Может ли быть договор по 44 фз. Чем отличается контракт от договора: разберем по полочкам

Госзаказчиков нередко волнует вопрос, какое название должен носить документ, оформляемый по итогам торгов: контракт или договор. Отличия контракта от договора рассмотрим в нашем материале.

Отличие договора от контракта по 44-ФЗ

Прежде чем ответить на вопрос: чем отличается контракт от договора по 44-ФЗ, разберемся с понятиями «договор» и «контракт». В силу ст. 420 ГК РФ под договором понимается соглашение 2-х или более лиц:

  • об установлении,
  • изменении,
  • прекращении

гражданских прав и обязанностей.

Чем отличается контракт от договора на оказание услуг? В ст. 526 ГК РФ говорится, что по муниципальному или госконтракту производятся закупки для муниципальных или госнужд. При этом делается это местными или государственными заказчиками.

Чем отличается госконтракт от договора? На основании изложенного выше отличие контракта от договора на оказание услуг следующие:

  • госконтракт оформляется в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд;
  • контракт заключают муниципальные и госзаказчики.

В п. 3 ч. 1 ст. 1 закона № 44-ФЗ сказано, что контрактом является гражданско-правовой договор на закупку работ, товаров, услуг, заключаемый от имени РФ, региона, муниципалитета.

Чем отличается договор от муниципального контракта 44-ФЗ? Договор может заключаться между кем угодно и в любых целях, не противоречащих действующему законодательству. Муниципальный контракт оформляется муниципальным заказчиком в целях удовлетворения потребностей этого муниципалитета.

Отличие государственного контракта от договора по 44-ФЗ

Остановимся на том, чем отличается государственный контракт от контракта по 44-ФЗ и может ли в рамках этого закона быть оформлен договор.

Какой документ должен оформлять заказчик, работающий по закону № 44-ФЗ, прописано в письме МЭР от 30.09.2014 № Д28и-1889. В соответствии с ним:

  • госконтракты заключают госорганы, казенные учреждения, действующие от имени РФ или ее региона, осуществляющие закупки за счет средств соответствующего бюджета;
  • муниципальные контракты оформляют местные органы либо казенные учреждение, действующие от имени муниципалитета, проводящие закупки за счет местного бюджета;
  • бюджетные учреждения заключают договоры вне зависимости от вида закупки.

На деле же бюджетные учреждения, а также унитарные предприятия оформляют контракты. Без указания государственный или муниципальный, просто «контракт».

Чем отличается государственный контракт от договора

Ранее мы рассказали, чем отличается муниципальный контракт от договора. Кроме субъектного состава и цели оформления, они отличаются также правовым регулированием. Заключение контрактов регламентировано законом № 44-ФЗ.

Исходя из его положений, конкретизируем ответ на вопрос, чем отличается договор от муниципального контракта по 44-ФЗ. Итак:

Критерий

Контракт

Процедура

Оформляется по итогам торгов, без таковых его можно заключить только в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ.

Оформляется без торгов. Одна сторона делает предложение (оферту), вторая сторона ее акцептует.

Сроки подписания

Сроки четко прописаны законом № 44-ФЗ. Например, процедура и сроки оформления контрактов по итогам электронных торгов закреплены в ст. 83.2 закона № 44-ФЗ.

По соглашению сторон.

Существенные условия дополнены положениями о твердости цены, о сроках и условиях оплаты, об обеспечении выполнения контракта.

Стороны должны согласовать предмет и другие существенные условия.

Ответственность

За неисполнение или несвоевременное выполнение ответственность установлена ст. 34 закона № 44-ФЗ, она в обязательном порядке прописывается в контракте.

Договорная ответственность устанавливается сторонами, при ее отсутствии применяются положения ГК РФ.

Внесение изменений

Изменение существенных условий запрещено, исключения содержатся в ст. 95 закона № 44-ФЗ.

По соглашению сторон

Для тех, кто хочет стать профессионалом в сфере закупок, рекомендуем пройти курс обучения в Высшей школе Госзакупок. Программа курса профессиональной переподготовки на соответствие квалификации «Специалист-эксперт в сфере закупок» состоит из 6 тем и 4-х практических заданий. Каждая тема раскрывает специфику работы в соответствии с каждым Законом: №44-ФЗ, №223-ФЗ, №275-ФЗ и работе в ЕИС и структурирована в соответствии с деятельностью заказчика. По окончании обучения выдается диплом о профессиональной переподготовке.

Вложенные файлы

  • Контракт на оказание услуг.docx
  • Договор об оказании услуг по Закону № 223-ФЗ.docx

ВОПРОС:

При закупке по п. 4 ст. 93 44-ФЗ у единственного поставщика до 100 тыс. руб. как называть договоры или контракты?

Ответ:

Государственный контракт, муниципальный контракт - договор , заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд;

Основным доводом сторонников того, что соглашения должны именоваться контрактами, является название Закона - о контрактной системе, а также то, что в большинстве случаев в тексте Закона используется формулировка "контракт". Казалось бы, весомые аргументы, которые на первый взгляд кажутся очевидными. Оппоненты данной группы исследователей пытаются доказать, что не все так просто, как кажется на первый взгляд. Они ссылаются на то, что Закон о контрактной системе использует также и формулировку "договор", которая равнозначна по своей сути контракту. Даже понятийный аппарат Закона о контрактной системе основан на взаимозаменяемости указанных терминов.

Практическое различие указанных терминов наиболее конкретно обосновано в разъяснениях Минэкономразвития России, ведомства, уполномоченного в сфере регулирования контрактной системы, в Письме от 30 сентября 2014 г. N Д28и-1889. Согласно данным разъяснениям, приведенным в Письме, "в соответствии со ст. 1 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения по всем видам закупок, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, заключают только гражданско-правовые договоры.

Муниципальные заказчики (муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующее от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки) по всем видам закупок, предусмотренным Законом N 44-ФЗ, заключают муниципальные контракты.

Государственные заказчики (государственный орган (в том числе орган государственной власти), орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующее от имени Российской Федерации или субъекта РФ, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени Российской Федерации или субъекта РФ и осуществляющие закупки) по всем видам закупок, предусмотренным Законом N 44-ФЗ, заключают государственные контракты".

Таким образом, на основании разъяснений, приведенных в Письме, можно сделать более определенный вывод о том, что выбор заказчиком формы соглашения (контракт или договор) с победителем торгов зависит от субъектного статуса заказчика, а не статуса победителя или иных обстоятельств, в том числе различий в сущности понятий. Также вышеуказанные разъяснения, приведенные в Письме, по сути подтверждают тот факт, что понятия "контракт" и "договор" являются сходными по своему значению и выбор той или иной формы соглашения не зависит от специфики предмета закупки или внешних условий, а определяется исключительно статусом заказчика.

Разъяснения, приведенные в Письме Минэкономразвития России, также дают однозначный ответ и на вопрос о том, что именно, договор или контракт, следует заключать при выборе заказчиком в качестве контрагента физического лица - гражданина (не являющегося индивидуальным предпринимателем) для заключения соглашения на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. В связи с вышеизложенным ответ на данный вопрос будет зависеть от правового статуса заказчика: договор следует заключить в том случае, если заказчик является бюджетным учреждением. При этом Закон о контрактной системе декларирует возможность заключения договора с любым физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем или не являющимся таковым.

Выводы

Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

  • договор и контракт по своей сути являются разными формами одного правового института - соглашения между несколькими лицами по поводу возникновения и осуществления гражданских прав и обязанностей;
  • действующее законодательство не предусматривает существенных отличий между понятиями "договор" и "контракт";
  • Закон о контрактной системе использует понятия "договор" и "контракт" как взаимозаменяемые , синонимы;
  • согласно разъяснениям, приведенным в Письме Министерства экономического развития РФ, являющегося уполномоченным органом по регулированию контрактной системы, договор должны заключать заказчики, являющиеся бюджетными учреждениями. Все остальные заказчики должны заключать контракты;
  • форма соглашения (договор или контракт) определяется не внешними факторами или сущностными отличиями указанных понятий, а статусом заказчика, точнее, его организационно-правовой формой.

Обзор подготовлен специалистами

Чем отличается договор от контракта с точки зрения 44-ФЗ? Какую форму выбрать для бюджетных, казенных, муниципальных учреждений и предприятий? Если тендер проводился в форме закупки у единственного поставщика? Если исполнитель ИП? Если сумма соглашения меньше 100 тысяч рублей? Ответы в этой статье.


Тем, кто участвует в госзакупках в качестве поставщика, не приходится выбирать форму заключения договоренности с заказчиком – в проекте документа, который присылают победителю на подпись, уже указано, договор это или контракт. Однако знать разницу необходимо, чтобы учитывать последствия.


С юридической точки зрения оба понятия синонимы. Закон о контрактной системе использует их как равнозначные и дает определение термину “контракт” через термин “договор”. 44-ФЗ не регламентирует ситуации, в которых следует использовать тот или иной вид заключения сделки, из чего можно сделать вывод, что разницы между ними нет. Оба документа должны содержать одинаковую информацию:

  • Ответственность победителя закупки по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг.
  • Ответственность заказчика по оплате.
  • Порядок действий при возникновении конфликтов, форс-можоров.
  • Условия расторжения сделки.
  • Реквизиты сторон.

Однако в государственной контрактной системе все должно быть однозначно, а вопросы о применении закона оставались. Поэтому в 2014 Минэкономразвития все-таки разграничило спорные понятия применительно к 44-ФЗ в разъяснении №Д28и-1889, подтвердив тем не менее, что юридически они взаимозаменяемы.

  • Бюджетные учреждения по результатам оформляют гражданско-правовые договоры.
  • Муниципальные органы и казенные учреждения, организующие закупки от лица муниципального образования, подписывают муниципальные контракты.
  • Государственные органы и казенные учреждения, внебюджетные фонды, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, заключают госконтракты.

В 223-ФЗ термин “контракт” не встречается вообще, поэтому особые госзаказчики подписывают только договоры.

Выводы:

  • С точки зрения 44-ФЗ разницы между договором и контрактом нет, требование изменить форму с одной на другую – незаконно.
  • Если углубляться, контрактом можно считать особую, более жесткую форму договора, которую используют казенные учреждения и органы власти, организующие закупки для государственных и муниципальных нужд. В тендерной практике сложилось, что к этому документу предъявляется больше требований. Внимание проверяющих органов к контрактам традиционно выше, чем к договорам.
  • Выбор типа оформления сделки зависит только от статуса госзаказчика, а не от типа тендера, правовой формы победителя или суммы соглашения. Так, для закупки на 90 тысяч рублей у единственного поставщика-ИП, будет подписан муниципальный контракт, если заказчик – городская администрация. И в той же ситуации будет подписан гражданско-правовой договор, если заказчик – средняя школа.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения при заключении и совершении сделок, является Гражданский Кодекс РФ (ГК РФ).

Ст. 420 содержит понятие договора — это соглашение двух или более лиц о наличии, изменении или прекращении определенных прав и обязанностей, условия которого соответствуют установленным сторонами правилам, не противоречащим законодательству РФ.

Параграф 4 гл. 30 ГК РФ раскрывает особенности понятия контракта, как одной из разновидностей договора, заключаемого в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Более конкретизированное описание термина содержит ст. 3 44-ФЗ: государственный или муниципальный контракт — это договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования заказчиком соответствующего уровня для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд.

Основные отличия

  1. Порядок заключения. Госконтракт заключается посредством реализации процедур, предусмотренных 44-ФЗ.
  2. Субъектный состав. Обязательной стороной выступает государственный (муниципальный) заказчик, действующий от имени соответствующего публично-правового образования. При этом допускается смена заказчика, но не поставщика (за исключением его реорганизации).
  3. Цель заключения. Госконтракт призван реализовывать государственные и муниципальные нужды.
  4. Регламентация положений контракта сведениям извещения и документации. Условия соответствующей документации должны находить свое отражение в госконтракте, заключаемом по итогам процедуры закупки.
  5. Ограничения в сроках заключения. Сроки заключения регламентированы при проведении торгов в зависимости от способа определения поставщика (аукцион — не ранее 10 дней от публикации итогового протокола, конкурс — не ранее 10 и не позднее 20 дней, запрос котировок — не ранее 7 дней и т. д.).

Элементы содержания госконтракта

Государственный контракт, с одной стороны, обладает всеми особенностями и характеристиками обычного договора, но, с другой стороны, ему присущ ряд особенностей, согласно ст. 34 44-ФЗ, в частности:

Все данные особенности учитывают разработанные органами власти типовые документы, размещенные в Единой информационной системе (ЕИС) и обязательные для применения при проведении заказов в соответствующих отраслях. На сегодняшний день в библиотеке ЕИС размещено 9 типовых контрактов, в том числе на поставку медицинских изделий, радиоэлектронной продукции, оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности, техническое обслуживание автотранспортных средств и др.

Современные правоотношения в сфере гражданского права просто невозможно представить без наличия института договорных обязательств. Этот источник обязательств был известен ещё во времена Древнего Рима. Юристы того периода уделяли много внимания данному институту. Следует отметить тот факт, что благодаря деятельности древнеримских учёных в сфере юриспруденции, институт договорных правоотношений развился, что позволило его имплементировать в законодательство Российской Федерации. Этот институт настолько велик, что некоторые понятия, характеризующие ряд определённых правовых аспектов, многозначно оцениваются даже со стороны профессиональных юристов. Таким образом, происходит заблуждение в понимании того или иного понятия. Подобная ситуация характерна для терминов «контракт» и «договор» на сегодняшний день. С одной стороны, это синонимы, с другой – совершенно разные понятия, для которых характерны неодинаковые аспекты. В статье мы попытаемся выяснить основные различительные черты этих двух правовых категорий современного гражданского права России.

Понятие контракта и договора в римском частном праве

Чтобы ответить на вопрос о том, чем отличается контракт от договора, нужно обратиться к истории гражданского права, которая восходит к работам древнеримских юристов. Обязательственное право существовало всегда, а институт договорных обязательств начал своё бурное развитие после создания Закона XII таблиц.
В римском частном праве контракт являлся соглашением двух и более сторон, которые имели цель основать между собой обязательственные отношения. Таким образом, контракт в римском праве является синонимом договора, причём достаточно близким. Контракты были наиболее распространённым источником обязательств в то время. Интересен тот факт, что слова "договор" практически не существовало. Контракты воспринимались в виде соглашений. К тому же не существовало определённых требований к форме контрактов. Их заключение сводилось к соблюдению определённого ритуала, а не правового регламента. В данном случае сложно понять, чем отличается контракт от договора в римском частном праве, потому что эти две категории были единым целым.

Понятие договора, современная трактовка

Если немного отойти от канонов классического римского права и обратить внимание на современное законодательство, то в статье 420 Гражданского кодекса РФ даётся характеристика термина «договор». Согласно этой статье, договором называется соглашение определённого числа лиц, посредством которого они устанавливают, изменяют или прекращают гражданские права и обязанности.
При этом существуют требования к субъектному составу сторон, форме соглашения и другим аспектам. При заключении договора обычно происходит взаимное удовлетворение интересов каждой из сторон. Также понятие договора может выступать в значении правоотношения, документа, обязательства и юридического факта. Для того чтобы более детально разобраться, чем отличается контракт от договора, нужно рассмотреть особенность последнего.

Особенности договора

Учитывая богатую историю возникновения института договорных отношений, следует выделить основные особенности договора как источника обязательств в современном гражданском праве России. При анализе норм Гражданского кодекса Российской Федерации выплывают следующие характерные только для договора аспекты:

  • многосторонность (п.2 ст.420 ГК РФ);
  • свобода регулирования правоотношений (ст.421 ГК РФ);
  • возможность составления в письменной и устной форме;
  • вольный субъектный состав;
  • наличие существенных условий;
  • порождение, изменение и установление новых правоотношений между сторонами.

Данный перечень не является исчерпывающим, так как мир не стоит на месте, и люди устанавливают новые рамки своего существования, которые они могут регулировать договором. Именно наличие свободы договора, закреплённой в виде принципа в гражданском законодательстве, позволяет увидеть, чем отличается контракт от договора.

Понятие контракта

В повседневном обиходе каждый часто слышит слово "контракт", однако совершенно не понимает его значения, отождествляя термин с понятием договора. Нужно отметить тот факт, что понятия контракта и договора действительно схожи, но их правовая природа совершенно разная. Законодатель не закрепил ни в одном нормативном акте расшифровку термина "контракт", хотя использует его в некоторых федеральных законах, о чём будет указанно далее. В частном римском праве контракт использовался как синоним соглашения, договора. Но с учётом принципов делового оборота в современной РФ контракт приобрёл иное значение. На сегодняшний день его принято считать договором, который имеет специфический субъектный состав и обязательное требование по поводу письменной формы. Отсюда следует, что договор является понятием более широким, чем контракт.

Особенности контракта на основе норм Федерального закона №44

Достаточную ясность об отличительных аспектах контракта и договора даёт Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». На основе норм этого нормативного акта, можно дифференцировать понятие контракта и договора. При анализе данного законодательного акта напрашивается вывод, что контракт – это специфический вид договора, который регулирует отношения сторон в сфере поставок или же оказания услуг для государственных, муниципальных учреждений. Благодаря подобной трактовке можно увидеть, чем отличается контракт от договора на оказание услуг. Контракт – это регулятор отношений между государством и его гражданами на основе норм гражданского законодательства. Представленные аспекты являются тем, чем отличается контракт от договора по 44 ФЗ.

Контрактные отношения в трудовом законодательстве

Исчерпывающий ответ на вопрос о том, чем отличается договор от контракта, предоставляется трудовым законодательством. Чаще всего этот документ заключается между работодателем и сотрудником на определённый срок. При этом контракт всегда должен составляться в письменной форме. В него включаются права и обязанности сторон, условия продления, компенсация за вред и т. п. Основное отличие от договора в том, что последний может быть разорван любой из сторон, а контракт – исключительно работодателем. Сегодня трудовые контракты являются наиболее популярным регулятором трудовых правоотношений между предприятием в лице работодателя и сотрудником. Это особенность, которая наглядно показывает, чем отличается контракт от договора для юридических лиц.

Отдельные виды контрактов

Вернёмся к сфере регулирования отношений между государством и гражданами. Тут сразу же возникает масса вопросов, например о том, чем отличается контракт от договора поставки.
Действительно, правовая природа того и другого источника правоотношений одинакова. Но круг регулируемых вопросов совершенно разный. Договор поставки может быть заключён на общих правилах любыми субъектами Гражданского права, а в контракте всегда существует обязательная сторона – государство. Те же самые аспекты применимы, когда мы пытаемся выяснить, чем отличается контракт от договора купли-продажи. Согласно контрактным правоотношениям, купля-продажа будет производиться для удовлетворения муниципальных или государственных интересов. А посредством договора любой субъект имеет право купить или продать что-либо.

Особенности контракта как источника обязательств

Учитывая все вышеприведённые аспекты, можно выделить наиболее явные особенности контракта, а именно:

  • одним из субъектов всегда будет государство или муниципалитет;
  • всегда существует определённый срок действия;
  • расторжение происходит только по воле одной стороны;
  • всегда заключается в письменной форме, без которой является недействительным;
  • пострадавшая от разрыва контракта сторона всегда получает компенсацию;

Как и в договоре, данные особенности не являются исчерпывающими, потому что социальные отношения внутри общества постоянно развиваются и эволюционируют. Благодаря контрактам можно детальнее регулировать возникновение обязательств в сфере взаимодействия государства и граждан.

Заключение

Итак, все представленные аспекты и характерные особенности позволяют выяснить, чем отличается договор от контракта. Существенная схожесть этих понятий не делает их абсолютно идентичными, так как правовая природа и сфера регулируемых правоотношений совершенно разные.

Поделиться: