Как действовал черноморский флот вмф ссср во время войны? История раздела Черноморского флота. Справка

ЧФ делили так долго и тяжко, что до самого 1997 года он ходил и стоял под советским флагом.

Мы сидим в кабинете контр-адмирала в отставке Владимира Соловьева. В 1991 году он возглавлял разведку Черноморского флота СССР. По старой военной привычке, адмирал назначил встречу на 9 утра, хотя сегодня ему уже не обязательно придерживаться строгого военного распорядка.

Скажите, какова была в реальности сила Черноморского флота? Ведь нас в 90-е годы убеждали, что это было скопище старых посудин, не имеющих военного значения.

Флот был большой. Была 5-я эскадра, которая действовала в Средиземном море, проводили крупные учения, приходили крупные корабли и подводные лодки с Северного и Балтийского флотов. Все они концентрировались в Средиземном море и отрабатывали различные задачи. В Триполи (это Ливия) стояла наша авиация, которая летала над Средиземным морем - противолодочная, ракетная…

То есть тогда бы французы не посмели в Ливию лезть, как сегодня?

Конечно, если там есть другие силы, то с ними нужно считаться, правда? ГКЧП, конечно, стал для нас трагедией. Основной костяк флота понимал, что так не делается - собралась группа людей и решила. Нужно собирать Верховный Совет СССР и на нем решать дальнейшую судьбу страны. По закону. И хотя газета «Флаг Родины» писала, что «матрос Иванов, матрос Сидоров поддерживают ГКЧП», но была все-таки у нас такая надежда, что конституционным способом решат все вопросы и не позволят втянуть в противостояние флот Но случился самый худший вариант - пошли на унижение Вооруженных сил. Практически нам стали рекомендовать ходить по гражданке и поверх формы надевать какой-то гражданский лапсердак. Это начиналось уже с 1990-го года. Помню, приехал на академические курсы из Севастополя в Ленинград. И нам (в Академию!) советовали приходить в гражданском плаще поверх формы, чтобы на улице не оскорбили. Уже трудно было с бензином. Служебные машины не возили нас. Я в форме ехал в троллейбусе и надо мной смеялись: «Ну, что, адмирал, дослужился?»

А когда случился ГКЧП, мы понимали, что какой-то режим все-таки установится, что никаких переворотов не будет. Мы знали, что Горбачева, когда это случилось, мы любым способом могли достать. У меня лично была бригада спецназа. Она базировалась на острове Майский. Это были люди, подготовленные «с воздуха в воду и на берег». У них была хорошая горная подготовка - и сверхсрочники, и срочники. Они у меня из Севастополя пешком ходили до Киева! По лесам, по горам. Кордоны милиции специально выставляли, чтобы их обнаружить и не обнаруживали! Это был чисто разведывательный спецназ.

Так освободить из Фароса Горбачева не было проблем?

Никаких! Мы эту его дачу строили. Ее строил флот! Все входы-выходы были нам известны. Я так скажу: когда в Мухалатке уже после развала СССР в 1992 году была встреча двух президентов - Ельцина и Кравчука - мои агентурные ребята заходили туда как будто участники совещания!

Но когда в декабре 1991 года было заключено Беловежское соглашение о ликвидации СССР, для флота это было новостью? Предварительно вас никто из Москвы или Киева не ставил в известность о такой возможности развития событий?

Нет, конечно. Я даже вам так скажу. Уже ГКЧП закончился, а у нас во флотской газете «Флаг Родины» еще по инерции его поддерживали. Она была под эгидой военного совета Черноморского флота.

В Беловежском соглашении о флоте еще ничего не было сказано?

Они подходили так: что на «твоей» территории, то и твое.

Получается, Ельцин поначалу собирался отдать флот Украине?

Он вообще об этом не думал. У него про флот в голове ничего не было! Ни про Крым, ни про флот.

В разговор вступает сослуживец Соловьева контр-адмирал в отставке Александр Ковшарь - бывший командир 30-й дивизии надводных кораблей - самого сильного соединения тогдашнего Черноморского флота. Это один из самых колоритных черноморских флотоводцев, известный своей полной откровенностью и любовью к острому словцу: «Когда после Беловежских соглашений Кравчук поехал к Ельцину в Москву, он с собой вез документы по передаче флота. В очередной раз там «квакнули» (адмирал делает жест, имитирующий опрокидывание рюмки в ельцинскую глотку), и Ельцин: «Да, какая там… Берите все!»

Конец 1991-го - начало 1992-го годов был одним из самых смутных периодов в отношениях Украины и России. Многое в этих петушиных боях определялось тем, что к власти и в Москве, и в Киеве пришли представители провинциальных партийных элит. Два сельских парня. Один - с Урала. Другой - с Волыни. Развалив в Беловежской пуще союзное государство, оба великовозрастных дитяти барахтались в море проблем, порожденных своей активностью, хватая ручонками обломки корабля погибшей великой державы. Тем более, что и тот, и другой сразу же получили статусы Верховных главнокомандующих. А какие же «верховные» без флотов? Раз у Ельцина, как бы сами собой, по географическому принципу оказались Балтийский, Северный и Тихоокеанский флоты, то и Кравчуку захотелось иметь самый тепленький Черноморский флот. Проблема была только в самом флоте. Он вдруг зажил своей собственной жизнью, не желая признавать Кравчука и идти под его юрисдикцию.

На Черноморском флоте, в отличие от Леонида Макаровича, хорошо понимали, что Украина просто не потянет такую армаду. На момент распада Союза ЧФ насчитывал 833 корабля! Только подводных лодок было 28, крейсеров и больших противолодочных кораблей 1-го ранга - восемь, 20 противолодочных кораблей 2-го ранга и эсминцев, почти четыре десятка сторожевиков, 30 ракетных катеров, 400 самолетов, 50 десантных кораблей. Тральщиков было около 70! На флоте служили почти 100 тысяч офицеров и матросов, и еще 60 тысяч рабочих и служащих с гражданским статусом, обеспечивающих его жизнедеятельность. Добавьте к этому морские базы в Одессе, Балаклаве, Керчи, Измаиле, судостроительные заводы в Николаеве… И это неполный перечень!

Через три недели после Беловежского соглашения Ельцин и Кравчук снова встретились в Минске 30 декабря 1991 года на саммите глав новорожденного СНГ. Результатом этого стало расплывчатое решение, что Черноморский флот выполняет задачи, отражающие интересы всего Содружества независимых государств. Но каждый трактовал его по-своему. Ельцин проблему вообще не замечал, погрязнув в борьбе за власть с парламентом в Москве. А Кравчук потребовал от флота принять присягу Украине 3 января 1992-го вместе со всей группировкой бывших советских войск на территории Украины, насчитывавшей 700 тысяч человек.

«БОЛЬШЕ НЕ ЗВОНИТЬ!»

Командующие округами встали перед выбором. К примеру, командующий Одесским округом И. Ф. Морозов (не путать с другим генералом Морозовым - Константином, уже назначенным на тот момент министром обороны Украины) внезапно почувствовал себя украинцем. А командующий Черноморским флотом адмирал Игорь Касатонов присягу Украине решил не принимать и сохранить флот для России. Подавляющее большинство моряков полностью поддержали его.

Несомненно, высший генералитет предварительно психологически обрабатывали из Киева. Большинство легко «обрабатывались». Некоторые упирались. Так накануне присяги был сменен командующий Прикарпатским ВО генерал Скоков. Но наиболее жесткую позицию занял именно адмирал Касатонов. Новый украинец Морозов даже стал избегать его, видимо, опасаясь за чистоту своей только что приобретенной самоидентификации. В своих мемуарах Касатонов пишет: «И. Ф. Морозов сдался сам, сдал округ и при моем очередном звонке ему сказал: «Больше не звонить».

Согласитесь, смешная ситуация. «Этнический» конфликт двух людей с русскими фамилиями! Думается, речь тут шла, прежде всего, о карьерных соображениях. Морозову пообещали сохранить высокий пост, и он «украинизировался». А Касатонов не мог поступиться принципами. Генералы-обыватели вступили в противостояние с адмиралом империи.

Впоследствии Касатонов вспоминал: «Никто никогда (ни тогда, ни позже) задач по сохранению флота мне не ставил, меня ни на что не подбивал, никаких условий не выставлял, наград не сулил… Меня вообще никто ни к чему не призывал. Конечно, эти начальники спасовали перед силой и волей обстоятельств, боялись за себя, хотели выжить… Необходимо было решение, и его принял я, объявив 5 января, что «ЧФ - флот российский, подчиняется Е. Шапошникову (тогдашний министр обороны СНГ. - Авт.) и В. Чернавину (главнокомандующий ВМФ объединенных вооруженных сил СНГ. - Авт.). Необходимо по флоту политическое решение. Мы готовы сотрудничать с МО Украины!» Моряки выполнили мой приказ: «Украинскую присягу не принимать!» Первой об этом объявила американская газета «Нью-Йорк таймс». В поддержку я получил из России сотни телеграмм от простых людей, от руководства - ноль. По форме это был мятеж. И совсем неожиданно для всех, в том числе и для России».

ИНТЕРВЬЮ С НАЧАЛЬНИКОМ РАЗВЕДКИ ЧФ

Мы разговариваем с тогдашним начальником разведки Черноморского флота адмиралом Соловьевым.

Кравчук весь флот хотел забрать себе?

Было бы желание наверху, флот бы весь остался российским. Никакого дележа не было бы. Но из Киева шли команды призывать на флот в 1992 году матросов только с украинской территории. Мы сразу понимали: если матросы только с Украины, присяга - украинская, значит, корабль автоматически становится украинским. Из Новороссийска кораблями привозили сюда российских моряков с российской присягой. Была команда из Киева в январе всем принять присягу Украине. Но присягу никто не принимал, так как у нас всех была мысль: давайте ждать до того момента, пока два Верховных главнокомандующих - Ельцин и Кравчук - не решат судьбу флота. И только после этого каждый вправе определиться, хочет он служить на Черноморском флоте Российской Федерации или на флоте Украины.

Для нас это было очень важно. Но нашлись такие люди, которые, как говорят, впереди паровоза: «Хотим служить Украине, принимать присягу!» Очень здорово повлияло на них общеукраинское собрание офицеров, которым руководил армянин Мартиросян - командир полка связи и председатель общественной организации «Союз офицеров Украины». Они рекомендовали Кравчуку побыстрее принимать присягу и определяться с составом вооруженных сил. С этого момента и началось. В Севастополь пошли директивы принимать присягу. Каждый начинал думать сам за себя.

Касатонов прибыл командовать Черноморским флотом в сентябре 1991 года, уже после ГКЧП, когда Союз дышал на ладан. Как бы вы охарактеризовали его как личность?

Первое, что сделал Игорь Владимирович, прибыв в Севастополь, это вывел флот в Средиземное море. Я тоже был в этом походе. Уже возвращаясь домой, в проливе Босфор, мы получили телеграмму, что ему дали третью звезду адмирала.

Это был шаг престижа? Выход флота должен был показать, что он существует как боевая единица и, несмотря ни на что, присутствует в Средиземном море?

Несомненно!

Поход был осуществлен по приказу Касатонова?

Обычно такие выходы согласовывают с главнокомандующим ВМС. Тот докладывает министру обороны. А если поход связан с заходом в порты иностранных государств, то это согласовывается с МИДом. Каждый выход корабля - это большая процедура согласований. Игорь Владимирович, конечно, был политик. Многие функции государства он взял на себя. Он иногда действовал по принципу: «Я так считаю!» А получится или нет, трудно было сказать. Потому что, как только он начал действовать политическими методами, сразу пошло недовольство со стороны руководства Украины: «Убрать его! Что это он так зарвался! Командует!»

Какие политические решения он принимал?

Из Киева говорят принимать присягу, а он говорит: «Не будем принимать!» Они говорят: «Не выходить!» А он выходит…

В разговор вступает старый сослуживец Соловьева адмирал Ковшарь: «Комендатура строем приняла присягу, он приехал - отменил эту присягу как незаконную».

Это морская комендатура?

Соловьев: «Нет, комендатура города. Там был вообще инцидент. Комендант города Севастополя принял присягу на верность Украине. Сидит на втором этаже. Внизу - люди, которые не приняли присягу, пророссийски настроенные. Я сам лично там присутствовал. Идет тяжба: что дальше делать? Тот не уходит. Комендатура двойственного подчинения. В конце концов, настоял командующий, что это будет комендатура Российской Федерации. Тот офицер, что находился наверху, со временем оттуда ушел. С того времени комендатура до сих пор подчиняется российскому флоту. Касатонов был настойчивый. Он понимал: раз он командующий, то должен заниматься флотом. У нас тоже было создано собрание офицеров, которым руководил капитан 1-го ранга Володин. Собирались. Касатонов прислушивался к тому, что говорили. Кстати, и когда встал вопрос о назначении командующего украинским флотом, Касатонов провел военный совет и предложил: «Если кто хочет на этот пост, пожалуйста, придите, посоветуемся». Сидели мы на этом расширенном военном совете, и Кожин, который впоследствии стал командующим украинским флотом, тоже сидел с нами. Касатонов спрашивал: «Кто-то хочет? С кем-то уже беседовали?» (Имеется в виду в Министерстве обороны Украины. - Авт.). И Кожин сидел и молчал. Мы ему потом говорили: «Мог бы сказать своим товарищам. Мы же все-таки - друзья-адмиралы»…

О мотивах перехода офицеров на украинскую службу вносит уточнение адмирал Ковшарь: «В Москве сократили 5-ю эскадру. Командующему место начальника штаба флота нашли, а шестидесяти офицерам - нет. А завтра уже 31 декабря. И они все строем - в Военно-Морские силы Украины! Окончившие Академию генерального штаба. А фамилии такие: Костров, и т.д. Был такой случай в 93-м году. В Севастополь приехал министр обороны Украины Морозов. Я как командир дивизии его встречал на причале. Докладываю: «Товарищ министр, командир 30-й дивизии надводных кораблей контр-адмирал Ковшарь!» Рядом стоит начальник штаба бригады контр-адмирал Авраменко. Рядом - зам по работе с личным составом Чумак и командир флагманского корабля «Керчь» капитан 2-го ранга Демиденко. Морозов: «Так вы все украинцы?» «Так точно!» «А где же тогда русские?» А я говорю: «А русские у вас - в Военно-морских силах Украины! Кожин, Костров, Кузьмин и далее по списку». Он как-то так вяло отреагировал, только кто-то у него за спиной засмеялся».

Противостояние двух «великих держав», руководимых гениями демократии, достигло пика весной 1992 года. 5 апреля президент Кравчук подписал указ «О неотложных мерах по строительству Вооруженных Сил Украины». Этот документ предписывал сформировать украинские ВМС на базе Черноморского флота. То есть, по сути, пытался переподчинить ЧФ Киеву, а непокорного Касатонова убрать. Но ровно через два дня вышел указ Бориса Ельцина «О переходе под юрисдикцию Российской Федерации Черноморского флота». Две страны оказались чуть ли не на грани войны. Но ровно через день - 8 апреля - оба президента, видимо, переговорив друг с другом по телефону, отозвали свои указы и еще после нескольких месяцев обострений хронической черноморской болезни амбиций 3 августа в Мухалатке объявили о «переходном периоде в истории флота», пообещав разделить его «по справедливости» между двумя братскими народами.

Началась утомительная работа межправительственных делегаций. Флот продолжал стоять в гавани под прежним советским флагом до 1997 года, когда на российской его части был поднят Андреевский стяг, а на украинской - морской флаг эпохи гетмана Скоропадского. Украина получила 138 кораблей и судов. В том числе и достроенный более чем на 90 процентов ракетный крейсер «Адмирал Лобов». Этому кораблю сначала дали название «Галичина», потом переименовали в «Украину». Но сути дела это не поменяло.

В современной истории Черноморский флот пережил сложный период раздела кораблей и баз между Россией и Украиной.

15 апреля 1994 года в Москве президенты России и Украины Борис Ельцин и Леонид Кравчук подписали Соглашение о поэтапном урегулировании проблемы Черноморского флота , в соответствии с которым ВМС Украины и Черноморский флот РФ базируются раздельно.

9 июня 1995 года в Сочи президентами РФ и Украины Борисом Ельциным и Леонидом Кучмой подписано Соглашение о раздельном базировании российского Черноморского флота России и Военно-морских сил Украины.

28 мая 1997 года главы правительств России и Украины подписали в Киеве три соглашения по Черноморскому флоту (ЧФ).

1. "О статусе и условиях пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины" . Соглашение определяет, что срок использования российским флотом земли, акваторий, бухт и объектов инфраструктуры в Крыму продлится на 20 лет с момента подписания.

2. "О взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота РФ на территории Украины" . Соглашением определяется, что Россия компенсирует Украине стоимость полученных от нее в ходе раздела Черноморского флота кораблей, судов и плавсредств в размере 526,509 млн долларов.

Документ также предусмотривает, что российская сторона, начиная с 1998 года ежегодно производит начисление сумм платежей за использование Черноморским флотом РФ земельных участков и размещенных на них объектов, акватории бухт, радиочастотного ресурса, а также в качестве возмещения экологического ущерба, связанного с пребыванием флота на территории Украины, путем уменьшения равными долями государственного долга Украины перед РФ. Сумма этой ежегодно погашаемой части государственного долга Украины, согласно соглашению, составляет 97,75 млн долларов США.

Кроме того, согласно этому документу, Россия уменьшала сумму госдолга Украины на 200 млн долларов в качестве компенсации за расщепляющиеся материалы.

3. "О параметрах раздела Черноморского флота" . Срок действия соглашения - 20 лет.

Согласно подписанным документам, Украина согласилась на размещение в Севастополе иностранных, т.е. российских, флотских объектов: 31 испытательного центра, Гвардейского аэродрома, а также пунктов ВЧ-связи в Ялте и Судаке и крымского военного санатория.

На основании соглашений, России на правах 20‑летней аренды перешли главная бухта - Севастопольская с причалами для стоянки более чем 30 боевых кораблей, бухта Карантинная с бригадой ракетных катеров ЧФ и водолазным полигоном, Казачья бухта, где корабли не стоят, а размещается бригада морской пехоты, Южная бухта. В Стрелецкой бухте, имеющей ключевое значение в районе, совместно базируются корабли российского и украинского флотов при контроле ЧФ береговой инфраструктуры бухты. Россия получила также основной арсенал боеприпасов, ракетную базу ЧФ, а также десантный полигон, испытательный центр в Феодосии, два аэродрома - всего более тысячи объектов в Крыму.

Россия может иметь на Украине не более 25 тысяч человек личного состава , 24‑х артиллерийских систем калибра более 100 мм, 132 бронемашин, 22 самолетов.

24 марта 1999 года соглашения были ратифицированы Верховной Радой Украины. 18 июня 1999 года соглашения ратифицированы Госдумой РФ.

Соглашения вступили в силу 12 июля 1999 года . На кораблях российского Черноморского флота был поднят исторический Андреевский флаг.

15‑16 июля 1999 года по итогам работы смешанной российско-украинской комиссии по сотрудничеству, подписано Соглашение об использовании силами и средствами Черноморского флота РФ воздушного пространства над Украиной и над акваторией Черного моря.

Основными задачами Черноморского флота России в настоящее время являются:

1. Защита экономической зоны и районов производственной деятельности, пресечение незаконной производственной деятельности;

2. Обеспечение безопасности судоходства;

3. Выполнение внешнеполитических акций правительства в экономически важных районах Мирового океана (визиты, деловые заходы, совместные учения, действия в составе миротворческих сил и др.).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Андрей ФЕДОРОВЫХ - аспирант Института российской истории РАН

Научный анализ событий, связанных с распадом Российской империи и СССР, особенно остро проявивших себя в регионе Черного моря, имеет важное теоретическое и практическое значение. В частности, проблема статуса Черноморского флота бывшего СССР и его главной военно-морской базы - города Севастополя на сегодняшний день, пожалуй, является наименее изученной, несмотря на активное обсуждение данных вопросов на межгосударственном и общественном уровнях и, как следствие, наличие большого количества различной литературы на эту тему.

В соответствие с Морской Доктриной РФ, утвержденной Президентом России В.В. Путиным, защита территории РФ с морских направлений, ее суверенитета на внутренние морские воды, территориальное море, включая регион Черного моря, «относится к категории высших государственных приоритетов»1. При этом в документе поставлена задача сохранить базирование Черноморского флота в Севастополе на длительную перспективу. По итогам Совещания по военно-дипломатическим вопросам Азово-Черноморского региона 17 сентября 2003 года Президент РФ подчеркнул, что это зона стратегических интересов России, которая «обеспечивает прямой выход России к важнейшим глобальным транспортным маршрутам, в том числе энергетическим». В то же время реальными вызовами безопасности Россий¬ской Федерации в Азово-Черноморском регионе являются активность террористических структур, этническая преступность и нелегальная иммиграция. С целью укрепления позиций Российской Федерации в регионе принято решение о создании дополнительно пункта базирования Черноморского флота в Новороссийске. В то же время подчеркивалось, что решение о развитии системы базирования Черноморского флота на Кавказском побережье России «не значит, что мы будем оставлять нашу основную базу в Севастополе»2. Проблема Черноморского флота и Севастополя стала одним из наиболее сложных последствий распада СССР. Однако возможность ее возникновения около сорока лет таилась в решении высшего руководства СССР в 1954 году о передаче Крымской области из РСФСР в состав УССР. Это решение означало «разрыв исторической преемственности государственно-территориального устройства»3 Российской Федерации, без учета интересов и мнения ее многонационального народа. Представления о незыблемости СССР, недооценка внутренних противоречий советской федерации и роли национального фактора обусловили забвение исторического опыта во многом аналогичных событий периода распада Российской Империи, сопровождавшихся острой борьбой за Черноморский флот, Севастополь и Крым. После распада СССР военно-политическая проблема Черноморского флота оказалась неразрывно связанной с территорией его Главной базы - городом Севастополем - и потенциально конфликтной этнополитической ситуацией в Крыму, где большинство населения вы¬ступало за воссоединение с Россией. Это обстоятельство обусловило особую сложность ситуации и поиска политических путей ее решения. От выбора политического пути решения проблемы Черноморского флота и Севастополя в немалой степени зависели стабильность и межнациональное согласие в целом в регионе Черного моря и на Кавказе. По оценке одного из авторитетных специалистов в данной области В.А. Печенева, Черноморский флот всегда был и остается «важнейшей составной частью единой системы обеспечения стратегических интересов России во всем Черномор¬ско-Каспийском регионе»4. Проблема Черноморского флота и Севастополя оказалась настолько сложной, что на высшем государственном уровне временами представлялась практически неразрешимой. Достижение в конечном итоге компромиссных политико-правовых решений по проблеме Черноморского флота и Севастополя приобретает особую актуальность в контексте заинтересованности Российской Федерации сохранить свое военно-морское присутствие в Севастополе и в Крыму после 2017 года - крайнего срока присутствия ЧФ в Севастополе и Крыму, согласно достигнутым в 1997 г. договоренностям с украинской стороной.

Хронологически проблема статуса ЧФ охватывает период с конца 1991 - начала 1992 года, когда этот вопрос впервые возник на межгосударственном уровне, что сразу же привело к конфронтации и последующему затяжному кризису в российско-украинских отношениях - по 2000 года, когда был в основном завершен процесс раздела наследства бывшего Краснознаменного Черноморского флота СССР и на его базе окончательно сформировались Военно-морские силы Украины и Черноморский флот Российской Федерации. К этому времени была также формально разрешена проблема статуса Севастополя, как основной военно-морской базы двух флотов на Черном море. Промежуточной датой является 28 мая 1997 года, когда в рамках подготовки к подписанию «Большого договора» о дружбе и сотрудничестве между РФ и Украиной были подписаны три межправительственных Соглашения по Черноморскому флоту. Тем самым был формально завершен «процесс определения судьбы» ЧФ бывшего СССР. Таким образом, в истории проблемы ЧФ можно выделить два больших хронологических отрезка - первый - с 1992-го по 1997 год - период трудных переговоров на межгосударственном и межведомственном уровне в условиях постоянно возникавших конфликтных ситуаций и кризисных явлений в отношениях между Россией и Украиной. Следующий период (июнь 1997-го - конец 2000 года) олицетворяет собой не менее сложный процесс наполнения конкретным содержанием основных положений достигнутых на межгосударственном уровне договоренностей.

В судьбе Вооруженных сил бывшего СССР определяющее значение имели события 1991 года, когда наряду с «парадом суверенитетов» бывших советских республик начал неукоснительно проводиться в жизнь принцип «новым независимым государствам - собственные вооруженные формирования». Наиболее болезненно процесс раздела и определения статуса совет¬ского наследства проходил в Украине. Опасность создавшейся ситуации во многом была обусловлена тем, что после распада Союза на ее территории оказалась большая часть вооружения и объектов Краснознаменного Черноморского флота - крупнейшей, более чем 100-тысячной стратегической группировки бывшего единого ВМФ СССР с неопределенным статусом.

С распадом Союза Черноморский флот оказался в крайне сложном положении. Ситуация складывалась следующим образом. 24 августа 1991 г. Украина согласно Акту о провозглашении независимости и результатам проведенного всеукраинского референдума начала строить суверенное независимое государство, гарантом безопасности и территориальной целостности которого должны были стать собственные вооруженные силы5 . В соответствии с постановлением Верховного Совета Украины «О воинских формированиях на Украине» все воинские формирования, дислоцированные на ее территории, были формально подчинены Верховному Совету Украины было создано Министерство обороны Украины. 6 декабря 1991 года Верховный Совет Украины принял закон «О Вооруженных силах» и «Об обороне», официально провозгласив создание своих национальных вооруженных сил на базе объ¬единений, соединений и частей ВС СССР, которые дислоцировались на ее территории. 8 декабря в Беловежской пуще руководители России, Украины и Белоруссии подписали Соглашение о Содружестве Независимых Государств6. СССР окончательно прекратил свое существование. Этому предшествовало совещание в союзном министерстве, на котором министры обороны суверенных государств, еще входивших в состав СССР, договорились о долевом участии в формировании военного бюджета страны. Уже тогда Украина твердо заявила о намерении создать свою собственную армию. Не были разрешены и другие проблемы, в целом не позволившие прийти к единому мнению по вопросам обороны и безопасности. С образованием СНГ любые попытки помешать разделу Вооруженных Сил украинскими лидерами рассматривались как нарушение законов Украины и вмешательство в ее внутренние дела.

Ясность в сложившуюся ситуацию в определенной мере внесла встреча глав государств Содружества, состоявшаяся 30 декабря 1991 г. в Минске, в ходе которой страны - участницы СНГ подписали ряд документов по военным вопросам, в соответствии с которыми Министерство обороны бывшего Союза подлежало ликвидации, а вместо него создавалось Главное командование Вооруженных сил Содружества Независимых Государств. Государства СНГ получили право создавать собственные вооруженные силы на базе частей и подразделений Вооруженных сил СССР, которые дислоцировались на территории этих государств, за исключением тех из них, которые признавались «стратегическими силами» и должны были остаться под объединенным командованием СНГ7. Однако дальнейшие события показали, что у лидеров, подписавших пакет военных документов, не было единого представления ни о том, что входит в понимание «стратегические силы», ни о том, каков должен быть статус и условия размещения этих сил на территории новых государств.

Флот имел статус оперативно-стратегического объединения. Однако именно этот статус, реализация которого возможна только при сохранении единства флота во всей взаимосвязи его структуры как объединения, политическим руководством Украины и ее министерством обороны был подвергнут ревизии. Основа их позиции заключалась в иной трактовке достигнутых в Минске соглашений. По сути, Украина изначально взяла курс на раздел ЧФ. Естественно, с этим не могло согласиться руководство России, фактически правопреемницы Союза, личный состав и командование Черноморского флота и в основном пророссийски настроенное население Крыма и Севастополя. Началось противостояние, продлившееся в общей сложности более пяти лет, во время которого стороны несколько раз оказывались на пороге открытой конфронтации.

События вокруг Черноморского флота после распада СССР развивались следующим образом.

В октябре 1991 года Верховный Совет Украины принял решение о подчинении Украине Черноморского флота. 5 апреля 1992 года президент Украины Леонид Кравчук подписал Указ «О переходе Черноморского флота в административное подчинение Министерству обороны Украины».

7 апреля 1992 года президент Российской Федерации Борис Ельцин издал Указ «О переходе под юрисдикцию Российской Федерации Черноморского флота».

«Война указов» завершилась встречей 23 июня 1992 года в Дагомысе Бориса Ельцина и Леонида Кравчука. Подписано соглашение о дальнейшем развитии межгосударственных отношений, в котором указывается на необходимость продолжения переговорного процесса по созданию ВМФ России и ВМС Украины на базе Черноморского флота.

3 августа 1992 года в Мухалатке близ Ялты состоялись российско-украинские переговоры на высшем уровне. Президенты России и Украины подписали соглашение о принципах формирования ВМФ России и ВМС Украины на базе Черноморского флота бывшего СССР, согласно которому Черноморский флот становится Объединенным флотом России и Украины с объединенным командованием. Стороны договорились, что в течение трех лет вопрос о разделе Черноморского флота будет решен. Таким образом был разрешен первый затяжной кризис в межгосударственных отношениях.

17 июня 1993 года в Подмосковье состоялись переговоры Бориса Ельцина и Леонида Кравчука. Подписано соглашение о формировании флотов двух государств на базе Черноморского флота.

3 сентября 1993 года в Массандре (Крым) на рабочей встрече президентов России и Украины подписан протокол, в соответствии с которым Черноморский флот со всей его инфраструктурой в Крыму будет использоваться Россией.

15 апреля 1994 года в Москве президенты России и Украины подписали соглашение о поэтапном урегулировании проблемы Черноморского флота, по которому ВМС Украины и Черноморский флот РФ базируются раздельно. В соответствии с соглашением Украине должно перейти до 20% судов ЧФ.

7–8 февраля 1995 года в Киеве была достигнута договоренность о базировании Черноморского флота России в Севастополе.

9 июня 1995 года в Сочи состоялась встреча Бориса Ельцина и нового президента Украины Леонида Кучмы. Подписано соглашение, согласно которому Черноморский флот России и Военно-морские силы Украины базируются раздельно; основная база и штаб флота находятся в городе Севастополь; имущественные вопросы должны быть урегулированы с учетом ранее достигнутой договоренности о разделе имущества пополам. России передается 81,7%, Украине - 18,3% судов.

28 мая 1997 года в Киеве были подписаны итоговые межправительственные соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота России на территории Украины, о параметрах деления ЧФ, о взаиморасчетах, связанных с разделом флота и пребыванием Черноморского флота РФ на украинской территории8. Украинский парламент ратифицировал эти документы 24 марта 1999 года. Государственная Дума ратифицировала 18 июня 1999 года.

Графически процесс раздела кораблей и судов Черноморского флота можно изобразить так: (см. Приложение 1 на с. 104).

Сохранявшаяся в течение более пяти лет ситуация неопределенности правового статуса и дальнейшей судьбы ЧФ крайне неблагоприятным образом сказывалась на его боеспособности. Происходившее с Черноморским флотом в период с 1991-го по 1997 год многими воспринималось как процесс его гибели. Действительно, если подходить с формальной точки зрения, ЧФ 1991 г. не сравним с ЧФ 1997 г. К такому выводу можно прийти, сопоставив данные на момент заключения российско-украинских соглашений:

В 1991 г. Черноморский флот насчитывал около 100 тысяч человек личного состава и 60 тысяч рабочих и служащих, включал в себя 835 кораблей и судов практически всех существующих классов. В том числе: 28 подлодок, 2 противолодочных крейсера, 6 ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей I ранга, 20 БПК II ранга, эсминцев и сторожевых кораблей II ранга, около 40 СКР, 30 малых ракетных кораблей и катеров, около 70 тральщиков, 50 десантных кораблей и катеров, более 400 единиц морской авиации. В оргструктуру флота входили 2 дивизии кораблей (противолодочных и десантных), 1 дивизия подводных лодок, 2 дивизии авиации (истребительная и морских ударных ракетоносцев), 1 дивизия береговой обороны, десятки бригад, отдельных дивизионов, полков, частей. В постоянной боевой готовности находились силы Средиземноморской эскадры. Ежегодно через Черноморские проливы выходило в мировой океан до ста боевых кораблей и судов. Флот имел разветвленную сеть базирования от Измаила до Батуми (Измаил, Одесса, Николаев, Очаков, Киев, Черноморское, Донузлав, Севастополь, Феодосия, Керчь, Новороссийск, Поти и др.), его части дислоцировались на территории Украины, Крыма, Молдавии, России, Грузии, северокавказских автономий. По оценкам экспертов Международного института стратегических исследований, к началу 1992г. стоимость всего имущества ЧФ, включая боевые корабли, превышала 80 млрд. долларов США.

Наиболее полные данные по количественному и качественному составу ЧФ в 1992–1993 гг. приводит в своих публикациях Д.Кларк, эксперт по военным вопросам аналитического журнала RFE/RL Re¬search Report. Согласно его оценке «Не смотря на то, что Черноморский флот подобно Балтийскому меньше чем Тихоокеанский и Северный флоты бывшего СССР, он представляет все еще грозную силу, большую, чем большинство других флотов мира, включая членов НАТО, кроме США. Согласно данным Международного Института Стратегических исследований9 (IISS), он обладает более чем 400 кораблями, из которых 45 относятся к ударным надводным силам, из которых наиболее значительны морские военные корабли, включая два ракетных авианосных крейсера “Москва” и “Ленинград”, три ракетоносца с ядерным оружием, десять ракетоносцев поражения и тридцать ракетоносных фрегатов. Слабой частью Флота является его подводный компонент, который состоит из 26 в большинстве своем устаревших дизельных подводных лодок... Сила флотской авиации наземного базирования, однако, более чем компенсирует эту слабость. Согласно оценке IISS, этот компонент включает 151 боевой самолет и 85 вертолетов. Отдельные русские источники утверждают, что их даже больше, приблизительно около 400 единиц, включая 140 способных нести ядерное оружие и решать задачи на больших дистанциях... Флот также включает бригаду морской пехоты, базирующуюся в Севастополе, и части береговой обороны - моторизованную стрелковую дивизию в Симферополе». Вероятную численность личного состава Д. Кларк определил как 75 000 офицеров и матросов.

В ноябре 1996 г. в составе ЧФ было 383 боевых надводных корабля, 56 боевых катеров, 49 кораблей специального назначения, 272 катера и рейдовых судна, 190 судов обеспечения, 5 подводных лодок, всего - 655 единиц. В состав ВМС Украины входило 80 кораблей и судов различных классов.

По результатам Киевских соглашений от 28 мая 1997 г. ЧФ РФ состоит из 338 кораблей и судов. Численность личного состава не может превышать 25 тысяч человек, в том числе 2 тысячи в морской пехоте и ударной авиации. В состав флота входит 106 летательных аппаратов, из которых не может быть больше 22 боевых самолетов. Россия не может иметь больше 24 артиллерийских систем калибром более 100 мм; 132 бронемашин. Из 80 командных пунктов объединений и соединений флота за ЧФ РФ остается 16 (20 %), из 39 объектов связи - 11 (28%), из 40 объектов радио-технической службы - 11 (27 %), из 50 объектов тыла - 9 (18 %), из 16 объектов обеспечения ракетно-артиллерийским и минно-торпедным вооружением - 5 (31 %), из 7 объектов судоремонта- 3 (42 %).

ВМС Украины получили 30 боевых кораблей и катеров, одну подводную лодку, 90 боевых самолетов, 6 кораблей специального назначения, а также 28 судов обеспечения.

Таким образом, после раздела ЧФ соотношение боевых кораблей в бассейне Черного моря стало 1:2,5 в пользу Турции.

У России осталось три пункта базирования корабельного состава - Севастополь, Феодосия и временно - Николаев; одно место дислокации береговых войск (Севастополь). В Севастополе Россия может использовать три из пяти основных бухт: Севастопольскую, Южную, Карантинную, а также Казачью для дислокации бригады морской пехоты ЧФ. Бухта Стрелецкая будет использоваться ЧФ РФ и ВМСУ совместно. Также ЧФ РФ может использовать два основных аэродрома в Гвардейском и в Каче (Севастополь), два запасных аэродрома в Севастополе (м. Херсонес, Южный), военный санаторий в Ялте, пост связи и испытательный центр в Феодосии и некоторые другие объекты за пределами Севастополя. Аренда Россией объектов и баз обходится ей в 97,75 млн долларов в год, которые списываются в счет погашения долга Украины. Россия обязуется не размещать в Украине ядерное оружие в составе ЧФ РФ, кроме того, порядок использования большинства флотских объектов устанавливает Киев. Маршруты передвижения личного состава и боевой техники ЧФ также определяется местными властями. Согласно российской военной доктрине, силы ЧФ должны состоять из двух оперативно-тактических группировок - Восточной с базой в Новороссий¬ске и Западной с базой в Севастополе, за которым оставался статус главной базы Флота10.

Согласно данным, опубликованным в начале 2002 г., в состав Черноморского флота Российской Федерации входит более 50 боевых кораблей, свыше 120 вспомогательных судов, около 430 единиц боевой техники и вооружения. Авиация ЧФ насчитывает около 90 самолетов и вертолетов. В соответствии с соглашениями о размещении ЧФ на территории Украины в Крыму находится воинская группировка не менее 25 000 человек, 24 артсистем калибром более 100 мм, 132 бронемашин, 22 боевых самолетов. Данная численность сохраняется без особых изменений по сей день. ВМС Украины насчитывают около 40 боевых кораблей и катеров и около 80 вспомогательных судов. Следует отметить, что к этому времени командованию обоих флотов в целом удалось после почти десятилетней конфронтации наладить конструктивное сотрудничество. Это стало возможным во многом потому, что, несмотря на все сложности, на межгосударственном уровне было принято политическое решение, поставившее точку в процесс определения судьбы ЧФ бывшего СССР. Начиная с 1999г. ЧФ и ВМСУ проводят ежегодные совместные учения в рамках программы «Фарватер мира» и решают общие задачи в бассейне Черного моря. Тем не менее и по сей день остаются достаточно сложные спорные вопросы, связанные с базированием обоих контингентов, военными доктринами двух стран, статусом главной базы ЧФ - г. Севастополя, отношением к партнерству с НАТО и т.д., а значит, точка в переговорном процессе по проблеме ЧФ все еще не поставлена11.

Подводя итог более чем десятилетней дискуссии по проблеме ЧФ, следует сказать, что в ходе многолетних политических баталий из-за Черноморского флота ни одна из конфликтующих сторон - ни Россия, ни Украина - не достигла изначально поставленных целей. Первоначально (после распада СССР) российское политическое руководство, по всей видимости, стремилось не вмешиваться в ход «объективного процесса» перехода ЧФ под юрисдикцию нового независимого украинского государства. Однако принципиальная позиция, занятая командованием Черноморского флота и его личным составом, несмотря на возрастающее давление со стороны украинских властей и различных политических сил Украины, направленная на то, чтобы вынудить политиков двух государств начать переговорный процесс по проблеме статуса этой части бывшего ВМФ СССР–СНГ с целью принятия окончательного политического решения по этому вопросу, заставила руководство двух стран вступить в диалог на межгосударственном уровне, который продолжался много лет и нередко ставил обе стороны на порог открытой конфронтации. В ходе многолетнего переговорного процесса российская сторона стремилась оставить Черноморский флот за собой как за преемницей СССР, а также серьезно укрепиться на берегу, переведя под свою юрисдикцию бoльшую часть инфраструктуры ЧФ вместе с его главной военно-морской базой - городом Севастополем. При этом в ходе переговоров по проблеме ЧФ действия России были крайне непоследовательными, ввиду сложной внутриполитической и экономической ситуации в стране и явного нежелания высшего политического руководства идти на серьезные шаги, способные ухудшить и без того сложные отношения с Украиной и тем самым подтолкнуть ее в орбиту влияния стран Запада, и прежде всего США и блока НАТО. Это выразилось в готовности российской стороны идти на серьезные уступки в ходе подготовки и подписания основополагающих межгосударственных соглашений, которые вследствие этого несли на себе следы спешки и правовой небрежности, во многом не отвечали реалиям и, следовательно, не способствовали скорейшему разрешению сложившейся вокруг Черномор¬ского флота опасной политической и экономической ситуации. Эта политика была ошибочной и не оправдала себя. В результате более чем десятилетнего переговорного процесса по проблеме статуса ЧФ на территории другого государства и его раздела между двумя странами, сопровождавшегося его резким количественным сокращением, Российская Федерация, формально оставаясь правопреемницей Советского Союза, получила лишь небольшую часть ЧФ бывшего СССР. При этом россий¬ская сторона не смогла отстоять свое видение статуса Севастополя как главной базы своего ЧФ, статуса ЧФ как единого оперативно-стратегического соединения ВМФ СНГ, а также принцип раздельного базирования флотов, и вследствие этого получила в свое распоряжение не весь плавсостав ЧФ и около 5% территории базы и объектов инфраструктуры Флота на крайне невыгодных условиях аренды. В результате Россия фактически потеряла колоссальную часть собственности бывшего СССР, на которую имела полное право претендовать, а также значительно ослабила свое влияние в Черноморском регионе и Средиземноморье.

Украинская сторона, заявляя о своих правах на Черноморский флот, стремилась перевести под свою юрисдикцию это военно-морское соединение если не целиком, то его лучшую часть, а также все объекты инфраструктуры ЧФ, находящиеся на ее территории, действуя при этом зачастую неправовыми, насильственными методами, путем захвата и переподчинения военных объектов ЧФ, и создания явочным порядком структур ВМСУ, нарушая при этом достигнутые на межгосударственном уровне договоренности по разделу Флота, чему в немалой степени способствовала политика уступок Украине, проводимая политическим руководством РФ, а также заинтересованность западных стран в ослаблении влияния России в Черноморском регионе. При этом украинское политическое и военное руководство, получая всестороннюю финансовую и политическую поддержку со стороны блока НАТО, заинтересованного в минимизации российского влияния в стратегически важном Черноморском регионе, взяло курс на фактическое уничтожение ЧФ, официально провозглашая намерение создать небольшие военно-морские силы для охраны границ независимого государства и стремясь при этом подчинить как можно большее количество объектов инфраструктуры и кораблей ЧФ себе, не имея возможности в то же время содержать их в надлежащей боеготовности по экономическим и организационно-техническим причинам. Именно эти действия украинской стороны, в совокупности с преступным безразличием тогдашних властей РФ, вызвали резкое неприятие у командования и личного состава ЧФ, что сделало невозможным реализацию Украиной и ее западными «союзниками» своих намерений относительно Черноморского флота. В течение пятнадцати лет своей независимости Украине так и не удалось создать на Черном море полноценные военно-морские силы, способные влиять на ситуацию в регионе. Тем не менее украинской стороне удалось переподчинить себе бoльшую часть объектов инфраструктуры ЧФ, формально подтвердить свою юрисдикцию над Севастополем, а также заставить российскую сторону подписать крупный межгосударственный договор на крайне выгодных для себя условиях. Однако России, в свою очередь, удалось оставить за собой пусть даже небольшую, но наиболее боеспособную часть ЧФ, его основу, а также отстоять и т.н. «пакетный» подход к достигнутым договоренностям и будущим пе¬реговорам с Украиной по вопросу о пролонгации соглашений по Черноморскому флоту, согласно которому все без исключения переговоры российская сторона намерена вести строго на основе принципов Договора о друж¬бе, сотрудничестве и партнерстве от 31 мая 1997 года и в неразрывной связи с Базовыми Согла¬шениями по флоту от 28 мая 1997 года, не допуская их пересмотра или вольного толкования со стороны Украины, в частности, под угрозой предъявления в противном случае территориальных претензий и т.п.

В целом, говоря об итогах своеобразного противостояния между Украиной и Россией, следует отметить, что российская сторона выиграла сражение за корабли, но за Украиной осталась «суша», то есть Севастополь и бoльшая часть береговой инфраструктуры. Однако это лишь видимые результаты, за которыми несомненно стоит более глубокая проблема: весь десятилетний конфликт между двумя государствами, связанный с проблемой ЧФ, сводился к одному принципиальному вопросу: останется ли самостоятельная Украина в орбите военно-политического влияния России или обретет независимость от него, то есть войдет в какую-либо другую глобальную военно-политическую систему. Спор вокруг ЧФ был лишь одним из аспектов этой проблемы и во многом свидетельством ее обсуждения и решения. Результаты этого спора можно определить следующим образом: России, безусловно, удалось в какой-то мере сохранить свое присутствие в Крыму и мощный рычаг воздействия на ситуацию в Черноморском регионе. Сохранение ЧФ с главной базой в Севастополе свидетельствует о том, что Украина по-прежнему остается в орбите российской военно-политической стратегии, однако при этом Украина, оставив за собой весьма серьезные позиции, превратилась из простого объекта российской политики в серьезный фактор, влияющий на эту политику, без учета которого довольно трудно представить сохранение в будущем «статус кво» в регионе. Превратятся ли существующие на сегодняшний день отношения между Россией и Украиной со временем в подлинное партнерство, или по истечении двадцатилетнего срока аренды споры вокруг будущей судьбы Флота вспыхнут с новой силой (что кажется весьма вероятным в свете последних событий на Украине) - покажет время.

1 Морская Доктрина Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Президентом РФ В.В. Путиным 27 июля 2001 года // Морской сборник., 2001. № 9. С. 5.

3 Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России., М., С. 12.

4 Печенев В.А. Кому выгодно вернуть Россию в допетровские времена. // Российская газета. 1996 г., 24 сентября.

5 Россия-Украина (1990–2000) Документы и материалы. Т. 1. М., 2001. С. 18–24.

6 Там же. С. 33–37.

7 Несокрушимая и легендарная» в огне политических баталий 1985–1993 гг. М., 1994. С. 265–271; Шапошников Е.И. Выбор. М., 1995. С. 143–144.

8 См.: Россия-Украина (1990–2000) Документы и материалы. Т.2. С. 125–142.

10 Горбачев С.П. Пессимистическая трагедия... С. 26–27; Крымская Правда. 1992. №5. 9 января; Мяло К.Г. Указ. соч. С. 144; D.L. Clarck. The Saga of Black Sea Fleet... p. 45; Зеркало Недели. 1997 31 мая; Трагедия Черноморского Флота (1990–1997).//Москва-Крым. Вып. №2. М., 2000; http://legion.wplus.net/guide/navy/flots/cher_l.shtml; http://www.janes.com; http:// www.Sevastopol.org.

11 Остров Крым. 1999. №2; Мальгин А. Указ. соч. С. 48; Коммерсант-Власть. 2002. №17–18.

Начальный этап войны на Черноморском театре военных действий (ТВД), по сравнению с другими морскими театрами имеет определенные особенности. Главным противником Черноморского флота в это время стал не морской, как предполагалось, а воздушный и сухопутный.

Предвоенными планами на Черноморский флот (ЧФ) возлагались следующие задачи: активными минными постановками и действиями подводных лодок усложнить проход судам противника в Черное море, создание препятствий для перевозок через Черное море войск и военных грузов в порты враждебных государств; недопущения высадки морских десантов противника на советское побережье; содействие приморскому флангу войск Красной армии в ее наступательных операциях; защиту своих морских коммуникаций.

Здесь сказались предвоенные стратегические просчеты. Основными объектами уничтожения считались крупные надводные корабли. Оборона баз с суши не была разработана в теоретическом плане и недостаточно подготовлена практически, поскольку считалось, что противник им грозит главным образом с моря и не сможет продвинуться на значительную глубину советской территории. То есть, все нацелилось на борьбу с противником на морском направлении.

Однако уже в первые дни войны внесла свои коррективы. Так, в оперативных планах Германии, в частности группы армий «Юг», море определялось только пределом зоны ее действия, поэтому в Черном море она не имела своих надводных кораблей и рассчитывала на использование румынских. Но румынский флот, несмотря на оказанную Германией помощь, был слишком слабым по сравнению с Черноморским флотом ВМФ СССР. В целом он насчитывал лишь 4 эскадренные миноносцы, 3 миноносца, подводная лодка, 3 торпедных катера, 3 канонерские лодки, 2 минных заградители, 12 переоборудованных тральщиков, 10 катеров-тральщиков и малые вспомогательные суда, которые базировались в Констанце и Сулине, 7 мониторов, 3 плавучих батареи и 13 сторожевых катеров на Дунае.

Советский Черноморский флот (командующий флотом вице-адмирал Ф.С. Октябрьский, начальник штаба контр-адмирал И. Д. Елисеев, член Военного совета дивизионный комиссар Н.Н. Кулаков) на начало войны был достаточно мощным оперативно-стратегическим объединением, корабельный состав которого насчитывал 1 линейный корабль, 6 крейсеров, 3 лидера и 14 эсминцев, 2 сторожевых корабля, 12 тральщиков, 24 малых охотников за подводными лодками и другие. Основную ударную группу составляли 47 (44 боеготовых) подводных лодок, 78 торпедных катеров и военно-воздушные силы (625 самолетов различных типов) и довольно сильная береговая оборона. В состав сил флота входили Дунайская (до ноября 1941) и Азовская (с июля 1941) военные флотилии. К началу войны Черноморский флот располагал развитой системой базирования (главная база Севастополь, военно-морские базы (ВМБ) Одесса, Николаев, Новороссийск, Батуми). В то же время одним из катастрофических недостатков системы базирования флота, проявившиеся в первые месяцы войны, стало отсутствие подготовленных опорных пунктов на Кавказском побережье. В целом же, к началу войны Черноморский флот обладал значительным преимуществом над флотом противника, что обеспечивало его полное господство на море.

Готовясь к войне, военно-политическое руководство Германии, учло это обстоятельство и решило противодействовать превосходящему противнику силами своей авиации, еще накануне войны сосредоточив на румынских аэродромах (1135 самолетов, в том числе 420 бомбардировщиков).

С началом войны характерным особым и важным заданием немецкой авиации на Черноморском ТВД было ведение блокадных действий с целью «закупоривания» сил советского флота в военно-морськихбазах, пунктах базирования и портах путям минировании донными неконтактными морскими минами стратегических фарватеров, узостей, маневренных плес флота, акваторий портов, гаваней с последующим его уничтожением. Это должно обеспечить беспрепятственное продвижение приморских флангов немецких армий в Одессу, Николаев и Севастополь и прекратить подвоз к ним вооружения, боеприпасов и продовольствия, а в дальнейшем – обеспечить благоприятный оперативный режим для действий немецких сил на черноморских морских коммуникациях, предотвратить возможные операциям советского флота против румынских портов прежде Констанцы, откуда поставляли нефть для немецкой армии и итальянского флота.

Боевые действия на Черном море начались в 03.15 ч 22 июня 1941 внезапным групповым налетом немецкой авиации на главную базу советского Черноморского флота – Севастополь, на Одессу и Измаил, а также артиллерийским обстрелом населенных пунктов и кораблей на Дунае.

Черноморский флот с началом войны не успел полностью рассредоточиться и развернуться. Но заблаговременное и быстрый перевод всех сил флота в боевую готовность № 1 (Директива наркома ВМФ СССР Н.Г. Кузнецова от 21.06.41р. № зн / 87 о переходе на повышенную боевую готовность и директива от 22.06.41р. № зн / 88 о возможность внезапного нападения немцев) обеспечило успешное отражение первого налета немецких самолетов, который продолжался до 03.50 ч. Еще 3:06 ч. начальник штаба флота И.Д. Елисеев приказал открыть огонь по немецким самолетам, вторгшимся в воздушное пространство СССР и шли курсом на Севастополь: фактически это был первый боевой приказ на отпор агрессии. Тогда в результате принятых мер флот не потерял ни одного боевого корабля и самолета.

Но в первые дни войны немецкие минные постановки создали чрезвычайное напряжение для судоходства в районе Главной базы Черноморского флота и вызвали серьезные потери в боевых кораблях и вспомогательных судах: 22 июня на внешнем рейде Севастополя на мине подорвался и затонул морской буксир «СП-12» (это была первая потеря советского Черноморского флота в войне) 24 июня – 20-тонный плавучий кран 30 июня – паровая шаланда «Днепр»; 1 июля – эсминец «Быстрый».

В условиях начального периода войны главными задачами Черноморского флота стало содействие приморскому флангу сухопутных войск в оборонительных и наступательных операциях, нарушение морских коммуникаций противника, защита собственных коммуникаций и обеспечения перевозок, оборона ВМБ, нанесения ударов (силами надводных кораблей и авиации) по объектам противника на его территории и побережье. Это позволило сдержать первый натиск немецко-румынских войск, не допустив форсирование ими пограничных рек.

В первые дни войны командование Черноморского флота допустило ряд недопустимых ошибок с трагическими последствиями. Так, с 23 июня до 21 июля Черноморский флот в соответствии с планами первых операций без учета обстановки в районе Севастополя, Одессы, Новороссийска, Туапсе, Батуми, Керченском проливе и у оз. Устричное, в оборонительных минных заграждениях выставил более 7300 мин и 1378 минных защитников, что составляло соответственно 61% и 50% всего имеющегося на флоте минного запаса. Эти заграждения создали прежде всего угрозу советскому судоходству и вызвали потери собственных кораблей и судов. Ошибки в оценке обстановки обусловили расход неоправданно больших усилий флота на подготовку отражения высадки морских десантов сначала на Крымское, а впоследствии и Кавказское побережье. Значительные силы предназначались для ведения разведки и несения дозорной службы, содержание в течение длительного времени на высоком уровне готовности значительных группировок авиации, надводных кораблей и подводных лодок.

С первых дней войны одной из главных задач Черноморского флота считались действия по нарушению морских коммуникаций противника, для него имели важное значение. Враг осуществлял ними перевозки стратегического сырья (румынской нефти) и военных грузов. Черноморский флот наносил удары по нефтепромыслах в районе Плоешти, нефтяной коммуникации Плоешти – Констанца и нарушал морские перевозки по линии Констанца – Босфор. Эта задача выполнялась надводными кораблями, подводными лодками и авиацией.

Первый удар по Констанце нанесла авиация флота (2-й минно-торпедный авиационный полк и 40-й бомбардировочный авиационный полк) уже в ночь на 23 июня. Всего за первый месяц войны только на Констанцу было совершено 25 налетов с участием 191 самолета.

Показательной и трагической оказалась набеговой операция на Констанцу, что выполнялась с целью обстрела нефтехранилищ 25-26 июня отрядом легких сил в составе лидеров «Харьков» и «Москва» при поддержке крейсера «Ворошилов», эсминцев «Сообразительный» и «Смышленый». Корабли с расстояния 100140 кабельтовых смогли выпустить всего 350 снарядов 130-мм калибра и сами попали под огонь 280-мм береговой батареи противника. Во время операции погиб лидер «Москва», который подорвался на минном заграждении противника. Результаты операции обнаружили множество недостатков – прежде всего в вопросах планирования, разведки и взаимодействия разнородных сил флота.

В 1942 г.. Корабли Черноморского флота срывали поставки и пополнения приморского группировки врага на прибрежных коммуникациях (Севастополь – Феодосия – Керчь – порты Азовского моря).

Одной из основных задач Черноморского флота была оборона военно-морских баз, приморских городов и отдельных плацдармов, как важная составляющая стратегической обороны в целом. Наиболее показательными были оборона Одессы и Севастополя.

Действия в районе Одессы, продолжались в период с 5 августа по 16 октября 1941 против войск 4-й румынской армии, была оборонительной операцией войск Отдельной Приморской армии (генерал-лейтенант П. Софронов, с 5 октября – генерал-майор И.Е. Петров), проводилась силами и средствами Одесской ВМБ (контр-адмирал В. Жуков) и Черноморского флота (вице-адмирал Ф.С. Октябрьский). Несмотря на пятикратное превосходство, противнику не удалось овладеть городом с ходу. 19 августа был создан Одесский оборонительный район (ООР), что подчинялся Черноморскому флоту, организовано взаимодействие сухопутных войск с силами флота. Снабжение города осуществлялось транспортными судами и боевыми кораблями Черноморского флота. Последние, кроме того, поддерживали оборону огнем своих орудий. Однако продвижение немецких войск в Перекопского перешейка и растущая угроза Крыму сказались и на обороне Одессы. К концу сентября 1941 город оставался в глубоком вражеском тылу и дальнейшая его оборона в этих условиях становилась нецелесообразной. Ставка ВГК приняла решение эвакуировать ООР и за счет его войск усилить оборону Крымского полуострова.

Эвакуация ООР началась 1 октября и прошла скрыто для противника, который лишь через некоторое время понял об уходе войск из Одессы. К вечера 16 октября его передовые части вошли в Одессу. За это время было вывезено до 86 тыс. Защитников Одессы и 15 тыс. Человек гражданского населения, 462 орудия, 14 танков, 1400 автомобилей, 25 тыс. Т грузов. Только в ночь на 16 октября из Одессы эвакуировали 35 тыс. Советских воинов.

Не менее героической и одновременно трагической, страницей истории Черноморского флота является оборона Главной базы флота – г.. Севастополя, длившаяся 250 дней (с 30 октября 1941 по 4 июля 1942).

До войны Севастополь был подготовлен для обороны только с моря и воздуха. Система сухопутной обороны начала создаваться в июле 1941

Город был блокирован с воздуха и моря. К блокадного Севастополя из кавказских портов непрерывно доставляли продовольствие, боеприпасы, вооружение и пополнение человеческих потерь. Морские перевозки осуществлялись в условиях господства противника в воздухе, а с весны 1942 при противодействии его торпедных катеров и подводных лодок.

К середине июня 1942 начали испытывать недостаток боеприпасов, силы защитников Севастополя истощались. Командующий обороной города вице-адмирал Ф.С. Октябрьский получил разрешение Ставки ВГК на эвакуацию. Позорным планом эвакуации предполагалось вывоз только командного состава армии и флота, эвакуация же остальной части военнослужащих, в том числе раненых, не предусматривалась … Они были обречены.

С 25 июля 1942 началась «Битва за Кавказ», включающей совокупность оборонительных (25 июля – 31 декабря 1942) и наступательных (1 января – 9 октября 1943) операций советских войск, проведенных с целью обороны Кавказа и разгрома немецких войск, вторгшихся в его пределы.

Силы Черноморского флота совместно с Азовской военной флотилией поддерживали войска трех советских фронтов и действовали на морских коммуникациях противника вдоль западного и северо-восточного черноморского побережья, значительно усложнили противнику организацию перевозок, увеличили напряжение его сил, обеспечивавших движение транспортов.

На Черном море в период конца 1941-1943 гг. Были проведены крупнейшие морские десантные операции Великой Отечественной войны, которые имели не только тактическое, но и оперативное и стратегическое значение. В указанный период Черноморский флот (не считая действия флотилий, входивших в его состав) высадил 13 морских десантов. Яркими страницами в истории Черноморского флота стали десанты в районе Южной Озерейки и станички (район Мысхако) в феврале 1943, оборона «Малой земли», Новороссийска десантная операция 1943, Керченско-Эльтигенского десантная операция 1943

Важное место занимает крупнейшая в истории войны Керченско-Феодосийская стратегическая десантная операция войск Закавказского (с 30 декабря Кавказского) фронта сил Черноморского флота и Азовской военной флотилии, (25 декабря 1941 в 2 января 1942), проводимая с целью овладения Керченским полуостровом, отвлечение сил противника от Севастополя и создания условий для освобождения Крыма. В результате этой операции удалось предотвратить вторжение противника на Северный Кавказ, очистить от врага весь полуостров, а на захваченном плацдарме развернуть войска Крымского фронта и сорвать второй штурм Севастополя.

Овладение плацдармом в районе станички лишило противника возможности использовать Новороссийский порт и создало благоприятные условия для изгнания врага из Новороссийска.

В сентябре 1943 г.. Войска Северо-Кавказского фронта совместно с Черноморским флотом провели Новороссийско-Таманскую наступательную операцию. Во взаимодействии с войсками восемнадцатого армии флот осуществил Новороссийске десантную операцию (9-16 сентября), которая завершилась освобождением города-порта.

В результате Керченско-Эльтигенского десантной операции (31 октября – 11 декабря 1943), силы Северо-Кавказского фронта, Черноморского флота и Азовской военной флотилии захватили важный плацдарм на Керченском полуострове, который удерживали до начала Крымской наступательной операции 1944

К апрелю 1944 для советских войск на южном участке советско-германского фронта сложилась благоприятная ситуация для освобождения Одессы и Крыма.

Одесская наступательная операция проводилась войсками 3-го Украинского фронта в период с 26 марта по 14 апреля 1944 при содействии сил Черноморского флота и взаимодействия с военными 2-го Украинского фронта с целью освобождения Одессы и выходом на государственную границу с Румынией.

Ее следствием стал разгром одесского группировки противника и освобождения всей северо-западной части Черноморского побережья с портами Одесса, Очаков, Херсон, Николаев. Черноморский флот получил возможность перебазировать в северо-западный район Черного моря легкие силы флота и авиации. Это еще больше изолировало с моря крымскую группировку противника.

В период с 8 апреля по 12 мая 1944 войска 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией провели Крымскую стратегическую наступательную операцию с целью. В результате этой операции противника вытеснены из Крыма и созданы благоприятные условия для дальнейшего наступления на Балканы.

9 мая врага выбили из Севастополя, а 12 мая – разгромлены остатки немецких войск, отошли на мыс Херсонес. Черноморский флот вернулся в свою главную базу – Севастополь.

Во время боевых действий на море противник полностью потерял 102, были повреждены более 60 различных судов и боевых кораблей, а во время эвакуации немецких войск из Крыма с более 200 судов, участвовавших в эвакуации, 160 были затоплены, или получили повреждения. По данным противника, с 3 по 13 мая было потеряно на переходе морем до 42 тыс. Солдат и офицеров.

Летом 1944 Черноморскому флоту и Дунайской военной флотилии (создана в апреле 1944) была поставлена задача совместно с войсками 2-го и 3-го Украинских фронтов окружить и уничтожить Ясско-Кишиневская группировки противника (Ясско-Кишиневская стратегическая наступательная операция с 20 до 29 августа) и в дальнейшем, развивая успех, вывести Румынию из войны. Черноморский флот силами авиации, подводных лодок и надводных кораблей прикрывал фланги советских войск от ударов с моря, поддерживал огнем части, действовавшие на приморских участках фронта, нарушал прибрежные морские сообщения противника, высаживал морские десанты в тыл и на фланги противника и оказывал помощь при форсировании Днестровского лимана и Дуная.

К концу дня 23 августа главные силы 3-й румынской армии, действовавшие на приморском направлении, оказались окруженными и прижатыми к морю. В связи с прорывом кораблей к Дунаю и высадкой десанта в село Жебрияны противник лишился последних путей отступления и сложил оружие. 26 августа показалась румынский речная флотилия.

ПОДІЛИТИСЯ:

После распада СССР одним из самых болезненных оказался вопрос о разделе военного имущества второй по мощности армии в мире, в том числе и по количеству ядерного оружия. В целом раздел прошел безболезненно, хотя с одной из бывших союзных республик пришлось «повозиться».

Разделить армию

После распада Советского Союза Российская Федерация унаследовала приблизительно 70% его военного потенциала. Она получила права на обладание ядерным оружием, сохранила контроль над военно-морским и космическим комплексами, основными узлами связи и управления, испытательными и учебными центрами, стратегическими резервами.

По трехстороннему соглашению между Россией, Белоруссией и Украиной все объекты военного имущества, находящиеся на территории каждой из республик на момент распада СССР, были объявлены достоянием народа уже полностью суверенного государства.

Потеря мощных общевойсковых и авиационных соединений, отошедших Украине и Белоруссии, была компенсирована за счет вывода в Россию практически в полном составе частей из стран Восточной Европы. После распада СССР российской армии отошла самая многочисленная группировка войск – почти 3 млн. человек, 387 тысяч достались Украине, 238 тысяч – Белоруссии и 167 тысяч – Казахстану.

В начале своей независимости Украина обладала самой многочисленной в Европе после России армией. Молодая страна ставила пред собой довольно амбициозные планы по превращению в передовую державу «с мощной армией и флотом». Еще осенью 1991 года развернулась активная кампания по возвращению украинских военных, разбросанных по просторам СССР, на «историческую родину».

Однако ничего из этого не вышло: молодые солдаты дослуживали свой срок на прежних местах, а курсанты военных училищ доучивались уже в других государствах. Многие из них приняли присягу на верность новой родине.

Западная армада

Распад советских Воруженных сил начался в 1991 году с передовых военных баз – вывода групп войск, размещенных в странах Восточной Европы и Монголии. Личный состав Западной группировки войск (ЗГВ) СССР составлял 370 тысяч человек, в том числе 100 тысяч офицеров и прапорщиков, а также 1842 тысячи членов их семей. ЗГВ также включала в себя три общевойсковые и две танковые армии (8 мотострелковых, 8 танковых дивизий и одну отдельную мотострелковую бригаду), ВВС группы состояла из 16-й воздушной армии (пять авиадивизий).

На вооружении западной армады стояли более 5000 танков, 4400 орудий полевой артиллерии, 1700 ЗРК, 620 боевых самолетов и 790 вертолетов, 1600 тысяч боеприпасов. Основная часть группировки выводилась в Россию, некоторые соединения отправлялись в другие бывшие союзные республики, в частности, 11-я гвардейская танковая дивизия передислоцировалась в Белоруссию, 17-я танковая – на Украину.

Черноморский флот

Ситуация с разделом Черноморского флота стала одной из самых болезненных в постсоветской истории взаимоотношений России и Украины. Черноморский флот ВМС СССР, без преувеличения, можно было назвать флотом сверхдержавы. К 1991 году он насчитывал около 100 тысяч человек личного состава и 60 тысяч рабочих и служащих, включал в себя 835 кораблей и судов практически всех существующих классов.

В состав Черноморского флота входили в том числе 28 субмарин, 2 противолодочных крейсера, 6 ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей (БПК) I ранга, 20 БПК II ранга, 30 малых ракетных кораблей и катеров, 70 тральщиков, 50 десантных кораблей и катеров, более 400 единиц морской авиации.

Стоимость всего имущества Черноморского флота ВМС СССР к началу 1992 года оценивалась в астрономическую сумму - 80 миллиардов долларов. Президенты государств не торопились решать непростой вопрос раздела флота, хотя российские военные эксперты тогда четко осознавали: сохранение флота как боеспособной единицы возможно только под флагом России.

В октябре 1991 года Верховный Совет Украины принял решение о подчинении Украине Черноморского флота. На основании этого документа украинская сторона начала пытаться завладеть имуществом флота и склонить личный состав к принятию украинской присяги.

Адмирал Игорь Касатонов, на тот момент командующий Черноморским флотом, дал понять, что флот он так просто не отдаст. А тем, кто до решения вопроса на государственном уровне пытался принять украинскую присягу и вместе с ней «утащить» военные объекты, он указывал на дверь.

И вот президенты начали действовать. Правда, порознь. 5 апреля 1992 года президент Украины Леонид Кравчук подписал указ «О переходе Черноморского флота в административное подчинение Министерству обороны Украины». Через два дня Борис Ельцин издал указ «О переходе Черноморского флота под юрисдикцию Российской Федерации».

В августе 1992 года в Мухалатке близ Ялты состоялись российско-украинские переговоры на высшем уровне, на которых лидеры двух стран должны были принять Соломоново решение. Президенты России и Украины подписали соглашение, по которому Черноморский флот становился Объединенным флотом двух стран. Одновременно стороны договорились, что в течение трех лет вопрос о разделе Черноморского флота будет решен окончательно.

Долгожданный момент наступил 9 июня 1995 года на встрече в Сочи. Борис Ельцин и новый президент Украины Леонид Кучма подписали документ, согласно которому Черноморский флот России и Военно-морские силы Украины должны базироваться раздельно. Основная база и штаб российского флота привязывались к Севастополю, который был отнесен к числу городов со специальным статусом. Имущественные вопросы регулировались следующим образом: России передавалось 81,7% судов, Украине - 18,3%.

Судьба ядерного потенциала

По данным американской организации Arms Control Association, на сентябрь 1990 года у СССР были 10 271 ядерный боезаряд, у США - 10 563 боеголовки. После распада СССР число ядерных держав на территории бывшего Союза должно было увеличиться вчетверо – кроме России ядерным оружием обладала Украина, Белоруссия и Казахстан. Причем Украина и Казахстан занимали соответственно третье и четвертое места после США и России по количеству ядерных зарядов. Украина имела 1240 ядерных боеголовок, все – индивидуального наведения, Казахстан – 1040 боеголовок такого же класса.

Совместными усилиями Россия и США достигли принятия решения, по которому Украина, Белоруссия и Казахстан отказывались от статуса ядерных держав и передавали России весь оказавшийся на их территории военный атомный потенциал.

14 января 1992 года между Россией, США и Украиной было подписано трехстороннее соглашение, по которому все атомные заряды демонтируются и вывозятся в Россию, а стратегические бомбардировщики и шахты для запуска ракет уничтожаются на деньги США. Взамен Соединенные Штаты и Россия дают гарантии независимости и территориальной целостности Украины.

Однако очень скоро Леонид Кравчук приостановил начатый процесс. «Из-за политической нестабильности ситуации и путаницы мы не можем быть уверены в том, что ракеты, которые вывозятся нами, уничтожаются, а не попадают в недобрые руки. Украина считает мощность расположенного в России завода по уничтожению ядерных арсеналов недостаточной», – сообщили в администрации президента Украины. Впрочем, Кравчука удалось призвать к выполнению своих обязательств.

На территории Казахстана находилось много крупных стратегических объектов союзного значения, в частности, ядерный полигон в Семипалатинске, испытательный полигон ПВО в Эмбе, системы ПРО в Сары-Шагане и космодром Байконур. С казахстанскими партнерами договориться по вопросам судьбы атомных объектов удалось проще. В частности, космодром Байконур, который получил статус военной базы, был взят Россией в аренду за 150 млн. долларов в год.

Прощай, оружие

Для многих союзных республик и стран Восточной Европы оставшееся советское оружие оказалось тяжким бременем. В таких количествах и объемах оно было попросту не нужно. Большая часть оружия содержалась на плохо охраняемых складах, что спровоцировало отставных и действующих военных на его широкомасштабную распродажу. Предлагали тому, кто даст больше денег, – Африке, Ближнему Востоку, Юго-Восточной Азии. Продавали практически все: от пехотных шлемов до сверхзвуковых самолетов.

Огромные запасы оружия от армии Восточной Германии достались ФРГ, немалые его объемы она переправила в Турцию, оплатив при этом расходы на транспорт. Большой поток вооружения, в частности, бронетехника, на железнодорожных составах шел через Италию, а дальше с итальянских портов расходился по самым экзотическим направлениям.

Внушительное количество военного имущества СССР осталось на Украине. По данным Лондонского института стратегических исследований, – на сумму 89,4 миллиарда долларов. По мнению специалистов, этих денег с лихвой хватило бы не только на реформирование армии, но и на поднятие экономики всего государства.

Однако оставшиеся от СССР военные объекты, техника и оружие были бездарно утрачены. В катастрофической экономической ситуации 90-х из-за огромного недостатка финансирования, нецелевого расходования средств и повальной коррупции все это стало очень быстро приходить в негодность.

Все, что оказалось пригодным к эксплуатации, начали распродавать. По самым скромным оценкам, были проданы до 500 боевых самолетов и вертолетов, до 1000 танков и 1000 боевых машин. В итоге на данный момент в Вооруженных силах Украины из 1100 советских боевых самолетов остались 208, а из 5500 танков – не более 700. Были на вооружении Украины даже стратегические бомбардировщики Ту-160, однако в дальнейшем они были переданы России в счет долга за газ.

Поделиться: