Статистика налогов. Назначение классификации

Статистика налогов и налогообложения - отрасль экономической статистики, изучающая количественную сторону явлений и процессов в страны. Налоговая система- совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, принципов, форм и методов их установления, порядка распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней и способов осуществления налогового администрирования.

В экономической статистике статистика налогов и налогообложения обычно рассматривается как часть статистики бюджета. К осн. задачам статистики налогов и налогообложения относятся обобщение данных о налоговых поступлениях в бюджетную систему РФ и подготовка статистической информации, необходимой для проведения экономического анализа и принятия органами государственного управления обоснованных решений в отношении налогово-бюджетной политики. Статистическое изучение налогов и налогообложения предполагает определение объема и структуры доходов бюджета налоговых по уровням бюджетной системы РФ, объема и структуры задолженности по налоговым платежам, анализ динамики структурных сдвигов, происходящих в налоговой системе, и выявление факторов, влияющих на данные процессы.

Источниками информации для формирования статистики налогов и налогообложения служат бюджетная отчетность, а также данные налоговой и таможенной статистики, отчетность гос. внебюджетных фондов. Осн. документ, определяющий систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ,- . В соответствии с Кодексом налог определяется как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с орг- ций и в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хоз. ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов гос. органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Налоги и сборы в РФ подразделяются на федеральные, региональные и местные. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, обязательные к уплате на всей терр. РФ.

К федеральным налогам и сборам относятся: налог на прибыль организаций; налог на добавленную стоимость (НДС); акцизы на спирт, и табачную продукцию, на автомобили легковые и мотоциклы, по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на терр. РФ; налог на доходы физических лиц; налог на добычу полезных ископаемых; регулярных платежей за добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов; гос. пошлина. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на терр. соответствующих субъектов РФ. К региональным налогам относятся: налог на организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог. К местным налогам относятся налоги, установленные Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на терр. соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги состоят из земельного налога и налога на имущество физических лиц. Деление налогов на федеральные, региональные и местные осуществляется в зависимости от терр., на которой взимаются налоги и сборы, и полномочий соответствующих органов власти по определению элементов налогообложения. Следует отметить, что данная классификация не зависит от уровня бюджета, в который зачисляются доходы от этих налогов и сборов. Часто один налог может зачисляться в два или три бюджета одновременно. Напр., в 2010 60% доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25% включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), производимую на терр. РФ, подлежали перечислению в бюджеты субъектов РФ, 40 процентов- в федеральный бюджет.

По механизму формирования налоги делятся на прямые и косвенные. взимаются в связи с приобретением или накоплением материальных благ физическим или юридическим лицом. К числу прямых налогов в налоговой системе РФ традиционно относят: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организацийи т.п. Косвенные налоги взимаются в процессе потребления и частично переносятся на стоимость товара или услуги. В случае с косвенными налогами налог обязано уплачивать одно лицо, а расходы, связанные с уплатой налога, несут другие лица. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы. В соответствии с предусмотренными в Налоговом кодексе РФ общими условиями установления налогов и сборов налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; ; ; налоговая ставка; ; порядок и .

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Налоговая база- стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, которая позволяет преобразовать объект налогообложения в количественную форму с целью последующего применения к ней налоговой ставки.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Как правило, налоговым периодом признается год, однако иногда он может составлять квартал или месяц. Налоговая ставка- величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, иными словами- собой сумму налога, взимаемую с единицы измерения налоговой базы. В зависимости от особенностей объекта налогообложения и налоговой базы налоговые ставки могут устанавливаться в абсолютных величинах к налоговой базе (твердые налоговые ставки), в едином проценте от налоговой базы (пропорциональные ставки) и комбинированным способом. К осн. источником информации, используемой для определения налоговой базы и налоговой ставки, относятся бухгалтерская и налоговая отчетность.

Порядок исчисления налога предусматривает возможность использования трех способов исчисления налога: налогоплательщиком самостоятельно; налоговым агентом; налоговым органом. Выбор способа осуществляется в зависимости от вида налога и статуса налогоплательщика. Порядок уплаты налога представляет собой порядок перечисления денежных средств в виде налогового платежа и устанавливается применительно к каждому налогу. Уплата налога производится единовременно или по частям самим налогоплательщиком или налоговым агентом. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Группировка показателей статистики налогов и налогообложения осуществляется в классификации доходов бюджетов. К осн. показателям налоговых доходов относятся: налоги на прибыль, доходы; налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на терр. РФ; налоги на товары, ввозимые на территорию РФ; налоги на совокупный доход; налоги на имущество; налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами; гос. пошлина; задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам. Помимо кода вида налогового дохода в классификации доходов бюджетов отражаются коды соответствующих гл. администраторов доходов бюджетов и коды классификации операций , относящиеся к налоговым доходам бюджетов.

О качестве налогового администрирования можно сделать выводы на основе изучения динамики показателя собираемости налогов и сборов, который равен отношению суммы налога, поступившего в бюджет, к сумме начислений по этому налогу. В дополнение к показателям, характеризующим структуру налоговых доходов бюджетов, в статистике налогов и налогообложения исследуется динамика таких показателей, как общей объем задолженности перед консолидированным бюджетов РФ, включая задолженность перед федеральным, региональными и местным бюджетов; объем налоговых отсрочек, рассрочек и кредитов; суммы, излишне уплаченных налогов, подлежащие возврату из бюджетов и др. Помимо абсолютных показателей большое значение при поведении статистического анализа имеют такие относительные показатели, как доля общего объема налоговых поступлений в ВВП, доля налогов консолидированного бюджета субъекта РФ в ВРП, удельный вес налоговых поступлений в общих доходах бюджета и др. При проведении статистического анализа налогов и налогообложения фактические показатели сопоставляются с плановыми и показателями предыдущих периодов.

При определении величины межбюджетных трансфертов- средств, предоставляемых одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ,- широко используется показатель налогового потенциала, который характеризует возможности публично-правового образования по привлечению в бюджет потенциально возможного объема доходов от налогов и сборов в условиях максимально полного использования налогооблагаемых ресурсов в условиях действующего законодательства.

Для сопоставления уровней расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ применяется налогового потенциала, который представляет собой относительную (по сравнению со средним по РФ уровнем) оценку налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, определяемую с учетом уровня развития и структуры налоговой базы субъекта РФ. Важный показатель, характеризующий налоговую систему государства,- величина налоговой нагрузки на ВВП (отношение суммы поступивших в консолидированный бюджет РФ налогов и сборов к ВВП). Иными словами, налоговая нагрузка на экономику- относительный показатель, характеризующий долю общего объема налоговых поступлений в ВВП.

Некоторые экономисты определяют налоговую нагрузку как меру экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налога или налогов. Показатель налоговой нагрузки широко используется при определении направлений налогово-бюджетной политики и налоговых реформ, изучении распределения налоговой нагрузки на уровне отдельных налогоплательщиков, сопоставлении тяжести налоговой нагрузки в разных странах. До недавних пор в рос. экономической литературе не делалось четких различий между понятиями «налоговое бремя» и «налоговая нагрузка». В последнее время происходит определенное разделение указанных понятий: «налоговая нагрузка» используется в контексте макроэкономики, а «налоговое бремя» отражает микроэкономический аспект.

В соответствии с междунар. стандартом по статистике гос. финансов (СГФ), изложенным в Руководстве по СГФ 2001, в системе аналитических показателей СГФ предусмотрен показатель налогово- бюджетного бремени, который рассчитывается как сумма налоговых доходов и обязательных в процентах к ВВП. Поскольку в рос. налоговой системе страховые взносы на обязательное социальное страхование относятся к налогам, показатель налоговой нагрузки на ВВП аналогичен показателю налогово-бюджетного бремени, предусмотренному в междунар. стандарте по СГФ. Налоги и другие обязательные трансферты должны отражаться в учете тогда, когда имеют место деятельность, операции или другие события, в результате которых образуются требования органов государственного управления по налогам или другим платежам. Это время не обязательно является временем наступления налогооблагаемого события. Напр., по уплате налога на прирост капитала обычно возникает при продаже актива, а не при повышении его стоимости. Возвраты налогов в СГФ учитываются как отрицательные налоги и относятся к тому периоду, в котором имело место событие, вызвавшее переплату.

В случае налога типа налога на добавленную стоимость налогоплательщики, кроме конечных потребителей, обычно имеют право на возврат налогов, уплаченных с покупок. Если этот возврат превышает сумму налогов, уплаченных данным налогоплательщиком, чистый возврат отражается как отрицательный налог. Налоговые кредиты- суммы, вычитаемые из налога, который в противном случае подлежал бы уплате. Следствием некоторых видов кредитов может стать чистый платеж, производимый единицей сектора государственного управления налогоплательщику. Подобные чистые платежи в системе СГФ отражаются как расходы, а не как отрицательный налог.

В классификации доходов СГФ, которая предусмотрена в Руководстве по СГФ-2001, налоги группируются в категории: налоги на доходы, прибыль и прирост капитала; налоги на и рабочую силу; налоги на собственность; налоги на товары и услуги; налоги на междунар. торг. и операции; другие налоги. Подобная группировка несколько отличается от видов налоговых доходов, предусмотренных классификацией доходов бюджетов, что объясняется особенностями рос. бюджетного и налогового законодательства.

В соответствии с международными стандартами статистика государственных финансов (СГФ) – это статистическая система, в рамках которой определяются понятия, правила учета и классификации, рекомендуемые для систематизации сбора данных об операциях отдельно органов государственного управления и государственного сектора в целом. Понятие сектора государственного управления в СГФ соответствует определению, данному в СНС–93. Государственный сектор – это производное понятие, которое отражает перегруппировку институциональных единиц секторов в СНС–93 путем объединения подсекторов сектора органов государственного управления с подсекторами государственных нефинансовых и финансовых корпораций. Статистика государственных финансов ведет учет и обеспечивает анализ доходов и расходов прежде всего сектора государственного управления. Международные стандарты отчетности сектора государственного управления изложены в документах МВФ по статистике государственных финансов. Переход на эти стандарты предполагает существенное изменение содержания доходов и расходов бюджета как экономических категорий. Эти изменения связаны, прежде всего с различиями в принципах учета по кассовому методу и методу начислений. Кассовый метод предполагает использование следующих понятий: признание операций в момент получения или выплаты денежных средств; доходы – это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления; расходы – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функции государства; финансовый результат: превышение кассовых поступлений над кассовым выбытием.

Содержание этих понятий по методу начислений следующее: признание операций в момент возникновения либо изменения экономической стоимости активов или обязательств; доходы – это операции, увеличивающие чистую стоимость активов; расходы - это операции, уменьшающие чистую стоимость активов; финансовый результат: разница активов и обязательств, т. е. чистая стоимость активов.Таким образом, переход с кассового метода учета к учету по месту начислений вызывает следующие изменения в основных категориях статистики бюджета: возникает понятие "запаса" (остатков) нефинансовых, финансовых активов, остатков обязательств; содержание доходов и расходов определяет только те текущие операции, которые влияют на изменение чистой стоимости активов: доходы приводят к увеличению, а расходы – к уменьшению чистой стоимости активов. При таком определении в доходы не включаются поступления от реализации нефинансовых и финансовых активов, например, продажа земли, оборудования, в связи с тем, что подобные операции связаны лишь с видоизменением активов: из нефинансовых (основные средства) активы переходят в финансовые (средства на счетах). Аналогично, к расходам не относится ни приобретение основных средств, ни создание активов, ни операции с бюджетными кредитами и ссудами. Сальдо доходов (за вычетом расходов) является величиной, эквивалентной изменению чистой стоимости активов под влиянием операций с нефинансовыми и финансовыми активами и обязательствами. Очевидно, внедрение указанных изменений предполагает реорганизацию всей системы бюджетного учета. Предусмотренные Главным управлением федерального казначейства Министерства финансов РФ меры по совершенствованию Плана счетов позволят на основе кодов классификации активов и обязательств на начало отчетного периода произвести учет потоков, которые (в процессе исполнения бюджета) изменяют соответствующие активы и обязательства, и определить объем активов и обязательств на конец отчетного периода.

Назначение системы отчетности в формате СГФ – обеспечить формирование информационной базы, позволяющей не только следить за правильностью расходования бюджетных средств и облегчить идентификацию и оценку воздействия на экономику мер государственной экономической политики, а также выявить долгосрочную устойчивость этих мер. Например, меры государственной политики не будут устойчивыми в долгосрочном плане, если они приведут к значительному снижению чистой стоимости государственных активов. С точки зрения внешних пользователей важно то, что данные СГФ, во-первых, тесно связаны с другими макроэкономическими статистическими системами (национальными счетами, платежным балансом, денежно-кредитной и финансовой статистикой), а, во-вторых, позволяют оценивать финансовую надежность сектора государственного управления теми же методами, какие обычно применяются в отношении других организаций в экономике данной страны. Государственные корпорации (организации) могут проводить опера¬ции органов государственного управления по распоряжению государственных единиц, которым они принадлежат. Такая деятельность может осуществляться в различных формах. Непосредственно, государственная корпорация (организация) может проводить конкретные операции для выполнения тех или иных функций органов государственного управления, например, предоставлять кредиты определенным сторонам по ставкам ниже рыночных или отпускать электроэнергию отдельным потребителям по сниженным тарифам. Однако в более общем случае государственная корпорация (организация) может проводить налогово-бюджетную политику посредством найма большего числа работников, чем требуется, приобретения избыточных производственных ресурсов, оплаты производственных ресурсов по ценам, превышающим рыночные, или продажи значительной доли своей продукции по ценам ниже того уровня, на котором находилась бы рыночная цена в том случае, если в этой деятельности участвовали бы только частные производители. Для целей повышения эффективности налогово-бюджетного анализа наряду со статистикой сектора государственного управления в Руководстве МВФ рекомендуется вести статистику государственного сектора. Формирование системы показателей государственного сектора в целом представляет собой особый этап перехода в российской СГФ к международному стандарту. В Руководстве МВФ подчеркивается, что статистическая основа СГФ может применяться к обоим секторам, независимо от выбранного охвата институциональных единиц.

16.2. Показатели статистики государственного бюджета

Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Задачи статистики государственного бюджета состоят в следующем: характеристика структуры и соотношения доходов и расходов; анализ сбалансированности бюджетов; учет по операциям со средствами Стабилизационного фонда; отражение поступлений средств от заимствований и расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга; изучение связи доходов госбюджета с важнейшими макроэкономическими показателями; прогнозирование доходов и расходов госбюджета.

Информационное обеспечение статистики государственного бюджета регламентирует Бюджетный Кодекс РФ.

Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, который базируется на едином плане счетов. Бюджетный учет организуется органом, исполняющим бюджет. Единый план счетов бюджетного учета устанавливается Правительством Российской Федерации. Отчетность об исполнении бюджета по срокам предоставления может быть: оперативной; ежеквартальной; полугодовой; годовой. Единая методология отчетности об исполнении бюджета устанавливается Правительством РФ. Уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительный орган и соответствующий контролирующий орган, а также в Федеральное казначейство. Муниципальные образования представляют сведения об исполнении местных бюджетов в учреждения Федеральной службы государственной статистики. Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства.

Данные Главной книги казначейства являются основой для формирования отчетов об исполнении федерального бюджета.

В целях составления проекта бюджета на очередной финансовый год должны быть подготовлены следующие документы и материалы: прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год; основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год; прогноз сводного финансового баланса развития соответствующей территории на очередной финансовый год.

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются: объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год; темп роста валового внутреннего продукта в очередном финансовом году; уровень инфляции (темп роста цен) (декабрь очередного финансового года к декабрю текущего). Статистика государственного бюджета охватывает все уровни бюджетной системы: консолидированный бюджет, федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. Консолидированный бюджет- свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Консолидированный бюджет РФ составляют федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федеральных законов. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Бюджет любого уровня состоит из доходов и расходов. Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с бюджетным, налоговым и таможенным законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений; обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. В настоящее время в составе отдельных категорий доходов бюджета выделяют: налоговые поступления – налог на прибыль организаций, налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, налог на добавочную стоимость, платежи за пользование природными ресурсами, налог на добычу полезных ископаемых и др.; неналоговые поступления: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; иные неналоговые доходы. На основе этой классификации изучается структура доходной части бюджета, и формируется система макроэкономических показателей. Показатели доходов государственного бюджета:

Показатели

Аналитическое значение

1. Отношение доходов бюджета к ВВП

Характеризует перераспределительные процессы в стране посредством государственного вмешательства

2. Доля доходов разных уровней в консолидированном бюджете

Характеризует развитие межбюджетных отношений

3. Отношение сумм налоговых поступлений к ВВП

Характеризует налогоемкость ВВП

4. Доля налоговых доходов бюджетов разных уровней в доходах консолидированного бюджета

Используется при решении проблем бюджетного выравнивания

5. Отношение налоговых доходов к численности населения

Используется в качестве косвенной оценки уровня жизни населения

6. Доля недополученных налоговых доходов в общем объеме налоговых доходов

Выполняет контрольную функцию

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ. Расходы государственного бюджета классифицируются по-разному, в зависимости от цели и направления вложения средств. Основой функциональной классификации бюджета является классификация всех расходов органов государственного управления по функциям КФОГУ в системе национальных счетов. К основным категориям КФОГУ относятся: государственные услуги общего характера, деятельность и услуги в области обороны, по обеспечению общественного порядка и безопасности, в области образования и здравоохранения, досуга и культуры, другая экономическая деятельность и услуги.

Классификация расходов государственного бюджета может быть представлена следующим образом:

Виды классификации

Назначение классификации

Функциональная

Разграничивает целевые направления финансирования государственной деятельности в соответствии с основными функциями государства

Экономическая

Разграничивает:

  • текущие расходы (расходы на товары и услуги, выплату процентов, субсидии и другие текущие трансфертные платежи);
  • капитальные расходы (часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включая приобретение основного капитала, товаров для создания запасов, приобретения земли и нематериальных активов, капитальные трансферты).

Позволяет оценить влияние государства на процесс расширенного воспроизводства

Ведомственная

Отражает распределение денежных средств по министерствам и наиболее важным ведомствам. Позволяет контролировать изменения в структуре расходов, связанных с происходящими в стране реформами системы управления

Итог финансовой деятельности органов государственного управления определяется на основе сопоставления доходной и расходной частей бюджета: если доходы превышают расходы, то имеется профицит; если доходы меньше расходов, то имеется дефицит бюджета. Статистические показатели, расчет которых предполагает сопоставление доходов и расходов бюджета, формируются в соответствии с такими принципами бюджетной системы, как принцип сбалансированности бюджета и принцип общего (совокупного) покрытия расходов. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации является группировкой заемных средств, привлекаемых для его покрытия.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние источники – кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте РФ, государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные кредиты (бюджетные ссуды), полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; платежи в счет погашения основной суммы долга по полученным и использованным кредитам, по государственным ценным бумагам; поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности РФ; сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам; изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в валюте РФ. Внешние источники –государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией, изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте, а также курсовая разница.

Характеристика общего итога деятельности дополняется расчетом относительных показателей дефицита государственного бюджета:

Показатели

Аналитическое значение

1. Коэффициент покрытия расходов бюджета его доходами (отношение доходов бюджета к расходам)

Используется при прогнозировании расходов, сумма которых может быть зависимой от доходов бюджета и уровня его дефицита

2. Соотношение дефицита бюджета и его расходов (доходов)

Характеризуют уровень дефицита

3. Соотношение дефицита бюджета и ВВП

Характеризует финансовое положение страны. Принято считать нормальным финансовое положение страны, если это соотношение не превышает 3%

Дальнейший статистический анализ деятельности органов государственного управления включает классификации и характеристики государственного долга. Данные о внешнем долге экономики имеют принципиальное значение для анализа ее устойчивости к внешним воздействиям. По международной методологии внешний долг на отчетную дату представляет собой невыплаченную сумму текущих безусловных обязательств резидентов перед нерезидентами, которая требует выплаты процентов и/или основного долга в будущем. В расчет принимается задолженность всех секторов экономики перед нерезидентами независимо от вида валюты, в которой эта задолженность номинирована. Задолженность по обращающимся инструментам корректируется на операции вторичного рынка между резидентами и нерезидентами и охватывает только обязательства перед последними. Такой подход обеспечивает сопоставимость данных по внешнему долгу с другими макроэкономическими системами внутри страны (платежный баланс, международная инвестиционная позиция, система национальных счетов) и на международном уровне.

16.3. Налоговые доходы и их структура. Система показателей состояния и динамики налогообложения

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Основой статистического изучения налоговых доходов бюджета является предусмотренное в Налоговом кодексе РФ определение общих условий установления налогов и сборов. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и срока уплаты налога. Эти вопросы рассматриваются применительно к конкретным сборам и предопределяют, таким образом, виды статистической классификации налогов и сборов. Так, каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения: операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога. Статистическое изучение эффективности системы налогообложения включает анализ структуры и динамики задолженности по налогам и сборам. В составе задолженности выделяют: недоимки (сумма налога и сбора, не уплаченная в установленный законодательством срок); отсроченные платежи; приостановленные к взысканию платежи. При изучении динамики показателей налогов и сборов необходимо учитывать возможную несопоставимость уровней соответствующего динамического ряда в силу изменения нормативных актов по отдельным элементам налогообложения, а также в связи с инфляцией. Макроэкономический анализ влияния налогов на результаты экономической деятельности предполагает использование соответствующих классификаций системы национальных счетов. Налоги в СНС включают текущие и единовременные (капитальные). К текущим налогам относятся налоги на производство и импорт и налоги на доходы и имущество.

Выводы

Формирование системы показателей финансовой статистики на основе международных стандартов потребует существенной трансформации отечественной статистики государственного бюджета, и в частности, гармонизации рассмотренных выше классификаций и показателей с основополагающими концепциями системы национальных счетов 1993 г., а также с другими международными системами макроэкономических показателей, такими как платежный баланс и денежно-кредитная статистика. Осуществление этих задач позволит существенно расширить систему показателей, повысить их аналитические возможности, интегрируя показатели потоков и запасов в связи с переходом к оценке результатов деятельности сектора государственного управления на начисленной основе.

Вопросы для самопроверки

  1. Что определяет информационную базу статистики государственного бюджета?
  2. Какие относительные показатели характеризуют доходы бюджета?
  3. Какие признаки используются при классификации расходов бюджета?
  4. Какие показатели характеризуют сбалансированность бюджета?
  5. Какая информация используется для составления проекта бюджета?
  6. Что отличает отчетность статистики государственных финансов, согласно требованиям МВФ?
  7. Какие классификации налогов используются в статистике?
  8. Какие показатели характеризуют состояние налоговой системы?

Библиография

  1. Иванов Ю. Н., Казаринова С. Е., Карасева Л. А. Основы национального счетоводства: Учебник/ Ю. Н. Иванов, С. Е. Казаринова, Л. А. Карасева. – М.: ИНФРА-М, 2005.
  2. Курс социально-экономической статистики/ Под ред. проф. М. Г. Назарова. – М.: Финстатинформ, 2002.
  3. Руководство по статистике государственных финансов// Международный валютный фонд, 2000.
  4. Руководство по денежно-кредитной и финансовой статистике// Международный валютный фонд, 2000.
  5. Система национальных счетов.1993. Т1–2. – Брюссель/Люксембург, Вашингтон, О.К., Нью-Йорк, Париж,1998.
  6. Статистика: Учебник/ Под ред. В. С. Мхитаряна. – М.: Экономист, 2005.
  7. Статистика финансов/ Под ред. проф. В. Н. Салина. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  8. Статистика финансов: Учебник/ Под ред. М. Г. Назарова-М.: Изд-во Омега-Л, 2005.
  9. Экономическая статистика. Учебник/ Под ред. ЮН. Иванова. – 2-е изд., доп. – М.: ИНФРА, 2003.
  10. Статистика для менеджеров с использованием Microsoft Excel / Д. М. Левин, Д. Стефан, Т. С. Кребиль, М. Л. Беренсон. - 4-е изд.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.
  11. Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов/ Е. М. Четыркин. - М.: Дело ЛТД., 1995

Версия для печати

Хрестоматия

Презентации

Название презентации Аннотация

Статистика налогов

Цель данной главы – сформировать у студентов представление о классификации налоговых доходов, показателях состояния налогообложения. Особое внимание уделяется изучению динамики налоговых поступлений в целом и отдельных видов налогов.

Задачи статистики налогов

Налоговые поступления – основной источник формирования бюджета любого государства. Согласно Федеральному закону от 3 декабря 2012 г. "О федеральном бюджете на 2013 год и па плановый период 2014 и 2015 годов" (с последующими изменениями) доходы, к примеру, на 2013 г. были предусмотрены в размере 12 865,9 млрд руб.; из них налоговые доходы составляли 94–95%.

Центральной задачей статистики налогов является сбор и обработка данных о налоговых поступлениях по регионам и стране в целом, изучение их состава, динамики, связи с важнейшими макроэкономическими показателями. Информация статистических органов позволяет видеть, как выполняется план по доходам бюджета соответствующего региона, оценить состояние налоговой сферы.

Поскольку налоги представляют собой основной источник формирования доходов государственного бюджета, статистика фиксирует не только суммы фактических поступлений налогов, но и размеры недоимок налогов и платежей в бюджет как юридических, так и физических лиц. По данным ведомственной отчетности, которую представляют налоговые инспекции по результатам контроля за правильностью уплаты налогов, статистика имеет обобщенные сведения о сумме дополнительных платежей в бюджет и финансовых санкций, примененных к налогоплательщикам за нарушение налогового законодательства. Если учесть, что нарушение налогового законодательства может иметь разные причины, в том числе недопонимание методики взимания некоторых налогов, то информация налоговых органов о числе налогоплательщиков, у которых выявлены нарушения, позволяет косвенно судить о необходимости улучшения налогового законодательства и дальнейшего развития налоговой реформы.

Налоговые доходы и их структура

Налоговые доходы – это совокупность обязательных платежей в бюджет, осуществляемых юридическими и физическими лицами в соответствии с действующим законодательством.

Классификация налоговых доходов может быть дана со следующих позиций:

Исходя из структуры налоговой системы;

По характеру налоговой базы;

С точки зрения системы национальных счетов.

Статистика рассматривает налоговые доходы консолидированного бюджета РФ, а также их распределение по уровням бюджетной системы, выделяя федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ.

Современная налоговая система России сложилась на рубеже 1991 – 1992 гг. в период кардинальных экономических преобразований. Она создавалась на базе опыта зарубежных стран. Поэтому по структуре она соответствует системам налогообложения мировой экономики: в нашей стране существуют три уровня налоговой системы: федеральные, региональные (территориальные) и местные налоги и сборы. К федеральным (по ст. 13 ПК РФ) относятся следующие налоги и сборы: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы на отдельные группы и виды товаров, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых, государственная пошлина, сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, водный налог. Они действуют на всей территории России и взимаются по единым станкам, установленным Налоговым кодексом РФ. До 2005 г. к федеральным налогам относились также таможенные пошлины (экспортные и импортные), которые составляли в налоговых доходах федерального бюджета 2004 г. 25,7%. С 2005 г. взимаемые таможенные пошлины и таможенные сборы регулируются Таможенным кодексом РФ (а с 2010 г. – Таможенным кодексом Таможенного союза), хотя по сути они остаются налоговыми платежами. В период с 2001 по 2010 г. к федеральным налогам относился также единый социальный налог (ЕСН). С 2010 г. он заменен страховыми платежами в пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования. Эти платежи теперь не регулируются НК РФ, но являются для организаций обязательными, т.е. выполняют налоговую функцию.

Федеральные налоги составляют основу формирования федерального бюджета страны. Структура налоговых доходов в доход федерального бюджета РФ по прогнозу на 2013–2015 гг. представлена в табл. 20.1. Приведенные данные показывают, что 80% всех поступлений в федеральный бюджет обеспечивают два вида налогов: НДС и платежи за пользование природными ресурсами, а также таможенные пошлины (импортные и экспортные).

Таблица 20.1

Удельный вес отдельных налогов и сборов в общей сумме налоговых доходов РФ в федеральном бюджете в 2013-2015 гг., в %

Источник: Заключение Института экономической политики им. E. Т. Гайдара на проект федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов [Электронный ресурс]. С. 10. URL: iep.ru/files/text/other/IEP_zakluchenie_na_proekt_FB_2013-2015.pdf

Не все федеральные налоги полной суммой попадают в федеральный бюджет страны. Так, часть акцизов (на алкогольную продукцию) распределяется между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов в соотношении 60 и 40 по плану на 2013–2014 гг. Все 100% поступлений от налога на доходы физических лиц направляются в бюджеты субъектов. В результате именно этот налог играет преимущественную роль в формировании доходов бюджетов субъектов РФ.

Региональные налоги утверждаются и вводятся по законодательным актам субъектов. К ним (по ст. 14 НК РФ) сегодня относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Ставки налогов, сроки их уплаты и возможные льготы определяются законами субъектов РФ.

Местные налоги на основании ст. 15 НК РФ, включают в себя налог на имущество физических лиц и земельный налог. Ставки налогов определяются законодательными актами местных органов государственной власти, а в ряде случаев и субъектов РФ.

Общая характеристика структуры налоговых доходов по уровням налоговой системы, формирующих консолидированный бюджет РФ в 2012 г., представлена в табл. 20.2.

Таблица 20.2

Структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2012 г.

Источник: URL: gks.ru/free_doc/new_site/finans/fin23.htin

К специальным налоговым режимам относятся:

– единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

– упрощенная система налогообложения;

единый налог на вмененный доход.

Специальные налоговые режимы предусматривают определенные льготы для налогоплательщиков, освобождая их от уплаты некоторых налогов и невысокие ставки налогов

В целом количество налогов по НК за последние 18 лет существенно снижено: с 40 до 13 (табл. 20.3). В отношении некоторых налогов произведена замена их поступления, т.е. бюджета, в который они должны поступать.

Таблица 20.3

Система налогов и сборов РФ но НК РФ

Налоги классифицируются статистикой исходя из действующей в России бюджетной классификации, а именно – по видам налогов в соответствии с объектом налогообложения и характером налоговой базы. Такая классификация удовлетворяет потребности государственных финансов, позволяет анализировать состояние финансов страны и ее регионов, изучать тенденции налоговых поступлений и строить прогнозы развития экономики.

Объекты налогообложения (ст. 38 НК РФ) включают в себя операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход, стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Стоимостная оценка или физическая характеристика объекта обложения представляет собой налоговую базу. Это ключевое понятие конкретного налога, раскрывающее ту основу, с которой взимается налог. В качестве налоговой базы используется стоимость реализованных товаров (НДС), количество произведенных и реализованных производителями подакцизных товаров (спирт, алкогольная продукция, табачная продукция, легковые автомобили и мотоциклы, автомобильный бензин, дизельное топливо и др. (ст. 181 НК РФ)), сумма дохода (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц), стоимость имущества (остаточная стоимость основных средств, числящихся на балансе предприятия – налог на имущество организаций; недвижимость в собственности граждан – налог на имущество физических лиц), величина импорта и экспорта (таможенные пошлины), объем используемых природных ресурсов (объем воды, забранной из водного объекта; количество произведенной электроэнергии на гидроэлектростанциях; объем сплавляемой древесины с учетом расстояния сплава водным налог; количество добытых полезных ископаемых – налог на добычу полезных ископаемых; объекты животного мира и водных биологических ресурсов – сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов).

Для характеристики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ предусмотрены семь групп налогов: 1) налог на прибыль организаций, 2) налог на доходы физических лиц, 3) налог на добавленную стоимость, 4) акцизы, 5) налоги на имущество, 6) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции, 7) платежи за пользование природными ресурсами.

Классификация налогов, используемая в системе национальных счетов (СНС), отражает потребности оценки экономики в целом. Она необходима для правильного исчисления валового внутреннего продукта. Рассмотренные выше виды налогов учитываются по типам институциональных единиц, уплачивающих налоги: домашние хозяйства, государственные учреждения, нефинансовые предприятия и др. Кроме того, в ней учитываются также, при каких обстоятельствах уплачивается налог (на производство продукции, при импорте и экспорте продукции). В СНС налоги подразделяются па две группы:

– текущие, уплачиваемые регулярно;

– капитальные (единовременные).

Классификация текущих налогов включает в себя:

– налоги на производство и импорт;

– налоги на доходы и имущество.

Налоги на производство и импорт подразделяются: а) на налоги на продукты и импорт; б) другие налоги на производство. Налоги на продукты и импорт – это косвенные налоги (НДС, акцизы, импортные и экспортные пошлины), взимаемые при реализации товаров и их ввозе. К другим налогам на производство можно отнести налоги на заработную плату и рабочую силу, налог на землю, налог на имущество организации, лицензионные сборы, платежи за пользование природными ресурсами и др.

Налоги на доходы и имущество представляют собой группу прямых налогов, которым соответствуют все налоги с доходов, в том числе с доходов от имущества (налог на прибыль, на доходы предприятий, на доходы физических лиц, транспортный налог и др.). Налоги на продукты и импорт используются при расчете ВВП производственным и распределительным методом.

В целом классификация налогов в СНС отличается от классификации налогов для оценки доходов государственного бюджета.

Поделиться: