Об утверждении порядка применения бюджетных мер принуждения. Администрация веренского муниципального образования

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

Об утверждении Порядка бюджетных мер принуждения

от 16.10.2015 N 157-п , от 15.02.2017 N 40-п, от 13.08.2018 N 134-п , от 27.12.2018 N 237-п)

В соответствии с пунктом 4 статьи 306.2 приказываю:

от 27.12.2018 N 237-п)

1. Утвердить прилагаемый Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения.

2. Отделу контрольно-ревизионной работы (Р.В.Оинчинова) в течение 5 рабочих дней после принятия настоящего Приказа разместить его на официальном сайте Министерства финансов Республики Алтай в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра Н.К.Табаеву.

Министр финансов
Республики Алтай
О.В.ЗАВЬЯЛОВА

Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения

Утвержден
Приказом
Министерства финансов
Республики Алтай
от 29 сентября 2014 г. N 133-п

(в ред. Приказов Минфина Республики Алтай от 16.10.2015 N 157-п , от 15.02.2017 N 40-п, от 13.08.2018 N 134-п)

1. Настоящий Порядок определяет процедуру исполнения Министерством финансов Республики Алтай (далее - Министерство) решения о применении бюджетных мер принуждения за совершение бюджетного нарушения в отношении финансовых органов муниципальных образований Республики Алтай, главных распорядителей средств республиканского бюджета Республики Алтай, распорядителей средств республиканского бюджета Республики Алтай, получателей средств республиканского бюджета Республики Алтай, главных администраторов доходов республиканского бюджета Республики Алтай и главных администраторов источников финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Алтай (далее - решение о применении бюджетных мер принуждения).

2. Министерство принимает решение о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации , на основании уведомления органов государственного финансового контроля (в том числе отдела контрольно-ревизионной работы Министерства, осуществляющего функции органа внутреннего государственного финансового контроля Республики Алтай) о применении бюджетных мер принуждения (далее - уведомление).

3. Решение о применении бюджетных мер принуждения (об отсутствии оснований для применения бюджетных мер принуждения) принимается Министерством в течение 30 календарных дней после получения Министерством уведомления и подлежит исполнению в срок до одного года со дня принятия указанного решения.

(в ред. Приказа Минфина Республики Алтай от 13.08.2018 N 134-п)

4. Поступившее в Министерство уведомление рассматривается Заместителем Председателя Правительства Республики Алтай, министром финансов Республики Алтай (исполняющим обязанности министра) и передается заместителю министра, начальнику структурного подразделения Министерства, курирующим соответствующее направление, для подготовки проекта решения о применении бюджетной меры принуждения к нарушителю бюджетного законодательства (об отсутствии оснований для применения мер принуждения) (далее - решение).

(в ред. Приказа Минфина Республики Алтай от 13.08.2018 N 134-п)

5. Копия уведомления передается отделу контрольно-ревизионной работы Министерства для регистрации в Журнале регистрации уведомлений о применении бюджетных мер принуждения (далее - Журнал уведомлений) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку (за исключением уведомлений, направленных отделом контрольно-ревизионной работы Министерства). Уведомления отдела контрольно-ревизионной работы регистрируются в Журнале уведомлений работниками отдела контрольно-ревизионной работы.

6. Проект решения готовится структурным подразделением Министерства в течение 20 календарных дней с даты поступления уведомления в Министерство.

Решение о применении бюджетных мер принуждения принимается в форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.

Решение об отсутствии оснований для применения бюджетных мер принуждения принимается в случае устранения объектом контроля бюджетных нарушений, выявленных органом государственного финансового контроля, признания судом результатов контрольного мероприятия органа государственного финансового контроля недействительными.

7. Структурное подразделение Министерства в течение 3 рабочих дней с даты принятия решения направляет с сопроводительным письмом копию решения органу государственного финансового контроля, направившему уведомление. Также копия решения направляется со служебной запиской в отдел контрольно-ревизионной работы для регистрации в Журнале уведомлений (за исключением случая, указанного в пункте 8 настоящего Порядка).

8. Копия решения, принятого по итогам рассмотрения уведомления отдела контрольно-ревизионной работы Министерства, направляется отделу контрольно-ревизионной работы структурным подразделением Министерства со служебной запиской в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

9. Исполнение решения о применении такой бюджетной меры принуждения, как приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций), осуществляется подготовившим такое решение структурным подразделением Министерства в соответствии с порядком приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Алтай, утвержденным приказом Министерства от 23 апреля 2014 г. N 56-п .

10. Исполнение решения о применении бюджетных мер принуждения в виде бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из республиканского бюджета Республики Алтай местному бюджету, суммы платы за пользование средствами, предоставленными из республиканского бюджета Республики Алтай местному бюджету, пеней за несвоевременный возврат средств республиканского бюджета Республики Алтай осуществляется Управлением Федерального казначейства по Республике Алтай (далее - УФК по РА).

Для применения указанной бюджетной меры принуждения структурное подразделение Министерства, подготовившее решение, не позднее 3 рабочих дней со дня его принятия направляет в УФК по РА копию решения.

11. УФК по РА не позднее следующего рабочего дня после получения копии решения применяет бюджетную меру принуждения, указанную в пункте 10 настоящего Порядка.

12. Исполнение решения о применении бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания бюджетного кредита (включая плату за пользование бюджетным кредитом и пени за несвоевременный возврат бюджетного кредита) осуществляется в соответствии с Общими требованиями к порядку взыскания остатков непогашенных кредитов, предоставленных из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных районов , утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2007 г. N 104н , Порядком взыскания остатков непогашенных кредитов в республиканский бюджет Республики Алтай, утвержденным приказом Министерства от 20 февраля 2008 г. N 26-п .

13. Исполнение решения о применении бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания суммы межбюджетных трансфертов, использованных с нарушением условий их предоставления, не по целевому назначению, осуществляется в соответствии с Общими требованиями к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение , утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 июня 2009 г. N 51н , Порядком взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из республиканского бюджета Республики Алтай, утвержденным приказом Министерства от 25 августа 2016 года N 128-п .

(в ред. Приказа Минфина Республики Алтай от 13.08.2018 N 134-п)

Приложение N 1. Журнал регистрации уведомлений органов государственного финансового контроля

Приложение N 1
к Порядку
исполнения решения о применении
бюджетных мер принуждения

(в ред. Приказа Минфина Республики Алтай от 16.10.2015 N 157-п)

РЕГИСТРАЦИИ УВЕДОМЛЕНИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Уведомление органа государственного финансового контроля

Результат рассмотрения уведомления органа государственного финансового контроля

Наименование органа государственного финансового контроля

Наименование объекта государственного финансового контроля

Письмо Министерства финансов Республики Алтай, ответ объекта государственного финансового контроля:

Реквизиты приказа Министерства финансов Республики Алтай о применении бюджетных мер принуждения

Приложение N 2. Приказ о применении бюджетной меры принуждения

Приложение N 2
к Порядку
исполнения решения о применении
бюджетных мер принуждения

(в ред. Приказа Минфина Республики Алтай от 13.08.2018 N 134-п)

От "__" __________ 20__ г. N _____

Г. Горно-Алтайск

О применении бюджетной меры принуждения

На основании уведомления ______________________________________________

(наименование органа государственного финансового контроля)

о применении бюджетных мер принуждения, в соответствии со статьями 306.2 и

306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с

___________________________________________________________________________

(информация о допущенном бюджетном нарушении)

приказываю:

применить к _______________________________________________________________

(наименование объекта контроля, допустившего бюджетное нарушение)

меру бюджетного принуждения _______________________________________________

___________________________________________________________________________

(указывается мера бюджетного принуждения, вид и размер средств, подлежащих

взысканию, реквизиты для перечисления взысканных средств)

в срок до _______________________.

(дд. мм. гг.)

Заместитель

Председателя Правительства

Республики Алтай, министр ______________ ____________________________

В соответствии с гл. 29 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в городе Байконур, утвержденным постановлением Главы администрации города Байконур от 20 января 2014 г. № 06,

П Р И К А З Ы В А Ю:

    Утвердить Порядок применения бюджетных мер принуждения за совершение бюджетного нарушения.

    Главному специалисту Щербаковой С. довести настоящий приказ до сведения начальников отделов Управления.

    Сводно-аналитическому отделу (и.о. начальника Болотскому В.А.) разместить настоящий приказ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Управления финансов администрации города Байконур .

    Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Начальник Управления М.В. Лапина

Утвержден
приказом начальника Управления финансов
администрации города Байконур
от 21.05.2014 г. № 07-15од

ПОРЯДОК применения бюджетных мер принуждения за совершение бюджетного нарушения

I. Общие положения

1.1. Порядок применения бюджетных мер принуждения за совершение бюджетного нарушения (далее – Порядок) разработан в соответствии с гл. 29 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в городе Байконур, утвержденном постановлением главы администрации города Байконур от 20 января 2014 г. № 06.

1.2. Настоящий Порядок определяет порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения (далее – мера принуждения), в том числе:

процедуру взаимодействия Управления финансов администрации города Байконур (далее – Управление финансов) с Управлением финансового контроля г. Байконур (далее – УФК г. Байконур) при направлении и рассмотрении уведомлений о применении бюджетных мер принуждения;

процедуру взаимодействия структурных подразделений Управления финансов при принятии решения о применении бюджетных мер принуждения.

1.3. Настоящий Порядок подлежит применению в случае поступления в Управление финансов от УФК г. Байконур уведомления о применении бюджетной меры принуждения за бюджетные нарушения, предусмотренные главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

II. Бюджетные меры принуждения, применяемые Управлением финансов

2.1. Совершение бюджетного нарушения, предусмотренного гл. 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации и выявленного УФК г. Байконур, влечет применение Управлением финансов следующей меры принуждения:

передача уполномоченному лицу по бюджету части полномочий получателя бюджетных средств.

2.2. Управление финансов принимает решение о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений о применении бюджетных мер принуждения, направленных УФК г. Байконур и содержащих основания для применения предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации мер принуждения, при неоднократном (более одного раза) выявлении за финансовый год бюджетного нарушения, предусмотренного гл. 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

2.3. Решение Управления финансов о применении меры принуждения оформляется в виде приказа начальника Управления финансов.

2.4. Должностные лица УФК г. Байконур несут ответственность за достоверность, полноту и качество документов, представляемых в Управление финансов для принятия решения о применении бюджетных мер принуждения.

2.5. В случае обжалования решения Управления финансов о применении меры принуждения в качестве соответчика (заинтересованного лица) выступает УФК г. Байконур, направивший в Управление финансов уведомление о применении бюджетной меры принуждения и проводивший контрольное мероприятие.

2.6. В случае признания судом незаконным решение Управления финансов о применении меры принуждения, исполнение судебных актов осуществляется за счет перераспределения ассигнований, предусмотренных УФК г. Байконур, направившему уведомление о применении соответствующей бюджетной меры принуждения.

III. Порядок принятия Управлением финансов решения о применении бюджетных мер принуждения и передачи уполномоченному лицу по бюджету части полномочий получателя бюджетных средств

3.1. Решение о применении бюджетной меры принуждения принимается Управлением финансов в течение тридцати календарных дней после получения уведомления о применении бюджетных мер принуждения.

3.2. Управление финансов осуществляет подготовку приказа о применении бюджетных мер принуждения, руководствуясь исключительно представленными УФК г. Байконур документами.

3.3. Поступившее в Управление финансов уведомление о применении бюджетных мер принуждения передается для подготовки проекта приказа Управления финансов о применении бюджетной меры принуждения ответственному исполнителю, определяемому на основании настоящего Порядка.

3.4. Проект приказа Управления финансов о применении бюджетной меры принуждения готовится ответственным исполнителем в течение двадцати календарных дней с момента поступления соответствующего уведомления в Управление финансов.

Подписание приказа осуществляет начальник Управления финансов или должностное лицо его замещающее.

3.5. Ответственный исполнитель в течении трех рабочих дней с момента издания приказа о применении меры принуждения направляет с сопроводительным письмом копию данного приказа УФК г. Байконур.

3.6. При поступлении в Управление финансов уведомления о применении бюджетной меры принуждения ответственным исполнителем является структурное подразделение Управления финансов, в чьем подчинении находится получатель бюджетных средств, допустивший нецелевое использование бюджетных средств.

3.7. Передача части полномочий получателя бюджетных средств осуществляется на срок не более шести месяцев.

3.8. При применении меры принуждения передаются полномочия участников бюджетного процесса, допустивших бюджетное нарушение (нарушения), по исполнению бюджета в соответствующей части, в том числе:

принятие бюджетных обязательств;

формирование денежного обязательства;

подтверждение денежных обязательств.

3.9. Исполнение решения о применении меры принуждения осуществляется операционным отделом Управления финансов путем принятия сформированных уполномоченным лицом платежных поручений на оплату денежных обязательств получателя бюджетных средств, допустивших бюджетное нарушение (нарушения) и санкционирования указанных денежных обязательств в установленном порядке.

IV. Порядок исполнения решения о применении бюджетной меры принуждения

4.1. Конкретный перечень действий и должностные лица, обязанные совершить данные действия, с указанием срока в течение которого реализуются меры, устанавливаются Управлением финансов в приказе о применении бюджетной меры принуждения.

4.2. Форма приказа Управления финансов о применении бюджетных мер принуждения устанавливается в Приложении № 1 к настоящему Порядку.

Мы продолжаем рассматривать разделы проекта новой редакции Бюджетного кодекса, непосредственно касающиеся государственного (муниципального) финансового контроля. В этой статье мы проанализируем новации, связанные с определением бюджетных нарушений и применением бюджетных мер принуждения. Напомним, что проект новой редакции Бюджетного кодекса подготовлен Минфином. Основной идеей такой подготовки является консолидация в единую систему принятых за последние годы федеральных законов, регулирующих бюджетные правоотношения, и подготовленных в Правительстве РФ в 2015 г. законопроектов, предусматривающих внесение изменений в Бюджетный кодекс с целью принятия стабильного, системного и удобного для правоприменения кодифицированного акта.

Представления и предписания органов государственного (муниципального) финансового контроля

Как и ранее, под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательные для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений.
Предписание органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля - документ, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного ущерба публично-правовому образованию.
К сожалению, данные определения остались довольно нечеткими, и Минфин так и не уточняет, в каких случаях должен направляться тот или иной документ, должны ли они направляться вместе. Исходя из указанных определений грань между представлением и предписанием определена неточно, поскольку оба должны содержать требование об устранении нарушений бюджетного законодательства. По-видимому, согласно приведенным определениям предписание должно направляться только при условии, что нарушением причинен ущерб, который должен быть возмещен.
Кроме того, данные определения иногда противоречат определениям, приведенным в других нормативных актах. Например, на основании ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Закон о Счетной палате) Счетная палата РФ вправе направить представления не только для принятия мер по устранению выявленных недостатков и нарушений, но и для возмещения причиненного государству ущерба и привлечения к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства РФ. Как видим, возможность включения в представление требования о возмещении ущерба прямо противоречит действующей в настоящее время ст. 270.2 БК РФ.
По-видимому, с целью устранения указанных противоречий Минфин уточнил, что представления и предписания органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля составляются и направляются объектам контроля в соответствии с федеральными законами. Правда, не совсем понятно, зачем это нужно, ведь логичнее было бы привести в соответствие с Бюджетным кодексом Закон о Счетной палате, чтобы нормы Бюджетного кодекса о государственном (муниципальном) финансовом контроле были едины для всех контрольных органов.
Неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства РФ, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного соответственно Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию.
Необходимо отметить, что в силу ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Бюджетное нарушение

Бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета, действие (бездействие) финансового органа, главного администратора (администратора) доходов, главного распорядителя (распорядителя, администратора) расходов, главного администратора (администратора) источников финансирования бюджета, за совершение которого гл. 33 проекта БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Исходя из изложенного ответственность за совершение бюджетного нарушения несут исключительно участники бюджетного процесса. А что же остальные организации? Согласно действующей в настоящее время ч. 2 ст. 306.1 БК РФ действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство РФ, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В проекте БК РФ данная норма несколько изменена. В новой редакции данный пункт будет звучать следующим образом: "Действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное получателем средств из бюджета, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации". То есть появляются некие получатели средств из бюджета, под которыми понимаются юридические лица (не являющиеся участником бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждением), индивидуальные предприниматели и физические лица - производители товаров (работ и услуг), которым предоставляются средства из бюджета. А как же бюджетные и автономные учреждения? Будут ли они нести ответственность за бюджетные нарушения? Неясно.
Как и ранее, применение к участнику бюджетного процесса бюджетной меры принуждения не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

Бюджетные меры принуждения

Бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и Федеральным казначейством (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
К финансовому органу, главному администратору (администратору) доходов, главному распорядителю (распорядителю, администратору) расходов, главному администратору (администратору) источников финансирования бюджета, совершившему бюджетное нарушение, применяются следующие виды бюджетных мер принуждения:
1) бесспорное взыскание средств, предоставленных из одного бюджета другому бюджету;
2) бесспорное взыскание платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета другому бюджету;
3) бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета;
4) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций);
5) введение специальных условий санкционирования операций администратора расходов бюджета.
Заметим, что действующие сегодня нормы практически полностью совпадают с предлагаемыми, за исключением указанного в п. 5. В настоящее время вместо введения специальных условий санкционирования операций администратора расходов бюджета может быть применена бюджетная мера принуждения - передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств. Минфин неоднократно отмечал, что рассматривает вопрос о законодательном приостановлении действия норм Бюджетного кодекса, предусматривающих передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств, с целью последующего введения более рационального и эффективного механизма предотвращения нецелевого использования бюджетных средств. По-видимому, такой механизм был найден. Напомним, что под санкционированием операций понимается разрешение на проведение операций после проверки документов, представленных в целях осуществления указанных операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Применение к участнику бюджетного процесса, совершившему бюджетное нарушение, бюджетной меры принуждения не освобождает его от обязанностей по устранению нарушения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Порядок принятия решения об определении вида бюджетных мер принуждения и применения определенных в решении бюджетных мер принуждения устанавливается финансовым органом.
Финансовый орган принимает решение об определении вида бюджетных мер принуждения на основании уведомлений о применении бюджетных мер принуждения. Под таким уведомлением понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения бюджетных мер принуждения. При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган государственного (муниципального) финансового контроля направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу. Новшеством является норма, согласно которой при выявлении в ходе контрольного мероприятия бюджетных нарушений орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля не позднее 14 календарных дней со дня окончания контрольного мероприятия направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу.
При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет не позднее 60 календарных дней после даты окончания проверки (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу.
Необходимо отметить, что в настоящее время в силу ч. 6 ст. 306.2 БК РФ орган государственного (муниципального) финансового контроля направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения не позднее 30 календарных дней после даты окончания проверки (ревизии).
Федеральное казначейство (финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований) применяет бюджетные меры принуждения также на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Бюджетные меры принуждения подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
Наряду с применением бюджетных мер принуждения применяются меры ответственности в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Виды бюджетных нарушений

Значительно изменились виды бюджетных нарушений.
Нарушение условий использования бюджетных средств. Исключается понятие "нецелевое использование средств", вместо него водится термин "нарушение условий использования бюджетных средств". Нарушением условий использования бюджетных средств признается осуществление администратором расходов бюджета оплаты денежных обязательств за счет средств бюджета, не соответствующее доведенным лимитам бюджетных обязательств, бюджетной смете, а также положениям нормативных правовых актов, обусловливающих возникновение расходных обязательств, и (или) устанавливающих порядок и условия предоставления средств из бюджета. Отметим, что администратором расходов бюджета (получателем бюджетных средств) является государственный (муниципальный) орган, казенное учреждение, если иное не установлено Бюджетным кодексом, имеющие право на принятие и (или) исполнение расходных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.
Нарушение условий использования бюджетных средств влечет введение специальных условий санкционирования операций администратора расходов бюджета. То есть при выявлении фактов нарушений условий использования бюджетных средств будут вводиться жесткие условия санкционирования оплаты денежных обязательств нарушителей, осуществляемого органами Федерального казначейства.
Напомним, что согласно ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, влечет передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы РФ, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы РФ, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
С учетом вышеизложенного принципиальным отличием от используемого в настоящее время понятия "нецелевое использование бюджетных средств" является то, что действия администратора расходов бюджета, нарушающие положения отраслевых нормативных правовых актов, не отнесенных к нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, но вместе с тем определяющим нормативы формирования расходов в различных (отраслевых) сферах деятельности, приводящие к увеличению расходов бюджетных средств, квалифицируются как бюджетные нарушения.
Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита. Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита финансовыми органами влечет бесспорное взыскание непогашенного остатка бюджетного кредита и пеней за его несвоевременный возврат в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка бюджетного кредита.
Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом. Неперечисление либо несвоевременное перечисление финансовым органом платы за пользование бюджетным кредитом влечет бесспорное взыскание платы за пользование бюджетным кредитом и пеней за ее несвоевременное перечисление в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка платы за пользование бюджетным кредитом.
Нарушение условий предоставления бюджетного кредита. Нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) и администратором расходов бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного одному бюджету из другого бюджета, влечет бесспорное взыскание бюджетного кредита и (или) платы за пользование им и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
В настоящее время в силу ст. 306.7 БК РФ нарушение финансовым органом условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного одному бюджету бюджетной системы РФ из другого бюджета бюджетной системы РФ, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы бюджетного кредита и (или) платы за пользование им и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
То есть в проекте Бюджетного кодекса расширяется перечень лиц, которые могут быть привлечены к ответственности за нарушение условий предоставления бюджетного кредита.
Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов. Нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и администратором расходов бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов влечет бесспорное взыскание межбюджетного трансферта в размере средств, использованных с указанным нарушением, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Согласно действующей ст. 360.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Уточнены как состав субъектов, так и объект данного нарушения.

В заключение отметим, что проектом новой редакции Бюджетного кодекса, в частности, регулируется состав бюджетного нарушения, выраженный в нарушении условий использования бюджетных средств, а также бюджетная мера принуждения за него. Данный состав нарушения может быть установлен в отношении администратора расходов бюджета, оплатившего денежные обязательства за счет средств бюджета, не соответствующие доведенным до него бюджетным ассигнованиям, лимитам бюджетных обязательств, бюджетной смете, а также положениям нормативных правовых актов, обусловливающих возникновение расходных обязательств и (или) устанавливающих порядок и условия предоставления средств из бюджета.
Исключается понятие "нецелевое использование средств", вместо него водится термин "нарушение условий использования бюджетных средств". В данном случае принципиальным отличием от используемого в настоящее время понятия "нецелевое использование бюджетных средств" является то, что действия администратора расходов бюджета, нарушающие положения отраслевых нормативных правовых актов, не отнесенных к нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, но вместе с тем определяющих нормативы формирования расходов в различных (отраслевых) сферах деятельности, приводящие к увеличению расходов бюджетных средств, квалифицируются как бюджетные нарушения.
При выявлении фактов нарушений условий использования бюджетных средств будут вводиться жесткие условия санкционирования оплаты денежных обязательств нарушителей, осуществляемого органами Федерального казначейства.
Также внесены поправки, подчеркивающие, что при установлении органом государственного финансового контроля нарушений в обязательном порядке применяется бюджетная мера принуждения.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

Об утверждении Порядка исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения

В соответствии с пунктом 4 статьи 306.2 , в целях исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства финансов Забайкальского края от 7 октября 2014 года N 116-пд "Об утверждении Порядка исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения" .

3. Опубликовать настоящий приказ на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" "Официальный интернет-портал правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края" (http://право.забайкальскийкрай.рф).

И.о. министра
Д.А.СЕМЕНОВ

Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения

Утвержден
приказом Министерства финансов
Забайкальского края
от 9 июня 2018 г. N 8-нпа

1. Общие положения

1. Настоящий Порядок устанавливает правила исполнения решения Министерства финансов Забайкальского края (далее - Министерство) о применении бюджетных мер принуждения (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств).

2. Бюджетные меры принуждения за совершение бюджетных нарушений, предусмотренных главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации , применяются на основании уведомлений о применении бюджетных мер принуждения органов государственного финансового контроля (далее - уведомление).

3. Бюджетные меры принуждения применяются Управлением Федерального казначейства по Забайкальскому краю (далее - УФК по Забайкальскому краю) или Министерством в течение тридцати календарных дней после получения Министерством уведомления.

4. Поступившее в Министерство уведомление рассматривается заместителем председателя Правительства Забайкальского края - министром финансов Забайкальского края или лицом, исполняющим обязанности руководителя Министерства (далее - руководитель Министерства), и передается в управление в сфере межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Министерства для подготовки проекта решения о применении бюджетной меры принуждения или об отсутствии оснований для применения бюджетной меры принуждения.

5. Решение о применении бюджетной меры принуждения принимается Министерством в срок не позднее пятнадцати рабочих дней со дня поступления в Министерство уведомления.

6. Решение о применении бюджетной меры принуждения принимается в форме приказа Министерства о применении бюджетной меры принуждения (далее - приказ о применении бюджетной меры принуждения) путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из бюджета Забайкальского края другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и пеней за несвоевременный возврат (далее - решение о бесспорном взыскании) или приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) (далее - решение о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов, решение о сокращении предоставления межбюджетных трансфертов).

2. Порядок исполнения решения о бесспорном взыскании

7. Одновременно с решением о бесспорном взыскании управлением в сфере межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Министерства готовится извещение о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из бюджета Забайкальского края другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств бюджета Забайкальского края (далее - Извещение).

Извещение подписывается руководителем Министерства.

8. Министерство в срок не позднее следующего рабочего дня со дня принятия решения о бесспорном взыскании направляет Извещение в УФК по Забайкальскому краю для исполнения решения о бесспорном взыскании. Копия приказа о применении бюджетной меры принуждения прилагается к Извещению.

9. В Извещении указывается следующая информация: наименование, дата и номер решения о бесспорном взыскании; содержание выявленного нарушения; наименование муниципального образования Забайкальского края; сумма средств, которую необходимо взыскать (в том числе основная сумма и пеня), реквизиты счета, на который должны быть перечислены взысканные в бюджет Забайкальского края средства.

10. Министерство в срок не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения о бесспорном взыскании направляет копию Извещения: главному распорядителю средств бюджета Забайкальского края, предоставившему средства из бюджета Забайкальского края, финансовому органу соответствующего муниципального образования Забайкальского края, органу государственного финансового контроля, направившему уведомление.

11. УФК по Забайкальскому краю не позднее трех рабочих дней со дня получения Извещения осуществляет перечисление взысканных сумм в бюджет Забайкальского края в пределах сумм доходов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального образования Забайкальского края, указанного в Извещении (далее - нарушитель).

В случае недостаточности доходов, подлежащих зачислению в бюджет нарушителя, взыскание осуществляется в последующие дни в пределах доходов, подлежащих зачислению в бюджет нарушителя, до полного исполнения решения о бесспорном взыскании.

12. Операции по исполнению решения о бесспорном взыскании осуществляются УФК по Забайкальскому краю на основании документов на перечисление (взыскание) средств из соответствующего бюджета, установленных Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации , утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2013 года N 125н , и предоставленных Министерством в соответствии с настоящим Порядком.

13. В случае поступления в УФК по Забайкальскому краю двух и более Извещений в отношении одного нарушителя, УФК по Забайкальскому краю исполняет их по мере поступления в УФК по Забайкальскому краю после полного исполнения ранее поступившего решения о бесспорном взыскании.

УФК по Забайкальскому краю уведомляет Министерство об исполнении решения о применении бюджетной меры принуждения в течение трех рабочих дней со дня его полного исполнения.

3. Порядок исполнения решения о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов

14. В случае принятия Министерством решения о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов Министерство не позднее следующего рабочего дня со дня издания приказа о применении бюджетной меры принуждения уведомляет о принятом решении: УФК по Забайкальскому краю, главного распорядителя средств бюджета Забайкальского края, указанного в решении о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов, финансовый орган соответствующего муниципального образования Забайкальского края, орган государственного финансового контроля, направивший уведомление, путем направления копии приказа о применении бюджетной меры принуждения.

15. Приостановление предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Забайкальского края бюджету муниципального образования Забайкальского края, указанного в решении о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов, реализуется путем прекращения соответствующим главным распорядителем средств бюджета Забайкальского края осуществления операций по перечислению межбюджетных трансфертов, установленных решением о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов, и прекращения УФК по Забайкальскому краю операций по перечислению указанных межбюджетных трансфертов из бюджета Забайкальского края бюджету соответствующего муниципального образования Забайкальского края с определенной в решении о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов даты до принятия решения об отмене решения о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов.

16. Прекращение операций по перечислению межбюджетных трансфертов из бюджета Забайкальского края бюджету соответствующего муниципального образования Забайкальского края производится УФК по Забайкальскому краю не позднее чем через два рабочих дня с даты получения решения о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов.

17. В случае превышения суммы приостановления предоставления межбюджетных трансфертов над суммой межбюджетных трансфертов, предусмотренной соответствующему муниципальному образованию Забайкальского края на период, оставшийся до конца текущего финансового года, приостановление производится на сумму межбюджетных трансфертов, предусмотренную соответствующему муниципальному образованию Забайкальского края на период, оставшийся до конца текущего финансового года.

18. Отмена решения о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов осуществляется Министерством в случае получения от органа государственного финансового контроля, направившего уведомление, информации об устранении финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета муниципального образования Забайкальского края, указанными в решении о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов, нарушений, повлекших принятие решения о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов.

Отмена решения о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов оформляется приказом Министерства об отмене решения о применении бюджетной меры принуждения (далее - приказ об отмене решения) в течение десяти рабочих дней со дня получения Министерством информации, указанной в абзаце первом настоящего пункта.

Возобновление УФК по Забайкальскому краю операций по перечислению указанных межбюджетных трансфертов из бюджета Забайкальского края бюджету соответствующего муниципального образования Забайкальского края производится не позднее двух рабочих дней со дня получения копии приказа об отмене решения.

19. Министерство уведомляет о принятом решении УФК по Забайкальскому краю, главного распорядителя средств бюджета Забайкальского края, указанного в решении о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов, финансовый орган соответствующего муниципального образования Забайкальского края, орган государственного финансового контроля, направивший уведомление, путем направления копии приказа об отмене решения в течение двух рабочих дней со дня издания приказа об отмене решения.

4. Порядок исполнения решения о сокращении предоставления межбюджетных трансфертов

20. В случае принятия Министерством решения о сокращении предоставления межбюджетных трансфертов Министерство не позднее следующего рабочего дня со дня издания приказа о применении бюджетной меры принуждения уведомляет о принятом решении: УФК по Забайкальскому краю, главного распорядителя средств бюджета Забайкальского края, указанного в решении о сокращении предоставления межбюджетных трансфертов, финансовый орган соответствующего муниципального образования Забайкальского края, орган государственного финансового контроля, направивший уведомление, путем направления копии приказа о применении бюджетной меры принуждения.

21. В случае сокращения предоставления межбюджетных трансфертов бюджету муниципального образования Забайкальского края размер такого сокращения равен сумме нарушения. Сокращенные межбюджетные трансферты восстановлению не подлежат.

22. В случае превышения объема сокращения предоставления межбюджетных трансфертов над объемами межбюджетных трансфертов, предусмотренных бюджету соответствующего муниципального образования Забайкальского края, оставшимися до конца текущего финансового года, сокращение производится:

в текущем финансовом году - на объем межбюджетных трансфертов, предусмотренный бюджету соответствующего муниципального образования Забайкальского края на период, оставшийся до конца текущего финансового года;

в очередном финансовом году - на объем межбюджетных трансфертов, подлежащий сокращению, за вычетом сокращенного объема в отчетном финансовом году.

23. Приказ о применении бюджетной меры принуждения путем сокращения предоставления межбюджетных трансфертов является основанием для подготовки предложений по внесению изменений в закон Забайкальского края о бюджете Забайкальского края на текущий финансовый год и плановый период, предусматривающих сокращение бюджетных ассигнований главному распорядителю бюджетных средств по межбюджетным трансфертам, в установленном порядке.

Поделиться: