Манера общения: что это такое, какие бывают, как определяется грамотная речь, как развить манеру речи. Манера речи

Не секрет, что наш голос и манера говорить способны как заворожить собеседника, так и вызвать у него чувство напряженности и раздражения. И то и другое может произойти неосознанно, собеседник может, не отдавая себе отчета, вдруг проникнуться к тебе самыми лучшими чувствами, или наоборот – испытать острое желание немедленно прервать общение с тобой.

Почему так происходит? Голос и манера говорить отражают, как психологическое состояние твоей личности, так и твою способность выполнять принятую тобой на себя социальную роль. За тысячелетия, прошедшие со времени, когда люди овладели речью, мы научились воспринимать из нее не только информацию, содержащуюся в словах, но и ту, которая скрыта в самой манере говорить.

Без сомнения, значительная часть этой информации относит говорящего к определенной эпохе, культуре, социальному слою и т.п., но есть признаки, способные дать ему индивидуальную характеристику, они не зависят ни от содержания речи, ни от культурных или социальных различий. Но именно эти особенности формируют и степень нашего доверия к переданной информации и наше отношение к говорящему. Условно можно выделить десять манер говорить.

Такая манера говорить характеризует тебя, как человека с крайне неустойчивым душевным состоянием. Ты легко поддаешься смене настроения и бурно реагируешь, как на взлеты, так и на падения, очевидно, что у тебя серьезные проблемы с самоконтролем. Но такая манера говорить может носить и временный характер, в случае, если она вызвана с процессом перехода из подросткового во взрослое состояние. Столкновение с новыми жизненными ситуациями и ломка привычных в детстве способов решения проблем часто проявляются в такой манере говорить.

Полная противоположность предыдущему варианту. Создается впечатление, что ты стараешься контролировать все, что только возможно. Если ты хочешь проявить себя как ответственный работник – это тебе не повредит, но в устройстве личной жизни такая манера говорить далеко не лучший выбор. У собеседника, скорее всего, сложится мнение о тебе, как о целеустремленной, но холодной, лишенной души, стремящейся к доминированию особе. Кроме того, с тобой, вероятно, смертельно скучно.

Твой голос звучит столь высоко, что кажется будто он через секунду-другую оборвется. Такое бывает при эмоциональном напряжении, другим признаком является состояние мышц шеи и плеч: плечи поднимаются, мышцы шеи напрягаются. В жизни бывают различные ситуации, но если это твое состояние уже стало привычным – у тебя проблема. Находиться рядом с тобой тревожно, кажется, что ты вот-вот сорвешься в бездну неконтролируемых импульсов, и нет никаких гарантий, что шквал эмоций не изольется на окружающих. Не удивляйся, что люди стараются побыстрее свернуть общение с тобой и бежать, куда глаза глядят.

Создается впечатление, что ты полностью погружена в себя. Тобой владеют сентиментальные чувства. Ты склонна скорее к самолюбованию, чем к каким-либо активным действиям. Впрочем, как знать, может быть найдется человек, который полюбит тебя такой, как ты есть. На всех остальных твой неразборчивый шепот производит негативное впечатление, никому не хочется напрягать слух, чтобы разобрать, что ты там бормочешь.

Может быть твоя профессиональная деятельность предполагает способность доминировать (например, ты – учитель), но за рамками класса твоя манера говорить превращается в проблему. Люди чувствуют, что их воля находится под давлением твоего голоса и начинают неосознанно протестовать, им некомфортно общаться с тобой, и они стараются этого дискомфорта (а значит и общения с тобой) избежать.

Я уже неоднократно писала ранее, что люди не любят слушать, когда собеседник жалуется им на свои проблемы. А в твоем случае и слушать необязательно, твоя манера говорить сама полна жалоб на жизнь, даже если ты пытаешься рассказать, как только что выиграла миллион в лотерею. Ты удивляешься, что никто не радуется вместе с тобой. А наоборот, все разбегаются. Все просто: тебя никто не слушал, твой голос быстрее, чем слова донес до собеседников информацию (в данном случае ложную), что сейчас последует очередная жалоба на жизнь, вот все и «заткнули уши».

7. Громогласный, не контролируемый по силе голос.

Стремление перекричать собеседника свидетельствует вовсе не о силе твоей позиции, как раз наоборот, за сильным криком мы чаще всего стараемся скрыть слабость своих аргументов. Нам кажется, что за счет силы голоса мы можем донести свою позицию до окружающих, но это ощущение ложное. Психологи утверждают, что уровень доверия и к передаваемой таким образом информации, и к самому крикуну крайне низок. В ситуации, когда спор перешел в соревнование в децибелах, они советуют наоборот перейти на нормальный или даже тихий голос. Парадоксально, но так вероятность быть услышанной намного выше.

Но если нужно позвать на помощь или предупредить об опасности громогласный голос будет очень уместен.

8. Уверенный, спокойный, неторопливый, с четким произношением голос.

Такая манера речи порождает доверие к говорящему, сразу видно, что ты – человек организованный и ответственный. Даже если содержание речи так себе, она все равно воспринимается с доверием и энтузиазмом. Для того, чтобы убедить собеседника принять твою точку зрения лучшего и не придумаешь. Но в случае, когда нужно донести не информацию, а эмоции такая манера речи дает сбой, в личных отношениях, где передача чувств выходит на первый план, она начинает казаться занудной и скорее отталкивает, чем притягивает.

9. Бесцветный, монотонный, невыразительный, тихий голос.

Такая манера говорить показывает тебя, как человека больше всего на свете желающего спрятаться от чужого внимания. Причин тому может быть много, некоторых случаях коррекция потребует вмешательства специалиста. Я уже писала об этом в одной из предыдущих статей, когда рассказывала об имидж-масках, за которыми мы так любим прятать свои лучшие черты. Но до тех пор пока твоя манера говорить не поменялась, сложно рассчитывать на внимание к себе, а значит и на завязывание каких-то отношений.

10. Задушевный, бархатный, глубокий, грудной голос.

Этот голос призван ласкать слух и зачаровывать, как волшебная музыка. Говоря об уверенной, спокойной манере речи, я упомянула, что она идеальна для передачи информации, но не подходит для передачи чувств. Задушевная манера – наоборот передает в основном чувства, и погруженному в них собеседнику нет никакого дела до информации, он ее почти не воспринимает. Можно ли считать эту манеру речи дополнением к уверенной? Конечно, но на самом деле, чем в большей степени ты овладеешь своим голосом, тем лучше.

Безусловно, просто прочитать статью и тут же научиться приводить людей в восхищение своей манерой говорить невозможно. Самые известные риторы в истории по полжизни тратили на изучение этой науки и бесконечные тренировки. В наше время существуют педагоги по выразительности речи и психологи, занимающиеся этой проблемой. Но потребуется много времени и сил, чтобы используя их методики, научиться высвобождать скрытую в нашем голосе силу и красоту.

Эта статья призвана лишь вскрыть проблему и указать направление в самосовершенствовании, для тех, кто действительно хочет очаровывать своей речью. Но один совет я могу дать прямо сейчас. Для того, чтобы твой голос обладал для собеседника притягательной силой, в нем должна чувствоваться твоя искренняя заинтересованность в нем. Если же тебе нет дела до собеседника, не помогут никакие тренинги, он все равно это почувствует.

Манера речи

Мерабьян в своем исследовании (Egan 1982, р. 63–64) также останавливается на относительной важности манеры речи: «Вся информация на 7% передается вербально , на 38% - вокально и на 55% - через выражение лица». Таким образом, манера речи почти так же важна, как и невербальное общение, и намного важнее слов как таковых.

В манере речи прихожанина можно уловить много тонкостей. В качестве самых важных среди них Иган (1982, р. 64) выделяет тон голоса, высоту, громкость голоса, силу голоса, изменения голоса, растянутость слов, ударения, паузы, молчание и быстроту речи. Поскольку таких характеристик голоса очень много, Кэркхафф (1979, р. 49) предлагает главное внимание уделять двум из них - громкости и скорости речи - и их изменениям.

Подобно визуальному невербальному уровню, звуковой невербальный уровень помогает нам понять, что говорит прихожанин, сообщая нам информацию о своих чувствах. Звуковой невербальный уровень может соответствовать или, наоборот, не соответствовать интенсивности вербальных ответов, быть показателем такой интенсивности и, таким образом, тоже давать нам информацию о чувствах прихожанина. Например, если женщина говорит очень громко (или очень тихо) и при этом утверждает, что сердится, наблюдается соответствие между словами и манерой речи. И наоборот, если мужчина кричит на ребенка, но говорит, что не сердится на него, это пример несоответствия между вербальной и невербальной сторонами информации.

Манера речи, наряду с другими аспектами невербального общения, отражает эмоциональный настрой прихожанина. Эмоциональный аспект - важнейший для того, чтобы понять взгляды прихожанина (цель 1–й стадии). Характеристики голоса, как и визуальные невербальные данные, надо понимать в контексте социологической информации, индивидуального стиля и темы разговора. Например, медленная, рассудительная речь человека может говорить о его географическом происхождении (социологическая характеристика), привычке (индивидуальный стиль) или же стать показателем того, что ему трудно говорить на данную тему (содержание разговора).

Из книги Искусство спора автора Поварнин Сергей Иннокентьевич

Глава 10. Логический такт и манера спорить Отношение к доводам противника. Излишнее упорство. Излишняя уступчивость. Джентльменский спор. Война - так война. Хамская манера спорить. Спокойствие в споре. Подчеркнутое спокойствие. Вялость. 35:По отношению к доводам

Из книги Язык телодвижений [Как читать мысли окружающих по их жестам] автора Пиз Алан

Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

Женская Манера Скрещивания Ног Мужчины часто сидят с широко расставленными ногами, вызывающе демонстрируя область гениталий, в то время как женщины скрещивают ноги для защиты своей нежной области гениталий. Женщины пользуются тремя позами для выражения своего

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

41. Виды речи Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя и внутренняя. Основное деление – это речь внутренняя и внешняя. Внешняя речь подразделяется на письменную и устную. Устная же речь в свою очередь включает в себя речь

Из книги Язык и сознание автора Лурия Александр Романович

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

Соотношение устной и письменной речи. Варианты письменной речи Мы хотели бы в заключение остановиться на последнем положении, которое имеет лишь частное значение, но, несмотря на это, представляет существенный интерес для психологического анализа устной и письменной

Из книги Азбука для несовершеннолетних: Сборник автора Автор неизвестен

Развитие речи Речь - главное приобретение человечества, катализатор его совершенствования. Действительно, она всемогуща, она делает доступными познанию не только те объекты, которые человек воспринимает непосредственно, т. е. с которыми достижимо реальное

Из книги Как развить способность гипнотизировать и убеждать кого угодно автора Смит Свен

Манера Садовник. Стиль или манеру?Модельер. Разве это не одно и то же?Садовник. Конечно, нет. Создать свой собственный стиль – значит выработать рамки воплощения для внутреннего образа. Скажите, вот вам удалось создать принципиально новый силуэт одежды? То есть новый по

Из книги Наука жить автора Адлер Альфред

Развитие речи Заканчивая главу о лингвистических методах воздействия, я хочу дать вам самый важный совет.Развивайте собственную речь!Ваша речь должна быть грамотной, литературно правильной, но в то же время яркой, разнообразной и оригинальной. Людям нравится, когда

Из книги Практическое руководство для влюбленной девушки автора Исаева Виктория Сергеевна

Манера стоять Рассмотрим, к примеру, установки, которые проявляются в манере стоять.Не прилагая специальных усилий, можно увидеть, как стоит ребенок или взрослый: ровно, чуть горбясь или сильно сгибаясь. Мы должны отмечать все преувеличенное или неестественное. Человек,

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

Манера опираться Рассматривая в этой связи другие положения тела, часто можно заметить, что неуверенный в себе человек старается на что-то опереться, например, облокотиться на стол или стул. Он не верит в собственные силы и ищет поддержки. Часто это отражает ту же

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

Прощальные речи В жизни, как и в книге, самое важное – это финал. От того, как пройдет ваш последний разговор, зависит то, чем окончится ваш роман. Как же пройти это испытание достойно, оставаясь максимально дипломатичной и корректной?Коварный этический вопрос № 1, который

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

§50. Культура речи Мы знаем уже, что наша мысль достигает полной чёткости и ясности только тогда, когда она получает выражение во внешней речи. Мы знаем, что невозможность сделать свою мысль понятной для другого свидетельствует о том, что она не до конца уяснилась и для нас

Из книги Риторика. Искусство публичного выступления автора Лешутина Ирина

Из книги автора

53. Виды речи В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает несколько психологических своеобразных видов речи: устную (диалогическую и монологическую) и письменную.Диалогическая речь. Диалог – это непосредственное общение двух или

Из книги автора

Одежда и манера поведения Внешность оратора должна быть привлекательной, но без излишеств, отвлекающих от содержания его выступления и снижающих доверие к излагаемому. Избегайте сочетания белого и черного, а также других контрастирующих цветов. Отдавайте

Когда речь идет об ораторских навыках, то каждая деталь крайне важна. В этой теме мелочей нет, ведь вы будете развивать манеру речи. Когда вы осваиваете риторику, старайтесь помнить, что в первую очередь нужно улучшить свою дикцию. Если во время разговоров вы проглотили большую часть слов или люди вокруг не могут понять, что вы только что сказали, то необходимо попытаться улучшить ясность и дикцию, поработать над ораторскими навыками.

Давайте познакомимся с некоторыми эффективными методами, которые подскажут, как сделать свою речь грамотной. Благодаря советам, расположенным ниже, вы сможете говорить более отчетливо, независимо от того, будете ли вы находиться в компании друзей или выступать перед публикой.

Не спешите во время разговора

Скорость речи очень важна в ораторском искусстве, но человек, который говорит быстро и невнятно, не пользуется уважением. Поэтому вот вам первый совет: контролируйте свое дыхание и прислушивайтесь к своим словам.

Понаблюдайте за певцом на сцене, и вы увидите, сколько внимания он уделяет своему дыханию. То же самое происходит во время разговора, это влияет на ясность вашей речи.

Один из способов, которым вы можете обеспечить правильный метод дыхания, является данное упражнение:

  1. Положите одну руку на живот, а другую на грудь.
  2. Сделайте вдох. Нужно дышать так, чтобы рука на животе двигалась, а та, которая на груди оставалась неподвижной.
  3. Как только вы сделали правильный вдох, вы должны начать говорить и думать только о словах. Кроме того, не забывайте медленно и постепенно выдыхать во время произношения.

В данном случае вы заставите работать диафрагму. К такому методу прибегают все вокалисты, которые учатся распределять воздух на нужный им временной отрезок, произнося при этом слова - внятно и без отдышки.

Соберитесь с мыслями

Ваша речь должна быть размеренной и внятной, но при этом не слишком медленной, иначе люди могут подумать, что вы - робот.

Ясность речи определяется не только правильной формулировкой фраз, но и наиболее отчетливым выражением точки зрения, мнения или какой-либо информации. Это означает понимание того, что вы думаете, прежде чем сказать и гарантируете достоверность каждого произнесенного слова.

Немного о публичных выступлениях

Давайте узнаем, какие есть средства выразительности речи и как можно сделать ее более грамотной. Итак, отдавайте предпочтение публичным выступлениям, ведь это еще один способ улучшить свои навыки ораторского искусства.

Если вам необходимо представить какую-то презентацию, то лучше всего содержание написать на листе бумаге. Перед публичным выступлением рекомендуется практиковать его во время прогулки, а лучше всего в любую свободную минуту.

Некоторые актеры активно используют этот метод для того, чтобы запрограммировать свой мозг на будущие съемки или представление. Каждое движение и жесты помогут вам вспомнить то, что вы собираетесь сказать. Важно понимать, что таким образом вы не заучиваете слова, поэтому во время презентации не будете казаться механическим роботом, но при этом сможете чувствовать себя намного увереннее и, даже если растеряетесь, начнете импровизировать.

Говорите по одному слову на каждом шаге, произнося его медленно и с выражением. Сначала это будет казаться нудной и трудной практикой, но, говоря фразы таким образом, вы обязательно научитесь замедлять свою речь.

Повторяйте те слова, которые вам трудно произнести

Когда мы сталкиваемся с трудностями, произнося определенные слова, то начинаем спешить и спотыкаться во время разговора, что, это приводит к запутанной речи.

Практикуйте данный метод: произносите вслух сложные названия, начинайте делать это медленно, а затем постепенно ускоряйтесь. Такие слова, как компрометировать, грейпфрут, одышка, констатировать и т. д. считаются одними из самых трудных, потому что их написание отличается от того, как они звучат.

Несколько упражнений для дикции

Манера речи не развивается сама по себе. Грамотное и красивое произношение, умение выдерживать темп и четко озвучивать все слова - сложная практика в ораторском искусстве. Добиться этого с первого раза не получится, нужно регулярно заниматься.

Те, кто играл в знаменитую Sims, с улыбкой вспоминают, как они “прокачивали” харизму персонажа. Несмотря на то, что это компьютерная симуляция, доля правды в ней все-таки есть. Персонажам было необходимо вставать около зеркала и развивать манеру речи вместе с дикцией, скоростью, громкостью. Почему необходимо смотреть на свое отражение? Потому, что так вы научитесь не отводить взгляда от толпы, начнете контролировать вербальные жесты и понимать, где нужно улыбаться, а где изменять тембр голоса.

Упражнения для дикции:


Бойтесь меня

Многие задаются вопросом, как сделать голос строгим. Для этого нужно научиться разогревать голосовые связки, чтобы они были расслаблены. Таким образом, вы сможете говорить не только четко, но и изменять свой тембр. Спойте несколько нот, даже если раньше этим не занимались. Произносите несколько раз звуки "Ммм", "Ууу", "Ааа", "Ооо", меняя интонацию с высоких нот на низкие, а затем, наоборот. Представьте себе, что ваш голос похож на колесо обозрения, которое идет вверх и вниз, делая круг. Издавайте гудение, хлопайте себя в грудь. Это поможет вам избавиться от мокроты, которая может быть в вашем горле и мешает сделать голос более низким.

К вербальным средствам общения относятся не только слушание, письмо или разговор. Это целое искусство, позволяющее доносить свою мысль до другого человека. Поэтому в первую очередь необходимо развивать словарный запас, чтобы улучшить свою речь. То есть, к вербальным средствам общения относиться и чтение. Изучать можно все - газеты и журналы, художественную литературу высокого качества, классику. Читайте вслух, не торопясь, вникайте в мысль, которую излагал автор. Это научит вас, как строить слова и предложения, используя огромный запас фраз и терминов.

Во-вторых, сдерживайте свои эмоции во время общения. Не машите руками, не кричите, но и не говорите слишком тихо. Также важно следить за темпом своей речи. Она не должна быть однообразной, а ключевые моменты можно разделить паузой. Это должно быть уместно и не слишком долго.

В заключение

Вы сможете сделать свою речь грамотной, если будете регулярно тренироваться. Друзья, телевизор и радио могут помочь в этом. Старайтесь подражать ведущим, не стесняйтесь добавлять во фразы уместные пословицы и высказывания, не бойтесь повторять интонацию и тембр голоса, заучивайте новые слова и читайте побольше литературы, не стесняйтесь публичных выступлений. Все это поможет сделать из вас настоящего оратора и мастера своего дела.

Манера и стиль являются важными характеристиками общения.

Манера общения характеризуется, прежде всего, манерой говорить, т. е. использовать голос и тело для передачи устного сообщения. Манеру говорить можно рассматривать как «окно», через которое люди «видят» речь.

Манера общения определяется:
1) тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым, взволнованным, раздраженным и т. д.);
2) поведением в общении (сдержанным, уверенным, беспокойным, неуверенным, скованным, развязанным);
3) дистанцией в общении (интимной, личной, социальной, публичной).

Манеры общения могут быть уважительными, "пренебрежительными, шутливыми, серьезными, озлобленными, доброжелательными; они связаны со стилем общения.

Стиль общения характеризуется индивидуально-типологическими особенностями взаимодействия между людьми. Фундаментом стиля общения личности являются ее нравственно-этические установки и оценки социально-этических установок общества.

К наиболее распространенным относятся следующие стили общения: творчески-продуктивный, дружеский, дистанционный (отрешенный), подавляющий (агрессивный), податливый, популистский, заигрывающий, требовательный, деловой, позиционный.

Стиль общения непосредственно влияет на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор средств общения, которые подразделяются на пять основных групп:
1) лингвинистические (речевые);
2) оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика);
3) паралингвистические (качество голоса, его диапазоны, тональность);
4) экстралингвистические (паузы, рмех, плач, темп речи);
5) пространственно-временные (дистанция, время, место, ситуация общения).

Речевые средства образуют логическую и смысловую линии общения, определяющие характер его содержания. В современном управленческом общении ведущими стилистическими чертами являются разговорность, простота, живость построения фразы, использование разговорной лексики и фразеологии. Своеобразие разговорного стиля достигается путем использования некоторых психотехнических приемов:
а) воображаемым диалогом («Я ему говорю..., а он мне отвечает....»);
6) вопросно-ответным ходом (субъект общения сам себе.задает вопрос, и сам отвечает на него);
в) риторическим вопросом (содержит утверждение или отрицание, возбуждает мысли партнеров по общению, их эмоции, например, «Что может быть эффективнее ресурсосберегающих технологий в нашей отрасли?»);
г) эмоциональными восклицаниями (усиливает внимание к теме общения, стимулирует разговорность общения);
д) инверсией (преднамеренным нарушением порядка слов).

Эффективность словесного действия зависит от того, насколько субъект владеет психотехникой речи. Под психотехникой речи понимается система индивидуально-психологического управления голосом, дикцией, интонацией, тональностью, логикой в соответствии с условиями общения партнеров. Содержательность словесного действия образуют лингвинистические средства, а его выразительность - паралингвистические и экстралингвистические. Эмоциональную окраску словам и фразам придают интонация и тональность. Скорость осуществления словесного действия - это его темп. Слишком быстрый темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержании словесного действия. Медленный темп утомляет и рассеивает внимание. Оптимальный вариант темпа речи выбирается на основе анализа характера ситуации общения, его целей и задач.

Пониманию содержания словесного действия способствует дикция- ясность и четкость произношения звуков. Процессу воздействия одного субъекта общения на другого способствуют и оптико-кинетические средства, т. е. жесты, мимика, пантомимика. Эти средства, удачно, красиво и эффектно исполняемые и используемые, играют очень важную роль в общении и формировании имиджа человека.

Речевое поведение проявляется в процессе общения и имеет следующие характеристики: качество голоса, манера речи;

Голос, манера речи сильно влияют на общее впечатление от человека, возникающее в процессе общения. В массовых исследованиях было получено от 60 до 90% правильных суждений относительно величины тела, полноты, подвижности, внутреннего покоя и возраста, основывающихся только на голосе и манере говорить. Значительная часть людей размышляет в процессе общения над содержанием своих слов больше, чем над способом, каким они произносятся. Речевое поведение является источником нефальсифицированной информации и имеет на практике большое значение для верного понимания мыслей и намерений собеседника.

В интонации речи сочетаются мелодия (модальность), тембр, сила голоса, темп разговора, паузы, ударения. Фактически все элементы интонации, характеризующие речевое поведение, могут быть объективно измерены.

Скорость речи соответствует господствующему состоянию темперамента. Ее трудно произвольно изменить, в лучшем случае лишь на короткое время. При истинной внутренней включенности в беседу специфический темп речи снова восстановится.

Оживленная, бойкая (вплоть до торопливой) манера говорить, быстрый темп речи указывают на то, что ваш собеседник человек темпераментный, импульсивный, живой, уверенный в себе, беспрепятственно самовыражающийся (при ненарушенном течении речи). В то же время беспокойная, торопливая, беспорядочная манера говорить, почти всегда сопровождающаяся чрезмерным жестикулированием, срывающийся голос свидетельствуют о робости (возможно только в данной ситуации), неуверенности или возбуждении, торопливости, непостоянстве, неуправляемости.

Спокойная, медленная манера говорить указывает на спокойствие, невозмутимость, вдумчивость, рассудительность собеседника. В то же время, замедленная речь может свидетельствовать о бездеятельности, вялости, тупости, робости.

Ускоряющийся темп речи (и жестикуляции) указывают на то, что говорящий весь погружен в предмет разговора, вдохновлен тем, о чем говорит. Замедляющаяся речь (и жестикуляция) свидетельствует о задумчивости, «включении» внутренних тормозов по поводу сказанного, потери уверенности, покорности из-за усталости или истощения сил. Заметные колебания скорости речи могут быть признаком недостатка уравновешенности, возбудимости человека.

Большая или малая громкость голоса-- это проявление, по сути, большой или малой изначальной жизненной силы. В то же время, увеличив или уменьшив громкость, собеседник хочет скрыть свое истинное состояние (например, явно громкий голос нередко призван скрыть слабость и неуверенность).

Большая громкость голоса говорит об истинной силе побуждений или кичливости, или недостаточном владении собой (как в припадке гнева). Малая громкость голоса при спокойном течении речи указывает на стремление «оставаться в себе», сдержанность, скромность, такт, ненавязчивость, и в то же время на нехватку жизненной силы, слабость человека; при колеблющемся течении речи робость, боязнь «выйти за пределы себя», боязливость, неразговорчивость.

Малые изменения в громкости указывают на способность управлять эмоциями (особенно при большой громкости) или же недостаток живости чувств. Нерегулярные колебания слабой громкости голоса могут свидетельствовать о нехватке жизненных сил, склонности к быстрой капитуляции при первых же трудностях. Неясное запутанное подчеркивание (акцентирование) указывает на слабую внутреннюю включенность в обсуждаемое дело, недостаток интереса и душевной живости вообще.

Особенности произношения слов, артикуляции часто создают впечатление твердого, определенного, четкого, уверенного или же неясного, расплывчатого, неуверенного голоса.

Ясное и четкое произношение слов, отчетливое произнесение звуков, а также окончаний и частиц, т. е. отчетливая артикуляция указывает на внутреннюю дисциплину, осознанную жизненную позицию, в то же время может быть отражением недостатка живости.

Неясное и нечеткое произношение контуров слов (нижняя челюсть не движется совсем или движется мало) указывает на недостаток критического отношения к самому себе, уступчивость, неуверенность, мягкость, вялость воли, любовь к покою, отсутствие установки на собеседника в общении.

Тенденция к усилению непонятности своего языка может быть проявлением стремления к самозащите, скрытности, упрочению своего положения, неопределенности позиции до тех пор, пока это возможно. Ясная и легко понятная, но не блещущая точностью артикуляция характерна для естественно и искренне включенного в общение человека, уравновешенного по натуре.

Важную информацию несет окраска звучания голоса. Особенно большое значение имеют верхние и нижние тона и звучащие гласные. «Металлически» звучащий голос говорит об энергии и твердости. Елейный, жирно-мягкий голос свидетельствует о лишь изображаемой дружественности, при сильном соскальзывании голоса к фальшивому пафосу.

Вокальная речь (сильное подчеркивание звучания гласных) указывает на доминирование темперамента и чувств, добродушие. Консональная речь (гласные отступают на второй план перед остро акцентированными согласными) указывает на доминирование разума и воли, аналитический склад ума.

Слабая модуляция речи (подъемы и падения высоты тона) действует монотонно, усыпляюще. Монотонный голос всегда подразумевает нечто скрытое, зажатое. Слабая модуляция при сохранении высоты тона указывает на дисциплинированность, деловитость, трезвость, но в то же время может быть индикатором недостатка заинтересованности и живости, отсутствия истинного внутреннего участия, робости, стесненности, страха публичных выступлений.

Сильная модуляция (изменения высоты голоса в широких пределах) указывает на открытость, большую восприимчивость души и чувств, многообразие интересов, внутреннюю живость, богатые и многообразные душевные переживания, богатство настроений при внутренней свободе. Гораздо реже сильная модуляция может отражать недостаток внутренней дисциплины, интеллектуальной сформированное™ внутренних переживаний.

Падение высоты тона к концу предложения при остающейся прежней громкости может указывать на слабую волю, мягкость, склонность к депрессии. Ритмичные колебания мелодии характерны для внешне оживленных, но внутренне уравновешенных людей со значительными способностями к творчеству и развитию. Неритмичные колебания, т. е. неравномерные, немотивированные повышения и падения тона указывают на внутреннюю неуравновешенность, отсутствие стабильности.

Ритмичное говорение (ровное перетекание слов с легкими периодическими колебаниями) отражает богатство чувств, уравновешенность, преимущественно радостное основное настроение.

Некоторая неравномерность в ритме отражает живой подвижный характер, а также зависимость от эмоций, недостаточный самоконтроль, нерасчетливость, преимущественно негативное или неустойчивое основное настроение. Строго цикличное, правильное говорение указывает на жесткость, любовь к порядку, педантичность, твердость, холодность чувств.

Взаимосвязь между голосом и характером до сих пор однозначно не установлена, однако можно с высокой степенью вероятности говорить о правильности изложенных положений. Конечно же, в каждом конкретном случае не нужно терять необходимую критичность и самостоятельность суждений при оценке всей совокупности невербальных и вербальных источников информации о собеседнике.

Поделиться: