При банкротстве отсутствующего должника не применяются процедуры. Кто такой отсутствующий должник

Отсутствующие должники, как и ликвидируемые должники - еще одна категория должников, в отношении которых процедуры банкротства применяются в упрощенном порядке. Отсутствующими должниками в отличие от ликвидируемых могут быть как юридические, так и физические лица.

К отсутствующим должникам законодатель относит юридических лиц, которые фактически прекратили свою деятельность, не находятся по адресу, указанному в учредительных документах, и установить их местонахождение не представляется возможным.

Под отсутствующим должником-гражданином понимается физическое лица, которое прекратило заниматься предпринимательской деятельностью, отсутствует по месту жительства и местонахождение его неизвестно.

Помимо этого положения, касающиеся упрощенных процедур банкротства, применяются в том случае, когда имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или когда в течение последних 12 месяцев не проводились операции по счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника (ст. 230 Закона о банкротстве 2002 г.).

Упрощенный порядок рассмотрения дел о банкротстве таких должников определяется особенностями их статуса.

Статья 227 Закона о банкротстве устанавливает признаки, при наличии которых должник признается отсутствующим:

· Фактическое прекращение деятельности;

· Отсутствует и невозможно установить местонахождение должника - физического лица либо руководителя должника - юридического лица.

При этом следует обратить внимание, что Закон говорит об отсутствии руководителя юридического лица. В литературе иногда встречаются мнения, в соответствии с которыми юридическое лицо может быть признано отсутствующим должником, если невозможно установить его местонахождение, или место функционирования его органов, т.е. отсутствует само юридическое лицо. Данное мнение представляется чрезмерно расширительным толкованием Закона о банкротстве, который связывает «отсутствие» должника только с неизвестностью местонахождения его руководителя, а не органов управления .

В течение какого времени должны отсутствовать указанные лица, чтобы к должнику можно было применить правила пр. 2 гл. 11 Закона о банкротстве? Ст. 42 ГК РФ, которая определяет правила признания гражданина безвестно отсутствующим - к данным отношениям не применяется. В соответствии с гражданским законодательством факт отсутствия, устанавливается на основании решения суда, которое выносится при отсутствии более года в месте жительства гражданина любой информации о нем. Закон о банкротстве именно для целей конкурсного права устанавливает иные правила.

Для целей конкурсного права должник может быть признан отсутствующим только на основании того, что он (физическое лицо либо руководитель юридического лица) находится в неизвестном месте.

При этом время отсутствия юридического лица значения не имеет, главное - наличие у заинтересованных лиц доказательств того, что они безрезультатно пытались связаться с должником.

Заинтересованными лицами в данном случае будут субъекты, имеющие право инициировать конкурсный процесс. К ним относятся кредиторы и уполномоченные органы. Подавая заявление о банкротстве, указанные лица обязаны приложить к нему документы, подтверждающие наличие обстоятельств, позволяющих считать должника отсутствующим, в частности документы органов связи о невозможности вручить должнику корреспонденцию, справку налоговой инспекции о непредставлении отчетной документации налоговым органам, доказательства фактического прекращения должником своей деятельности. В случае непредставления таких документов арбитражный суд возвращает указанное заявление на основании ст. 44 Закона о банкротстве.

Выше были определены признаки, при наличии которых должник считается отсутствующим. Однако хочу обратить внимание, что помимо этих субъектов правила пр. 2 гл. 11 Закона могут также применяться и к другим, «присутствующим» должникам. Каким? Ст. 230 Закона отвечает на этот вопрос.

· если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве;

· по счетам в последние 12 месяцев перед подачей заявления не проводились банковские операции.

· имеются иные признаки, свидетельствующие об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

Доказательства, позволяющие применять нормы пр. 2 гл. 11 Закона к названным категориям должников, должны быть также приложены к заявлению о банкротстве. Следует уточнить, что в описанных ситуациях заявление о банкротстве может быть подано и самим должником.

Поскольку отсутствующий должник не осуществляет какую-либо деятельность, то вполне понятна направленность норм пр. 2 гл. 11 Закона на скорейшее признание его банкротом и ликвидацию юридических лиц.

В отношении физических лиц целью банкротства является прекращение предпринимательской или иной деятельности должника.

Ни наблюдение, ни финансовое оздоровление, ни внешнее управление в отношении отсутствующего должника невозможно .

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности (ст. 227).

Общие положения Закона о банкротстве 2002 г. о праве кредитора на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом имеют определенное значение и в деле о банкротстве отсутствующего должника. Право кредитора на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом обусловлено наличием у него материально-правового притязания к должнику. Закон о банкротстве в качестве кредиторов должника для целей возбуждения дела о банкротстве рассматривает только кредиторов по денежным обязательствам и по обязательным платежам. При этом не всякий кредитор по денежному обязательству обладает правом на подачу заявления о признании должника банкротом. Таким правом обладают лица, признаваемые в соответствии с Законом о банкротстве 2002 г. конкурсными кредиторами.

К конкурсным кредиторам относятся кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия (ст. 2).

Таким образом, в рассматриваемом вопросе важно наличие денежного обязательства и характер правоотношения, из которого оно вытекает. Право кредитора на подачу заявления о признании должника банкротом обусловлено не только наличием денежного обязательства или требования по обязательным платежам. Денежное требование (требование по обязательным платежам) должно иметь соответствующий размер, состав и срок неисполнения его должником. Эти показатели определяют признаки банкротства должника в общих процедурах банкротства.

Таким образом, кредитор имеет право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при наличии денежного обязательства (требования по обязательным платежам) и при наличии признаков банкротства должника. Это общее правило.

Правовое положение кредитора в гражданско-правовом обязательстве предполагает наличие у него требования к должнику. В деле о банкротстве отсутствующего должника оно может быть в размере меньшем, чем это предусмотрено ст. 5 Закона о банкротстве 2002 г. При отсутствии к должнику какого бы то ни было требования участник гражданского правоотношения не имеет субъективного права на обращение в суд (ст. 4 АПК РФ).

Поэтому в деле о банкротстве отсутствующего должника при разрешении спора по заявлению кредитора по гражданско-правовому обязательству важным является только наличие у него к должнику денежного требования. Состав денежного требования, период его неисполнения не имеют никакого значения при определении признаков банкротства отсутствующего должника.

Также представляется правильным, что кредиторы третьей очереди с требованием о взыскании неустойки или убытков имеют право обратиться в суд с заявлением о признании отсутствующего должника банкротом .

Наличие у кредитора денежного требования к должнику дает ему субъективное право на обращение в суд, однако размер и состав требования не определяют признаки банкротства отсутствующего должника. Эти показатели имеют значение при реализации права голоса на собрании кредиторов и при установлении очередности удовлетворения требования кредитора.

Имеет ли значение наличие задолженности по обязательным платежам при определении права на обращение в суд налогового или иного уполномоченного органа?

Как показывает судебно-арбитражная практика, суды не связывают возможность признания отсутствующего должника банкротом с наличием задолженности по обязательным платежам . Наличие задолженности по обязательным платежам не только не является признаком банкротства отсутствующего должника, но и не определяет правовой интерес уполномоченного органа на обращение в суд.

Такой позиции придерживается Президиум ВАС РФ, определяя круг доказательств, необходимых для установления признаков банкротства отсутствующего должника, к числу которых не относятся доказательства в подтверждение долга по обязательным платежам. Данный вывод следует из п. 10 приложения к вышеупомянутому информационному письму Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 г. N 50.

На этом основании можно говорить о том, что право уполномоченного органа на обращение в суд с заявлением о признании отсутствующего должника банкротом никак не зависит от наличия у него материально-правового требования к должнику.

Прямой нормы права о ведении реестра кредиторов в деле о банкротстве отсутствующего должника нет. Вместе с тем положения о праве кредиторов заявлять свои требования конкурсному управляющему и возможность осуществления расчетов с ними в порядке очередности, предусмотренной ст. 134 Закона о банкротстве 2002 г., предполагают ведение реестра требований кредиторов и в указанной процедуре банкротства.

Поэтому после завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд вместе с отчетом о результатах проведения конкурсного производства и реестр требований кредиторов .

На практике арбитражные управляющие не придают существенного значения реестру требований кредиторов по делам о банкротстве отсутствующего должника. Зачастую они не прикладывают к отчету о результатах проведения конкурсного производства реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований, объясняя это тем, что удовлетворение требований кредиторов не производилось ввиду отсутствия имущества должника.

С такой позицией арбитражных управляющих согласиться нельзя, поскольку в конкурсном производстве считаются погашенными требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, а также не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный суд либо такие требования признаны арбитражным судом необоснованными (п. 9 ст. 142).

При неудовлетворении требований кредиторов из-за отсутствия имущества должника особенность отражения в реестре размера погашенных требований будет заключаться в том, что размер погашенных требований будет соответствовать размеру установленных требований кредиторов.

О банкротстве отсутствующего должника конкурсный управляющий письменно уведомляет всех известных ему кредиторов, которые в месячный срок со дня получения уведомления могут предъявить свои требования конкурсному управляющему (п. 2 ст. 228). Общая норма, содержащаяся в п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве 2002 г., предусматривает срок на предъявление кредиторами своего требования не меньше, чем два месяца с даты публикации сообщения о признании должника банкротом. То есть, в деле о банкротстве отсутствующего должника предусмотрен сокращенный срок на предъявление требований кредиторов, по истечении которого реестр требований кредиторов может быть закрыт.

Информированность кредиторов о ходе дела о банкротстве имеет большое значение для кредиторов при защите их прав и интересов. Спорным является вопрос о том, обязательна ли публикация информации о признании отсутствующего должника банкротом и открытие в его отношении конкурсного производства. На этот счет заслуживает внимание позиция А.В. Егорова, который считает публикацию сообщения необходимой, так как она дает известную гарантию кредиторам в том, что у них будет какое-то время для предъявления претензий, прежде чем произойдет окончательная ликвидация должника .

Эта позиция созвучна с разъяснениями ВАС РФ, содержащимися в п. 65 Постановления Пленума N 29 от 15 декабря 2004 г. , согласно которым специальными правилами о банкротстве отсутствующего должника не исключается необходимость опубликования сведений о признании отсутствующего должника банкротом.

Не менее важным является разъяснение ВАС РФ о том, что, поскольку специальный месячный срок на предъявление требований установлен в п. 2 ст. 228 Закона о банкротстве 2002 г. только для кредиторов, получивших уведомление конкурсного управляющего, требования кредиторов, не получивших указанное уведомление, могут быть заявлены в арбитражный суд вплоть до закрытия реестра требований кредиторов в срок, установленный абз. 3 п. 1 ст. 142 указанного Закона. Правило п. 4 ст. 142 рассматриваемого Закона распространяется на случаи пропуска любого из названных сроков. Требования таких кредиторов включаются в реестр на основании определения арбитражного суда.

При рассмотрении дел о банкротстве отсутствующего должника, как правило, как упоминалось выше, судом не вводится процедура наблюдения. Это связано, прежде всего, с тем, что в делах о банкротстве отсутствующего должника в большинстве случаев руководитель и иные органы управления должника отсутствуют и установить их местонахождение не представляется возможным. Имущества нет, или его заведомо недостаточно для покрытия судебных расходов. При таких обстоятельствах вводить процедуру наблюдения нецелесообразно. Она не достигнет основных целей: обеспечения сохранности имущества должника и ограничения полномочий руководителя и иных органов управления должника, а главным образом сохранности активов должника .

При наличии проверенных признаков отсутствующего должника суд применяет только одну процедуру банкротства - конкурсное производство.

Срок для принятия решения о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства составляет не семь месяцев, как это предусмотрено для общих процедур банкротства, а месяц с момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом (п. 1 ст. 228).

При решении вопроса об открытии конкурсного производства суд самостоятелен и не связан с мнением кредиторов, как это имеет место при выборе процедуры банкротства по окончании наблюдения (ст. 75).

При рассмотрении дел о банкротстве отсутствующего должника - гражданина (предпринимателя) у суда возникали вопросы по исполнению решения о признании должника банкротом: руководствоваться ли в этом вопросе ст. 209 Закона о банкротстве 2002 г. и направлять решение суда о признании должника банкротом и исполнительный лист судебному приставу-исполнителю для осуществления продажи имущества должника, или же эти функции должен выполнять конкурсный управляющий?

Вполне обоснованно в подобной ситуации следует придерживаться той точки зрения, что норма п. 2 ст. 228 рассматриваемого Закона о банкротстве, устанавливающая обязанности конкурсного управляющего, является специальной и по отношению к ст. 209, рассматривающей судебного пристава-исполнителя как лицо, осуществляющее исполнение решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом. Поэтому рассматриваемую упрощенную процедуру банкротства в отношении граждан должен проводить арбитражный управляющий.

В своей деятельности арбитражный управляющий ограничен волей кредиторов, подконтролен им и должен действовать добросовестно и разумно, с учетом интересов должника и его кредиторов. В делах о банкротстве отсутствующего должника у конкурсного управляющего может быть особое правовое положение.

Поскольку возбуждение дела о банкротстве отсутствующего должника не связано с наличием, размером и составом кредиторской задолженности, то при обращении в суд с заявлением уполномоченного органа при отсутствии долга по обязательным платежам нередко возникает ситуация, при которой конкурсный управляющий не выявит требований кредиторов по гражданско-правовым обязательствам.

В этом случае в деле о банкротстве отсутствующего должника нет кредиторов в материально-правовом значении. Уполномоченный орган в такой ситуации можно рассматривать в качестве кредитора только в процессуальном смысле .

В делах о банкротстве отсутствующего должника, где нет кредиторов с определенным размером требования, то есть с материально-правовым интересом, отсутствует цель конкурсного производства - соразмерное удовлетворение требований кредиторов.

В этом случае конкурсный управляющий по существу будет выполнять функции ликвидатора, что более свойственно делам о ликвидации.

Заслуживает внимания содержание нормы п. 2 ст. 228 Закона о банкротстве 2002 г. Помимо того, что указанная норма права предусматривает сокращенный срок на предъявление кредиторами своего требования, она, в отличие от п. 1 ст. 142 рассматриваемого Закона, не содержит отсылочных положений к нормам, определяющим порядок установления требований кредиторов.

Поскольку разногласия кредиторов и конкурсного управляющего по размеру и составу денежного требования неизбежны, суд при их рассмотрении должен руководствоваться общими нормами права, содержащимися в ст. 100 данного Закона.

Однако объективно отсутствующий должник может как не иметь, так и иметь какое-либо имущество. Кроме того, определенное имущество должника может быть обнаружено управляющим при осуществлении мероприятий конкурса. В последнем случае управляющий может оценить размер обнаруженного имущества и в зависимости от этого обратиться с ходатайством в арбитражный суд о переходе к общим процедурам банкротства в соответствии с Законом. Суд, рассмотрев ходатайство управляющего, может вынести определение о прекращении осуществления упрощенного банкротства и о переходе к обычным процедурам.

В соответствии с буквальным толкованием закона, обнаружение имущества должника (даже в большом количестве) не обязывает ни управляющего заявлять ходатайство, ни суд переходить к обычным процедурам банкротства .

В отличие от упрощенной процедуры банкротства общие процедуры предоставляют кредиторам право на подачу заявления о принятии мер по обеспечению своего требования, выбора процедур банкротства, двухмесячный срок на предъявление своего требования в процедуре конкурсного производства и т.д.

Поэтому при наличии или обнаружении имущества отсутствующего должника представляется правильным всегда применять общие процедуры банкротства, в условиях проведения которых права кредиторов будут наиболее обеспечены.

Расчеты с кредиторами управляющий осуществляет в соответствии с очередностью, установленной ст. 134 Закона.

Завершив расчеты с кредиторами, конкурсный управляющий обязан помимо отчета о своей деятельности составить ликвидационный баланс и представить указанные документы в арбитражный суд.

На основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства государственный орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, вносит в государственный реестр соответствующую запись.

Таким образом, при банкротстве отсутствующего должника, ввиду того, что, как правило, не выявляется какого-либо имущества, необходимого для удовлетворения требований кредиторов, правовое регулирование рассматриваемой категории дел еще более уменьшает и без того призрачные шансы кредиторов на защиту их интересов.

В заключение хотелось бы отметить, что рассматриваемая упрощенная процедура банкротства может быть оправдана только в том случае, если ее применение не ведет к ущемлению прав кредиторов.


Свирин Ю.А. Конкурсное право - Издательство «Багира-2», 2006 г. // СПС «Гарант».

Говорин В. «Круглый стол» по проблемам несостоятельности (банкротства) // Предпринимательское право. - М.: Юрист, 2006, № 3. - С. 43-44

Постановление Президиума ВАС РФ от 30 января 2002 г. по делу N 9111/01 // СПС «Гарант»; Постановление ФАС Центрального округа от 5 декабря 2001 г. по делу N А36-196-Б/1-01 // СПС «Гарант».

Попондопуло В.Ф. Процедуры банкротства и обеспечение интересов кредиторов // Предпринимательское право. - М.: Юрист, 2006, № 2. - С. 11-17

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», 2005 г., N 3

Михалев И.Ю. Банкротство и несостоятельность: социальные, экономические и юридические аспекты // Вестник Российской правовой академии. - М.: РПА МЮ РФ, 2006, № 2. - С. 26-30.

Мкртчан А.Ф. Механизм возбуждения дела о банкротстве по заявлению кредитора в арбитражном суде // Российская юстиция. - М.: Юрид. мир, 2006, № 3. - С. 40-42

Свирин Ю.А. Конкурсное право - Издательство «Багира-2», 2006 г. // СПС «Гарант».

Банкротство отсутствующего должника - это упрощенная процедура банкротства, которая применяется, если гражданин-должник или руководитель организации-должника, фактически прекратившей деятельность, отсутствует либо определить его место нахождения невозможно (п. 1 ст. 227 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ - далее Закона N 127-ФЗ). То есть данная процедура применяется как к организациям, так и к физическим лицам, включая ИП (п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 51).

Процедура банкротства отсутствующего должника также может быть применена к юридическому лицу, если место нахождения ее руководителя известно, в ситуации, когда:

  • имущества организации-должника недостаточно, чтобы покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или если в течение последних 12 месяцев не было операций по счетам должника;
  • имеют место иные признаки того, что должник деятельность не ведет (ст. 230 Закона N 127-ФЗ).

Напомним, что организация считается фактически прекратившей свою деятельность и подлежащей исключению из ЕГРЮЛ, если она в течение последних 12 месяцев (п. 1 ст. 64.2 ГК РФ , п. 1 ст. 21.1 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ):

  • не представляла отчетность по налогам и сборам;
  • не проводила операции ни по одному из своих банковских счетов (п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.01.2006 N 100).

Подать заявление о признании отсутствующего должника банкротом может или уполномоченный орган. При этом сумма задолженности значения не имеет. А если признаки отсутствующего должника были обнаружены в ходе наблюдения (реструктуризации долгов гражданина), то подать заявление о переходе к упрощенной процедуре должен арбитражный управляющий (п. 1,3 ст. 227 Закона N 127-ФЗ).

На основании одного из указанных заявлений арбитражный суд в течение месяца выносит решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства либо о реализации имущества гражданина. Наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, а также реструктуризация долгов физического лица при такой упрощенной процедуре банкротства не применяются (п. 1 ст. 228 Закона N 127-ФЗ). Вместе с тем возможно заключение мирового соглашения.

Финансирование процедуры банкротства отсутствующего должника

При банкротстве отсутствующего должника неизбежно встает вопрос о финансировании этой упрощенной процедуры. Потому что хотя должник и отсутствует, погасить судебные расходы кто-то должен.

По общему правилу если в ходе банкротства имущества должника оказывается недостаточно, то расходы по делу ложатся на плечи заявителя (п. 1,3 ст. 59 Закона N 127-ФЗ). Поэтому уполномоченный орган (к примеру, налоговый орган) может подать заявление о признании отсутствующего должника банкротом, только если есть вероятность обнаружения у него имущества, за счет которого можно будет возместить расходы по делу о банкротстве. Более того, уполномоченный орган должен предоставить тому доказательства и приложить их к заявлению в суд (п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 91).

Также, прежде чем подавать заявление, налоговый орган должен оценить вероятность того, что в результате банкротства должника удастся погасить его задолженность по обязательным платежам. А иначе и в суд идти незачем (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67). Если шансов на взыскание долгов нет, то ИФНС может просто исключить недействующую организацию из ЕГРЮЛ (ст. 21.1 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

Если же с заявлением в суд обращается конкурсный кредитор, то он же будет и финансировать расходы по делу о банкротстве либо третье лицо, допустим, другой кредитор (

Сегодня банкротство отсутствующего должника приобретает все большую популярность, причём характерной особенностью данной процедуры является то, что должниками могут признаваться не только юридические, но и физические лица. К данной категории относятся лица, которые прекратили свою фактическую деятельность, и в данный момент отыскать их не представляется возможным каким-либо образом.

Должник отсутствует — специфика процедуры банкротства

Одной из важнейших особенностей является возможность упрощённой процедуры. Это особенно актуально в наши дни, т.к. позволяет существенно сэкономить время и финансы и при этом получить желаемый результат. Что означают упрощённые процедуры . При таком подходе следует учитывать и статус должника:

  • прекращение деятельности;
  • невозможность установления местоположения.

Факт отсутствия устанавливается судом и лишь на этом основании можно продолжать свою деятельность.

Чтобы присвоить отсутствующему лицу статус банкрота нужно заявление от (любой источник финансирования, за исключением лиц, перед которыми неплательщик несёт ответственность за моральный либо физический ущерб). При этом сумма долга персонально перед данным кредитором значения не имеет.

Существует достаточное количество поводов для подачи заявления на банкротство:

  • В случае, когда в течение года операции по банковским счетам не проходили.
  • В связи с делом о банкротстве имущество должника не предоставляет возможности погасить судебные издержки.
  • Должник (физическое или руководитель юридического лица) отсутствует, а выяснить его местоположение невозможно.
  • Иные признаки, которые подтверждают фактическое отсутствие осуществления финансовой деятельности.

Окончательное решение выносится арбитражным судом, причём в процессе делопроизводства каждый выявленный кредитор ставится в известность о возбужденном деле.

Процедура банкротства

Процедура проведения банкротства имеет множество специфических особенностей, среди которых надо рассмотреть следующие шаги:

Факт отсутствия устанавливается судом.

Список из шести пунктов достаточно скромный, но при этом его нужно придерживаться неукоснительно. Именно такой подход помогает всегда получать требуемые результаты с минимальными финансовыми потерями.

Упрощённый вариант

Отсутствующий должник может оказаться подвергнут данной процедуре упрощённым путем, если:

  1. Оплата делопроизводства производится конкурсным кредитором . В этом случае существенно ускоряется процесс.
  2. Оплачивает уполномоченный орган, который передал дело в арбитражный суд . В данном случае изначально потребуется подтвердить факт того, что средства на финансирование ведения дела имеются в наличии.

Здесь существенно повышается скорость работы, причём все действия производятся в полном соответствии действующему законодательству. Если же у должника будет выявлено имущество, то упрощённый вариант становится невозможным и суд переводит дело к стандартной процедуре. — полная процедура банкротства.

Суд

В ходе организации процесса судья не назначает процедуру наблюдения, т.к. в большинстве случаев руководитель и все его представители отсутствуют, а определение их местоположения категорически невозможно.

Введение процедуры не сможет удовлетворить базовые потребности кредиторов – сохранность имеющегося имущества. Если же имущество отсутствует, то и наблюдать уже не за чем.

Если возникает необходимость открытия конкурсного производства, то здесь суд полностью волен выносить решение самостоятельно, без предварительной консультации с заимодавцами, как это требуется при выборе процедуры банкротства.

Итоги процедуры

Банкротство отсутствующего должника – это непростой процесс, который может преподнести достаточно неожиданные итоги. Ведь нередко отсутствие объясняется личной инициативой, которая имела дополнительный умысел.

Понятие «банкрот» — это абсолютно бесперспективный шаг для любого кредитора, но при этом действующее законодательство позволяет и здесь компенсировать потери. При правильном подходе и упрощённой процедуры можно добиться, чтобы причитающаяся сумма пошла в качестве компенсации на налог на прибыль.

Действующий налоговый кодекс предусматривает возможности приравнивания безнадежных долгов к вне реализованным расходам. Также сюда можно включить все расходы на ведение судебного дела, из-за чего опытные бизнесмены всегда заранее считают, насколько проект будет выгоден.

В дополнение предлагаем посмотреть видео с информацией на тему процедуры банкротства при отсутствии должника:

Введение

Неплатежеспособность, кризис экономики и легального бизнеса, существование предприятий-невидимок, числящихся в реестре, но давно уже не имеющих, ни руководства, ни работников, задолженность по зарплате, пробелы в законодательстве - породили теневое решение проблемы "освобождения от непомерных долгов" и ситуацию банкротства практически всех предприятий-производителей.

Закон "О несостоятельности (банкротстве)", вобравший в себя лучшее из западных аналогов и подведенный к современной российской действительности, принят с расчетом на десятилетия и призван способствовать стимулированию платежеспособности и оздоровлению нашей экономики.

В действующем законодательстве о несостоятельности имеется такая упрощенная процедура, как банкротство отсутствующего должника. Наличие данной процедуры в законодательстве объясняется большим количеством должников, которые соответствуют всем признакам отсутствующего должника, установленным действующим законом. Важно, что в этом случае интересы кредиторов учитываются.

Целью работы является анализ теоретических и нормативных положений, регламентирующих банкротство отсутствующего должника, выявление имеющихся трудностей их правоприменения, определение эффективности действующего законодательства. Для достижения этой цели требуется разрешение следующих задач: провести правовой анализ норм действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве); раскрыть понятие отсутствующего должника; рассмотреть признаки и критерии несостоятельности (банкротства) отсутствующего должника как должника особой категории; выявить особенности подачи заявления о признании отсутствующего должника банкротом.

Понятие и признаки отсутствующего должника

Как известно, для юридического лица банкротство наступает, когда оно не способно удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Основанием для признания гражданина банкротом служит его неспособность исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. Эти положения не применяются при подаче заявления о признании отсутствующего должника банкротом.

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом принимается арбитражным судом независимо от размера кредиторской задолженности, а также при ее отсутствии.

Под отсутствующим должником-гражданином понимается физическое лицо, фактически прекратившее свою предпринимательскую деятельность, отсутствующее по месту жительства или месту пребывания, и установить местонахождение которого не представляется возможным.

Отсутствующий должник - юридическое лицо - организация, которая фактически прекратила свою деятельность (не осуществляются текущие платежи в течение длительного времени), и руководитель которой отсутствует по месту жительства или месту пребывания, и установить местонахождение которого не представляется возможным. Указанные два признака отсутствующего должника - юридического лица непосредственно взаимосвязаны.

Положения, предусмотренные §2 главы Х Закона, применяются и в том случае, если имущество должника юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве. Арбитражный суд может установить отсутствие или недостаточность имущества для покрытия указанных расходов из баланса должника, представленного по запросу суда государственной налоговой службой.

Кроме того, указанные положения применяются и в случае отсутствия операций по счетам должника в течение 12 месяцев. По существу, отсутствующие должники - это уже недействующие лица, которые еще находятся в списке Единого государственного реестра юридических лиц. В этом случае все чаще завершается ликвидацией юридического лица. Это позволяет сделать правильные изменения в списке Единого государственного реестра юридических лиц. То есть избавиться от уже итак не существующих по каким-то причинам хозяйствующих субъектов.

К признакам отсутствующего должника относится следующее:

Фактически прекращена предпринимательская или иная деятельность.

У предприятия отсутствует руководитель, или его местонахождение установить не предоставляется возможным.

Все имущество предприятия заранее является недостаточным для покрытия тех расходов, которые связаны с ведением дела.

Начиная со дня подачи заявления о банкротстве и в течение последующих 12 месяцев по банковским счетам должника не проводились никакие банковские операции.

Наличие других признаков, которые могут свидетельствовать об отсутствии предпринимательской или другой деятельности должника.

банкротство должник суд

Поделиться: