Политические режимы кратко таблица. Виды государственных (политических) режимов

Линии сравнения Типы режимов
Демократический тоталитарный Авторитарный
Правовой принцип
Права и свободы
Тип экономической системы
Идеология
Примеры
Линии сравнения Типы режимов
Демократический тоталитарный Авторитарный
Социальная база (режим опирается на ….) Опора на большинство Опора на массовые люмпенизированные движения Опора на традиционные социальные институты
Государственное устройство (степень взаимного контроля власти и общества) Правовое государство Полный контроль государства над обществом Опора на традиции, жесткий контроль определенных секторов
Партийная система (наличие и количество партий в стране) Многопартийность Однопартийная система Правящая партия огосударствлена
Наличие (отсутствие) оппозиции Действует легально Отрицается Деятельность жестко ограничена
Правовой принцип Разрешено все, что не запрещено Запрещено все, что не разрешено Разрешено все, кроме политики
Права и свободы Гарантия прав и свобод. Закон защищает личность Закон защищает государство. Декларирование прав и свобод Ограничение прав и свобод. Закон защищает государство
Участие граждан в формировании органов власти Участие граждан в формировании власти Показное слияние власти и общества Отчуждение от власти граждан
Тип экономической системы Смешанная Централизованная, милитаризованная, жесткая дисциплина производства Гос. сектор сосуществует с рынком
Идеология Плюрализм Единственная Доминирует официальная. возможны иные идеологии
Полномочия карательных органов Подчинены закону Пронизывают все сферы, политический сыск, репрессии Важный элемент гос.аппарата
Примеры Непосредственная, плебисцитарная, представительная демократия (Швеция) Итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм, китайский маоизм, кампучийский «чистый» коммунизм Пол-Пота Буржуазные, социалистические, военные режимы (Пиночет в Чили, аятолла Хомейни в Иране и т.п.

Демократия.

Демократия – политический режим, при котором установлены и осуществляются народовластие, права и свободы граждан, осуществляется контроль общества над государством.

Признаки демократии:

Народ – источник власти -Выборность органов власти

Права и свободы граждан -Подчинение меньшинства большинству

Слабость демократии:

Народ не всегда может прямо влиять на правительство, а только через представителей.

Демократия может выродиться в анархию и диктатуру.

Виды демократии:

Либеральная демократия - Парламентская демократия

Особенности либеральной демократии:

Право человека выше права государства - Уважение прав меньшинства

Многопартийность - Разделение властей - Верховенство закона - Плюрализм

Тоталитаризм.

Тоталитаризм – политический режим, при котором осуществляется полный контроль государства над личностью.

Признаки тоталитаризма:

Однопартийная система - Единая идеология

Вождизм - Подавление гражданских прав и свобод

Подчинение законодательной власти исполнительной - Ведущая роль силовых структур

Подавление оппозиции - Репрессии

Военная хунта – политический режим военной диктатуры, установившейся в результате государственного переворота, причём не обязательно в испаноязычной стране - греческая военная хунта («чёрные полковники») или хунта Мьянмы.

Исторические формы политических режимов:

- Азиатская деспотия – форма самодержавной неограниченной власти

- Тирания – форма государственной власти установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении

1. Деспотический режим (от греч. despoteia - неограниченная власть). Этот режим характерен для абсолютной монархии. При деспотии власть осуществляется исключительно одним лицом. Но поскольку фактически деспот один управлять не может, он вынужден

перепоручать некоторые управленческие дела другому лицу, пользующемуся у него особым доверием (в России это были Малюта Скуратов, Меншиков, Аракчеев). На Востоке это

лицо называли визирем. За собой деспот непременно оставлял карательную и налоговую функции. Воля деспота произвольна и иной раз проявляется не только как самовластие, но и как самодурство. Главное в деспотическом государстве - повиновение, исполнение воли правителя. Но есть сила, способная противостоять воле деспота, это - религия,

она является обязательной и для государя.

Для деспотии характерно жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласияподвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают своей суровостью, причем они, как правило, не соответствуют содеянному, а определяются произвольно. Главной санкцией,применяемой наиболее часто, является смертная казнь. При

этом власть стремится к ее наглядности, с тем чтобы посеять в народе страх и обеспечить его повиновение. Деспотический режим характеризуется полнейшим бесправием

подданных. Отсутствие элементарных прав и свобод сводит их на положение скотины. Речь может идти лишь об удовлетворении физиологических потребностей, да и то не в полной мере.

2. Тиранический режим (от греч. -мучитель) устанавливается, как правило, на территории, подвергшейся военному завоеванию. Он основан на единоличном правлении, однако характеризуется наличием института наместника, а не института доверенного

лица (визиря). Власть тирана жестокая. Стремясь подавить сопротивление, он казнит не только за выраженное неповиновение, но и за обнаруженный умысел на этот счет, т. е. превентивно, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией и населением другой страны связано, как правило, с физическим и моральным насилием не только над людьми, но и над обычаями народа. Когда новые правители вводят порядки, противные образу жизни и мыслей людей, особенно если навязывают иные религиозные нормы, народ

переживает тираническую власть очень тяжело (Османская империя). Законы не действуют, поскольку тираническая власть, как правило, не успевает их создать.

3. Тоталитарный режим (от позднелат. - полный, целый, всеобъемлющий) иначе можно назвать всеохватывающей властью. Экономической основой тоталитаризма является крупная

собственность: феодальная, монополистическая, государственная. Тоталитарное государство характеризуется наличием одной официальной идеологии. Совокупность представлений о социальной жизни задается правящей элитой. Среди таких представлений выделяется главная ≪историческая≫ идея: религиозная (в Ираке, Иране), коммунистическая (в бывшем СССР: нынешнее поколение будет жить при коммунизме), экономическая (в Китае: догнать и перегнать путем большого скачка Запад), патриотическая или державная и др. Причем идея формулируется настолько популярно, просто, что ее могут понять и принять к руководству все слои общества, даже самые необразованные. Искренней поддержке власти населением способствует монополия государства на средства массовой информации. Существует одна правящая партия, которая объявляет себя ведущей силой общества. Поскольку эта партия дает ≪самые правильные установки≫, ей в руки отдаются бразды правления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. Тоталитаризм характеризуется крайним центризмом. Центром же тоталитарной системы является вождь. Его положение

сродни божественному. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему жестоко преследуется. На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов. Среди государственных органов выделяется ≪силовой кулак≫ (милиция, органы госбезопасности, прокуратура и т. д.). Карательные органы постоянно разрастаются, поскольку именно им предстоит применять насилие, носящее характер террора - физического и психического. Устанавливается контроль над всеми сферами жизни общества: политической, экономической, личной и др., а посему жизнь в таком государстве становится как за стеклянной перегородкой. Личность ограничивается в правах и свободах, хотя формально они могут даже провозглашаться. Одна из основных характеристик тоталитаризма

Одна из основных характеристик тоталитаризма - милитаризация. Идея о военной опасности, об ≪осажденной крепости≫необходима для сплочения общества по принципу военного лагеря.Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и не прочьпоживиться за счет других стран и народов (Ирак, бывшийСССР). Агрессия помогает добиться сразу нескольких целей:отвлечь народ от мыслей о его бедственном положении, обогатиться,

удовлетворить тщеславие вождя. Тоталитарный режим Западная Европа испытала на себе в

Средние века (религиозный тоталитаризм). В настоящее время он существует во многих странах Азии, в недавнем прошлом - в СССР и странах Восточной Европы.

4. Фашистский (расистский) режим (от лат. - пучок, связка, объединение) отличается от тоталитаризма тем, что он замешан на националистической (расистской, шовинистической) идеологии, которая возводится в ранг государственной. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, их права и обязанности зависят от национальности. Одна нация объявляется ведущей в государстве или даже в мировом

сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Существование других наций допускается, но на подсобных ролях. Фашизм, будучи ≪озабочен≫ судьбой мирового сообщества, предлагает избранную нацию в качестве ведущей не только в своем государстве. Шовинистические (расистские) круги сначала выражают лишь желание ≪облагородить≫ этой нацией весь мир, а затем нередко приступают к практическому осуществлению своих замыслов: начинают агрессию против других стран. Милитаризация, поиск внешнего врага, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия существенно отличают

фашизм от тоталитаризма, который ищет врагов внутри государства и на них обращает всю мощь карательного аппарата. Таковы основные отличительные признаки фашизма. В остальном он сходен с тоталитаризмом, и поэтому многие считают фашизм как бы разновидностью тоталитаризма. Сходство этих двух видов политического режима проявляется и в геноциде.

5. Авторитарный режим (от лат. - властный), хотя по сравнению с рассмотренными выше видами режима и является более мягким, все же нельзя отнести к режимам, при которых людям дышится свободно. При авторитарном режиме власть не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то что существуют представительные органы, реально они в государстве никакой роли не играют, а существуют лишь для декора, придания власти некоей цивилизованности, выборы ее проводятся, но формально. Реально жизнь в стране направляется волей правящей элиты, которая себя не ограничивает правом, а живет по своим правилам. Внутри правящей элиты выделяется лидер. Его влияние очень значительно, однако он в отличие от вождя не склонен принимать решения единолично. Лидером обычно становится сильная личность. В авторитарном государстве управление чрезмерно централизовано. Инициатива с мест не допускается, если на то не получено разрешение из центра. Вот почему авторитарное государство опирается на полицейский и военный аппарат (Испания периода правления Франко,Чили периода власти Пиночета). Суд в таком государстве - вспомогательный инструмент. Широко используются также внесудебные

методы расправы (психиатрические больницы, выдворение за границу).

Оппозиция при авторитарном режиме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, но они должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они будут разогнаны. Личность не пользуется конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются на бумаге. Она лишенатакже гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью.Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностными. На фоне абсолютного контроля авторитарного государства вполитической сфере наблюдается относительная свобода в

иных сферах, особенно в духовной. Таким образом, авторитарное государство, в отличие от тоталитарного, уже не стремится к всеохватывающей регламентации общественной жизни.

6. Либеральный режим (от лат. - свободный) существует в тех странах, где получили развитие рыночные отношения. Исторически он возник как реакция на чрезмерную регламентацию общественной жизни и опирается на либеральную идеологию,

основанием которой является требование ограничения до минимума вмешательства государства в частную жизнь граждан. Рыночные отношения, характерные для развитого буржуазногогосударства, могут существовать только между равнымии самостоятельными субъектами. Либеральное государствокак раз и провозглашает формальное равенство всех граждан. Фактического же равенства в условиях невмешательства государствав социальную сферу пока нет и быть не может. Провозглашается свобода слова. Плюрализм мнений выглядит частокак вольнодумство и даже как попустительство (отношение

к сексуальным меньшинствам, к роли женщины в обществе). Экономическую основу

составляет частная собственность. Государство освобождает производителей от опеки,

не вмешивается в экономическую деятельность людей, а только устанавливает общие рамки свободной конкуренции товаропроизводителей. Оно же выступает и в качестве арбитра при

разрешении между ними споров. Либеральный режим допускает существование оппозиции.

Более того, при устойчивом либерализме принимаются меры к ее культивированию и даже финансовой поддержке (например, теневых кабинетов в парламентах). Многопартийность - необходимый атрибут либерального общества. Государственные органы формируются путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых

возможностей тех или иных партий или отдельных кандидатов. Государственное управление осуществляется на основе принципа разделения властей. Система сдержек и противовесов

уменьшает возможность злоупотребления властью. Государственные решения принимаются в основном путем большинства голосов. Государственное управление и правовое регулирование осуществляются на основе децентрализации: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть, сами организации и граждане. Либеральный режим существует в развитых странах Европы,США и Японии и других, отличающихся высоким уровнем экономического, политического и социального развития. Россия же только начинает вступать в эпоху либерализма.

7. Демократический режим (от греч. - народовластие) -это во многом режим будущего. Некоторые развитые страны (Швеция, Финляндия, Норвегия) подошли к нему вплотную. Он

предоставляет гражданам широкие права и свободы, а также обеспечивает социально-экономическую основу их осуществления всеми гражданами. В демократическом государстве источником власти является народ. Представительные органы и должностные лица в государстве здесь также избираются, но критерием избрания являются не политические, а их профессиональные качества. Широкое развитие ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни (движения, объединения, союзы, секции, клубы, общества и т. п.) способствует превращению государства-нации в государство-цивилизацию. Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения становятся нормой жизни. Наряду

с государственными создается система органов прямого участия граждан в управлении делами общества (советы, общественные комитеты и др.)- При принятии решений учитываются и интересы меньшинства. Нормативное регулирование приобретает качественно новыйхарактер: наряду с правом как главным социальным регулятором

жизни либерального общества все большее значение приобретает мораль. Гуманизм и нравственность - отличительные признаки демократического государства. Демократия - это явление высокоорганизованного гражданского общества. Для ее установления необходимы соответствующие предпосылки: высокое экономическое развитие и высокий уровень благосостояния людей, большинство из которых - собственники; высокий уровень развития представительных учреждений и политического сознания людей, их значительный

культурный уровень, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию.

Функции государства -это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

Государственный аппарат (механизм государства) - это иерархическая

система государственных органов, осуществляющих практическую работу по реализации функций государства.

Клеточкой, единицей государственного аппарата является государственный орган. Он весьма существенно отличается, например, от политических партий, хозяйственных организаций, социально-культурных учреждений.

Во-первых, государственный орган призван выполнять управленческую деятельность, отвечающую интересам если не всех, то многих граждан.

Во-вторых, он наделяется компетенцией, т. е. кругом целей и задач.

В-третьих, он имеет властные полномочия в определенной сфере общественной жизни. Властные полномочия - это право давать указания (конкретные, или индивидуальные, либо нормативные), имеющие обязательный характер.

В-четвертых, за нарушения распоряжений компетентных государственных органов могут применяться санкции, т. е. неблагоприятные последствия (штраф, лишение

свободы, конфискация имущества и др.).

В-пятых, каждый государственный орган имеет: а) государственное, казенное имущество,

которое находится в его оперативном управлении; б) финансовые средства (свой счет в банке), основной источник которых- государственный бюджет; в) установленную для него

организационную структуру, связанную с ней систему служебной подчиненности и служебную дисциплину.

Линии сравнения Типы режимов
Демократический тоталитарный Авторитарный
Правовой принцип
Права и свободы
Тип экономической системы
Идеология
Примеры
Линии сравнения Типы режимов
Демократический тоталитарный Авторитарный
Социальная база (режим опирается на ….) Опора на большинство Опора на массовые люмпенизированные движения Опора на традиционные социальные институты
Государственное устройство (степень взаимного контроля власти и общества) Правовое государство Полный контроль государства над обществом Опора на традиции, жесткий контроль определенных секторов
Партийная система (наличие и количество партий в стране) Многопартийность Однопартийная система Правящая партия огосударствлена
Наличие (отсутствие) оппозиции Действует легально Отрицается Деятельность жестко ограничена
Правовой принцип Разрешено все, что не запрещено Запрещено все, что не разрешено Разрешено все, кроме политики
Права и свободы Гарантия прав и свобод. Закон защищает личность Закон защищает государство. Декларирование прав и свобод Ограничение прав и свобод. Закон защищает государство
Участие граждан в формировании органов власти Участие граждан в формировании власти Показное слияние власти и общества Отчуждение от власти граждан
Тип экономической системы Смешанная Централизованная, милитаризованная, жесткая дисциплина производства Гос. сектор сосуществует с рынком
Идеология Плюрализм Единственная Доминирует официальная. возможны иные идеологии
Полномочия карательных органов Подчинены закону Пронизывают все сферы, политический сыск, репрессии Важный элемент гос.аппарата
Примеры Непосредственная, плебисцитарная, представительная демократия (Швеция) Итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм, китайский маоизм, кампучийский «чистый» коммунизм Пол-Пота Буржуазные, социалистические, военные режимы (Пиночет в Чили, аятолла Хомейни в Иране и т.п.

Демократия.

Демократия – политический режим, при котором установлены и осуществляются народовластие, права и свободы граждан, осуществляется контроль общества над государством.

Признаки демократии:

Народ – источник власти -Выборность органов власти

Права и свободы граждан -Подчинение меньшинства большинству

Слабость демократии:

Народ не всегда может прямо влиять на правительство, а только через представителей.

Демократия может выродиться в анархию и диктатуру.

Виды демократии:

Либеральная демократия - Парламентская демократия

Особенности либеральной демократии:

Право человека выше права государства - Уважение прав меньшинства

Многопартийность - Разделение властей - Верховенство закона - Плюрализм

Тоталитаризм.

Тоталитаризм – политический режим, при котором осуществляется полный контроль государства над личностью.

Признаки тоталитаризма:

Однопартийная система - Единая идеология

Вождизм - Подавление гражданских прав и свобод

Подчинение законодательной власти исполнительной - Ведущая роль силовых структур

Подавление оппозиции - Репрессии

Военная хунта – политический режим военной диктатуры, установившейся в результате государственного переворота, причём не обязательно в испаноязычной стране - греческая военная хунта («чёрные полковники») или хунта Мьянмы.

Исторические формы политических режимов:

- Азиатская деспотия – форма самодержавной неограниченной власти

- Тирания – форма государственной власти установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении

1. Деспотический режим (от греч. despoteia - неограниченная власть). Этот режим характерен для абсолютной монархии. При деспотии власть осуществляется исключительно одним лицом. Но поскольку фактически деспот один управлять не может, он вынужден

перепоручать некоторые управленческие дела другому лицу, пользующемуся у него особым доверием (в России это были Малюта Скуратов, Меншиков, Аракчеев). На Востоке это

лицо называли визирем. За собой деспот непременно оставлял карательную и налоговую функции. Воля деспота произвольна и иной раз проявляется не только как самовластие, но и как самодурство. Главное в деспотическом государстве - повиновение, исполнение воли правителя. Но есть сила, способная противостоять воле деспота, это - религия,

она является обязательной и для государя.

Для деспотии характерно жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласияподвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают своей суровостью, причем они, как правило, не соответствуют содеянному, а определяются произвольно. Главной санкцией,применяемой наиболее часто, является смертная казнь. При

этом власть стремится к ее наглядности, с тем чтобы посеять в народе страх и обеспечить его повиновение. Деспотический режим характеризуется полнейшим бесправием

подданных. Отсутствие элементарных прав и свобод сводит их на положение скотины. Речь может идти лишь об удовлетворении физиологических потребностей, да и то не в полной мере.

2. Тиранический режим (от греч. -мучитель) устанавливается, как правило, на территории, подвергшейся военному завоеванию. Он основан на единоличном правлении, однако характеризуется наличием института наместника, а не института доверенного

лица (визиря). Власть тирана жестокая. Стремясь подавить сопротивление, он казнит не только за выраженное неповиновение, но и за обнаруженный умысел на этот счет, т. е. превентивно, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией и населением другой страны связано, как правило, с физическим и моральным насилием не только над людьми, но и над обычаями народа. Когда новые правители вводят порядки, противные образу жизни и мыслей людей, особенно если навязывают иные религиозные нормы, народ

переживает тираническую власть очень тяжело (Османская империя). Законы не действуют, поскольку тираническая власть, как правило, не успевает их создать.

3. Тоталитарный режим (от позднелат. - полный, целый, всеобъемлющий) иначе можно назвать всеохватывающей властью. Экономической основой тоталитаризма является крупная

собственность: феодальная, монополистическая, государственная. Тоталитарное государство характеризуется наличием одной официальной идеологии. Совокупность представлений о социальной жизни задается правящей элитой. Среди таких представлений выделяется главная ≪историческая≫ идея: религиозная (в Ираке, Иране), коммунистическая (в бывшем СССР: нынешнее поколение будет жить при коммунизме), экономическая (в Китае: догнать и перегнать путем большого скачка Запад), патриотическая или державная и др. Причем идея формулируется настолько популярно, просто, что ее могут понять и принять к руководству все слои общества, даже самые необразованные. Искренней поддержке власти населением способствует монополия государства на средства массовой информации. Существует одна правящая партия, которая объявляет себя ведущей силой общества. Поскольку эта партия дает ≪самые правильные установки≫, ей в руки отдаются бразды правления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. Тоталитаризм характеризуется крайним центризмом. Центром же тоталитарной системы является вождь. Его положение

сродни божественному. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему жестоко преследуется. На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов. Среди государственных органов выделяется ≪силовой кулак≫ (милиция, органы госбезопасности, прокуратура и т. д.). Карательные органы постоянно разрастаются, поскольку именно им предстоит применять насилие, носящее характер террора - физического и психического. Устанавливается контроль над всеми сферами жизни общества: политической, экономической, личной и др., а посему жизнь в таком государстве становится как за стеклянной перегородкой. Личность ограничивается в правах и свободах, хотя формально они могут даже провозглашаться. Одна из основных характеристик тоталитаризма

Одна из основных характеристик тоталитаризма - милитаризация. Идея о военной опасности, об ≪осажденной крепости≫необходима для сплочения общества по принципу военного лагеря.Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и не прочьпоживиться за счет других стран и народов (Ирак, бывшийСССР). Агрессия помогает добиться сразу нескольких целей:отвлечь народ от мыслей о его бедственном положении, обогатиться,

удовлетворить тщеславие вождя. Тоталитарный режим Западная Европа испытала на себе в

Средние века (религиозный тоталитаризм). В настоящее время он существует во многих странах Азии, в недавнем прошлом - в СССР и странах Восточной Европы.

4. Фашистский (расистский) режим (от лат. - пучок, связка, объединение) отличается от тоталитаризма тем, что он замешан на националистической (расистской, шовинистической) идеологии, которая возводится в ранг государственной. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, их права и обязанности зависят от национальности. Одна нация объявляется ведущей в государстве или даже в мировом

сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Существование других наций допускается, но на подсобных ролях. Фашизм, будучи ≪озабочен≫ судьбой мирового сообщества, предлагает избранную нацию в качестве ведущей не только в своем государстве. Шовинистические (расистские) круги сначала выражают лишь желание ≪облагородить≫ этой нацией весь мир, а затем нередко приступают к практическому осуществлению своих замыслов: начинают агрессию против других стран. Милитаризация, поиск внешнего врага, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия существенно отличают

фашизм от тоталитаризма, который ищет врагов внутри государства и на них обращает всю мощь карательного аппарата. Таковы основные отличительные признаки фашизма. В остальном он сходен с тоталитаризмом, и поэтому многие считают фашизм как бы разновидностью тоталитаризма. Сходство этих двух видов политического режима проявляется и в геноциде.

5. Авторитарный режим (от лат. - властный), хотя по сравнению с рассмотренными выше видами режима и является более мягким, все же нельзя отнести к режимам, при которых людям дышится свободно. При авторитарном режиме власть не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то что существуют представительные органы, реально они в государстве никакой роли не играют, а существуют лишь для декора, придания власти некоей цивилизованности, выборы ее проводятся, но формально. Реально жизнь в стране направляется волей правящей элиты, которая себя не ограничивает правом, а живет по своим правилам. Внутри правящей элиты выделяется лидер. Его влияние очень значительно, однако он в отличие от вождя не склонен принимать решения единолично. Лидером обычно становится сильная личность. В авторитарном государстве управление чрезмерно централизовано. Инициатива с мест не допускается, если на то не получено разрешение из центра. Вот почему авторитарное государство опирается на полицейский и военный аппарат (Испания периода правления Франко,Чили периода власти Пиночета). Суд в таком государстве - вспомогательный инструмент. Широко используются также внесудебные

методы расправы (психиатрические больницы, выдворение за границу).

Оппозиция при авторитарном режиме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, но они должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они будут разогнаны. Личность не пользуется конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются на бумаге. Она лишенатакже гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью.Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностными. На фоне абсолютного контроля авторитарного государства вполитической сфере наблюдается относительная свобода в

иных сферах, особенно в духовной. Таким образом, авторитарное государство, в отличие от тоталитарного, уже не стремится к всеохватывающей регламентации общественной жизни.

6. Либеральный режим (от лат. - свободный) существует в тех странах, где получили развитие рыночные отношения. Исторически он возник как реакция на чрезмерную регламентацию общественной жизни и опирается на либеральную идеологию,

основанием которой является требование ограничения до минимума вмешательства государства в частную жизнь граждан. Рыночные отношения, характерные для развитого буржуазногогосударства, могут существовать только между равнымии самостоятельными субъектами. Либеральное государствокак раз и провозглашает формальное равенство всех граждан. Фактического же равенства в условиях невмешательства государствав социальную сферу пока нет и быть не может. Провозглашается свобода слова. Плюрализм мнений выглядит частокак вольнодумство и даже как попустительство (отношение

к сексуальным меньшинствам, к роли женщины в обществе). Экономическую основу

составляет частная собственность. Государство освобождает производителей от опеки,

не вмешивается в экономическую деятельность людей, а только устанавливает общие рамки свободной конкуренции товаропроизводителей. Оно же выступает и в качестве арбитра при

разрешении между ними споров. Либеральный режим допускает существование оппозиции.

Более того, при устойчивом либерализме принимаются меры к ее культивированию и даже финансовой поддержке (например, теневых кабинетов в парламентах). Многопартийность - необходимый атрибут либерального общества. Государственные органы формируются путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых

возможностей тех или иных партий или отдельных кандидатов. Государственное управление осуществляется на основе принципа разделения властей. Система сдержек и противовесов

уменьшает возможность злоупотребления властью. Государственные решения принимаются в основном путем большинства голосов. Государственное управление и правовое регулирование осуществляются на основе децентрализации: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть, сами организации и граждане. Либеральный режим существует в развитых странах Европы,США и Японии и других, отличающихся высоким уровнем экономического, политического и социального развития. Россия же только начинает вступать в эпоху либерализма.

7. Демократический режим (от греч. - народовластие) -это во многом режим будущего. Некоторые развитые страны (Швеция, Финляндия, Норвегия) подошли к нему вплотную. Он

предоставляет гражданам широкие права и свободы, а также обеспечивает социально-экономическую основу их осуществления всеми гражданами. В демократическом государстве источником власти является народ. Представительные органы и должностные лица в государстве здесь также избираются, но критерием избрания являются не политические, а их профессиональные качества. Широкое развитие ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни (движения, объединения, союзы, секции, клубы, общества и т. п.) способствует превращению государства-нации в государство-цивилизацию. Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения становятся нормой жизни. Наряду

с государственными создается система органов прямого участия граждан в управлении делами общества (советы, общественные комитеты и др.)- При принятии решений учитываются и интересы меньшинства. Нормативное регулирование приобретает качественно новыйхарактер: наряду с правом как главным социальным регулятором

жизни либерального общества все большее значение приобретает мораль. Гуманизм и нравственность - отличительные признаки демократического государства. Демократия - это явление высокоорганизованного гражданского общества. Для ее установления необходимы соответствующие предпосылки: высокое экономическое развитие и высокий уровень благосостояния людей, большинство из которых - собственники; высокий уровень развития представительных учреждений и политического сознания людей, их значительный

культурный уровень, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию.

Функции государства -это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

Государственный аппарат (механизм государства) - это иерархическая

система государственных органов, осуществляющих практическую работу по реализации функций государства.

Клеточкой, единицей государственного аппарата является государственный орган. Он весьма существенно отличается, например, от политических партий, хозяйственных организаций, социально-культурных учреждений.

Во-первых, государственный орган призван выполнять управленческую деятельность, отвечающую интересам если не всех, то многих граждан.

Во-вторых, он наделяется компетенцией, т. е. кругом целей и задач.

В-третьих, он имеет властные полномочия в определенной сфере общественной жизни. Властные полномочия - это право давать указания (конкретные, или индивидуальные, либо нормативные), имеющие обязательный характер.

В-четвертых, за нарушения распоряжений компетентных государственных органов могут применяться санкции, т. е. неблагоприятные последствия (штраф, лишение

свободы, конфискация имущества и др.).

В-пятых, каждый государственный орган имеет: а) государственное, казенное имущество,

которое находится в его оперативном управлении; б) финансовые средства (свой счет в банке), основной источник которых- государственный бюджет; в) установленную для него

организационную структуру, связанную с ней систему служебной подчиненности и служебную дисциплину.

Наряду с политической системой часто используется понятие «политический режим». Режим (от лат. regimen - «управление») означает совокупность способов осуществления политической власти. На сегодняшний день наиболее распространенной является классификация, согласно которой все режимы делятся на: тоталитарные, авторитарные и демократические.

Тоталитарный режим. Термин «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis» , что означает «весь, полный, целый». Тоталитарный режим - это полный контроль со стороны власти над всеми сферами общественной жизни. Термин «тоталитарный» позаимствовал у Д. Джентиле и ввел в политический лексикон лидер итальянских фашистов Б. Муссолини (1883–1945 гг.). Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX в. Почему? Это связано со вступлением общества в индустриальную стадию развития, что привело к созданию системы массовых коммуникаций, сделало технически возможным и тотальное «промывание мозгов», и всеобъемлющий контроль над личностью. Каковы же наиболее характерные черты тоталитарного режима?

    Всеобщий контроль и насилие. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности общества: экономику, культуру, религию, частную жизнь граждан. При тоталитаризме господствует лозунг: «Запрещено все, кроме того, что приказано».

    Неограниченная никаким законом монополия одной партии на власть. Только одна партия может существовать легально. В СССР - КПСС (коммунистическая партия Советского Союза), в фашистской Германии – НСДАП (национал-социалистическая немецкая рабочая партия).

    Сращивание партийного и государственного аппарата, когда во главе партии и государства стоят одни и те же лица.

    Культ вождя, наделенного практически неограниченными полномочиями.

    Фактическое отчуждение граждан от политического процесса, максимальное ограничение их прав и свобод.

    Превращение насилия в главное средство политической борьбы. Неугодные режиму люди подвергаются физическому уничтожению (политические процессы 30-х гг. в СССР).

    Господство одной идеологии, разрабатываемой высшими органами руководящей партии и внедряемой в массовое сознание всего общества. В СССР господствовала идеология построения коммунистического будущего, в Германии 1000-летний рейх.

Внутреннюю сущность этого режима очень образно охарактеризовал американский политолог Р. Даниэлс: «Ни одна мысль, ни один человек не свободны от контроля государства и его органов, ничто не свободно от опеки стоящей у власти партии».

Выделяют несколько разновидностей тоталитаризма:

 левый - коммунистический (СССР при Сталине, Китай во главе с Мао Цзэдуном);

 правый - фашизм (Италия во главе с Муссолини), национал-социализм (Германия при Гитлере).

На сегодняшний день ярким примером существования тоталитарного режима является КНДР во главе с первым секретарём ЦК Трудовой партии Кореи Ким Чен Ыром.

Одним из наиболее распространенных в истории типов политических режимов является авторитаризм (от лат. auctoritas - «власть», «влияние»). Авторитарные режимы в своем развитии могут ориентироваться как на тоталитаризм, так и на демократию.

    Носителем власти выступает один человек или группа лиц, действия которых неподконтрольны другим государственным органам.

    Ограничение выборности государственных органов, ослабление прерогатив парламента. Фактический отказ от концепции разделения властей.

    Реальная или потенциальная опора на силу. Этот режим может и не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости использовать силу и принудить граждан к повиновению.

    Рекрутирование (выдвижение) политической элиты путем назначения сверху, а не на основе альтернативной борьбы.

    Отказ от тотального контроля над обществом. Основным лозунгом является: «Разрешено все, кроме политики».

Режим военного правления. Этот тип возникает чаще всего в результате государственного переворота и прихода к власти военных (диктатура «черных полковников» в Греции 1967–1975 гг., А. Пиночет в Чили 1973–1989 гг.).

Теократич еский режим. Этот тип возникает, когда власть в стране принадлежит религиозно-фанатическому клану. Этот режим сложился в Иране после революции 1979 г. во главе с аятоллой Хомейни (1979–1989 гг.)

Абсолютная монархия, где вся полнота законодательной и исполнительной власти принадлежит одному лицу, занимающему пост главы государства по наследству (Саудовская Аравия, Оман, Катар).

Авторитарный режим, носящий персонифицированный характер, который предполагает наличие сильного лидера, обладающего диктаторскими полномочиями (режим С.Хусейна в Ираке 1979–2003 гг., М. Каддафи в Ливии 1969–2011 гг.).

Понятие «демократия» древнегреческого происхождения и переводится как власть народа (demo s - «народ», kratos - «власть»). По определению американского президента А. Линкольна, демократия - это «правление народа, избранное народом и для народа».

К основным признакам демократического режима относятся:

    Суверенитет народа, признание его источником высшей государственной власти.

    Проведение свободных альтернативных выборов, постоянное и реальное функционирование избранных народом органов власти (в центре и на местах).

    Существование легальной оппозиции.

    Политический и идеологический плюрализм, наличие реально функционирующей многопартийной системы.

    Соблюдение принципа разделения властей в системе государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную.

    Гласность в работе властей всех уровней.

    Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Основным лозунгом данного политического режима является: «Разрешено все, что не запрещено законом».

Рассматривая демократию как наиболее совершенную форму политического режима, не следует переоценивать ее возможности. Следует в этой связи отметить слова У.Черчилля: «демократия - ужасная вещь, но лучше ее человечество пока ничего не придумало».

Классификация демократических режимов:

    Прямая демократия. Непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении, принятии решений и контроле за их реализацией. Существовала в период Античности, греческих полисах.

    Плебисцитарная. Сегодня ее отражение мы находим в референдумах. Референдумы вошли и в политическую жизнь суверенной Беларуси (14 мая 1995 г., 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г.)

    Представительская. Опосредованное участие граждан в принятии решений, в выборах ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения (выборы депутатов в нижнюю палату парламента РБ - палату представителей - 23 сентября 2012 г.).

Политический режим (от лат. regimen; франц. regime – управление)представляет собой способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в стране, отражающий уровень политической свободы и отношение органов власти к правовым основам их деятельности.

Политический режим обычно отражает способы взаимоотношений между властью, обществом и личностью.

Мнение

Российский политолог А.Л. Громыко:

    целесообразно различать понятия «государственный режим» и «политический режим»

    «Если первое в общем и целом характеризует методы осуществления государственной власти , то второе … есть среда и условия политической жизни общества , иначе говоря, определенный политический климат , существующий в данном обществе в данный момент исторического развития» .

Характеристика трех основных типов политических режимов, выделяемых в современной политической науке, дается в таблицах 4 и 5.

Таблица 4. Политические режимы: сущность

и предпосылки формирования

Тип режима

Определение

Предпосылки

формирования

Тоталитарный

режим, стремящийся к установлению тотального (абсолютного) контроля над всеми сферами жизни общества и отдельной личности

-системный кризис общества (экономика, политика, культура)

-маргинализация социальных групп

-слабость гражданского общества

-формирование аппарата репрессий

-пропагандистско-манипулятивная деятельность власти и СМИ

режим, при котором происходит концентрация власти в одном центре (лидер, группа, орган власти), стремящемся к полному контролю над политической сферой, с сохранением автономии общества и личности за пределами политики

-необходимость сильной моноцентричной власти в условиях:

а) угрозы дезинтеграции общества

б) демократического транзита

в) на ранних стадиях формирования политической системы

-олигархизация элит

-военные перевороты и др.

Демократический

режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, важнейшего политического актора, на наделении его большим кругом прав и свобод

-экономический и политический плюрализм, рынок, высокий уровень благосостояния

-развитое гражданское общество

-многочисленный средний класс

-демократические традиции, активистско-гражданская политическая культура

Таблица 5. Политические режимы:

сравнительная характеристика

Критерии сравнения

Тоталитарный режим

Демократический режим

Принципы формирования и функционирования власти

Монополизация власти единственной массовой партией, срастающейся с государством. Идеократия

Концентрация власти в одном центре (лидер, группа лиц, орган власти). Нарушение принципа разделения властей

Разделение властей, выборность представительных органов власти (парламент, президент)

Способы отбора политической элиты

Номенклатурный (назначение сверху), безальтернативные «выборы»

Номенклатурный,

кооптация, «контролируемые» выборы

Демократические

выборы (альтернативные, равные, тайное голосование)

Средства

и методы

властвования

Сила (репрессии); тоталитарная индоктринация и социализация и др.

Сила, принуждение, манипуляция, побуждение

Легальные (определяемые законами)

Состояние гражданского общества

Ликвидировано

Сильное, контролирует власть

Иные

особенности

Закрытый характер,

милитаризация общественной жизни, вождизм

Часто: псевдодемократические процедуры: выборы, дебаты в парламенте

Приоритет прав граждан.

Толерантность, активистская политическая культура

Модель политического управления

Директивная

Директивная

Коммуникативная

Как видно из последней таблицы, тип политического режима и модель политического управления тесно взаимосвязаны и во многом взаимно обусловливают друг друга.

Категории политической науки, рассмотренные в данной лекции, активнейшим образом используются в политико-управленческой науке, создавая вместе с другими категориями (управленческими, теории менеджмента, психологическими и др.) понятийный «каркас» теории политического управления.

Вопросы и задания

    Почему возможно дать не одно, а несколько определений политики?

    Раскройте содержание четырех важнейших парадигм объяснения политики. Почему рационально-критическая парадигма представляет наибольший интерес для политических наук?

    Назовите важнейшие функции политики. Какую функцию, как основную, выделял Р. Дебре ? Согласны ли Вы с французским мыслителем? Обоснуйте свой ответ.

    Назовите основные элементы политической системы, согласно теории Д. Истона .

    Какой смысл вкладывается в понятие «политический институт»? Приведите примеры различных политических институтов.

    Существует ли связь между типом политического режима, с одной стороны, и моделью и стилем политического управления в стране, с другой стороны?

Литература

    Бутенко А.П., Миронов А.В. Сравнительная политология в терминах и понятиях. Учеб. пособие. М.: НОУ, 1998.

    Введение в политологию: Словарь-справочник / Под ред. В.П. Пугачева. М.: Аспект Пресс, 1996.

    Вебер М. Политика как признание и профессия // Антология мировой политической мысли. Т. 2. М., 1997.

    Громыко А.Л. Политические режимы в современном мире: сравнительный анализ. М., 1999.

    Зимина В.Д., Борисов Н.А. Политическое управление: Учебник. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2008.

    Козырев Г.И. Политология: Учебное пособие. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2010.

    Кун Т. Структура научных революций: Сб.: Пер с англ. / Т. Кун. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак», 2003.

    Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. М., 2001.

    Сидельникова Т.Т., Темников Д.А., Шарагин И.А. Политология: комментарии, схемы, афоризмы. М.: ВЛАДОС, 1999.

    Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2006.

    Халипов В. Ф. Энциклопедия власти. М., 2005.

1В 546 году до н. э. высадился в районе Марафонаи вскоре занял Афины, без потерь устранив аристократическую оппозицию, и окончательно овладел тиранической властью в Афинах. Писистрат материально помогал крестьянам, обеспечивал заработок городской бедноте, проводил протекционистскую политику по отношению к торгово-ремесленным слоям и наладил хорошие отношения с аристократами. Опираясь на возросшее богатство Афин, приступил к проведению активной внешней политики, целью которой было распространение влияния афинского полиса во всей Греции. При нём в Афинах был введён ряд новых культов и празднеств.

Методическая разработка урока по обществознанию

Гребенщикова Вероника Васильевна

Учитель обществознания

ГБОУ СОШ № 302

Санкт-Петербург

Тема: Формы политического режима

Цели:

Образовательный аспект : уметь определять понятия «политический режим», «авторитаризм», «тоталитаризм», «демократия»; называть основные характеристики политических режимов; выражать отношение к современным политическим условиям в РФ.

Развивающий аспект: развитие коммуникативной и информационной компетенций.

Воспитательный аспект : формирование мировоззрения обучающихся на основе гуманизма, свободы выбора и демократических ценностей.

Задачи урока:

  1. познакомить с формами политических режимов;
  2. развивать умения по обработке и структурированию информации;
  3. различать основные признаки типов политических режимов; формулировать собственные суждения и аргументы, применять знания в решении познавательных задач, раскрывать на примерах различные типы политических режимов;

Тип урока: изучение нового материала.

Используемые приемы, методы, технологии обучения:

Приемы: мозговой штурм, своя опора, точка зрения, таблица ЗХУ.

Методы обучения: словесный, практический, наглядный.

Технологии: ТРКМЧП.

Используемые формы организации познавательной деятельности студентов: фронтальная, обучение в микрогруппах.

Основная деятельность на занятии:

- изучение и переработка информации в табличном виде

Оборудование и основные источники информации:

дидактический материал (задания, листы-опоры).

ТСО: Компьютер, мультимедиапроектор, экран, колонки, презентация

Прогнозируемые результаты :

Метапредметные:

Готовность к разрешению проблем , то есть умение анализировать ситуации, ставить цели, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения. Выработка умений адекватно оценивать результаты деятельности друг друга;

Информационная компетенция - способность использовать предложенные информационные ресурсы для планирования и осуществления своей деятельности; подбирать необходимый материал, строить устные и письменные высказывания, анализировать, сравнивать, делать выводы; принятие решений на основе критически осмысленной информации.

Коммуникативная компетенция - готовность работать в команде; вступать в диалог, публично представлять результаты групповой деятельности; представлять результаты своей работы; проектировать продукт своей деятельности.

Предметные:

Знать политические режимы и их отличительные черты;

Формировать навыки преобразования текстовой информации в таблицу;

Формировать навыки работы в микрогруппе.

Приложение 1

Компетентностно-ориентированное задание

Характеристика задания

Тема: Форма политического режима

Уровень: 1

Компетенции

Информационная (извлечение первичной информации, первичная обработка информации), коммуникационная

Цель

Ознакомиться с формами политических режимов

Стимул

По достижении совершеннолетия, вы получите возможность принимать активное участие в политической жизни страны и воспользоваться этим правом в полной мере вы сможете, если будете знать политические режимы и их особенности

Задачная формулировка

Изучите материал, заполните столбец в таблице выбранного режима, подготовьте выступление

Источник информации

опорный конспект

Инструмент проверки

Модельный ответ

Форма политического режима

Демократический режим . «Разрешено всё, что не запрещено законом».

Демократия (от греч. demos - народ + kratos – власть) - политический режим, основанный на признании верховенства законов и народовластия.

  • выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
  • оппозиция - партия или группа, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством;
  • равноправие - все имеют равные гражданские и политические
  • права и свободы, а также гарантии их зашиты;
  • плюрализм - господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;

Характерные черты режима:

  • Выборность органов государственной власти, их ответственность перед избирателями.
  • Народ – источник власти.
  • Разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная).
  • Приоритет права. Права личности закреплены законом и гарантированы.
  • Политический плюрализм.
  • Многопартийная система, легальность политической оппозиции.
  • СМИ свободны от цензуры.
  • Действия армии и спецслужб регулируются и ограничены законом. Поддержание правопорядка – функции полиции и суда.
  • Отсутствие какой-либо официальной идеологии.

Форма политического режима – это совокупность способов и методов осуществления государственной власти

Характерные черты режима:

  • Отчуждение народа от власти.
  • Сильная неограниченная власть главы государства.
  • Исполнительная власть в руках группировки, ее полномочия превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены.
  • Политические права и свободы граждан ограничены. Закон на стороне государства, а не личности.
  • Действия оппозиции ограничены, а подчас невозможны.
  • Однопартийная система, другие партии могут запрещаться и преследоваться законом.
  • Существует цензура над СМИ.
  • Существует официальная идеология.
  • Силовые структуры не только обеспечивают правопорядок, но и являются карательными органами государства.

Это интересно:

Всё остальное надо было «доставать» или ждать очередности, порой длительной.

Форма политического режима – это совокупность способов и методов осуществления государственной власти

Тоталитарный режим. «Запрещено всё, что не приказано».

Тоталитари́зм (от итал. totalitario) - политический режим, характеризующийся всесторонним (тотальным) контролем над всеми сторонами жизни общества.

Культ личности - это возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля ) средствами пропаганды , в произведениях культуры, государственных документах, законах.

Характерные черты режима:

  • Монопольно властвующая партия, возглавляемая лидером.
  • Культ личности вождя.
  • Отсутствие разделения властей.
  • Права и свободы граждан не соблюдаются. Законы защищают только государство.
  • Полное подчинение общества и личности власти, регламентация поведения граждан.
  • Легальная политическая оппозиция отсутствует.
  • Существование только одной правящей партии.
  • Строгая цензура над СМИ, монополия власти на информацию.
  • Спецслужбы, кроме охраны правопорядка, выполняют карательные функции. Наличие репрессивного аппарата.
  • Существует только официальная государственная идеология.

Это интересно:

Тоталитаризм имел место в нашей стране в период реализации политической власти советского типа, точнее, в годы массовых репрессий. Тогда широкие слои населения были вовлечены в кампанию тотальной слежки за частной жизнью своих сотрудников, соседей и даже членов семьи. Проводились многочисленные собрания общественности с осуждением «врагов народа». Многие люди искренне участвовали в этих акциях.

Приложение 2

Тема урока: _______________________________________________

Таблица ЗХУ

Характеристика политических режимов

Основные характеристики режима

Демократический

Тоталитарный

Взаимоотношение народа и власти

Роль лидера

Партийная система

Действия оппозиции

Идеология

Роль силовых структур

Приложение 3

  1. О чем идет речь в данном отрывке?
  2. В какой форме царь это делает?
  3. Какова функция царя в государстве?
  4. Может ли Федот ослушаться? Почему?
  5. Можно ли было по-другому попросить Федота?

Приложение 4

Политические анекдоты

Трое рабочих попали в тюрьму. Спрашивают друг друга, кто за что сел. Первый рассказывает:
- Я всегда опаздывал на десять минут на работу - обвинили в саботаже.
- Я всегда приходил на работу на десять минут раньше - обвинили в шпионаже, - говорит второй.
- А я всегда приходил вовремя - обвинили в том, что у меня импортные часы, - жалуется третий.

Покупатель заходит в булочную:
- У вас молока нет?
- Вы ошиблись. У нас булочная - у нас хлеба нет. А молока нет - в молочном, через дорогу.

Поспорили американец и русский. Американец: Я могу выйти посреди площади с плакатом «Долой американского президента!» - и ничего страшного со мной не будет, не арестуют! Русский: И я могу выйти посреди площади с плакатом «Долой американского президента!» - и тоже ничего страшного со мной не будет, тоже не арестуют!

Поделиться: