Разница между военными и гражданскими. Военные и гражданские служащие минобороны будут носить костюмы на молнии, как в мчс

Как бы не был суров быт и вообще армейская жизнь, люди там, надо сказать, хорошие и добрые. А еще очень колоритные. Столько различных образов, что они так и просятся на страницы художественного произведения. Ничего не надо придумывать, ты только подмечай за ними, да записывай.

Тут вам и майор весельчак-хохотунчик, капитан-карьерист, старший сержант в тихую попивающий 40-градусную, но запах его перегара уже с утра никого не обманет.

Отдельного рассказа стоит начальник штаба, который обсуждает любой рабочий момент диким ором, да таким, чтобы всем было слышно, о чем речь идет. Мне вот вообще повезло, я работал в кабинете напротив. Он человек очень вспыльчивый. Чуть что не так, не по его - тут же включалась функция громкоговорителя. Он, таким образом, выплескивал отрицательную энергию, избавлялся от неё. Щедро раздаривая её офицерам.

Слышал даже такую историю, что начальник штаба как-то попросил дать солдату так задание, чтобы он заведомо сделал его неправильно. А он потом придет, наорет на него - душу отведет.

Но с гражданскими он себе таких фокусов не позволял. Если и будет отчитывать, то уже тоном помягче и только лишь по делу.

В армии работают фанатики своего дела. Ибо что их там может держать не имею представления. Зарплаты низкие, сутками пропадают на работе. Да и все нервы к тому же вытреплют.

Часто в армии остаются после срочной службы. То есть это люди, как говорил один мой преподаватель, у которых «на лбу 11 классов». Скоро им выходить на пенсию, у них нет никакого образования, даже военного, и они до сих пор в низших званиях….

Сейчас стали выдавать квартиры, если у тебя нет собственного жилья, и ты живешь, скажем, в съемной квартире. Бывает, военные специально выписываются из квартир, чтобы получить жилье. А еще рожают скорее детей, чтобы площадь дали побольше.

Чтобы получить квартиру надо отслужить в войсках 10 лет. Если уволишься раньше, то оставшуюся часть суммы вместе Минобороны будешь выплачивать сам. Некоторые так и поступают: отслуживают 10 лет, получают квартиру и тут же пишут рапорт об увольнении.

Правда, получить можно квартиру далеко не там где нужно и хотелось бы. Каждому военному, который имеет право претендовать на жилье выдается уникальный буквенно-цифровой код, который, введя на сайте Минобороны можно узнать, поставлен ли он в очередь, где будет располагаться твое будущее жилье, на сколько человек оно рассчитано и сколько метров в квартире.

Сам лично довольно часто проверял по просьбе военных эту информацию. Некоторые, живя в Волгограде, были весьма удивлены, когда узнавали что в скором времени им нужно будет перебираться в скромный городок в области.

Едва ли не придел мечтаний - квартире в Краснодаре. Говорят, там строят очень хорошее жилье для военных, да и к морю всяко ближе, климат мягче. Но получить там квартиру посчастливилось далеко-далеко не каждому.

Самым моим первым впечатлением от работы в армии был культурный шок. Матом тут не ругаются, на нем просто разговаривают! Причем, выстраивают из него такие трехэтажные замки, что диву даешься различным матным комбинациям. Позже, уже привыкнув, этого словно и не замечаешь, как будто ругательства вообще никто не употребляет в речь. Они становятся нормой окружающего пространства.

Еще одно однозначное впечатление: мужчины в армии поголовно выглядят значительно старше своих лет. На десяток лет так точно!В 30 лет не редки случаи, когда у офицеров уже посеребрены волосы, а то и вовсе приличные залысины. Да и в целом они выглядит старше и к тому же еще форма старит. Так что, увидев мужчину в форме и прикинув, что ему, наверное, лет под 50, не удивляйтесь, узнав, что ему на самом деле и нет 40. В армии, кстати, служат до 45 лет, это полоток.

У офицеров вечно нет денег. Не знаю, на что они их спускают, но у них даже бывает на бензин не хватает. Бывало что мой начальник занимал у меня до завтра…100 рублей.

Кстати, о начальнике. Похоже, что у военных ко всему прочему и отсутствует чувство вкуса. Никак не могу позабыть, когда начальнику подарили на День Рождения…Вы только не падайте - блокнот и кружку. И на это еще скидывались! Через шесть дней после этого День Рождения был уже у меня, и я с ужасом ожидал повторения истории. Хорошо, что додумались мне подарить денежный эквивалент.

Гражданский персонал тут тоже не менее колоритен. За редким исключением, это женщины постбальзаковского возраста, которые вышли на пенсию, и перешли с военной должности на гражданскую. Или же в армии работают жены офицеров.

Тут вам две работницы, любимым способом проведением рабочего времени у которых было непременное вступление в спор по какому-либо вопросу. Не важно даже по какому, важен лишь сам факт. Это у них, закадычных подруг, такой стиль общение был - обвинить друг друга в недалекости и продолжать гнуть свое.

Клубом завидовала вроде бы еще не разменявшая даже третий десяток дама. Однако, она вечно была какой-то психованной, всем недовольной, оскорблялось на каждое сказанное ей слово и спокойно пререкалась с начальством. Складывалось впечатление, что у неё по жизни вечно объявлено штормовое предупреждение.

В соседнем кабинете работала уже пожилая женщина, которая матюгалась не хуже своего офицерского начальства. Особенно когда у неё зависал пасьянс и она, стуча кулаком в стену, звала меня таким образом, чтобы исправить это дело.

Кстати, на эту тему еще одна картина маслом. Прихожу в обеденное время из-за неработающего принтера распечатать документ. На просьбу распечатать документ, другая работница недовольно отвечает:

Вот хотела поработать пока обед, а то сейчас набегут! - и сворачивая пасьянс, уступает доступ к компьютеру.

Это еще одно подтверждение того, что очень часто в армии лишь имитируют, создают видимость работы, кипучей деятельности.

Бывало, зайдешь за какой-то элементарной справкой. Они машут на тебя руками, дескать, некогда. А заглянешь через десять минут - сидят спокойно книжку читают…

Так что среди исключительно женского гражданского персонала я смотрелся довольно необычно...

June 3rd, 2014

Первая мировая война в фотографиях / World War I in Photos
Серия Алана Тейлора (Alan Taylor) в 10 частях

В связи с отправкой солдат на фронт, воюющим странам приходилось также обустраивать и тыл, где женщины, оставшиеся дома, играли разнообразную и большую роль в различных делах. В то же самое время, по мере того, как деревни становились полями сражений, всё больше беженцев появлялось по всей Европе.

~~~~~~~~~~~

Часть 6. Солдаты и гражданские лица

От автора (Alan Taylor). Из тысяч просматриваемых изображений Первой мировой войны одними из наиболее впечатляющих фотографий являются не изображения технологических достижений или истерзанных полей сражений, а лица людей, оказавшихся в хаосе войны. Взглянуть на эти лица солдат, молодых и старых мужчин, и увидеть в них эмоции, их человеческие качества вместо мундира или национальности - вот подарок и настоящее окно в мир столетней давности. В то время, как солдаты несли на себе всю тяжесть войны, гражданские лица были задействованы не менее массово. Из миллионов беженцев, вынужденных оставить свои дома, многие простые люди стали сопричастными к войне, пойдя волонтёрами в качестве водителей "скорой помощи", поваров, медсестёр, санитаров, вспомогательных работников в армии. В сегодняшнем выпуске мы заглянем в жизнь этих людей - в бою, перерыве, отдыхе и на работе - во время Первой мировой войны I.

К этому 100-летнему юбилею я собрал фотографии Великой войны из десятков коллекций, некоторые из которых оцифрованы впервые, чтобы попытаться рассказать историю конфликта и всех тех, оказавшихся в нем, и насколько всё это повлияло на мир. Сегодняшний статья — 6-я из 10 частей о Первой мировой войне.

Группа французских солдат непринуждённо стоят, с надетыми наградами. Награда, видимо, - это Военная Медаль (Military Medal), учреждённая 25 марта, 1916 г. за проявленное мужество. Они, вероятно, были награждены за участие в битве на Сомме. На их французских шлемах видны характерные отражающие гребни. / (National Library of Scotland)


2.

Рядовой Ernest Stambash из 165-го пехотного полка 42-й дивизии закуривает с помощью мисс Anna Rochester, американского добровольца Красного Креста при эвакуационных госпиталях № 6 и 7, в Souilly, Мез, Франция, 14 октября 1918 года. / (AP Photo)


3.

Трое неизвестных новозеландских военнослужащих верхом на верблюдах во время Первой мировой войны, на фоне Сфинкса и пирамиды. / (James McAllister/National Library of New Zealand)


4.

Большая группа солдат, вероятно, южно-африканская пехота, чему-то радуются, топая ногами и размахивая всем, что попадется под руку, будь то трость или клинок. На их лицах улыбки и весёлые гримасы, как-будто и нет вовсе никаких забот. Многие солдаты одеты в килты и туфли. / (National Library of Scotland)


5.

Французский офицер пьёт чай с английскими военнослужащими, во время Первой мировой войны / (Library of Congress)


6.

На Западном фронте, группа пленных солдат из союзнических войск, представляющих 8 стран: Аннам (вьетнамец), тунисец, сенегалец, суданец, русский, американец, португалец и англичанин. / (National Archive/Official German Photograph of WWI)


7.

Немецкие пленные привлечены для переноски раненых австралийцев. / (National Media Museum/Australian War Records Section)


8.

Убитые горцы на Западном фронте, с которых позже сняли носки и ботинки, ок. 1916 г. / (Brett Butterworth)


9.

Интерьер немецкой военной кухни, ок. 1917 г. / (Brett Butterworth)


10.

Телефонные операционистки американских войск связи в зоне наступления, в 3 км от передовой, во Франции. Женщины были частью группы войск связи в составе женского подразделения телефонных операторов, за что их прозвали "алло-девушками" (Hello Girls). У каждой из девушек имелся, сзади на спинке стула, противогаз в подсумке и шлем. / (National World War I Museum, Kansas City, Missouri, USA)


11.

Британский солдат позирует из дула орудия 38 калибра, на Первой мировой войны. / (AP Photo)


12.

Неустановленные время и место, фотография с подписью "Merci, Kamerad" из альбома "Живописная панорама Великой войны". / (State Library of New South Wales)


13.

Группировка немецких военнопленных во Франции, вероятно, была взята после наступления союзников в августе 1918 года. / (National Library of Scotland)


14.

Французские солдаты, некоторые ранены, некоторые мертвы, после взятия Курселье (Courcelles), в департаменте Уаза (Oise), Франция, в июне 1918 года. / (National Archives)


15.

Французский солдат, чье лицо изуродовано на Первой мировой войне, примеривает маску, сделанную в мастерской Anna Coleman Ladd американского Красного Креста. / (Library of Congress)


16.

Шеренга новобранцев в Нью-Йорке, в армейском лагере, вскоре после того, как президент Вудро Вильсон объявил войну Германии, в апреле 1917 года. / (AP Photo)


17.

Военнослужащие женского вспомогательного армейского корпуса (W.A.A.C.) играют в хоккей на траве с солдатами во Франции, во время Первой мировой войны, на фоне сушащегося белья и санатория для раненых. / (National Library of Scotland)


18.

Добровольцы Красного Креста Алиса Борден, Элен Кэмпбелл, Эдит МакХейбл, Мод Фишер, Кэт Хоугланд, Фрэнсис Райкер, Марион Пенни, Фредерика Бул и Эдит Фарр. / (Library of Congress)


19.

Эта фотография известного «коллекционера» трофеев Барни Хайнса со своими накоплениями и в трофейной немецкой фуражке была опубликована впервые в 1917 году с надписью «Wild Eyes, the souvenir king» ("Безумный взгляд, сувенирный король"). Хайнс стал героем многих военных баек. Говорили, что это фото взбесило самого германского канцлера тем, что какой-то австралийский варвар спокойно обирает немецких солдат. / (Frank Hurley/National Media Museum)


20.

Служащая британской добровольческой организации First Aid Nursing Yeomanry (FANY), члены которой оказывали медицинскую и хозяйственную помощь, заправляет машину, на Западном фронте. / (National Library of Scotland)


21.

Недатированное изображение, по некоторым сообщениям, капрала германской армии Адольфа Гитлера, стоит слева (отмечен крестиком) вместе с товарищами по оркестру "Kapelle Krach" ("Шумный оркестр"), во время восстановления от травмы, которую он получил на Западном фронте во время Первой мировой войны. / (AP Photo)


22.

На фото, одетые в довольно экзотического вида армейские ботинки, шапки и шубы, пять женщин-членов британской добровольческой организации First Aid Nursing Yeomanry (FANY) стоят перед машинами скорой помощи Красного Креста. Т.к. первыми добровольцами в этой организации были представительницы высших слоёв общества, возможно, шубы не являлись чем-то удивительным для этого кадра. Женщин привлекали в качестве водителей, медсестёр и поваров. Созданная лорд Китченер в 1907 году, FANY была первоначально вспомогательным подразделением конных женщин-медсестер, поддерживающим постоянное сообщение между прифронтовыми госпиталями и войсками на передовой. За службу в опасных условиях передовой, к концу войны, члены FANY были награждены 17 Военными медалями, одним орденом Почётного легиона и 27 Военными крестами. Памятник женщинам, погибшим во время службы в организации, установлен в церкви St Paul\"s Church, Knightsbridge, Лондон. / (National Library of Scotland)


23.

Джузеппе Уггеси (Guiseppe Uggesi), лежащий в постели с туберкулезом, - один из итальянских солдат 223-го пехотного полка, которые находились в австрийском концлагере Milowitz, в январе 1919 года. / (Library of Congress)


24.

Сотрудники Корпуса труда, подпись к фотографии определяет этих семерых мужчин как "туземную полицию". По-видимому, эти чернокожие южно-африканцы из Южно-африканского туземного рабочего корпуса (SANLC). В основном, коренные полицейские и сержанты были набраны из племенных вождей или их родни из семей с высоким статусом. Около 20 000 жителей Южной Африки работали в SANLC во время войны. Их не задействовали в зонах боевых действий, но, тем не менее, смерти среди них были неизбежны, когда прибрежные доки или транспортные пути, на которых они работали, подвергались бомбёжке. Тяжелейшей трагедией стала гибель транспортного судна SS Mendi 21 февраля 1917 года, когда 617 членов SANLC утонули в Английском канале (Ла-Манше). / (National Library of Scotland)


25.

Канадских раненых везут к перевязочному пункту по узкоколейке от линии фронта. / (Nationaal Archief)


26.

Немецкие войска в Финляндии во время Финской гражданской войны, одного из серии конфликтов, вызванных ПМВ. "Красных", мужчин и женщин, отправляют в депортацию, Ханко, в апреле 1918 года. Две противоборствующие стороны, "красные" и "белые", сражались за контроль над Финляндией. Белые в апреле 1918 года получили преимущество, чему способствовали тысячи немецких солдат военной помощи. / (National Archive/Official German Photograph of WWI)


27.

Группа женщин-плотников работают на лесопильном дворе, на строительстве деревянных времянок, во Франции. Хотя у них нет единой специальной униформы, каждая из женщин, как видим, надевала защитную робу, либо фартук на свою одежду. Считается, что эта фотография была сделана британским штатным фотографом Джоном Уорвиком Бруком. Q.M.A.A.C., Корпус вспомогательной службы имени королевы Марии, основанный в 1917 году и преобразованный позднее в Женский армейский вспомогательный корпус, к 1918 году насчитывал около 57,000 женщин. / (National Library of Scotland)


28.

День рождения Кайзера. Немецкие офицеры во время празднование дня рождения Кайзера, в Rauscedo, Италия, 27 января 1918 г. / (CC BY SA Carola Eugster)


29.

Французские драгуны и егери в начале Первой мировой войны. / (Library of Congress)


30.

Британские водители "скорой помощи" стоят на руинах. / (Library of Congress)


31.

Немецкие военнопленные во время Первой мировой войны. Эти портреты немецких пленных были отобраны британской цензурой, чтобы показывать родне дома. / (National Library of Scotland)


32.

Сельские жители, нуждающиеся в помощи прибывших британских войск. / (National Library of Scotland)


33.

Западный Фронт. Пленный британский солдат собирает трофеи со своих сослуживцев-англичан, погибших в бою, в апреле 1918 года. / (National Archive/Official German Photograph of WWI)


34.

Во время привала, солдаты из армий Великобритании, Франции и США, а также девушки из Женского армейского вспомогательного корпуса (WAAC) смотрят, как французские дети играются в песке, во Франции, во время Первой мировой войны. / (National Library of Scotland)


35.

Британские солдаты играют в футбол, надев противогазы, Франция, 1916. / (Bibliotheque nationale de France)


36.

Трое молодых, на первый взгляд, немецких военнопленных. Их одежда непонятно какого рода войск заляпана грязью. У солдата слева сохранился его шлем, у остальных же лишь повязки на голове. / (National Library of Scotland)


37.

Где-то между Ланом и Суассон, немецкий военнослужащий железнодорожных войск стирает свою одежду прямо рядом с 50-см бомбами, 19 июля 1918 года. / (National Archive/Official German Photograph of WWI)


38.

Типваль (Thiepval), сентябрь 1916 года. Тела немецких солдат разбросаны по траншее. / (National World War I Museum, Kansas City, Missouri, USA)


39.

Берлин. Дети воюющих на фронте солдат. / (Library of Congress)


40.

Местные жители смотрят на немецких военнопленных, идущих по улице французского города Solesmes, 1 ноября 1918 года, в конце Первой мировой войны. / (Henry Armytage Sanders/National Library of New Zealand)


41.

Немецкие унтер-офицеры из 358-го пехотного полка позируют, будто они пьют вино, закусывают корнишонами и играют в карты, хотя сами одеты в противогазы. / (Brett Butterworth)


42.

Французский патруль в захваченном городе Эссен, Германия. / (Library of Congress)


43.

Знаменитый 369-й прибыл в Нью-Йорк Сити, ок. 1919 г. Военнослужащие из 369-го [негритянского] полка пехоты, бывшего 15-го нью-йоркского регулярного. / (U.S. National Archives)


44.

Убитый русский солдат был похоронен на месте своей гибели, на немецкой земле. Россия потеряла около двух миллионов мужчин во время Первой мировой войны. / (Brett Butterworth)


45.

Немецкая пулеметная точка и мертвый пулемётчик, при Villers Devy Dun Sassey, Франция, 4 ноября 1918 года - за неделю до конца войны. / (NARA/Lt. M. S. Lentz/U.S. Army)

Военная мысль №02(03-04)/2001, стр.56-62

Г.Л. КАБАКОВИЧ ,

доктор социологических наук

СРЕДСТВА вооруженной борьбы достигли в своем развитии такой степени, что все чаще позволяют избегать непосредственного физического соприкосновения личного состава воюющих сторон. Это означает, что человек, участвующий в вооруженной борьбе, из воина (в традиционном понимании этого слова) превращается в военного специалиста, управляющего сложной системой вооружения или обеспечивающего ее функционирование. При этом социальная роль человека, защищающего свое Отечество, остается неизменной, меняется лишь содержание и характер воинского труда, который становится все более и более интеллектуальным. Можно утверждать, что в настоящее время начался новый этап военно-технической революции, материальную основу которой составляют высокие наукоемкие технологии. Все это требует новых подходов к организации системы военного образования.

Российская военная школа, аккумулирующая в себе трехсотлетний опыт воспроизводства военных кадров, представляет собой уникальное явление мирового масштаба. Тем не менее,.. приходится признать, что уже с середины 80-х годов ее развитие приобрело экстенсивный характер, в результате чего качество военного образования удавалось удерживать на уровне мировых стандартов лишь благодаря огромным финансовым вливаниям. Поэтому сегодня речь идет не о субъективном стремлении кого бы то ни было к разрушению или сохранению традиционной системы закрытого военного образования, а об осознании того, что современное Российское государство явно не в состоянии содержать ее полностью. Тем более оно не способно, пользуясь прежними методами, наращивать военно-образовательный потенциал, соответствующий требованиям XXI века. Очевидно, что при выборе путей развития военной школы нужно исходить из баланса желаемого и достижимого.

Важнейшей характеристикой военной образовательной системы является качество подготовки офицерских кадров, которое может быть оценено лишь независимой экспертизой, да и то лишь косвенно, по сравнительным критериям, например с гражданской высшей школой.

Современная отечественная система военного образования, номинально считаясь одной из ветвей высшей школы России, существует и развивается в значительной степени автономно. Далеко не все военные вузы в ней равноценны. Наряду с великолепными передовыми учебными заведениями (военными университетами, элитными военными институтами), являющимися гордостью отечественной военной науки и образования, существуют десятки менее значимых военно-учебных заведений, которые готовят массовые категории военных специалистов для замещения первичных офицерских должностей в войсках. Именно они, а это более половины всех военных вузов, не отвечают стандартам современной высшей школы, не удовлетворяют требованиям государственной аттестации и аккредитации вузов, согласно которым, в частности, не менее 60% должностей профессорско-преподавательского состава должны быть укомплектованы учеными. В целом по Вооруженным Силам РФ у половины военно-учебных заведений укомплектованность преподавателями с учеными степенями или учеными званиями не превышает 20%.

Такое положение в значительной мере обусловлено интенсивной ротацией преподавателей-офицеров, вследствие чего их научная и педагогическая деятельность обычно составляет 1015 лет, в то время как в гражданских вузах она продолжается вдвое-втрое дольше. Не способствует сохранению и развитию научного потенциала военных вузов и существующая в настоящее время система оплаты труда военных научно-педагогических кадров.

Большинство военных училищ (институтов) представляют собой типичные одноуровневые профессионально-образовательные структуры. Анализ ведомственных руководящих документов (приказов, директив), регулирующих и направляющих деятельность системы военного образования, подтверждает безусловный приоритет профессионального компонента над образовательным. Не выполняется в полной мере основной принцип высшего образования связь науки с обучением. Научно-технические исследования носят лишь военно-прикладной характер. Следовательно, получить фундаментальное высшее профессиональное образование в таких структурах весьма проблематично. Большинство военно-учебных заведений не в состоянии сформировать личность специалиста, способного творчески функционировать в научно-технической (военно-технической) сфере деятельности, а следовательно, их возможности по самовоспроизводству научно-педагогических кадров весьма ограниченны.

Выпускник военного вуза получает, наряду с военно-специальным, гражданское высшее образование, что должно обеспечить ему дополнительную степень социальной защищенности. К сожалению, следует признать фиктивность этой защиты выпускники военных вузов не в состоянии конкурировать на рынке труда с коллегами из гражданских вузов по аналогичным специальностям.

Система военного образования, будучи жестко связанной с системой комплектования Вооруженных Сил личным составом, должна компенсировать естественную убыль офицерского корпуса. Однако и последняя не соответствует резко изменившимся социально-политическим и экономическим условиям новой России. Сегодня имеет место постоянно растущий некомплект младших офицеров на должностях командиров взводов, рот и равных им подразделений. Штатная численность обучающихся в военно-учебных заведениях и соответствующее финансирование в настоящее время устанавливаются исходя из нормативной убыли офицерского состава, которая для различных категорий офицеров составляет от 5 до 7% в год. Реальная же убыль значительно превышает плановую и достигает 15%. Это означает, что даже при идеальном функционировании система военного образования способна восполнить убыль офицерского состава лишь на треть.

Попытка смягчить кадровую проблему путем возобновления с 1993 года призыва офицеров из запаса на срочную службу реальных результатов не дала. Массовый призыв офицеров запаса в войска не только не спасает положение, не только отрицательно влияет на боеготовность и боеспособность войск, но и способствует расслоению, размыванию военного социума как опоры государства и фактора стабильности общества.

Жесткое законодательное ограничение численности Вооруженных Сил не позволяет увеличить емкость военно-учебных заведений сверх установленных норм. Однако даже если бы представилась правовая возможность дальнейшего расширения сети закрытых военных вузов, увеличения срока обучения в них и т.д., все равно проблема комплектования офицерского корпуса не была бы решена, так как стоимость обучения в закрытых военных вузах непомерно высока.

Сказанное позволяет заключить, что современная российская система военного образования не соответствует ни резко изменившимся потребностям человека и общества, ни экономическим возможностям государства, ни нарастающим темпам развития средств вооруженной борьбы. Более того, сегодня она даже не в состоянии полностью удовлетворить потребность Вооруженных Сил в офицерских кадрах. Основная причина кризиса военного образования видится в искусственной изоляции его от общегражданской высшей школы. Система военного образования, представляя собой узковедомственную структуру, а потому неизбежно впитывая в себя все нынешние пороки военной организации государства, тем не менее обладает, по существу, монопольным правом на воспроизводство военного социума. Необходимо преодолеть сложившиеся стереотипы и для решения проблемы прибегнуть к нетрадиционным методам.

Общеизвестно, что оборона государства является делом всенародным, следовательно, нужно использовать все имеющиеся резервы, в том числе и научно-педагогический потенциал высшей гражданской школы. Система военного образования, как уже было сказано, с одной стороны, неразрывно связана с образовательной системой страны, с другой поскольку относится к военной организации государства, обладает особым статусом и известной автономностью. Поэтому негативные последствия социально-экономических и политических процессов, происшедших на рубеже 8090-х годов, неодинаково отразились на военной и гражданской школе, хотя сегодня и та и другая находятся в кризисном состоянии. Общим для обеих ветвей высшего образования России является недостаток финансирования, однако если гражданская высшая школа находит для себя материальную поддержку на пути сбыта образовательных услуг и хозяйственной деятельности, то военная этой возможности лишена.

Изменения условий функционирования военной школы определяются: в духовной сфере, исчезновением влияния какой бы то ни было идеологии, в социальной применением контрактного способа комплектования офицерского корпуса. Эти обстоятельства в значительной мере обусловили массовое увольнение молодых офицеров и большой отсев из военно-учебных заведений. В результате на рынке труда появились выпускники военно-учебных заведений, вынужденные вступить в конкуренцию с выпускниками гражданских вузов.

Изменения в гражданской высшей школе были связаны с резким падением спроса на выпускников традиционной номенклатуры. Произошла смена парадигмы деятельности высшей школы: если в условиях плановой экономики основной ее целью являлось удовлетворение потребностей народного хозяйства в необходимых ему специалистах, то сегодня она направлена на удовлетворение потребностей личности в получении образования. Именно в этом состоит отличие в принципах функционирования военной и гражданской школы.

Однако, несмотря на стремление высшей школы удовлетворить потребность обучаемых в образовании, которое гарантировало бы им максимальную степень социальной защищенности, они все равно сталкиваются с острой конкуренцией на рынке труда. Часть выпускников гражданских вузов вполне могла бы реализовать себя, пусть временно, в военной сфере деятельности, если бы имела такую возможность и соответствующее образование.

Таким образом, в военной и гражданской высшей школе имеет место объективная потребность молодых людей в получении двойного образования, причем не только у мужчин, но и у женщин. Следует подчеркнуть, что двойное образование выгодно не только гражданам, затраты на него несоизмеримы с пользой для государства и общества.

Несомненно, что государственный кадровый заказ на подготовку специалистов сферы национальной безопасности явился бы шагом вперед в реформировании военного образования. Размещение даже какой-то минимальной его части в гражданской высшей школе оказало бы столь необходимую ей сейчас поддержку, в частности, позволило бы спасти, сохранить и развить уникальные научные школы оборонной направленности. Последовательная реализация принципа конверсии кадрового потенциала должна стать предпосылкой к созданию мощного, хорошо обученного и находящегося в постоянной готовности резерва Вооруженных Сил и других войск.

Необходимо помнить, что в современном государстве вооруженные силы мирного времени не в состоянии вести масштабные боевые действия, они служат лишь основой для развертывания армии военного времени, численность которой многократно возрастает за счет массовой мобилизации резерва. Чем более совершенными становятся способы ведения вооруженной борьбы, тем выше поднимаются требования к уровню квалификации резерва, особенно офицерского.

В России, как и в большинстве развитых стран, основным источником восполнения естественной убыли офицерского резерва является система военного обучения студентов гражданских высших учебных заведений по программам подготовки офицеров запаса. С точки зрения современных общественных потребностей было бы вполне естественно рассматривать названную систему как составную часть совокупной системы военного образования, однако в практике российского строительства они существуют и развиваются отдельно, подчиняясь разным ведомствам. Проведенный автором анализ состояния подготовки офицеров резерва в гражданских вузах России позволил выявить как слабые ее стороны, так и значительные потенциальные возможности для развития и совершенствования.

В передовых странах мира подготовке кадров военных специалистов резерва в гражданских вузах придается очень большое значение. Например, в США курсы подготовки офицеров резерва функционируют более чем в тысяче гражданских вузов и число последних постоянно увеличивается. В вооруженных силах более 40% офицерского состава выпускники гражданских вузов. В Великобритании сформировано 16 университетских эскадрилий, в которых проходят подготовку студенты 56 университетов и специализированных колледжей.

В России десятки тысяч выпускников гражданских вузов ежегодно становятся офицерами запаса, однако качество этого контингента вызывает большие сомнения. Эти сомнения еще более усиливаются на фоне успешных действий резервистов вооруженных сил США во время конфликта в зоне Персидского залива. Хотя значение качества подготовки офицеров запаса в условиях сокращения Вооруженных Сил РФ резко возросло, но, к сожалению, до сих пор она осуществляется на недостаточном уровне, прежде всего потому, что по-прежнему ориентирована на валовые, а не на качественные показатели. Курс на качественные показатели в оборонном строительстве требует существенных изменений в системе военного обучения студентов вузов по программе подготовки офицеров запаса.

Причин неудовлетворительного качества подготовки офицеров резерва немало: устаревшая учебно-материальная база, недостаточно высокий уровень подготовки преподавательского состава, двойная, а то и тройная подчиненность военных кафедр, отсутствие должного финансирования вузов, отсутствие межвузовских учебных центров, отвечающих современным требованиям, слабая связь военного обучения с жизнью войск, а главное, на наш взгляд, крайне низкая мотивация студентов к военному обучению и отсутствие у выпускников вузов опыта практической работы на офицерских должностях. Молодые люди, получившие звание офицера запаса, знают, что, за редким исключением, не будут призваны на действительную военную службу.

Исходя из того, что при ведении государством крупномасштабной войны подавляющая часть офицерского корпуса будет состоять именно из вчерашних офицеров запаса, следует признать целесообразным осуществлять воспроизводство массовой части офицерского корпуса действительной службы через систему подготовки резерва. Высвободившиеся при этом средства могут быть направлены в элитный сектор военного образования для его укрепления и развития. Тем не менее, возникает серьезный вопрос: способна ли гражданская высшая школа успешно подготовить офицера с высшим военно-специальным образованием?

Проведенные в течение нескольких последних лет исследования в этом направлении и полученные результаты со всей очевидностью доказали возможность подготовки в гражданских вузах офицерских кадров с высшим военно-специальным образованием, причем не только технического, но и гуманитарного профиля (воспитателей, военных экономистов, юристов, психологов, специалистов по маркетингу вооружения и т.д.). Этот вывод подтверждается в полной мере как мировым, так частично и отечественным опытом. Расчеты показывают, что подготовка офицера в гражданском вузе в подавляющем большинстве случаев обходится в несколько раз дешевле, чем в военно-учебном заведении. При этом, как правило, качественные характеристики выпускников военно-образовательной структуры гражданского вуза и военно-учебного заведения примерно аналогичны.

В целях выявления уровня подготовленности выпускников военных кафедр технических вузов для службы в войсках в Уфимском государственном авиационном техническом университете были проведены комплексные социологические исследования. В них участвовали только офицеры первых двух лет службы, закончившие как военные училища, так и военные кафедры гражданских вузов. Результаты обработки полученных данных показали, что в начальном периоде военной службы уровень подготовленности выпускников военных вузов (общеинженерная подготовка, умение работать с подчиненными, командные навыки и т.п.) достигает 35%, а выпускников военных кафедр гражданских вузов 28%. Но уже через год-полтора эти показатели выравниваются. Выявлено также, что общетеоретическая инженерная подготовка выпускников гражданских вузов выше как в начале службы, так и в процессе ее. Слабое место в подготовке выпускников гражданских вузов на начальном этапе службы низкие командные навыки и недостаточное знание руководящих документов. В целом же существующая в настоящее время система подготовки в гражданских вузах позволяет выпускнику военному специалисту исполнять служебные обязанности на первичных должностях, если профиль его военной подготовки соответствует специальности, полученной в вузе.

Выпускники гражданского вуза, прошедшие обучение на военной кафедре (факультете) с существенно меньшими затратами, отслужившие по контракту установленный срок, имея высокую военную квалификацию и находясь при этом в запасе, могут более гибко использовать свои знания, умения, навыки в гражданской жизни.

Результаты комплексных социологических исследований подготовленности военных специалистов и офицеров запаса, прошедших

двухгодичную службу на командно-инженерных и инженерно-технических должностях в Вооруженных Силах, показали, что целесообразно создавать параллельные структуры подготовки офицеров, которые были бы близки по уровню конкурентоспособности и могли взаимно дополнять друг друга.

В рамках концепции, предлагаемой автором, выделены конкретные направления и уровни подготовки (см. рисунок), основным из которых является подготовка офицеров-бакалавров на контрактной основе по одной из военно-учетных специальностей. На первых двух уровнях высшего профессионального образования могут быть подготовлены военные специалисты таких категорий, как младший военный специалист, лейтенант-бакалавр запаса, лейтенант-бакалавр для службы в государственных силовых структурах.

После окончания вуза по программе второго уровня (бакалавриат) с соответствующим военным компонентом студентам, заключившим контракт с Министерством обороны (или другой государственной силовой структурой), присваивается воинское звание лейтенант и они направляются к местам своей службы.

Особо следует отметить, что офицер-бакалавр имеет возможность продолжить обучение на третьем уровне высшего профессионального образования, причем в системе как гражданской, так и высшей военной школы, в зависимости от того, по какой специальности он хотел бы продолжить обучение. Принципиальное отличие предлагаемой схемы от традиционной системы военного обучения студентов гражданских вузов состоит в том, что выпускник вуза получает военно-специальное образование, аналогичное образованию выпускника высшего военно-учебного заведения, обладая при этом более высоким уровнем фундаментальной и общеинженерной подготовки, не говоря уже о значительной степени социальной защищенности как в гражданской, так и в военной сфере деятельности.

Подготовка военных специалистов в гражданских вузах, по мнению автора, не только актуальна, но и дает оптимальное решение проблемы комплектования Вооруженных Сил офицерскими кадрами, формирования мобилизационных резервов, подготовки квалифицированных специалистов для оборонно-промышленного комплекса и других государственных структур. Предлагаемая система позволит гибко реагировать на потребности войск в военно-технических специалистах тех или иных военно-учетных специальностей без значительного увеличения ассигнований, а Министерство обороны будет избавлено от необходимости создания новых военно-учебных заведений. В этом процессе найдет свое воплощение набирающая силу тенденция к интеграции. С переходом к системе непрерывного военного образования будет ликвидировано традиционное деление времени службы офицера на периоды обучения и профессиональной деятельности, что обеспечит стабильность образования, успешную его адаптацию к изменениям в развитии военной науки и военного дела.

Предлагаемая многоуровневая система непрерывного военного образования в гражданских вузах оптимальна и с экономической точки зрения. Она позволяет наиболее полно использовать профессорско-преподавательский состав и учебно-материальную базу гражданских вузов, повысить интерес будущих военных специалистов к обучению.

В военно-образовательных структурах гражданских вузов заложен огромный потенциал для самосовершенствования и развития. Большие перспективы открывает использование интегрированных образовательных систем. Есть все условия для того, чтобы уже сегодня гражданская высшая школа в сотрудничестве с военно-ведомственными образовательными структурами, центральными структурами, центральными и региональными органами национальной безопасности начала готовить не только офицеров запаса, но и офицеров для действительной военной службы по контракту как для Вооруженных Сил РФ, так и для других силовых структур, формировать кадровый потенциал по всем направлениям сферы национальной безопасности.

В современных условиях необходимо реформировать не только армию, но и оборонное мышление политиков и народа страны. Армия одна не сможет ни содержать кадры, ни удержать в своих рядах настоящих профессионалов. Это проблема как государства, так и общества. Вооруженным Силам и другим войскам нужны офицеры с университетским уровнем знаний и высшим военным образованием.

Профессию военного принято считать истинно мужской, но и женщины могут успешно построить военную карьеру, полноценно реализовав себя с точки зрения госслужбы. С получением воинских званий и продвижением по служебно-карьерной лестнице традиционно ассоциируется не только престиж, но и высокий уровень ответственности.

Название Общий рейтинг профессии Средняя заработная плата*
Для девушек 54 0
Военный связист 52 0
Военный психолог 57 35 500
Военный переводчик 47 50 000
Военный летчик 51 110 000
Военный инженер 57 0
Военный врач 44 45 000

* - по данным Федеральной службы государственной статистики за 2017 год.

** - экспертная оценка редакции портала по шкале от 0 до 100. Где 100 - максимально востребованная, наименее конкурентная, с низким входным барьером по знаниям и доступности их получения и наиболее перспективная, а 0 наоборот.

Чем хороши военные профессии

Во все времена людям был свойствен страх войны, а потому общество всегда нуждается в организованных, грамотных, физически подготовленных бойцах. Умственный труд в данной сфере не менее востребован: техника и технологии зачастую являются ключевыми стратегическими моментами в военном деле, да и наука постоянно вносит свой вклад в обеспечение социальной и государственной безопасности.

В связи с подобными разграничениями сфер военной деятельности в их рамках выделяют различные должности. Все они относятся к категории государственной службы, несение которой подразумевает право служащего на получение ряда льгот и преимуществ:

  1. Достаточно высокая заработная плата.
  2. Возможности карьерного роста (повышения по службе).
  3. Все условия для обучения, повышения квалификации.
  4. Государственные и социальные гарантии служащему и всем членам его семьи (например, жилье, медицинское обслуживание и пр.)
  5. Широта выбора специализации в рамках военного дела (об этом читайте ниже).

Кроме того, военная служба побуждает человека к поддержанию физической и умственной формы, делает его организованным и собранным. Впрочем, это сугубо личностные преимущества данной профессии, а что касается экономически-социальных выгод, то они приведены в списке выше.

Какие бывают военные профессии

Как уже было сказано, в рамках государственной службы существует достаточно широкий выбор военных профессий. Каждая из них специфична и стратегически важна: в целом все они составляют некий оборонный комплекс. В зависимости от личных склонностей и соответствия определенным критериям профпригодности, человек может построить карьеру в следующих военных областях:

  1. Профессии специального назначения . Они составляют, пожалуй, самый обширный сегмент военного дела и требуют высокого уровня физической подготовки. Воздушно-десантные войска, спецназ, военно-морской флот, сухопутные войска, ФСБ и прочие - все это исконно военные профессии, в рамках которых существует своя должностная дифференциация.
  2. Военно-технические профессии . Служат для обеспечения функционирования военных машин и оборудования. Они востребованы в сферах связи, военной авиации и т.д.
  3. Водительские военные профессии - без комментариев. Боевые машины, военные автомобили, самолеты, корабли и подводные лодки: есть транспорт - есть водитель.
  4. Научно-исследовательская деятельность в рамках военного дела . Это технологии, разработки, изыскания и пр. Сюда также можно отнести педагогический труд в соответствующей сфере.

Учеба и карьера

Для успешного и быстрого построения военной карьеры нужно пройти следующие этапы образования:

  1. Среднее общее образование - школьное с военно-профессиональной ориентацией (кадетские корпуса, суворовские и нахимовские училища).
  2. Высшее профессиональное образование - военные училища и академии, по окончании которых можно получить лейтенантское звание.

Дальнейшее продвижение по службе закономерно, но во многом зависит от личностных качеств выпускника. Если же человек получал среднее общее образование в обычной школе, он также может построить карьеру военного, но для этого ему обязательно нужно пройти срочную службу. Затем можно заключить контракт и, получив минимальную выслугу лет, продолжить свое образование.

Военные профессии, список которых вы видели выше, являются наиболее востребованными и престижными. Ознакомившись с их описаниями, вы сможете убедиться, подходит ли вам карьера военного, и если да, то выберете подходящее направление.

Военное ведомство снова меняет облик, на этот раз внешний. Министр обороны вводит в обращение новую форму одежды для сотрудников командных центров и управления ведомства — офисный костюм. Он будет одинаковым для военных и гражданских служащих и заменит так называемую повседневную форму одежды — шерстяной китель с брюками и рубашку с галстуком.

Как пояснил «Известиям» статс-секретарь Минобороны Николай Панков, новая форма разработана для того, чтобы офицерам и гражданским специалистам было удобнее работать в помещении.

— Это облегченный вариант формы, специально для так называемой офисной работы. В нем гораздо комфортнее находиться весь день в помещении, чем в стандартном шерстяном кителе, — описал Панков «Известиям» идею переодевания.

При этом он подчеркнул, что традиционный офицерский китель никуда не исчезает, однако надевать его военным придется реже.

Первыми в новые костюмы в конце августа переоделись сам министр и его заместители. Гражданские замы — Татьяна Шевцова и Анатолий Антонов — не скрывали смущения, оказавшись на построении на «танковом биатлоне» в Алабино в новой черной форме с белыми «генеральскими» погонами — у Шевцовой было четыре звезды, как у генерала армии, а у Антонова — три, как у генерал-полковника.

Панков пояснил «Известиям», что звезды гражданским замам Шойгу повесили из-за их классного чина — Шевцова является государственным советником первого класса, а Антонов — второго. Такие звезды будут у всех госслужащих Минобороны, имеющих классный чин.

В Управлении пресс-службы и информации (УПСИ) Минобороны изданию рассказали, что новый костюм создан «в рамках средств, предусмотренных на вещевое довольствие военнослужащих», при этом сумму, потраченную на разработку, там назвать не смогли.

«Костюм изготавливается в трех цветах: зеленом, синем и черном. Выбор расцветки зависит от принадлежности к соответствующему виду или роду войск и не предусмотрен для ношения в полевых условиях», — говорится в комментарии УПСИ, присланном в редакцию «Известий».

Новые костюмы пошили в рекордно короткие сроки в «спецателье для генералов» — 43-м Центральном экспериментальном пошивочном комбинате. От утверждения эскизов до выдачи первых комплектов прошло всего два месяца. Как за такой короткий срок удалось справиться с задачей создания новой формы, гендиректор комбината Владимир Каденко рассказывать категорически отказался.

При этом обладатели комплектов, с которыми «Известиям» удалось связаться, пожаловались на крайне низкое качество пошива.

— Во-первых, какая-то странная ткань, как на спецовке. Это не костюмная ткань, как на кителях, и не хлопчато-бумажное полотно, как на полевой форме, а непонятно что. Она тонкая и явно непрактичная. Во-вторых, видно, что шилось все на скорую руку. В-третьих, эта форма поразительно похожа на форму МЧС, откуда к нам пришел министр. В общем, пока одни вопросы, посмотрим, как она себя поведет на практике, — рассказал изданию высокопоставленный офицер на условиях анонимности.

Командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов заметил, что о потребительских свойствах нового костюма судить пока рано — слишком мало времени прошло.

— У нас в ВДВ всего четыре таких комплекта, один из них у меня. Пока все хорошо, нареканий по качеству нет. Единственное замечание — слишком плотная ткань, и в куртке в помещении душновато. А в целом все очень функционально, это большой шаг вперед, — сказал Шаманов.

— Наоборот, хорошо, если у всех силовых ведомств форма будет единообразной. А критиковать нужно было, когда Сердюков повесил погон на пузо, а не сейчас, — считает командующий ВДВ.

Председатель Комитета Госдумы по обороне адмирал Владимир Комоедов высказался резко против нововведения.

— Забыли о традициях. Есть форма победителей, есть форма, которая должна обеспечить боевую готовность, чтобы солдату, матросу было в ней удобно. А это красование никому не нужно, — подчеркнул адмирал.

Первым из современных российских министров обороны военную форму изменил Павел Грачев. В 1992 году он поменял советские офицерские кители на так называемые натовские с накладными карманами, уменьшенными погонами и двуглавым орлом на тулье фуражки. В форме стало в 1,5 раза меньше предметов.

Маршал Игорь Сергеев убрал с фуражки орлов, упразднил маршальские звезды, но ввел нарукавные знаки и шапку-ушанку из каракуля для и генералов.

Серьезные изменения в военную формы одежды внес Анатолий Сердюков — как в парадную, так и в повседневную, но больше всего он запомнился так называемой юдашкинской формой цвета «цифра» с погоном на груди.

Нынешний министр обороны Сергей Шойгу меньше чем за год управления ведомством успел ввести новую полевую форму с погонами на плечах, вернуть «маршальскую» звезду на погоны (вместо четырех звезд генерала армии) и отказаться от портянок и армейского ремня с медной бляхой.

Поделиться: