Повторное размещение извещения о запросе котировок, т.к. не подано ни одной заявки

1. Заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в случаях, если запрос котировок признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным:

1) частью 6 статьи 77 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок подана только одна заявка. При этом такая заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок;

2) частью 9 статьи 78 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок только одна такая заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок.

2. Если запрос котировок признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 9 статьи 78 настоящего Федерального закона в связи с тем, что котировочной комиссией отклонены все поданные заявки на участие в запросе котировок, заказчик продлевает срок подачи заявок на участие в запросе котировок на четыре рабочих дня и в течение одного рабочего дня после даты окончания срока подачи таких заявок размещает в единой информационной системе извещение о продлении срока подачи таких заявок. При этом заказчик обязан направить запрос о подаче заявок на участие в запросе котировок не менее чем трем его участникам, которые могут осуществить поставку необходимого товара, выполнение работы или оказание услуги.

3. В случае, если после даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, указанного в извещении о продлении срока подачи таких заявок, подана только одна такая заявка и она признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

4. В случае, если после даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, указанного в извещении о продлении срока подачи таких заявок, не подано ни одной такой заявки, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и снова осуществляет закупку.

Закон о контрактной системе предлагает нам несколько вариантов торговых процедур закупок. Наиболее "простым" видом закупки является запрос котировок.

Закупка путем запроса котировок, гораздо легче и проще, чем другие конкурсные процедуры. Определяющим фактором выбора такого вида закупки является начальная (максимальная) цена контракта. Именно от неё зависит срок проведения закупки. Победителем признается участник закупки, который предложит наименьшую цену контракта. Соответствие заявки требованиям документации также будет проверено комиссией Заказчика.

Определяющие факторы для ЗАКАЗЧИКА:

  • НМЦК ниже 500 тысяч рублей;
  • общий годовой объем закупок запросом котировок не более 10% от СГОЗ Заказчика;
  • от одного участника только одна заявка;
  • нет обязательств разъяснению документации;
  • разработка закупочной документации минимальна.

Определяющие факторы для ПОСТАВЩИКА:

  • отсутствие требований по опыту участника;
  • нет обеспечения заявки;
  • не требуется регистрация на торговых площадках (до 01.01.2019г.)
  • чаще всего нет обеспечения исполнения контракта;
  • определяющий фактор победы - наименьшая цена;
  • антидемпинговые меры не применяются.

Участник закупки, пожелавший участвовать в запросе котировок, должен подать заявку на бумажном носителе или с помощью программных средств. Заявка на бумажном носителе подается в запечатанном конверте и требует дополнительных трудовых и временных затрат, чтобы в установленное время подать её. Это могут быть услуги курьера или силы и время участника закупки (его сотрудников).

Запрос котировок в электронной форме в полной мере будет функционировать с 01 января 2019 года и обещает много новых испытаний для Заказчиков и Поставщиков, но эта тема заслуживает отдельной статьи.

Вскрытие конвертов с заявками участников происходит в установленное время комиссионно. Во время заседания комиссии обязательно ведение аудиозаписи. На заседании комиссии также могут присутствовать участники закупки, которые тоже могут вести аудиозапись заседания. Такой подход к подведению итогов закупки делает её более прозрачной.

При каких же условиях запрос котировок может не состояться?

Однако, при всей простоте и легкости проведения данных закупок, как и любая другая конкурсная процедура, запрос котировок может быть признан несостоявшимся. Все возможные случаи признания запроса котировок несостоявшимся указаны в статье 77 ФЗ №44-ФЗ. Рассмотрим их детально.

1. часть 6 статьи 77 - на участие в запросе котировок была подана одна заявка и одна была признана соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок. Это самый "удобный" вариант и для Заказчика и для Поставщика. Контракт будет заключен по цене, предложенной участником закупки.

2. часть 9 статьи 78 - на участие в запросе котировок было подано несколько заявок, но соответствует требованиям извещения только одна. В отличие от предыдущего варианта, в этом случае, наверняка, при заключении контракта будет экономия денежных средств.

3. часть 9 статьи 78 - все поданные заявки на участие в запросе котировок не соответствуют требованиям извещения о закупке и отклонены.

В первых двух рассмотренных вариантах контракт заключается по пункту 25 части 1 статьи 93 . Если же запрос котировок признан несостоявшимся, потому что все поданные заявки были отклонены Заказчиком, то наступает обязанность Заказчика:

  1. Продлить срок подачи заявок на участие в запросе котировок;
  2. Направить запросы о подаче заявок на участие в запросе котировок потенциальным участникам.

Срок подачи заявок продлевается на четыре рабочих дня. А извещение о продлении подачи заявок Заказчик обязан вывесить в ЕИС на следующий рабочий день после окончания срока подачи заявок.

ПРИМЕР: 10 сентября Заказчик опубликовал в ЕИС извещение о проведении запроса котировок. Начальная (максимальная) цена контракта 400 000 рублей. Окончание срок подачи заявок установлено до 10:00 20 сентября. Никто из потенциальных участников закупки заявок не подал. 21 сентября Заказчик вывешивает извещение о продлении срока подачи и устанавливает срок подачи заявок до 10:00 28 сентября.

Если же и после продления срока подачи заявок на участие в запросе котировок не было подано ни одной заявки, то Заказчик вносит изменения в план-график и снова осуществляет закупку – часть 4 статьи 79 Закона о контрактной системе. И так «по кругу» пока запрос котировок не состоится.

Имеет много нюансов. Первое, что нужно знать заказчику – то, что участие в несостоявшейся закупке нельзя назвать проигрышем. Поставщик, который принял участие в таких торгах, имеет определенные риски, при этом может извлечь и некоторые выгоды.

Когда закупка признается несостоявшейся

Следует провести различие между несостоявшейся, недействительной и отмененной закупками.

Недействительная закупка – та, в ходе которой заказчик нарушил положения соответствующего законодательства (44-ФЗ или 223-ФЗ) или ГК РФ. Контракт, заключенный по итогам недействительных торгов, должен быть расторгнут.

По определенным причинам заказчик или контролирующий орган могут отменить закупку на любом из ее этапов.

Закупка признается несостоявшейся тогда, когда фактически не было конкурентного определения поставщика. В зависимости от типа торгов, конкретные причины могут быть разными.

Когда торги по 44-ФЗ признают несостоявшимися

Стоит рассмотреть случаи несостоявшихся закупок в трех самых популярных видах закупочных процедур:

  • не подано ни одной заявки;
  • подана только одна заявка;
  • только одна заявка соответствовала требованиям документации;
  • победитель уклонился от подписания контракта, а второй участник отказался от его заключения (поскольку имеет на это законное право);
  • по результатам предквалификационного отбора ни один из участников не соответствовал требованиям.

2. В аукционе

  • не подано ни одной заявки;
  • подана только одна заявка
  • все первые или все вторые части заявок не соответствуют требованиям;
  • в ходе рассмотрения первых или вторых частей заявок только одна была допущена;
  • в течение десяти минут с начала проведения торгов не было сделано ни одной ценовой ставки;
  • победитель уклонился от подписания контракта, а второй участник отказался от его заключения;

3. В запросе котировок

  • не подано ни одной заявки;
  • подана только одна заявка;
  • все поданные заявки были отклонены комиссией;
  • только одна заявка была допущена комиссией.

Несостоявшиеся торги по 223-ФЗ

Неоднократно отмечается, что закон 223-ФЗ более лоялен по отношению к процедуре закупки и действиям заказчиков. Это касается и их действий в случаях признания закупок несостоявшимися: самим законом они не определены, а Гражданский кодекс регламентирует только несостоявшиеся конкурсы и аукционы.

Большинство заказчиков берут за основу 44-ФЗ, заменяя некоторые условия на более гибкие. Другими документами, на которых основаны действия заказчиков, являются положение о закупке и Закон о защите конкуренции.

Действия заказчика

1. Когда ни один поставщик не соответствовал требованиям

Во-первых, вносятся изменения в план-график. По истечении 10 дней заказчик может объявить о:

  • повторном конкурсе, если не состоялся конкурс;
  • о другой закупочной процедуре, если не состоялся аукцион;
  • о новой закупке, если не состоялся запрос предложений;
  • о продлении срока подачи заявок или проведении закупки другим способом, если не состоялся запрос котировок.

2. Когда только один поставщик соответствовал требованиям

  • заказчик заключает с ним контракт, если проводился запрос котировок или аукцион;
  • заказчик согласует возможность заключения контракта с контролирующим органом, если это был запрос предложений или конкурс;

Добрый день! Согласно положения ч. 2, ст. 79 44-ФЗ необходимо продление на новый срок

2. Если запрос котировок признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 9 статьи 78 настоящего Федерального закона в связи с тем, что котировочной комиссией отклонены все поданные заявки на участие в запросе котировок, заказчик продлевает срок подачи заявок на участие в запросе котировок на четыре рабочих дня и в течение одного рабочего дня после даты окончания срока подачи таких заявок размещает в единой информационной системе извещение о продлении срока подачи таких заявок. При этом заказчик обязан направить запрос о подаче заявок на участие в запросе котировок не менее чем трем его участникам, которые могут осуществить поставку необходимого товара, выполнение работы или оказание услуги.
Перевыставление происходить только после последствий, которые указаны в ч. 4, ст. 79 44-ФЗ:
4. В случае, если после даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, указанного в извещении о продлении срока подачи таких заявок, не подано ни одной такой заявки, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и снова осуществляет закупку.
А заключение с единственным через п. 25, ч. 1, ст. 93 44-ФЗ, только если наступил условия указанные в ч. 1 или ч. 3, ст. 79 44-ФЗ

1. Заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в случаях, если запрос котировок признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным:


1) частью 6 статьи 77 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок подана только одна заявка. При этом такая заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок;


2) частью 9 статьи 78 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок только одна такая заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок.


3. В случае, если после даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, указанного в извещении о продлении срока подачи таких заявок, подана только одна такая заявка и она признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

Запрос котировок признан несостоявшимся, т.к. не подано ни одной заявки. Необходимо ли повторно разместить извещение о запросе котировок? Что делать с позицией в плане-графике создавать новую или в старую внести изменения, а если внести в старую позицию изменения, то надо ли завершить определения поставщика по старой (первой) закупке для того, чтобы разместить извещение на основание плана-графика?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

В настоящее время в Законе о контрактной системе отсутствуют нормы, регулирующие последствия признания запроса котировок несостоявшимся, в случае если на участие в запросе котировок не было подано ни одной заявки .

В сложившейся ситуации на основании ч. 6 ст. 77 Закона № 44-ФЗ заказчику следует сформировать и разместить в ЕИС протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок, в котором необходимо отразить информацию об отсутствии поданных заявок и признании запроса котировок несостоявшимся.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

В соответствии с ч. 8 ст. 78 Закона № 44-ФЗ результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок оформляются протоколом.

Согласно ч. 6 ст. 77 Закона № 44-ФЗ в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок не подано ни одной такой заявки, запрос котировок признается несостоявшимся.

Нормы, регулирующие порядок оформления признания запроса котировок в указанной ситуации несостоявшимся, отсутствуют, поэтому, полагаем, соответствующая информация вносится в протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок.

Таким образом, полагаем, с учетом того, что положения Закона № 44-ФЗ не содержат каких-либо исключений из обязанности составления протокола по результатам проведения запроса котировок для случаев, когда не подана ни одна заявка, с целью соблюдения требований Закона № 44-ФЗ заказчику необходимо составить и разместить в единой информационной системе протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок и указать в нем информацию об отсутствии поданных заявок на участие в запросе котировок, а также информацию о признании запроса котировок несостоявшимся.

В том случае, если заказчик решит провести закупку заново, он может при необходимости внести изменения в план-график и осуществить ее снова.

При этом, полагаем, что если заказчик планирует осуществить новую закупку путем проведения запроса котировок, то изменения нужно вносить в старую позицию плана-графика. Если закупка планируется иным способом, то заказчику в плане-графике нужно внести новую позицию.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ»

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Поделиться: