Пошаговая инструкция по банкротству отсутствующего должника. Арбитражный суд республики коми Отсутствующий заемщик это

Введение

Неплатежеспособность, кризис экономики и легального бизнеса, существование предприятий-невидимок, числящихся в реестре, но давно уже не имеющих, ни руководства, ни работников, задолженность по зарплате, пробелы в законодательстве - породили теневое решение проблемы "освобождения от непомерных долгов" и ситуацию банкротства практически всех предприятий-производителей.

Закон "О несостоятельности (банкротстве)", вобравший в себя лучшее из западных аналогов и подведенный к современной российской действительности, принят с расчетом на десятилетия и призван способствовать стимулированию платежеспособности и оздоровлению нашей экономики.

В действующем законодательстве о несостоятельности имеется такая упрощенная процедура, как банкротство отсутствующего должника. Наличие данной процедуры в законодательстве объясняется большим количеством должников, которые соответствуют всем признакам отсутствующего должника, установленным действующим законом. Важно, что в этом случае интересы кредиторов учитываются.

Целью работы является анализ теоретических и нормативных положений, регламентирующих банкротство отсутствующего должника, выявление имеющихся трудностей их правоприменения, определение эффективности действующего законодательства. Для достижения этой цели требуется разрешение следующих задач: провести правовой анализ норм действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве); раскрыть понятие отсутствующего должника; рассмотреть признаки и критерии несостоятельности (банкротства) отсутствующего должника как должника особой категории; выявить особенности подачи заявления о признании отсутствующего должника банкротом.

Понятие и признаки отсутствующего должника

Как известно, для юридического лица банкротство наступает, когда оно не способно удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Основанием для признания гражданина банкротом служит его неспособность исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. Эти положения не применяются при подаче заявления о признании отсутствующего должника банкротом.

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом принимается арбитражным судом независимо от размера кредиторской задолженности, а также при ее отсутствии.

Под отсутствующим должником-гражданином понимается физическое лицо, фактически прекратившее свою предпринимательскую деятельность, отсутствующее по месту жительства или месту пребывания, и установить местонахождение которого не представляется возможным.

Отсутствующий должник - юридическое лицо - организация, которая фактически прекратила свою деятельность (не осуществляются текущие платежи в течение длительного времени), и руководитель которой отсутствует по месту жительства или месту пребывания, и установить местонахождение которого не представляется возможным. Указанные два признака отсутствующего должника - юридического лица непосредственно взаимосвязаны.

Положения, предусмотренные §2 главы Х Закона, применяются и в том случае, если имущество должника юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве. Арбитражный суд может установить отсутствие или недостаточность имущества для покрытия указанных расходов из баланса должника, представленного по запросу суда государственной налоговой службой.

Кроме того, указанные положения применяются и в случае отсутствия операций по счетам должника в течение 12 месяцев. По существу, отсутствующие должники - это уже недействующие лица, которые еще находятся в списке Единого государственного реестра юридических лиц. В этом случае все чаще завершается ликвидацией юридического лица. Это позволяет сделать правильные изменения в списке Единого государственного реестра юридических лиц. То есть избавиться от уже итак не существующих по каким-то причинам хозяйствующих субъектов.

К признакам отсутствующего должника относится следующее:

Фактически прекращена предпринимательская или иная деятельность.

У предприятия отсутствует руководитель, или его местонахождение установить не предоставляется возможным.

Все имущество предприятия заранее является недостаточным для покрытия тех расходов, которые связаны с ведением дела.

Начиная со дня подачи заявления о банкротстве и в течение последующих 12 месяцев по банковским счетам должника не проводились никакие банковские операции.

Наличие других признаков, которые могут свидетельствовать об отсутствии предпринимательской или другой деятельности должника.

банкротство должник суд

К упрощенным процедурам, применяемым в деле о банкротстве и регламентируемым гл. XI ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», относятся:

  • 1. банкротство ликвидируемого должника;
  • 2. банкротство отсутствующего должника.

Банкротство отсутствующего должника

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности в случаях:

  • 1. если гражданин-должник или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным,
  • 2. если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве,
  • 3. если в течение последних 12 месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника,
  • 4. при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве. Порядок и условия финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, устанавливаются Правительством РФ.

В случае обнаружения признаков отсутствующего должника в ходе наблюдения временный управляющий обязан подать заявление в арбитражный суд о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику. Арбитражный суд выносит соответствующее определение.

Арбитражный суд принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом или с даты получения арбитражным судом заявления временного управляющего о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику.

Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве отсутствующего должника не применяются.

Конкурсный управляющий уведомляет в письменной форме о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов отсутствующего должника, которые в течение месяца со дня получения уведомления могут предъявить свои требования конкурсному управляющему в порядке, установленном ст. 71 Федерального закона.

Дополнительное страхование ответственности арбитражного управляющего в отношении отсутствующего должника не осуществляется.

Конкурсный управляющий при обнаружении им имущества отсутствующего должника, позволяющего покрыть судебные расходы в связи с производством по делу о банкротстве, обязан направить ходатайство в арбитражный суд о прекращении упрощенной процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и переходе к процедурам, применяемым в деле о банкротстве и предусмотренным настоящим Федеральным законом.

По ходатайству конкурсного управляющего при обнаружении им имущества отсутствующего должника арбитражный суд выносит определение о прекращении упрощенной процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и переходе к процедурам, применяемым в деле о банкротстве и предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в порядке очередности, предусмотренной статьей 134 Федерального закона.

Процедура банкротства не представляет собой единичные случаи, достаточно большое количество компаний и физических лиц прибегают к ней в том случае, если их платежеспособность снизилась настолько, что не позволяет выплатить имеющиеся обязательства. Однако имеет место специфический случай, который требует отдельного рассмотрения - банкротство отсутствующего должника . Необходимость в данной процедуре возникает в том случае, если сам должник или его руководитель прекращает свою деятельность и исчезает. Если попытки установить его местонахождение не увенчаются успехом, кредитор или другой уполномоченный орган имеет право подать заявление на начало процедуры по признанию его банкротства. Рассмотрим ее особенности и этапы более подробно.

Что представляет собой банкротство отсутствующего должника?

Разработан ряд нормативных актов, в которых рассмотрена освещающая банкротство отсутствующего должника пошаговая инструкция, так же как и особенности проведения данной процедуры.

Для того чтобы юридическое лицо было в судебном порядке признано отсутствующем оно должно удовлетворять следующим признакам:

  • по факту перестало вести свою деятельность;
  • отсутствует информация о том, где находится сам руководитель организации, также как и его офис и имеющееся на балансе имущество;
  • неизвестен адрес проживания или временного проживания руководства организации.

В данном случае для признания банкротства такого должника не принимается во внимание размер его обязательств. Достаточным является выполнение условия, в соответствие с которым срок отсутствия выплат по задолженности превышает один год (это проявляется в отсутствии движения денежных средств по счетам в течение двенадцати месяцев).

Инициатором подачи заявление о банкротстве подобного должника может выступать либо кредитор, либо уполномоченный государственный орган. Сам должник не может воспользоваться статусом отсутствующего и подать соответствующего рода заявление. Если он появился и желает объявить себя банкротом, то проводимая процедура имеет стандартную схему, включающую в себя все предусмотренные законом . Единственным исключением из этого правила является ситуация, в которой выполняются следующие условия:

  • хозяйственная деятельность прекращена;
  • движение по счетам не осуществлялись в течение как минимум двенадцати месяцев;
  • суммарная стоимость имущества меньше, чем требуемые расходы.

В данном случае может быть принято заявление и от самого дебитора.

Ограниченное число возможных инициаторов судебного разбирательства по поводу присвоения статуса банкрота представляет собой одну из основных особенностей данной процедуры. После подачи заявления в Арбитражный суд проходит месяц до того момента, как отсутствующий должник признается банкротом, что влечет за собой ликвидацию организации и начало . Есть еще один вариант развития событий, при котором может быть объявлено об отсутствии должника. В том случае если во время назначенный временный управляющий ставит суд в известность о том, что имеются какие-либо признаки отсутствующего должника, происходит переход к упрощенной процедуре банкротства в установленные сроки (в течение месяца). Этот промежуток времени предназначен для того, чтобы поставить в известность кредиторов отсутствующего должника и получить выставляемые ими требования. Их удовлетворение происходит в порядке очередности.

Таким образом, признается финансовая несостоятельность отсутствующего должника, после чего применяются соответствующие меры.

Используемые упрощенные процедуры банкротства ликвидируемого и отсутствующего должника означают, что стадии, направленные на восстановление экономического положения организации (такие как финансовое оздоровление и внешнее управление) в данном случае пропускаются. Следовательно, на его проведение уходит гораздо меньше времени, чем при обычной процедуре признания банкротства.

Как только конкурсный управляющий приходит к выводу, что имеется имущество должника, достаточное для погашения судебных расходов по его делу, то он направляет соответствующее ходатайство в суд, после чего начинаются процедуры, которые относятся к делу о банкротстве.

Следует отметить, что проведение данного судебного разбирательства имеет ряд отличий от обычной процедуры признания банкротства. В частности, все судебные издержки в данном случае покрываются государственным уполномоченным органом, который подает соответствующее заявление. Именно он должен заплатить госпошлину и вознаграждение привлеченному управляющему по результатам проделанной работы.

Важно помнить, что в роли отсутствующего должника может выступать как юридическое лицо, так и физическое.

Также подчеркнем, что при привлечении арбитражного управляющего для ведения дел отсутствующего должника его ответственность не подвергается дополнительному страхованию.

Таким образом, можно сделать вывод, что согласно нормам, прописанным в , установление банкротства может быть осуществлено при выполнении хотя бы одного из двух оснований:

  • местоположение должника неизвестно и не может быть установлено;
  • с момента прекращения предпринимательской деятельности дебитора, приносящей прибыль, прошло более одного года.

Отдельно стоит отметить порядок, по которому признается отсутствующим физическое лицо. В данном случае действуют процедуры, отличные от тех, которые прописаны в Гражданском кодексе РФ в отношении признанных судом безвестно отсутствующих граждан. Достаточным основанием является прекращение ведения предпринимательской деятельности, доказанная неплатежеспособность, отсутствие движения денежных средств по счету в течение последнего года, наличие недостаточного для покрытия обязательств имущества.

Страница 15 из 15


Банкротство отсутствующего должника

В случаях, если гражданин-должник или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, в соответствии с нормами § 2 главы XI Закона о банкротстве в отношении указанных отсутствующих должниковприменяется упрощенная процедура банкротства.

Отсутствующий должник - гражданин - физическое лицо, фактически прекратившее свою предпринимательскую деятельность, отсутствующее по месту жительства или месту пребывания, и установить местонахождение которого не представляется возможным.

Отсутствующий должник - юридическое лицо – организация, фактически прекратившая свою деятельность, и руководитель которой отсутствует по месту жительства или месту пребывания, и установить местонахождение которого не представляется возможным.

В соответствие с п. 1 ст. 227 Закона о банкротстве заявление о признаний отсутствующего должника банкротом может быть подано в арбитражный суд кредитором либо уполномоченным органом (например, налоговой инспекцией). Указанное заявление принимается арбитражным судом независимо от размера кредиторской задолженности.

Правило, допускающее подачу уполномоченным органом заявления о признании отсутствующего должника банкротом только при наличии достаточных финансовых средств, что должно подтверждаться, например, строками соответствующих бюджетов, является новеллой законодательства о несостоятельности. Кредитор может подать заявление о банкротстве и в тех случаях, когда у должника не хватает средств на финансирование процедур банкротства.

Согласно п. 2 ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются коллегиальным составом судей, если иное не предусмотрено федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства). В ст. 228 Закона о банкротстве устанавливается новое пра вило рассмотрения дел о банкротстве отсутствующего должника в арбитражном суде. Дела о банкротстве отсутствующих должников в соответствии с п. 4 ст. 228 Закона о банкротстве рассматриваются судьей арбитражного суда единолично.В соответствии с п. 1 ст. 228 Закона о банкротстве арбитражный суд в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства. (По общему правилу закрепленному в ст. 51 Закона о банкротстве дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом).

При вынесении решения о признании должника банкротом арбитражный суд назначает конкурсного управляющего (при этом вполне могут возникнуть проблемы, связанные с оплатой его деятельности, если средства у должника отсутствуют).

Существенная особенность банкротства отсутствующего должника – неприменение на основании п. 1 ст. 228 Закона о банкротстве к отсутствующему должнику реабилитационных процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления.

В соответствии с п. 61 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. № 29 в случаях установления в судебном заседании по проверке обоснованности требований конкурсного кредитора к должнику признаков отсутствующего должника арбитражным судом по письменному ходатайству конкурсного кредитора или с его письменного согласия применяется процедура банкротства отсутствующего должника в порядке, предусмотренном § 2 главы XI Закона о банкротстве. При наличии такого ходатайства или согласия конкурсного кредитора судья назначает заседание по рассмотрению вопроса о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства (ст. 228 Закона о банкротстве). В отсутствие ходатайства конкурсного кредитора или его согласия судья выносит определение об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу применительно к п. 3 ст. 48 Закона о банкротстве. Если признаки отсутствующего должника выявляются в деле о банкротстве, возбужденном по заявлению уполномоченного органа, то при отсутствии доказательств наличия финансирования (п. 2 ст. 227 Закона о банкротстве) производство по делу подлежит прекращению.

Конкурсный управляющий в рамках выполнения своих обязанностей осуществляет опубликование сведений о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также письменно уведомляет о банкротстве всех известных ему кредиторов отсутствующего должника.

Статья 228 Закона о банкротстве не устанавливает последствия опоздания кредитора с заявлением требований, вследствие чего, очевидно, надлежит применять общие положения Закона о банкротстве.

Кредиторы отсутствующего должника в месячный срок со дня получения уведомления вправе предъявить свои требования конкурсному управляющему.

Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в порядке очередности, предусмотренной ст. 134 Закона о банкротстве, при этом покрытие судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения конкурсному управляющему осуществляется вне очереди.

Как отмечалось выше, § 2 главы XI Закона о банкротстве применяется к двум категориям должников .

1. Собственно отсутствующим должникам (о них говорилось выше).

2. Не являющимися отсутствующими должниками в смысле п. 1 ст. 227 Закона о банкротстве но, во-первых, имеющих слишком мало имущества (настолько, что оно не позволяет покрыть судебные расходы); во-вторых, прекративших деятельность (как предпринимательскую, так и иную). О прекращении деятельности мы будем делать вывод, исходя из любых признаков, в частности, из того, что в течение последних 12 месяцев до даты подачи заявления о банкротстве не проводились операции по банковским счетам должника.

Статья 230 Закона о банкротстве устанавливает случаи применения положений о банкротстве отсутствующего должника, содержащихся в ст.ст. 227-229 Закона о банкротстве.

Указанные положения применяются к юридическим лицам, не подпадающим под критерии отсутствующего должника, но в отношении которых существуют подтвержденные документально данные, свидетельствующие о следующем:

Объем имущества должника - юридического лица заведомо не позволяет покрывать судебные расходы по делу о банкротстве;

Отсутствуют операции по банковским счетам должника в течение последних 12 месяцев;

Существуют иные признаки, свидетельствующие об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

Сам должник, как следует из п. 1 ст. 227 Закона о банкротстве, подать заявление о своем банкротстве не может ; уполномоченные органы имеют такую возможность только при наличии у должника средств, достаточных для финансирования процедур банкротства (п. 2 ст. 227 Закона о банкротстве). Кредиторы, очевидно, не имеют никакой заинтересованности в заявлении о признании банкротом должника, у которого отсутствуют значительные (либо даже минимальные) средства.

Такое регулирование приводит к невозможности осуществления ликвидации отсутствующих должников (обычная ликвидация невозможна, т.к. у них не хватает средств для полного удовлетворения кредиторов, а заявлять о банкротстве при отсутствии у кредиторов такого желания будет некому). Можно с большой степенью уверенности предположить, что среди множества нормально функционирующих хозяйствующих субъектов будут существовать юридические лица, не осуществляющие какой-либо деятельности, но и не ликвидированные (при этом у данных субъектов будут все реквизиты и регистрация в качестве юридического лица, что может быть использовано для различных злоупотреблений).

Во избежание указанной ситуации Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 67 постановления от 15 декабря 2004 г. № 29 установил, что в силу ст. 230 Закона о банкротстве при наличии признаков, указанных в данной статье, по заявлению уполномоченного органа может быть принято решение о признании отсутствующего должника банкротом и в отсутствие у такого должника задолженности перед кредиторами или по обязательным платежам.



Индекс материала
Курс: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников – юридических лиц и граждан
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Поделиться: