Новый закон о такси когда примут. Закон о такси: нюансы и поправки

Каждый день разные сферы предпринимательской деятельности подвергаются регуляторным давлениям. Так и в сфере работы такси участились налоговые проверки, увеличилась частота проверок наличия лицензий. Законодательство существенно ужесточило процедуру работы таксо-моторной сферы предпринимательства. Поэтому, закон "О такси" и поправки к нему должны быть знакомы каждому таксисту. Но за текучестью изменений и дополнений, которые постоянно вносятся в его структуру, мало кто успевает уследить. Предлагаю вам ознакомиться с самыми последними изменениями, знание которых, поможет обезопасить себя в дальнейшей работе.

Закон "О такси", основные положения

Федеральный закон « О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» - известный в народе как закон «О такси». Новый закон о такси 2016 года внес значительные изменения в работу частных перевозчиков. В частности, согласно ему, ужесточились штрафы для нелегальных перевозчиков и уменьшились для легальных таксистов.

Интересный факт! Первые такси, по некоторым данным, появились еще в Древнем Риме. Это были колесницы со своеобразным таксометром в виде таза, в который после каждых 200 метров падал камешек – потом камешки подсчитывались и производилась оплата.

Диспетчерская служба такси, деятельность которой регулирует этот закон, несет ответственность за передачу заказов нелегальным таксистам и за качество услуг, которые предоставляет эта служба. Кроме того, теперь распределение выручки между таксистами и диспетчерской службой будет более справедливым.

Согласно тому же закону "О такси", машина такси должна быть окрашена в жёлтый, белый, либо один из других четырёх цветов, которые определили местные власти. Более того, служба такси должна работать по отдельной для каждого авто и водителя лицензии. Если у водителя отсутсвтвует лицензия, то ему грозит достаточно внушительный штраф.

Интересный факт! Первый таксометр в России появился в конце XIX века.

Этот закон дал таксистам возможность обслуживать и государственные органы, что должно значительно уменьшить растраты государственных средств на аренду и обслуживание автомобилей чиновников.

Документы необходимые для регистрации такси

Для того, чтобы получить разрешение на работу частным перевозчиком или сотрудником предприятия по предоставлению такого рода услуг (такси), вам необходимо, в первую очередь, быть индивидуальным предпринимателем, либо оформить свою фирму (юридическое лицо).

Для начала, необходимо посетить налоговые органы вашего региона для регистрации ИП. При оформлении индивидуального предпринимателя при себе нужно иметь оригинал паспорта и копии всех заполненных страниц. Для ускорения процесса оформления, вам лучше сразу скачать с сайта налоговой службы вашего региона квитанцию об оплате налогового сбора и оплатить ее в ближайшем Сбербанке.

Также, нужно уточнить у налогового работника при оформлении ИП, какие именно налоги вам следует оплачивать, необходимые документы отчетности и т.д. Сразу можно зарегистрироваться в онлайн-кабинете налоговой службы как налогоплательщик, это поможет вам в дальнейшем отслеживать ваши оплаты и контролировать отчетность.

Оформив ИП, вы сможете обратиться в свой региональный орган исполнительной власти по выдаче соответствующего разрешения на деятельность (обычно, это Минтранс). Для ускорения получения разрешения такого рода, перед подачей документов лучше перезвонить в эту структуру и уточнить необходимые документы, так как они могут дополнятся, в зависимости от региона.

Однако, согласно закону «О такси», вам точно необходимы определенные документы при подаче заявления на получение разрешения.

Важно! При выезде на трассу, таксист всегда должен иметь при себе нотариально заверенные копии разрешения на работу.

Прежде всего, вам нужно заявление, так как без него, никто не выдаст вам лицензии. Его можно подать как в письменном виде, так и в электронном, это как вам удобно. В заявлении должна быть указана информация о предприятии (если такое имеется), или об индивидуальном предпринимателе, контактные телефоны, место регистрации и идентификационный номер налогоплательщика.

К заявлению должны быть прикреплены копия документа, удостоверяющего личность заявителя либо представителя заявителя (для юридических лиц), копия регистрационных документов транспортных средств, которые заявитель будет использовать для перевозки пассажиров, а если транспортное средство приобретено по договору лизинга, или аренды, либо передано по доверенности – необходимо прикрепить к заявлению копию этих документов. Также, в зависимости от региона, вам необходимо будет оплатить государственную пошлину, это, примерно, от 0 до 5000 руб.

Государственный орган берет на себя полномочия в отказе выдачи желаемого разрешения в случаях, когда вы подали недостоверную информацию, либо транспортное средство уже зарегистрировано.

Лицензия на работу такси выдается на 5 лет. Если предприниматель потерял ее, или она, по каким-либо причинам, потрепалась и т.д., дубликат будет выдан на оставшееся время.

Требования к автомобилю

Для получения разрешения на перевозку пассажиров, автомобиль должен соответствовать определенным нормам, которые также определяются в новом законе "О такси" 2016.

В первую очередь, транспортное средство должно иметь соответствующий опознавательный окрас. На кузове машины, по бокам, должны быть нанесены контрастные квадраты в шахматном порядке. Обычно, это чёрный и какой-то отдельный контрастный цвет.

Цветовой окрас такси устанавливается в каждом регионе отдельно. Органы власти имеют право определять до трех цветов. Так что, при оформлении лицензии, необходимо уточнить вопрос расцветки машин такси в своем регионе.

Важно! Обязательное условие для машины такси – это наличие фонаря оранжевого цвета, что, впрочем, является главным атрибутом такси, особенно ночью.

Также, вам, скорее всего, придется обзавестись таксометром – это более удобное (как для пассажира, так и для таксиста) средство исчисления стоимости проезда. Пассажир будет знать точную стоимость проезда, а водитель – обезопасит себя от скандалов и недовольства.

Каковы бы не были слухи, такси не должно оснащаться тахографом или ГЛОНАССом.

Как и где можно получить лицензию для перевозки пассажиров

Для получения лицензии на перевозку пассажиров, условия частично отличаются от условий получения . Для ее получения вам нужно быть учредителем предприятия или индивидуальным предпринимателем.

Необходимые документы, которые прикрепляются к заявлению на выдачу лицензии на перевозку пассажиров:

нотариально заверенные копии документов о регистрации юридического лица;

Нотариально заверенные копии учредительных документов: договор учредителей, устав, свидетельства ИИН, ОГРН, копия паспорта руководителя и решение (приказ) о вступлении на должность руководителя;

Копии документов сотрудника, который будет ответственен за перевозку пассажиров;

Документы нанятого медработника, или договор о сотрудничестве с медицинским учреждением, которое будет осуществлять медицинский осмотр водителей перед рейсами;

Договора с водителями, их медицинские справки, подтверждение наличия трехлетнего стажа работы водителей, копия водительских прав категории «Д»;

Копии документов на владение транспортным средством (договор лизинга, ПТС, аренда);

Документальное подтверждение возможности самостоятельного осуществления технического осмотра машин, или договор со сторонним предприятием, которое занимается технической поддержкой;

Копия договора об аренде автостоянки, или наличие собственной стоянки;

Талоны ТО;

Нотариально заверенная копия полиса ОСАГО;

Квитанция об оплате государственного лицензионного сбора.

Для частных предпринимателей перечень документов для получения лицензии на пассажирскую перевозку практически такой же, только вместо учредительных документов, нужна лишь выписка с ЕГРИП и свидетельство о государственной регистрации.

Выдача лицензионных документов осуществляется органами Ространснадзора. Заявление о получении такой лицензии рассматривается в 45-дневный срок, при этом вся информация о ходе рассмотрения находится на портале этой службы. Результат такого расмотра приходит электронной и обычной почтой. Штрафы для водителей такси

В соответствии с законом "О такси" 2016 года, если у вас нет разрешения на занятие такой деятельностью, то вам светит штраф за нелегальное такси, в 2016 году – это 30 тыс. рублей. Если вы были повторно уличены в такого рода нарушении, то на вас снова возложат административный штраф в сумме 30 000 рублей и отнимут право управления транспортным средством на срок от 3 до 6 месяцев. Юридическое лицо, за осуществление такой деятельности без лицензии, штрафуется до 400 000 рублей.

Если вы индивидуальный предприниматель, то штраф за работу в такси без наличия лицензии, также будет весьма значительным.

Для такси, работающих без наличия листка с необходимой информации по перевозке пассажиров законодательством предусмотрено наказание в размере 1000 рублей, причем, такую же сумму придется выложить за невыдачу чека клиенту.

Если у вас есть лицензия на такси, но при этом цветовая схема вашей машины не соответствует правилам в вашем регионе, или же у вас отсутствует опознавательный фонарь оранжевого цвета, штраф для ИП – 3 тыс. руб., для юридических лиц – 50 тыс. руб.

В том случае, когда у вас нет лицензии на такси, но ваше авто имеет опознавательный фонарь и соответственную цветовую схему – штраф 5 тыс. рублей, и еще учитывайте штраф за работу без разрешения. При наличии лицензии, но отсутствии опознавательных атрибутов, штраф составит 3000 рублей.

Итого, в общей сложности, водитель с лицензией или без, может заплатить за одну поездку до 50000 рублей штрафа.

Как "обходят" закон "О такси"

Все мы помним, как еще в 2015 году по городам курсировали легковые машины с шашечками непонятного цвета, оранжевыми губками и т.д. Закон 2016 «О регулировании частных перевозок» и поправки в законе " О такси" сильно ужесточили ситуацию.

Для таксиста, индивидуального предпринимателя, стало тяжело и дорого "таксовать". Нужно зарабатывать, но что это за заработок, особенно в небольших городах, где за регистрацию такси взимаются пошлины до 5000 рублей. Правда, ИП дешевле обходится по налогам, нежели отдельное предприятие со своей диспетчерской службой и автопарком, но и для обычного таксиста эта сума достаточно внушительная.

Нелегальное такси, как способ уйти от ответственности и больших растрат, стал Меккой для большинства предпринимателей такого рода. Хотя, всегда можно попытаться ужиться с законом в роли предприятия.

Для этого создается юридическое лицо, которое специализируется на службе заказов, причем ни о какой службе такси не может быть и речи.

Отдельные индивидуальные предприниматели, пользуются услугами данной компании в качестве посредника между клиентом и непосредственно таксистом, который оформлен просто как ИП. Факта создания компании такси нет, налоги платятся исправно. Правда, создавая такого рода организацию, вам придется привыкнуть к частым искам и подкопам органов государства, а также обязательно обзавестись адвокатом. Большинство исков такого рода будут беспочвенны и, как обычно бывает, подлежат обжалованию.

Начиная с 2011 года, были внесены значительные поправки в законодательство "о такси", результатом чего стал современный вид этой службы. Закон "О такси" позволяет осуществлять лицензирование частных предпринимателей почти безболезненно. Единственным минусом так и остались большие растраты ИП на обслуживание, оформление и медицинский осмотр, и если в больших городах, таких как Москва, Петербург, у таксистов еще есть возможность "выходить в плюс", то в маленьких – этот вопрос стоит ребром, по крайней мере, для большинства частных извозчиков.

Интересный факт! В 2016 году, в городе Фудзисава будет проведён эксперимент по эксплуатации такси без водителя.

С 01 сентября 2011 года в силу вступил закон, пункт 1-22 статьи 9, которого по-новому регламентируют деятельность такси. Кроме того, федеральным законом № 34 от 23.04.2012 года в него внесены некоторые изменения, которые вступают в силу с 01 января 2016 года. Что таксисты получают в окончательном варианте закона о такси 2016 года?

Закон упростил порядок получения разрешения и зафиксировал список документов, которые следует предоставить в государственные органы для получения соответствующего разрешения. Всего необходимо подготовить к подаче 4 документа:

— заявление на получение разрешения, составленное в письменной форме с соблюдением всех необходимых требований;

— копия документа, удостоверяющего личность заявителя (в случае подачи документов представителем заявителя, его документ);

— копию документа, который подтверждает регистрацию заявителя в налоговых органах, как индивидуального предпринимателя либо юридического лица (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц);

— копия свидетельства о регистрации автомобиля (это может быть как паспорт транспортного средства, так и копия договора лизинга, генеральная доверенность или договор аренды).

При этом, власти местного самоуправления отдельного региона не могут расширять или добавлять этот список, а также добавлять иные нормы или требования. Заявку на получение разрешения можно направить через региональный сайт государственных услуг, а само разрешение возможно получить по почте, то есть без личного обращения в соответствующие органы.

Разрешение на такси можно получить не только при наличии собственного автомобиля, но и на официально арендованный автомобиль или используемый по генеральной доверенности. В выдаче лицензии может быть отказано только в том случае, если при подаче заявке заявителем были предоставлены недостоверные сведения. При этом, орган, отказывающий в выдаче лицензии, обязан подробно разъяснить заявителю по какой причине это сделано.

Закон о такси 2016 года регламентирует выдачу только одного разрешения на один автомобиль. Согласно документа, снизился минимальный водительский стаж для водителей такси, теперь чтобы получить лицензию, достаточно иметь трехлетний стаж вождения. Кроме того, закон о такси отменяет обязательно требование для такси о прохождении технического осмотра транспортного средства каждые 6 месяцев. Теперь водители такси будут проходить техосмотр по тем же правилам, что и обычные автовладельцы, также снимается требования возить с собой талон техосмотр.

В соответствии с нормами закона о такси 2016 такси может отвезти пассажира в другой регион, даже если между регионами отсутствует соглашение, однако адрес места подачи такси должен находиться в том регионе, где таксист получал разрешение на деятельность. Если же между регионами присутствует соответствующее соглашение, так и другого региона может перевозить пассажиров по чужому.

Требование по цвету кузова такси, если ранее оно было установлено местной властью региона, начало действовать только с января 2016 года. Теперь региональные власти могут принять не один, а несколько цветов для такси отдельного региона. Помимо этого, с 01 января 2016 года вводится установка таксометра, но только при условии, что плата за поездку на такси определяется по фактическому пробегу или по времени. Если используются фиксированные тарифы, таксометр к установке не обязателен.

1. Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган). Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее - разрешение) выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.

1.1. Заявление подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом, или индивидуальным предпринимателем, или представителем юридического лица либо индивидуального предпринимателя. Заявитель своей подписью подтверждает соответствие транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также достоверность представленных сведений. В заявлении указываются:

1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес места его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица;

2) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его регистрации по месту жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;

3) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке на учет налогоплательщика в налоговом органе.

1.2. Вместе с заявлением необходимо представить в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе следующие документы:

1) копию документа, удостоверяющего личность заявителя (представителя заявителя);

2) копии свидетельств о регистрации транспортных средств, которые предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, заверенные заявителем;

3) копию договора лизинга или договора аренды транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании договора лизинга или договора аренды), заверенную заявителем, либо копию нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, которое предполагается использовать индивидуальным предпринимателем для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством).

1.4. В соответствии с разрешением перевозчик имеет право на заключение договора фрахтования легкового такси только на территории субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган которого выдал такое разрешение. Осуществление перевозки пассажиров и багажа легковым такси по территориям иных субъектов Российской Федерации допускается только в случае, если пункт подачи легкового такси находится на территории субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган которого выдал разрешение, а пункт назначения находится за пределами территории данного субъекта Российской Федерации. На основании соглашений, заключенных между субъектами Российской Федерации, перевозчикам, имеющим соответствующие разрешения, выданные уполномоченным органом одного из таких субъектов Российской Федерации, предоставляется право заключения договоров фрахтования легковых такси и на территориях субъектов Российской Федерации, заключивших указанные соглашения.

2. Разрешение выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на основании договора лизинга или договора аренды транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также в случае использования индивидуальным предпринимателем транспортного средства на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, если указанные транспортные средства соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Основанием для отказа в выдаче разрешения является предоставление заявителем недостоверных сведений. В случае отказа в выдаче разрешения уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об отказе вручает заявителю или направляет ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомление об отказе в выдаче разрешения с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на положения нормативных правовых актов и иных документов, являющиеся основанием такого отказа. Разрешение или уведомление о мотивированном отказе в выдаче разрешения выдается в срок, не превышающий тридцати дней со дня подачи заявления.

3. Разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. В отношении одного транспортного средства вне зависимости от правовых оснований владения заявителем транспортными средствами, которые предполагается использовать в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В разрешении указываются:

1) наименование уполномоченного органа, выдавшего разрешение;

2) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения;

3) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность;

4) марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, используемого в качестве легкового такси;

5) срок действия разрешения;

6) номер разрешения;

7) дата выдачи разрешения.

5. Переоформление разрешения осуществляется в случае:

1) изменения государственного регистрационного знака транспортного средства, используемого в качестве легкового такси;

2) изменения наименования юридического лица, места его нахождения;

3) изменения фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя, места его жительства, данных документа, удостоверяющего его личность;

4) реорганизации юридического лица.

6. При утрате разрешения уполномоченный орган на основании письменного заявления получателя разрешения в течение десяти дней с даты получения заявления выдает дубликат разрешения.

7. Разрешение должно находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа или сотрудника государственной инспекции безопасности дорожного движения.

8. Форма разрешения, срок его действия, порядок подачи заявления, порядок выдачи и переоформления разрешений, порядок определения платы за выдачу разрешения, дубликата разрешения и порядок ведения реестра выданных разрешений устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Реестр выданных разрешений подлежит размещению на официальном сайте уполномоченного органа (в случае отсутствия у уполномоченного органа официального сайта - на официальном сайте субъекта Российской Федерации) и обновлению в течение пяти дней со дня внесения в реестр соответствующих изменений.

10. В случае выявления нарушения требований, предусмотренных пунктом 1 или 3 части 16 настоящей статьи, уполномоченный орган выдает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю предписание об устранении выявленных нарушений. В указанном предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать один месяц. В случае нарушения требований, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, на территории которого выявлено нарушение, передает информацию о выявленном нарушении в уполномоченный орган, выдавший разрешение. В случае повторного нарушения требований, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи, уполномоченный орган, выдавший разрешение, обращается в суд с заявлением об отзыве (аннулировании) разрешения.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. В установленный предписанием срок юридическое лицо или индивидуальный предприниматель направляет в уполномоченный орган отчет об исполнении предписания, включающий в себя документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания.

12. В случае неисполнения выданного предписания (в том числе в случае, если отчет об исполнении указанного предписания не представлен в уполномоченный орган до истечения срока, установленного указанным предписанием, или представленный отчет не подтверждает исполнение в установленный срок указанного предписания) уполномоченный орган принимает решение о приостановлении действия разрешения на срок, не превышающий одного месяца. Уполномоченный орган в течение трех дней со дня принятия решения о приостановлении действия разрешения вносит соответствующую запись в реестр выданных разрешений. Срок действия разрешения на время приостановления его действия не продлевается.

13. В случае, если до истечения срока приостановления действия разрешения юридическое лицо или индивидуальный предприниматель представили в уполномоченный орган документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания, неисполнение которого явилось основанием для приостановления действия разрешения, уполномоченный орган возобновляет действие разрешения. В случае, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не представили указанные документы в уполномоченный орган до истечения срока приостановления действия разрешения либо представленные документы не подтверждают исполнение указанного предписания, уполномоченный орган обращается в суд с заявлением об отзыве (аннулировании) разрешения. Приостановление действия разрешения продлевается на срок до вступления в законную силу решения суда.

14. Разрешение подлежит отзыву (аннулированию) на основании решения суда по заявлению уполномоченного органа в случае:

1) повторного нарушения требований, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи, либо повторного нарушения требований, предусмотренных пунктом 1 части 16 настоящей статьи, в течение срока действия разрешения;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) неисполнения выданного предписания, указанного в части 10 настоящей статьи, в течение срока приостановления действия разрешения либо в случае, если представленный до истечения указанного срока отчет об исполнении предписания не подтверждает его исполнение;

4) совершения водителем легкового такси дорожно-транспортного происшествия, повлекшего смерть либо причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью пассажира или третьих лиц.

15. Уполномоченный орган в течение трех дней со дня принятия решения об отзыве (аннулировании) разрешения вносит соответствующую запись в реестр выданных разрешений.

16. В целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси и идентификации легковых такси по отношению к иным транспортным средствам:

1) легковое такси должно соответствовать следующим обязательным требованиям:

(см. текст в предыдущей редакции)

б) легковое такси должно иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке;

В) легковое такси должно соответствовать установленным цветовым гаммам кузова в случае установления такого требования законами субъектов Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

г) легковое такси должно иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета;

Д) легковое такси должно быть оборудовано таксометром в случае, если плата за пользование легковым такси определяется в соответствии с показаниями таксометра на основании установленных тарифов исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) водитель легкового такси должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны:

а) обеспечивать техническое обслуживание и ремонт легковых такси;

б) проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию;

в) обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра.

17. К правоотношениям, связанным с осуществлением контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, требований, установленных частью 16 настоящей статьи (за исключением правоотношений, возникающих при осуществлении контроля за соблюдением указанных требований непосредственно в процессе перевозки пассажиров и багажа легковым такси), применяются положения Федерального 2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя. настоящей статьи, если такое нарушение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо повлекло причинение такого вреда и возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

23. В целях совершенствования организации транспортного обслуживания населения, оптимизации транспортной нагрузки на улично-дорожную сеть законом субъекта Российской Федерации исходя из численности населения субъекта Российской Федерации, уровня обеспеченности населения услугами общественного транспорта и развития улично-дорожной сети может устанавливаться максимальное количество транспортных средств, используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, на территории субъекта Российской Федерации. При этом максимальное количество легковых такси, устанавливаемое законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей частью, не может быть менее количества действующих по состоянию на 1 июля 2014 года разрешений.

24. В случае, если количество поданных заявлений на выдачу разрешений превышает максимальное количество легковых такси, определенное в соответствии с частью 23 настоящей статьи, выдача разрешений осуществляется по результатам аукциона, проводимого в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. Организация, проведение и подведение итогов аукциона осуществляются уполномоченным органом.

Ответственность водителей и таксопредприятий. Некоторые части закона вступили в силу с января прошлого года, потому в СМИ можно услышать о «новом законе о такси». Новый законодательный документ очень важен, в него внесено несколько изменений, которые необходимо знать лицам, работающим в сфере услуг в этом сегменте. Рассмотрим, что именно говорится в Законе применительно к нашему вопросу, каковы его положения.

Статьи, касающиеся деятельности такси

Статьёй 3 в КоАП РФ оговаривается ответственность водителей, предприятий за нарушения правил работы такси (система административных штрафов).

Статья 7 сообщает о введении в ФЗ N 259 «Устав автомобильного транспорта» статьи 36.1, охватывающей зону ответственности предприятий такси за нарушение закона.

Статья 8 включает таксопредприятия в зону действия ФЗ N 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В статье 9 (именно она является «новым законом о такси»), состоящей из 24 пунктов, регламентируется деятельность таксопредприятий, юрлиц и ИП, от заявки на лицензию до контроля над совершаемой работой.

Наконец, статьёй 10 определяются сроки вступления в силу закона, отдельных статей.

Основное содержание закона

Федеральный закон о такси оговаривает 4 документа, обязательных к предоставлению в орган, выдающий лицензию. Отметим, что упрощён порядок её оформления. На одну машину даётся одна лицензия. Подаёте заявление по специальной форме, к которому прикладываются копии документов:

  • удостоверения личности заявителя либо его представителя;
  • свидетельства о регистрации транспортного средства;

также выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о в налоговых органах.

Этот перечень действует на территории РФ и неизменен. Заявление можно подать онлайн посредством сайта госуслуг, разрешение получите по почте.

Преимущества нового закона

Некоторые изменения в законе о такси способствуют более лёгкому получению разрешения, упрощают лицензирование, снижают требования к деятельности.

  1. Разрешение даётся на собственное транспортное средство, также на арендованное либо управляемое по доверенности. Если заявитель указал недостоверные данные об авто или о себе, в лицензии откажут.
  2. Снижен стаж водителя, требуемый для лицензирования, с 5 лет до 3.
  3. Техосмотр такси приравнивается к техосмотру личного транспорта, убрано требование наличия талона ТО.
  4. Разрешены теперь перевозки межрегиональные, если нет специального межрегионального соглашения, главное, чтобы подача заявки на услуги такси подана в регионе, где выдана лицензия. Если есть межрегиональное соглашение, то таксистам разрешено оказывать услуги в каждом из них.

Требования к такси

  1. Цветовое оформление такси устанавливают региональные власти. Каждый регион может утвердить несколько цветовых вариантов. Если регионом устанавливается единая цветовая гамма, то она должна соблюдаться.
  2. По бокам кузова нужно установить цветографическую схему, состоящую из квадратов, расположенных «шахматкой», выполненных в контрастных цветах.
  3. На крыше устанавливается опознавательный оранжевый фонарь.
  4. На такси обязательно устанавливается таксометр, когда оплата за услугу зависит от времени, затраченного на поездку, либо от фактического километража, (при отсутствии утверждённых фиксированных тарифов).
  5. Юрлица и ИП обязуются выполнять следующие мероприятия:
  • ежедневно контролировать техсостояние транспорта до выхода его на линию;
  • требовать от водителей прохождения медосмотра для получения допуска к управлению машиной.

Особенности выдачи лицензий

Закон о маршрутном такси устанавливает правила выдачи лицензий на осуществление деятельности по перевозке пассажиров, которые выдаёт специальный региональный орган - подразделение Министерства транспорта.

Лицензия выдаётся сроком от 5 лет. Если следует отказ на выдачу разрешения, то сообщается об этом заявителю не позже месяца от подачи заявки.

Если юрлицом, ИП изменены регистрационные данные, лицензию можно переоформить. Если разрешение утеряно, на восстановление уходит 10 дней после подачи заявки.

Все выданные лицензии регистрируются в реестре, который уполномоченным органом размещается на сайте со свободным доступом.

Лицензия обязательно должна находиться в салоне такси, водитель по требованию соответствующих проверяющих должен суметь её предъявить.

При выявлении органами ГИБДД нарушений в деятельности такси выписывают предписание владельцам лицензий для ликвидации нарушений, на что даётся один месяц. Владельцы обязаны после устранения нарушений заблаговременно предоставить в уполномоченный орган отчёт. Если эти требования не выполнены, недостатки не исправлены либо отчёт не соответствует реальному состоянию, лицензия может быть аннулирована.


Отзыв лицензии

Лицензия может быть отозвана в следующих случаях:

  1. Органами ГИБДД выявлено нарушение, которое не устранено в предписанные сроки.
  2. Совершено повторное нарушение правил, связанное с фрахтом такси на территории иных регионов при отсутствии межрегионального соглашения.

Повторно нарушено положение о цветовом оформлении транспорта, используемого под такси: отсутствуют «шашечки» на кузове, нет опознавательного фонаря, нет в наличии таксометра, цвет такси не соответствует утверждённому в регионе.

Водитель, управляющий такси, имеет стаж меньше 3 лет.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 6,5% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салоне

Мас Моторс

В апреле 2011 г. Президент РФ подписал Федеральный закон (ФЗ) N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», отдельные статьи и положения, которого регламентируют порядок организации, государственной регистрации и осуществления текущей деятельности предприятий такси на территории РФ.

Этим закон о такси отличается от других правовых актов, регулирующих конкретные сферы деятельности в РФ и носящих поэтому соответствующие названия, например «Закон о прокуратуре РФ» или «Закон о судебной системе». ФЗ N 69-ФЗ состоит из 10 статей, которые подвергались изменениям и дополнениям в 2012 и 2014 годах.

Отдельные положения закона вступили в силу не через 10 дней после официального опубликования текста ФЗ, а спустя значительные отрезки времени. Даты начала действия этих положений определены статьей 10 закона.

Часть 23 и часть 24 статьи 9 ФЗ вступили в силу 1-го января 2015 года, поэтому в СМИ применительно к этому правовому акту часто встречается термин «новый закон о такси 2015 года». Который актуален и на сегодняшний 2019 год.

Правовое обеспечение закона «О такси»

Непосредственное отношение к такси имеют следующие статьи ФЗ N 69-ФЗ:

  • Статья 3 вносит в КоАП РФ нормы ответственности (в виде административных штрафов) за различные нарушения правил в работе такси;
  • Статья 7 вводит в ФЗ N 259-ФЗ от 2007 года «Устав автомобильного транспорта…» дополнительную статью 36.1, определяющую область административной ответственности предприятий такси при нарушении ими установленных законом правил;
  • Статья 8 включает в сферу действия ФЗ N 294-ФЗ от 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» предприятия по перевозке пассажиров легковым транспортом;
  • Статья 9 содержит 24 пункта и по сути является непосредственно новым законом о такси. Положения статьи регламентируют все сферы деятельности предприятий такси (как юридических лиц — ЮЛ, так и частных предпринимателей — ИП), начиная с получения разрешения (лицензии) на право перевозки пассажиров, установления требований к транспортным средствам, допущенным к перевозкам, и заканчивая вопросами контроля и надзора за работой предприятий такси со стороны государственных органов;
  • Статья 10 определяет порядок и сроки вступления в силу закона в целом, а также отдельных его статей и положений.

Основные положения закона

Федеральный закон о такси N 69-ФЗ в своем окончательном варианте от 2015 года зафиксировал перечень из 4-х документов, необходимых для получения лицензии на такси и значительно упростил порядок ее получения. Одна лицензия (одно разрешение) выдается на одно транспортное средство (ТС).

Список предъявляемых заявителем документов:

  • Заявление, составленное по утвержденной форме;
  • Копия удостоверения личности заявителя (его представителя);
  • Копия документа о постановке на учет в налоговых органах (выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП);
  • Копия свидетельства о регистрации ТС (ПТС, копия договора лизинга, договор аренды или генеральная доверенность).

Перечень документов является окончательным и действует на всей территории РФ. Права изменять его региональные или муниципальные органы власти не имеют. Заявку теперь можно отправлять в соответствующие органы по интернету (с помощью сайта государственных услуг), а получать готовое разрешение — по почте.

По сравнению с нормами ранее действующего закона о такси закон 69-ФЗ дает значительные послабления предпринимателям , решившим заняться этой сферой деятельности:

  • Получить разрешение на такси можно не только на собственный автомобиль, но и на транспортное средство, находящееся в официальной аренде или используемое по доверенности. Отказ в получении разрешения должен быть безусловно мотивирован тем органом власти, который уполномочен его выдавать. Отказ возможен исключительно при предъявлении заявителем недостоверных сведений о себе или об автомобиле;
  • Для получения лицензии требуется трехлетний водительский стаж (ранее был 5 лет);
  • Технический осмотр для автомобилей такси унифицируется с техническим осмотром личного автотранспорта, отменяется требование об обязательном наличии в автомобиле талона ТО (ранее осмотр надо было проходить 1 раз в полгода);
  • Разрешается совершать межрегиональные перевозки пассажиров даже при отсутствии специальных соглашений между регионами, если адрес подачи такси находится в регионе, в котором получена лицензия (ранее перевозки можно было осуществлять только по территории своего региона). При наличии соответствующих соглашений между регионами посадку и перевозку пассажиров можно осуществлять и в другом регионе.

С января 2015 года вступили в силу положения закона по регулированию цветового оформления кузова такси в тех регионах, где местные власти ранее установили такие требования. По новому закону на своей территории региональные власти вправе утверждать несколько вариантов цветового оформления такси . Еще одно новшество, вступившее в силу в 2015 году, относится к обязательной установке на такси таксометра в тех случаях, когда плата за поездку зависит от времени или фактического километража поездки, а не является фиксированной величиной (утвержденным тарифом). ЮЛ и ИП, имеющие разрешения на такси, обязаны осуществлять следующие мероприятия:

  • своевременный технический осмотр ТС;
  • ежедневный контроль технического состояния ТС перед выходом его на маршрут;
  • медицинский осмотр водителей такси для допуска их к управлению ТС.

Особенности лицензирования деятельности такси

Выдачу разрешений (лицензий) на такси в каждом регионе осуществляет специальный уполномоченный орган. Чаще всего таким органом выступает региональное подразделение Министерства транспорта — Комитет по транспорту субъекта РФ. Срок действия разрешения составляет не менее 5 лет. Мотивированный отказ в выдаче разрешения должен быть предоставлен в течение 1-го месяца с даты подачи заявления.

При изменении регистрационных данных ЮЛ или ИП разрешается осуществлять переоформление лицензии. При утере разрешения предельный срок его восстановления составляет 10 дней с момента подачи заявления. Уполномоченный орган ведет реестр всех выданных разрешений и обязан размещать его в свободном доступе на страницах своего сайта.

В случае выявления нарушений в деятельности такси уполномоченный орган (обычно это региональное подразделение ГИБДД) вправе выдавать владельцам лицензий предписания на устранение нарушений в сроки, не превышающие 1-го месяца. В свою очередь, владельцы разрешений обязаны предоставлять в уполномоченный орган отчеты об устранении нарушений (выполнении требований предписаний) до истечения сроков действия предписаний. Невыполнение этих требований или несоответствие данных отчета реальному состоянию дел может вести к аннулированию лицензии на такси.

Отзыв разрешения на такси возможен и по другим причинам:

  • повторное (в течение срока действия лицензии) нарушение правил фрахта такси на территории других регионов (если между регионами не заключены соответствующие соглашения);
  • повторное нарушение положений закона о такси в части требований к автомобилю (наличие цветографической схемы в виде «шашечек» в шахматном порядке на бортах, опознавательного фонаря «Такси» на крыше ТС и таксометра в салоне, а также соответствие цвета ТС цвету, установленному для автомобилей такси в данном регионе);
  • управление автомобилем такси водителем со стажем менее 3-х лет;
  • совершение водителем такси ДТП со смертельным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью.

Наличие действующей лицензии в салоне автомобиля такси является обязательным условием для допуска таксомотора к перевозке пассажиров. Административная ответственность за нарушение этого требования определена КоАП — штраф до 30 тыс. руб. Конкретные суммы других штрафов за различные нарушения в деятельности такси приведены в статье 3 ФЗ N 69-ФЗ (или в статьях 11 и 12 КоАП РФ).

Как «обойти» закон о такси

Многих водителей-индивидуалов, занимавшихся ранее нелегальной перевозкой пассажиров на легковом транспорте и желающих сегодня сделать этот вид деятельности более законным, но не готовых при этом заниматься регистрацией ООО или ИП, интересует вопрос — как можно «обойти» закон о такси без прямой опасности быть подвергнутым серьезным административным наказаниям со стороны контролирующих органов.

На самом деле закон оставляет несколько незначительных лазеек, позволяющих полулегальным таксистам обходить отдельные его требования. Это касается как вопросов специального оборудования автомобилей под задачи такси, проведения финансовых операций с клиентами, так и порядка осуществления обязательных мероприятий по допуску автомобилей и водителей на маршрут.

Если раньше закон о такси запрещал выдавать лицензии на автомобили, не являющиеся собственностью ЮЛ или ИП, то новый закон не содержит подобных ограничений. Это означает, что предприниматели могут получать разрешения на такси для большого числа автомобилей, взятых в аренду или оформленных по генеральной доверенности. Таким образом к деятельности такси и привлекаются бывшие частники со своими личными автомобилями, с которыми предприниматели просто заключают трудовой договор.

Оборудование автомобиля необходимыми атрибутами такси не представляет никакой сложности (за исключением требования по цвету, если таковое принято в регионе), так как все эти устройства и приспособления являются съемными, а Закон не предъявляет к ним каких-либо стандартных требований. Это касается и знака на крышу, и цветографических полос на борта (могут быть магнитными или простыми наклейками), и даже счетчика-таксометра.

Нет в Законе и четко прописанных требований к процедурам технического контроля состояния ТС перед выходом на маршрут и медицинского освидетельствования водителей, а также к профессиональной квалификации персонала, который должен эти мероприятия проводить.

Новый закон о такси N 69-ФЗ в целом достаточно полно и качественно выполняет основное свое предназначение — цивилизованное регулирование деятельности многочисленных предприятий, осуществляющих платную перевозку пассажиров легковым автомобильным транспортом, на территории всех регионов РФ. А некоторые его несущественные недоработки и пробелы, скорее всего, будут тщательно проанализированы и устранены путем внесения новых изменений и дополнений в будущем.

Вас заинтересует:


30 Comments

    У каждого таксиста есть тревожная кнопка. По закоулкам они ездят больше чем сотрудники МВД или ФСБ. Машины подорожали,запчасти подорожали,бензин подорожал-услуги такси дешевеют.

    Смог в столице,а за рулём катаются и живут в машинах граждане СНГ!

    Таксист Борис

    Скажите в какой стране этот закон работает и для кого он написан?Как стояли дикари у вокзала,так и стоят...Как крышевали их,так и крышуют!

    Лишь четыре из десяти его статей посвящены внесению поправок, касающихся работы такси. Зато поправки эти существенно реформируют всю систему таксомоторных перевозок, потому документ и получил неофициальное название «Закона о такси».

    Заполонили дворы автомобили- такси. Стоят круглосуточно! Личному транспорту собственников и нанимателей мест в собственных дворах не остается. Поголовное шлагбаумство — изоляция дворов — не выход! Значит, жителям за деньги:резидентские разрешения, народные гаражи, а таксомоторам бесплатно в наших дворах? Почему Закон обходит такое важное — как парковка и стоянка таксомоторов?

    Вопрос:могу ли я,управляя арендованным лицензированным автомобилем такси, вести (производить видеозапись) видео-блог,соответственно с согласованием пассажира?Прописано ли это в законе? Ведь многие современные авто оборудованы системой Хендс-фри и по сути это так же может отвлечь от дороги

    Что сейчас делается в «засланных» такси-это кошмар. Яндекс,UBER, ГЕТ нанимают водителей удаленно не видя не водителей не состояния машин,при этом водителей набирают в обход 69 ФЗ,а именно, со стажем вождения от 6 месяцев. В каком состоянии машина эти службы тоже видно не совсем волнует. Заключают договора на перевозку пассажиров,во сколько прибывает машина на заказ вы никогда не узнаете,пожаловаться некому. Водители приезжают еще и грубят,машины грязные в салоне,от водителей пахнет. Дополнительной страховки пассажиров нет. А главное,никак не могу понять какое горючее они заливают,т.к. по их расценкам...это должна быть вода

    • Извеняюсь за грубость я 13 лет работаю в этой сфере есть пассажиры кокорые считают плачу что хочу то и делаю а твоё дело везти так что ненадолго хаить водил провокаторов хватает и я уверен что приветливому пассажиру явно не нагрубят.так что бывает всякие случаи,просто долго описывать.А вот за закон хочу сказать одно он сырой был и останется и невовсех регио нах проезд стоит бешенных денег унас проезд(не посадка) 50 рублей до 3 км а бензин40,15 Лучше бы спросили у депутатов где наше достояние народа и закон конституции вот где дела творятся

Абсолютно с вами согласен. Дело в том, что таксуют в стране не для получения дохода, а чтобы выжить. Как сказал один таксист: «беру в долг у машины.» На самом деле работа таксистом на своём авто убыточна. И чем дороже автомобиль, опрятнее водитель, законнее поездка, тем больше убыток. А расценки обязательно увеличатся, когда депутаты окончательно победят народ, отняв у него и эту возможность подработки. На рынке останетутся только монополисты. Стать таксистом сможет далеко не каждый, и заказать такси — то же. Вот оно — счастье...

Если хотите ехать в новенькой машинке, где от водителя пахнет Диором, салон свежий и говорят с вами «на будьте любезны», то готовьтесь платить не как за поездку на маршрутке!.. Сначала посчитайте, сколько стоит содержание авто в надлежащем виде, когда ты ежедневно возишь разный люд по 12 часов в сутки, а то и больше. И водителю должно остаться на содержание семьи, себя и авто, чтобы все были счастливы!

Главный недостаток закона № 69-ФЗ в том,что лицензия оформляется на автомобиль а не на водителя: сменил автомобиль — оформляй новую лицензию. В цивилизованных странах лицензию на такси покупает водитель и становится собственником лицензии пожизненно,может её подарить,продать.В этом случае разбил или продал автомобиль — лицензия остаётся действующей до конца твоей жизни и не требует оформления на новый автомобиль.Но Россия,как всегда,впереди планеты всей и умом её не понять.

Поделиться: