Рассредоточение и эвакуация населения. Рассредоточение и эвакуация

Рассредоточение и эвакуация населения (РЭН) - один из способов его защиты от поражающих факторов при ЧС.

Рассредоточение - это организованный вывоз (вывод) и размещение в загородной зоне персонала ОЭ, свободного от работы, а также персонала, обеспечивающего жизнедеятельность города (работников коммунального хозяйства). Рассредотачиваемые постоянно приезжают на свои рабочие места, а по окончании работы - возвращаются в загородную зону. Время на дорогу в город и обратно не должно превышать 2 ч.

Эвакуация - это организованный вывод (вывоз) из города и размещение в загородной зоне персонала ОЭ, прекращающего работу в городе, а также остального населения. Эвакуированные постоянно проживают в загородной зоне до особого разрешения.

Загородной зоной называется территория за пределами зоны возможных разрушений. Ее граница устанавливается в зависимости от категории (важности) города. Каждому ОЭ в загородной зоне назначается район размещения.

Рассредоточение рабочих, служащих и членов их семей осуществляется по территориально-производственному принципу комбинированным способом, т.е. всеми видами транспорта или пешком в минимальные сроки (в течение 24 ч с момента получения сигнала). Должны быть обеспечены движение колонн и транспорта, питание, медицинское обслуживание, защита.

Население эвакуируют по территориальному принципу, т.е. по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы. Транспортом вывозятся рассредотачиваемые и формирования ГО, больные, престарелые, инвалиды, женщины с детьми до 10 лет. Остальное население может выводиться пешком до пункта промежуточной эвакуации. Выполнение мероприятий РЭН во много раз уменьшит плотность населения города, что резко снизит потери. Кроме того, на оставшееся население должно быть достаточное количество мест в ЗС ГО.

При организации движения пеших колонн разрабатываются их маршрут, состав колонн, исходный пункт и рубежи регулирования движения, время их прохождения. Назначаются места и продолжительность привалов, расположение медпунктов, пунктов обогрева, промежуточных пунктов эвакуации, а также возможность вывоза людей транспортом обратно в места постоянного размещения. Определяются сигналы управления и порядок их доведения до людей.

Эвакуация организуется через сборные эвакуационные пункты , которые размещаются в общественных зданиях (школах, клубах, театрах). Сборный эвакопункт обеспечивает сбор, регистрацию и отправку населения на станции посадки или на исходные пункты формирования пеших колонн. В районе расположения сборного эвакопункта должны быть защитные сооружения и другие учреждения обеспечения жизнедеятельности. Каждому сборному эвакопункту присваивается номер.

Об эвакуации население оповещается через ОЭ, милицию, жилищно-эксплуатационные органы, сеть радио- и телевещания. По этому сигналу люди, взяв с собой документы, деньги, необходимые вещи, медикаменты, запас продуктов и воды, прибывают на сборный эвакопункт.

На каждый транспорт (эшелон, судно, автоколонну) назначается начальник, который должен обеспечить выполнение графика движения.

В пешей колонне может быть до 1 тыс. человек с разделением на группы по 50-100 человек. У начальника колонны имеется схема маршрута, рассчитанная на один суточный переход, совершаемый за 10-12 ч движения. Скорость движения колонны - до 5 км/ч, дистанция между колоннами - 500 м.

Через каждые 1,5 ч движения делается привал на 15 мин, а через 6 ч - большой привал (до 2 ч). На привалах осуществляются подтягивание колонн, оказание медицинской помощи, проверка наличия людей, обеспечивается прием горячей пищи. На маршруте оборудуются защитные сооружения и пункты водоснабжения.

В загородной зоне для приема эвакуированных создаются приемные эвакопункты . Они обеспечивают размещение эвакуированных и снабжение их всем необходимым. Приемные эвакопункты создаются в помощь соответствующему штабу ГО и формируются аналогично СЭП из числа руководителей сельских районов. Составу приемного эвакопункта сообщаются график прибытия транспорта и пеших колонн, их численность, место промежуточного пункта эвакуации, вид и количество транспорта, который можно использовать для доставки людей от промежуточного пункта эвакуации . Приемные эвакопункты также развертываются в общественных зданиях вблизи пункта высадки.

Эвакомероприятия планируются заранее, тщательно и регулярно проверяется возможность их выполнения и обеспеченность.

При планировании эвакомероприятий необходимо отработать вопросы обеспечения жизнедеятельности населения

Транспортное обеспечение заключается в организации вывоза людей в районы РЭН, вывоза материальных ценностей, перевозки рабочих смен из районов рассредоточения на ОЭ и обратно.

Медицинское обеспечение планируется осуществлять через действующую сеть больниц, поликлиник и медпунктов сельской местности, усиленную за счет вывозимых из города лечебных учреждений и медперсонала.

Из-за значительной миграции населения надо быть готовыми к появлению очага бактериологического поражения. В этих условиях значительно возрастет роль оказания медпомощи на дому.

На сборных, приемных, промежуточных пунктах эвакуации, станциях посадки, пересадки и высадки усиливаются существующие или развертываются дополнительные (новые) медпункты. Для оказания медицинской помощи в пути на каждый эшелон (колонну) выделяются медработники с необходимым оборудованием, а на некоторые маршруты - санитарные машины с подвижной бригадой медпомощи.

Противорадиационное и противохимическое обеспечение предусматривает организацию разведки, обеспечение населения индивидуальной и медицинской защитой, подготовку средств специальной обработки и обеззараживания, строительство ЗС ГО на путях РЭН, приспособление существующих помещений для защиты людей, доведение до населения режимов радиационной защиты, правил пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты, организацию контроля радиоактивного облучения.

Организация питания, обеспечение водой и предметами первой необходимости осуществляются через соответствующие службы сельских районов (торговли, бытового обслуживания, общественного питания), усиленные за счет эвакуированных. На маршрутах в холодное время организуются пункты обогрева и снабжения водой из закрытых источников. Первые 2 суток люди могут питаться взятыми с собой запасами.

Успешное проведение РЭН в огромной степени зависит от морально-психологического состояния населения, что достигается проведением целеустремленной и кропотливой работы соответствующими инстанциями.

укрытие население защитный сооружение

Рассредоточение и эвакуация населения - один из способов защиты населения от оружия массового пора­жения (ОМП).

Под рассредоточением понима­ют организованный вывоз из городов и других населенных пунктов и разме­щение в загородной зоне свободной от работы смены рабочих и служащих объектов, продолжающих работу в во­енное время. К категории рассредото­чиваемых относится также персонал объектов, обеспечивающий жизнедея­тельность города (например, работни­ки коммунального хозяйства). Рабочие и служащие, отнесенные к категории рассредоточиваемых, после вывоза и расселения их в загородной зоне по­сменно выезжают в город для работы на своих предприятиях, а по оконча­нии работы возвращаются в загород­ную зону на отдых.

Эвакуация представляет собой ор­ганизованный вывоз или вывод из го­родов и других населенных пунктов и размещение в загородной зоне осталь­ного населения, а также вывоз или вывод населения из зон возможного за­топления. В отличие от рассредоточен­ных эвакуированные постоянно прожи­вают в загородной зоне до особого распоряжения.

Загородная зона представляет со­бой территорию, расположенную за пределами зон возможных разрушений в городах. Каждому предприятию, уч­реждению, учебному заведению города, из которого планируется рассредоточе­ние и эвакуация, в загородной зоне назначается район размещения насе­ления, который в зависимости от ко­личества рабочих, служащих и членов их семей может включать один или не­сколько расположенных рядом насе­ленных пунктов.

Районы расселения рассредоточи­ваемых рабочих и служащих в заго­родной зоне должны находиться на таком удалении от города, которое обеспечило бы их безопасность, а на переезд людей для работы в город и их обратное возвращение в загород­ную зону для отдыха затрачивалось бы минимальное время.

Районы расселения рассредоточи­ваемых целесообразно также распола­гать вблизи железнодорожных станций и автомобильно-дорожных маги­стралей. Расселяют рабочих, служащих и членов их семей с соблюдением произ­водственного принципа. При этом со­храняется целостность предприятия, облегчается отправка рабочих смен в город на работу и обеспечение людей питанием, медицинским обслужива­нием.

Рабочих и служащих объекта, пе­реносящего свою производственную деятельность в загородную зону, раз­мещают вблизи имеющихся или вновь создаваемых производственных баз за районами размещения рабочих и слу­жащих предприятий, продолжающих работать в городе. Эвакуированное население, не связанное с производст­вом и не являющееся членами семей рассредоточиваемых рабочих и служа­щих, размещают в более отдаленных районах загородной зоны, а население, эвакуированное из зон возможного за­топления, - в населенных пунктах, на­ходящихся вблизи этих зон.

Эвакуация широко применялась в Великую Отечественную войну. Одна­ко эти эвакуационные мероприятия принципиально отличаются от эвакуа­ционных мероприятий, намечаемых на случай войны в современных услови­ях. Во время Великой Отечественной войны, например, население эвакуиро­валось в отдаленные районы в проти­воположном направлении от против­ника, современная эвакуация предус­матривает вывод и вывоз населения из наиболее вероятных объектов ядерно­го нападения противника в безопасные зоны во всех направлениях от городов.

Рассредоточение и эвакуация во много раз снижают плотность населе­ния городов, а, следовательно, и поте­ри населения могут быть значительно уменьшены. Принципиальная схема рассредоточения и эвакуации пред­ставлена на рис. 1.

Непосредственно организацией и проведением эвакуационных меропри­ятий занимаются руководители и штабы гражданской обороны объектов и эва­куационные комиссии, создаваемые в городах (городских районах). Рассре­доточение и эвакуацию организуют и проводят после получения распоряже­ния об их проведении.

Для проведения рассредоточения и эвакуации используются все виды об­щественного транспорта (железнодо­рожный, автомобильный, водный), не занятого военными и неотложными производственными и хозяйственными перевозками, а также транспорт инди­видуального пользования.

Для вывоза населения железнодо­рожным и водным транспортом ис­пользуются пассажирские железнодо­рожные составы и пассажирские теп­лоходы, а при их недостатке - и товарные вагоны, грузовые суда и бар­жи. Предусматриваются более уплот­ненная загрузка вагонов и судов, а также увеличение длины поездов.

Вывоз рассредоточиваемого и эва­куируемого населения автотранспор­том обычно планируется на неболь­шие расстояния. Для этого использу­ются автобусы и приспособленные для перевозки людей грузовые автомоби­ли. Определенная часть населения, особенно подлежащая эвакуации, мо­жет выводиться пешим порядком. Вы­вод населения пешим порядком орга­низуется колоннами по дорогам, не за­нятым другими перевозками или по обозначенным маршрутам и колонным путям.

Для организованного движения пе­ших колонн разрабатывают схему их маршрута, на которой указывают со­став колонны, маршрут движения, ис­ходный пункт, пункты регулирования движения и время их прохождения; районы и продолжительность прива­лов; медицинские пункты и пункты обогрева; промежуточный пункт эва­куации (ППЭ), порядок и сроки выво­да (вывоза) колонны из этого пункта в район постоянного размещения; сиг­налы управления и оповещения.

При угрозе нападения противника и недостатке транспортных средств важное значение приобретают сроки эвакуации населения за пределы зон возможных разрушений. В этих слу­чаях используют комбинированный способ, который позволяет провести эвакуацию в кратчайшие сроки. Сущ­ность комбинированного способа эва­куации состоит в том, что массовый выводнаселения из городов пешим по­рядком сочетается с вывозом всеми ви­дами имеющегося транспорта. Этот способ является основным.

Все работы по организации и про­ведению рассредоточения и эвакуации населения осуществляются в соответ­ствии с планом и указаниями руководителя ГО объекта. Для руководства рассредоточением и эвакуацией насе­ления на объекте создается эвакуаци­онная комиссия, а на крупных объек­тах, кроме того, могут создаваться также сборные эвакуационные пункты (СЭП). Приказом руководителя ГО объ­екта создается администрация СЭП. Председателем объектовой эвакуаци­онной комиссии назначается один из заместителей руководителя объекта.

Рассредоточение и эвакуация на­селения проводятся через сборные эва­куационные пункты. Под них обычно отводятся школы, клубы и другие об­щественные здания. Предназначаются СЭП для сбора, регистрации и отправ­ки населения, эвакуируемого транспор­том, на станции, пристани и другие пункты посадки, а эвакуируемого в пе­шем порядке (пешими колоннами) на исходные пункты пешего движения. СЭП организуют обычно вблизи же­лезнодорожных станций, платформ, портов, пристаней, а для населения, выводимого пешим порядком, - вбли­зи маршрутов вывода в назначенные районы.

На территории СЭП и вблизи него должны быть подготовлены убежища и укрытия из расчета размещения в них людей, которые могут одновремен­но находиться на пункте. Каждому СЭП присваивают номер; к нему при­писывают ближайшие объекты народ­ного хозяйства, а также ТСЖ, население которых будет эвакуиро­ваться через данный СЭП.

Получив распоряжение о проведе­нии рассредоточения и эвакуации, руководителя ГО объекта организует вы­полнение эвакуационных мероприятий в соответствии с планом и распоряже­нием старшего начальника.

Население объекта о начале эва­куации оповещается через предприя­тия, учреждения, учебные заведения, ТСЖ, полицию, а также радиотранс­ляционную сеть и местное телеви­дение, по другим каналам мультимедиа. Получив извещение о начале рассредоточения и эвакуации, населе­ние должно немедленно подготовить и взять с собой документы, деньги, необ­ходимые вещи и запасы продуктов и явиться на сборный эвакуационный пункт в строго определенное время.

В случае, если рабочих и служа­щих разместить вместе с семьями не представляется возможным, членов их семей эвакуируют отдельно в более от­даленные районы по направлению рас­средоточения (эвакуации); время их явки на сборный эвакуационный пункт будет установлено особо.

Прибывших на сборный эвакуаци­онный пункт людей регистрируют, группируют по вагонам железнодорож­ного эшелона или по автомашинам (судам) и в назначенное время выво­дят к пунктам посадки на транспорт. Представители объекта совместно с администрацией станции (пункта, при­стани) осуществляют посадку людей в вагоны, автомашины, суда и поддер­живают установленный порядок.

На каждый железнодорожный эше­лон (судно) назначается начальник эшелона (судна), на автомобильную колонну - старший автоколонны, на каждый железнодорожный вагон - старший вагона. Начальники железно­дорожных эшелонов и старшие авто­колонн должны принимать все меры к тому, чтобы выдержать график дви­жения транспорта и прибыть на соот­ветствующую станцию (пункт) в заго­родной зоне в установленное время.

Вывод населения объекта пешим порядком осуществляется по заранее установленным маршрутам, рассчитан­ным, как правило, на один суточный переход, совершаемый за 10-12 час. движения. Численность пеших колонн может колебаться от 500 до 1000 чело­век. Для удобства управления колон­ну следует разбивать на группы по 50-100 человек, а во главе групп на­значать старших. Старшие групп обя­заны проверять численность налично­го состава, не допускать в группы по­сторонних лиц и следить, чтобы не было отстающих. Скорость движения колонн на маршруте следует выдержи­вать в пределах 4-5 км/час, а дистан­ции между колоннами -до 500 м.

При совершении марша через каж­дые 1-1,5 ч движения делают малые привалы продолжительностью 10- 15 мин, а в начале второй половины суточного перехода устраивают боль­шой привал на 1-2 ч, как правило, за пределами зоны возможных разруше­ний. На малых привалах людям ока­зывают необходимую медицинскую по­мощь, проверяют состав колонн (групп), оказывают помощь отстаю­щим, предоставляют людям кратковре­менный отдых. За время привала рас­тянувшиеся колонны подтягиваются. На большом привале, помимо этого, организуют прием горячей пищи.

При проведении рассредоточения и эвакуации организуют медицинское обслуживание. С этой целью на СЭП, станциях (портах, пристанях) посад­ки развертывают медицинские пункты. На каждый поезд (судно) назначают 1-2 работников со средним медицин­ским образованием, а в состав пешей колонны включают 1-2 медицинских работников и 1-2 сандружинницы.

Люди, двигающиеся в пеших колон­нах, по сигналу «Воздушная тревога» укрываются в складках местности или в ближайшем защитном сооружении. При вынужденной остановке эшелона (автоколонны), вызванной применени­ем противником оружия массового по­ражения, следует быстро высадить людей из вагонов (автомашин) и при­нять необходимые меры по защите их в складках местности или в ближай­ших защитных сооружениях. Если при движении в загородную зону встре­тятся районы радиоактивного, химиче­ского или бактериологического (био­логического) заражения, то их по воз­можности обходят с наветренной сто­роны. В случае, когда обхода нет, эти районы преодолевают на повышен­ных скоростях в средствах индивиду­альной защиты.

Для организации приема и разме­щения рассредоточиваемого и эвакуи­руемого городского населения, а так­же снабжения его всем необходимым создаются приемные эвакуационные комиссии и приемные эвакуационные пункты сельских районов. Приемные эвакуационные комиссии района, по­селка, создаются ре­шением соответствующего исполнительного комитета муниципального органа. Приемные эваку­ационные комиссии проводят свою ра­боту во взаимодействии со штабами и службами ГО. В состав приемной эвакуационной комиссии сельского (поселкового) Со­вета включаются ответственные работ­ники исполнительного комитета муниципального органа, руководители предприятий торговли, общественного питания, медицинских, бытовых и других учреждений, прив­лекаемых для обеспечения рассредото­чиваемого и эвакуируемого населения. Пред­седателем приемной эвакуационной комиссии сельского (поселкового) Со­вета муниципального органа назначается ответственный работник местного Со­вета.

На приемные эвакуационные ко­миссии сельского Совета возлагается разработка и своевременная коррек­тировка (уточнение) раздела плана ГО по приему и размещению рассре­доточиваемого и эвакуируемого насе­ления; встреча, прием, учет и разме­щение прибывшего населения, а также снабжение его всем необходимым; представление донесений вышестоя­щим приемным эвакуационным орга­нам о ходе приема, размещения и обе­спечения прибывшего городского насе­ления, обеспечения отправки населения в конечные пункты его размещения.

При угрозе нападения противника проводят мероприятия по приведению станций, пристаней, пунктов высадки (выгрузки), приемных эвакуационных пунктов в готовность к приему насе­ления.

Приемная эвакуационная комиссия районного (поселкового) Совета уста­навливает связь с эвакуационной ко­миссией городского района (объекта) и уточняет вопросы приема и размеще­ния населения, графики движения эшелонов, автомобильных и пеших ко­лонн, численность отправляемого каж­дым эшелоном, автоколонной, пешей колонной населения, место промежу­точного пункта эвакуации (ППЭ) пеших колонн, вид и количество транс­порта для перевозки населения из ППЭ к районам расквартирования, а также вопросы снабжения и обслужи­вания населения.

По указанию приемной эвакуаци­онной комиссии района для приема населения, прибывающего из города, развертывают приемные эвакуацион­ные пункты (ПЭП). Последние оборудуются в школах, детских садах, клу­бах и других общественных зданиях недалеко от станции (пунктов) высад­ки людей. На ПЭП возлагаются: встреча при­бывшего населения, распределение его по населенным пунктам, оказание пер­вой медицинской помощи, организо­ванная отправка людей к местам рас­квартирования.

В местах расселения освобождают помещения, предназначенные для раз­мещения рассредоточиваемого и эва­куированного населения, уточняют все вопросы размещения людей по домам (квартирам) местных жителей (в по­рядке подселения), в пансионатах, пионерских и туристских лагерях, под­собных хозяйствах и других обществен­ных зданиях. Заблаговременно под­готавливают коллективные средства защиты. Если укрытий ко времени прибытия городского населения будет недостаточно, то организуют дополни­тельное их строительство. Для выпол­нения этих работ привлекают все тру­доспособное население, в том числе и прибывшее из города.

Исключительно большое значение имеет снабжение в загородной зоне рассредоточенных рабочих, служащих и членов их семей, а также эвакуиро­ванного населения продуктами пита­ния, предоставление им коммунально-бытовых услуг и медицинского обслу­живания.

Снабжение населения продуктами питания и предметами первой необхо­димости возлагается на службу тор­говли и питания сельского района. Первые двое суток люди должны пи­таться запасами продуктов, привезен­ных (принесенных) с собой.

Коммунально-бытовое обслужива­ние населения в районах размещения возлагают на местные коммунально-бытовые учреждения (мастерские, па­рикмахерские, прачечные, бани). Ко­личество их при необходимости может быть увеличено в результате размеще­ния в загородной зоне аналогичных учреждений, вывезенных из города. Следует также широко привлекать к работе в коммунально-бытовых учреж­дениях специалистов различных ком­мунально-бытовых служб из эвакуи­рованного населения.

Медицинское обслуживание насе­ления возлагают на существующую сеть лечебных учреждений - больницы, поликлиники, сельские медицин­ские пункты и аптеки. Работа их в ус­ловиях радиоактивного, химического и бактериологического (биологическо­го) заражения резко осложнится, так как кроме общих больных могут по­ступать люди, пораженные радиоак­тивными, химическими веществами и бактериальными средствами. Значи­тельно возрастает роль оказания меди­цинской помощи на дому. Поэтому принимают меры к расширению сети поликлиник, больниц и медицинских пунктов, а также по увеличению чис­ленности медицинских кадров; привле­чению к работе врачей, медицинских сестер, фельдшеров из эвакуированно­го населения и использованию лиц, имеющих медицинскую подготовку.

Эвакуированное население привле­кают для работы в сельских хозяйствах, на предприятиях, вывезенных из горо­да и продолжающих работу в загород­ной зоне.

Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу всеми видами имеющегося транспорта и выводу пешим порядком населения из районов ЧС и размещению его в загородной зоне. Она осуществляется с целью заблаговременного вывоза (вывода) населения из опасных районов в случае возникновения ЧС как мирного, так и военного времени

Рассредоточение - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из категорированных городов и размещение в загородной зоне(ЗЗ) для проживания и отдыха рабочих и служащих объектов экономики, производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах. Рассредоточение рабочих и служащих проводится путем вывоза их всеми видами транспорта, независимо от его принадлежности, в районы загородной зоны.

Загородная зона (ЗЗ) - это территория в пределах границ субъектов РФ, расположенных вне зон возможных разрушений, возможного опасного радиоактивного загрязнения, возможного опасного химического заражения, возможного катастрофического затопления, вне пограничных районов, заблаговременно подготовленная для размещения эвакуируемого населения по условиям его первоочередного жизнеобеспечения.

По времени проведения эвакуация подразделяется на заблаговременную (упреждающую), и экстренную .

По масштабам проведения эвакуация подразделяется на:

локальную - проводимую в случае, когда зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских районов или сельских населенных пунктов. Численность эваконаселения не превышает несколько тысяч человек.

местную - когда в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. Численность эваконаселения - от нескольких тысяч до десятков тысяч человек.

региональную - проводится при воздействии поражающих факторов на значительной площади, захватывающей территорию одного или нескольких субъектов РФ, включая крупные города.

По охвату эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, может проводиться:



· общая эвакуация - вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС в загородную зону (33);

· частичная эвакуация - вывоз (вывод) из зоны ЧС нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, ПТУ и т. д.

Принципы эвакуации :

Она проводится по территориально-производственному принципу по предприятиям, учреждениям, организациям; остальное население - по территориальному принципу, через жилищно-эксплуатационные организации по месту жительства.

Основным способом проведения эвакуации является комбинированный: вывод населения из городов пешим порядком в сочетании с вывозом его всеми видами имеющегося транспорта (применимо к населению, неспособному передвигаться пешим порядком). Рассредоточение и эвакуация населения района осуществляются с максимальным использованием всех видов транспорта.

Для руководства рассредоточением и эвакуацией населения создаются эвакуационные органы:

· районные и объектовые эвакуационные комиссии;

· сборные эвакуационные пункты (СЭП);

· промежуточные пункты эвакуационные (ППЭ);

· приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

· оперативные группы по организации вывоза эваконаселения;

· пункты посадки (ПП);

· пункты высадки (ПВ),

· группы управления на маршрутах пешей эвакуации.

Районные эвакуационные комиссии создаются по решению Администрации района, а объектовые - по приказу начальника гражданской обороны объекта. Они предназначаются для планирования, организации и проведения мероприятий по рассредоточению рабочих и служащих и эвакуации населения.

Задачи ЭК:

1. Учет населения, подлежащего эвакуации и рассредоточению;

2. Определение порядка (последовательности) проведения рассредоточения и эвакуации.

3. Организация материально-технического, медицинского, транспортного и других видов обеспечения.

4. Подготовка маршрутов эвакуации пешим порядком и транспортом.

5. Организация связи и взаимодействие с приемно-эвакуационными комиссиями сельских районов по вопросам приёма, размещения, трудоустройства, материального и медицинского обеспечения.

Состав эвакуационных комиссий:

председатель ЭК (Зам. главы администрации территориального образования); Членами ЭК назначаются руководители (их заместители) органов здравоохранения, образования, социального обеспечения, транспортных организаций, УВД, представители начальников гарнизонов и военных комиссариатов.

Сборные эвакуационные пункты создаются по решению начальника гражданской обороны района. Они предназначаются для сбора, регистрации и отправки населения, эвакуируемого транспортом, на станции, пристани и другие пункты посадки, а пеших колонн на исходные пункты пешего движения. СЭПы организуются вблизи железнодорожных станций, платформ, портов, пристаней и на объектах, а для населения, выводимого пешим порядком, - вблизи маршрутов выхода в назначенные районы.

Задачи СЭП:

1 Оповещение населения различными способами о начале рассредоточения и эвакуации

2. Сбор населения и информации об обстановке.

3. Регистрация и учет эвакуируемых.

4. Контроль подготовки транспортных средств.

5. Организация посадки на транспорт, формирование пеших колонн и отправка в пункты назначения

6 Укрытие эвакуируемого населения по сигналу «Воздушная тревога».

7 Предоставление сведений в ЭК района о ходе эвакуации.

Районы размещения рассредоточиваемого и эвакуируемого населения в загородной зоне выделяются заблаговременно в соответствии с планом ГО старшего начальника.

Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ) предназначены для временного размещения населения и последующей отправки.

Примерный состав ППЭ: - начальник ППЭ, зам начальника ППЭ, группа по приему, учету и временному устройству эвакуируемых, транспортная группа, группа продовольственного снабжения, медицинский пункт, комната матери и ребенка, пост охраны общественного порядка (ООП).

Приемные эвакуационные пункты (ПЭП ) создаются и развертываются в сельских районах для непосредственного приема населения. На ПЭП организуют встречу прибывших людей, их учет и отправку в конечные пункты размещения транспортом сельского района или пешим порядком.

Примерный состав ПЭП: - начальник ПЭП, зам. начальника ПЭП, группа встречи и приема эвакуируемых, группа учета и регистрации, группа комплектования и отправки эвакуируемых к месту расселения, группа питания и снабжения, стол справок, медпункт, комната матери и ребенка, комендант, пост охраны общественного порядка (ООП)

Под рассредоточением понимают организованный вывоз из городов и других населенных пунктов и размещение в загородной зоне свободной от работы смены рабочих и служащих объектов, продолжающих работу в военное время.

Рабочие и служащие после рассредоточения посменно выезжают в город для работы на своих предприятиях, а по окончании работы возвращаются в загородную зону на отдых.

Эвакуация представляет собой организованный вывоз или вывод из городов и других населенных пунктов и размещение в загородной зоне остального населения, не занятого на производстве. Возвращение - после ликвидации угрозы нападения.

Загородная зона представляет собой территорию, расположенную за пределами зон возможных разрушений в городах. Каждому предприятию, учреждению, учебному заведению города в загородной зоне назначается район размещения населения, благодаря чему резко снижается плотность населения, а следовательно, и потери.

Рассредоточение и эвакуация организуются и проводятся по производственному принципу, т.е. по линии объектов, а эвакуация населения, не связанного с производством, - по территориальному принципу - месту жительства, через домоуправления, ДЭЗ... Дети эвакуируются вместе с родителями, но не исключается возможность вывоза их со школами и детскими садами.

Непосредственной организацией и проведением эвакуационных мероприятий занимаются начальники и штабы гражданской обороны объектов и эвакуационные комиссии, создаваемые в городах (районах города).

Для проведения рассредоточения и эвакуации используются все виды транспорта, не занятые военными и неотложными перевозками.

Определенная часть населения, подлежащая эвакуации, может выводиться пешим порядком, особенно при реальной угрозе нападения противника.

Важно вывести население за пределы зон возможных разрушений, а затем, по мере возможности, используется транспорт для продолжения эвакуации.

Для руководства рассредоточением и эвакуацией на объекте создается эвакуационная комиссия. Сборные эвакуационные пункты (СЭП), на которых работают специально созданные комиссии, располагаются в школах, клубах и других общественных зданиях, непосредственно примыкающих к железнодорожным платформам, пристаням, непосредственно к выводящим в район рассредоточения шоссейным дорогам.

На территории СЭП готовятся убежища и укрытия с расчетом укрытия всех людей, которые могут одновременно находиться на пункте.

О начале эвакуации население оповещается через предприятия, учреждения, учебные заведения, ДЭЗ, милицию, а также радиотрансляционную сеть и местное телевидение.

Получив извещение, население должно немедленно подготовить и взять с собою документы, деньги, необходимые вещи, запас продуктов и прибыть на сборный пункт в установленное время.

На сборном эвакуационном пункте людей регистрируют, группируют по вагонам или автомашинам (судам) и в назначенное время выводят на посадку в назначенный транспорт.

На каждый эшелон (судно) назначается начальник эшелона (судна), на автомобильную колонну - старший колонны.

Вывод населения пешим порядком осуществляется по заранее установленным маршрутам. Переход не должен превышать 10-12 часов движения в сутки. Численность пеших колонн может колебаться в пределах 500-1000 человек. Колонна разбивается на группы по 50-100 человек, а во главе группы назначается старший. Скорость движения колонны 4-5 км/час. Через каждые 1-1,5 часа движения - привал на 10-15 минут, а во второй части перехода устраивается большой привал на 1-2 часа, как правило, за зоной возможных разрушений.

Для организации приема и размещения эвакуируемых, а также снабжения всем необходимым создаются приемные эвакуационные комиссии и приемные эвакуационные пункты сельских районов. На них возлагается разработка и исполнение плана ГО по приему и размещению прибывающего населения, организуются приемные эвакуационные пункты (ПЭП).

На ПЭП возлагается: встреча прибывающего населения, распределение его по населенным пунктам, оказание первой медицинской помощи, организованная отправка людей к местам расквартирования.

Снабжение населения продуктами питания, а также коммунально-бытовые услуги оказываются службой торговли и местными службами коммунально-бытовых учреждений.

Медицинское обеспечение возлагается на существующую сеть лечебных учреждений.

Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу всеми видами имеющегося транспорта и выводу пешим порядком населения из районов ЧС и размещению его в загородной зоне. Она осуществляется с целью заблаговременного вывоза (вывода) населения из опасных районов в случае возникновения ЧС как мирного, так и военного времени

Рассредоточение - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из категорированных городов и размещение в загородной зоне (ЗЗ) для проживания и отдыха рабочих и служащих объектов экономики, производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах. Рассредоточение рабочих и служащих проводится путем вывоза их всеми видами транспорта, независимо от его принадлежности, в районы загородной зоны.

Загородная зона (ЗЗ) - это территория в пределах границ субъектов РФ, расположенных вне зон возможных разрушений, возможного опасного радиоактивного загрязнения, возможного опасного химического заражения, возможного катастрофического затопления, вне пограничных районов, заблаговременно подготовленная для размещения эвакуируемого населения по условиям его первоочередного жизнеобеспечения.

По времени проведения эвакуация подразделяется на заблаговременную (упреждающую), и экстренную .

По масштабам проведения эвакуация подразделяется на:

- локальную - проводимую в случае, когда зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских районов или сельских населенных пунктов. Численность эваконаселения не превышает несколько тысяч человек.

- местную - когда в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. Численность эваконаселения - от нескольких тысяч до десятков тысяч человек.

- региональную - проводится при воздействии поражающих факторов на значительной площади, захватывающей территорию одного или нескольких субъектов РФ, включая крупные города.

По охвату эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, может проводиться:

Общая эвакуация - вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС в загородную зону (33);

Частичная эвакуация - вывоз (вывод) из зоны ЧС нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, ПТУ и т. д.

Принципы эвакуации :

Она проводится по территориально-производственному принципу по предприятиям, учреждениям, организациям; остальное население - по территориальному принципу, через жилищно-эксплуатационные организации по месту жительства.

Основным способом проведения эвакуации является комбинированный: вывод населения из городов пешим порядком в сочетании с вывозом его всеми видами имеющегося транспорта (применимо к населению, неспособному передвигаться пешим порядком). Рассредоточение и эвакуация населения района осуществляются с максимальным использованием всех видов транспорта.


Для руководства рассредоточением и эвакуацией населения создаются эвакуационные органы:

Районные и объектовые эвакуационные комиссии;

Сборные эвакуационные пункты (СЭП);

Промежуточные пункты эвакуационные (ППЭ);

Приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

Оперативные группы по организации вывоза эваконаселения;

Пункты посадки (ПП);

Пункты высадки (ПВ),

Группы управления на маршрутах пешей эвакуации.

Районные эвакуационные комиссии создаются по решению Администрации района, а объектовые — по приказу начальника гражданской обороны объекта. Они предназначаются для планирования, организации и проведения мероприятий по рассредоточению рабочих и служащих и эвакуации населения.

Задачи ЭК:

1. Учет населения, подлежащего эвакуации и рассредоточению;

2. Определение порядка (последовательности) проведения рассредоточения и эвакуации.

3. Организация материально-технического, медицинского, транспортного и других видов обеспечения.

4. Подготовка маршрутов эвакуации пешим порядком и транспортом.

5. Организация связи и взаимодействие с приемно-эвакуационными комиссиями сельских районов по вопросам приёма, размещения, трудоустройства, материального и медицинского обеспечения.

Состав эвакуационных комиссий:

Председатель ЭК (Зам. главы администрации территориального образования);

Членами ЭК назначаются руководители (их заместители) органов здравоохранения, образования, социального обеспечения, транспортных организаций, УВД, представители начальников гарнизонов и военных комиссариатов.

Сборные эвакуационные пункты создаются по решению начальника гражданской обороны района. Они предназначаются для сбора, регистрации и отправки населения, эвакуируемого транспортом, на станции, пристани и другие пункты посадки, а пеших колонн на исходные пункты пешего движения. СЭПы организуются вблизи железнодорожных станций, платформ, портов, пристаней и на объектах, а для населения, выводимого пешим порядком, — вблизи маршрутов выхода в назначенные районы.

Задачи СЭП:

1 Оповещение населения различными способами о начале рассредоточения и эвакуации

2. Сбор населения и информации об обстановке.

3. Регистрация и учет эвакуируемых.

4. Контроль подготовки транспортных средств.

5. Организация посадки на транспорт, формирование пеших колонн и отправка в пункты назначения

6 Укрытие эвакуируемого населения по сигналу «Воздушная тревога».

7 Предоставление сведений в ЭК района о ходе эвакуации.

Районы размещения рассредоточиваемого и эвакуируемого населения в загородной зоне выделяются заблаговременно в соответствии с планом ГО старшего начальника.

Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ) предназначены для временного размещения населения и последующей отправки.

Примерный состав ППЭ : - начальник ППЭ, зам начальника ППЭ, группа по приему, учету и временному устройству эвакуируемых, транспортная группа, группа продовольственного снабжения, медицинский пункт, комната матери и ребенка, пост охраны общественного порядка (ООП).

Приемные эвакуационные пункты (ПЭП ) создаются и развертываются в сельских районах для непосредственного приема населения. На ПЭП организуют встречу прибывших людей, их учет и отправку в конечные пункты размещения транспортом сельского района или пешим порядком.

Примерный состав ПЭП : - начальник ПЭП, зам. начальника ПЭП, группа встречи и приема эвакуируемых, группа учета и регистрации, группа комплектования и отправки эвакуируемых к месту расселения, группа питания и снабжения, стол справок, медпункт, комната матери и ребенка, комендант, пост охраны общественного порядка (ООП)

Поделиться: