целую неделю - так крестьяне готовились к строгому Рождественскому, или Филипповскому, посту.
За несколько дней до Собора Архистратига Михаиласвященник с причтом ходили по домам прихожан и служили молебны. Хозяева в благодарность угощали их ковригой хлеба или деньгами - от 5 до 15 копеек со двора.

Михайлов день в 2017 году

В простонародье его также называют Михайловские грязи и Михайловские оттепели, по причине наступления тепла и появления грязи на дорогах. Верующие православной церкви в этот день празднуют Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Михайлов день 19 сентября или 21 ноября

Михаил считается самым главным среди Ангелов и Архангелов, сотворенных Господом Богом, а Собор – их соединением в единое целое.

Ежегодно 21 (8) ноября церковью отмечается замечательный и светлый праздник - Собор Архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных – невидимых ангелов, которые сотворены Богом прежде человека. И хотя он не входит в число великих и двунадесятых торжеств, тем не менее всегда был очень почитаемым и любимым на Руси.

Михайлов день в 2017 году какого числа у православных календарь

Немного истории Праздник Архангела Михаила, или просто Михайлов день, учрежден давно, в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе. В апостольские времена появилось неверное, еретическое мнение о том, что непосредственно к Христу обращаться в молитве нельзя, а можно только к Ангелам.

Им поклонялись как творцам и правителям мира. Установленным соборным правилом было осуждено и отвержено это ложное учение, и утверждено правильное, христианское их почитание как Божиих служителей.

Михайлов день приметы и обряды

Традиционно в Михайлов день начинаются гуляния. Завершаются все сельскохозяйственные работы, и это отмечается с размахом, плясками и пением.

В течение недели столы ломятся от яств, на которых обязательно должно присутствовать пиво, жареное мясо, мед и пироги.

В этот день задабривается дворовой – младший брат домового. Считается, что если его не ублажить, то он покинет двор, а его место займет лихо. Для этого необходимо прочитать заговор, принести ужин в хлев и провести дегтярную полосу во дворе – границу для дворового.

Михайлов день приметы

Если утром появился иней, то зима будет снежной.

Если утром стелется туман – жди оттепели.

Если рассвет наступает раньше – быть стуже.

Если день выдался ясным, то скоро придут крепкие трескучие морозы.

Если на деревьях осталось мало шишек, а на дубе много желудей, то зима будет мягкой теплой.

Если в Михайлов день идет мокрый снег, то весна будет дождливой.

Если услышать колокола в этот день, то придет беда в дом

Как отмечают праздник Архангела Михаила (Михайлов день)

Михайловым днем на Руси традиционно начинались народные празднования и гуляния по завершении сельских работ. Праздник Михаила (Архангела) 21 ноября отмечался верующими шумно и весело.

У православных народов в этот день каких-либо особых обычаев не было, однако в каждом доме верующие с большим гостеприимством и радостью ожидали и принимали гостей. Да и сами старались сходить в гости. Гулянье было на славу: урожай к тому времени уже был собран, и все необходимые сельскохозяйственные работы заканчивались. В праздник святого Архангела Михаила вина не жалели, оно просто текло рекой. Гуляли в течение целой недели, так как далее начинался Филипповский пост, который подготавливал верующих христиан к радостной встрече Рождества Христова.

Праздник Архангела Михаила был окончанием свадебного сезона. В этот день было принято угощать всех гостей студнем и пирогом. Трапеза начиналась, как правило, с лапши и выпивки, ну а уже потом подавались мясные блюда. Чай пили с пирогами да баранками. Главное пиршество закатывалось на следующий день рано утром. А на третий день приезжали гости из других деревень.

В последнее время православные верующие христиане все чаще обращаются за помощью к святым. У данной тенденции имеются противники, объясняющие свою позицию тем, что главной силой обладает Господь, а, значит, ему и нужно молиться. Однако такие люди забывают простую вещь: не всегда возможно «достучаться до небес» напрямую, и святые оказывают простым смертным в этом деле недюжинную поддержку. Впрочем, есть еще более могущественные посредники между Господом и человечеством: архангелы. 19 сентября Церковь вспоминает одного из них и чудо, им совершенное – Архистратига Михаила.


Общие сведения о слуге Божьем

Архангелами называют высших ангелов – созданий, являющихся самыми близкими к Творцу мира. Архангел Михаил возглавляет сонм Небесных Сил. Не зря на иконах и фресках его изображают с огненным мечом в руках. Именно Архистратиг Михаил, согласно библейской ветхозаветной истории, стоял у врат, ведущих в рай. На этот факт указывает нимб над головой ангельского вождя, изображаемый иконописцами с растительными орнаментами.


Кроме того, главный архангел – это лютый враг дьявола и вообще нечистой силы. Немало существует икон, на которых можно увидеть Михаила, попирающего ногами и копьем символизирующего царя ада дракона. Рассматривается в христианской традиции ангельский вождь и в роли судьи, взвешивающего души грешников на Страшном Суде.

Если коснуться этимологии выражения «архангел Михаил», то выяснится следующее: первое слово состоит из двух частей – «арх» (старший) и «ангел» (посланник), второе означает буквально «кто как Бог». Имя Архистратига имеет еврейское происхождение и в переводе его традиционно подразумевается знак вопроса, свидетельствующий о том, что никто не равен Творцу. Однако, если обратиться к отечественному варианту расшифровки, получится противоположная по смыслу интерпретация: Михаил – «который, как Эл (или Эль)». «Эл» традиционно в русском языке означает «Бог». Таким образом, перевод имени высшего архангела «Кто как Бог» может рассматриваться в данном контексте как утверждение – в этом случае оно подразумевает наделение высшего архангела полномочиями Эля, то есть Господа.


В Священном Писании об Архистратиге упоминается неоднократно. Так, на страницах Ветхого Завета Михаил фигурирует как «князь великий», «один из первых князей». В Новом Завете имеется эпизод, где применительно к начальнику ангелов Божиих используется непосредственно термин «Архангел».

Чудо Архистратига Михаила в Хонех

Праздник 19 сентября – это одна из двух религиозных дат, посвященных начальнику над Ангелами Господними христианской Церковью. Она призывает верующих вспомнить о конкретном чуде, совершенном Архистратигом Михаилом в Хонех. Последнее имело место быть в IV-м веке. Предание гласит, что в местности под названием «Херотопа», располагающейся близ города Иераполя, стоял храм Божий, построенный в честь главного Архангела. Около этой церкви протекал источник. Вода в нем обладала целебными свойствами. Возвел тот храм один из местных жителей, будучи безмерно благодарным святому Архистратигу Михаилу за дарование исцеления его дочери: девушка в свое время страдала немотой. Однажды вождь Сил Небесных явился к отцу больной во сне и молвил, что дочь его тогда исцелится от недуга, когда выпьет воды из источника. Надо сказать, узревший пророческое видение мужчина не был на тот момент христианином, но архангелу поверил.

Все случилось, как говорил во сне Архистратиг Михаил: больная девушка испила воды из целебного источника, и тотчас к ней вернулся дар речи. Обрадованный отец вчерашней страждущей принял после произошедшего святое Крещение со всем своим семейством. В дальнейшем, как уже выше упоминалось, возле святого источника вырос стараниями родителя выздоровевшей девушки храм, посвященный Михаилу Архангелу. К нему за исцелением стали стекаться паломники, причем как христианской веры, так и языческой. Многие из поклонявшихся идолам после обретения от источника выздоровления отрекались от прежней «религии» и принимали Крещение.


В храме Архангела Михаила регулярно совершались богослужения. Пономарем там был один благочестивый человек по имени Архипп. Он более 60-ти лет исполнял свои обязанности в этой церкви, много усилий приложил для обращения язычников в истинную веру в единого Бога, совершая проповеди. Архипп всегда находился при храме. И вот однажды озлобленные на христианство вообще и благочестивого пономаря в частности идолопоклонники решили погубить ни в чем не повинного служителя церкви.

Преследуя свою коварную цель, язычники соединили в одно общее русло две горные реки и направили весь этот мощный поток воды в церковь святого Архистратига Михаила. Архипп же не бросил храма, а стал воздавать пылкие молитвы вождю ангельских сил, дабы тот не допустил трагедии. Пламенные просьбы пономаря были услышаны архангелом. Он сам явился к церкви, где находился Архипп, жезлом своим ударил в гору, открыв расселину, после чего повелел устремиться в последнюю водному потоку.

Бедствие миновало: река никак не задела храм Божий. Язычники ужаснулись увиденному и в страхе пустились в бегство – подальше от церкви. Христиане же, напротив, собрались вокруг храма, и спасенный Михаилом Архангелом пономарь Архипп был с ними. Все присутствующие возблагодарили великого князя сил Ангельских за оказанную им так вовремя помощь. Место, где произошло чудо, получило название «Хоны». В переводе это слово означает буквально «расселина», «отверстие».

Приметы

В народе религиозная дата 19 сентября именуется Михайловым днем либо Михайловым чудом. В этот день издавна устраивались в селах и деревнях пиры да гуляния. Данная традиция зародилась неспроста, ведь праздник Михайлова чуда приходился аккурат на окончание летних работ, к тому же скот, как правило, с указанного числа загоняли на зимний корм в хлева.

Михайлов день принято было отмечать в шумной компании. В каждой избе присутствовало множество гостей. Согласно обычаю, хорошо в этот день и самим в гости ходить, и у себя гостей принимать. Праздник был сытным: столы ломились от яств. Тут находилось место и пиву, и пирогам, и меду, и жареным блюдам. Грешно было работать в Михайлов день. Предки наши верили, что не соблюдающие данный запрет непременно получат наказание от самого Архистратига Михаила, который ходит по земле в виде бедно одетого старца и проверяет всех и каждого. Если же человек вынужден в праздник трудиться по приказу хозяина, ответственность за совершенный батраком грех ложится на господина.

День Архангела Михаила или, как называется этот праздник в православном церковном календаре, Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, издавна отмечался нашими предками.

В народе его называют Михайловым днем, а также Михайлом-грязником, Михайловыми оттепелями, Михайловскими грязями (так как в это время нередко наступает оттепель и на дорогах появляется грязь). Мы расскажем об истории этого праздника, о том, когда будет Михайлов день в 2019 году и о связанных с ним обычаях и приметах.

Когда День Архангела Михаила в 2019 году?

Эта памятная дата была установлена Лаодикийским собором христианской церкви в 360 году. День празднования был выбран в соответствии с христианской символикой. Дело в том, что в те времена Новый год отмечали в марте, а ноябрь, соответственно, был девятым месяцем в году, и символизировал девять чинов архангелов.

Число 8 означало день, когда Небесные силы должны собраться на Страшном суде. Ожидается, что именно ангелы будут свидетельствовать на нем о жизни людей и обо всех деяниях, которые те совершили.

А когда мы будем отмечать Михайлов день в 2019 году? Православная церковь ежегодно празднует его 21 ноября (8 ноября по старому стилю). Праздник является непреходящим, то есть его дата закреплена в церковном календаре и всегда приходится на один и тот же день. Хотя он не входит в число великих и двунадесятых торжеств, он всегда был почитаемым и любимым на Руси.

В День празднования в честь Архангела Михаила, в храмах будут вспоминать о его деяниях. В переводе с еврейского языка его имя означает «кто как Бог».

Напомним об иерархии ангелов в Библии. Они были созданы Богом и служат Ему. Чаще всего их изображают с белоснежными крыльями за спиной. При крещении Бог дает каждому верующему ангела-хранителя, который охраняет человека и наставляет его на добрые дела.

Ангельские чины имеют три иерархии: высшую, среднюю и низшую. К высшей относятся Серафимы, Херувимы и Престолы, к средней – Господства, Силы и Власти, к низшей – Начала, Архангелы и Ангелы. Архангелы несут людям благие вести, открывают тайны веры, пророчества, укрепляют веру людей. Над всеми девятью чинами поставлен верный служитель Бога – Архистратиг Михаил.

В Священном Писании он называется «князем», «вождем воинства Господня», в православии – архистратигом, что означает главу святого воинства ангелов и архангелов, ведь именно Михаил возглавил борьбу с отпавшими от Бога ангелами.

Он считается главным борцом против дьявола и людского беззакония, защитником верующих «от видимых и невидимых врагов и злых духов». Это один из высших ангелов, принимающий близкое участие в судьбах Церкви. Он также покровительствует воинам, помогая им в сражениях и укрепляя боевой дух.

Когда мы будем отмечать Михайлов день 21 ноября 2019 года, то будем вспоминать о сотворенных им чудесах. Он указывал дорогу израильтянам в виде огненного столпа, когда они шли из Египта; он спас некоего юношу, когда его хотели убить грабители, чтобы заполучить сокровищницу, которую тот случайно нашел.

Одно из самых известных чудес, сотворенных Михаилом, произошло в Хонех (Колоссах), в честь чего православная церковь ежегодно отмечает праздник 19 сентября (6 сентября по старому стилю).

История этого праздника такова. Согласно легенде, во Фригийских землях, в городе Иерополе был возведен храм, посвященный Архангелу Михаилу. Эту церковь построил один из жителей города после того, как его единственная дочь исцелилась благодаря открытому в этом месте источнику.

В храме в течение 60 лет служил пономарем Архипп Херотопский, который вел благочестивый образ жизни и обращал в христианство язычников. Властители города, которые решили разрушить храм и убить Архиппа, велели соединить течения двух рек в один поток, устремившийся на храм.

Увидев его, Архипп обратился с молитвой к Архангелу Михаилу. Архистратиг, который явился перед ним, ударил жезлом по горе, и в ней открылась расселина, куда и устремились воды. Место, где совершилось это чудо, получило название Хоны (так называют расселину, отверстие).

Этим событиям посвящена икона чуда Архангела Михаила в Хонех. На ней он попирает копьем змея. В правой части иконы может изображаться башня со старцем.

Перед этой и другими иконами верующие возносят молитвы к Архангелу Михаилу:

«О святый Михаиле Архангеле, помилуй нас, грешных, требующих твоего заступления, сохрани нас, раб Божиих (имена), от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго и сподоби нас непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его. О всесвятый, великий Михаиле Архистратиже! Не презри нас, грешных, молящихся тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби нас тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков».

День Архангела Михаила издавна отмечается на Руси. За долгие годы сложились его традиции. Этому святому молятся об укреплении сил, исцелении от различных заболеваний, избавлении от скорбей и бед; у Михаила просят защиты от всех видимых и невидимых врагов.

К этому дню закончены работы в поле, собран урожай, так что праздник в старину отмечали весело, с песнями и плясками, принимали гостей и сами ходили в гости. В это время наши предки старались не выполнять тяжелую работу, так как считали, что святой Михаил в облике бедного старца ходит по земле и проверяет, насколько уважительно к нему относятся.

К столу подавали праздничные блюда (жареное мясо, пироги) и пиво в течение целой недели, ведь затем начинался Филипповский пост, когда верующие готовились к встрече Рождества Христова. Праздник архангела Михаила также знаменовал окончание свадебного сезона. Считалось, что если попариться в этот день бане, долго не будешь болеть.

До нашего времени сохранились связанные с ним языческие обычаи, которые соблюдаются в народе. На Михайлов день принято задабривать дворового – младшего брата домового. Считается, что если ему не угодить, то он покинет двор, а его место займет лихо. Принято читать специальные заговоры, приносить угощение в хлев и проводить дегтярную полосу во дворе – границу для дворового.

Славяне связывали этот праздник с началом зимы, недаром бытовали поговорки: «С Михайлова дня зима стоит, земля мерзнет», «Со дня Михаила Архангела зима морозы кует». Когда наступит День Архангела Михаила в 2019 году, можно будет судить о погоде предстоящей зимой и весной.

Существует множество примет, связанных с этим праздником:

  • если день выдался ясным, то скоро стоит ждать крепких морозов;
  • если утром на деревьях появился иней, то зима будет снежной;
  • если в Михайлов день идет мокрый снег, то весна будет дождливой, и др.

На Михайлов день 2019 года, поздравьте с этим праздником своих друзей и родных, пожелайте им здоровья и счастья:

Михайлов день пришел к вам в дом.
Пусть мир, достаток будут в нем,
Пусть солнце светит вам с небес.
Вы ждите в этот день чудес!

Желаем благ всех и добра,
А в семьях – радости, тепла.
Пусть Бог всегда вас бережет,
Пусть праздник счастье принесет!

Считается, что этот праздник завершает год, когда все работы на селе уже закончены и жизнь становится спокойнее и размереннее. Все помыслы добрых христиан обращаются к Рождеству — ведь всего через неделю, 28 ноября, начинается Рождественский пост.

Как подсчитала статистика, в честь Св. архангелов Михаила и Гавриила названы более 70 тысяч граждан Молдовы.

История праздника уходит в глубину веков

День, в который вместе со Св. архангелом Михаилом обычно вспоминают и архангела Гавриила, особо почитаем в нашей стране. Это один из самых старинных православных праздников, который уходит корнями в историю древних народных обычаев, тесно связанных с сельскохозяйственным циклом, на переломе осени, которая склоняется к зиме.

Церковная же традиция торжественнее и глубже. Полностью этот православный праздник называется "Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных". Как видно из названия, Св. архангел Михаил — Архистратиг, командующий — ведет целое небесное воинство, во главе которого стоят архангелы Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил.

21 ноября — в напоминание о "дне восьмом"

Совершается праздник в ноябре — в девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) — в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских.

А день месяца (8 ноября, по старому стилю, 21 — по новому) указывает на будущий Собор всех небесных сил в день Страшного Суда, который святые отцы называют «днем восьмым» (в Евангелии от Матфея говорится, что на восьмой день "приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним" (Мф. 25, 31).

Вот так, сместившийся гражданский календарь растворил в себе символизм даты. Возможно, теперь станет понятнее, почему православная церковь так упорно сохраняет юлианский, "старостильный" календарь.

Чем славен Архистратиг Михаил?

Архангел Михаил именуется "князем" и "вождем воинства Господня". Он главный борец против дьявола, и в книге Откровения командует ангелами в бою против сатаны. "И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною". (Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).

Особо почитается Архангел Михаил и в России. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге, собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы — храм-усыпальница в Кремле — посвящен ему. На иконе в Успенском соборе Московского Кремля святые воины — князья русские — изображены под предводительством Архистратига Михаила.

"Все святии Ангелы". Небесное воинство — кто они?

Праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил установлен более 1650 лет назад, в начале IV века, когда Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.

На православных иконах архангелы традиционно изображаются в соответствии с родом их служения:

Архистратиг Михаил - попирает ногами дьявола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой — копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый (красный) крест.

Гавриил - сила Божья, с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и яшмовым зеркалом — в левой.

Рафаил — врачеватель, держит сосуд с целительными снадобьями.

Уриил — просветитель, держит в правой руке обнаженный меч на уровне груди, а в левой руке — «пламень огненный».

Селафиил - молится, сложив руки на груди.

Иегудиил - в правой руке держит золотой венец, в левой — бич из трех красных (или черных) вервий. Этим знаменуется награда от Бога благочестивым и святым людям и наказание грешникам.

Варахиил - изображается с букетами цветов. Считается, что через него посылается благословение Божие на всякое дело, на всякое доброе житейское занятие.

Иеремиил — держит в руке весы. По преданию, Иеремиил посылается к человеку для содействия его возвращения к Богу и призыва к покаянию.

Ангельская иерархия: нет ангелам числа

В православном понимании, ангелы разделяются на три иерархии — высшую, среднюю и низшую, в каждой иерархии — по три чина. Всего же получается 9 чинов.

В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Важнее других — шестикрылые Серафимы (Пламенеющие, Огненные). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

Херувимы изображаются со множеством глаз — "многоочитые". Через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение.

За Херувимами следуют Престолы, они служат правосудию Божию.

В следующей, средней иерархии, перечисляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства наставляют земных властителей мудрому управлению. Они учат владеть чувствами, побеждать искушения, господствовать над своей волей.

Силы дарят благодать чудотворения угодникам Божиим, дают людям духовную крепость и мужество сопротивляться дьяволу.

Власти укрощают силу дьявола и отражают от людей искушения.

В низшей иерархии — Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала охраняют страны и народы. Учат начальников трудиться не личной выгоды, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы открывают тайны веры, просвещая ум людей светом Святого Евангелия.

Ангелы же непосредственно общаются с людьми. Именно они выполняют роль "рядовых бойцов", которые оберегают каждого верующего и наставляют его к добродетельной жизни. По православному преданию, каждому человеку сопутствует ангел-хранитель.

Поделиться: