Договор контрактации сельскохозяйственной продукции. Договор контрактации


Договор контрактации , его основные положения и условия заключения, регулируются гражданским законодательством. Договор контрактации имеет определенные общие черты, как с , так и с договором поставки, причем, законодательно закреплено, что некоторые нормы, касающиеся договора поставки, распространяются и на договор контрактации.

Договор контрактации был разработан специально для сельскохозяйственной сферы, и применяется именно в данной области. Большинство положений договора контрактации подчиняются общим правилам, разработанным для договора поставки и договора поставки товаров для государственных нужда. Однако, учитывая сферу применения данного , у него есть и определенные особенности, о которых мы и поговорим ниже. А начнем разговора, с определения, которое дает данному договору, гражданское законодательство.

Понятие договора контрактации. Общие положения договора

Вопросы, касающиеся договора контрактации, регулируются ст.ст.535-538 ГК РФ . По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи. Таким образом, сторонами по данному договору являются производитель и заготовитель. Данные понятия являются общими, поэтому следует конкретизировать, кто же может на самом деле выступать сторонами в договоре контрактации.

Производителем может быть только (как физическое, так и юридическое), которое самостоятельно производит сельскохозяйственную продукцию. Таким образом, с учетом этого правила, производителем могут выступать: , производственные и потребительские кооперативы, крестьянско-фермерские хозяйства и т.д.

Заготовителем по данному договору, как правило, выступают (ИП), которые приобретают сельхоз продукцию исключительно с целью её последующей переработки и перепродажи (не для личного использования). Так же, в качестве заготовителя может выступать и государство, в лице уполномоченных на то органов. Именно с государством (с государственными заготовителями), как правило, в большинстве случаев, и заключается договор контрактации. В том случае, если одной из сторон в договоре контрактации выступает государство, помимо общих норм гражданского законодательства, касающихся контрактации, данные правоотношения дополнительно регулируются соответствующими законами.

Предметом по данному договору может выступать только первичная (не переработанная) сельскохозяйственная продукция, как уже произведенная, так и та, что только будет произведена в будущем. Данное правило о первичной сельскохозяйственной продукции очень важно, так как продукты, произведенные из первичной сельхоз продукции, продаются (реализуются) уже по договору поставки. Так что, в данном случае, очень важно различать между собой два этих договора.

Договор контрактации обязательно заключается в письменной форме и считается заключенным с момента его подписания сторонами, после достижения последними согласия по всем основным (обязательным) пунктам договора.

Законом, предусмотрены определенные права и обязанности для каждой из сторон. Так, по общему правилу, основной обязанностью заготовителя является: принять сельскохозяйственную продукцию, предусмотренную по договору, и заплатить за неё оговоренную сумму. В свою очередь, производитель обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации – при этом, указание на количество и ассортимент в договоре, обязательно , поскольку иначе, договор считается не заключенным.

Особый вид ответственность по данному договору лежит на производителе, который должен нести ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих обязательств, но только при наличии его вины (отсутствие вины, производитель должен доказывать самостоятельно, в том числе подтверждая это документально). Такая ответственность предусмотрено с учетом особенностей производимой продукции – выращивание (производство) сельхоз продукции во многом зависит от факторов (в частности, климатических условий), за которые производитель не отвечает, и предусмотреть которые, не в силах. Поэтому ответственность закон возлагает на производителя, только в том случае, если договор не выполнен в результате виновных действий (бездействия) производителя.

Заготовитель несет ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих обязательств в безусловном порядке, с выплатой убытков поставщику. При этом, уплата неустойки и возмещение убытке в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств не освобождает виновную сторону от исполнения обязательства в натуре (ст.396 ГК РФ ), если иное не предусмотрено в договоре.

При этом, законодательство оставляет на усмотрение сторон вопросы :

О вывозе продукции – либо заготовитель вывозит её самостоятельно, либо, она может быть доставлена производителем заготовителю (в этом случае заготовитель не вправе отказаться от принятия продукции, при условии, что она передана в установленный срок и соответствует условиям договора об ассортименте, количестве и качестве).

О возврате заготовителем отходов от переработки сельскохозяйственной продукции производителю (по требованию производителя по оговоренной цене).

Хотя, указание на цену в договоре контрактации не является обязательным условием (как правило, при совершении сделки, в данном случае, используются рыночные цены), в договоре цена указывается. Так же, желательно в соглашении указать на форму (как правило, безналичная) и сроки оплаты (предоплата, последующая оплата и т.д.). Кроме того, если заготовитель должен будет вернуть производителю отходы от переработки , цена, по которой будет осуществлен возврат отходов, является обязательной для указания.

Говоря о качестве предоставляемой продукции , стороны по умолчанию, применяют правило о том, что продукция должна соответствовать основным требованиям стандартов качества, санитарных и иных норм.

Хотелось бы отметить, что поскольку положения о количестве и ассортименте продукции, являются обязательными для данного договора, в момент приема продукции, между заготовителем и производителем должен быть составлен акт приема-передачи продукции , в котором будет указано, что продукция передана в надлежащем количестве, ассортименте и качестве. В противном случае (при не составлении акта приема-передачи), заготовитель не может, впоследствии предъявлять претензии производителю о нарушении качества, ассортимента и количества продукции.

Все сказанное выше, касающееся договора контрактации, регулируется в законодательстве нормами, разработанными специально для данного договора. В отношении же вопросов, касающихся изменения, расторжения договора и т.д., данный договор регулируется либо общими нормами гражданского законодательства, либо нормами, касающимися договора поставки или договора поставки товаров для государственных нужд. Укажем на некоторые, наиболее важные, из этих норм.

Расторжение и изменение условий договора контрактации

Расторжение и изменение договора контрактации возможно в соответствии с частью первой ГК РФ, по взаимному согласию сторон. Помимо этого, односторонний отказ от выполнения договора возможен только в случаях существенного нарушения условий договора одной из сторон, либо если это предусмотрено – соглашением сторон. Под существенными нарушениями договора (ст. 450 ГК РФ ) понимаются нарушения, которые влекут для другой стороны такой ущерб, вследствие которого эта сторона в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. В связи с этим, поскольку к договору контрактации могут быть применены нормы, касающиеся договора поставки, договор контрактации может быть расторгнут в случае :

ст.543 ГК РФ ), предоставляющая возможность государственному заказчику полностью или частично отказаться от продукции, поставка которых предусмотрена государственным контрактом, но лишь при условии возмещения производителю убытков, принесенных ему таким образом. Данная норма была разработана по отношению к договору поставки товаров для государственных нужд, но закон допускает её применение и в отношении договора контрактации.

В завершении разговора о договоре контрактации, хотелось бы заметить, что по большей части, данный договор все же применяется в отношениях между государственными органами и . Отношения же между юридическими и физическими лицами по поводу закупки сельхоз продукции, чаще всего оформляются с помощью договоров купли-продажи или поставки. Поскольку, до сегодняшнего дня многие положения, касающиеся договора контрактации, регулируются нормами, разработанными для других гражданско-правовых договоров, вполне возможно, что в будущем, статьи, касающиеся данного договора, будут доработаны и изменены.

Пожалуй, самый распространенный договор в современном мире - договор купли-продажи. Причем, в правовой природе существует целое множество видов этого договора: это и контрактация, это розничная купля-продажа и договор поставки, а также отдельно выделяется договор продажи недвижимости и предприятия.

Особенные виды договора купли-продажи

Остановимся только на самом необычном виде данного договора, который в нашей стране, по той причине, что она во многом развита в аграрном направлении, достаточно распространен. Это договор контрактации.

Согласно договору контрактации одна сторона, которая занимается производством сельскохозяйственной продукции, обязуется передать свою продукцию заготовителю, который обязуется ее переработать и продать. Такое понятие контрактации (с некоторыми нормативными отклонениями) дает Гражданский Кодекс.

Этот договор достаточно серьезно отличается от обычной купли-продажи. Вообще, законодатель решил, что есть необходимость четкого регулирования всего спектра обязанностей и прав каждой из сторон, установления специального содержания данных правоотношений. контрактации достаточно специфичны, рассмотрим основные из них ниже.

Особенный субъектный состав

Договор контрактации создан специально для производителей, а также заготовителей сельскохозяйственной продукции, учитывая все особенности, которые сложились на протяжении истории между этими участниками.

Следует понимать, что не каждое юридическое лицо может заниматься таким видом деятельности, как выращивание подобной продукции. И дело тут не только в том, какой вид деятельности предусмотрен в уставе. Необходима принадлежность юридического лица к сельскохозяйственным коммерческим организациям (в их числе общества и другие).

Второй субъект - заготовитель, также должен иметь обязательный статус коммерческого юридического лица (вот только без ограничения в правовой форме), и также заниматься специфической деятельностью.

Такие императивные меры законодателем устанавливаются достаточно редко и призваны, в первую очередь, охранять законный интерес субъектов предпринимательской деятельности. Из этого делается вывод, что оборот сельскохозяйственной продукции достаточно важен для нашего государства: оно принимает специальные меры к его регулированию.

Особенность предмета

Контрактация - это договор, связанный с сельскохозяйственной продукцией, и закон строго определяет его предмет - продукция, к которой относится молоко, мясо, выращенные культуры, злаки и многое другое. В любом случае, как и было указано в начале статьи, договор тесно связан с аграрным устройством нашего государства. Договор контрактации сельскохозяйственной продукции не может быть заключен в отношении иного предмета: это будет считаться нарушением его существенного условия, что влечет недействительность такого договора.

В первую очередь, оборот такой продукции направлен на решение сразу двух проблем, с поддержанием двух общественных интересов: это интерес граждан-потребителей и интерес изготовителей. Первых необходимо обеспечить достаточным количеством всей сельскохозяйственной продукции для их нормальной жизнедеятельности, а вторые как раз и выполняют эти обязательства, при этом, получая экономическую выгоду.

Цель приобретения

Если заготовитель приобретает продукцию по такому договору для обеспечения своего производства, то такой договор также не относится к понятию контрактация. Это условие достаточно ново для Гражданского Права, где цель приобретения товаров, как правило, не раскрывается и вообще, может быть скрыта для соблюдения своих интересов. Между тем, именно договор контрактации устанавливает требование, согласно которому заготовитель обязуется переработать и продать (по желанию) сельскохозяйственный товар.

С одной стороны это заметно сужает спектр действия договора контрактации, с другой стороны, устанавливает для него такие выделяющие его качества, которые позволили бы без проблем регулировать его со стороны государства, обращать внимание на важные детали самого договора.

Приоритетное положение производителя

В современном частном праве стороны договора равны, однако, мера и спектр ответственности и производителя намного меньше, если это контрактация. Это также установлено Гражданским Кодексом, который указывает на возможность привлечения производителя к ответственности по договору только в том случае, если будет доказана его вина. Представьте себе, что вы заказали постройку дома, а вам ее просрочили на 2 месяца, на что строительная организация, сославшись на то, что ее контрагенты вовремя не поставили строительный материал, спокойно продолжила строить без всяких санкций к ней. В контрактации такое возможно.

Защита интересов производителя - одна из основных политик нашего государства. Во-первых, производитель, как правило, является отечественной организацией, работает на российской земле и развивает аграрную составляющую всей страны в целом. Во-вторых, поддержка производителя позволяет ему осуществлять свою деятельность с минимальными для него рисками. Таким образом, капитал (как финансовый, так и трудовой) привлекается государством для работы в сфере сельского хозяйства. В-третьих, мы уже говорили о том, что в российской экономике сельское хозяйство занимает далеко не последние места. Учитывая объемы земель, потенциал от их использования, наше государство должно прилагать максимум усилий, чтобы активно развивать их освоение. Это связано и с масштабами нашего государства и с огромным количеством земель, которые в настоящий момент не используются, что автоматически ведет к образованию потенциального убытка. В-четвертых, производитель итак имеет огромное количество рисков, начиная от сухих сезонов, заканчивая болезнями скота.

Вывод

Договор контрактации - один из самых урегулированных видов договора купли-продажи, в нем выделяется большое количество специальных условий, а правовая база направлена, в первую очередь, на развитие и поддержку целой сферы экономики, связанной с сельским хозяйством.

Договор контрактации представляет собой разновидность поставки товаров, поэтому к нему применяются положения о договоре поставки. Он также имеет длительную историю в отечественной правовой системе, восходящую к первой половине прошлого века. Первыми нормативными правовыми актами, регулировавшими отношения по поставке сельскохозяйственной продукции на тот период времени, были постановление Совета труда и обороны от 14 декабря 1928 г. "О контрактации продуктов сельского хозяйства в 1928/29 г." и постановление CHK СССР от 7 октября 1929 г. "О контрактации продуктов сельского хозяйства". В настоящее время данные отношения регулируются нормами ГК РФ, Федеральными законами от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" и от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и осуществляются на основе отдельных положений Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия па 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717.

По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющем)" закупки такой продукции для переработки или продажи (п. 1 ст. 535 ГК РФ). Гражданское законодательство в этой сфере гарантирует свободное перемещение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Предметом в договоре контрактации может выступать исключительно продукция сельскохозяйственного производства. Перечень такой продукции можно найти в подзаконных нормативных актах. Так, постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 г. № 458 утвержден Перечень видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции, а постановлением Правительства РФ от 11 июня 2008 г. № 446 - Перечень сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители.

В связи с этим некоторые авторы отмечают, что особенности договора контрактации обусловлены именно спецификой предмета договора, а точнее спецификой его производства, и влияют на формирующиеся отношения между сторонами . С этим можно согласиться, поскольку производство сельскохозяйственной продукции обладает рядом специфических особенностей: зависимость от погодных условий, сезонный характер процесса, что ставит производителя сельскохозяйственной продукции в разряд более незащищенной стороны. В научной литературе обращается также внимание на то, что предметом обязательства в договоре контрактации может быть только "сельскохозяйственная продукция в натуральном виде", т.е. неперсработанная .

К этому следует добавить, что в договоре контрактации обязательство возникает по поводу продукции, которая только будет произведена (выращена) в будущем, но которой по факту нет у сельхозпроизводителя, и он обязуется ее вырастить (произвести) самостоятельно. Это очень существенный момент, имеющий значение в правоприменительной практике.

Так, в одном случае суд отказа! в удовлетворении исковых требований, поскольку в договоре не было указанно условие о передаче в качестве платежа выращенной продукции (фактически в качестве оплаты передавалась пшеница), и в связи с этим счел правоотношения контрактации между сторонами не возникшими (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2008 г. № Ф04-7577/2008(17128-Л45-17)).

В другом случае при разрешении спора в суде выяснилось, что договор купли-продажи товарной сои заключен после ее уборки. Суд, исходя из анализа ст. 535 ГК РФ, пришел к выводу о том, что заключение договора контрактации должно предшествовать периоду выращивания или производства сельхозпродукции и ее передаче заготовителю, а следовательно, предметом договора контрактации должен быть будущий урожай (см. постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24 января 2007 г. № Ф08-7234/2006).

В третьем случае между сельскохозяйственным кооперативом и заготовителем был заключен договор, согласно которому кооператив обязался поставить заготовителю овощные консервы, произведенные путем переработки покупного сырья (производством собственного сырья, необходимого для выработки консервов, кооператив не занимался). Поскольку поставка была просрочена, заготовитель обратился в арбитражный суд с иском о взыскании убытков. Суд первой инстанции в иске отказал, сославшись на то, что поскольку кооператив, являющийся сельскохозяйственным производителем, обязался поставить заготовителю продукцию собственного изготовления, данные правоотношения следует квалифицировать как договор контрактации, согласно которому кооператив должен нести имущественную ответственность лишь при наличии вины. Из материалов дела следует, что нарушения обязательства со стороны кооператива не было.

Суд кассационной инстанции решение отменил и удовлетворил иск исходя из следующего. Предметом настоящего договора действительно была продукция, которую должен был произвести сельскохозяйственный кооператив, занимающийся выращиванием и переработкой сельхозпродукции. Поэтому если бы кооператив обязался поставить консервы, произведенные в результате переработки выращенной им же продукции, договор мог быть квалифицирован как контрактация. Однако в данном случае кооператив должен был перерабатывать "чужое" сырье. Сама по себе деятельность по переработке сельскохозяйственной продукции не является той рисковой деятельностью, которая порождает экономическое неравенство производителя. Она находится за рамками института контрактации. Следовательно, имеет место обычный договор поставки, и кооператив должен нести ответственность на общих основаниях независимо от вины .

Специфическими для договора контрактации являются также стороны договора. В качестве сторон договора контрактации выступают производитель сельскохозяйственной продукции (продавец) и заготовитель (покупатель). Заготовителем является лицо, осуществляющее закупки сельскохозяйственной продукции в предпринимательских целях, им могут быть коммерческие организации, индивидуальные предприниматели и публичные образования в лице соответствующих органов. В последнем случае речь идет о контрактации для публичных нужд, она осуществляется в целях удовлетворения сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием федеральных потребностей и потребностей субъектов РФ, выполнения федеральных программ развития агропромышленного производства, других экономических и социальных программ, направленных на снабжение населения продовольствием, обеспечения экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, формирования государственных резервов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечения необходимого уровня продовольственного снабжения сил обороны и государственной безопасности и т.д.

В Российской Федерации устанавливаются два уровня формирования заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных государственных нужд (федеральный фонд); региональных государственных нужд (региональные фонды).

Сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, поступившие в федеральный фонд, являются собственностью Российской Федерации независимо от места их хранения, а сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, поступившие в региональные фонды, -собственностью субъектов РФ. Государственные заказчики не позднее чем за три месяца до начала года сообщают товаропроизводителям (поставщикам) объемы закупок и поставок по видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Продавцом в договоре контрактации выступает производитель сельскохозяйственной продукции. Словосочетание "сельскохозяйственный товаропроизводитель" появилось в научном и практическом обиходе сравнительно недавно и неоднозначно трактуется как в законодательстве, так и в теоретических исследованиях. Впервые о нем было сказано в Федеральном законе от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", и его смысл не менялся при всех изменениях и дополнениях данного Закона. В абз. 7 ст. 1 Закона сельскохозяйственный товаропроизводитель определялся как физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.

В ст. 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:

  • 1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве";
  • 2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации". Таким образом, в разряд сельскохозяйственных товаропроизводителей попали садоводческие и огороднические потребительские кооперативы, но не попали дачные потребительские кооперативы, а также садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие партнерства. Во всяком случае, такой вывод можно сделать при системном толковании указанных норм и ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан";
  • 3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

В соответствии со ст. 537 ГК РФ производитель сельскохозяйственной продукции обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации. Количество товаров как составляющее предмета договора является существенным условием договора контрактации. Заготовитель, в свою очередь, обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз, также договором может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, возвращать производителю по его требованию отходы от переработки сельскохозяйственной продукции с оплатой по цене, определенной договором (ст. 556 ГК РФ).

Ответственность по договорам на закупку сельскохозяйственной продукции. Общепризнанно, что существенное значение для специфики регулирования отношений по договору контрактации имеет норма об ответственности производителя сельскохозяйственной продукции . Производитель сельскохозяйственной продукции, не исполнивший обязательство либо ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несет ответственность при наличии его вины (ст. 538 ГК РФ). Сельскохозяйственный товаропроизводитель гарантированно не несет ответственность только в случае, если надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, что является общим правилом для лиц при осуществлении предпринимательской деятельности.

В судебной практике отдельно разъяснены вопросы ответственности государственных заказчиков за несвоевременную оплату производителям закупленной у них для государственных нужд сельскохозяйственной продукции (см. письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 августа 1994 г.№ С1-7/ОП-587).

  • Кузнецова Л. В. Договор контрактации: история и современность// Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа. 2005. № 6. С. 42.
  • Лурье С. М., Козырь М. М. Договорные отношения сельскохозяйственных предприятий в СССР. Теория и практика. М., 1974. С. 129.
  • Каламанова Е. Договор контрактации: определение, права и обязанности сторон // Финансовая газета. 2006. № 2. С. 32.
  • Дикарев С. В. Ответственность но договорам на закупку сельскохозяйственной продукции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 8-10.

Договор контрактации, как и иные договора, регулируются Гражданским кодексам РФ. Прежде чем перейти к рассмотрению договора контрактации следует коротко дать определение договора, как важнейшего понятия гражданского права.

Определение понятия «договор» содержится в ст. 420 Гражданского Кодекса РФ: «договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей».

Данное определение полностью корреспондирует нормам о двух или многосторонних сделках, следовательно, договор - это сделка, так как всякая гражданско-правовая сделка либо устанавливает, либо изменяет, либо прекращает гражданские права и обязанности. Поэтому пунктом 2 ст. 420 ГК РФ установлено, что к договорам применяются правила о сделках, предусмотренные гл. 9 ГК.

Совокупность прав и обязанностей составляет содержание договора.

Права и обязанности сторон, выраженные в условиях гражданско-правового договора, должны отвечать принципам гражданско-правового регулирования, и прежде всего принципам равенства, автономии воли и имущественной ответственности, самостоятельности участникам договорных отношений. Только в этом случае можно вести речь о гражданских правах и обязанностях или о гражданско-правовом обязательстве.

Содержание гражданско-правового обязательства, возникающего из договора раскрывается с помощью формулы, применяемой к любому гражданско-правовому обязательству: «в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как - то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенных действий, а кредитор имеет право требовать от должника исполнение его обязанностей».

Условия договора должны соответствовать императивным нормам. В противном случае они будут признаны недействительными. Речь идет об обязательных для сторон правилах, установленных законами и иными правовыми актами, которые являлись действующими в момент заключения договора.

Гражданский кодекс выделяет несколько видов договоров, в том числе и интересующий нас договор контрактации.

В ст. 535 Гражданского Кодекса РФ дается следующее понятие договора контрактации: это договор, по которому производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю. Заготовителем является лицо, осуществляющее закупки вышеназванной продукции для переработки или продажи. В обязанность производителя входит передача продукции в количестве ассортименте, предусмотренных договором контрактации, что закреплено в ст. 537 ГК РФ. Заготовитель же, согласно ст. 536 ГК РФ, обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения, а также обеспечить ее вывоз. Также естественной обязанностью заготовителя является уплата денег за продукцию.

Определение понятия рассматриваемого договора в ГК РФ 1996 г. сходно с тем, что давалось в Основах гражданского законодательства.

Но все же, изменения есть - из нового Гражданского Кодекса изъяты два положения, имевших место в Основах: на заготовителя уже не возлагается обязанность содействовать производству сельскохозяйственной продукции, а также убрана фраза о том, что производитель обязуется передать продукцию в собственность другой стороны.

Рассматривая положения о договоре контрактации, можно сделать предположение, что существует два вида данного договора:

  • - договор, который заключается между государством и юридическими лицами;
  • - договор, заключаемый между любыми юридическими лицами, гражданами.

Договор контрактации действует лишь в первом виде, что проистекает из практики его применения. Нелишне также будет отметить, что утвержденное приказом Госагропрома Положение о порядке заключения договора контрактации сельскохозяйственной продукции не действует. Следовательно, можно сделать вывод, что сейчас договор контрактации - это договор на закупку сельскохозяйственной продукции только для государственных нужд, одной из сторон которого, обязательно выступает государство. В свете сказанного деятельность коммерческих структур по закупке сельскохозяйственной продукции следует рассматривать в качестве обычной предпринимательской деятельности. Договоры же, заключаемые без участия государства как стороны, следует рассматривать как обычные договоры поставки. Более того, в самом тексте ГК РФ (ст. 535) указана возможность применения правил о договоре поставки (статьи 506 - 524) ; об этом же говорится и в ст. 83 Основ гражданского законодательства.

Из вышеуказанного следует вывод, что нынешний договор контрактации несколько не соответствует требованиям времени, а именно развивающимся в стране рыночным отношениям со множеством действующих в них разнообразных субъектов.

Говоря о характерных чертах договора контрактации, следует указать, что он является:

  • - формальным, то есть заключается в письменной форме
  • - срочным
  • - возмездным
  • - двусторонним
  • - консенсуальным (считается заключенным с момента соглашения сторон).

Согласно закону, договор контрактации заключается непосредственно с сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими и фермерскими хозяйствами и т.п., которые являются непосредственными производителями сельскохозяйственной продукции. Второй стороной данного договора выступают государственные заготовители. В договорах же поставки, купли - продажи второй стороной может быть не обязательно государственный заготовитель, но и любой иной субъект.

Во-вторых, существует различие смежных договоров по предмету их заключения. В соответствии с Письмом Государственного Арбитража СССР от 17 июля 1990 г. «О некоторых вопросах в рассмотрении хозяйственных споров, связанных с заключением и исполнением договора контрактации сельскохозяйственной продукции» (п.4), предметом вышеназванного договора является продукция в сыром виде или прошедшая первичную, только самую необходимую обработку. Если же сырье прошло промышленную обработку, речь уже идет о продовольственном товаре, который выступает в качестве предмета договора поставки или купли - продажи.

В-третьих, отличаются и виды реализуемой продукции. По договору контрактации реализуется продукция, вошедшая в государственный заказ, по другим договорам сбывается не только сельскохозяйственная продукция, но и другие ее виды.

В- четвертых, есть особенности во времени заключения договоров. Чаще всего договор контрактации предшествует договору поставки или купли - продажи. Заготовители заключают с хозяйствами договор контрактации сельскохозяйственной продукции, а уже затем реализуют ее по договорам поставки или купли - продажи.

В-пятых, можно отметить, что договор контрактации определен как заключаемый в письменной форме, а договор купли - продажи может быть заключен и в устной форме, то есть имеет место отличие по форме договора.

После освещения особенностей договора контрактации, его отличия от схожих договоров, хотелось бы вернуться к вопросу о природе данного договора. Выше уже отмечалось, что рассматриваемый институт Гражданского права вызывает споры и имеются негативные мнения по его поводу, в том числе некоторые специалисты считают контрактацию отжившей свой век. Попытаюсь рассмотреть этот вопрос несколько подробней.

Ранее контрактация связывалась с выполнением государственного плана закупки сельскохозяйственной продукции, который носил обязательный характер для обеих сторон договора. На сегодняшний день ситуация коренным образом изменилась - уже не существует планов такого рода. К сказанному можно добавить, что отношения по данному виду договора связаны с продажей продукции, которая может принимать форму поставки, если момент заключения и исполнения договора разорваны во времени. Если же этого промежутка во времени нет - имеет смысл говорить о купле - продаже, когда закупается наличная сельскохозяйственная продукция. Следует заметить, что даже законодатели уделяют весьма скромное место (в том числе и по объему Контрактации в Гражданском Кодексе - четыре статьи, что значительно отличается от подробности регулирования отношений в других институтах Гражданского права. На ту ситуацию, что этот договор заключается довольно редко, указывает тот факт, что в настоящее время не принимаются акты, конкретизирующие порядок заключения, исполнения договора, разъясняющие его особенности потенциальным субъектам.

Из всего вышеуказанного можно сделать вывод, что договором контрактации оформляются закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, в основном же действуют договоры поставки или купли - продажи, которые более соответствуют духу времени и общим правовым принципам.

Договор контрактации: понятие и характерные особенности

Основным назначением существования контрактации как разновидности купли-продажи является регулирование отношений, связанных с закупками сельскохозяйственной продукции. На то, что этот вид соглашения относится именно к категории купли-продажи, указывает расположение регулирующих его норм в гл. 30 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) с аналогичным названием.

Само слово «контрактация» толкуется в словарях как система заготовок продукции в области сельского хозяйства, в основе которой лежат заранее заключенные контракты. В цивилистике же значение этого понятия сводится к разновидности договорных правоотношений в сфере продажи сельхозпродукции. О контрактации ведется речь в § 5 вышеназванной главы ГК РФ.

По смыслу, вкладываемому законодателем в ст. 535 ГК РФ, можно сформулировать следующее. Договор контрактации — это соглашение между стороной, выращивающей либо производящей сельскохозяйственную продукцию, и стороной, приобретающей эту продукцию с целью последующей переработки и реализации. При этом основные обязательства сторон в отношении сельхозпродукции в таком случае следующие (ст. 536-537 ГК РФ):

  • со стороны производителя — вырастить (произвести) и передать;
  • со стороны заготовителя — принять.

Таким образом, необходимо заключать именно договор контрактации, а не какое-либо иное соглашение, когда имеют место следующие обстоятельства:

  • реализуемая продукция выращена или произведена непосредственно в хозяйстве продавца;
  • покупатель приобретает сельскохозяйственную продукцию не для собственных нужд, а с предпринимательской целью — для ее последующей переработки и/или продажи.

Еще одна характерная черта договора контрактации — возможность заключать его в отношении продукции, которая только появится в будущем.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Законодателем определен точный перечень продукции, которую можно отнести именно к сельскохозяйственной. Он указан в приложении 1 к постановлению Правительства РФ «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной…» от 25.05.2006 № 458.

По этой теме полезно будет ознакомиться со статьей Понятие и содержание договора контрактации .

Условия договора контрактации — общие и специальные

Абсолютно любой договор для признания его заключенным и легитимным должен включать в себя обязательные юридические реквизиты. Такое условие распространяется и на договор контрактации. А потому общая структура этого соглашения подчиняется нормам, прописанным в гл. 27 ГК РФ.

Важное и, пожалуй, единственное отличие договора контрактации от других видов договоров — его специальный предмет. Как уже было сказано выше, им может быть исключительно сельскохозяйственная продукция, при этом она должна быть выращена и произведена в собственном хозяйстве продавца и передана покупателю в неизменном виде.

Нередко производитель выращивает либо производит продукцию по заказу заготовителя, а потому ее конкретный ассортимент, количество и качество оговариваются как отдельное условие.

Т. к. в ст. 536 ГК РФ затрагиваются такие вопросы, как местонахождение произведенной продукции, порядок вывоза и отходы от ее переработки, очевидно, что указанные факты должны быть оговорены в договоре контрафакции как его обязательные условия.

Обязанности продавца и покупателя в рассматриваемом случае корреспондируют друг другу и являются встречными. А вот меру ответственности каждого из них законодатель установил разную. Так, производитель несет ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств перед заготовителем не по общим правилам, установленным п. 1 ст. 401 ГК РФ, а только при наличии его вины (ст. 538 ГК РФ). Дополнительно об условиях договоров можно прочесть в статье Какие условия договора называются существенными по ГК РФ? .

Позиции судов об ответственности по договору контрактации

При анализе судебной практики, связанной со спорами по договорам контрактации, напрашивается вывод о том, что сложность в трактовке закона чаще всего возникает при рассмотрении дел об ответственности сторон. Например:

  • Если стороны сами предусмотрели в договоре контрактации отдельный пункт о том, что ответственность нарушившей обязательство стороны наступает в любом случае и независимо от вины, суд может признать такое условие недействительным как противоречащее императивной норме ст. 537 ГК РФ (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.09.2013 по делу № А03-505/2013).
  • Даже при установлении вины производителя он может избежать ответственности. Например, если размер подлежащей уплате неустойки подсчитать невозможно, когда подобный расчет производится по тем условиям, которые оговорены в соглашении (постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.07.2006 № А56-58026/2005).
  • Доказать отсутствие вины сельхозпроизводитель может, сославшись на погодные условия. Например, предъявив справку регионального сельхозуправления об аномальной засухе (см. постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.03.2002 по делу № А32-17913/99-10/521-32/201-15/78-2001-16/72).

Договор контрактации: заполненный образец

Таким образом, договор контрактации заключается по образцу договора поставки.

Учитывая большой объем партий сельхозпродукции и обязанность покупателя своими силами ее вывезти, рационально предусмотреть такие приложения к договору, как:

  • график оплаты;
  • график поставки партий товара;
  • образец заявки покупателя или спецификации.

Поскольку специфика продукции не позволяет проверять ее качество на глаз или даже с использованием инструмента непосредственно в момент приемки, рекомендуется включить в договор такое условие, как перечень сопроводительных документов. Кроме обычных накладных (товарных, товарно-транспортных), сельхозпродукция нуждается:

Для наглядности приведем образец договора контрактации в заполненном виде. Скачать его можно по ссылке: Образец договора контрактации заполненный.

В заключение еще раз обратим внимание на то, что договор контрактации — это соглашение достаточно узкоспециализированного типа. В то же время это не умаляет важности соблюдения всех тонкостей при его составлении в силу его широкого распространения в области гражданских правоотношений.

Поделиться: