Постановление правительства от 20.11 08 870. Законодательная база российской федерации



«Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»

1. Установить работникам, занятым на тяжелых работах (?) , работах с вредными (?) и (или) опасными (?) и иными особыми (?) условиями труда, по результатам аттестации рабочих местследующие компенсации (???) :

    сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации;

  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;

  • повышение оплаты труда - не менее 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.


Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 г. N 870

2. Министерству здравоохранения и социального развития РФ в 6-месячный срок (до 06.06.2009) после вступления в силу настоящего постановления установить (!) - в зависимости от класса условий труда и

- с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии …,

    сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда ,

  • а также условия (!) предоставления указанных компенсаций.

Вывод: полномочия по установлению размеров т.н. «компенсаций» и условий их назначения возложены на Минздравсоцразвития РФ, а не на «работодателя»…Ждемс…

Проблемные вопросы:

1. Противоречивое содержание термина «компенсации» в соответствии с Трудовым и Налоговым кодексом РФ с одной стороны и в соответствии с пост. Правительства РФ от 20.11.2008 №870, приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н с другой стороны?

2. Отсутствие методов подтверждения условий назначения «компенсаций» – нормативные правовые акты, устанавливающие «нормативы», «методы» измерений и оценок, критериев отнесения условий труда к «вредным», «опасным», «особым», а «работ» – к «тяжелым»?

3. Отсутствие «действующих нормативных правовых актов» определяющих порядок назначения «компенсаций»?


Компенсации за (?) тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда



Задачи формирования нормативной правовой базы



Структура процесса назначения «компенсаций»


п. 13 … Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (!!!) включает в себя оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам …»;

п.18. … Протокол должен содержать следующую информацию: реквизиты нормативных правовых актов (…), регламентирующих предельно допустимые концентрации (далее - ПДК), предельно допустимые уровни (далее - ПДУ), а также нормативные уровни измеряемого фактора



Основания определения «условий»…



Основания определения «условий»…

п.7…. При проведении аттестации…: - работодатель вправе требовать от аттестующей организации проведения измерений и оценок в соответствии с действующими нормативными правовыми актами…;

Аттестующая организация … определяет методы проведения измерений и оценок на основе действующих нормативных правовых актов и настоящего Порядка, ….

    Р 2.2.2006-05, ГОСТ, ГОСТ Р, МУК, МУ – не являются «нормативными правовыми актами».

  • «Порядок АРМ» прямые требования к методам измерений и оценок не содержит…



Что такое «вредные условия труда»?

«Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием (!!!) вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников условно разделяют на 4 степени вредности… (Руководство Р 2.2.2006-05


Статья 423. Применение законов и иных нормативных правовых актов

Впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР , действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-I "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств ", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.


Руководствоваться ли документами СССР?



«…Правительство Российской Федерации 20 ноября 2008 г. издало Постановление N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда".

    В связи с изменением федеральным законодателем определения порядка установления минимальных размеров повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, вышеназванные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, устанавливающие перечни указанных работ не применяются, поскольку противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации и являются недействующими».

Определение Верховного Суда РФ от 25 августа 2010 г. N ГКПИ10-673


Заполнение строки 040


Два подхода к аттестации и к «компенсациям»

  • По Закону (в соответствии с Порядком аттестации РМ и иными нормативными правовыми актами)

  • По «понятиям» (на основе «официального мнения»)

  • По здравому смыслу (трезвый расчет с учетом трудового законодательства, налоговых ограничений, экономического положения и социальных условий)


Главная задача анализа нормативной базы при проведении АРМ -


  • Считать «компенсации» (в смысле пост. 870, пр. 342н) не «компенсациями», предусмотренными «законодательством» (в смысле ТК РФ), а - повышенным размером оплаты труда , - дополнительным отпуском - сокращенным рабочим днем по инициативе работодателя, по коллективному договору, по трудовому договору, по соглашению .

"О порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда,

в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870"

Какие компенсации полагаются за тяжелый, вредный и опасный труд?

Тем, кто трудится во вредных и (или) опасных условиях, по результатам проведенной аттестации рабочих мест должны предоставляться компенсации не ниже установленных в п. 1 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870.

Так, для них предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени (не более 36 ч в неделю). Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск должен составлять не менее 7 календарных дней, а оплата труда превышает обычные тарифные ставки (оклады) минимум на 4%.

Работодатель вправе самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест устанавливать повышенные или дополнительные компенсации за тяжелый, вредный и опасный труд.

Размеры предоставления соответствующих компенсаций определяются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя. Перечислены правовые акты, которые рекомендуется при этом использовать.

В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации, компенсации работникам не полагаются. В настоящее время Минтруд России разрабатывает акты, устанавливающие компенсации в зависимости от класса условий труда. Они будут утверждены после согласования со сторонами социального партнерства.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СОКРАЩЕННОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ

РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ, ЕЖЕГОДНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОПЛАЧИВАЕМОГО ОТПУСКА, ПОВЫШЕННОЙ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКАМ,

ЗАНЯТЫМ НА ТЯЖЕЛЫХ РАБОТАХ, РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ

И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ И ИНЫМИ ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.06.2012 N 655)

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Указанный в пункте 1 данного документа ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней должен предоставляться всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, но работа которых в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда (Определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2013 N 135-О).

1. Установить работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации:

сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации;

ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;

повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

При установлении по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3 класса любой степени вредности работник независимо от того, поименована или нет его профессия, должность в Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22, имеет право на соответствующие компенсации в размерах, не ниже установленных пунктом 1 данного документа. В случаях, когда по данной профессии, должности Списком предусмотрены более высокие компенсации работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, подлежит применению Список, поскольку до настоящего времени не принят нормативный правовой акт, предусмотренный пунктом 2 данного документа, позволяющий дифференцировать виды и размеры компенсаций в зависимости от степени вредности условий труда (Решение Верховного Суда РФ от 14.01.2013 N АКПИ12-1570).

2. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 6-месячный срок после вступления в силу настоящего Постановления установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.

14. Последовательность осуществления государственными контрольными органами основных контрольных действий в пунктах пропуска определяется типовыми схемами организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, которые разрабатываются для пунктов пропуска по видам международного сообщения.

Указанные типовые схемы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службой и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

15. На основании типовых схем, указанных в пункте 14 настоящих Правил, и с учетом местных условий администрации пунктов пропуска разрабатывают для каждого пункта пропуска технологические схемы организации пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, которые утверждаются протоколом заседания созданного в пункте пропуска координационного совета. В этих технологических схемах должна быть установлена продолжительность осуществления государственного контроля в пунктах пропуска, а для пунктов пропуска, расположенных в морских портах, должно быть установлено также максимальное время ожидания начала государственного контроля.

16. Последовательность осуществления государственными контрольными органами основных контрольных действий вне пунктов пропуска при международных пассажирских перевозках железнодорожным транспортом в отношении каждого участка железнодорожных путей определяется технологическими схемами контроля вне пунктов пропуска при международных пассажирских перевозках железнодорожным транспортом, разрабатываемыми Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с государственными контрольными органами, в регионе деятельности которых расположены данные участки железнодорожных путей.

"Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда"

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации:

Сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации;

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;

Повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

2. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 6 месячный срок после вступления в силу настоящего постановления установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.

3. Дополнить Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11, ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713), подпунктом 5.2.79.1 следующего содержания:

"5.2.79.1. размеры компенсаций в зависимости от класса условий труда (сокращенная продолжительность рабочего времени, минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда) работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, а также условия их предоставления;".

Председатель Правительства
Российской Федерации

В . Путин

Комментарий

Т.В. Ярема,
специалист отдела общего аудита,
ООО "Бейкер Тилли Русаудит"

Правительство РФ законодательно защитило права работников, занятых на вредных, тяжелых и опасных работах.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" для защиты прав работников, занятых на вредных, тяжелых и (или) опасных работах, предусмотрены следующие компенсации:

- сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ);

- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;

- повышение оплаты труда - не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Обязательным условием предоставления компенсаций является аттестация рабочих мест по условиям труда, порядок проведения которой утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 и действует с 1 сентября 2008 года.

Обращаем внимание читателей на то, что в соответствии с требованиями законодательства до тех пор, пока условия труда не отвечают требованиям безопасности здоровья работника, работодатель обязан предоставить работнику некоторые компенсации за работу во вредных условиях труда (абзац шестнадцатый части первой ст. 219 ТК РФ).

Трудовым законодательством Российской Федерации закреплены такие формы гарантий и компенсаций, как сокращенная рабочая неделя (ст. 92 ТК РФ), ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 117 ТК РФ), оплата труда в повышенном размере (ст. 147 ТК РФ) и выдача молока и лечебно профилактического питания (ст. 222 ТК РФ).

До принятия постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 работодатели пользовались нормативными актами Госкомтруда СССР и ВЦСПС (постановления от 25.10.1974 N 298/П-22, от 21.11.1975 N 273/П-20, от 03.10.1986 N 387/22-78). Все эти нормы действуют в части, не противоречащей действующему ТК РФ. Размеры конкретных компенсаций на предприятиях устанавливались с учетом мнения представительного органа работников коллективным либо трудовым договором, но, как правило, в пределах регламентированных норм.

Так, ранее действовавшим Типовым положением об оценке условий труда было регламентировано, что размер доплат на работах с тяжелыми и вредными условиями труда не мог превышать 12%, а на работах с особо тяжелыми и вредными условиями труда - 24% тарифной ставки (постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78).

На основании требований вводится новый предел - 4% тарифной ставки, и устанавливать доплату ниже данного предела организация не сможет.

Обращаем особое внимание читателей на то, что контролирующие органы при проверке реализации мероприятий по охране труда будут проверять исполнение в компаниях требований по применению минимальных, а значит, обязательных гарантий и компенсаций. Также следует отметить, что трудовое законодательство не устанавливает способ повышения оплаты труда. Организация может доплачивать "за вредность" и в фиксированных суммах. Важно, чтобы доплата составляла не менее 4% от тарифной ставки или оклада.

Для установления сокращенной продолжительности рабочего дня и компенсации в виде дополнительного оплачиваемого отпуска ранее применялись нормы для разных производств и профессий, а именно: от 4 до 7 часов рабочего дня и от 6 до 36 дополнительных рабочих дней отпуска, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22. В соответствии с требованиями п. 1 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 законодатели жестко ограничивают минимальное количество дополнительных дней отпуска - 7 календарных дней.

Следует отметить, что существуют различия в требованиях, ранее установленных нормативными актами, и в требованиях п. 1 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870, а именно:

- дополнительные дни отпуска ранее предоставлялись из расчета рабочих дней, теперь это календарные дни;

- ранее устанавливался сокращенный рабочий день, теперь - сокращенная рабочая неделя.

В соответствии с требованиями данные гарантии и компенсации можно будет применить в организации только после разработки Минздравсоцразвития России нормативных актов по регулированию социально трудовых отношений с работниками, занятыми на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.

Согласно требованиям п. 2 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 Минздравсоцразвития России в течение шести месяцев после вступления в силу данного документа в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений должно разработать указанные нормативные акты.

"Налоговая" сторона медали

Так как вопросы налогообложения для любой организации являются важными, рассмотрим механизм налогообложения сумм компенсаций, установленных п. 1 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870.

С определенной долей уверенности можно утверждать, что по указанным суммам компенсаций должны будут соблюдаться следующие условия:

- данные суммы должны приниматься в качестве расходов для целей исчисления налога на прибыль организаций в соответствии с п. 3 ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ);

- суммы компенсаций освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ;

- эти суммы освобождаются от обложения единым социальным налогом в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 238 НК РФ;

- компенсации освобождаются от обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ.

Возможность применения всех вышеперечисленных льгот подтверждена письмами Минфина России от 03.04.2007 N 03-04-06-02/57, от 06.04.2006 N 03-05-02-04/35, от 28.12.2005 N 03-05-01-04/405.

Также следует отметить, что если при проверке трудовой инспекцией будет установлено, что вышеуказанные гарантии не будут предоставляться или же они будут меньше установленного минимума в случаях обязательного соблюдения предоставления вышеуказанных компенсаций, то организации могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с требованиями п. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением штрафа в размере:

- на руководство организации (на индивидуального предпринимателя) - от 1000 до 5000 руб.;

- на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб.

Поделиться: