Общие требования охраны труда на азс. Пожарная безопасность на азс при осуществлении заправки транспортных средств

Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для операторов заправочных станций

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К работе в качестве оператора заправочной станции (далее оператор АЗС) могут быть допущены лица старше 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие профессиональные навыки для работы операторами АЗС, пошедшие перед допуском к самостоятельной работе:
— обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравсоцразвития России;
— обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктажи по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда и пожарной безопасности с присвоением I группы по электробезопасности.
1.2. Операторы АЗС обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:
— движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования;
— повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, нефтепродуктов;
— повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
— повышенный уровень статического электричества;
— токсичность нефтепродуктов и их паров.
1.3. Для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий операторы АЗС обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно:
— костюм для защиты от нефти и нефтепродуктов из смешанных тканей или костюм из огнестойких тканей на основе смеси мета- и параамидных волокон;
— халат и брюки из смешанных тканей;
— ботинки кожаные с жестким подноском;
— перчатки с полимерным покрытием;
— перчатки резиновые;
— маска или полумаска со сменными фильтрами.
Зимой дополнительно:
— костюм для защиты от нефти и нефтепродуктов из смешанных тканей на утепляющей прокладке или из огнестойких тканей на основе смеси мета- и параамидных волокон на утепляющей прокладке;
— ботинки кожаные утепленные с жестким подноском;
— перчатки с полимерным покрытием, нефтеморозостойкие;
— перчатки шерстяные (вкладыши).
1.4. При нахождении на территории строительной площадки операторы должны носить защитные каски.
1.5. Находясь на территории производственной площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, операторы АЗС обязаны выполнять правила внутреннего распорядка, принятые в данной организации.
1.6. Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.
1.7. Операторы АЗС обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы операторы АЗС обязаны:
— надеть спецодежду, спецобувь установленного образца, застегнуть обшлага рукавов, заправить одежду так, чтобы не было развевающихся концов; надеть плотно облегающий головной убор и подобрать под него волосы;
— подготовить необходимые средства индивидуальной защиты и проверить их исправность;
— проверить рабочее место и подходы к нему, а также подъезды к месту заправки на соответствие требованиям безопасности, убрать все мешающие в работе предметы;
— проверить состояние трубопроводов и отсутствие утечки;
— оценить надежность крепления заземляющих проводов;
— проверить состояние общего и местного освещения рабочего места;
— проверить наличие первичных средств пожаротушения.
2.2. Операторы АЗС не должны приступать к работе при:
— неисправности трубопроводов и наличии утечки горючих материалов;
— неисправности защитного заземления;
недостаточной освещенности или захламленности рабочих мест и подходов и подъездов к ним;
— отсутствии средств пожаротушения.
Обнаруженные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами до начала работ, а при невозможности сделать это операторы АЗС обязаны сообщить о них бригадиру или руководителю работ.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. При сливе нефтепродуктов в резервуары автозаправочной станции операторы АЗС должны проследить, чтобы перед сливом нефтепродуктов автоцистерна была установлена по ходу движения, с тем, чтобы был обеспечен свободный выезд с территории АЗС на случай аварийной ситуации.
3.2. Перед началом слива нефтепродуктов операторы АЗС обязаны:
— убедиться в исправности резервуара и его оборудования, технологических трубопроводов и правильности переключения запорной арматуры;
— убедиться в исправности сливного устройства автоцистерны;
— прекратить заправку машин из резервуара до окончания слива в него нефтепродукта из цистерны;
— не допускать движения автотранспорта на расстоянии ближе 3 м от сливных устройств резервуаров АЗС.
3.3. Процесс слива нефтепродуктов в резервуар АЗС из автоцистерны должен производиться в присутствии оператора АЗС и водителя автоцистерны.
3.4. Слив нефтепродуктов в подземные и наземные резервуары АЗС должен быть герметизированным. Слив падающей струей не допускается.
3.5. Слив производится при неработающем двигателе автоцистерны после ее заземления. Заземляющий проводник прикрепляют сначала к корпусу цистерны, а затем к заземляющему устройству. Каждая цистерна автопоезда должна быть заземлена отдельно до полного слива из нее нефтепродукта.
3.6. Снимается заземление после отсоединения шлангов от сливных устройств резервуаров, сначала от заземляющего устройства, а затем — с корпуса цистерны.
3.7. При обнаружении утечки нефтепродуктов слив должен быть немедленно прекращен.
3.8. При заправке транспорта на автозаправочной станции должны соблюдаться следующие правила:
— расстояние между автомобилем, стоящим под заправкой, и следующим за ним должно быть не менее 3 м, а между последующими автомобилями, находящимися в очереди, — не менее 1 м;
— мотоциклы, мотороллеры и мопеды необходимо перемещать к топливораздаточным и смесительным колонкам и от них на расстоянии не менее 15 м — вручную, с заглушенными двигателями;
— все операции по заправке автотранспорта должны производиться только в присутствии водителя и при заглушенном двигателе.
3.9. Облитые нефтепродуктами поверхности транспорта до пуска двигателя водители обязаны протереть насухо. Пролитые на землю нефтепродукты должны засыпаться песком. Пропитанный и использованный обтирочный материал собирается в металлические ящики с закрывающимися крышками и вывозится с территории автозаправочной станции в специально отведенные места.
3.10. Запрещается заправлять автомобили (кроме легковых), в которых находятся пассажиры.
3.11. Заправка автомашин с горючими или взрывоопасными грузами должна производиться на специально оборудованной для этих целей площадке, расположенной на расстоянии не менее 25 м от территории АЗС.
3.12. Запрещается сливать нефтепродукты в резервуары, производить измерение уровня, отбор пробы нефтепродукта и заправлять транспорт на АЗС во время грозы.
3.13. Операторам АЗС во время работы запрещается:
— курить и пользоваться открытым огнем;
— хранить в помещении легковоспламеняющиеся жидкости;
— мыть руки, стирать одежду и протирать полы помещений легковоспламеняющимися жидкостями;
— заправлять транспорт, водители которого находятся в нетрезвом состоянии;
— заправлять тракторы на резиновом ходу, у которых отсутствуют искрогасители, а также гусеничные тракторы;
— отпускать бензин в полиэтиленовые канистры и стеклянную тару;
— допускать присутствие посторонних лиц на территории АЗС;
— производить ремонт электрооборудования на АЗС. В случае неисправности электрооборудования следует вызвать электрослесаря.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При возникновении пожара операторы АЗС обязаны вызвать пожарную команду, приступить к тушению пожара имеющимися средствами, привлекая на помощь водителей транспорта, сообщить диспетчеру нефтебазы.
4.2. При обнаружении утечки нефтепродукта в топливораздаточной колонке операторы АЗС должны отключить колонку и вызвать специалистов для ремонта.
4.3. До устранения неисправности работа колонки запрещается.
4.4. При обнаружении утечки нефтепродукта из резервуара операторы АЗС должны вызвать аварийную службу, освободить территорию АЗС от автотранспорта, сообщить диспетчеру нефтебазы, сделать запись в журнале приема и сдачи смены.
4.5. В случае обнаружения загазованности в здании АЗС операторы АЗС должны проветрить здание естественной вентиляцией (открыть двери, окна), определить источник повышенной загазованности, сообщить диспетчеру нефтебазы, сделать запись в журнале приема и сдачи смен.
4.6. При проливе (переливе) нефтепродуктов операторы АЗС обязаны прекратить все технологические операции, освободить территорию АЗС от автотранспорта, удалить пролитый нефтепродукт, место пролива засыпать песком.
4.7. При невозможности ликвидировать аварийную ситуацию своими силами — сообщить диспетчеру нефтебазы и вызвать аварийную службу.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

5.1. По окончании работы операторы АЗС обязаны:
— привести в порядок рабочее место;
— снять спецодежду и защитные средства и оставить их обязательно в индивидуальном шкафчике в раздевалке на работе;
— не оставлять рабочее место без присмотра до прихода следующей смены;
— сообщить сменщику или мастеру обо всех нарушениях и неполадках, которые были выявлены в процессе работы.

Во времена моей работы менеджером по персоналу в нефтяной компании штат сотрудников насчитывал около 1000 человек. За их безопасность несли ответственность 2 сотрудника по охране труда (начальник отдела и специалист). Компании принадлежало 50 заправок в Киеве и близлежащих областях. Основные работники - это заправщики, кассиры, начальники АЗС и водители бензовозов и легкового транспорта. На заправках отпускали бензин, дизель и газ, соответственно, работа считалась опасной.

Каждый новый сотрудник проходил инструктаж по ОТ. Необходимо было прочитать материал и ответить устно на вопросы. Таким образом проходил первичный инструктаж для всех категорий сотрудников, включая офисных.

Для новых сотрудников АЗС проводилось 2-дневное обучение. Новички учили, как избежать несчастных случаев и что делать, если все-таки произойдет возгорание, замыкание, разлив или смешение топлива. Поясняли все, вплоть до того, что нельзя носить на работу бельё из синтетического материала.

В связи с тем, что заправщиками часто брали людей без опыта работы, необходимо было рассказывать элементарное, например, что нельзя заправлять автомобиль с включенным двигателем, что нельзя работать без перчаток. Но несмотря на тщательное обучение и проверку знаний, происходили несчастные случаи. Однажды, заправляя машину газом, сотрудник отвлекся и будучи без перчаток, обморозил себе руку струей сжиженного газа. Ситуация крайне неприятная и для человека, и для компании. Каждый стоял на своём, доказывая свою невиновность. В итоге пострадавший получил инвалидность и, конечно же, больше не работал, а инспектору по ОТ пришлось сильно попотеть и побегать по инспекциям.

На заправках проводились регулярные инструктажи и проверки знаний для всех уровней персонала. На каждой АЗС начальник нес ответственность за свою команду. Если происходили работы по покраске или уборке территории, где требовалось подниматься на высоту, начальник проводил инструктаж и делал записи в соответствующий журнал. Но и здесь случались непредвиденные ситуации. Однажды сотрудник косил траву газонокосилкой, но не одел защитные очки. На газоне оказалась металлическая пробка, которая отскочила из-под косилки прямо в глаз. Из-за своей оплошности человек лишился зрения на один глаз. Естественно, расхлебывать эту ситуацию пришлось специалистам по ОТ.

Несмотря на основательное обучение персонала, ключевую роль играет человеческий фактор. Часто к печальным событиям приводит обычная невнимательность и халатность. В беседах после инцидентов участники не могут объяснить свои действия и подробно рассказывают, что на самом деле нужно было сделать.

Автозаправки – это одни из тех объектов, на которых повышен риск возникновения пожара, поэтому здесь необходимо уделить особое внимание составлению и следованию правилам пожарной безопасности. В связи с этим типовая инструкция по пожарной безопасности азс содержит довольно большое количество пунктов, изучить которые обязан каждый сотрудник, работающий на данном объекте.

Особенности, устройство, типы АЗС

Заправочные станции – это целые комплексы, на территории которых располагаются разнообразные объекты различной функциональности и назначения:

  • подземные вместилища, в которых хранится топливо;
  • колонки, предназначенные для разливания топлива;
  • площадка для автоцистерн с топливом;
  • здания, постройки в которых находится персонал – административные, охранные, санитарные, магазины и прочие;
  • стоянка для автомобилей;
  • котельная на жидком дизтопливе;
  • очистительные сооружения для удаления примесей нефтепродуктов из дождевой воды или снега.

Каждый из этих объектов должен быть учтен при составлении правил пожарной безопасности (ППБ) на АЗС. Нормами противопожарной безопасности предусмотрены безопасные расстояния между сооружениями.

Инструкция по пожарной безопасности будет отличаться для автозаправочных станций разных типов:

  1. Стационарного типа – классические, с резервуарами, расположенными под землей; при этом топливораздаточные колонки (ТРК) установлены независимо от резервуаров.
  2. Блочные – сходны с предыдущим вариантом, но ТРК располагаются над подземным вместилищем топлива.
  3. Мобильного типа с надземными резервуарами, которые расположены вместе с ТРК и другим оборудованием на одной платформе.
  4. Передвижные азс – представляют собой мобильную установку, помещенную на транспортное средство.
  5. Контейнерного типа – имеют вид контейнеров, выполняющих все функции стационарной азс.

Контроль за соблюдением установленных норм противопожарного поведения персонала на азс осуществляется в ходе регулярных инспекционных проверок. При этом изучается документация, которая обязательно должна быть в наличии, а именно:

  • планировка азс (генплан с указанием всех находящихся на территории строений, сооружений, объектов; указывается расстояние между ними);
  • сертификаты, лицензии и разрешения (на работу с пожароопасным оборудованием, оказание услуг);
  • утвержденные документы на эксплуатацию оборудования и его технические характеристики;
  • необходимые – эвакуации людей и автомобилей, ликвидации возгораний, схемы наличия поблизости водных источников;
  • инструкцию по ПБ азс;
  • графики поверок;
  • журналы учетов.

Инструкция по пожарной безопасности азс

Для составления инструкции по пожарной безопасности азс нужно учитывать много различных факторов, касающихся:

  • порядка содержания территории станции;
  • конкретных мероприятий, призванных обеспечивать пожарную безопасность;
  • правил хранения и эксплуатации топлива и других пожаро- и взрывоопаснах материалов.

Инструкцией предусматриваются специальные формы, в которых лицо, ответственное за ПБ ежедневно отмечает результаты осмотра помещений в конце рабочего дня.

Обязателен раздел, описывающий месторасположения опасных участков (предназначенных для курения, проведения временных или регулярных огневых работ, проездных путей автотранспорта и т. д.).

Также в инструкции оговариваются правила по:

  • хранению, сбору, удалению горючих материалов, отмечается разрешенное количество их нахождения на территории азс;
  • содержанию и хранению специальной, рабочей одежды;
  • графику уборки отходов, способных вызвать пожар.

В инструкцию включаются данные по ПДК пожаро- и взрывоопасности.

Раздел, касающийся действий работников азс в случае возникновения пожара, является заключительным и должен быть изучен всеми лицами, трудящимися на территории станции.

Правила пожарной безопасности на азс

Противопожарные правила на азс запрещают:

  • заправку автотранспорта с заведенным мотором;
  • проезд ТС сверху над подземными вместилищами топлива;
  • работу, если существует риск возникновения искры (например, во время грозы, в одежде, пропитанной топливом и другие ситуации);
  • заправку ТС с пассажирами внутри, исключение составляют легковые авто, имеющие 4 и более дверей;
  • заправку ТС, провозящих взрывчатые, воспламеняющиеся, ядовитые и прочие материалы;
  • заезд на территорию тракторов без искрогасителей, если идут работы с топливом;
  • виды ремонтных работ, не связанных с починкой неисправностей зданий самой станции.

Заправка топливом ТС должна проходить с соблюдением таких правил:

  1. Мототехника останавливается на расстоянии не меньше 15 м от ТРК и подается к колонкам только при выключенных двигателях.
  2. Автомобили подаются своим ходом.
  3. Имеющиеся на ТС загрязнения топливом или нефтепродуктами, эти участки до процесса заправки вытираются досуха.
  4. Пролитые на территории азс продукты нефти немедленно засыпаются песком, который затем собирается в специальные ящики и вывозится за пределы станции.
  5. Автомобили, стоящие в очереди за раздачей топлива, должны быть не ближе 1 м друг от друга.

Соблюдение правил, инструкций, норм ПБ на азс – долг каждого автомобилиста и работника станции. Разработка доступных каждому правил и адекватных инструкций по ПБ – дело, с которым под силу справиться специалистам нашей компании.

Инструкция по охране труда для оператора автозаправочной станции

Техника безопасности

1. Общие требования охраны труда

1.1. В настоящей инструкции предусматриваются основные требования по охране труда для операторов стационарных, передвижных и контейнерных автозаправочных станций (далее - АЗС).

1.2. К обслуживанию АЗС допускаются лица, достигшие 18 лет, прошедшие в установленном порядке обучение, стажировку на рабочем месте, проверку знаний и инструктаж по охране труда, технике безопасности и пожарной безопасности. Повторный инструктаж для работников АЗС проводится ежеквартально, для специалистов - не реже одного раза в полугодие.

1.3. Все работники АЗС необходимо проходить предварительный медицинский осмотр при приеме на работу и периодические медицинские осмотры в процессе работы.

1.4. Работники АЗС могут быть подвержены вредным и опасным производственным факторам: отравлению, травмам, ожогам и т. п.

1.5. Для выполнения своих функций операторы АЗС обеспечиваются спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами и, при необходимости, специальными приспособлениями.

1.6. Территорию АЗС в темное время суток необходимо освещать.

Особое внимание следует уделить освещению мест заправки автомашин и слива нефтепродуктов в резервуары АЗС.

1.7. Для местного освещения при осмотре резервуаров, колодцев (подвалов) и колонок применять взрывобезопасные аккумуляторные фонари напряжением не выше 12 В, которые следует включать и выключать вне колодцев и на расстоянии более 3 м от заправочных колонок.

1.8. Средства пожаротушения, находящиеся в помещениях и на территории АЗС, следует содержать исправными и готовыми к немедленному использованию. Использование противопожарного инвентаря не по назначению не допускается.

1.9. АЗС необходимо оборудовать телефонной (радиотелефонной) связью с диспетчерским пунктом или руководством нефтебазы, ближайшей пожарной частью и правоохранительным органом.

Телефонную (радиотелефонную) связь следует содержать в исправном состоянии.

1.10. На АЗС необходимо иметь аптечку с набором необходимых медикаментов для оказания первой помощи пострадавшим.

Персонал АЗС обучается способам оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

1.11. Санитарно-бытовые помещения следует содержать в чистоте, проветривать.

1.12. Скорость движения транспорта на территории АЗС не должна превышать 5 км/ч. Проезд транспорта над подземными резервуарами не допускается.

1.13. Вырытые на территории АЗС для технических целей траншеи и ямы необходимо оградить и обозначить предупредительными знаками, по окончании работ засыпать.

1.14. В зимнее время пешеходные дорожки и проезжую часть территории АЗС следует очищать от снега и льда, посыпать песком.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Надеть предусмотренную соответствующими нормами спецодежду, проверить средства индивидуальной защиты.

2.2. Проверить исправность технологического оборудования и наличие первичных средств пожаротушения.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Перед сливом нефтепродуктов в резервуары АЗС автопоезд установить по ходу движения автотранспорта; для него необходимо обеспечить свободный выезд с территории АЗС на случай аварийной ситуации.

3.2. Перед началом слива нефтепродуктов необходимо:

  • убедиться в исправности резервуара и его оборудования, технологических трубопроводов и правильности переключения запорной арматуры;
  • убедиться в исправности сливного устройства автоцистерны;
  • прекратить заправку автомашин из резервуара до окончания слива в него нефтепродукта из цистерны.

3.3. Во время слива нефтепродуктов не допускается движение автомашин на расстоянии менее 8 метров от сливных устройств резервуаров АЗС.

3.4. Слив нефтепродуктов в подземные и наземные резервуары АЗС необходимо герметизировать. Слив падающей струей не допускается.

Слив производить при неработающем двигателе автоцистерны после ее заземления. Заземляющий проводник прикрепить сначала к корпусу цистерны, а затем к заземляющему устройству. Каждую цистерну автопоезда необходимо заземлить отдельно до полного слива из нее нефтепродукта.

Заземление снять после отсоединения шлангов от сливных устройств резервуаров, сначала от заземляющего устройства, а затем с корпуса цистерны.

3.5. Открывать и закрывать крышки люков и колодцев резервуаров необходимо плавно, без ударов, во избежание искрообразования.

3.6. Работникам, открывающим люки автомобильных цистерн, колодцев и резервуаров или заправляющим в них раздаточные рукава, находиться с наветренной стороны во избежание вдыхания паров нефтепродуктов.

3.7. Процесс слива нефтепродуктов в резервуар АЗС из автоцистерны производить в присутствии оператора АЗС и водителя автоцистерны.

При обнаружении утечки нефтепродуктов слив немедленно прекратить.

3.8. При заправке транспорта на АЗС соблюдать следующие правила:

  • расстояние между автомашиной, стоящей под заправкой, и следующей за ней должно быть не менее 3 м, а между последующими автомашинами, находящимися в очереди, - не менее 1 м;
  • мотоциклы, мотороллеры и мопеды необходимо перемещать к топливораздаточным и смесительным колонкам и от них на расстоянии не менее 15 м вручную с заглушенными двигателями;
  • все операции по заправке автомашин необходимо производиться в присутствии водителя и при заглушенном двигателе. Разрешается заправка автомашин с работающим двигателем только в условиях низких температур, когда запуск заглушенного двигателя может быть затруднен;
  • облитые нефтепродуктами поверхности автомашин до пуска двигателя водителям необходимо протереть насухо. Пролитые на землю нефтепродукты необходимо засыпать песком. Пропитанный и использованный обтирочный материал собирается в металлические ящики с закрывающимися крышками и вывозится с территории АЗС в специально отведенные места;
  • не допускается заправлять автомашины (кроме легковых) с пассажирами.

3.9. Заправку автомашин с горючими или взрывоопасными грузами следует производить на специально оборудованной для этих целей площадке, расположенной на расстоянии не менее 25 м от территории АЗС.

3.10. Пробы нефтепродуктов хранить в специальном металлическом шкафу вне здания операторной АЗС.

3.11. Не допускается сливать нефтепродукты в резервуары, производить измерение уровня, отбор пробы нефтепродукта и заправлять транспорт на АЗС во время грозы.

3.12. На территории АЗС не допускается:

  • курить и пользоваться открытым огнем;
  • производить какие-либо работы, не связанные с приемом, хранением и отпуском нефтепродуктов;
  • хранить в помещении легковоспламеняющиеся жидкости;
  • мыть руки, стирать одежду и протирать полы помещений легковоспламеняющимися жидкостями;
  • в зонах розлива присутствовать посторонним лицам, не связанным с заправкой или сливом нефтепродуктов;
  • заправлять транспорт, водители которого находятся в нетрезвом состоянии;
  • отпускать бензин в полиэтиленовые канистры и стеклянную тару;
  • в помещении АЗС использовать временную электропроводку, электроплитки, рефлекторы и другие электроприборы с открытыми нагревательными элементами.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. Аварийной ситуацией на АЗС следует считать:

  • загорание АЗС;
  • неисправность в электрооборудовании;
  • утечки нефтепродукта из топливораздаточной колонки, резервуара;
  • загазованность (свыше 100 мг/м3) в здании АЗС;
  • пролив и перелив при приеме нефтепродуктов.

4.2. Во всех аварийных ситуациях следует немедленно отключить общий рубильник и прекратить заправку автомашин.

4.3. При возникновении пожара необходимо вызвать пожарную команду, приступить к тушению пожара имеющимися средствами, привлекая на помощь водителей транспорта, сообщить диспетчеру нефтебазы.

4.4. Не допускается производить ремонт электрооборудования. В случае неисправности электрооборудования следует вызвать электрослесаря.

4.5. Отключить топливораздаточную колонку при обнаружении из нее утечки нефтепродукта, вызвать специалистов для ремонта.

При обнаружении утечки нефтепродукта в резервуаре вызвать аварийную службу, освободить территорию АЗС от автомашин, сообщить руководству организации, сделать запись в журнале приема и сдачи смены.

4.6. В случае обнаружения загазованности в здании АЗС необходимо проветрить здание естественной вентиляцией (открыть двери, окна), определить источник повышенной загазованности, сообщить руководству организации, сделать запись в журнале приема и сдачи смен.

4.7. При проливе (переливе) нефтепродуктов прекратить все технологические операции, освободить территорию АЗС от автомашин, удалить пролитый нефтепродукт, место пролива засыпать песком.

При невозможности ликвидировать аварийную ситуацию своими силами сообщить руководству организации и вызвать аварийную службу.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Снять спецодежду и убрать ее в шкаф.

Спецодежду и спецобувь хранить отдельно от личной одежды.

5.2. Перед стиркой спецодежду следует проветривать на открытом воздухе не менее двух часов.

Ремонт спецодежды производить только после ее стирки.

5.3. Не оставлять рабочее место без присмотра до прихода следующей смены.

Смотрите другие статьи раздела .

17 мая 2004 г. Министерством труда и социального развития РФ была утверждена Инструкция по охране труда для оператора автозаправочной станции, предусматривающая основные требования по охране труда для операторов стационарных, передвижных и контейнерных автозаправочных станций.

К выполнению указанного вида работ допускаются лица, достигшие 18 лет, прошедшие обучение, стажировку, проверку знаний, инструктаж по охране труда, технике безопасности и пожарной безопасности, а также предварительный медицинский осмотр. Помимо этого для работников автозаправочных станций не реже одного раза в квартал должен проводиться повторный инструктаж.

К опасным и вредным производственным факторам, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на работников, можно отнести:

1) отравления нефтепродуктами;

2) травмы;

3) ожоги и т. д.

Работодатель обязан обеспечить операторов автозаправочной станции специальной защитной одеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты.

Особые требования предъявляются к оборудованию территории и помещений АЗС специальными средствами. Так, территория автозаправочной станции в темное время суток должна быть освещена. При этом особое внимание уделяется освещению мест заправки автомашин и слива нефтепродуктов в резервуары АЗС. Для местного освещения при осмотре резервуаров, колодцев и колонок необходимо применять взрывобезопасные аккумуляторные фонари напряжением не более 12 В, которые следует включать и выключать вне колодцев и на расстоянии более 3 м от заправочных колонок.

Станция также должна быть оборудована телефонной (радиотелефонной) связью с диспетчерским пунктом или руководством нефтебазы, ближайшей пожарной частью и правоохранительным органом. Телефонная (радиотелефонная) связь должна всегда находиться в исправном состоянии.

Помимо этого на территории и в помещении АЗС должны находиться исправные средства пожаротушения, аптечка с набором необходимых медикаментов для оказания первой помощи пострадавшим. Вне здания операторной автозаправочной станции должен быть оборудован специальный металлический шкаф для хранения проб нефтепродуктов.

Необходимо учитывать, что скорость движения транспорта на территории АЗС не должна превышать 5 км/ч.

Прежде чем приступить к выполнению работы, оператор автозаправочной станции должен надеть предусмотренную специальную защитную одежду, проверить средства индивидуальной защиты, а также проверить исправность технологического оборудования и наличие первичных средств пожаротушения.

Во время работы оператор автозаправочной станции должен соблюдать следующие требования безопасности:

1) перед сливом нефтепродуктов в резервуары автопоезд необходимо устанавливать по ходу движения автотранспорта. Поэтому для него должен быть освобожден выезд с территории автозаправочной станции на случай аварийной ситуации;

2) прежде чем производить слив нефтепродуктов, следует убедиться в исправности резервуара и его оборудования, технологических трубопроводов, сливного устройства автоцистерны и правильности переключения запорной арматуры. При этом необходимо прекратить заправку автомашин из резервуара до окончания слива в него нефтепродукта из цистерны;

3) слив нефтепродуктов должен производиться при неработающем двигателе автоцистерны после ее заземления. Заземляющий проводник следует прикрепить сначала к корпусу цистерны, а затем к заземляющему устройству, а каждую цистерну автопоезда необходимо заземлить отдельно до полного слива из нее нефтепродукта. После отсоединения шлангов от сливных устройств резервуаров заземление необходимо снять сначала от заземляющего устройства, а затем с корпуса цистерны.

Слив нефтепродуктов в подземные и наземные резервуары автозаправочной станции должен быть герметизирован. При этом запрещается производить слив падающей струей;

4) работники, открывающие люки автомобильных цистерн, колодцев и резервуаров или заправляющие в них раздаточные рукава, должны находиться с наветренной стороны во избежание вдыхания паров нефтепродуктов. При этом в целях предупреждения искрообразования открывать и закрывать крышки люков и колодцев резервуаров необходимо плавно и без ударов;

5) слив нефтепродуктов в резервуар автозаправочной станции из автоцистерны должен производиться в присутствии оператора АЗС и водителя автоцистерны. В случае обнаружения утечки нефтепродуктов слив должен быть немедленно прекращен.

В санитарно-бытовых помещениях должен всегда поддерживаться порядок и проводиться проветривание.

При заправке транспорта на автозаправочной станции должны соблюдаться следующие правила:

1) расстояние между автомашиной, стоящей под заправкой, и следующей за ней не должно быть менее 3 м, а между последующими автомашинами, находящимися в очереди, - менее 1 м;

2) мотоциклы, мотороллеры и мопеды следует перемещать к топливораздаточным и смесительным колонкам и от них на расстоянии не менее 15 м вручную с заглушенными двигателями;

3) все операции по заправке автомашин должны производиться в присутствии водителя и при заглушенном двигателе. Заправка автомашин с работающим двигателем допускается только в условиях низких температур, когда запуск заглушенного двигателя может быть затруднен;

4) облитые нефтепродуктами поверхности автомашин до пуска двигателя должны быть протерты насухо. При этом пролитые на землю нефтепродукты необходимо засыпать песком, а пропитанный и использованный обтирочный материал собрать в металлические ящики с закрывающимися крышками и вывезти с территории автозаправочной станции в специально отведенные места.

Оператор автозаправочной станции должен помнить, что при выполнении работы запрещается:

2) сливать нефтепродукты в резервуары, производить измерение уровня, отбор пробы нефтепродукта и заправлять транспорт на автозаправочной станции во время грозы;

3) курить и пользоваться открытым огнем на АЗС;

4) производить на АЗС какие-либо работы, не связанные с приемом, хранением и отпуском нефтепродуктов;

5) хранить в помещении АЗС легковоспламеняющиеся жидкости;

6) мыть руки, стирать одежду и протирать полы помещений АЗС легковоспламеняющимися жидкостями;

7) в зонах разлива присутствовать посторонним лицам, не связанным с заправкой или сливом нефтепродуктов;

9) отпускать бензин в полиэтиленовые канистры и стеклянную тару;

10) использовать в помещении АЗС временную электропроводку, электроплитки, рефлекторы и другие электроприборы с открытыми нагревательными элементами;

11) использовать противопожарный инвентарь не по назначению;

12) допускать проезд транспорта над подземными резервуарами;

13) производить ремонт электрооборудования;

14) оставлять рабочее место без присмотра до прихода следующей смены.

К аварийным ситуациям Инструкция по охране труда для оператора автозаправочной станции относит следующие:

1) загорание автозаправочной станции;

2) неисправность электрического оборудования;

3) утечки нефтепродукта из топливораздаточной колонки, резервуара;

4) загазованность (более 100 мг/куб. м) в здании автозаправочной станции;

5) пролив и перелив при приеме нефтепродуктов.

При возникновении любой аварийной ситуации оператор должен немедленно отключить общий рубильник и прекратить заправку автомашин.

В случае возникновения пожара следует вызвать пожарную команду и приступить к тушению пожара имеющимися средствами, привлекая на помощь водителей транспорта, а также сообщить диспетчеру нефтебазы о случившемся.

При обнаружении утечки нефтепродукта из топливораздаточной колонки следует ее немедленно отключить и вызвать специалистов для ремонта. Если утечка произошла в резервуаре, то необходимо вызвать аварийную службу, освободить территорию автозаправочной станции от автомашин, сообщить о случившемся руководству организации, а также сделать соответствующую запись в журнале приема и сдачи смены.

При обнаружении загазованности в здании автозаправочной станции оператору следует проветрить здание естественной вентиляцией (например, открыть двери, окна), определить источник повышенной загазованности и сообщить руководству организации.

В случае пролива (перелива) нефтепродуктов оператор должен прекратить все технологические операции, освободить территорию автозаправочной станции от автомашин, удалить пролитый нефтепродукт, а место пролива засыпать песком. При необходимости следует вызвать аварийную службу.

После окончания работы оператор автозаправочной станции обязан снять специальную одежду и убрать ее в шкаф. При этом спецодежду и спецобувь следует хранить отдельно от личной одежды, а перед стиркой специальную одежду необходимо проветривать на открытом воздухе не менее двух часов. Ремонт спецодежды разрешается производить только после ее стирки.

Поделиться: