Основные положения фз 3. Действующая редакция закона о полиции


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О полиции

Глава 1. Общие положения

Статья 1 Полиция и ее назначение

1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального

органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации

государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних

предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской

Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее - граждане; лица), для

противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и

обеспечения общественной безопасности.

2. Полиция имеет право применять меры государственного принуждения, в том числе

физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, в пределах, установленных федеральным законом.

3. Состав и структура полиции определяются Президентом Российской Федерации.

Статья 2. Основные направления деятельности полиции

1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям: 1) предупреждение преступлений и административных правонарушений; 2) выявление, пресечение и раскрытие преступлений, производство дознания по

уголовным делам;

3) розыск лиц и похищенного имущества;

4) пресечение административных правонарушений и производство по делам об

административных правонарушениях;

5) охрана общественного порядка;

6) обеспечение безопасности дорожного движения;

7) контроль за оборотом оружия;

8) контроль за частной детективной и охранной деятельностью; 9) охрана имущества и объектов по договорам;

10) государственная защита участников уголовного судопроизводства, судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов; 11) оказание помощи гражданам, федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным

самоуправления, общественным объединениям, а также организациям независимо от

2. Иные направления деятельности полиции определяются федеральными

конституционными законами и федеральными законами.

Статья 3 Правовая основа деятельности полиции

Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской

Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные

договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий

Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты

Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также

нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти в сфере

внутренних дел.

Статья 4 Организация деятельности полиции

1. Руководство деятельностью полиции осуществляют руководитель федерального

органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители территориальных

органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, которые

несут ответственность за надлежащее выполнение полицией возложенных на нее

обязанностей.

2. Полномочия руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере

внутренних дел по руководству деятельностью полиции определяются федеральными

конституционными законами, федеральными законами, положением о федеральном

органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, утверждаемым Президентом

Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами Российской

Федерации.

3. Полномочия руководителей территориальных органов федерального органа

исполнительной власти в сфере внутренних дел по руководству деятельностью полиции

определяются законодательством Российской Федерации, типовыми положениями

(положениями) об этих органах и иными нормативными правовыми актами, издаваемыми

федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Состав территориальных органов федерального органа исполнительной власти в

сфере внутренних дел, а также порядок их создания, деятельности, реорганизации и

ликвидации определяются Президентом Российской Федерации по предложению

Глава 3 Обязанности и права полиции

Глава 4 Применение полицией отдельных мер государственного принуждения

Глава 5 Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Глава 6 Правовое положение сотрудника полиции

Глава 7 Служба в полиции

Глава 8 Гарантии социальной защиты сотрудника полиции

Глава 9 Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции

Глава 10 Контроль и надзор за деятельностью полиции

Глава 11 Заключительные положения

Краткая предыстория закона

Федеральный закон о полиции заменил собой действующий до этого Закон РСФСР от 18 апреля 1991 года № 1026-I «О милиции». До этого в обществе и во власти велись активные дебаты о необходимости реформы в органах правопорядка. В результате победили сторонники реформирования, которое стало новым отсчётом в истории этой государственной структуры.

Переименование «милиции» в «полицию» сопровождалась переаттестацией всех сотрудников МВД. Лица, отказавшиеся проходить переаттестацию или не сдавшие экзамены, были уволены со службы. В результате после широких обсуждений в Государственной Думе и обществе был принят новый законодательный акт, учитывающий общественное мнение, положения действующего права и оценки экспертов.

Правовая суть закона

Федеральный Закон о полиции регулирует деятельность правоохранительных органов, включая в себя основные положения о работе и контроле над деятельностью полицейских. Этот документ также определяет основные функции, цели и задачи органов правопорядка. Принцип данного закона основан на положениях Конституции РФ и других законодательных актах, касающихся прав граждан. Полиция определяется как основной федеральный орган исполнительной власти, выполняющий защитные функции в области внутренних государственных дел.

Основные положения закона о полиции

Принятый новый закон включил в себя подробные описания принципов работы сотрудников правоохранительных органов. Одновременно в этом законодательном акте регламентируются следующие аспекты:

  • основное предназначение, цели, задачи и полномочия;
  • базовые направления деятельности полиции;
  • организационные принципы работы этой системы;
  • обязанности и права полицейских;
  • перечисление мер принуждения;
  • возможность и порядок использования специальных средств и физической силы;
  • инструменты социальной и правовой защиты полицейских;
  • организация и источники финансового и материально-технического обеспечения правоохранительных органов

В качестве основных принципов работы называются соблюдение законности и прав граждан, дополняемое объективностью и открытостью. Отдельной главой выделен контроль над полицией, включающий судебный, прокурорский и общественный надзор.

Новый ФЗ о полиции 2018 – запланированные изменения

Внесённый в Государственную Думу законопроект о необходимости изменений действующего ФЗ о полиции вызвал большой резонанс в обществе. В этом документе предлагалось значительно расширить полномочия полицейских в следующих направлениях:

  • осмотр личных вещей и транспортных средств;
  • проведение обысков;
  • применение оружия;
  • получение от общества презумпции доверия

В случае принятия обозначенных в новом законе изменений права простых граждан могут пострадать, а сами полицейские получить широкие полномочия для применения спецсредств и физической силы. Поэтому, по мнению правозащитников, такие положения станут признаком отхода законодательной системы от принципов правового государства.

Заключение

Сегодня действующий закон о полиции с изменениями полностью выполняет свои основные функции, которые могут быть перечислены следующим списком:

  • защита правопорядка, интересов граждан, общественных организаций и общества в целом;
  • применение мер принуждения в рамках действующего законодательства;
  • взаимодействие с государственными и общественными структурами в целях раскрытия и предотвращения преступлений;

В настоящий момент большинство экспертов уверены в том, что в этой редакции на данном этапе этот законодательный акт полностью соответствует требованиям времени. Федеральный закон о полиции с изменениями не является окончательным документом и будет дорабатываться и в дальнейшем с учётом интересов общества и ситуации в стране.

Закон о полиции 2018

Полиция представляет собой орган государственного управления. В прямые задачи данного госоргана входит:

  • Обеспечение безопасности населения;
  • Пресечение противоправных действий;
  • Обезвреживание и содержание до суда лиц, подозреваемых в совершении преступлений;
  • Защита государства от противозаконных действий недобросовестных граждан.

Как и работа любого другого органа госуправления, деятельность полиции требует строгой регламентации со стороны действительного законодательства Российской Федерации. Данную функцию выполняет Федеральный закон № 3. Но что представляет собой представленный нормативно-правовой документ? Каковы его основные положения? Что входит в регламент Федерального закона № 3? Когда в рассматриваемый документ были внесены последние существенные поправки? Поговорим об этом в статье. Также будет не лишним ознакомиться с последними правками

Читайте последние изменения в статье 23 закона о полиции в РФ

Общие сведения о законе

Был принят Государственной Думой на основании третьего чтения 28 января 2011 года. 2 февраля того же года состоялось собрание Совета Федерации, на основании которого рассматриваемый документ был одобрен. Президент Российской Федерации подписал ФЗ 3 о полиции 7 февраля 2011 года. С указанного выше момента новый закон о полиции в РФ вступил в официальную юридическую силу.

Федеральный закон номер 3 о полиции содержит 11 глав (56 статей):

  1. Начальные (общие положения) настоящего Федерального закона (ст. 1-4);
  2. Принципы работы и внутреннего устройства органов полиции (ст. 5-11);
  3. Определение обязанностей и полномочий работников полицейских подразделений (ст. 12-13);
  4. Особенности принудительных мер, применяемых полицией при исполнении обязанностей (ст. 14-17);
  5. Определение порядка применения оружия, специализированных средств или физической силы (ст. 18-24);
  6. Правовое положение полицейского сотрудника вне зависимости от звания (ст. 25-33);
  7. Понятие и особенности служебной дисциплины (ст. 34-41);
  8. Предоставление гарантированной социальной защиты сотрудникам полиции и их семьям (ст. 42-46);
  9. Вопросы финансирования (ст. 47-48);
  10. Надзор за деятельностью полиции и подконтрольных органов (ст. 49-53);
  11. Итоговые положения изучаемого Федерального закона (ст. 54-56).

Рассматриваемый нормативный акт регламентирует правовые и социальные отношения, возникающие в процессе службы в органах внутренних дел. Когда в России вступил в силу закон о полиции, появилась нормативная база для правового урегулирования внутренних процессов, происходящих в указанных органах. Последние изменения в изучаемый Федеральный закон вносились 29 июля 2017 года.

Правовое урегулирование по ФЗ 3

В соответствии с регламентом статьи 3 изучаемого нормативно-правового акта, правовую основу для Федерального закона о деятельности полиции составляют следующие документы:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Международные законы о правах человека и гражданина;
  • Международные соглашения и договоры, заключенные на территории Российской Федерации;
  • Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 342-ФЗ от 30.11.2011;
  • Иные нормативно-правовые акты, предусмотренные текущим Федеральным законом о полиции.

При этом деятельность каждого из отдельных полицейских органов должна опираться на законодательные акты соответствующего субъекта Российской Федерации.

Последние поправки

Любой Федеральный закон, вступивший в официальную юридическую силу на территории современной Российской Федерации, регулярно претерпевает процесс обновления собственного регламента. В действующий нормативно-правовой акт вносится ряд актуализирующих поправок, что необходимо для поддержания легитимности данного документа в постоянно меняющейся экономической и социально-политической обстановке современной Российской Федерации.

Последние поправки в принятый в России закон о полиции внесены 29 июля 2017 года. В качестве изменяющего документа выступил Федеральный закон N 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и статьи 12 и 13 Федерального закона «О полиции». Нормативами, указанными в статье 2 представленного выше правового акта, вносятся следующие изменения в ФЗ-3:

  • Предоставляется новая редакция пункта 34 части 1 статьи 12, текст которого гласит, что полицейские сотрудники в числе прочего уполномочены направлять заявления в территориальные налоговые органы в рамках выяснения обстоятельств расследуемого дела;
  • Пункт 28 части 1 статьи 13 дополняется следующими словами: «а также в проверках плательщиков и непосредственных страхователей по запросам налоговых органов, либо территориальных органов Фонда социального страхования, на территории Российской Федерации».

Указанные выше изменения актуальны на период ноября 2017 года.

Важные положения Федерального закона о полиции

При детальном изучении регламента Федерального закона № 3 особое внимание следует уделить представленным ниже статьям:

  • Статья 11 - определяет нормативы использования научно-технических достижений в сфере полицейских расследований. В частности указывается, что использование новейших технических средств является прямой обязанностью рассматриваемых органов;
  • Статья 18 - определяет полномочия полицейских сотрудников в отношении применения физической силы, а также оружия и спецсредств. Указывается, что полицейский обязан пройти соответствующую подготовку перед тем, как ему передадут табельное оружие. Сотрудник, применивший силу или оружие, но не имевший на это конституционного права, призывается к административной или уголовной ответственности - в зависимости от тяжести нанесённого им урона;
  • Статья 19 - устанавливает порядок использования оружия, специальной техники и применения физической силы. В том числе устанавливается, что перед агрессивным действием против нарушителя, полицейский сотрудник обязан предупредить данного гражданина о собственных намерениях. Однако страж порядка уполномочен не выносить предупреждение, если:
    • промедление грозит гибелью полицейского;
    • могут пострадать граждане.

Если нарушитель в результате действий полицейского получил телесные повреждения средней или высокой тяжести, страж порядка обязан позаботиться о предоставлении ему квалифицированной медицинской помощи и о доставке раненного в медучреждение. В случае, если нарушитель скончался в результате действий полицейского, информация об этом должна быть направлена руководителю отделения в течение 24 часов.

3. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или обучения гражданина в соответствии с его пожеланиями.

4. Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности.

5. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Результаты указанного мониторинга регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

6. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

7. При федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;

3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;

4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;

5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.

8. Общественные советы формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и организаций в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.


Судебная практика по статье 9 ФЗ от 07.02.2011 № 3-ФЗ

    Приговор № 1-32/2018 от 27 июля 2018 г. по делу № 1-32/2018

    Октябрьский районный суд (Челябинская область) - Уголовное

    Способствовавшие его совершению, в том числе фиксирует наличие сопутствующих дорожных условий. В соответствии с ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 7, ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ (в редакции ФЗ № 23-ФЗ от 13.07.2015 г., с изменениями от 24.07.2015 ...

    Решение № 2А-1489/2018 2А-1489/2018~М-1390/2018 М-1390/2018 от 26 июля 2018 г. по делу № 2А-1489/2018

    Октябрьский районный суд г. Барнаула (Алтайский край) - Гражданские и административные

    Права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Частями 9 , 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, ...

    Решение № 2-839/2018 2-839/2018~М-288/2018 М-288/2018 от 25 июля 2018 г. по делу № 2-839/2018

    Бежицкий районный суд г. Брянска (Брянская область) - Гражданские и административные

    Истца, а также их порочащий характер, а ответчик, в свою очередь должен доказать факт соответствия данных сведений действительности. Из разъяснений, данных в абзаце третьем пункта 9 Постановления Пленума ВС РФ №3, следует, что при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации судам следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности...

    Решение № 2-2049/2018 2-2049/2018~М-1809/2018 М-1809/2018 от 20 июля 2018 г. по делу № 2-2049/2018

    Заводский районный суд г. Кемерово (Кемеровская область) - Гражданские и административные

    За подписью врио начальника Отдела МВД России по подполковника полиции ФИО4 ФИО381 № был уволен из органов внутренних дел по п. 9 ч.3 ст.. 82 (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел) ФЗ от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ « О службе в органах...

    Приговор № 1-28/2018 от 19 июля 2018 г. по делу № 1-28/2018

    Белинский районный суд (Пензенская область) - Уголовное

    Делам; ч.1 ст. 4, согласно которой полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел; ч. 1 ст. 9 , согласно которой полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан; п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 27, согласно которым сотрудник...

    Приговор № 1-178/2018 от 29 июня 2018 г. по делу № 1-178/2018

    Троицкий городской суд (Челябинская область) - Уголовное

    Года № 3-ФЗ, нормативно-правовыми актами МВД России и должностной инструкцией. В соответствии с ч.1 ст.6, ч.4 ст.7, ч.1 ст. 9 Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 года № 3-ФЗ на Варлакова В.А. возложены обязанности осуществлять свою деятельность в точном соответствии с законом, как в...

    Решение № 2-2440/2018 2-2440/2018 ~ М-2048/2018 М-2048/2018 от 26 июня 2018 г. по делу № 2-2440/2018

    Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край) - Гражданские и административные

    По Комсомольскому району, в звании майор полиции. Приказом начальника ОМВД России по Комсомольскому району от 28.04.2018 (№) истец был уволен со службы по п. 9 ч. 3 ст. 82 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с совершением проступка, ...

С изменениями и дополнениями от:

1, 19 июля, 21, 30 ноября, 3, 6 декабря 2011 г., 25 июня, 3 декабря 2012 г., 5 апреля 2013 г.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Назначение полиции

1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также - государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также - муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее - организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее - должностные лица) в защите их прав.

Статья 2. Основные направления деятельности полиции

1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Статья 3. Правовая основа деятельности полиции

1. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти , осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).

2. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

3. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.

Статья 4. Организация полиции

1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее - подразделения полиции).

3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее - территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

4. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.

5. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Поделиться: