Зачем нужно знать конституцию рф. Зачем нужна конституция и почему ее называют основным законом страны? Зачем нужна конституция, или к вопросу о теории методологии, анализа, диагностики и проектирования конституции

Нет, я не за то, чтобы менять конституцию. Я за стабильность. Но ведь всё рано или поздно меняется, когда-нибудь сменится и конституция (если, конечно, раньше всё не изменится настолько, что не будет уже нникаких конституций). И к этому времени все возможные варианты должны быть взвешены и обсуждены. А ведь никто не знает, когда это время придет, может быть, очень скоро. Это не должно застать нас врасплох.

Самое главное, я думаю, в новой конституции должно быть строго регламентировано использование армии и других органов насилия. А то есть законы о чрезвычайном положении - как его вводить, какие ограничения прав оно влечет; есть международные законы о том, как объявлять войну и как ее вести; но всё это ничего не стоит, потому что нет законов, запрещающих стрелять, когда ни война, ни чрезвычайное положение не объявлены.

Возможно, Россия станет монархией? Лично я против. Пусть президент носит шапку Мономаха или корону, украшенную громадными фианитами, пусть будут свирепые законы об оскорблении величества, но вмешиваться в государственные дела президент должен как можно меньше. Конечно, никакая конституция не может предотвратить превращение собственной его величества канцелярии из органа для закупки бумаги, карандашей и чернил в орган, реально управляющий страной; но надо хотя бы постараться защититься от этого: бюджет канцелярии утверждается парламентом, а все сотрудники подведомствены правительству. Президент назначает членов президентского совета - консультативного органа из наиболее уважаемых людей - и больше никого.

Единственная функция президента (кроме декоративных) - принимать решение, когда члены парламента не могут договориться, а решение нужно обязательно. Президент утверждает законы и назначения высших чиновников, осуществляемые парламентом, причем квалифицированное большинство легко преодолевает президентское вето; но если парламент забуксовал (и только в этом случае), президент может предложить ему кандидатуру, а в крайнем случае даже назначить и.о. Но все указы президента могут быть отменены парламентом (наверное, только квалифицированным большинством).

Еще одна функция президента - поддержание мира: он может и должен выступать посредником в любых конфликтах внутри государства и международных, и не бояться при этом демонстрацией смирения унизить корону.

Вице-президент в строго оговоренных случаях замещает президента, а в остальное время наблюдает за соблюдением прав человека: раз уж мы привыкли в затруднительных случаях жаловаться начальству, то вот он - высший начальник, которому можно пожаловаться. Кандидат, проигравший президентские выборы, но обогнавший всех остальных проигравших кандитатов, становится вторым вице-президентом, с теми же правами кроме права замещать президента.

Для выборов в парламент кроме знакомых нам списков и одномандатных округов возможны менее знакомые промежуточные варианты: многомандатные округа (как было в первый Совет Федерации), региональные списки (к которым постепенно приближается Дума), а также Германский вариант, когда в одномандадтном округе может не пройти кандидат, собравший в нем наибольшее число голосов, т.к. общее число депутатов от партии должно соответствовать общему числу поданных за нее голосов (тут возможно два подварианта: либо учитывать голоса за всех ее кандидатов, либо, как в Германии, голоса за партию подаются отдельно, так что человек может проголосовать не обязательно за кандидата партии, за которую он проголосовал). Возможны и многоступенчатые выборы, как в СССР до 1936 г.: в местный совет выбирали людей, которых избиратели знали лично по работе (выборы шли по предприятиям - это пытались возродить в 1989 г.), в областной совет выбирали депутаты местных советов, выбирали товарищей лично им знакомых по работе в местном совете, а депутаты областного совета так же выбирали в верховный (называвшийся тогда ЦИКом); причем выборы совета высшего уровня происходили на съезде депутатов предыдущего уровня. Мне почему-то кажется, что смешанная система, когда разные члены одного и того же органа выбираются разными способами, - самая неудачная. Я думаю, что в верхней палате должно быть немного депутатов, человек сорок, и тогда выбирать их вполне можно по спискам: при таком количестве обезличивания не будет, все кандидаты будут узнаваемы в лицо. Верхняя палата осуществляет персональные назначения (премьер-министра, верховного главнокомандующего и др.) и утверждает законы, разработанные нижней, с этим сорок человек справятся. А нижняя палата, разрабатывающая законы и бюджет, могла бы состоять из представителей парламентов субъектов федерации (ничего, что обычно в федеративных государствах бывает наоборот). Конечно, выборы по одномандатным округам (в т.ч. президентские) должны проводиться в два тура; в редких случаях может понадобиться и третий тур, потому что во второй должны проходить не обязательно два кандидата, а такое их минимальное число, чтобы суммарное количество поданных за них голосов превышало 50%.

На каждых выборах избиратели не только избирают депутатов и т.п. на будущее, но и ставят оценку избранным в прошлый раз.

Референдумы объявляются для решения спорных вопросов; например, если парламент не может преодолеть вето президента, то он может обратиться к народу (решение которого имеет наивысшую силу).

Прошедший век стал веком демократии и ясно показал опасности популизма. Предлагаются разные способы уменьшения этого эффекта: многоступенчатые выборы, пожизненное избрание (или назначение) на некоторые должности, образовательный ценз для допуска до некоторых выборов, возможность легально продавать и покупать голоса (кто-то даже предложил таксу: 500 руб. за отказ от голосования, 2 тыс. руб. за дополнительный голос, 20 тыс. руб. за второй дополнительный голос, 200 тыс. руб. за третий и т.д.). Возможно избрание палаты налогоплательщиков, утверждающей бюджет, при выборах которой вес избирателя пропорционален уплаченным им налогам. А члены сената, назначающего и смещающего федеральных судей, а также имеющего право экспертизы законопроектов, могут избираться пожизненно, причем список кандидатов фильтруется верхней палатой парламента.

И конечно, максимум власти местным органам (назовите их хоть советами, хоть земствами). Не подчинение органов низшего уровня высшим, а как раз наоборот!

Рецензии

Когда читал, у меня сложилось такое впечатление, что больше всего Вы боитесь, как бы власть не попала в одни руки.

Увы, власть при любом строе всегда сосредоточена в одних руках. Все коллегиальные органы работают по одному принципу - никому не нужна ответственность, никто не желает разбираться в возникшей проблеме, все ждут того трудолюбивого осла, который взвалит на себя весь груз. При этом, депутаты рады прогуливать заседания, спать в комиссиях, важно раздувать щёки и голосовать.

Кого назначить премьер-министром, Иванова, Петрова, или Сидорова? Разумеется, того, кто лучше справится! А кто лучше справится? Вот тут надо засучить рукава, собрать сведенься о трёх кандидатах, расспросить людей илчно их знающих, посмотреть их дипломы, оценки, посоветоваться с грамотным психологом. Лично протестировать их. Это всё труд. Кто выполнит эту работу?

Допустим, мы с вами - депутаты праламента. Допустим, вы уже провели эту работу. Теперь, зачем мне снова её проводить, если Вы уже её провели и пришли к выводу, что лучший из кандидатов - Иванов. Я проснусь и проголосую за Иванова. Так же сделают все, кроме иностранных агентов влияния и лоббистов. Результат - Вы, де факто, становитесь правителем - вожаком стада. Хотя ни в какой конституции такая должность не предусмотрена. В следующий раз, все снова станут ждать от вас решения.

Если Вам не нравится название "Вожак", давайте назовём это вождь, неформальный лидер, шэф, фюрер. Как говаривал Наполеон: "Короли были всегда, только в каждую эпоху назывались по-своему".

Человек таков. Во время охоты каждый ждёт, что вожак скажет, кому в засаду, кому в загонщики, кому заходить справа, кому слева. Это и есть координация совместных усилий, то есть власть. Не делится она ни на двоих, ни на троих. Она, как натуральное число. И никакая конституция этого исправить не может.

Давайте представим себе на жизненном перекрёстке трёх добрых молодцев. Разум исследовал ситуацию и доложил им:

"Навлево пойдёшь - коня потеряешь,
направо пойдёшь - честь потеряешь,
прямо пойдёшь - убитым будешь".

И вот мы увидим, что каждый выбрал свою дорогу.

Первый сказал: "Помирать мне не охота, за лошадь деньги плачены, а честь - пустой звук. Пойду направо.

Другой почесал затылок и сказал: "Помирать мне рано, честь терять - срам, пожертвую конём. Ничего, и пешком дойду как-нибудь".

Третий скажет: "Честь свою никому пятнать не позволю. Коняжку своего в обиду не дам. А смерть? Всем смертям не бывать, а одной не миновать. Ещё посмотрим кто кого!"

Все трое - люди. У всех есть инстинкт самосохранения, а выбор сделали разный. Почему. Это зависит от двух факторов:

1. Врождённые свойства данной личности. Гены вечно тусуются. Природа постоянно создаёт разные модели человека. Один быстрый и шустрый, второй медлительный, прежде, чем что-либо сделать, всё тщательно обдумывает. Один смелый, другой - осторожный. Один жадный, другой легкомысленно-щедрый. Природа так поступает потому, что неизвестно, какая программа спасёт человека. Иногда надо действовать быстро, иногда - умно, иногда - храбро, иногда - осторожо. Посмотрите на братьев. У каждого из них свои особенности, хотя воспитывались в одной семье.

2. Воспитание. Оно тоже влияет на характер и будущий выбор человека.

Теперь вернёмся к инстинкту стада. Он зависит от выбора. Выбор зависит от генетики и от среды.

Насчёт генетики - вся надежда на доктора Морро. Остаётся только ждать, когда он создаст новых зверолюдей, более совершенных, чем мы.

Теперь - воспитание. А воспитатели кто? А воспитатели это мы, со всеми вытекающими последствиями...

Чем тут поможет конституция, если сам принцип объединения людей имеет такую структуру? Выбросьте в тайгу группу незнакомых людей, и мигом один из них станет вожаком, а остальные стаей. Такие стаи возникают везде - в бизнесе, в парламенте, в художественном фонде, в уличной подворотне...

Конституцию конечно надо постепенно совершенствовать, но надо чётко понимать, что она может, а чего не может.

От редакции "РН": Доклад директора Центра научно-политической мысли и идеологии профессора С.С.Сулакшина на научно-экспертной сессии "Либеральная конституция России 1993 года: проблема смены ", прошедшей 6 декабря 2013 года.

ЗАЧЕМ НУЖНА КОНСТИТУЦИЯ, ИЛИ К ВОПРОСУ О ТЕОРИИ МЕТОДОЛОГИИ, АНАЛИЗА, ДИАГНОСТИКИ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИИ

Есть два типа Конституций. Первый тип вот в этой колонке, так называемый "юридизированный". Ее предмет ограничивается правами и порядками, административно-государственным, административно-территориальным предписанием. Возникает проблема ценностного умолчания, о котором только что говорилось, и возникают значимые поля умолчания и произвола, которые и приводят к тому, что Конституция не программирует даже самоисполнение.

Но есть второй тип Конституций, который мы называем "жизнеобустраивающим", и он апеллирует не только к государству как к машине и как к институту, он еще занимается вопросами народонаселения, территории и всем шлейфом очень обширного проблемного дерева обеспечения успешности страны.

Конституция — это не просто основной закон, это, как говорят сейчас, "3 в 1". Во-первых, это действительно нормативно-правовой акт, который устанавливает основание, фундамент пирамиды права , юрисдикции и порядка , но это еще и нормативно-политический, ценностный, мобилизующий, манифестационный документ, который кучу людей делает народом, какие-то разбросанные географические пространства делает территорией, делает государством, и делает еще и Родиной для этих людей.

И, наконец, Конституция, — что очень важно, и что игнорируется в либеральном подходе, и неслучайно, — это государственно-управленческий документ, который выстраивает сложнейшую социальную систему с ее иерархией вертикальной и государственной связи, механизмы управления. И вы понимаете, что если этого нет, то возникает слишком большой произвол и риски в развитии.

Это прямая проекция в проблему типа государства, и мы сейчас внутри дискурса относительно либеральной модели государства, как машины для оказания услуг за плату в виде налогов, которые, конечно, нужно оптимизировать по законам бизнеса, минимизировать. И, желательно, вообще свести к исключительной юрисдикции собственника, то есть — клуба бенефициаров, — так мы уже в политологическом словаре это обозначили, — которые неявным образом приватизируют власть и приватизируют государство, соответственно, обслуживают только свои собственные интересы.

Но ведь государство — это еще и ценности, это цели развития, это контроль развития, это обратные связи, оценка обществом дееспособности власти и так далее, кроме того что это машина для услуг.

И возникает удивительное обнаружение в нашей практике. Вы прекрасно уже сейчас акцентируете, что высшей ценностью в Конституции 1993 года объявлена одна-единственная, вот в номинации "высшая ценность" одна-единственная — права и свободы человека.

Но цитата из Президента России Медведева 2010 года, дословная и точная: "Бедный не может быть свободным". Так кому эти права и свободы предназначены в нашей стране? Возникает вот такая инверсия ценностей. Это важнейшая проблема для действующей Конституции, когда замечательные даже номинации прав и свобод превращаются в свою противоположность. Это явление, которое мы квалифицируем как "ценностный реверс", и благие намерения в данном случае ведут вовсе не туда, куда казалось бы, а ведут в совершенно противоположную сторону, что мы и констатируем.

Конституция не может выпадать из глобального мирового человеческого эволюционного тренда, в котором человек и человечество становятся все более "очеловеченным", а не обратным образом "расчеловеченным" и нацеленным на меркантилизм,

нацеленным на материальное удовлетворение и на самые низменные потребности, что программируется в нашей российской действительности действующей Конституцией, самоустранившейся от ценностей, таких как нравственность, таких как "социальная справедливость", таких как "Родина" и "государство" и еще целого ряда важнейших вещей.

И если посмотреть на тоже мегаэволюционный ряд эволюции государства как важнейшего явления социальной природы человечества, то можно увидеть, что от силовых проблем управляемости, права, от материальных проблем распределения, конечно же, человеческое сообщество свою социальную оболочку — государство — нацеливает, ожидает и проектирует, предвосхищает в виде нравственного государства, в котором доминировать начинает духовное, высокое, ценностное, делающее человека человеком.

И на этой исторической траектории Российская Конституция нас заворачивает прямо в противоположную сторону, как я только что иллюстрировал — в сторону социал-дарвинизма.

И эта Конституция не просто тормозит развитие страны, она отбрасывает страну на тупиковый путь развития.

КОНСТИТУЦИЯ КАК АКТ ЖИЗНЕОБУСТРОЙСТВА СТРАНЫ И ЕЕ УСПЕШНОСТИ

Итак, Конституция — это гарант жизнеустройства и успешности страны.

Понятие "успешность" нетривиально и принципиально важно. Оно измеримо, оно формируемо, оно управляемо. Кто — оно? Понятие "успешность". Успешность страны как успешность для каждого из нас — вещь, интуитивно очень хорошо понимаемая.

А если мы посмотрим на вот такой качественный график успешности для нашей страны и на точки нулевой успешности — распада государственности в 1917 году, в 1991 году,

мы понимаем, что существует вызов обустройства страны в промежутке времени ее жизни с точки зрения максимума успешности, формализации этого обстоятельства, увязки его с теми государственно-управленческими формулами, форматом института и механизмами, которые порождает Конституция.

И вызов сегодняшнего момента диагностики Конституции как раз заключается в том, какое направление движения она программирует в нашей стране — в направлении неуспешности или в направлении успешности:

Много раз проверено на общественно-экспертном мнении, на уровне 90-95% такого консенсусного мнения, что страна движется в сторону неуспешности. Почему, и что сделать, чтобы это могло быть изменено? Вывод, который будет сделан в докладе, я его предвосхищаю: Действующая Конституция программирует деградацию и неуспешность страны, ее аварийность. Она должна быть сменена в целом. Конституция, которая может программировать иной путь — к успешности, возможна. Можно не верить такого рода оценкам, но они, повторяю, невкусовые.

Здесь показан индекс успешности с 1980 года по современность на основе статистических данных:

Здесь нет ни одного опросного социологического показателя. Все, что выше единицы, и, в частности, черная кривая — это и есть индекс успешности, это успешное развитие страны. И мы видим, насколько чувствителен и правдив этот показатель. СССР развивался, и развивался успешно, ровно до момента горбачевского предательства. Вот это историческая точка слома хода успешности страны. С точностью до квартала этот индекс показывает с распадом СССР, сменой модели, сменой Конституции через 2 года — переход в другое пространство — пространство неуспешности, в котором мы до сих пор находимся. И последний прогноз на 2013 год показывает, что мы вновь падаем с той же интенсивностью, с которой падали в 2008 году в кризис.

Чтобы поверить окончательно, что это не выдумки и не беллетристика, посмотрим на индекс успешности Китая, США. Вот чувствительность индекса на примере рецессии 2008 года Японии, многих других государств. Дело серьезно:

Коэффициент успешности, который на историческом максимуме СССР был сброшен до порога распада государства благодаря беспрецедентному политическому предательству, на сегодня форматируется собственным устроением нашей страны, а именно ее Конституцией.

И вот здесь вы видите детальную прорисовку траектории последних лет:

Поворот произошел при избрании Медведева Президентом. Но этот тренд идет вниз, и мы понимаем, что порог устойчивости государства уже недалек.

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ (УСПЕШНОСТЬ) СТРАНЫ?

Возможно ли формализовать и найти не на основе политического заказа, вкусовых групповых эгоистических соображений формулы построения Конституции, гарантирующей успешность страны? Да, возможно.

Потому что, если Конституция не либеральная, умалчивающая ценностные государственно-управленческие достаточно детализированные форматы, чтобы не допускать произвола вашингтонского обкома (я имею в виду внешнее несуверенное управление страной ), произвола эгоистических интересов групп богатых людей, административно уполномоченных людей на приватизацию и управление страной, то тогда форматы экономического устройства, регионального, гуманитарного, социального, внутриполитического, избирательного, внешнеполитического по этой схеме, как ручейки, стекаясь, обеспечат потенциал успешности нашей страны. И это есть государственно-управленческая задача, такая же, как направлять ракету, например, на Марс.

Вот такие связи совершенно реальные между выбором управленческим, или, точнее, нормативно-правовым госуправленческим и ценностным в Конституции, когда они не умалчиваются, они показывают, что можно получить вот такой максимум успешности страны.

Итак, Конституция — это чертеж страны, это программа ее успешности либо неуспешности. И на пути перехода в логическом и алгоритмическом, от первого к последнему, мы видим обязательное присутствие ценностей как характеристик целеполагания,

требований к национальному законодательству, к государственному управлению, к формированию обратных связей и прямых связей через институт высших ценностей:

Конституция не может быть программой успешности, если она не содержит в себе, в каждой своей статье, нормы и ценности, порождающей цели и программу успешности:

Разве не важны вот эти ценностные целевые полагания? Наша страна, как Родина — ценность для всех нас, наша историческая уникальность, идентичность, нравственность, народосбережение, справедливость, труд, нестяжание, терпимость — но ничего этого в Конституции 1993 года нет, поэтому неудивительно, что и на дворе этого нет.

Конституция 1993 года, как мы сейчас выяснили, запрограммировала одну формулу: "Бедный не может быть свободным". Свободным может быть только богатый. Богатые — это меньшинство населения. Богатые — это транснациональные интересы и позиционирование. Богатые — это уничтожение суверенитета страны. Богатые — это растаскивание природных ресурсов и других богатств страны, все то, о чем очень ярко первый доклад нам повествовал. И это дает нам совершенно конкретный механизм для анализа действующей Конституции и алгоритм для ее обращения, разработки Конституции иного типа.

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ КОНСТИТУЦИИ 1993 ГОДА

Итак, какие конкретно юридические, государственно-управленческие, манифестационно-политические проблемы имеют место в действующей Конституции? Они перечислены не все, их многие десятки.

Скажу абсолютно обоснованно, что каждая статья Конституции, за редчайшим исключением, содержит в себе некую программу. Эту программу можно обозначить как программу "АнтиРоссия" — снижение геополитических потенциалов страны, направленное к уничтожению ее субъектности на карте мира.

Какую бы позицию мы ни взяли — ценностную умолчания, государственный космополитизм и подавление суверенности, мы видим, что на деле получаем соответствующие результаты: долговая зависимость от мира, зависимость от экспорта и импорта, зависимость от вывода капитала, сворачивание геополитического потенциала России, и научного, и технологического потенциала уже на уровень кондиций даже не просто региональной державы, а ниже малого и среднего государства.

Мы видим, что отсутствие апелляций к цивилизационной идентичности и фактическая русофобия приводят к поразительному эффекту, который мы вынуждены квалифицировать, конечно, сдерживая себя и не употребляя такие формулы как "этнический этноцид" или "русский геноцид". Но то, что мы имеем в стране этноизбирательный демографический кризис по признаку этнической "русскости", и начинается это с цивилизационной, мы видим на статистиках.

Мы видим, что русский народ, который составляет большинство населения, в демографическом отношении самый ущербный в своей собственной стране, которая называется Russia уже многие сотни лет:

Если мы возьмем другие позиции, я надеюсь, вы можете прочитать, например, полное отсутствие правового института политической ответственности государства, государственных должностных лиц, лидеров страны, потому что все, что им приписано, это иметь в ведении вопросы, касающиеся развития страны.

Они не отвечают за результаты развития страны.

И вновь мы имеем право и обязаны посмотреть на результаты развития. Они не отвечают за результаты, они переназначают себя до пенсии, до конца своей жизни. Возникает монополизация власти, возникают гонения на дискурс политической оппозиции. Этого института нет в действующей Конституции, и поэтому неудивительно, что уважение, авторитет нашей страны, ее влиятельность в мире падает, а нелюбовь, неуважение до ненависти системно растет:

Такого рода проблема сопоставлений и результат по каждой из перечисленных проблем и вызовов.

Что касается и асоциальных формул собственности, и устранения государства от социальной справедливости — такого института там нет. Но посмотрите на функцию распределения по доходам России — у нас богатые богатеют, а бедные беднеют.

Посмотрите на то, что Россия меньше любого сопоставимого государства в мире вмешивается в перераспределение добавочной стоимости в стране, поскольку бедный-то не может быть свободным. Свободны только богатые, а им нужно уменьшать и уменьшать долю государственных расходов в ВВП страны. Но если эта доля станет ноль или близка к нулю, то не будет Российского государства. Вот это и есть программа действующей Конституции.

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, ГЕНЕРИРУЕМЫХ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ КОНСТИТУЦИЕЙ 1993 ГОДА

Как выйти из этой ловушки, как построить новые конструкты иной Конституции, которая не вытекает из политического оппонирования? Вот нам не нравится Путин, нам не нравятся либералы.

Да, нам свобода нравится гораздо больше, чем им, но мы говорим, что в Конституции, в которой отсутствует обязанность кого бы то ни было обеспечить права и свободы любого человека, эти права обращаются в право денег. А мы требуем, чтобы в Конституции был механизм гарантии права,

и право было бы не правом на право, а правом на реализацию этого права. И это юридически, государственно-управленчески, политически возможно, если иначе относиться к государству — не как к институту, а как к Родине и оболочке жизнеобустройства нашей страны.

Если помнить про уникальные ключи успешности и специфичности: производство, распределение, потребление культуры и жизни в нашей стране, связанной с цивилизационной "русскостью", не только этнической, в чем нас обвиняют, обвиняя националистами, нет, Russian — это цивилизационно русский, это гражданско-российский, но еще Russian — это 80% нас, русских, которые тоже полагают, что про нас не следует забывать:

Это и нравственность — как примат духовных и высоких очеловеченных ценностей:

Свобода, еще раз хочу подчеркнуть, это не возможность купить все, что хочу, как думает Дмитрий Медведев. Это, прежде всего, ограничение самого себя наложением обязанности обеспечивать свободу своего соседа. Это главный принцип социальности, кооперативности социума.

И вульгарное прочтение этой важнейшей категории — это лукавство, которое свободу превращает в рабство для 90%, и в свободу, действительно, "что хочу, то ворочу" для 10%:

Справедливость, реальная демократия, которая на сегодня свелась, опять-таки, к праву денег и административного ресурса. Труд, который сегодня растаптывается, а рента, спекуляция, виртуальная экономика доминируют. К чему это ведет, любому понятно по той жирной черной кривой:

Понятие народного достояния, прежде всего право на ликвидные масштабные природные ресурсы, вопросы защиты от низменных соблазнов, искушений, вопросы нравственной цензуры, вопросы баланса ветвей власти, которые по нынешней Конституции абсолютно реверсированы и превратились в монополию власти:

Вопросы политической ответственности, политической соревновательности института оппозиции и гарантии оппозиции - все эти перечисленные проблемы укладываются для их решения в четкий и жесткий алгоритм.

Но на сегодня начало этого алгоритма в действующей Конституции запрещено, поэтому всего остального просто нет.

НУЖНА ЛИ, МОЖЕТ ЛИ, И БУДЕТ ЛИ ПРИНЯТА НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ?

Вардан Эрнестович уже показывал — частотное распределение, средний срок жизни Конституции 15-20 лет.

Это обычное нормальное дело. Жизнь меняется, и общество, страны, народы и государства подстраивают свои основные чертежи под новое осмысление реалий.

Вот хронотоп, хронограф российских конституционных уложений:

Мы уже, знаете ли, перезреваем, уже пора уважать закон этого шага обновления Российской Конституции.

И, наконец, если этого не произойдет, если так как сегодня руководство страны настаивает: "Продолжаем идти тем же путем", — то прогноз по многим разным методам говорит о том, что жесточайший кризис стране предстоит, на уровне, вероятно, той же политической трагедии, напряжения, как в 1905-м, 1917-м, 1991-м году, и произойдет это в ближайшие годы. И все это уже далеко не шутка:

ВЫВОДЫ

Итак, вывод: либеральная Конституция 1993 года программирует деградацию и аварийность страны. Она должна быть изменена на системной основе, консенсусной основе, которая, я уверен, в нашем народе и в нашей стране может быть найдена, должна быть заменена полностью, и Россия должна обрести иной облик и иную дорогу в будущее .

Спасибо за внимание.

Современный мир невозможно представить без государств, имеющих территориальную принадлежность. Большинство стран обладают независимостью, то есть имеют суверенитет. Одним из обязательных атрибутов суверенитета государства, является собственная конституция, в которой он собственно декларативно закрепляется. Но это лишь начало, ибо конституция это фактически, свод основных законов национального образования. В ней, как правило, обозначаются все основные права и свободы граждан страны.

И если уж существует конституция, значит можно говорить о существовании правового государства, где формально существуют иные законы и подзаконные акты, конкретизирующие положения конституции. Те, в свою очередь, регулируют основные правоотношения между гражданами и государством в лице его органов, а так же отношения между собой и хозяйствующими субъектами (предприятиями, фирмами, компаниями и другими), в различных областях человеческой деятельности. Важнейшей частью конституции является установления статуса государства и норм отношения к внешней политики.

Законодательство призванное регулировать подобные отношения принято называть отраслями права. Например, во многих цивилизованных станах существуют законы, регулирующие трудовые отношения между работниками и работодателями. В Росси такие отношения регулируется отраслью называемой, «Трудовое право». И таких отраслей может быть множество: Уголовное, Гражданское, Земельное и т.д. Еще более подробно права и обязанности могут устанавливаться в подзаконных актах (Постановлениях, указах, правилах и т.д.).

Многие люди задаются вопросом, так для чего же нужна это конституция, когда есть вполне конкретные своды законов в той или иной отрасли права. Конституция это основополагающий нормативный акт, содержащий и провозглашающий права и свободы, людей населяющее это государство. Они носят лишь декларативный характер, то есть в ней не объясняется, как и где эти права и свободы будут реализованы. Для этого существуют нижестоящие законы. Их принято делить на: конституционные, федеральные и региональные нормативные акты. При этом четко должна прослеживаться иерархия. Ни один из нижестоящих законов не должен противоречить предыдущему и главному закону - Конституции. Именно поэтому Конституцию большинства стран принято называть основным законом страны.

Она принимается законодательным органом государства, чаще всего путем референдума, где за нее голосуют все граждане станы. С точки зрения светского государства, старейшей конституцией можно назвать конституцию США. В РФ новая конституция была принята путем всенародного голосования 12 декабря 1993 года.


Мы привыкли не задумываться над такими понятиями как близкая родня, люди которые приходятся для нас родными. В большинстве случаев таковыми являются такие люди, общение с...

Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов

РЕФЕРАТ
«Зачем нужна Конституция? Развитие конституционного права в
России».
Автор
Корьев Сергей Юрьевич

г. Фурманов 2016
Оглавление
1. Вступление «Зачем нужна Конституция?» ­ стр. 1
2. Предыстория развития конституционного права в России. – стр. 1 ­ 3
3. Конституция 1918 года. Значение Конституции для дальнейшего развития
конституционного права в России.­ стр. 3 ­ 4
4. Конституция 1924 года. ­ стр. 4 ­ 5
5. Конституция 1936 года, плюсы и минусы. – стр. 5 ­ 7
6. Конституция РСФСР 1978 года: основные положения и причины ее
изменения стр. 7 ­ 9
7. Конституция 1993 года. Предыстория принятия и значение. – стр. 9 ­ 12
8. Заключение.­ стр. 12 ­ 13
9. Список использованной литературы. – стр. 14

­ 1 ­
Зачем нужна Конституция?
Слово Конституция происходит от латинского слова «constitutio», что
означает установление ­ особый юридический документ, являющийся
основным законом государства и обладающий высшей юридической силой.
Самое главное - Конституция показывает, к каким целям стремится
конкретное общество; какие идеи и ценности оно считает жизненно важными
и необходимыми для своего существования и развития; какой тип отношений
между Человеком, Обществом и Государством считается правильным и
желаемым.
Конституция обычно определяет только самые общие, самые главные
принципы и правила, которые потом в более конкретном определении
находятся в отдельных законах. Таким образом, на базе Конституции
возникает стройная система законодательства, которое регулирует различные
стороны жизни страны.
Следует различать конституцию юридическую и фактическую.
Юридическая конституция - это тот порядок, то устройство государства,
экономики и общественных отношений, которое записано в Конституции.
Фактическая конституция - это та система общественных отношений и
институтов, которая в результате претворения норм и идей Конституции в
жизнь возникла на практике.
В периоды революций и наиболее глубоких общественно­политических
потрясений,
когда изменяется или даже полностью разрушается
существовавшая система общественно­политических отношений, юридические
конституции начинают стремительно устаревать и уже не могут служить
основой порядка и стабильности развития общества. Более того, не только
отдельные нормы, но и сама конституция в целом могут становиться поводом
для разногласий и политических конфликтов.
Когда возникает особенно большой разрыв между тем, что существует в
реальности, и тем, что записано в юридической конституции, говорят о
наступлении конституционного кризиса. Это значит, что прежняя
Конституция безнадежно устарела, что система власти и права не может
больше нормально функционировать на старой основе, поскольку это ведет к

хаосу и дезорганизации. Таким образом, государство и общество оказываются
перед настоятельной необходимостью создания нового Основного закона.
Предыстория развития конституционного права в России
Именно такая ситуация возникла в 1918 году в России. Принятие новой
Конституции стало не просто объективной необходимостью, но единственно
возможным способом сохранения страны.
Однако, прежде чем приступить к рассмотрению аспектов, способствовавших
принятию первой Конституции нового государства,
­ 2 ­
хотелось бы рассмотреть предысторию развития конституционного права в
России.
В царской России не было конституции. Существовали так называемые
Основные государственные законы, в которые революция 1905 года заставила
внести некоторые статьи буржуазно­демократического порядка. Мы видим
перед собой классический пример, когда государство и общество оказались
перед настоятельной необходимостью создания нового закона, который смог
бы урегулировать либо же как­то смягчить сложившуюся в стране ситуацию.
На пути к конституционному строительству в России важнейшими вехами
стали студенческие волнения, увеличение числа забастовок на промышленных
предприятиях, а также крестьянские бунты.
Итак, первая Конституция в России вступила в силу 23 апреля 1906 года,
будучи откорректированной императором Николаем II. Страна продолжала
своё историческое развитие, вступив в 1914 году в первую Мировую войну. В
связи с военными действиями на неопределённое время были отложены
вопросы по доработке и корректировке принятой Конституции.
Вновь к созданию текста Конституции и к её принятию пришлось обратиться
лишь в 1918 году. Посмотрим, что же было тому причиной, с какой целью и
зачем была принята Конституция. Как мы знаем, роль Конституции на всех
промежутках времени развития Российского государства очень велика. Это
первоначальный основной закон государства, который наиболее всего связан с
другими правовыми нормами, субъектами и объектами правовой системы.
Знания отличительных особенностей Конституций на различных этапах
времени необходимы для дальнейшего познания права.
25 октября 1917 года свершилась Октябрьская революция.
С этого момента до лета 1918 года в России действует неписаная конституция
­ свод основных декретов большевистского государства. Декреты
провозглашали диктатуру пролетариата и закрепляли полновластие Советов.
Они ликвидировали частную собственность, узаконивали национализацию
помещичьих земель и крупной собственности. В ожидании близкой победы
социализма во всем мире и скорейшего установления коммунизма Советы
принимали утопичные декреты. Так, Декларация прав трудящегося и
эксплуатируемого народа, впоследствии ставшая одной из основных частей

власти провозглашалось
первой конституции РСФСР, выражала решимость "вырвать человечество из
когтей финансового капитала и империализма". Исторической задачей
советской
подавление
эксплуататоров".
За всю историю России принято 5 Конституций: в 1918­ ом, 1924­ом, 1936­ом,
1978­ом и 1993­ем годах. Принятие каждой из них означало существенные
изменения в жизни общества и определяло новый этап развития государства.
Первые четыре Конституции РСФСР были по своему типу советскими
социалистическими Конституциями. Несмотря на существенные

"беспощадное
­ 3 ­
особенности, присущие каждой из них, они развивались в соответствии с
принципом преемственности, отражающей сохранение социалистических
ценностей, утверждение советской власти, носили классовый характер,
выступая как воплощение диктатуры рабочего класса, а затем его
руководящей роли. При этом необходимо отметить, что всем конституциям
советского типа был присущ в значительной мере "фиктивный" характер. Они
провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни.
(1)
Конституция 1918 года
Первая конституция в России была принята 10 июля 1918 года на Пятом
Всероссийском съезде Советов.
Как мы знаем, на смену монархии новый государственный строй, которому
требовалось новое правовое обеспечение.
В конституции 1918 года нашли свое отражение коренные принципы
советской демократии. Послеоктябрьское конституционное развитие
характеризовалось ломкой имперской государственной системы и
формированием основ новой государственности. Различными декретами и
актами провозглашалась диктатура пролетариата и закреплялось
полновластие Советов.
Конституционные акты послеоктябрьского периода в России базировались на
утопических представлениях о тенденциях мирового революционного
процесса, ожидании близкой победы социализма во всех странах и
установление коммунизма. В этих актах воплощена идеологизированная,
классовая направленность диктатуры пролетариата. Так, Декларация прав
трудящегося и эксплуатируемого народа, ставшая органической частью
первой Конституции РСФСР 1918 г., выражала решимость “вырвать
человечество из когтей финансового капитала и империализма”.
Исторической задачей Советской власти провозглашалось “беспощадное
подавление эксплуататоров”.
Так статья 7 провозглашала: «власть должна принадлежать целиком и
исключительно трудящимся массам и их полномочному представителю­
Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».(1) Статья 7 четко

делит все общество на трудящихся и эксплуататоров, давая власть в руки
первых и лишая ее вторых. (2)
А в статье 10 говорилось со всей определенностью: «российская Республика
есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся
власть в пределах российской социалистической федеративной советской
республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному
в городских и сельских Советах».
Весь основной закон пронизан духом диктатуры пролетариата, хотя в нем нет
прямой формулировки этой диктатуры. В соответствии с ленинской идеей
классовости демократии в конституции четко и ясно сказано не только о том,
1.Е.И.Козлова, Ю.Е Кутафин. «Конституционное право в России».
2. Конституция РСФСР от 10.071918 г. ст. 7
­ 4 ­
кому служит советская демократия, но и против кого она направлена, а
именно против эксплуататорского меньшинства общества. Характерной
чертой советской демократии является ее интернационализм. Статья 22
основного закона гласит: «РСФСР признавая равные права за гражданами
независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет
противоречащим основным законам республики установление или допущение
каких­либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое
бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их
равноправия».
Конституция предоставляла гражданам узкий круг демократических свобод:
свободу совести (то есть иметь любые религиозные убеждения или не иметь
никаких, свободу выражения своих мнений, свободу собраний свободу
союзов. Конституция обеспечивала для трудящихся свободу слова, свободу
печати, или, как сказано в статье 14, свободу «выражения своих мнений». (3)
Конституция относила к высшим органам власти и управления всероссийские
съезды Советов, всероссийский центральный исполнительный комитет, его
Президиум, совет народных комиссаров РСФСР, народные комиссариаты
Российской Федерации. Конституция закрепила положение Всероссийского
съезда Советов как верховного органа власти.
Мы видим, что Конституция 1918 года носила половинчатый характер, так
как у новой власти ещё не было опыта управления государством и многие
принципы управления,
носили
идеологизированную, классовую направленность диктатуры пролетариата и во
многом базировались на утопических представлениях о тенденциях мирового
революционного процесса, ожидании близкой победы социализма во всех
странах и установление коммунизма. Однако, Конституция 1918 года
юридически закрепила итоги полугодового формирования советской
государственности и новой правовой системы. Основные ее значение
заключалось в создании правовой базы для последующего законотворчества.
Она подвергла пересмотру всю старую систему общественных отношений,
провозглашённые в Конституции,

декларируя новые принципы и социальные ценности. Конституция РСФСР
закрепила реальные механизмы власти и формирования ее структур, положив
в их основание новую идеологию.
Конституция 1924 года
Принятие новой Конституции 1924 года обуславливалось вхождением
РСФСР в состав новообразованного Союза ССР и приведением
российского законодательства в соответствие союзному (главным
образом, Конституции СССР 1924 года). В свою очередь, Конституция
СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларации об образовании
СССР и Договора об образовании СССР.
31 января 1924 года Второй съезд Советов СССР принял первую конституцию
Советского Союза, состоявшую из шести разделов. Поскольку
Конституция была принята в последний день года, то ряд историков
3. ­ Конституция РСФСР от 10.071918 г. ст. 13, 14, 15
­ 5 ­
упоминает не о Конституции 1924 года, а говорит о Конституции 1925 года.В
данную Конституцию вносилось несколько изменений, связанных с
изменениями административно­территориального деления и реорганизации
органов советского управления.
Из проекта была исключена Декларация прав трудящегося и
эксплуатируемого народа.
Высшим органом власти объявлялся
Съездэксплуатируемого народа. Высшим органом власти объявлялся Съезд
Советов СССР, избиравшийся от городских Советов (1 депутат от 25 тыс.
избирателей) и от губернских съездов Советов (1 депутат от 125 тыс.
избирателей). В период между съездами высшим органом власти был
Центральный исполнительный Комитет СССР, который состоял из Союзного
Совета и Совета Национальностей. (4)
Конституция закрепила РСФСР как федеративное государство с
автономными образованиями. На территории РСФСР имели обязательную
силу постановления верховных органов СССР в пределах, указанных в
Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза.
Было установлено, что фабрики, заводы, водный, железнодорожный и
воздушный транспорт и средства связи составляют собственность рабоче­
крестьянского государства(5)
Таким образом, конечной целью Конституция РСФСР 1925 года ставила
“осуществление коммунизма”, в то время как Конституция РСФСР 1918
г. ставилась задача “установления социалистической организации
общества и победы социализма во всех странах”.
Конституция 1936 года
За период с 1934 по 1936 годы в стране произошли существенные
экономические, политические и социальные изменения:
­были ликвидированы остатки эксплуататорских классов;

­ изменился социальный состав интеллигенции и рабочего класса (в его среде
появилось много выходцев из деревни);
­ сильные трансформации произошли в среде крестьянства;
­сформировался новый правящий слой, создавший свою бюрократию и
идеологов;
­ перемены в структуре и системе органов государственного управления.
05 декабря 1936 года съезд утвердил проект новой Конституции СССР. Новая
Конституция состояла из 13 глав и 146 статей. Число союзных республик,
входивших в состав СССР, с 1922 г. (образования СССР) возросло с четырех
до одиннадцати.
Конституция СССР 1936 года была принята Восьмым съездом Советов 5
декабря.
В народе ее называли "сталинской" и "конституцией победившего
социализма" ­ начальной стадии коммунизма. По мнению Сталина, эта
конституция была самой демократической в мире. К середине 30­х гг. во всех
4. Конституция СССР от 11 мая 1925 года, ст. 3
5. Конституция СССР от 11 мая 1925 года, ст. 15
­ 6 ­
сферах жизни СССР произошли существенные перемены. Изменился
социальный состав населения, в промышленности и сельском хозяйстве был
уничтожен частный сектор, качественные изменения произошли в системе
госучреждений и в сфере национально­государственного строительства.
Официально было провозглашено о построении основ социализма в СССР.
В начале 1935 г. ЦК ВКП(б) было принято решение о внесении изменений в
Конституцию СССР, которые должны были отразить произошедшие в стране
изменения. 7 февраля 1935 г. создается Конституционная комиссия из 31
человека во главе с И. В. Сталиным. В процессе работы комиссия пришла к
выводу о необходимости новой Конституции. По словам Сталина, она должна
была стать "регистрацией и законодательным закреплением этих завоеваний,
которые уже добыты и обеспечены". К лету 1936 г. был подготовлен проект
Конституции, опубликованный для всенародного обсуждения, а 5 декабря
1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов принял новую Конституцию.
Новый основной закон создавал необходимые условия для перехода от
диктатуры коммунистической партии к подлинной народной демократии.
Считается, что Сталин при создании новой конституции преследовал сразу
несколько целей. Прежде всего, новая Конституция предназначалась для
внешнего пользования. Перед лицом надвигающейся военной угрозы со
стороны Германии руководство СССР не исключало возможности обращения
за поддержкой к западным демократиям. Для этого нужно было изменить
сложившиеся на Западе негативные представления о СССР, отвлечь внимание
мирового общественного мнения от массового террора. Признание основных
демократических прав личности, создание демократических политических

институтов должны были создать в мире иллюзию эволюции советской
системы в направлении западных конституционных демократий. С помощью
нового закона руководители Советского Союза рассчитывали поднять на
новую ступень общественный энтузиазм, заручиться поддержкой народа на
продолжение проводимого партией социалистического курса. Также с
принятием новой Конституции руководство рассчитывало снять
накопившуюся за годы насильственной коллективизации социальную
напряжённость. Чтобы предотвратить социальный взрыв, стране нужна была
передышка, вылившаяся в принятие новой Конституции. (6)
Конституция РСФСР 1937 года изменила название страны с Российской
Социалистической Федеративной Советской Республики на Российскую
Советскую Федеративную Социалистическую Республику.
Высшим органом власти в СССР становился Верховный Совет РСФСР,
высшим исполнительным и распорядительным органом – Совет Народных
Комиссаров РСФСР. Ограничения и неравенство в избирательных правах
ликвидировались. Вводились всеобщее избирательное право и прямое тайное
голосование.
6.А.И.Никитин «Блеск и нищета основного закона». Журнал «Загадки
истории» №33.
­ 7 ­
В отличие от предыдущей Конституции 1924 года, где не было ни слова о
правах человека, здесь гарантировалась свобода совести, слова и печати,
митингов и демонстраций, неприкосновенность личности и тайна переписки.
Все судебные заседания должны были быть открытыми.
Сталинская конституция закрепила за колхозами в бесплатное и бессрочное
пользование землю, заложила главные принципы социализма: "Кто не

работает, тот не ест" и "От каждого по его способности ­ каждому по его
труду".
С момента принятия Конституции 5 декабря стал выходным праздничным
днем. Таким он останется на протяжении 40 лет до принятия Конституции
1977 года.
Хотя там были некоторые основы, некоторые идеи, опираясь на которые,
скажем, правозащитники могли выйти на площадь с плакатом "Соблюдайте
хотя бы эту свою Конституцию!" Но инструмента для ее соблюдения не было.
Она была чистой декларацией, потому что ни одна ее норма напрямую не
могла действовать. Писатель А. Солженицын отмечал, что Сталинская
Конституция не выполнялась ни одного дня. В политической сфере так оно и
было. Для этого нужны были законы, подзаконные акты, инструкции. Была
масса благих пожеланий, которые просто не могли реализоваться. Скажем,
было записано право граждан на жалобу на административные органы в суды.
Много лет эта норма не действовала, потому что закона не было. Никто

никаких жалоб не принимал на основании прямой нормы Конституции. Никто,
потому что не было закона.
Впрочем, социальные гарантии от государства граждане СССР получили в
максимальном объёме.
Конституция РСФСР 1936 года закрепила
Таким образом,
административно­территориальное деление республики.
Каждая
автономная республика имела свою конституцию, учитывавшую ее
особенности и соответствующую Конституциям РСФСР и СССР – это
положение стало основой не только для Конституции 1977 года, но и
современной Конституции Российской Федерации.
Конституция РСФСР 1978 года: основные положения и причины ее
изменения
За 40 лет после принятия предыдущей конституции во всем обществе
произошли глубокие перемены, что их стало необходимо обобщить в новом
Основном законе страны. Конституция РСФСР 1978 года Введена в действие
с Декларацией Верховного совета РСФСР от 12 апреля 1978 года в порядке.
Принята из­за смены общесоюзной «сталинской» конституции на
«брежневскую» Конституцию СССР 1977 года на внеочередной VII сессии
Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года.
Отличительной чертой конституции 1977 года является наличие вводной
части закона, в которой дается характеристика основных этапов истории
­ 8 ­
Статья 1 гласит, что СССР есть
Прежние конституции
открывается характеристикой Советского
социалистическое
характеризовали
Советского государства.
Конституция состоит из крупных разделов,
посвященных основам общественного строя и политики СССР, проблеме
соотношения государства и личности, национально­государственному
устройству.
Конституция состояла из девяти разделов.
Первая глава конституции
государства.
общенародное государство.
советское государство как государство рабочих и крестьян. (7)
Советским представительным органам посвящены почти целиком три раздела
конституции. (4­6). Особую роль в государственной жизни играет
Коммунистическая партия советского союза­ руководящая и направляющая
сила советского общества, ядро его политической системы. (7)
Во втором разделе конституции «Государство и личность» провозглашаются
права и свободы граждан. Основой всех прав граждан является право на труд,
то есть право на получение гарантированной работы с оплатой в соответствии
с количеством и качеством труда. Впервые были закреплены права на охрану
здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свободу творчества.

базирующегося
В качестве цели указывалось на построение «бесклассового
коммунистического общества»,
на общественном
самоуправлении.
Основой экономической системы признавалась
социалистическая собственность на средства производства, основой
политической системы - Советы.
Новая конституция не только закрепляет права и свободы, известные по
прежним конституциям, но и расширяет гарантии этих прав. Право на
образование обеспечивается осуществлением всеобщего обязательного
среднего образования, в то время как прежняя Конституция гарантировала
лишь всеобщее начальное образование.
Конституция вводит новый принцип, допуская возможность обжалования в
суде незаконных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан.
Она устанавливает право граждан на возмещение ущерба, причиненного
незаконными действиями государственных и общественных органов. Еще
шире рассматривается вопрос о суде. В статье 163 устанавливается, что
правосудие осуществляется только судом.
Можно сделать вывод, что конституция 1978 года провозглашала начало
превращения государства «диктатуры пролетариата» в «общенародное
социалистическое государство», но реальную власть оставляла в руках
партийно­советской номенклатуры. Конституция формально расширила
демократические права и свободы, укрепила суверенитет союзных республик
за счет перераспределения части полномочий из союзного центра. Но четкого
механизма гарантий прав и свобод конституционные статьи не содержали.
На практике они являлись лишь декларациями. Конституция РСФСР 1978
7. Конституция РСФСР от 12.04.1978 года, ст.1, ст. 6
обновилась согласно требованиям Конституции СССР. (8)
­ 9 ­
Конституция 1993 года
Конституция 1993 года: особенности нового этапа развития российского
В апреле 1993 года был известный всероссийский референдум, который
состоялся по инициативе президента Ельцина, ­ о доверии президенту,
политике правительства, о доверии парламенту ­ Верховному совету. После
этого образовался какой­то политический тупик. Референдум стали
толковать и так и сяк. И тогда возникла идея Конституционного совещания.
По указу Президента с начала мая 1993 года до начала июля проект
Конституции в основе своей был уже подготовлен. Он разрабатывался на
основе пактов о правах человека, начиная с ООН 1948 года.
На фоне разработки новой Конституции России к осени 1993 года после указа
Ельцина о роспуске Верховного Совета в России разразился кризис
власти.
обладающий неограниченными
полномочиями, мог принять к рассмотрению любые вопросы, в том числе и те
что, находились в непосредственном ведении Президента. С учетом поправок
1989­1992 годов конституция совершенно преобразилась. Из официального
Съезд народных депутатов,

названия страны и республик в составе РФ были исключены определения
"советская" и "социалистическая". Бывшие автономные республики и ряд
автономных округов и областей добились статуса республик в составе РФ.
Повысился статус краев, областей, городов федерального значения Москвы и
Санкт­Петербурга. Изменилась государственная символика России. Теперь в
Конституции подтверждалась полная международная самостоятельность
России, ее внешней и оборонной политики. В обновленном варианте
конституция фактически закрепляла отказ от единовластия компартии. Были
узаконены политический плюрализм, множественность и равноправие форм
собственности, в том числе частной. Были учреждены институты Президента,
и 30 октября 1991 года ­ Конституционный суд РФ.
Идея создать Конституционный суд, наверное, витала в воздухе, потому что
теория уже давно считала, что разделение властей до конца никогда не может
быть осуществлено, если судебная власть не уравновешивает законодательную
власть, не проверяет ее акты на соответствие Конституции. До 1991 года в
России и бывшем СССР эта идея никогда не получала должного развития.
Считалось, что контроль содержания законов ­ это функция парламента. И
поэтому в СССР уже в последние годы, в 1989 году, был создан
парламентский орган конституционного надзора,
который давал
рекомендации законодателю о том, что какие­то акты, принимаемые им, не
соответствуют Конституции. Для законодателя эти акты, если это касалось
проектов законов, не имели обязательного значения.
Комитет конституционного надзора не являлся судебным органом.
В сентябре 1993 года поздним вечером состоялось заседание, на котором
8. Ю.С.Кукшкин, О.И.Чистяков «Очерк по истории
Конституций».
Советских
­ 10 ­
присутствовали представители всех органов власти.
Это ночное сентябрьское заседание 1993 года было тяжелым и трагическим.
Этому, наверное, способствовало ненужное в то время полномочие суда
самому выбирать вопросы для собственного рассмотрения и проявлять
инициативу. Момент был политически острый, и суду как раз не нужно было
именно по этому политическому моменту выступать, но по инициативе
тогдашнего председателя собрались, сразу после того, как был обнародован
указ президента о конституционной реформе, очень долго и яростно спорили.
Большинство голосов было вынесено с заключением, что этот указ не
соответствует Конституции. Но надо сказать, что он так и остался в своей
только резолютивной части, потому что потом мы не смогли, по крайней мере,
большинством суда сформулировать мотивировку этого решения. В истории
это осталось. Потом практически все судьи участвовали в конституционном
совещании по разработке новой Конституции 1993 года и
новым законом о конституционном суде, который вобрал в себя уже
предыдущую практику за два года нашей деятельности.

После октябрьских событий 1993 года стало понятно всем, что России нужна
новая конституция.
12 декабря 1993 года всенародным референдумом была принята ныне
действующая Конституция Российской Федерации.
19 сентября 1994 года Президент России Борис Ельцин подписал указ, в
соответствии с которым 12 декабря объявлялся государственным
праздником.
Ныне действующая Конституция ­ пятая в истории России, но первая,
принятая всенародным голосованием.
После распада СССР и превращения России в независимое государство во
главе с всенародно избранным президентом в Конституцию России вносились
изменения, повышавшие роль, как главы исполнительной власти (президента),
так и Съезда народных депутатов – к которому переходила высшая
государственная власть. В результате текст Конституции России содержал
противоречивые положения о системе высшей государственной власти, что
привело к конституционному кризису в сентябре­октябре 1993. Кризис
разрешился в пользу президента РСФСР. Съезд народных депутатов и
Верховный Совет РСФСР были распущены.
Конституция РФ приобрела принципиально новые черты: отказ от
социалистической модели общественного развития, монопольного положения
КПСС в политической системе, признание идеологии плюрализма, концепции
разделения властей.
Из официального названия страны и республик в составе РФ были исключены
определения “советская”, “социалистическая”, что означало признание
несостоятельности социалистической модели развития. Страна
стала называться Россией ­ Российской Федерацией. Были узаконены
политический плюрализм,
множественность и равноправие форм
собственности, в том числе частной. В соответствии с теорией разделения
­ 11 ­
властей проводилась реорганизация институтов государственной власти (были
учреждены институт Президента, Конституционный Суд РФ) расширились
права местного самоуправления; обновлялась избирательная система. В
Конституцию была инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и
гражданина, принятая 22 ноября 1991 года.
Существенно преобразовывалось государственное устройство. Бывшие
автономные республики и ряд автономных округов и областей добились
статуса республик в составе РФ. Повысился статус краев, областей, городов
федерального значения Москвы и Санкт­Петербурга.
Изменилась государственная символика России. Подтверждалась полная
международная самостоятельность России, её внешней и оборонной политики.
Новая конституция наделила президента РФ широкими полномочиями,
подчинила ему главу исполнительной власти – председателя правительства.

Президент получал право роспуска законодательных палат Федерального
собрания (Государственной думы и Совета Федерации), назначения высших
судей верховных судебных коллегий.
Согласно Конституции 1993, Россия – демократические федеративное
правовое государство с республиканской формой правления.(9) Российская
Федерация имеет президентскую форму правления. Президент – гарант
конституции, декларируемых гражданских, политических, экономических и
социальных прав и свобод россиян. (10) Конституция закрепляет равенство
прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы,
национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного
положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к
общественным объединениям.(11) Согласно Конституции,
высшим
представительным, законодательным органом Российской Федерации
является парламент Российской Федерации – федеральное собрание,
состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.(12)
Конституция устанавливает порядок осуществления правосудия в России,
независимость суда, несменяемость и независимость судей, открытость
разбирательства дел в судах. (13)
Конституция закрепляет демократические основы управления на местном
уровне путем предоставления населению права самостоятельно решать
вопросы местного значения. С принятием конституции Российской Федерации
1993 г. в нашей стране начался новый этап государственной реформы. Будучи
принятый всенародным голосованием, федеральный Основной Закон сыграл
заметную позитивную роль в закреплении демократических преобразований в
России.
Конституция РФ 1993 года ­ первая в истории страны полноценная
Конституция, признающая сохранность основных прав и свобод человека и
предусматривающая демократизм организации публичной власти, ее
9.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года, сноска 9 ­ ст.1,
сноска 10 – ст.80, сноски 11 – ст.19, 12 – ст. 94­95, 13 – ст.120­121
­ 12 ­
правовой характер. Главная проблема ­ реализовать этот потенциал,
обеспечив эффективное применение Конституции в контексте развития
России, ее государственной и общественной жизни.
Конституция является фундаментом системы права, главным фактором,
базой для систематизации законодательства. На основе Конституции
Российской Федерации и конституций республик в ее составе осуществляется
упорядочение всей системы законодательства, его освобождение от
устаревших норм. Комплексное развитие всех отраслей законодательства на
базе новой Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования
демократического правового государства, упрочения режима законности и
правопорядка. Конституция Российской Федерации ­ бесспорная и
единственная в своем роде правовая гарантия стабильности политического и

общественного строя, это соглашение между всеми социальными группами о
всеобщих правилах жизни общества. Она явилась необходимым этапом в
развитии правовой системы РФ.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что на изменение конституции
влияют многие факторы:
­ интересы различных социальных групп;
­преобразование формы правления или государственного устройства;
­господствующие в обществе официальные взгляды и воззрения на
государство и др.
Потребность в новой конституции в любой стране возникает после каких­либо
масштабных событий общественно­политического характера: революции,
завоевание независимости, распада государства, образование нового
государственного единства, изменение формы правления и политического
режима.
Каждая новая конституция обобщает конкретный опыт истории и обогащает
его новым содержанием. Конституция для России сегодня значит очень много.
В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение
обновляемой государственности, а в известных пределах и свою
национальную идею. Разумеется, Конституция ­ это не собрание политических
программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением,
отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт
со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции
отведено ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и
принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики,
политики, социальной сферы, государства и права. И Конституция тем
успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к
национальной идее, точнее и полнее выражает ее
установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей,
игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной
идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со
стороны общества. (14)
­ 13 ­
Таким образом, можно сказать, что в жизнедеятельности современного
общества особое место принадлежит именно Конституции. Ее содержание и
сущностные черты определяются, прежде всего, тем, что она регулирует
важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и
государством,
принципы
организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на
котором зиждется правовая и политическая система.
Постепенное историческое развитие конституции привело российское
государство к ныне действующей Конституции Российской Федерации,
закрепляет основы общественного строя,

принятой всенародным голосованием (что тоже является немаловажным
фактом) 12 декабря 1993 года. Вопрос о целесообразности ее принятия, о
достоинствах и недостатках приведенных в ней норм остается спорным даже
сейчас. Однако можно сказать, что бесспорным преимуществом является то,
что существующий общественный строй был объявлен конституционным, а
сама Конституция обеспечила высокий уровень своей стабильности, закрепив
достаточно сложный механизм внесения поправок. Судить же о реальных
последствиях ее принятия и действия, по признанию большинства
специалистов и правоведов, можно будет лишь по прошествии нескольких
десятилетий, которые должны показать, насколько новая Конституция
сможет стать реально работающим основным законом страны. Говоря о
значении Конституции, я хочу согласиться со словами журналиста Л.
Корнешова, который писал «Для меня важно, что нынешняя Конституция
обращена всеми своими статьями к личности, к человеку, к гражданину. В ней
нет и намёка на верховенство одних и даже косвенную подчинённость других.
В ней чёрным по белому записано признание идеологического многообразия,
многопартийности, равенства перед законом общественных организаций…»
14.Миронов О.О. «Конституция не может быть неизменной». Государство и
право № 4, 1998.
­ 14 ­
Список использованной литературы:
1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. ­М.: Айрис­
Пресс, 2003.
2.Исаев И.А. История государства и права России: учебник. 3­е изд. перераб.
и доп. М.: Юрист.­2007.
3.Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. -
М.: Проспект, 2006.

4.Коституционное право России: курс лекций /С.И.Некрасов, Ю.Л.
Шульженко, А.Н. Лебедев (и др.); отв. Ред. Ю.Л. Шульженко.­ М.: ТК Велби,
изд­во Проспект, 2008.­ 480 с.
5.Кукшкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк по истории Советских Конституций.­
2­е изд., доп.­ М.: Политиздат. 1987.
6.Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917­1991 гг.­
М.: Зерцало, 1997
7.Конституция РСФСР от 12.04.1978 года,
8.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года,
9.Журнал «Загадки истории»» № 33, 2013 год
10.Миронов О.О. «Конституция не может быть неизменной». Государство и
право № 4, 1998.
11. Интернет http://news­zakon.com.

  • Закон о митингах

    В июне 2012 года, вскоре после событий на Болотной площади, в России ужесточили наказания за нарушения на митингах. В СПЧ «закон 6 мая» раскритиковали. «Главный порок закона состоит в том, что он по сути предполагает криминализацию процедуры использования базового конституционного права — права собираться мирно», — сказано в заключении совета.

    Закон о гостайне

    14 ноября 2012 года внесли изменения в закон о госизмене и шпионаже. Теперь уголовному преследованию можно подвергнуть за любую помощь иностранному государству или организации, если их деятельность «направлена против России». Согласно новому закону, запрещено разглашать сведения, полученные во время работы, учебы и других занятий. Первым случаем, когда закон о госизмене применили в расширенной редакции, стала история с многодетной матерью Светланой Давыдовой, которая позвонила в украинское посольство, чтобы рассказать о «командировке» на Украину солдат из военной части рядом с ее домом.

    «Закон Димы Яковлева»

    В декабре 2012 года гражданам США российских детей. В Совете по правам человека заключили , что этот закон противоречит Конституции России и ее международным договорам и «имеет дефекты законодательной техники». Например, его обсуждали четыре дня вместо положенных полутора месяцев. Тем не менее 1 января 2013 года «закон Димы Яковлева» вступил в силу и действует до сих пор.

    Закон об НКО

    21 ноября 2012 года вступил в силу закон об «иностранных агентах». «Считаю, что законопроект антиконституционен и должен быть отклонен. У нас не должно быть граждан второго сорта, какими неизбежно станут члены организаций, признанных иностранными агентами», — говорится в экспертном заключении СПЧ по этому закону.

    Закон о прокуратуре

    Закон «О прокуратуре» , по мнению многих экспертов, противоречит Конституции. В нем не сказано ни о временных ограничениях, ни о сроках исполнения требований прокуратуры при проверках НКО. В феврале Конституционный суд признал , что такое положение вещей противоречит Конституции, и призвал устранить противоречия в законе.

    Я не страдаю так называемым конституционным идиотизмом — Конституция работает не сама по себе, а только тогда, когда в обществе есть силы, заинтересованные в ее реализации. Силы, которые готовы защищать демократические и правовые основы Конституции, подавлены и рассеяны, они не активны. При таком соотношении сил получается, что власти действуют как бы по Конституции, но фактически усиливают репрессивное государство.

    В нашей Конституции хорошие первая и вторая главы, где говорится об основах конституционного строя и о правах и свободах граждан. А в главах, описывающих структуру государственной власти, явно допущен перебор в пользу президентской и исполнительной власти, особенно президентской. Расширение полномочий президента у нас происходило таким образом, что оно как бы соответствовало Конституции, но оно вышло за ее рамки.

    Интересно, что первая поправка, которую у нас приняли в 2008 году, была связана со сроком полномочий президента — его увеличили до шести лет. То есть полномочия единственного субъекта, который находится над законом и фактически вне закона, увеличили, а право граждан решать, кто будет этим субъектом, ограничили. А в США, например, первая поправка была связана со свободой: это было положение о том, что Конгресс не должен издавать законы, ограничивающие права граждан.

    Думаю, в российскую Конституцию следовало бы внести некоторые поправки, но не в нынешней ситуации, когда все контролируется исполнительной и президентской властью. В таких условиях заниматься поправками — значит, открывать ящик Пандоры. Те поправки, которые могут в ближайшее время внести, только ухудшат текст Конституции — разворачивается наступление на приоритет международного права, который зафиксирован в 15-й статье, ставится под вопрос светский характер государства и отделение от него церкви. Возможен отказ от статьи, которая запрещает единую государственную идеологию. Лучше уж совсем не трогать текст Конституции.

    Наталья Богданова, доктор юридических наук, специалист по конституционному праву:

    Конституции должны быть устойчивыми, их нельзя часто менять. Это общие положения и принципы, которые дальше развиваются в законодательстве — вот его менять можно. Конечно, в любом акте есть недостатки и недоговоренности, но с ними можно разобраться через решение Конституционного суда, чья задача — разъяснять смысл Конституции.

    Но если пересматривать полностью ее не стоит, то улучшать можно. Например, можно было больше развернуть Конституцию к гражданам — расширить блок, связанный с гражданским обществом, усилить и ответственность самих граждан за то, что делает государство. Есть интересные новые конституции, которые тут можно было бы привести в пример — например, швейцарская и финляндская. Но заниматься этим можно, когда нет других проблем, а не в такой ситуации, как сейчас.

    За время существования нашей Конституции в нее внесли несколько поправок, но я думаю, что без них наше государство могло бы спокойно существовать. Вот, например, дали президенту право предлагать свои кандидатуры в состав Совета Федерации. Но нет ни одного человека, которого предложил бы туда президент. То есть это неактуально, и непонятно, зачем это надо было придумывать.

    По сравнению с Европой Конституция в России довольно жесткая, но ее так и замышляли. Ее очень трудно изменить: например, у нас не продуман механизм, чтобы менять ее главные части — первую (основы конституционного строя), вторую (права и свободы человека и гражданина) и девятую (конституционные поправки и пересмотр Конституции). По правилам, для этого надо созвать конституционное собрание, но что это и как его собирать — эти вопросы не урегулированы. На мой взгляд, это не совсем правильно: получается, что законодатель не реализует предписание — федеральный закон о конституционном собрании должен функционировать в правовой системе, чтобы им можно было воспользоваться, если нужно.

Поделиться: