Выполнение подрядных работ государственных нужд. Выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд форма договора

(англ. Contract works for State needs) -в гражданском праве подрядные строительные работы, а также проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения потребностей РФ или субъекта РФ и финансируемые за средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников (ст. 763 ГК РФ*).

Юридическим основанием осуществления П.р. для г.н. является на выполнение П.р. для г.н. По такому контракту обязуется выполнить строительные, проектные и др. связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их гос-ному заказчику, а гос-ный обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату. Согласно ст. 764 ГК РФ по гос-ному контракту в качестве гос-ного заказчика выступают гос-ный , обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или , наделенная соответствующим гос-ным органом правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком - или .

Основания и порядок заключения контракта определяются в соответствии с положениями ст. 527 и 528 ГК РФ (см. Поставка товаров для государственных нужд). Гос-ный должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон. В случае, когда гос-ный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на П.р. для г.н., условия контракта определяются в соответствии с объявленными условиями конкурса и представленным на предложением подрядчика, признанного победителем конкурса.


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "Подрядные работы для государственных нужд" в других словарях:

    Подрядные работы для государственных нужд - (англ. Contract works for State needs) в гражданском праве подрядные строительные работы, а также проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения потребностей РФ или субъекта РФ и финансируемые за счет средств… … Энциклопедия права

    Подрядные работы для государственных нужд - Подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    ПОДРЯДНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД - см. Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд …

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПОДРЯДНЫХ РАБОТ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД - в соответствии с п. 2 ст. 718 ГК по государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд (далее государственный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие работы и передать их… … Юридический словарь современного гражданского права

    Договор, по которому одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (ч. 1 ст. 702 ГК РФ). Д.п.… … Большой юридический словарь

    Договор на поставку товаров для государственных нужд, в соответствии с которым поставщик (исполнитель) обязуется передать производимые им товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а заказчик обязуется обеспечить оплату… … Большой юридический словарь

    ДОГОВОР ПОДРЯДА - в соответствии со ст. 656 ГК по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат… … Юридический словарь современного гражданского права

    Договор подряда - (англ. contract of work and labour) в РФ гражданско правовой договор, в соответствии с которым одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию др. стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик… … Энциклопедия права

    Заказчик - лицо (физическое или юридическое), заинтересованное в выполнении исполнителем работ, оказании им услуг или приобретении у продавца какого либо продукта (в широком смысле). Иногда при этом предполагается оформление заказа, но не обязательно.… … Википедия

    Государственный контракт - (англ. state contract) в РФ гражданско правовой договор, заключаемый с соблюдением требований ст. 525 534, 763 768 ГК РФ* в целях удовлетворения потребностей РФ или субъекта РФ в определенных видах товаров или результатах подрядных работ,… … Энциклопедия права

Книги

  • , Куличев Роман Борисович Категория: Гражданское право Издатель: Юстицинформ , Купить за 485 руб
  • Правовое регулирование подрядных работ для государственных нужд. Монография , Куличев Роман Борисович , В представленной монографии автором исследуются подрядные работы для государственных нужд как способ реализации органами государственной власти функций государственного управления.… Категория: Менеджмент и управление Издатель:

По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 718 ГК).

Потребность в правовом регулировании подрядных работ для государственных нужд вызвана необходимостью осуществления строительных, проектных и изыскательских работ, предназначенных для удовлетворения потребностей Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц. Подрядные работы для государственных нужд финансируются за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов и иных источников.

Подрядные работы для государственных нужд регулируются правилами § 5 гл. 37 ГК. Особенность правового регулирования данных отношения состоит в том, что позиционируемые в качестве разновидности строительного подряда и проектных и изыскательских работ подрядные работы для государственных нужд регулируются законодательством о строительном подряде и проектных и изыскательских работах постольку, поскольку неурегулированы нормами § 5 гл. 37 ГК.

Согласно ст. 720 ГК основания и порядок заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд определяются в соответствии с положениями ст.ст. 497, 498 ГК.

В юридической литературе отмечается, что принципы правового регулирования обеспечения государственных нужд являются общими для поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Но развернутая регламентация осуществляется в основном применительно к товарам, под которыми обычно имеются ввиду также работы и услуги. Поэтому в нормах об обеспечении потребностей государства в работах и услугах определяются, как правило, особенности этих отношений либо содержатся прямые отсылки к нормам о поставках товаров для государственных нужд. 187

Сторонами государственного контракта являются подрядчик и государственный заказчик. Государственным заказчиком выступает государственный орган, орган местного управления и самоуправления, обладающие инвестиционными ресурсами, достаточными для финансирования подрядных работ. Заказчиком может быть и организация, наделенная правом распоряжаться инвестиционными ресурсами. Подрядчиками могут быть коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, при необходимости, имеющие специальное разрешение на осуществление определенного вида работ.

Предметом государственного контракта являются строительные, проектные и другие работы. Состав и объем подлежащих выполнению работ определяется условиями государственного контракта.

Основания и порядок заключения государственного контракта определяются в соответствии с положениями ст.ст. 497, 498 § 4 («Поставка товаров для государственных нужд»).

Требования к содержанию государственного контракта установлены ст. 721 ГК. Государственный контракт должен содержать следующие условия: а) об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы; б) о сроках начала работы и сроках ее окончания; в) о размере и условиях финансирования и оплаты работы; г) о способах обеспечения обязательств сторон.

При заключении государственного контракта по результатам конкурса на размещение заказа на подрядные работы для государственных нужд, условия государственного контракта определяются в соответствии с объявленными условиями конкурса и представленным на конкурс предложением подрядчика, признанного победителем конкурса.

В значительной мере проявление публичных начал в гражданском праве прослеживается на примере института подрядных работ для государственных нужд. Одним их таких проявлений является заведомое допущение изменения условий государственного контракта. В соответствии с правилами ст. 722 ГК при уменьшении соответствующими государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, – и другие условия выполнения работы. При этом подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.

Если иное не предусмотрено законодательством, изменения государственного контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в п. 1 ст. 722 ГК, осуществляются по соглашению сторон.

ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ

Впервые в Гражданском кодексе смоделирован институт выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Развитие института долгое время обеспечивалось некодифицированными актами, регулирующими отношения в сфере выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Новейшая концепция данного института видоизменяет его юридико-техническую конструкцию за счет включения норм о выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в самостоятельную главу Гражданского кодекса.

По договору на выполнение научно-исследовательских работ одна сторона (исполнитель) обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ – разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а другая сторона (заказчик) обязуется принять работу и оплатить ее (п. 1 ст. 723 ГК).

Данные договоры относятся к числу консенсуальных, двусторонних и возмездных договоров. Считается, что в классификационном ряду гражданско-правовых договоров договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ наиболее близки к группе договоров подряда. 188 Более редким является мнение о том, что эти договоры по своей юридической природе относятся к группе подрядных договоров. 189 Менее всего оспариваются утверждения о том, что рассматриваемые договоры относятся к самостоятельному договорному типу. 190

Источники правового регулирования . Основные положения о договорах на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ содержатся в гл. 38 ГК. Рассматриваемые отношения регулируются также и иными нормативными правовыми актами, к числу которых относятся: Закон Республики Беларусь «О научной деятельности»; Указ Президента Республики Беларусь от 25.05.2006 г. № 356 О государственной регистрации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ; Положение о порядке финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет средств республиканского бюджета, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.1998 г. № 1084; Положение о порядке организации и проведения государственной научной экспертизы проектов научно-исследовательских работ, Положение о порядке разработки, финансирования и выполнения государственных программ фундаментальных и прикладных научных исследований, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.07.2000 г. № 1082; Положение о международных научно-технических проектах, выполняемых в рамках международных договоров Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.08.2003 г. № 1065; Положение об оценке результатов научной деятельности, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.07.1997 г. № 914 и др.

Отношения по выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ осложненные иностранным элементом являются объектами правового регулирования международных соглашений. Одним из таких соглашений является Соглашение о порядке привлечения научно-исследовательских организаций и специалистов государств-участников Содружества Независимых Государств к выполнению национальных научно-технических программ, ратифицированное Законом Республики Беларусь от 9 ноября 1999 г. № 316-З.

Новая редакция Ст. 763 ГК РФ

1. Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

2. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Комментарий к Ст. 763 ГК РФ

1. Особенностями договора (контракта) на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд являются:

Субъектный состав заказчика (п. п. 2, 3 ст. 764 ГК РФ);

Предмет договора: не всякие работы, но только подрядные строительные работы и связанные со строительством проектные и иные работы (п. 2 комментируемой статьи);

Предназначение работ: удовлетворение государственных и муниципальных нужд (п. п. 1 и 2 комментируемой статьи).

Государственные или муниципальные нужды - это обеспечиваемые за счет соответствующего бюджета и внебюджетных источников потребности в работах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, для исполнения международных обязательств Российской Федерации, для реализации государственных программ соответствующего (федерального, регионального) уровня и решения вопросов местного значения.

2. Сходство с поставкой товаров для государственных и муниципальных нужд проявляется в предназначенности подрядных и проектных работ для тех же нужд и в унификации оснований и порядка заключения контрактов (в ст. 765 ГК имеется прямая отсылка к соответствующим нормам ст. ст. 527 - 528 ГК РФ). Соответственно существует единая нормативная база по размещению заказов как на поставки, так и на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд.

Специальная норма.

Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

3. Система договорных связей при выполнении работ для государственных и муниципальных нужд отличается большей простотой, чем система связей при поставке товаров для тех же нужд. Контракт на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд не предусматривает заключение каких-либо дополнительных договоров с иными лицами, указанными заказчиком. Таким образом, предметом контракта является непосредственно выполнение работ для заказчика и передача непосредственно заказчику результата работ (п. 2 комментируемой статьи).

Другой комментарий к Ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Комментируемый параграф существенно обновлен Федеральным законом от 02.02.2006 N 19-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 636). Новые правила расширяют сферу применения его положений, устанавливая единые нормы для государственных (федеральных и субъектов Федерации) и муниципальных заказчиков, определяя единый порядок размещения заказов на выполнение подрядных работ как для государственных, так и для муниципальных нужд.

Вместе с тем из оглавления комментируемой статьи ("государственный или муниципальный контракт") и из содержания всего § 5 следует, что Кодекс объединяет два контракта: государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд и муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд. Общим для этих контрактов, прежде всего, является предмет договора, а также то, что они направлены на обеспечение выполнения работ для публичных нужд.

2. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) - отдельный вид договора подряда (п. 2 ст. 702 ГК РФ). В то же время, исходя из характера работ, составляющих предмет договора (строительные или проектные и изыскательские), он представляет собой разновидность соответственно договора строительного подряда или договора на выполнение проектных и изыскательских работ. Подобный вывод основан на формулировке пункта первого комментируемой статьи, содержащего отсылку к ст. 740 ГК и ст. 758 ГК.

ГК - основной правовой акт, регулирующий отношения по выполнению подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. Кодекс, однако, содержит статьи общего характера, не отражающие в полной мере специфику рассматриваемых отношений. Основная причина невысокого уровня разработанности в ГК отношений о подрядных работах для государственных или муниципальных нужд в том, что особенности этих отношений должны определяться специальным федеральным законом о подрядах для государственных или муниципальных нужд (см. ст. 768 ГК РФ). В данный момент такой закон не принят. Впредь до его принятия действуют иные федеральные законы, а также изданные до введения в действие части второй Кодекса нормативные правовые акты, не являющиеся законами. Так, отношения, связанные с размещением государственных и муниципальных заказов, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов). (СЗ РФ. 2005. N 30 (часть 1). Ст. 3105.) В соответствии со статьей 2 названного Закона нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Закону. Следовательно, размещение заказов на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд регулируется на федеральном уровне и субъектам Российской Федерации право на регулирование этих вопросов не предоставлено (Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 26.07.2006 N 55-Г06-9).

Специфика таких контрактов отражена в ряде других специальных правовых актов: Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3882); Бюджетном кодексе РФ и др. При производстве работ для оборонного заказа действует Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 6). (Далее - Закон об оборонном заказе.) Некоторые особенности заключения и исполнения государственного контракта на выполнение строительных работ определяются Основными положениями порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ N 812 от 14 августа 1993 г. (САПП РФ. 1993. N 34. Ст. 3189)). (Далее - Основные положения.) Применяя их, необходимо учитывать, что изданные до введения в действие части второй Кодекса нормативные правовые акты Правительства РФ по вопросам, которые согласно части второй ГК могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов (ч. 2 ст. 4 Вводного закона к ч. 2 ГК РФ). Специальный акт о порядке заключения и исполнения государственных контрактов на выполнение проектных и изыскательских работ отсутствует.

Недостаток правового регулирования отчасти восполняется и тем, что согласно ст. 765 ГК основания и порядок заключения рассматриваемых контрактов определяются в соответствии с положениями статей 527 и 528 ГК об основаниях и порядке заключения контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд. При этом, если заключается контракт на выполнение работ для федеральных нужд, применяется Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", что прямо допускается преамбулой Закона (СЗ РФ. 1994. N 34. Ст. 3540). (Далее - Закон о поставках продукции.)

Важно заметить, что нормы о государственном или муниципальном контракте на выполнение строительных, проектных и изыскательских работ применяются к государственным контрактам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд (абз. 2 ст. 778 ГК РФ). Указанное правило представляет собой законодательный прием отсылочного регулирования. Подробнее об этом см. комментарий к ст. 778 ГК.

3. Из формулировки пункта первого следует, что особенности государственного или муниципального контракта связаны с назначением строительных, проектных и изыскательских работ. Их предназначение - удовлетворение государственных или муниципальных нужд в соответствующих работах.

Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в работах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ (далее - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации в работах, необходимых для осуществления функций субъектов Российской Федерации, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее - нужды субъектов Российской Федерации), - п. 1 ст. 3 Закона о размещении заказов. Так, федеральные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ, предусматриваются в законе о федеральном бюджете на планируемый период. В целях обеспечения решения особо важных общегосударственных задач федеральным целевым программам, инициатором которых является Президент Российской Федерации, может присваиваться статус президентских программ. Потребности Российской Федерации в строительстве, реконструкции и техническом перевооружении объектов, предназначенных для нужд обороны и безопасности Российской Федерации, определяются в оборонном заказе.

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местного бюджета потребности муниципальных образований в работах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, - п. 2 ст. 3 Закона о размещении заказов.

Порядок формирования, исполнения муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными правовыми актами (ст. 54 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 71 - 73 БК).

Важно, однако, заметить, что не все подрядные работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта, несмотря на умолчание в Кодексе об этом. Если соответствующие работы выполняются на сумму, не превышающую установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, то заказ на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд не размещается (п. 2 ст. 1 Закона о размещении заказов). В настоящее время в соответствии с указанием ЦБ РФ от 14.11.2001 N 1050-У такой размер составляет 60000 рублей. Вывод о неприменении в рассматриваемом случае правил ГК объясняется тем, что в силу ст. 765 и п. 1 ст. 527 ГК нормы Закона о размещении заказов о порядке размещения заказа на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд являются специальными по отношению к нормам Кодекса об основаниях заключения контракта. В силу этого выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую 60000 рублей, осуществляется на основании договоров, заключаемых в обычном порядке в соответствии с общими правилами, установленными Кодексом.

4. Указание в ст. 3 Закона о размещении заказов на особые бюджетные и внебюджетные источники финансирования государственных или муниципальных нужд означает, что в правовом регулировании финансирования работ значительное место занимают акты публично-правового характера. Так, объемы финансирования работ, предназначенных для удовлетворения потребностей Российской Федерации, предусматриваются в законе о федеральном бюджете на планируемый период в порядке, установленном БК. Сказанное означает также, что государственный заказ на подрядные работы размещается лишь тогда, когда на его выполнение выделены в соответствующем бюджете необходимые государственные финансовые ресурсы. Подобные ресурсы обычно выделяются на реализацию федеральных и региональных инвестиционных программ, а также на выполнение работ по оборонному заказу, по предотвращению и ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф, аварий и т.п.

В целях экономического стимулирования подрядчиков, выполняющих работы для государственных или муниципальных нужд, им могут предоставляться льготы по налогообложению, целевые дотации, субсидии, субвенции, кредиты на льготных условиях и другие льготы (ст. 4 Закона о поставках продукции, ст. 9 Закона об оборонном заказе и др.). Подобные обстоятельства делают привлекательным участие исполнителей в подрядных работах и позволяют избежать административного воздействия на них в целях привлечения к выполнению контракта. Тем самым подрядные работы для государственных или муниципальных нужд служат методом государственного регулирования инвестиционной деятельности, способствующим использованию государственных капитальных вложений на важнейших направлениях экономики страны, обеспечивающих ее структурную перестройку, сохранение и развитие производственного и непроизводственного потенциала, решение аграрных, природоохранных, социальных и иных проблем.

5. Как ранее отмечалось, нормы рассматриваемой главы применимы к контрактам, заключаемым на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд и обеспечиваемым за счет средств бюджета либо внебюджетных источников финансирования. Вместе с тем бюджетному учреждению средства из бюджета или из внебюджетных источников могут быть выделены по смете на выполнение подрядных работ для обеспечения собственных нужд учреждения. При реализации указанных полномочий бюджетное учреждение выступает как хозяйствующий субъект со специальной правоспособностью и действует в своих интересах в соответствии с целями деятельности, предусмотренными в его учредительных документах. Поэтому от договоров (контрактов), заключаемых учреждением в пределах выделенных по смете денежных средств для обеспечения собственных нужд, необходимо отличать контракты, заключаемые им в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Порядок расходования выделенных по смете денежных средств на закупку товаров (работ, услуг) для обеспечения собственной деятельности бюджетных учреждений регламентирован положениями статей 70 и 71 БК. При этом, согласно ст. 71 БК, все закупки бюджетными учреждениями товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда (200000 рублей) осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов. Бюджетное учреждение, заключая государственный или муниципальный контракт, действует в интересах и от имени публичного образования. Поэтому оно должно быть уполномочено органом государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на выполнение функций государственного или муниципального заказчика. Если бюджетным учреждением получены полномочия такого заказчика, то, следовательно, ему необходимо руководствоваться Законом о размещении заказов. А значит, заключать государственные и муниципальные контракты не только на сумму свыше 200000 руб., но и на сумму свыше 60000 руб. и использовать при этом все правила названного Закона о размещении государственного или муниципального заказа. Если у бюджетного учреждения нет полномочий государственного или муниципального заказчика, то приобретение им для собственных нужд работ осуществляется на основе договоров, заключаемых в обычном порядке в соответствии с общими правилами, установленными Кодексом. Цена договора не должна превышать 200000 руб. Этот взгляд отражает позицию Высшего Арбитражного Суда, изложенную в Постановлении Пленума ВАС от 22.06.2006 N 24 "О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и статьи 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (Вестник ВАС РФ. 2006. N 8).

Полагаем, что отсутствие у бюджетного учреждения полномочий заказчика приводит тем самым к запрету на заключение им договоров от своего имени на сумму, превышающую 200000 руб.

6. В п. 2 комментируемой статьи сформулировано определение как государственного, так и муниципального контракта. Эти контракты являются консенсуальными, двусторонне обязывающими, возмездными.

Из легального определения следует, во-первых, что предмет государственного или муниципального контракта - выполнение для государственных или муниципальных нужд строительных, проектных и других работ, связанных со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера, и их результат. (Подробнее об этом см. комментарий к ст. 740 ГК о предмете договора строительного подряда и комментарий к ст. 758 ГК о предмете договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.) Формирование перечней строек и иных объектов для федеральных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 714 (СЗ РФ. 2001. N 43. Ст. 4097)). (Далее - Положение о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд.) См., например, Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2006 год, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы на 2006 год (утв. распоряжением Правительства РФ от 07.02.2006 N 140-р (СЗ РФ. 2006. N 9. Ст. 1026)).

Существенными условиями договора подряда для государственных или муниципальных нужд являются следующие:
а) условие о предмете работ (см. постановления ФАС ВСО от 16.12.2004 N А10-2229/04-Ф02-5215/04-С2, ФАС СКО от 09.03.2005 N Ф08-709/05, от 12.12.2006 N Ф08-6090/06, ФАС УО от 26.07.2005 N Ф09-2321/05-С4, ФАС ЦО от 20.04.2006 N А23-3806/05Г-4-176, ФАС ДО от 05.12.2006 N Ф03-А24/06-1/3839);
б) условие о стоимости работ (см. постановления ФАС ВСО от 16.12.2004 N А10-2229/04-Ф02-5215/04-С2, ФАС СКО от 12.12.2006 N Ф08-6090/06);
в) условие о сроке выполнения работ (см. постановления ФАС ПО от 5-10.12.2002 N А12-6788/02-С41, ФАС УО от 12.04.2004 N Ф09918/04ГК, ФАС ВСО от 16.12.2004 N А10-2229/04-Ф02-5215/04-С2, ФАС ЗСО от 13.10.2005 N Ф04-368/2005(14729-А70-8), ФАС ДО от 05.12.2006 N Ф03-А24/06-1/3839).
Особенностью данного вида договоров подряда является то, что существенным условием договора подряда для государственных (муниципальных) нужд является также условие об источниках и порядке финансирования публичным образованием (Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием) выполняемых подрядчиком работ (см. постановления ФАС ВСО от 16.12.2004 N А10-2229/04-Ф02-5215/04-С2, ФАС ЦО от 30.06.2005 N А48-8203/04-12).
315. Кто является сторонами договора подряда для государственных или муниципальных нужд? Кто является должником по обязательству оплатить выполненные подрядчиком работы?

В соответствии со ст. 764 ГК государственными заказчика ми могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ на размещение заказов на выполнение подрядных работ для нужд субъектов РФ бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов РФ при размещении заказов на выполнение таких работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Подрядчиком по договору подряда для государственных или муниципальных нужд может выступать юридическое или физическое лицо.
Особенность субъектного состава обязательств по договору подряда для государственных (муниципальных) нужд проявляется в следующем: должником по обязательству оплатить выполненные подрядчиком работы является не государственный (муниципальный) орган, заключивший соответствующий договор, а само публичное образование. Этот вывод был сделан Президиумом ВАС РФ при рассмотрении одного из дел в порядке надзора. Фабула этого дела такова.
Подрядчик обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с министерства природных ресурсов субъекта РФ и министерства финансов того же субъекта денежной суммы, составляющей долг за выполненные для государственных нужд подрядные работы.
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен только в части взыскания долга с министерства природных ресурсов, в иске к министерству финансов отказано, так как суд счел недоказанным факт несостоятельности министерства природных ресурсов; суд посчитал, что оснований для обращения с требованием о взыскании к казне субъекта РФ у подрядчика нет. Суд апелляционной инстанции, поддержанный окружным судом, решением отменил, в иске отказал, сославшись на следующее обстоятельство: в результате действий органов государственной власти участниками правоотношений становятся субъекты РФ в целом, а не названные органы. Министерства финансов, не являясь стороной по государственному контракту, не может нести ответственность по обязательствам, возникшим из указанного государственного контракта. Президиум ВАС РФ состоявшиеся по делу судебные акты отменил и направил дело на новое рассмотрение, указав следующее. При заключении государственных контрактов на выполнение работ для государственных нужд государственные заказчики действуют от имени и по поручению публично-правового образования. Поэтому должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само публично-правовое образование, в данном случае - субъект РФ в лице уполномоченного органа, у которого находятся выделенные для оплаты указанных работ бюджетные средства. При новом рассмотрении дела Президиум ВАС РФ обязал суд установить этот орган (см. постановление Президиума ВАС РФ от 25.07.2006 N 4405/06).

Еще по теме § 5. Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд (ст. 763-768) 314. Каковы существенные условия договора подряда для государственных или муниципальных нужд?:

  1. 187. Предполагает ли заключение договора коммерческого представительства возможность для представителя изменять условия договора, заключенного во исполнение поручения, и исполнять обязанности перед третьим лицом от собственного имени?
  2. 196. Можно ли признать договор подряда заключенным, если начальный срок выполнения работ определен истечением времени с момента совершения определенного действия заказчиком?
  3. 10. Каковы последствия заключения договора купли-продажи автотранспортного средств без снятия его с учета в уполномоченном государственном органе?
  4. § 4. Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд (ст. 525-534) 96. Каковы последствия уклонения одной из сторон от заключения государственного (муниципального) контракта в соответствии со ст. 528 ГК?
  5. 272. Каков принцип распределения рисков гибели или случайного повреждения материалов и результатов работ между сторонами договора подряда?
  6. 278. В каком случае стоимость работ по договору подряда может быть изменена?
  7. 282. Каковы правовые последствия невозврата заказчику материалов, переданных им подрядчику для выполнения работ по договору подряда?
  8. § 4. Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ (ст. 758-762) 309. Какие условия договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ признаются судебной практикой существенными?

О процедуре принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта см. ФАС России от 14.03.2018 N РП/16764/18 "О рассмотрении обращения"

Понятие государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ

Подрядные строительные работы (), проектные и изыскательские работы (), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (ст. 763 ГК).

Как и другие подрядные договоры, государственный (муниципаль­ный) контракт по своей юридической природе является консенсуальным, двусторонним и возмездным договором.

Особенности, позволяющие выделять государственный (муниципаль­ный) контракт на выполнение подрядных работ в от­дельный вид договора подряда:

  • основанием заключения государственного контракта является государственный или муниципальный заказ, размещаемый путем проведения торгов или запроса котировок цен на выполнение работ;
  • подрядные работы, составляющие предмет государственного (муни­ципального) контракта , должны быть предназначены для удовлетво­рения государственных (муниципальных) потребностей;
  • оплата подрядных работ, выполняемых по государственному (муни­ципальному) контракту, должна финансироваться за счет средств со­ответствующих бюджетов и внебюджетных источников;
  • в роли заказчика выступают получатели средств бюджета (государственный (местный) орган, обладающий необ­ходимыми инвестиционными ресурсами, действующий, как пра­вило, от имени государства - Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также органы управления внебюджетными фондами, бюджетные учреж­дения и т.д.);
  • отношения, вытекающие из государственного (муниципального) контракта, подлежат особому правовому регулированию.

Смысл выделения среди отдельных видов договора подряда госу­дарственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд «состоит в том, что для достаточно четко обозначенной области отношений, связанной с удовлетворением общих для государства как такового потребностей, создается особый правовой режим» (Брагинский М.И., Витрянский В.В.).

Правовое регулирование отношений по выполнению подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд

Государственный (муниципальный) контракт на выполнение под­рядных работ для государственных (муниципальных) нужд регулируется в первую очередь специальными правилами ст. 763-768 ГК.

Общие положе­ния о договоре подряда могут применяться к отношениям, вытекающим из государственного (муниципального) контракта, лишь при отсутствии таких специальных правил.

Характерные особен­ности регламентации:

  1. Государственным (муниципальным) контрактом на вы­полнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд (и соответственно специальными правилами о нем) могут охватываться как строительные работы (ст. 740 ГК), так и проектные и изыскательские работы (ст. 758 ГК), предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муници­пального образования. Следовательно, в соответствующих случаях к рас­сматриваемым отношениям должны применяться правила о договоре строительного подряда и о договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, естественно, если указанные отношения не уре­гулированы специальными правилами о государственном (муниципаль­ном) контракте. Общие положения о подряде подлежат субсидиарному применению лишь в том случае, если иное не установлено как специ­альными правилами о данном государственном (муниципальном) кон­тракте, так и правилами о договоре строительного подряда и договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.
  2. Основания и порядок заключения государственного (му­ниципального) контракта определяются в соответствии с положениями ст. 527 и 528 ГК, которыми установлены основания и порядок заклю­чения государственного (муниципального) контракта на поставку то­варов для государственных (муниципальных) нужд (т.е. содержащиеся в названных статьях нормы приравниваются к специ­альным правилам о государственном (муниципальном) контракте и потому подлежат приоритетному применению как перед общими положениями о договоре подряда, так и перед правилами о договоре строительного подряда и договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ).
  3. В соответствии со ст. 768 ГК отношения по государст­венным (муниципальным) контрактам на выполнение подрядных ра­бот для государственных (муниципальных) нужд в части, не урегулиро­ванной ГК, должны регулироваться законом о подрядах для государст­венных или муниципальных нужд (к числу источников правового регу­лирования государственного (муниципального) контракта на выпол­нение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд могут быть отнесены следующие федеральные законы: Закон о поставках продукции ; Закон о государственном оборонном заказе ; Закон о размещении заказов на поставки товаров, выполнение ра­бот, оказание услуг ; отдельные положения имеются и в Бюджетном кодексе, а также ряде правовых актов, принятых (утвержден­ных) указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ).

Элементы государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ

Предмет государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ

Предмет государственного (муни­ципального) контракта составляют

  1. подрядные работы, предназначенные для удовлетво­рения государственных (муниципальных) потребностей;
  2. действия по передаче (и, соответственно, приему) их результата.

Стороны государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ

Сторонами в государственном (муниципальном) контракте на вы­полнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд являются

  • государственный (муниципальный) заказчик;
  • подрядчик.

Подробнее

Во-первых, основанием для обязательного внесения изменений в государственный (муниципальный) контракт может служить лишь правомерное уменьшение бюджетного финансирования подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд. Если такое изменение бюджетного финансирования произведено без предусмотренных за­конодательством оснований и с нарушением установленного поряд­ка, государственный (муниципальный) контракт не подлежит изме­нению, а государственный (муниципальный) заказчик должен нести ответственность перед подрядчиком за нарушение своих обязательств по финансированию и оплате подрядных работ.

Во-вторых, правомерное уменьшение бюджетного финансирования является обязательным основанием изменения государственного (му­ниципального) контракта в части сроков проведения подрядных ра­бот, а при необходимости и иных условий. Следовательно, если под­рядчик или государственный (муниципальный) заказчик не пожелают вносить такие изменения, их контрагент вправе предъявить требование об изменении контракта в судебном порядке (п. 2 ст. 450 ГК). Заинте­ресованной стороной на рассмотрение арбитражного суда могут быть переданы и разногласия, касающиеся отдельных условий соглашения об изменении государственного (муниципального) контракта.

Поделиться: