Национально-государственное устройство российской федерации. Государственное устройство - это что такое? Признаки государственного устройства

Революция 1905–1907 гг. сплотила буржуазию и землевладельцев национальных регионов вокруг царской власти как самой надежной своей защиты. Классовый страх был сильнее естественного национализма буржуазии. После краха монархического центра положение изменилось, стало преобладать стремление наций к самоопределению. Начался распад империи.

Прежде всего, сепаратизм поразил армию. Еще до февраля 1917 г. были созданы национальные части – латышские батальоны, Кавказская туземная конная дивизия (или Дикая дивизия), Сербский корпус. После Февраля был сформирован Чехословацкий корпус и вдруг "все языки" стали требовать формирования национальных войск.

Командование и правительство не имели определенной установки и не были готовы к этому.

Верховный главнокомандующий генерал А. А. Брусилов разрешил создание "Украинского полка имени гетмана

Мазепы". Началась "украинизация" армии. В конце лета 1917 г. разгорелась борьба за Черноморский флот, на кораблях поднимали украинские флаги, с них списывали матросов-неукраинцев.

Начался территориальный распад империи. После февраля 1917 г. Польша и Финляндия (две территории с развитым национальным господствующим классом) потребовали независимости, Польша к тому моменту была оккупирована Германией, и Временное правительство туманно пообещало признать ее независимость, а Финляндии отказало в самоопределении (разогнав в июне заседание сейма).

Временное правительство провозгласило курс на сохранение "единой и неделимой" России. Однако вся практическая политики Временного правительства способствовала децентрализации и сепаратизму не только национальных окраин, но и русских областей.

Резко усилилось сибирское "областничество" – движение за автономию Сибири. Конференция в Томске (2–9 августа 1917 г.) приняла постановление "Об автономном устройстве Сибири" в рамках федерации с самоопределением областей и национальностей и даже утвердила бело-зеленый флаг Сибири. 8 октября 1917 г. открылся I Сибирский областной съезд. Он постановил, что Сибирь должна обладать всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти, иметь Сибирскую областную думу и кабинет министров. Предусматривалась возможность преобразовать саму Сибирь в федерацию. Ожесточенными противниками областничества были большевики.

I и II Всероссийские мусульманские съезды (с 1 по 11 мая и с 21 по 31 июля 1917 г.) заявили, что не помышляют о выходе из России, но обнаружили две тенденции: на национально-культурную автономию при унитарном государстве и на территориально-федеративное устройство (с созданием автономных республик). Председатель Юридического совещания и Государственный контролер Временного правительства Ф. Ф. Кокошкин разрабатывал даже проект двух Дум – Государственной и Союзной.

Временное национальное управление мусульман внутренней России и Сибири провело всеобщие, прямые и тайные выборы в национальный парламент (миле-меджлис), который должен был собраться 17 ноября 1917 г. в Уфе.

Наиболее неудачно сложились отношения Временного правительства с Украиной.

Уже 4 марта 1917 г. на собрании ряда социалистических партий в Киеве была образована Центральная рада, которая требовала территориально-национальной автономии Украины. Юридическое совещание дало на это отрицательное заключение. В ответ Рада 10 июня 1917 г. провозгласила автономию, что было объявлено "открытым мятежом". В целом политика Временного правительства была непоследовательной, тактика все откладывать "на потом" (до созыва Учредительного собрания) привела к отделению Украины, хотя позиции сепаратистов там были исключительно слабы.

До самого последнего момента вопрос национальногосударственного устройства игнорировался Временным правительством, о нем не упоминается ни в декларациях, ни даже в постановлении о провозглашении России демократической республикой. Лишь в середине октября 1917 г. Особая комиссия (по разработке конституции) подготовила для будущего Учредительного собрания проект законодательного акта об автономии Финляндии и областной автономии.

Парадокс в том, что, заявляя о сохранении "единой и неделимой" России, либерально-буржуазное государство культивировало сепаратизм, а большевики, заявляя о праве наций на самоопределение, везде выступали непримиримыми противниками сепаратизма.

Под государственным (национально-государственным) устройством в юридической науке понимается внутренняя структура государства, правовое положение отдельных составляющих его частей, характер взаимоотношений между ними, а также с центральными органами власти.

Известны три основные формы государственного устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное.

Унитарное - это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. В унитарном государстве существует единая система органов власти, органы административно-территориальных единиц подчиняются центральным органам. Унитарное государство имеет единую территорию, единое гражданство, бюджет и т.д. Административно-территориальные единицы как составные части унитарного государства суверенитетом не обладают. В некоторых Унитарных государствах имеются национальные автономные образования, которые также не являются суверенными.

Федерация представляет собой добровольное объединение государств, обладающих определенной самостоятельностью, в союзное государство на основе федеративного договора. Для федерации характерно наличие сочетания общефедеративных и субъектных территорий, гражданства, конституций, государственных органов, бюджета и т.д.

Субъекты, входящие в федерацию, могут быть как суверенными государствами, так и государственными образованиями, не обладающими суверенитетом. Как правило, все субъекты федерации равноправны во взаимоотношениях с федерацией. В парламентах федеративных государств имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации.

Конфедерация это временный союз "суверенных государств, образованный на основе международных договоров, создаваемый для обеспечения общих целей и интересов. Через такую форму государственного устройства в свое время прошли Швейцария, США, Германия, Канада к др. Конфедерация не имеет единых государственных органов, гражданства, конституции, территории, бюджета и т.д. Весьма близким к конфедерации является в настоящее время СНГ (Союз Независимых Государств).

Национально-государственное устройство России представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей на основе их самоопределения в той или иной форме государственности.

Российская Федерация имеет сложную систему государственного устройства, сочетающую федерализм, унитаризм и автономию. В ее составе: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов - всего 89 субъектов Федерации.

Конституционные основы национально-государственного устройства России включают в свое содержание: закрепление суверенитета и распространение его на всю территорию Российской Федерации; верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ, целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации; установление субъектного состава Федерации; закрепление в качестве основы федеративного устройства России ее государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и субъектов; равноправие и самоопределение народов; равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; единство и равенство федерального гражданства.

Эти положения главы 1 Конституции РФ, регулирующие вопросы федеративного устройства, входят в содержание основ конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией РФ.

Более детально конституционные основы национально-государственного устройства России установлены в главе 3 Конституции РФ "Федеративное устройство". В нормах этой главы закрепляется: состав субъектов Российской Федерации; порядок принятия в Федерацию и образования новых субъектов; основы статуса каждого из видов субъекта; порядок изменения статуса субъекта; вопросы территории и порядок изменения "границ между субъектами Федерации; государственный язык и право республик на установление своего государственного язы­ка; гарантии прав коренных малочисленных народов; государственная символика Российской Федерации; предмет ведения Российской Федерации; предмет совместного ведения и ее субъектов; порядок действия федеральных законов по предметам ведения и вне их предела, верховенство федеральных законов; основы формирования системы органов государственной власти субъектов; основы деятельности федеральных органов исполнительной власти на территориях субъектов; право Российской Федерации на участие в межгосударственных объединениях.

Анализируя конституционные основы национально-государственного устройства России, следует отметить, что общественные отношения в этой сфере во многом регулируются положениями Федеративного договора 1992г. По своему содержанию Федеративный договор состоит из "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации" от 31 марта 1992 г.; "Протокола к Федеративному договору"; "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Феде­рации" и Протокола к нему от 31 марта 1992 г.; "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти

Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации" от. 31 марта 1992 г.

Конституция РФ 1993 года, по существу, подтвердила конституционный характер и действие Федеративного договора, хотя и не включила его в содержание Конституции. Не отменяя Федеративный договор, статья 1 раздела второго Конституции РФ устанавливает, что в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ.

Принципы национально-государственного устройства Российской Федерации представляют собой руководящие начала, основополагающие идеи, закрепленные в Конституции РФ, Федеративном договоре и других актах конституционного права. Эти принципы нашли свое конституционное воплощение в государственном устройстве многонациональной России.

Основными принципами федеративного национально-государственного устройства Российской Федерации являются:

  • 1. Добровольность объединения наций и народностей.
  • 2. Суверенность и равноправие наций.
  • 3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией.
  • 4. Национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов Федерации.
  • 5. Государственная целостность Российской Федерации.
  • 6. Разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов.
  • 7. Равноправие субъектов Федерации. Рассмотрим содержание этих принципов.

Согласно ст. 67 Конституции РФ, территория - один из основных признаков государства, определяющий про­странство, на которое распространяется суверенитет и власть государства. Каждое государство заинтересовано в ясном определении пределов своей территории, поскольку территориальные споры с соседями рождают много труд­ностей, а порой чреваты военными конфликтами. Для фе­деративных государств правовое закрепление своей терри­тории имеет не только международно-правовое, но и внут­реннее, государственно-правовое значение. От этого зави­сят границы федерального суверенитета, т.е. поле действия федерального законодательства.

В конституционном праве России есть понятия «терри­тория Российской Федерации» и «территория субъекта Федерации». Отношение между ними самое простое: пер­вая включает в себя территории ее субъектов. Однако Фе­дерация не вправе по собственному усмотрению менять границы ее субъектов. Границы между ними могут быть изменены только с их взаимного согласия. Под террито­рией понимается не только ее сухопутная часть, но также внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над территориями субъектов (ч. 3 ст. 67 Кон­ституции РФ). Внутренние воды состоят из рек, озер, за­ливов и др. Территориальное море - это примыкающий к сухопутной территории морской пояс шириной до 12 мор­ских миль. Воздушное пространство по сложившейся пра­вовой практике включает высоту до 100 км.

Под сухопутной и водной территориями расположены недра, о которых Конституция РФ не упоминает. Тем не менее, по сложившемуся обычаю, они также входят в по­нятие государственной территории до технически доступ­ной глубины.

К территории морских государств непосредственно при­мыкают, хотя в нее и не входят, континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Конституция РФ закрепляет в отношении указанных свои суверенные пра­ва и юрисдикции, которые, однако, осуществляются в по­рядке, установленном не только внутренним законом, но и международным правом (ч. 2 ст. 67 Конституции РФ).

Континентальный шельф Российской Федерации вклю­чает в себя морское дно и недра подводных районов, нахо­дящихся за пределами территориального моря Российс­кой Федерации на всем протяжении естественного про­должения ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от берега.

Исключительная экономическая зона - это морское пространство шириной до 200 миль от берега.

Охрана территории, континентального шельфа и ис­ключительной экономической зоны входит в ведение феде­ральных властей. Они призваны обеспечивать территори­альную целостность Федерации и ее субъектов.

Режим границы Российской Федерации установлен За­коном РФ о Государственных границах Российской Феде­рации от 1 апреля 1993 г., а также рядом других норма­тивных актов и международных договоров с сопредельны­ми государствами.

В принципах национально-государственного устройства Российской Федерации выражена позиция созидателей Конституции РФ, их представление о способе территори­альной организации государственной власти в современ­ной России.

Принципы национально-государственного устройства Российской Федерации следующие.

1. Совмещение национальной и территориальной основ структурной организации национально-государственного устройства Российской Федерации. Это выражается преж­де всего в том, что субъектами Российской Федерации про­возглашаются не только национально-государственные образования, но и соответствующие административно-тер­риториальные единицы.

2. Принцип свободного регионального развития субъек­тов Российской Федерации. Он находит свое выражение в ст. 72, 73, 76, 77 Конституции Российской Федерации.

3. Принцип равноправия и самоопределения народов лежит в основе одного из способов построения Российской Федерации - национального. Равноправие народов пред­ставлено в различных формах национальной государствен­ности - автономных округов, автономной области, рес­публик, в которые на основе волеизъявления самоопреде­лился тот или иной народ. В соответствии с Конституцией РФ они объявляются равноправными субъектами Россий­ской Федерации.

Равноправие народов означает также свободное функ­ционирование национального языка. Как записано в Кон­ституции РФ, «каждый имеет право на пользование род­ным языком, на свободный выбор языка».

Идея равноправия народов пронизывает все содержа­ние ст. 29 Конституции РФ, согласно которой не допуска­ется пропаганда или агитация, возбуждающая нацио­нальную ненависть и вражду, запрещается пропаганда национального превосходства.

4. Принцип равноправия тождественных субъектов Рос­сийской Федерации. В Конституции РФ говорится о рав­ноправных субъектах Российской Федерации применительно к республикам, краям, областям, автономным округам.

5. Принцип взаимопомощи народов, их всестороннее сотрудничество между собой.

В принципах национально-государственного устройства Российской Федерации выражена концепция создателей Конституции РФ и их представления о способе тер­риториальной организации государственной власти в современной России.

Основным принципом национально-государственного устройства Российской Фе­дерации является совмещение национальной и территориальной основ его структур­ной организации. Это выражается в том, что субъектами РФ провозглашаются не только национально-государственные образования такие как республика, автоном­ная область, автономный округ, но и административно-территориальные единицы: область, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург.

По мнению специалистов, такая конструкция федеративного устройства Рос­сии далеко не бесспорна /7.с67/.

Известно, что всякая федерация как форма национально-государственного ус­тройства является выражением и воплощением определённых отношений. Так, в Индии, Швейцарии, Канаде, Нигерии она - выражение межнациональных взаимоотно­шений. Напротив, в США, Бразилии, ФРГ, Мексике, Венесуэле она основывается исключительно на территориальном принципе разграничения своих субьектов. Сов­мещение же сугубо территориального и национального принципов построения феде­рации означает неоднозначный подход к способу её существования.

В Конституции РФ провозглашается, что Российская Федерация состоит из республик, областей, городов федерального значения, автономных областей, авто­номных округов - равноправных субьектов /8.с5/. Каким же образом может осущес­твиться равноправие между республикой и обычной областью? Ведь равноправие это равенство прав. Очевидно, что если республика обладает конституцией, своим за­конодательным органом, правительством, министерствами, то такие атрибуты не свойственны области. Поэтому в их статусе уже нет равноправия. Точно также ни о каком равноправии не может идти речи между краем и автономным округом, кото­рый входит в его территориальную организацию. Противоречия такого рода зало­женные в Конституции уже дали о себе знать, когда речь пошла о выборах губер­наторов областей и краёв, в которые входят автономные округа, поскольку не яс­но кто "главнее" губернатор области или президент автономной республики или области.

Следующая проблема это несбалансированность представительства субьектов федерации в Совете Федерации Федерального собрания. Если депутаты от нацио­нально-государственных образований представляют волю своих народов, то волю кого выражает в Совете Федерации депутаты от краёв и областей, Москвы и Санкт-Петербурга? Очевидно, что не волю народов, а лишь населения, проживающе­го в их территориальных границах. Тогда это не согласуется со статьёй 5 Кон­ституции, провозгласившей равноправие народов, ибо русский народ представлен в верхней палате 114 депутатами, а все остальные - только двумя /7.с68/.

Придав краям и областям статус субьектов Федерации Конституция РФ инсце­нировала стремление их властных структур поднять статус этих административ­но-территориальных единиц до уровня национальных республик. Сравнительно не­давно Россия пережила политический шок, когда руководство Уральской области (Екатеринбург) провозгласило свою республику и даже приняло Конституцию. При этом в Основном законе Уральской республики был сконструирован такой новый "этнический" феномен "народ Уральской республики", т.к. в статье 1 указанной конституции было провозглашено, что "единственным источником власти в Уральской республике является народ". С лёгкой руки авторов такой конституции могут появиться воронежский, рязанский, курский и т.д. народы.

Администрация Иркутской области вышла с инициативой создания Законода­тельного собрания, предусмотренного Уставом области, оно призвано осуществлять законодательное регулирование по вопросам своей компетенции.

Так администрация Иркутской области на практике реализует статью 5, зак­репляющую за краем, областью и т.д. право иметь своё законодательство.

Таким образом Конституция РФ заложила правовую основу для появления в об­ластях России своих законов, а это неизбежно ведёт к огосударствлеванию облас­тей, образованию на территории РФ огромного количества маленьких государств /8/.

Выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что совмещение национально­го и территориального принципов построения Российской Федерации, доведение статусов краёв, областей, городов федерального значения до статуса субъектов федерации, ставит российское общество в своеобразное положение.

Следующим принципом является принцип своеобразного регионального разви­тия субьектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации совместно с общефедеральными органами решают широкий круг вопросов, вне пределов ведения Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти, вне полно­мочий федерального собрания РФ и др. общефедеральных органов осуществляют соб­ственное правовое регулирование, включая принятие законов и других норматив­но-правовых актов, устанавливают самостоятельно свою систему органов государ­ственной власти, в соответствии с основами конституционного строя.

Третий принцип - принцип равноправия и самоопределения народов - лежит также в основе национального построения РФ.

Равноправие народа представлено в различных формах национальной государ­ственности - автономных округов, автономных областей, республик, в которые на основе волеизъявления самоопределился народ. В соответствии с Конституцией РФ они являются равноправными субьектами Российской Федерации. Причём согласно принципу равноправия и самоопределения народов, каждый из них на основе са­моопределения может избрать ту форму национальной государственности, которая адекватно выражает потребности его развития.

Равноправие народов означает также свободное функционирование нацио­нального языка. Согласно ст.29 Конституции РФ не допускается пропаганда или агитация возбуждающая национальную ненависть и вражду, запрещается пропаганда национального или языкового превосходства.

Четвёртым важнейшим принципом является равноправие тождественных субьек­тов РФ. В Конституции РФ говорится о равноправных субьектах применительно к республикам, краям, областям, автономным округам. Как уже говорилось выше, эти различные эти различные виды субьектов федерации не могут обладать равными правами. О равноправии может идти речь только применительно к тождественным субьектам Российской Федерации. Указанный принцип является ни чем иным как го­сударственно правовым выражением и воплощением равноправия регионов и соответ­ствующих народов, избирающих ту или иную форму своей национальной государ­ственности.

И, наконец, пятым принципом, лежащим в основе Российской Федерации, яв­ляется принцип взаимопомощи народов, их всестороннее сотрудничество между со­бой /7.с68-70/.

Конституция РФ исходит из идеи последовательной федерализации России. Суть российского федерализма выражена в Конституции 1993 г. следующим образом: федеративное устройство РФ основано на её государственной целостности, един­стве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полно­мочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субьектов РФ, равноправии и самоопределении народов в Российской Феде­рации.

Немного об истории федерализма в России. Процесс объединения княжеств, земель, царств и ханств на Руси шёл разными путями в далёких столетиях, когда складывалось государство Российское, охватывая как добровольные союзы и при­соединения, так и завоевательные походы. Со временем Россия превратилась в го­сударство, спаянное во едино не только общностью исторического пути народов, но и общими интересами - экономическими, социальными и т.д. Однако Россия соз­давалось и развивалось как государство унитарное.

Федерализм в официальных кругах царской России никогда не поддерживался и не признавался, хотя система управления не была примитивной, элементы автономии можно было найти и в Финляндии, и в Польше, а наместник царя на Кавказе по положению своему в регионе был выше министров.

Основные законы царской России провозглашали, что во всём её простран­стве власть принадлежала государю.

Федерализм вначале не признавался РСДРП. Считалось, что он ослабляет необходимое единство экономических связей. В принципе партия выдвигала лозунг о самоопределении наций, входящих в состав государства, но не шла дальше тре­бований широкого областного самоуправления, особенно для местностей, отличав­шихся национальным составом населения. Ленин и его соратники пересмотрели поз­же своё отношение к федерализму. Решающую роль сыграл национальный фактор в борьбе за политическую власть. Ещё на кануне первой мировой войны РСДРП про­возгласила право наций на самоопределение, отделение, вплоть до образования новых государств. Вместе с тем сразу же была сделана оговорка о том, что реше­ние вопроса об отделении непозволительно смешивать с вопросом о его целесооб­разности /6.с28/.

Обстановка, создавшаяся на территории царской России, однако, потребова­ла радикальных решений: центральная власть вынуждена была бороться за своё вы­живание, а усиление национализма и сепаратизма вело к тому, что от бывшей "е­диной и неделимой" отпадали целые регионы. Вышли из состава России Польша, Финляндия, Литва, Латвия, Эстония, реальной становилась возможность отделения Украины, Белорусии, Грузии, Армении, Азербайджана. В этих условиях лоэунги федерализма стали спасительными для сохранения крупного государства.

Третий Всероссийский съезд Советов заявил 25 января 1918 г. в Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа, что Советская Россия учреждается как федерация национальных республик. Такой подход в конечном итоге стал прин­ципом, которого придерживались все конституции созданного в 1922 г. Союза ССР.

РСФСР была самой крупной союзной республикой по всем основным показателям: территории и числу населения, экономическому потенциалу и концентрации научных сил. На неё падали все основные тяготы и лишения, перенесённые стра­ной. Но из этого для РСФСР не следовало никаких привилегий. Более того, ста­тистика свидетельствует о сравнительном отставании темпов развития республики по многим параметрам.

В РСФСР входило 16 автономных республик (из 20 во всём СССР), 5 автоном­ных областей (из 8) и все 10 автономных (национальных) округов. Взаимоотноше­ния РСФСР с автономными республиками имели некоторые федерально-юридические признаки. Верховный Совет РСФСР после принятия Конституции СССР, стал двухпа­латным органом, имевшим Совет Республики и Совет Национальностей. Конституция СССР не подлежала утверждению Верховным Советом РСФСР и т.д.

И, всё же, если исключить особые права в сфере языка и национальной культуры, имевшимся у автономных областей, то во всём остальном РСФСР остава­лась унитарным государством /6.с29-30/.

Всеобщий кризис в экономической, социальной, и политической сферах, раз­разившийся в СССР, вызвал подъём национального и сепаратистского движения. Бесконечное провозглашение "суверенности", "деклараций о суверенитете" поста­вили страну на грань развала и даже проведённый в марте 1991 г. всесоюзный ре­ферендум о сохранности СССР, где более 75% населения сказали "СССР-да" не спас её от краха.

12 июля 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете России, которая провозглашала идеи независимости и самостоятельности Россий­ского государства. В связи с заключением Федеративного договора в 1992 г. кон­ституционный строй РСФСР стал не только формально, но и фактически разви­ваться на принципах суверенной государственности.

Существенное отличие нового подхода к принципам федерализма, как говори­лось выше, состоит в том, что он не ограничен сферой национальной политики, а выходит за её пределы.

Федеративная природа Российской государственности отличается следующими признаками:

1. Российская Федерация имеет конституцию, принятую путём всенародного голосования, что придаёт ей особую юридическую силу. Наряду с этим республики, входящие в состав, имеют свои конституции, а край, области, город федерально­го значения, автономная область, автономный округ - свой устав и законода-

тельство. В указанных актах закрепляется правовой статус РФ.

2. Российская федерация обладает своей территорией, на которую распрос­траняется её суверенитет и в пределах пределах которой Конституция РФ и феде­ральные законы имеют верховенство. В лице своих властных структур она обеспе­чивает целостность и неприкосновенность своей территории.

3. Российская Федерация характеризуется наличием единого общероссийского гражданства. Наряду с этим, республики, входящие в состав Российской Федера­ции, также имеют своё гражданство.

4. Российская Федерация имеет общие для всей федерации высшие органы го­сударственной власти. Акты, принимаемые федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, являются обязательными для каждой республи­ки и действуют на территории всех республик. Это, разумеется, касается и всех других субьектов РФ.

5. Российская Федерация имеет единую денежную, кредитную систему, единый государственный бюджет и единую систему налогов.

6. Не только Российская Федерация, но и её субьекты имеют право внешних отношений с иностранными государствами, комерческими структурами, международ­ными организациями, реализуя при этом свои интересы.

7. Отношения между Российской Федерацией и её субьектами строятся на раз­граничении их полномочий. Причем Конституция закрепляет исключительные полно­мочия Российской Федерации и совместную компетенцию РФ и её субьектов. Все же иные полномочия принадлежат субьектам РФ /7.с70-71/.

Как видим, преемственность Конституции РФ в вопросах федерализма с препы­дущими Конституциями РСФСР сохраняется, хотя изменяет, уточняет и дополняет многие пункты.

Суверенитет Российской Федерации и её компетенция.

Российская Федерация - суверенное государство. Суверенитет РФ - свойство государственной власти на основе воли многонационального народа России самос­тоятельно и независимо от других государств реализовывать внутренние и внеш­ние функции государства.

Суверенитет России получил своё правовое закрепление в Конституции РФ. В её нормах провозглашается, что носителем суверенитета и единственным источни­ком власти в РФ является её многонациональный народ (ст.3), суверенитет РФ распространяется на всю её территорию (ст.4), Конституция РФ и федеральные за­коны имеют верховенство на всей территории РФ (ст.4), РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключи­тельной экономической зоне.

Суверенитет РФ характеризуется тремя неотъемлемыми чертами: Самостоя­тельностью государственной власти, её независимостью при осуществлении внут­ренних и внешних функций государства, дифференциированым содержанием государ­ственной власти, осуществляемой на основе её разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Самостоятельность государственной власти заключается в том, что она реа­лизует своё назначение без вмешательства в её деятельность негосударственных структур. Действуя на основе создаваемых ею правовых предписаний, она опреде­ляет государственно-правовое развитие общества и всю систему общественных от­ношений, имеющих юридическую значимость.

Независимость государственной власти означает, что она по своему усмотре­нию, без вмешательства других государств осуществляет внутренние и внешние функции РФ.

Дифференциация государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную имеет принципиальное значение, ибо она устраняет её узурпацию со стороны соответствующих структур государства или должностных лиц, придаёт не­зыблемый характер конституционному положению, соглано которому носителем суве­ренитета РФ является её многонациональный народ.

Суверенитет РФ представлен в её компетенции. Компетенция РФ, т.е. круг её прав, обязанностей и предметов ведения получила конституционное закрепление в ст.4, 5, 11, 67, 71, 72, 76 и др.

В области государственной, в её ведении находятся следующие вопросы: при­нятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблю­дением; федеральное устройство и территория РФ, установление системы феде­ральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их

организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти и т.д.

В области хозяйственного и социально-культурного строительства ведению РФ подлежат: федеральная государственная собственность и управление ею; установ­ление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономичес­кого, экологического, социального и культурного развития РФ; установление ос­нов единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия и т.д.

В области правовой политики государства в исключительном ведении РФ яв­ляется: судоустройство, прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уго­ловно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское за­конодательство и др. отрасли права.

В области внешних сношений, обороны и государственной безопасности веде­нию РФ подлежат: вопросы внешней политики и международных отношений, междуна­родные договоры, вопросы войны и мира. внешнеэкономические отношения, оборона и безопасность, оборонное производство и многое другое.

Что касается полномочий РФ в области защиты прав и свобод гражданина и человека, то они сгруппированы в различных главах и статьях Конституции РФ. К её ведению относятся: регулирование и защита прав и свобод человека и гражда­нина; гражданство в Российской Федерации;регулирование и защита прав нацио­нальных меньшинств; представление политических убежишь и т.д.

Все политические полномочия находятся в исключительном ведении Россий­ской Федерации.

В совместном же ведении РФ и её субьектов являются полномочия, указанные в статье 72 Конституции РФ. К ним относятся: вопросы обеспечения соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных актов других субьектов; разграничение государственной собственности; природопользо­вание и многое другое /7.с70-74, с103-144; 30.с30-45/.

Политический режим является совокупностью методов, благодаря которым происходит осуществление государственной власти.

Виды режимов

Современная политология выделяет такие разновидности политических режимов:

1. Демократический режим . В государстве с демократическим режимом существует многопартийность - каждая политическая организация имеет реальную возможность прийти к государственному управлению. Обществу доступный идеологический плюрализм, то есть господствующая идеология и ее насильственная пропаганда - отсутствует.

Органы государственной власти при демократическом режиме формируются путем свободного голосования граждан государства, обладающих выборным правом. В демократическом государстве гарантируется защита прав и свобод человека Конституцией и главой государства.

2. Террористический режим . В государстве, в котором господствует террористический режим запрещена деятельность любых других, кроме доминантной, политических партий организаций, народу насильственно навязывается выгодная для правительства идеология, которая активно культивируется органами власти.

Демократические права и свободы не только не гарантируются, но и отсутствуют полностью. Органы государственного управления формируются исключительно правящей верхушкой. В государстве доминирует массовый террор на идеологической основе и полное беззаконие. Террористический режим бывает двух видов - авторитарный и тоталитарный.

Политический режим России

Давайте определим, какой политический режим присущ нашему государству. На сегодняшний день Россия принадлежит к странам демократического режима. Однако наше государство прошло очень тяжелый путь, прежде чем достичь торжества демократии. Долгие века, правление Россией было сконцентрировано в руках монарха, что означает господство авторитарного режима.

Желания демократических преобразований государства и общества привели к тому, что в 1922 году была создана другая, уже тоталитарная империя - Советский Союз. И только в 90- х годах 20 века в нашем государстве впервые произошло зарождение демократии, которая на сегодняшний день уже достаточно укрепилась в российском обществе.

Национально-государственное устройство

Национально-государственной устройство - это система общественных отношений в рамках государственности многонационального общества, которые формируются в форму организации власти. Национально государственное устройство регламентирует статус территориальных национальных суверенных образований в рамках одного государства. Основными видами национально-государственного устройства является федерация и унитарное государство.

Многие источники выделяют и третий вид - конфедерацию, однако она является только содружеством независимых суверенных государств, с целью обеспечения более эффективного взаимодействия. Унитарное государство образовывается в мононациональном обществе и состоит из отдельных не суверенных административных единиц - областей, княжеств, земель и т. д. Федерация - это государственное устройство в многонациональном обществе, которое состоит из автономных, чаще национальных регионов, которые не являются независимыми субъектами международных отношений и подчиняются центру.

Поделиться: