Государства по форме территориального устройства делятся на. Территориально-государственное устройство

1. Понятие государственно-территориального устройства

Под государственно-территориальным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая соотношение государства в целом (центральной власти) с его составными частями (регионами). Различают две формы государственно-территориального устройства - унитарную и федеративную.
Унитарное государство - это единое, целостное государство, административно-территориальные единицы которого (области, округа и т. д.) не обладают политической самостоятельностью (не имеют статуса государственных образований)34. Федеративное государство - объединение государственных образований в единое союзное государство, субъекты которого (республики, штаты, земли, кантоны и т. д.) обладают ограниченным суверенитетом35.

2. Конституционно-правовой статус РФ

Россия до революции 1917 г. представляла собой унитарное государство, в состав которого входили ряд автономий с большим объемом полномочий, в частности Польша и Финляндия. В 1918 г. она впервые была провозглашена федеративным государством. После распада СССР в 1991 г., Россия сохранила свое федеративное устройство. Последние изменения в составе Российской Федерации произошли в июне 1992 г., когда Верховный Совет России образовал на части территории бывшей Чечено-Ингушской АССР Ингушскую республику (с 1996 г. - Республика Ингушетия). В 1993 г. Конституция РФ, принятая на всенародном голосовании, окончательно закрепила федеративное устройство России в составе 89 субъектов: 21 республики, 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области и 10 автономных округов36.
Федеративное устройство нашего государства обусловлено двумя основными факторами: первый - Россия - это многонациональное государство и второй - большая территория и численность населения.
На сегодняшний день правовой основой существования российской государственности являются три основных документа: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративный договор от 31 марта 1992 г. и Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г.
Конституционно-правовой статус России отличается рядом важнейших признаков.
1. Российская Федерация является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории, самостоятельно и независимо осуществляющим свои внутренние и внешние функции. Территория РФ включает в себя территории субъектов РФ, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространства над ними. Внутренние воды состоят из рек, озер, заливов, лиманов и др. Территориальное море - это примыкающий к сухопутной территории морской пояс шириной до 12 морских миль. Воздушное пространство включает высоту до 100 километров.
В соответствии с законом, недра в границах территории РФ, включая подземное -пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, различные ресурсы, являются государственной собственностью и по сложившейся традиции входят в понятие государственной территории. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Отделение какой-либо части территории России, включая ее субъекты, противоречит конституции и нормам международного права. РФ определяет статус, режим и осуществляет защиту государственной границы. Режим государственной границы установлен Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации".
2. В Российской Федерации устанавливается единое общегосударственное гражданство. С 1992 г. действует Закон РФ "О гражданстве Российской Федерации". В некоторых субъектах РФ, таких как республики, может устанавливаться собственное гражданство, однако гражданство республик неотделимо от российского. Республиканское гражданство носит производный характер. Это означает, что: а) человек не может получить гражданство той или иной республики, не являясь гражданином РФ, б) утрата гражданства Российской Федерации, автоматически означает утрату имеющегося республиканского гражданства.
3. Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется наличием единой системы права, включающей в себя:
- федеральные нормативно-правовые акты;
- нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации;
- нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.
К системе права РФ относятся также нормативно-правовые акты бывшего СССР, но лишь те, которые не противоречат Конституции и законодательству РФ. Законодательные акты СССР действуют до момента принятия соответствующих законодательных актов РФ. Ядром всей системы права выступает Конституция РФ, имеющая высшую юридическую силу, прямое действие и применяемая на всей территории страны (ст. 15 Конституции РФ).
В соответствии с ее нормами, составной частью системы права РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права, а также ратифицированные международные договоры РФ. Причем если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора.
4. В России действует единая система государственной власти, построенная на принципе разделения властей и с учетом федеративного устройства государства. Главой государства выступает Президент РФ. Исполнительная власть представлена Правительством РФ, Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган в стране. Конституционный суд РФ, Верховный суд и Высший арбитражный суд РФ осуществляют высшую судебную власть в РФ. Все акты федеральных органов государственной власти, принятые в пределах их ведения, являются обязательными на всей территории страны.
В субъектах РФ также действует система органов государственной власти, образуемая ими самостоятельно, но в соответствии с общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, установленных Федеральным законом43.
5. В России как федеративном государстве разграничиваются предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами. Статья 71 Конституции закрепляет предметы исключительного ведения РФ, статья 72 закрепляет предметы совместного ведения РФ и ее субъектов. Все другие полномочия вне пределов ведения федерации (ст. 71) и совместного ведения федерации и субъектов федерации (ст. 72) относятся к исключительному ведению субъектов РФ (ст. 73, так называемая остаточная компетенция). Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции как федерации, так и ее субъектов. Между РФ и ее субъектами могут заключаться договоры о разграничении предметов ведения и полномочий.
По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ.
6. Федеральная собственность - один из элементов конституционного статуса РФ. Исключительно к федеральной собственности относятся объекты, составляющие основу национального богатства страны, объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач, объекты оборонного производства, объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства, и др.
7. Федерация имеет единую денежную и кредитную систему. Денежной единицей является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Организация денежного обращения также возлагается на Центральный банк РФ, который планирует объем производства, перевозки и хранения банкнот и монет, создание резервных фондов и т. д. Расчеты на территории РФ осуществляются в рублях, запрещается проведение расчетов в иностранной валюте, введение и эмиссия других денег не допускается.
8. Российская Федерация имеет единые Вооруженные силы, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной целостности страны. Верховным главнокомандующим является Президент РФ. Решение об использовании Вооруженных сил РФ за пределами страны принимается Советом Федерации.
9. Россия обладает правом внешних сношений с иностранными государствами. Федерация обладает правом неограниченного участия в межгосударственных объединениях и организациях, системах коллективной безопасности, а также правом заключать международные и межгосударственные договоры и соглашения.
10. На всей территории РФ государственным языком является русский. Это означает, что он изучается в образовательных учреждениях, на нем издаются официальные документы, ведется работа во всех органах государственной власти, местного самоуправления и судах. Однако государство признает равные права всех языков народов России на их сохранение и развитие44.
11. Российская Федерация имеет свои государственные символы - флаг, герб и гимн. Их описание и порядок официального использования определяются федеральным конституционным законом45. Конституция устанавливает, что столицей РФ является Москва, статус которой определяется федеральным законом о статусе столицы РФ46.

3. Конституционно-правовой статус субъектов РФ

Российская Федерация состоит из двадцати одной республики, шести краев, сорока девяти областей, двух городов федерального значения, одной автономной области, десяти автономных округов. Конституционно-правовой статус субъектов федерации устанавливается Конституцией РФ, Федеративным договором, федеральными конституционными законами, конституциями республик, уставами других субъектов федерации, договорами о разграничении предметов ведения и компетенции, иными правовыми актами. Статус субъекта РФ включает в себя совокупность его прав, полномочий, обязанностей и ответственности. Его статус также зависит от принадлежности к определенному виду субъектов.
Профессор А. Е. Козлов выделяет три разновидности субъектов РФ: 1) республики, имеющие статус государства; 2) политико-территориальные образования: края, области, города федерального значения; 3) национально-территориальные образования: автономная область и автономные округа47.
В соответствии со ст. 5 Конституции, все субъекты РФ между собой равноправны, однако фактически существуют субъекты с различными статусами. Так, республики, в отличие от всех иных субъектов федерации, объявлены государствами, имеющими конституцию, собственную столицу, республиканское гражданство. В то же время существуют субъекты РФ, которые "вынуждены" располагаться на одной и той же территории (практически все автономные округа): самостоятельные субъекты федерации входят в состав краев и областей, т. е. других самостоятельных субъектов России.
При этом конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется рядом общих признаков.
Во-первых, у субъектов РФ существует своя правовая система, включающая в себя конституцию (в республиках), уставы (в других субъектах федерации), законы и подзаконные акты. Правовая система субъекта федерации является частью общегосударственной правовой системы. Однако правовые акты по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, а также по предметам ведения субъектов РФ, в рамках представленной им компетенции, принимаются ими самостоятельно.
Во-вторых, субъекты РФ обладают своей территорией в пределах административных границ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены по их взаимному согласию.
В-третьих, субъекты РФ обладают собственной системой государственных органов, основывающейся на общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом,48 а также на принципе разделения властей.
В-четвертых, субъекты РФ обладают ограниченной международной правосубъектностью, они вправе осуществлять международные и внешнеэкономические отношения, однако не имеют права требовать дипломатического признания. Международная деятельность субъектов РФ координируется федеральными органами государственной власти
В-пятых, субъекты РФ обладают своей собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения этой собственностью регулируются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
По общему правилу статус субъекта может быть изменен, в соответствии с федеральным конституционным законом, по взаимному согласию РФ и субъекта РФ. Не влечет изменения статуса субъекта изменение его названия, если оно не связанно с изменением вида субъекта. Конституцией также предусмотрена возможность образования в составе РФ нового субъекта и принятия в ее состав нового субъекта.

Введение

2. Федерация

2.1 Модели федерализма

3. Российская Федерация

3.1 Истоки федеративной государственности России

3.2 Конституционная модель российского федерализма

3.3 Проблемы Российского федерализма

3.4 Четыре этапа российского федерализма

3.5 Россия - унитарная Федерация

4. Конфедерация

Заключение

Список использованных источников

Введение

Общепризнанно, что элементы составляющие государство, - это территория, население и публичная власть. Среди элементов государства особо выделяется именно её территория. Так как без собственной территории не может быть государства. Форма государственного устройства представляет собой внутреннее деление государства на составные части: административно-территориальные единицы, автономные, культурные, политические образования. Она отражает характер отношений государства в целом и отдельных его частей.

Проблема форм государственного устройства является традиционной для теории государства и права. Вместе с тем рассматриваемая тематика имеет важное теоретическое и практическое значение. Ее актуальность обусловлена теми процессами, которые характерны как для государственного строительства в России, так и для формирования межгосударственных отношений в эпоху глобализации. Многие вопросы, касающиеся форм государственного устройства и остающиеся до сих пор нерешенными и дискуссионными.

В данной работе будут рассмотрены основные формы территориального устройства государства - унитарные и федеративные. Особое внимание будет уделяться федерации. Это выделение обусловлено, прежде всего, тем что в России именно эта форма государственного устройства. И на примере Российской Федерации, мы проследим становление федерализма, его основные плюсы и минусы. Рассмотрим, в каких условиях он зарождался.

Отдельно будет рассмотрена конфедерация. Тема конфедерации является одной из самых дискуссионных. А именно, вопрос о том, в каком качестве её рассматривать - как особую форму государственного устройства, либо как территориальную организацию союза государств.

1. Территориальное устройство государства

В последние годы само понятие "форма государственного устройства" подвергается критике, намечается тенденция к исключению его из научного оборота, замене более адекватным термином. Чиркин В.Е. указывает, что в политической литературе понятию "государственное устройство" придавалось излишне широкое содержание: нередко имелся в виду государственный строй в целом, а иногда включались и некоторые важнейшие элементы общественного строя (например, партии) . Поэтому в последние годы этот термин стремятся заменить формулировкой "территориально-политическое устройство" государства. Из-за отсутствия достаточно аргументированной альтернативы по традиции сохраняется термин "государственное" устройство, но в юридической литературе при его употреблении имеется в виде только устройство территории государства, соотношение государства как целого с его основными частями.

Внутреннее деление государства, правовое положение его частей, их взаимоотношения друг с другом и с центральными органами власти охватываются понятием "территориальное устройство государства" . В учебной и научной литературе прослеживается единство в характеристике этого термина. На сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства - унитарная (простая) и сложная. За основу типологизации формы государственного устройства здесь берут критерий "простоты". Примитивность и алогичность подобного подхода очевидна. В дальнейшей классификации ведутся споры. В частности, современные учёные третьей формой государственного устройства выделяют конфедерацию, тогда как другие определяют её лишь как союз государств. Также появилось такое понятие, как региональное государство, это понятие ещё не воспринято основными законами, хотя является научным термином. Также в классификации сложных государств выделяют такие понятия, как протекторат и уния. Но для того, чтобы более наглядно проследить эту специфику, необходимо дать характеристику традиционным, классическим формам государственного устройства.

1.1 Унитарное государственное устройство

Унитарное государство - это единое цельное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственности не обладают.

Унитарная форма государственного устройства имеет ряд признаков, которые характеризуют ее с различных аспектов. На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами местного самоуправления или органами управления на местах. Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности .

Территория унитарного государства состоит из определённых частей, которые принято именовать административно-территориальными единицами. Критерий их выделения может быть различным: экономическая целесообразность, исторические, географические особенности и т.д. Главное при этом то, что центральная власть определяет границы тех или иных частей унитарного государства и их статус.

Управление административно-территориальными единицами может осуществляться, как централизованно, т.е. назначенным из центра чиновником, таки децентрализовано, т.е. на началах местного самоуправления. Границы местного самоуправления весьма подвижны, чётких критериев здесь нет, за исключением одного принципа: вопросы государственного значения решаются не на местах, а "в центре" .

Форма унитарного государства даёт возможность более полной концентрации ресурсов в руках "центра", она может способствовать ускорению экономического и культурного развития страны, складыванию единой нации. Именно в этих целях в ряде развивающихся стран федеративные государства были преобразованы в унитарные .

В современном мире простые (моноструктурные) государственные образования представляют собой скорее исключение и являются в большей степени архаизмами, сохранившимися в процессе социально-политической эволюции (к числу таких государств можно отнести Ватикан, Сан-Марино, Люксембург и некоторые другие "государства-карлики") .

1.2 Сложное государственное устройство

Сложное государство предполагает существование государства, включающего в себя другие государственные образования. В типологии сложных государств, принято выделять такие классы, как протекторат и уния.

Протекторат - это международный договор, по которому одно государство обязывается оказывать другому покровительство. А именно: осуществлять его представительство во внешних делах осуществлять вооружённую защиту, а иногда оказывать экономическую и культурную помощь.

Под унией понимают союз, соединение объединение государств. Среди уний различают конфедерации, федерации, объединения монархических государств в форме реальной и персональной унии, фузии, инкорпорации и империи .

В настоящее время абсолютное большинство государств имеют сложное территориальное устройство. Наиболее интересными в плане изучения, с нашей точки зрения, представляются федерация и конфедерация.

2. Федерация

Федеративную форму государственного устройства называют "сложной", поскольку федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают признаками государственностиhttp://www.allpravo.ru/diploma/doc33p/instrum1619/item1621.html - _ftn22#_ftn22. Как отмечается в литературе, федеративное государственное устройство является уникальным, так как, во-первых, оно неоднородно, во-вторых, разнообразно. Несмотря на разнообразие и неоднородность федеративного устройства в разных странах можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, характерные для большинства из них:

территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.;

верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией;

субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, которая не может противоречить федеральной, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;

основная общегосударственная деятельность осуществляется союзными государственными органами, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.)

одна из палат парламента представляет интересы субъектов федерации

как правило, субъекты федерации лишены права сецессии, т.е. не могут в одностороннем порядке выйти из федерации .

Федерации образуются либо в результате договора между независимыми государствами, осознавшими необходимость государственного объединения для совместной реализации своих общих интересов и превращающимися в субъекты федерации, либо вследствие присоединения к государству территорий с сохранением их определенной государственной обособленности, либо в результате возрастания степени автономии территориальных единиц высшего уровня и приобретения ими

Неразрывно связаны. Изучение государства и права следует начинать с происхождения государства. Возникновению государства предшествовал первобытно-общинный строй, при котором основой производственных отношений была общественная собственность на средства производства. Переход от самоуправления первобытного общества к государственному управлению длился столетиями; в различных исторических регионах распад первобытно-общинного строя и появление государства происходили по-разному в зависимости от исторических условий.

Первые государства были рабовладельческими. Вместе с государством возникло и право как выражение воли господствующего класса.

Известно несколько исторических типов государства и права — рабовладельческий, феодальный, буржуазный. Государство одного и того же типа может иметь разные формы устройства, правления, политического режима.

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

  • форма правления — определяет кому принадлежит власть;
  • форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;
  • политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Форма государственного правления

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

  • абсолютная (всевластие главы государства);
  • конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

  • парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);
  • президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);

Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальным отличительным признаком президентской республики является отсутствие должности премьер- министра, а также жесткое разделение властей.

Особенностями президентской республики являются: внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; отсутствие парламентской ответственности, т. е. возможности роспуска парламента президентом.

В парламентарной республике провозглашается принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальным отличительным признаком парламентарной республики является наличие должности премьер-министра.

Во второй половине XX в. появились смешанные формы правления, сочетающие в себе черты президентской и парламентарной республик.

Формы государственного устройства

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

  • Унитарные
  • Федеративные
  • Конфедерации

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарное государство

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

  • существование одноуровневой системы законодательства;
  • подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
  • существование только одного гражданства;

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративное государство

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

  • союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;
  • наличие двухуровневой системы государственных органов;
  • двухканальная система налогообложения.

Федерации можно классифицировать:

  • по принципу формирования субъектов:
    • административно-территориальные;
    • национально-государственные;
    • смешанные.
  • по юридической основе:
    • договорные;
    • конституционные;
  • по равенству статусов:
    • симметричные;
    • ассиметричные.

Конфедерация

Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

  • межгосударственные союзы;
  • содружества;
  • сообщества государств.

Политический режим

Политический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.

Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим ; государство — правовым, авторитарным, тоталитарным .

Характеристика Российского государства

Российское государство — это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

В состав России входят 89 субъектов Российской Федерации: республики, края, автономная область, области, города федерального значения, автономные округа. Все эти субъекты равны. Республики имеют свою конституцию и законодательство, остальные субъекты Российской Федерации — свои уставы и законодательства.

В ст. 1 сказано: “Российская Федерация — Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами”.

Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей.

Понятие и основные положения конституционного (государственного) права

Конституционное (государственное) право является основополагающей Российской Федерации.

Конституционное право закрепляет принципы, основные отправные начала, которыми должны руководствоваться все другие отрасли права. Именно конституционное право определяет экономическую систему Российской Федерации, положение личности, фиксирует государственное устройство России, систему судебных органов.

Основной нормативный источник этой отрасли права — Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституция закрепила факт существования России в качестве самостоятельного независимого государства, что, как известно, произошло 25 декабря 1991 г.

Основы конституционного строя закреплены в первой главе Конституции. Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Демократизм Российской Федерации проявляется прежде всего в том, что человек, его права и свободы объявлены Конституцией высшей ценностью, а государство берет на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Демократизм Российской Федерации состоит также в том, что власть народа проявляется во время референдумов и свободных выборов.

В состав России входит некоторое число равноправных субъектов Российской Федерации, каждый из которых имеет свое законодательство. Это и есть федеративное устройство России.

Вместе с тем федеративное устройство России основывается на государственной целостности страны и на единстве системы государственной власти.

Конституция подчеркивает, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории России, а самой территории нашей страны обеспечивается целостность и неприкосновенность.

Правовой характер государства и права России проявляется в том, что все основные общественные отношения, все права и обязанности граждан должны определяться правом и фиксироваться прежде всего на уровне закона. Кроме того, соблюдение закона должно быть обязательным не только для отдельных граждан и организаций, но и для всех органов государственной власти, в том числе для высших органов власти и управления.

Республиканская форма правления в России определяется наличием трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Все они находятся во взаимном единстве и вместе с тем контролируют друг друга, обеспечивают равноправие различных ветвей власти.

В конституционном праве закреплены и важнейшие принципы экономической жизни страны. Это прежде всего единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, обеспечение свободы экономической деятельности.

Основой экономических отношений являются нормы, касающиеся собственности. В России признаются и получают равную защиту частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Этот принцип, относящийся к собственности, применяется и к одному из важнейших богатств страны — к земле. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В России провозглашено и проводится в жизнь идеологическое и политическое многообразие. При этом никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной или обязательной.

Россия — светское государство . А это значит, что никакая религия не может быть введена в качестве государственной или обязательной, а церковь отделена от государства.

В Конституции России установлены основные принципы построения правовой системы и законодательства.

Конституция России имеет высшую юридическую силу. Она является законом прямого действия, т. е. может сама по себе применяться на практике и в судах.

Все законы подлежат обязательному официальному опубликованию, без чего они не применяются.

Любые нормативные акты (а не только законы), затрагивающие , не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Наконец, поскольку Россия входит в сообщество государств мира, она применяет общепризнанные мировые принципы и нормы права. Правила международного договора, в котором участвует Российская Федерация, считаются обязательными для применения на территории России.


Прикрепленные файлы
Название / Скачать Описание Размер Скачано раз:
ред. от 30.12.2008 43 Кбайт 2734

Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Конституция Российской Федерации. Ст. 1

В результате освоения данной темы студент должен: знать

  • государственно-территориальное устройство России;
  • состав и особенности федеральных округов России;В уметь
  • проводить анализ социально-экономического положения федеральных округо России;
  • применять знания о федеральных округах к разработке стратегий их развития;В владеть
  • навыками системного анализа федеральных округов России;
  • методами оценки развития федеральных округов.

Содержание государственно-территориального устройства России

Основой государственного управления является территориальное устройство государства. Территориальное деление (установление военных, горных, энергетических и других округов) обеспечивает функционирование различных сфер деятельности и отраслей хозяйства. Ключевы его элементом является административно-территориальное устройство с помощью которого осуществляется управление экономической, социальной, культурной, общественной и иными сферами жизни страны.

Помимо административно-территориального устройства государственное устройство содержит также характеристики организационно-правового типа государства, статуса его территориальных образований, особенност политико-территориальной организации власти. В последней центрально место отводится правовому положению региональных частей государств и их взаимоотношениям с центром. При этом единое государство с административно-территориальными единицами, не имеющими политическо самостоятельности, называется унитарным. Государство, опирающеес на объединение относительно самостоятельных государственных образований с равным статусом, является федеративным.

Следовательно, административно-территориальное устройство представляет собой распределение территории страны по составляющим, на основе которых формируется структура и реализуется деятельност органов государственного или муниципального управления для достижения их задач и функций .

Государственно-территориальное устройство - это совокупность подсистем территориального деления и государственного управления (например, федеральные округа или субъекты федерации) и местное территориальное устройство.

Административно-территориальное устройство обусловливается целями и особенностями типа государства. Оно включено в постоянно взаимодействие с управленческой структурой государства и выстраивается на протяжении истории под влиянием выполняемых государство функций, реализуемой политики, возможностей участия граждан в государственном управлении, предоставления национальным меньшинства определенного государственно-правового положения.

Территориальное устройство определяется организационно-правовой формой государства, ее спецификой. Административные единицы федеративных государств создаются исходя из национальной, территориально или и той, и другой вместе.

Изменения и увеличение аппарата государственного управления привели к формированию многоуровневого и разветвленного деления на специальные округа для достижения административных целей центральных органов власти. Специальные округа (районы ) являются территориями в которых функционирует подразделение центрального органа власти, реализующее полномочия, установленные для данного органа власти. Специальных округов множество, их границы часто не согласуются с границам административно-территориального деления. Среди специальных округов выделяют военные, военно-воздушные, лесные, налоговые, почтовые судебные, топливные, транспортные, финансовые и другие округа . Некоторые из них делятся на меньшие части.

В Конституции Российской Федерации закреплены термины «территория Российской Федерации» и «территория субъекта Российской Федерации». Последний термин является составляющим элементом первого. При этом территория охватывает еушу, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над территорией государства. В Конституции Российской Федерации в сг. 65 закреплена федеративная природ государства, в состав которого входят субъекты Федерации - республики края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округа (табл. 5.1). Здесь же установлено разделение предмето ведения Федерации, ее субъектов и совместного ведения.

Один из ключевых принципов федеративного государственного устройства заключается в равноправии субъектов Федерации во взаимодействии с федеральными органами государственной власти .

Субъекты Российской Федерации

Таблица 5.1

Тип субъектов РФ

Субъект РФ

Республики

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республик Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика Чувашская Республика - Чувашия

Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский

Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская

Города федерального значения

Москва, Санкт-Петербург, Севастополь

Автономная

Еврейская автономная область

Автономные

Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО - Югра, Чукотский АО, Ямало-Ненецкий АО

Ученые и специалисты отмечают, что федеративное устройство нашего государства характеризуется асимметричностью, которая проявляется прежде всего в разнородности российского государственно-территориального устройства .

Республики РФ выделяются среди других субъектов Федерации тем, что каждая из них имеет свою конституцию, некоторые возглавляются президентами, законодательный орган именуется парламентом и т.д. Наблюдается значительный разрыв в социально-экономическом положении субъектов Федерации. Среднедушевые доходы населения самого богатого регион в 6 раз превышают аналогичный показатель самого бедного, число высших образовательных учреждений отличается в 268 раз, объем произведенной продукции - в 1000 раз и более (по данным 2013 г.).

Административно-территориальное устройство России представляет собой основу для формирования системы региональных и местных законодательных и исполнительных органов власти. Административные и экономические регионы являются точками отсчета для сбора, учета и обобщени политической, экономической, социальной и иной информации для государственной статистики и прогнозирования. Благодаря административно-территориальному устройству обеспечивается реализация правовых нор на соответствующей территории, в том числе прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции РФ.

При этом понятие «территориальная организация государства» более широкое, чем «административно-территориальное устройство». Последне заключается в построенной по территориальному принципу государственной организации общества, в то время как территориальная организаци государства охватывает порядок устройства элементов, составляющи государственную территорию, формирование экономических районов, планирование и прогнозирование их развития, регулирование хозяйственно деятельности административно-государственных территорий, отношени между ними, участие государства в экономической, социальной, культурной жизни общества.

По форме территориального государственного устройства современные государства делятся на простые (унитарные) и сложные (федерации).

Первой исторической формой простого государства принято считать античные полисы - города с близлежащей округой, которые представляли собой целостные государственные образования, не имевшие даже административно-территориального деления.

Современной формой простого государства является унитарное (лат. unus - один) государство, которое отличается полной централизацией государственной власти, политическим единством и неделимостью. Это означает, что оно включает в себя лишь административно-территориальные (иногда национально-территориальные) образования, которые хотя и отличаются известным своеобразием, но не имеют ни собственного законодательства, ни собственного правительства, ни особого судоустройства, ни собственного аппарата принуждения и подчиняются центральной власти во всех вопросах проводимой ею политики (Болгария, Греция, Польша, Финляндия, Франция).

Унитарные государства бывают простыми (симметричными) и сложными (асимметричными). Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц, имеющих одинаковый юридический статус (Алжир, Колумбия, Польша). Сложное унитарное государство имеет в своем составе одно или несколько автономных образований, которые обладают некоторыми правами, отличными от других административно-территориальных единиц (Великобритания, Дания, Китай).

Возможна также классификация унитарных государств на централизованные и относительно децентрализованные, в которых развита система местного самоуправления.

В теории государства выделяют подчас так называемое региональное государство, которое рассматривают как переходное от унитарного государства к федерации. В настоящее время такая форма существует в четырех странах: Италии, Испании, Шри-Ланке и ЮАР. Вся территория регионального государства разделена на политические автономные образования. Эти образования не принимают своих конституций, но имеют местные представительные собрания с законодательными полномочиями и собственную администрацию.

Современной формой сложного территориального устройства является федерация (лат. fedus - союз) - союзное государство, включающее в себя несколько государственных образований - субъектов (членов) федерации. В федерации наряду с федеральными органами законодательной и исполнительной власти, представляющими все государство, существуют органы законодательства и управления в субъектах федерации (землях, штатах, кантонах, округах, республиках и т. д.), которые обладают правом принятия собственных конституций. Предметы ведения федерации и ее субъектов разграничиваются союзной конституцией. Государственные образования внутри федерации обладают юридически определенной политической самостоятельностью, в сферу которой не могут вмешиваться федеральные органы. Субъекты федерации могут, например, принимать собственные законы, не противоречащие федеральным законам, иметь денежные средства и расходовать их на собственные нужды и т. д. В федерации параллельно существуют единое союзное гражданство и гражданство союзных единиц.

Вместе с тем субъекты федерации не обладают государственным суверенитетом. В частности, они лишены права на односторонний выход из федерации, не являются самостоятельными субъектами международных отношений (субъектом международного права является федерация в целом), не имеют собственной валюты, собственных вооруженных сил и т. д. В случае нарушения субъектом федеральной конституции центральная власть получает право на применение принудительных правовосстановительных мер по отношению к такому субъекту федерации. Принцип построения федерации: целое определяет части (Австралия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Пакистан, Россия, США, ФРГ, Эфиопия и др.; всего в мире существуют 24 федерации).

Следует иметь в виду, что распределение полномочий между федерацией и ее субъектами зависит от многих обстоятельств. Если федерация возникает через объединение суверенных унитарных государств, то она может строиться как договорная федерация, с сохранением максимально возможного объема прав за каждым субъектом федерации и закреплением этого в двустороннем договоре с федеральным центром (США). Если же унитарное государство преобразуется в федерацию, то вполне возможно образование конституционной федерации, в которой права субъектов федерации «даруются» федеральным центром путем принятия конституционных актов (ФРГ). В целом же федеративное государственное устройство соответствует республиканскому духу и развивает идею разделения властей, характерную для правового государства.

Как правило, федерации строятся по территориальному принципу. Территориальная федерация включает в себя субъекты, образованные на основе административно-территориального деления (США). Возможно также построение федерации по национальному принципу или смешанному - национально-территориальному, что, в частности, имело место в некоторых социалистических странах, в которых федеративное устройство использовалось для решения национального вопроса. Национальная федерация включает в себя субъекты, образованные на основе национального признака, с учетом этнического состава населения субъектов.

По правовому статусу субъектов выделяют также симметричные и асимметричные федерации. В последних имеет место неравенство прав и обязанностей у разных субъектов федерации.

От федерации следует отличать конфедерацию. Конфедерация не является формой государственного устройства, так как является не государством, а договорным союзом нескольких самостоятельных государств, как правило, территориально примыкающих друг к другу, создаваемых в целях организации совместной обороны и проведения общей внешней политики. На территории конфедерации не действует единая государственная власть. Конфедерация создается суверенными государствами, которые сохраняют свой суверенитет на всем протяжении существования конфедерации. Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются полноправными субъектами международного права. Они имеют все признаки государства, включая собственные денежные системы, вооруженные силы, гражданство. Органы конфедерации образуются из представителей входящих в нее суверенных государств. Решения, принимаемые органами конфедерации, имеют силу на территории образующих ее государств только при их согласии на это. Каждое государство - член конфедерации - обладает правом нуллификации (отмены) любого решения конфедерации на своей территории, а также правом свободного выхода из состава конфедерации (сецессия). Материальная база конфедерации создается за счет добровольных взносов ее членов. Армия конфедерации состоит из воинских контингентов, направляемых по решению ее членов в распоряжение общего командования. Принцип построения конфедерации: части определяют целое.

Историческими конфедерациями являлись: Рейнская конфедерация (1254-1350), Ганзейская лига (1367-1669), Швейцарская конфедерация (1291-1798,1815-1848), Нидерланды (1579-1795), США (1781-1787), Германская конфедерация (1815-1866), конфедерация Египта и Сирии - Объединенная Арабская Республика (1958-1961), конфедерация Гамбии и Сенегала - Сенегамбия (80-е годы XX в.). В настоящее время некоторые авторы относят к конфедерации Европейский Союз (ЕС) и таможенные союзы (например, Бенилюкс).

  • Чиркин В. Е. Государствоведение. М., 1999. С. 191-192.
Поделиться: