Основные функции философии. Предмет философии как науки

Специфика и структура философского знания

История систематизации философского знания

Система философского знания начала зарождаться еще в период античности. В IV в. до н. э. стоики разработали схему, которая с некоторыми коррективами актуальна и на сегодняшний день: философия берет свое начало из логики , далее следует физика как учение о природе, затем – этика как учение о человеке, путях достижения мудрой и осмысленной жизни.

В XVII в. повышенное внимание уделяется гносеологии – теории познания. В понимании того века данная наука была шире логики, поскольку рассматривала наряду с абстрактно-теоретическим и чувственный уровень познания (ощущение, восприятие, представление). Обособленно от физики возникает онтология , а сам термин «физика» приобретает совершенно другой смысл в связи с образованием специально-научного, опытного знания.

В Новое время происходит существенная перестройка структуры философского знания. И. Кант в «Критике способности суждения» выделяет три части философии и соотносит их с тремя «способностями души», а именно с познавательной, практической (желание, воля) и эстетической способностями, которые присущи человеку с самого рождения. Таким образом Кант представляет философию как учение о единстве истины, добра и красоты , что значительно расширяет трактовку философии только как теории и методологии научного познания.

В свою очередь Гегель определяет свою систему философии в виде «Энциклопедии философских наук». Он выделяет три области философии:

— логику, совпадающую с диалектикой и теорией познания;

— философию природы;

— философию духа (философские науки о государстве и праве, всемирной истории, искусстве, и непосредственно философии).

Структура современного философского знания

Современное философское знание имеет более разветвленную структуру. Это разветвление определяется сферами реальности, которые человек может выделить и исследовать. В соответствии с обозначенными сферами и формируются основные разделы философии.

Схема «Структура философского знания»

Какова же структура философского знания? Далее мы кратко рассмотрим ее основные элементы.

1) Путем осмысления природы и Вселенной возникает онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) как учение о бытии. Здесь рассматриваются проблемы бытия и небытия, материального и идеального бытия, бытия природы, общества и человека.

Философия природы (натурфилософия) является разновидностью онтологии. Основное внимание сосредоточено на том, чем является естественное бытие и природа в целом.

Теория развития – учение об универсальных законных движения и развития природы, общества и мышления.

2) Философское осмысление истории и общества в целом формирует следующие дисциплины: социологию, социальную философию, философию истории, философию культуры, аксиологию.

Социология представляет собой учение о фактах и формах социальной жизни (социальных системах, формах общностей, институтах, процессах).

Социальная философия изучает общество во взаимодействии всех его сторон, закономерности его возникновения, формирования и развития. Различные общественные процессы и явления рассматриваются на макроуровне, уровне всего общества в целом как самостоятельной саморазвивающейся системы. Основные проблемы, которые затрагивает социальная философия: взаимодействие между различными обществами; общественные отношения в процессе практической деятельности людей; объективные интересы и потребности общества и отдельной личности; мотивы и цели деятельности человека в определенном обществе.

Предметом философии истории является определение закономерностей исторического процесса, выявление смысла и направления движения человеческой истории.

Философия культуры исследует специфику возникновения и становления культурных процессов, сущность и значение культуры, закономерности и особенности культурно-исторического прогресса.

Аксиология представляет собой философское учение о ценностях и их природе (от греч. axios – ценность и logos — учение), их месте в реальности, взаимосвязи друг с другом и различными культурными и социальными факторами, а также структурой личности.

3) Философское осмысление человека выделяет следующие элементы философского знания: философскую антропологию и антропософию

Философская антропология исследует одну из важнейших проблем философии – проблему человека: выявление его сущности, анализ исторических форм его активности, раскрытие исторических форм его бытия. Основной круг проблем: природные, социальные и духовные факторы развития человека; сущность и существование, человек во взаимосвязи со Вселенной, сознательное и бессознательное, индивид и личность и т. д. Конкретно постижением смысла возникновения и жизни человека занимается антропософия.

4) Путем изучения духовной жизни возникает следующий комплекс философских наук: гносеология, логика, этика, эстетика, философия религии, философия права, история философии, философские проблемы информатики.

Гносеология (эпистемология) представляет собой учение о знании (gnosis – знание, logos – учение). Основные вопросы: взаимосвязь субъектно-объектных отношений в познании; чувственное и рациональное в процессе познания; проблемы истины; эмпирический и теоретический уровни познания; метод познания, средства и закономерности; критерии истинности познания.

Логика является учением о формах мышления. Объектом изучения этики является . Эстетика определяет закономерности художественного отражения реальности человеком, сущность и формы преобразования жизни по законам красоты, изучает природу искусства и его значение в развитии общества.

Философия религии определяет особую религиозную картину мира, анализирует причины происхождения религии и различных религиозных течений и направлений.

Философия права исследует основания правовых норм, потребность человека в правотворчестве.

История философии изучает возникновение и развитие философской мысли, конкретные философские концепции, школы и течения, а также определяет перспективы развития философии.

Философские проблемы информатики – особый компонент в системе философского знания, представляющий знания и исследования современных средств и способов познания мира.

Специфические черты философского знания

двойственность философского знания – философия не является научным знанием как таковым, однако имеет отдельные черты научного знания, такие как предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

— философия представляет собой теоретическое мировоззрение , обобщает ранее накопленные человеческие знания;

— имеет три направления исследования : природа, человек и общество и деятельность как систему «человек-мир»;

— философия обобщает и объединяет другие науки;

— философское знание имеет сложную структуру , которую мы рассмотрели выше;

— включает в себя базовые идеи , являющиеся основными для других наук;

— в некоторой степени субъективно – зависит от мировоззрения и личности отдельных философов;

— представляет собой совокупность ценностей и идеалов определенной эпохи ;

- рефлексивно – субъектом познания философии является как окружающий мир, так и само философское знание;

— знание динамично – развивается, изменяется и обновляется; — имеет круг проблем, которые на данный момент не разрешены логическим путем.

Как видим, философия представляет собой многокомпонентную структуру , однако каждые отдельные дисциплины не являются механическими частями целого, их нельзя отделить друг от друга и рассматривать отдельно, только в совокупности со всеми остальными элементами. Таким образом, философия – довольно сложное и неоднородное образование, состоящее из совокупности отдельных дисциплин со своей спецификой. Однако философию нельзя сводить исключительно к науке, поскольку она подобна искусству, формирует не только ум, но и чувства человека.

Видеоматериалы

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:имеет очень много общего с научным знанием - предмет,методы, логико-понятийный аппарат;однако не является научным знанием в чистом виде.Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, пре­дельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предметом философии является всеобщее в системе «мир – человек». Философия выполняет ряд функций, важнейшими из которых являются мировоззренческая, методологическая, прогностическая.

Мировоззренческая функция. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия осмысливает мир как единое целое. Философия дает понимание целого, формулирует наиболее общие понятия (категории). Категории философии – это понятия особого рода, они отражают наиболее общие связи и отношения вещей. Ключевыми категориями философии являются бытие, материя, развитие и др. Философское мировоззрение, как представление о целом, имеет свою структуру: онтология - философское учение о бытии; гносеология - философское учение о познании мира; аксиология - философское учение о ценностях и др.

Методологическая функция. Под методологической функцией понимается определенная совокупность приемов теоретического освоения действительности. В философии существуют различные методы познания и исследования, которые будут рассмотрены в дальнейшем. Прогностическая функция. Философия, опираясь на теоретическое осмысление действительности, обладает возможностями творческого формирования новых взглядов, идей, закладывает фундамент новых миропониманий. В заключительной части этого вопроса следует рассмотреть вопрос о связи философии и медицины, в частности, найти общие точки их соприкосновения.

2. Можно выделить следующие особенности философского знания:

имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеоло­гию, логику и т. д.);

носит предельно общий, теоретический характер;

Содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, кото­рые лежат в основе иных наук;

Во многом субъективно - несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

Является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

Изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

Имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

Испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатывае­мых прежними философами;

В то же время динамично - постоянно развивается и обнов­ляется;

Неисчерпаемо по своей сути;

Ограничено познавательными способностями человека (по­знающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" пробле­мы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутст­вие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

философия и медицина связаны между собой издавна, но неоднозначно. Первая представляет собой наиболее абстрактное, отвлечённое от всех частностей знание; вторая - знание наиболее практичное, безусловным условием которого выступает сохранение жизни и здоровья людей. Философствуют мысленно, в голове. Путь философии от мыслей к поступкам проследить очень трудно. А для медика не меньше, если не больше знаний важны умения применить их к организму данного пациента. В хирургии умелые руки вообще важнее умной головы. Тем не менее, философов всегда интересовал человек, природные и социальные условия его жизни и деятельности, которые во многом и обеспечиваются медициной. Со своей стороны врачи и провизоры в разные исторические эпохи вдохновлялись представлениями и природе, социуме и человеке, которые высказывали философы. Тут возникает тема культурно-исторической связи философии и медицины. В отдельные периоды развития цивилизации и в отдельных регионах Земли философские системы прямо или косвенно предопределяли статус медицинского знания. Таковы, скажем, врачебные и аптечные традиции Востока. Они с древнейших времён и до сих пор представляют собой какую-то смесь мифологии, философии и медицины. Роскошная и предельно опасная для жизни природа тропических широт Азии и Африки предопределила особенности политического устройства и вообще культуры. Восточная традиция интуиции и фатализма, ощущения случайности и непредсказуемости отдельной жизни предопределили системную заботу о теле, пока оно здорово, и смирение перед всепоглощающей смертью. Восточный человек ощущает себя песчинкой в океане мироздания. Каждый - раб случая да стихии. Восточные владыки порабощали целые народы, и время от времени уничтожали их поголовно. Перед фараоном, раджой, ханом все подданные падали ниц. Восточные единоборства («пустая рука») как-то компенсировали оружие, отобранное у большинства населения.

Европейская традиция врачевания на своём старте в античности также пошла по пути, указанному философией, но другой по духу, нежели восточная - мудростью разумной, с опорой на знания и предметные действия по их реализации. «Человек - слуга и хозяин природы» (Френсис Бэкон). Отрицание смерти обусловило борьбу за жизнь до конца и во что бы то ни стало. Жизнь каждого человека на Западе уникальна.

Предмет и специфика философии

Термин “Философи я” (φιλοσοφια) –происходит из древнегреческого языка и обозначает любовь к мудрости , стремление к познанию, к наукам. “Фило софос”– это человек, стремящийся к мудрости, к пониманию сути вещей.
Однозначное определение философии устроило бы всех, но оно практически невозможно. Например, в 1998 году вышла книга М. Келигова «Философы о философии - опыт самопостижения» 1 . В ней приведены высказывания о философии более 270 выдающихся философов. У каждого - свой угол видения, свое определение. Но все же проглядывается общий подход:
«Философия есть эпоха, схваченная в мыслях». (Ф.-В. Гегель).
«Задача философии - объяснить все существующее» (В. Соловьев)
«Философские проблемы становятся такими, если они стремятся под луч одной проблемы - конечного смысла». (М. Мамардашвили).
Во всех этих высказываниях прослеживается одна стержневая идея: философия предстает как мыслящее мировоззрение, вершинное выражение смыслов и ценностей, указание на цель нашего пребывания в мироздании.
Философия - это такая область духовной деятельности человека, которая основывается на особом, философском типе мышления и на самостоятельности предмета философии. Предметом философии являются всеобщие свойства и связи действительности - природы, обществ, человека, материального и идеального, бытия и мышления. Предметом является не индивидуальный субъект с его особенными качествами, а субъект как общее, как универсальная категория. В этом смысле философия рассматривает не только проблему “я”, но проблему соотношения этого “я” с другими “я.
Философия как форма духовной активности возникла с появлением нового предмета и нового типа мышления - с перенесением основного внимания с идеи бога на человека в его отношении к миру, т.е. на человека, познающего, преобразующего и творящего этот мир. С течением истории наполнение этой общей специфики философского предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в глубине философского знания лежала эта установка на выяснение связи между человеком и миром, т.е. на выявление внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

Онтология (учение о бытии);

Гносеология (учение о познании);

Человек;

Общество.

Основные ф-ции: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире. Каждая наука изучает свой круг проблем. Для этого вырабатывает собственные понятия, к-рые применяются в строго определенной области для более или менее ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме Ф., не занимается специальным вопросом, что такое «необходимость», «случайность», etc. хотя может использовать их в своей области. Такие понятия являются предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями (см. глоссарий). Основной вопрос: Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием.

1.Основная специфика филос-го знания заключается в его двойственности, так как оно:

Имеет очень много общего с научным знанием - предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

Однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

(Философия - особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

Основано на знании (а не на вере либо вымысле);

Рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

Логично (имеет внутреннее единство и систему);

Опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уро­вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис­темностью, логикой и теоретической оформленностью.

5. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

Космоцентризм;

Теоцентризм;

Антропоцентризм.

Космоцентризм - философское мировоззрение, в основе ко­торого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил - Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).

Антропоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).)

Структура философского знания(осн разделы фил)

В первые столетия своего существования философия не имела четкой структуры. Первым, кто ясно поставил эту проблему, был Аристотель. Учение о началах сущего он называл «первой философией» (впоследствии ее стали именовать «метафизикой»); его учение о чистых формах мышления и речи у стоиков получило имя «логика»; кроме того, Аристотель написал книги по физике, этике, политике и поэтике - очевидно, считая их также разделами философии.

Несколько позже стоики разделили философское знание на три предметных области: логику, физику и этику. Это деление сохранялось вплоть до Нового времени, когда каждая школа принялась по-своему перекраивать структуру философии. Сначала превратилась в особый раздел философии теория чувственного познания, которой Александр Баумгартен дал имя «эстетика». Затем кантианцы изобрели особое учение о ценностях - «аксиологию», переименовали теорию рационального познания в «гносеологию», а метафизику - в «онтологию». Уже в XX веке на свет появились такие дисциплины, как философская антропология, герменевтика, грамматология и др.

Какого-либо общепринятого понимания структуры философского знания в настоящее время не существует. В учебной литературе, как правило, фигурируют четыре отдела: собственно философия, изучающая законы и категории мышления и бытия; логика - учение о формах умозаключения и доказательства; эстетика - учение о мире чувств, о прекрасном и безобразном; и этика - теория нравственности, повествующая о добре и зле и о смысле человеческой жизни. В отечественной традиции специализаций философии выделяют: онтологию и теорию познания, историю философии, эстетику, этику, логику, социальную философию, философию науки и техники, философскую антропологию, философию и историю религии, философию культуры

Основные функции философии

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.). Социальная функцияобъяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Типы онтологий

  • Мета-онтологии - описывают наиболее общие понятия, которые не зависят от предметных областей.
  • Онтология предметной области - формальное описание предметной области, обычно применяется для того, чтобы уточнить понятия, определённые в мета-онтологии (если используется), и/или определить общую терминологическую базу предметной области.
  • Онтология конкретной задачи - онтология, определяющая общую терминологическую базу задачи, проблемы.
  • Сетевые онтологии часто используют для описания конечных результатов действий, выполняемых объектами предметной области или задачи.

Материя - это объективная реальность, данная в ощущениях. В ощущениях даны только материальные объекты, но не материя, как субстанция (первооснова вещи, ее сущность, ей противопоставляют акциденцию - это приходящие, несущественное свойство вещи. Если ученые признавали наличие только одной субстанции, то такое направление греческие ученые назвали - монизм. Если ученые признают наличие равнозначных субстанций, то такое понятие называется - дуализм. Если ученые признают наличие нескольких субстанций, то такое направление называется - плюрализмом. Основными формами бытия материи являются время и пространство. Время – характеризует последовательность смены состояний, и длительность бытия объектов и процессов. Пространство - это форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, и взаимодействие элементов. К важнейшим понятиям антологии следует отнести также движение. Общее определение движению логически дать невозможно, но можно дать определение каждому из видов движения. Наиболее точно характеризует движение "изменение состояний". Многих ученых, занимавшихся проблемой бытия волновала проблема души.

Основная проблема философии - отношение ценностей к действительности. Ценности не относятся ни к области объектов, ни к области субъектов, они образуют совершенно самостоятельное царство, лежащие по ту сторону субъекта и объекта. "Ценности трансцендентальны (не зависят от чувств)".
Блага и оценки представляют собой соединение ценностей с действительностью. Философия должна начинать свое исследование с культурных благ, характерных для общества. В конце философского исследования мы должны понять систему ценностей, лежащую в основе культуры. Таким образом, философия будет истолковывать смысл жизни. Понятие о мире складываются из трех компонентов: действительности, ценности и смысла жизни.

Риккерд выделял шесть сфер ценностей:

1.Логика - сфера ценностей истины

2.Эстетика - это сфера ценностей прекрасного.

3.Этика -это сфера морали.

4.Мистика - это сфера безличностной святости.

5.Мир любви - это сфера счастья и эротики.

6.Религия - сфера личностной святости.

Гносеология:осн проблемы

Гносеология – учение о познаваемости мира, рассматривает проблемы человеческого познания, возможности и границы чел-го познания, пути и средства достижения истинных знаний, значение познания в жизни человека.

Познание- процесс приобретения знания; деятельность, целью которой я-я идеальное восприятие действительности. Результатом познание я-я знание.

Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира. Следует отметить, что решение этой проблемы, начиная с древних времен, порождало серьезные трудности, связанные как с реальными сложностями процесса познания, проявляющимися в неполноте знаний и наличии больших массивов непознанного, так и с особенностями развития науки и самой философии в известные периоды. Эти трудности связаны, с тем, что наши органы чувств сходно реагируют на различные раздражители. Именно на почве подобных трудностей еще в древности родился скептицизм, сторонники которого выражают сомнение в возможности получения достоверных знаний, а в Новое время, сформировался агностицизм Юма и Канта. И хотя агностицизм имеет основания в сложностях самого познавательного процесса, однако согласиться с его пессимистическими выводами о познавательных потенциях человека было бы ошибкой. В противовес агностицизму диалектико-материалистическая философия проблему познаваемости мира решает положительно. Это решение базируется на том, что наши ощущения, представления, понятия, будучи в конечном счете продуктами развития природы и общества, должны соответствовать им, адекватно отражать природные и социальные объекты. Наконец, самое главное, решающее подтверждение познаваемость мира находит в предметной практической деятельности. Именно в практике, в эксперименте, в индустрии, опредмечивая, материализуя свои знания и тем самым своеобразно сопоставляя их с объектами, доказывает человек мощь, его способность познавать мир.
Cущность познавательного отношения человека к миру составляет отражение действительности. Уже происхождение сознания, органически связано с таким всеобщим свойством материи, как отражение. Это свойство в его специфических, развитых формах находит свое проявление в том, что мозг человека, взаимодействуя с внешним миром через органы чувств и нервную систему, отражает его. Но само это взаимодействие предполагает контакт человека с миром, формы и характер которого определяются его опытом, социальной практикой. Иными словами, познавательное отношение человека к миру носит социально-опосредованные, исторически измененные, развивающиеся формы, а сам процесс познания представляет собой сложное диалектическое взаимодействие объекта и субъекта. Объектом познания является не только природа, но и общество. субъектом познания в каждую эпоху является человечество, а отдельный человек выступает в роли субъекта познания как его представитель.

Знание- отражение объективных характеристик действительности в сознании субъекта.

Логика и диалектика

Вопрос о соотношении логики и диалектики, а также о понимании термина диалектическая логика возникает в этом сообществе достаточно регулярно. Свое мнение я частично высказывал в различных комментариях. Однако, думаю, что его неплохо бы сформулировать в виде отдельного поста.
И так, что такое логика. Тут есть два понимания. 1) Логика – это наука о связи рассуждений и о правилах вывода. 2) Логика – наука о мышлении, или, иначе говоря, мышление о мышлении. Часто эти два понимания смешивают в одно, например: «Не существует двух логик о формах и законах правильного мышления; существует одна наука, и эта наука – логика или формальная логика». С другой стороны встречается утверждение, что логика, как наука о мышлении, является диалектической логикой. Также термин «диалектика» часто употребляется самостоятельно, без прямого упоминания логики и так же понимается, как учение о мышлении, точнее о всеобщих законах мышления и т.д. На мой взгляд, такое смешение терминологии не случайно, а получается из-за такого понимания мышления, которое считает, что нет мышления вне языка, что реальность мысли проявляется в языке. В этом случае действительно наука о связи суждений в языке должна быть в тоже время наукой о мышлении.
Я решительно не согласен с тем, что мышление происходит исключительно с помощью языка. Поэтому для себя выработал следующее разделение терминологии и понимания. Логика – это наука о правилах вывода, этот термин также можно уточнить, указав: Формальная логика (ФЛ). ФЛ занимается языком и связью выражений в языке. Причем язык может пониматься достаточно широко, в том числе и как математика, которая есть язык для других наук. Поэтому математика строится исключительно с помощью ФЛ 1) . Так понимаемой логике изоморфна релейная схема. И действительно, такие схемы, включая компьютеры, строятся на основе законов ФЛ.
Но язык сам по себе не равен мышлению, хотя и имеет к нему вполне определенное отношение. Мышление же не тождественно языку (и уж тем более не изоморфно релейной схеме 2)), поэтому термин «логика» в таком контексте будет обозначать совершенно другое, а именно науку о мышлении, т.е. гносеологию. В таком смысле этот термин использует Гегель, но думаю, что не только он. Приверженцы диалектики в философии часто используют термин «Диалектическая логика».
Мне лично нравиться использовать просто термин Диалектика , для обозначения определенной теории познания и термин Логика для обозначения ФЛ. Однако, использование терминов «Диалектическая логика» вместо просто «Диалектика», или использование просто «Логика» вместо «Формальная (математическая) логика» встречается часто и не менее часто будет встречаться впредь. С этим в общем-то нет особых проблем, из контекста обычно не сложно понять, о чем идет речь. Путаница здесь может возникнуть исключительно из-за того, что не разделяются мышление и язык.
Поэтому, совершенно согласен с тем, что Обзор содержания диалектической логики в её диаматовской интерпретации показывает значительный уклон предмета в область гносеологии и онтологии … ДЛ каждый раз оказывается ни чем иным, как диалектической гносеологией.. И также считаю, что когда говорят, что ФЛ есть наука о формах и законах правильного мышления, то оказывается, что под мышлением понимается исключительно мысль уже выраженная в том или ином языке.

1) Тут важно не спутать (не отождествить) собственно математику и мышление, связанное с математикой, в том числе и мышление математиков.
2) Это мнение в частности опирается на огромные трудности в создании мыслящей машины. Однако, если когда-нибудь удастся создать мыслящий автомат, построенный на основе законов ФЛ, то это мнение придется поменять.

Этика Нового Завета

Христоцентричность морали НОВОГО ЗАВЕТА, скандализирует ветхозаветную нравственность, в первую очередь тем, что упраздняет этическую косность, формализм и национализм, ставя на первое место заповеди Искания Божией Правды, Любви и Свободы. Основной принцип новозаветной морали выражен с предельной ясностью самим Христом: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его» (Матф.). Но это искание Царства Божия имеет ценность лишь в том случае, если оно определяется не внешними мотивами (напр. страхом наказания), а вытекает из глубины нашего существа, являясь свободным движением духа. Христианство часто называют религией свободы, поскольку ее мораль глубочайшим образом связана именно со свободой духа, и ее наивысшей ценностью является свободное устремление к Богу, с другой стороны, и сам дар свободы раскрывается лишь в Богоискании. Как естественное свойство нашего духа, дар свободы носит на себе печать первородного повреждения - и по нашему больному естеству свобода часто влечет нас ко злу, извращая этим тайну свободы, как творческой силы. Неустойчивость и двусмысленность нашей свободы может восполниться только духом сотворившего нас Бога. Указывая нам на условия истинной свободы, Христос сказал - «познайте истину, и истина сделает вас свободными», - и это значит, что подлинно свободны мы только тогда, когда пребываем в истине. Стремление к истине зависит от состояния нашего сердца, поскольку именно оно является средоточием наших влечений. В нашем сердце всегда есть и доброе, и злое, о чем говорит Спаситель: «добрый человек из доброго сокровища (сердца) выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое» (Матф. гл. 12). Но кто или что руководит нами в том, хотим мы быть добрыми или злыми, идти путем добра или зла? Это есть функция нашей свободы, субъектом которой и является наше «я». Дар свободы сообщает нашему «я», нашему духу эту способность выбирать между добром и злом, - и мы только в той мере ответственны за наши поступки, в какой мы свободны. Но свобода выздоровления от греха, как от болезни души, вовсе не означает благополучия в мире нашего материального бытия. Здесь часто действует закон обратного соотношения ценностей. Чем более возвышен и ценен какой-либо аспект бытия, тем более он хрупок, беззащитен и уязвим перед проявлением бытия низшего по своему достоинству и ценности.

Если обратиться к области этики, можно с сожалением отметить, что все, что есть в человеческой жизни чистого, доброго, благородного, часто оказывается поверженным и побежденным нечестием, неблагодарностью и злобой. Честность, добро и правда являются безоружными и бессильными против зависти, клеветы, вероломства и насилия. Однако столь очевидное попрание добра в метафизическом смысле вовсе не означает его поражения, но, напротив, означает его нравственную победу над злом. Человек часто оказывается обречен в той степени, в какой он благороден; но в той степени, в какой он обречен, он торжествует нравственную победу над теми, кто стал причиной его обреченности в этом мире.

Фил антропология

Фил-я антропология - течение современной фил-й мысли в центре внимания -проблема человека, а основная идея - создание "синтетической" концепции человека. Его главные представители - М. Шелер, А. Гелен, Г. Плесснер.
Принципиальной задачей фил-й антроп-гии явл-ся разработка проблемы сущности чел-ка. По мнен Шелера, фил-я антроп-я - базисная наука о сущ-ти и сущностном строении чел-ка: о его отношении к различным сферам природы и основы всех вещей; о его сущностном происхождении и его физ-м и псих-м,дух-м начале в мире, о силах, к-рые движут им к-рые движет он, об основных направления его биолог-го, псих-го, духовно-исторического и соц-го развития, а также о сущностных возможностях этого развития и о действит-ти этих возможностей. Фил-я антроп-я - учение о чел-к с точки зр Бытия самого чел-ка.
Шелер полагал, что такой сущностной идеей чел-ка явл-ся антрополог-й дуализм духа и жини. Сущностное опр-е челка есть одновременно опр-е его особого положения в порядке бытия. Соотв-но, принцип атроп-го дуализма будет основан в качве сущностой хар-ки чел-ка, если буде доказао на основе этого принципа особое положение чел-ка в бытии И поскльку жизь явл-ся чем-то общим для чел-ка и остального орг-го мира, то чел-к может претендовать на особое положение в бытии, если только дух предстанет как нечто принципиальное для жизни. В его работе "Положение челка в космосе" статус чел-го бытия выявл-ся в космолог-й перспективе через соотнесение чел-ка с др формами орг-го мира. Ш. Убежден, что чел-к - естестествнный чел-к - есть животное. Он не развился из жив-го царства, а был, есть и всегда останется жив-м. Однако между чел-м и др. жив-м миром есть сущностное различие - наличие у чел-ка духа. Наиб важной базисной хар-кой чел-го духа объявл-ся его "открытость миру". Жив-е ограничены средой обитания, а дух чка преодолевает ограничения среды и выходит в открытый мир, осознавая его именно как мир.Сущностная особенность чел-ка связывается Ш с го онтологической свободой. В силу этой свободы дух способен постичь качественное бытие предметов в их объективном бытии. В силу этого чел-й дух предстает как объективность. Из этих базовых качеств чел-го духа вырастают такие его составляющие, как способность к интеллектуальному познанию и эмоционально-чувственное отношение к миру(любовь). Всякий дух носит личностный хар-р. Только на личностной основе существует возможность творческой самореализации духа.
Специфику и сущность чел-ка Гелен связывает с особой исключительностью биолог-й организации чел-ка. По его мнению "чел-к - существо, открытое миру". Эта "открытость" опр-ся его биолог-м недоразвитием и недостатчностью, т.е. неприспособленностью, неспециализированностью, примитивизмом. Чел-к как биолог-ки "недостаточное", "неготовое", "не установившееся" существо долен сам решать задачу своего выживания, своего жизнеобеспечения. В силу этого чел-к явл-ся действующим существом. Действие - это форма чел-го владения природой в целях обеспечения его жизнедят-ти. "Открытость миру" и дйственность чел-ка обуславливают гл. принцип его существования - "принцип освобождения от бремни".Суть принципа - недостатки чел-й конструкции, к-рые в естественных, жив-х усл-ях предст собой тяжкое бремя для его жинеспособности, чел-к самостоят-но превращает в усл-я своего ущ-я. Результат процесса - становление чел-ка как культурного существа. С т. зр. Гелена, культура явл-ся опр-щей сущностью чел-ка. Не существует "естественного" чел-ка. Отсутствие готовых средств и ресурсов физ-й организации чел-ка восполнятся, компенсир-ся его "второй природой" - культурой. В основе культуры лежит духовное начало. Т.о. Гелен приходит к тому же выводу о дуалистической сущности чел-ка.
Плесснер понимает, что свободу чел-ка, его способность к культурному творчеству нельзя объяснить лишь специфической биолог-й структурой. Он обращается к отдельным отличительным способностям чел-го индивида, в частности к особенностям его психики. Чел-к отл-ся от жив-го так называемой Экс-центрической позицией. В силу этой позиции чел-к способен отделять свое "Я" от своего физ-го существования и след-но, осознавать свою собственную "самость", осознавать себя как личность. Экс-центрическая позиция задает не только структуру внутреннего мира чел-ка, но и способы реализации чел-го существования, отношения чел-ка к бытию. Основные формы этого отношения опр-ся тремя базовыми антропологическими законами. 1) Чел-к должен сам себя сделать тем, что он есть. Чел-к сам управляет своей жизнью с помощью культурного творчества. 2) Второй закон определяет способ, каким даны объекты чел-ку в познавательном и эмоциональном отношении к миру. 3) Закон утопического места. Хар-ет неукорененность чел-ка в бытии. Неукорененность означает сознание ничтожности своего бытия и тем самым ничтожности бытия всего мира. Собсвенное существование, как и существование всего сущего, осознается чел-ком как нечто случайное. Отсюда вытекает тяга к поиску такой основы мира, которая более не подвержна случайности, явл-ся абсолют-м бытием, Богом. В этом Плесснер видит ядро всякой религиозности.
Антропология - учение о природе и сущности человека. Центральная проблема - что есть человек. Термин "философская антропология" ввел Кант, как раздел философии и интерес который прикован к проблеме автономности человека. Занимается выработкой идеи человека на основе знаний, накопленных в разных науках о человеке. Современная западная фил. Антропология пытается выявить основы и сферы человеческого бытия, индивидуальности и уникальности человеческой личности, ее творческих возможностей, смысл существования. Человек - особый род сущего. Философы, писатели, ученые сходятся на признании человека уникальным творением Вселенной, принимая это мнение как аксиому. Бердяев: "Человек ест принцип новизны в природе...". Человек творит мир культуры. Человек сложен и неисчерпаем, в нем самом удивительное сплетение природы и социальных качеств.
Душа - главное в человеке, его сущность. По Аристотелю душа - это все. Понятие души древнее, чем дух. Для антропологии человек - сверхприродный субъект. По Фрейду человек - подвал низменных желаний. Юнг считал бессознательное человека - пещерой сокровищ. Человек -пересечение двух миров, мира горнего возвышенного и дольнего, природного. В этом специфика человека как особого рода сущего. Природа человека многообразна. Человеческое в человеке - это способность различать добро и зло.

Проблема чел-ка в фил. Античность . Природа превосходит человека. Человек как микрокосмос, полит., живот., разумное сущ-во. Средневековье . Чел-к сотворен и одухотворен богом, возвыш.над природой. Это творенье Божье, дуализм дух.(божетсв.)и телес.(грехов). Новое время . Превосх-во чел-ка над природой. Это мыслящая вещь(Декарт), машина(Ламетри), разум.животное. Нем .клас.фил-я : предмет.сущ-во; субъект произ-ва; нравст.природ.сущ-во(Кант). Марксизм: ансамбль всез общ.отнош-й; общ.-предметное, деят.сущ-во; творец мира и самого себя. Психоанализ : бессознат. Неоклассич.фил-я : воля к жизни(Шопенгауэр); воля к власти(Ницше); жизн.порыв энергии(Бергсон).

Чел-к заключает в себе уровни бытия: природный (биол. основания жизнедеят-ти ч.), рац. (осознано познават. ориентация ч.), культурно-духовный (отношение к универс. ценностям). Соц. связи и отнош-я складываются между людьми в процессе их совместной деят-ти. Чел-к – существо родовое. Индивид (атом ) – неделимый, единый, - чел-к как часть коллектива, совокупности рода чел.. Индивид является началом, основанием для формир-я личности. Чел-к как индивид-ть обладает и специф. чертами, кот.позволяют отличить его от др. членов рода(психол.особ-ти, отношение к ср-вам произв-а, хар-р его деят-ти, полит- ориентацию, положение в обществе). Личность – индивид. выраж-е общ отнош-й и ф-ций людей, субъект познания и преобраз-я мира, прав и обяз-тей, соц. норм. Личность - всегда общественно развитый человек. Главным результир.св-вом личности явл. мировоззрение. Хар-р означает силу воли. Т.о., личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности.

Важн. фил. проблема: соотношения прир. и соц. в его историч. и индивид. развитии.

Глав.двигателем общ. развития явл. борьба за сущ-е и естеств. отбор . Выживают только сильнейшие, погибают все слабые и неприспособленные к среде.

Человек – социобиолог. существо. Как личность он явл. социолог. Челов. природа являет нам сознат-ть, разумность, способность ясного понимания и осмысливания обстоят-в. Сознание, разум и свобода присущи человеку. Именно эта двойств-ть всегда заставляла философов искать сущность человека. Без соц. факторов, не м.б. человека . С др.стороны, человек – существо физ., телесное; он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы.

Под проблемой человека в фил. понимается комплекс проблем: проблема добра и зла, души и тела, свободы, поиск места человека в окр. мире и т. д.

Милетская школа

Будучи центром ремесла и торговли, греческие поселения (полисы) постепенно развились большие культурные центры. Одним из таких центров был Милет - город в котором возникла первая философская школа. С конца VII до конца VI в. до н.э. здесь жили три первых философа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Выгодное географическое положение и территориальная близость к культурным центрам Ближнего Востока позволила милетским мыслителям раньше, чем это удалось другим философам Греции, встретиться с естественнонаучными ценностями Египта и других культурных стран Азии. Дополняя их сведениями, полученными из мифологии, науки и собственного опыта, они достаточно четко осознали существование мира как единого целого, упорядоченного, гармоничного и доступного пониманию человеческим разумом. Глубина и последовательность мышления, отличавшая первых натурфилософов означали значительный шаг в формировании целостного представления о мире. Впервые сознательно был поставлен вопрос об основных принципах мирового устройства, о первоначалах, определяющих изменение действительности.

Вступление про Гераклита

Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в 5 - 4 вв. до н. э. Она возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звёзд, животных, растений и человека. Ими были высказаны интересные идеи о движении, величине и форме небесных тел, о причине солнечных затмений, о количестве дней в году и т. д.

Одним из наиболее крупных философских учений раннегреческой философии является учение Гераклита Эфесского.

Гераклит жил в напряжённый и критический для греческой истории период. Острая борьба демоса против родовой аристократии привела к падению власти последней, шла освободительная борьба малоазийских греческих полисов и всей Эллады против Персидского царства за свою независимость. Неудивительно, что Гераклит объявил войну (борьбу вообще) "отцом" всего, "царём" всего.

Философия Гераклита являлась наиболее передовым учением в период формирования рабовладельческого способа производства в древней Греции. Он выступил в защиту ионийского материализма и стихийной диалектики против идеалистических и антидиалектических течений. Своё передовое философское учение Гераклит развивал в борьбе против мифологического мировоззрения Гомера и Гесиода, против идеалистических и антидиалектических философских учений Пифагора, Ксенофана, Гекатея.

Гераклитова философия является вершиной стихийного диалектического понимания мира не только в досократовокой философии вообще. Здесь речь идёт не о цельной теоретической системе диалектического подхода к миру, а скорее об интуитивном объяснении сущностных и в то же время универсальных черт диалектики. И хотя некоторые позднейшие мыслители глубже, чем Гераклит, разработали отдельные стороны зародившихся концепций диалектики, но ни у кого из них не было такого универсального воззрения, какое было у Гераклита.

Софисты и сократ

Философия возникла на базе мифологии и мудрствования. Они решали три познавательные задачи: описания, объяснения и понимания окружающего нас мира.

Эти три проблемы с которыми столкнулся человек по мере своего развития. Описать – значит дать характеристику свойствам природных явлений, которые воздействуют на жизнь людей, необходимо было объяснить причину явлений природы, поскольку человек непосредственно ощущал зависимость от них. Понимание мира означает осмысление и установление значения явлений природы для бытия человека и человеческого сообщества, а после этого использование в человеческих целях.

1.2 Основные функции

Функции философии - основные направления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи, назначение.

Принято выделять следующие функции философии: мировоззренческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую, аксиологическую, социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую, общекультурную, практическую, объединительную.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нём, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности, проявляется характер взаимоотношения философии с другими науками. Философия с одной стороны опирается на те данные, которые получают все науки, с другой стороны философия передаёт всем наукам общие методы, приёмы, способы получения истинного знания. Сама философия выступает в отношении других наук, общим методом познания.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать - предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая - одна из основополагающих функций философии имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции - расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греч. axios - ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков - поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима, эпоха Возрождения, Реформация, кризис капитализма конца XIX - начала XX в. и др.).

Социальная функция - объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Общекультурная функция. Общекультурную функцию философия выполняла с момента своего зарождения, и если сужался предмет философии, то её общекультурной функцией происходило, скорей всего, обратное: её роль в жизни общества непрерывно возрастала.

Тем более это справедливо для нашего времени. Без преувеличения можно сказать, что философия является сегодня важнейшим элементом духовной культуры человечества. Философия согласовывает и синтезирует достижение всех видов человеческого опыта (практического, научно-познавательного, ценностного). Она также выступает конструктором принципиально новых идей, новых картин мира, новых общественных идеалов, критиком по отношению к разного рода мировоззренческим и методологическим заблуждениям и предрассудкам; рационализатором нефилософских форм мировоззрения, выявляя их «рациональное зерно».

Практическая функция. До сих пор философия рассматривалась исключительно как компонент духовного мира человека. Но человек, кроме всего прочего, ещё и действует. Русский философ П.Л. Лавров подчёркивал, что философия отождествляет мысль, образ и действие. Поистине, в своём миропонимании человек достигает стадии, когда уже невозможно удержаться от искушения действовать. Человек действует, реализует своё миропонимание. В отличие от животного, он действует именно таким образом, а не иначе. В своих действиях человек символизирует философию, она воплощается в объекты, в творения человека. Каждая цивилизация реализует свои философские ценности, каковыми являются, например, стремление к совершенству, свобода, справедливость.

Нравственная функция заключается в том, что философия культивирует в обществе идеалы любви к ближнему,

сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга.

Философия консолидирует общество вокруг идей либо ради идей, выполняя при этом объединительную функцию.

2. Специфика философского знания

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

1. имеет очень много общего с научным знанием - предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

2. однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех других наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Философские проблемы могут успешно решаться, обсуждающиеся только в том обществе, где допускается критика любой точки зрения, несогласие с любым человеком, признание различных позиций по одному и тому же вопросу.

Можно выделить также следующие особенности философского знания:

1. имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.);

2. носит предельно общий, теоретический характер;

3. содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

4. во многом субъективно - несёт отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

5. Философское знание, будучи знанием научным, вместе с тем нередко выступает и как знание художественное, как знание религиозное, как знание интуитивное.

6. является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

7. изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

8. имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя, то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя;

9. испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

10. в то же время динамично - постоянно развивается и обновляется;

12. неисчерпаемо по своей сути;

13. ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путём. Философские проблемы находят своё решение для данных людей и в данное время, но потом приходят другие люди, другое поколение и опять сталкиваются с этими же вопросами.

Философия - это знание личностное, так как идеи, которые высказывает мыслитель нельзя отделить от его личности.

34. Сравнительный анализ понятий: деизм, теизм, пантеизм, атеизм, монотеизм, политеизм.

(от лат. Deus – Бог)

форма веры, которая возникла в эпоху Просвещения и особенно характерна для Англии; восходит к Герберту Чербери. В основе этой веры лежит признание, что хотя Бог и существует в мире как его первопричина, однако после сотворения мира движение мироздания совершается без его участия; ни чудеса, ни послание его сына на землю не имеют отношения к миру.

(греч. theos - бог) - религиозно-философское учение, к-рое признает существование личного бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы. Происходящее в мире Т. рассматривает как осуществление божественного промысла. Естественная закономерность в Т. ставится в зависимость от божественного провидения. В отличие от деизма. Т. утверждает непосредственное участие бога во всех мировых событиях, а в отличие от пантеизма, отстаивает существование бога вне мира и над ним.

Пантеизм

(греч. pan – всё и theos Бог) – учение о том, что все есть Бог; учение, обожествляющее Вселенную, природу (пантеизм как религиозный натурализм). ” Пантеизм – это прежде всего форма атеизма” (Шопенгауэр). Пантеизм имеет 4 осн. формы: 1) теомонистический пантеизм наделяет существованием только Бога, лишая мир самостоятельного бытия (см. Акосмизм); 2) физиомонистический пантеизм, согласно которому существует только мир, природа, которую сторонники этого направления называют Богом, тем самым лишая Бога самостоятельного существования (Оствальд, Геккель, Тэн); 3) трансцендентный (мистический) пантеизм, который обычно обозначают как панентеизм; 4) имманентно-трансцендентный пантеизм, согласно которому Бог осуществляется в вещах (Спиноза, нем. идеалисты, Гёте, Шлейермахер, Эйкен).

(от греч. atheos – безбожный) – отречение от Бога, отрицание Бога; атеизм либо в принципе отрицает существование того, что подразумевается под словом “Бог” (радикальный атеизм), либо оспаривает положение, что Бог, если он существует, в какой-то мере может быть познан людьми (агностический атеизм). Радикальный атеизм в ярко выраженной форме характерен лишь для последователей современного материализма, особенно для марксизма и позитивизма; агностический атеизм был распространен уже среди.философов Древней Греции, где был представлен некоторыми досократиками (Демокрит и др.) и софистами (Протагор, Горгий), Эпикуром и его школой, ранними киниками и скептиками. В современной ценностной этике содержится постулативный атеизм, главным представителем которого был Н. Гаргман, считавший веру в божественного законодателя несовместимой с этикой ценностей. Он утверждал, что целевой детерминизм божественного провидения отрицает этическую свободу (а вместе с тем и предпосылку всякого нравственного поведения). Если же допустить свободу отдельной личности, то она неизбежно приведет к отрицанию финального детерминизма. Эти явления взаимно противоположны – как тезис и антитезис.

Монотеизм

(греч.–единобожие) – система религиозных представлений, основу которой составляет вера в единого Бога. Монотеистическими религиями считаются иудаизм, христианство, ислам, бахаизм. Но в каждой из них (особенно в первых двух) видны проявления политеизма: так, в христианстве почитается не только Троица как некое единство, но и каждая из ее составляющих (ипостасей) – Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой, а также Богородица, святые.

Политеизм

(греч. многобожие) – языческая вера в множественность богов, существующих отдельно и независимо друг от друга и не сливающихся с природой Вселенной. Политеизм противостоит пантеизму и теизму. Часть мировых религий – политеистична (напр., Индуизм). Привлекательность политеизма – в обещании относительной доступности того или иного бога для исполнения каких-то определенных земных нужд. Отсюда и популярное сближение богов с силами природы. Ложность политеизма возвещалась как древнеизраильскими пророками, античными философами и раннехристианскими апологетами: политеизм – тот же пандемонизм. Ф.Шеллинг: политеизм – это результат духовного кризиса человечества на одном из ранних этапов его истории, вызванного горделивым намерением строителей Вавилона “сделать себе имя”. После потери единства человеческого рода и единства веры в Бога и возник политеизм как противодействие дальнейшему распаду, как попытка сохранить единство на уровне национальном (религии народов или языков). В нынешнем увлечении восточными доктринами, в теософии, а также в мифологиях фашистского типа есть попытки ревитализации политеизма с явной антихристианской направленностью.

Федеральное агентство по образованию

Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального образования

Ростовский Государственный Экономический Университет «РИНХ»

Филиал в п. Матвеев Курган

"Специфика философского знания"

Дисциплина: "Философия"

п. Матвеев Курган


Введение

1. Предмет философии

1.1 Истоки возникновения науки

1.2 Основные функции

2. Специфика философского знания

Заключение

Список литературы


Введение

Философия является древнейшей из наук, это ценная область знания, она зародилась в VI–V веках до нашей эры в Китае, Индии, Древней Греции. В далёкие времена философия являлась системой, которая включала в себя все знания, накопленные человечеством. Знаний было немного, и их можно было объединить в одну систему. В философию входили знания физики, медицины, астрономии, математики, алхимии. С развитием общества знания накапливались и начинали отделяться от философии, науки о человеке выделились последними. В настоящее время идёт разделение наук (например: из генетики выделяется такая самостоятельная наука, как генная инженерия), в то же время идёт и обратный процесс – интеграция наук (например: биофизика, биохимия), происходит объединение философии с математикой, медициной и т.д. Самые серьёзные открытия делаются на стыке различных наук.

К середине XIX века сложилась ситуация, когда перед философией в острой форме возникает вопрос о том, что же остаётся на долю самой философии. Если отвечать на этот вопрос одним словом, то это – мышление. Мышление, его происхождение, его сущность, его истинные формы, его приёмы, способы и методы.

В настоящее время философия сама является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Личность, общество, окружающая среда – смысл и цель философии.


Предмет философии

Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает любовь к мудрости, а с древнеиндийского – видение истины.

Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона.

Возникновение философии означало появление особой духовной установки – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом, с их верованиями, идеалами, надеждами.

Философия в своём зарождении мыслилась не как простое собрание истины, а как стремление к истине, как такой идеальный настрой души и ума человека, который способен привести к гармоничному равновесию.

Возникновение философии в VI до нашей эры означало постепенный переход людей к самостоятельному размышлению о мире, о человеческой судьбе, стремление найти истину, стремление к мудрости. Мудрость – это познание самого существенного в мире и поэтому самого важного для человеческой жизни. Философ стремился познать высшую истину, указывающую правильный путь в жизни. Поэтому важнейшей в философии становится проблема всеобщего, устойчивого и неизменного, стоящего за множеством отдельных изменчивых вещей, стремление открыть первопричину, которая всё порождает и всем управляет в мире. Философия ставит своей целью познание истины, т.е. первоначала, вечного и неизменного бытия.

Философия обобщает достижения всей мировой культуры, всемирно-исторической практики и познания, является духовной квинтэссенцией, самосознанием эпохи (Гегель, Маркс).

Существует много понятий «философии». Приведём некоторые из них:

Философия – это форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нём.

Философия – это различные рассуждения о жизни, о её смысле, о смерти, о Боге.

Философия – это совокупность принципов, лежащих в основе поступков и поведения людей.

Философия – это теория, всякое теоретическое знание.

Философия – это особая форма общественного сознания, которая действует наряду с другими формами общественного сознания: религией, искусством, моралью, наукой и т.д.

Философия – это какие-то туманные, беспредметные, оторванные от жизни рассуждения.

В настоящее время философия представляет собой и науку о всеобщих законах развития природы, общества, мышления, познания и особую форму общественного сознания, теоретическую основу мировоззрения, систему философских дисциплин, способствующих формированию духовного мира человека.

В чём же своеобразие философии? Во-первых, она обладает всеобщностью и предельной абстрактностью. Во-вторых, философия исследует, как изучаются процессы реальной действительности, является результатом самосознания науки и её предельным основанием. В-третьих, философия обладает мощной ценностной компонентой, формирует ценностные ориентации людей, обеспечивающие правильный подход к решению всех практических и теоретических проблем.

Философия всегда включала в себя рассмотрение так называемых мировоззренческих вопросов: как устроен мир? Имеет ли он начало и конец? Какое место занимает человек в мире? Предназначение человека. Что такое истина? Достижима ли она? Есть ли Бог? В чём заключается смысл и цель жизни? Каковы отношения между людьми, обществом и природой, добром и злом, истиной и заблуждением? Что нас ожидает в будущем? Мимо этих и подобных вопросов не может пройти ни один человек. Философия всегда помогала людям искать ответы на эти вопросы, выполняя при этом мировоззренческую функцию.

Предмет философии нельзя свести только к этим вопросам. Так как на все эти вопросы, кроме философии отвечают и религия, и мифология. Мифология отвечает на эти вопросы на основе фантазии, вымыслов. Религия, опираясь на веру. Философия в отличие от религии и мифологии ищет ответы на эти вопросы, опираясь на данные науки.

Предметом философии называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют 4 основных раздела:

1. Онтология (учение о бытие);

2. Гносеология (учение о познании);

3. Человек;

4. Общество.

В рамках данных четырёх основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:

сущность бытия;

происхождение бытия;

материя, её формы;

сознание, его происхождение и природа;

взаимоотношение материи и сознания;

бессознательное;

человек, его сущность и существование;

душа, духовный мир человека;

общество;

общество и человек;

природа и общество;

духовная сфера жизни общества;

материально-экономическая сфера жизни общества;

социальная сфера общества;

общественно-экономические формации, цивилизации;

перспективы человека, общества;

экология, проблемы выживания;

особенности познания;

влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты;

ограниченность и безграничность познания;

движение;

диалектика и её законы.

1.1 Истоки возникновения философии

Истоками философии являются мифология и религия.

«Миф» в переводе с греческого языка означает «предание», «логос» – «учение, наука», таким образом, мифология – это наука о преданиях. Мифы существовали у всех народов мира, многие мифы посвящены космическим темам, т. к. люди пытались ответить на вопрос о происхождении и устройстве мира, о мировой гармонии, о превращении хаоса в космос, а также любая мифология описывает гибель мира в будущем и его последующее возрождение.

Мифология – это форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. В древности мифология являлась формой духовной культуры, которая объединяла в себе зачатки знаний, религиозные верования, политические взгляды и искусство. Чертами мифа являются: очеловечивание природы, наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений, практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач, однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

Древнеиндийская философия представлена ведами, в которых глубже просматривается вопрос о происхождении человека. В это время в ведах рассказывается, что Вселенная заполняется человечеством, которому предопределена карма, на весь период существования.

В Древнем Китае была образована философская школа – Даосская. Даосизм – это учение о пути, которое отстаивали в этой школе. Философы считали, что всё находится в пути, в движении, в изменении. Всё непостоянно и конечно. Человек должен следовать установленному порядку, тогда он будет бессмертен.

Особенности мифологии:

1. Мысль выражается в конкретных эмоциональных, поэтических образах и метафорах, одушевлялись и очеловечивались: космос и все природные силы.

2. Отсутствует разграничение мира и человека, мысли и эмоции, это было целостное миропонимание.

Философия и религия выходят из мифа, они походят тем, что решают мировоззренческие вопросы, но религия в основу ставит веру, а философия – это поиск истины.

Религия – это форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

Для религиозного мировоззрения характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Поделиться: