Кто регистрирует коллективный договор. Уведомительная регистрация коллективных договоров

Обязательно ли нужно регистрировать колдоговор и на что влияет его регистрация? Где и в какие сроки его регистрировать? Читайте в статье, скачайте образцы документов

Читайте в нашей статье:

Зачем нужна регистрация коллективного договора

Несмотря на кажущееся отсутствие необходимости посвящать третью сторону в тонкости сотрудничества, работодатель обязан зарегистрировать коллективный договор (ст. 50 ТК РФ). Далеко не все представители профсоюзных организаций достаточно хорошо осведомлены о своих правах; зачастую то же можно сказать и о работодателях. Это означает, что колдоговор нуждается в проверке со стороны надзорных органов на предмет выявления несоответствия трудовому законодательству. Уведомительной регистрацией коллективного договора в 2019 году занимается Федеральная служба по труду и занятости.

Уведомительная регистрация коллективного договора имеет и другие цели:

  • получение статуса правового акта, принятого уполномоченным госорганом;
  • сбор Рострудом статистических данных - информации о количестве заключенных договоров;
  • обеспечение условий для контроля за исполнением коллективных договоров;
  • помощь в составлении договора.

В Трудовом кодексе нет упоминания об ответственности за незарегистрированный колдоговор. Однако, по КоАП РФ работодатель может быть привлечен к административной ответственности за нарушение трудового законодательства.

Принятые изменения к договору также подлежат регистрации. Стоит отметить, что колдоговор начинает действовать с момента его подписания, вне зависимости от того, прошел он регистрацию или нет.

Где регистрируется колдоговор

Порядок уведомительной регистрации колдоговора

Часто у руководителей возникают вопросы по поводу алгоритма действий по регистрации, дело усугубляется также тем, что в разных регионах установлены разные порядки регистрации коллективного договора.

Шаг 1. В срок до 7 дней с момента подписания соглашения работодатель пишет в соответствующий орган заявление на уведомительную регистрацию коллективного договора (образец формы можно скачать в конце статьи). Право подписи данного заявления имеет только сам руководитель организации.

Шаг 2. Подается заявление либо в бумажном виде непосредственно в офисе уполномоченного органа, либо в электронном виде (в большинстве органов имеется такая опция). Иногда требуется предоставление документов в обоих форматах (как, например, в Департаменте труда и соцзащиты населения г. Москвы).

Шаг 3. К заявлению прилагается комплект документов – непосредственно сам колдоговор и документ, подтверждающий полномочия руководителя.

Шаг 4. Во время рассмотрения заявления государственный орган проверяет законность норм коллективного соглашения. Срок рассмотрения составляет не более 30 дней, однако, здесь также могут действовать региональные правила, например, в Московской области такой срок составляет 10 дней.

Шаг 5. По окончании проверки колдоговор в срок не более 5 дней фиксируется в электронном журнале регистрации договоров с присвоением регистрационного номера.

Шаг 6. Согласно порядку, определенному Административным регламентом, в случае, если документы от заявителя были получены по почте, с ним должны связаться представители проверяющего органа и уточнить, каким образом он предпочитает получить пакет документов обратно после завершения процедуры регистрации.

Шаг 7. Два экземпляра договора возвращаются в организацию, один остается в органе, осуществившем регистрацию, и хранится в течение всего периода действия. Проверенные экземпляры на своих титульных листах должны иметь штамп с:

  • подписью проверяющего;
  • датой регистрации;
  • номером в реестре коллективных договоров.

Если в колдоговоре выявляются нарушения трудового законодательства, организации, помимо проштампованных договоров, получают также извещение о нарушениях. Второй экземпляр извещения передается в трудовую инспекцию по месту нахождения работодателя.

Некоторые трудовые органы обязывают заявителя исправить коллективный договор при выявлении условий, не соответствующих закону, в течение установленного периода. Требование не соответствует ТК РФ, который просто запрещает применять незаконные условия соглашения. Но если работодатель решает исправить договор, необходимо провести законные процедуры внесения изменений в документ и осуществить регистрацию дополнительного соглашения к договору (или новой редакции договора) в том же порядке.

Необходимо отметить, что услуга по уведомительной регистрации коллективного договора, оказывающаяся проверяющим органом, полностью бесплатна.

Необходимые документы

Полный набор требований к документам можно уточнить в территориальном регистрирующем органе. Несоответствие условиям оформления, комплектности документов является единственной причиной для отказа в регистрации. В этом случае пакет документов возвращается заявителю для устранения нарушений.

Перечень необходимых документов:

  • заявление на уведомительную регистрацию коллективного договора по соответствующей форме;
  • коллективный договор – 3 экземпляра. Каждую копию необходимо сброшюровать, прошить, листы пронумеровать, указать количество прошитых листов. На листе, на котором указаны реквизиты сторон, следует разместить строки «Регистрационный номер», «Дата регистрации», «Регистрирующий орган», «Место печати», которые будут заполнены регистрирующим органом. Все экземпляры должны иметь оригинальные подписи и печати. Не допускается предъявление копий договора.
  • копии документов о полномочиях сторон – руководителя и представителя профсоюза. Если с руководителем всё ясно, и подтверждением его избрания может служить, например, протокол собрания учредителей, то с представителем сотрудников возникают сложности. Более того, зачастую этот документ просто не отправляют в проверяющий орган, поскольку не считают его обязательным. Это неверно, и при его отсутствии может последовать отказ в регистрации. Какой же документ удостоверяет полномочия представителей профсоюза? Подтверждающим полномочия документом является выписка из протокола общего собрания коллектива компании.

Найдите нужный вам образец документа по кадровому делопроизводству в журнала "Справочник кадровика". Эксперты составили уже 2506 шаблонов!

Стоит дать небольшие дополнительные пояснения по правильности составления коллективного договора, которым при регистрации документа проверяющие органы непременно уделят внимание.

Доверенные лица профсоюза могут подписывать колдоговор, если в его состав входит более 50% от числа всех сотрудников предприятия. Если представительный орган не сформирован или в нем участвуют менее 50% работников, соглашение подписывают лица, избранные общим собранием. В собрании должно участвовать не менее 2/3 работающих на предприятии, представители должны набрать не меньше 50% голосов присутствовавших.

Общее количество работников коллектива, число лиц, входящих в профсоюз, численность общего собрания и количество отданных голосов за представителей указываются в заявлении на регистрацию и/или выписках из протокола общего собрания.

Определяет ст. № 50 ТК РФ. Нормативный документ обязует все предприятия на протяжении 7 дней после подписания соглашения зарегистрировать его в специальном органе по труду.

Зачем нужна регистрация коллективного договора

Основные цели регистрации:

  • Систематизация данных о числе и составе заключенных соглашений.
  • Определение ухудшающих положение работников условий по закону о труде.
  • Надзор за исполнением всех пунктов документа.
  • Помощь в разработке соглашений.

Где регистрируют коллективный договор

В соответствии с законом, регистрация коллективного договора производится специальным органом по труду:

  • Межотраслевые и отраслевые соглашения федерального уровня партнерства регистрируются федеральными органами исполнительной власти, отвечающими за исполнение закона о труде.
  • Коллективные договоры регионального и территориального уровня регистрируются органами исполнительной власти субъектов РФ.

Важно! Где регистрируется коллективный договор, иногда устанавливается региональным законодательством. Такими полномочиями могут быть наделены даже органы местного самоуправления. Поэтому, рекомендуется уточнять о месте проведения регистрации коллективных договоров в городе местонахождения компании.

В какие сроки регистрируются коллективный договор и соглашения

Договоры подаются на уведомительную регистрацию в течение 7 календарных дней после их подписания. После чего, на протяжении двух недель, документ внимательно изучают. Проверяющий орган смотрит соответствие соглашения нормам закона. Только после этого производится его согласование и регистрация.

Факт проведения уведомительной регистрации не влияет на дату вступления в силу коллективного договора.

Порядок регистрации коллективного договора

Уведомительная регистрация коллективных договоров совершается в несколько этапов:

  1. Подготовка документации для сдачи в компетентный орган:
    • требуется подготовить три экземпляра соглашения. Все визы и печати в документе должны быть настоящими. Страницы каждого документа нумеруются, прошиваются и скрепляются печатью. Обязательно обозначить количество пронумерованных и прошнурованных листов в конце документа;
    • дополнительно готовится сопроводительное письмо. Оно содержит информацию:
      • личные данные сторон, заключивших соглашение;
      • сотовые телефоны участников отношений;
      • обозначение административного округа, к которому принадлежит организация;
      • отрасль по виду деятельности компании;
      • количество людей на предприятии;
      • название профсоюзного органа;
    • когда соглашение заключено представителями работников, дополнительно потребуется подготовить протокол общего собрания о наделении полномочий на ведение переговоров и заключении договора от имени работника. Уведомительная регистрация коллективных договоров совершается бесплатно.
  2. Собрав всю требуемую документацию необходимо сдать её в орган по труду.
  3. На протяжении двух недель инстанция проверяет документ на наличие нарушений.
  4. Если обнаружены ухудшения положения работников, ставится отметка на оттиске печати - «замечания на __ листах».

    Важно! Наличие отклонений от норм является основанием для отказа в регистрации договора.

    Когда нарушения не выявлены, осуществляется непосредственная регистрация документа:

    • в журнале учета с присвоением им номера и указанием даты согласования;
    • информация о коллективном договоре отражается в специальном реестре.
  5. Два экземпляра документа возвращаются сторонам трудовых отношений. Третий экземпляр хранится в регистрирующем органе до окончания срока действия документа.

Все изменения и дополнения, которые вносятся в коллективный договор, требуется регистрировать по стандартной схеме.

Согласно закону, коллективный договор подлежит регистрации в обязательном порядке. Если организация не предоставляет такие соглашения на уведомительную регистрацию, проверяющие инстанции могут расценить данное бездействие нарушением трудового законодательства. Тогда организацию привлекут к административной ответственности в виде штрафных санкций.

Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения – соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений.

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Комментарий:

Согласно статье 50 Трудового кодекса РФ коллективный договор и соглашение должно быть направлено на уведомительную регистрацию в течение семи дней со дня подписания его сторонами. Отраслевые и межрегиональные соглашения направляются на регистрацию в Министерство труда и социального развития РФ. Региональные соглашения регистрируются соответствующим органом по труду субъекта федерации. Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления (например, комитета по труду администрации муниципального образования) полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений. Вступает в силу соглашение вне зависимости от факта их уведомительной регистрации. При осуществлении указанной процедуры соответствующие органы выявляют условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, и сообщает об этом представителям сторон, подписавших соглашение (договор).

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации. До участников соглашения оно доводится, как правило, в месячный срок. После вступления в силу соглашения стороны в разумные сроки могут разработать планы по реализации его положений.

В трудовом законодательстве существует иерархия соглашений и коллективных договоров, согласно которой нижестоящее соглашение или коллективный договор не может ухудшать положение работников по сравнению с вышестоящим соглашением. Вышестоящие соглашения могут содержать в себе рекомендации и требования к содержанию нижестоящих соглашений, коллективных и индивидуальных договоров.

В этой связи стоит отметить Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства (утв. приказом от 2 марта 2012 г. N 192н).

Согласно Регламенту государственная услуга предоставляется по запросам заявителей (представителей работодателей – получателей государственной услуги), которыми являются:

общероссийские объединения работодателей;

представители работодателей.

Регистрации в рамках предоставления государственной услуги подлежат соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства.

Информация о правилах предоставления государственной услуги предоставляется заявителям в местах, предназначенных для предоставления государственной услуги, с использованием средств телефонной связи, электронного информирования, размещается на официальных сайтах органов, участвующих в предоставлении государственной услуги, в сети Интернет, публикуется в средствах массовой информации, распространяется в виде информационных материалов (брошюр, буклетов и т.д.), а также другими способами.

Информация о правилах предоставления государственной услуги предоставляется представителям заявителей на приёме при личном обращении, по телефону, по электронной почте, а также по каналам факсимильной и электронной связи. В Регламенте также указаны все возможные контакты Роструда: сайт www.rostud.ru телефон 84956988204, адрес в Москве – Биржевая площадь, д. 1. Информация о правилах предоставления государственной услуги предоставляется бесплатно. При этом, при личном обращении заявителя, последний не должен ждать более 40 минут.

Государственная услуга по уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства – также предоставляется Рострудом. Результатом предоставления государственной услуги является уведомительная регистрация отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства:

занесение в Журнал учета запросов заявителей по регистрации в уведомительном порядке отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства*(6), информации о регистрационном номере соглашения и дате регистрации либо об отказе в приёме документов;

направление заявителю письменного уведомления о регистрации соглашения и занесение соответствующей информации в Журнал учета запросов заявителей.

Максимально допустимые сроки предоставления государственной услуги не должны превышать 30 календарных дней с момента регистрации запроса заявителя в Роструде.

В случае необходимости получения дополнительной информации и уточнения имеющихся сведений, необходимых для предоставления государственной услуги, сроки предоставления государственной услуги могут быть продлены руководителем Роструда либо уполномоченным на то лицом не более чем на 30 календарных дней с сообщением заявителю о продлении срока предоставления государственной услуги.

Для получения государственной услуги необходимо направить в Роструд запрос заявителя, оформленный в соответствии с требованиями Административного регламента (приложение N 2 к Административному регламенту), при этом запрос может быть направлен в форме электронного документа.Запрос заявителя адресуется на имя руководителя Роструда и оформляется на бланке письма заявителя, за подписью уполномоченного представителя заявителя. Документы, необходимые для предоставления государственной услуги, должны быть четкими для прочтения, оформлены в машинописном виде на русском языке, при этом не допускается использование сокращений слов и аббревиатур.

В запросе заявителя должна содержаться следующая информация:

1) наименование и правовой статус заявителя;

2) почтовый адрес заявителя, по которому должен быть направлен ответ;

3) контактные телефоны и адрес электронной почты заявителя (последнее – при наличии).

4) просьба заявителя об уведомительной регистрации соглашения;

5) фамилия, имя, отчество представителя заявителя (последнее – при наличии);

6) информация о второй стороне коллективных переговоров (наименование, правовой статус, почтовый адрес, контактные номера телефонов, адрес электронной почты (при наличии), фамилия, имя, отчество и должность представителя;

7) дата составления запроса, личная подпись представителя заявителя, его должность или статус согласно полномочиям.

К запросу заявителя должны прилагаться:

1) соглашение на бумажном носителе (подлинник), пронумерованное, прошитое и скрепленное печатями сторон соглашения;

2) соглашение в форме электронного документа;

3) для общероссийского объединения работодателей (дополнительно), заверенные надлежащим образом копии устава и свидетельства о регистрации, а также состав членов объединения на момент подписания соглашения.

Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:

предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной или муниципальной услуги;

предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В приеме документов отказывается по одному из следующих оснований:

1) заявителем не представлены документы, необходимые для предоставления государственной услуги, предусмотренные Административным регламентом;

2) представленные заявителем документы не соответствуют требованиям к оформлению документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренным Административным регламентом.

3) обращение заявителя не относится по существу к предоставлению государственной услуги;

4) правовой статус заявителя не соответствует требованиям, установленным Трудовым кодексом Российской Федерации и пунктом 2 Административного регламента;

5) текст запроса заявителя не поддается прочтению.

Оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги не имеется.

Государственная услуга предоставляется бесплатно.

Максимальный срок ожидания в очереди при подаче представителем заявителя запроса о предоставлении государственной услуги

Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявителем запроса о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги не должен превышать 40 минут.

Срок и порядок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги, в том числе в электронной форме

Срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги не должен превышать 30 минут.

Учет запросов заявителей осуществляется специалистом Роструда в Журнале учета запросов заявителей.

Поступившие письменные заявления (в том числе в электронном виде) регистрируются в течение рабочего дня с момента поступления в структурном подразделении, на которое возложены функции по документальному обеспечению Роструда, и передаются в структурное подразделение, на которое возложены функции по предоставлению государственной услуги, в день регистрации.

В Журнале учета запросов заявителей в письменном виде фиксируется информация о процедуре исполнения государственной услуги.

Ведение Журнала учета запросов заявителей осуществляется также в электронном виде.

Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга, к месту ожидания и приема заявителей, размещению и оформлению визуальной и текстовой информации о порядке предоставления такой услуги

Прием заявлений от получателей государственной услуги (их законных представителей) и их регистрация осуществляется в специально выделенных для этих целей помещениях.

Каждое рабочее место специалиста, ведущего прием получателя государственной услуги, оборудуется персональным компьютером с возможностью доступа к информационным базам данных, печатающим, а также сканирующим устройством (по возможности).

Специалисты, осуществляющие прием получателей государственных услуг, обеспечиваются личными нагрудными идентификационными карточками (бэйджами) и (или) настольными табличками.

Кабинеты приема получателей государственных услуг оснащены информационными табличками (вывесками) с указанием номера кабинета.

В помещениях, в которых предоставляется государственная услуга, для ожидания приема получателей государственной услуги (их законных представителей) оборудуются места (помещения), имеющие стулья, столы (стойки) для возможности оформления документов, санитарно-технические помещения (санузел), в том числе для инвалидов, а также лиц с ограниченными физическими возможностями, и места хранения верхней одежды посетителей.

Количество мест для ожидания приема получателей государственной услуги определяется исходя из фактической нагрузки и возможностей для их размещения в здании.

Помещения оборудуются системами кондиционирования (охлаждения и нагревания) воздуха, средствами пожаротушения и оповещения о возникновении чрезвычайных ситуаций.

На стенах оборудуются стенды с информацией о правилах предоставления государственной услуги.

Текстовая и мультимедийная информация о порядке предоставления государственной услуги размещается на информационном стенде в помещении Роструда для ожидания и приема граждан (устанавливаются в удобном для граждан месте), а также на официальном интернет-сайте Роструда.

Оформление текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления государственной услуги должно соответствовать оптимальному зрительному и слуховому восприятию этой информации гражданами.

Основным показателем качества и доступности государственной услуги является оказание государственной услуги в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Оценка качества и доступности государственной услуги должна осуществляться по следующим показателям:

– степень информированности граждан о порядке предоставления государственной услуги (доступность информации о государственной услуге, возможность выбора способа получения информации);

– возможность выбора заявителем формы обращения за предоставлением государственной услуги (лично, посредством почтовой связи, в форме электронного документооборота через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций);

– своевременность предоставления государственной услуги в соответствии со стандартом ее предоставления, установленным Административным регламентом.

Показатели доступности и качества государственной услуги определяются на основе ежегодного мониторинга, путем сравнительного анализа нормативных значений показателей с фактическими значениями показателей в отчетном году.

Приложение № 2

к Административному регламенту предоставления Федеральной

службой по труду и занятости государственной услуги по

уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых)

соглашений, заключенных на федеральном уровне социального

партнерства, утвержденному приказом

Министерства здравоохранения и социального развития РФ

На бланке письма Руководителю

заявителя Федеральной службы

по труду и занятости

Прошу предоставить государственную услугу по уведомительной регистрации ___________________________________________________

(полное наименование отраслевого (межотраслевого) соглашения,

заключенного на федеральном уровне социального партнерства)

Дата подписания соглашения сторонами коллективных переговоров ______________________________________________________________

Наименование и правовой статус заявителя

______________________________________________________________

Почтовый адрес заявителя (по которому должен быть направлен ответ) ________________________________________________________

Адрес электронной почты заявителя ___________________________

Контактные номера телефонов заявителя ______________________

Информация о второй стороне коллективных переговоров ___________________________________________________________________________________________________________________________________

(наименование, правовой статус, почтовый адрес, контактные номера телефонов, адрес электронной почты (при наличии), фамилия, имя, отчество и должность представителя)

________________________________

(дата составления запроса)

Представитель заявителя:

______________________________________________________________

______________________________________________________________

(должность) (статус согласно полномочиям)

(подпись) (фамилия, имя, отчество)

Приложение № 3

к Административному регламенту предоставления

Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги

по уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых)

соглашений, заключенных на федеральном уровне

социального партнерства, утвержденному приказом

Министерства здравоохранения и социального развития РФ

Показатели доступности и качества государственной услуги

Наименование показателей доступности и качества

Нормативное значение показателя (%)

Фактическое значение показателя в отчетном году (%)

1. Доступность

1.1. Количество заявителей, удовлетворенных информацией о порядке предоставления услуги и способами ее* получения

1.2. Количество правильно заполненных заявителем документов, сданных им с первого раза

1.3. Количество форм, информация о заполнении которых доступна через Интернет

1.4. Количество случаев предоставления услуги в установленный срок с момента сдачи документов заявителем

1.5. Количество заявителей, ожидавших получения услуги в очереди более максимального срока, установленного регламентом

2. Качество

2.1. Количество заявителей, удовлетворенных качеством процесса предоставления услуги

2.2. Количество правильно оформленных документов сотрудником Роструда в процессе оказания услуги

2.3. Количество обоснованных жалоб к общему количеству обслуженных заявителей

2.4. Количество обоснованных жалоб, рассмотренных в установленный срок

2.5. Количество заявителей, удовлетворенных установленным порядком, в т.ч. сроками обжалования

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 50. Регистрация коллективного договора, соглашения. Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду.

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.
При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.
Комментарий к ст. 50
1. Подписанные сторонами правовые акты социального партнерства должны пройти уведомительную регистрацию.
Под уведомительной регистрацией коллективных договоров и соглашений понимается их регистрация соответствующим органом по труду на основе письменного уведомления, направленного работодателем с приложением коллективного договора или соглашения, подписанных сторонами.
Данная обязанность ТК РФ возложена на представителей работодателя (работодателей), являющихся стороной коллективного договора или соглашения. В 7-дневный срок с момента их подписания эти правовые акты вместе с приложениями направляются для регистрации в соответствующий орган по труду. В этих целях представляются: в Федеральную службу по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации - соглашения, заключенные на федеральном уровне; в соответствующий ее региональный орган по труду - соглашения, заключенные на иных уровнях социального партнерства, и все коллективные договоры.
2. Регистрация соглашений и коллективного договора преследует следующие цели: выявление обязательств сторон, противоречащих действующему законодательству, для последующего предотвращения фактов их применения; оказание консультационной помощи в разработке этих актов; создание условий для осуществления контроля за их исполнением.
Коллективные договоры направляются в орган по труду по месту нахождения организации, ее филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения. Как правило, регистрация этих договоров осуществляется в порядке, предусмотренном региональным законодательством.
При осуществлении регистрации коллективного договора и соглашения орган по труду выявляет их условия, ухудшающие положение работников по сравнению с ТК РФ, иными нормативными правовыми актами, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим эти правовые акты, а также в государственную инспекцию труда. Условия актов, не соответствующие действующему законодательству о труде, могут быть также выявлены и признаны недействительными названной инспекцией в ходе проводимых ею проверок, а также судом в процессе разрешения трудового спора.
Факт регистрации фиксируется органом по труду соответствующим штампом на титульном листе каждого из представленных экземпляров коллективного договора, соглашения с указанием в нем регистрационного номера, подтвержденного подписью ответственного лица. В этом штампе делается отметка о наличии замечаний, которые прилагаются к договору. Они должны в обязательном порядке содержать ссылки на нормативный правовой акт, с которым положения договора, соглашения вступают в противоречие. Наличие замечаний не является основанием для отказа в регистрации и представленные экземпляры актов (по одному для каждой из сторон) возвращаются организации или объединению работодателей. В таком же порядке регистрируются изменения и дополнения, вносимые в правовые акты в период их действия.
3. Уведомительная регистрация коллективного договора, соглашения не удлиняет сроков вступления их в силу (см. ст. ст. 43 и 48 ТК РФ).

Ст 50 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018 года.

Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения - соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений.

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Комментарий к статье 50 ТК РФ:

1. Статья 50 ТК РФ гласит, что коллективный договор и соглашение подлежат уведомительной регистрации в органах по труду. Соглашения, заключенные на федеральном уровне, направляются на регистрацию в Роструд, другие соглашения и коллективные договоры - в территориальные органы по труду (территориальные органы Роструда).

Порядок регистрации отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне, установлен Приказом Роструда от 15 апреля 2005 г. N 240 "Об организации уведомительной регистрации отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства" (см. СПС "КонсультантПлюс"), который, в частности, предусматривает занесение соглашений в специальный журнал регистрации, присвоение соглашениям регистрационных номеров, выдачу сторонам соглашения уведомления о регистрации.

2. В ст 50 ТК РФ с комментариями указано, что регистрация носит уведомительный характер, т.е. не порождает правовых последствий для сторон. Коллективный договор, соглашение вступают в действие с момента, определенного сторонами, факт регистрации не влияет на их юридическую силу.

3. Уведомительная регистрация проводится для реализации двух значимых на практике задач: получения информации о количестве и содержании заключенных коллективных договоров и соглашений и выявления положений коллективно-договорных актов, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством.

Информация необходима органам исполнительной власти для выявления тенденций коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, учета опыта договорного регулирования при принятии законов и иных нормативных правовых актов о труде и, наконец, для определения потребности в государственном вмешательстве в сферу труда: необходимости регулирования тех или иных общественных отношений и уточнения характера такого регулирования.

4. Применяя ст 50 ТК РФ, следует учитывать, что выявление условий коллективных договоров и соглашений, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, осуществляется органами по труду для оказания юридической помощи сторонам социального партнерства (такие положения могут быть включены в коллективно-договорные акты в силу неосведомленности сторон) и защиты трудовых прав работников.

Выявив такие условия, орган по труду (территориальный орган Роструда) сообщает об этом представителям работодателей и работников, заключившим соответствующий коллективный договор, соглашение, для внесения необходимых изменений и в соответствующую государственную инспекцию труда для усиления контроля за соблюдением трудового законодательства.

Инспекция труда может выдать предписание об устранении нарушения трудовых прав работников.

5. Условия коллективных договоров, соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с законами, иными нормативными правовыми актами о труде, недействительны с момента принятия коллективных договоров, соглашений.

Поделиться: