Водохозяйственные мероприятия. Водоохранные и водосберегающие мероприятия

Водохозяйственные мероприятия, определяющиеся соотношением водопотребления и водности рек, а также минимальной кратностью разбавления сточных вод, сбрасываемых в реку, приведены в табл. 4.6.[ ...]

Наиболее радикальным мероприятием по повышению во-дообеспеченности крупномасштабных водохозяйственных мероприятий и удовлетворению требований водохозяйственного комплекса, формирующегося в нижних течениях Оби и Иртыша, в перспективе следует считать подпитку водных ресурсов их бассейна водами Енисея.[ ...]

По данным составленного водохозяйственного баланса установлено, что для необходимого разбавления сбрасываемых в реки сточных вод требуются более сложные водохозяйственные мероприятия, чем для отбора необходимого объема воды при сокращении сброса сточных вод в реки. Поэтому рекомендуется сокращать сброс сточных вод в реки в тех случаях, когда требуется значительное их разбавление водой.[ ...]

Тариф на воду - стоимость водохозяйственных мероприятий по изучению, оценке, охране водных ресурсов, а также мероприятий для обеспечения потребностей в воде народного хозяйства (регулирование и переброска стоков, создание, содержание и эксплуатация водохозяйственных систем, благоустройство водных источников, забор, транспортировка и подготовка воды, ее распределение между потребителями и др.). Устанавливаются дифференцированно, способствуют внедрению безводных технологий производства.[ ...]

Рис 1. Схема крупномасштабных водохозяйственных мероприятий в Обь-Иртышском бассейне и на р. Енисей.[ ...]

Финансирование из средства фонда водохозяйственных мероприятий капитального характера осуществляется в соответствии с перечнем объектов федерального и межрегионального значения, который ежегодно составляется и утверждается Министерством природных ресурсов РФ по согласованию с Министерством экономики РФ.[ ...]

Для оценки влияния этого крупного водохозяйственного мероприятия на природные условия по трассе транспортировки вод выполнены прогнозы изменения гидрологических условий на р. Карасук и развития береговых процессов на водоразделе и долине реки.[ ...]

Экономическую эффективность капитальных вложений в водохозяйственные мероприятия рассматривают одновременно с вопросами рационального использования водных ресурсов и мероприятиями по охране вод, а также при решении задач по охране вод от загрязнения, их очистке и обеспечению возможностей дальнейшего и повторного использования.[ ...]

Вместе с тем строительство водохранилищ и ряд других водохозяйственных мероприятий (строительство каналов, интенсификация орошения) - положительный фактор, вызывающий увеличение эксплуатационных ресурсов подземных вод за счет увеличения мощности водоносных горизонтов и усиления их питания при фильтрации из каналов, подпоре и инфильтрации из водохранилищ (если при этом не происходит загрязнение подземных вод).[ ...]

Возмещение убытков, причиненных проведением водохозяйственных мероприятий, прекращением или изменением условий водопользования.[ ...]

В последнее десятилетие в практическом осуществлении водохозяйственных мероприятий одно из первых мест занимает решение собственных проблем Сибири, выдвигаются вопросы как сельскохозяйственных, так и комплексных мелиораций, включающих обводнение рек и озер, имеющих большое рыбохозяйственное и экологическое значение.[ ...]

На качество воды в значительной степени оказывают влияние и водохозяйственные мероприятия, в том числе различные мелиоративные работы. Особенно на гидрохимический и гидробиологический режимы водотоков и водоемов влияет создание водохранилищ.[ ...]

В бассейне Верхней Оби в настоящее время уже осуществлены крупные водохозяйственные мероприятия по перераспределению водных ресурсов рек. Создано Гилевское водохранилище на р. Алей объемом около 0,5 км3, предназначенное для промышленного и коммунального водоснабжения а также орошения. В составе Алейской оросительной системы имеется 100-километровый канал. В Барнаульской оросительной системе также имеется крупный канал, проходящии по нескольким районам степного Алтая Водозабор в канал из р.Оби составляет 35 м3 си рассчитан на орошение 35 тыс га земель междуречья рек Барнаулка и Касмала.[ ...]

Интересы рыбного хозяйства следует учитывать при разработке и проведении любых водохозяйственных мероприятий.[ ...]

Убытки, причиненные предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам проведением водохозяйственных мероприятий (гидротехнических работ и т. п.), а также прекращением или изменением условий водопользования, подлежат возмещению в случаях и порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР.[ ...]

Основами водного законодательства установлен порядок возмещения убытков, причиненных водохозяйственными мероприятиями.[ ...]

Прогнозные исследования активно влияли на принципиальные решения по осуществлению крупномасштабных водохозяйственных мероприятий на реках Сибири. В ряде случаев прогнозы оказались в числе важных доводов для отказа ог проектов. К примеру, создание Нижне-Обского водохранилища привело бы к удлинению Обской губы в южном направлении на 1000 км. При этом водохранилище затапливало бы 0,6 млн га леса, оказало бы крайне негативное влияние па водное и рыбное хозяйство .[ ...]

Под гидротехническим сооружением (ГТС) понимаются инженерные сооружения, позволяющие осуществлять различные водохозяйственные мероприятия, а также использовать водные ресурсы и предотвращать вредное воздействие воды и жидких отходов.[ ...]

Действующими в стране «Основами водного законодательства» и решениями исполнительных органов власти предусмотрены основные водохозяйственные и другие мероприятия для охраны вод или предотвращения их вредного воздействия. Мероприятиями по комплексному использованию и охране вод предусматриваются меры по экономному расходованию воды и прекращению сброса неочищенных сточных вод на основе совершенствования технологии производства и схем водоснабжения (оборотного водоснабжения и других технических приемов). Основами водного законодательства установлен порядок возмещения убытков, причиненных водохозяйственными мероприятиями.[ ...]

Голубцов В.В., Жиркевич А.Н. Водный баланс оз. Балхаш и динамика его элементов в естественных условиях и при проведении в бассейне водохозяйственных мероприятий // Тр.[ ...]

Генеральная схема дает возможность четко определить техникоэкономическую целесообразность и очередность проведения крупнейших водохозяйственных мероприятий.[ ...]

Плановые ВХБ разрабатывают в соответствии с государственными планами развития народного хозяйства как их необходимую составную часть и включают перечень и объем водохозяйственных мероприятий.[ ...]

Намечается переброска части стока р Чарыш и в бассейне Алея.[ ...]

Методической основой для выбора наилучшего варианта технического решения из числа альтернативных служит метод сравнительной экономической эффективности. Многообразие и взаимосвязи водохозяйственных мероприятий, их комплексный характер предопределяют сложность определения экономической эффективности.[ ...]

От расчетной обеспеченности зависят высота плотин, расход насосных станций, мощность гидростанций, размеры поперечного сечения крупных каналов и т. п. Соответственно росту масштаба намечаемых водохозяйственных мероприятий увеличивается и их стоимость. Вместе с тем снижение расчетной обеспеченности приводит к, ограничению или перебоям подачи воды или энергии, соответствующим предприятиям, что сопровождается ростом материальных ущербов.[ ...]

Было очевидно, что перераспределение части стока сибирских рек окажет влияние на природную обстановку и хозяйственную деятельность в Западной Сибири, причем масштабы изменения природной среды под влиянием водохозяйственных мероприятий могут возрастать, а их последствия будут проявляться постепенно. Поэтому было необходимо найти такие пути решения проблемы межбассейнового перераспределения водных ресурсов, которые не нанесли бы существенного ущерба природе и хозяйству Сибири .[ ...]

Хозяйственное освоение рек и реконструкция их водного режима изменяют природные условия как на самих водных объектах, так и на территориях к ним примыкающих, а в тдельных случаях - и на более отдаленных. Основой прове-ения крупномасштабных водохозяйственных мероприятии должен быть научно обоснованный прогноз их результатов, опенка комплексных мер минимизации негативных последствий и оптимизации эколого-экономических позиций.[ ...]

Рассматриваются история геоэкологических знаний, общие представления о геоэкологии, живом веществе, биосфере, а также основные антропогенные воздействия на нее и последствия в условиях городской и сельской среды, при горных разработках, водохозяйственных мероприятиях, использовании лесов. С геоисторических позиций оценены современное состояние и устойчивость биосферы, а также эффективность попыток глобального управления окружающей средой.[ ...]

Генеральные схемы комплексного использования и охраны вод определяют принципиальные направления развития водного хозяйства страны, что позволяет достаточно четко выявить техникоэкономическую целесообразность и очередность проведения наиболее крупных водохозяйственных мероприятий. На их основе разрабатываются бассейновые схемы для бассейнов рек и других водных объектов. Территориальные схемы, разрабатываемые на основе генеральной и бассейновой схем, охватывают конкретные экономические районы страны и субъекты Российской Федерации.[ ...]

При решении задач в рамках каждой из подсистем р или выполняются соответственно вычисления стока и концентраций ЗВ, проверяются ограничения на объем водных ресурсов, количество и концентрацию ЗВ, возможные объемы регулирования речного стока и водоохранной деятельности, а также затраты в каждый тип водохозяйственных мероприятий. Поскольку далее в иллюстративной форме излагается проблема итеративного взаимодействия подсистем р и д, не имеет смысла конкретизировать внутренние процедуры вычислений в рамках самих подсистем, а собственно схему итераций достаточно представить в самом общем виде.[ ...]

В 1999 г. правительство РФ приняло постановление «Об утверждении Положения об образовании и расходовании средств Федерального фонда восстановления и охраны водных объектов». Это положение устанавливает порядок образования и расходования средств Федерального фонда восстановления и охраны водных объектов, а также порядок использования этих средств на водохозяйственные мероприятия капитального характера.[ ...]

Большое значение для регулирования водопользования имеют «Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик». В них определены объекты, виды и сроки водопользования, порядок и условия предоставления водных объектов в пользование и его прекращения, права и обязанности водопользователей. Ими установлен порядок возмещения убытков, причиненных водохозяйственными мероприятиями прекращением или изменением условий водопользования, определены главные условия использования водных объектов для питьевых, бытовых и иных нужд.[ ...]

Если использование метода площадей затруднительно, при ожидаемом изменении всей экологической системы, то для расчета ущерба могут использоваться эмпирически выявленные количественные зависимости уловов в данном бассейне от тех определяющих рыбопродуктивность факторов, естественные параметры которых нарушаются в результате осуществления проекта. В этих случаях ущерб от нарушения современного (естественного или сложившегося в результате водохозяйственных мероприятий) гидрологического режима во всем бассейне определяется на основе выявленных зависимостей величины годового улова от показателей гидрологического режима в годы формирования промыслового запаса (объем стока, уровенный режим, минерализация воды и др.). Такие зависимости, специфичные для каждого бассейна, выявляются методом корреляционного анализа многолетних (за 20-25 лет) данных о фактических уловах рыб и данных Гидрометслужбы о параметрах гидрологического режима в годы, определившие формирование промысловых запасов, а также могут определяться методом аналогов, экспертных оценок и другими, наиболее отвечающими специфике данного объекта.[ ...]

Управление развитием водного хозяйства этого бассейна также осуществляется на трех уровнях (федеральном, субъектов Федерации и муниципальном), представленных на рис. 3.1.2. Главный недостаток существующей схемы управления - ее излишняя централизация. Верхние звенья управления оказываются нагруженными многими мелкими деталями принятия решений, а нижние звенья (при сохранении современной схемы принятия решений) не располагают полномочиями для осуществления ряда присущих им функций и возможностью проводить многие водохозяйственные мероприятия.[ ...]

Комплексное использование и охрана водных ресурсов предусматривают: @ всестороннюю оценку природных вод в отдельных речных бассейнах и экономических районах с учетом антропогенной деятельности в современных условиях и на перспективу; ® выявление потребностей в воде всех отраслей народного хозяйства, обоснование норм водопотребления с учетом повторного или последовательного использования воды, определение объема безвозвратных потерь; согласование запросов отдельных водопользователей с выделением наиболее эффективных и экономично расходуемых воду; разработку водохозяйственных балансов и выделение на основе их районов, испытывающих наибольший дефицит в воде; Щ установление мер по охране природных вод от истощения и загрязнения, а также разработку мер, предложений по очистке, обезвреживанию и использованию промышленных, коммунальных и сельскохозяйственных стоков; определение ассигнований для выполнения намеченных мероприятий водохозяйственного и мелиоративного строительства и подсчет экономического эффекта от реализаций запроектированных мер; ® оценка изменений природных условий в зонах проведения крупных водохозяйственных мероприятий; обоснование объема проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ с определением состава их исполнителей.[ ...]

В связи с резким ухудшением экологической обстановки практически во всех регионах России вопросы воспроизводства, охраны водных ресурсов, восстановления водных объектов и обеспечения на этой основе населения и народного хозяйства в достаточном объеме качественной водой являлись актуальными и требовали неотложного решения. Состояние водных объектов улучшалось медленно, выделяемые лимиты и фактические затраты на их восстановление были несоизмеримы с потребностями. Деградация рек, озер и водохранилищ продолжалась, что требовало решения вопросов значительного увеличения ассигнований на выполнение необходимых (минимальных) водохозяйственных мероприятий. В 1994 г Минфином России выделено Роскомводу на операционные расходы 28,4 млрд.руб., в то время как лишь на основные виды работ по эксплуатации и восстановлению водных объектов, без учета фонда зарплаты и затрат на содержание зданий, транспорта и т.д. требовалось 40-47 млрд.руб.[ ...]

Наша страна располагает богатыми водными ресурсами. Суммарный годовой сток рек СССР составляет 4700 км3, подземный сток оценивается в 1000 км3. Нужно иметь в виду взаимосвязь этих величин, так как подавляющая часть подземного стока является одной из составляющих поверхностного. Перед некоторыми промышленно развитыми государствами в обозримой перспективе стоит угроза полного истощения водных ресурсов. Для СССР основная проблема заключается в наиболее рациональном использовании этих огромных богатств, размер которых в целом по стране достаточен для покрытия потребностей на любую обозримую перспективу. Эта проблема тем более важна, что распределение водных запасов на территории страны и их естественный режим неблагоприятны: 85% рек, впадающих в океан, протекают в необжитых районах, вдали от центров водопотребления. Поэтому возникает необходимость в таких крупных водохозяйственных мероприятиях, как регулирование стока водохранилищами, перераспределение водных ресурсов по территории страны, обеспечение чистоты воды.

Организационные мероприятия по охране водных ресурсов

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Организационные мероприятия по охране водных ресурсов
Рубрика (тематическая категория) Экология

Одними из наиболее эффективных направлений организационных мероприятий по охране водных ресурсов являются организация водоохранных зон и разбавление сточных вод.

Организация водоохранных зон. В РФ большая часть источников водоснабжения – поверхностные (реки, озера, водохранилища). Для поддержания этих источников в состоянии, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ соответствует экологическим требованиям, исключает загрязнение, засорение и истощение поверхностных вод и сохраняет среду обитания животных и растений, организуют водоохранные зоны. Ими являются территории, примыкающие к акватории рек, водохранилищ и других поверхностных водных объектов; на них устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов, а также осуществления иной деятельности. В пределах указанных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, где не разрешается распахивать землю, рубить лес, размещать фермы и т.п .

Большое значение в делœе охраны поверхностных вод от засорения и загрязнения имеют водоохранные лесные насаждения вокруг естественных и искусственных водоемов и водотоков. Οʜᴎ предназначены для защиты их от разрушительных действий ветров и поступающей в них с водосбора воды, а также для уменьшения потерь воды на испарение. Лесные насаждения улучшают водный режим водоемов, санитарно-гигиенические условия побережья и его ландшафтно-декоративное оформление, качество воды в водоемах, уменьшают их заиление, сокращают потери земельных угодий из-за переработки берегов волнами (абразии) .

Помимо водоохранных зон в целях обеспечения охраны вод могут устанавливаться также зоны и округа санитарной охраны. Οʜᴎ ус­танавливаются в целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также содержащих природные лечебные ресурсы .

Обеспечить чистоту поверхностных водоемов и водотоков практически невозможно без соответствующей защиты подземных вод , которая состоит в предотвращении истощения запасов подземных вод и предохране­нии их от загрязнения .

В целях борьбы с истощением запасов пресных подземных вод, являющихся стратегическим резервом для питьевого водоснабжения будущих поколений, предусматриваются следующие мероприятия :

1) рациональное размещение водозаборов по площади;

2) регулирование режима водоотбора подземных вод;

3) уточнение величины эксплуатационных запасов (чтобы не допустить их истощения);

4) для самоизливающихся артезианских скважин установление кранового режима эксплуатации.

Иногда для профилактики истощения подземных вод применяют искусственное пополнение их посредством перевода части поверхностного стока в подземный.

Борьба с загрязнением подземных вод включает профилактические и специальные мероприятия. Профилактические меры являются основными, поскольку требуют наименьших затрат. Специальные мероприятия направлены в первую очередь на изоляцию источников загрязнения от остальной части водоносного горизонта (противофильтрационные стенки, завесы), перехват загрязненных подземных вод с помощью дренажа или откачки их из специальных скважин.

Важнейшей профилактической мерой предупреждения загрязнения подземных вод в районах водозаборов служит устройство вокруг них зон санитарной защиты . Зоны санитарной защиты (ЗСЗ) состоят из трех поясов. Первый пояс включает территорию на расстоянии 30-50 м непосредственно от места водозабора (скважины). Это зона строгого режима, в ней запрещено присутствие посторонних лиц и проведение работ, не связанных с эксплуатацией водозабора. Второй пояс ЗСЗ служит для защиты водоносного горизонта от бактериальных загрязнений, а третий – от химических загрязнений. Здесь запрещается размещение любых объектов, которые могут вызвать то или иное загрязнение, к примеру животноводческих комплексов. Не допус­кается рубка леса, использование ядохимикатов и др .

Согласно запрещается сбрасывать в водные объекты сточные воды, которые:

Бывают устранены путем организации малоотходных производств, рациональной технологии, максимального использования в системах оборотного и повторного водоснабжения после соответствующей очистки и обеззараживания в промышленности, городском хозяйстве и для орошения в сельском хозяйстве;

Запрещается сброс сточных вод в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон и в некоторых других случаях.

Сточные воды можно сбрасывать в водные объекты при условии соблюдения гигиенических требований применительно к воде водного объекта исходя из вида водопользования .

При сбросœе сточных вод в водные объекты нормы качества воды водного объекта в расчетном створе, расположенном ниже выпуска сточных вод, должны соответствовать санитарным требованиям исходя из вида водопользования.

Нормы качества воды водных объектов включают :

Общие требования к составу и свойствам воды водных объектов исходя из вида водопользования;

Перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) нормированных веществ в воде водных объектов для различных видов водопользования.

В расчетном створе вода должна удовлетворять нормативным требованиям. В качестве норматива используется предельно допустимая концентрация – ПДК. Все вредные вещества, для которых определœены ПДК, подразделœены по лимитирующим показателям вредности (ЛПВ), под которым понимают наибольшее отрицательное влияние, оказываемое данными веществами. Принадлежность веществ к одному и тому же ЛПВ предполагает суммацию действия этих веществ на водный объект .

Для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования используют три вида ЛПВ: санитарно-токсикологический, общесанитарный и органолептический. Для рыбохозяйственных водоемов: санитарно-токсикологический, общесанитарный, органолептический, токсикологический и рыбохозяйственный .

Вещества, концентрация которых изменяется в воде водного объекта только путем разбавления, называются консервативными; вещества, концентрация которых изменяется как под действием разбавления, так и вследствие протекания различных химических, физико-химических и биологических процессов – неконсервативными.

Основной механизм снижения концентрации загрязняющего вещества при сбросœе сточных вод в водные объекты – разбавление.

Разбавление сточных вод - ϶ᴛᴏ процесс снижения концентрации загрязняющих веществ в водоемах, вызванный перемешиванием сточных вод с водной средой, в которую они выпускаются .

Интенсивность процесса разбавления количественно характеризуется кратностью разбавления n , которая равна отношению суммы расходов сточной воды q ст, м 3 /с и окружающей водной среды Q , м 3 /срасходу сточной воды :

или отношением избыточных концентраций загрязнений в месте выпуска к аналогичным концентрациям в рассматриваемом сечении водотока (общее разбавление на участке) :

, (3)

где С ст С ф – концентрация загрязняющих веществ в водоёмах до выпуска сточных вод, г/м 3 ; С – концентрация загрязняющих веществ сточной воды в рассматриваемом сечении водотока после выпуска сточных вод, г/м 3 .

Процесс разбавления сточных вод происходит в две стадии: начальное и основное разбавление. Общая кратность разбавления представляется в виде произведения :

n = n н ·n 0, (4)

где n н – кратность начального разбавления, n 0 – кратность основного разбавления.

Распространение примесей происходит в направлении господствующих течений, и в данном же направлении кратность разбавления имеет тенденцию к увеличению. Так, в начальном сечении (в месте выпуска) кратность разбавления n н = 1(Q = 0 или С = С ст), а затем по мере увеличения расходов жидкости концентрация примеси снижается, а кратность разбавления растет. В пределœе, когда в процесс перемешивания вовлекаются всœе возможные для данного водного объекта расходы воды, наступает полное перемешивание. В условиях полного перемешивания концентрация загрязняющих веществ стремится к фоновой, ᴛ.ᴇ. С С ф.

Участок водоёма или водотока от места выпуска сточных вод до сечения, где произойдет их полное перемешивание, условно разделяют на три зоны (рис. 13) :

1-я зона – начальное разбавление. Здесь процесс разбавления происходит за счёт увлечения жидкости водоема турбулентным потоком струи сточной воды, истекающей из выпускных устройств. В конце первой зоны разность скоростей струйного потока и окружающей среды становится незначительной.

2-я зона – основное разбавление. Степень разбавления в этой зоне определяется интенсивностью турбулентного перемешивания.

3-я зона – в этой зоне разбавления сточной воды практически нет. Снижение концентраций загрязняющих веществ происходит в основном за счёт процессов самоочищения воды.

Рис. 13. Схема распространения сточных вод в водоеме

Процессы, изменяющие характер веществ, поступающих в водные объекты, называют процессами самоочищения. Совокупность разбавления и самоочищения составляют обезвреживающую способность водного объекта .

Разбавление сточных вод в водотоках определяется комплексным влиянием следующих трех процессов :

Распределœение сточных вод в начальном сечении водотока, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ зависит от конструкции выпускного сооружения;

Начальное разбавление сточных вод, протекающее под действием турбулентных струй;

Основное разбавление сточных вод, определяющееся гидродинамическими процессами водоёмов и водотоков.

Все факторы и условия, характеризующие процесс разбавления, можно разделить на две группы :

1-я группа – конструктивные и технологические особенности выпуска сточных вод (конструкция выпускного сооружения; число, форма и размеры выпускных отверстий; расход и скорость выпускаемых сточных вод; технология и санитарные показатели сточных вод (физические свойства, концентрация загрязняющих веществ и др.);

2-я группа – гидрометеорологические особенности водоёмов и водотоков (характер движения водных масс; причины, вызывающие эти движения (сток, ветер, температура, плотность и т.д.; морфологические характеристики русла водотока или ложа водоёма; степень проточности водоёма; состав и свойства водной среды).

К примеру, из факторов первой группы установлено, что разбавление протекает более интенсивно при рассеивающих выпусках. Из физических свойств сточной воды наибольшее влияние на разбавление оказывают начальная плотность и температура, причем не их абсолютные значения, а разность между параметрами сточной воды и окружающей водной среды.

Из факторов второй группы существенное значение имеют вторичные течения, которые имеют место, к примеру, на повороте русла, когда потоки движутся не только в основном, но и обратном направлении.

Необходимую степень очистки сточных вод Э , %, можно рассчитать по формуле :

, (5)

где С ст – концентрация загрязняющих веществ в сточной воде, г/м 3 ; С ст.дк . – допустимая концентрация вещества в сточных водах, г/м 3 .

Необходимая степень очистки сточных вод говорит о том, на сколько процентов крайне важно снизить концентрацию загрязнения в процессе очистки сточных вод для обеспечения норм качества воды в приемнике сточных вод .

Организационные мероприятия по охране водных ресурсов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Организационные мероприятия по охране водных ресурсов" 2017, 2018.

Водоохранные мероприятия направлены, прежде всего, на уменьшение объема сточных вод, сбрасываемых в природные водные объекты, а также количества вредных веществ, содержащихся в этих стоках. Для достижения этой цели вводятся в действие сооружения для очистки сточных вод (станции, для биологической очистки, для физико-химической очистки, для механической очистки), проводятся и другие мероприятия, например, совершенствуется технология производства.

Другая группа водоохранных мероприятий преследует преимущественно цель наиболее рационально использовать водные ресурсы путем экономии свежей воды, которую в противном случае пришлось бы дополнительно забрать из природных источников. Для этого используются системы оборотного и повторно-последовательного водоснабжения.

Эффект водоохранного мероприятия зависит от той цели, которая ставится в том или ином случае. Показатели, характеризующие непосредственные экологические эффекты первой группы мероприятий, следующие: снижение количества вредных стоков в природные водные объекты (м 3); снижение количества вредных веществ, сбрасываемых в природные водные объекты со сточными водами (т). В случае ввода в действие систем оборотного водоснабжения и повторного водоснабжения, предназначенных для уменьшения потребности водопользователя в свежей воде, показателем экологического эффекта может служить размер экономии забора свежей воды (м 3). При оценке экологического эффекта от водоохранных мероприятий следует иметь в виду, что все загрязняющие вещества имеют разную степень вредности. Это определяется значением их предельно допустимой концентрации. Следовательно, для более точной оценки экологического эффекта необходимо произвести пересчет фактических количеств вредных веществ на количество некоего условного вещества установленной вредности, например с ПДК=1,0 мг/л.

Для пересчета следует фактическое количество каждого вещества, поступающего в природные водные объекты со сточными водами, умножить на коэффициент, представляющий собой отношение ПДК условного вещества, равное 1,0 мг/л, к предельно допустимой концентрации этого вещества. Полученные величины однородны по степени вредности, поэтому их можно суммировать.

Разнородность предлагаемых показателей, выражаемых в весовых (т) и объемных (м 3) единицах, создает сложности в том случае, если необходимо комплексно оценить экологический эффект ряда водоохранных мероприятий на каком либо предприятии (в министерстве, в регионе). Многие специалисты считают, что для обобщенной оценки эффекта от комплекса мероприятий не следует конструировать новый показатель, а целесообразно «привести к общему знаменателю» предложенные выше показатели, наиболее приближенные к практике хозяйствования и выражающие непосредственно поставленные перед водопользователем цели. Такая задача выполнима. Между весовыми и объемными величинами существует четкая зависимость, которую можно использовать при выработке единого показателя экологического эффекта водоохранных мероприятий. Для этого необходимо оценить, какое количество свежей воды должно использоваться для разбавления вредных веществ до безопасной концентрации, т. е. до уровня предельно допустимой концентрации.



Пусть предельно допустимая концентрация некоторого i-гo вещества составляет а (мг/л). Это означает, что в каждом литре природной воды может содержаться не более α мг этого вещества. Если же фактически концентрация i-го вещества выше допустимой, то необходимо разбавление вод до безопасного уровня.

Зная предельно допустимые концентрации загрязнения водной среды и количество сбрасываемых вредных веществ со сточными водами, можно рассчитать по приведенной выше формуле потребность в свежей воде, используемой для разбавления вредных веществ до уровня предельно допустимой концентрации.

Она составит:

где V i ряб - объем воды, идущий на разбавление i-гo вредного вещества до безопасного уровня (м);

Вi - фактические количество i-гo вредного вещества, сбрасываемого в природные водные объекты (т).

Такие расчеты проводят по всей номенклатуре вредных веществ, содержащихся в стоках.

Обобщающим показателем экологического эффекта водоохранных мероприятий может служить показатель экономии свежей воды, достигнутый при снижении вредных стоков и при строительстве систем оборотного повторного водоснабжения.

Выделяют следующие виды водоохранных мероприятий:

1. Мероприятия, направленные на совершенствование самой технологии использования воды. Это сокращение потребления воды на единицу произведенной продукции, применение оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, борьба с потерями воды на производстве и т.д. Оборотное водоснабжение – это относительно быстрое повторное поступление использованной воды в технологические циклы после ее очистки. При повторно-последовательном водоснабжении вся отработанная вода направляется для вторичного использования в другом производстве без промежуточной очистки. В США одна и та же вода в среднем используется девять раз перед сбросом. В Японии процент оборотного водоснабжения вырос до 74%.

2. Мероприятия по очистке сточных вод.

3. Мероприятия, осуществляемые непосредственно на водоемах. К ним относится очистка водной поверхности от нефтяной пленки и плавающих предметов, удаление загрязненного грунта, периодическая уборка макрофитов. В Великобритании разработан метод очистки воды от нефти с помощью специального вещества, которое почти не оказывает влияния на морскую фауну. Нефть, обработанная таким веществом, быстро коагулируется в комки, которые оседают на дно, смешиваются с илом и разлагаются бактериями.

4. Мероприятия, проводимые на водосборе. Это создание водоохранных зон и лесозащитных полос, проведение противоэрозионных мероприятий, строительство прудов, организация безопасной технологии складирования, использования минеральных удобрений, ядохимикатов и др.

В водоохранную зону включается пойма реки, склоны надпойменной террасы, прибрежная овражно-балочная сеть. Минимальная ее ширина устанавливается в зависимости от длины реки. При расстоянии от истока реки до 10 км, ширина – 15м, 10-50 км – 100 м, 50-100 км – 200 м, > 100 км – 300 м. Ширина водоохранной зоны для озер и водохранилищ с площадью акватории до 2 км принимается в 300 м, с большей площадью – 500 м. Внутри водоохранной зоны выделяют прибрежную водоохранную полосу – это территория строгого ограничения хозяйственной деятельности. Она используется под сенокосы и для лесных полос. В водоохранной зоне запрещается содержание гаражей, складов, прудов-накопителей, размещение животноводческих комплексов и ферм, строительство новых предприятий, стоянок автомашин. Не разрешается размещать склады удобрений, ядохимикатов, свалки.

Очистка сточных вод осуществляется механическими, химическими, физико-химическими, биологическими методами. Наиболее дешевая – механическая очистка сточных вод применяется для выделения взвесей. Основными формами очистки являются процеживание, отстаивание, фильтрование. Методы механической очистки применяются во всех отраслях народного хозяйства в качестве предварительного этапа. Этот способ очистки является основным в металлургии, горнорудной и горно-химической промышленности Механическая очистка позволяет выделять из бытовых сточных вод до 2/3 нерастворимых примесей, а из промышленных - более 9/10.

Химическая очистка сточных вод применяется для выделения неорганических примесей. При обработке сточных вод реагентами происходит их нейтрализация, выделение растворенных соединений, обесцвечивание и обеззараживание стоков. Химические методы позволяют очищать сточные воды со значительными колебаниями в них концентраций загрязняющих веществ. Определенным недостатком метода является накопление в процессе очистки значительного количества осадков.

Физико-химическая очистка применяется для очистки сточных вод от грубо- и мелкодисперсионных частиц, коллоидных примесей, растворенных соединений. Это высокопроизводительный способ очистки, но отличается высокой стоимостью. К физико-химическим методам относится флотация, экстракция, адсорбция, ионный обмен и др.

Флотация ускоряет осветление промышленных сточных вод и удаляет из них взвешенные вещества, нефть, нефтепродукты, жиры, поверхностно-активные вещества. Сущность этого процесса состоит в насыщении стоков воздухом, к пузырькам которого прилипают частицы твердых веществ, всплывающие на поверхность.

Адсорбцию применяют при невысоком содержании органических веществ в сточных водах. В качестве адсорбента используется активированный уголь и органические, синтетические сорбенты. При ионообменном способе очистки легкие ионы водорода или ионы щелочных металлов замещаются на ионы цветных и тяжелых металлов. При этом удаляемое вещество концентрируется, а не разрушается. Для этого способа применяют синтетические ионообменные смолы.

Окисление – один из перспективных методов очистки сточных вод. Используется озон, хлор, диоксид хлора, перманганат калия и другие окислители, позволяющие окислять остаточные растворенные в воде, устойчивые к биологическому разрушению органические вещества. При эвапорации сточные воды нагревают до кипения. Насыщенный водяной пар извлекает из воды примеси. Затем пар пропускают через нагретый поглотитель, в котором примеси задерживаются.

Биологический метод очистки сточных вод применяется для удаления растворенных органических соединений. Метод основан на способности микроорганизмов разлагать растворенные органические соединения. Биологическая очистка осуществляется как в очистных сооружениях, так и в естественных условиях. К недостаткам метода относится способность активного ила увеличиваться в размерах при перегрузке очистных сооружений и выносить в водоемы после очистки соединения азота и фосфора. Имеется несколько типов биологических устройств по очистке сточных вод: биофильтры, биологические пруды и аэротенки.

В биофильтрах сточные воды пропускают через слой крупнозернистого материала, покрытого тонкой бактериальной пленкой. Благодаря этой пленке интенсивно протекают процессы биохимического окисления.

В биологических прудах в очистке сточных вод участвуют все организмы, населяющие водоем. Заросли камыша наряду с бактериями и водорослями выполняют роль живых фильтров, поглощающих многие загрязняющие вещества, уничтожают своими выделениями болезнетворные бактерии. Густые заросли тростника на площади 1 га поглощают из воды и почвы и аккумулируют в своих тканях до 5-6 т различных солей. За сутки с 1га водной поверхности гиацинтом извлекается 44 кг N, 44 кг К, 34 кг Nа, 22 кг Са, 4 кг Mn.

Аэротенки – огромные резервуары из железобетона, заполненные активным илом из бактерии и микроскопических животных. Эти живые организмы быстро развиваются. Из-за значительного количества органических веществ в сточных водах и избытка подаваемого кислорода, бактерии склеиваются в хлопья и выделяют ферменты. Ферменты минерализуют органические соединения. Ил с хлопьями быстро оседает, отделяясь от очищенной воды. Инфузории, амебы и другие животные используют в пищу бактерии, не слипающиеся в хлопья.

Сточные воды перед биологической очисткой подвергают механической, а после нее химической или физико-химической. Биологический метод дает хороший результат при очистке коммунально-бытовых стоков. Его применяют для очистки сточных вод нефтеперерабатывающей, целлюлозно-бумажной, химической промышленности.

Применяемые методы очистки позволяют снизить уровень загрязнения воды лишь на 80%, в более совершенных сооружениях – до 95%. Даже в высокоразвитых странах мира очищают не все сточные воды. В Германии очищают 64% бытовых стоков, в Швеции – 10% стоков остаются неочищенными, 15% подвергают механической очистке. Стоимость очистных сооружений часто достигает 10-20% стоимости строительства предприятий. В отдельных отраслях промышленности, например, в целлюлозно-бумажной и нефтехимической, затраты на очистку достигают 25% всех производственных затрат. С повышением степени очистки до 98-99% стоимость очистных сооружений увеличивается в несколько раз.

Только очистными сооружениями полностью предотвратить загрязнение водоемов не удается. В комплексной охране водных ресурсов важное значение придается экономии чистой воды. В этих целях сокращают нормы потребления ее на технологические процессы, ведут борьбу с утечкой, водяное охлаждение заменяют воздушным и т.д. Большое внимание уделяется сохранению растительности, имеющей водоохранное значение. В промышленности значительное количество воды экономится при внедрении прогрессивных технологических процессов. На старых нефтехимических заводах для переработки 1 т нефти расходуется 18-22 м3 воды, на современных заводах с оборотным водоснабжением и системами воздушного охлаждения – 0,12 м3/год.

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ВОДООХРАННЫХ ЗОН ВОДНЫХ
ОБЪЕКТОВ И ИХ ПРИБРЕЖНЫХ ЗАЩИТНЫХ ПОЛОС

Москва 1998 год

Настоящие методические указания по проектированию водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос разработаны институтом «ВодНИИинформпроект» на основании Водного кодекса Российской Федерации, «Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года № 1404 и приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 января 1997 года № 7.


Цель методических указаний - обеспечить единый методический подход к проектированию водоохранных зон, проведению комплекса водохозяйственных, агротехнических и природоохранных мероприятий на их территории. Методические указания предназначены для организации занятых проектированием водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос и разработкой природоохранных мероприятий, а также территориальных органов Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

Методические указания по проектированию водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос утверждены приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21 августа 1998 года № 198.

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. РАЗРАБОТАН - АО «ВодНИИинформпроект»

2. ВНЕСЕН - Департаментом водного хозяйства МПР России

3. СОГЛАСОВАН - Госкомэкологии России, Минсельхозпрод России, Госкомзем России, Минздрав России

4. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ - Приказом Министра природных ресурсов Российской Федерации от 21 августа 1998 года № 198.

5. ВВЕДЕН ВМЕСТО - Указаний по проектированию водоохранных зон и прибрежных полос рек, озер и водохранилищ в РСФСР, утвержденных 23 января 1990 года Минводхозом РСФСР, Госагропромом РСФСР и Госагропромом Нечерноземной зоны РСФСР.

ВВЕДЕНИЕ

В Российской Федерации насчитывается более 2,4 млн. ручьев длиной до 10 километров общей протяженностью около 4,83 млн. километров, 127604 малых рек (длиной от 10 до 200 км) протяженностью 3,0 млн. километров, 855 средних рек (длиной от 200 до 500 км) протяженностью 0,256 млн. километров и 210 больших рек (длиной более 500 км) с общей протяженностью 0,189 млн. километров.


Кроме того на территории России имеется 2,28 млн. озер и 29,3 тыс. водохранилищ, в том числе емкостью от 1 до 10 млн. куб. м - 1937 и емкостью более 10 млн. куб м - 363 водохранилища.

Бессистемная вырубка лесов, распашка пойм привели к заилению водоемов, ухудшению их санитарного состояния и гидрологического режима.

Установление водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, проведение недорогостоящих природоохранных мероприятий и установление на территории водоохранных зон и прибрежных защитных полос специального режима хозяйственной и иной деятельности является одной из первостепенных задач по охране и восстановлению поверхностных водных объектов, улучшению их гидрологического режима и санитарного состояния.

Работы по проектированию водоохранных зон и закрепление на местности границ прибрежных защитных полос на территориях, прилегающих к водным объектам, проведение комплекса природоохранных мероприятий должны выполняться в соответствии с «Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года № 1404 и настоящими методическими указаниями.

Указанным постановлением учитываются положения о зонах санитарной охраны источников водоснабжения, запретных полосах лесов по берегам водных объектов, а также о лесах других категорий защищенности, утвержденные Правительством Российской Федерации.


Протяженность основной реки;

Количество и протяженность притоков;

Характер формирования стока;

Характеристика расходов и уровней;

Наличие плотин, прудов, водохранилищ и других гидротехнических сооружений;


1.2. По морям:

Географическое и административное местоположение побережья моря;

Тип берега;

Характеристика береговой зоны (зона современного постоянного взаимодействия суши и моря, берега и подводного берегового склона);

Характеристика волновых и ветровых течений, сгонно-нагонных явлений;


1.3. По озерам:

Площадь зеркала в меженный и паводковый периоды;

Характеристика уровенного режима;

Водосборная площадь;

Хозяйственное использование озер, в т.ч. наличие водозаборов и водосбросов, объем забираемой воды по водопотребителям;

Динамики изменения берегов (абразия, оползневые и суффозионные процессы, аккумуляция);

Площадь и интенсивность зарастания;

Зоны санитарной охраны, источники централизованного питьевого водоснабжения, наличие мест нерестилищ, нагула и зимовальных ям рыбы;

Характеристика использования озера для целей рекреации.

1.4. По водохранилищам:

Географическое и административное местоположение;

Хозяйственное назначение водохранилища, в т.ч. наличие водозаборов и водосбросов, объем забираемой воды по водопотребителям;

Характеристика подпорного сооружения и его принадлежность;

Водосборная площадь;

Площадь акватории при нормальном подпорном уровне, форсированном уровне и уровне мертвого объема;

Общий и полезный объем водохранилища;

Наличие мелководий и их площадь;

Характеристика водной флоры и фауны, в т.ч. биоценозов мелководий;

Площадь и интенсивность зарастания и евтрофирование;

Наличие нерестилищ, нагула и зимовальных ям рыбы;

Динамика изменения берегов (абразионные, оползневые, суффозионные процессы, аккумуляция);

Качественная характеристика вод по химическому составу;

Зоны санитарной охраны источника централизованного питьевого водоснабжения;

Использование в рекреационных целях.

1.5. По болотам:

Географическое и административное местоположение;

Тип болота: верховое, низинное, переходное; источник; водного питания;

Площадь болота по нулевой отметке торфяной залежи;

Хозяйственное использование болота.

1.6. По родникам (группам родников):

Географическое и административное местоположение родника (родников);

Характер истока (восходящий, нисходящий), дебит;

Качественная характеристика вод по химическому составу;

Использование как источника питьевого водоснабжения;

Наличие зон санитарной охраны;

Хозяйственное использование.

1.7. По магистральным и межхозяйственным каналам:

Географическое и административное местоположение;

Протяженность;

Источник питания;

Хозяйственное назначение;

Наличие плотин, шлюзов-регуляторов, насосных станций и других пиротехнических сооружений;

Наличие водозаборов, зон санитарной охраны при насосных станциях централизованного питьевого водоснабжения.

2. МАТЕРИАЛЫ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ ТЕРРИТОРИИ, ПРИЛЕГАЮЩЕЙ К ВОДНОМУ ОБЪЕКТУ

При подготовке исходных данных для проектирования водоохранной зоны водного объекта и его прибрежной защитной полосы необходимо обеспечить сбор следующих материалов по прилегающей к водному объекту территории и ее хозяйственному использованию.

2.1. По ландшафтной характеристике:

Геологическое строение (генезис, механический и минералогический состав подстилающих почвы горных пород);

Рельеф (поймы, террасы, прилегающие склоны и другие формы рельефа);

Почвы, грунты;

Растительный и животный мир;

Климатические особенности и микроклимат.

2.2. Основные рельефообразующие процессы, в т.ч. плоскостная и линейная эрозия:

Характеристика оврагов и балок (длина, ширина, глубина, густота) и динамика их развития;

Залесенность и закустаренность склонов оврагов и балок;

Интенсивность смыва почвы с прилегающих к водным объектам территорий.

2.3. Характеристика, использования земель, распаханность территории по каждому землепользователю (приложения А и Б).

2.4. Выявление и характеристика имеющихся и потенциальных источников сосредоточенных и рассеянных загрязнений (приложение В).

2.5. Оценка влияния загрязняющих веществ, смываемых с прилегающих территорий, на качество вод и биоту водоемов, используемых для рыбного хозяйства.

Подробные данные по результатам обследования водных объектов и прилегающих к ним территорий приводятся в пояснительной записке к проекту. Сводные данные по результатам обследования прилегающей к водному объекту территории приводятся в приложениях А, Б и В.

3. МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

3.1. По водоохранной зоне

Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.

Соблюдение специального режима на территории водоохранных зон является составной частью комплекса природоохранных мер по улучшению гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройству их прибрежных территорий.

3.1.1. Размеры и границы водоохранных зон, а также режим их использования устанавливаются проектом на основании результатов обследования водных объектов и прилегающих к ним территорий, физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов, а также с учетом принятых нормативов, указанных в п.п. 3.1.2 - 3.1.9.

Проектом должно предусматриваться установление и нанесение на планово-топографические материалы границ водоохранных зон, составление экспликации земель (приложения А и Б) и перечня хозяйственных и других объектов, расположенных на этой территории с описанием их влияния на водные объекты (приложение В), разработка рекомендаций по хозяйственному использованию земель, хозяйственных, бытовых, рекреационных и других объектов, составление по укрупненным показателям смет на реализацию проектных решений (приложение Г).

3.1.2. Ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос устанавливается:

Для рек, стариц и озер - от среднемноголетнего уреза воды в летний период;

Для водохранилищ - от уреза воды при нормальном подпорном уровне;

Для морей - от максимального уровня прилива;

Для болот - от их границы (нулевой глубины торфяной залежи);

Для болот в истоках рек, а также других болот, формирующих сток в водосборном бассейне, водоохранные зоны устанавливаются на прилегающих к ним территориях.

3.1.3. Минимальная ширина водоохранных зон рек устанавливается в зависимости от их протяженности с плавным увеличением ширины зоны от истока к устью.

На участках:

до 10 км - 50 м,

от 10 до 50 км - 100 м,

от 50 до 100 км - 200 м,

от 100 до 200 км - 300 м,

от 200 до 500 км - 400 м,

от 500 км и более - 500 м.

3.1.4. Для истоков рек и родников минимальная ширина водоохранной зоны устанавливается не менее 50 м.

3.1.5. Минимальная ширина водоохранных зон:

для озер и водохранилищ принимается при площади акватории до 2 кв. км - 300 м, от 2 кв. км и более - 500 м;

для болот площадью до 2 кв. км - 300 м, более 2 кв. км - 500 м.

для морей - 500 м.

3.1.6. Минимальная ширина водоохранных зон водных объектов, для которых установлены запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых видов рыб, принимается равной ширине этих полос, но не менее параметров, указанных в п.п. 3.1.3 - 3.1.5.

3.1.7. Границы водоохранных зон межрегиональных, магистральных межхозяйственных каналов устанавливаются по границе отвода земель под эти каналы, включая технологические дороги, проезды и защитные лесные насаждения.

3.1.8. Размеры и границы водоохранных зон на территории городов и других поселений устанавливаются исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с утвержденными генеральными планами.

3.1.9. Для участков рек, заключенных в закрытые коллекторы, водоохранные зоны не устанавливаются.

3.1.10. При проектировании водоохранных зон водных объектов необходимо соблюдать следующие условия.

В ПРЕДЕЛАХ ВОДООХРАННЫХ ЗОН ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

Проведение авиационно-химических работ;

Применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками;

Использование навозных стоков для удобрения почв;

Размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод;

Складирование навоза и мусора;

Заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей, тракторов и других машин и механизмов;

Размещение дачных и садово-огородных участков при ширине водоохранных зон менее 100 м и крутизне склонов, прилегающих территорий, более 3 градусов;

Размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных и садово-огородных участков;

Проведение рубок главного пользования;

Проведение без согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления использования и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ.

При совпадении водоохранных зон и зон санитарной охраны следует руководствоваться также требованиями Санитарных норм и правил «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения» СанПиН 2.1.4.027-95.

3.1.11. На расположенных в пределах водоохранных зон приусадебных, дачных и садово-огородных участках должны соблюдаться правила их использования, исключающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов.

3.2. По прибрежной защитной полосе

Прибрежной защитной полосой является часть водоохранной зоны, территория которой непосредственно примыкает к водному объекту.

3.2.1. В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к ограничениям, указанным в п. 3.1.10. ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

Систематическая распашка земель;

Применение удобрений;

Складирование отвалов размываемых грунтов;

Выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя) устройство купочных ванн;

Установка и устройство сезонных стационарных палаточных городков;

Размещение дачных и садово-огородных участков;

Выделение участков под индивидуальное жилищное или дачное и другое строительство;

Прокладка проездов и дорог (кроме прогонов к традиционным местам водопоя скота);

Движение автомобилей, тракторов и механизмов, кроме техники специального назначения.

Прибрежные защитные полосы, как правило, должны быть заняты лесокустарниковой растительностью или залужены.

3.2.3. Минимальная ширина прибрежных защитных полос водных объектов устанавливается в зависимости от топографических условий и видов угодий в следующих размерах:

Ширина прибрежных защитных полос для участков водоемов, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, зимовальные ямы, нагульные участки) устанавливается не менее 100 метров, независимо от уклона и характера прилегающих земель.

Для морей и горных рек ширина прибрежных защитных полос определяется в каждом конкретном случае с учетом порядка, установленного для водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

В городах и других населенных пунктах при наличии ливневой канализации и набережной границу прибрежных защитных полос допускается совмещать с парапетом набережной.

3.2.4. Закрепление на местности водоохранными знаками установленного образца границ прибрежных защитных полос, определенных проектами водоохранных зон водных объектов (за исключением водохранилищ, предоставленных в особое пользование), производится бассейновыми и другими территориальными органами управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации, а для водохранилищ, предоставленных в особое пользование - водопользователями.

3.2.5. Установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос не влечет за собой изъятия земельных участков у собственников, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных законом.

3.2.6. При разработке проектов установления водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос рекомендуется учесть следующие положения:

При истоке рек от группы родников размеры водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы устанавливаются по роднику, наиболее удаленному от места образования водотока;

Для водохранилищ - источников питьевого водоснабжения - ширина водоохранной зоны в местах водозабора устанавливается в соответствии с зонами санитарной охраны, но не менее 1000 м;

На территории городов и поселений, не имеющих генплана застройки, размеры водоохранных зон и их прибрежных защитных полос устанавливаются исходя из конкретных условий с учетом недопущения отрицательного влияния застройки на экологическое и санитарное состояние водных объектов;

Увеличение ширины водохозяйственной зоны возможно за счет включения в нее непригодных для сельскохозяйственного использования земель (песков, оползней, эродированных земель, болот, оврагов и т.п.);

Границы водоохранных зон следует совмещать с естественными и искусственными рубежами или препятствиями, перехватывающими поверхностный сток с вышележащих примыкающих территорий (бровками речных долин, дорожно-транспортной сетью, нагорными каналами, мелиоративной сетью).

При этом ширина водоохранной зоны должна быть не менее указанной в п. 3.1.2.

Запрещение по размещению стоянок транспортных средств относится к организации коллективных стоянок личных и государственных автомашин, не запрещая стоянку одиночных машин личного пользования.

3.3. По картографическим материалам

Границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос отражаются на картографических материалах.

В состав проекта включается обзорная карта водосборного бассейна в масштабе от 1:500000 до 1:50000; планы землепользования (по каждому землепользователю) в масштабе землеустройства (1:25000 или 1:10000), для садово-дачных и личных подсобных хозяйств в масштабе 1:5000 - 1:1000 с нанесением границ водоохранной зоны сплошной линией синего цвета, прибрежной защитной полосы сплошной линией красного цвета с указанием мест установки знаков. На планово-топографических материалах землеустройства указывается размещение сельскохозяйственных культур, хозяйственных и других объектов, расположенных на территории водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Объекты, подлежащие выносу или ликвидации отмечаются крестом красного цвета. Указываются места, куда рекомендуется перенести тот или иной объект. Указываются также места и контуры земель под облесение и залужение с нанесением установленных условных обозначений:

Ширина прибрежных защитных полос одного и того же водного объекта меняется в зависимости от уклона и угодий на участке и показывается на картографических материалах плавной линией;

На планах землепользования указывается номер знака (в числителе) и расстояние от (уреза воды) водного объекта (в знаменателе), для рек - считая от устья;

Установка водоохранных знаков должна предусматриваться в характерных местах: возможных местах подъезда к водоему, моек машин, пастьбы скота, установки палаточных городков и т.д.;

На слабообжитых территориях, занятых лесными и закустаренными массивами, водоохранные зоны не устанавливаются.

3.4. По улучшению экологического и санитарного состояния и гидрологического режима водных объектов

При проектировании водоохранных зон и прибрежных защитных полос и при разработке комплекса водохозяйственных и природоохранных мероприятий по улучшению экологического и санитарного состояния и гидрологического режима водных объектов следует учитывать:

Целевое назначение и специфику использования водного объекта и его водных ресурсов;

Возможные антропогенные воздействия на водные объекты в связи с развитием и интенсификацией сельского хозяйства или иной деятельности на водосборном бассейне;

Поступление загрязняющих веществ (особенно превышающих самоочищающую способность водного объекта);

Существующие нарушения режима хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах.

В каждом конкретном случае вопросы защиты водного объекта от загрязнения и засорения решаются по итогам обследования территорий, прилегающих к водному объекту и расположенных на ней объектов.

Особое внимание в проектных проработках должно быть уделено мероприятиям в прибрежной защитной полосе. В этом случае может быть рекомендовано:

Проведение агротехнических мероприятий по борьбе с эрозией почв и грунтов и для задержания твердого стока, содержащего загрязняющие вещества;

Проведение мероприятий по предупреждению попадания в водные объекты сосредоточенных и рассеянных загрязнений с водосборной площади;

Залужение прибрежной водоохранной полосы многолетними травами;

Проведение агролесомелиорации с посадкой кустарниковых и древесных пород в зависимости от климатических, топографических и почвенных условий. Лесополосы должны размещаться по внешней границе прибрежной защитной полосы с учетом дальнейшего расширения. Лесополосу рекомендуется делать шириной не менее 30 м;

Вынос с территории прибрежных защитных полос летних лагерей скота, ферм, навозонакопителей и других объектов - загрязнителей водных объектов (гаражей, складов горючесмазочных материалов, мастерских и т.д.).

На все мероприятия, предусмотренные проектом, составляются сметы по укрупненным стоимостным показателям в действующих ценах с определением источников финансирования.

В приложении к сводной смете указывается долевое участие землепользователем в финансировании для выполнения предусмотренных проектом мероприятий.

При этом учитывается, что установка водоохранных знаков на водных объектах, за исключением водохранилищ, переданных в особое пользование, возложена на бассейновые и территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации, а на водохранилищах, переданных в особое пользование, на водопользователей.

3.5. По использованию земель в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах

В границах водоохранных зон не следует выращивать овощные и пропашные культуры, требующие внесения больших количеств азотных удобрений и применения пестицидов;

Планируя севообороты, земли в водоохранных зонах следует насыщать зерновыми и кормовыми культурами, не нуждающимися в интенсивной химической обработке;

На склонах вспашку земель проводить поперек склона;

Проводить мероприятия по снегозадержанию;

Компостирование органических удобрений производить при соблюдении правил, исключающих их смыв в водные объекты;

Исключать внесение минеральных и органических удобрений по снегу или по замерзшей земле;

Обеспечивать равномерность распределения удобрений по полю с соблюдением допустимых нагрузок внесения на единицу площади, при этом (в случае смыва) содержание вредных веществ в воде водных объектов, используемых для рыбного хозяйства, не должно превышать установленных предельно-допустимых концентраций.

Своевременно заделывать в почву внесенные удобрения;

На территории водоохранных зон внесение удобрений должно выполняться с применением наземной техники;

На территории прибрежной защитной полосы дискование почвы и подсев многолетних трав, для создания сенокосов с применением специальной техники, может производиться один раз в три года.

Допускается также первичная (разовая) вспашка для механизированной посадки леса и кустарника.

Участки земель в пределах прибрежных защитных полос предоставляются только для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйств, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензии на водопользование, в которой устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима.

4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОГЛАСОВАНИЮ И УТВЕРЖДЕНИЮ ПРОЕКТОВ ВОДООХРАННЫХ ЗОН И ИХ ПРИБРЕЖНЫХ ЗАЩИТНЫХ ПОЛОС

4.1. Функции заказчика по проектированию водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, за исключением водохранилищ, предоставленных в особое пользование, возлагаются на бассейновые и другие территориальные органы управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации. По водохранилищам, предоставленным в особое пользование, эти функции возлагаются на водопользователей.

4.2. Проекты водоохранных зон и прибрежных защитных полос согласовываются организацией - разработчиком проекта с землепользователями, местными органами исполнительной власти, территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации, органами рыбоохраны Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и, после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, представляются администрации субъекта Российской Федерации на утверждение.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА УСТАНОВЛЕНИЕМ ВОДООХРАННЫХ ЗОН И ПРИБРЕЖНЫХ ЗАЩИТНЫХ ПОЛОС ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Согласно Положению о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года № 1404, поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон прибрежных защитных полос и водоохранных знаков, а также соблюдение установленного режима их хозяйственного использования возлагается на водопользователей или землепользователей, земли которых примыкают к водным объектам. Государственный контроль за соблюдением порядка установления размеров и границ, а также режима хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос и выполнением водоохранных мероприятий, предусмотренных проектом, возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, бассейновые и другие территориальные органы управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации, другие специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, государственные органы управления и охраной земель и специальные уполномоченные органы управления лесным хозяйством в пределах их полномочий. Лица, виновные в нарушении режима использования территории водоохранных зон и прибрежных защитных полос и режима хозяйствования в их пределах, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ЭКСПЛИКАЦИЯ

На неурбанизированной территории

________________________________________________________________________

Наименование административного района

Площади, занимаемые в водоохранной зоне

Из них в прибрежной защитной полосе

Всего

в т.ч. по видам угодий

Всего

в т.ч. по видам угодий

пашня

луга и сенокосы

лес, кустарник

иные виды угодий

пашня

луга и сенокосы

лес, кустарник

иные виды угодий

Примечание: в числителе указываются площади угодий на год составления проекта, в знаменателе - площади угодий с учетом осуществления водоохранных мероприятий, предусмотренных проектом.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ЭКСПЛИКАЦИЯ
земель в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе

На урбанизированной территории

(наименование водного объекта)

_______________________________________________________________________

(наименование субъекта Российской Федерации)

Наименование административного района, землепользователя

Территория, занимаемая в водоохранной зоне

в т.ч. в прибрежной защитной полосе

Всего

Всего

в т.ч. под зданием, сооружением

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ПЕРЕЧЕНЬ
и краткая характеристика объектов, расположенных в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе

На территории

(наименование водного объекта)

_________________________________________________________________________

(наименование субъекта Российской Федерации)

Примечание: объект, отмеченный звездочкой (*), расположен полностью или частично в прибрежной защитной полосе

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе

Предусмотренные проектом

(наименование водного объекта)

на территории ___________________________________________________________

(наименование субъекта Российской Федерации)

Наименование административного района и землепользователя

Наименование объекта

Мероприятия, предусмотренные проектом

Сроки выполнения мероприятия, предусмотренные проектом

Стоимость мероприятий, тыс. руб.

Заказчик и финансирующая организация. Источник финансирования

Предисловие. 1

1. Состав исходных данных по водному объекту. 2

2. Материалы по обследованию территории, прилегающей к водному объекту. 3

3. Методика проектирования. 4

3.1. По водоохранной зоне. 4

3.2. По прибрежной защитной полосе. 6

3.3. По картографическим материалам.. 7

3.4. По улучшению экологического и санитарного состояния и гидрологического режима водных объектов. 8

3.5. По использованию земель в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах. 9

5. Организация контроля за установлением водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов. 10

Приложение а.. 10

Приложение б. 10

Приложение в.. 11

Приложение г. 11

Поделиться: