Всероссийская служба медицины катастроф. Краткая история развития, определение, задачи и основные принципы организации всмк

5264 0

ВСМК организована в целях защиты жизни и здоровья населения, совершенствования медико-социального обеспечения граждан при возникновении и ликвидации последствий ЧС.

ЧС могут сопровождаться серьезными медицинскими последствиями. К основным из них относятся;
. большое число пострадавших с поражениями разных видов и степеней;
. сложная санитарно-гигиеническая и противоэпидемическая обстановка, вызванная выходом из строя систем энерго- и водоснабжения, канализации, скоплением больших масс людей;
. дезорганизация управления здравоохранением в зоне ЧС, материальные и людские потери, не позволяющие наладить необходимое медицинское обеспечение в этой зоне.

Все потери среди населения в результате ЧС подразделяются на безвозвратные и санитарные. Безвозвратные потери составляют убитые, умершие, утонувшие, пропавшие без вести. Санитарные потери — пораженные и заболевшие в результате ЧС.

В 2008 г. специалисты ВСМК приняли участие в ликвидации медико-санитарных последствий более 13,9 тыс. ЧС, в том числе более 13,1 тыс. техногенных, 336 биолого-социальных, 18 природных, в ходе чего была оказана медицинская помощь более 26,6 тыс. пораженным.

ВСМК предназначена для проведения комплекса мероприятий по предупреждению медико-санитарных последствий и медико-санитарного обеспечения населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, эпидемиях, локальных вооруженных конфликтах, террористических актах и других ЧС, а также для организации и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.

Принципы и задачи Всероссийской службы медицины катастроф

Основополагающие принципы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф:

Государственный характер. Реализация государственной политики в оказании медицинской помощи гражданам при возникновении и ликвидации последствий ЧС обеспечивается единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС, которая функционирует на основе соответствующих Указов Президента России, постановлений Правительства Российской Федерации, других нормативных правовых актов.

Централизация управления. Централизация управления в период ликвидации медико-санитарных последствий ЧС предполагает единое управление всеми силами и средствами ВСМК независимо от их ведомственной принадлежности на любом уровне ее функционирования.

Плановый характер. Этот принцип предусматривает заблаговременную подготовку сил и средств ВСМК, прогнозирование вариантов их использования в различных регионах, планирование взаимодействия с другими службами, специальную подготовку и повышение квалификации личного состава ВСМК.

Функциональное предназначение сил и средств ВСМК. Это означает, что формирования ВСМК и приданные им средства могут быть использованы для решения соответствующих задач и имеют определенное функциональное предназначение — для оказания первой медицинской, доврачебной, первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи; выполнения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий; снабжения медицинским имуществом.

Мобильность, оперативность и постоянная готовность формирований и учреждений к работе в чрезвычайных ситуациях. Это достигается наличием подвижных медицинских формирований, находящихся в постоянной готовности, созданием запасов необходимого имущества и медикаментов, использованием современных средств связи, оповещения и информационного обеспечения.

Основные задачи ВСМК:
. организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС;
. обеспечение постоянной готовности органов управления, системы связи и оповещения, формирований и учреждений Службы к действиям в ЧС;

Сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера в условиях ЧС;
. участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях ЧС;
. создание и рациональное использование резервов финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов для обеспечения работы Службы;

Участие в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных акций, обеспечении условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от ЧС;
. разработка и постоянное совершенствование единой системы медицинского обеспечения населения при возникновении ЧС;

Прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий ЧС;
. участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи в ЧС;
. научно-исследовательская работа по развитию и совершенствованию структуры и деятельности Службы;
. международное сотрудничество в области медицины катастроф.

О.П. Щепин, В.А. Медик

Всероссийская служба медицины катастроф является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий ЧС (РСЧС).

ВСМК функционально объединяет службу медицины катастроф Минздрава России (СМК), службу медицины катастроф МО РФ, а также предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС силы и средства МВД РФ, МПС РФ, других федеральных органов исполнительной власти.

Служба имеет следующие уровни: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

ВСМК функционирует в 3-х режимах:

· режим повседневной деятельности обеспечивает поддержание постоянной готовности сил и средств службы к действиям в ЧС;

· режим повышенной готовности;

· режим ЧС включает период мобилизации необходимых сил и средств ВСМК и период ликвидации медицинских последствий ЧС.

Руководящими органами ВСМК на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях являются соответствующие межведомственные координационные комиссии и центры медицины катастроф, которые одновременно выполняют функции штабов службы. На местном уровне функции органов управления СМК возлагаются на центры медицины катастроф, а там, где они не создавались - на станции скорой медицинской помощи. Штабы службы подчиняются руководителям соответствующего звена здравоохранения.

По оперативно-тактическим вопросам в пределах выполняемых задач при ликвидации последствий ЧС ВСМК руководствуется решениями соответствующих комиссий по ЧС.

Служба медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее именуется – Служба) входит в состав Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК) и выполняет свои задачи при непосредственном взаимодействии с Департаментом по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору Минздрава России, Федеральным управлением «Медбиоэкстрем», органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и учреждениями здравоохранения.

Служба предназначена для проведения комплекса мероприятий по предупреждению медико-санитарных последствий и медико-санитарного обеспечения населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, эпидемиях, локальных вооруженных конфликтах, террористических актах и других чрезвычайных ситуациях, а также для организации и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.

На Федеральном уровне Служба представлена:

Всероссийским центром медицины катастроф «Защита» Минздрава России (ВЦМК «Защита»). ВЦМК «Защита» состоит из управления, основных подразделений и подразделений обеспечения:

Основными подразделениями ВЦМК «Защита» являются: штаб ВСМК, филиалы ВЦМК «Защита» (в семи федеральных округах и в особых случаях по решению Министерства здравоохранения Российской Федерации временно могут создаваться в отдельных субъектах Российской Федерации), клиника медицины катастроф с полевым многопрофильным госпиталем (ПМГ), институт проблем медицины катастроф и дополнительного профессионального образования специалистов службы медицины катастроф, центр медицинской экспертизы и реабилитации, научно-исследовательский отдел медико-технических проблем экстремальной медицины, отдел организации медицинской помощи при радиационных авариях, отдел медицинского снабжения (склад резерва Минздрава России для ЧС).

На федеральном уровне СМК представлена:

Специализированными формированиями и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, подчиненными непосредственно Минздраву России. Организационно-методическую функцию организации санитарно-противоэпидемического обеспечения выполняет Департамент по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору Минздрава России.

Специализированными формированиями и учреждениями Федерального управления «Медбиоэкстрем» при Минздраве России.

Клиническими базами, предназначенными в соответствии с возложенными на них обязанностями для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, а также оказания экстренной медицинской и консультационной медицинской помощи населению.

На региональном уровне СМК представлена филиалами ВЦМК «Защита». Основными подразделениями региональных филиалов ВЦМК «Защита» являются штаб, отдел медицинского снабжения, отдел материально-технического и транспортного обеспечения.

Центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора регионального уровня с входящими в них формированиями.

Клиническими базами, предназначенными в соответствии с возложенными на них обязанностями для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

На территориальном уровне служба представлена:

Территориальными центрами медицины катастроф субъектов Российской Федерации – учреждениями здравоохранения Российской Федерации особого типа и филиалами ВЦМК «Защита» (Чеченская Республика, Ингушская Республика, Республика Дагестан), выполняющими функции органа управления службы медицины катастроф территориального уровня.

Территориальный центр медицины катастроф имеет статус юридического лица, основными его подразделениями являются: администрация, оперативно-диспетчерский отдел, организационно-методический отдел, бригады специализированной медицинской помощи населению (санитарная авиация), отдел медицинского снабжения, отдел материально-технического обеспечения.

Центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации и городах федерального значения, которые создают силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а их координацию деятельности осуществляют органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации (санитарно-противоэпидемические комиссии).

Клиническими базами, предназначенными, в соответствии с возложенными на них обязанностями для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и оказания экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению.

На местном уровне Служба представлена:

Центрами медицины катастроф местного уровня (где они создаются) или станциями (подстанциями) скорой медицинской помощи, выполняющими функции органа управления службы медицины катастроф с входящими в них формированиями.

Центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городах и районах, формирующих санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки.

Лечебно-профилактическими учреждениями, предназначенными в соответствии с возложенными на них обязанностями для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

На объектовом уровне Служба представлена:

Должностными лицами по медико-санитарному обеспечению объекта в чрезвычайных ситуациях, медицинскими нештатными формированиями, лечебно-профилактическими учреждениями (медико-санитарные части, поликлиники и др.), предназначенными в соответствии с возложенными на них обязанностями для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, структурными подразделениями санитарно-эпидемиологического надзора объекта.

Для участия в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях за счет имеющихся лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений Минздрава России создаются (привлекаются) нештатные формирования Службы. Основными из них являются:

На федеральном и региональном уровнях:

1. бригады специализированной медицинской помощи (хирургические, травматологические, нейрохирургические, ожоговые, акушерско-гинекологические, трансфизиологические, инфекционные, детские хирургические, радиологические и др.);

2. санитарно-эпидемиологические отряды;

3. санитарно-эпидемиологические бригады (эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические, токсикологические, бригады);

4. специализированные противоэпидемические бригады.

На территориальном, местном и объектовом уровнях:

1. бригады скорой медицинской помощи (врачебные, фельдшерские);

2. специализированные бригады скорой медицинской помощи (интенсивной терапии, токсикологические, радиологические, психиатрические, педиатрические и др.);

3. бригады специализированной медицинской помощи;

4. бригады первой врачебной помощи (врачебно-сестринские бригады);

5. бригады доврачебной помощи;

6. санитарные посты;

7. санитарно-эпидемиологические отряды;

8. санитарно-эпидемиологические бригады;

9. группы эпидемиологической разведки.

ВСМК работает в тесном взаимодействии с формированиями службы медицины катастроф, созданными на базе учреждений военно-медицинской службы Вооруженных Сил РФ. В военных госпиталях имеются нештатные подвижные врачебно-сестринские бригады постоянной готовности (5-7 человек) для оказания пострадавшим первой врачебной помощи. В госпиталях коечной емкостью 500 коек и более, созданы нештатные бригады (3-5 человек) специализированной медицинской помощи для усиления военных и гражданских лечебных учреждений, осуществляющих массовый прием раненых и пораженных.

В санитарно-эпидемиологических учреждениях ВС РФ созданы нештатные группы (подвижные) специалистов из 5-7 человек для работы в зонах катастроф, стихийных бедствий и массовых заболеваний.

При Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, 442 ОВГ Ленинградского военного округа, ГКВГ им. Бурденко и 301 ОВГ созданы и действуют многопрофильные медицинские отряды специального назначения (МОСН).

При решении задач медицинского обеспечения пораженных в чрезвычайных ситуациях большую роль играют медицинские подразделения войск ГО. Они предназначены для ведения медицинской разведки, проведения лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и специально профилактических мероприятий, оказания первой медицинской, первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи населению, личному составу частей, подразделений и приданных невоенизированных формирований, подготовки и эвакуации пораженных в лечебные учреждения.

Для выполнение поставленных задач предусмотрены: в составе отдельной спасательной бригады (ОСБ) и отдельного механизированного полка (ОМП) - медицинская рота; а в некоторых ОСБ - отдельный медицинский батальон).

В составе каждого механизированного батальона полка ГО и отдельного механизированного батальона ГО имеется медицинский взвод. В состав отдельного батальона химической защиты, отдельного понтонно-переправочного батальона, отдельного вертолетного отряда, отдельной роты специальной защиты входит медицинский пункт из 3 человек.

В целях повышения готовности соединений и воинских частей ГО к ликвидации последствий ЧС в штатах мирного времени, введены в действие временные штатные расчеты сводных мобильных отрядов, в составе которых имеется медицинское отделение из 4 человек.

Свои задачи медицинские подразделения выполняют в тесном взаимодействии с местными учреждениями здравоохранения, гражданскими организациями ГО, формированиями медицинской службы ГО, а также с частями и подразделениями медицинской службы Вооруженных Сил.

При передаче воинских частей ГО в оперативное подчинение начальнику ГО области (города, района) медицинские подразделения по специальным вопросам организации оказания медицинской помощи населению, её объёма, обеспечения расходным медицинским имуществом для оказания медицинской помощи населению, взаимодействия с медицинскими формированиями, эвакуации пораженного населения в лечебные учреждения руководствуются указаниями соответствующего руководителя органа управления здравоохранением области (города, района) и представляют ему через штабы своих частей необходимые отчетные данные по установленной форме.

Решение вновь возникающих задач по медицинской защите населения РФ в ЧС обеспечивается посредством создания специальных формирований и учреждений МЧС России. В составе Центрального аэромобильного отряда МЧС России имеется специальный экспедиционный аэромобильный госпиталь, имеющий в своем составе отдел оперативного управления и связи, административно-хозяйственный отдел, парашютно-десантную службу, службу экстренной госпитализации, службу экстренной медицинской помощи, транспортную службу, инженерно-техническую службу.

Сейчас госпиталь находится в стадии становления. В ходе специальных учений и путем участия в ликвидации последствий ЧС совершенствуется и уточняется его организационно-штатная структура, табели оснащения медицинским и другим имуществом, техникой.

В Центре специальных операций особого риска МЧС России «Лидер» создано медико-спасательное Управление, располагающее медицинскими силами и средствами постоянной готовности.

В составе Всероссийского Центра экстренной и радиационной медицины МЧС России (г. Санкт-Петербург) имеются мобильные медицинские формирования и соответствующие клинические отделения для оказания квалифицированной и специализированной помощи пораженным в ЧС.

В настоящее время осуществляется ряд мероприятий по совершенствованию организационной структуры, оснащения, подготовки формирований МС ГО, ВСМК, медицинских подразделений и учреждений МЧС России с целью повышения их мобильности, автономности, технической вооруженности на уровне мировых стандартов.

Реализация перечисленных направлений коренного реформирования медицинских сил РСЧС позволит обеспечить выполнение мероприятий по медицинской защите населения в ЧС в оптимальные сроки, снизить число смертельных исходов и случаев инвалидности среди пораженных.

Относительно самостоятельную проблему представляет собой задача обоснования группировки медицинских сил РСЧС на военное время. При этом федеральные программы развития сил РСЧС на мирное время должны отражать вопросы их мобилизационного развертывания на военное время.

Всероссийская Служба медицины катастроф (ВСМК) – функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), функционально объединяющая Службы медицины катастроф Министерства здравоохранения и социальной политики, Министерства обороны России, а также силы и средства Министерства путей сообщения (МПС) и внутренних дел (МВД), других федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

ВСМК организована на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях. На каждом уровне служба имеет органы управления и подчиненные им формирования и учреждения.

Федеральный уровень ВСМК (в масштабе Российской Федерации) включает: Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава России (ВЦМК «Защита») с входящими в него штатными формированиями и учреждениями, Департа­мент по санитарно-эпидемиологическому надзору Минздрава России, Федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора со специализиро­ванными формированиями и учреждениями Госсанэпидслужбы и Федеральное управление «Медбиоэкстрем», Всеармейский центр медицины катастроф и медицин­ские формирования и учреждения центрального подчинения Минобороны России; учреждения и формирования центрального подчинения МВД России, МПС России, других министерств и ведомств, предназначенные для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Кроме того, в интересах ВСМК используются нештат­ные формирования, клинические базы Минздрава России, других министерств и ве­домств, а также научные базы, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказания экстренной и консультативной, скорой и неотложной ме­дицинской помощи населению.

Региональный уровень ВСМК (в масштабе региона) представлен:

Филиалами ВЦМК «Защита» (РЦМК) с входящими в них штатными формиро­ваниями и учреждениями в федеральных округах (Северо-Западный, Цен­тральный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный);

Межрегиональными центрами по чрезвычайным ситуациям госсанэпидслуж­бы в Москве и Новосибирске и центрами Госсанэпиднадзора регионального уровня с входящими в них формированиями;

Формированиями на региональном уровне Минобороны, МВД и МПС Рос­сии, других министерств и ведомств, предназначенными для участия в лик­видации медико-санитарных последствий ЧС, а также клиническими и науч­ными базами.

Территориальный уровень ВСМК (в масштабе субъектов Российской Федера­ции - республик, краев, областей, национальных округов, гг. Москвы и Санкт-Петер­бурга) представлен:


Территориальными центрами медицины катастроф с входящими в них штат­ными формированиями;

Центрами Госсанэпиднадзора территориального уровня с входящими в них формированиями;

Нештатными формированиями ВСМК;

Формированиями Минобороны, МВД и МПС России, других ведомств, рас­положенными на данной территории и предназначенными для участия в лик­видации медико-санитарных последствий ЧС;

Клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитар­ных последствий ЧС и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.

Местный уровень ВСМК (в масштабе отдельных районов, городов, городских районов) включает:

Центры медицины катастроф (там, где они создаются) или стан­ции (подстанции) скорой медицинской помощи (с входящими в них и формируемы­ми в других ЛПУ формированиями), выполняющие функции органов управления СМК;

Центры Госсанэпиднадзора в городах и районах, фор­мирующие санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки;

Формирования постоянной готовности военно-медицинских учреждений;

Формирования органов МВД, МПС России, учреждения Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России, другие фе­деральные органы исполнительной власти, участвующие в соответствии с возложен­ными на них обязанностями в ликвидации ЧС; лечебно-профилактические учрежде­ния, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.

Объектовый уровень ВСМК (в масштабе объекта) включает:

Должностных лиц по медико-санитарному обеспечению объектав ЧС;

Медицинские формирования; подразделения санитарно-эпидемиологического надзора;

Лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.

При создании и совершенствовании ВСМК особое внимание уделяется территориальному, местному и объектовому уровням службы, так как именно от готовности и успеха работы этих уровней зависит эффективность медико-санитарного обеспече­ния населения в различных ЧС. Следует отмстить, что данная тенденция имеет место во всей РСЧС.

Руководителем ВСМК на федеральном уровне является председатель федераль­ной межведомственной координационной комиссии ВСМК, на региональном, территориальном и местном уровнях - председатели соответствующих межведомственных координационных комиссий ВСМК.

Служба медицины катастроф Минздрава России является основой ВСМК и организационно-функциональной отраслью системы здравоохране­ния Российской Федерации. Начальником службы медицины катастроф Минздрава России является Министр здравоохранения Российской Федерации. Непосредственное руководство службой осуществляет первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации. Начальником службы медицины катастроф на региональном уровне яв­ляется представитель Министра здравоохранения в федеральном округе. Начальника­ми служб медицины катастроф на территориальном и местном уровнях являются ру­ководители органов управления здравоохранением соответствующих органов испол­нительной власти, а на объектовом - руководители объектовых учреждений здраво­охранения.

Служба медицины катастрофМинобороны России является мощной ведом­ственной службой, входящей в состав ВСМК; она хорошо подготовлена к работе в различных ЧС. Служба в основном ориентирована на ликвидацию медико-санитар­ных последствий ЧС в районах размещения войск и военно-стратегических объектов.

Однако, как показывает опыт, формирования службы медицины катастроф Минобо­роны России привлекаются к работе и при возникновении ЧС в других районах.

Организацию и руководство деятельностью службы осуществляет Главное воен­но-медицинское управление Минобороны России (ГВМУ МО РФ).

В состав службы медицины катастроф Минобороны России входят: органы во­енного управления; должностные лица; медицинские отряды специального назначе­ния; формирования, силы и средства медицинских воинских частей и учреждений Минобороны России, медицинских военно-учебных заведений и научно-исследова­тельских организаций, предназначенные для участия в ликвидации медико-санитар­ных последствий ЧС.

Для выполнения аналогичных функций и участия в решении общих задач ВСМК в системе МВД и МПС России также имеются специальные органы управле­ния, формирования и учреждения.

Координация подготовки и взаимодействия органов управления, а также ис­пользования формирований и учреждений, входящих в состав ВСМК, возлагается на службу медицины катастроф Минздрава России, которая обеспечивает:

Разработку научно-методических принципов деятельности ВСМК;

Подготовку, повышение квалификации и аттестацию специалистов ВСМК;

Разработку методических основ подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи в ЧС;

Руководство силами и средствами, участвующими в ликвидации медико-са­нитарных последствий ЧС.

В соответствии с частью 5 статьи 41 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет :

1. Утвердить прилагаемое Положение о Всероссийской службе медицины катастроф.

2. Признать утратившими силу:

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 195 "Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 10, ст. 946);

Пункт 7 изменений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. N 374 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам, касающимся Министерства здравоохранения Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 15, ст. 1824);

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2011 г. N 660 "О внесении изменений в Положение о Всероссийской службе медицины катастроф" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 34, ст. 4969);

Пункт 7 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 г. N 882 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 37, ст. 5002).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев


Прим. ред.: текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации", 02.09.2013, N 35, ст. 4520.

Положение о Всероссийской службе медицины катастроф

1. Всероссийская служба медицины катастроф (далее - Служба) является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, настоящим Положением, а также иными нормативными правовыми актами.

3. Служба осуществляет решение следующих задач:

А) быстрое реагирование, мобилизация материально-технических средств и личного состава при чрезвычайных ситуациях в целях спасения жизни и сохранения здоровья наибольшего числа людей путем оказания им всех видов медицинской помощи своевременно и в полном объеме;

Б) ликвидация эпидемических очагов;

В) создание резерва материальных запасов;

Г) обучение оказанию медицинской помощи гражданам, в том числе медицинской эвакуации, при чрезвычайных ситуациях.

4. Служба наделена следующими полномочиями:

А) организация ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе организация и оказание медицинской помощи, включая медицинскую эвакуацию;

Б) сбор, обработка и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

В) прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

Г) информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;

Д) обеспечение реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, при чрезвычайных ситуациях;

Е) организация системы дистанционных консилиумов врачей с использованием телемедицинских технологий, в том числе для оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;

Ж) организация взаимодействия с экстренными оперативными службами по привлечению сил и средств Службы для оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;

З) организация обеспечения связи и информационного взаимодействия органов управления и сил Службы в повседневной деятельности и при чрезвычайных ситуациях.

5. Служба функционально объединяет:

А) службу медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации;

Б) службу медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации;

В) силы и средства Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Российской академии медицинских наук и других организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф.

6. Задачи, порядок деятельности, структура, состав сил и средств службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации, службы медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации, а также состав сил и средств иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, рганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

7. Руководство Службой осуществляет Министр здравоохранения Российской Федерации.

Организационно-методическое руководство деятельностью Службы осуществляет Министерство здравоохранения Российской Федерации.

8. Служба в целях выполнения возложенных на нее задач представлена:

А) на федеральном уровне:

Координационным органом - комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства здравоохранения Российской Федерации;

Постоянно действующим органом управления - соответствующим подразделением Министерства здравоохранения Российской Федерации;

Органом повседневного управления - федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Всероссийский центр медицины катастроф "Защита");

Силами и средствами Министерства здравоохранения Российской Федерации (в том числе Федерального медико-биологического агентства), Министерства обороны Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иных федеральных органов исполнительной власти, Российской академии медицинских наук и других организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф;

Б) на межрегиональном уровне (в пределах территории федерального округа):

Органами повседневного управления - межрегиональными центрами медицины катастроф, функции которых осуществляют территориальные центры медицины катастроф в гг. Екатеринбурге, Нальчике, Нижний Новгород, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и Хабаровске, а также в Москве - Всероссийским центром медицины катастроф "Защита";

Силами и средствами федеральных органов исполнительной власти и организаций, указанных в абзаце пятом подпункта "а" настоящего пункта, расположенными на территориях соответствующих федеральных округов;

В) на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации):

Координационными органами - комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Постоянно действующими органами управления - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан;

Органами повседневного управления - территориальными центрами медицины катастроф;

Силами и средствами органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, а также расположенными на их территориях силами и средствами федеральных органов исполнительной власти и организаций, указанных в абзаце пятом подпункта "а" настоящего пункта;

Г) на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования):

Координационными органами - комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления;

Постоянно действующими органами управления - органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере охраны здоровья граждан;

Органами повседневного управления - дежурно-диспетчерскими службами органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере охраны здоровья граждан;

Силами и средствами соответствующих органов местного самоуправления, а также расположенными на территориях соответствующих муниципальных образований силами и средствами федеральных органов исполнительной власти и организаций, указанных в абзаце пятом подпункта "а" настоящего пункта, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Д) на объектовом уровне:

Координационным органом - комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации;

Постоянно действующим органом управления - структурным подразделением организации, в том числе должностными лицами организации, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф;

Органом повседневного управления - дежурно-диспетчерской службой организации;

Силами и средствами организации, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

9. На федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях на базе медицинских, судебно-экспертных, образовательных и научных организаций, а также организаций здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека из числа работников этих организаций создаются нештатные формирования (госпитали, отряды, бригады, группы), которые при возникновении чрезвычайных ситуаций поступают в оперативное подчинение органов управления Службы соответствующего уровня. Обеспечение готовности этих формирований к действиям в чрезвычайных ситуациях возлагается на руководителей соответствующих организаций.

10. При недостаточности сил и средств на муниципальном и (или) региональном уровнях для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации на соответствующей территории могут быть привлечены силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций, функционально объединенных в Службу, по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти и организациями.

11. По решению руководителя Службы для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации с учетом ее масштаба, степени потенциальной опасности, медико-санитарных последствий могут привлекаться все находящиеся в зоне чрезвычайной ситуации силы и средства Службы независимо от их уровня.

Руководитель Службы вправе принимать решение о медицинской эвакуации при чрезвычайных ситуациях.

Организация и оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинская эвакуация, осуществляются Службой в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.

12. Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" обеспечивает:

А) координацию взаимодействия органов управления, а также использования сил и средств Службы;
б) разработку научно-методических принципов деятельности Службы;
в) подготовку, повышение квалификации и аттестацию специалистов Службы;
г) разработку предложений по подготовке населения к оказанию первой помощи при чрезвычайных ситуациях.

13. Проведение мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе разрабатываемых в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, межрегиональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

14. Для соответствующих органов управления, сил и средств Службы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

А) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации.

15. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы Службы функционируют в режиме повседневной деятельности.

16. Финансовое обеспечение мероприятий, реализуемых Службой, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке на обеспечение выполнения функций получателя бюджетных средств, на предоставление бюджетным и автономным учреждениям субсидий в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также в пределах средств иных указанных в подпункте "в" пункта 5 настоящего Положения организаций.

ВСМК объединяет службы медицины катастроф МЗ, МО России, а также предназначенные для ликвидации медико-сани­тарных последствий ЧС силы и средства МВД и МПС России, других федеральных органов исполнительной власти.

Служба организована на федеральном, региональ­ном, территориальном, местном и объектовом уровнях. На каждом уровне служба име­ет свои органы управления, формирования и учреждения.

Федеральный уровень ВСМК (в масштабе Российской Федерации) включает: Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава России (ВЦМК «За­щита») с входящими в него штатными формированиями и учреждениями, Департа­мент по санитарно-эпидемиологическому надзору Минздрава России, Федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора со специализиро­ванными формированиями и учреждениями Госсанэпидслужбы и Федеральное управление «Медбиоэкстрем», Всеармейский центр медицины катастроф и медицин­ские формирования и учреждения центрального подчинения Минобороны России; учреждения и формирования центрального подчинения МВД России, МПС России, других министерств и ведомств, предназначенные для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Кроме того, в интересах ВСМК используются нештат­ные формирования, клинические базы Минздрава России, других министерств и ве­домств, а также научные базы, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказания экстренной и консультативной, скорой и неотложной ме­дицинской помощи населению.

Региональный уровень ВСМК (в масштабе региона) представлен:

    филиалами ВЦМК «Защита» (РЦМК) с входящими в них штатными формиро­ваниями и учреждениями в федеральных округах (Северо-Западный, Цен­тральный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный);

    межрегиональными центрами по чрезвычайным ситуациям госсанэпидслужбы в Москве и Новосибирске и центрами Госсанэпиднадзора регионального уровня с входящими в них формированиями;

    формированиями на региональном уровне Минобороны, МВД и МПС Рос­сии, других министерств и ведомств, предназначенными для участия в лик­видации медико-санитарных последствий ЧС, а также клиническими и научными базами.

Территориальный уровень ВСМК (в масштабе субъектов Р.Ф.- республик, краев, областей, национальных округов, гг. Москвы и Санкт- Петер­бурга) представлен:

    территориальными центрами медицины катастроф с входящими в них штат­ными формированиями;

    центрами Госсанэпиднадзора территориального уровня с входящими в них формированиями;

    нештатными формированиями ВСМК;

    формированиями Минобороны, МВД и МПС России, других ведомств, рас­положенными на данной территории и предназначенными для участия в лик­видации медико-санитарных последствий ЧС;

    клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитар­ных последствий ЧС и оказания экстренной и консультативной медицинской ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

    клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.

Федеральный уровень

Федеральная межведомственная координационная комиссия

Региональная межведомственная координационная комиссия

Региональный уровень

РЦМК: Хабаровск, Новосибирск, Красноярск, Екатеринбург, Н.Новгород, С.-Петербург, Ростов-на -Дону

Начальник мед.службы военногоокруга

МПС РФ идр.

Территориальный уровень

Территориальная межведомственная координационная комиссия

Начальник мед.службы гарнизона

Руководитель органа управления ведомственным здравоохранением

Местная межведомственная координационная комиссия

Местный уровень

Др. министерства иведомства

Минобороны России

Руководитель органа управленияздравоохранением местной администрации

Объектовый уровень

Руководитель здравоохранения объекта. Штаб МС ГО объекта

Местный уровень ВСМК (в масштабе отдельных районов, городов, городских районов) включает: ЦМК (там, где они создаются) или стан­ции (подстанции) скорой медицинской помощи (с входящими в них и формируемы­ми в других ЛПУ формированиями), выполняющие функции органов управлении СМК; центры Госсанэпиднадзора в городах и районах, фор­мирующие санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки; формирования постоянной готовности военно-медицинских учреждений, формирования органов МВД, МПС России, учреждения Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при МЗ России, другие фе­деральные органы исполнительной власти, участвующие в соответствии с возложен­ными на них обязанностями в ликвидации ЧС; ЛПУ, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.

Объектовый уровень ВСМК (в масштабе объекта) включает: должностных лиц по медико-санитарному обеспечению объекта в ЧС; медицинские формирования; подразделения санитарно-эпидемиологического надзора; лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.

При создании и совершенствовании ВСМК особое внимание уделяется террито­риальному, местному и объектовому уровням службы, так как именно от готовности и успеха работы этих уровней зависит эффективность медико-санитарного обеспече­ния населения в различных ЧС. Следует отметить, что данная тенденция имеет место во всей РСЧС.

Руководителем ВСМК на федеральном уровне является председатель федераль­ной межведомственной координационной комиссии ВСМК, на региональном, территориальном и местном уровнях - председатели соответствующих межведомственных координационных комиссий ВСМК.

Служба медицины катастроф Минздрава России.

Является основой ВСМК и организационно-функциональной отраслью системы здравоохранения РФ. Начальником службы медицины катастроф МЗ России является Министр здравоохранения РФ. Непосредственное руководство службой осуществляет первый заместитель Министра здравоохранения РФ. Начальником службы МК на региональном уровне является представитель Министра здравоохранения в федеральном округе; на территориальном и местном уровнях- руководители органов управления здравоохранением соответствующих органов исполнительной власти, а на объектовом- руководители объектовых учреждений здравоохранения.

Формирования службы медицины катастроф МЗ представ­лены подвижными госпиталями, отрядами, бригадами, группами, организуются на всех уровнях и могут быть штатными и нештатными.

Штатными являются формирования, постоянно финансируемые за счёт средств, выделяемых службе МК данного уровня.

Основным мобильным лечебно-диагностическим формированием службы меди­цины катастроф является Полевой многопрофильный госпиталь (ПМГ).

Он предназначен для выдвижения в зону ЧС, приема поражен­ных, их сортировки, оказания квалифицированной с элементами специализированной медицинской помощи пораженным, подготовки их к эвакуации, временной госпита­лизации нетранспортабельных, а также амбулаторной помощи населению. При пол­ном развертывании госпиталь может за сутки принять до 250 пораженных. Для гос­питализации нетранспортабельных пораженных госпиталь может развернуть до 150 коек.

К штатным подразделениям госпиталя относятся: управление, основные отде­ления (приемно-диагностическое, хирургическое, реанимационно-анестезиологиче­ское, госпитальное, эвакуационное), подразделения обеспечения (аптека, инженерно-техническое отделение, отдел материально-технического обеспечения).

Нештатными подразделениями госпиталя являются 17 бригад (сортировочная, диагностическая, дежурная экстренного реагирования, общехирургическая, хирургическая детская, травматологическая, нейрохирургическая, ожоговая, офтальмологическая, реанима­ционная, экстракорпоральной детоксикации, терапевтическая, психиатрическая, ин­фекционная, радиологическая, токсикологическая и эвакуационная). Бригады форми­руются из высококвалифицированных специалистов базовых лечебных учреждений.

Общий вид развёрнутого ПМГ ВЦМК «Защита»

Госпиталь может выдвигаться в зону ЧС полностью или частично. В зависимо­сти от характера ЧС госпиталь специализируется бригадами различного профиля и раз­вертывается как хирургический, токсикологический, радиологический, терапевтиче­ский, педиатрический, туберкулезный или многопрофильный.

Являются мобильными формированиями службы медицины катастроф и предназначены для специализации или усиления лечебно-профилактиче­ских учреждений, участвующих в ликвидации последствий ЧС.

Основными задачами БСМП являются: медицинская сортировка пораженных, нуждающихся в специализированной медицинской помощи; оказание специализиро­ванной медицинской помощи пораженным и лечение нетранспортабельных поражен­ных; подготовка пораженных к эвакуации в специализированные ЛПУ; оказание кон­сультативно-методической помощи пораженным в ЛПУ.

В режиме повседневной деятельности и повышенной готовности БСМП подчиняются руководителю учреждения-формирователя и находятся в оперативном подчинении руководителю соответствующего центра медицины катастроф. В ЧС руководство деятельностью бригады возлагается на руководителя центра медицины катастроф.

Сроки выезда (вылета) БСМП с имуществом в район ЧС определяются исходя из местных условий, но не позднее 6 ч после получения распоряжения. Режим рабо­ты бригады в ЧС - в среднем 12 ч в сутки.

Снабжение БСМП медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуще­ством осуществляется учреждением-формирователем по принципу приоритетного обес­печения согласно табелю оснащения. Имущество бригады комплектуется и хранится в учреждении-формирователе в специальных укладках, готовых к быстрой выдаче. Доставка БСМП к месту работы при возникновении ЧС осуществляется в приоритетном порядке решением соответствующей комиссии по ЧС.

Руководитель бригады назначается приказом руководителя учреждения-формирователя. Специалисты бригады подчиняются руководителю бригады.

В бригадах специализированной меди­цинской помощи службы медицины катастроф имеется 21 тип бригад. Наиболее час­то привлекаются для работы при ликвидации ЧС хирургические, травматологиче­ские, нейрохирургические, ожоговые, детские хирургические, акушерско-гинекологические, трансфузиологические, токсико-терапевтические, психиатрические и инфекционные БСМП.

Все эти бригады возглавляются врачами соответствующих специальностей, имеют еще врача соответствующего профиля, при необходимости анестезиолог и медсестра анестезистка, и 3-5 средних медицинских работников.

К формированиям службы медицины катастроф, предназначенным для оказания пораженным первой врачебной помощи , относятся врачебные выездные бригады скорой медицинской помощи и врачебно-сестринские бригады.

Врачебные выездные бригады скорой медицинской помощи создаются на базе станций, подстанций, отделений скорой медицинской помощи. Основными задачами бригады являются: медицинская сортировка пораженных, оказание первой врачебной помощи в установленном объеме и эвакуация пораженных из очага (зоны) ЧС.

Состав бригады: руководитель - врач, 2 фельдшера (либо фельдшер и медицин­ская сестра-анестезистка), санитар-водитель - всего 4 чел. На оснащении б ригада имеет специальные укладки, укомплектованные согласно табелю.

Врачебно-сестринские бригады являются нештатными мобильными формиро­ваниями СМК, предназначенными для оказания первой вра­чебной помощи, организации и проведения медицинской сортировки и подготовки к эвакуации пораженных из очага. Они создаются на базе городских, центральных рай­онных, межрайонных, участковых больниц, а также поликлинических учреждений и здравпунктов.

Состав бригады: руководитель - врач, старшая медицинская сестра, 2 медицин­ские сестры, санитар, водитель-санитар - всего 6 чел.

За 6 ч работы бригада обеспечивает оказание врачебной помощи 50 пораженным.

Основными формированиями, предназначенными для оказания доврачебной помощи, являются бригады доврачебной помощи и фельдшерские линейные бригады скорой медицинской помощи.

Бригады доврачебной помощи являются подвижными медицинскими формированиями здравоохранения, предназначенными для медицинской сортировки пораженных, оказания им доврачебной помощи и подготовки к эвакуации.

На объектах бригады могут создаваться по решению руководителя объекта за счет персонала медико-санитарной части (здравпункта).

Состав бригады: руководитель - фельдшер (медицинская сестра), 1-2 медицин­ские сестры, водитель-санитар - всего 3-4 чел.

За 6 ч работы в ЧС бригада может оказать помощь 50 пораженным.

Фельдшерские выездные бригады скорой медицинской помощи создаются на базе станций (подстанций, отделений) скорой медицинской помощи.

Состав бригады: 2 фельдшера (один из них - руководитель), санитар и водитель - всего 4 чел. На оснащении бригада имеет специальные укладки, укомплектованные согласно табелю.

За 6 ч работы в ЧС бригада может оказать помощь 50 пораженным.

Учреждениями службы медицины катастроф Минздрава России являются центры медицины катастроф, больницы и базы снабжения, выполняющие свои зада­чи на местах постоянной дислокации.

Задачи и организационная структура санитарно-эпидемиоло­гической службы в условиях работы в чрезвычайных ситуациях

В перечень сил постоянной готовности госсанэпидслужбы России регионально­го и территориального уровня включены 89 центров Госсанэпиднадзора на террито­риях субъектов РФ, 5 противочумных институтов, противочум­ный Центр в Москве и 11 противочумных станций. Все указанные учреждения могут сформировать для работы в зоне ЧС 70 санитарно-эпидемиологических отрядов и 19 санитарно-эпидемиологических бригад, а также 15 специализированных противоэпи­демических бригад (СПЭБ) на базе противочумных учреждений.

Санитарно-эпидемиологические отряды является мобильным формированием постоянной готовности, способным работать как в полном составе, так и в составе отдельных подразделений (бригад). Состав СЭО, количество и численный состав бригад определяются руково­дством учреждения-формирователя.

Ответственность за готовность СЭО к действиям в ЧС возлагается на главного врача центра Госсанэпиднадзора, формирующего отряд.

Готовность СЭО к работе в ЧС в отрыве от базы формирования - 24 ч (бригад -12 ч). Для работы бригад на месте этот срок не должен превышать 2-4 ч. В составе СЭО (типовом) предусматриваются 21 чел.

Состав санитарно-эпидемиологических бригад:

    эпидемиологическая - начальник (врач), врач-эпидемиолог, помощник эпи­демиолога (фельдшер), инструктор-дезинфектор, водитель автотранспорта - всего 5 чел.;

    радиологическая - начальник (врач), врач по радиационной гигиене, помощник санитарного врача (фельдшер), техник-дозиметрист, водитель автотранспорта-всего 5 чел.;

    санитарно-гигиеническая (токсикологическая) - начальник (врач), санитарный врач-токсиколог, помощник санитарного врача (фельдшер-лаборант), лабо­рант-химик (средней квалификации), водитель автотранспорта - всего 5 чел.

Задачи СЭО в режиме чрезвычайной ситуации в мирное время :

    развертывание и осуществление мероприятий санитарно-эпидемиологиче­ского характера, проводимых при возникновении ЧС;

    выдвижение оперативных групп (ГЭР) и формирований в район ЧС;

    организация и проведение противоэпидемических мероприятий;

    отбор, доставка проб и проведение лабораторных исследований;

    оценка санитарно-эпидемиологической обстановки и прогноз ее развития;

    определение объема и реализация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при ликвидации ЧС;

    обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и личного состава аварийно-спасательных формирований, участвующих в ликвидации ЧС;

    экспертиза продовольствия, питьевой воды, источников водоснабжения, воздушной среды и почвы на загрязнение РВ, АОХВ, заражение БС и выдача за­ключений о возможности их использования для нужд населения;

    санитарно-эпидемиологические неотложные мероприятия по жизнеобеспече­нию населения и личного состава других формирований, участвующих в ликвидации ЧС;

    информирование населения о степени риска для здоровья и жизнедеятельности в результате ЧС; систематическое информирование руководства зоны ЧС об изменении санитарно-эпидемической ситуации и мерах по стабилизации обстановки;

    оперативная работа со средствами массовой информации.

Специализированная противоэпидемическая бригада является подвижным ав­тономным формированием постоянной готовности, предназначенным для проведе­ния противоэпидемических и профилактических мероприятий в условиях чрезвычай­ных санитарно-эпидемических ситуаций или при угрозе их возникновения.

Подчиняются СПЭБ непосредственно Департаменту Госсанэпиднадзора Минздравсоцразвития и являются его представителями в зонах деятельности.

Бригады формируются на базе противочумных учреждений.

Начальник СПЭБ назначается приказом руководителя учреждения, на базе кото­рого она формируется.

Основными задачами СПЭБ являются :

    участие в организации и проведении комплекса экстренных противоэпиде­мических мероприятий по выявлению, локализации и ликвидации карантин­ных и других инфекционных заболеваний, в т. ч. в случаях их завоза из-за рубежа;

    участие в организации и проведении комплекса профилактических и проти­воэпидемических мероприятий в зонах ЧС, направленных на предупрежде­ние и снижение инфекционной заболеваемости населения, а также оценку и прогнозирование санитарно-эпидемической ситуации;

    участие в организации и проведении комплекса экстренных противоэпиде­мических мероприятий при активизации природных очагов инфекционных заболеваний;

    диагностика заболеваний неясной этиологии и индикация возбудителей инфекционных болезней бактериальной природы в объектах окружающей среды.

В режиме чрезвычайной ситуации :

    передислокация СПЭБ в зону ЧС при возникновении эпидемического очага ООИ;

    развертывание подразделений СПЭБ в помещениях или палатках с учетом требований биологической безопасности;

    организация круглосуточной работы бригады;

    проведение эпид. обследования, эпидемиологического анализа и прогнозирования санитарно-эпидемиологической обстановки в очагах инфекционных заболеваний в зоне ЧС;

    лабораторная диагностика инфекционных заболеваний бактериальной природы, индикация их возбудителей в объектах окружающей среды, лабораторный контроль за зараженностью пищевых продуктов и воды;

    идентификация культур возбудителей инфекционных заболеваний, определение их биологических, свойств (вирулентность, чувствительность к антибиотикам и пр.);

    серологическая диагностика вирусных инфекций, сбор и направление материала для вирусологических исследований в специализированную стационарную лабораторию;

    участие в разработке комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий в зоне ЧС;

    участие в организации и проведении санитарно-эпидемиологической разведки, эпидемиологическом наблюдении и эпизоотологическом обследовании;

    участие в организации выявления инфекционных больных, экстренной и спе­цифической профилактики;

    участие в организации карантинных и обсервационных мероприятий;

    контроль за проведением дезинфекционных, дератизационных и дезинсекционных мероприятий;

    оказание консультативно-методической и практической помощи ЛПУ в раз­вертывании и перепрофилировании инфекционных стационаров, бактериоло­гических лабораторий, а также в специальной подготовке персонала;

    участие в контроле за соблюдением режима биологической безопасности в ЛПУ и бактериологических лабораториях;

    участие в проведении санитарно-просветительной работы.

Готовность СПЭБ к работе в ЧС в отрыве от базы формирования - 12 ч, для ра­боты на месте формирования - 2-4 ч.

Организация работы СПЭБ в зоне ЧС осуществляется во взаимодействии с учре­ждениями Минздрава, МЧС России, других министерств и ведомств.

Снабжение СПЭБ расходными материалами по мере их использования осущест­вляет руководство противочумного учреждения и (или) центр Госсанэпиднадзора, на территории которого действует СПЭБ, за счет целевого финансирования из средств федерального бюджета.

В состав СПЭБ входит 40 чел.

На базе НИИ гигиенического и эпидемиологического профилей, кроме специа­лизированных бригад, м.б. сформированы группы экспертов и профильные зональные центры индикации и идентификации.

Группы эпидемиологической разведки создаются на базе областных (краевых), городских и районных центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора. ГЭР могут входить в состав СЭО. Группа обычно состоит из трех человек: руково­дитель - врач-эпидемиолог, помощник эпидемиолога (фельдшер), водитель. При не­обходимости в группу могут быть включены и другие специалисты. Группа отбирает пробы в окружающей среде и проводит санитарно-эпидемиологическое обследование очага ЧС. Она оснащается набором для взятия проб, противочумными костюмами и имеет автомобиль. В задачи ГЭР входят определение в лабораториях экспресс-методом вида возбудителя, экспер­тиза продовольствия, контроль за качеством воды. Группа в состоянии в течении 1 часа обследовать территорию в 2 кв.км. с отбором 8 проб с объектов внешней среды.

Служба медицины катастроф Минобороны России МПС и МВД

СМК МО России на федеральном уровне в своем составе имеет:

    медицинский отряд специального назначения центрального подчинения;

    нештатные бригады специализированной медицинской помощи;

    врачебно-сестринские бригады, подвижные группы специалистов ЛПУ центрального подчинения, военных учебных заведений и научно-исследовательских организаций медицинской службы;

    резервные койки клиник Военно-медицинской академии, Главного и цен­тральных военных клинических госпиталей;

    запасы текущего медицинского имущества центральных медицинских складов;

    воздушные (операционно-реанимационные самолеты и вертолеты), наземные (санитарно-транспортные средства медицинских воинских частей и учрежде­ний центрального подчинения), эвакуационные средства, используемые в ин­тересах службы.

На региональном и территориальном уровнях (на уровне округа, вида ВС, флота) служба представлена:

    медицинскими отрядами специального назначения округов (флотов), отдельными автомобильными санитарными взводами округов;

    нештатными БСМП, врачебно-сестринскими бригадами, подвижными группами специалистов лечебно- профилактических, санитарно-профилактических учреждений округов (ви­дов ВС, флотов), медицинских военных учебных заведений;

    резервными койками военных госпиталей округов (видов Вооруженных Сил, флотов);

    запасами текущего мед.имущества на медицинских складах округов (видов ВС, флотов);

    воздушными, морскими медицинскими эвакуационными средства­ми, наземными санитарно-транспортными средствами медицинских воинских частей и учреждений.

На местном уровне (на уровне гарнизона) служба представлена: дежурными си­лами и средствами медицинской службы; нештатными БСМП, врачебно-сестринскими бригадами, подвижными группа­ми специалистов лечебно-профилактических, санитарно-профилактических учрежде­ний гарнизонов, военно-учебных заведений медицинской службы; запасами текуще­го медицинского имущества медицинских складов; медицинскими эвакуационными средствами (штатными санитарно-транспортными средствами медицинских воин­ских частей и учреждений, транспортными средствами, выделяемыми начальником гарнизона).

Основным формированием СМК Минобороны России, обеспечивающим оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи в ЧС, является медицинский отряд специального назначения (МОСН). По своей сути МОСН - это многопрофильный, мобильный полевой госпиталь, способный принять и оказать медицинскую помощь 300 пораженным за сутки, в течение 16 ч работы может быть выполнено до 60 сложных хирургических вмешательств. При автономном режиме работы в течение 5 суток отряд обеспечивает оказание экстренной медицинской помощи 1200 пораженным.

На всех уровнях службы медицины катастроф Минобороны России на базе ле­чебно-профилактических, санитарно-профилактических учреждений, военно-учеб­ных заведений и научно-исследовательских организаций медицинской службы созда­ются следующие нештатные формирования.

Врачебно- сестринские бригады предназначены для оказания первой врачебной помощи; создаются в военных госпиталях, санаториях из расчета: при мощности уч­реждения до 200 коек - одна бригада, от 200 до 400 коек - две; более 400 - две и на каждые 100 штатных коек свыше 400 - еще одна бригада. В составе бригады 5-7 ме­дицинских работников (2 врача, 3-5 медицинских сестер). Для обеспечения бригады выделяется санитарный автомобиль.

Бригады специализированной медицинской помощи предназначены для усиле­ния МОСН и военных лечебных учреждений, осуществляющих массовый прием по­раженных, создаются в военных госпиталях мощностью 500 и более коек, а также в клиниках медицинских военных учебных заведений. В составе каждой бригады - 3-5 медицинских работников (1-2 врача, 2-3 медицинские сестры).

Подвижные группы специалистов создаются в санитарно-профилактических учреждениях для участия в организации и проведении комплекса мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС радиационного и химического характера, по пре­дупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди личного состава войск. В учреждениях центрального подчинения они состоят из 10-12 специалистов (4-5 врачей, 6-7 средних медицинских работников), в санитарно-эпидемиологических отрядах округов (флотов) - из 8-10 специалистов (3-4 врача, 5-6 средних медицинских работников), а в санитарно-эпидемиологических отрядах гар­низонов (армий, флотилий) и отдельных противочумных отрядах - из 4-6 специали­стов (1-2 врача, 3-4 средних медицинских работника). Для обеспечения работы груп­пам выделяется необходимое медицинское имущество и специальная техника.

В медицинской службе МВД России на базе главного военно-клинического госпиталя внутренних войск создан медицинский отряд специального назначения, предназначенный для оказания квалифицированной и специализированной медицин­ской помощи.

В лечебных учреждениях системы здравоохранения МВД России в 15 субъектах Российской Федерации развернуты отделения экстренной медицинской помощи, ко­торые в случае необходимости могут быть задействованы и включены в общую сис­тему медико-санитарного обеспечения населения в ЧС на конкретной территории.

В системе МПС России на каждой железной дороге в особых условиях предусмотрены развертывание и ра­бота в очагах санитарных потерь соответствующих формирований, комплектуемых на базе центральных, дорожных и отделенческих лечебно-профилактических учреждений.

Выездные врачебные бригады постоянной готовности (медицинская аварийная, хирургическая, реанимационная) формируются на базе лечебно-профилактических учреждений железных дорог. Профиль бригад обусловлен характером и особенностя­ми железнодорожной травмы.

На сети железных дорог созданы и функционируют около 90 подвижных фор­мирований (вагон-амбулатория, вагон-перевязочная, санитарная летучка, блок ско­рой помощи, вагон-радиологическая лаборатория и т.д.).

Кроме перечисленных формирований, входящих в состав ВСМК, в ряде мини­стерств и ведомств имеются специальные достаточно многочисленные подразделе­ния, которые предназначены для проведения аварийно-спасательных работ в особых условиях (в шахтах, на воде, в горах и т.д.). В составе этих подразделений имеется ме­дицинский персонал, который в тесном взаимодействии со службой медицины ката­строф решает задачи по оказанию экстренной медицинской помощи.

Поделиться: