Профессиональная пожарная охрана ссср. Увлекательная история пожарной службы для детей

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНКОМСВЯЗЬ РОССИИ)

ПРИКАЗ

20.11.2013 №360

О внесении изменений в Российскую систему и план нумерации, утвержденные приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №1422

В соответствии с частью 3 статьи 26 Федерального закона от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №28, ст. 2895; №52, ст. 5038; 2004, №35, ст. 3607; №45, ст. 4377; 2005, №19, ст. 1752; 2006, №6, ст. 636; №10, ст. 1069; №31, ст. 3431, ст. 3452; 2007, №1, ст. 8; №7, ст. 835; 2008, №18, ст. 1941; 2009, №29, ст. 3625; 2010, №7, ст. 705; №15, ст. 1737; №27, ст. 3408; №31, ст. 4190; 2011, №7, ст. 901; №9, ст. 1205; №25, ст. 3535; №27, ст. 3873, ст. 3880; №29, ст. 4284, ст. 4291; № 30, ст. 4590; №45, ст. 6333; №49, ст. 7061; №50, ст. 7351, ст. 7366; 2012, №31, ст. 4322, ст. 4328; 2013, №19, ст. 2326; №27, ст. 3450), а также подпунктом 5.2.10 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. №418 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, №23, ст. 2708; №42, ст. 4825; №46, ст. 5337; 2009, №3, ст. 378; №6, ст. 738; №33, ст. 4088; 2010, №13, ст. 1502; №26, ст. 3350; №30, ст. 4099; №31, ст. 4251; 2011, №2, ст. 338; №3, ст. 542; №6, ст. 888; №14, ст. 1935; №21, ст. 2965; №44, ст. 6272; №49, ст. 7283; 2012, №20, ст. 2540; №37, ст. 5001; №39, ст. 5270; №46, ст. 6347; 2013, №13, ст.1568; №33, ст. 4386),

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Внести в Российскую систему и план нумерации, утвержденные приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №142 «Об утверждении и введении в действие Российской системы и плана нумерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 декабря 2006 г., регистрационный №8572) с изменениями, внесенными приказами Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 29.12.2008 №118 «О внесении изменений в приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №142» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 февраля 2009 г., регистрационный №13237), от 15.07.2011 №187 «О внесении изменений в приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №142» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 августа 2011 г., регистрационный №21646) и от 15.06.2012 №158 «О внесении изменений в Российскую систему и план нумерации, утвержденные приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №142» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 июля 2012 г., регистрационный №24829), следующие изменения:

а) пункт 32 дополнить словами «, а также номера соответствующих экстренных оперативных служб: «101», «102», «103», «104».»;

б) пункт 32 1 изложить в следующей редакции:

«32. 1 Для доступа абонентов и пользователей услугами подвижной и фиксированной телефонной связи:

к телефонной линии «Ребенок в опасности» используются единые номера «121», «123»;

к единой службе поддержки граждан для консультаций при получении государственных и муниципальных услуг в электронном виде используется единый номер «115».»;

в) пункт 46 дополнить абзацем следующего содержания:

«Формат номера для доступа к соответствующим экстренным оперативным службам: «101», «102», «103», «104».»;

г) в пункте 1 таблицы №3 к Российскому плану нумерации в графе «Значение кода DEF» цифры «970-979» заменить цифрами «972-979»;

д) в пункте 12 таблицы №4 к Российскому плану нумерации графу «Наименование услуги электросвязи» изложить в следующей редакции: «Доступ к телематическим услугам связи»;

е) в пункте 13 таблицы №4 к Российскому плану нумерации графу «Наименование услуги электросвязи» изложить в следующей редакции: «Доступ к услугам связи по передаче данных»;

ж) в таблице №7 к Российскому плану нумерации пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:

1. 100-109 Диапазон для 3-х значных номеров служб федерального значения
100 Служба точного времени
101 Служба пожарной охраны и реагирования в резвычайных ситуациях
102 Полиция
103 Служба скорой медицинской помощи
104 Аварийная служба газовой сети
105-109 Резерв
2. 110-119 Номера служб, вводимых в Российской Федерации в целях гармонизации с европейским законодательством в области связи
110-111 Резерв
112 Единый номер вызова экстренных оперативных служб
113 Резерв
114 Резерв
115 Единая служба поддержки граждан для консультаций при получении государственных и муниципальных услуг в электронном виде
116ХХ Блокировка электронных платежных карт
117 Резерв
118ХХ Номер доступа к информационно-справочным системам оператора местной телефонной связи
119 Резерв

з) в пункте 3 таблицы №7 к Российскому плану нумерации в строке «122» графу «Назначение диапазона номеров для доступа и номеров служб» изложить в следующей редакции: «Резерв».

2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Министр Н.А. Никифоров

Введение

Более полувека прошло с тех пор, как Советский Союз и его вооруженные силы одержали историческую победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В героической истории нашей Родины она занимает особые страницы, раскрывающие борьбу советских народов за свою свободу и независимость.

Немало героических страниц в история самой страшной войны XX столетия вписали войска народного комиссариата внутренних дел (НКВД).

Об этих государственных структурах высказано немало суждений и их деятельности даются разные оценки, причем, порой, полярные друг другу. естественно, органы, стоявшие на защите безопасности и правопорядка, не всегда вызывают симпатии у граждан, и особенно тогда, когда им приходится действовать в особых условиях.

В мирное время для внутренних войск не были предусмотрены многие вопросы, которые пришлось решать во время войны, однако структура этих войск показала свои способность к быстрой адаптации к новым условиям, к быстро меняющейся оперативной обстановке.

Война вызвала к жизни принятие целого ряда документов, регламентирующих как жизнь в стране в целом, так и действия войск НКВД, принимаемых как на самом высоком уровне, так и на уровне отдельных фронтов.

Сотрудники органов внутренних дел часто подключались к операциям, не свойственным данной структуре, резко возросла нагрузка на их сотрудников, несовершенство и даже некоторая противоречивость правовой базы их деятельности позволяла вышестоящим войсковым структурам “загружать” войска

НКВД исключительно сложными дополнительными задачами.

Однако через ошибки, потери, трудности различного характера, задачи внутренних войск во время войны все же были выполнены, в стране не был допущен хаос, тыл действующих армий был надежно защищен.

И сейчас, в условиях все усиливающейся криминализации общества, очень важен опыт прошлых лет, позволяющий узнать, как правоохранительные структуры в условиях войны решали особые, специфические задачи, характерные лишь для особого, чрезвычайно сложного периода, поскольку в этих условиях наряду с число профессиональными задачами мирного времени возникали и успешно решались задачи, касающиеся только военной обстановки.

Советская пожарная охрана в годы Великой Отечественной войны

1941 г. - переломный в работе пожарной охраны. Для успешного выполнения поставленных задач ГУПО развернуло работу всех пожарных организаций по трем главнейшим направлениям. Наряду с мероприятиями по пожарной профилактике значительное внимание было уделено организации службы в пожарных командах всех без исключения наркоматов и ведомств в соответствии с имеющимися уставными положениями. Третьим направлением стало совершенствование боевой подготовки от одиночного бойца до соединений пожарной охраны. Новое в системе боевой подготовки частей и подразделений заключалось в наибольшем приближении обучения людей к практическим условиям ведения военных действий. Постановлением СНК СССР в 1941 г. усилилась пожарная охрана Ленинграда. Она стала военизированной, организованной в отряды соответственно административному делению города. В других регионах для обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов в каждом городе, поселке, райцентре организовывались добровольные пожарные дружины. Под контроль были взяты обеспечение противопожарным инвентарем каждого сельского дома и добровольных пожарных дружин (ДПД), организация очистки и ремонта всех имеющихся водоемов и подъездов к ним.

В канун Великой Отечественной войны пожарная охрана страны представляла собой внушительную организованную силу. В централизованном порядке она обеспечивалась квалифицированными кадрами, необходимой пожарной техникой, специальными видами снаряжения. Вся боевая и профилактическая работа противопожарной службы строилась по единым уставам и наставлениям. Республиканские, краевые, областные центры, крупные города, большинство районных центров охранялись городскими пожарными командами (ГПК), содержащимися за счет местного бюджета.

В довоенный период военизированная пожарная охрана имелась только на некоторых объектах оборонного значения, авиационных заводах и отдельных предприятиях с повышенным уровнем пожаровзрывоопасности (крупные нефтебазы и т.п.).

В системе военизированной охраны (ВОХР) железнодорожного транспорта имелись пожарные подразделения, на вооружении которых находились пожарные автомобили и поезда. Немногочисленные пожарные части были в морском, речном флотах и некоторых других ведомствах.

На вооружении профессиональных и военизированных пожарных частей состояли автонасосы, автоцистерны отечественного производства на базе грузовых автомобилей ГАЗ и ЗИС. Промышленность в достаточном количестве обеспечивала пожарную охрану рукавами, пеногенераторами и пенопорошком. В 1940 г. в части стали поступать первые изолирующие противогазы, электрические фонари с сухими батареями.

В сельской местности СССР профессиональной пожарной охраны не было. Борьба с огнем осуществлялась самим населением, организованным в добровольные пожарные дружины (ДПД). На их вооружении имелись пожарные насосы ручного действия, гидропульты-костыли и другие подручные средства. В отдельных совхозах и колхозах на вооружении дружин находились пожарные мотопомпы. Вся тяжесть работы по организации сельской пожарной охраны ложилась на плечи районного пожарного инспектора. Ему приходилось в одном лице выступать в роли профилактика и главного руководителя тушения пожаров.

Предвоенный период характеризовался значительной организаторской работой ГУПО, в составе которого трудились подлинные энтузиасты пожарного дела: Д.М. Карельский, М.И. Земский, Н.А. Тарасов-Агалаков, А.И. Королев, Г.М. Мамиконянц, С.Г. Соловьев и др. С ноября 1941 г. руководство пожарной охраны страны возглавил генерал-майор П.М. Богданов. По его инициативе осуществлялась военизация противопожарной службы в крупных городах, что существенно повысило боеспособность пожарных подразделений.

Постоянной заботой главка являлось комплектование пожарных подразделений личным составом, обобщение и внедрение опыта профилактической работы.

Накануне войны в ЦНИИПО группой научных сотрудников под руководством С.И.. Таубкина были созданы огнезащитные составы, нашедшие применение во многих городах и населенных пунктах. Они изготавливались из доступных материалов и позволяли в значительной степени снизить опасность пожаров от зажигательных бомб. В последующий период учеными и специалистами института были разработаны новые способы тушения зажигательных средств, применяемых противником.

С первых дней Великой Отечественной войны ГУПО НКВД СССР проводит большую организационную работу в пожарной охране страны. Весь личный состав переводится на казарменное положение. В центре внимания - подготовка бойцов и командиров нового пополнения. Отрабатываются методы и приемы борьбы с огнем в условиях возможного нападения вражеской авиации, ведутся поиски новых тактических возможностей пожаротушения.

Секретарь ЦК и МК ВКП А.С. Щербаков и председатель Моссовета В.П. Пронин выезжают в ЦНИИПО, где знакомятся с организацией работы с населением в условиях военного времени, присутствуют на учениях пожарных подразделений.

В городах работники пожарной охраны отрабатывают с населением приемы тушения зажигательных бомб, организацию противопожарной защиты жилого сектора. Все большее значение приобретают вопросы пожарной профилактики. И здесь массовому участию населения отводится решающая роль. Спешно очищались от различного мусора чердаки и лестничные клетки, разбирались сараи, заборы, строительные леса и другие деревянные сооружения.

Разработанные ЦНИИПО огнезащитные составы позволили в кратчайшие сроки при минимальных затратах повысить огнестойкость деревянных конструкций промышленных предприятий, жилых домов и хозяйственных построек.

Возможность возникновения массовых очагов пожаров от зажигательных бомб диктовала необходимость создания противопожарных звеньев в жилых массивах, на предприятиях, в учреждениях. Только в Москве в первые же дни войны по решению Моссовета были организованы противопожарные формирования с общей численностью свыше двухсот тысяч человек. Они боролись с пожарами и загораниями, вели профилактическую работу, готовили запасы воды, песка, шанцевого инструмента на своих участках. Был увеличен выпуск первичных средств пожаротушения, инвентаря. Противопожарные звенья организовывались и в сельской местности. 29 июня 1941 г. ГУПО утвердило «Наставление об организации тушения пожаров в сельских местностях».

2 июля 1941 г. постановлением СНК СССР в стране была введена всеобщая обязательная подготовка к противовоздушной и противохимической обороне. На предприятиях, в учреждениях, жилых домах создавались формирования местной противовоздушной обороны (МГТВО). В задачу пожарной охраны входило держать оперативную связь и тесно координировать свои действия с группами самозащиты. Стройная система противопожарных постов и звеньев, дружин, команд свела на нет расчет противника на массовые пожары. Ни в одном городе, крупном населенном пункте не было сплошных или массовых пожаров. Самый яркий пример тому - Ленинград и города ближнего Подмосковья, где общими усилиями были отбиты практически все атаки с воздуха, имевшие целью вызвать крупные пожары.

Во главе пожарной охраны столицы в этот трудный период оказались опытные специалисты и умелые организаторы, сумевшие обеспечить высокий уровень противопожарной защиты города, поддержать на должном уровне дисциплину и боевой дух личного состава пожарных частей и инспекторов государственного пожарного надзора. Это прежде всего начальник Управления пожарной охраны НКВД Москвы И.Н. Троицкий, его заместители М.Т. Павлов, А.А. Рубин. Большую роль в повышении эффективности борьбы с пожарами сыграла оперативно проведенная структурная перестройка пожарной охраны города при активном участии ГУПО. Во всех административных районах были созданы управления пожарной охраны (РУПО), в обязанности которых входило руководство повседневной работой кадровых городских пожарных подразделений, противопожарными формированиями на промышленных объектах и в жилых домах, подготовка зданий и сооружений к противопожарной обороне, взаимодействие с районными организациями и службой МПВО.

Органы управления пожарной охраны, отряды и пожарные команды НКВД входили в систему противопожарной службы МПВО, но оперативно подчинялись ГУПО страны, а при ликвидации возникающих от ударов с воздуха пожаров действовали самостоятельно. Именно военизированные и профессиональные пожарные команды НКВД Москвы, Ленинграда, Минска, Киева, Одессы, Сталинграда, Смоленска, Новороссийска, Мурманска, Тулы, Воронежа, Астрахани, Саратова, Туапсе, Ростова-на-Дону, Грозного, Ярославля и других городов, находящихся в зоне действия вражеской авиации, приняли на себя всю тяжесть тушения пожаров, возникавших в результате бомбардировок.

Большой вклад в дело укрепления пожарной охраны в этот период внесла молодежь. ЦК ВЛКСМ принял решение о создании в ряде городов комсомольско-молодежных полков противопожарной обороны. 15 июля 1941 г. такой полк был создан и в Москве. 23 июля «Комсомольская правда» сообщила о создании аналогичных формирований в Ленинграде, Харькове, Калинине, Горьком.

В ночь на 22 июля 1941 г. Москва подверглась массированному налету фашисткой авиации. Бомбардировка вызвала в столице 1900 пожаров и загораний. В борьбу с огнем вступил личный состав столичного гарнизона, бойцы и командиры комсомольско-молодежного противопожарного полка, звенья МПВО, население города. Их действиями руководил городской штаб пожаротушения. Несколько часов длилось сражение с огнем. «Ни одного здания в жертву пожару» -- этот девиз объединял москвичей. За проявленное мужество при тушении пожаров Нарком обороны приказом от 22 июля 1941 г. № 241 объявил благодарность защитникам Москвы, в том числе и личному составу пожарных команд. О самоотверженной работе пожарных неоднократно сообщали сводки Совинформбюро. 3 августа 1941 г. в вечернем выпуске рассказывалось о работе бойцов Московского комсомольско-молодежного полка Белкина и Рапопорта, награжденных медалями за смелость.

В тяжелые дни 1941 г. ускоренными темпами шло формирование новых воинских частей. Пожарные рвались на фронт, в действующую армию. Сотни рапортов шли в те дни в военкоматы. В Ленинграде была сформирована стрелковая дивизия из подразделений пожарной охраны. В полном составе ушли на фронт студенты факультета противопожарной обороны Ленинградского инженерно-строительного института и учащиеся пожарного техникума.

В их числе был студент Ф.В. Обухов, ставший бойцом 7-го стрелкового полка 20-й стрелковой дивизии войск НКВД, оборонявшей Ленинград. Впоследствии генерал-лейтенант внутренней службы, кандидат технических наук Ф.В. Обухов с 1966 по 1984 г. возглавлял ГУПО МВД СССР. До этого он был начальником ФИПТиБ ВШ МВД СССР и начальником ЦНИИПО МВД СССР.

Прямо с Красной площади 7 ноября 1941 г. после исторического парада вместе с частями Красной Армии отправилась на Западный фронт войсковая бригада, сформированная из пожарных столицы. Полностью влилась в партизанский отряд пожарная команда г. Слонима, пожарные Витебска и Орши сражались в партизанской бригаде К. Заслонова. С октября 1941 г, по сентябрь 1943 г. действовал на оккупированной врагом территории партизанский отряд из г. Бежицы, сформированный из работников пожарной охраны завода «Красный профинтерн» и работников городской милиции. Этот отряд, выросший впоследствии в бригаду им. Чапаева, истребил более 2000 гитлеровцев, разгромил 32 гарнизона, подорвал 115 автомашин, 3 железнодорожных и 16 шоссейных мостов, сбил 2 самолета.

Для борьбы в тылу врага в Подмосковье были организованы диверсионно-партизанские группы и отряды, три из которых были сформированы из московских пожарных.

11 сентября 1941 г. вышло постановление СНК СССР «О строительстве промышленных предприятий в условиях военного времени». Разрешалось строить здания временного типа для основных и вспомогательных цехов, широко применять в строительстве деревянные и другие местные материалы.

В городах Урала и Сибири, где сосредоточились тысячи эвакуированных промышленных предприятий, надо было организовать работу так, чтобы пожары не нарушали и без того, напряженный ритм производства. Эту задачу органы госпожнадзора и пожарные подразделения выполнили с честью.

В стране не хватало цемента, кирпича и других огнестойких строительных материалов. Приходилось использовать дерево, мягкую кровлю, Горючие утеплители, размещать производственные цеха и склады в неприспособленных помещениях, возводить временные строения. Нужды фронта неотложно требовали, быстрейшего ввода производственных мощностей, бесперебойного снабжения армии боевыми машинами, вооружением, боеприпасами, питанием и обмундированием.

В этих условиях от объектовых пожарных команд, работников госпожнадзора требовались иные формы и методы работы, чем в мирное время. Во многих случаях пожарные вынуждены были идти на отступления от противопожарных норм и правил, чтобы добиться быстрейшего ввода в эксплуатацию оборонных объектов. Применение деревянных конструкций в цехах и на складах с повышенной пожарной опасностью допускалось при условии обработки их простейшими огнезащитными красками и обмазками. На новых предприятиях не всегда было возможно прокладывать водопроводы, не хватало пожарных гидрантов. Для хранения пожарных запасов воды приспосабливали различные емкости, подвалы, сооружали временные резервуары.

Работники госпожнадзора, а также начальствующий состав ведомственных пожарных команд промышленных предприятий и транспорта широко применяли методы активной профилактической работы. Обнаруженные нарушения противопожарных норм и правил устраняли в ходе обследований и проверок. Большое внимание уделялось при этом выполнению режимных мероприятий, не требующих больших материальных затрат. Характерно, что в годы войны в городах и районах восточных регионов страны повсеместно отмечалось снижение количества пожаров, происходящих в результате нарушения технологических процессов производства и различных бытовых причин. Это доказательство активной работы пожарной охраны, государственного пожарного надзора и результат сознательного отношения советских людей к сбережению народного добра.

Пожары в блокадном Ленинграде.

В жестоких условиях блокады 900 дней и ночей мужественно защищали свой город от огня пожарные Ленинграда. Они потушили 13455 пожаров. Две тысячи бойцов и командиров погибли от снарядов и бомб, голода и холода. «Ленинградская правда» 12 сентября 1941 г. Писала в передовой статье: «Мы должны быть стойкими до конца в борьбе с ненавистным фашизмом, стойкими, как отважные воины, как наши бесстрашные пожарные». На каждый квадратный километр города упало 16 фугасных, более 320 зажигательных бомб, 480 снарядов. В самое трудное блокадное время пожарные обращаются в штаб обороны с просьбой не о хлебе и топливе, а о выделении пожарных рукавов, без которых невозможна борьба с огнем».

Сменившись после дежурства, уходили на передовую снайперы Д. Бе- локонь, И. Заморин, М. Ефименко. Выполняя задание, старший инспектор Д. Белоконь и младший командир И. Заморин в марте 1943 г. погибли смертью храбрых. На их счету сотни убитых гитлеровцев.


Публикация в газете о награждении

Указом Президиума Верховного Совета СССР 10 июля 1942 г. Ленинградская пожарная охрана была награждена орденом Ленина.

В борьбе с последствиями бомбардировок 52 сотрудника пожарной охраны Москвы пали смертью храбрых, около 200 были ранены. Но задача - обеспечить защиту города от огня - была выполнена.


Грамота о награждении пожарной охраны

В годы военного лихолетья пожарные страны не только вели неравную борьбу с огнем, сражались с оружием в руках на передовой. Они приходили на помощь при выходе из строя водопроводной сети. Доставляли воду на передний край, предприятия, в госпитали. Ленинградские пожарные принимали участие в строительстве «Дороги жизни». Краснодарские огнеборцы обеспечивали перекачку бензина для воинских частей через Керченский пролив. И так было везде.

В 1942 г. ГУПО предприняло дополнительные усилия по совершенствованию организации работы на местах. Важную роль в укреплении государственного пожарного надзора сыграло постановление СНК СССР от 13 сентября 1942 г. «Об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности». Работникам госпожнадзора было дано право налагать денежные штрафы непосредственно на лиц, виновных в нарушений правил пожарной безопасности, возникновении пожаров 11 марта 1942 г. ЦК ВЛКСМ принял решение направить в пожарную охрану свыше шести тысяч комсомолок. Успешно осваивали они нелегкую работу шоферов, мотористов, бойцов, показывая образцы самоотверженности, выдержки, смекалки. В Москве, Казани и других городах были созданы специальные женские пожарные команды. 25 июня 1942 г. опубликовали «Положение о дружинах юных пожарных». Их основной целью было оказывать помощь пожарной охране в профилактической деятельности.

1942 г. выдался особенно напряженным под Сталинградом и на Кавказском направлении. Гитлеровцы рвались в Сталинград, к тракторному заводу, который не прекращал выпуск танков. На территории завода возникло сразу несколько пожаров. Рискуя жизнью, пожарные тушили огонь в производственных корпусах.

В октябре 1942 г. в городе Грозном в результате бомбардировки загорелось 15 резервуаров с нефтью. Угроза уничтожения нависла над рабочим поселком, заводом. Пять суток днем и ночью боролись пожарные с огнем.

В обращении Грозненского комитета обороны говорилась: «Ко всем трудящимся города. Нужно брать пример со славных патриотов, нашего города, показавших себя во время бомбежки подлинными героями. Наши пожарные бесстрашно и мужественно боролись с бушевавшим морем огня, невзирая на разрывы бомб».

Патриотический порыв тамбовских колхозников о сборе средств на нужды Красной Армии нашел горячий отклик и среди пожарных работников. Личный состав ленинградской пожарной охраны внес в этот фонд 6,86 млн рублей. На эти деньги была создана танковая колонна «Ленинградский пожарный» и звено самолетов. Пожарные Читы передали свои сбережения на постройку танковой колонны «Пожарный», а пожарные Мурманска -- на две экскадрильи боевых самолетов и танковую колонну; перечислили средства и для детей погибших фронтовиков. 26 марта 1943 г. в одно из авиационных подразделений поступило три звена самолетов «Горьковский пожарный». Через некоторое время в ГУПО пришла телеграмма от Верховного Главнокомандующего: «Передайте личному составу пожарной охраны НКВД, дополнительно собравшему 5 млн 194 тыс. 25 рублей на строительство танкового полка «Пожарный» и 869255 рублей, продукты и овощи в фонд помощи детям фронтовиков и сиротам, боевой привет и благодарность Красной Армии».

В освобожденных городах личный состав в свободное от дежурств время восстанавливал жилые помещения. Для ликвидации пожаров в прифронтовой полосе, организации пожарной охраны в освобожденных городах ГУПО создал оперативные группы из наиболее опытных работников. Нередко им приходилось вступать в борьбу с огнем тотчас по вступлении в город. С конца мая 1944 г. была возобновлена деятельность добровольного пожарного общества. В Ленинграде вторая пожарно-техническая школа НКВД (так с 1941 г. назывался пожарный техникум) вновь приступила к подготовке специалистов для пожарной охраны.

Все ушедшие на фронт пожарные за мужество и отвагу, проявленные в боях, были награждены орденами и медалями, а восемь из них удостоились звания Героя Советского Союза.

Пожарная охрана СССР до 1931 г. была крайне разобщена. Только в РСФСР пожарной безопасностью занималось 18 различных ведомств. Журнал «Власть Советов» (№ 16) писал: «едва ли найдется еще одна отрасль советского строительства, которая была бы так раздроблена между отдельными ведомствами. В Ленинграде имеется 293 пожарных команды, которые находятся в подчинении 11 ведомств ».
4 марта 1931 г. СНК РСФСР издал документ о централизации пожарной охраны республики, которая перешла в ведение ОГПУ. Ведомственная осталась лишь в НКПС, на Военно-морском Флоте и НК водного транспорта. Охрану лесов от пожаров СНК СССР постановлением от 14 мая 1931 г. возложил на ВСНХ. Так же до 1 июля 1938 года в 8 городах: Москве, Ленинграде, Киеве, Ростове, Свердловске, Горьком, Харькове и Одессе действовала своя своя городская пожарная охрана. Постановлением СНК Союза ССР от 6 мая 1938 г. N 601 их передали в Наркомвнудел СССР и создали Добровольные пожарные команды.

Под катом один из интереснейших исторических документов: Постановление СНК СССР от 06.05.1938 N 601 "О реорганизации пожарной охраны в 8 городах и об усилении частей пожарной охраны Наркомвнудела СССР" вместе с "Положением о Добровольной пожарной дружине на промышленных предприятиях" от 5 мая 1938 года

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР

О РЕОРГАНИЗАЦИИ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ В 8 ГОРОДАХ
И ОБ УСИЛЕНИИ ЧАСТЕЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ НАРКОМВНУДЕЛА СССР


В целях усиления противопожарной охраны в Москве, Ленинграде и других городах, обеспечения единства в организации этого дела в крупных городах и развития добровольной организации рабочих и служащих в противопожарной защите предприятий, Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:
1. Передать управлениям городской пожарной охраны Наркомвнудела СССР все команды ведомственной пожарной охраны заводов и фабрик, расположенных в городах Москве, Ленинграде, Киеве, Ростове, Свердловске, Горьком, Харькове и Одессе. Передачу закончить к 1 июля 1938 года.
2. Обязать Наркомвнудел СССР за счет принимаемых ведомственных пожарных команд усилить существующие городские пожарные команды и сформировать новые, обеспечив лучшую постановку дела противопожарной охраны и в том числе в отношении предприятий, на которых расформировываются ведомственные пожарные команды.
3. Передать городской пожарной охране Наркомвнудела СССР автонасосы, автомеханические лестницы и автопожарные цистерны, а также пожарные депо, общежития и склады упраздняемых команд ведомственной пожарной охраны.
4. Разрешение вопросов, связанных с дислокацией вновь организуемых городских пожарных команд НКВД, передачей им зданий и инвентаря ведомственных пожарных команд, возложить на комиссии в составе председателя соответствующего горсовета (председатель комиссии), представителя Наркомвнудела СССР и представителя заинтересованного предприятия.
5. Организовать на всех предприятиях, на которых в соответствии с настоящим постановлением ликвидируются команды ведомственной пожарной охраны, добровольные пожарные дружины из рабочих, инженерно-технических работников и служащих, возложив на эти дружины предупредительную противопожарную работу и оказание первой помощи при пожарах.
Ответственность за своевременно осуществление противопожарных мероприятий, а также и за организацию добровольных пожарных дружин на предприятиях возложить на руководителей предприятий.
Контроль за состоянием и подбором личного состава добровольных пожарных дружин на предприятиях, а также за осуществлением на предприятиях противопожарных мер возлагается на Государственный пожарный надзор Наркомвнудела СССР.
6. Утвердить прилагаемое Положение о добровольных пожарных дружинах на предприятиях.
7. Передать добровольным пожарным дружинам предприятий пожарные депо ведомственной пожарной охраны, которые не будут использованы пожарной охраной Наркомвнудела. Добровольным пожарным дружинам на предприятиях должны быть также переданы, по совместному определению руководителей предприятий и органов пожарной охраны Наркомвнудела, необходимые для их работы автонасосы и автоцистерны.
Весь прочий противопожарный инвентарь расформированных команд ведомственной пожарной охраны оставить на предприятиях для использования по усмотрению руководителей предприятий.
8. Ввести с 1 мая 1938 года для городской пожарной охраны Наркомвнудела СССР в городах, являющихся республиканскими, краевыми и областными центрами, единые должностные оклады (Приложения N 1 и 2).
9. Установить для работников городской пожарной охраны Наркомвнудела СССР городов, в которых вводятся единые должностные оклады (ст. 8), выплату дополнительно к основному окладу процентной надбавки за непрерывную службу в размере:

10. Отнести содержание городской пожарной охраны Наркомвнудела СССР в городах Москве, Ленинграде, Киеве, Ростове, Свердловске, Горьком, Харькове и Одессе с 1 мая 1938 года на общесоюзный бюджет.

Председатель СНК Союза ССР
В.МОЛОТОВ

Управляющий Делами СНК Союза ССР
Н.ПЕТРУНИЧЕВ

ПОЛОЖЕНИЕ
О ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ДРУЖИНЕ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

I. Общие положения


1. На заводах, фабриках, складах и других предприятиях для охраны их от пожаров могут быть организованы добровольные пожарные дружины (ДПД) из рабочих, инженерно-технических работников и служащих данного предприятия.
2. При расположении нескольких предприятий на совместной территории, может создаваться объединенная добровольная пожарная дружина с распределением расходов по содержанию пропорционально между предприятиями, согласно заключаемого ими договора.
3. Для руководства работой добровольной пожарной дружины на предприятии устанавливаются штатные должности начальника дружины и его помощников (всего не более 4 чел.).
Установление количества штатных работников для каждого предприятия и назначение их производится руководителем предприятия по согласованию с органами пожарной охраны НКВД. Совмещение должности начальника дружины и его помощников с другими должностями не допускается.
4. Ответственность за противопожарное состояние предприятия, за организацию дружины и за своевременное выполнение указаний органов Государственного пожарного надзора несет руководитель предприятия. Ответственность за подготовку пожарной дружины и исправное состояние пожарного оборудования на предприятии несет начальник добровольной пожарной дружины.
5. Начальник дружины подчиняется во всех отношениях руководителю предприятия.

II. Задачи добровольной пожарной дружины


6. В задачи дружины входит:
а) наблюдение за своевременным выполнением всех противопожарных правил и требований Государственного пожарного надзора, а также ликвидация пожаров и загораний на производстве и на территории охраняемого предприятия;
б) наблюдение за обеспеченностью предприятия средствами пожаротушения (водоснабжение, пожарное оборудование) и за исправностью и готовностью их к действию;
в) организация и проведение противопожарной пропаганды на предприятиях;
г) организация и проведение противопожарных мероприятий в условиях противовоздушной и химической обороны предприятия (ПВХО);
д) несение дежурств на пожарных постах предприятий.

III. Порядок организации дружины


7. Численный состав добровольной пожарной дружины определяется руководителем предприятия.
8. Членами добровольной пожарной дружины могут быть рабочие, инженерно-технические работники и служащие данного предприятия, достигшие 18-летнего возраста.
9. Все желающие быть членами добровольной пожарной дружины должны подать на имя начальника дружины письменное заявление с приложением подписки об обязательстве проработать в дружине не менее одного года.
10. До утверждения в члены дружины все подавшие заявления зачисляются начальником дружины практикантами дружины с испытательным сроком на два месяца. В течение этого срока практиканты обязаны пройти программу пожарного техминимума, установленного на предприятии, аккуратно выполнять все возложенные на них обязанности по дружине и сдать испытание.
По истечении практикантского стажа все сдавшие техминимум и хорошо выполнявшие свои обязанности принимаются в члены дружины общим собранием дружины и утверждаются руководителями предприятий по представлению начальника дружины.
Примечание. Лицам, не выдержавшим после двух месяцев стажировки испытания, срок стажировки может быть продлен еще на один месяц, после чего не выдержавшие испытания практиканты исключаются из списков дружины распоряжением начальника дружины.
11. Состав дружины и последующее изменения в ее личном составе объявляются приказом по предприятию.
12. Организованную на предприятии добровольную пожарную дружину руководитель предприятия обязан в 3-дневный срок зарегистрировать в местном органе пожарной охраны НКВД СССР, указав при этом:
а) численный состав дружины;
б) фамилию, имя и отчество начальника дружины и помощников;
в) наличие пожарного оборудования, состоящего на вооружении дружины.
13. Выход из дружины производится по собственному желанию члена дружины путем подачи об этом заявления начальнику дружины за шесть месяцев до указанного подателем срока увольнения.

IV. Организация службы дружины


14. Все члены дружины разбиваются по рабочим сменам предприятия с тем, чтобы в каждой смене было необходимое количество дружинников для несения службы по предупредительной противопожарной работе и организации пожаротушения имеющимися на предприятии средствами.
15. В нерабочее время на предприятиях устанавливается дежурство членов дружины в количестве, обеспечивающем пожарный надзор на предприятии и своевременный вызов пожарной помощи.
16. Руководство тушением пожара до прибытия городской пожарной команды осуществляет начальник дружины. По прибытии городской пожарной команды руководство переходит к прибывшему старшему начальнику городской пожарной охраны.
17. На наиболее ответственные и огнеопасные объекты предприятия начальником дружины составляются оперативные планы пожаротушения, которые согласовываются с местными органами пожарной охраны НКВД СССР и утверждаются руководителем предприятия.
18. Учебные занятия с дружинниками производятся согласно расписания, объявленного приказом руководителя предприятия, в свободное от работы время.

V. Обязанности начальника добровольной пожарной дружины


19. Начальник дружины обязан:
а) подготовить членов дружины предупреждать загорания на охраняемом предприятии, а при возникновении его - быстро ликвидировать;
б) систематически проверять и требовать от предприятия исправного содержания пожарного водоснабжения;
в) содержать в исправном состоянии противопожарное оборудование как в цехах, так и находящееся на вооружении дружины и следить за постоянной готовностью его к действию;
г) вести систематическую работу по предупреждению пожаров на охраняемом объекте и наблюдение за выполнением правил и мер пожарной безопасности;
д) разработать и знать оперативный план противопожарной обороны предприятия и планы пожаротушения отдельных цехов;
е) вести среди рабочих, инженерно-технических работников и служащих пропаганду противопожарных мероприятий путем проведения бесед, лекций, организации пожарных уголков в клубах и т.д.;
ж) обучить рабочих предприятия пожарно-техническому минимуму.

VI. Обязанности членов добровольной пожарной дружины


20. Члены дружины обязаны:
а) твердо знать правила и обязанности дружины, положение и инструкцию о ней;
б) выполнять возлагаемые на них обязанности и распоряжения начальника дружины;
в) являться по сигналу о тревоге к назначенному месту сбора и на занятия по установленному расписанию;
г) наблюдать за целостью и исправностью противопожарного оборудования как на предприятии, так и состоящего на вооружении дружины, и о всех замеченных недостатках немедленно сообщать начальнику цеха и начальнику дружины;
д) нести дежурство на предприятии по установленному расписанию дежурств в рабочее и нерабочее время;
е) наблюдать за соблюдением противопожарного режима на производстве во время работы и принимать меры к устранению замеченных недочетов, сообщая обо всем начальнику цеха и начальнику дружины или лицам, их замещающим;
ж) знать пожарный техминимум и пожарную опасность технологического процесса своего производства и меры пожарной безопасности во время работы в цеху;
з) вести противопожарную пропаганду среди рабочих, инженерно-технических работников и служащих предприятия, способствуя организации в цеху (в своей смене) ячеек противопожарной профилактики.
21. Никто из членов дружины не имеет права уйти с дежурства, учений или покинуть свою позицию на пожаре без разрешения своего непосредственного начальника.

VII. Порядок поощрений и взысканий


22. За активную работу члены добровольной пожарной дружины поощряются по представлению начальника дружины и руководителя предприятия:
а) грамотами,
б) деньгами,
в) ценными подарками.
За выдающиеся заслуги по предупреждению или ликвидации пожара члены дружины представляются к награждению:
а) специально установленными знаками и
б) общегосударственными наградами.
23. За несение службы в добровольной пожарной дружине членам дружины выплачивается ежемесячно дополнительное вознаграждение к основной зарплате в размере от 30 до 50 руб. в химической, машиностроительной, металлургической, нефтяной, угольной и энергетической промышленности и в размере от 20 до 40 руб. в пищевой, легкой, лесной, торфяной и цветной промышленности.
Примечание. Практиканты получают вознаграждение в половинном размере.
24. За невыполнение возложенных обязанностей, распоряжений начальника дружины, за нарушение правил внутреннего распорядка в дружине и другие проступки на виновных членов добровольной пожарной дружины налагаются следующие взыскания:
Начальником дружины:
а) выговор;
б) предупреждение об исключении из дружины;
в) исключение из дружины.
Руководителем предприятия:
а) исключение из дружины с одновременным увольнением с предприятия.
За невыполнение распоряжений начальника дружины в боевой обстановке при тушении пожара виновные привлекаются к уголовной ответственности.
25. Все расходы по содержанию дружины несет предприятие, на котором она организована.
26. Дружине за счет предприятия должно быть предоставлено:
а) специальное помещение для дежурств и для содержания пожарного оборудования с отоплением и освещением;
б) пожарное оборудование, инвентарь и другие материалы и принадлежности, необходимые для осуществления нормальной работы дружины;
в) боевое обмундирование для работы на пожарах: брезентовая куртка, брезентовые брюки, спасательный пояс с карабином, каска и брезентовые рукавицы.
27. За время, потраченное дружинниками при тушении пожара, происшедшего в рабочее время, за дружинниками сохраняется их заработная плата по основной работе.
28. Члены добровольных пожарных дружин страхуются от несчастных случаев при выполнении своих обязанностей за счет предприятия.
29. Начальнику дружины и его помощникам предоставляется администрацией предприятия квартира в непосредственной близости к предприятию. Члены дружины пользуются правами на первоочередное получение квартир в домах предприятий, расположенных и непосредственной близости к нему.
30. Ответственность за делопроизводство по дружине несет начальник дружины. Предприятия обеспечивают дружины средствами для ведения делопроизводства.

Народный Комиссар
Внутренних Дел Союза ССР
Генеральный Комиссар
Государственной Безопасности
Н.ЕЖОВ

ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ ОКЛАДОВ ПО АППАРАТУ И ЧАСТЯМ
ГОРОДСКОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ НКВД СССР


Примечание. НКВД СССР предоставляется право при увеличении численности пожарной охраны городов относить последнюю из одной группы в другую.

Продолжение приложения N 1

Примечание 1. При введении должности политрука вместо пом. начальника по политической части оклад содержания устанавливается наравне с начальником.
Примечание 2. Лица, занимающие должности помощников, не поименованные в настоящем перечне, получают заработную плату на 10% меньше начальников.
Примечание 3. Остальные должности (врачи, лекпомы, секретари, делопроизводители-машинистки, зав. складом, обслуживающие) оплачиваются по госнормированию.

Продолжение приложения N 1


СПИСОК
ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ ГОРОДОВ РЕСПУБЛИКАНСКИХ, КРАЕВЫХ
И ОБЛАСТНЫХ ЦЕНТРОВ ПО ГРУППАМ

После революции 1917 года новая власть придавала вопросу создания новой государственной пожарной охраны большое значение. Уже 17 апреля 1918 года был издан декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», подписанный Лениным. С этого дня ведет свою историю советская пожарная служба, ставшая преемником российской пожарной охраны.

После окончания гражданской войны началось оснащение пожарной службы новой техникой. В 1922 году в Москве было уже 30 пожарных автомобилей, правда, большинство из них было без насоса. Но уже в 1926 году в городе было 85 пожарных автомобиля, из которых 32 имели пожарные насосы, а 12 были оборудованы механическими лестницами. А к середине 30-х годов конная тяга в пожарных командах ушла в историю.

Стоит отметить тот факт, что практически с самого начала своей работы, с 1920 года Пожарная охрана была передана в Главное управление коммунального хозяйства НКВД РСФСР, при котором был создан Центральный пожарный отдел. А в 1934 в составе НКВД СССР было организовано Главное управление пожарной охраны. Для охраны пожароопасных и особо важных промышленных объектов и крупных административных центров была создана военизированная Пожарная охрана НКВД. В подчинении органов внутренних дел пожарная охрана находилась до 2002 года.

18 июля 1927 года ВЦИК и СНК РСФСР было утверждено Поло¬жение об органах Государственного пожарного надзора в РСФСР, которое определяло функции, права и обязанности работников Го-сударственного пожарного надзора, а 23 января 1928 года циркуляром НКВД и Народного комиссариата юстиции РСФСР органам Государственного пожарного надзора было предоставлено право самостоятельно производить дознание по делам о нарушении противопожарных правил.

Еще в 1924 году в Ленинграде открылся первый пожарный техникум. В 1936 году создается Центральная научно-исследовательская пожарная лаборатория. В 1937 году лаборатория была реорганизована в Центральный научно-исследовательский институт противопожарной обороны, который уже в довоенные годы провел большую работу по конструированию новых видов пожарной техники, разработке средств и способов тушения пожаров.

К этому же времени на вооружение пожарных начали поступать и спецмашины, химического и углекислотного пожаротушения, прожекторные и т.п. Пожарная служба страны с честью выдержала испытания в период Великой Отечественной войны, сохранив огромное количество объектов военного и гражданского назначения.

Пожарный автомобиль.

В 1947 года на базе Московского пожарно-технического училища организуются Высшие пожарно-технические курсы (ВПТК). В результате принятых мер в СССР имелась целая сеть пожарно-технических учебных заведений. Шесть пожарно-технических училищ (в Ленинграде, Свердловске, Харькове, Львове, Иванове и Иркутске) готовили пожарных специалистов средней квалификации. При училищах существовали заочные отделения. В ряде городов были созданы пожарные техникумы. На базе ВПТК в 1957 году был образован факультет инженеров противопожарной техники и безопасности, который вошел в состав Высшей школы МВД СССР. С 1960 года адъюнктура Высшей школы МВД начала готовить научно-педагогические кадры и для факультета инженеров противопожарной техники и безопасности.

Именно мощная база пожарной службы вместе с организацией гражданской обороны позволили справиться с массовыми пожарами 1972 года. Тогда лесные и торфяные пожары охватили больше десятка областей центральной части России. Огонь полыхал на площади в 1800 тыс. гектаров. В Горьковской области выгорело 460 тысяч гектаров леса, в Марийской автономной республике - 195 тысяч, в Московской и Пензенской областях - по 25 тысяч. В тот год весна и лето прошли без дождей. Температура в тени превышала 30 градусов. В связи с необычно сухой и жаркой погодой, которая длительное время сохранялась во многих регионах центральной части России, уже в июле возникли массовые лесные и торфяные пожары, принявшие в августе характер стихийного бедствия. В третьей декаде августа в указанных регионах было охвачено огнем свыше 650 тысяч гектаров леса, около 35 тысяч гектаров торфяных массивов, 4900 штабелей торфа.

Когда задымилось всё Подмосковье, обком КПСС первым делом создал штаб по борьбе с пожарами. Возглавил его первый секретарь обкома В.И. Конотоп. Подняли на ноги народных контролеров. Вся страна помогала бороться с огнем. В Шатуру временно переехал жить тогдашний министр обороны маршал Гречко, туда же перебрался и Конотоп. Работала система, у которой было всё: и люди, и техника, и дисциплина. И, тем не менее, только в Московской области сгорело 19 деревень. А в тушении пожаров участвовало более 70 тыс. человек, в том числе военнослужащих - 24 тысяч. Огонь собирал страшную жатву: в Подмосковье лесные и торфяные пожары унесли жизни 104 человек. Дыма было столько, что МПС пришлось менять маршруты движения поездов на подступах к столице.

На заседании Политбюро ЦК КПСС рассматривался вопрос: почему с торфяников пожары перебросились на леса? О том, какие жесткие меры были приняты, говорит тот факт, что общее руководство по ликвидации пожаров заседание высшего политического органа страны возложило на первого заместителя министра обороны СССР. Горящие площади были разбиты на квадраты, туда ввели 9 специально отмобилизованных трубопроводных бригад. Вода подавалась по трубам непрерывно в любых направлениях, и исход «битвы» был предрешен. Торфяники буквально «упаковали» толстым слоем воды, а затем сбили огонь в лесах.

В период наибольшего развития пожаров к борьбе с ними единовременно привлекалось около 360 тыс. человек, в том числе свыше 100 тыс. военнослужащих войск гражданской обороны, инженерных и других войск, а также до 15 тыс. единиц землеройной и другой техники.

Пожарная автолестница АЛ-30. Начало 80-х годов.

В первой половине 80-х годов в составе пожарной охраны СССР насчитывалось около 200 тысяч человек плюс примерно 150 тысяч работников военизированной пожарной охраны. На их вооружении находилось около 30 тысяч единиц пожарной автомобильной техники различного назначения.

Все это ясно показывало, что к этому времени в стране была создана система пожарной безопасности, которая позволяла успешно бороться со всеми возможными видами пожаров. Жаль только, что за годы «реформ» эта система была во многом разрушена «эффективными менеджерами и управленцами». И сегодня, к сожалению, страна пожинает плоды этого.

В июле 2010 года, оказавшемся аномально жарким и засушливым, в многих регионах центральной части России начались лесные и торфяные пожары. К началу августа ситуация не улучшилась.

Во времена СССР (с 1966 г.) руководство пожарной охраной осуществляло МВД СССР, в состав которого входили аппараты Государственного пожарного надзора, осуществлявшие работу по профилактике пожаров на строящихся и эксплуатируемых зданиях и сооружениях, а также подразделения военизированной и профессиональной пожарной охраны, на которые было возложено тушение возникающих пожаров в городах, на промышленных и других объектах народного хозяйства.

В пожарной охране МВД имелся Всесоюзный научно-исследовательский институт противопожарной обороны, сеть территориальных пожарно-технических станций, проводящих научно-исследовательские работы в области пожарной безопасности, а также учебные заведения, готовящие инженеров и техников пожарного дела. Некоторые министерства и ведомства (например, министерство путей сообщения, министерство лесного хозяйства, Главнефтеснаб) имели свою ведомственную пожарную охрану. На промышленных предприятиях и стройках, в учреждениях и организациях, колхозах и совхозах организовывались из рабочих, служащих и колхозников добровольные пожарные дружины.

Привлекали население к делу профилактики пожаров республиканские, краевые и др. добровольные пожарные общества. Члены добровольных пожарных дружин пользовались по месту работы рядом льгот (например, им предоставлялся дополнительный отпуск).

Для выполнения своей главной задачи - борьбы с огнем - пожарная охрана располагала различными автомобилями , пожарными самолетами и вертолетами, поездами и катерами, специальными лабораториями. Были даже подразделения пожарных десантников - их выбрасывали на парашютах в труднодоступных районах для локализации и ликвидации очагов пожара.

Все леса были разделены на кварталы для проезда техники и для локализации верхового пожара. Применялось боронование (опашка). При тушении лесных пожаров использовались сборно-разборные трубопроводы, которые хорошо показали себя при при тушении лесных пожаров в 1972 г. в подмосковных лесах. В СССР было 18 трубопроводных бригад, способных развернуть за сутки 120 км трубопровода диаметром 100 и 150 мм. В частях ГО были также комплекты трубопроводов длиной до 15 км.

Большое значение придавалось профилактике пожаров . Например, пожарная охрана следила за тем, чтобы в населенных пунктах, где дома из дерева, устраивались отсечные кирпичные стенки, непреодолимые для огня.

Зимой заранее делались просеки, чтобы затруднить распространение пожара. Ранней весной, когда в лесу еще сыро и большой пожар невозможен, делались профилактические сжигания прошлогодней листвы и опавших веток, так называемые "контролируемые отжиги".

Поделиться: