Проект на тему "пожарная безопасность". Проект по пожарной безопасности

Проектная деятельность в старше-подготовительной группе.

Автор: Колосова Ольга Николаевна, воспитатель.
Место работы: МДОУ - детский сад № 196 компенсирующего вида г. Саратова

Планирование проектной деятельности по пожарной безопасности в старше-подготовительной группе.

Проект «Не шути с огнем!» был начат 6 ноября 2012года и завершен 6 декабря 2012года.
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: краткосрочный (4 недели)
Предметно-содержательная область:
повышение компетентности дошкольников по основам противопожарной безопасности.
Участники: дети старше-подготовительной офтальмологической группы «Семицветик», педагогический состав группы, родители воспитанников.
Проблема:
Несформированность у детей четкого понимания скрытой опасности огня, игр со спичками, взрывоопасными и легко воспламеняющимися предметами.
Актуальность проекта:
Увеличение за последние годы количества стихийных бедствий, в том числе пожаров;
60% процентов пожаров, по статистике, происходят по вине детей дошкольного возраста;
отсутствие у детей защитной реакции в экстремальных ситуаций, несформированность элементарных навыков самосохранения
Цель проекта:
Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности, вооружение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях, связанных с огнем.
Задачи проекта:
1.Развивающие

Развивать:
* умение реально оценивать возможную опасность;
* познавательную активность;
* навыки самостоятельной работы
* навыки коммуникативного общения;
* творческие способности детей.
*Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности
Обучающие
Обучать:

*навыкам безопасного поведения в быту;
* правилам ведения диалога при вызове пожарной службы;
*уважение к труду пожарных.
Предполагаемые результаты проекта.
* Изменение отношения детей к своей безопасности и здоровью;
*овладение навыками правильных действий в случае пожара и грамотного ведения диалога с диспетчером службы «01»;
*повышение заинтересованности родителей данной проблемой.
План работы по проекту
1.этап-подготовительн ый.
*На родительском собрании, состоявшемся 2 октября 2012года,прозвучало сообщение о предстоящей разработке проекта. Была предложена, как вариант для рассмотрения, тема противопожарной безопасности, которую все единогласно одобрили.
*Следующим шагом стало диагностическое исследование знаний детей в области пожарной безопасности(в форме интервью).Опрос проводился в форме индивидуальной работы в первой и второй половине дня.
*Параллельно шло изучение анкет, предложенных для заполнения родителям воспитанников.
*Полученные данные опроса и анкетирования подтвердили существование в группе обсуждаемой проблемы. Цели и задачи проекта были поставлены с учетом результатов диагностики.

Результаты изучения уровня знаний детей по противопожарной безопасности:
было опрошено 9 детей
высокий уровень - не выявлено
средний - у трех ребят.
Низкий - у шести воспитанников.

2 этап-разработка проекта.
*Составление плана деятельности по достижению цели:
к кому обратился за помощью, определение источников информации, подбор материала и оборудования для работы.
Решено было осуществлять проектную деятельность в трех направлениях, задействовав ребят, родителей и педагогов.
На этом этапе подбирался материал для занятий: плакаты на противопожарную тему, раздаточный материал, игры, стихи, загадки, произведения художественной литературы.



Предполагалось обращение за помощью к Клюсовой Г.И, (инженеру по технике безопасности)в проведении экскурсии по детскому саду с целью знакомства с противопожарной системой оповещения и средствами тушения пожара.


*Определение продукта проекта
Продуктом проекта должно было стать развлекательное мероприятие и буклет для родителей.


Отобранный материал для организации занятий, индивидуальной работы, дидактических игр:
1.Учебные плакаты на противопожарную тему.
2.Раздаточный материал и карточки для индивидуальной работы.
3.Настольная игра «Знаю все профессии».
4.Т.А.Шорыгина. «Правила пожарной безопасности для детей 5-8лет» (конспекты занятии).
5.Т.Н.Гарнышева. «ОБЖ для дошкольников» (конспекты занятий).
6.Е.Ю.Иванова. «100игр, сценариев, праздников».
7.С.Маршак «Кошкин дом».
8.С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое».
9.С.Маршак. «Пожар».
10.А.Гимадеева. «Не надо играть с огнем».
11.Л.билалов. «Пожарные».
12.Т.Фетисова. «Куда спешат красные машины»?

3 этап- непосредственно образовательная деятельность, или Реализация проекта та.
*проведение цикла занятий информационного содержания.
*работа с плакатами и раздаточным материалом;
*знакомство с произведениями детской литературы, в которых затрагивается тема огня;
* драматизация отрывков из текстов;
* экскурсия по детскому саду с целью знакомства с противопожарной системой оповещения и средствами тушения огня;
*работа с родителями в форме консультаций;
*совместная деятельность с родителями: подготовка рисунков.

№ Проводимые мероприятия (Дата проведения, Время проведения(режимные моменты).
1. Занятие «Огонь добрый и огонь злой».(воспитатели) 7 ноября 2012г. Групповое занятие.
2. Занятие «Спички-не игрушка, огонь не забава».(воспитатели) 8 ноября Групповое занятие.
3. Занятие с элементами дидактической игры «Что нужно делать при пожаре?» (воспитатели) 12ноября Вторая половина дня
4. Цикл занятий на тему «Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование».(воспитатели) 19-26нобяря Групповое занятие.
Индивидуальная работа во второй половине дня и во время утренних бесед.
5. Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Пожар» и беседа по его содержанию.(воспитатели) 15 ноября Групповое занятие
6. Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое.(воспитатели) 22 ноября Групповое занятие
7. Чтение стихотворения С.Маршака «Пожар» (воспитатели) 16 ноября Вторая половина дня
8. Экскурсия по ознакомлению уголком пожарной безопасности в детском саду (Клюсовой Г.И.) 26 ноября Первая половина дня
9. Просмотр DVD мультфильма «Кошкин дом» с последующим обсуждением содержания.(воспитатели) 23 ноября Вторая половина дня
10. Цикл занятий в творческой мастерской на тему «При пожаре звони 01!»(педагог –дополнительного воспитания Литвинова И.Н.) 20-27ноября Групповое занятие по расписанию



11. Цикл занятий на тему «Правила противопожарной безопасности при обращении с бытовыми электроприборами» (Педагог- деффектолог Филиппова Е.В.) 29ноября-4декабря Подгрупповые занятия по расписанию



12. Знакомство с противопожарными знаками (Филиппова Е.В) 28ноября
Групповое занятие по расписанию
13. Консультация родителей по материалу проекта.(воспитатели) В течение всего месяца При утренних встречах и вечером.
14. Драматизация отрывка из стихотворения С.Маршака «Кошкин дом» 30ноября -5 декабря. Втора половина дня.
Приложение

Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и в нашем селе. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.

Цель проекта: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи проекта :

  1. Образовательные
    • Познакомить с историей возникновения огня.
    • Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
    • Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
  2. Развивающие
    • Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
    • Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
    • Развивать творческие способности дошкольников
  3. Воспитательные
    • Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
    • Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
    • Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
  4. Практические
    • Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
    • Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
    • Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
    • Вовлечь их в образовательный процесс ДОУ

Принципы реализации проекта:

  • Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров.
  • Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.
  • Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.
  • Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.

Субъекты проекта:

  • Воспитатели.
  • Дети 5-7 лет.
  • Родители.

Ожидаемый результат:

  1. Составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов, практических занятий.
  2. Профилактика панического страха перед огнём.
  3. Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, их отработка до автоматизма.
  4. Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
  5. Изменение отношения родителей к данной проблеме.

Срок реализации проекта : 2 недели.

Реализация проекта

Работа с родителями (день первый)

Выставка литературы по теме.

  1. Презентация проекта по противопожарной безопасности «Чтобы не было беды»
  2. Объявление конкурса детско-родительского плаката «Не играй с огнём»
  3. Анкета для родителей по теме.

«Что такое огонь?» (день второй)

  1. Беседа с детьми «Эта спичка – невеличка».
  2. Дидактическая игра «Огнеопасные предметы».
  3. Чтение произведения К.И.Чуковского «Путаница».

«Полезный огонь» (день третий)

  1. Конкурс детских рисунков по мотивам сказки «Огневик и облачные слоны»
  2. Чтение сказок «Как человек подружился с огнём», «Как огонь воду замуж взял» [«Дошкольное воспитание» №5 2006 стр.120]
  3. Познавательное занятие «Огонь – друг».

«Опасный огонь» (день четвёртый)

  1. Дидактическая игра «Причины пожаров».
  2. Прослушивание сказки «Кошкин дом» в исполнении мастеров художественного слова.
  3. Интегрированное занятие «Саламандра – повелительница огня». (Познавательное развитие, аппликация, леп ка).

«Правила пожарной безопасности в ДОУ» (день пятый)

  1. Экскурсия по детскому саду: знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями.
  2. Игры-соревнования.
  3. Чтение сказки С.Я.Маршака «Дядя Стёпа»

«Правила пожарной безопасности дома» (день шестой)

  1. Практическое занятие «Чтобы не было беды».
  2. Просмотр видеофильма
  3. Чтение произведения С.Я.Маршака «Пожар».

«Правила пожарной безопасности в лесу» (день седьмой)

  1. Познавательное занятие «Чудо-дерево».
  2. Чтение произведения Б.Жидкова «Дым».
  3. Конкурс стихотворений на тему «Спички детям не игрушка»

«Что такое служба противопожарной безопасности» (день восьмой)

  1. Беседа «В жизни всегда есть место подвигу»
  2. Просмотр видеофильма о пожаре и работе пожарных по спасению людей. (Фрагменты из телепередач, новостей с сообщениями о пожаре).
  3. Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Пожарные собаки»

(

  • Журнал «Дошкольное воспитание» № 5 2006 год.
  • Газета «Дошкольное образование» № 13 2008 год.
  • С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом».
  • Л.Н. Толстой «Пожарные собаки».
  • Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар».
  • К. Чуковский «Путаница».
  • «Жили-были» №6 2003 год.
  • Проект «Пожарная безопасность»

    Тип проекта: краткосрочный

    Время реализации проекта: . –01.04 - 30.04. 2016г.

    Участники: дети старшей группы, воспитатель, родители.

    Актуальность проекта:

    Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.

    Цель проекта:

    Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях. Воспитывать у дошкольников бережное отношение к окружающему миру и своему здоровью.

    Задачи:

    Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения;

    Учить детей правилам поведения в экстремальной ситуации (набирать номер телефона пожарной части, четко называть свой адрес);

    Познакомить со средствами пожаротушения;

    Способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар;

    Расширить знания детей о профессии пожарного;

    Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению страха перед огнем;

    Развивать в детях желание заниматься физической подготовкой, чтобы быть ловкими, смелыми и сильными, как пожарные;

    Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.

    Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.

    Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте;

    Формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности.

    Ожидаемый результат:

    Углубление знаний детей о правилах пожарной безопасности, формирование привычки их соблюдения;

    Правильное поведение в экстремальной ситуации (набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону: четко называть свой адрес);

    Знать средства пожаротушения;

    Уметь правильно действовать в случае обнаружения пожара;

    Знать о профессии пожарного;

    Профилактика панического страха перед огнём;

    Изменение отношения родителей к данной проблеме;

    Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.

    Работа с дошкольниками по реализации проекта:

    Занятия

    Беседы

    Опыты

    Художественное творчество:

    Рисование;

    Аппликация;

    Выставка детского творчества.

    Работа с родителями:

    Ширма-передвижка

    Конкурса детско-родительского рисунков «Не играй с огнём!»

    Консультации, памятки

    Игра:

    Дидактическая;

    Подвижная;

    Художественное слово:

    Стихи;

    Загадки;

    Пословицы и поговорки;

    Литературные произведения: С.Я.Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Н.Афанасьев «Как сгорел дом», «Кошкин дом», С.Я.Маршака «Дядя Стёпа», Б.Жидкова «Дым», Л.Н.Толстого «Пожарные собаки», К. Чуковский «Телефон», «Путаница».

    Работа над проектом проводилась в несколько этапов:

    Подготовительный этап:

    1. Опрос детей по данной теме

    2. Подготовить дидактические игры, пособия, атрибуты по пожарной безопасности дошкольников.

    3. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал.

    4. Убедить участников проекта в том, что с помощью противопожарной пропаганды число пожаров и жертв можно уменьшить.

    Основной этап

    Реализовать мероприятия по пожарной безопасности с детьми.

    Заключительный этап:

    1.Викторина «Пожарная безопасность».

    2.Выставка книги « Не играй с огнем».

    План реализации проекта.

    Раздел программы

    Сроки

    Беседы с детьми

    • «Это спичка невеличка
    • «Детские шалости с огнем»
    • «Пожар в квартире»
    • «Пожарный – герой, он с огнем вступает в бой»

    НОД

    • «Пожарная безопасность»
    • «Кошкин дом»
    • Профессия – пожарный»
    • Викторина по пожарной безопасности

    Игровая деятельность

    Дидактические игры:

    • «Сложи картинку»
    • «Что нужно пожарным?»
    • «Это я, это я, это все мои друзья»
    • «Диалог по телефону»
    • «А ну - ка отгадай!»
    • «Опасные и не опасные предметы»
    • «Подскажи словечко»

    Подвижные игры:

    • «Огненный дракон»
    • «Потуши пожар»
    • «Вода и огонь»
    • «Гори не гори»

    В течении всего времени.

    Работа с родителями

    • Рекомендации «Основы пожарной безопасности».
    • Подборка книг и журналов по теме.
    • Консультации «Правила пожарной безопасности», «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре?».
    • Совместно сделанная книга «Не играй с огнем!»

    Апрель

    Чтение художественной литературы

    С.Я.Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Дядя Стёпа»,

    Н.Афанасьев «Как сгорел дом», «Кошкин дом»,

    Б.Жидкова «Дым»

    Л.Н.Толстого «Пожарные собаки»

    К. Чуковский «Телефон», «Путаница»

    Загадки, пословицы, поговорки.

    В течении всего времени.

    Результаты проекта.

    В результате проведенной работы:

    1. Дети адекватно реагируют на звук пожарной сигнализации, осознанно и быстро выполняют все действия при эвакуации;
    2. При проведении тренировочных мероприятий было выявлено, что все дети четко усвоили номер, по которому нужно вызывать пожарную часть; умеют правильно вести диалог с диспетчером дежурной пожарной части, называют свой домашний адрес;
    3. Дети знают средства подручные пожаротушения (песок, вода, земля, снег, ткань) и умеют ими пользоваться.
    4. Дети познакомились с профессией пожарного, знают ее предназначение, многие изъявили желание стать «Пожарным».
    5. Родители стали серьезнее относиться к правилам пожарной безопасности, откликаются на просьбы воспитателей, с удовольствием принимают участие в совместных мероприятиях с детьми
    6. Проведенные мероприятия показали, что дети усвоили весь материал, правильно отвечают на поставленные вопросы, осознанно выполняют правила пожарной безопасности.
    7. Оформлена книга по пожарной безопасности на тему « Не играй с огнем!», (сотворчество детей, родителей и воспитателей).

    Список литературы:

    1.Петухова Е.Н. Неделя пожарной безопасности в ДОУ. // Дошкольная педагогика. - 2009 - №1

    2. Шорыгина Т.А. Основы безопасности для детей 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

    3.Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

    4.Пикулева Н. Пожарная безопасность.// Дошкольное воспитание. – 2007 - №4


    «Азбука пожарной безопасности» Проект с детьми старшего дошкольного возраста по пожарной безопасности

    Программное содержание проекта.
    - Систематизировать знания детей о правилах пожарной безопасности; учить осторожному обращению с огнём; воспитывать уважение к профессии пожарный, их нелёгкому труду.
    - Продолжать развивать умение вступать в общение с педагогом, со сверстниками своей группы, проявлять способность разговаривать доброжелательным тоном, слышать и слушать сверстников, взрослого. Совершенствовать навыки сотрудничества. Способствовать накоплению социального опыта. Побуждать детей логично и связно высказывать суждение, излагать свои мысли понятно для окружающих.
    Цель проекта: Формировать у старших дошкольников элементарные представления о пожарной безопасности на природе и дома.
    Основные задачи проекта:
    1. Расширять знания детей о правилах поведения во время пожара.
    2. Воспитывать у дошкольников бережное отношение к окружающему миру и своему здоровью.
    3. Создание условий для изучения и соблюдения правил безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
    4. Развитие навыков коммуникативного общения.
    5. Развитие познавательной и активной речи через наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
    6. Развивать творческие способности (рисование, аппликация, лепка).
    Коррекционно-развивающие задачи:
    Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о пожарной безопасности. Помогать детям употреблять слова в точном соотнесении со смыслом.
    З.К.Р. отрабатывать интонационную выразительность речи. Продолжать развивать правильное диафрагмальное дыхание.
    Грамматический строй речи. Продолжить формировать умение составлять простые и сложные предложения. Помогать детям правильно употреблять существительные в роде.
    Связная речь. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытку высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
    Основные этапы проекта:
    1. Выбор и постановка проблемы.
    2. Поиск возможных вариантов решения проблемы.
    3. Сбор материалов (книги, иллюстрации, фото, рисунки, стихи)
    4. Работа с родителями.
    5. Выставка детского творчества.
    6. Инсценировки, игры.

    «Азбука безопасности»
    - Учебные занятия
    - Беседы
    - Инсценировка сказки «Лесной пожар»
    Художественное творчество:
    - рисование;
    - аппликация;
    - лепка;
    - выставка детского творчества.
    Работа с родителями:
    - ширма-передвижка
    - конкурс рисунков «Чтобы не случилось беды»
    Игра:
    - дидактическая;
    - подвижная;
    - сюжетно-ролевая;
    - пальчиковая.
    Художественное слово:
    - стихи;
    - загадки;
    - литературные произведения: С.Я.Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Н.Афанасьев
    «Как сгорел дом», «Кошкин дом» и т.д.

    История спичек
    Спички относительно недавнее изобретение человечества, они пришли на смену огниву около двух веков назад, когда уже работали ткацкие станки, ходили поезда и пароходы. Но только в 1844 году было объявлено о создании безопасных спичек.
    Прежде чем в руках человека вспыхнула спичка произошло много событий, каждое из которых внесло свою лепту на долгом и сложном пути создания спички.
    С незапамятных времён огонь играл важную роль в развитии человечества. Древне-греческие философы Платон и его ученик Аристотель отводили огню особое место. Платон изучал различные природные явления и передавал свой опыт ученикам во время прогулки по парку среди деревьев, которые иногда загорались от небесного огня. Представления Платона о мире сформировались в философскую систему, которая господствовала более двух тысяч лет. В основе системы мироздания лежали четыре стихии: огонь, вода, воздух, земля.
    Древние учёные рассматривали огонь как некий феномен. но при этом совершенно исключили его практическое применение.
    В греческой мифологии боги ревниво оберегают огонь для себя. они не торопятся отдать его людям, и более того, всячески этому противостоят. Могучий Прометей выручает человечество, он похищает огонь с Олимпа и передаёт его людям.
    Использование огня и умение добывать огонь составили одну из характерных особенностей человеческой культуры даже на ранних этапах развития. Нельзя точно установить, когда первобытные люди стали пользоваться огнём.
    Когда же люди научились добывать огонь, то в истории человечества это оказалось крупнейшим событием, которое по сути своей сделало человека человеком. Огонь согрел жилище человека, изменил способ приготовления пищи, научил выплавлять железо и медь, золото и серебро. Изготовление первой глиняной и керамической посуды обязано огню.
    Первый огонь был добыт человеком примитивным способом - трением двух кусочков дерева, причём древесная пыль и опилки нагревались настолько сильно, что происходило их самовозгорание.
    На смену деревянным палочкам пришло знаменитое огниво. Это очень простое устройство: куском стали или медным колчеданом ударяли о кремень и высекали искры, которые воспламеняли какое - то горючее вещество. Как это не удивительно, но всего лишь чуть более 200 лет назад в России. Да и во всём мире стальное огниво и фитиль были практически единственными спичками человека, сумевшего не только построить египетские пирамиды, но и создать паровую машину Джеймса Уатта. Первый пароход Роберта Фултона, ткацкие станки и множество других великих изобретений, но только не спички.
    Древние греки и римляне знали ещё один способ добывания огня - при помощи солнечных лучей, сфокусированных линзой или вогнутым зеркалом. Великий древнегреческий учёный Архимед ловко воспользовался этим способом и поджёг, как утверждает легенда, вражеский флот с помощью громадного зеркала.
    После 1700 года было изобретено значительное количество средств для получения огня, наиболее интересное из них - зажигательный аппарат Дёберайера, созданный в 1823 году. Изобретатель аппарата использовал свойство гремучего газа воспламеняться в присутствии губчатой платины. Однако это устройство было малопригодным.
    Первая в мире спичка появилась в 1826 году благодаря английскому химику и аптекарю Джону Уокеру. Важную роль в рождении спички сыграло открытие белого фосфора, сделанное отставным солдатом из Гамбурга Хеннингом Брандом в 1669 году. Изучив труды известных алхимиков того времени, он решил получить золото. В результате опытов, случайно получился некий светлый порошок. Это вещество имело удивительное свойство светиться, и Бранд назвал его фосфор, что в переводе с греческого означает светоносный.
    В Россию спички пришли в 30-х годах 19 века и продавались по рублю серебром за сотню. Позже появились и первые спичечные коробки, сначала деревянные, а затем жестяные. Причем, уже тогда на них клеили этикетки, что привело к появлению целой ветви коллекционирования филумении. Этикетка несла в себе не только информацию, но украшала и дополняла спички.

    Беседа «Эта спичка невеличка»
    Цель: довести до понимания детей предназначение спичек в доме, разъяснить их опасность, если попадут в неумелые руки невнимательного и безответственного человека; познакомить с репродукциями о бедствиях, которые могут причинить спички.
    Пособия: коробок со спичками, тематические картины.
    Ход занятия.
    Мы знаем, дети, что огонь может принести большие бедствия, если допустить пожар. Он уничтожает дома, постройки, лесные угодья, хлебные просторы.
    -От чего происходят пожары?
    -От молнии, от искры, от не затушенной спички.
    -Посмотрите на эту картину. Что вы на ней видите?
    -Здесь нарисован пожар. Горит дом.
    -А как вы думаете, почему случился пожар?
    -А может кот-то из детей брал спички и пытался зажигать их?
    -А вы умеете зажигать спички? Кого папа или мама учили пользоваться спичками? А ну-ка покажите, как зажигать. Не надо торопиться. Спичку надо держать так, чтобы она, загораясь, не обожгла пальцы. Иначе её приходиться бросать, когда она ещё не погасла. А к чему это может привести?
    -Правильно, это может привести к пожару. Как в стихотворении, которое написала Елена Хортинская. Послушайте, какую историю затеял непослушный мальчик Вова:
    Можем мы костёр разжечь
    Поиграем, а потом
    Всё затушим и уйдём…
    Вова быстро чиркнул спичкой,
    И вспорхнуло пламя птичкой.
    Красной стружкой завилось,
    Дунул ветер - и по стружкам,
    По дощечкам, по кадушкам.
    По дровам огонь разнёс…
    Больше пламя, выше пламя!
    «Ой, боюсь, сгорим мы сами…»
    И ребята со всех ног
    Поскорее наутёк…
    -Почему убежали ребята? Как в этом случае мальчикам нужно было поступить?
    -Правильно, надо было сразу позвонить в пожарную охрану. А номер вы знаете? И пожар был бы затушен, не причинив дому большого вреда. А то чуть-чуть не пострадала маленькая Тома:
    Дымом комната полна,
    На полу у батареи
    Плачет жалобно и тонко,
    Пламя мечется кругом…
    Командир схватил ребёнка,
    Пробирается ползком…
    Вот мелькнул он на балконе,
    Ношу бережно храня…
    Вынес Тому из огня…
    -Много пришлось поработать пожарным, чтобы справиться с огнём. Но дом всё-таки пострадал. И всё от чего?
    -Правильно, ребята со спичками играть нельзя. Хорошо запомните:
    Ростом спичка невеличка,
    Не смотрите, что мола,
    Эта маленькая спичка,
    Может сделать много зла
    Крепко помните друзья,
    Что с огнём шалить нельзя.

    Экологическая сказка «Лесной пожар»
    Действующие лица
    1-й мальчик Волк
    2-й мальчик Медведь
    Зайка Сова
    Лиса

    Сценка 1
    Лесная полянка, два мальчика шалят.
    1-й мальчик. О-го-го, э-ге-гей! Где ты, эхо!
    2-й мальчик. О-го-го! Э-ге-гей! Распугаем всех зверей.
    1-й мальчик. Видишь хворост на полянке? Спички у тебя в кармане?
    2-й мальчик. Да!
    1-й мальчик. Давай костер разожжем, поиграем с огоньком (зажигают хворост).
    2-й мальчик. Видишь, искры полетели? Ветер их несет на ели, может загореться лес, по¬бежим, опасно здесь.
    Появляется сова.
    Сова. Нехорошие мальчишки, хулиганы, шалунишки! Потушите свой костер, огонь ужас¬но скор. Бросите костер, тогда будет от него беда.
    Мальчики дразнят сову.
    1-й мальчик. Здравствуй, Совушка-сова, очень мудрые слова. Улетай-ка ты отсюда, а то будет тебе худо.
    Сова. Как не стыдно хулигану!
    2-й мальчик. Вверх взлетела, не достать. Надо быстро убегать. Дым клубится до небес. Это загорелся лес.
    Мальчики убегают.

    Сценка 2
    На полянке появляется зайчонок.
    Зайчонок (испуганно). Ой, беда! Пожар в лесу. Надо бы позвать лису. Побегу к ней (бежит), нет, вернусь (останавливается). Очень я ее боюсь. Как же быть, ведь лес в огне... Стыдно так бояться мне (ищет лису). Эй, лиса, ты где, лиса?
    Появляется лиса.

    Сценка 3
    Лиса. Серый зайка! Неужели? Есть лисята захотели. Кстати, ты сюда пришел! (Хищно.) Будет что накрыть на стол. (Идет к нему.)
    Зайка. Видишь, дым под небеса? Это лес горит, лиса.
    Лиса. Кто зажег его?
    Зайка. Не знаю.
    Лиса. Лес горит - беда большая. Время нечего терять - надо волка разыскать. Знаю я его жилище. Побежали, там поищем.
    Убегают.

    Сценка 4
    Лиса. Здесь живут они с волчицей. Крикнем вместе: Волк! Беда!
    Появляется волк.
    Волк. Кто пожаловал сюда? Что за чудеса в лесу? Вижу с зайцем я лису.
    Лиса. Оттого мы вместе здесь, что горит зеленый лес. Мы пришли к тебе, волчок, чтоб пожар тушить помог.
    Волк. Нам не справиться одним. За медведем побежим. Он хозяин наш лесной, побежали все за мной.
    Убегают.

    Сценка 5
    Медведь поливает огород. Появляются звери.
    Волк. Вот и Мишин огород, вот он воду в бочку льет.
    Все. Миша! Лес горит, беда!
    Медведь (идет к ним). Кто зажег его, когда?
    Лиса. Мы не знаем ничего... Как нам потушить его? У тебя спросить хотели.
    Медведь. Верно, вовремя успели. Главное, вода нужна. Бочка у меня полна.
    Волк. Ведра тоже надо взять, чтобы пламя заливать.
    Медведь. Вот вам ведра, получайте. Медлить нам никак нельзя. Бочка полная воды. Лес избавим от беды.

    Сценка 6
    Медведь. Давайте, все цепочкою вставайте. Волк, у бочки становись!
    Воду черпай, не ленись.
    Тушат пожар.
    Все. Подавай, заливай, лес от пламени спасай. Лес - наш дом. Мы в нем живем. Дружно справимся с огнем.
    Медведь. Всё, огонь погас совсем. Вам, друзья, спасибо всем.
    Волк. Мы всю ночь пожар тушили. От огня не отходили.
    Лиса. До чего измучил нас, наконец-то он погас.
    Медведь. Посидим и отдохнем, а потом домой пойдем.
    Все садятся в кружок.

    Сценка 7
    Появляются мальчишки.
    Сова. Посмотрите, тут ребятки, что огонь в лесу зажгли, а потом домой ушли. Здесь опять они гуляют и грибочки собирают.
    Медведь. Мы сейчас без лишних слов в круг возьмем озорников.
    Мальчики собирают грибы.
    1-й мальчик. Здесь осинки и дубочки, под дубочками грибочки. Мы грибочки соберем и домой их отнесем.
    2-й мальчик. Посмотри-ка, гриб какой - в шляпе красной и большой.
    1-й мальчик. Ядовитый мухомор!
    Сзади появляется медведь.
    Медведь. Это вы зажгли костер?
    1-й мальчик. Здесь медведь! Бежим домой.
    2-й мальчик. На дороге волк с лисой!
    Медведь (загораживает дорогу). Не пытайтесь убежать, будете ответ держать!
    Сова. Посмотрите, сосны, ели здесь пылали и горели. Это вы костер зажгли, а потом до¬мой ушли? Клюну в нос и клюну в ушки, клюну в глупые макушки (ходит вокруг ребят). Накажу, ребята, вас, чтоб не делали проказ.
    Мальчики. Вы нас, звери, пощадите? Пожалейте, не губите! Слово честное даем: будем лес беречь, как дом. Все мы поняли отлично - отдаем мы вам все спички!
    Зайка. Может, нам ребят простить? Может, лучше всем дружить?
    Медведь. Кто других прощать умеет, может сделать мир добрее. Я за мир! А вы соглас¬ны?
    Заяц, волк, лиса, сова. Слово "мир" звучит прекрасно!
    Все вместе встают в полукруг.
    Лиса. Всегда шумите, сосны, ели!
    Волк. Всегда живи, зеленый лес!
    Медведь и сова. Не умолкайте, птичьи трели!
    Зайка и мальчики. Свети нам, солнышко, с небес!

    Дидактическая игра «Да - нет»
    -Можно спичками играть?(нет)
    -На скакалочке скакать?(да)
    -А петарды поджигать?(нет)
    -Не затушенный в лесу костёр бросать?(нет)
    -А конструктором играть?(да)
    -Траву сухую поджигать?(нет)
    -Газ без взрослых зажигать?(нет)
    -А с трансформером играть?(да)
    -Электроприборы включать?(нет)
    -Фломастерами рисовать?(да)
    -Можно свечи зажигать?(нет)
    -Можно в кубики играть?(да)
    -С зажигалкой играть?(нет)

    Дидактическая игра «Школа пожарников»
    Цель. Ознакомить детей с правилами противопожарной безопасности, учить их быстро принимать правильные решения в экстремальных ситуациях. Воспитывать чувство ответственности перед товарищами.
    Игровое задание. Не допускать пожара.
    Правила игры. Не повторять предложенные детьми варианты разрешения ситуации. Правильно оценивать ответы.
    Материалы. Картинки, изображающие разнообразные случаи возникновения пожара, например, от неправильного пользования спичками, электроприборами, от костров в поле, лесу и т.д. Разработайте проблемные ситуации, ставящие детей перед выбором: 1) предупредить пожар, 2) гасить его, звать на помощь взрослых, 3) ничего не делать. Фишки под такими же номерами.
    Игра. Картинки по одной выставляют на доске, задают проблемные ситуации. Дети, решившие, как надо поступать, подходят к ведущему и по секрету сообщают о своём решении. Ведущий оценивает его одной из трёх фишек. Когда желающих больше нет, каждый вслух называет ответ и показывает фишку. Дети убеждаются в разнообразии или единстве вариантов разрешения данной ситуации, сверяют правильность предложенных ими решений с решением ведущего.
    Затем выставляется другая картинка и игра продолжается.
    В конце игры на доске нужно записать, сколько и каких фишек набрал каждый ребёнок.

    Подвижная игра «Кто быстрее»
    Группа делится на две команды.
    На земле лежат два отрезка пожарного рукава. Вёдра с водой, пустые вёдра и маленькие ведёрки.
    Задание 1.Скатать пожарный рукав в рулон. Кто быстрее выполнит задание – тот победил.
    Задание 2. Маленьким ведёрком, передаваемым по цепочке, перенести воду из одного ведра в другое. Кто больше перенесёт за 3-5 минут – тот победил.

    Сюжетно-ролевая игра «Пожарные»
    совместное сюжетное сложение и активизация воображения;
    введение игровых ситуаций типа «В горящей квартире остались дети», «Дима увидел пожар в лесу» и т.п.;
    побуждение участников игры к проявлению фантазии и выдумки в реализации замысла;
    поддержание ролевого диалога;
    смена ролей в ходе игры.

    Пальчиковая игра «Кошкин дом»
    Тили-тили-тили, хлопки
    бом! шлепок по коленям
    Загорелся помахать кистями
    кошкин «ушки на макушке», руки ладошками вперёд
    дом. руки «домиком» над головой
    Кошка выскочила! топнуть ножкой
    Глаза «бинокль»
    выпучила. ладошки около глаз
    Бежит пальчики «бегут»
    курочка большой и указательный пальцы сложить в клювик
    с ведром ладошки горсточкой
    заливать пальчики как бы брызгают
    кошкин дом. руки «домиком» над головой

    Стихи
    Ребята, вам твердят не зря:
    Играть со спичками нельзя!
    Огонь опасен, к сожаленью,
    Для всех людей без исключенья!
    Его так трудно потушить –
    Он может всё вокруг спалить!
    И вот уже в огне – весь дом…
    Опасны шалости с огнём!
    Без взрослых с огнём развлекаться опасно –
    Закончиться может забава ужасно.
    В лесу очень сухо бывает порой,
    Костёр обернётся серьёзной бедой!
    Представьте, что пламя легко разгорится,
    Начнёт полыхать, разбегаться, искриться –
    Его потушить невозможно тогда…
    Пожары лесные – большая беда!
    Погибнут деревья и звери, и птицы…
    Без взрослых костёр зажигать не годится!
    Весна! В поход спешат ребята!
    Но знать туристам юным надо:
    Чтоб не страдали звери, птицы,
    Природу портить не годится!
    С поляны мусор соберите
    И на костре его сожгите!
    Костёр в лесу не оставляйте –
    Песком, землёю засыпайте,
    Чтоб не дымился, не искрил,
    Беды в лесу не натворил…

    Загадки
    Где с огнём беспечны люди,
    Там взовьётся в небе шар,
    Там всегда грозить нам будет
    Злой…(пожар)
    В маленькой коробке – сестрички-невелички;
    Лежат – молчат, чиркнешь – горят. (спички)
    В коробке лежат сестрички –
    Очень маленькие…(спички)
    Долго я стою в шкафу,
    Но когда отключат свет,
    И меня выводят в свет.
    Поджигают – я пылаю
    И тихонько убываю. (свеча)

    Список используемой литературы:
    1. Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.- Москва, Просвещение, 1992г.
    2. Бардышева Т.Ю. Здравствуй, мальчик. – Издательский дом «Карапуз», 2004г.
    3. Бурдина С.В. Игровой дидактический материал по основам безопасной жизнедеятельности.- Киров, 2004г.
    4. Карисова Ж.М. Сценарии мероприятий по пожарной безопасности.- Издательский торговый дом Корифей, Волгоград, 2010г.
    5. Маршак С.Я. Пожар. Рассказ о неизвестном герое.- Москва, Детская литература, 1989г.
    6. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. Чюдо- всюду. Мир людей.- Академия развития, 2000г.
    7. Шорыгина Т.А. Основы безопасности. – Москва, 2006г.
    8. Шпагин М. Что было до… - Москва, Детская литература, 1989г.

    Актуальность

    Цель:

    Задачи:

    Предполагаемые результаты:

    Вид проекта: творческо-информационный.

    Состав участников:

    Реализация проекта:

    Обыгрывание подвижных игр по пожарной безопасности «Кто быстрее», «Быстрые и ловкие», «Пожарные на учении»; дидактических игр «Что необходимо пожарному? », «Горит - не горит», «Собери картинку»

    Беседа «Пожарный - профессия героическая».

    Первая неделя

    День недели

    Старшая группа

    Подготовительная группа

    Среда

    Дидактическая игра «Горит - не горит»; Разучивание стихотворений о пожаре (Приложение 1)

    Пятница

    Вторая неделя

    Понедельник

    Беседа «Пожарный - профессия героическая» (Приложение 3);

    Среда

    Беседа «Пожарный - профессия героическая» (Приложение 3).

    Пятница

    Подвижные игры: «Ловкие и быстрые», «Пожарные на учении»;

    Понедельник

    Вторник

    Показ музыкальной сказки «Пожар в лесу»

    (Приложение 2)

    Показ музыкальной сказки «Пожар в лесу»

    Приложение 1

    Уходя, тушите свет!

    Знай, любые провода,

    Повреждённые - беда!

    Ведь они опасны слишком

    Замыкание как вспышка!

    Дать друзьям такой совет

    Просто каждый может:

    Уходя, тушите свет

    И приборы тоже.

    Мы - пожарные

    На машине ярко-красной

    Мчимся мы вперёд.

    Труд тяжёлый и опасный

    Нас, пожарных, ждёт.

    Не берите в руки спички!

    Чтобы лес, звериный дом,

    Не пылал нигде огнём,

    Чтоб не плакали букашки,

    Не теряли гнёзда пташки,

    А лишь пели песни птички,

    Не берите в руки спички!

    • Л. Толстой «Пожарные собаки».
    • О. Сенатович «Осенний пожар».
    • С. Михалков «Дядя Степа».
    • Т. Нуждина «История спички».
    • Б. Житков «Пожар».
    • Л. Толстой «Пожар».
    • Н. Кун «Миф о Прометее».
    • Г. Остер «Вредные советы».
    • Б. Житков «Пожар в море».
    • Г.-Х. Андерсен «Огниво».

    Приложение 2

    Пожар в лесу

    Музыкальная сказка

    Действующие лица:

    1. Мама-зайчиха

    2. Зайчата-4

    5. Лягушки-4

    Ведущая

    Зайчиха в доме с зайками жила

    Выходит Зайчиха с зайчатами.

    Зайчиха (поет):

    1-й зайчик : Обещаем, вчетвером

    Всё мы в доме уберем!

    Зайчиха: Ну, смотрите, не шалите

    И меня к обеду ждите.

    Зайчата : До свиданья, мамочка!

    2-й зайчик : Мама из дома ушла -

    Надо браться за дела!

    Непослушный зайчик : А мне неохота,

    Подождет работа.

    3-й зайчик

    Стыдно маму огорчать!

    Непослушный зайчик: Хватит вам меня учить,

    Помогу я, так и быть.

    1-й зайчик: Все игрушки в доме сам

    Я расставлю по местам.

    2-й зайчик: Я сейчас полью цветок.

    1-й зайчик: Ну вот, все сделано,

    Давайте пить чаек.

    2-й зайчик:

    Непослушный зайчик: Подумаешь! Какая ерунда!

    Тем более я видел много раз,

    3-й зайчик:

    Непослушный зайчик: Да ты, я вижу, просто трус!

    1-й зайчик:

    Зайчата (вместе): Ох, не случился бы пожар!

    Из домика слышится крик.

    Непослушный зайчик: Ой-ой-ой-ой! Обжегся я!

    Упала спичка у меня!

    Горит наш дом, скорей сюда!

    Зайчата (громко ): Пожар! Пожар!

    Волк

    Да у Зайчихи в домике пожар!

    Поет песню.

    1

    2

    Волк

    Ничем помочь я не могу - свою я шкуру берегу!

    Ну, а поэтому я лучше убегу! (Волк убегает )

    Зайчата

    Вбегает Ежик, принюхивается.

    Ежик

    Теперь я вижу - здесь огонь!

    Да это же горит зайчихин дом!

    Сейчас же надо позвонить

    И о пожаре сообщить!

    Горит здесь заячья избушка!

    Из дома, зайки, выходите.

    А не то сейчас сгорите!

    1-я лягушка : На пожар мы поспешили

    Сразу, как нам позвонили!

    2-я лягушка: Действовать сейчас нам нужно

    Очень слаженно и дружно!

    3-я лягушка: Мы зальем огонь водой,

    Быстро справимся с бедой!

    .

    4-я лягушка: Вот и все, пожар мы потушили,

    Хорошо, что мы так поспешили!

    Лягушки (поют):

    1.

    Припев

    2

    Зайчиха : Я, как узнала о пожаре,

    Домой скорее побежала! (Обнимает зайчат)

    1-я лягушка : Причина возгорания -

    Детское непослушание.

    2-я лягушка: Вовремя Еж сообщил о пожаре:

    Еще бы немного - и зайки пропали!

    3-я лягушка: В любое время дня и ночи

    Мы от пожара вас храним!

    4-я лягушка: И если что-то загорится,

    Звоните быстро - «ноль один»!

    Ведущая:

    Береги деревья, пташек - все вокруг оберегай!

    Все вместе : Осторожней с ним, дружок!

    Приложение 3

    Беседы

    Воспитатель

    Дети : спички.

    Воспитатель

    Дети : подуть, бросить на пол…

    Воспитатель : Спасите меня скорее, дуйте. Ой, спасибо вам ребята, я так испугалась! А вы? А если бы я бросила горящую спичку на пол, что бы было? Да правильно, загорелся бы ковёр, мебель, занавески, одежда, мы с вами. Вот оказывается, какая большая беда от маленькой спички. Детям спички брать нельзя - это не игрушка! Ребята, а кто из вас когда-нибудь обжигался огнём? (ответы детей) Было больно? Ребята, а для чего нужны спички?

    (ответы детей)

    Беседа №2. «Пожарный - профессия героическая»

    Профессия «пожарный» - очень древняя, и по-своему не похожая на все другие. Она - героическая.

    Сотрудник пожарной службы обязательно должен быть храбрым и выносливым, иметь отличную физическую форму, а также обладать знаниями и навыками борьбы с огнём. Ведь распространение огня по зданию и по открытой местности - это целая наука, имеющая огромное значение, так как от неё зависят жизни людей и сохранность дикой природы.

    Пожарный - это не просто профессия, это умение вовремя прийти на помощь, сострадать, чувствовать боль и сопереживать людям, оказавшимся в огне.

    Просмотр содержимого документа
    «Проект по пожарной безопасности»

    Проект по пожарной безопасности

    Актуальность

    За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.

    Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае огня, научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь.

    Цель:

    Формировать у воспитанников осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности. Закрепить знания, умения и навыки, необходимые для действия в экстремальных ситуациях.

    Задачи:

    Закрепить и расширить знания детей о правилах пожарной безопасности.

    Развивать умение реально оценивать опасность, помочь детям запомнить правила пожарной безопасности, прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара;

    Воспитывать чувство осторожности и самосохранения, уверенность в своих силах, чувство благодарности людям, которые помогают в трудных ситуациях.

    Предполагаемые результаты:

    Повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности, формирование устойчивых навыков самосохранения, навыков осознанного безопасного поведения.

    Вид проекта: творческо-информационный.

    Состав участников: музыкальный руководитель, воспитатели, дети старшей, подготовительной групп.

    Реализация проекта:

    Формулирование целей и задач проекта.

    Изучение литературы по теме проекта.

    Изучение интернет-ресурсов по теме проекта.

    Подбор материала о Правилах пожарной безопасности, стихотворений, беседы, консультации для родителей.

    Создание и разработка картотеки дидактических и подвижных игр по пожарной безопасности.

    Проведение мероприятий по пожарной безопасности.

    Обыгрывание подвижных игр по пожарной безопасности «Кто быстрее», «Быстрые и ловкие», «Пожарные на учении»; дидактических игр «Что необходимо пожарному? », «Горит – не горит», «Собери картинку»

    Решение игровых ситуаций «Бабушка забыла выключить утюг», «Катя обожглась».

    Беседа «Пожарный – профессия героическая».

    Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Пожар», Л. Толстой «Пожарные собаки».

    Разучивание стихотворений по теме.

    Организация выставки детских рисунков по пожарной безопасности.

    Планируемое время на реализацию проекта по этапам:

    Подбор стихотворений, произведений, тематических песен для слушания, пения. Подготовка атрибутов к празднику, изготовление погон.

    План проектной деятельности с детьми

    Первая неделя

    День недели

    Старшая группа

    Подготовительная группа

    Среда

    Разучивание «Песни Зайчихи» (на мелодию песни «Нет счастливей нас на свете» А. Филиппенко);

    Разучивание стихотворений о пожаре (Приложение 1)

    Дидактическая игра «Горит – не горит»; Разучивание стихотворений о пожаре (Приложение 1)

    Пятница

    Рассматривание иллюстраций по теме «Пожар»

    Просмотр учебного фильма «Пожар»

    Просмотр учебного фильма «Пожар»;

    Дидактическая игра «Что необходимо пожарному?», «Собери картинку»

    Вторая неделя

    Понедельник

    Разучивание песен к музыкальной сказке «Пожар в лесу»;

    разучивание стихотворений к музыкальной сказке (Приложение 2)

    Беседа «Пожарный – профессия героическая» (Приложение 3);

    Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Пожар» (Приложение 1)

    Среда

    Подвижные игры: «Ловкие и быстрые», «Пожарные на учении»;

    Беседа «Пожарный – профессия героическая» (Приложение 3).

    Чтение художественной литературы Л. Толстой «Пожарные собаки» Приложение 1);

    Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» (Приложение 1).

    Пятница

    Закрепление песен к музыкальной сказке, стихотворений о пожаре (Приложение 2);

    Чтение художественной литературы Л. Толстой «Пожарные собаки» (Приложение 1).

    Решение игровой ситуации «Бабушка забыла выключить утюг»;

    Подвижные игры: «Ловкие и быстрые», «Пожарные на учении»;

    Беседа «Большая беда от маленькой спички» (Приложение 3).

    Понедельник

    Дидактическая игра «Что необходимо пожарному?»;

    Сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные»;

    Повторение песен и стихов к музыкальной сказке (Приложение 2).

    Решение игровой ситуации «Катя обожглась»; повторение стихотворений по теме «Пожар»;

    Сюжетно-ролевая игра «Служба спасения».

    Вторник

    Показ музыкальной сказки «Пожар в лесу»

    (Приложение 2)

    Показ музыкальной сказки «Пожар в лесу»

    Приложение 1

    Чтение художественной литературы, стихи о пожаре.

    Уходя, тушите свет!

    Знай, любые провода,

    Повреждённые – беда!

    Ведь они опасны слишком

    Замыкание как вспышка!

    Дать друзьям такой совет

    Просто каждый может:

    Уходя, тушите свет

    И приборы тоже.

    Мы – пожарные

    На машине ярко-красной

    Мчимся мы вперёд.

    Труд тяжёлый и опасный

    Нас, пожарных, ждёт.

    Не берите в руки спички!

    Чтобы лес, звериный дом,

    Не пылал нигде огнём,

    Чтоб не плакали букашки,

    Не теряли гнёзда пташки,

    А лишь пели песни птички,

    Не берите в руки спички!

    Список художественных произведений по пожарной безопасности.

      С. Маршак «Пожар», «Кошкин дом».

      Л. Толстой «Пожарные собаки».

      О. Сенатович «Осенний пожар».

      С. Михалков «Дядя Степа».

      Г.-Х. Андерсен «Сказка про спички».

      Т. Нуждина «История спички».

      С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Электрическая лампочка».

      Б. Житков «Пожар».

      Е. Хоринская «Спичка-невеличка».

      Л. Толстой «Пожар».

      М. Кривич «Где работает огонь».

      Т. Нуждина «Электрическая лампочка».

      Н. Кун «Миф о Прометее».

      Г. Остер «Вредные советы».

      Б. Житков «Пожар в море».

      Г.-Х. Андерсен «Огниво».

    Приложение 2

    Пожар в лесу

    Музыкальная сказка

    Действующие лица:

    1. Мама-зайчиха

    2. Зайчата-4

    5. Лягушки-4

    На лесной полянке стоит домик

    Ведущая : В лесу пожар случился как-то раз,

    О нем услышите сейчас рассказ!

    Зайчиха в доме с зайками жила

    И за едой однажды в лес пошла.

    Выходит Зайчиха с зайчатами.

    Зайчиха (поет):

    1. Встала я сегодня рано, За едой чтоб в лес пойти.

    Пожелайте же, зайчата, Вы мне доброго пути.

    2. Вас прошу: послушны будьте, Уберите все кругом.

    Спички в руки не берите, Не шутите вы с огнем!

    1-й зайчик : Обещаем, вчетвером

    Всё мы в доме уберем!

    Зайчиха: Ну, смотрите, не шалите

    И меня к обеду ждите.

    Зайчата : До свиданья, мамочка!

    2-й зайчик : Мама из дома ушла –

    Надо браться за дела!

    Непослушный зайчик : А мне неохота,

    Подождет работа.

    3-й зайчик : Стыдно, брат, так поступать,

    Стыдно маму огорчать!

    Непослушный зайчик: Хватит вам меня учить,

    Помогу я, так и быть.

    1-й зайчик: Все игрушки в доме сам

    Я расставлю по местам.

    2-й зайчик: Я сейчас полью цветок.

    Под музыку зайчата начинают трудиться: убирать игрушки, поливать цветы, подметать пол.

    1-й зайчик: Ну вот, все сделано,

    Давайте пить чаек.

    2-й зайчик: Но как же чайник будем мы разогревать?

    Ведь мама строго не велела спички брать!

    Непослушный зайчик: Подумаешь! Какая ерунда!

    Нам спичка-то нужна всего одна!

    Тем более я видел много раз,

    Как мама в кухне зажигала газ!

    3-й зайчик: А может быть не надо? Я боюсь!

    Непослушный зайчик: Да ты, я вижу, просто трус!

    Непослушный зайчик заходит в домик.

    1-й зайчик: Наш братец все же спички взял.

    Зайчата (вместе): Ох, не случился бы пожар!

    Из домика слышится крик.

    Непослушный зайчик: Ой-ой-ой-ой! Обжегся я!

    Упала спичка у меня!

    Горит наш дом, скорей сюда!

    Зайчата бегут в домик, на крыше которого появляются языки пламени.

    Зайчата (громко ): Пожар! Пожар!

    Вбегает Волк и грозно смотрит кругом.

    Волк : Ну, кто здесь громко так кричал?

    (Оглядывается, замечает горящий домик)

    Да у Зайчихи в домике пожар!

    Эх, значит, я напрасно прибежал.

    Поет песню.

    1 . Как я зайчиков люблю, все об этом знают!

    Жалко, жалко, что они все в огне сгорают (2р)

    2 . Видно, спичками они баловаться стали.

    И теперь их дом горит. Зайки, вы пропали! (2р)

    Волк : Зайчата уж, наверное, поджарились давно.

    А мне такую пищу есть запрещено!

    Живот от жареного сразу заболит…

    Лесной наш врач сказал, что у меня гастрит.

    Ничем помочь я не могу – свою я шкуру берегу!

    Ну, а поэтому я лучше убегу! (Волк убегает )

    Зайчата : Спасите! Помогите! Мы горим!

    Вбегает Ежик, принюхивается.

    Ежик : Я чую где-то дым! (оглядывается)

    Теперь я вижу – здесь огонь!

    Да это же горит зайчихин дом!

    Сейчас же надо позвонить

    И о пожаре сообщить!

    (Подбегает к телефону. Набирает номер).

    Ноль один! Пожарные, спешите на опушку!

    Горит здесь заячья избушка!

    (Вешает трубку, подбегает к домику).

    Из дома, зайки, выходите.

    А не то сейчас сгорите!

    Ежик выводит зайчат из домика. Появляются лягушки-пожарные. У них в руках ведерки с надписью «01»

    1-я лягушка : На пожар мы поспешили

    Сразу, как нам позвонили!

    2-я лягушка: Действовать сейчас нам нужно

    Очень слаженно и дружно!

    3-я лягушка: Мы зальем огонь водой,

    Быстро справимся с бедой!

    Поворачиваются к домику, тушат пожар .

    4-я лягушка: Вот и все, пожар мы потушили,

    Хорошо, что мы так поспешили!

    Лягушки (поют):

    1. Мы, лягушки-попрыгушки, от пожара лес храним.

    Чтоб огонь не зажигали, очень зорко мы следим.

    Припев : Если что-то загорелось, мы на помощь к вам придем.

    Только лишь пожар начнется, тут как тут мы вчетвером!

    2 . Потушить пожар мы можем, помогает нам вода!

    Знает каждый: без нее нам обойтись никак нельзя!

    Вбегает взволнованная Зайчиха.

    Зайчиха : Я, как узнала о пожаре,

    Домой скорее побежала! (Обнимает зайчат)

    За вас, зайчата, волновалась я.

    (Обращается к Ежику и Лягушкам)

    За помощь всем спасибо вам, друзья!

    1-я лягушка : Причина возгорания –

    Детское непослушание.

    2-я лягушка: Вовремя Еж сообщил о пожаре:

    Еще бы немного – и зайки пропали!

    3-я лягушка: В любое время дня и ночи

    Мы от пожара вас храним!

    4-я лягушка: И если что-то загорится,

    Звоните быстро – «ноль один»!

    Ведущая: Чтобы не было пожаров, не горели бы дома,

    Не берите, дети, спички вы без спросу никогда!

    Хоть огонь нас согревает, но бывает и жесток!

    Очень быстро он сжигает! Осторожней с ним, дружок!

    Даже малую бумажку никогда не поджигай.

    Береги деревья, пташек – все вокруг оберегай!

    Все вместе : Осторожней с ним, дружок!

    Приложение 3

    Беседы

    Беседа №1. «Большая беда от маленькой спички»

    Воспитатель : Ребята прислушайтесь, вы что-нибудь слышите? Что-то пищит. Что это?

    Дети : спички.

    Воспитатель : Как интересно! Они что-то говорят. Спички говорят, что они очень хотят поиграть с нами. Спички предлагают, чтобы мы их зажгли, а спички будут гореть. Всем будет тепло и весело. Итак, я зажигаю спичку. Как здорово! Сама спичка деревянная, а головка у неё из серы. Посмотрите, как спичка быстро вспыхивает, как красиво горит деревянная палочка, огонь такой яркий. Ой, ребята посмотрите, огонь подкрадывается к моим пальцам. Хочет меня обжечь. Помогите мне. Что надо сделать?

    Дети : подуть, бросить на пол…

    Воспитатель : Спасите меня скорее, дуйте. Ой, спасибо вам ребята, я так испугалась! А вы? А если бы я бросила горящую спичку на пол, что бы было? Да правильно, загорелся бы ковёр, мебель, занавески, одежда, мы с вами. Вот оказывается, какая большая беда от маленькой спички. Детям спички брать нельзя – это не игрушка! Ребята, а кто из вас когда-нибудь обжигался огнём? (ответы детей) Было больно? Ребята, а для чего нужны спички? (зажигать газовую плиту, свечу, костёр) . А чтобы сварить еду нужны спички?

    Давайте ещё раз вспомним можно брать спички детям? А чего ещё нельзя делать? (ответы детей)

    Беседа №2. «Пожарный – профессия героическая»

    Профессия «пожарный» - очень древняя, и по-своему не похожая на все другие. Она – героическая.

    Пожарные работают в постоянно меняющейся и часто нестабильной обстановке. Работа пожарного часто вызывает напряжение, многие ситуации требуют использования специализированного личного защитного оборудования. Пожарного могут вызвать на работу в различных экстремальных ситуациях, таких, как дорожные происшествия, промышленные катастрофы, наводнения, землетрясения, гражданские беспорядки, утечки опасных химикатов и материалов, авиационных и морских происшествий.

    Сотрудник пожарной службы обязательно должен быть храбрым и выносливым, иметь отличную физическую форму, а также обладать знаниями и навыками борьбы с огнём. Ведь распространение огня по зданию и по открытой местности – это целая наука, имеющая огромное значение, так как от неё зависят жизни людей и сохранность дикой природы.

    Неслучайно профессию пожарных смело можно отнести к разряду самых опасных в мире. Нередко эти люди сами становятся жертвами огня, с которым приехали бороться. Это благородная профессия. Она требует каждое мгновение быть готовым рисковать своей жизнью, ради спасения жизни, пострадавшего в огне человека.

    Пожарный – это не просто профессия, это умение вовремя прийти на помощь, сострадать, чувствовать боль и сопереживать людям, оказавшимся в огне.

    Поделиться: