Статья 195 3. Кто обязан применять профессиональные стандарты

Когда работодатель обязан применять профстандарт? Где это сказано? Разберем требования закона.

Есть ошибочное мнение, что применять профстандарт обязаны организации, у которых определенная организационно-правовая форма собственности. Например, бюджетники применять профстандарты обязаны, а коммерческие организации или индивидуальные предприниматели — нет. Это не так.

Обязанность применять профстандарты не зависит от организационно-правовой формы. Нет поблажек для ИП или малых предприятий.

Случаи, когда работодатели обязаны применять профстандарты

1. Если в законе есть требования к квалификации работника

Работодатели обязаны применять профессиональные стандарты, если в Трудовом кодексе, ином федеральном законе или нормативно-правовом акте указаны требования к квалификации работника. Такой вывод следует из формулировки статьи 195.3 Трудового кодекса «Порядок применения профессиональных стандартов».

В таблице ниже — несколько ярких примеров профессий, для которых есть требования к квалификации работников.

Категория работников Где установлены требования к квалификации Вывод
Педагогический работник ст. 331 ТК РФ , ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Педагогические работники обязаны соответствовать требованиям к квалификации, прописанным в законе, ТК РФ и профессиональных стандартах для педагогов
Главный бухгалтер в открытых акционерных обществах, страховых организациях, негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов и иных организациях, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах, органах управления государственных внебюджетных фондов, в том числе территориальных ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Для главного бухгалтера организаций, перечисленных в ч. 4 ст. 7 Закона о бухучете, обязательны требования к квалификации, установленные профессиональным стандартом «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 21.02.2019 № 103н)
Работники в сфере госзакупок по закону № 44-ФЗ ч. 6 ст. 38 , ч. 5 ст.39 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Квалификация работников контрактной службы, контрактного управляющего в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд должна соответствовать требованиям Закона № 44-ФЗ и профстандартам в этой сфере:
  • «Специалист в сфере закупок », утв. приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 625н;
  • «Эксперт в сфере закупок », утв. приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 626н.

Что делать работодателям:

  1. Быть внимательными и не пропустить требования к квалификации некоторых работников . Эти требования могут быть «разбросаны» где угодно: в ТК РФ, федеральных законах, нормативных правовых актах РФ. Если такие требования есть — работодатель обязан их учесть. Если существующие работники им не соответствуют — работников надо «подтянуть», а новые кадры набирать с учетом требований профстандартов.
  2. Проверять наличие принятого профессионального стандарта для соответствующих работ. В федеральных законах, нормативных правовых актах требования к квалификации зачастую даны в общем виде, а в профессиональном стандарте конкретизирован вид образования, направление подготовки и т.п. Например, в Федеральном законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» для главного бухгалтера ОАО и иных организаций, указанных в ч.4 ст. 7 , установлено требования к наличию высшего образования и определенного опыта работы. В профессиональном стандарте «Бухгалтер » требование к образованию дополнено прохождением главным бухгалтером дополнительных профессиональных программ - повышение квалификации , программы профессиональной переподготовки.

Реестр профессиональных стандартов ведет и обновляет Минтруд России. Тексты профстандартов размещены на сайте Минтруда России , а также в справочно-правовых базах. Вот несколько примеров:

  • Приказ Минтруда России от 21.02.2019 № 103н «Об утверждении профессионального стандарта “Бухгалтер”».
  • Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».
  • Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 626н «Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок».

2. Если работникам положены льготы, компенсации, ограничения

Работодатель должен быть в курсе требований статьи 57 Трудового кодекса . Здесь нас интересует следующая оговорка: если выполнение работ связано с предоставлением льгот и компенсаций или для работников есть ограничения, то и наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать квалификационным справочникам или профессиональным стандартам .

Пример : работник имеет право на льготную пенсию — в этом случае работодатель должен при переименовании должностей опираться на квалификационные справочники или профстандарты, если они уже появились.

Что надо знать о части 2 статьи 57 Трудового кодекса? Советы работодателю

Комментирует Евгения Конюхова, эксперт по трудовому законодательству:

«Норма части 2 статьи 57 Трудового кодекса не является новой и действует с начала существования Трудового кодекса. Напомню, в декабре 2013 года к квалификационным справочникам добавились профессиональные стандарты. Связано это, прежде всего, с тем, что некоторые должности, профессии, специальности в квалификационных справочниках не обновлялись более 25 лет и во многом не соответствуют современным требованиям. На практике работодатели могут столкнуться с тем, что по одной должности, профессии или специальности есть одновременно и квалификационный справочник, и профессиональный стандарт. На что ориентироваться при выборе наименования должности, профессии, специальности и определении квалификационных требований к ним? - работодатель принимает это решение самостоятельно. Норма является альтернативной, т.е. предполагает право выбора (письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253).

Внимание : если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот, либо есть ограничения, то работодатель обязан привести наименование должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним в соответствии с требованиями квалификационного справочника или профессионального стандарта.

Такое «переименование» необходимо проводить через процедуру перевода. Вносить изменения в штатное расписание:

  • добавлять новые наименования должностей, профессий, специальностей;
  • подписывать дополнительное соглашение к трудовому договору о переводе;
  • со дня, когда работники будут переведены на новые должности, профессии, специальности можно исключать из штатного расписания старые наименования».

Профстандарт на практике

  • если работодатель не нашел требований к квалификации своих работников в федеральном законе, ТК РФ, ином нормативно-правовом акте РФ, и
  • работа по определенным должностям, профессиям, специальностям не предполагает компенсации, льготы либо ограничения.

В этом случае работодатель сам решает, в каком объеме он будет ориентироваться на профстандарт, от первой до последней строчки или всего на одно предложение. Этот выбор — на ответственности работодателя.

Вариант 2: использовать профстандарты обязательно:

  • если работодатель нашел требования к квалификации своих работников в федеральном законе, ТК РФ, ином нормативно-правовом акте РФ;
  • если работа по определенным должностям, профессиям, специальностям предполагает компенсации, льготы либо ограничения.

Но! Работодатель вправе учитывать не все требования профстандарта, а только требования к наименованию должности (в случаях предусмотренных ч.2 ст. 57 ТК РФ) и требования к квалификации (знания, умения, опыт работы). В остальной части — описание трудовой функции, трудовых действий — по желанию.

Например, работодатель определяет самостоятельно, в каком объеме он возьмет из профстандарта описание трудовой функции для составления должностной инструкции.

Внедрение профстандартов в организации: что делать работодателю?

Для работы понадобится информация о наличии профессиональных стандартов и их применении (размещены на сайте Минтруда России).

Рабочая группа по внедрению профстандартов

Для внедрения профессиональных стандартов работодателю необходимо создать рабочую группу. Задача группы — разработать план по применению профстандартов у работодателя. Рабочая группа создается приказом руководителя. Количество и состав членов рабочей группы определяет исключительно работодатель. Рекомендуется включать в рабочую группу экономистов по труду или тех работников, которые ответственны за разработку штатного расписания, специалистов по управлению персоналом, юристов, возможно руководителей структурных подразделений. В плане по переходу на профессиональные стандарты подробно необходимо прописать действия, сроки и ответственных за каждый этап лиц.

Первое, что предстоит сделать рабочей группе, это соотнести должности, имеющиеся у работодателя, с профессиональными стандартами. Это самая глобальная и трудоемкая работа, т.к. при этом нельзя опираться только на название должности (профессии) в штатном расписании и название самого профессионального стандарта. Необходимо найти те профессиональные стандарты, которые могут потенциально подойти под должности (профессии) указанные в штатном расписании. Для этого нужно соотносить основную цель профессиональной деятельности по стандарту (графа «Основная цель вида профессиональной деятельности» профессионального стандарта) с целью работы по должности (профессии) у работодателя, дополнительно обращая внимание на графу «Группа занятий» в разделе общих сведений.

После того, как будут соотнесены должности, профессии, которые есть у работодателя, и выявлены профессиональные стандарты, которые подлежат применению, рабочая группа составляет отчет. В отчете надо отразить перечень принятых профессиональных стандартов, по которым есть виды деятельности у работодателя. Этот перечень станет основой для дальнейших действий.

Если работник не соответствует профстандарту — проводите аттестацию

На практике не все работники могут подойти под требования, изложенные в профстандартах.

Пример: работник занят на видах работ, названных в ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», например, на подземных работах. Должность работника должна называться так, как указано в профессиональном стандарте или квалификационном справочнике. А его знания, умения, опыт работы должны соответствовать квалификационным требованиям, приведенным в профстандарте. Работодатель выяснил, что есть работник, занимающий определенную должность, и есть требования профстандарта, но работник им не соответствует. Что делать с таким работником?

Увольнять по причине несоответствия профстандарту нельзя. Работодатель может провести аттестацию. Для этого придется разработать целую систему локальных нормативных актов, которая описывает процедуру, порядок проведения аттестации. Надо будет создать комиссию, определить критерии, по которым будем оценивать работника. По итогам аттестации комиссия сделает выводы: соответствует работник занимаемой должности или нет.

Допустим, работник не соответствует квалификационным требованиям. Можно ли уволить по этой причине? - этот вопрос остается сегодня открытым. Но работодатели должны учесть, что проводить аттестацию надо не с целью избавиться от «лишних» сотрудников, а с целью установить, кого из них направить на обучение и повышение квалификации. Цель должна быть благой — довести существующих работников до требуемого уровня.

Важно : работодатели могут принять решение и направить работников на курсы по повышению квалификации или переподготовку в целях достижения соответствия требованиям профстандартов. Но это право, а не обязанность работодателя! Работодатель сам определяет необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников (ст. 196 ТК РФ , п. 11 Информации Минтруда от 04.04.2016).

Новых работников, которых будем принимать после 1 июля 2016 года, надо четко отбирать по установленным квалификационным требованиям, которые прописаны в профстандартах. Это относится исключительно к работодателям, для работников которых:

  1. в Трудовом кодексе, ином федеральном законе или нормативно-правовом акте указаны требования к квалификации

и (или)

  1. в соответствии с частью 2 статьи 57 ТК РФ выполнение работ связано с предоставлением льгот, компенсаций или для работников есть ограничения.

Все остальные работодатели применяют профстандарты в качестве основы — для них профессиональные стандарты рекомендательные, а не обязательные.

Ст. 195.3 ТК РФ — новинка в кодексе. Она устанавливает правила, согласно которым применение профстандартов становится обязанностью работодателя. Рассмотрим эти правила в нашей статье.

Статья 195.3 ТК РФ и ее место в кодексе

Ст. 195.3 ТК РФ — одна из 3 статей кодекса, посвященных профессиональным стандартам, с которых начинается раздел действующего ТК РФ, в котором рассматриваются вопросы квалификации и дополнительного обучения работников.

Понятие профстандарта было введено в ТК РФ еще в конце 2012 года с включением в него ст. 195.1 (п. 4 ст. 1 закона РФ «О внесении изменений в Трудовой кодекс…» от 03.12.2012 № 236-ФЗ).

До 01.07.2016 эта статья оставалась единственной в ТК РФ (если не считать упоминания о возможности использования профстандарта для установления требований к квалификации в ст. 330.2), посвященной роли этого документа в определении квалификационных требований к работнику и определявшей ответственных за его внедрение в трудовые отношения.

О том, какой профстандарт существует для бухгалтера, читайте в статье .

С 01.07.2016 с вступлением в силу закона РФ «О внесении изменений…» от 02.05.2015 № 122-ФЗ текст ТК РФ, касающийся профстандартов, претерпел редакционные правки и был дополнен новыми статьями.

И если появление ст. 195.2 в кодексе было, по существу, результатом выделения ее текста из ст. 195.1, то ст. 195.3, посвященная основным правилам применения профстандартов, стала главным новшеством ТК РФ по этому вопросу.

До 01.07.2016 ответственность за установление порядка применения профессиональных стандартов возлагалась на Правительство РФ.

Правила использования профстандартов

Текст ст. 195.3 ТК РФ состоит из 3 абзацев. Правила применения профстандартов изложены в первых 2 из них. В последнем абзаце указывается на право регулирующего органа в сфере труда (Минтруда РФ) давать необходимые пояснения по этому вопросу.

Приведенные в статье правила делятся на 2 группы в зависимости от обязанности их применять:

  • обязательные;
  • необязательные.

Обязательность применения возникает в отношении тех положений профстандарта, которые соответствуют квалификационным требованиям, установленным на уровне:

  • ТК РФ или других законов;
  • иных нормативных актов РФ.

Прочие положения профстандартов необязательны для применения, но могут использоваться работодателями при разработке квалификационных требований к работникам, зависящих от выполняемых ими функций.

Ответы на часть возникших в связи с применением профстандартов вопросов дает Минтруд РФ в письме от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253. В отношении правил применения интерес среди них представляют следующие:

  • О назначении профстандартов. Этот документ определяет современные требования к профессии (п. 1).
  • Взаимодействии единых квалификационных справочников и профстандартов. Планируется постепенная замена справочников профстандартами (п. 4), а пока работодатель сам выбирает, требованиями какого документа ему руководствоваться (п. 5).
  • Важности указания должности работника по справочнику или профстандарту. Это существенно для должностей, предполагающих наличие льгот, компенсаций или ограничений (п. 6).
  • Перечне иных нормативных актов РФ, согласно которым возникает обязанность применять профстандарт. Это постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти (п. 8).
  • Изменении требований к работнику с принятием профстандарта. При несоответствии работника требованиям этого документа уволить его нельзя, но можно дополнительно обучить или подвергнуть аттестации (пп. 10, 11).

О том, как увязывается содержание профстандартов и федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (ФГОС), читайте в статье .

  • Ответственности за неприменение обязательного стандарта. Она будет административной в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ (п. 12).

Штрафные санкции по указанной в письме № 14-0/10/В-2253 статье КоАП РФ могут быть 2 видов:

  • За разовое нарушение трудового законодательства (п. 1), что предполагает назначение штрафа в размере:
    • 1 000-5 000 руб. для должностных лиц и ИП;
    • 30 000-50 000 руб. для юрлиц;
  • За несоблюдение требований квалификационного справочника или профстандарта при оформлении трудового соглашения (п. 3), что повлечет за собой штраф:
    • 10 000-20 000 руб. для должностных лиц;
    • 5 000-10 000 руб. для ИП;
    • 50 000-100 000 руб. для юрлиц.

Совершение аналогичного нарушения повторно приведет к существенному увеличению величины штрафа, максимальное значение которого (для юрлиц) может достичь 200 000 руб. (п. 5 ст. 5.27 КоАП РФ).

Особый порядок применения профстандартов

Внеся изменения в ТК РФ в отношении профстандартов, закон № 122-ФЗ установил еще одно правило, касающееся профессиональных стандартов, но не нашедшее отражения в тексте кодекса. Он предоставил Правительству РФ право определять особенности применения профстандартов следующими организациями (ст. 4):

  • государственными внебюджетными фондами;
  • государственными и муниципальными учреждениями и унитарными предприятиями;
  • государственными корпорациями и компаниями;
  • организациями с долей государственного участия в них более 50%.

В целях реализации этого права Правительством РФ принято постановление от 27.06.2016 № 584, установившее для вышеперечисленных организаций период поэтапного (с 01.07.2016 по 01.01.2020) внедрения профстандартов, на протяжении которого им предстоит:

  • создать отсутствующие стандарты и доработать существующие (подп. «а» п. 1 и п. 5);
  • провести дополнительное обучение работников (подп. «б» п. 1);
  • привести в соответствие с положениями профстандартов внутренние нормативные акты, связанные с оценкой квалификации работников (подп. «г» п. 1 и подп. «а» п. 3).

С учетом этих оговорок применение профстандартов указанными организациями с 01.07.2016 стало обязательно (п. 4 постановления № 584).

О том, как обязательность применения профстандарта повлияет на составление должностной инструкции бухгалтера, читайте в статье .

Итоги

Ст. 195.3 ТК РФ является нововведением в ТК РФ. В ней отражены основные правила применения профстандартов. Обязательность использования этих документов возникает в отношении включенных в них положений, установленных законами РФ (в частности, ТК РФ) и иными нормативными актами РФ. Особый порядок применения профстандартов установлен для государственных организаций и юрлиц с преобладающей долей участия государства в них.

С 01.07.2016 вступила в силу норма ст. 195.3 ТК РФ, согласно которой в случаях, когда нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты (далее — профстандарты) в части указанных требований обязательны для применения работодателями. В связи с этим для кадровиков представляет практический интерес вопрос о том, в отношении каких категорий работников и какими нормативными актами установлены требования к квалификации.

Абзацем 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ установлено, что трудовая функция — это работа по должности в соответствии со штатным расписанием либо по профессии; также может быть указана специальность и/или квалификация; либо трудовая функция указывается как конкретный вид поручаемой работнику работы.

Далее здесь содержится норма, устанавливающая зависимость между наименованием должностей, профессий или специальностей и квалификационных требований к ним и наименованиями и требованиями, указанными в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профстандартов.

Эта зависимость возникает в случаях, когда — в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами — с выполнением работ по определенным должностям , профессиям , специальностям (далее — позиции) связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений . В таких случаях наименование позиций и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профстандартов .

В связи с этим кадровики сталкиваются с проблемой определения, установлены ли для той или иной позиции:

  • компенсации;
  • льготы;
  • ограничения.

И если да — то в какой мере следует применять в таком случае профстандарты: полностью или частично?

Ответ на вторую часть вопроса (о пределах применения профстандартов) имеется как в законодательстве:

Извлечение из Трудового кодекса Российской Федерации

Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов

Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации , необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Характеристики квалификации , которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи , применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

так и в официальных разъяснениях:

Извлечение

из письма Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253

Информация Минтруда России по вопросам применения профессиональных стандартов

Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ , и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя.

только в части требований, установленных в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации , требования профессионального стандарта являются обязательными.

В другом письме Минтруд России также подчеркивает транснормативный и ограниченный характер обязательности применения профстандартов:

Извлечение

из письма Минтруда России от 05.04.2016 № 14-2/В-299

О применении профессиональных стандартов

Согласно статье 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, только в части требований, установленных в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, требования профессионального стандарта являются обязательными.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер .

Итак, абзац 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ устанавливает обязательность профстандартов только в части, касающейся наименований должностей/профессий/специальностей и квалификационных требований к ним и только для тех случаев, когда именно с наименованием позиции нормативными правовыми актами (далее — НПА) установлено предоставление компенсаций , льгот либо наличие ограничений .

Следовательно, нам с вами, коллеги, осталось «всего лишь» разобраться, какими нормативными документами установлена такая связь.

СВЯЗЬ ПОЗИЦИИ И РЕЖИМОВ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА

Постановлением от 10.12.2002 № 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы» (в ред. от 04.09.2012; далее — Постановление № 877)) Правительство РФ, ссылаясь на ст. 100 ТК РФ, установило, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, а при отсутствии соответствующего федерального органа исполнительной власти — Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Также Постановлением № 877 перечисленным выше федеральным органам исполнительной власти предписано утвердить до 01.04.2003 НПА, определяющие особенности режима рабочего времени и времени отдыха таких работников. Конечно же, в этот срок поручение выполнено не было, однако в 2003-2016 гг. многие министерства и ведомства все же утвердили положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников подведомственных организаций, имеющих особый характер работы. Соответственно, положения профстандартов, совпадающие с нормами таких НПА, являются обязательными (хотя нужно заметить, что далеко не всегда имеется непосредственная связь льгот и ограничений по продолжительности рабочего времени и времени отдыха с конкретными наименованиями позиций).

ДРУГИЕ КАТЕГОРИИ РАБОТНИКОВ, ДЛЯ КОТОРЫХ УСТАНОВЛЕНЫ КОМПЕНСАЦИИ, ЛЬГОТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Не утратило силу и применяется в настоящее время Постановление Минтруда России от 12.07.1999 № 22 «Об установлении продолжительности рабочей недели членам экипажей воздушных судов гражданской авиации», в соответствии с которым установлены особые условия труда для членов экипажей воздушных судов гражданской авиации — пилотов, штурманов, бортинженеров, бортмехаников, бортрадистов, бортоператоров.

К работникам, имеющим особые условия труда, специалисты в области трудового права относят также и другие категории работников, например, это:

  • врачи общей практики (семейные врачи) и медицинские сестры, работающие вместе с ними (Постановление Правительства РФ от 30.12.1998 № 1588 «Об установлении врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) ежегодного дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска за непрерывную работу в этих должностях»);
  • работники, которым установлен многосменный режим работы (Постановление Совета Министров и ВЦСПС от 02.07.1990 № 647 «Об увеличении продолжительности отпусков работникам угольной, сланцевой, горнорудной промышленности и отдельных базовых отраслей народного хозяйства»);
  • работники территориальных органов Чеченской Республики, а также работники, командированные в Чеченскую Республику, условия оплаты труда и предоставление дополнительныхм льгот которым установлены Постановлением Правительства РФ от 31.12.1994 № 1440 (в ред. от 14.01.2002), и др.

К работникам с особыми условиями труда можно также отнести тех работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств.

Согласно ч. 1 ст. 329 ТК РФ перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (утвержден 19.01.2008 Постановлением № 16).

Согласно ч. 2 ст. 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными Трудовым кодексом РФ. Здесь мы уже чаще встречаем прямую связь между наименованием позиции и льготами либо ограничениями.

И, наконец, предлагаем вашему вниманию таблицу, в которой приведены НПА, устанавливающие связь между позицией работников и квалификационными требованиями к ним . Соответственно, применение профстандартов в части совпадения с этими НПА также является обязательным.

См., например: Комиссарова Т. Ю. Дополнительные отпуска: кому, за что и сколько? // Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. № 2. С. 44-52; Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) (5-е издание, исправленное, переработанное и дополненное) (под ред. Ю. П. Орловского) («КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2009); Колбасов В. В. Отпуска. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2013.

Следует заметить, что эти сведения не носят исчерпывающего характера, так как процесс законотворчества не стоит на месте — перечень категорий работников, для которых устанавливаются требования к квалификации, постоянно расширяется.

В недавнем прошлом мы использовали для разработки должностных инструкций и функциональных обязанностей работников Единый тарифно-квалификационный справочник. Но, как показала практика, в нем не всегда получалось найти характеристики и квалификационные требования по тем или иным профессиям и должностям просто потому, что справочник устарел. На замену ЕТКС должны прийти профессиональные стандарты, разработка и утверждение которых активно ведется с апреля 2014г. В настоящее время готовы уже около 700 стандартов, а до 2018 года планируется утвердить порядка 1500 профессиональных стандартов.

Возникает закономерный вопрос: что с этим делать и нужно ли предпринимать какие-то действия кадровикам?

В 2014г. в Госдуму был внесен законопроект, который предполагал применение профстандартов как обязательных для государственных организаций с 2016г, а с 2020г. – для остальных. Но ситуация изменилась. Вышеназванный законопроект был снят с обсуждения и 2 мая 2015 года был опубликован закон № 122-ФЗ «О порядке применения работодателями профессиональных стандартов, который вносит изменения в Трудовой кодекс РФ и Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Изменения в ТК РФ относительно профстандартов уже были внесены 03.12.2012 году законом N 236-ФЗ, а именно добавлена статья 195.1 ТК РФ, в которой дали расшифровку понятия «Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника» (обратите внимание, что ранее квалификация оценивалась с учетом уровня образования и опыта работы). А также впервые дали понятие «Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности».

И теперь согласно новому закону № 122-ФЗ, в ТК РФ с 1 июля 2016 года будут введены новые статьи 195.2 и 195.3:

«Статья 195.2. Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов

Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов

Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.»

Исходя из формулировок части первой статьи 195.3 ТК РФ работодатели обязаны будут применять профстандарты, если при описании характеристик должности в нем будут четко заявлены квалификационные требования как обязательные. В противном случае, профстандарт можно лишь использовать как основу для разработку должностной инструкции.

Рассмотрим пример:

2 января 2015 года вступил в действие приказ Минтруда России от 04.08.2014 № 524н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда». В анализируемом профессиональном стандарте есть графа «уровень квалификации». Для соответствующих должностей устанавливается 6 и 7 уровень, характеристика каждого определяется приказом Минтруда РФ от 12.04.2013 № 148н «Об установлении квалификационных уровней для целей подготовки профессиональных стандартов».

Согласно анализируемому профессиональному стандарту для специалиста по охране труда установлены:

Требования к образованию и обучению Высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности ЛИБО высшее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда ЛИБО среднее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда
Требования к опыту практической работы Без предъявления требований к опыту практической работы, а при наличии среднего профессионального образования стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет
Особые условия допуска к работе При наличии у работодателя опасных производственных объектов - соответствующая подготовка и аттестация в области промышленной безопасности

То есть работник, претендующий на должность «Специалист по охране труда» должен соответствовать вышеназванным квалификационным требованиям. Таким образом, применение профессионального стандарта «Специалист по охране труда» является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ для всех организаций.

Должности и профессии согласно профессиональным стандартам разделены на несколько уровней квалификации от 1 до 9.

К профессиональным стандартам, в которых не установлены требования к квалификации относятся лишь те, в которых устанавливается уровень с 1 по 3. К таким профессиональным стандартам можно отнести, например профстандарт «Маляр строительный», требования к уровню квалификации которого 2. Для уровня 2 нет требований к квалификации. Для данного уровня установлены лишь требования к обучению, а именно работником должны быть получены основные программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих (как правило не менее 2 месяцев). Кроме того, в данном профессиональном стандарте отсутствуют и требования к практическому опыту. То есть, в данном случае работодатель берет профессиональный стандарт именно за основу и сам формулирует квалификационные требования к работнику. Например, если в организации работает маляр, то из профессионального стандарта можете взять наименование должности и содержание трудовой функции.

Начиная уже с уровня 4 устанавливаются требования к квалификации работника. Поэтому, если в профстандарте установлены квалификационные требования уровней с 4 по 9, то применение профстандарта будет является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ.

Исходя из вышесказанного, рекомендую до вступления в действие ст.195.2 и 195.3 ТК РФ с 01.07.2016г. выявить наличие утвержденных профстандартов на должности/профессии, имеющиеся в вашем штатном расписании, и определить к каким из них вы будете обязаны применять обязательные квалификационные требования и регулярно отслеживать появление новых утвержденных стандартов.

Реестр утвержденных профстандартов можно найти на сайте profstandart.rosmintrud.ru.

И в заключение, хочу довести до вашего сведения, что 19.10.2015г. был утвержден профессиональный стандарт «Специалиста по управлению персоналом», который предназначен как для руководителей кадровых служб, так и для специалистов по кадрам.

Наверно, не осталось уже в нашей стране HR-ов, которые ничего не слышали о профессиональных стандартах, которые вот уже 4 года активно разрабатывает и утверждает Минтруд РФ. До недавнего времени автор этого поста, несмотря на профессиональную занятость в сфере управления персоналом, как ни странно, принадлежал к счастливому меньшинству людей, которые, если что-то о профессиональных стандартах (для краткости - профстандарты) и слышали, то думали, что это не про нас, и вообще - когда-нибудь потом.

Тем не менее, неумолимая рука маркетологов от рынка образовательных услуг внесла свои коррективы, и вот уже в электронной почте лежит красивая презентация о том, что такое профстандарты, для чего они нужны, кто и как претворяет их в жизнь, и серьезный список нормативной документации, регулирующий их применение, с толкованием от именитых экспертов. Ну и конечно, под занавес - ненавязчивая ссылка на горячо любимую кадровиками статью 5.27 КоАП о штрафах за несоблюдение требований ТК РФ не далее, как уже с 01.07.2016, и коммерческое предложение о том, как быстро и недорого спасти работодателя от последствий несоблюдения законодательства.

Беглый анализ информации общедоступных источников по теме обязательности профстандартов в Интернет удивляет разнообразием мнений: тут и безапелляционные утверждения авторитетных экспертов, и экзотические версии якобы "инсайдеров"-разработчиков профстандартов, и словесные баталии на известных кадровых порталах, и скупые неоднозначные комментарии чиновников. В общем, сейчас каждый может выбрать себе версию по душе. Но закон то один на всех, и не далее как с 1 июля 2016 года все встанет на свои места.

Сразу оговорюсь, что этот пост автором сделан не для того, чтобы убедить кого-либо из коллег в какой-то однозначно верной точке зрения по поводу обязательности профстандартов. В рамках проведенного анализа будут рассмотрены 3 в основном представленные в медиа точки зрения по вопросу, и для каждой из них приведены аргументы "за" и "против". Позиция автора по этому вопросу сформирована, но она никоим образом не должны быть истолкована, как единственно верная, т.к. точку в этом вопросе поставит время, Законодатель и суды.

Итак, 24-го апреля 2015 года Государственная Дума РФ в третьем чтении рассмотрела Федеральный Закон № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" , 29 апреля его одобрил Совет Федерации, а 2-го мая подписал Президент. Закон вступает в силу с 01.07.2016 года. Полный текст ФЗ доступен в по ссылке в «Источниках информации» в конце поста, я же приведу здесь только ту самую статью 195.3 этого закона, об которую сломано столько копий, и которая, с точки зрения Законодателя, полностью раскрывает порядок применения профстандартов:

«Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов

Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов."

Итак, статья одна, а мнений об обязательности применения работодателями профстандартов, как минимум, три.

Мнение первое: С 1-го июля 2016 года все утвержденные профессиональные стандарты являются обязательными к применению всеми (в том числе и коммерческими) предприятиями

Главный (и, в общем-то, единственный) аргумент "за" - каждый профессиональный стандарт утверждается приказом Минтруда, который является ведомственным нормативно-правовым актом (НПА). Косвенный вывод о том, что приказ является НПА, можно сделать, обратившись к Постановлению Правительства РФ от 13.08.1997 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» , где говорится: "Нормативные правовые акты издаются Федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений..."

Соответственно, буквально следуя первому абзацу статьи 195.3, каждый профстандарт, утвержденный НПА, является обязательным для применения всеми организациями без исключения.

Казалось бы, что еще нужно - все абсолютно логично, связно, четко написано и есть аргументация, но...

1) Ненадолго предположим, что Законодатель действительно вкладывает в часть первую статьи 195.3 такой смысл. Но тогда не будет большой беды, если мы для удобства восприятия добавим в формулировке статьи к "НПА" еще и "профстандарты", т.к в этой идеологии НПА включают и профстандарты: "Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, профессиональными стандартами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями."

Занятно получается: все профессиональные стандарты, в соответствии с утвержденным макетом, содержат требования к квалификации (в макете предусмотрены соответствующие разделы "Требования к образованию и обучению", "Требования к опыту практической работы"). Вопрос: зачем по тексту упоминается ТК РФ и другие ФЗ, если, исходя из заявленной логики, уже само по себе наличие профстандарта делает его обязательным к применению? Зачем Законодателю прописывать эту, в общем-то, нехитрую мысль таким изощренным способом? Все коллеги так или иначе разрабатывали нормативную документацию, согласитесь, что если бы вам нужно было утвердить какой-либо ЛНА, допустим, с 1-го марта, то в приказе об утверждении вы бы написали "Положение вводится в действие с 1 марта", а не "Положение вводится с 1 числа месяца 1 квартала, но не с 1 января, и не с 1 февраля". Законы пишут специально обученные люди, до утверждения документы проходят правовую и лингвостилистическую экспертизу. Почему, в этом случае, никаких замечаний и уточнений в процессе утверждения законопроекта ни у кого не возникло, ответа эксперты-толкователи не дают.

2) Продолжим эксперимент. Если только что в первой части статьи Законодатель всех без исключения обязал применять утвержденные профстандарты в части квалификационных требований, то с какой целью во второй части статьи он вдруг говорит о каких-то характеристиках квалификации, которые работодатель применяет в качестве основы для определения требований к квалификации? Разве не этот же Законодатель в первой части статьи только что жестко ограничил всех работодателей в праве самостоятельно определять квалификационные требования, если для должности есть утвержденный профстандарт? Конечно, опытные коллеги могут возразить, что из под пера разработчиков ТК РФ иной раз и не такие шедевры коллизий могут появиться. Но как сами коллеги оценят вероятность того, что закон прошел 3 чтения, изменился до неузнаваемости, получил множество отзывов замечаний, и никто из участников согласования не обратил внимания на такие явные противоречия? На мой взгляд, такая вероятность крайне мала.

3) Некоторые эксперты, в подтверждение точки зрения обязательности применения профстандартов в части квалификационных требований для всех, приводят также Решение Верховного Суда РФ от 25.05.2015 N АКПИ15-388 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим раздела II Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37" (ссылка на текст в «Источниках информации»). И сопровождают этот громкий заголовок комментариями о появлении судебной практики по обязательности применения профстандартов. Все бы ничего, но что-то заставляет задуматься, как решение ВС РФ от 25 мая 2015 должно являться судебной практикой для применения ФЗ, который вводится в действие с 1 июля 2016 года.

Ну да ладно, самое интересное в сути вопроса: гражданин попросил ВС РФ признать частично недействующим Квалификационный справочник, на основании которого ему требовался 5-летний стаж, научные труды или изобретения, чтобы занять должность научного сотрудника. Из решения не ясно, сам гражданин додумался, что именно эти требования КС мешают его назначению на должность, или ему отказывал в этом работодатель, ссылаясь на КС. Во всяком случае претензии у гражданина были не к работодателю, а именно к справочнику, который, по его мнению, препятствовал реализации его конституционных прав и свобод. ВС РФ вполне логично и закономерно отказал гражданину в его требовании, мотивируя это тем, что (цитата) "справочник носит для работодателя рекомендательный, а не обязательный характер", т.е., по сути, указал гражданину на несостоятельность его претензий к справочнику, потому что справочник сам по себе ни в коей мере права и свободы не ограничивает. Но вернемся от гражданина к профстандартам: ВС РФ в своем решении дежурно указывает, что с 1 июля 2016 года вступает в действие вышеупомянутый ФЗ, и цитирует ту самую часть первую статьи 195.3. И на этом о профстандартах в решении, собственно, все.

Так на каком основании это решение, которое, по сути, концептуально противоречит обязательности применения профстандарта, как документа-правопреемника ЕКС и ЕТКС, и не содержит никакой дополнительной информации по применению профстандартов, кроме уже имеющейся, должно трактоваться как положительная судебная практика об обязательности применения всех профстандартов всеми работодателями без исключения? Уверен, уважаемый ВС РФ был бы крайне удивлен такой трактовке своего решения, которое, скорее всего, было выбрано в качестве подтверждения мнения первого по заголовку, без учета реального содержания.

Мнение второе: Профстандарты обязательны к применению в части квалификационных требований в том случае, если выполняемые трудовые функции в соответствующем профстандарте соответствуют четвертому и выше уровням квалификации (по шкале уровней квалификации, предусмотренной специальным приказом Минтруда). Если трудовые функции по профессии ограничены первыми тремя уровнями, то работодатель самостоятельно определяет квалификационные требования.

Это довольно экзотическое мнение встречается в медиа намного реже, чем первое. Причиной его появления, видимо, является стремление одновременно увязать идею о необходимости применения всех профстандартов всеми работодателями без исключения и одновременно преодолеть логические противоречия мнения первого, о которых говорилось выше.

Действительно, при такой трактовке в тексте появляется определенный смысл: все профстандарты обязательны, будучи НПА (по той же логике с НПА, что и в первом мнении), но для некоторых профстандартов квалификационные требования не установлены законодательно, так как в них перечислены только трудовые функции первых трех уровней квалификации. А для первых трех уровней квалификации, квалификационные требования законодательно не установлены. И только такие профстандарты не являются обязательными в части требований к квалификации, и работодатель самостоятельно определяет квалификационные требования по данным профессиям.

Довольно удобная и не лишенная определенной логики трактовка, но, к сожалению, далеко не бесспорная, и вот почему:

1) В качестве обоснования такой позиции, эксперты ссылаются на Приказ Минтруда России от 12.04.2013 N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов " (ссылка на текст в «Источниках информации»). В приказе выделяются 9 уровней квалификации, которые отличаются 3-мя показателями уровня квалификации и способом достижения этого уровня (ссылка на приказ в конце поста). Поскольку для первых трех уровней квалификации в графе "Основные пути достижения квалификации" не предполагается прохождение образовательных программ обучения квалифицированных работников, а для всех следующих уровней это указано, некоторые консультанты делают вывод, что для первых 3-х уровней требования к квалификации не установлены. Так, для первого уровня квалификации необходим инструктаж или краткосрочное обучение, а для второго и третьего уровней - программы профессионального обучения.

Как, видимо, считают сторонники мнения второго, поскольку приказ Минтруда - это НПА, и в нем для первых трех уровней квалификации не установлены требования к квалификации, то именно работников, выполняющих трудовые функции первых трех уровней, имел в виду Законодатель в части второй статьи 195.3.

Эксперты, дающие такое толкование, к сожалению, явно не знакомы с ФЗ "Об образованиив Российской Федерации" (ссылка в «Источниках информации»). А между тем, рассматриваемый нами приказ Минтруда, в части основных путей достижения квалификации, написан в точном соответствии с формулировками статьи 12 вышеуказанного ФЗ. Статья 12 ФЗ в пункте 3, в частности, определяет основные образовательные программы, которые реализуются в РФ, а именно

1. Основные общеобразовательные программы

2. Основные профессиональные образовательные программы.

К основным образовательным программам относятся:

Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

Образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3. Основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих

Как можно легко увидеть, эта типология, в том числе, и легла в основу различных уровней квалификации в Приказе Минтруда. Например, третий уровень квалификации предполагает достаточность для выполнения трудовой функции основных программ профессионального обучения, а четвертый - уже требует среднее профессиональное образование.

Но означает ли это, что первые три уровня не предполагают наличия квалификации? Для ответа на этот вопрос вновь обратимся к ФЗ "Об образовании в РФ", а именно-статье 73 "Организация профессионального обучения", и уже в пункте 1 видим:"Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования."

Т.е. результатом профессионального обучения является приобретение знаний, умений и навыков для работы, что в терминологии статьи 195.1 ТК РФ означает - приобретение определенной квалификации. Более того, в соответствии со статьей 60 этого же ФЗ "Об образовании в РФ" лицам, прошедшим профессиональное обучение, выдается документ о квалификации (например, свидетельство о профессии рабочего). Да, те самые "корочки", которые позволяют работнику выполнять трудовые функции и работать по профессии.

Таким образом, в отношении уровней квалификации 2 и 3 приказом Минтруда установлены характеристики квалификации, предполагающие прохождение профессионального обучения, что, на мой взгляд, делает вывод экспертов об отсутствии требований к квалификации по этим уровням, мягко говоря, неубедительными. В отношении же уровня 1, на мой взгляд, следует руководствоваться той же логикой: инструктаж либо краткосрочное обучение тоже направлены на приобретение знания, необходимого для работы, а значит определяют характеристику квалификации.

2) В более чем 800 утвержденных на текущий день профстандартах крайне редко встречаются профстандарты, в которых предусмотрены только трудовые функции, для выполнения которых достаточно только первых трех уровней квалификации. Абсолютное большинство профстандартов для рабочих включают в себя и трудовые функции, соответствующие 4-му уровню квалификации. Напомню, что эксперты, придерживающиеся второго мнения, считают, что не обязательными в части квалификационных требований являются только те профстандарты, в которых приведены трудовые функции, соответствующих уровню квалификации, меньшему 4-го. Соответственно, абсолютное большинство профстандартов является обязательными к применению всеми работодателями.

В этом случае снова возникает вопрос об адекватности Законодателя: зачем давать работодателю право устанавливать некие требования к квалификации по крайне ограниченному набору профессий низкого уровня квалификации? Если профессиональное обучение, по логике экспертов, не означает наличия у работника квалификации, то какие тогда характеристики квалификации из профстандартов работодатель применяет в качестве основы для определения требований к квалификации (часть вторая статьи 195.3)? Ответов на эти вопросы в своих комментариях эксперты, к сожалению, не дают.

Таким образом, по-моему мнению, второе мнение по вопросу обязательности применения всеми профстандартов, хоть и является, на первый взгляд, более осмысленным, чем первое, на поверку слабо подтверждается (а скорее опровергается) существующей нормативной базой и логикой нормотворчества.

Мнение третье: Профстандарты обязательны для применения всеми работодателями без исключения, но только в том случае, если упомянутые в них требования к квалификации уже предусмотрены ТК РФ, Федеральными законами, иными НПА (но не самим профстандартом). При этом обязательными эти требования являются в той части, которая совпадает с требованиями, установленными вышеназванными документами.

В части требований и других характеристик квалификации, которые прямо не упомянуты в вышеназванных документах, профессиональные стандарты могут быть использованы для самостоятельного формирования работодателем квалификационных требований с учетом особенностей предприятия.

Самое интересное, что для того, чтобы так сформулировать мнение, достаточно всего лишь немного перефразировать текст статьи 195.3. И никаких скрытых подтекстов, правовых коллизий, и отсылок на несуществующую судебную практику. Скучно и доступно, в статье написано то, что и имеется в виду. Парадокс в том, что сторонников такой трактовки обязательности профстандартов значительно меньше, чем первых двух.

Для первых двух мнений приведены аргументы "за" и "против". Нужно быть честным, и такие же аргументы привести и для третьего мнения. К сожалению, до конца честным у меня быть не получится - я не нашел прямых аргументов "против", хотя действительно, объективно их искал. Единственное, что сбивает с толку при такой трактовке статьи - это фраза "характеристики квалификации" во второй части, вместо более логичной фразы "требования к квалификации". Впрочем, понятие "характеристики квалификации" более широкое, и по смыслу отсылки к первой части статьи понятно, что речь идет в том числе и о требованиях.

Теперь, что касается аргументов "за":

1) Есть очень интересное интервью от О.Ю.Баталиной , Председателем комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов. Она дала это интервью 16 апреля 2015 года, за неделю до того, как лично представила законопроект (а именно она отвечала за его представление) на третье чтение в Государственной Думе РФ. Ссылка на полное интервью есть в «Источниках информации», здесь же приведем наиболее интересную, с точки зрения подтверждения мнения третьего, часть:

"Законопроект устанавливает, что профстандарты являются обязательными для применения работодателями, если требования к квалификации работника установлены в Трудовом кодексе, федеральных законах и других нормативно-правовых актах. О каких актах идет речь? Можно привести пример из сферы гражданской авиации. Минтранс РФ в 2010 году своим приказом утвердил Порядок функционирования непрерывной системы профподготовки, включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала. Именно эти требования и должны быть обязательными. В другой сфере – здравоохранении – закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает необходимость наличия у медицинских и фармацевтических работников сертификатов специалиста. Порядок и условия выдачи такого сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам утвержден приказом Минздрава от 2012 года. Ни у кого нет сомнения, что не может существовать гражданская авиация, если, например, порядок допуска к работе не является обязательным для исполнения. Не может быть так, что для одной компании этот порядок обязателен, а для другой нет. Также немыслимо допускать к работе медицинского работника без соответствующего сертификата специалиста независимо от того, в каком медучреждении он работает. Аналогичные требования к квалификации установлены в законодательстве и к ряду других специальностей.

В остальных случаях, когда обязательность применения квалификационных характеристик не оговорена в законодательстве, они используются работодателем в качестве основы для определения требований к квалификации с учетом особенностей конкретного производства. При этом решение о том, что конкретно использовать из требований профстандартов в кадровой политике, при управлении персоналом, при обучении, аттестации своих сотрудников, при разработке должностных инструкций, присвоении тарифных разрядов работодатель принимает самостоятельно.

В данном подходе законопроект не содержит различий применения этих норм как государственного, так и для частного сектора. При этом для госсектора предусмотрено дополнительное требование. Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений наделено правом дополнительно определять требования профстандартов, обязательные для применения госсектором."

Комментировать, собственно, нечего. Один из авторов законопроекта пояснила, что речь в части обязательности идет об уже закрепленных законодательно требованиях к квалификации. Врачи, летчики, учителя, водители, - все должны иметь необходимые навыки или соответствующее образование и опыт, для того, чтобы выполнять свои трудовые функции в любой (как государственной, так и коммерческой) организации, что уже отражено в существующей нормативно-правовой базе. И с 1 июля 2016 профстандарты, в части совпадающих с уже имеющимися в нормативно-правовой базе требованиями к квалификации, становятся обязательными к применению для все работодателей.

2) Есть также довольно свежее письмо Минтруда от 30.12.2015 (ссылка в «Источниках информации»), отвечающее на вопрос об обязательности применения профстандартов. В этом письме за подписью Заместителя директора Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства А.В. Анохина, после перечислений всех уже известных нам статей о профстандартах, есть вот такой абзац:

"Таким образом, в настоящее время в законодательстве отсутствуют нормы об обязательности применения работодателями профессиональных стандартов коммерческими организациями."

Далее А.В.Анохин указывает, что исключением из этого правила являются указания об обязательности употребления работодателем наименования должности в трудовом договоре так же, как она указана в профстандарте, если в соответствии с ТК РФ или ФЗ РФ для этой должности предусмотрены какие-либо компенсации, льготы или ограничения. Данное требование содержится в статье 57 ТК РФ, и абсолютно логично продолжает ранее имевшееся в предыдущей редакции статьи требование об обязательном соответствии наименования должности квалификационным справочниках при наличии тех же условий (так, например, все "вредные" профессии должны были четко соответствовать ЕТКС и вредным спискам, чтобы у работника не возникло проблем с ПФР при подтверждении льготного пенсионного стажа).

Конечно, 2 вышеприведенных комментария являются именно комментариями, а не официальными разъяснениями, которые можно было бы предъявлять надзорным органам, которым, наверняка, тоже понадобится время, чтобы разобраться в правилах применения профстандартов. Хотя, по мнению некоторых экспертов, ГИТ планирует уже 1-го июля провести общероссийский флешмоб по проверке соответствия всех работников профстандартам...

Как же, в соответствии с этим подходом, предполагается применять профстандарты?

Для наглядной иллюстрации, как это выглядит на практике, можно взять следующие примеры:

1. Откроем Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ссылка на текст в «Источниках информации»). Пунктом 7 данного ФЗ установлены следующие требования к квалификации главного бухгалтера ОАО, он должен:

1) иметь высшее образование;

2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

А теперь откроем профессиональный стандарт "Бухгалтер" , и найдем трудовую функцию "Составление и предоставление финансовой отчетности экономического субъекта", которая является типичной функцией главбуха. И вот что указано в квалификационных требованиях:

Требования к образованию и обучению:Высшее образование, Среднее профессиональное образование, Дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки

Требования к опыту практической работы: Не менее пяти лет из последних семи календарных лет работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, при наличии высшего образования - не менее трех лет из последних пяти календарных лет.

Таким образом, данный профстандарт является обязательным для всех главных бухгалтеров ОАО в РФ в части квалификационного требования - наличия высшего образования и стажа работы, связанной с ведением бухучета, определенного ФЗ. Третье требование ФЗ (неснятая или непогашенная судимость за экономические преступления) не является квалификационным (оно не касается знаний, умений, навыков и опыта работы), и естественно, что в профстандарте его нет, а значит и обязательным, с точки зрения исполнения профстандарта, оно не является.

Следовательно, надзорные органы после 1-го июля 2016 года смогут оштрафовать работодателей, которые являются ОАО, по статье 5.27 КоАП, если начиная с 1-го июля 2016 года на должность главного бухгалтера работодатель принял или перевел работника, не имеющего высшего образования и вышеуказанного стажа работы на дату приема/перевода. При этом, с точки зрения трудового законодательства, если у принятого или переведенного работника есть неснятая или непогашенная судимость за преступления в сфере экономики, то хотя это и является нарушением положения ФЗ, это не может быть квалифицировано как нарушение ТК РФ, так как положения статьи 195.3 выполнены.

Для главных бухгалтеров организаций других форм собственности (не являющихся ОАО), их работодатели могут устанавливать квалификационные требования, ориентируясь на требования, указанные в профстандарте, но требования профстандарта сами по себе, не будучи закрепленными нормативными актами работодателя, не являются обязательными.

2. Откроем ТК РФ, статью 330.2 "Особенности приема на подземные работы"

«Лица, принимаемые на подземные работы, не должны иметь медицинские противопоказания к указанным работам и должны удовлетворять соответствующим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов».

В качестве примера профстандарта возьмем, например, профстандарт "Изолировщик на подземных работах в строительстве" . В этом стандарте в требованиях по образованию и обучению указаны образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, программы переподготовки и квалификации. Соответственно, на эту профессию нельзя принимать или переводить работника, у которого нет хотя бы среднего профессионального образования (неважно, профильного или нет), потому что ТК РФ ссылается на профстандарт, а в профстандарте указано требование по наличию среднего профессионального образования. При этом за нарушение данной статьи могут оштрафовать уже сейчас, т.к.статья 330.2 уже с декабря 2012 года содержит требование по соответствию профстандарту. Другое дело, что сами профстандарты, устанавливающие конкретные требования появляются не одномоментно. Тем не менее, в силу закона, их требуется соблюдать в части требований к квалификации, и для подземщиков статья 195.3 подтверждает, по-сути, уже работающее правило.

Можно привести и массу других примеров - врачи, летчики, педагоги, аудиторы и т.п. Но уже понятно, что в соответствии с этой трактовкой закона, круг профессий, для которых профстандарты в части квалификационных требований являются обязательными, ограничен. Более того, абсолютное большинство работодателей знакомо с уже действующими требованиями ТК РФ, ФЗ, других НПА к этим профессиям, и их исполняет, потому что они, как правило, очевидны: никто не посадит комбайнера за штурвал самолета, не позволит арматурщице колоть людям уколы, а биологу - писать аудиторские заключения. Единственное, что теперь, если такие случаи вдруг вскроются, это становится нарушением именно трудового законодательства, и за это положен штраф по статье 5.27 КоАП.

Что же касается еще одной страшилки от экспертов, о возможном увольнении уже принятых и не соответствующих требованиям профстандартов сотрудников, то в соответствии со статьей 12 ТК РФ действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом. Рассмотренный нами ФЗ таких случаев не предусматривает, а значит все работники, принятые и переведенные до 1 июля 2016 года на должности и профессии, для которых какие-то квалификационные требования профстандартов все-таки окажутся обязательными, даже в случае несоответствия этим требованиям своей квалификации, спокойно продолжают работать дальше. Более того, как уже отмечалось многими коллегами, ТК РФ просто не содержит такого основания увольнения, как несоответствие квалификации требованиям профстандарта. Есть основание по п.3 статьи 81 ТК РФ, в виде несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, но это долгий и тернистый путь, к тому же ненужный работодателю, который как-то с таким неквалифицированным сотрудником работал, и в абсолютном большинстве случаев не планировал расставаться. И здесь действительно имеет смысл проанализировать возможности доведения квалификации до требуемой (возможно, работника придется куда-нибудь переводить и возвращать обратно), после чего можно будет спокойно жить и работать дальше. В этом будет заинтересован и сам работник, так как следующий его работодатель уже не сможет принять его на работу на аналогичную должность на законных основаниях, и при возможной потере работы (от этого никто не застрахован), придется тратить время на получение необходимых документов, подтверждающих навыки и образование.

Что же касается приемов, переводов на эти должности после первого июля без нужных квалификационных документов – к сожалению да, это будет нарушением трудового законодательства со всеми вытекающими последствиями. Остается только надеяться на разумность требований к профессиям и должностям в существующей нормативно-правовой базе (для этого эту базу придется, как минимум, внимательно просмотреть), и отслеживать появление новых требований в НПА и новых профстандартов. Уверен, что со временем профессиональное сообщество сформирует конкретный список таких "особенных" профессий и должностей, и проблем с применением квалификационных требований не будет.

Итак, мы рассмотрели три наиболее распространенные точки зрения относительно применения профессиональных стандартов. С моей точки зрения, именно третье мнение наиболее вероятно и является справедливым. И дело не только в рассмотренной нормативной базе и комментариях. Дело в, мягко говоря, спорности идеи единовременно обязать всех работодателей без исключения применять профессиональные стандарты в нашей стране.

Согласно недавним исследованиям Росстата, около 60 процентов россиян работают не по специальности. Это огромная цифра, которая отражает разрыв между теми, кого в нашей стране учат и теми, кто в стране реально востребован. О причинах этого разрыва можно рассуждать долго, и это не предмет обсуждения в рамках этого поста. Но давайте только представим, что с 1-го июля всей этой огромной массе людей единовременно будет закрыта возможность работать без отсутствия необходимого образования.

Эксперты, продвигающие мнение первое и второе, убеждают, что в этом и есть посыл Минтруда, так как обязательное применение профстандартов приведет к упорядочиванию рынка труда и сокращению разрыва между образованием и потребностями экономики, но они, видимо, очень давно (если вообще) работали на реальном предприятии. В пример экспертами, как правило, приводятся работники кадровых служб или служб охраны труда, которым срочно нужно пройти курсы повышения квалификации, чтобы соответствовать профстандартам. Работающие не по специальности люди - это не только кадровики и инженеры по охране труда, которые в основной своей массе - люди с высшим образованием, и которым достаточно пройти курсы повышения квалификации для соответствия якобы обязательному профстандарту.

Это еще и рабочие парни и девушки, которые от безденежья сразу после школы или армии устроились на производство, и у многих из которых получилось уже на рабочем месте получить нужные знания, навыки и допуски, и которые теперь, получается, не соответствуют написанным для их профессий обязательным профстандартам. Это и ребята, которые в силу отсутствия жизненного опыта, по настоянию родителей, при отсутствии какой-либо информации от государства о востребованности специальностей на рынке труда, получили в ВУЗе раскрученную специальность, и споткнувшись о жесткую конкуренцию на рынке труда, нашли себя в другом направлении. Это и жители моногородов, которых реорганизация на градообразующем предприятии заставляет цепляться за любую возможную работу, так как социальная мобильность в стране по прежнему низкая. Это и люди старшего поколения, получившие свое образование в СССР, которые после распада государства были вынуждены сменить род занятий, потому что их исходная профессия в рыночной экономике оказалась не востребована. Это и иностранные граждане (как гастарбайтеры, так и топ-менеджеры), образование которых совершенно точно нельзя назвать соответствующим российским специальностям, но которые работают и выполняют трудовые функции, для которых профстандарты устанавливают квалификационные требования в соответствии с российской системой образования. Список можно продолжать и продолжать.

Получается, что профессиональный опыт всех этих людей бесполезен, так как на следующее место работы их просто не смогут принять по причине отсутствия необходимой квалификации? Что делать всем этим людям, если профстандарты с 1 июля фактически закабалят их за той специальностью (если она есть), которая указана в их документе об образовании?

Эксперты говорят - срочно повышать свою квалификацию до предусмотренной профстандартом. Но кто даст всем этим людям деньги, а главное - оплачиваемое время, чтобы это сделать? По данным ВЦИОМ на декабрь 2015, только 28 процентов семей в РФ имеют среднемесячный доход свыше 15 тысяч рублей на человека. Понятно, что эти цифры условны (человек в принципе не склонен говорить правду о своих доходах) но примерно они отражают реальную картину - у людей сегодня нет лишних денег на обучение, а главное - никто не даст им ни 250 часов на профпереподготовку, ни уж тем более несколько лет на получение нужного уровня образования. Эксперты говорят, что все эти затраты должны лечь на работодателя, - но это вообще из области фантастики. Мы правда думаем, что в текущих условиях повышения налоговой нагрузки, кризисных явлений в экономике и общей нестабильной ситуации, государство внезапно отберет у хозяйствующих субъектов имеющиеся человеческие ресурсы по причине якобы их несоответствия квалификации, и заставит заплатить деньгами и простоем за возможность этими же ресурсами пользоваться дальше?

Как уже было отмечено в начале статьи, все, что здесь написано является частным мнением автора, который не представляет ничьих официальных точек зрения, не преследует никаких коммерческих целей и не претендует на то, чтобы быть истиной в последней инстанции. Более того, главная рекомендация - при всех спорных моментах, касаемо применения профстандартов, лучшим решением будет получение официального ответа от Минтруда, тем более что ТК РФ прямо уполномочивает Минтруд эти разъяснения давать. До получения же официальных разъяснений, лучше не делать поспешных выводов, особенно если последствиями этих выводов становятся реальные затраты денег, времени и нервов.

Всегда есть соблазн принять чье-то авторитетное мнение и применить готовое решение, только вот, в отличие от источника авторитетного мнения ваши выгоды совсем не очевидны. Экспертов же можно понять: золотой дождь из гонораров за семинары и курсы повышения квалификации льется начиная с 2014 года, а как оно будет на самом деле - все смогут узнать только после 1-го июля 2016. А если этим вопросом активно не интересоваться, ответ на него можно вообще никогда не узнать: ГИТ просто не будет проверять исполнение статьи 195.3, т.к. с точки зрения закона там особо нечего нарушать, а HR-ы, у которых будут проводиться проверки, будут уверенно докладывать своим директорам - мы правильно сделали, что заставили всех учиться, вот лист с предписаниями от ГИТ, в котором ни слова о нарушениях законодательства в части профстандартов.

Ну а если даже вдруг выяснится, что всеобщее обучение и консалтинг под профстандарты были необязательными, всегда можно сослаться на первый опыт применения и несовершенство законодательной базы. Только, к сожалению, это не вернет экспертам репутацию, а вам - потраченные деньги и время.

Источники информации:

1.Федеральный Закон № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

http://www.rg.ru/2015/05/06/trk-dok.html

2.Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»,

https://regulation.gov.ru/Regulation/Materials/16

3.Решение Верховного Суда РФ от 25.05.2015 N АКПИ15-388 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим раздела II Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37".

http://www.vsrf.ru/moving_case.php?findByNember=%C0%CA%CF%C815-388

4.Приказ Минтруда России от 12.04.2013 N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"

http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/48

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

5.Комментарий О.Ю. Баталиной об изменении к третьему чтению законопроекта ФЗ № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

http://www.komitet1.km.duma.gov.ru/site.xp/056049049124051057048054.html

http://www.01gl.ru/#!/document/97/256970/

7. Профессиональные стандарты «Бухгалтер», «Изолировщик на подземных работах

http://profstandart.rosmintrud.ru/reestr-professionalnyh-standartov

8. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

http://www.rg.ru/2011/12/09/buhuchet-dok.html

9. Трудовой кодекс РФ, статьи 195.1, 330.2, 81, 12

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_34683/

Поделиться: