Подача заявления о банкротстве. Публикация уведомления о намерении обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве в едином федеральном реестре сведений Уведомление о подаче заявления о банкротстве

  • 1 Сущность документа
  • 2 Каковы функции документа
  • 3 Случаи, требующие обязательного уведомления
  • 4 Содержание и форма документа
  • 5 Правила составления документа

Начало оформления финансовой несостоятельности юридического лица или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность (физическое лицо зарегистрированное как ИП), совпадает не с датой принятия судом соответствующего заявления. Фактически, это момент, когда уведомление о намерении обратиться с заявлением о банкротстве будет размещено в свободном доступе в спец.реестре. Эта процедура введена с 01.07.2012, также регламентирована законодательно и является обязательной.

Юридический журнал для тех, кто хочет большего

Нужно выбрать «Вход по сертификату».

  • Нужно поставить галочку рядом со словами «согласие с правилами взаимодействия оператора и пользователя…»
  • Должно открыться окно, где можно выбрать «Подать сообщение». Выбираем необходимый нам пункт в зависимости от того, подаём мы на себя как банкрота или от кредитора.
  • Выбираем должника, выбрав кем он является юрлицом, физлицом или ИП.

Внимание

Если ИНН известно, то можно поискать по ИНН. К примеру, те, кто был ИП или сейчас являются по ИНН находятся очень быстро. Если поиск по ФИО не даёт результата, то создаём должника.

  • Вводим в свободно поле текст уведомления по шаблону: «Настоящим кредитор - [ФИО\название] в лице представителя по доверенности Солнцева Станислава Евгеньевича в соответствии с п.

2.1. ст.

Как уведомить о намерениях обращения с заявкой на банкротство

  • дождаться, что решение вступит в законную силу (как минимум 1 месяц с момента вынесения решения, если оно не будет обжаловано);
  • если должник обжаловал решение в апелляционном порядке, то добавьте на это еще 1-3, а порой и значительно больше месяцев;
  • подать уведомление в Федресурс,
  • выждать 15 дней и подать заявление о банкротстве своего должника;
  • в течение месяца суд назначит дату рассмотрения вопроса о введении процедуры банкротства, если не будет накладок, то рассмотрит сразу, если нет, то отложится на 14-40 дней в зависимости от загруженности судьи;
  • Инструкция как подать уведомление о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом на ЕФРСФДЮЛ
  1. Для подачи у вас должна быть действующая УКЭП (усиленная квалифицированная электронная подпись) для публичных данных, т.е.

Предварительное опубликование намерения с 1.02.16 (банкротство ип)

  • Выполнив все необходимые шаги и прикрепив требующиеся документы, выписки и справки, гражданин должен ожидать решения суда и его дальнейших действий, не предпринимая никакой финансовой активности.
  • Как подается заявление о банкротстве юридическим лицом? Подача заявления о банкротстве юр лицом регулируется Федеральным законом № 127 и включает в себя следующие условия и шаги:
  1. Долговые обязательства должны быть просрочены на 3 месяца, сумма долга перед должна превышать 300 тысяч рублей.
  2. Приняв решение о банкротстве, должники за 15 суток до обращения в арбитражный суд сообщают о своих намерениях в регистрирующий государственный орган и в «Вестник государственной регистрации»– информация по данному делу должна носить публичный характер.
  3. В арбитражный суд подается иск с подписями директоров предприятия или других уполномоченных лиц.

Подача заявления о банкротстве

Как мы используем вашу персональную информацию:

  • Собираемая нами персональная информация позволяет нам связываться с вами и сообщать об уникальных предложениях, акциях и других мероприятиях и ближайших событиях.
  • Время от времени, мы можем использовать вашу персональную информацию для отправки важных уведомлений и сообщений.
  • Мы также можем использовать персональную информацию для внутренних целей, таких как проведения аудита, анализа данных и различных исследований в целях улучшения услуг предоставляемых нами и предоставления Вам рекомендаций относительно наших услуг.
  • Если вы принимаете участие в розыгрыше призов, конкурсе или сходном стимулирующем мероприятии, мы можем использовать предоставляемую вами информацию для управления такими программами.

Раскрытие информации третьим лицам Мы не раскрываем полученную от Вас информацию третьим лицам.

Намерение подать заявление о банкротстве

Заявитель: Место нахождения: , ИНН: , ОГРН: Телефон: , Электронный адрес: Факс: Уведомление о намерении обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом Заявитель является конкурсным кредитором, что подтверждается. Согласно п. 2.1 ст. 7 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора — кредитной организации в порядке, установленном абз.
2 п. 2 ст. 7

Инфо

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», при условии предварительного, не менее чем за пятнадцать календарных дней до обращения в арбитражный суд, опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 2.1 ст.

Прежде чем банкротить должника, нужно опубликовать уведомление

  • В случае если необходимо - в соответствии с законом, судебным порядком, в судебном разбирательстве, и/или на основании публичных запросов или запросов от государственных органов на территории РФ - раскрыть вашу персональную информацию. Мы также можем раскрывать информацию о вас если мы определим, что такое раскрытие необходимо или уместно в целях безопасности, поддержания правопорядка, или иных общественно важных случаях.
  • В случае реорганизации, слияния или продажи мы можем передать собираемую нами персональную информацию соответствующему третьему лицу – правопреемнику.

Защита персональной информации Мы предпринимаем меры предосторожности - включая административные, технические и физические - для защиты вашей персональной информации от утраты, кражи, и недобросовестного использования, а также от несанкционированного доступа, раскрытия, изменения и уничтожения.

Как опубликовать сообщение о намерении подать заявление о банкротстве

Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» уведомляет о намерении обратиться с заявлением о признании (ИНН 39…, дата рождения: ДД.ММ.ГГГ, место рождения:) несостоятельным (банкротом).» Затем нажимаем сохранить и подписать.

  • Проверяем сообщение, если необходимо, можно отредактировать, скачать файл сообщения.
  • Далее появятся кнопки для списания со счета на сайте или «перейти к счёту», если на счете в ЕФРСЮДЛ у вас не зарезервированы деньги.
  • Если вы впервые платите от этого владельца УКЭП, то у вас нет реквизитов плательщика и их надо сделать. Так же можно выбрать оплату от имени третьего лица. Затем нажмите сохранить, чтобы счет сгенерировался.
  • Нажмите «Печать», чтобы открылся счет, который надо сохранить и оплатить.

Станислав Солнцев 29 июля 2017 г. внесены изменения в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», которые вступили в силу 1 января 2018 г. и изменили порядок подачи заявлений о банкротстве. Теперь не только кредитные организации или должник, который хочет запустить самобанкротство, но и обычные кредиторы, которые имеют «на руках» решение суда, должны предварительно подать уведомление о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (так называемый «Федресурс» или ЕФРСФДЮЛ).

Ранее такая обязанность была введена для кредитных организация, которые, к слову, могли не просуживать долг, а подавать вместо этого такое уведомление, и физических лиц, имеющих статус ИП. Жизнь должников от этого легче не становится, но и кредитором легче тоже не стало.

Юридическая помощь!

г. Москва и обл.

г. Санкт-Петербург и обл.

Федеральный номер

Или физического лица считается дата, когда было принято заявление в судебном учреждении. На самом деле это число, когда уведомление о намерении обратиться с заявлением о банкротстве окажется в открытом доступе специального реестра. Такой порядок определен законодательством нашей страны и считается обязательным для всех, кто оформляет банкротство. Процедура установлена с июля 2012 года.

Общие сведения

Рассматриваемое уведомление является самым первым документом, с которого начинается процесс банкротства. Причем, в регулирующий процедуру закон были внесены изменения в июле 2015 года, касающиеся этого вопроса. Согласно нему, информацию о том, что в суд будет направлен иск о признании банкротом, размещают в средствах массовой информации. Одним из таких источников является Единый федеральный реестр информации о функциях юр. лиц.

Для чего необходимо уведомление перед банкротством?

Данная мера необходима, чтобы разорившийся субъект не злоупотреблял своим положением. Не секрет, что после признания банкротом, имущество разорившегося лица в полном объеме подлежит продажи с аукциона с целью погашения образовавшейся задолженности. До введения изменений в законодательство нашей страны должник был вправе сам утверждать управляющего, которого мог контролировать. Управляющий со своей стороны выполнял следующие действия:

  • не влиял на последующие действия обанкротившегося лица;
  • проводил финансовый анализ в пользу разорившегося, в связи с чем последний извлекал для себя определенную выгоду;
  • создавал всевозможные препятствия для включения определенных кредиторов, которые наиболее невыгодны для обанкротившегося лица;
  • помогал спрятать или сделать законными заключенные сделки , чтобы вывести имущество из конкурсной массы;
  • участвовал самостоятельно либо был свидетелем участия в процессе сокрытия документации или каких-либо сведений, имеющих значение во время суда.

Обратите внимание!

Заявление о финансовой несостоятельности может поступить не только от должника, но и от кредитора.

В целом, такое положение дел давало возможность обанкротившемуся лицу оставить свое имущество целым и минимизировать суммы, необходимые к выплате по долгам.

С тех пор как возникла необходимость публиковать свое намерение подать на банкротство в средствах массовой информации, все заинтересованные лица оказываются оповещенными, и могут своевременно заявить о собственных требованиях в суде.

Когда необходимо обязательное уведомление?

Закон, регламентирующий несостоятельность юридического либо физического лица, устанавливает людей, которые вправе подавать заявление в арбитраж о признании банкротом. Такими лицами могут быть:

  • человек либо организация, являющаяся должником;
  • конкурсные кредиторы;
  • некоторые государственные инстанции (администрация, налоговая и пр.).

Обратите внимание!

Подать уведомление (как и заявление о банкротстве) может только гражданин РФ.

Статья 37 данного закона оговаривает необходимость публичного оповещения о таком намерении. Чаще всего это происходит двумя способами:

  • информация о желании подать на банкротство размещается в ЕФРС о деятельности юр. лица;
  • сведения опубликовываются в газете “Коммерсантъ”.

Обратите внимание!

Заявление, направленное в судебные органы, с просьбой признать должника банкротом будет считаться действительным только в том случае, если пройдет определенный срок после размещения уведомления. Необходимый минимум составляет 15 дней.

Нужно помнить, что для государственных инстанций публиковать уведомление не обязательно, они вправе незамедлительно отправиться в суд.

Существует еще несколько способов, как подать уведомление. Например, документ может быть отправлен почтой кредиторам за 14 дней до собрания или передан курьером за 5 дней до него.

Образец уведомления о намерении обратиться с заявлением о банкротстве

Рассматриваемое уведомление подготавливают, как правило, в электронном виде. Образец должен содержать такую информацию:

  • сведения об истце (наименование и другие данные того, кто после размещения извещения обращается в судебные органы),
  • наименование и реквизиты бумаги, которая подтверждает статус истца,
  • основания, представленные на законодательном уровне (ссылки на законы, подзаконные акты нашей страны, в которых указана правомерность соответствующих действий),
  • где и в какой день произойдет собрание кредиторов,
  • просьба о включении уведомления в ЕФРС,
  • правила регистрации лиц, участвующих в собрании,
  • другие сведения.

Подробнее об ЕФРС

Такой реестр сведений представляет собой полноценную базу информации о юридическом лице, находящемся на территории нашей страны. Не так давно с подачей таких сведений возникали сложности, главные из них - большая очередь и отсутствие осведомленности о правильном проведении этой операции. С 2015 года любой нотариус может подать это заявление. Осталась возможность и самостоятельного обращения, однако в этой ситуации велика вероятность ошибок, вследствие чего процесс оказывается очень затянут во времени.

Как составляется документ?

Уведомление не может быть пустым - оно должно быть обязательно заполнено. Для составления данного документа обязательно потребуются доказательства в виде достижения человеком либо компанией минимально допустимого размера долга или другая документация. Минимально возможный долг в общей сложности должен превышать 300000 рублей.

Кроме того, нужно проверить и остальные признаки банкротства. Одними из них для юридического лица являются следующие факты:

  • должник не в состоянии в течение трех месяцев отдать долги своим контрагентам;
  • выплатить сотрудникам заработную плату;
  • рассчитаться с государственными инстанциями либо бюджетными фондами.

Руководитель гражданина, который является инициатором банкротства, во время подготовки рассматриваемого документа должен дополнить его учредительными бумагами:

  • бухгалтерские справки, касающиеся имущества юридического лица;
  • доказательство постановки на налоговый учет;
  • свидетельство о регистрации юр. лица и пр.

Обратите внимание!

Публичное уведомление в обязательном порядке должно быть заверено электронной квалифицированной подписью.

Заключение

Уведомление публикуется в средствах массовой информации или отправляется кредиторам заблаговременно перед посещением судебного учреждения. Оно необходимо для минимизации возможности сокрытия имущества либо факта задолженности некоторым кредиторам.

Как известно, инициирование процедуры банкротства часто сопровождается спорами относительно первенства обращений при стечении нескольких заявителей. Цель борьбы - продвижение собственной кандидатуры временного управляющего.

В силу п.2.1 ст.7 Закона о банкротстве право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора - кредитной организации при условии предварительного, не менее чем за пятнадцать календарных дней до обращения в арбитражный суд, опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Выглядит так, что кредитная организация должна обращаться в арбитражный суд лишь после истечения 15-дневного срока. Так ли это?

В судебной практике встречается два подхода судов к последствиям несоблюдения этого требования:

1) оставление заявления без движения (ст.128 АПК РФ). При этом подходе арбитражные суды дают срок на устранение обстоятельств, в том числе на публикацию уведомления. Соответственно, банки могут инициировать банкротство, не дожидаясь публикации, в расчете на дальнейшее устранение соответствующих обстоятельств. Само собой, это дает преимущество перед иными заявителями. Любопытно, что такая правовая позиция доминирует в судебной практике (постановление АС МО от 27.10.2016 по делу №А41-17859/2016, постановление АС ВВО от 24.01.2017 по делу №А28-8728/2015, постановления АС ЗСО от 26.02.2016 по делу №А81-3458/2015, от 28.10.2016 по делу №А27-11995/2016),

2) оставление без рассмотрения ввиду несоблюдения досудебного порядка (п.2 ч.1 ст.148 АПК РФ). В качестве примера такого подхода можно привести постановление АС МО от 26.10.2016 по делу №А41-21962/2015.

В чем предназначение такого уведомления? Каковы его функции?

Можно выдвинуть несколько версий.

1) Функция досудебного урегулирования. При первом приближении кажется, что основная цель этого уведомления заключается именно в попытке внесудебного разрешения конфликта кредитной организации с заемщиком, поручителем или другим должником. Но в этом случае возникает пара вопросов: (1) почему такая претензия (в отличии от обычной) носит публичный характер? (2) требуется ли соблюдать публичный порядок, если должнику уже были направлены непубличные письменные претензии?

Представляется, что публичность процедуры можно объяснить стремлением оказать на должника дополнительное давление путем формирование негативного общественного мнения в результате допущенного им дефолта. То есть возможно, что это своеобразная мера оперативного воздействия.

В том случае если должник был проинформирован о намерениях банка (например, получил простую письменную претензию), но не предпринял попыток добровольного исполнения, то смысла дожидаться внесудебного урегулирования нет. Зачем в подобном случае делать публичное уведомление? Так, например, в постановлении АС ВВО от 24.01.2017 по делу №А28-8728/2015 указано: «Довод заявителя о несоблюдении Банком досудебного порядка обращения к поручителю с требованием о погашении задолженности является несостоятельным, поскольку на момент обращения Банка в суд с заявлением о признании должника банкротом Первомайский районный суд города Кирова возбудил производство по иску Банка о взыскании спорной задолженности в солидарном порядке с заемщика и поручителей, в том числе с Общества. Из решения Первомайского районного суда города Кирова от 13.11.2015 по делу N 2-735/2015 следует, что Банк обратился в суд с иском 26.03.2015, то есть на момент обращения Банка в арбитражный суд с заявлением (23.07.2015) Общество знало о требованиях и намерениях Банка ».

Значит, все-таки публикация не преследует цель внесудебного урегулирования конфликта между кредитором и должником. Следовательно, миссия у этой процедуры иная.

2) Функция информирования заинтересованных лиц о факте дефолта по обязательству перед кредитной организацией. Очевидно, что обязательства перед кредитными организациями (в том числе из кредитных договоров, из договоров поручительства и т.д.) являются наиболее значимыми для большинства участников хозяйственного оборота. Причем значимы они, как правило, и по размеру обязательства, и с репутационной точки зрения (забота о чистоте кредитной истории). Можно сказать, что соблюдение платежной дисциплины по указанным обязательствам является своего рода индикатором здоровья хозяйствующего субъекта. Поэтому обсуждаемая процедура публичного уведомления ориентирована, скорее всего, не на должника, а на иных лиц (кредиторов, потенциальных контрагентов и т.д.). Ее цель - донести до максимально широкого круга лиц информацию (предостережение) о появлении признаков несостоятельности у соответствующего лица. Думается, с этого момента можно, например, презюмировать осведомленность о неплатежеспособности должника для целей оспаривания сделок по правилам главы III.1 Закона о банкротстве.

При таком подходе - в случае отсутствия доказательства соблюдения срока - арбитражный суд не должен оставлять заявление без рассмотрения, а должен лишь «обездвижить» его.

Вывод: исходя из формирующейся судебной практики кредитным организациям не требуется дожидаться истечения 15-дневного срока, предусмотренного п.2.1 ст.7 Закона о банкротстве. Это дает некоторым наиболее продвинутым из них значительное преимущество. До формирования единообразной практики подобное «досрочное» обращение банка, наверняка, будет заставать врасплох неискушенных лиц, закономерно ожидающих соответствующей инициативы лишь после истечения обсуждаемого срока.

В соответствии со статьёй 37 Закона о банкротстве, заявление должника должно отвечать следующим требованиям:

1. Заявление должника подается в арбитражный суд в письменной форме. Указанное заявление подписывается руководителем должника - юридического лица или лицом, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на подачу заявления о признании должника банкротом, либо должником - гражданином.

Заявление должника может быть подписано представителем должника в случае, если такое полномочие прямо предусмотрено в доверенности представителя.

2. В заявлении должника должны быть указаны:

  • - наименование арбитражного суда, в который подается указанное заявление;
  • - сумма требований кредиторов по денежным обязательствам, в том числе срок исполнения которых наступил на дату подачи в арбитражный суд заявления должника, в размере, который не оспаривается должником, с указанием причин возникновения задолженности;
  • - сумма задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, выплате компенсации сверх возмещения вреда, оплате труда работников должника и выплате им выходных пособий, сумма вознаграждения авторов результатов интеллектуальной деятельности;
  • - размер задолженности по обязательным платежам;
  • - обоснование невозможности удовлетворить в полном объеме требования кредиторов или существенного осложнения хозяйственной деятельности при обращении взыскания на имущество должника либо иных действий, явившихся основанием для подачи заявления в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • - сведения о принятых к производству судами общей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами исковых заявлениях к должнику, об исполнительных документах, а также об иных документах, предъявленных для списания денежных средств со счетов должника в безакцептном порядке;
  • - сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах, и о дебиторской задолженности;
  • - регистрационные данные должника - юридического лица (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика);
  • - номера счетов должника в банках и иных кредитных организациях, адреса банков и иных кредитных организаций;
  • - наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий, определенный посредством случайного выбора в порядке, установленном регулирующим органом, при опубликовании уведомления об обращении в арбитражный суд с заявлением должника (В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.12.2014 N 482-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", до утверждения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, порядка определения саморегулируемой организации арбитражных управляющих, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, при подаче заявления должника определение саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, осуществляется судом при подаче заявления должника);
  • - перечень прилагаемых документов.

В случае, если должник в своей деятельности использует сведения, составляющие государственную тайну, в заявлении указывается форма допуска к государственной тайне руководителя должника.

В заявлении должника могут быть указаны иные имеющие отношение к рассмотрению дела о банкротстве сведения.

К заявлению должника могут быть приложены имеющиеся у должника ходатайства.

В случае, если в заявлении должника не указана кандидатура временного управляющего, в заявление должника могут быть включены дополнительные требования к кандидатуре временного управляющего.

4. Должник обязан направить копии заявления должника конкурсным кредиторам, в уполномоченные органы, собственнику имущества должника - унитарного предприятия, в совет директоров (наблюдательный совет) или иной аналогичный коллегиальный орган управления, а также иным лицам в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве. В случае, если до подачи заявления должника избраны (назначены) представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель учредителей (участников) должника, представитель работников должника, копии заявления должника направляются указанным лицам.

Должник не менее чем за пятнадцать календарных дней до даты подачи заявления должника обязан опубликовать уведомление об обращении в арбитражный суд с заявлением должника путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.12.2014 N 482-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", положения пункта 4 статьи 37 (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 482-ФЗ) в части обязательного предварительного опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц применяются с 1 июля 2015 года. До 1 июля 2015 года положения пункта 4 статьи 37 (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 482-ФЗ) в части обязательного предварительного опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заявитель вправе обратиться с заявлением о признании должника банкротом при условии предварительного, не менее чем за тридцать календарных дней до такого обращения, уведомления в письменной форме должника и всех известных заявителю кредиторов о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом.).

Вступают в силу существенные изменения в Закон о банкротстве

Начиная с 29 января 2015 года нормы Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" будут применяться к процедурам банкротства в измененном виде. Поправки в него были внесены Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 482-ФЗ. Следует отметить, что ряд из них существенным образом изменит практику ведения дел о несостоятельности. В частности, ревизии подверглись нормы о праве на обращение в суд с заявлением о банкротстве, правилах назначения временного управляющего при банкротстве должника, правах залоговых кредиторов. В целом закон ограничивает права должников в интересах кредиторов. При этом часть кредиторов переводится в привилегированное положение по сравнению с остальными. Ниже мы приводим наиболее существенные изменения, внесенные указанным Федеральным законом.

Банки вправе инициировать банкротство без решения суда

Одно из главных изменений – предоставление банкам права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в отсутствие вступившего в законную силу решения суда о взыскании с должника денежных средств. Таким образом, банки поставлены в привилегированное положение по отношению к другим конкурсным кредиторам, которые для получения права на обращение в суд с заявлением о банкротстве должника должны получить решение суда о взыскании суммы долга.

По новым правилам кредитная организация может обратиться в суд с заявлением о банкротстве должника в случае неисполнения им денежных обязательств в течение 3 (трех) месяцев при условии предварительного уведомления должника и всех известных заявителю кредиторов о своем намерении обратиться с таким заявлением. До 01 июля 2015 года надлежащим будет являться письменное уведомление не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней до обращения в суд. С 01 июля 2015 года (либо ранее – если будут позволять технические возможности) надлежащим уже будет считаться опубликование уведомления не менее чем за 15 (пятнадцать) календарных дней в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Представляется, что обязанность банков уведомлять всех известных им кредиторов должника не является оптимальным средством обеспечения интересов последних. Доказать осведомленность банка о наличии того или иного кредитора на практике может быть достаточно сложно.

Новые правила обращения должника с заявлением о банкротстве

Должник утрачивает право самостоятельно выбирать кандидатуру временного управляющего или саморегулируемую организацию, из числа членов которой он должен быть утвержден. В соответствии с новыми нормами временный управляющий будет утверждаться из числа членов саморегулируемой организации, определенной путем случайного выбора. Порядок определения саморегулируемой организации (путем случайного выбора) должен быть установлен уполномоченным государственным органом . До этого саморегулирующая организация будет определяться судом при подаче заявления должника.

Кроме того, должник обязан предварительно уведомить известных ему кредиторов о намерении обратиться с заявлением о банкротстве. Уведомление производится в том же порядке и в те же сроки, которые предусмотрены для уведомления кредитной организацией о намерении обратиться с заявлением о банкротстве должника.

Таким образом, из практики исключается один из способов сохранения должником контроля над процедурой банкротства – инициирование процедуры самим должником. Безусловно, остается второй – контролируемое банкротство по заявлению дружественного кредитора. Вместе с тем, этот способ проигрывает в оперативности первому, поскольку для подачи такого заявления требуется вступление в силу решения суда о взыскании долга.

Увеличение размера требований, позволяющих инициировать банкротство

Для обращения с заявлением о несостоятельности юридического лица размер требований увеличен со 100 000 до 300 000 рублей. Для заявлений о банкротстве стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий – с 500 000 до 1 000 000 рублей.

Дополнительные права для залоговых кредиторов

Конкурсные кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника (залоговые кредиторы), получили право голоса по вопросам: о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой он утверждается; об обращении в суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего; а также о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. Раньше они могли голосовать только в ходе наблюдения, а также в ходе финансового оздоровления и внешнего управления в случае отказа от реализации предмета залога. Залоговые кредиторы фактически были лишены возможности существенным образом влиять на процедуру в том случае, если их требования не были включены в реестр требований кредиторов на момент проведения первого собрания кредиторов, а также при банкротстве ликвидируемого должника. Предполагалось, что наличие залога является достаточной гарантией обеспечения их интересов. Теперь же они могут голосовать по наиболее существенным вопросам.

При замещении активов должника (создание на базе имущества должника одного или нескольких акционерных обществ) по новым нормам у залоговых кредиторов происходит замена предмета залога: вместо залога имущества должника возникает право залога на акции созданных акционерных обществ.

Также залоговые кредиторы получили право определять начальную продажную цену предмета залога, порядок и условия проведения торгов, порядок и условия обеспечения сохранности предмета залога. И только при наличии разногласий с арбитражным управляющим или другими кредиторами по данным вопросам решения по ним принимает суд.

Теперь залоговый кредитор вправе оставить предмет залога за собой в ходе торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения при отсутствии заявок на участие в торгах. Что является дополнительной мерой по защите его интересов.

Другие изменения

Также следует выделить такие изменения, как: наделение конкурсных кредиторов правом заявлять о пропуске срока исковой давности при рассмотрении обоснованности требований других кредиторов; наделение арбитражных управляющих правами затребовать больший объем информации о должнике и контролирующих его лицах, а также возложение обязанности по ее предоставлению на более широкий круг лиц. Законом также установлен срок, в течение которого руководитель организации должен уведомить ее собственников о возникновении признаков банкротства (10 дней) и ответственность руководителя за неисполнение этой обязанности (штраф в размере от 25 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 2 лет). Ужесточена административная ответственность за неправомерные действия при банкротстве. Установлены новые требования, предъявляемые к отчету временного управляющего (должен содержать заключение о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника), а также внесен ряд других изменений.

Влияние изменений на текущие процедуры банкротства

К возбужденным до вступления в силу изменений делам о банкротстве нормы Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" применяются в ранее действовавшей редакции до момента завершения текущей процедуры (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения). В следующей процедуре применяются уже новые нормы. Исключением являются нормы, расширяющие права арбитражных управляющих по запросу информации о деятельности должника, которые применяются и к текущим процедурам банкротства.

Таким образом, изменения, внесенные в законодательство о банкротстве, призваны в большей степени защитить интересы кредиторов, и в первую очередь банков. Они получают от законодателя эффективный инструмент работы с должниками в преддверии кризиса неплатежей. В связи с этим следует ожидать от банковского сектора более активного применения процедур банкротства в работе с проблемными заемщиками.


Срок для утверждения такого порядка Законом не установлен.

Поделиться: