Понятие и виды преступлений по «Русской Правде. Понятие и виды преступлений по русской правде Преступление и наказание по русской правде

Русская Правда выделяла 4 стадии судебного процесса :

  1. свод-отыскание ответчика (следствие);

    судоговорение;

    вынесение решения.

1. Заклич – первая, начальная стадия судопроизводства. Ее особенности : лицо, обнаружившее, что пропала вещь или найдено тело, должно было всенародно огласить об этом на площади при свидетелях (не обязательно фиксировать поименно этих свидетелей). Свидетелями, как правило, были все присутствующие при закличе. Заклич осуществлялся в устной форме.

2. Свод-отыскание ответчика – вторая стадия процесса, которая использовалась только в гражданском судопроизводстве. Второй стадией уголовного судопроизводства было следствие. Свод-отыскание ответчика, или следствие, проводились следующим образом: если лицо, начавшее судопроизводство (кликавшее на площади), утверждает, что это его вещь, при условии, что оно продало эту вещь ранее, то начиналась стадия свода-отыскания, на которую приглашались 12 мужчин; если же лицо говорит, что вещь не его, но куплена или кто-то поручил ее продать, то все идут на свод. Следствие предполагало прямое отыскание, т. е. все шли от одного возможного вора к другому, пока не находили истинного собственника.

Если найденное лицо (ответчик) утверждал, что он не крал вещь, и ссылался на иное лицо, то он независимо ни от чего признавался виновным и должен был выплатить штраф.

Свод был прямым истребованием вещи из чужого незаконного владения, в этом он схож с современным виндикационным процессом.

Временные рамки свода не были установлены, но в целях их сокращения закреплялось, что свод в черте города (в пределах его населения) мог проводиться не более 3 раз. Свод не проводился вне пределов города.

3. Судоговорение – это собственно рассмотрение дела.

На судоговорении стороны должны были представить доказательства и свидетелей своей правоты. Таким образом, судоговорение по Русской Правде носило состязательный характер, а все рассмотрение дела было гласным (на площади, в присутствии всех желающих) и устным (никак ход рассмотрения не фиксировался).

4. Вынесение решения – это заключительная стадия судопроизводства по Русской Правде, она также никак не оформлялась, и решение выносилось в устной форме. Приговор по уголовным делам приводился в исполнение немедленно.

По гражданским делам на основании решения суда между сторонами должно было быть заключено соглашение об исполнении приговора. Такое соглашение заключалось в течение 3–6 месяцев. Если ответчик отказывался заключить это соглашение, то потерпевший имел право обратиться в суд и просить ответчика головой, т. е. получить ответчика в качестве раба.

Допустимые доказательства по Русской Правде (документального оформления доказательства не получали):

    свидетельские показания:

а) видаки (очевидцы);

б) послухи (свидетели, не являющиеся очевидцами); лицо для доказательства своей правоты должно было привести не менее 2 (для иностранцев) или 6 (для русских) послухов;

    письменные документы;

    улики (раны, ссадины).

Особый процесс был в Божьих судах . Он был жесток и основывался на вере в Божью справедливость. Виды наказаний :

    ордалии – пытки;

    рота – публичная клятва богами;

    поле – судебный поединок.

Преступление и наказание по Русской Правде представляет собой регулирование уголовного и исполнительного производства.

Особенности Русской Правды: она закрепляла сословное неравенство в уголовном праве, право сильного, право господина, а также «кулачное» право.

Русская Правда не содержала определенного понятия преступления. Оно характеризовалось как обида, т. е. причинение материального, физического или морального ущерба кому-либо.

Субъектами преступления моли быть все, кроме холопов, так как правовое положение последних определялось как собственность господ. Хозяин холопа мог безнаказанно убить его или покалечить.

Вина по Русской Правде как элемент субъективной стороны преступления еще не оформилась. Не было различия между умыслом и неосторожностью.

Преступные деяния в Русской Правде определялись не системно, а казуально, примерами.

Русская Правда устанавливала ответственность за совершение преступления соучастниками. Их ответственность была одинаковой.

Виды преступлений по Русской Правде.

1. Против личности :

    убийство . Правда Ярослава еще содержала положения о допустимости кровной мести за убийство, если же у убитого не нашлось мстителей или его родственники не пожелали отомстить, то за убийство предусматривалось денежное взыскание; позднее Русская Правда запретила кровную месть за убийство и установила для всех, за исключением князя, – за его убийство назначалась смертная казнь – дифференцированные штрафы по социальному положению убитого: за убийство привилегированных людей – «княжих мужей» (дружинников, княжеских слуг – «огнищан», «подъездных») устанавливался двойной уголовный штраф 80 гривен; за горожан, купцов, мечников – 40 гривен; за холопа – 5 гривен.

Его виды :

а) убийство в ссоре или на пиру;

б) убийство в разбое (в этом случае устанавливалось самое тяжкое наказание – поток и разграбление, т. е. превращение преступника и членов его семьи в рабов с конфискацией всего имущества);

    причинение телесных повреждений (оно могло выразиться в нанесении ран, отсечении руки, ноги, лишении глаза; за причинение телесных повреждений назначался штраф в размере 12, 20 гривен, который уплачивался князю в качестве «урока» в пользу пострадавшего).

2. Преступления против чести, либо оскорбления действием – вырывание бороды, усов, толкание. Они влекли за собой большой штраф – 12 гривен.

3. Против собственности . Особенность наказания для этих преступлений состояла в том, что устанавливалась жестко дифференцированная ответственность за покушение на имущество феодалов и иных лиц; устанавливалась строгая ответственность за порчу межевых знаков, бортных деревьев (пчельников), пашенных межей, за поджог двора и гумна, конокрадство – за последние преступления устанавливалась высшая мера наказания – поток и разграбление.

Государственных преступлений в те годы не было.

Наказания же за преступления против семейных отношений и нравственности, церкви и веры устанавливались княжескими церковными уставами. По таким преступлениям проводился Божий суд.

Виды наказаний по Русской Правде:

  1. поток и разграбление;

    штраф: вира; продажа (в пользу князя); урок (возмещение потерпевшему); головничество (возлагался на всю семью).

В Русской Правде не содержится термина «преступления». По РП преступление определялось не как нарушение закона или княжеской власти, а как «обида», т.е. причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц. Уголов. правонарушение не отграничивалось от гражд.-правового. Субъекты: все, свободные люди, за холопа нес ответственность его господин. Соучастие - вина различалась, а наказание было одинаковым. Объектами преступления были личность и имущество.

Виды умысла по русской правде

1) Русская Правда упоминает о двух видах умыла:

Прямой (жестоко наказывается)

Косвенный (в соре или на пиру явлено).

Алкогольное опьянение - смягчающее обстоятельство.

2) РП различает преступления, совершенные посредством действия и преступления бездействия - укрывательство беглого челядина.

3) Преступления против личности и против собственности (обида - преступление против личности: убийство, нанесение телес. повреждений, оскорбление челов достоинства, вырывание усов и бороды - штраф 12 гривен; упоминается оскорбление словом. (в церковном уставе)).

4) Имущественные преступления. Включали:

Хищение (татьба)

Противоправное пользование чужого имущества

Истребление чужого имущества путем поджога

Конокрадство.

Цели и виды наказания по Русской правде

Возмещение ущерба, возмездие (сущ. кровная месть). На 1 место Русская Правда ставит поток (изгнание из общины) и разграбление (конфискация) - за самые опасные преступления: разбой, поджог, конокрадство.

1) За убийство свободного человека - штраф 40 гривен (за убийство феодала - штраф 80 гривен).

2)«Дикая вира» - коллективный вид ответственности (община могла скрыть преступника). Платили только за того, кто уже раньше платил дикую виру.

Система наказаний по Русской Правде достаточно проста.

Смертная казнь не упоминается в кодексе, хотя на практике она, несомненно, имела место. Здесь прослеживается влияние христианской церкви, выступавшей против смертной казни в принципе.

«Поток и разграбление», что означает конфискацию имущества и выдачу преступника «головой», то есть в холопы, являлось, по Русской Правде, высшей мерой наказания и назначалось лишь в трех случаях: за убийство в разбое (ст.7), поджог (ст.83) и конокрадство (ст.35).

«Вира», то есть штраф в пользу князя, назначавшийся только за убийство, была следующим по тяжести видом наказания. Одинарная вира (40 гривен кун) полагалась за убийство простого свободного человека, двойная (80 гривен кун) – за убийство привилегированного человека (ст.22 Краткой Правды, ст.3 Пространной Правды). Родственникам потерпевшего уплачивалось «головничество», равное вире.

Существовало понятие «дикой виры». Если преступник не мог быть найден, а след подозрения приводил к конкретной общине, она налагалась на эту общину. Таким образом дикая вира связывала всех членов общины круговой порукой.

«Полувиры» назначались за нанесение увечий, тяжких телесных повреждений (ст.27 и ст.88 Пространной Правды).

«Продажей», то есть штрафом в 1, 3 или 12 гривен кун наказывались, в зависимости от тяжести, все остальные преступления. В свою очередь требовалось выплатить «урок» (возмещение) потерпевшему.

Главная особенность системы наказаний по Русской Правде состоит в том, что основной целью наказания является возмещение ущерба (материального и морального). Правда не заботится ни о предупреждении преступлений, ни об исправлении преступной воли. Она имеет в виду лишь непосредственные материальные последствия преступления и карает за них преступника материальным же, имущественным убытком. Закон как будто говорит преступнику: бей, воруй, сколько хочешь, только за всё плати исправно по таксе. Далее этого не простирался взгляд первобытного права, лежащего в основе Русской Правды.

2.4 Судебный процесс по Русской Правде

Судебный процесс носил ярко выраженный состязательный характер, и в связи с этим обладал следующими признаками: 1) начинался только по инициативе истца; 2)стороны, то есть истец и ответчик, обладали равными правами; 3) судопроизводство было гласным и устным. Значительную роль в системе доказательств играли «ордалии» («суд божий»), присяга и жребий.

Процесс делился на три стадии:

1. «Заклич» – объявление о совершившемся преступлении. Производился он в людном месте, «на торгу». Объявлялось, например, о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении 3-х дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком (ст.32 и ст. 34 Пространной Правды).

2. «Свод» – своеобразная очная ставка (ст. 35-39 Пространной Правды). Осуществлялся он либо до заклича, либо в трехдневный срок после заклича. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснения, где он приобрел эту вещь. Таковой и признавался татем. Если свод выходил за пределы населенного пункта, где пропала вещь, он продолжался до третьего лица. На того возлагалась обязанность уплатить собственнику стоимость вещи и право далее самому продолжать свод.

3. «Гонение следа» – поиск доказательств и преступника (ст. 77 Пространной Правды). Специальных розыскных органов и лиц не было, поэтому гонение следа осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и все добровольцы.

Система доказательств по Русской Правде состояла из: свидетельских показаний («видоков», то есть очевидцев преступления, и «послухов» – свидетелей доброй славы, поручителей); вещественных доказательств («поличное»); «ордалий» (испытания огнем, водой, железом); присяги. В древней Руси существовал также судебный поединок, «поле», но Русская Правда, как и было сказано выше, об этом умалчивает. В ней также ничего не говорится о собственном признании и письменных доказательствах.

Уголовно-правовые нормы содержатся в Русской Правде и княжеских уставах. На языке Русской Правды преступления назывались «обидой».

Существовал ряд особенностей в понятии преступления:

· Любое нанесение кому-либо материального, физического и морального вреда считалось преступлением (например, «ввод в церковь животных», «моление у воды» и т.д.). То есть преступным считалось только то, что причиняло непосредственный ущерб конкретному человеку, его личности или имуществу.

· Субъектами преступления были: феодалы, городские люди, крестьяне. Холопы за совершенные преступления подлежали другой ответственности. За действия холопа отвечает его господин. Однако в некоторых случаях потерпевший может сам расправиться с холопом-обидчиком, не обращаясь к государственным органам. До середины XI в. холопа, ударившего свободного человека, можно было убить. После князя Ярослава это было запрещено, раба можно было только связать и бить, либо взять выкуп с его хозяина.

· Русская Правда не знает еще возрастного ограничения уголовной ответственности, не знает также понятия вменяемости, но ей уже известно понятие соучастия. Правда, проблема соучастия решалась просто: все соучастники преступления отвечали поровну, независимо от участия каждого в преступлении.

· Русская правда различает ответственность в зависимости от субъективной стороны преступления. В ней нет различия между умыслом и неосторожностью, но различаются два вида умысла – прямой и косвенный. Это отмечается при ответственности за убийство: убийство в разбое наказывается высшей мерой наказания – потоком и разграблением, убийство же «в сваде» (ссоре, драке) – только вирой. Впрочем, некоторые исследователи полагают, что здесь ответственность зависит не от формы умысла, а от характера самого преступления: убийство в разбое -это низменное убийство, а убийство в драке может быть оправдано с моральной точки зрения. Если человек убил вора в своем дворе, он освобождался от наказания. Если преступление было совершено в пьяном виде, оно считалось более легким и, следовательно, наказывалось меньше. Кроме того, Русская Правда отличает покушение от окончательного преступления. По субъективной стороне различается и ответственность за банкротство: преступным считается только умышленное банкротство. Что касается объективной стороны состава преступления, то Русская Правда еще не знает преступлений, совершаемых путем бездействия.

· Наиболее ярко сословная природа древнерусского права проявляется при анализе объекта преступного посягательства. Ответственность резко различалась в зависимости от положения потерпевшего. Так, за убийство свободного человека платилась вира в 40 гривен. Жизнь «княжеского мужа» оценивалась двойной вирой в 80 гривен. Жизнь зависимых людей оценивалась в 12 и 5 гривен, которые даже не назывались вирой. Жизнь, честь, имущество холопов не охранялись совсем, так как они не были субъектами права.

Жизнь женщин и мужчин защищалась неодинаково. Так, в Русской Правде есть статья, в которой говорится, что за убийство женщины положено такое же наказание, как за убийство мужчины, в том случае, если она не была виновата (если не давала повод к гневу и убийству). Если бы в судебной практике не было колебаний по этому поводу, не было бы смысла вводить эту статью.

Виды преступлений. Русская Правда знает лишь два рода преступлений – против личности и имущественные. В ней нет ни государственных, ни должностных, ни иных родов преступлений. Однако это не означало, что выступления против княжеской власти проходили безнаказанно. Просто в таких случаях применялась непосредственная расправа без суда и следствия. Так, князь Изяслав, вернувшись с польским войском в Киев, немедленно казнил всех, принимавших участие в восстании 1068 года. Таким образом, организация восстаний против князя и участие в них карались смертной казнью, Также наказывалась измена, нарушение вассальной верности.

Каждый из родов включал в себя довольно разнообразные виды преступлений. Назовем следующие преступления против личности:

Убийства. За убийство в ссоре (на пиру, под влиянием внезапного возбуждения) полагался штраф; за убийство в разбое (определялось чисто внешними признаками) – рабство и конфискация имущества. Хотя Русская Правда не предусматривала наказания за убийство князя, княгини, представителей церковных властей, другие источники свидетельствуют, что такие преступления наказы вались смертной казнью.

Телесные повреждения (им посвящено очень много статей в кодексах):

· раны, наносимые оружием;

· удары, наносимые рукой, палкой или другими предметами;

· отнятие руки, ноги, глаза (подробно оговаривалось повреждение каждой части тела).

Преступления против чести (оскорбление действием или словом). Русская Правда отличает только оскорбление действием:

· вырывание волос, бороды и усов;

· толкание к себе и от себя.

Княжеские уставы знают и состав оскорбления словам, где объектом преступления нанялась преимущественно честь женщины. Этот вид преступления относился к церковной юрисдикции (хотя церковь наказывала и за оскорбление действием). За оскорбление словом замужней женщины – жены боярина – налагался штраф 5 гривен золота в пользу пострадавшей и 5 – в пользу епископа; за оскорбление жены крестьянина – 5 гривен серебра церкви.

Среди имущественных преступлении наибольшее внимание уделено краже. Кража в Киевской Руси называлась татьба, а вор – тать. Разные редакции Русской Правды предусматривают разные виды наказаний за кражи. Наиболее тяжкими видами татьбы считались:

· конокрадство;

· кража из закрытых помещений;

· поджог жилых и нежилых помещений.

К имущественным преступлениям также относились:

· порча межевых знаков;

· порча бортных деревьев;

· злонамеренное повреждение скота оружием;

· повреждение оружия и платья;

· злостное нежелание признать долг.

Русская Правда выделяет недозволенное пользование чужим имуществом. Так за пользование чужой лошадью налагался штраф 3 гривны (в те времена это звучало так же, как сейчас угон машины).

В княжеских уставах говорится о преступлениях против церкви и против семьи. К преступлениям против церкви относились:

· церковная кража;

· разграбление могил;

· посечение крестов;

· ввод в церковь птиц и животных;

· моление под овином, в рощах, у воды (имеются в виду старые языческие обряды);

· колдовство;

· урекание (оскорбление словом);

· зелейничество (употребление ядовитых трав во вред другим).

Насаждая новую форму брака, церковь усиленно боролась против остатков языческих традиций, поэтому к преступлениям против семьи относились:

· брак между родственниками в недозволенных степенях родства и свойства;

· двоеженство (штраф 40 гривен);

· роспусты;

· самовольный развод (12 гривен).

Уголовное право и процесс достаточно подробно регулируются нормами РП.

Преступление определяется термином «обида» , т. е. причинение морального или материального ущерба определенному лицу или группе лиц, а не нарушение закона.

Объекты преступления - личность и имущество. Объективная сторона преступления охватывала как покушение на преступление, так и оконченное преступление.

Субъекты преступления - все лица, кроме холопов. За холопов, составлявших собственность господ, отвечали хозяева. Закон не устанавливал возрастной ценз для субъектов преступления.

Субъективная сторона преступления включала умысел или неосторожность, хотя четкого разграничения форм вины еще не существовало.

Русская Правда обозначала понятие соучастия, но еще не разделяла ролей соучастников. Если преступление совершалось несколькими лицами, то ответственность для соучастников устанавливалась одинаковой.

Закон знал понятие рецидива - повторности преступления.

Среди имущественных преступлений наибольшее внимание РП уделяет краже (татьбе). Наиболее тяжким видом татьбы считалось конокрадство. К имущественным преступлениям относились разбой, уничтожение чужого имущества, поджог, злостная неуплата долга.

Преступления против личности - убийство, нанесение увечий и др. телесных повреждений, оскорбление действием.

Система наказаний довольно простая. Высшая мера наказания - поток и разграбление - назначалась за убийство в разбое, поджог и конокрадство. Заключалось в конфискации имущества и обращении преступника вместе с семьёй в рабство. Следующим по тяжести наказания была вира - штраф, который назначался только за убийство. За нанесение увечий, тяжких телесных повреждений назначались полувиры . Все остальные преступления наказывались продажей - штрафом, размер которого зависел от тяжести преступления. Продажа поступала в казну, а потерпевший получал урок - денежное возмещение за причинённый ущерб. Смертная казнь в РП не упоминается, хотя применялась на практике.

Судебный процесс имеет состязательный характер, назначается по инициативе истца и делится на три этапа: 1. «Заклич » - публичное объявление о совершённом преступлении; 2. «Свод » - очная ставка; 3. Гонение следа - поиск доказательства и преступника.

Система доказательств состояла из свидетельских показаний, вещественных доказательств; ордалий (испытаний огнем, водой, каленым железом); присяги.

1. Судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер. Дело начиналось по жалобе (иску) потерпевшей стороны. Истец и ответчик обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным, большая роль в системе доказательств принадлежала ордалиям, присяге и жребию.

Процесс делился на три стадии. 1) носила название заклич и состояла в объявлении о совершившемся пре отуплении (например, о пропаже имущества). Он производил­ся в людном месте, где объявлялось о пропаже вещи, обладав­шей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении трех дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком.

2)процесса являлся свод. Свод осуществлялся до заклича или в течение трех дней после него. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было ука­зать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснение, где он приобрел эту вещь.

3)судебного процесса - гонение следа - со­стояла в поиске доказательств и преступника. Так как в Древней Руси еще не появились специальные розыскные органы и лица, гонение следа осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и добровольцы.

2. Система доказательств по Русской Правде состояла из:- свидетельских показаний «видоков» и «послухов»;- вещественных доказательств;- ордалий (испытаний огнем, водой, каленым железом);-присяги.

Формирование институтов права сбст-ти в Древнерус.г-ве.

Право собственности возникает с утверждением феодализма и феодальной собственности на землю. Феодальная собственность оформляется в виде княжеского домена (земельное владение, принадлежащее данному княжескому роду), боярской или монастырской вотчин, и также земельного надела общины . Кроме собственности на землю в Киевском государстве существовала собственность на другие вещи – коней, тягловый скот, холопов. В праве еще отсутствует сам термин «собственность», в значении собственности используются притяжательные местоимения (мой, твой); определение права собственности не закрепляется, хотя при анализе текста можно установить, что понятие правомочие собственника существовало. Собственник имел право на, возврат своего имущества (коня, оружия, одежды, холопа), из чужого незаконного владения на основе строго установленной процедуры за причиненную «обиду» назначался штраф в 3 гривны. Возвращение вещей требовало свидетельских показаний и разбирательства при необходимости перед «сводом из 12 человек» (ст. 13-16 КП; ст. 34,35 ПП ). Общий принцип защиты движимой собственности заключался в том, чтобы вернуть ее законному хозяину и заплатить, ему штраф в качестве компенсации за убытки. Движимая собственность (включая холопов) считается в РП объемом полного господства собственника: при спорах о ее возвращении государство не накладывает штрафов, стороны сами договариваются между собой.

В РП осуществлялась защита правомочий собственника по отношению к вещи через установление наказания за нарушение права собственности, и установление особого вида преступлений против собственности. Правомочия распоряжения определялись правом передачи имущества по наследству или совершение сделок с имуществом, заключением договоров (дача взаймы имущества).

Субъекты права собственности : все личносвободное население, обладающее право и дееспособностью; ограниченными были закупы и женщины. Объекты права собственности : имущество, в отношении которого возникают отношения правомочия. Способы приобретения права собственности : в порядке наследования; по договору; в результате захвата; военной добычи, прирост.

Имущество делится на движимое и недвижимое. На Руси юридические различия и специальная терминология для обозначения движимой и недвижимой собственности возникают значительно позднее, сначала в Европе. Однако за преступления против недвижимого имущества карались более сурово, чем за преступления против движимого имущества.

Объекты движимого имущества: конь, одежда и оружие (ст.12, 13, 18 КП; ст.33 - 35, 45, 64, 84 ПП ; ст.12=33; ст.13=34); холоп (ст.11, 29 КП; ст.32, 38, 89, 110, 112-115, 118, 119 ПП ); рабочий скот, птица и бобры (ст.21, 28, 36, 37, 40 КП; ст.33-35, 37, 41, 45, 64, 69, 81, 84 ПП ); сено и дрова (ст.39 КП; ст.82 ПП ); лодка (ст.35 КП; ст.79 ПП ); хлеб-зерно (ст.43 ПП ).

Объекты недвижимого имущества: КП: пахотная земля, лес, борти (ст.24, 32, 34 КП ); ПП: пахотная земля, лес, борти водные угодья (ст.70-73, 75, 76 ПП ).

В РП закреплено право собственности феодалов на холопов, в том числе порядок отыскания, задержания, возвращения беглого холопа, установлена ответственность за укрывательство холопа. Давший холопу хлеб (равно за укрывательство) должен был уплатить цену холопа - 5 гривен серебра (холопы стоили 5-12 гривен). Поймавший холопа получал вознаграждение - 1 гривну, но если упускал его, то платил цену холопа за вычетом 1 гривны (ст.113, 114 ПП ).

Общее понятие преступления, элементы состава преступления, виды прест-ий, цели и виды наказаний в древнерус. г-ве. Обст-ва, влияющие на меру отвественности.

РП под преступлением понимала «обиду», т. е. причинение морального, материального и физич. вреда лицу или группе лиц. П. не отграничивается в законе от деликта.

Состав:

Объект П - личность и имущество.

Объективная сторона П делится на две стадии: покушение на П

и оконченное П. В РП проявляются зачатки понятия «соучастие», но еще нет разделения на роли соучастников.

Все соучастники П отвечают поровну. Имеется представление о превышении пределов необходимой обороны.

К смягчающим обстоятельствам РП относит состояние опьянения,

к отягчающим - корыстный умысел.

Субъект П - все физические лица, за исключением холопов. За холопов, составлявших сбст-ть господ отвечал хозяин.

Субъективная сторона П включает умысел или неосторожность, хотя четкого разграничения форм вины еще не существовало.

РП еще не знает возрастного ограничения уголовной ответственности, понятия невменяемости, разграничения мотивов П.

Виды:

1. П. против сбст-ти, имущественные : разбой, кража (татьба), истребление чужого имущества, порча межевых знаков и др.

а) Разбой, связанный с убийством, наказывался "потоком и разграблением".

б) Кражей по "Русской правде" считается похищение коня, холопа, оружия, одежды, скота, сена, дров, ладьи и др. За кражу коня "коневой тать" полагалась выдача профессионального конокрада князю на "поток и разорение" (ст.35). (конь был важнейшим средством производства, а также и боевым имуществом)

За простую (разовую) кражу княжеского коня полагалось взыскание в 3 гривны, смердом - 2 гривны (ст.45). Вора можно было убить на месте (ст.40). Но если он был связан, потом убит, то взыскивалось 12 гривен.

2. П. против личности : убийство, нанесение увечий и других телесных повреждений, оскорбление действием.

а)Различалось убийство в ссоре (драке) или в состоянии опьянения (на пиру) и убийство разбоем, т.е. умышленное убийство. В первом случае виновный платил уголовный штраф вместе с общиной, а во втором случае община не только не платила штраф, а обязана была выдать убийцу вместе с женой и детьми на "поток и разорение".

б)Оскорбление действием, физическое оскорбление (удар палкой, жердью, рукой, мечом и т.д.) каралось "Русской правдой", а оскорбление словом рассматривалось церковью.

в)К телесным повреждениям относились ранение руки ("так, что рука отпадает и усохнет"), повреждение ноги ("начнет хромать"), глаза, носа, отсечение пальцев руки. К побоям относились избиение человека до крови и синяков.

г)К преступлениям против чести относились вырывание усов, бороды, за что взыскивался большой штраф (12 гривен серебра ст 67).

3. П. против нравственности (в Церковный суд).

Цели и виды наказаний:

Цели: Целями наказаний, предусмотренных «Русской Правдой», были: 1.ограждение общества от преступников путем полного их истребления или изувечения, чтобы предупредить возможность совершения ими новых преступлений (например, виновным в подделках подьячим отсекали пальцы, «чтобы впредь к письму были непотребны»), или, наконец, изъятием преступников из среды общество в тюрьму или в ссылку;

2.устрашение преступников и всех граждан тяжестью и жестокостью наказании за совершаемые преступные деяния; «да и прочие строх примут таковое не творити,.. чтобы на то смотря другим неповадно было так чинить»;???»»»

3. извлечение материальных выгод из имущества и личных сил преступника - конфискация, денежные штрафы.

Виды:

1.Смертная казнь – имела место, хотя в РП о ней не упоминается.

2.Поток и разграбление –высш. мера наказания, оно заключалось

в обращении преступника и членов его семьи в рабство и в конфискации его имущества. Этому наказанию подвергали в за убийство в разбое, поджог, конокрадство.

3.Вира - штраф, который назначался только за убийство. Вира поступала в княжескую казну.

Вира могла быть одинарная (40 гривен за убийство простого свободного человека) или двойная (80 гривен за убийство человека с привилегиями - ст. 19, 22 КП, ст. 3 ПП).

Существовал особый вид виры - «дикая», или «повальная», которая

налагалась на всю общину. Наказание применялось при простом, неразбойном убийстве; при этом община либо отказывалась выдавать своего подозреваемого в убийстве члена, либо не могла «отвести от себя след» (подозрения). Община платила за своего члена только в том случае, если он ранее участвовал в вирных платежах за своих соседей. Институт «дикой» виры выполнял полицейскую функцию, связывая всех членов общины круговой порукой. За нанесение увечий, тяжких телесных повреждений назначались «полувиры»(20 гривен - ст.27,88ПП).

4.Продажа - это штраф за др. прест-ия (против личности, им-ва)размер дифференцировался в зависимости от тяжести преступления (1, 3,12 гривен). Продажа поступала в казну, потерпевший получал 5.урок - денежное возмещение за причиненный ему ущерб.

6.Головничество - денежное взыскание в пользу семьи убитого, оно было равно вире.

Судоустройство и судопроизводство в Древнерус. г-ве: виды судов, подсудность, принципы и стадии процесса, доказательства.

В Древнерусском государстве суд не был отделен от администрации. Посадники и другие должностные лица, осуществлявшие правосудие, получали определенную часть вир и продаж, взимаемых при рассмотрении дел. Кроме того, они вознаграждались и сторонами - участниками процесса. Высшей судебной инстанцией был великий князь.

1. Первоначально существовал общинный суд - в нем упоминается в РП (как суд из 12 ч-к).

2. Княжеский суд - В Киевской Руси судебная функция являлась одной из главных обязанностей княжеской власти. Князь лично должен был осуществлять суд и отвечать за неправильные действия поставленных им для суда тиунов.

3. С ростом феодальных отношений зарождается и укрепляется Вотчинный суд (суд земельных собственников) –Крупные землевладельцы-бояре постепенно приобретают все большую независимость от князя, присваивая функции управления и суда. иммунитетные грамоты..

4. Также осуществляют суд Посадники и волостели + местные суды – тиуны. В качестве вспомогательных суд-ых органов – мечник, детский отрок, ябедник, вирник.

5. Церковный суд: суд над всеми христианами по делам о преступлениях против религии и нравственности по всем делам, касающимся семейных отношений.

а) против религии и нравственности : дела о святотатстве, об оскорблении религиозной святыни, о ересях, колдовстве (чародействе), идолослужении и т.д. Следует отметить, что если в Западной Европе в средние века велись бесконечные процессы по делам о ересях и колдовстве и в результате происходили бесчисленные казни «еретиков» и «колдунов», тогда как в Древней Руси случаи казни еретиков были совершенно исключительными, единичными фактами.

б) по всем делам, касающимся семейных отношений: вопросы о законности брака, его расторжении, споры о столкновении между членами семьи и т.д.

Древнерусское право еще не знало четкого разграничения между уголовным и гражданским процессом, хотя некоторые процессуальные действия (гонение следа, свод) могли применяться только пол уголовным делам.

Судебный процесс:

носил обвинительно-состязательный характер.

Дело начиналось по жалобе (иску) потерпевшей стороны.

истец и ответчик обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным, значительную роль в системе доказательств играли «ордалии» («суд божий»), присяга и жребий.

Процесс делился на три этапа (стадии).

I стадия носила название заклич и состояла в обвинении о совершившемся преступлении (например, о пропаже имущества). Он производился в людном месте, «на торгу≫», где объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении трех дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком (ст. 32, 34 ПП).

II стадия процесса - свод (ст. 35-39 ПП) - похожа на очную ставку. Свод осуществлялся либо до заклича, либо в срок до истечения трех дней после него. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснение, где он приобрел эту вещь. Он и признавался Татем.

Если свод выходил за пределы населенного пункта, где пропала вещь, он продолжался до третьего лица. На него возлагалась обязанность уплатить собственнику стоимость вещи, и ему предоставлялось право далее самому продолжать свод.

III Гонение следа - заключалось в поиске доказательств и преступника (ст. 77 ПП). Т.к. в Др. Руси еще не было спец.розыскных органов и лиц гонение следа осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и добровольцы.

Система доказательств по РП состояла из:

1.свидетельских показаний («видоков» - очевидцев преступления и «послухов»-

свидетелей доброй славы, поручителей);

2. вещественных доказательств («поличное»);

3. «ордалий» (испытания огнем, водой, железом);

4. присяги («рота»- словесная клятва и целование Креста.)

5. судебный поединок («поле»), но он не упоминался в РП.

В законе ничего не говорится о собственном признании и письменных доказательствах.

Регулирование брачно-семейных обязательств в древнерусском законодательстве. понимание славянами семьи и брака в Древнерусском государстве дает возможность называть семьей сложный союз супругов между собой и родителей с детьми. Для бытия семьи были необходимы оба союза. Считалось, что один союз - союз супругов, у которых не было детей, не выполнял функции семьи.

Сведения о семейном укладе до принятия христианства весьма немногочисленны и отрывочны. Они свидетельствуют о наличии у различных племен в IX-X вв. моногамной семьи и полигамии. Семейные отношения в этот период регулировались обычным правом.

В дохристианский период основными способами заключения брака являлись:

1. Похищение невесты женихом «умычка» - один из наиболее древних способов заключения брака. Он мог быть как действительным, так и формальным, мнимым. С течением времени сговор с невестой все чаще стал предшествовать ее уводу. Обряд похищения -«умыкания невесты у воды» - совершался на праздниках в честь богини «женитвы» Лады. Этот языческий обряд не исчез, и после принятия христианства: его следы можно обнаружить в свидетельствах о жизни зависимого населения вплоть до XV в.

При покупке невесты у ее родственников продажа совершалась отцом, матерью девушки, а также главой рода или родового союза. Плата за невесту была связана с процедурой ее похищения и являлась следствием примирения жениха-похитителя с родом невесты, в результате которого жених за невесту отдавал выкуп.

Процесс покупки невесты уже в древние времена был достаточно сложным. В процедуре предварительного договора (запродажной сделки) выделялись этапы: 1) сватовства - осмотра предмета сделки (невесты) через посторонних; 2) рукобитья - заключения сделки родителями жениха или самим женихом, с одной стороны, и родителями невесть; - с другой. Содержание сделки - величина выкупа и срок совершение брака. Формы совершения сделки обычно словесная и символическая («рукобитье», «заручение»). Впоследствии они были дополнены религиозными формами, среди которых богомолье, литки, или пропоины (языческая жертва через возлияние). В плате за невесту различали действительную плату - вывод, или кладки, получаемую отцом невесты, и обрядовую - выкуп, получаемый братом невесты или ее подругами.

2. Самой распространенной формой заключения брака являлось приведение невесты ее родственниками в дом к жениху. В этом случае брак заключался в результате соглашения между родственниками невесты и женихом или его родственниками. Церемония брака сопровождалась особым обрядом: невесту приводили вечером в дом к жениху, и она разувала его. На следующий день после свадьбы родственники невесты приносили ее приданое. В более поздние периоды в летописях и актовых материалах свидетельств бытования обряда разувания женой мужа не обнаружено.

В Христианский период в основе брака лежали некоторые принципы рим. брачного сем. права. Самому брака предшествовала церемония обручения. (Стороны давали друг-другу обещания)

По рим. праву – давался задаток, в случае неисполнения обязательств задаток утрачивался(ст. отдавшая), а если брак не закл. по вине стороны, получившей задаток – они возвр. его в тройном р-ре.

На Руси обручение сопровождалось Церковными обрядами. В частности: пением, чтением молитв и обменом колец. Венчание (накладывали венцы).

Ограничение вступления в брак:

1) близкая степень родства или свойства (учитыв. близость и кровная, и духовная)

2) недостижение брачного возраста (по Эклоге (741) – М 15, Ж 13; по Прохирону – М 14 Ж 12. Для обручения MIN 15 лет).

Признание брака недействительным и развод:

В дохристианский период :1) по воле супруга; 2)расторгался по обоюдному согласию; 3) вообще не расторгался.

С принятием христианства: признание брака недействит. и развод являлось прерогативой Церкви.

Условия для признания брака недействит: 1) близкая степень родства/свойства; 2) заключение брака в более раннем возрасте, чем это устан-но z-вом. 3) закл-ие брака без согласия брачующихся и их родителей.

Развод:

Рим. право допускало развод по обоюдному согласию, а также и по воле одного из супругов.

Развод – не предмет суд. разбирательства, но! имели место неблагприятные последствия для супругов, наприм. штраф (виновная сторна)

Основания для развода:

1) нарушение супруж. верности

2) неспособность к брачн. сожит-ву со стороны супруга, устан. после 3 лет совм. жизни.

3) болезнь проказа

4) покушение на жизнь супруга

По Прохирону – Жена: 1) безвестно отсутсвие супруга в теч 5 лет.

2) вступление обоих супругов в монашество

3) если жена знала о покушении на Князя и не сказала мужу

4) если жена без разрешения мужа пировала с посторонними мужчинами или мылась с ними в бане.

5) если Ж без разреш. М ночевала вне дома и не у сврих родителей

6) если посещала без разреш М театр. и конские пристанища

Муж: 1) если муж злоумышлял против г-ва или знал об этом, но не донес.

2) Если М торговал честью Ж

3) Если М не смог доказать обвинение Ж в прелюбодеянии

4) Если у М сущ-ла явная связь с посторонней Ж.

Личные и имущ. права супругов:

В Дохристианский период:

Личные отношения между супругами во многом зависели от формы заключения брака. При похищении невесты она становилась собственностью своего мужа. Поэтому в отношении женщины у мужа возникали права скорее вещного, чем личного характера. При покупке невесты, особенно при заключении брака с приданым, по соглашению между женихом и родственниками невесты возникали такие отношения, которые несколько ограничивали власть мужа и давали жене некоторые личные права.

Власть мужа во всех случаях была велика. Но при этом на Руси, по-видимому, муж никогда по закону не имел права жизни и смерти в отношении своей жены. Хотя ее свободой распоряжаться мог, мог наказывать ее.

С принятием Христианства :

расшир. прав Ж; приданое оставалось за Ж.

Отношения между родителями детьми в славянских семьях языческого периода строились на признании власти родителей над детьми. Но источники свидетельствуют, что родительская власть была «чужда строгой суровости»: при заключении браков собственная воля и желание детей не оставались без внимания, при решении различных жизненно важных вопросов детям предоставлялось право выбора, в межсемейных конфликтах родители и дети, объединенные взаимной обязанностью кровной мести, выступали как равноправные партнеры.

Поделиться: