Процесс подтверждения соответствия требованиям.

Подтверждение соответствия на территории России может носить добровольный или обязательный характер (рис. 3.1).

Рис. 3.1.

Добровольное подтверждение соответствия

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия документам по стандартизации, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объекты добровольного подтверждения соответствия:

  • продукция;
  • процессы проектирования, строительства, монтажа, наладки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации;
  • работы и услуги;
  • иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования. Назначение добровольной сертификации отражено на рис. 3.2.

Рис. 3.2.

Обязательное подтверждение соответствия

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации и обязательной сертификации. Проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

Объектом обязательного подтверждения соответствия является продукция, выпускаемая в обращение на территории России.

Декларация о соответствии и сертификат имеют равную юридическую силу и действуют на территории России.

Рассмотрим формы обязательного подтверждения соответствия.

Декларирование соответствия (ст. 24 Закона «О техническом регулировании»). Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом. Заявителем может быть индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющиеся изготовителем либо продавцом, которые для подтверждения соответствия принимают декларацию о соответствии. Третьей стороной могут быть орган по сертификации и (или) аккредитованная испытательная лаборатория (центр). Схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в том случае, если отсутствие третьей стороны приводит к недостижению целей подтверждения соответствия.

На рис. 3.3 представлены схемы декларирования соответствия.


Рис. 3.3.

При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы с целью подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований и измерений и пр.

При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны, заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам включает в доказательственные материалы протоколы исследований, испытаний и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории, а также предоставляет сертификат системы качества. Речь идет о сертификате системы качества, в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат, за объектом сертификации. Сертификат системы качества может использоваться в составе доказательства при принятии декларации о соответствии любой продукции (если техническим регламентом не предусмотрена иная форма подтверждения соответствия).

Обязательная сертификация (ст. 25 Закона «О техническом регулировании»), Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом.

Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, который выдается заявителю органом по сертификации. Наличие такого сертификата облегчает экспорт и импорт продукции и служит гарантией безопасности для покупателя. Сертифицированная продукция обладает более высокими потребительскими свойствами, конкурентна на международном рынке, выше оценивается покупателем, быстрее включается в эксплуатацию, так как отпадает необходимость проведения входного контроля у потребителей. Обязательная сертификация является средством контроля безопасности строительной продукции. Однако нельзя сказать, что сертификат как документ сам по себе открывает путь в светлое будущее и гарантирует спокойное существование организации. Сертификат - только входной билет для участия в конкурентной борьбе.

Сертификат соответствия включает в себя:

  • наименование и местонахождение заявителя;
  • наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию;
  • наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;
  • информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект;
  • наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;
  • информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;
  • информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов;
  • срок действия сертификата соответствия;
  • информацию об использовании или о неиспользовании заявителем национальных стандартов РФ, включенных в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента.

Продукция, соответствие которой подтверждено требованиям технических регламентов, самостоятельно маркируется заявителем знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством РФ. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции только в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов и исключительно на стадии обращения продукции.

При получении и признании достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов орган государственного контроля выдает предписание о разработке изготовителем (продавцом) программы мероприятий с целью предотвращения причинения вреда. Контролирующий орган оказывает содействие в ее реализации и осуществляет контроль по выполнению данной программы. В случае невыполнения предписания или невыполнения программы мероприятий по предотвращению причинения вреда орган государственного контроля вправе обратиться в суд с иском о принудительном отзыве продукции.

Назначение обязательной сертификации отражено на рис. 3.4.

Рис. 3.4.

В соответствии с изложенным материалом основные положения добровольного и обязательного подтверждения соответствия приведены в табл. 3.1.

Основные положения добровольного и обязательного подтверждения соответствия

Таблица 3.1

Основные положения

Добровольное

подтверждение

соответствия

Обязательное

подтверждение

соответствия

Заявитель

Физическое лицо или юридическое лицо

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (изготовитель либо продавец). Круг заявителей устанавливается техническим регламентом

Предмет подтверждения соответствия

Системы добровольной сертификации.

Условия договоров. Документы по стандартизации

Технические регламенты

Объект подтверждения соответствия

Продукция, процессы, работы, услуги

Продукция

Документы, удостоверяющие подтверждение соответствия

Сертификат соответствия

Сертификат соответствия.

Декларация о соответствии

Маркировка объектов

Знак соответствия системы добровольной сертификации

Знак обращения на рынке

Схема подтверждения соответствия (сертификации)

Выбирает заявитель

Выбирает орган, проводящий сертификацию

Подтверждение соответствия - это подтверждение того, что продукция или другие объекты соответствуют условиям реализации и утилизации, хранения, использования, процессов производства, положениям стандартов документально. В деле поставок продукции в последнее время большое значение стали иметь документы, которые подтверждают соответствие той продукции, которая поставляется, тем требованиям, что установлены в стандартах и прочих нормативных документах.

Формы подтверждения соответствия - это такой порядок, по которому происходит удостоверение соответствия продукции или объектов положениям стандартов и условиям условиям договоров, оно является документальным.

Такие подтверждающие документы - результат процедуры, в которой принимают участие три стороны. Как правило, участвующие стороны представляют покупателей (первая сторона) и поставщиков (вторая сторона). Третьей стороной является лицо или орган, который признается независимым в рассматриваемом вопросе участвующих сторон. Как правило, участвующие стороны представляют интересы покупателей (первая сторона) и поставщиков (вторая сторона).

Подтверждение соответствия преследует такие цели: обеспечивает соблюдение в отношении сведений, которые получены при осуществлении подтверждения соответствия; создание определенных условий, при которых по территории РФ товары могут перемещаться свободно, а также для осуществления международной торговли, научно-технического и международного экономического сотрудничества; повышение конкурентоспособности работ, услуг и продукции на российском и международном рынках; помощь покупателям в компетентном выборе услуг, работ и продукции; удостоверение соответствия процессов производства, продукции, перевозки, хранения, эксплуатации, реализации и утилизации, услуг, работ, или других объектов стандартам, техническим регламентам, условиям договоров.

Принципы подтверждения соответствия заключаются в следующем: недопустимость его замещения защита имущественного интереса заявителей, содействие соблюдению коммерческой тайны относительно сведений, которые были получены, когда осуществлялось подтверждение соответствия; невозможность принуждения к тому, чтобы осуществлялось подтверждение добровольного соответствия, включая и определенную систему добровольной сертификации; сокращение длительности проведения обязательного подтверждения соответствия и расходов потребителя; составление списка схем и форм относительно определенной продукции; невозможность использовать обязательное подтверждение к тем объектам, для которых не определены обязательные требования; доступность информации о способе проведения подтверждения соответствия лицам, которые в этом заинтересованы.

Разрабатывается и применяется подтверждение соответствия в равной мере и равным образом независимо от места и страны осуществления процессов производства, происхождения продукции, перевозки, хранения, эксплуатации, утилизации.

Недопустима на практике подмена подтверждения соответствия добровольным.

Добровольное подтверждение соответствия проводят на основании договора между органами сертификации и заинтересованным лицом по инициативе просителя в форме добровольной сертификации. В отношении продукции, продуктов производства, использования, хранения, транспортировки, реализации и утилизации услуг и работ, а также других объектов, устанавливаются требования договорами, системами добровольной сертификации и стандартами, они являются объектами добровольной сертификации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Цели и принципы, формы и схемы подтверждения соответствия. Обязательное и добровольное подтверждение соответствия. Содействие приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг. Обеспечение свободного перемещение товаров по территории РФ.

    презентация , добавлен 30.07.2013

    Отличительные признаки декларации соответствия от сертификации соответствия. Ответственность за нарушение правил сертификации. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий. Формы подтверждения соответствия. Маркировка продукции знаком.

    реферат , добавлен 16.03.2014

    Проведение сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья, цели и принципы подтверждения соответствия. Порядок проведения сертификации майонеза. Отбор образцов, их идентификация и испытание. Принятие решения о выдаче сертификата соответствия.

    курсовая работа , добавлен 19.07.2014

    Цель и основные положения стандартизации. Информация о службах, документах по стандартизации. Основы подтверждения соответствия: цели, принципы. Система добровольной сертификации в строительстве "Росстройсертификация". Порядок проведения сертификации.

    реферат , добавлен 10.12.2014

    Классификация и ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, порядок подтверждения их соответствия и осуществление контроля за оборотом на территории стран Таможенного Союза. Основные требования к качеству и безопасности хлеба и хлебобулочных изделий.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2016

    Ингредиентный состав лаковых покрытий. Подгруппы лаков: цветной, защитный. Оценка качества лака для ногтей "Charme". Схема декларирования соответствия требованиям технических регламентов. Порядок проведения обязательной сертификации маникюрного лака.

    курсовая работа , добавлен 27.12.2011

    Характеристика видеокамеры по показателям качества. Разработка программы повышения качества работы мерчендайзера. Способы подтверждения соответствия, применяемые в супермаркете "Амурский", основные документы, проведение сертификации или декларирования.

    контрольная работа , добавлен 14.07.2011

    Понятие и виды сертификации. Показатели качества и оценка соответствия. Требования к потребительской упаковке, маркировке, процессам хранения, перевозки и утилизации. Правила проведения добровольной сертификации парфюмерно-косметической продукции.

    Второй формой подтверждения соответствия является обязательное подтверждение соответствия. В статье 23 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее Закон 184-ФЗ) устанавливаются общие требования к обязательному подтверждению соответствия, эти требования касаются обоих форм и декларирования соответствия и обязательной сертификации.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона №184-ФЗ, оно проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом и исключительно на соответствие требований технического регламента.

    Статья называет объектами, подлежащими обязательной сертификации, только продукцию, выпускаемую в обращение на территории Российской Федерации. Что означает данное указание закона? Скорее всего имеется в виду, что подтверждение соответствия должно проводится до поступления товаров на рынок силами изготовителя товаров. На последующих стадиях продвижения товара подтверждение соответствия будет производиться в форме государственного контроля и надзора уполномоченными на это органами. Также из положений статьи 23 Закона №184-ФЗ можно сделать вывод, что продукция, подлежащая обязательному подтверждению соответствия, должна предназначаться для дальнейшего продвижения и обращения на рынке.

    Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия устанавливаются только техническим регламентом. При установлении их обязательно учитывается такой фактор, как степень риска недостижения целей технического регламента.

    Существует две формы обязательного подтверждения соответствия:

    · декларирование соответствия;

    · обязательная сертификация.

    Оба документа, и декларация соответствия, и сертификат обладают одинаковой юридической силой независимо от схем обязательного подтверждения соответствия. И декларация и сертификат действуют на всей территории Российской Федерации.

    Процедура обязательной сертификации является платной, работы по сертификации оплачиваются лицом, подавшим заявку на ее проведение (заявителем).

    Методика определения стоимости проведения работ по обязательной сертификации устанавливается Правительством Российской Федерации. Эта методика предусматривает применение единых правил и принципов установления цен на продукцию одинаковых или сходных видов независимо от страны и (или места) ее происхождения, а также лиц, которые являются ее заявителями.

    Необходимо заметить, что в настоящее время система технического регулирования в Российской Федерации находится в состоянии длящейся реформы, и многие документы регулирующие вопросы обязательной сертификации утратили силу, а технические регламенты так и не приняты.

    Знаку обращения на рынке посвящена статья 27 закона №184-ФЗ. Характеризуя данную правовую норму нужно заметить, что в Законе №184-ФЗ знаку обращения на рынке отводится значимая роль. Раньше подобной функциональной принадлежностью обладал знак соответствия, который был предусмотрен Законом о сертификации.

    Знаком обращения на рынке маркируется продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном Законом №184-ФЗ. Изображение знака обращения на рынке утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2003 года №696. Этим же постановлением утверждено и описание знака обращения на рынке. В соответствии с данным Постановлением:

    «Знак обращения на рынке представляет собой сочетание букв «Т» (с точкой над ней) и «Р», вписанных в букву «С», стилизованную под измерительную скобу, имеющую одинаковые высоту и ширину.

    Изображение знака обращения на рынке должно быть одноцветным и контрастировать с цветом поверхности, на которую оно нанесено».

    Обратите внимание!

    Знак обращения на рынке не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях.

    Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется самостоятельно заявителем, способ нанесения маркировки не установлен, пунктом 2 статьи 27 Закона №184-ФЗ этот знак наносится любым удобным для заявителя способом. Все расходы по маркировке несет заявитель.

    Не может быть маркирована знаком обращения на рынке продукция, чье соответствие требованиям технических регламентов не было подтверждено в установленном законом порядке. При нарушении этого правила наступает ответственность по статье 14.7. КоАП РФ «Обман потребителей».

    Более подробно вопросы ответственности за нарушение в области подтверждения соответствия будут рассмотрены в разделе этой книги.

    Статьей 28 Закона №184-ФЗ устанавливаются основные права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия. Необходимо заметить, что данной статьей регламентированы права заявителя независимо от формы обязательного подтверждения соответствия, то есть они распространяются и на декларирование соответствия и на обязательную сертификацию.

    Пункт 1 статьи 28 закона №184-ФЗ посвящен основным правам заявителя. Согласно этому пункту заявитель имеет право:

    · выбрать самостоятельно формы и схему подтверждения соответствия, которая предусмотрена для соответствующих видов продукции определенными техническими регламентами;

    Анализируя данное положение закона можно сделать вывод, что для одной и той же продукции могут применяться различные формы обязательного подтверждения соответствия. В случае, если техническим регламентом предусмотрено несколько схем соответствия для данного вида продукции, заявитель вправе выбрать для себя одну из схем:

    · обратиться в любой орган по сертификации, область аккредитации которого позволяет ему осуществлять сертификацию продукции, которую желает сертифицировать заявитель;

    · обжаловать в орган по аккредитации неправомерные действия органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров), в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Пунктом 2 статьи 28 Закона №184-ФЗ устанавливаются основные обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия. В соотвтествии с данным пунктом заявитель обязан:

    «обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов;

    выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;

    указывать в сопроводительной технической документации и при маркировке продукции сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;

    предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии);

    приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек либо действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено;

    извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;

    приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов».

    Некоторые обязанности перешли в новый закон из действовавшего ранее Закона о сертификации, это следующие обязанности:

    · обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов;

    · выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;

    · предъявлять органам государственного контроля и заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов.

    Список обязанностей значительно расширен, и появление остальных (новых обязанностей) можно назвать одним из достаточно значимых достижений для системы технического регулирования. Для большей эффективности правоприменения целесообразно было бы еще внести в КоАП РФ и Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ) статьи, устанавливающие ответственность за нарушение данных обязанностей.

    Со вступлением в силу Закона №184-ФЗ значительные изменения претерпели условия ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. Новые условия соответствуют общей концепции закона, соответствуют введенным им изменениям. В частности, условия построены на том, что из правомочий федеральных органов исполнительной власти исключены права на решение соответствующих вопросов.

    Так как в соответствии со статьей 23 Закона №184-ФЗ объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая к обращению на территории Российской Федерации. Что значит продукция выпускаемая в обращение? Это продукция готовая, продукция, которая реализуется изготовителем находящимся на территории Российской Федерации, либо же продукция ввозимая на территорию Российской Федерации, которая выпускается в таможенном режиме выпуска для свободного обращения согласно правилам Таможенного кодекса Российской Федерации.

    Итак, установленные Законом №184-ФЗ условия ввоза распространяются на продукцию, ввоз и оборот которой разрешен, и которая предназначена для использования, продажи в соответствии с ее прямым назначением. Например, не будет распространяться данный порядок на продукцию, находящуюся транзитом на территории Российской Федерации, или продукцию, поступающую для дипломатических представительств, находящихся на территории Российской Федерации.

    Именно на продукцию, соответствующую перечисленным характеристикам, распространяются положения, содержащиеся в пункте 1 статьи 29 закона №184-ФЗ, и при помещении продукции под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации. В таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются:

    · декларация о соответствии или,

    · сертификат соответствия,

    · документы об их признании в соответствии со статьей 30 Закона №184-ФЗ.

    Вопрос о признании результатов соответствия будет более подробно рассмотрен автором в разделе 3. данной книги.

    Представление указанных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенный режим отказа в пользу государства.

    Еще одно условие, установленное законодательством Российской Федерации: продукция должна быть внесена в списки, составленные на основании технических регламентов и утвержденные Правительством Российской Федерации с указанием кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Эти списки составляются для целей таможенного оформления. Так, ранее действовал Порядок ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Приказом Государственного таможенного комитета России от 23 мая 1994 года №217. Затем этот Порядок был отменен Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 8 декабря 2003 года №1401 «Об упорядочении нормативной правовой базы ГТК России». А новый документ, регулирующий порядок ввоза на территорию Российской Федерации продукции, требующей обязательного подтверждения соответствия, так и не принят. В пункте 3 статьи 29 Закона №184-ФЗ сказано, что порядок ввоза продукции, требующей обязательного подтверждения соответствия, которая определяется в описанных выше списках, утверждается Правительством Российской Федерации.

    Согласно пункту 2 статьи 29 закона №184-ФЗ продукция, определяемая составляемыми Правительством Российской Федерации списками, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации, и помещаемая под таможенные режимы, которыми не предусмотрена возможность ее отчуждения, выпускается таможенными органами Российской Федерации на территорию Российской Федерации без представления декларации о соответствии, сертификата соответствия и иных предусмотренных пунктом 1 статьи 29 Закона №184-ФЗ документов о соответствии.

    Продукция, представленная на рынке Российской Федерации, не вся производится и выпускается на ее территории. А система технического регулирования, существующая в нашей стране, предусматривает подтверждение соответствия только для продукции, выпущенной в обращение в Российской Федерации. Именно это регулирует статья 30 Закона №184-ФЗ, в которой говорится о признании результатов подтверждения соответствия.

    Российская Федерация заключила с рядом стран международные договоры, в соответствии с которыми полученные за пределами территории Российской Федерации документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, а также протоколы исследований (испытаний) и измерений продукции могут быть признаны на территории Российской Федерации. В таком случае продукция выпускается на территорию Российской Федерации без дополнительных повторных исследований. Порядок признания зарубежных документов о соответствии предусмотрен в заключенных договорах. В настоящее время такие договоры заключены с Грузией, Эстонией и другими странами.

    Можно сделать вывод, что при поставке на территорию Российской Федерации иностранной продукции, которая в соответствии с законодательством России подлежит обязательному подтверждению соответствия в условиях договоров о поставке должно быть предусмотрено обязательство поставщика предоставить сертификат или иных необходимые документы, подтверждающие ее соответствие установленным требованиям, так как от их наличия может зависеть вопрос о получении разрешения на ввоз продукции на территорию Российской Федерации.

    Более подробно с вопросами, касающимися правового регулирования правил сертификации продукции и услуг, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Сертификация продукции и услуг. Правовое регулирование. Практика. Документы».

    Подтверждение соответствия осуществляется в целях :

    Удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации работ, услуг или иных объектов ТР, стандартам, условиям договоров;

    Содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ и услуг;

    Повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международных рынках;

    Создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

    При принятии решения о подтверждении соответствия необходимо руководствоваться следующими принципами :

    1. доступность информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

    2. недопустимость применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

    3. установление перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем регламенте;

    4. уменьшение сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;

    5. недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия;

    6. недопустимость подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией;

    7. защита имущественных интересов заявителей, соблюдение коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия.

    Следует подчеркнуть, что эти принципы декларируют:

    Об открытости и доступности информации по всем вопросам касающихся подтверждения соответствия для всех заинтересованных лиц (принцип 1);

    Недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, если в этом нет необходимости (принцип 2), и превращения, таким образом, добровольной процедуры сертификации в принудительную (принципы 5 и 6);

    Минимизации сроков и расходов при проведении работ по подтверждения соответствия (принцип 4), а также соблюдение коммерческой тайны (принцип 7);

    Обязательность наличия схем и форм подтверждения соответствия (принцип 3).

    5.4. Формы подтверждения соответствия

    Форма подтверждения соответствия определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов на всех этапах их жизненного цикла, выполнения работ или оказания услуг требованиям ТР, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

    Подтверждение соответствия различается не только по форме и содержанию, т.е. может иметь различные схемы подтверждения соответствия.

    Схема подтверждения соответствия – перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям (разд. 5.8.).

    На территории РФ подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер (рис.5.1.):

    добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

    обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

    Принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия);

    Обязательной сертификации.

    Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается Федеральным законом «О техническом регулировании».

    Итак, в системе подтверждения соответствия вводятся две основные формы подтверждения: добровольная и обязательная . В чем же их различие и какую продукцию (работы, услуги) – объекты сертификации , можно и нужно сертифицировать? Какую форму подтверждения соответствия выбрать для того или иного объекта сертификации и кто выбирает эту форму? Зависит ли форма подтверждения соответствия от объекта сертификации? Для чего существуют схемы подтверждения и почему они различны? Равноправны ли различные формы сертификации? На эти и другие вопросы нам необходимо получить ответы.

    Следует отметить, что сертификация продукции (работ, услуг) довольно усложнена. Это обусловлено тем, что в процессе подтверждения соответствия участвуют три стороны (Заявитель, Потребитель и ОС), а сами объекты сертификации чрезвычайно разнообразны: продукция (продовольственные товары, медикаменты, промышленные товары, продукция повышенной опасности, военная продукция, оборудование различного назначения и др.), работы, услуги, системы качества, рабочие места и др.

    Необходимо подчеркнуть, что подтверждение соответствия в Федеральном законе «О техническом регулировании» рассматривается, как соответствие характеристик объекта сертификации требованиям ТР . Однако в переходный период, когда по ряду направлений промышленной деятельности, сертифицирование однородной продукции еще не введено в действие (не разработаны соответствующие ТР), подтверждение соответствия осуществляется с использованием существующей НД, перечень которой определен, как правило, системой сертификации однородной продукции. Поэтому ниже, если по тексту говориться о подтверждении соответствия требованиям ТР, то это справедливо в том случае, если эти регламенты разработаны к настоящему моменту времени.

Поделиться: