Билль о правах англия 1689 г кратко. Юридические аспекты «славной революции

Один из основополагающих документов современной демократии – «Билль о правах» – был принят в Англии в 1689г.

Принятию этого документа, который историки называют первой «конституцией» нового времени, предшествовала «славная революция». Английский король Яков II, вступивший на престол в 1685г., радел за возвращение англичан к католической вере и укрепление абсолютной монархии.

« Король Яков II » . Неизвестный художник. До 1690г. Лондонская национальная портретная галерея

Политика Якова II привела к объединению существующих в то время в Англии партий тори и виги. Дворянство и буржуазия призвали на английский престол штатгальтера Голландии Вильгельма Оранского в союзе с дочерью Якова II Марией. В феврале 1689г. Англия в результате переворота обрела новых монархов, условием вступления которых на трон было принятие «Билля о правах» – документа, ограничивающего королевскую власть.

Первая часть документа традиционно содержит перечисление нарушений законов Яковом II, вторая часть состоит из статей, регулирующих деятельность парламента и короля.


«Принцесса Генриетта Мария и Вильгельм Оранский». Антонис Ван Дейк. 1641г. Рейксмузеум, Амстердам

В частности, утверждается приоритет Парламента в законодательной деятельности, без согласия Парламента законодательные инициативы монарха не действительны. Так же регламентирована судебная и налоговая деятельность. Объявляется свобода обращений к королю с ходатайством, право ношения оружия для протестантов, свобода выборов членов парламента. Документ предусматривает регулярные созывы Парламента королем для соблюдения исполнения законов и своевременного решения возникающих проблем.

Биллем о правах регламентировалось содержание армии в мирное время, запрещалось назначение жестоких наказаний и чрезмерно больших штрафов в суде и пр.


На фото: «Билль о правах» 1689г. Национальный архив Великобритании, Лондон

Советский историк Е.К. Косминский назвал «Билль о правах» своего рода конституцией, ограничивающей королевскую власть.

Первыми документами «неписаной» английской Конституции стала «Великая хартия вольностей» 1215г., затем «Петиция о правах» 1628г. «Билль о правах» 1688г. возродил утраченные свободы, а «Акт о престолонаследии» 1701г. еще больше укрепил конституционную монархию в Англии.
Впоследствии английский Билль о правах послужил примером для «Декларации прав штата Виргиния» 1776г. и первых 10 поправок к Конституции США 1791г.


« Билль о правах » , первые десять поправок к Конституции США. 1791г. Фонд Национального управления архивов и документации США

«Билль о правах» , текст документа:

«Принимая во внимание, что духовные и светские лорды и общины, собравшиеся в Вестминстере и законно, полно и свободно представляющие все сословия народа этого Королевства, в тринадцатый день февраля Господа нашего тысяча шестьсот восемьдесят восьмого года представили присутствовавшим там лично Их Величествам, тогда известным под именами и титулом Вильгельм и Мария, принц и принцесса Оранские, известную письменную декларацию, изложенную упомянутыми лордами и общинами в нижеследующих словах:



Joan Blaeu. Карта Великобритании из Atlas Maior 1635г.

Так как последний Король Иаков Второй при содействии различных злоумышленных советников, судей и чиновников, состоявших на его службе, пытался ниспровергнуть и искоренить протестантскую веру и законы и вольности этого Королевства, причем:

Присваивал себе и применял власть освобождать от действия законов и приостанавливать законы и исполнение их без согласия на то Парламента;

Заключал под стражу и подвергал преследованию некоторых достойных прелатов за всеподданнейшее ходатайство об освобождении их от участия в осуществлении этой присвоенной Королем себе власти;

Издавал и приказывал привести в исполнение предписание за большой печатью об учреждении суда, называемого Судом комиссаров по церковным делам;

Взимал сборы в пользу и распоряжение Короны на основании мнимой прерогативы за иное время и иным порядком, чем было установлено Парламентом;


« Билль о правах » . Фрагмент. 1689г.

Набирал и содержал в пределах этого Королевства в мирное время постоянную армию без согласия Парламента и размещал солдат на постой противно закону;

Приказывал многих добрых подданных протестантского исповедания разоружать, между тем как паписты были вооружены и вопреки закону состояли на службе;

Нарушал свободу выборов членов Парламента;

Разбирал в Суде королевской скамьи дела и тяжбы, подлежащие ведению только Парламента, и применял разные иные произвольные и незаконные меры.

И так как в последние годы в списки присяжных по уголовным делам вносились пристрастные, подкупные и не удовлетворяющие надлежащим условиям лица, в частности по делам об измене лица, которые не являлись землевладельцами-собственниками;

И от лиц, задерживаемых по уголовным делам, требовались чрезмерные залоги в обход законов, изданных для обеспечения свободы подданных.

И налагались чрезмерные штрафы;

И незаконные и жестокие наказания;

И производились пожалования и обещания пожалований из штрафов и конфискаций до осуждения лиц, которые должны были им подвергнуться, и до судебного решения;

Каковые все действия совершенно и прямо противны известным законам и статутам и вольностям этого Королевства;


« Славная » революция в Англии 1688г. Вильгельм III и Мария II

И так как ввиду отречения упомянутого покойного Короля Иакова Второго от правления и вакантности вследствие этого престола Его Высочество принц Оранский (которого всемогущему Богу угодно было избрать своим достославным орудием освобождения этого Королевства от папизма и произвола власти) приказал (с совета духовных и светских лордов и некоторых главенствующих лиц из общин) написать призывные грамоты духовным и светским лордам протестантского исповедания и другие грамоты различным графствам, городам, университетам, поселкам и пяти портам об избрании ими таких лиц в качестве представителей, которые по праву могут быть направлены в Парламент, чтобы собраться и заседать в Вестминстере в двадцать второй день января тысяча шестьсот восемьдесят восьмого года для такого устроения, чтобы их вера, законы и вольности не подвергались бы вновь опасности ниспровержения, - и так как в силу грамот выборы были произведены соответственным образом, -

То вследствие этого означенные духовные и светские лорды и общины, собравшиеся ныне в силу соответствующих грамот и выборов, в качестве полного и свободного представительства этого народа, по вполне зрелом обсуждении средств, наиболее подходящих для достижения вышесказанных целей, прежде всего (как обычно поступали в подобных случаях их предки) объявляют для восстановления и утверждения своих древних прав и вольностей:

Что мнимая власть приостанавливать законы или исполнение законов королевским повелением, без согласия на то Парламента, незаконна;

Что мнимая власть изъятия из законов или исполнения законов королевским повелением так, как она присваивалась и применялась в недавнее время, незаконна;

Что предписание об учреждении бывшего Суда комиссаров по церковным делам и всякие другие учреждения и суды подобного рода незаконны и губительны;

Что взимание сборов в пользу или в распоряжение Короны, на основании мнимой прерогативы, без согласия Парламента, или за более долгое время, или иным порядком, чем установлено Парламентом, незаконно;

Что обращение с петициями к Королю есть право подданных, и потому всякое задержание и преследование за такие петиции незаконно;

Что набор или содержание постоянной армии в пределах Королевства в мирное время без согласия Парламента противны закону;

Что подданные протестантского исповедания могут носить оружие, соответствующее их положению, и так, как дозволено законом;

Что избрание членов Парламента должно быть свободным;

Что свобода слова, суждений пактов в Парламенте не должна быть стесняема или подвергаема рассмотрению в каком-либо суде или месте, кроме самого Парламента;

Что недопустимо ни требование чрезмерных судебных залогов, ни наложение чрезмерных штрафов или жестоких и необычных наказаний;

Что присяжные должны быть вносимы в списки и призываемы к очереди надлежащим порядком и что присяжные, решающие участь людей по обвинениям в государственной, измене, должны быть землевладельцами-собственниками;


Освещение « славной » революции в Голландии

Что всякие пожалования и обещания пожалований из штрафов и конфискаций, налагаемых на отдельных лиц до осуждения, незаконны и недействительны;

И что для пресечения всяких злоупотреблений и для улучшения, упрочения и охранения законов Парламент должен быть созываем достаточно часто;

И они ищут, требуют и настаивают по всем этим пунктам вместе и по каждому из них в отдельности, как на своих несомненных правах и вольностях;

И утверждают, что никакие заявления, приговоры, факты или действия в ущерб народу по какому-либо из означенных выше пунктов не могут на будущее время иметь какие-либо последствия или служить примером.

На это заявление о своих правах они были особенно подвигнуты декларацией Его Высочества принца Оранского как единственным средством достигнуть полного исправления и устранения вышеуказанных злоупотреблений. Они исполнены уверенности, что Его Высочество принц Оранский довершит дело освобождения, столь далеко уже продвинутое им, и что в дальнейшем он защитит их от нарушения их прав, здесь удостоверенных, и от всяких иных посягательств на их веру, права и вольности.

Означенные духовные и светские лорды и общины, собравшиеся в Вестминстере, постановляют, что Вильгельм и Мария, принц и принцесса Оранские, являются и провозглашаются Королем и Королевой Англии, Франции и Ирландии и зависимых от них владений так, чтобы Корона и королевское достоинство означенных королевств и владений принадлежали пожизненно упомянутым принцу и принцессе и затем пожизненно тому из них, кто переживет другого, и чтобы в течение совместной жизни упомянутых принца и принцессы безраздельное и полное осуществление королевской власти производилось только упомянутым принцем Оранским от имени принца и принцессы - в течение всей их жизни; по кончине же их Корона и королевское достоинство сказанных королевств и владений должны перейти к наследникам названной принцессы, а за отсутствием такого потомства - к принцессе Анне Датской и ее наследникам, а за отсутствием такого потомства - к наследникам вышепоименованного принца Оранского. И духовные и светские лорды и общины просят названных принца и принцессу принять престол согласно вышесказанному.
И что следующая присяга должна быть приносима всеми лицами, от которых она требуется по закону, вместо прежней присяги подданства и подчинения, которая отменяется [следует текст присяги Вильгельму и Марии].



Вильгельм и Мария. Делфтский фарфор. До 1688г. Рейксмузеум, Амстердам

После чего Их Величества приняли корону и королевское достоинство королевств Англии, Франции и Ирландии и зависимых от них владений, согласно решению и желанию означенных лордов и общин, высказанному в вышеприведенной декларации;

И Их Величествам благоугодно было, чтобы означенные духовные и светские лорды и общины, образуя две Палаты Парламента, продолжали заседать и вместе с Их Королевскими Величествами приняли действительные меры для утверждения веры, законов и вольностей этого Королевства так, чтобы они на будущее время не подвергались снова опасности ниспровержения, на что означенные духовные и светские лорды и общины изъявили согласие и приступили к действиям согласно вышесказанному.

Ныне на основании вышеизложенного духовные и светские лорды и общины, собравшиеся в Парламенте для того, чтобы ратифицировать, подтвердить и установить означенную декларацию и содержащиеся в ней статьи, условия, положения и пункты силою закона, изданного в надлежащей форме Парламентом, просят, чтобы было объявлено и узаконено, что все удостоверяемые и требуемые означенной декларацией права и вольности, в совокупности и в отдельности, суть истинные, исконные и несомненные права и вольности народа этого Королевства и должны быть почитаемы,предоставляемы, присуждаемы, рассматриваемы и понимаемы в качестве таковых и что все вышеприведенные пункты должны быть строго и точно исполняемы и соблюдаемы так, как они изложены в означенной декларации; и все служащие и должностные лица должны в будущем служить всегда, согласно сказанному в этой декларации. Их Величествам и их преемникам, какие только окажутся. И означенные духовные и светские лорды и общины, благоговейно принимая во внимание, что всемогущему Богу в его дивном промысле и милосердной благости к этому народу угодно было, к великому счастью, избрать и сохранить высочайшие особы Их Величеств для царствования над нами на престоле их предков, и, воссылая ему за то из глубины сердец смиренные благодарения и хвалу, истинно, твердо, несомненно и чистосердечно полагают и потому признают, удостоверяют и объявляют, что ввиду отречения Короля Иакова Второго от правления и принятия Их Величествами вышеозначенных короны и королевского достоинства упомянутые Их Величества стали, пребывают и в силу законов этого Королевства по праву должны быть нашими державными властителями. Государем и Государыней, Королем и Королевой Англии, Франции и Ирландии и зависимых от них владений и что королевские сан, Корона и достоинство названных королевств со всеми относящимися и принадлежащими сюда почестями, наименованиями, титулами, регалиями, прерогативами, полномочиями, юрисдикциями и властью наиболее полным, законным и безраздельным образом заключаются, олицетворяются, сосредоточиваются и соединяются в Их Высочайших особах.



«Здание парламента в Лондоне», Клод Моне 1904г. Музей д"Орсэ, Париж

И для предотвращения всяких сомнений и несогласий в этом Королевстве по поводу каких-либо претензий на Корону и для сохранения определенности в преемстве престола, от которой с помощью Божией всецело зависят единение, мир, спокойствие и безопасность этого народа, - означенные духовные и светские лорды и общины просят Их Величества, чтобы было узаконено, установлено и объявлено, что Корона и королевская власть названных королевств и владений со всем сюда относящимся и принадлежащим должны быть и оставаться в пожизненном обладании Их Величеств и того из них, кто переживет другого, и что безраздельное, полное и совершенное осуществление королевской власти и правления должно принадлежать только Его Величеству и производиться им от имени обоих Их Величеств в течение их совместной жизни, а после кончины их означенная Корона со всем к ней принадлежащим должна находиться и пребывать в обладании наследников Ее Величества, за отсутствием же такого потомства перейти к Ее Королевскому Высочеству принцессе Анне Датской и ее наследникам, а за отсутствием такого потомства - к наследникам Его Величества; и этому порядку означенные духовные и светские лорды и общины от имени всего вышеупомянутого народа нижайше и с верностью подчиняются за себя, своих наследников и потомков и по совести обещают, что будут отстаивать, поддерживать и защищать Их Величества, а равно указанные и изложенные здесь условия и преемство Короны всеми своими силами, не щадя ни жизни, ни состояния, против всех лиц, которые предпримут что-либо сему противное.

И так как опытом доказано, что с безопасностью и благосостоянием этого протестантского Королевства несовместимо правление папистского Государя или же Короля или Королевы, состоящих в браке с паписткой или папистом, означенные духовные и светские лорды и общины просят также, чтобы было постановлено, что всякое лицо и все лица, которые примирились, или примирятся, или будут поддерживать общение с римским престолом или Церковью, или будут исповедовать папистскую веру, или вступят в брак с папистом или паписткой, должны быть устранены и стать навсегда неспособными наследовать, обладать и пользоваться Короной и правлением этого Королевства в Ирландии и зависящих от них владений или какой-либо части их или иметь, отправлять или осуществлять в их пределах какое-либо королевское право, власть или юрисдикцию, вследствие чего и во всех таких случаях народ этих королевств освобождается от подданнической присяги и означенная Корона и правление переходят в обладание и пользование того лица протестантского исповедания, которое должно было бы наследовать их и пользоваться ими в случае естественной смерти лица или лиц, таким образом примирившихся, вступивших в общение, или исповедующих веру, или вступивших в брак, как сказано выше.

И чтобы каждый Король и Королева, которые когда-либо впоследствии унаследуют имперскую Корону этого Королевства, в первый день собрания первого Парламента после вступления на престол, сидя на своем троне в Палате лордов, в присутствии собранных там лордов и общин или же во время своего коронования при принесении коронационной присяги (которая должна состояться в первую очередь) в присутствии лица или лиц, которые будут свидетелями принимаемой им или ею присяги, составляли, подписывали и прочитывали вслух заявление, указанное в статуте, изданном на тринадцатом году царствования Короля Карла II и озаглавленное "Акт для более действительного предохранения особы и власти Короля посредством лишения папистов права заседать в той или другой Палате Парламента". А если бы случилось, что Король или Королева при наследовании Короны этого Королевства были моложе двенадцати лет от роду, то такой Король или Королева должны составить, подписать и прочитaтъ вслух упомянутое заявление при короновании или в первый день собрания первого Парламента по достижении этим Королем или Королевой двенадцати лет;



2 фунта 1989г. 300 лет Биллю о правах, Великобритания

И все, что Их Величествам благоугодно и на что они изъявили согласие, должно быть объявлено, узаконено и установлено властью настоящего Парламента и должно действовать, сохранять силу и пребывать законом этого Королевства на вечные времена. И это объявляется, узаконяется и устанавливается Их Величествами с совета и согласия духовных и светских лордов и общин, собранных в том Парламенте, и властью их же.

И далее объявляется и узаконяется вышепоименованной властью, что, начиная с настоящей сессии Парламента, никакое освобождение посредством "non obstant"e" от исполнения какого-либо статута или части его не может быть дано, но должно почитаться ничтожным и недействительным, исключая те случаи, когда подобное изъятие будет допущено в этом самом статуте или особо предусмотрено одним или несколькими биллями, принятыми в настоящей сессии Парламента;

И установляется, что никакая хартия, пожалование или помилование, дарованные до двадцать третьего дня октября Господа нашего тысяча шестьсот восемьдесят девятого года, не могут быть каким-либо образом ограничены или лишены силы настоящим Актом, но что они должны иметь и сохранять такую же силу и действие, как если бы этого акта никогда не было»

Истории известно множество документов, подписание которых повлияло на целые народы. Важное место среди них занимают и несколько биллей, подписанных в Англии и США, о которых и пойдет речь.

Билль в Англии

Билль о правах 1689 года - это конституционный акт, который был принят правительством Великобритании и основательно повлиял на путь развития парламентской монархии в государстве. Он стал юридическим выражением в результате которой с престола был свергнут Яков II Стюарт, а его место занял новый монарх - Вильгельм III Оранский.

Чтобы не возникало восстаний против новой власти, король согласился на подписание Декларации прав, которое имело место 1689 года. Благодаря этому документу монарха признали лорды и общины, а позже на его основе был создан Билль о правах.

Как билль повлиял на корону и народ?

Основные нововведения, указанные в документе, касались соотношения полномочий и монарха, который теперь должен был подчиняться актам парламента. Король был лишен возможности отменять законы парламента, касающиеся наказаний, и приостанавливать работу других законов без согласия парламента. Это привело к тому, что король больше не обладал наивысшей властью в законодательной сфере, кроме этого, его полномочия в сфере судопроизводства сделали более ограниченными. Также были введены серьезные ограничения на взаимодействие короны и церкви. С момента вступления билля в силу монарх был более неспособен на взимание налогов на нужды народа и содержание армии в мирный период, а суды по церковным делам закрывались. Средства, необходимые на содержание королевского двора и армии, выделялись на исключительно небольшой срок, из-за чего монарх был вынужден все время обращаться за субсидиями.

Что еще изменил билль?

Кроме этого, благодаря нововведениям парламент получал больше полномочий. Теперь король был обязан устраивать созывы парламента не реже, чем раз в три рода, а члены парламента получали хоть и условную, но все же свободу слова. Изменения коснулись и выборного права. Билль о правах запретил привлечение кандидатов, верных трону. Кроме этого, документ провозглашал возможность подачи петиций, а также свободу парламентских дебатов. Новые законы также определяли принципы представительства в парламенте, которые рассчитывались пропорционально уплачиваемому налогу. Хотя в действительности избирательным правом могли быть наделены только крупные буржуа и аристократы.

Билль и судебная власть

Особые подразделы документа о правах касались полномочий судебной власти. В них определялось, что суды не могут прибегать к слишком высоким залогам, штрафам или же даже жестоким наказаниям. Более не была законной практика искусственного выбора присяжных, которые могли использоваться для того, чтобы повлиять на решение суда.

Однако компетенция судов присяжных увеличивалась, им было оказано право рассматривать любые нарушения, признанные делами о государственной измене. Тем не менее, запрещалась и конфискация личного имущества арестованных даже вплоть до вынесения присяжными обвинений. Таким образом, билль был намерен пресечь судебный произвол.

Билль о правах не утверждал, тем не менее, прямого парламентского правления, а король все еще обладал правом избирать и смещать министров и судей, а также возможностью созывать и распускать парламент. Однако фактически документ ознаменовал введение в Англии режима обновленной

Билль о правах-1791

Такое название носят первые 10 поправок к принятые в 1789 году, которые вступили в силу уже в 1791-м. Это был документ, значительно расширяющий права простых людей. Благодаря ему провозгласили свободу слова, собраний, печати, неприкосновенность человека, свободу вероисповедания и много других важных постулатов. Этот документ стал наиболее важным поворотом в истории нового государства, который обеспечил личные а также свободы жителей США. Билль о правах человека смог положить конец всевластию монарха и правительства, которые были весьма распространены во времена раннего Средневековья в Европе и в эпоху абсолютизма.

Подоплека документа

Основные положения нового билля были основаны на таком документе, как подписанная в Британии в 1215 году, благодаря которой значительно ограничивались возможности короля. Наиболее важный пункт документа - неприкосновенность личности - впервые был официально закреплен в другом британском документе - Хабеас Корпус Акт, который был подписан 27 мая 1679 года.

Война за независимость

После революции 1688 года официально закреплены были и другие права и свободы. Когда в США началась война за независимость, еще ряд аналогичных документов был подписан. Все они неким образом подытоживали то, что было принято ранее. Например, Виргинский билль о правах. Тем не менее, в течение войны гарантии прав не были предусмотрены для противников независимости.

Федеральное взаимодействие

Билль о правах США имел и некоторые недостатки. Так, несмотря на то что федеральные органы теперь обладали сильной властью, граждане страны не были защищены от их произвола. Поэтому предложил внести в конституцию некоторые поправки. Билль вступил в законную в силу только тогда, когда Виргиния, бывшая 11-я из 14 существовавших на тот момент штатов, полностью приняла его и ратифицировала на своей территории. Изначально его рассматривали исключительно как закон, который защищал бы граждан от противоправных действий федеральных властей. Так, 14-я поправка, принятая в 1866 году, уравнивала белых и афроамериканцев, которых раньше можно было ущемлять в правах. Позже, в 1873 году решение отменили, считая его недопустимым, однако уже в 1925-м оно вновь вступило в силу, поскольку было издано постановление, запрещающее штатам создавать законы, которые ограничивают или каким-либо образом ущемляют права и вольности граждан США.

Поправки

Самым главным из пунктов билля принято считать 1-ю поправку, которая провозглашает свободу печати, слова и собраний. Именно на ней основаны главные права граждан США и различных объединений. Согласно 2-й поправке, признавалось, что штаты могут иметь ополчение, а народ имеет право хранить и носить с собой оружие в целях собственной безопасности. Сейчас идут споры вокруг этого пункта, поскольку противники свободной продажи добиваются, чтобы ее отменили. 3-я поправка, запрещающая проживание солдат в частных домах в мирный период, на сегодняшний день более неактуальна. Билль о правах, в частности 4-я поправка, обеспечивает неприкосновенность имущества и личности, то есть запрещает любые обыски правоохранительными органами без соответствующего на то разрешения. Согласно 5-му пункту документа вводится суд присяжных, а человека становится нельзя заставить свидетельствовать против самого себя. Три последующие поправки напрямую относятся к судопроизводству. 9-й пункт определяет, что нельзя отбирать у народа права, которыми он уже пользуется, а 10-й, в свою очередь, утверждает, что права штата, которые не были переданы федеральному правительству, остаются неприкосновенными.

Международный билль о правах человека

Это ряд документов, совокупность которых должна обеспечивать права и свободы всем людям на планете. Нормы, содержащиеся в этих документах, являются первоосновой международных стандартов ООН, касающихся прав человека. Все государства, подписавшие Международный билль о правах, обязуются обеспечивать своим гражданам ряд свобод и прав, которые должны быть предоставлены всем в равной степени без каких-либо дискриминаций.

Вывод

Все документы, о которых говорилось выше, так или иначе повлияли на современное положение прав человека. Первый билль, принятый в Англии, фактически положил начало парламентской монархии, что позволило ограничить власть монарха и стало в действительности первым шагом на пути к демократии. Более революционным с этой точки зрения стал американский билль, который уже гарантировал людям не только равные права в социуме, но и запрещал какую-либо дискриминацию, однако это еще не стало конечным пунктом на пути к свободному обществу. Вершиной демократии, конечно же, стал ряд документов, принятых в ООН, которые базировались на всех созданных ранее, но были, так сказать, представлены в современности, что позволяет им сегодня обеспечивать каждому человеку на Земле равные права и свободы.

Славная революция (англ. GloriousRevolution) - принятое в историографии название государственного переворота 1688 в Англии, в ходе которого сторонники Парламента свергли короля ЯковаIIСтюарта с помощью голландской армии во главе со штатгальтером ВильгельмомIIIОранским, который стал королем Англии в совместном правлении со своей женой МариейII, дочерью ЯковаII. Данное событие также встречается в исторической литературе под названиями «Революция 1688 года» и «Бескровная революция» (такое название, однако, отражает только переход власти в Англии, и не учитывает войну в Ирландии и Шотландии).

В результате революции абсолютная монархия в Англии была заменена конституционной (см. Билль о правах 1689). Кроме того, прекратилась дискриминация протестантов и началась дискриминация католиков (они, в частности, не могли занимать престол и лишались права голоса)

законодательный акт, принятый парламентом Великобритании в 1689 в результате «Славной революции» - одна из основных частей британской Конституции (наряду с Хабеас корпус актом и Актом об устроении). Стал одним из первых документов, юридически утвердивших права человека.

В нём впервые было закреплены ограничения прав монарха в пользу высшего органа представительной власти. Король лишался следующих прав:

приостанавливать действие законов либо их исполнение;

устанавливать и взимать налоги на нужды короны;

формировать и содержать постоянную армию в мирное время.

Гражданам были гарантированы следующие права:

свобода (для Протестантов) иметь оружие для самообороны (в количестве, ограниченном для разных социальных классов в разной мере);

свобода подачи петиций королю;

свобода от штрафов и конфискаций имущества без решения суда;

свобода от жестоких и необычных наказаний, от чрезмерно больших штрафов;

свобода слова в Парламенте;

свобода выборов в Парламент (в то время лишь для состоятельных граждан) от вмешательства короля.

Биллем были ликвидированы особые суды по церковным и другим делам («Звёздная палата» и «Высокая комиссия»).

Некоторые акты Якова IIбыли явным образом названы и отменены. Побег ЯковаIIиз Англии признавался отречением от трона, ВильгельмIIIОранский и его жена МарияIIпризнавались соправителями Англии, устанавливался порядок престолонаследия, католикам запрещалось занимать трон.

Ограничения монархии и закрепление основных прав парламента заложили основы развития демократии и конституционной монархии в Великобритании.

«Билль о правах» определил положение парламента в системе государственных органов. Утверждая верховенство парламента в области законодательной власти и фи-нансовой политики, Билль провозгласил незаконным:


· приостановление действия законов или их исполнения без согласия парламента;

· взимание налогов и сборов в пользу короны без согласия парламента.

Билль устанавливал свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в пар-ламент, право обращения под­данных с петицией к королю.

«Славная революция» 1688-1689 гг. и оформление конституционной монархии в Англии.

Яков II начал свое правление (1685 г.) изданием прокламации, предписывающей продолжение выплат платежей таможенных пошлин, которые были предоставлены его покойному брату Карлу II лишь на время его жизни. В следующем году король учредил суд комиссаров по церковным делам из семи лиц под председательством канцлера. По сути дела это было восстановлением суда Высокой комиссии, который ведал религиозны­ми нарушениями и был упразднен.

Политика Стюартов, которая грозила обратным перераспределением церковных земель, захваченных буржуа­зией и джентри, привела к кратковременному объедине­нию вигов и тори. Произошелдворцовый переворот 1688 г. , названный «Славной революцией» , с целью замены Якова II более "удобным" монархом. В результате Якова II был смещен и бежал из страны, а его место занял приглашенный на престол принц Вильгельм Оранский, которого "всемогущему Богу угодно было сделать до­стославным орудием освобождения этого королевства от папизма и произвольной власти".

«Славная революция» завершила оформление компромисса между фак­тически господствующей в важных сферах жизни общест­ва буржуазией и официально правящей земельной аристо­кратией. Политическая власть в центре и на местах остава­лась в основном в руках знатных землевладельцев в обмен на гарантии соблюдения интересов финансовой верхушки буржуазии. Указанный компромисс заложил основы проч­ного консенсуса между ведущими политическими силами по основополагающим вопросам социально-политического развития страны, который стал важнейшей чертой англий­ской политической культуры в XIX и XX вв. Отныне разно­гласия между этими силами не должны были носить "прин­ципиального" характера, способного нарушить такое согла­шение и политическую стабильность в английском обществе.

Важнейшим политическим результатом такого компромисса стало утверждение в Англии конституционной мо­нархии, получившей закрепление в двух актах парламента:

· Билле о правах 1689 г.;

· Акте об устроении 1701 г.

· XVII век в истории стран Западной Европы стал эпохой кризиса, охватившего большинство стран. Хозяйственная жизнь находилась в состоянии депрессии. В области социально - политической, многие страны были охвачены массовыми движениями. В этих условиях английская буржуазная революция XVII века была началом новой эпохи. Она сформулировала принципы нового буржуазного общества, сделала необратимым процесс становления буржуазных общественно - политических порядков не только в Англии, но и в Европе в целом.

· Политический и экономический облик общества предреволюционной Англии определяли два хозяйственных уклада: новый - капиталистический и старый - феодальный. Ведущая роль принадлежала первому укладу. По сравнению с другими европейскими странами Англия намного быстрее продвигалась по капиталистическому пути. Нарождающаяся буржуазия оказывала поддержку абсолютной монархии лишь до тех пор, пока та шла на уступки буржуазному развитию страны, Когда же абсолютизм превратился в тормоз на пути социально-экономических преобразований, он лишается этой поддержки, буржуазия
становится в оппозицию к короне. Сужение социальной базы абсолютизма происходило еще и потому, что "новое дворянство" все решительнее смыкалось с этой позицией.

· Между тем, английский абсолютизм, вступив в нисходящую фазу кризиса и
упадка, все теснее привязывал свою внутреннюю и внешнюю политику к интересам узкого слоя придворной и частично провинциальной знати. В ответ,
заседавшая в парламенте буржуазия, отказывает короне в денежных средствах.

· Таким образом, противостояние переросло в парламентский конфликт. В
1614 году парламент был распущен до срока, четыре его члена посажены в
тюрьму. На напоминание о "правах парламента" король ответил, что есть только
милости, которые могут быть даны или отобраны. Король собственноручно
вырывает из парламентских протоколов страницу с протестом, расправляется с
вождями оппозиции.

· Особо памятной стала парламентская сессия 1628 года. Едва собравшись,
парламент принимает "Петицию о праве", содержащую идею конституционной
монархии: никаких налогов без парламента, никаких средств иначе, как по закону,
отмена всех и всяких чрезвычайных судов (ст. 10). В содержании Петиции
обращает на себя внимание тот факт, что оппозиция в противовес абсолютистским
притязаниям короны выставляет древние исконные свободы и привилегии, ратует за их восстановление, а не за установление новых порядков.

· Король Карл 1 нехотя утвердил Петицию, она стала законом, хотя было ясно, что монарх не собирался ее придерживаться. Конфликт продолжался. В марте 1629 года нижняя палата парламента открыто высказала неповиновение королю, приказавшему отсрочить парламентскую сессию. "Бунтовщики" заявили, что всякий, кто введет новшество в религию, кто "побудит налагать и взимать" пошлины, не утвержденные парламентом, кто добровольно внесет и уплатит такого рода пошлины, должен быть признан "предателем вольностей Англии и врагом отечества".

· В ответ на революционную акцию Карл I распускает парламент, с тем, чтобы не собирать его вовсе. Беспарламентское правление продолжалось до 1640 года. Это были годы полного произвола королевской власти. Внешние неудачи в Шотландии и недостаток средств вынудили короля созвать парламент, а затем снова его распустить, так как вместо рассмотрения вопроса о выделении средств, палата общин приступила к рассмотрению политики короля, в годы единоличного правления.

· Поняв, что без парламента не удастся выпутаться из военного и
политического кризиса, король в ноябре 1640 года собирает новый парламент, оказавшийся Долгим: он просуществовал до 1653 года.

· С деятельностью Долгого парламента начинается первый этап революции: конституционный. Он продолжался с 3 ноября 1640 года до 22 августа 1642 года. Затем последовала первая гражданская война (1642 - 1646); этап борьбы за углубление демократического содержания революции (1646 - 1649 гг.); индепендентская Республика (1649 - 1653 гг.). Органическим продолжением последнего этапа революции стал режим военной диктатуры, известный под названием протектората Оливера Кромвеля (1653 -1658 гг.).

· Чтобы обезопасить себя от неожиданного роспуска, Долгий парламент принял два важных акта: Трехгодичный акт, предусматривающий созыв парламента каждые три года независимо от воли короля, а также акт, согласно которому данный парламент не может быть распущен иначе, как по его собственному решению. Таким образом, полномочия Долгого парламента становятся бессрочными.

· Летом 1641 года парламент разгоняет политические трибуналы абсолютизма - Звездную палату и Высокую комиссию, юридически оформляя эти действия Актом о ликвидации чрезвычайных судов.

· Отменяется юрисдикция Тайного совета и ограничивается его компетенция вообще. Узаконивается, что никакой налог и никакие пошлины не могут быть взысканы без согласия парламента (22.06.1641г.). Провозглашается независимость судей от парламента и их несменяемость (1.06.1642г.).

· 1 декабря 1641 года парламент принимает "Великую ремонстрацию", в которой была изложена программа классов - союзников в революции. "Ремонстрация " начиналась с указания на опасность, нависшую над королевством со стороны " злонамеренной партии", которая стремилась изменить религию и государственный строй Англии. Именно действиями этой партии объяснялась война в Шотландии, и восстание в Ирландии, и конституционный конфликт между королем и парламентом. В "Ремонстрации" выдвигались требования об удалении из палаты лордов епископов, об уменьшении их власти над подданными. С этой целью предлагалось провести полную реформацию церкви.

· Многие статьи " Ремонстрации " посвящены вопросам неприкосновенности собственности как движимой, так и недвижимой. Ряд статей говорит о невозможности впредь произвола во взимании налогов. Палата общин утвердила этот документ большинством всего в несколько голосов, что говорило о глубоких расхождениях в самом парламенте по вопросу о необходимости перемен.

· Историческое значение всех принятых Долгим парламентом документов состояло в том, что они были направлены на ограничение королевской власти и утверждение конституционной монархии.

· В отчаянной попытке остановить революцию король является в нижнюю палату парламента с требованием выдачи лидеров оппозиции, но терпит неудачу. Тогда Карл I удаляется в Оксфорд (50 км от Лондона). Возникают одновременно два правительства - в Лондоне и Оксфорде. "Конституционный период" революции и "бумажная война" первой половины 1642 года завершилась 22 августа 1642 года.

· Долгий парламент объявляет распущенной королевскую армию и создает армию парламентскую. Первоначальные неудачи парламентской армии заставили реформировать ее по плану, предложенным О.Кромвелем. В результате реформы была создана армия, которая стала называться "новой моделью". Солдаты набирались из людей разного происхождения, армия стала регулярной и подчинялась единому командованию, выдвижение на командные должности было доступным всякому способному человеку, независимо от происхождения.

· О. Кромвель был индепендентом, - в это течение вошли представители средней и мелкой буржуазии. Второе течение – пресвитерианство, куда входили крупная буржуазия и земельная аристократия. Кромвель обеспечил руководящую роль в армии руководителям индепендетских общин. Для устранения от военного руководства аристократов был принят "Билль о самоотречении", согласно которому члены парламента не могли занимать командные должности в армии. Исключение было сделано лишь для Кромвеля.

· В 1645 году королевские войска потерпели окончательное поражение, а король бежал в Шотландию, откуда в 1646 году был выдан парламенту. Еще раньше парламентскому правительству удалось урегулировать религиозный конфликт с Шотландией. В так называемый конституционный период крупные землевладельцы, связавшие свою судьбу с Долгим парламентом, и крупная буржуазия, стоявшая у власти, добились законодательного закрепления своих экономических интересов. Первые превратили свои феодальные земельные владения в буржуазную собственность, исключив возможность конфискаций и перераспределений (Ордонанс от 24.02.1646 г.). Буржуазия узаконила отмену феодальных монополий и свободу предпринимательства, было отменено государственное регулирование заработной платы наемных рабочих, чем определилось возможность для ее дальнейшего снижения.

· Естественным результатом этих акций стало стремление земельной
аристократии и парламентских верхов к прекращению революции путем
переговоров с королем. Планом пресвитериан противостояла армия, руководимая Кромвелем и его сторонниками. Руководство армии пошло на временный союз с левеллерами (уравнители - их идеал буржуазно-демократическая республика).

· Левеллеры выработали и предложили индепендентской верхушке (грандам) так называемое Народное соглашение. В одном из своих вариантов (1647 г.) оно заключало в себе требование: роспуска Долгого парламента, избирательного права для мужчин (независимо от имущественного ценза); двухлетнего срока полномочий парламента (высшей власти в государстве); равномерного представительства в парламенте в зависимости от численности населения; равенства всех перед законом.

· Не разделяя принципов "Народного соглашения" Кромвель и "гранды" были вынуждены пойти на уступки левеллерам: компромиссный вариант "Народного соглашения" был представлен парламенту.

· Весной 1648 года вспыхнула вторая гражданская война, развязанная королем и просвитерианами. В декабре этого же года армия Кромвеля оккупирует Лондон и проводит чистку парламента (чистка Прайда). Оставшиеся в парламенте члены образовали послушное индепендентам "парламентское охвостье".

· В том же декабре в палату общин был внесен законопроект о суде над королем. Его обвиняли в нарушении законов, развязывании войны против собственного народа и т.п. Лорды (т.е. часть верхней палаты, которая осталась в Лондоне) единогласно отвергли этот билль. Тогда нижняя палата принимает (4.01.1649 г.) примечательную резолюцию, как по теоретическому содержанию, так и по практическим результатам. Суть ее в признании верховенства нижней палаты над верхней и над всеми властями вообще, в т.ч. и над королем:

· 1. Народ, находящийся под властью бога, есть источник всякой справедливой власти.

· 2. Избранная народом палата общин имеет высшую власть в государстве.

· 3. То, что палата общин объявит законом, то и будет таковым, несмотря на возражения лордов и короля".

· После казни короля 30 января 1649 года парламент объявил Англию республикой. Высшим исполнительным органом стал Госсовет. В его задачи входило: противодействие восстановлению монархии, осуществление управления вооруженными силами, установление налогов и т.п.

· Было принято также постановление палаты общин об упразднении палаты лордов. Акт об объявлении Англии республикой, в частности, гласил: "Настоящим парламентом на основании принадлежащей ему власти объявляется и узаконивается, что народы Англии и всех территорий владений, к ней принадлежащих, являются, будут и данным актом учреждают, образуют и основывают свободную Республику, и отныне они будут управляться в качестве свободной Республики, без какого бы то ни было короля и без палаты лордов органом верховной власти страны - представителями народа в парламенте, и теми лицами, которых парламент назначит и уполномочит быть во имя блага народа должностными лицами и министрами под своим началом"*.. Господствующее положение в стране заняли буржуазия и новое дворянство. Их интересам была подчинена внутренняя и внешняя политика.

· Обязанная своим установлением народным массам, республика ничего не сделала для них, что и предопределило ее гибель.

· Власть Кромвеля все более приобретала характер личной диктатуры. В 1653 году он разгоняет парламент. В конце этого же года вводится конституция, получившая Название "Орудие управления" и закрепившая военную диктатуру Кромвеля.

· Согласно новой конституции высшая законодательная власть была
сосредоточена в руках лорда - протектора и парламента, который был
однопалатным. Для участия в выборах был установлен высокий имущественный ценз (в сто раз выше, чем до революции).

· Высшая исполнительная власть вручалась лорду протектору совместно с Госсоветом. Назначение его членов зависело от лорда-протектора. Конституция прямо объявляла пожизненно лордом-протектором Кромвеля, закрепив таким образом его личную диктатуру.

· Вскоре Кромвель перестал созывать парламент, членов Госсовета он
назначал по своему усмотрению. В 1657 году была восстановлена верхняя палата парламента. Местное управление было сосредоточено в руках кромвелевских генералов, так называемых генерал-майоров.

· С формально-юридической стороны конституция Кромвеля соединила в себе три принципа: демократический (парламент); монархический (лорд - протектор) и аристократический (Госсовет). В действительности же "Орудие управления" создало личную диктатуру. По своей сути это была диктатура буржуазии и нового дворянства. С этого времени начинается обратное движение от республики к монархии. Смерть Кромвеля в 1658 году ускорила события.

· В 1659 году остаток Долгого парламента объявил себя учредительной властью и возвел в 1660 году на престол Карла II - сына казненного короля. Король при вошествии на престол издал "Брестскую декларацию", в которой обещал сохранить за дворянами и буржуазией их революционные завоевания и не преследовать никого, кто боролся против короля. Однако, эти обещания были нарушены.

· Реставрация монархии повлекла за собой восстановление прежней
избирательной системы прежней палаты лордов и пр. Карл II
и наследовавший ему брат Яков, не сознавая значительности революционных перемен, питали надежды на возвращение к старым порядкам.

· В эти годы в Англии начинается деятельность двух политических партий: одна из них, именовавшаяся тори, объединяла приверженцев короля. Вторая партия - виги - представляла интересы буржуазии и среднего дворянства, оппозиционно настроенных по отношению к короне.

· Обе партии не были организационно оформлены, не собирались на съезды, не имели выборных органов. В стране существовали не столько члены партий, сколько их сторонники. Переход от одной группировки к другой был обычным делом.

· Возникновение партий положило действительное начало буржуазной двухпартийной системы, а в более узком смысле двум и ныне существующим партиям Англии: консервативной (бывшие тори) и либеральной (бывшие виги).

· В 1679 году вигам, победившим на парламентских выборах, удалось провести знаменитый Наbеаs Соrриs Act (Хабеас Корпус акт) или "Акт для лучшего обеспечения свободы подданных и для предупреждения заточения за морем". Этот акт существенно ограничил произвольные аресты и установил определенные гарантии неприкосновенности личности. Историческое значение Хабеас корпус в том, что в нем содержится определение правового положения лица, находящегося под стражей, т.е. в предварительном заключении. Устанавливается такой порядок, при котором арестованному предоставляется письменный приказ об аресте, выданный судом. Суд, проверяя по заявлению заинтересованных лиц, основания ареста, решал вопрос о пребывании лица под стражей или его освобождали под залог. Таким образом, Хабеас Корпус акт представляет собой юридическую гарантию личной неприкосновенности британских поданных.

· Положительное значение закона 1679 года несомненно, поскольку он заключал в себя требование возможно более скорого уголовного суда и некоторых гарантий против неправосудных арестов.

· При этом, для правильной оценки акта 1679 года важное значение имеют три обстоятельства:

· 1. Неопределенность английского понятия «государственной измены» и
"тяжкого уголовного преступления" (на этих лиц не распростанялось
действие акта);

· 2. Право парламента приостанавливать действие закона 1679 года

· (народные волнения или военные действия);

· 3. Сугубо классовый характер денежного поручительства.

· Учитывая откровенную антибуржуазную политику нового короля Якова II, тори и виги, на время объединившись, совершают в 1688 году так называемую "Славную революцию". В результате этого события на английский престол был возведен штатгальтер Нидерландцев Вильгельм Оранский. С этого момента в Англии окончательно утвердилась конституционная монархия.

· Новый король при вступлении на престол подписал "Декларацию о праве", ставшую в последствии "Биллем о правах". Главное значение этого документа в утверждении верховенства парламента в области законодательства. Король не вправе без согласия парламента приостанавливать действия законов, освобождать кого-либо из-под их действия, разрешать какие-либо изъятия из законов. Выборы в парламент должны быть свободны. В парламенте обеспечивается свобода слова, прений, преследования за выступления в парламенте запрещалось.

· Билль о правах определяет положение парламента в системе органов власти и, вручая ему широкие полномочия в области законодательства и проводит, правда не очень четко, границу между властью исполнительной и законодательной.

· В 1701 году принимается еще один важнейший конституционный закон Англии. Это "Акт об устроении" или "Закон о престолонаследии".

· Наиболее важное значение для развития конституционного строя Англии имели следующие два положения:

· - установление принципа контрассигнатуры, согласно которому акты,
издаваемые королем действительны только при условии наличия подписи соответствующего министра;

· - установление принципа несменяемости судей без ведома парламента (раньше сместить судью мог король).

· Это положение имело большое значение для развития английской
конституции, т.к. провозглашало отделение судебной власти от исполнительной.

· Таким образом, в ходе законодательного процесса произошло претворение в жизнь конституционного принципа разделения властей, хотя и недостаточно последовательно.

· Итак, к началу XVIII века в Англии были приняты три важных
конституционных закона (Хабеас Корпус акт. Билль о правах, Акт об устроении), составивших писаную часть английской конституции. Особенность ее в том, что она не представляет собой единого законодательного акта. Наряду с отдельными писаными законами, важную часть английской конституции составляют неписаные условные правила, которые утвердились в практике и стали конституционным прецедентом. Именно установление этих правил и определяет развитие английской конституции в XVIII веке. К основным из них относятся: непосещение королем заседаний кабинета министров, формирование правительства из партии, победившей на выборах, коллегиальная ответственность кабинета министров, отказ короля от права вето.

· В конституционном развитии Англии в XVIII веке можно выделить два основных направления: возвышение парламента и становление кабинета министров. В течение этого периода кабинет министров становится обособленным от короля высшим органом управления государственными делами, состоящим из основных должностных лиц государства - лидеров партии большинства в парламенте и коллективно ответственным перед палатой общин. Такое правительство стало называться "ответственным правительством".

· В 1831 году палата общин приняла билль об избирательной реформе, но
лорды отвергли его. В ответ на это в стране поднялась волна революционных выступлений и в 1832 году лорды были вынуждены уступить и утвердить билль о реформе.

· До ее принятия основную массу депутатов нижней палаты (467 из 658) "выбирали" мелкие города и деревеньки - (некоторые из них назывались "гнилыми"), "местечки" в разное время и по разным причинам получившие эту привилегию. Лондон со своим полумиллионным населением посылал в парламент четырех депутатов, а графство Корнуэлс (165 тыс. нас.) 44 депутата.

· Реформа 1832 года, как и все английские реформы не может быть названа радикальной о чем свидетельствуют ее главные установления:

· - а) 56 местечек были вовсе лишены представительства в парламенте;

· - 6) еще 30 местечек довольствовались сокращением числа депутатов;

· - в) освободившиеся 146 мест были отданы 66 городам, 65 графствам, 15 - Шотландии, Ирландии, Уэльсу;

· - г) городским избирателем делался тот, кто имел в собственности или
арендовал дом, склад, контору, лавки и т.п., что приносило 10 фунтов
чистого годового дохода (годовой заработок рабочего - 5 фунтов);

· - д) избирательным правом в графствах наделялись земельные
собственники и долгосрочные арендаторы с доходом 10 фунтов
стерлингов в год и краткосрочные - с доходом в 50 фунтов стерлингов.

· Таким образом, править Англией уполномочивался собственник. Число избирателей достигло 376 тысяч человек вместо прежних 247 тысяч. Правом голоса была наделена 1/22 часть населения (12 млн.).

· Главным итогом реформы 1832 года было то, что она была новым
вариантом старого компромисса между земельной аристократией и крупной буржуазией. Однако, на этот раз буржуазия, в т.ч. промышленная, была признана господствующим классом и в политическом отношении.

· Важным последствием реформы стало преобразование политических партий. Прежние названия партий потеряли в современной обстановке всякий смысл, и поэтому тори превратились в консерваторов, а виги - в либералов. С течением времени либерализм и консерватизм стали названиями мощных политических течений, ознаменовавших собой целую полосу развития буржуазного общества и государства.

· Изменилась и структура партий. После принятия реформы появилась регистрация избирателей, составление избирательных списков. Эти функции взяли на себя вновь созданные партийные организации, появилось понятие постоянного партийного членства.

· Реформа 1832 года дала толчок преобразованию центрального госаппарата. В министерстве финансов были упразднены должности, сохранившиеся со средних веков и потерявшие свое значение. Было значительно упрощено военно-морское министерство. В это время происходит возвышение МВД и министерства торговли.

· Была осуществлена и реформа городского самоуправления, в результате которой были созданы "советы городов", управлявшие городским имуществом, полицией. Положение в графствах и приходах не изменилось, там, по прежнему, царило самоуправство мирового судьи и помещика.

· 30-40-ые годы XIX века вошли в историю Англии под знаком упорной борьбы чартистов за всеобщее избирательное право, за ежегодный парламент, за то, чтобы депутатом мог стать всякий достойный человек.

· Экономический кризис 1866 года обострил политическую ситуацию в Англии и в этих условиях избирательная реформа стала неизбежной. Избирательный закон 1867 года состоял из двух частей: новое распределение мест в парламенте и избирательный ценз.

· Первое принесло мало изменений. Львиная доля мандатов отнятых у "гнилых местечек" досталась графствам (30 из 53). Крупные города, по прежнему, посылали ничтожное число депутатов - 34 из 650.

· В сельской местности (в графствах) избирательное право получал всякий достигший совершеннолетия мужчина, если он был собственником или арендатором дома, приносившего годовой доход в размере 12 фунтов (ст.6).

· В городах избирательное право было предоставлено всякому
совершеннолетнему мужчине, занимавшему в течение года до выборов квартиру, за которую уплачивалось 10 фунтов арендной платы (ст.4). Это нововведение могло играть роль для Лондона и немногих крупных городов.

· Третье, самое существенное новшество коснулось так называемых местечек. Закон предоставлял здесь право голоса и всякому такому нанимателю небольших квартир, - независимо от арендной платы, - который будучи совершеннолетним мужчиной уплачивал "наравне с другими постоянными жильцами дома", так называемый налог на бедных (ст. 3).

· До 1867 года квартиросъемщики уплачивали налог через домохозяина и только он считался "налогоплательщиком". Реформа делала "налогоплательщиком всякого, кто уплачивал налог", и тем самым расширяла круг избирателей. Количество избирателей в графствах выросло наполовину, в местечках на 200 %. Новый миллион голосов составился из ремесленников, мелкой буржуазии, квалифицированных рабочих.

· Обе буржуазные политические партии постепенно набирались опыта. Исчезли страхи перед массовым избирателем. Оказалось, что одно только расширение избирательного права при сохранении в руках правящих партий монополии на выдвижение кандидатов и на их протаскивание в парламент, для чего нужны не малые деньги, не угрожает существенным изменением состава парламента.

· По этой причине третья избирательная реформа, проведенная в 1884 – 1885 году прошла с меньшим волнением. По закону 1884 года имущественный ценз в городах был отменен, в графствах право голоса получили мелкие арендаторы. В результате число избирателей увеличилось вдвое.

· Закон 1885 года произвел новое перераспределение мест: 105 местечек, имевших менее 16 тысяч жителей лишились представительства; города с населением менее 57 тысяч жителей получили по одному месту; более значительным городам число мандатов было увеличено. Города и графства были разделены на округа (54 тысячи жителей), выбиравшие по одному депутату.

· Реформа 1884 - 1885 года не устранила существенных недостатков
избирательной системы. Сохранялась диспропорция между числом мандатов и числом избирателей. Лица, занимавшие в нескольких округах помещения, дающие право голоса, получали несколько голосов. В тоже время значительное число населения избирательных прав не имело. Сложным был порядок регистрации избирателей. Выборы происходили не в один день по всей стране. Депутаты не получали вознаграждения. Сохранялась мажоритарная система выборов: если кандидаты не получали абсолютного большинства, побеждал тот, кто получал относительное большинство.

· Новое увеличение мандатов получили промышленные города. Буржуазные депутаты составляют уже значительную массу членов палаты общин. Классовый компромисс дворянства и буржуазии сохранял силу. Однако, преобладающее положение перешло к буржуазии.

· Во второй половине XIX века кабинет министров, ставший с помощью парламента высшим исполнительным органом власти, начинает возвышаться над самим парламентом. Эта тенденция была обусловлена рядом обстоятельств.

· Верховенство парламента утверждалось в то время, когда социальная база его была весьма узкой. Такому парламенту можно было без опасения вручать всю полноту законодательной и контроль над исполнительной властью. Реформа 1867 года предоставила возможность новым элементам влиять на парламент. Это обстоятельство заставило господствующие классы подумать о сужении полномочий парламента, которые могли быть использованы в интересах демократии.

· Кроме того, медлительность парламента не позволяла решать оперативные задачи государственного управления, связанные с бурным экономическим развитием страны.

· С 1887 года было введено правило закрытия прений, появились и другие способы прекращения дискуссии («гильотина», «кенгуру-гильотина»).

· "Предварительный вопрос" - право любого депутата потребовать, чтобы законопроект обсуждался без прений (если спикер не возражал против этого предложения, вопрос решался голосованием и принимался простым большинством).

· "Гильотина" - постановление, обязывающее спикера поставить
обсуждаемый билль на голосование в заранее намеченный день и час независимо от состояния прений.

· "Кенгуру - гильотина" - право спикера по собственному разумению, но, конечно, в осуществление правительственной политики, отводить те поправки к законопроекту, которые он считает несущественными.

· В последние десятилетия XIX века закрытие прений практиковалось 35-50 раз в году.

· В результате парламентская дискуссия перестала существовать, а оппозицию в любую минуту можно было привести к молчанию. С 80-х годов не менее девяти десятых времени палаты общин бронируется за биллями исходящими от правительства. В результате законодательная инициатива членов оппозиции оказалась близкой к нулю. Но и депутаты большинства оказались ограниченными в своей возможности подвергнуть обсуждение деятельность правительства.

· Все это привело к усилению роли верхушки правящей партии, то есть кабинета министров. Он все более укреплялся в роли действительного законодателя, осуществлявшего кроме того руководство аппаратом управления. В результате основное условие английского парламентаризма – правило ответственности кабинета - потеряло свое значение. Парламент уступил ведущее место кабинету министров.

· По своему социальному составу палата лордов была оплотом аристократии и являлась по сути дела продолжением консервативной партии в парламенте. Поэтому, когда консерваторы оказывались в меньшинстве и терпели поражение по какому-нибудь важному вопросу, палата лордов пускала в ход свою сдерживающую функцию и обеспечивала защиту одной из борющихся сторон. Тем самым извращался истинный смысл двухпалатной системы. Акт о парламенте 1911 года предусматривал, что всякий не финансовый билль, прошедший палату общины в трех последовательных сессиях и всякий раз отвергавший палатой лордов, после третьего раза идет на королевское утверждение, минуя палату лордов, если между вторым чтением и третьем чтением прошло не менее двух лет. Финансовые билли совсем не нуждались в согласии палаты лордов. Определял характер билля спикер палаты общин. Этим же актом устанавливалась продолжительность парламентской легислатуры в 5 лет.

· Реформу 1911 года нельзя объяснить лишь борьбой партий. Буржуазия не отказываясь полностью от верхней палаты, делала ставку на сильный кабинет министров, который в слабой нижней палате имел возможность полностью обеспечить ее интересы.

· В том же 1911 году было введено денежное вознаграждение членам палаты общин. В политической жизни Англии господствовали две крупные партии: либералов и консерваторов. Либералы представляли в основном интересы крупной, частично мелкой буржуазии, оказывая значительное влияние на верхушку рабочего класса.

· В 60 - 70-ых годах во всех избирательных округах были созданы постоянные комитеты партии, в них работали штатные чиновники. Новая система получила завершение после создания в 1877 году Национальной либеральной ассоциации. Консервативная партия до 80-ых годов уступала либералам по своей силе и влиянию. Она опиралась в основном на земельных собственников, крупных фермеров и английскую церковь. С конца 70-ых годов она реорганизовалась по образцу либералов, создав в 1883 году национальный союз консервативных ассоциаций.

· Конец XIX века ознаменовался активизацией рабочего движения и ростом тред-юнионов. В 1906 году была образована лейбористская партия Великобритании. Она представляла в сущности федерацию различных организаций тред-юнионов, независимой рабочей партии, социал-демократической федерации и других. Целью этой партии было проведение в парламент своих депутатов. Решающее влияние в новой партии приобрели мелкая буржуазия и рабочая аристократия. В 1906 году лейбористы впервые завоевали 29 мест в парламенте. Постепенно партия превратилась в значительную силу, успешно конкурировавшую с либералами и консерваторами.

· Реформа местного управления в графствах, проведенная в 1888 году, заключалась в распространении на них системы самоуправления, созданной в городах в 1835 г. В графствах были созданы выборные советы, которым передавалась вся административная власть. За мировыми судьями сохранились лишь судебные функции. В результате реформы местное самоуправление перешло из рук аристократии в руки буржуазии.

· Кроме того, вновь образованные графства самоуправления, т.н.
"административные графства", сменили исторически сложившееся деление Англии и Уэльса. Новые графства представляли собой города с населением более 50 тысяч человек. В городах с меньшим числом жителей сохранялись муниципальные советы, а их территории включались в "административные графства".

· Через шесть лет было радикально преобразовано управление в приходах, где создавались приходские собрания, участие в которых было доступно лицам, регулярно платившим местные налоги. Если число жителей в населенном пункте превышало 300 человек, то учреждался избираемый приходским собранием приходской совет.

· Среди реформ, осуществленных либералами, следует назвать судебную реформу, в результате которой была упрощена система высших судебных учреждений. Все высшие суды Англии были объединены в единый Верховный суд, состоявший из Высокого суда и Апелляционного суда по гражданским делам.

· Подверглись преобразованиям и ведомство лорд-канцлера, а также палата лордов - высшая судебная инстанция. "Закон об апелляционной юрисдикции" 1876 года вводил в судебную систему институт апелляционных лордов. Два таких лорда по апелляции считались членами верхней палаты парламента, до тех пор, пока они осуществляли свои полномочия. Позже они стали назначаться пожизненно и участвовали в работе палаты лордов, когда та функционировала в роли судебной инстанции.

Отмена

Практическое воплощение

Значение для Великобритании

Оценка, которая давалась Навагационному акту экономистами, весьма различна. Сторонники свободной торговли считали его тормозом экономического развития Англии; другие признавали его не лишенным значения как в экономическом, так и политическом отношении; протекционисты, впадая в противоположную фритредерам крайность, приписывали все успехи английской морской торговли Навигационному акту. А. Смит хотя и считал Навигационный акт неблагоприятным для внешней торговли, однако называл его мудрейшим правительственным актом, ввиду его политического значения. В конце концов Навигационный акт несомненно способствовал развитию английской морской торговли в ту эпоху, когда торговля и флот Англии находились в зачаточном состоянии и требовали покровительственных мер. С достижением первенства в торговле и промышленности, Англия перестала нуждаться в таких мерах.

Следить за соблюдением Навигационного акта полагалось командирам военных судов, находящихся в портах или в море: они имели право досмотра всех иностранных судов, вызывающих у них подозрения в ведении контрабандной торговли. Текст Навигационного акта включался в Адмиралтейский статут и был всегда под рукой у досматривающих подозреваемые суда капитанов.

Первые шаги к отмене Навигационного акта были сделаны после объявления независимости североамериканских колоний, когда в пользу Соединенных Штатов были допущены некоторые отступления от Навигационного акта. Постепенно с начала XIX века льготы в морских сношениях приобретаются Пруссией, Россией, Испанией, Голландией. Влияние либерального экономического направления выразилось в 40-х годах в назначении парламентской комиссии для исследования навигационных законов (1847). Навигационный акт был отменен в 1849 году, за исключением статьи о каботаже; последняя отменена в 1854 году, и вместе с ней последний остаток Навигационного акта исчез из английского законодательства.

Билль о правах 1689 года.

Би́лль о права́х 1689 (англ. Bill of Rights ) - законодательный акт, принятый парламентом Великобритании в 1689 в результате «Славной революции» - одна из основных частей британской Конституции (наряду с Хабеас корпус актом и Актом об устроении). Стал одним из первых документов, юридически утвердивших права человека.

В нём впервые были закреплены ограничения прав монарха в пользу высшего органа представительной власти. Король лишался следующих прав:

  • приостанавливать действие законов либо их исполнение;
  • устанавливать и взимать налоги на нужды короны;
  • формировать и содержать постоянную армию в мирное время.

Гражданам были гарантированы следующие права:


  • свобода (для Протестантов) иметь оружие для самообороны (в количестве, ограниченном для разных социальных классов в разной мере);
  • свобода подачи петиций королю;
  • свобода от штрафов и конфискаций имущества без решения суда;
  • свобода от жестоких и необычных наказаний, от чрезмерно больших штрафов;
  • свобода слова и дебатов; никакие слушания в Парламенте не должны быть привлечены к ответственности или подвергнуты сомнению в любом суде или месте за пределами Парламента.;
  • свобода выборов в Парламент (в то время лишь для состоятельных граждан) от вмешательства короля.

Биллем были ликвидированы особые суды по церковным и другим делам («Звёздная палата» и «Высокая комиссия»).

Некоторые акты Якова II были явным образом названы и отменены. Побег Якова II из Англии признавался отречением от трона, Вильгельм III Оранский и его жена Мария II признавались соправителями Англии, устанавливался порядок престолонаследия, католикам запрещалось занимать трон.

Ограничения монархии и закрепление основных прав парламента заложили основы развития демократии и конституционной монархии в Великобритании.

Билль о правах 1689

Отмена

Практическое воплощение

Значение для Великобритании

Оценка, которая давалась Навагационному акту экономистами, весьма различна. Сторонники свободной торговли считали его тормозом экономического развития Англии; другие признавали его не лишенным значения как в экономическом, так и политическом отношении; протекционисты, впадая в противоположную фритредерам крайность, приписывали всœе успехи английской морской торговли Навигационному акту. А. Смит хотя и считал Навигационный акт неблагоприятным для внешней торговли, однако называл его мудрейшим правительственным актом, ввиду его политического значения. В конце концов Навигационный акт несомненно способствовал развитию английской морской торговли в ту эпоху, когда торговля и флот Англии находились в зачаточном состоянии и требовали покровительственных мер.
Размещено на реф.рф
С достижением первенства в торговле и промышленности, Англия перестала нуждаться в таких мерах.

Следить за соблюдением Навигационного акта полагалось командирам военных судов, находящихся в портах или в море: они имели право досмотра всœех иностранных судов, вызывающих у них подозрения в ведении контрабандной торговли. Текст Навигационного акта включался в Адмиралтейский статут и был всœегда под рукой у досматривающих подозреваемые суда капитанов.

Первые шаги к отмене Навигационного акта были сделаны после объявления независимости североамериканских колоний, когда в пользу Соединœенных Штатов были допущены некоторые отступления от Навигационного акта. Постепенно с начала XIX века льготы в морских сношениях приобретаются Пруссией, Россией, Испанией, Голландией. Влияние либерального экономического направления выразилось в 40-х годах в назначении парламентской комиссии для исследования навигационных законов (1847). Навигационный акт был отменен в 1849 году, за исключением статьи о каботаже; последняя отменена в 1854 году, и вместе с ней последний остаток Навигационного акта исчез из английского законодательства.

Билль о правах 1689 года.

Би́лль о права́х 1689 (англ. Bill of Rights ) - законодательный акт, принятый парламентом Великобритании в 1689 в результате ʼʼСлавной революцииʼʼ - одна из базовых частей британской Конституции (наряду с Хабеас корпус актом и Актом об устроении). Стал одним из первых документов, юридически утвердивших права человека.

В нём впервые были закреплены ограничения прав монарха в пользу высшего органа представительной власти. Король лишался следующих прав:

  • приостанавливать действие законов либо их исполнение;
  • устанавливать и взимать налоги на нужды короны;
  • формировать и содержать постоянную армию в мирное время.

Гражданам были гарантированы следующие права:

  • свобода (для Протестантов) иметь оружие для самообороны (в количестве, ограниченном для разных социальных классов в разной мере);
  • свобода подачи петиций королю;
  • свобода от штрафов и конфискаций имущества без решения суда;
  • свобода от жестоких и необычных наказаний, от чрезмерно больших штрафов;
  • свобода слова и дебатов; никакие слушания в Парламенте не должны быть привлечены к ответственности или подвергнуты сомнению в любом суде или месте за пределами Парламента.;
  • свобода выборов в Парламент (в то время лишь для состоятельных граждан) от вмешательства короля.

Биллем были ликвидированы особые суды по церковным и другим делам (ʼʼЗвёздная палатаʼʼ и ʼʼВысокая комиссияʼʼ).

Некоторые акты Якова II были явным образом названы и отменены. Побег Якова II из Англии признавался отречением от трона, Вильгельм III Оранский и его жена Мария II признавались соправителями Англии, устанавливался порядок престолонаследия, католикам запрещалось занимать трон.

Ограничения монархии и закрепление базовых прав парламента заложили основы развития демократии и конституционной монархии в Великобритании.

Билль о правах 1689 - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Билль о правах 1689" 2017, 2018.

  • - Создание государства США. Конституция 1787 г. и Билль о правах

    Первые попытки создания английских колоний в Новом Свете относятся к XVI в. Королевский пират сэр Уолтер Рэли организовал экспедицию к берегам Северной Америки, которая в 1585 г. положила начало колонии Виргиния (названной в честь «королевы-девственницы» Елизаветы I: virgo –... .


  • - Устав ООН и Международный билль о правах человека.

    Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, его... .


  • - Конституция США 1787 г. Билль о правах 1791 г.

    Конфедеративный союз со слабым правительством перестал отвечать дальнейшему развитию штатов. Дж. Вашингтон называл «Статьи конфедерации» «веревкой из песка», т. е. создавалась видимость призрачного единства. В 1787 г. в Филадельфии собрался Конституционный конвент... .


  • - Билль о правах

    Федерализм Конституция отправлялась от принципа федерализма. Он распространялся не только на политическое, но и на правовое устройство. Штаты об­ладали гарантированным федеральной властью равноправием, в том числе в сфере законодательства и права. Вместе с тем им... .


  • - Билль о правах 1689 г.

    После воцарения Карла II декларация и обещание короля уважать привилегии парламента были немедленно нарушены. Против участников революции начались репрессии, видные организаторы были казнены. Король восстановил английскую церковь, возвратил прежним своим сторонникам –... .


  • - Становление и развитие США. Конституция США 1787 г.: основные принципы, государственный строй. Билль о правах.

    История британского колониального правления в Северной Америке восходит к 1607 г., когда английскими переселенцами был основан форт Джорджтаун. К XVIII в. существовало 13 английских колоний в Северной Америке, которые не имели формальной связи между собой и были в... .



  • - Английская революция XVII века: основные этапы. Конституционные акты Англии XVII-XVIII вв.: HabeasCorpusAmendmentAct1679 г., Билль о правах 1689 г., Акт об устроении 1701 г.

    Тема 11. Возникновение и развитие буржуазного государства и права (Англия, США, Франция, Германия и др.). 11.1 Английская революция XVII века: основные этапы. Конституционные акты Англии XVII-XVIII вв.: HabeasCorpusAmendmentAct1679 г., Билль о правах 1689 г., Акт об устроении 1701 г. 11.2. Становление и... .


  • - Реставрация монархии 1660 г: в Англии. «Славная революция» 1688г. и переход к конституционной монархии. Билль о правах 1689г.

    8 мая 1660 г. Конвент в Англии издает прокламацию, в к-рой говорилось, что корона Англии после смерти Карла I по праву принадлежит Карлу II - законному королю Англии, Шотландии, Ирландии и т. д. С этого момента Англия вновь стала монархией. Основой для реставрации монархии в... .


  • Поделиться: