Что такое археология все о ней. Что изучает археология

Археология — это наука, которая знакомит нас с жизнью людей, обитавших на Земле в прошлом. Она занимается изучением всего, что осталось от древних двуногих обитателей нашей планеты.

Работа археологов делится на две составные части. Чтобы заниматься любой из них требуется специальная подготовка. Первая часть — это проведение раскопок на месте древних поселений. Эта работа должна выполняться медленно и очень аккуратно, чтобы не повредить откопанные предметы, часто бывающие весьма хрупкими. Записи о ходе раскопок заносятся в специальный дневник.

Вторая стадия — это тщательное изучение найденных предметов и составление их подробного описания, необходимого для того, чтобы информация стала доступной каждому, кто интересуется историей. После того, как эта работа будет завершена, археолог делает выводы. Выводы эти никогда не бывают полными, поскольку основываются на исследовании сохранившихся вещей. Главным образом это предметы, когда-то окружавшие людей в их каждодневной жизни. Большую часть находок составляют развалины древних жилищ, инструменты, украшения и драгоценности, кухонная утварь, детские игрушки. Часто археологи находят и кости животных, мясо которых служило пищей для людей.

Однако исследователям редко удается обнаружить недолговечные изделия из кожи, ткани, шерсти, дерева или соломы. По той же причине зачастую бывает невозможно отыскать сохранившиеся произведения древнего искусства, за исключением, разумеется, тех, которые были выполнены из металла, камня или керамики.

Археология возникла в то время, когда люди впервые стали интересоваться историей развития человечества. В V веке до н.э. греческий историк Геродот посетил Египет, интересуясь древними памятниками. Однако после заката древнегреческой цивилизации интерес к истории, казалось, угас.

Он вновь возродился лишь в XVI веке, когда средневековые ученые, посещавшие Италию и Грецию, стали обращать внимание на сохранившиеся образцы античной культуры. Жители Италии начали копаться в руинах, отыскивая древние монеты, вазы и другие предметы. Вскоре все больше людей стали заниматься «раскопками в прошлом», и таким образом было положено начало науки археологии.

Как археологи узнают, что они находят?

Археолог откапывает вещи, захороненные древними людьми. Вопрос в том, как он может представить города, людей и предметы такими, какими они были, воссоздать прошлую жизнь из того, что он нашел?

Дело в том, что он не всегда может это сделать, поскольку он не всегда находит именно те вещи, которые ему нужны, чтобы создать полную картину жизни людей в прошлом. В конце концов, все, что он находит,— это только то, что оставили предки, обычно это предметы, которые использовались каждый день. Это могут быть остатки домов, инструментов, украшений, посуды, игрушек, а также кости съеденных животных.

Но многие из тех вещей, которые были важны для жизни первобытных людей, обнаружить невозможно. Предметы из кожи, дерева, хлопка, шерсти и соломы обычно быстро разрушаются и не оставляют следов. Другой загадкой для археологов является одежда древних людей. Археолог может сказать, использовали ли они материю или шкуры животных, но если они не оставили своих изображений, он мало что может сказать об их одежде.

У археолога также нет ответа и на вопрос, обладали ли древние люди художественным вкусом, и он практически ничего не знает об их мыслях и идеях. Поэтому его картина жизни первых людей может быть весьма неполной.

Но несмотря на это, археолог может рассказать нам о многом. Сначала он определяет тот порядок, по которому строились города — один на руинах другого. Затем он должен знать тот город, где был найден предмет. На каждый предмет прикрепляется бирка, он фотографируется, измеряется и т.д. Если место археологических раскопок относится к историческим временам, он должен знать древнюю письменность этого района.

Многие эксперты помогают археологам: геологи, ботаники, зоологи и другие, то есть все те, кто помогают ему идентифицировать и анализировать найденный материал. Иногда археологу требуются годы работы и научных изысканий, прежде чем он сможет опубликовать работу о своих находках. Но если ему это удается, перед нами может развернуться восхитительная картина прошлого — картина жизни древних народов.

АРАХЕОЛОГИЯ(от Архео... и греч. lygos - слово, учение) наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. Вещественные источники - это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства - всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции. Значительное своеобразие вещественных источников вызвало необходимость изучения их специалистами-археологами, которые производят раскопки археологических памятников (См. Археологические памятники), исследуют и публикуют находки и результаты раскопок и восстанавливают по этим данным историческое прошлое человечества. Особое значение имеет А. для изучения эпох, когда не существовало ещё письменности вообще, или истории тех народов, у которых письменности не было и в позднее историческое время. А. необычайно расширила пространственный и временной горизонт истории. Письменность существует около 5000 лет, и весь предшествующий период истории человечества (равный, по новейшим данным, почти 2 млн. лет) стал известен только благодаря развитию А. Да и письменные источники за первые 2 тысячи лет их существования (египетские иероглифы, линейное греческое письмо, вавилонская клинопись) были открыты для науки археологами. А. имеет значение и для эпох, когда существовала письменность, для изучения древней и средневековой истории, т.к. сведения, почерпнутые из исследования вещественных источников, существенно дополняют данные письменных источников.

Теоретической основой исторической реконструкций по археологическим данным является историко-материалистический принцип, согласно которому на любой ступени развития общества существует определенная закономерная связь между материальной культурой и социально-экономической жизнью. Этот принцип положили в основу своих исследований учёные-марксисты. Исследователи, отрицающие закономерность исторического процесса, считают невозможной реконструкцию истории по данным А. и рассматривают последние лишь как сумму фактов, не дающих общей картины.

А. обладает своими особыми методами исследования. Важнейшие из них: стратиграфический - наблюдение за чередованием культурных слоев, отложившихся в результате продолжительного обитания в данном месте человека, и установление хронологического соотношения этих слоев. Добытые при археологических раскопках вещи классифицируются по следующим признакам: назначение вещи, время и место её изготовления. Для определения назначения и функций орудий служит метод изучения следов работы на них. Для хронологической классификации служит Типологический метод. Кроме собственно археологических методов, применяют методы, заимствованные из других наук: датировку органических остатков по содержанию в них радиоактивного углерода 14C, установление относительных и абсолютных дат по годичным кольцам древесины, найденной в археологических памятниках, установление абсолютного возраста изделий из обожжённой глины путём измерений их остаточной намагниченности, различные геологические методы датировки (по отложениям ленточных глин и т.п.).

Для изучения древних вещей и способов их производства применяются спектральный анализ, металлография, техническая петрография и др.

Для установления взаимозависимости общественных явлений прошлого с географическими факторами необходимо изучить природное окружение человека в древности. Этим целям служит пыльцевой анализ, дающий возможность проследить эволюцию растительности, а вместе с тем и эволюцию климата в данной области. А., таким образом, связана с палеоклиматологией. Целям археологического исследования служат также полученные при раскопках данные о древних культурных растениях (палеоботаника), о животном мире (палеозоология). Археологи добывают останки древних людей, что позволяет палеоантропологам дать представление о жизни и типе человека минувших эпох и об изменениях его под влиянием различных социальных и природных условий.

Ввиду того что значительная часть археологических материалов представляет массовые находки, большое значение в А. имеет применение методов математической статистики.

А. тесно связана с естественными науками не только в использовании их методов, но и в привлечении их выводов для истолкования археологических данных, и сама, со своей стороны, представляет естественным наукам ценные материалы. Однако ещё теснее связи археологии с общественными науками, один из разделов которых она представляет: с историей, этнографией (См. Этнография), историей искусства, социологией, а также с т. н. вспомогательными историческими дисциплинами: эпиграфикой (См. Эпиграфика) -- наукой о надписях на камне, металле, глине и дереве, нумизматикой (См. Нумизматика) - наукой о монетах, сфрагистикой (См. Сфрагистика) - наукой о печатях, геральдикой (См. Геральдика) - наукой о гербах. А., являясь единой по своим методам исследований наукой, достигла высокой степени специализации. Ещё в 19 в. раздельно существовали 4 отрасли А.: классическая А., изучающая письменный период истории Др. Греции и Рима, восточная А., средневековая А. и первобытная А. Отдельные специалисты изучают эпохи Палеолита, Мезолита, Неолита, бронзового века (См. Бронзовый век), раннего железного века (См. Железный век). Есть и другие системы специализации: по этническим признакам и по отдельным странам.

А. В. Арциховский.

Литература:

Авдусин Д. А., Археология СССР, М., 1967;

Авдусин Д.А., Археологические разведки и раскопки, М., 1959;

Амальрик А. С. и Монгайт А. Л., В поисках исчезнувших цивилизаций, 2 изд., М., 1966;

Амальрик А.С. и Монгайт А.Л. Что такое археология, 3 изд., М., 1966;

Арциховский А. В., Введение в археологию, 3 изд., М., 1947;

Арцихлвский А.В., Основы археологии, 2 изд., М., 1955;

Блаватский В. Д., Античная полевая археология, М., 1967;

Бузескул В. П., Открытия XIX и начала XX века в области истории древнего мира, т. 1-2, П., 1923-24;

Жебелев С. А., Введение в археологию, ч. 1, История археологического знания, П., 1923, ч. 2, Теория и практика археологического знания, П., 1923;

Мерперт Н. Я. и Шелов Д. Б., Древности нашей земли, М., 1961;

Михаэлис А., Художественно-археологические открытия за 100 лет, М., 1913;

Монгайт А. Л., Археология в СССР, М., 1955;

Монгайт А.Л., Археология и современность, М., 1963;

Формозов А. А., Очерки по истории русской археологии, М., 1961;

Чайлд Г., Прогресс и археология, пер. с англ., М., 1949;

Археология и естественные науки, Сб., М., 1965;

Советская археологическая литература. Библиография 1918 - 1940, М-- Л., 1965;

то же, 1941 - 1957, М.- Л., 1959;

Сhilde G., A short introduction to archeology, L., 1956;

Clark G., Archaeology and society, L., 1960;

Kenyan К. М., Beginning in archaeology, L., 1952;

De Laet S., L"archeologie et ses problemes, Berchem - Brux., 1954;

Leroi-Gourhan A., Les fouilles prehistoriques, P., 1950.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.

Археолог - ученый, который занимается изучением прошлого человечества по вещественным источникам, занимается археологией (от архео (archios) - древний и от греч. lygos - слово, учение).

Археология представляет собой историческую дисциплину, изучающую по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Вещественные источники — это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства — всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции. Значительное своеобразие вещественных источников вызвало необходимость изучения их специалистами-археологами, которые производят раскопки археологических памятников, исследуют и публикуют находки и результаты раскопок, восстанавливают по этим данным историческое прошлое человечества. Особое значение археология имеет для изучения эпох, когда не существовало ещё письменности вообще, или истории тех народов, у которых письменности не было и в позднее историческое время.

Ученый-археолог может изучать останки затонувших кораблей на дне морском (морская археология), откапывать и осматривать все то, что осталось от человеческих поселений минувших веков (полевая археология) или с помощью специальных материалов и техник пытаться реконструировать вещи прошлых времен, воссоздавая их буквально по крупицам (экспериментальная археология).

Профессию археолога часто сравнивают с трудом хирурга - и там, и там одно неверное движение ножом может привести к гибели пациента.

Конечно, в большинстве случаев «охотники за древностями» орудуют не ножом, а лопатой, совком, ложкой и даже обычной зубной щеткой. Ну и без пресловутых кисточек для очистки найденных ценностей не обойтись.

Помимо глубочайших знаний в области истории, профессиональный археолог должен обладать навыками рисования, черчения, уметь фотографировать, обязательно владеть основами реставрации и консервации различных предметов из камня, глины, металла, дерева, кожи, ткани, кости и так далее. Без специальных знаний по этнографии, антропологии, топографии, геодезии, геологии, без твердого владения информацией по вспомогательным историческим дисциплинам, такими как геральдика, сфрагистика, нумизматика, текстология археолог не может состояться как специалист.

Для успешного выполнения деятельности необходим обмен информацией с коллегами. Обычно профессиональное общение происходит непосредственно.

Жизнь в экспедиции расписана очень четко: в 7 утра общий подъем (а дежурные по завтраку должны встать еще раньше), работа в течение всего часового дня с небольшими перерывами на еду и иногда на купание, отбой в 11 вечера.

Личные качечтва

Готовность к кропотливой работе,

Аккуратность,

Выдержка,

Терпение,

Ответственность,

Пунктуальность,

Целеустремленность,

Увлеченность,

Способность к абстрагированию,

Любовь к истории.

Профессиональный археолог обязательно должен иметь высшее образование.

Медицинские противопоказания

Заболевания сердца или нарушения артериального давления;

Судороги, потери сознания;

Расстройства слуха;

Расстройства речи;

Хронические инфекционные заболевания;

Сахарный диабет;

Геморроидальные расстройства;

Кожные заболевания;

Снижение остроты зрения.

Археоло́гия - историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Вещественные источники - это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства - всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции. Особое значение археология имеет для изучения эпох, когда не существовало ещё письменности вообще, или истории тех народов, у которых письменности не было и в позднее историческое время.

Археология необычайно расширила пространственный и временной горизонт истории. Письменность существует около 5000 лет, и весь предшествующий период истории человечества (равный, по новейшим данным, почти 2 млн лет) стал известен только благодаря развитию археологии. Да и письменные источники за первые 2 тысячи лет их существования (египетские иероглифы, линейное греческое письмо, вавилонская клинопись) были открыты для науки археологами. Археология имеет значение и для эпох, когда существовала письменность, для изучения древней и средневековой истории, так как сведения, почерпнутые из исследования вещественных источников, существенно дополняют данные письменных источников.

История образования Археологии

Упоминание об археологии известно еще в Древней Греции. Платон под понятием «археология» понимал всю древность. В эпоху Возрождения, под этим понятием часто упоминали историю Древнего Рима и Греции. Нередко в зарубежной науке термин «археология» употребляется как часть науки о человеке - антропология.

В России сложилось понятие (с XIX в.), сохраняющееся до сих пор, что археология - часть исторической науки, изучающая в основном ископаемые материалы, связанные с деятельностью человека с глубокой древности и до средневековья включительно.

Этапы развития Археологии в России

XVIII в. - начало XIX в. - Зарождение, начальный этап, начинают проводиться раскопки многих памятников.

Середина XIX в. - середина 30-х годов XX в. - Характеризуется развитием Археологии как науки, созданием археологических обществ, музеев. Формированием русской археологии, сложением её основных направлений.

Середина 30-х - конец 60-х гг. XX в. - Считается периодом т. н. «лысенковщины» в науке, якобы попыткой советского руководства утвердить коммунистические взгляды в археологии.

Конец 60-х годов - настоящее время - Характеризуется децентрализацией науки (распространением изучения археологии на регионы, раньше её изучали в т. н. Академических центрах, МГУ, СПбГУ, КГУ и некоторых других). Возникают кафедры в университетах Поволжья, на Урале, Сибири и на Дальнем Востоке.

История термина «археология»

Слово «археология» (греч. ἀρχαιολογία) впервые употреблено Платоном в значении «история прошедших времён». После Платона термин «археология» употребляет знаменитый древний историк Дионисий Галикарнасский в заглавии одного из своих сочинений. Труд Дионисия послужил образцом для Иосифа Флавия.

В Европе

Наиболее древние памятники на территории Евразии расположены в 4 регионах: в Закарпатье, Закавказье, Средней Азии и Южной Сибири. На берегу Тисы находится один из самых древних памятников - Королево, исследуемый В. Н. Гладилиным. 5 слоев, семь палеопочв в 12-метровой толще дают хронологию от 1 млн. до 40 тыс. лет назад. В древних слоях обнаружена серия галечных чопперов, унифасы, рубила, отщепы.

Второй памятник - Кльдара в Южном Таджикистане, исследованный В. А.Романовым. Здесь толща плейстоцена достигает почти 100 м. Третий ранний памятник - Азыхская пещера в Азербайджане в долине р. Куручай, исследованная М. Гусейновым. 10 ее слоев охватывают период около миллиона лет. Другие памятники: Стоянки Каратау и Лахиги в Таджикистане (возраст 200 тыс. лет), раскопанная Окладниковым Упалинка в г. Горно-Алтайске с чопперами и чоппингами. Молчановым были исследованы слои в пещере Деринг-Юрях в Якутии, где были обнаружены чопперы, скребла, острия. Ранние материалы получены У. Исламовым из пещеры Сельункур около Оша и нижних слове у стоянки г. Ангрена. На Черноморском побережье наиболее ранними являются поселения Колхида, Яшт, Гали и др. Каменные изделия находились здесь прямо на поверхности. По характеру это охотничьи стойбища и «мастерские» (места изготовления орудий труда).

Виды археологических источников.

РАЗНОВИДНОСТИ ИСТОЧНИКОВ

Археология – единственная отрасль изучения человека, опирающаяся в большей мере на оставленные людьми материальные остатки, чем на непосредственные наблюдения над человеческим поведением или на письменные свидетельства. Такая ориентация на материальные свидетельства заставляет археологов совершенствовать те методы и приемы сбора и осмысления данных, которые обеспечивают извлечение максимума сведений из имеющихся источников.

Категории археологических памятников. Материальные остатки, представляющие интерес для археолога, распадаются на четыре обширные категории. Первая – это артефакты, т.е. объекты, созданные или подвергнутые обработке людьми. К числу артефактов относятся орудия труда и украшения, такие, как каменные орудия, одежда из тканей, изъеденные временем бронзовые украшения, глиняные сосуды. К числу артефактов относятся также предметы, случайно или преднамеренно образовавшиеся в процессе изготовления определенных изделий, – такие, как отходы производства (например, пластинки, отколотые от каменного ядра при изготовлении орудия), обрезки ниток, оставшиеся после ткацких работ, кусочки шлака (стекловидного материала, остающегося при выплавке металлов) и различные побочные продукты производственных химических процессов.

Вторая категория – археологические объекты, включающие обусловленные человеческой деятельностью нарушения грунтового слоя или созданные человеком сооружения. Простейшей и наиболее распространенной формой такого объекта является яма, выкопанная в земле для хранения продуктов или для мусора; такую заброшенную яму можно обнаружить по отличию ее заполнения от окружающей почвы, часто более темному и мягкому, с более высоким содержанием органических материалов. Тлен от столбов, темный контур сгнивших или сгоревших на месте деревянных плах часто позволяют проследить очертания и структуру бревенчатой постройки. Несколько более сложным сооружением является очаг, в котором служившие для отражения тепла камни могут располагаться кольцом вокруг углубления, наполненного древесными углями и золой. К числу наиболее сложных объектов относятся каменные фундаменты построек, туннели рудников, земляные насыпи и гробницы.

Третью категорию составляют биологические остатки – любые материалы, некогда принадлежавшие к живой природе. Необработанные кости, раковины улиток, пыльца растений, обугленные зерна и древесина – все это биологические остатки. По установившейся традиции биологические материалы, посредством обработки превращенные в артефакты, – такие, как костяные иглы или хлопчатая ткань, – не считаются биологическими остатками.

Сами биологические остатки можно разделить на три вида. Пищевые остатки представляют собой либо кусочки, выброшенные в ходе приготовления и употребления пищи, либо остатки еды. В эту категорию входят, например, раковина съедобного моллюска, кость от оленьей ноги, кукурузный початок, предполагающие, что сам моллюск, нога оленя или зерна кукурузы были съедены. Если же какие-то материалы животного или растительного происхождения служили для изготовления артефактов, то из них образуются технические отходы. Так, техническими отходами являются осколки кости от оленьей лопатки, получившиеся при вырезании из нее охотничьего орудия. Наконец, те остатки (биологического или иного происхождения), которые не были использованы или обработаны людьми, а просто сохранились на том же месте, где обитали люди, представляют собой экофакты. Примерами ископаемых биологических экофактов могут служить древняя растительная пыльца, раковины земляных улиток, панцири насекомых. Экофакты в принципе обеспечивают возможность реконструировать природную среду эпохи существования археологического памятника.

Четвертую категорию составляют почвенные, галечные и иные геологические отложения, скопившиеся на площади памятника. Среди них имеются важные экофакты, позволяющие получить информацию о его природной среде и об истории его образования. Отложения могут содержать также химические следы истлевших материалов. Пробы отложений часто позволяют обнаружить мельчайшие биологические остатки и артефакты, которые очень трудно или вообще невозможно выявить в полевых условиях. Поэтому в археологии общепринята практика брать в поле образцы отложений, чтобы впоследствии подвергнуть их тщательному лабораторному анализу.

Материальные остатки обретают особую ценность, когда известно взаиморасположение мест их обнаружения. Отдельный фрагмент древесного тлена, к примеру, может быть остатками плахи для рубки мяса или столба для привязывания домашних животных; несколько расположенных по небольшому кругу сгнивших столбов укажут на примитивное жилище или зернохранилище; расположение истлевших столбов в виде большого овала со следами внутренних колонн станет свидетельством существования здесь более основательного общественного сооружения. Точно так же наконечник стрелы, найденный в области живота скелета погребенного с высокой вероятностью свидетельствует о насильственной смерти этого человека, тогда как такой же наконечник, обнаруженный в мусорной куче, может означать, что он просто попал в мусор при разделке туши убитого стрелой зверя. Именно значение пространственного распределения находок заставляет археологов так тщательно фиксировать в поле место обнаружения всех существенных находок.

Процесс формирования памятника. Иногда археологу выпадает счастье обнаружить памятник с исключительно хорошей сохранностью материальных остатков. К примеру, комплекс Озетт в штате Вашингтон представляет собой древнее поселение американских индейцев, погребенное впоследствии под грязевым оползнем; спустя несколько лет на этом месте было основано новое поселение, также со временем перекрытое оползнем. Такая ситуация повторялась девять раз, что предоставило археологам девять последовательных закрытых комплексов, в которых великолепно сохранились деревянные, кожаные и другие изделия. С этой ситуацией можно сравнить погребение в 79 н.э. под вулканическими отложениями Помпей (HL) в Италии, где пепел покрыл город столь быстро, что люди были застигнуты на ступеньках лестниц, а в сосудах даже сохранилась пища.

Но все археологические памятники – даже те, что отличаются исключительно хорошей сохранностью, – испытали воздействие различных процессов, следствием которых явилось изменение, разрушение или внутреннее смещение археологических остатков. На большинстве памятников эти процессы привели к основательному изменению их характера и содержания. Эти процессы, которые принято именовать процессами формирования памятника, подразделяются на воздействия культурного происхождения, обусловленные деятельностью людей, и природные воздействия.

Возьмем, к примеру, хижину с деревянным каркасом и соломенной кровлей, в которой находились различные артефакты. Покидая жилище, его обитатели, вероятно, забрали с собой по возможности всю утварь, какую смогли, бросив только то, на переноску чего не стоило тратить усилий. Оставленные изделия из дерева, тканей и иных органических материалов, скорее всего, подверглись разложению под воздействием плесени, бродильных процессов и бактерий; по мере истлевания они были раздавлены. Пищевые продукты или предметы, которые часто трогали руками, вследствие чего они от соприкосновения с человеком основательно пропитались солью и жиром, возможно, привлекали диких зверей. Сама хижина также была сооружена из органических материалов и могла, истлев и обрушившись, в кратчайший срок исчезнуть с лица земли. Единственным заметным ее следом в таком случае оставался бы круг из сгнивших столбов и несколько каменных и костяных изделий, которые могли быть перемещены питающимися падалью животными, ветром или дождевыми потоками. Некоторые из костяных изделий через определенное время разрушились бы под воздействием содержащихся в почве кислот. Со временем все следы сооружения оказались бы погребены под наносами.

Происходящее с течением времени разрушение органических материалов является в археологии правилом, если только не сказывается влияние одного из четырех факторов, препятствующих воздействию микроорганизмов. Во-первых, сохранность этих материалов может обеспечить их обугливание. Слишком сильное тепловое воздействие может уничтожить предмет, а слишком слабое благоприятствует деятельности микроорганизмов; однако между двумя этими крайностями возникает ситуация, когда предмет сохраняет свою форму, но служить пищей уже не может. К примеру, сплетенные из растительных волокон сети, обнаруженные в раковинных кучах Южной Африки, представляют собой весьма непрочные изделия, которые никогда не сохранились бы, если бы не оказались обугленными.

Во-вторых, материал может сохраниться, если он не соприкасается с кислородом, в котором нуждаются микроорганизмы. Сохранность находок на поселении Озетт явилась результатом того, что глинистые слои изолировали культурные остатки от кислорода. Исключительно хорошая сохранность материалов под водой также объясняется тем, что в этих случаях нет доступа для кислорода.

В-третьих, сохранности органических материалов может способствовать высококислотная среда – опять-таки потому, что она препятствует развитию микроорганизмов. В кислотной среде невредимыми сохраняются органические материалы. Человеческие жертвоприношения, помещенные в эпоху раннего железного века в кислые воды болот Англии или Дании, сохранились настолько хорошо, что неповрежденными были найдены кожа людей, их волосы, одежда и удавки на шеях. Археологам удалось даже исследовать содержимое желудка человека из торфяника Толлунд и определить, что он ел во время своей предсмертной трапезы.

В-четвертых, способствовать сохранности органических материалов могут исключительная сухость или холод. Знаменитые египетские мумии дошли до наших дней прежде всего по причине сухости окружающей среды, хотя бальзамировщики приняли и иные меры для обеспечения их сохранности. В Арктике, в зоне вечной мерзлоты, были обнаружены целые замерзшие туши покрытых шерстью мамонтов. Менее известны мумии из Гренландии и тела из эскимосского памятника Инуит, сохранившиеся благодаря совместному воздействию холода и сухости.

Однако наличие подобных условий является исключением, и археологи готовы к тому, что, как правило, им удается обнаружить только остатки предметов, существовавших при жизни исследуемого памятника. Сохраняются преимущественно изделия из камня, керамики, стекла и некоторых металлов (таких, как золото); другие металлы подвержены коррозии, кость испытывает разрушающее воздействие кислот, и степень сохранности изделий из этих материалов зависит от химической среды того слоя, в котором они оказались. Предметы из органических материалов, особенно мягких, в большинстве археологических памятников сохраняются крайне редко.

Археология изучает историческое прошлое всего человечества. В этом ей помогают так называемые вещественные источники. К ним относятся постройки и различные предметы, созданные человеком и сохранившиеся до наших дней: оружие, посуда и украшения, произведения искусства. Они несут определенную информацию об истории человечества.

Определение археологии

Что такое археология? Чаще всего понятие «археология» раскрывается при изучении истории человечества с помощью различных материальных источников или свидетельств.

Изучают все эти источники и свидетельства специалисты-археологи. Они проводят раскопки, изучают найденные предметы и восстанавливают по ним историю, узнают, как жили люди в прошлом.

Подытожим, что такое археология и каково ее значение для современной науки и общества. Большое значение археологические находки представляют для составления исторического описания жизни общества в те времена, когда еще не существовало письменности.

Немного истории

Рассмотрим, откуда берет свое начало археология. Первое упоминание термина «археология» датируется 4 веком до нашей эры. Великий философ Платон говорил о существовании науки о древности. Но со временем этот термин в разных странах приобрел разное значение. Общенациональное современное понимание того, что изучает эта наука, сложилось примерно в 19 веке.

Итак, древняя археология берет свое начало еще со времен царствования Набонида в Вавилоне. В древности целью исследований в основном были поиск надписей фараонов и императоров. Эпоха Средневековья приостановила развитие этой науки. Но возобновились археологические раскопки уже в 16 веке в Италии. Научную цель раскопки приобрели только в 18 в. Деятели французской революции стали проявлять активный интерес к предметам времен античности.

Труды археолога из Швеции О. Монтелиуса включают распределение найденных предметов по определенным типам. Типы он заключил в ряды. Таким образом, имеется возможность проследить за эволюционными изменениями человечества.

Российская археология

Археология России тесно связана с именем А. Н. Радищева. Он поддерживал теорию о существовании трех веков (каменного, бронзового и железного) в истории развития человечества. Также большой вклад в развитие данной науки внесли такие ученые-археологи, как Э. Ларте, Дж. Леббок, К. Томсен, Э. Пьет.

В современной системе Российской академии наук свое место занял Институт археологии, являющийся одним из ведущих учреждений по исследованиям в данной области знаний.

Типология вещественных источников

В основном найденные предметы, которые представляют для археолога научную ценность, разделяются на несколько групп. К первой относятся артефакты. Это различные украшения, орудия труда, одежда, глиняная посуда и даже отходы производства.

Ко второй категории относятся постройки или сооружения, сделанные людьми, гробницы, туннели, а также самые обычные ямы для хранения. Отдельную группу составляют биологические остатки: пыльца и зерна растений (называются они экофактами), раковины улиток, древесина.

К последней категории относят почвенные и галечные отложения, которые скапливаются на площади памятника. Они помогают определить природу их происхождения. Образцы таких отложений обязательно берутся для проведения лабораторного исследования.

Поделиться: