Штраф за покидание места дтп на парковке. Непредумышленное оставление места дтп

Дорожно-транспортные происшествия случаются достаточно часто. Они могут произойти на трассе, во дворе, на парковке, при выезде из гаража и так далее. Покидание места происшествия одним из водителей считается серьезным административным правонарушением, за которое в большинстве случаев лишают права вождения автомобиля.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Однако в некоторых случаях оставление места ДТП может считаться неумышленным. Какие это ситуации, и какая ответственность предусмотрена для правонарушителя?

Что считается неумышленным покиданием

Такими причинами могут быть:

  • плохая видимость на дороге из-за погодных условий;
  • громкая музыка в машине, мешающая услышать посторонние звуки;
  • незначительная авария, которая не сопровождалась скрежетом, стуком и так далее.

Доказывать, что место дорожного происшествия оставлено не умышленно, придется водителю, уехавшего автотранспортного средства самостоятельно или с помощью адвокатов.

Решение о квалификации правонарушения и метод наказания принимается судебными органами.

Оставление места дорожной аварии (по существующему законодательству) возможно в случаях:

  • мелкого ДТП, когда решение о возмещение ущерба принято на месте без составления каких-либо документов. Такое развитие ситуации может обернуться и не в пользу виновного, так как потерпевший может остаться на месте аварии и вызвать сотрудников автоинспекции;

Доказать правомерность в таких случаях практически невозможно. Поэтому при достижении согласия рекомендуется с пострадавшего взять расписку, в которой будет указано место и время ДТП, полученные повреждения и сумма возмещения вреда.

  • , который служит документом о дорожном происшествии. Европротокол можно составить без сотрудников ГИБДД, если авария произошла между двумя транспортными средствами, нанесенный ущерб менее 50 тыс. рублей, нет пострадавших людей, у обоих водителей имеются действующие полиса ОСАГО и отсутствуют какие-либо разногласия между участниками автомобильной аварии ( и статья 11.1 );
  • водитель одного из транспортных средств покинул место ДТП для того, чтобы доставить пострадавшего человека в лечебное учреждение для оказания скорейшей врачебной помощи;

После посещения больницы водитель обязан вернуться на место столкновения и далее принимать участие совместно с сотрудниками автоинспекции в расследовании и оформлении аварии ().

  • существует необходимость в кратчайшие сроки освободить дорогу от затора. Перед тем как убрать транспортное средство в другое место надо в присутствии свидетелей провести фото или видео съемку места ДТП (составить схему) и всех предметов, имеющих какое-либо значение при проведении расследования.

На всех документах должны быть подписи 2 – 4 свидетелей, а так же их контактные данные (ПДД пункт 2.6.1). В случае невыполнения требования об освобождении проезжей части на водителя может быть наложен штраф в размере 1 000 рублей ().

Все остальные ситуации будут расцениваться как оставление места дорожной аварии, и наказываться в соответствии с законодательством РФ.

Наказание за неумышленное оставление места ДТП

За неумышленное оставление места ДТП наказание в 2018 году аналогично наказанию за умышленное покидание места аварии (статья 12.27 КоАП). Это связано с тем, что самого по себе понятия «неумышленное оставление» законами не предусмотрено.

За правонарушение виновный может быть:

  • помещен под арест на срок до 15 суток;
  • лишен права управления любыми автотранспортными средствами на срок от 1 года до 1 года 6 месяцев.

Однако если доказать неумышленный отъезд с места дорожного происшествия, то можно отделаться небольшим штрафом (не более 1 000 рублей или устным предупреждением).

Следует отметить, что доказывать правомерность действий придется в суде.

При незначительном происшествии

Одним из способов избежать серьезное наказание за оставление места дорожной аварии является возможность доказать, что указанное происшествие является незначительным, то есть в результате ДТП автомобилю нанесен минимальный вред, а пострадавших людей нет.

Чтобы правильно провести линию защиты при разбирательстве правонарушения рекомендуется , досконально разбирающихся в указанной тематике. Доказать правомерность действий самостоятельно практически не возможно.

С пострадавшими

Автомобильная авария, в которой есть пострадавшие люди, является более значительным преступлением. Доказать неумышленность оставления места дорожного происшествия практически не возможно.

Единственный аспект, который может смягчить приговор суда – это оказание пострадавшему первой медицинской помощи.

В подобных ситуациях, в большинстве случаев, водитель, уехавший с места ДТП, будет лишен водительских прав. Срок лишения будет зависеть от других обстоятельств рассматриваемого происшествия.

К другим обстоятельствам, которые могут смягчить ответственность при административном правонарушении (оставлении места дорожной аварии) можно отнести ():

  • своевременное раскаяние нарушителя закона (желательно на стадии предварительного расследования);
  • устранение сути правонарушения без правоохранительных органов (возврат на место аварии);
  • самостоятельное сообщение о деянии в ГИБДД;
  • содействие в расследовании, проводимом сотрудниками автоинспекции;
  • добровольное возмещение причиненного ущерба на стадии расследования;
  • совершение нарушения установленных правил в состоянии аффекта (сильного волнения, вызванного определенными причинами);
  • совершение преступления несовершеннолетним гражданином;
  • совершение правонарушения женщиной в состоянии беременности или имеющей малолетнего ребенка.

В любом случае полностью избежать ответственности не получится.

С летальным исходом

Примеры из судебной практики

В современной судебной практике можно найти множество примеров, связанных с рассмотрением таких правонарушений, как оставление места дорожного происшествия. Вот некоторые из них.

Пример 1

(доказывает необходимость ведения диалога между участниками аварии).

Санкт – Петербург 2012 год.

На одной из улиц города произошло незначительное ДТП между двумя автомобиля, принадлежащими частным лицам. Водитель одного из них оставил место правонарушения, так как не заметил случившегося. Водитель другого автомобиля вызвал сотрудников Госавтоинспекции.

В результате расследования и проведения экспертиз автотранспортное средство, покинувшее место дорожного происшествия было найдено. Мировой судья вынес решение о лишении водителя права управления сроком на 1 год.

Однако обвиняемым была подана кассационная жалоба. В ходе повторного рассмотрения дела обвиняемый полностью признал свою вину и возместил ущерб пострадавшей стороне.

На судебном заседании водитель поврежденного транспортного средства заявил, что претензий к виновнику не имеет и не возражает против освобождения его от административной ответственности.

Городской суд постановил отменить решение мирового судьи и ограничится вынесением устного предупреждения.

Пример 2

(о неумышленном оставлении места аварии)

г. Новосибирск

На оживленной улице г. Новосибирска произошло незначительное столкновение между рейсовым автобусом, вместимостью в 100 пассажиров и легковым автомобилем. Водитель автобуса покинул место аварии, не заметив случившегося. Водитель автомобиля прибег к помощи автоинспекции.

В результате против водителя автобуса возбуждено дело об административном происшествии. Потерпевший (автомобилист) на заседании не присутствовал, предварительно разрешив рассматривать дело без него.

Водитель автобуса доказал, что не заметил факт аварии, так как автобус достаточно больших размеров, а водитель автомобиля не подавал никаких сигналов, способных привлечь его внимание (что было подтверждено свидетелями).

Повреждения, нанесенные транспортному средству не значительны и готов возместить ущерб полностью. Судья принял решение о прекращении административного преследования в связи с отсутствием состава нарушения.

Оставление места ДТП может считаться незначительным только в случае мелкой автомобильной аварии. При наличии пострадавших или причинении смерти отъезд с места столкновения считается преднамеренным и является отягощающим фактором, негативно влияющим на наказание.

Знаете ли вы, что любой водитель, даже самый законопослушный, может лишиться прав в одно мгновение и очень надолго? Дело в том, что есть в КоАП РФ одна очень тонкая правоприменительная часть статьи 12.27 «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием», которую иногда любят применять впопад и невпопад сотрудники ГИБДД, а им в свою очередь вторят судьи, лишая водительского удостоверения и даже арестовывая водителей до 15 суток. Вот что прописано в законе:

2. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся,
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток .

Но теперь судьи будут более вдумчиво изучать каждый конкретный случай, чтобы не отходить от буквы закона, ведь по одному из подобных дел есть решение Верховного суда (с ним можно ознакомиться внизу материала), которое явно разошлось с мнением судов первых инстанций. ВС в ходе рассмотрения встал на сторону водителя, лишенного права управлять автомобилем на год. Этому предшествовала череда нарушений его гражданских прав, но обо всем по порядку.

Предыстория отмены решения суда первой инстанции

Вечером 11 января 2017 года на 663 км автотрассы «Россия», в Тосненском районе Ленинградской области, произошло ДТП с участием одного автомобиля. «Газель» совершила съезд в кювет и опрокинулась. Водитель, попавший в очень неприятную ситуацию, смог каким-то образом поставить автомобиль на колеса и вытащить машину из заснеженного кювета. Далее, рассудив, что, поскольку он является единственным участником происшествия, третьи лица не пострадали и материальный ущерб был причинен исключительно "Газели", вызывать сотрудников ГАИ не стоит (автоюристы также утверждают, что в таком случае оформление ДТП - дело исключительно добровольное), гражданин уехал по своим делам, по факту оставив место ДТП.

Здесь стоит напомнить, что дорожно-транспортным происшествием является событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.


Как видите, дорожно-транспортное происшествие может произойти и с участием одного автомобиля. Необязательно участниками должно быть два транспортных средства. Более того, даже если автомобиль врезался в дерево, скажем, слетев в кювет, и сломал его, это тоже будет считаться дорожным происшествием. Формальные правила обязывают водителя оформить происшествие, ведь материальный ущерб нанесен (у нас в стране нет бесхозных деревьев и иных субъектов флоры и фауны).

Обязанности автомобилиста при ДТП, прописанные в ПДД РФ, гласят (Глава 2 «Общие обязанности водителей»):

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Таким образом, водитель отечественного грузовика не имел права покидать места аварии. После совершения опрокидывания он должен был вызвать сотрудников ГИБДД и оформить происшествие в соответствии с требованиями закона, а не заниматься самодеятельностью, нарушая Правила дорожного движения. По сути, этого требуют правила. Однако в подобных происшествиях всегда есть нюансы.

Поэтому нет ничего удивительного, что через пару месяцев мировой судья участка №71 Тосненского района Ленинградской области признал водителя виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 12.27 КоАП. Автомобилист был отстранен от права управления автомобилем на 1 год.

Тем не менее Верховный суд встал на сторону автомобилиста, отменил постановление о лишении его водительских прав, и вот почему:

1. Как следует из материалов постановления Верховного суда, гражданин был в полном неведении о том, что на него был составлен протокол об административном правонарушении. Протокол был составлен без его присутствия, и об этом никто не уведомил главного и единственного участника ДТП.

2. Интересный факт, что сотрудники ГИБДД составили протокол лишь на следующий день (по памяти его писали, что ли? И вообще, где сотрудники были во время происшествия и откуда о нем узнали? Никак, в деле появились доброхоты, сообщившие по телефону "куда следует"?), 12 января. Немудрено, что в составленном официальном документе было множество ошибок и нестыковок, поэтому определением мирового судьи протокол был отправлен обратно в отдел ГИБДД на доработку. В документе не было сведений о ДТП и потерпевших, а также отсутствовали доказательства происшествия.

3. Судебное разбирательство происходило также в отсутствие участника аварии и без его извещения. По словам лишенного прав автомобилиста, ему даже не была предоставлена копия протокола. Хотя в материалах дела судьи указали об извещении автомобилиста телефонограммой, «что подтверждается телефонограммой должностного лица от 03 февраля 2017 года» .

Звонили из суда и по номеру телефона, оповещая о предстоящем времени и месте судебного заседания. Правда, попали не по тому адресу (номером пользовалось иное лицо, это выяснил ), но такая мелочь не смутила ищущих правосудия судей.


Несмотря на явные нарушения прав «газелиста» с самого начала странного дела и не принимая во внимание попытки водителя оправдаться перед законом (лишенный прав попытался восстановить справедливость в Тосненском городском суде Ленинградской области), суд оставил дело как есть. Областной суд, куда затем было подано обращение, также оставил решения судов нижестоящих инстанций без изменений.

Когда дело дошло до Верховного суда - есть же настойчивые граждане! - было принято следующее решение:

«Как усматривается из материалов дела и установлено нижестоящими судебными инстанциями, при изложенных выше обстоятельствах в результате дорожно-транспортного происшествия причинен вред только автомобилю «Газель 278814», государственный регистрационный знак, принадлежащему Турусову А.В., пострадавших в дорожно-транспортном происшествии нет (л.д. 2, 7-9).
Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу Турусова А.В., императивная обязанность оставаться на месте дорожно-транспортного происшествия и сообщать о случившемся в полицию у последнего отсутствовала ».

Судья ВС согласился и с доводами адвоката истца о том, что его клиент не был должным образом извещен о дате рассмотрения составленного на него административного материала, что нарушило его право на защиту и доказательства своей невиновности.

Постановление об административном правонарушении Верховным судом было отменено. Водитель не оставлял места ДТП, а значит, и не мог быть лишен за это прав.

Гражданин, который исчез с места столкновения автотранспорта, будет привлечен к ответственности, такой как лишение возможности управлять автотранспортом на промежуток времени от 1 года до 1,5 лет, также возможен административный арест максимум на 15 суток.

Водитель должен четко представлять, какой метод поведения выбрать, попав в дорожно-транспортное происшествие, и последовательность действий, которые ему необходимо произвести.

Попав в ДТП при участии личного автомобиля, водитель должен совершить ряд последовательных действий:

  • Прекратить движение своего автомобиля, то есть оставить его в конечной точке остановки;
  • Нажать кнопку аварийной сигнализации;
  • Воспользоваться знаком аварийной остановки. В пределах населенного пункта расположить его минимум в 15 метрах от автотранспорта, за его границами поставить знак минимум в 30 метрах;
  • Все относящиеся к произошедшей аварии предметы, трогать и перемещать запрещено. Иначе это может исказить видимость ДТП;
  • Вызвать скорую помощь, при наличии тяжелораненых граждан. Начиная с 2013 года службы экстренной помощи, такие, как скорая, пожарная и полиция, есть возможность вызвать с любого телефона РФ по короткому номеру «112»;
  • При наличии тяжело пострадавших, последних следует доставить в медицинское учреждение на личном автомобиле, не дожидаясь скорой помощи, и вернуться обратно к месту ДТП.

Однако далеко не каждый водитель, особенно если ДТП произошло по его вине, подчиняется заданным правилам и умышленно покидает место происшествия. Такой поступок влечет за сбой определенную государством ответственность.

Что значит оставление места дорожно-транспортного происшествия

Созданные законодателем правила дорожного движение, под оставлением места ДТП, определяют следующие действия: когда факт свершившегося происшествия инспектором ГИБДД оформляются в отсутствии участника аварии. За такой поступок водителя вполне могут лишить права управлять автомобилем в дальнейшем будущем.

Далее следует заметить, что перемещение автомобиля, уезд с места происшествия обоих участников, оформление по Европротоколу, а также временное отсутствие водителя успевшего вернуться обратно к моменту заполнения документации инспектором, считаться оставлением места ДТП не будут.

Помимо всего прочего, после того, как все объекты, участвующие в произошедшем, были зафиксированы, хозяева должны убрать свои автотранспортные средства с проезжей части, чтобы не затруднять движение на дороге. Однако здесь есть исключение. Если в результате аварии получили ранения или погибли люди, переместить автомобиль разрешено, только если он препятствует движению дорожного потока и объехать его невозможно.

Также временно отсутствовать на месте ДТП участник может при наличии тяжело травмированного гражданина, которого нужно отвести в медицинское учреждение, а кроме самих участников аварии сделать это больше некому. Но в любом случае временно отсутствующий водитель должен вернуться, чтобы оформить протокол.

Когда можно покинуть место ДТП

Государственным законодательством предусмотрен ряд уважительных причин, по которым участники аварии могут безнаказанно оставить место столкновения:

  • В связи с транспортировкой пострадавшего в аварии гражданина в медицинское учреждение;
  • Когда в результате произошедшей аварии автомобили участников происшествия полностью перекрыли движение по проезжей части и объехать их нет возможности. Здесь, для возобновления движения, автомобили нужно убрать;
  • В случае, если в результате ДТП никто из участников травм не получил, а водители мирно договорились о том, кто из них виновен в происшествии и мнения их в оценке сложившийся ситуации разногласий не находят, то место происшествия можно оставить и представителей соответствующих органов не ожидать. В такой ситуации на месте ДТП водители составляют наглядную модель произошедшего, оба ее визируют и передают в рядом расположенный пост ДПС, заявив там о случившейся аварии. Однако, что касается наглядной модели происшествия, то ее нужно составить как можно более точно: место аварии необходимо привязать к расположенным рядом неподвижным объектам, таким как, например, дорожная опора или знак, зафиксировать разметку дороги и так далее. В случае если у участников аварии есть сомнения в том, что наглядная модель удовлетворительная для объективной оценки ситуации, следует вызвать на место полицию;
  • Когда участниками произошедшей аварии является 2 транспортных средства, пострадавших нет, а ущерб причиненный гражданам не превышает суммы в 25 000 рублей, то вызывать уполномоченные органы не обязательно. Данную ситуацию законодатель разрешает урегулировать без посторонней помощи, только при участии обоих водителей.

При таком стечении обстоятельств существуют пункты, обязательные к исполнению:

  • оформить схему ДТП в количестве двух экземпляров (для каждого свой документ), завизировать оба экземпляра каждым из участников, то есть подтвердить согласие с очерченной моделью обоих граждан;
  • тщательно проверить тот факт, что вред исключительно материальный, то есть сами граждане не пострадали;
  • проконтролировать факт нанесения вреда только двум автомобилям, так как если у одной из машин имелся прицеп, то количество автотранспортных средств, участвующих в аварии будет равно трем;
  • удостовериться о наличии страховых полисов ОСАГО у всех участников ДТП и в том, что первые имеют не истекший срок действия;
  • удостовериться в одинаковой оценке повреждений вследствие ДТП у обоих участников.

Ответственность за оставление места дорожно-транспортного происшествия

За умышленное исчезновение с места произошедшего, ответственность недобросовестных водителей будет следующей:

  • действующие законодательные нормы, за отсутствие участника аварии на месте ДТП, не предполагают назначение штрафных санкций;
  • КоАП РФ накладывает взыскание в виде лишения виновных граждан прав, на вождение автотранспорта или присуждение административного ареста за исчезновение с места ДТП.

Из вышесказанного можно подвести итог, что за то, что водитель уедет с места происшествия, не совершив положенных операций, штрафом он не облагается. Что касается лишения прав на вождение или административного арест, то данную меру наказания должен определить суд.

Наказание в виде ареста может быть назначено исключительно судебным органом. Сотрудники автоинспекции данными полномочиями не обладают. Во время судебного процесса касающегося исчезновения с места ДТП, обвиняемый должен присутствовать в обязательном порядке, если ему грозит арест.

Помимо всего прочего, подозреваемый участник может быть арестован по причине передачи протокола в судебный орган той местности, где случилась авария. Как показывает практика, меры по лишению свободы применяются, только если ДТП повлекло серьезные для жизни людей последствия, а так же летальный исход, и виновному участнику грозит уголовное наказание.

В соответствии со статьей 12.27 КоАП РФ, лицо оставившее место столкновения, может быть наказано одним из способов: арест или лишение водительского удостоверения. Единовременно обе меры использовать для наказания одного водителя нельзя.

Лишают ли за это прав?

Лишение прав на вождение автотранспорта является наиболее распространенным при ведении дел об исчезновении водителя с места ДТП.

В случае если участвующий в аварии водитель оставил место ДТП без уважительных на то причин, ответственность, такая как лишение водительских прав, будет назначена при следующих условиях:

  • отсутствие водителя на месте ДТП не имеет законных оснований, предусмотренных в ПДД;
  • участник отвез пострадавшего гражданина в медицинское учреждение, однако о происшествии в ГИБДД не сообщил и не зафиксировал местоположение на схеме или видео-фото камере;
  • произошедшее ДТП не являлось значительным, однако виновное лицо должным образом не оформило документы о том, что стороны претензий друг к другу не имеют, договоренность была устной (здесь второй участник спустя время может обратиться в соответствующие органы, сообщить о ДТП и заявить, что виновник незаконно скрылся);
  • освободив проезжую часть, водитель предварительно не зафиксировал своего места расположения после факта аварии.

Все вышеперечисленные действия, совершенные водителем, практически всегда повлекут наказание в соответствии с требованиями КоАП РФ.

В каких случаях можно избежать ответственности за оставление места дорожно-транспортного происшествия

Когда водитель автотранспорта совершил ДТП и случайно не заметил этого, то взыскания существует возможность избежать по вполне законным основаниям. Однако здесь виновнику нужно будет доказать, тот факт, что оставил место пришествия он действительно случайно, потому что аварии не заметил.

Вставьте сюда свой текст

Законодательство в этом случае наказывает исключительно при наличии умысла в содеянном, такого как осознанный отъезд с места происшествия. Однако если действия водителя происходили по причине крайней необходимости, он так же может избежать наказания.

Однако в последнем случае должно соблюдаться важное условие: предотвращенный вред больше причиненного. То есть, другими словами, если водитель при транспортировке тяжелобольного гражданина в больницу, попал в ДТП и продолжил свой маршрут далее, тем самым оставив место аварии, суд сочтет данный факт уважительной причиной, так как ситуация была крайне необходимой и жизнь человека является большей ценностью, нежели причиненный материальный вред в результате ДТП.

Некоторые участники аварии во избежание ответственности неверно трактуют законодательство, пытаясь за ситуацию крайней необходимости выдать обычные жизненные ситуации, такие как, опоздание на рабочее место, угроза срыва поездки на самолете поезде и так далее. Эти причины уважительными не являются, то есть водитель должен оставаться на месте аварии и ждать инспектора ГИБДД, либо совершить положенные законодательством действия. Суд признает нарушителя виновным.

Так же если в результате ДТП был причинен вред, а водитель оставил место столкновения, это вряд ли поможет ему остаться безнаказанным. Всегда можно найти очевидцев происшествия, которые засвидетельствуют, что водитель совершил аварию, увидел повреждения и даже выходил из машины, а затем уехал.

Каждый водитель автотранспортного средства должен знать, что даже если один из участников незаконно покинул место столкновения, то оставшиеся на месте должны обязательно сообщить в соответствующий орган и дождаться оформления документов и обследования территории.

Также не исключен факт того, что оставивший место происшествия водитель вполне может заявить об аварии в полицию, обнаружив позднее повреждения на своем транспортном средстве, и потребовать найти виновное лицо. Если же виновное в аварийной ситуации лицо, находясь на месте происшествия, самостоятельно не оповестило о ДТП соответствующие органы, данный факт так же будет противоречить законодательству.

Прекратить делопроизводство в таком случае, даже по причине мирного урегулирования конфликта сторонами, будет невозможно. После возмещения вреда, виновное лицо может этим действием смягчить определенную законом ответственность, за то, что он оставил место ДТП.

Как избежать лишения прав

Когда было назначено судебное разбирательство в связи с тем, что виновник оставил место ДТП, последний должен в обязательном порядке присутствовать на процессе. Если в конкретный день и час гражданин не имеет возможности присутствовать на заседании, следует составить ходатайство, приложить документальное подтверждение уважительности причины отсутствия и передать в суд. В противном случае, в отсутствии виновника наказание может быть назначено максимально жестким.

На судебном заседании нужно будет доказывать, что отсутствие на месте ДТП было неумышленным, либо что сотрудники ГИБДД нарушили правовые нормы. Идеальным вариантом будет обратиться к автоюристу за помощью.

Специалист правильно построит линию защиты, грамотно преподнесет все имеющие доказательства и соответственно поможет избежать санкций в виде лишения права на вождение автотранспорта за то, что гражданин оставил место ДТП.

Помимо всего прочего, автоюрист в силу владения законодательными актами может переквалифицировать статью на иное правонарушение, за которое предусмотрен штраф.

На основании чего выносится постановление об оставлении места ДТП

Назначается ответственность водителя исключительно в судебном порядке. Для этого работники ГИБДД оформляют ряд необходимой документации по факту ДТП, определяют участников и характеризую транспортные средства. Помимо всего прочего, чтобы подтвердить наличие правонарушения, может быть назначена процедура исследования автомобиля участника, скрывшегося с места столкновения.

Приговор по делу будет назначать мировой судья. Виновное в правонарушении лицо уведомляется о начале процесса и имеет право построить и представить доказательную базу своей невиновности. Оспорить судебный акт нельзя. За то, что водитель оставил место ДТП, ему будет назначено наказание в виде ареста или лишение прав, иное законодательством по данной статье не предусмотрено.

Срок давности привлечения к ответственности

Срок давности такого рода правонарушения равен трем месяцам. То есть заниматься розыском виновного лица полиция будет ровно этот промежуток времени. Статья 4.5. КоАП — это пункт законодательства, определяющий промежуток времени, отведенный на исковую деятельность, по правонарушению связанному с оставлением места ДТП.

По п.6. ч.1 ст.24.5 КоАП после того как срок исковой давности истек, административное делопроизводство не открывается. Однако это не означает, что делопроизводство не начнется, если виновное в столкновении лицо не найдено. Расследование начинается прямо на месте происшествия и немедленно.

Дело, начатое по случаю оставления водителем места ДТП, если виновник скрылся и его местонахождение неизвестно, будет закрыто через три месяца по причине истечения срока давности. Однако в любом случае следует помнить, что оставление места ДТП несет отягчающий характер для водителя, если дело изменит свой ход.

Судебная практика

В начале 2017 года по ст. 12.27 КоАП РФ стали возникать отдельные спорные моменты, такие как:

  • является ли строгость наказания соответствующей поступкам и обстоятельствам;
  • какое наказание предусмотреть для водителя, случайно оставившего место аварии.

В первом варианте используется ст. 2.9 КоАП РФ. Она определяет малую значимость содеянного и позволяет избежать жестких мер наказания. Здесь судья объявит ответчику предупреждение.

Допустим, имел место случай, когда водитель, выезжая с места парковки, случайно задел другой автомобиль и поцарапал его. Виновный водитель столкновения не заметил и оставил место происшествия.

В ходе судебного процесса виновному водителю было присуждено лишение прав на вождение транспортных средств на 1 год. Получив из органов ГИБДД информацию о совершенном нарушении, ответственное лицо добровольно возместило причиненный ущерб пострадавшему.

В соответствии с Постановлением ВС РФ № 5 от 24.03.2005 г., данное действие является обстоятельством смягчающим вину. Была подана претензия, где документально была отражена оценка причиненного вреда и факт отказа пострадавшего от претензий.

В результате принятое ранее постановление, судом было отменено, а делопроизводство остановлено по причине малозначительности. Наказание за правонарушение было ограничено штрафной санкцией.

Так же рассматривалась ситуация 2017 года, когда водитель наехал на полностью затопленное водой препятствие, которое не было обозначено в силу объективных причин, созданную ситуацию не заметил и оставил место ДТП. Был вынесен приговор о лишении водителя прав управлять транспортом на 1 год.

Однако адвокат ответчика подал дело на пересмотр и доказал весомыми аргументами, что водитель не мог заметить дорожно-транспортного происшествия, иначе бы он не оставил данного места и провел процедуру в соответствии с требованиями законодательства. В итоге местным арбитражным судом было решено административное дело прекратить, а предыдущее постановление отменить.

Описать причину такого решения арбитражного судьи можно следующим образом. Под административным правонарушением законодательство рассматривает ряд действий, как умышленных, так и неумышленных, которые осуществляя, гражданин предвидит последствия, содеянного им, либо нет, однако он должен был и мог предвидеть.

Здесь судья счел, что ответчик не мог и не должен был предвидеть, что заденет какой-либо предмет, следовательно, наличия правонарушения в действиях водителя нет.

Следовательно, подводя итог, можно заметить, что такое правонарушение, как оставление места аварии не каждый раз сурово наказывается посредством ареста или лишения прав. Изменить ход процесса и получить взамен лишения или ареста штраф поможет качественная подготовка и помощь профессионала.

Обязательна ответственность за оставление места ДТП, и наказание за это в любом случае грозит нарушителю. Никто из автомобилистов не застрахован от неприятностей в виде столкновения или наезда на дороге. Но не все знают, как себя при этом вести. Охватывает паника и волнение тех, кто попал в малоприятную ситуацию впервые или незадолго после того, как получили водительское удостоверение, в силу отсутствия опыта. Нередки случаи, когда зачинщик аварии просто сбегает с места событий во избежание расплаты. Что делать и куда бежать виновному или пострадавшему?

В автошколах будущих автомобилистов учат теории, касаемо правил дорожного движения. В том числе разбирается и вопрос о дорожно-транспортном происшествии. Но в любой школе существуют ученики, не относящиеся добросовестно к урокам, поэтому необходимо вспомнить или просветить людей о понятии ДТП.

Дорожно-транспортное происшествие –событие, произошедшее на дороге с участием транспортного средства в процессе его движения, в результате чего имеются повреждения одного или нескольких автомобилей или иных материальных объектов, в том числе, когда имеются пострадавшие или погибшие люди.

Самые распространенные виды автокатастрофы, встречающиеся на дороге – это столкновение или наезд.

Второй вариант делится на группы:

Участниками дорожно-транспортного происшествия будут не только виновный и пострадавший, но и все те, кто принимал участие в инциденте. Пассажир в машине зачинщика ситуации при получении травм является пострадавшим, а пешеход, проходивший мимо, может стать ценным свидетелем.

Оформляется автокатастрофа при помощи вызова работников полиции. Для этого необходима хотя бы одна из сторон столкновения, желательно свидетель. Сейчас достаточно часто можно встретить небольшие инциденты, которые решаются автомобилистами или прочими участниками самостоятельно, не прибегая к помощи работников ГИБДД.

Поведение автомобилиста при дорожно-транспортном происшествии прописано в законе «О правилах дорожного движения».

ПДД содержит пункты последовательных действий:


Нередки случаи на дорогах, когда авария несет негативные последствия в виде пострадавших в физическом плане или вовсе погибших.

Если автокатастрофа повлекла за собой подобные случаи, то существует следующий план действий:

Несоблюдение пунктов может негативно отразиться на результате. КоАП РФ предусматривает меры наказания при совершенииавтомобилистомзлодеяния в связи с дорожно-транспортным происшествием. Составляется протокол, который повлечет административный штраф.

В состоянии стресса или желания избежать ответственности или по другим причинам, виновникинцидента покидает место столкновения, надеясь, что его деяния не будут обнаружены. Если автомобилист скрылся с места ДТП, статья административного кодекса ему обеспечена.

За такое поведение, согласно ч.2 ст.12.27 КоАП РФ, водитель:

  • отстранение от управления автомобилем на срок от одного до полуторалет;
  • получает административный арест до 15 суток;
  • в некоторых случаях получаетадминистративный штраф до 30 тыс. рублей.

В Государственной думе уже рассматривается предложение об ужесточении карательных мер за подобное правонарушение в виде создания уголовной статьи за уезд с места события.Многие граждане жалуются на то, что соответствие нарушения и ответственности за него не логичны.

В большей части подобных случаев горе-водители уезжают, а потом начинают выпивать спиртосодержащие напитки, желая успокоить нервы или заглушить вину. В таких случаях недобросовестная сторона катастрофы получит не только наказание за скрытие с места событий, но и за нарушение все той же статьи, но уже части 2.7. Этот подпункт подразумевает не употреблять алкогольные и психотропные вещества до того момента, как сотрудники ГИБДД решат провести экспертизу на предмет опьянения или пока они не вынесут постановление об освобождении от данной процедуры.

На самом деле, последняя рассмотренная часть статьи может спасти человека, который уехал с места автокатастрофы. Пострадавшая сторона может заявить о неадекватном поведении пьяного виновника аварии. А при обнаружении служащими полиции покинувшего участника места ДТП в состоянии опьянения (даже если он начал выпивать спустя некоторое время после инцидента), будут все основания поверить словам потерпевших, а это понесет ужесточение расплаты в виде добавления ч.3 ст.12.27 КоАП РФ.

Если зачинщик автокатастрофы сбил человека и уехал, бросив ситуацию на произвол судьбы, то здесь административные наказания уже не так страшны. Уезд с места ДТП, статья 125 Уголовного кодекса Российской Федерации, нанесет более тяжелый отпечаток на биографию человека. Преступление, повлекшее смерть потерпевшего, является тяжким.

Расплату за свой страх или черствость водитель понесет следующую:

  1. Штраф до 80 тыс. рублей.
  2. Обязательные работы длительностью до полугода.
  3. Исправительные или принудительные работы длительностью до 1 года.
  4. Арест до 3 месяцев.
  5. Лишение свободы до 1 года.

Вид наказания будет зависеть от степени тяжести нанесения вреда здоровью человека. Лучше не рисковать жизнью человека и своей биографией, а полностью признать вину и помочь пострадавшему. Сбить человека и покинуть место – тяжелое преступление, которое Уголовный кодекс не пропустит мимо себя.

При мысли об уезде с места ЧП необходимо помнить о том, что регистрационные номера транспортного средства запомнить не так сложно, а по ним служащие полиции найдут виновника в короткие сроки. Да и свидетелей произошедшего несложно отыскать, а уж кто-то из них точно видел в каком направлении отправилась машина после неприятной ситуации на дороге. Тем более, в современном мире практически везде висят камеры наблюдения, записи на них будут вещественным доказательством против зачинщика аварии и уйти от ответственности будет трудно.

Одним из видов наказания гражданина, оставившего место ЧП на дороге, является лишение прав управления. Срок, на время которого виновник останется без документа, небольшой –один-полтора года.

На какой именно период произойдет лишение, решает суд, основываясь на следующихфакторах:

Избежать наказания практически невозможно. Важно знать, что суду не получится объяснить факт оставления места события для транспортировки пострадавшего, если до отъезда в медпункт не зафиксировано столкновение хотя бы самостоятельно.

Бывают моменты, когда водитель становится пешеходом, но при этом несогласен с решением суда. Тогда ему дается определенный промежуток времени на обжалование приговора, выиграть такой судебный процесс достаточно сложно, но реально.

Срок давности такого правонарушения составляет три месяца. Если в течение этого времени виновник не будет найден, то дело прекращается. Когда скрывшаяся сторона будет обнаружена, то наказание останется таким же, как если бы она оставалась на месте недоразумения, несмотря на давность произошедшего.

Обязанность остаться на месте инцидента зафиксирована в законодательстве РФ, поэтому при игнорировании данного пункта человек подвергается наказанию. Лишение прав за покидание места аварии судом может происходить и в одностороннем порядке, если виновный не явился на заседание по разбирательству.

Согласно Российскому законодательству, автомобилист при дорожно-транспортном происшествии не обязан лично дожидаться приезда стражей полиции. Ведь время ожидания может затянуться, особенно в сезон гололеда, когда неприятные моменты случаются на каждом углу. Поэтому водители могут оставить транспортные средства, зафиксировав местоположение всех предметов аварии в виде фотографий, но при этом находиться в зоне видимости места инцидента (кафе, магазин, квартира). По приезде сотрудников ДПС автомобилисты обязаны подойти, чтобы описание столкновения не происходило со слов одной стороны.


Также оставление места автокатастрофы может не повлечь за собой наказания в случае ожидания служащих полиции более трех часов с момента первого звонка. Если по каким-либо причинам стражи порядка не появились, то можно повторно позвонить 102, сообщить, что сотрудники полиции не приехали по истечении трех часов и вы покидаете место аварии. При таком положении дел вина не предусматривается, так как, как гласит ст. 27.5 КоАП РФ, время задержания не может превышать более трех часов.

При обоюдном согласии сторон решения проблемы без вызова сотрудников ГИБДД необходимо составить расписку о том, что претензии участники не имеют.Если одна из сторон передала деньги другой в пользу ремонта транспортного средства, то это в письменном документе тоже необходимо отразить, как и то, какой транспортный ущерб был причинен во время несчастного случая. Это подстрахует каждую сторону от возможности остаться виноватым, ведь существуют недобросовестные лица, которые спустя полчаса могут вернуться на место инцидента, вызвать сотрудников полиции и сообщить им о том, что после автокатастрофы второй участник скрылся.

Если претензий обе стороны не имеют, но выплаты за нанесенный ущерб транспортным средствам желают оставить страховой компании, то следует соблюсти некоторые условия при составлении европротокола:

  1. Количество участников столкновения не превышает двух.
  2. Отсутствуют пострадавшие или погибшие люди.
  3. Обе стороны аварии имеют страховой полис ОСАГО.
  4. Обоюдное согласие в обстоятельствах столкновения или наезда.

Подробнее можно ознакомиться с правилами составления европротокола в Законе об ОСАГО.

Ответственность за оставление места ДТП на парковке остается такой же, как и на дорогах. Неумышленный уезд с места событий (например, водитель не заметил, что зацепил другой автомобиль) смягчающим обстоятельством являться не будет. Поэтому выезжать с парковки, парковаться нужно предельно внимательно. Водителям без стажа рекомендуется выбирать парковочный карман как можно больше, чтобы не допустить повреждений автомобилей.


Главным моментом, на который необходимо обратить внимание при дорожно-транспортном происшествии, является правильное оформление документов. Во-первых, в случае судебных разбирательств не придется доказывать тот или иной факт, не прописанный в протоколе. Во-вторых, неверное составление документов может повлечь за собой разбирательства со страховой компанией. Она, безусловно, произведет все выплаты в пользу пострадавшей стороны, но потом может взыскать оплаченную сумму с виновника аварии.

Если при составлении описания дорожного ЧП один из участников несогласен с мнением сотрудника ГИБДД, водитель должен подписать бумагу, но перед этим внести запись о своем несогласии. Документы автоматически перейдут в судебное разбирательство, на котором обязаны присутствовать выезжавшие на вызов по факту аварии сотрудники полиции. При этом раскладе и хорошем адвокате есть возможность сохранить статус невиновного и не потерять права управления автомобилем.

Практикуется оформление автокатастрофы не работниками ГИБДД, а аварийным комиссариатом.

Перед тем как обратиться за помощью к этой службе, нужно знать следующее:

  1. Услуга, оказываемая ими, является платной.
  2. При составлении документов аварийным комиссариатом, в случае несогласия, не представляется возможным обратиться в суд для дальнейшего разбирательства.
  3. Некоторые страховые компании отказывают в своих услугах при виде документов, составленных аварийным комиссариатом.

Информация, которая остается у аварийного комиссара, все равно передается в полицию, но лишь для того, чтобы зафиксировать факт столкновения для статистики. Дорожный патруль обязан написать объяснительную записку по факту аварии.

При обучении вождению необходимо очень хорошо знать правила дорожного движения. Несоблюдение этих правил как минимум влечет за собой административные протоколы с наличием штрафов (которые, надо заметить, с каждым годом становятся все выше и выше). А как максимум, нарушение ПДД приводит к прерыванию чьей-то жизни, возможно и не одной.

Важно не только соблюдать правила при вождении автомобиля, но и иметь гражданскую ответственность за свои ошибки перед пострадавшей стороной.

Поделиться: