Чем отличается вотчина от поместья до 1714. В чем разница между вотчиной и поместьем

), что наряду с обязательным потомственным характером владения отличало вотчину от бенефиция , манора и поместья .

Вотчина различалась по экономической структуре (в зависимости от роли домена , типа феодальных повинностей крестьян), по величине, по социальной принадлежности вотчинников (светские, в том числе королевские, церковные).

В Древней Руси

Во времена Киевской Руси вотчина являлась одной из форм феодальной земельной собственности. Владелец вотчины имел право передать её по наследству (отсюда и происхождение названия от древнерусского слова «отчина», то есть отцовская собственность), продать, обменять или, например, поделить между родственниками. Вотчины как явление возникли в процессе формирования частной феодальной собственности на землю. Как правило, их собственниками в IX-XI веках были князья, а также княжеские дружинники и земские бояре - наследники прежней родоплеменной верхушки. После принятия христианства сформировалось и церковное вотчинное землевладение, собственниками которого являлись представители церковной иерархии (митрополиты , епископы) и большие монастыри .

Существовали различные категории вотчины: родовые, купленные, дарованные князем или другими, что частично влияло на возможность собственников свободно распоряжаться вотчиной . Так, владение родовыми вотчинами ограничивалось государством и родственниками. Собственник такой вотчины был обязан служить тому князю , на землях которого она находилась, а без согласия членов своего рода вотчинник не мог её продать или обменять. В случае нарушения таких условий собственника лишали вотчины. Данный факт свидетельствует о том, что в эпоху Древнерусского государства владение вотчиной не было ещё приравнено к праву безусловной собственности на неё.

В удельный период

Также термин отчина притяжательным местоимением) применялся в княжеских спорах за столы. Акцент при этом делался на том, княжил ли в городе-центре определённой вотчины отец претендента либо претендент является для этого княжества «изгоем» (см. Лествичное право).

В великом княжестве Литовском

После того, как значительная часть западных русских земель попала под власть Литвы и Польши , вотчинное землевладение на этих территориях не только сохранилось, но и существенно возросло. Большинство вотчин стало принадлежать представителям древних малорусских княжеских и боярских родов. Одновременно Великие князья Литовские и польские короли даровали земли «в отчину», «на вечность» литовским, польским и русским феодалам. Особенно активным этот процесс стал после 1590 года, когда сейм Речи и Посполитой по итогам войны 1654-1667 годов . На Левобережье во второй половине XVII столетия шёл постепенный процесс формирования землевладения украинской козацкой старшины.

В великом княжестве Московском

В XIV-XV веках вотчины были основной формой землевладения и в Северо-Восточной Руси , где шёл активный процесс формирования Московского княжества и затем единого централизованного государства . Однако в связи с возрастанием противоречий между центральной великокняжеской властью и вольностями бояр-вотчинников права последних начали существенно ограничиваться (например, было отменено право свободного отъезда от одного князя к другому, ограничено право суда феодала в вотчинах и прочее). Центральная власть начала опираться на дворянство, которое пользовалось землевладением согласно поместному праву . Особенно активным был процесс ограничения вотчин в XVI столетии. Тогда были значительно ограничены вотчинные права бояр (законы 1551 года и 1562 года), а во время опричнины большое количество вотчин было ликвидировано, а их собственники казнены. В конце XVI столетия в России основной формой землевладения были уже не вотчины, а поместья. Уложение о службе 1556 года фактически приравняло вотчину к поместью («служба по отечеству»). В XVII столетии продолжился процесс юридического сближения вотчины с поместьем, который завершился изданием Петром I 23 марта 1714 года указа о единонаследии, объединившего вотчину и поместье в единое понятие имение . С тех пор понятие Вотчина иногда употреблялось в России в XVIII-XIX веках для обозначения дворянской земельной собственности.

См. также

Напишите отзыв о статье "Вотчина"

Литература

  • Ивина Л. И. Крупная вотчина Северо-Восточной Руси конца XIV - первой половины XVI в. / Л. И. Ивина; Под ред. Н. Е. Носова ; Ленингр. отд-ние Института истории СССР АН СССР. - Л. : Наука . Ленингр. отд-ние, 1979. - 224 с. - 2 600 экз. (обл.)

Отрывок, характеризующий Вотчина

Княжна Марья отложила свой отъезд. Соня, граф старались заменить Наташу, но не могли. Они видели, что она одна могла удерживать мать от безумного отчаяния. Три недели Наташа безвыходно жила при матери, спала на кресле в ее комнате, поила, кормила ее и не переставая говорила с ней, – говорила, потому что один нежный, ласкающий голос ее успокоивал графиню.
Душевная рана матери не могла залечиться. Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой и не принимающею участия в жизни – старухой. Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта новая рана вызвала Наташу к жизни.
Душевная рана, происходящая от разрыва духовного тела, точно так же, как и рана физическая, как ни странно это кажется, после того как глубокая рана зажила и кажется сошедшейся своими краями, рана душевная, как и физическая, заживает только изнутри выпирающею силой жизни.
Так же зажила рана Наташи. Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь.
Последние дни князя Андрея связали Наташу с княжной Марьей. Новое несчастье еще более сблизило их. Княжна Марья отложила свой отъезд и последние три недели, как за больным ребенком, ухаживала за Наташей. Последние недели, проведенные Наташей в комнате матери, надорвали ее физические силы.
Однажды княжна Марья, в середине дня, заметив, что Наташа дрожит в лихорадочном ознобе, увела ее к себе и уложила на своей постели. Наташа легла, но когда княжна Марья, опустив сторы, хотела выйти, Наташа подозвала ее к себе.
– Мне не хочется спать. Мари, посиди со мной.
– Ты устала – постарайся заснуть.
– Нет, нет. Зачем ты увела меня? Она спросит.
– Ей гораздо лучше. Она нынче так хорошо говорила, – сказала княжна Марья.
Наташа лежала в постели и в полутьме комнаты рассматривала лицо княжны Марьи.
«Похожа она на него? – думала Наташа. – Да, похожа и не похожа. Но она особенная, чужая, совсем новая, неизвестная. И она любит меня. Что у ней на душе? Все доброе. Но как? Как она думает? Как она на меня смотрит? Да, она прекрасная».
– Маша, – сказала она, робко притянув к себе ее руку. – Маша, ты не думай, что я дурная. Нет? Маша, голубушка. Как я тебя люблю. Будем совсем, совсем друзьями.
И Наташа, обнимая, стала целовать руки и лицо княжны Марьи. Княжна Марья стыдилась и радовалась этому выражению чувств Наташи.
С этого дня между княжной Марьей и Наташей установилась та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами. Они беспрестанно целовались, говорили друг другу нежные слова и большую часть времени проводили вместе. Если одна выходила, то другаябыла беспокойна и спешила присоединиться к ней. Они вдвоем чувствовали большее согласие между собой, чем порознь, каждая сама с собою. Между ними установилось чувство сильнейшее, чем дружба: это было исключительное чувство возможности жизни только в присутствии друг друга.
Иногда они молчали целые часы; иногда, уже лежа в постелях, они начинали говорить и говорили до утра. Они говорили большей частию о дальнем прошедшем. Княжна Марья рассказывала про свое детство, про свою мать, про своего отца, про свои мечтания; и Наташа, прежде с спокойным непониманием отворачивавшаяся от этой жизни, преданности, покорности, от поэзии христианского самоотвержения, теперь, чувствуя себя связанной любовью с княжной Марьей, полюбила и прошедшее княжны Марьи и поняла непонятную ей прежде сторону жизни. Она не думала прилагать к своей жизни покорность и самоотвержение, потому что она привыкла искать других радостей, но она поняла и полюбила в другой эту прежде непонятную ей добродетель. Для княжны Марьи, слушавшей рассказы о детстве и первой молодости Наташи, тоже открывалась прежде непонятная сторона жизни, вера в жизнь, в наслаждения жизни.
Они всё точно так же никогда не говорили про него с тем, чтобы не нарушать словами, как им казалось, той высоты чувства, которая была в них, а это умолчание о нем делало то, что понемногу, не веря этому, они забывали его.
Наташа похудела, побледнела и физически так стала слаба, что все постоянно говорили о ее здоровье, и ей это приятно было. Но иногда на нее неожиданно находил не только страх смерти, но страх болезни, слабости, потери красоты, и невольно она иногда внимательно разглядывала свою голую руку, удивляясь на ее худобу, или заглядывалась по утрам в зеркало на свое вытянувшееся, жалкое, как ей казалось, лицо. Ей казалось, что это так должно быть, и вместе с тем становилось страшно и грустно.
Один раз она скоро взошла наверх и тяжело запыхалась. Тотчас же невольно она придумала себе дело внизу и оттуда вбежала опять наверх, пробуя силы и наблюдая за собой.
Другой раз она позвала Дуняшу, и голос ее задребезжал. Она еще раз кликнула ее, несмотря на то, что она слышала ее шаги, – кликнула тем грудным голосом, которым она певала, и прислушалась к нему.
Она не знала этого, не поверила бы, но под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застлавшим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные молодые иглы травы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и не заметно. Рана заживала изнутри. В конце января княжна Марья уехала в Москву, и граф настоял на том, чтобы Наташа ехала с нею, с тем чтобы посоветоваться с докторами.

После столкновения при Вязьме, где Кутузов не мог удержать свои войска от желания опрокинуть, отрезать и т. д., дальнейшее движение бежавших французов и за ними бежавших русских, до Красного, происходило без сражений. Бегство было так быстро, что бежавшая за французами русская армия не могла поспевать за ними, что лошади в кавалерии и артиллерии становились и что сведения о движении французов были всегда неверны.
Люди русского войска были так измучены этим непрерывным движением по сорок верст в сутки, что не могли двигаться быстрее.
Чтобы понять степень истощения русской армии, надо только ясно понять значение того факта, что, потеряв ранеными и убитыми во все время движения от Тарутина не более пяти тысяч человек, не потеряв сотни людей пленными, армия русская, вышедшая из Тарутина в числе ста тысяч, пришла к Красному в числе пятидесяти тысяч.
Быстрое движение русских за французами действовало на русскую армию точно так же разрушительно, как и бегство французов. Разница была только в том, что русская армия двигалась произвольно, без угрозы погибели, которая висела над французской армией, и в том, что отсталые больные у французов оставались в руках врага, отсталые русские оставались у себя дома. Главная причина уменьшения армии Наполеона была быстрота движения, и несомненным доказательством тому служит соответственное уменьшение русских войск.
Вся деятельность Кутузова, как это было под Тарутиным и под Вязьмой, была направлена только к тому, чтобы, – насколько то было в его власти, – не останавливать этого гибельного для французов движения (как хотели в Петербурге и в армии русские генералы), а содействовать ему и облегчить движение своих войск.

Вотчина – важнейшее явление, существовавшее в средневековой Западной Европе и на Руси. Так назывались земельные угодья вместе с хозяйственными постройками и другим имуществом, а также зависимыми крестьянами. Это слово имеет тот же корень, что и в словах «отец», «отчизна», что указывает нам на то, что вотчина передавалась по наследству, была имуществом семьи.

Вотчина появилась в Древней Руси, когда формировалась власть князей и бояр. Князья раздавали земли членам своих дружин и другим представителям знати. Как правило, это была награда за службу или какие-то выдающиеся заслуги. Существовала и другая категория землевладельцев – высшие церковные иерархи и монастыри.

Вотчина передавалась владельцу и его семье в полное безраздельное владение, без каких бы то ни было условий. Ее можно было передать по наследству, подарить, продать. В своей вотчине владелец был полноправным хозяином. Он не только пользовался результатами деятельности крестьян, то есть обеспечивал свое существование. В пределах владений вотчинник чинил суд, разрешал споры, и т.д.

Вотчина в Древней Руси

Институт наследственного землевладения сыграл огромную роль в становлении средневековых государств, в том числе, и Древней Руси. В те времена земля являлась главным средством производства. Тот, кто владел землей, мог оказывать влияние на все сферы жизни общества. Благодаря деятельности владетельной знати формировалось право, судопроизводство, экономика, церковные и государственные устои.

В период феодальной раздробленности основными владельцами вотчин были бояре и князья. Свободные крестьяне тоже владели землей, но только в форме общинной собственности. Постепенно ситуация в государстве менялась: Русь освободилась от монгольского завоевания, начались процессы сбора земель и централизации власти в руках московских великих князей. В такой сложной обстановке князья были вынуждены ограничивать права и вольности бояр.


На смену старой знати постепенно стали приходить дворяне – люди, которые получали свои привилегии за службу и пользовались ими только до тех пор, пока служили. Именно так появилась новая форма владения землей – поместья.

Вотчина и поместье - в чем разница

Важнейшим отличием поместий от вотчин является их условный и неличный характер. Произошло это так: московским князьям нужно было вести войны, усмирять непокорные районы и охранять свои границы. Образовалась необходимость в большом количестве служилых людей. Чтобы обеспечить служилых и их семьи, им выделяли поместья – землю с крестьянами.

Изначально дворянин владел поместьем только в период своей службы и не мог передавать его по наследству. Поместье оставалось государственной собственностью – оно давалось служилому в пользование и отчуждалось с окончанием службы.

В дальнейшем происходило два параллельных процесса. Великие князья (которые, начиная с Ивана Грозного, стали именоваться русскими царями) все более активно сокращали права бояр. На владения вотчинами накладывали ограничения, а у некоторых неугодных боярских кланов вотчины просто отбирали. Кроме того, бояр заставляли служить в обязательном порядке. Значительная часть служилых людей набиралась из боярских детей, которые отныне не могли пользоваться привилегиями своих отцов, не принося пользы стране.

Одновременно с этим поместья становились наследуемым имуществом. Так власть предержащие стимулировали дворян к преданной службе. По существу к началу 18-го столетия вотчина и поместье стали одним и тем же. Окончательно решил этот вопрос Петр Первый, издавший указ о единонаследии. Все угодья, которые прежде именовались вотчинами или поместьями, с этого момента стали называться именьями.


В истории нашего государства это имело далеко идущие последствия. Сформировался класс помещиков, владевших огромными землями и на правах наследуемой собственности. В дальнейшем дворяне получили «свободу»: их обязанность служить была отменена, а именья вместе с крестьянами остались. Система «земля в обмен на службу Отечеству» утратила силу, что и привело к последующим социальным потрясениям.

Сравнивая вотчину и поместье важно понимать разницу между «собственностью» и «владением». Сегодня это просто, а русского обывателя XV-XVI веков разглядеть отличия было совсем нелегко. Прежде всего, потому что уже во времена Ивана III вотчинами могли владеть только те, кто служил царю. Право собственности в те времена, нарушалось на каждом шагу не только высшей властью, но и любым влиятельным феодалом. Владельцы вотчины или поместья мыслили и действовали по принципу: «то, чем владею, мое, пока не отобрали».

Если хозяйственный интерес владельца брать за основу сравнения вотчины и поместья, то можно обнаружить, что во второй половине XVI века было предпочтительнее иметь поместье. А уже в середине XVII веке выгоднее стала вотчина.

    В первом варианте — хаос и неразбериха. Захваченные земли помещики эксплуатировали как хищники, бросали и занимали новое поместье.

    Поместье – это особое земельное владение, выделяемое военным и государственным служащим в XV - XVII веках на время исполнения ими предписанных обязанностей.

    Второй вариант — когда в XVII веке, феодальные отношения стали более устойчивыми, вотчины стали ориентиром в стремлении помещиков, закрепить имения за собой и своим родом навсегда.

    Вотчина – это переходящие по наследству (от «отца») земельное владение (постройки, инвентарь) и зависимые крестьяне на правах частной собственности.

Таким образом, общими признаками вотчины и поместья можно назвать:

  • земельное владение;
  • наличие зависимых крестьян;
  • необходимость «царевой службы» для сохранения прав владения.

Различий между поместьями и вотчинами было несколько больше:

Поместье

Принцип владения

Безусловное

Условное

Кто владел

Крупные феодалы (князья, бояре, монастыри)

Служилые дворяне, дети боярские

Право наследования

Условие: продолжение службы наследником

Возможность раздела между наследниками

Если хозяин не оставил сыновей

Имение остается в роду

Имение возвращается в государственную казну

Право купли, продажи и дарения

Право рода вернуть владение, проданное на сторону

В течение 40 лет можно выкупом вернуть проданное имение

Налоги, сборы и повинности

Освобождены от большей части налогов и натуральных повинностей в пользу казны

Помещичьи крестьяне платили «царские подати». Недобор налогов обязаны были возмещать владельцы имения.

Из этого следует — вотчина занимала более высокое положение в иерархии условий землевладения. Поэтому в XVII веке установилась тенденция к увеличению числа вотчин, а поместьями зачастую оставались земли, которые не жаль было забросить.

Уложение о службе 1556 г. предписало вотчинникам и помещикам обязательную службу, увязав ее с величиной имения, что сблизило правовые режимы земельной собственности. Процесс в целом завершило Соборное Уложение 1649 года. А окончательно различия между вотчиной и поместьем были ликвидированы Петром I в 1714 г., указом о единонаследии.

Укажите, чем поместье отличалось от вотчины. Назовите указ, по которому окончательно было ликвидировано различие между поместьем и вотчиной. Какую норму предыдущего закона отменял данный указ?

Из законодательного акта

«...По указам предков наших, великих государей, соборным уложением положено... отцам детей своих в движимых и недвижимых имениях делить всем по равным частям, а жёнам, после умерших мужей, давать из поместий их, с окладов, на прожиток и купленные при них вотчины. В 1714 году... дядя наш, его императорское величество, особливыми пункты, те разделы отменил, а по первенству одного наследником назначить соизволил, в таком всемилостивейшем намерении, чтоб от разделения деревень в разные руки, фамилии и знатные дома не упадали. Но... отцы, естественно сожалея своих детей, всеми образы старались, несмотря ни на какие свои убытки и разорения, делить детей своих всем по равным частям и крепили им то продажами и закладами через разные руки, а которые того при себе учинить не могли, тем другие разные способы к тому искали и подвергали детей своих под великие клятвы, чтобы оставшееся после их имение, по смерти их, равно между собою делили, и тем, как между детьми, так и между родственниками, не только ненависти и ссоры произошли, но некоторые,... и до смерти побивали. Того ради мы, наше императорское величество, ревнуя закону Божию и милосердуя о своих подданных, пожаловали, всемилостивейше повелели впредь, с сего указу, как поместья, так и вотчины именовать равно одно недвижимое имение вотчина, и отцам и матерям детей своих делить по уложению, всем равно; тако ж и за дочерьми в приданое давать по-прежнему, а которые отцы и матери помрут без завещания, после таких в разделе недвижимых и движимых их имений, поступать по нижеследующим пунктам:

После умершего мужа изо всего его недвижимого имения, какого бы звания за ним ни было, из жилого и пустого, давать жене его со ста по пятнадцати четвертей, в вечное владение, а из движимого имения по уложению, а собственным их приданым имениям и что они, будучи замужем, куплею себе или после родственников, по наследству присовокупили, быть при них, не зачитывая того в ту указную дачу что надлежит дать из мужней (собственности); а дочерям, при братьях, как из недвижимого, так и из движимого, против матери или мачехи, половину».

Пояснение.

1) вотчина в XIV-XVII вв. являлась частной собственностью землевладельца. Поместье являлось собственностью государства; оно предоставлялось дворянину на условии несения военной службы, и он не мог им свободно распоряжаться (продать, подарить, заложить);

2) указ о единонаследии (1714 г.);

3) отменённый указ о единонаследии Петра I требовал отдавать всё недвижимое имущество одному сыну; остальные наделялись только движимым.

Тема создания родового поместья сегодня снова стала актуальна. Людям предоставляется возможность иметь свой гектар земли с собственным лесом, прудом, сельскохозяйственными угодьями. Идея устройства поместья не является новаторской. Со времен Древней Руси существовала возможность получить надел земли, называемый вотчиной или поместьем.

Корнем слова «вотчина» является «отчина», то есть это земля, передающаяся от отца к сыну. В состав вотчины входили

  • пашни
  • строения
  • инвентарь
  • животные
  • крестьяне, проживающие на этих землях.

Поместье — это достаточно крупное феодальное владение, большую часть площади которого занимали барские угодья, обрабатываемые крепостными крестьянами.

Способы приобретения

Государственные и военные служащие наделялись землей – поместьем. Причем, при прекращении служения царю, поместье изымалось. Также причиной лишения владельца поместных земель могло стать их запустение и недостаточный уход.

Вотчины могли быть приобретены тремя способами: родовое наследование, дарование за службу, выкуп. Размер вотчин владельцы увеличивали за счет купли, дарения, захвата общинных крестьянских земель.

История возникновения

Вотчины появились еще в 10 веке, а к 13-15 векам этот вид собственности на землю стал самым популярным.

Вотчина на Руси

Появление первых поместий датируется 15 веком. Однако еще в 13 веке некоторые князья награждали дворцовых или военных слуг земельными наделами, при условии выполнения службы.

Формы владения

Вотчины наследовались боярами и князьями и могли быть ими проданы, заложены или подарены.

Поместье представлялось дворянам или боярским детям и не являлось личной собственностью. А, соответственно, любые манипуляции с ним были запрещены. При этом, как и владельцы вотчин, помещики имели право на крестьян, относящихся к этим землям, и взимали с них подати. А с конца 16 века был введен новый закон, по которому поместье могло быть унаследовано, однако новый владелец должен был также служить государству, как и прежний. В 18 веке права владельцев поместий и вотчин были уравнены и создан новый вид собственности – имение.

Выводы сайт

  1. Вотчина – более ранняя форма собственности, чем поместье.
  2. Вотчина являлась личным владением с правом продажи, залога, дарения и наследования. Поместье – государственная собственность, выдаваемая на время службы.
  3. К 18 веку владельцы поместий и вотчин стали равны в правах.
Поделиться: