Национально-государственное устройство российской федерации. Государственное устройство - это что такое? Признаки государственного устройства
Революция 1905–1907 гг. сплотила буржуазию и землевладельцев национальных регионов вокруг царской власти как самой надежной своей защиты. Классовый страх был сильнее естественного национализма буржуазии. После краха монархического центра положение изменилось, стало преобладать стремление наций к самоопределению. Начался распад империи.
Прежде всего, сепаратизм поразил армию. Еще до февраля 1917 г. были созданы национальные части – латышские батальоны, Кавказская туземная конная дивизия (или Дикая дивизия), Сербский корпус. После Февраля был сформирован Чехословацкий корпус и вдруг "все языки" стали требовать формирования национальных войск.
Командование и правительство не имели определенной установки и не были готовы к этому.
Верховный главнокомандующий генерал А. А. Брусилов разрешил создание "Украинского полка имени гетмана
Мазепы". Началась "украинизация" армии. В конце лета 1917 г. разгорелась борьба за Черноморский флот, на кораблях поднимали украинские флаги, с них списывали матросов-неукраинцев.
Начался территориальный распад империи. После февраля 1917 г. Польша и Финляндия (две территории с развитым национальным господствующим классом) потребовали независимости, Польша к тому моменту была оккупирована Германией, и Временное правительство туманно пообещало признать ее независимость, а Финляндии отказало в самоопределении (разогнав в июне заседание сейма).
Временное правительство провозгласило курс на сохранение "единой и неделимой" России. Однако вся практическая политики Временного правительства способствовала децентрализации и сепаратизму не только национальных окраин, но и русских областей.
Резко усилилось сибирское "областничество" – движение за автономию Сибири. Конференция в Томске (2–9 августа 1917 г.) приняла постановление "Об автономном устройстве Сибири" в рамках федерации с самоопределением областей и национальностей и даже утвердила бело-зеленый флаг Сибири. 8 октября 1917 г. открылся I Сибирский областной съезд. Он постановил, что Сибирь должна обладать всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти, иметь Сибирскую областную думу и кабинет министров. Предусматривалась возможность преобразовать саму Сибирь в федерацию. Ожесточенными противниками областничества были большевики.
I и II Всероссийские мусульманские съезды (с 1 по 11 мая и с 21 по 31 июля 1917 г.) заявили, что не помышляют о выходе из России, но обнаружили две тенденции: на национально-культурную автономию при унитарном государстве и на территориально-федеративное устройство (с созданием автономных республик). Председатель Юридического совещания и Государственный контролер Временного правительства Ф. Ф. Кокошкин разрабатывал даже проект двух Дум – Государственной и Союзной.
Временное национальное управление мусульман внутренней России и Сибири провело всеобщие, прямые и тайные выборы в национальный парламент (миле-меджлис), который должен был собраться 17 ноября 1917 г. в Уфе.
Наиболее неудачно сложились отношения Временного правительства с Украиной.
Уже 4 марта 1917 г. на собрании ряда социалистических партий в Киеве была образована Центральная рада, которая требовала территориально-национальной автономии Украины. Юридическое совещание дало на это отрицательное заключение. В ответ Рада 10 июня 1917 г. провозгласила автономию, что было объявлено "открытым мятежом". В целом политика Временного правительства была непоследовательной, тактика все откладывать "на потом" (до созыва Учредительного собрания) привела к отделению Украины, хотя позиции сепаратистов там были исключительно слабы.
До самого последнего момента вопрос национальногосударственного устройства игнорировался Временным правительством, о нем не упоминается ни в декларациях, ни даже в постановлении о провозглашении России демократической республикой. Лишь в середине октября 1917 г. Особая комиссия (по разработке конституции) подготовила для будущего Учредительного собрания проект законодательного акта об автономии Финляндии и областной автономии.
Парадокс в том, что, заявляя о сохранении "единой и неделимой" России, либерально-буржуазное государство культивировало сепаратизм, а большевики, заявляя о праве наций на самоопределение, везде выступали непримиримыми противниками сепаратизма.
Под государственным (национально-государственным) устройством в юридической науке понимается внутренняя структура государства, правовое положение отдельных составляющих его частей, характер взаимоотношений между ними, а также с центральными органами власти.
Известны три основные формы государственного устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное.
Унитарное - это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. В унитарном государстве существует единая система органов власти, органы административно-территориальных единиц подчиняются центральным органам. Унитарное государство имеет единую территорию, единое гражданство, бюджет и т.д. Административно-территориальные единицы как составные части унитарного государства суверенитетом не обладают. В некоторых Унитарных государствах имеются национальные автономные образования, которые также не являются суверенными.
Федерация представляет собой добровольное объединение государств, обладающих определенной самостоятельностью, в союзное государство на основе федеративного договора. Для федерации характерно наличие сочетания общефедеративных и субъектных территорий, гражданства, конституций, государственных органов, бюджета и т.д.
Субъекты, входящие в федерацию, могут быть как суверенными государствами, так и государственными образованиями, не обладающими суверенитетом. Как правило, все субъекты федерации равноправны во взаимоотношениях с федерацией. В парламентах федеративных государств имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации.
Конфедерация это временный союз "суверенных государств, образованный на основе международных договоров, создаваемый для обеспечения общих целей и интересов. Через такую форму государственного устройства в свое время прошли Швейцария, США, Германия, Канада к др. Конфедерация не имеет единых государственных органов, гражданства, конституции, территории, бюджета и т.д. Весьма близким к конфедерации является в настоящее время СНГ (Союз Независимых Государств).
Национально-государственное устройство России представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей на основе их самоопределения в той или иной форме государственности.
Российская Федерация имеет сложную систему государственного устройства, сочетающую федерализм, унитаризм и автономию. В ее составе: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов - всего 89 субъектов Федерации.
Конституционные основы национально-государственного устройства России включают в свое содержание: закрепление суверенитета и распространение его на всю территорию Российской Федерации; верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ, целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации; установление субъектного состава Федерации; закрепление в качестве основы федеративного устройства России ее государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и субъектов; равноправие и самоопределение народов; равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; единство и равенство федерального гражданства.
Эти положения главы 1 Конституции РФ, регулирующие вопросы федеративного устройства, входят в содержание основ конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией РФ.
Более детально конституционные основы национально-государственного устройства России установлены в главе 3 Конституции РФ "Федеративное устройство". В нормах этой главы закрепляется: состав субъектов Российской Федерации; порядок принятия в Федерацию и образования новых субъектов; основы статуса каждого из видов субъекта; порядок изменения статуса субъекта; вопросы территории и порядок изменения "границ между субъектами Федерации; государственный язык и право республик на установление своего государственного языка; гарантии прав коренных малочисленных народов; государственная символика Российской Федерации; предмет ведения Российской Федерации; предмет совместного ведения и ее субъектов; порядок действия федеральных законов по предметам ведения и вне их предела, верховенство федеральных законов; основы формирования системы органов государственной власти субъектов; основы деятельности федеральных органов исполнительной власти на территориях субъектов; право Российской Федерации на участие в межгосударственных объединениях.
Анализируя конституционные основы национально-государственного устройства России, следует отметить, что общественные отношения в этой сфере во многом регулируются положениями Федеративного договора 1992г. По своему содержанию Федеративный договор состоит из "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации" от 31 марта 1992 г.; "Протокола к Федеративному договору"; "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации" и Протокола к нему от 31 марта 1992 г.; "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации" от. 31 марта 1992 г.
Конституция РФ 1993 года, по существу, подтвердила конституционный характер и действие Федеративного договора, хотя и не включила его в содержание Конституции. Не отменяя Федеративный договор, статья 1 раздела второго Конституции РФ устанавливает, что в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ.
Принципы национально-государственного устройства Российской Федерации представляют собой руководящие начала, основополагающие идеи, закрепленные в Конституции РФ, Федеративном договоре и других актах конституционного права. Эти принципы нашли свое конституционное воплощение в государственном устройстве многонациональной России.
Основными принципами федеративного национально-государственного устройства Российской Федерации являются:
- 1. Добровольность объединения наций и народностей.
- 2. Суверенность и равноправие наций.
- 3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией.
- 4. Национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов Федерации.
- 5. Государственная целостность Российской Федерации.
- 6. Разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов.
- 7. Равноправие субъектов Федерации. Рассмотрим содержание этих принципов.
Согласно ст. 67 Конституции РФ, территория - один из основных признаков государства, определяющий пространство, на которое распространяется суверенитет и власть государства. Каждое государство заинтересовано в ясном определении пределов своей территории, поскольку территориальные споры с соседями рождают много трудностей, а порой чреваты военными конфликтами. Для федеративных государств правовое закрепление своей территории имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государственно-правовое значение. От этого зависят границы федерального суверенитета, т.е. поле действия федерального законодательства.
В конституционном праве России есть понятия «территория Российской Федерации» и «территория субъекта Федерации». Отношение между ними самое простое: первая включает в себя территории ее субъектов. Однако Федерация не вправе по собственному усмотрению менять границы ее субъектов. Границы между ними могут быть изменены только с их взаимного согласия. Под территорией понимается не только ее сухопутная часть, но также внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над территориями субъектов (ч. 3 ст. 67 Конституции РФ). Внутренние воды состоят из рек, озер, заливов и др. Территориальное море - это примыкающий к сухопутной территории морской пояс шириной до 12 морских миль. Воздушное пространство по сложившейся правовой практике включает высоту до 100 км.
Под сухопутной и водной территориями расположены недра, о которых Конституция РФ не упоминает. Тем не менее, по сложившемуся обычаю, они также входят в понятие государственной территории до технически доступной глубины.
К территории морских государств непосредственно примыкают, хотя в нее и не входят, континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Конституция РФ закрепляет в отношении указанных свои суверенные права и юрисдикции, которые, однако, осуществляются в порядке, установленном не только внутренним законом, но и международным правом (ч. 2 ст. 67 Конституции РФ).
Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от берега.
Исключительная экономическая зона - это морское пространство шириной до 200 миль от берега.
Охрана территории, континентального шельфа и исключительной экономической зоны входит в ведение федеральных властей. Они призваны обеспечивать территориальную целостность Федерации и ее субъектов.
Режим границы Российской Федерации установлен Законом РФ о Государственных границах Российской Федерации от 1 апреля 1993 г., а также рядом других нормативных актов и международных договоров с сопредельными государствами.
В принципах национально-государственного устройства Российской Федерации выражена позиция созидателей Конституции РФ, их представление о способе территориальной организации государственной власти в современной России.
Принципы национально-государственного устройства Российской Федерации следующие.
1. Совмещение национальной и территориальной основ структурной организации национально-государственного устройства Российской Федерации. Это выражается прежде всего в том, что субъектами Российской Федерации провозглашаются не только национально-государственные образования, но и соответствующие административно-территориальные единицы.
2. Принцип свободного регионального развития субъектов Российской Федерации. Он находит свое выражение в ст. 72, 73, 76, 77 Конституции Российской Федерации.
3. Принцип равноправия и самоопределения народов лежит в основе одного из способов построения Российской Федерации - национального. Равноправие народов представлено в различных формах национальной государственности - автономных округов, автономной области, республик, в которые на основе волеизъявления самоопределился тот или иной народ. В соответствии с Конституцией РФ они объявляются равноправными субъектами Российской Федерации.
Равноправие народов означает также свободное функционирование национального языка. Как записано в Конституции РФ, «каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка».
Идея равноправия народов пронизывает все содержание ст. 29 Конституции РФ, согласно которой не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая национальную ненависть и вражду, запрещается пропаганда национального превосходства.
4. Принцип равноправия тождественных субъектов Российской Федерации. В Конституции РФ говорится о равноправных субъектах Российской Федерации применительно к республикам, краям, областям, автономным округам.
5. Принцип взаимопомощи народов, их всестороннее сотрудничество между собой.
В принципах национально-государственного устройства Российской Федерации выражена концепция создателей Конституции РФ и их представления о способе территориальной организации государственной власти в современной России.
Основным принципом национально-государственного устройства Российской Федерации является совмещение национальной и территориальной основ его структурной организации. Это выражается в том, что субъектами РФ провозглашаются не только национально-государственные образования такие как республика, автономная область, автономный округ, но и административно-территориальные единицы: область, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург.
По мнению специалистов, такая конструкция федеративного устройства России далеко не бесспорна /7.с67/.
Известно, что всякая федерация как форма национально-государственного устройства является выражением и воплощением определённых отношений. Так, в Индии, Швейцарии, Канаде, Нигерии она - выражение межнациональных взаимоотношений. Напротив, в США, Бразилии, ФРГ, Мексике, Венесуэле она основывается исключительно на территориальном принципе разграничения своих субьектов. Совмещение же сугубо территориального и национального принципов построения федерации означает неоднозначный подход к способу её существования.
В Конституции РФ провозглашается, что Российская Федерация состоит из республик, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов - равноправных субьектов /8.с5/. Каким же образом может осуществиться равноправие между республикой и обычной областью? Ведь равноправие это равенство прав. Очевидно, что если республика обладает конституцией, своим законодательным органом, правительством, министерствами, то такие атрибуты не свойственны области. Поэтому в их статусе уже нет равноправия. Точно также ни о каком равноправии не может идти речи между краем и автономным округом, который входит в его территориальную организацию. Противоречия такого рода заложенные в Конституции уже дали о себе знать, когда речь пошла о выборах губернаторов областей и краёв, в которые входят автономные округа, поскольку не ясно кто "главнее" губернатор области или президент автономной республики или области.
Следующая проблема это несбалансированность представительства субьектов федерации в Совете Федерации Федерального собрания. Если депутаты от национально-государственных образований представляют волю своих народов, то волю кого выражает в Совете Федерации депутаты от краёв и областей, Москвы и Санкт-Петербурга? Очевидно, что не волю народов, а лишь населения, проживающего в их территориальных границах. Тогда это не согласуется со статьёй 5 Конституции, провозгласившей равноправие народов, ибо русский народ представлен в верхней палате 114 депутатами, а все остальные - только двумя /7.с68/.
Придав краям и областям статус субьектов Федерации Конституция РФ инсценировала стремление их властных структур поднять статус этих административно-территориальных единиц до уровня национальных республик. Сравнительно недавно Россия пережила политический шок, когда руководство Уральской области (Екатеринбург) провозгласило свою республику и даже приняло Конституцию. При этом в Основном законе Уральской республики был сконструирован такой новый "этнический" феномен "народ Уральской республики", т.к. в статье 1 указанной конституции было провозглашено, что "единственным источником власти в Уральской республике является народ". С лёгкой руки авторов такой конституции могут появиться воронежский, рязанский, курский и т.д. народы.
Администрация Иркутской области вышла с инициативой создания Законодательного собрания, предусмотренного Уставом области, оно призвано осуществлять законодательное регулирование по вопросам своей компетенции.
Так администрация Иркутской области на практике реализует статью 5, закрепляющую за краем, областью и т.д. право иметь своё законодательство.
Таким образом Конституция РФ заложила правовую основу для появления в областях России своих законов, а это неизбежно ведёт к огосударствлеванию областей, образованию на территории РФ огромного количества маленьких государств /8/.
Выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что совмещение национального и территориального принципов построения Российской Федерации, доведение статусов краёв, областей, городов федерального значения до статуса субъектов федерации, ставит российское общество в своеобразное положение.
Следующим принципом является принцип своеобразного регионального развития субьектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации совместно с общефедеральными органами решают широкий круг вопросов, вне пределов ведения Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти, вне полномочий федерального собрания РФ и др. общефедеральных органов осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и других нормативно-правовых актов, устанавливают самостоятельно свою систему органов государственной власти, в соответствии с основами конституционного строя.
Третий принцип - принцип равноправия и самоопределения народов - лежит также в основе национального построения РФ.
Равноправие народа представлено в различных формах национальной государственности - автономных округов, автономных областей, республик, в которые на основе волеизъявления самоопределился народ. В соответствии с Конституцией РФ они являются равноправными субьектами Российской Федерации. Причём согласно принципу равноправия и самоопределения народов, каждый из них на основе самоопределения может избрать ту форму национальной государственности, которая адекватно выражает потребности его развития.
Равноправие народов означает также свободное функционирование национального языка. Согласно ст.29 Конституции РФ не допускается пропаганда или агитация возбуждающая национальную ненависть и вражду, запрещается пропаганда национального или языкового превосходства.
Четвёртым важнейшим принципом является равноправие тождественных субьектов РФ. В Конституции РФ говорится о равноправных субьектах применительно к республикам, краям, областям, автономным округам. Как уже говорилось выше, эти различные эти различные виды субьектов федерации не могут обладать равными правами. О равноправии может идти речь только применительно к тождественным субьектам Российской Федерации. Указанный принцип является ни чем иным как государственно правовым выражением и воплощением равноправия регионов и соответствующих народов, избирающих ту или иную форму своей национальной государственности.
И, наконец, пятым принципом, лежащим в основе Российской Федерации, является принцип взаимопомощи народов, их всестороннее сотрудничество между собой /7.с68-70/.
Конституция РФ исходит из идеи последовательной федерализации России. Суть российского федерализма выражена в Конституции 1993 г. следующим образом: федеративное устройство РФ основано на её государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субьектов РФ, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
Немного об истории федерализма в России. Процесс объединения княжеств, земель, царств и ханств на Руси шёл разными путями в далёких столетиях, когда складывалось государство Российское, охватывая как добровольные союзы и присоединения, так и завоевательные походы. Со временем Россия превратилась в государство, спаянное во едино не только общностью исторического пути народов, но и общими интересами - экономическими, социальными и т.д. Однако Россия создавалось и развивалось как государство унитарное.
Федерализм в официальных кругах царской России никогда не поддерживался и не признавался, хотя система управления не была примитивной, элементы автономии можно было найти и в Финляндии, и в Польше, а наместник царя на Кавказе по положению своему в регионе был выше министров.
Основные законы царской России провозглашали, что во всём её пространстве власть принадлежала государю.
Федерализм вначале не признавался РСДРП. Считалось, что он ослабляет необходимое единство экономических связей. В принципе партия выдвигала лозунг о самоопределении наций, входящих в состав государства, но не шла дальше требований широкого областного самоуправления, особенно для местностей, отличавшихся национальным составом населения. Ленин и его соратники пересмотрели позже своё отношение к федерализму. Решающую роль сыграл национальный фактор в борьбе за политическую власть. Ещё на кануне первой мировой войны РСДРП провозгласила право наций на самоопределение, отделение, вплоть до образования новых государств. Вместе с тем сразу же была сделана оговорка о том, что решение вопроса об отделении непозволительно смешивать с вопросом о его целесообразности /6.с28/.
Обстановка, создавшаяся на территории царской России, однако, потребовала радикальных решений: центральная власть вынуждена была бороться за своё выживание, а усиление национализма и сепаратизма вело к тому, что от бывшей "единой и неделимой" отпадали целые регионы. Вышли из состава России Польша, Финляндия, Литва, Латвия, Эстония, реальной становилась возможность отделения Украины, Белорусии, Грузии, Армении, Азербайджана. В этих условиях лоэунги федерализма стали спасительными для сохранения крупного государства.
Третий Всероссийский съезд Советов заявил 25 января 1918 г. в Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа, что Советская Россия учреждается как федерация национальных республик. Такой подход в конечном итоге стал принципом, которого придерживались все конституции созданного в 1922 г. Союза ССР.
РСФСР была самой крупной союзной республикой по всем основным показателям: территории и числу населения, экономическому потенциалу и концентрации научных сил. На неё падали все основные тяготы и лишения, перенесённые страной. Но из этого для РСФСР не следовало никаких привилегий. Более того, статистика свидетельствует о сравнительном отставании темпов развития республики по многим параметрам.
В РСФСР входило 16 автономных республик (из 20 во всём СССР), 5 автономных областей (из 8) и все 10 автономных (национальных) округов. Взаимоотношения РСФСР с автономными республиками имели некоторые федерально-юридические признаки. Верховный Совет РСФСР после принятия Конституции СССР, стал двухпалатным органом, имевшим Совет Республики и Совет Национальностей. Конституция СССР не подлежала утверждению Верховным Советом РСФСР и т.д.
И, всё же, если исключить особые права в сфере языка и национальной культуры, имевшимся у автономных областей, то во всём остальном РСФСР оставалась унитарным государством /6.с29-30/.
Всеобщий кризис в экономической, социальной, и политической сферах, разразившийся в СССР, вызвал подъём национального и сепаратистского движения. Бесконечное провозглашение "суверенности", "деклараций о суверенитете" поставили страну на грань развала и даже проведённый в марте 1991 г. всесоюзный референдум о сохранности СССР, где более 75% населения сказали "СССР-да" не спас её от краха.
12 июля 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете России, которая провозглашала идеи независимости и самостоятельности Российского государства. В связи с заключением Федеративного договора в 1992 г. конституционный строй РСФСР стал не только формально, но и фактически развиваться на принципах суверенной государственности.
Существенное отличие нового подхода к принципам федерализма, как говорилось выше, состоит в том, что он не ограничен сферой национальной политики, а выходит за её пределы.
Федеративная природа Российской государственности отличается следующими признаками:
1. Российская Федерация имеет конституцию, принятую путём всенародного голосования, что придаёт ей особую юридическую силу. Наряду с этим республики, входящие в состав, имеют свои конституции, а край, области, город федерального значения, автономная область, автономный округ - свой устав и законода-
тельство. В указанных актах закрепляется правовой статус РФ.
2. Российская федерация обладает своей территорией, на которую распространяется её суверенитет и в пределах пределах которой Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство. В лице своих властных структур она обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
3. Российская Федерация характеризуется наличием единого общероссийского гражданства. Наряду с этим, республики, входящие в состав Российской Федерации, также имеют своё гражданство.
4. Российская Федерация имеет общие для всей федерации высшие органы государственной власти. Акты, принимаемые федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, являются обязательными для каждой республики и действуют на территории всех республик. Это, разумеется, касается и всех других субьектов РФ.
5. Российская Федерация имеет единую денежную, кредитную систему, единый государственный бюджет и единую систему налогов.
6. Не только Российская Федерация, но и её субьекты имеют право внешних отношений с иностранными государствами, комерческими структурами, международными организациями, реализуя при этом свои интересы.
7. Отношения между Российской Федерацией и её субьектами строятся на разграничении их полномочий. Причем Конституция закрепляет исключительные полномочия Российской Федерации и совместную компетенцию РФ и её субьектов. Все же иные полномочия принадлежат субьектам РФ /7.с70-71/.
Как видим, преемственность Конституции РФ в вопросах федерализма с препыдущими Конституциями РСФСР сохраняется, хотя изменяет, уточняет и дополняет многие пункты.
Суверенитет Российской Федерации и её компетенция.
Российская Федерация - суверенное государство. Суверенитет РФ - свойство государственной власти на основе воли многонационального народа России самостоятельно и независимо от других государств реализовывать внутренние и внешние функции государства.
Суверенитет России получил своё правовое закрепление в Конституции РФ. В её нормах провозглашается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ (ст.3), суверенитет РФ распространяется на всю её территорию (ст.4), Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (ст.4), РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.
Суверенитет РФ характеризуется тремя неотъемлемыми чертами: Самостоятельностью государственной власти, её независимостью при осуществлении внутренних и внешних функций государства, дифференциированым содержанием государственной власти, осуществляемой на основе её разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Самостоятельность государственной власти заключается в том, что она реализует своё назначение без вмешательства в её деятельность негосударственных структур. Действуя на основе создаваемых ею правовых предписаний, она определяет государственно-правовое развитие общества и всю систему общественных отношений, имеющих юридическую значимость.
Независимость государственной власти означает, что она по своему усмотрению, без вмешательства других государств осуществляет внутренние и внешние функции РФ.
Дифференциация государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную имеет принципиальное значение, ибо она устраняет её узурпацию со стороны соответствующих структур государства или должностных лиц, придаёт незыблемый характер конституционному положению, соглано которому носителем суверенитета РФ является её многонациональный народ.
Суверенитет РФ представлен в её компетенции. Компетенция РФ, т.е. круг её прав, обязанностей и предметов ведения получила конституционное закрепление в ст.4, 5, 11, 67, 71, 72, 76 и др.
В области государственной, в её ведении находятся следующие вопросы: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеральное устройство и территория РФ, установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их
организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти и т.д.
В области хозяйственного и социально-культурного строительства ведению РФ подлежат: федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономического, экологического, социального и культурного развития РФ; установление основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия и т.д.
В области правовой политики государства в исключительном ведении РФ является: судоустройство, прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство и др. отрасли права.
В области внешних сношений, обороны и государственной безопасности ведению РФ подлежат: вопросы внешней политики и международных отношений, международные договоры, вопросы войны и мира. внешнеэкономические отношения, оборона и безопасность, оборонное производство и многое другое.
Что касается полномочий РФ в области защиты прав и свобод гражданина и человека, то они сгруппированы в различных главах и статьях Конституции РФ. К её ведению относятся: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации;регулирование и защита прав национальных меньшинств; представление политических убежишь и т.д.
Все политические полномочия находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
В совместном же ведении РФ и её субьектов являются полномочия, указанные в статье 72 Конституции РФ. К ним относятся: вопросы обеспечения соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных актов других субьектов; разграничение государственной собственности; природопользование и многое другое /7.с70-74, с103-144; 30.с30-45/.
Политический режим является совокупностью методов, благодаря которым происходит осуществление государственной власти.
Виды режимов
Современная политология выделяет такие разновидности политических режимов:
1. Демократический режим . В государстве с демократическим режимом существует многопартийность - каждая политическая организация имеет реальную возможность прийти к государственному управлению. Обществу доступный идеологический плюрализм, то есть господствующая идеология и ее насильственная пропаганда - отсутствует.
Органы государственной власти при демократическом режиме формируются путем свободного голосования граждан государства, обладающих выборным правом. В демократическом государстве гарантируется защита прав и свобод человека Конституцией и главой государства.
2. Террористический режим . В государстве, в котором господствует террористический режим запрещена деятельность любых других, кроме доминантной, политических партий организаций, народу насильственно навязывается выгодная для правительства идеология, которая активно культивируется органами власти.
Демократические права и свободы не только не гарантируются, но и отсутствуют полностью. Органы государственного управления формируются исключительно правящей верхушкой. В государстве доминирует массовый террор на идеологической основе и полное беззаконие. Террористический режим бывает двух видов - авторитарный и тоталитарный.
Политический режим России
Давайте определим, какой политический режим присущ нашему государству. На сегодняшний день Россия принадлежит к странам демократического режима. Однако наше государство прошло очень тяжелый путь, прежде чем достичь торжества демократии. Долгие века, правление Россией было сконцентрировано в руках монарха, что означает господство авторитарного режима.
Желания демократических преобразований государства и общества привели к тому, что в 1922 году была создана другая, уже тоталитарная империя - Советский Союз. И только в 90- х годах 20 века в нашем государстве впервые произошло зарождение демократии, которая на сегодняшний день уже достаточно укрепилась в российском обществе.
Национально-государственное устройство
Национально-государственной устройство - это система общественных отношений в рамках государственности многонационального общества, которые формируются в форму организации власти. Национально государственное устройство регламентирует статус территориальных национальных суверенных образований в рамках одного государства. Основными видами национально-государственного устройства является федерация и унитарное государство.
Многие источники выделяют и третий вид - конфедерацию, однако она является только содружеством независимых суверенных государств, с целью обеспечения более эффективного взаимодействия. Унитарное государство образовывается в мононациональном обществе и состоит из отдельных не суверенных административных единиц - областей, княжеств, земель и т. д. Федерация - это государственное устройство в многонациональном обществе, которое состоит из автономных, чаще национальных регионов, которые не являются независимыми субъектами международных отношений и подчиняются центру.