Можно ли накладные. Правильно оформляем первичку и не только

Яблоко раздора: в компанию поступили документы от поставщика. Дата составления накладной 7 декабря, а груз реально отпущен 11 декабря. И именно этот день стоит в соответствующей графе. Просить ли поставщика переделать накладную так, чтобы числа совпадали?

Почему это важно: у покупателя могут возникнуть проблемы с вычетом по НДС, если налоговики сочтут, что в такой ситуации счет-фактура выписан позднее чем через пять дней после отгрузки. А продавец может ошибиться в налоговой базе по НДС на стыке периодов, которая определяется на день отгрузки.

ВЕРСИЯ № 1

ИСПРАВЛЯТЬ НАКЛАДНЫЕ НЕ НАДО

Дата составления документа – это не дата отгрузки. Они могут и не совпадать. Такая ситуация часто бывает у крупных продавцов. Менеджер выписал накладную ТОРГ-12 и отправил ее на склад. На складе кладовщику требуется некоторое время на формирование заказа. Поэтому он и подпишет накладную тогда, когда все подготовит и отправит товар покупателю. Таков складской учет. Главное при этом, чтобы бухгалтерия продавца выставила покупателю счет-фактуру в течение пяти календарных дней считая со дня отгрузки (п. 3 ст. 168 НК РФ). То есть со дня, когда накладную подписал кладовщик. Иначе у покупателя могут возникнуть проблемы с вычетами НДС.

ВЕРСИЯ № 2

НАКЛАДНУЮ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДАТИРОВАТЬ ДНЕМ ОТГРУЗКИ

Вообще в законе «О бухгалтерском учете» четко сказано, что первичный учетный документ составляют в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее окончания (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ). А накладная ТОРГ-12 – самый первичный из первичных документов. Поскольку одним из условий принятия НДС к вычету является оприходование товара, налоговики могут отказать покупателю в вычете на том основании, что накладная составлена с нарушениями. И значит, не может подтверждать отгрузку и оприходование товара.

НАШЕ МНЕНИЕ

БЕЗОПАСНЕЕ НАКЛАДНЫЕ ПЕРЕДЕЛАТЬ

Мы считаем, что безопаснее попросить поставщика переделать накладные так, чтобы даты составления и отгрузки в них были одинаковыми. Нарушение порядка составления первичных документов привлечет внимание проверяющих. А значит, есть вероятность спора с инспекцией. Многие суды считают такие нарушения незначительными и полагают, что их недостаточно для снятия вычета (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.07.09 № А53-18001/2008-С5-46). Но есть суды, которые отказывают в вычетах из-за несовпадения дат. К примеру, из-за несовпадения дат приемки и передачи продукции, но такая логика применима и к обсуждаемой ситуации (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.04.09 № А13-5211/2008).

Если поставщик отказывается переделать накладные, стоит проследить за датой выставления счета-фактуры. На практике бухгалтерия выписывает сразу оба документа: и накладную, и счет-фактуру. И если последний будет выписан раньше отгрузки, это может повлечь за собой отказ в вычетах НДС. И хотя спор выиграть в суде реально (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19.05.09 № А55-12068/2008), лучше заранее переделать документ. Кроме того, на каждую накладную, в которой не совпадают даты, можно оформить бухгалтерскую справку и пояснить в ней причины расхождений.


Можно ли организации на основании Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" самостоятельно утвердить форму товарной накладной (идентичную форме ТОРГ-12) и не включать в нее такой реквизит, как "М.П." (печать)? Если да, то какие документы должна предъявить организация покупателю в подтверждение правомерности использования такой формы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Организация поставщик при отгрузке товаров может как использовать товарную накладную по форме ТОРГ-12, так и разработать форму накладной самостоятельно. В разработанной самостоятельно форме накладной обязательно должны присутствовать реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, вопрос о включении в форму любых иных реквизитов, в том числе реквизита "МП", решается на усмотрение организации. В свою очередь, покупатель обязан принимать у своих поставщиков все поступающие документы, в том числе отличающиеся от привычных унифицированных форм, главное - поступающие документы необходимо проверять на наличие обязательных реквизитов. Законодательство РФ не обязывает стороны рассматривать в договоре применяемые ими формы документов, а также представлять контрагенту локальный документ об утверждении руководителем экономического субъекта форм первичных документов.

Обоснование вывода:

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).

Правила оформления первичных документов регламентированы ст. 9 Закона 402-ФЗ. Этой статьей установлено, что каждый факт хозяйственной жизни (в том числе, отгрузка товара) подлежит оформлению первичным учетным документом.

При этом частью 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ определено, что формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Таким образом, с 1 января 2013 года отменена обязанность применять в учете унифицированные формы первичных документов, за исключением тех, которые установлены уполномоченными органами в соответствии и на основании федеральных законов, в частности (смотрите также информацию Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012):

1) кассовых и банковских документов, перечисленных в п. 2.1 Положения Банка России от 12.10.2011 N 373-П и п. 2.1, п. 2.4 Положения, утвержденного Банком России от 19.06.2012 N 383-П;

2) транспортной накладной согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272.

В связи с этим с указанной даты каждая организация (ИП) самостоятельно разрабатывает и утверждает формы первичных учетных документов. В качестве первичных можно утвердить как формы первичных документов федеральных органов исполнительной власти, которыми организации (ИП) пользовались ранее (такие, например, как ТОРГ-12 и т.п.), так и формы, разработанные самостоятельно (например, взять за основу ТОРГ-12, но добавить/исключить из нее какие-либо реквизиты).

Согласно п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организаций" формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности должны быть утверждены в учетной политике.

Здесь хотим обратить Ваше внимание, что решение о том, каким первичным документом оформлять отгрузку товара, принимает именно организация-поставщик, а не организация-покупатель (ч. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, п. 2.1.2 Методических рекомендаций по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утверждены письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5) (далее - Методические рекомендации)).

Конкретный, закрытый перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа приведен в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Такими реквизитами являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Только перечисленные реквизиты являются обязательными, включение в форму документа всех остальных реквизитов - это право, а не обязанность организации.

Обратите внимание! Такой реквизит, как оттиск печати, в приведенном перечне не поименован. Это означает, что проставление данного реквизита на первичном документе не является обязательным. То есть при разработке форм первичной учетной документации, в том числе документов, которыми оформляется отгрузка товаров, организация вправе данный реквизит не использовать. В то же время законодательством РФ о бухгалтерском учете не установлены какие-либо ограничения на включение в первичные учетные документы дополнительных к обязательным реквизитов (п. 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н). Минфин России (смотрите информацию от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012) пояснил, что включение дополнительных к обязательным реквизитов в первичный учетный документ осуществляется организацией при необходимости (в связи с характером факта хозяйственной жизни, оформляемым данным документом, требованиями нормативных правовых актов, потребностями управления, технологией обработки учетной информации и другое).

Таким образом, организация-поставщик вправе включить в документ, оформляемый при отгрузке товара, любые дополнительные реквизиты, в том числе "оттиск печати". Однако у нее нет законных оснований требовать от своего контрагента заполнения данных реквизитов. Из вышесказанного следует, что законодательство РФ не содержит норм, обязывающих организацию-покупателя ставить оттиск печати на выставленный в ее адрес документ на отгрузку товара*(1). При приемке товара покупатель обязан только заверить рассматриваемый документ подписью соответствующего должностного лица. Следовательно, требовать от покупателя заверить накладную на отгрузку товара печатью организация-поставщик не вправе.

По вопросу предоставления контрагенту документов, подтверждающих правомерность использования самостоятельно разработанных форм, отметим, что законных оснований для требования от поставщика подобных документов у покупателя нет. Законодательство РФ не обязывает стороны рассматривать в договоре применяемые ими формы документов, а также представлять контрагенту локальный документ об утверждении руководителем экономического субъекта форм первичных документов. Вместе с тем стороны договора (сделки) вправе предусмотреть в договоре порядок применения конкретных форм первичных документов и (или) указать, что все выданные формы первичных документов утверждены оформившей их стороной.

По поводу налогового учета хотим сообщить следующее. Основное правило принятия к учету тех или иных затрат изложено в п. 1 ст. 252 НК РФ: расходы должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода. При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Первичные документы, самостоятельно разработанные организацией на основании ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, являются документами, разработанными в соответствии с законодательством РФ (письмо Минфина России от 22.02.2013 N 03-03-06/1/5002)

К сведению:

Отсутствие оттиска печати в товарной накладной не может повлечь каких-либо негативных последствий для поставщика, связанных с исполнением договора купли-продажи*(2).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Отметим, что обязанность заверять накладную, оформляемую при движении товара от поставщика к потребителю, круглыми печатями организаций поставщика и получателя установлена п. 2.1.2 Методических рекомендаций. Однако данный документ не является нормативно-правовым актом в силу того, что процедуру регистрации в Минюсте России он не проходил.

*(2) Смотрите следующие материалы:

Вопрос: Какие риски возникают, если на документах (договоре, товарной накладной или акте приема-передачи) проставлена не "основная" печать юридического лица, а с текстом "для документов", "для накладных", "для счетов" и т.п.? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2013 г.);

Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 02.12.2010 по делу N А79-15134/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 14.09.2010 по делу N А75-10137/2009 (извлечение)). В данных постановлениях судьи указали, что наличие в ТОРГ-12 штампа организации вместо круглой печати не является доказательством фальсификации поставки товаров.

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Также обращаем ваше внимание на то, что эти первичные учетные документы служат подтверждением данных и налогового учета (ст. 313 НК РФ).

При этом в соответствии с п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Насколько мы понимаем, речь идет о товарной накладной по форме ТОРГ-12. Такая форма содержится в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций (утвержденном постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. N 132). Применяется она для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации.

В соответствии с п. 5 ст. 9 Закона N 129-ФЗ внесение исправлений в первичные документы (за исключением кассовых и банковских документов) допускается. Но вноситься они могут лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

Ошибки в первичных документах, исправляются следующим образом: зачеркивается неправильный текст или суммы и надписывается над зачеркнутым исправленный текст или суммы. Зачеркивание производится одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное (в тексте и цифровых данных первичных документов подчистки и неоговоренные исправления не допускаются). Рядом с исправленной записью следует указать "исправлено" (или "исправленному верить"), поставить подписи лиц, подписавших документ, и дату внесения исправления (раздел 4 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29 июля 1983 г. N 105 по согласованию с ЦСУ СССР (далее – Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете), п. 5 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).

Рассмотрим подробнее ваш конкретный пример. Если исправления в накладную вносились поставщиком до того, как она была выдана покупателю, то внесенные исправления (должна быть произведена корректировка итоговых сумм по накладной) необходимо сопроводить надписью "Исправлено" и подтвердить подписями соответствующих должностных лиц Поставщика с указанием даты внесения. Если необходимость внесения исправлений в накладную возникла после принятия ее покупателем, то в таком случае исправления должны быть подтверждены также и подписями уполномоченных лиц Покупателя, ранее подписавших данный документ при получении товара. При этом исправления необходимо внести как в экземпляры Поставщика, так и в экземпляры Покупателя, так как в противном случае могут возникнуть проблемы как при встречной налоговой проверке (хотя понятие встречной проверки и исключено из НК РФ, однако право налоговых органов истребовать в рамках налогового контроля документы у контрагентов предусмотрено ст. 93.1 НК РФ), так и в случае возникновения разногласий между поставщиком и покупателем, связанных с претензиями по договору поставки.

Если при внесении исправления не был соблюден указанный выше порядок, то накладные могут быть признаны ненадлежащим образом оформленными.

В этом случае позиция налоговых органов следующая: ненадлежащим образом оформленные товарно-транспортные и товарные накладные не могут служить основанием для принятия товаров к учету, следовательно, не подлежит вычету налог на добавленную стоимость по таким товарам (постановление ФАС СЗО от 08 апреля 2008 г. N А56-16847/2007).

Отметим, что суды в таких случаях зачастую встают на сторону налогоплательщиков (постановления ФАС СКО от 16 октября 2007 г. N Ф08-6786/07-2529А, от 27 ноября 2007 г. N Ф08-7043/07-2633А), придерживаясь мнения, что пороки в оформлении накладных не влияют на добросовестность общества по возмещению НДС из бюджета, а глава 25 НК РФ не содержит императивной нормы, которая указывала бы на невозможность принятия к учету первичных документов, имеющих пороки в оформлении.

Тем не менее организация при ведении бухгалтерского учета обязана следовать положениям Закона N 129-ФЗ и принимать к учету надлежащим образом оформленные первичные документы. В противном случае придется доказывать достоверность указанных в первичных документах сведений, а также правомерность формирования налоговой базы в целях исчисления налога на прибыль и НДС.

Вывод:

При принятии к учету накладной с исправлениями, не отвечающими требованиям п. 5 ст. 9 Закона N 129-ФЗ и раздела 4 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, существует вероятность возникновения серьезных налоговых рисков.

Отражение организации услуг отдельной строкой в товарной накладной не является нарушением требований законодательства РФ о заполнении данного документа. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты. Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций. Одной из утвержденных форм является ТОРГ-12, которая применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей организации и вместе с тем является первичным учетным документом, подтверждающим осуществление затрат. Таким образом, товарная накладная, как документ первичной учетной документации, может служить основанием для принятия в целях налогообложения прибыли организаций расходов на выплату вознаграждения исполнителю за оказанные им услуги (Письмо Минфина России от 18.12.2007 № 03-03-06/1/877).

Однако, если речь идет об услугах доставки товара, то поставщик кроме документов на товар (товарной накладной по форме № ТОРГ-12, счета-фактуры) должен представить покупателю транспортную накладную и счет-фактуру на транспортные услуги. Первичным документом, подтверждающим факт их оказания, является транспортная накладная.

Если поставщик указал стоимость транспортных услуг отдельной строкой в товаросопроводительных документах (накладной по форме № ТОРГ-12 , счете-фактуре) и больше никаких документов не представил, то у покупателя –могут возникнуть проблемы. Как было отмечено выше, первичным документом, подтверждающим факт оказания транспортных услуг, является транспортная накладная. Ее отсутствие может стать основанием для отказа в признании суммы расходов на доставку материалов, указанной в документах на товар отдельной строкой.

Инспекторы могут снять расходы, посчитав, что они документально не подтверждены. И свою позицию Вам придется отстаивать в суде.

К нам в редакцию приходит много вопросов от читателей о том, как надо оформлять первичные документы, подтверждающие расходы. Ведь всем известно, что налоговые инспекторы цепляются к любой мелочи, лишь бы заявить, что документ оформлен неправильно, или говорят, что в представленном комплекте не хватает какой-либо бумажки. И на этих основаниях исключают затраты из «прибыльных» расходов и отказывают в вычете НДС по ним.

Сегодня мы на конкретных примерах рассмотрим, как надо оформлять документы, чтобы не было проблем с налоговиками.

Замененные сервисом запчасти приходовать не надо

Фролова Нелли

Наша организация заключила с автосервисом договор на ремонт автомобилей. Автосервис выдает нам заказ-наряд, акт выполненных работ и счет-фактуру.
Количество и цена использованных при ремонте запчастей отражены в заказе-наряде, там же отдельно выделены перечень услуг, на которые выставляется акт, и их стоимость. ТОРГ-12 на запчасти сервис не выставляет.
Как правильно отразить в бухучете затраты на запчасти, выставленные в заказе-наряде автосервисом? Что будет основанием прихода и списания в расходы этих запчастей?

: Отдельно приходовать, а потом списывать на расходы стоимость запчастей, которые заменены в автомобиле при его ремонте автосервисом, нет никакой необходимости. Ведь фактически имущество вам не передавалось. Автосервисом для вас были выполнены ремонтные работы. На основании заказа-наряда и акта выполненных работ затраты на ремонт (включая стоимость запчастей) вы просто единовременно учитываете:

  • в бухучете - как расходы по обычным видам деятельности (проводка дебет 20 «Основное производство» (26, 44 и т. д.) - кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»)пп. 5, 6 , 16 ПБУ 10/99 ;
  • п. 1 ст. 260 , п. 5 ст. 272 НК РФ .

Неверная должность получателя в ТОРГ-12 ≠ отказ в вычете НДС

Е.Е. Фофанова, г. Пермь

Наши новые поставщики находятся в Магнитогорске. Там же присутствует наш представитель, который действует по доверенности, но в нашей организации не работает. Завод, который отгрузил нам товар, написал в ТОРГ-12, в строке «груз принял», должность нашего представителя - «менеджер». На просьбу переделать накладную, убрав из строки «груз принял» должность «менеджер», мне главбух завода сказала, что есть закон о том, что товар не может получить человек, не работающий в организации. К тому же это написано еще в Инструкции по заполнению товарных накладных. И переделывать ТОРГ-12 она отказалась.
Действительно ли это так? Имеет ли право бухгалтер поставщика отказать в замене товарных накладных? Что нам грозит, если не менять ТОРГ-12?

: Вообще-то, главбух вашего поставщика неправа. Дело в том, что еще в прошлом году Верховный суд РФ признал недействующим положение советской Инструкции, запрещающее организациям выдавать лицам, которые у них не работают, доверенности на получение ТМЦп. 1 Инструкции Минфина СССР от 14.01.67 № 17 . При этом ВС РФ указал, что ни Гражданский кодекс РФ (гл. 10), ни Закон о бухучете не содержат запрета на выдачу доверенностей лицам, не работающим в организаци иРешение ВС от 06.06.2011 № ГКПИ11-617 . А в январе этого года и Минфин признал эту Инструкцию недействующе йПриказ Минфина от 17.01.2012 № 5н .

Тексты упоминаемых в статье Писем Минфина можно найти: раздел «Финансовые и кадровые консультации» системы КонсультантПлюс

Так что вы можете сообщить об этом главбуху поставщика и попросить переделать ТОРГ-12. Конечно же, она не имеет права отказать вам в замене накладных. Но и заставить ее это сделать вы, к сожалению, не можете. Просто поговорите с ней по-человечески. В качестве аргумента вы можете сослаться на то, что в доверенности должность вашего представителя не указана и непонятно, почему она написана в ТОРГ-12. Получается, вместо того чтобы уточнить информацию у вас, она дописала сама, а это неправильно.

Также вы можете сами внести исправления в ТОРГ-12: пусть ваш представитель зачеркнет слово «менеджер», напишет «исправленному верить» и поставит свою подпись. Ведь строку ТОРГ-12, где указаны реквизиты доверенности и ф. и. о. вашего представителя, заполняет ваша сторона.

Если же вы ничего не поменяете, то сложности у вас могут возникнуть, если излишне придирчивые инспекторы сочтут, что неправильное оформление первички лишает вас расходов в виде покупной стоимости товаров и вычетов НДС. Но поскольку операция по приобретению товара не фиктивная, вы без проблем сможете доказать правомерность расхода и вычета НДС. Суды неоднократно говорили, что неправильное заполнение в накладных различных реквизитов или вообще их отсутствие (например, отсутствие должности получателя, расшифровки подписи в графе «груз принял» и др.) само по себе не может служить основанием для отказа в вычете НДС или принятии расходов. Так как это вовсе не опровергает реальность приобретения товара и принятия его на уче тПостановления ФАС ВСО от 22.09.2011 № А58-6676/2010 ; ФАС МО от 29.02.2012 № А40-127306/10-90-714 ; ФАС ПО от 25.07.2011 № А55-22020/2010 ; ФАС СЗО от 23.01.2012 № А52-658/2011 ; ФАС УО от 30.06.2011 № Ф09-7259/10 ; ФАС ЦО от 29.12.2011 № А64-1900/2010 .

Если поставщик оформляет ТТН, акт на транспортные услуги не нужен

Л.А. Суховеева, г. Наро-Фоминск Московской обл.

По условиям договора поставки покупатель возмещает нам (поставщику) транспортные расходы по доставке товара. Своего транспорта у нас нет, поэтому для доставки нанимаем перевозчика. Мы выставляем покупателю счет-фактуру, накладную по форме № ТОРГ-12, где отдельной строкой выделены услуги по перевозке, и копию ТТН, в которой заказчиком (плательщиком) указана наша организация.
Покупатель требует от нас акты выполненных работ на транспортные услуги. Обязаны ли мы их составлять?

: Нет, не обязаны. Дело в том, что вы должны выдать покупателю не копию, а оригинал ТТНразд. 2 Указаний, утв. Постановлением Госкомстата от 28.11.97 № 78 . В ней вы будете грузоотправителем, ваш покупатель - грузополучателем, а в транспортном разделе будут указаны все данные и о самом товаре, и о стоимости доставки. То есть у покупателя будут все данные, необходимые для включения затрат на перевозку в расходы. Так что плодить лишние документы ни к чему. Также не нужно дублировать данные о стоимости доставки в накладной ТОРГ-12. Это просто неправильно, поскольку этот документ предназначен для оформления продажи товаров, а не услуг.

Перевозка товара своим транспортом оформляется путевым листом

В.С. Тимофеева, г. Екатеринбург

Наша сервисная организация будет перевозить товар, сданный потребителем на ремонт, из головного офиса в подразделение и обратно. Товар планируем перевозить либо своим транспортом, либо с помощью автотранспортной компании.
Какие документы нужно составлять в этих случаях?

: Для того чтобы обеспечить сохранность переданного вам потребителем для ремонта товара, можете оформить, например, акт приемки-передачи.

Затем при внутреннем перемещении этого товара между структурными подразделениями вашей организации вы можете оформить любой документ, составленный на основе накладной ТОРГ-13 или М-11. Этот документ заполняет в двух экземплярах материально-ответственное лицо (например, кладовщик) того подразделения, из которого вывозится товар. То есть сначала - кладовщик головного офиса, а при обратном перемещении - кладовщик обособленного подразделения. После того как документ подписан обоими кладовщиками, каждый из них сдает свой экземпляр в бухгалтери юУказания, утв. Постановлением Госкомстата от 25.12.98 № 132 .

Для подтверждения затрат на перевозку вам нужно оформить:

  • <или> путевой лист, если товар будете перевозить собственным транспорто мПисьма Минфина от 22.12.2011 № 03-03-10/123 , от 02.09.2011 № 03-03-06/1/540 ;
  • <или> транспортную накладную, если товар будет перевозить транспортная компания. При этом у вас есть выбор: вы можете заполнять либо правительственную транспортную накладную, либо госкомстатовскую ТТН (по форме № 1-Т). Ведь для подтверждения затрат на перевозку товара (из головного офиса в ОП и обратно) в целях исчисления налога на прибыль подойдет любая из нихПисьмо ФНС от 21.03.2012 № ЕД-4-3/4681@ . Заметим, что если вы будете оформлять госкомстатовскую ТТН, то дополнительно документ на внутреннее перемещение товара (составленный на основе накладной ТОРГ-13 или М-11) можно уже не оформлять.

Если есть унифицированная форма, лучше применять ее

А.Н. Скороходова, г. Рязань

Вместо унифицированной формы документа наша организация использует свою. Есть какие-либо риски в таком случае?

: Строго по закону в целях бухгалтерского и налогового учета вы должны использовать унифицированные формы первичных документо в ; п. 1 ст. 252 , ст. 313 НК РФ . И только если унифицированной формы документа нет, вы можете разработать и использовать свою форму, утвердив ее приказом об учетной политик еп. 3 ст. 6 , п. 2 ст. 9 Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ .

Теперь посмотрим, что вам грозит, если вы все-таки используете свою форму. Если на основании первичного документа произвольной формы вы отражаете выручку от реализации и платите с нее налоги, то налоговики вряд ли будут цепляться к тому, что вы оформили операцию не по унифицированной форме. Но у покупателя, получившего такой документ, могут быть проблемы.

А вот если на основании своей формы вы отражаете какой-либо расход (например, списываете материалы, используя свою форму, а не унифицированные М-11 или М-17), то не исключено, что налоговики расценят это как отсутствие первичного документа вообщ еПисьмо Минфина от 09.06.2011 № 03-02-07/1-187 . И, как следствие, они могут:

  • исключить такие затраты из «прибыльных» расходов и доначислить налог на прибыль, а также пен ист. 75 НК РФ ;
  • оштрафовать по п. 3 ст. 120 НК РФ как за занижение налоговой базы по прибыли из-за отсутствия первичных документо вст. 120 НК РФ ;
  • отказать в вычете НДС из-за отсутствия документа, подтверждающего принятие имущества к учету. И, соответственно, доначислить налог, штраф и пен истатьи 122 , 75 НК РФ .

Разумеется, в суде вы с успехом оспорите такие претензии налоговико вПостановления 10 ААС от 11.11.2009 № А41-25671/08 ; ФАС СЗО от 13.01.2009 № А52-980/2008 . Но нужно ли вам это?

Чтобы не ходить по судам, проще все-таки составлять документы по унифицированным формам. Тем более что терпеть-то осталось недолго. Со следующего года вступит в силу новый Закон о бухучете. И тогда унифицированные формы документов перестанут быть обязательными. И вы сможете использовать те формы документов, которые утвердит ваш руководител ьп. 4 ст. 9 , ст. 32 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ .

Выбытие малоценного ОС можно оформить актом произвольной формы

Ю.А. Круглова, г. Самара

В нашей организации при покупке недорогих основных средств (стоимостью менее 40 000 руб.) оформляется приходный ордер по форме № М-4, а при введении в эксплуатацию и перемещении между ответственными лицами - требование-накладная по форме № М-11.
Какой первичный документ нужно оформить, если мы больше не будем использовать это ОС, оно у нас выбывает из эксплуатации?

: Унифицированной формы первичного документа для списания малоценных основных средств нет. Как, впрочем, нет таких форм и для их оприходования и ввода в эксплуатацию. Например, контролирующие органы рекомендуют в этом случае использовать первичку для учета материалов (формы № М-4, М-11 и М-17)Письма Минфина от 30.05.2006 № 03-03-04/4/98 ; УФНС по г. Москве от 28.04.2006 № 20-12/35854@ . Что, как видно из вашего вопроса, вы и делаете.

Поэтому вы можете взять форму № М-11, по которой малоценное основное средство вводилось в эксплуатацию, и прямо в ней дописать, что по такой-то причине это основное средство выбыло. Если хотите, можете составить в произвольной форме акт на списание ОС. Также не забудьте списать ОС с забалансового счета, если оно там учитывалось.

Канцтовары, минуя счет 10, лучше не списывать

Д.В. Бобкова, г. Воронеж

Мы приобретаем довольно много канцелярских принадлежностей - около 500 наименований. Склада у нас нет. Сразу же раздали эти канцтовары сотрудникам.
Какие первичные документы для целей бухгалтерского и налогового учета надо оформлять при поступлении и списании этих канцтоваров?

: Согласно Методическим указаниям по бухучету МПЗ независимо от того, сразу вы выдаете канцтовары сотрудникам или нет, их обязательно нужно приходовать на счет 10 «Материалы» (проводка дебет 10 – кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами» (60, 76)). При этом надо оформить приходный ордер по форме № М-4. Хотя оприходование материалов и ассоциируется с их поступлением на склад, в небольших фирмах склада как такового (отдельного помещения) может и не быть.

Впоследствии при раздаче сотрудникам канцтоваров нужно оформить требование-накладную по форме № М-11. И на основании нее списать стоимость канцтоваров в бухгалтерском (проводка дебет 26 (44) – кредит 10) и налоговом учет еподп. 24 п. 1 ст. 264 НК РФ .

Справедливости ради скажем, что некоторые организации не приходуют приобретенные канцтовары на счет 10, если сразу раздают их сотрудникам. Просто на основании акта, составленного в произвольной форме, их стоимость тут же списывают:

  • в налоговом учете - как прочие расход ыподп. 24 п. 1 ст. 264 НК РФ ;
  • в бухучете - как расходы по обычным видам деятельности (проводка дебет 26 «Общехозяйственные расходы» (44) – кредит 71 (60, 76))пп. 5, 6 , 16 ПБУ 10/99 . Разумеется, такой порядок учета применяют, только если суммы невелики. Однако лучше так не делайте. Ведь в этом случае налоговики могут, например, отказать в вычете НДС по канцтоварам просто из-за того, что они не были оприходованы на счет 10. К тому же многие аудиторы считают порядок учета канцтоваров без использования счета 10 методологически неверным и некорректным. Ведь раз канцтовары относятся к МПЗ, то необходимо соблюдать правила ПБУ по учету МПЗ.

Нет места для штампа - оформляй приходный ордер

Т.К. Данилова, г. Иваново

Иногда при оприходовании материалов и товаров на накладных не остается свободного места, где можно было бы поставить штамп, заменяющий приходный ордер М-4.
Как поступить в этой ситуации: ставить штамп поверх текста или же на отдельном чистом листе и подшивать этот лист к накладной? Можно ли вести документооборот смешанным способом: на некоторых накладных ставить штамп, а к некоторым выписывать М-4?

: Действительно, Методическими указаниями по бухучету МПЗутв. Приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н разрешено при оприходовании материалов вместо приходного ордера по форме № М-4 на документе поставщика (счете, накладной и т. п.) проставлять штамп, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. В этом случае заполняются реквизиты этого штампа и ставится очередной номер приходного ордера. Такой штамп приравнивается к приходному ордер уп. 49 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н .

На наш взгляд, ставить штамп на отдельном чистом листе нельзя. Это нужно делать именно на счете или накладной. Если на лицевой стороне документа поставщика нет места, то вы можете поставить штамп на его обратной стороне. А если и там нет места, тогда составляйте бумажную форму № М-4. В том, что у вас будет смешанный документооборот, ничего страшного нет. Главное - прописать это в учетной политик еПисьмо Минфина от 29.10.2002 № 16-00-14/414 ; п. 4 ПБУ 1/2008 .

Отпуск товара без доверенности может создать проблемы продавцу

Н.М. Анисимова, г. Омск

Мы продаем кондитерские изделия оптом. По условиям договора покупатели сами забирают товар. Мы выписываем только товарную накладную (ТОРГ-12) и счет-фактуру. От одной организации приехал водитель без доверенности на получение товара. По телефону покупатель нам сказал, что машина с водителем наемная и выписать на него доверенность нельзя, так как неизвестно, какой водитель поедет к нам за товаром. Сошлись на том, что в нашей ТОРГ-12 водитель расписался в строке «груз принял» о получении товара, рядом записаны его паспортные данные.
После того как покупатель получил товар, он отправил нам по почте экземпляр ТОРГ-12, в которой есть подпись руководителя и печать организации-покупателя. Документы идут очень долго - 1- 2 месяца. И до тех пор, пока не получим документы от покупателя, у нас нет уверенности в том, что он получил товар.
Чем нам грозит такой отпуск товара без доверенности и отсутствие в ТОРГ-12 подписи и печати покупателя?

: Поскольку вы отпустили товар водителю (пусть и по телефонной договоренности с покупателем), вы обязаны отразить выручку от реализации товара в бухгалтерском и налоговом учет еп. 1 ст. 248 , п. 1, 2 ст. 249 , п. 3 ст. 271 НК РФ ; п. 1 ст. 223 ГК РФ .

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ КЛАДОВЩИКА

Представителю покупателя, приехавшему за получением товара без доверенности, отпускать товар нельзя. ;

  • <или> потребовать вернуть аванс, если он былПостановления ФАС ВВО от 09.12.2009 № А29-1580/2009 ; ФАС ДВО от 06.07.2009 № Ф03-2714/2009 ;
  • <или> потребовать повторно поставить товар.
  • А проблем налогового характера, скорее всего, у вас не будет. Ведь обычно налоговики пристально изучают ТОРГ-12 у покупателей, чтобы, если что не так, отказать в расходах на приобретение товара и в вычете НДС по нему. А в вашем случае исключать выручку от реализации из доходов и НДС к начислению по этой поставке они, конечно же, не будут, это не в интересах бюджета.

    Поделиться: