Познавательная викторина по избирательному праву. Сценарий правовой викторины для средних и старших классов Права литературных героев

Викторина «Подросток и правонарушения».

Цель мероприятия:

Задачи мероприятия:

Методы и приемы работы:

Необходимое оборудование:

Ход мероприятия.

    Вступительное слово воспитателя.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об одной важной проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. Тема нашего мероприятия «Подросток и правонарушения».

«От тюрьмы и от сумы не зарекайся» - эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Каждый из нас проживая среди людей совершает различные поступки с целью доказать свою правоту или занять свое место в обществе. Сейчас у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития - музыкальные и художественные школы, театральные студии, стадионы и современные ледовые дворцы.

Но случается так, что подросток не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а бывает, что проводит его и во вред самому себе.

    Мозговая атака.

Давайте сегодня попробуем найти ответы на вопросы:

Что же такое правонарушение?

Несет ли подросток ответственность правонарушения?

Как не допустить неправильного поступка в своей жизни?

Ребята, часто можно услышать, что подростковый возраст (14-16 лет) сложный. Почему? Помогите ответить на этот вопрос?

(Ответы детей)

3. Воспитатель: подростковый возраст является одним из самых активных периодов в жизни каждого человека. Взрослеющему человеку, чувствующему приток физических сил, чаще всего кажется, что он может все и в этот момент способен на многое. однако в связи с недостатками жизненного опыта, незнания уголовных законов, а также чаще всего просто неумение себя контролировать и отдавать отчет своим действиям могут привести к печальным последствиям. К сожалению, факты говорят о том, что ежегодно несовершеннолетними совершаются более 145 тыс. преступлений, в результате чего каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в воспитательные колонии.

А теперь давайте узнаем, насколько вы владеете информацией по теме сегодняшнего разговора:

4. Вопросы викторины:

1.Что такое правонарушение?

Ответы детей. Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков.

2. Кто из вас в жизни встречался с правонарушением законов?

3. За какие виды правонарушений ответственность наступает с 14 лет?

Убийство. Дети называют.

    Причинение смерти по неосторожности

    Причинение тяжкого телесного повреждения

    Похищение человека

  • Вымогательство

    Хулиганство

    3.С какого возраста наступает ответственность за все виды нарушения закона? (с 16 лет)

5. Шалость или проступок.

Воспитатель: Многие лица, которые не достигли совершеннолетия, рассматривают свои деяния и поступки зачастую как проявление обычной шалости. "Подумаешь, какие мелочи - разбил стекло, сломал дерево, начал высказываться нецензурной бранью" - говорят они, когда приходит время отвечать за содеянное. Но совершенное не является обычной шалостью.

Стоит только задуматься и представить последствия таких поступков, в результате станет понятным, что несет материальный ущерб все государство в целом, помимо этого происходит моральное или физическое страдание других людей, и что самое важное, несовершеннолетний правонарушитель оказывается сам у опасной черты в нравственном развитии, за которой стоит преступление.

В каждой школе найдутся подростки, которые совершенно не хотят учиться. Рассмотрим конкретный пример, в милицию поступил звонок "В школе заложена бомба!". Но в результате проверки оказалось, что это была всего лишь шутка несовершеннолетнего для того чтобы сорвать контрольную работу. Как вы оцените приведенный поступок? Это является уже преступлением, или вы всё-таки думаете, что это маленькая шалость?

(ребята высказываются).

Воспитатель : Конечно, «заложенная бомба» - это терроризм! Значит, представляет серьезную проблему, как у правоохранительных органов, так и для граждан. Отвлекает силы и средства органов правопорядка. Создают нервозность и панику в обществе.

А как вы думаете, за такие «шутки», с какого возраста человек отвечает по всей строгости закона?

(ребята отвечают).

Правильно, с 14 лет. Кроме этого родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура города может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей.

И в статье Уголовного кодекса предусматривается наказание за заведомо ложное сообщение об акте терроризма: штрафом в размере до двух сот тысяч рублей или исправительными работами на срок от одного года до 2х лет, либо арестом на срок от 3х до 6ти месяцев, либо лишение свободы на срок до 3х лет.

Так что, помните, с законом шутки плохи!

Ребята, любой человек, и пожилой, и молодой, и подросток в ответе за себя, за свои слова и за свои действия.

6. Давайте рассмотрим, какие виды ответственности существуют и наказания для несовершеннолетних.

(Выступления детей)

    Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

    Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности, мелкое хулиганство, появление в нетрезвом виде в общественных местах, грубое поведение в общественных местах. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

    Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул школы без уважительной причины.

    Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Подведём итог разговора. Какие виды наказаний существуют для несовершеннолетних?

3 группы сидят за столами.

7. Групповая работа.

Прежде, чем начать выполнять задание, повторим правила работы в малых группах.

Каждый имеет право высказать свое собственное мнение. Прежде чем что-то сказать, нужно подумать. Формулировать свои выражения просто и ясно. Уметь слушать и быть услышанным. Уважать мнение каждого члена группы. Не оскорблять, не унижать другого, даже если наши точки зрения не совпадают. Уметь дискутировать и делать общее заключение. Уметь обсуждать заданную проблему за отведенное время

Представьте, что вы все юристы. Ваша задача, определить виды юридической ответственности в различных нарушениях.

Виды ответственности:

А – административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У – уголовная.

Д – дисциплинарная.

Виды нарушений:

    Порвал учебник одноклассника (Г)

    Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

    Избил одноклассника (У)

    Совершил кражу мобильного телефона (У)

    Совершил прогул в школе (Д)

    Переходил дорогу в неположенном месте (А)

    Разбил мячом окно (Г)

    Нецензурно выражался в общественном месте (А)

Воспитатель: теперь вы должны определить, является ли это административным правонарушением, и какое наказание за этим последует.

1 . Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?

С 16 лет. Административная. Предупреждение, исправительные работы.

№2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

Предупреждение в первый раз. Во второй раз задержание.

3 Подросток Коля,13 лет, смастерил самодельное взрывчатое устройство, которое он решил испытать, зажёг спичку, искра попала не на фитиль, а на взрывчатое вещество, как следствие открытый перелом кисти, множественные ранения тела, химический ожёг тела. Является ли это административным преступлением?

Изготовление самодельных взрывных устройств административная ответственность, возложен штраф на родителей

(ненадлежащее воспитание ребёнка)

4 Группа подростков после пикника в лесу оставила после себя бытовые отходы. Какие правовые последствия ожидаю их?

Нарушение требований санитарных правил в лесах, наложение административного штрафа.

№5. Трое учеников 8 класса в выходной день собрались на дискотеку. По дороге зашли в магазин и купили бутылку пива, в аллее, напротив школы они её распили. Можно ли их поступок отнести к административному правонарушению?

Распитие несовершеннолетними алкогольных напитков в общественных местах, штраф на родителей.

6 Группа подростков в возрасте 14 лет поджигали почтовые ящики, разбили лампочки на столбах. Могут ли они быть привлечены к административной ответственности.

С 14 лет. Порча имущества штраф.

8. «Мозговой штурм».

Выявление причин правонарушений (на карточках негативные и позитивные причины, дети выбирают те, которые приводят к правонарушениям).

Пренебрежительное отношение к учебе, знаниям; стремление к примитивному времяпровождению; зависть; безответственное отношение к учебе, знаниям, стремление завладеть чужими материальными ценностями; жадность; резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность; неуверенность в завтрашнем дне; стремление лица удовлетворить противозаконным способом свои интересы; низкий материальный уровень жизни населения; низкий уровень правовой культуры граждан; алкоголизм и наркомания. Доброта, увлеченность своим делом, учебой, занятием в кружке, любовь к ближнему, любовь к природе и животным и т.д.

Делается вывод: Что приводит к правонарушениям? Все ли делают так?

Дети читают и комментируют.

Воспитатель: Правонарушения имеют серьезные последствия, как для общества, так и для личности подростка и его родителей. Воспитать законопослушного человека очень непросто в наше время.

Как же не допустить правонарушение? У вас на столах лежит начало памятки. Поработайте в группах и дополните её своими высказываниями.

9. Работа в группах (5 мин.)

Примерная памятка «как не допустить правонарушение».

    Веди себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

    Организация свободного времени отдыха (посещение кружков, секций, занятие любимым делом).

    Не общаться с сомнительными компаниями (пояснение с какими компаниями и почему).

    Если что-то произошло обязательно рассказать об этом взрослым.

    Помнить, что за все свои поступки всегда будет ответственность.

10. Подведение итогов.

Воспитатель: Наше мероприятие подходит к завершению. Настало время подвести итоги.

Была ли полезна сегодняшняя встреча для каждого из вас?

Вы видите «древо мнений». На этом древе каждый из вас поместит либо красное яблоко, что значит - я выбираю законопослушное поведение, либо зеленый лист, что значит - я задумаюсь, либо голубой цветок - я останусь при своем мнении. (Дети выполняют задание.)

Воспитатель:

Зачем нужно соблюдать законы?

А нарушаешь ль ты законы?

У всех людей на земле существует понимание того, что представляет собой добро, а что зло. И никакая полиция, никакие суды не могут заставить человека быть добрым, это должно быть заложено в его сознании. Они могут лишь под страхом применения наказания заставить не совершать его те или иные противозаконные действия, но заставить его быть добрым они никак не смогут. Поэтому можно сказать, что добро - это душа самого человека. Если у него есть душа, то соответственно есть добро.

Нет души - существует только страх перед наказанием, то нет добра. Человек, у которого нет души, является животным. Злость - спутник несчастий. Древняя пословица гласит: злой плачет от зависти, добрый - от радости. Ребята, мне очень хочется верить, что вы будете всегда совершать только хорошие поступки, поскольку, совершая проступок, вы не только нарушаете Закон, но и тем самым причиняете боль людям.

Спасибо за внимание!

Самоанализ викторины «Подросток и правонарушения».

Цель мероприятия:

способствовать воспитанию законопослушного гражданина.

Задачи мероприятия:

1. познакомить воспитанников с разными аспектами последствий правонарушений, с точки зрения закона и с точки зрения морали;

2. формировать умения выбирать правильную позицию и уметь ее отстоять;

3. развивать умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию.

Контингент участников:

Воспитанники семьи «Жалын» и «Женис», всего 12 человек.

Методы и приемы работы:

Словесные, наглядные, практические.

Необходимое оборудование:

компьютер, мультимедийная установка.

Правовые знания нужны всем людям, как основа поведения в разных жизненных ситуациях. Особенно необходимо сформировать у подростков мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем (решение ситуационных задач, примеры из жизни).

Воспитанники ознакомлены с видами ответственности и видами преступлений.

На «мозговом штурме» выявлены причины правонарушений (работа с карточками).

Мероприятия подобного рода призваны помочь воспитанникам адаптироваться к жизни в социуме, научить их жить в обществе, соблюдая закон и выбирая правильную позицию.

        Воспитатель Варлыгина В.В.

Внеклассное мероприятие 9 класс. Конкурс знатоков права

Цели : воспитывать законопослушных граждан; расширять правовые знания учащихся.

Подготовка к мероприятию: класс делится на две команды; выбираются счетная группа и жюри.

Эпиграф на доске : «Ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать, - закон» (О. Бальзак).

Ход мероприятия

I. Вступительная часть

Учитель . Дорогие друзья! Сегодня мы проводим конкурс знатоков права. Такая тематика выбрана нами не случайно. Представьте себе: человек заблудился в лесу. Согласитесь, серьезное положение. Но если у него есть компас, он найдет дорогу. Нет этого надежного помощника - ему придется уповать только на случай. Право - тот же компас. Оно показывает всем людям направление пути, дает возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных норм и правил поведения, установленных государством. Насколько вы умеете это делать, попытаемся выяснить сегодня.

II. Задания игрокам

Разминка. Отгадай сказку

1. В какой сказке один долгожитель, не пользующийся успехом у женщин, совершает похищение молодой и красивой девушки в целях вступления в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия и возвращает себе законную жену? («Царевна-лягушка».)

2. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.)

3. В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси-лебеди».)

4. Героиня какой сказки, облаченная в дорогую, не имеющую государственного клейма шубу, явилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда - очень уж ей понравилась архитектура строения? К кому только не обращался хозяин о выселении гостьи, пока действия ее не были квалифицированы как незаконный захват жилища. («Заячья избушка».)

Конкурс «Из истории права»

(Этот конкурс посвящен истории права. За правильный ответ команды получают 3 балла. В случае затруднения команда может обратиться за помощью к зрителям или команде-сопернице. В таком случае присуждается только 1 балл.)

1. Какая страна является родиной юридического образования? (Древний Рим.)

2. Когда и кто открыл первую частную юридическую школу? (В I в. н. э.; юрист Сабин в Риме.)

3. Какое право считалось основополагающим для подготовки юриста в Европе до XV в.? (Римское право.)

4. Кем из великих философов прошлого введен в научный оборот речи термин «правовое государство»? (И. Кантом в работе «Господство -права».)

5. Кто из знаменитых гуманитариев получил юридическое образование? (Примерный ответ. А. Григорьев - поэт, критик; А. Островский - драматург; Е. Вахтангов - режиссер; К. Ушинский - педагог; Л. Андреев - писатель.)

6. Кто такая Фемида? (Примерный ответ. Богиня правосудия в греческой мифологии. Изображается с повязкой на глазах — символ беспристрастия, держит в одной руке весы, а в другой - карающий меч. На одну чашу весов должно быть положено совершенное преступление со всеми смягчающими и отягчающими обстоятельствами, а на другую - соответствующее ему наказание. Чаши весов должны ходиться в равновесии.)

Музыкальная пауза

Исполняется песня «Ничего на свете лучше нету...»(музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина) из м/ф «Бременские музыканты».

Вопрос зрителям и болельщикам: о каком праве поется в этой песне? (О праве на свободу передвижения и о праве на свободу мирных собраний.)

Конкурс «Юридическая консультация»

(Команды должны решить юридические задачи. Наивысший балл - 5.)

1. 17-летний Иванов поступил на работу в кинотеатр помощником механика с двухнедельным испытательным сроком. По истечении 10 дней он был освобожден от работы как не выдержавший испытание. Считая увольнение неправильным, Иванов обратился в суд с иском о восстановлении его на работе и оплате за время вынужденного прогула. Какое решение должен вынести суд? (Примерный ответ. Считается недопустимым увольнение молодых рабочих и служащих по причине несоответствия занимаемой должности, если у работника, не овладевшего техникой производства, отсутствует достаточный опыт и стаж работы. Увольнение не допускается без трудоустройства. Необходимо согласие комиссии по делам несовершеннолетних.)

2. Ученик школы, которому исполнилось 16 лет, будучи в нетрезвом состоянии, на танцевальной площадке приставал к девушкам, требовал, чтобы они с ним танцевали. Получив отказ, оскорблял их нецензурной бранью. Можно ли привлечь этого школьника к административной ответственности? (Примерный ответ. Поведение ученика попадает под определение «мелкое хулиганство» и рассматривается законом как административный проступок, что влечет административную ответственность, которая наступает с 16 лет.)

Конкурс «Юридический язык»

1. Как называется юридический документ, в котором систематизированы и объединены нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений? (Кодекс.)

2. Какой принцип, действующий в уголовном праве, определяет, что человек считается преступником и несет уголовную ответственность только после того, как его вина доказана в суде? (Презумпция невиновности.)

3. Как называется основной закон государства? (Конституция.)

4. Что такое право? (Право — совокупность устанавливаемых государством правил, регулирующих общественные отношения.)

5. Что такое преступление? (Общественно опасное, противоправное и наказуемое действие или бездействие.)

6. Что такое алиби? (В уголовном процессе - обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он в момент совершения преступления находился в другом месте.)

7. Что значит превышение пределов допустимой обороны? (Примерный ответ. Превышение имеет место в том случае, когда обороняющийся прибегает к такому средству защиты, которое явно не было вызвано ни характером нападения, ни реальной обстановкой и закончилось либо убийством нападающего, либо тяжелым ранением его.)

8. С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? (Примерный ответ. Уголовной ответственности подлежат все граждане, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. По ряду преступлений закон предусматривает уголовную ответственность с 14 лет.)

9. Решение суда о виновности или невиновности подсудимого. (Приговор.)

10. Мошенничество, обман, сомнительная сделка. (Афера.)

11. Лицо, приглашаемое для участия в производстве осмотра, обыска, выемки или других следственных действий. (Понятой.)

12. Лицо, обращающееся в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права. (Истец.)

13. Международный договор, обязательный для исполнения всеми государствами, которые его подписали. (Конвенция.)

14. Выборное лицо, участвующее в судебном заседании и выносящее решение о виновности или невиновности лица, обвиняемого в совершении преступления. (Присяжный заседатель.)

15. Полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших преступление, либо смягчение наказания. (Амнистия.)

16. Особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента. (Импичмент.)

Музыкальная пауза

Исполняется песня «До чего дошел прогресс» (музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина) из к/ф «Приключения Электроника».

Вопрос зрителям и болельщикам: о каком праве поется в этой песне? (О праве на пользование благами научно-технического прогресса.)

Конкурс «Знаете ли вы?»

(В ходе этого конкурса командам предоставляется возможность проявить эрудицию и смекалку и заработать дополнительные баллы. Вопросы команде-сопернице могут быть приготовлены командами заранее, или ведущий задает вопрос, а отвечать будет команда, которая знает ответ.)

Закончи стихотворение:

1) Мама работала,

Папа трудился,

А я на учебе все находился.

Все кто устал от работы нелегкой

Имеют полное право на …(отдых)

2) Всех по-разному зовут:

Кот - Мурлыка,

Пес - Барбос,

Даже нашу козочку

Зовут красиво – Розочка

Настя, Вика и Данила

Все имеют своё …(имя)

3) Чтобы вырасти успешным

Надо много знать, уметь.

Чтобы вырасти большим

Недостаточно питанья

Мы использовать должны

Право на … (образование)

4) Если дети заболели

Плохо чувствуют себя

И у них бронхит, ангина,

Пневмония, скарлатина,

Слышен детский крик и плач

Вам поможет только… (врач)

5) Сказка учит нас, друзья

Жить без домика нельзя.

Лисе, зайке, поросенку

Даже глупому мышонку.

Ох, как нужно нам оно

Это право на …(жильё)

2. Какой международный документ закрепляет основные права ребенка? (Конвенция о правах ребенка и Декларация о правах ребенка).

3. На Ваш взгляд, какие права есть у обучающихся в школе:

А) Право на получение бесплатного общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

Б) Право на получение оценки своих знаний;

В) Право на обучение по индивидуальному учебному плану, на ускоренный курс обучения;

Г) Право на платное пользование книжками из библиотеки школы;

Д) Право на отдых, охрану здоровья, медицинскую помощь.

(Ответ: А, Б, В, Д)

4. Какие имеются обязанности у обучающихся школы:

А) Добросовестное учение, посещение уроков согласно расписанию;

Б) Бережное отношение к имуществу школы;

В) Допустимость пропуска учебных занятий;

Г) Уважение чести и достоинства других обучающихся и работников школы.

(Ответ: А, Б, Г)

5. С какого возраста ребенок получает право на жизнь, на имя, на гражданство, право воспитываться в семье, знать своих родителей, на защиту прав и интересов и т.д. (С момента рождения).

6. С какого возраста человек становится совершеннолетним, то есть может иметь и приобретать для себя своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои поступки полную самостоятельную ответственность. (С 18 лет).

7. С какого возраста ребёнок несёт уголовную ответственность за любые преступления? (С 16 лет).

Сказки

8. Кто по отношению к кому в сказке «Волк и семеро козлят» нарушает право на жизнь? (Волк по отношению к козлятам).

9. Кто кого в сказке «Красная шапочка» подвергал жестокому, бесчеловечному обращению? (Волк – бабушку и Красную шапочку).

10. Кто кого в сказке «Дюймовочка» держал в подневольном состоянии? (Мышь – Дюймовочку).

Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав, выбери одного героя из трёх.

1) Право на жизнь: Золушка, Колобок, Кот в сапогах. (Колобок).

2) Право на неприкосновенность жилища: Сестрица Алёнушка, Три поросёнка, Колобок. (Три поросенка).

3) Право на свободный труд: Золушка, Красная Шапочка, Балда. (Золушка).

4) Право на свободу вступление в брак: Золушка, Дюймовочка, Алёнушка. (Дюймовочка).

Тематика «Семейное право»

Задача:

Родители 10-летнего Сережи развелись. После развода, по решению суда, мальчик остался жить с матерью. При этом мама запрещала отцу и его родителям видеться и общаться с Сережей.

Права ли мама? Почему?

Ответ: Нет, так как согласно ст. 55 СК РФ ребенок имеет право общаться с обоими родителями и другими родственниками, если на это нет решения суда.

Информационная справка: Право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу закреплено в СК РФ. Кроме того, ребенок имеет право на общение с обоими родителями и другими родственниками даже в случае расторжения брака родителей или их раздельного проживания (ст.ст.54-55 Семейного кодекса).

Кодексом об Административных правонарушениях (ст. 5.35) установлена ответственность за нарушение родителями прав несовершеннолетних на общение с родителями или близкими родственниками. За такое нарушение предусмотрен штраф в размере от 2 до 3 тыс. руб.

Тематика «Трудовое право»

Задача:

Работник одного бюджетного учреждения отсутствовал на работе без уважительной причины меньше 4-х часов подряд. Руководитель учреждения уволил его с работы за прогул.

Допустил ли руководитель учреждения нарушение действующего законодательства?

Ответ: нет, не нарушил. В соответствии с п. 6 «а» ст. 81 ТК РФ прогулом считается отсутствие на рабочем месте более 4-х часов подряд. Уволить (расторгнуть трудовой договор) можно за один прогул.

Игра с залом «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна? – Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!

– Можно ли человека обращать в рабство? – Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет!

– Защищён ли человек законом? – Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека? – Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да!

– Может ли человек владеть имуществом? – Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение? – Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда? – Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество? – Да!

Вопрос №1

Куда необходимо обратиться, если у вас в школе украли деньги или сотовый телефон?

а) к директору образовательного учреждения

б) к родителям

в) в органы полиции

г) в прокуратуру

д) к старшеклассникам

Ответ: необходимо обратиться в органы полиции.

Информационная справка: В соответствии со ст.12 ФЗ «О полиции» обязанность по регистрации совершенных преступлений возложена на органы полиции, поэтому если у вас в школе украли деньги или сотовый телефон, Вам необходимо сообщить в ближайшее отделение полиции. Законом не ограничен возраст граждан, которые могут обратиться в полицию, поэтому вы можете это сделать самостоятельно, но учитывая, что сотовый телефон покупали родители- целесообразнее написать заявление вместе.

Вопрос №2

Как вы считаете, какие методы для воспитания своего ребенка может применить родитель?

а) поставить в угол

б) лишить обеда

в) наказать ремнем

г) запретить общаться с друзьями

Ответ: общаться с друзьями

Информационная справка: В соответствии со ст.63 Семейного кодекса РФ родитель не имеет права поставить ребенка в угол; лишить обеда; наказать ремнем

КОНКУРС Викторина “Права литературных героев

Права литературных героев

В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”)

Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”)

В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”)

КОНКУРС «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

(капитаны получают листы с написанными незаконченными предложениями из Конституции РФ.)

Статья 2. Человек, его прав и свободы являются … (высшей ценностью)

2. Статья 14. Религиозные объединения отделены от государства и равны … (перед законом)

3. Статья 19. Все равны перед законом и … (судом)

4. Статья 21. Достоинство личности охраняется … (государством)

5. Статья 22. Каждый имеет право на свободу и … (личную неприкосновенность)

6. Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту … (своей чести и доброго имени)

7. Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и … (слова).

8. Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и … (медицинскую помощь)

9.Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и … (свобод)

11. Статья 60 Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с … (18 лет) .

12. Статья 91. Президент РФ обладает … (неприкосновенностью).

13. Статья 95. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и …(Государственной Думы)

14. Статья 118. Правосудие в РФ осуществляется только … (судом)

Игра

1.Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на…

2.Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на…

3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него Было право на…

4.Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино…

5.Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на…

6.Когда Буратино, лиса Алиса, кот Базилио отправились в Страну Дураков, они воспользовались правом на…

ответы

  1. личную неприкосновенность
  2. получение бесплатного образования
  3. пользоваться учреждениями культуры
  4. иметь имущество в собственности
  5. неприкосновенность жилища
  6. свободы передвижения

Интеллектуальная викторина для учащихся 10-11 классов: Законы-курьезы

Интеллектуальная викторина "Законы-курьезы" предназначена для школьников старших классов.
В истории и современности встречаются немало на первый взгляд нелепых законов, но каждый из них имеет свои причины. В то время когда они создавались (100 и более лет назад) то возможно и имели актуальность. Однако некоторые нелепые законы имеют и сейчас своих сторонников, т.к. запрещают поведение, которое сторонниками запрета считается аморальным. Большинство нелепых законов создано в странах, где есть прецедентное право.
Задача игроков - найти разумное обоснование закона-курьеза.
За правильный ответ команда получаете столько баллов, сколько букв в слове, которое смогут составить учащиеся, добавляя различные буквы к термину «ЗАКОН» (по типу игры Балда). Если слово не удастся придумать, ответ оценивается в один балл. Читать можно, используя добавленные буквы и буквы заданного слова, по горизонтали и по вертикали, но не наискосок.
Игра проходит в командах по 4-5 человек, выбранных по случайному признаку (по алфавиту через 2 или 3 человека, названные лидеры приглашают игроков в свои команды по желанию, по жребию кому какой цвет или геометрические фигура достанется и т.п.)
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.Великобритания
запрещено оставлять багаж без присмотра. (Закон направлен на борьбу с террористами. Члены Ирландской республиканской армии оставляли сумки с бомбами в общественных местах).
Древняя Спарта
В 371 г. до н. э. шла война между Спартой и Фивами, древнегреческими городами-государствами. В бою под Левктрами спартанцы потерпели сокрушительное поражение - фиванское войско обратило их в паническое бегство. По закону, действовавшему в Спарте, славившейся боевым духом, воин, самовольно покинувшей поле боя, лишался гражданства. Однако на этот раз бегство было столь массовым, что при исполнении принятых правил количество спартанских граждан уменьшилось бы катастрофически. С другой стороны, и закон нарушать нельзя. Какой выход нашел спартанский царь Агесилай? (поздним вечером собрав спартанцев на агоре, площади для общественных собраний, он возвестил им: «Граждане! Ночная тьма сгустилась над Спартой; пускай же законы крепко спят!»)
Таиланд
нельзя наступать на национальную валюту (на каждой местной банкноте или монете изображен Его Величество король Таиланда. Соответственно, наступая на купюру, вы оскверняете образ монарха. За это могут забить камнями на месте или, в лучшем случае, посадить в тюрьму).
США, штат Алабама
запрещено проведение медвежьих боев (закон сохранился с тех пор, когда такое развлечение было широко распространено и приводило к незаконному отлову животных и их умерщвлению на потеху толпы)
США, штат Луизиана
запрещается жителям иметь носорогов (город Норко. где принят этот закон, имеет неофициальный титул "города необычных домашних животных". Жители города держат в домах варанов, крокодилов, свиней, не говоря уж о традиционных собаках, кошках, кроликах, хомяках и т. д. Домашние любимцы имеют обыкновение иногда убегать из дома. Однажды это произошло с детенышем носорога, который нанес тяжкий ущерб местным садам и газонам).
США, штат Алабама
в городе Мобил мужчинам запрещено выть по-волчьи в публичных местах (некогда в городе была квартировала воинская часть, носившая на нарукавном шевроне изображение волка (это, в свою очередь, объясняется давней историей, когда США воевали с индейцами, и подразделения разведчиков таким образом демонстрировали свою смелость, осторожность и силу). По вечерам солдаты собирались в местных барах и страшно выли, подражая волкам, что, страшно раздражало горожан. Военную базу закрыли, а закон остался).

США, штат Алабама
в городе Мобил женщинам запрещено носить обувь на каблуке-шпильке (одна женщина на шпильках наступила в решетку водослива и повредила ногу. Она посчитала, что во всем виноват муниципалитет, оснастивший улицы подобными опасными устройствами, обратилась в суд и выиграла дело. В результате, чтобы предотвратить появление схожих исков в будущем, отцы города посчитали, что дешевле принять особый закон, чем менять решетки).
США, штат Аризона
запрещена охота на верблюдов (армия США использовала верблюдов в качестве тягловой силы. Местные жители, незнакомые с военными экспериментами, считали двугорбых животных новым видом диких животных и охотились на них, чем наносили серьезный ущерб обороноспособности США. В результате, верблюды были уволены с военной службы и ныне в алабамских полупустынях живут дикие верблюды).
США, штат Калифорния
запрещено есть мороженое, находясь на тротуаре (так городской совет в свое время пытался защитить одежду прохожих от посягательств со стороны неугомонных мальчишек с мороженым в руке. Закон был отменен, когда знаменитый актер Клинт Иствуд стал мэром города Кармел).
США, штат Джорджия
запрещено говорить: "Oh, boy!" («Эй, парень!») (в конце Гражданской войны в США, многие бывшие рабы разоренного Юга осели в штате, пытаясь заработать себе на пропитание. Когда в город приезжал какой-нибудь богатый джентльмен, к нему кидалась толпа негров, каждый из которых стремился отвести лошадь приезжего в стойло, накормить ее, помыть и получить за это плату. В результате между бывшими рабами завязывалась драка за право мыть лошадь; кто-то обязательно оказывался убит, а кто-то – ранен. И тогда городской совет запретил богатым джентльменам въезжать в город на лошади и просить негров ухаживать за их животным. А типичное обращение к бывшим рабам было: «Эй, парень!»).
Россия эпохи Елизаветы
ни один иностранный торговец не имел права продать свой товар, пока его не осмотрела Елизавета (Таким образом, императрица-модница отбирала для себя понравившиеся ткани и наряды и обеспечивала их уникальность).
США, штат Аризона
любой проступок, совершенный в красной маске, автоматически считается уголовным преступлением (во времена Дикого Запада преступники нападали в красных масках)
США, штат Нью-Джерси
все кошки должны носить три колокольчика (чтобы предупреждать птиц о своем присутствии)
США, штат Алабама
нельзя открывать зонтик на улице (так как это может испугать лошадей)
Франция
запрещено целоваться на железнодорожных вокзалах (этот закон ввели в 1910 году из-за задержки с отправлением поездов)
Венеция
запрещается кормить голубей (ради сохранности старинных зданий).
США, штат Аризона
нельзя срезать кактус на улице города, можно получить до 25 лет тюрьмы (таким образом, охраняются редкие виды кактусов)

Великобритания
запрещается есть на Рождество сладкие пирожки, которые по традиции выпекают как раз в период рождественско-новогодних праздников (этот закон, принят еще в середине 17 века Оливером Кромвелем для борьбы с грехом чревоугодия и не отменен до сих пор).
США, штат Гавайи
запрещены рекламные плакаты на дорогах и в общественных местах (реклама не должна мешать туристам любоваться на гавайские пейзажи).
США, штат Техас
мужчинам запрещено носить с собой кусачки (во времена Дикого Запада, жулики могли красть скот, перерезая проволочные изгороди кусачками. Такие кражи стали настолько частыми, что, в конце концов, решили запретить сами кусачки).
Бразилия
в Рио-де-Жанейро с 10 вечера до 5 утра водители автомобилей могут ездить на красный свет светофора (эта мера призвана уменьшить риск автомобильного ограбления).
США, штат Мичиган
запрещено кидаться осьминогами в общественных местах (до принятия этого закона, во время матчей, в которых участвовала хоккейная команда Detroit Red Wings, болельщики швыряли осьминогов на лед. Традиция появилась в 1952 году, когда команде нужно было выиграть все оставшиеся восемь игр, чтобы выиграть кубок Стэнли. В начале первой игры кто-то из болельщиков кинул осьминога на лед - одну ногу за каждую игру - и Red Wings стали чемпионами).
Саудовская Аравия
женщинам (любой национальности, в том числе туристкам) запрещается водить машины, а также вызывать такси без согласия главы семьи (такое поведение считается аморальным).
Подведение итогов. Поздравление победителей.

Поделиться: