Какая реорганизация ждет мчс. Если мчс ликвидируют Какие перемены ждут мчс в году


В минувшую пятницу Владимир Путин подписал указ, согласно которому губернаторы будут охраняться Федеральной службой войск национальной гвардии РФ (Росгвардией). То есть, по-видимому, Федеральная служба охраны (ФСО), которая сейчас охраняет мэра Москвы, губернатора Санкт-Петербурга и глав некоторых других регионов, передаст эти полномочия Росгвардии. Лишатся статьи доходов и частные охранные компании, которые обеспечивают безопасность ряда губернаторов.
Как рассказал «НГ» советник главы Росгвардии, экс-начальник Генштаба Вооруженных сил РФ генерал армии Юрий Балуевский, данное решение главы государства закономерно, так как «любые носители особо важной государственной информации (а губернаторы ею обладают. – «НГ») должны быть надежно защищены». Между тем в осведомленных кругах уверены, что ожидаются новые указы главы государства, в которых Росгвардия получит другие, более широкие полномочия, связанные с защитой населения от внутренних потрясений, в том числе от различного рода стихий, пожаров и других бедствий.
Как сообщают источники из Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), в ближайшее время эта структура будет расформирована. А функции МЧС получит не Минобороны, чего давно добивался глава военного ведомства Сергей Шойгу, а Росгвардия, которую возглавляет генерал армии Виктор Золотов. Он, как известно, в свое время возглавлял Службу безопасности президента РФ. И, видимо, поэтому Владимир Путин доверит ему сформировать структуру, которая уже в скором будущем, не дублируя, а дополняя функции МВД и ФСБ, будет отвечать и обеспечивать внутреннюю безопасность и стабильность в обществе.
«Стихийные бедствия, пожары и другие катаклизмы в нынешних реалиях могут являться элементами гибридной войны, – считает военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев. – По законам РФ Минобороны отвечает за защиту государства от внешних угроз.
А кто отвечает за внутреннюю безопасность? Вроде ведомств много, а эффективность от их деятельности порой невысока. После распада СССР Россия пережила две гражданские войны в Чечне. Стране в глобальном масштабе по-прежнему угрожает терроризм, а также другие деструктивные явления, способные при определенных условиях разрушить общество. Противостоять этому сможет только очень хорошо подготовленная структура. Надо полагать, Путин делает ставку на Росгвардию».
Эксперт отмечает: «Если МЧС присоединят к Росгвардии, численность этой структуры увеличится почти вдвое. При этом можно будет сэкономить за счет сокращения управленческого аппарата». Неткачев напоминает, что, к примеру, функции МЧС в США выполняет именно Национальная гвардия: «Но в условиях России это обретает совсем другое качество».

Недавно первый заместитель директора Росгвардии генерал-полковник Сергей Меликов заявил, что ведомство создает в каждом федеральном округе Силы быстрого реагирования. Об этих силах говорил и генерал Золотов, выступая 25 октября в Совете Федерации. «В ближайшие три года основные усилия Росгвардии будут сосредоточены на создании в федеральных округах группировок войск, способных при резком обострении обстановки в кратчайшие сроки выполнить поставленные задачи – как в мирное, так и в военное время», – заявил он.
Грубая прикидка показывает, что если в Росгвардию (штатная численность – около 340 тыс. военнослужащих) вольется МЧС (290 тыс. сотрудников), численность этой силовой структуры составит более 630 тыс. человек. Это в два раза больше, чем численность Сухопутных войск Российской армии.
МЧС реализует новую стратегию развития, в которой не просматривается места для региональных центров. Их уже начали сокращать. Первой жертвой стал дальневосточный центр, о расформировании которого объявлено официально.
По словам начальника Сибирского регионального центра МЧС Сергея Диденко, более 300 работников Дальневосточного регионального центра МЧС России в Хабаровске будут сокращены в связи с его ликвидацией. Увольняемым специалистам помогут с трудоустройством или переводом в другие структуры ведомства.
Громкая новость совпала по времени с выходом Указа президента об увольнении со службы 13 генералов МЧС. Генеральский звездопад стал полной неожиданностью для многих. Освобожденными от должностей оказались руководители не только Дальневосточного, но и Северо-Кавказского, Приволжского и Уральского региональных центров.
Среди уволенных такие знаковые фигуры, как, скажем, генерал Агафонов, чей фактурный профиль регулярно появлялся на телеэкранах, шла ли речь о расследовании авиакатастроф в Египте или в Сочи. Отправился на пенсию и патриарх МЧС, блестящий офицер с большой буквы, генерал-полковник Юрий Ковалев, отвечавший за регионы. А генерал-лейтенант Соловьев и генерал-майор Волынкин всего несколько дней назад летали на вертолете вместе с министром по районам, пострадавшим от осеннего тайфуна "Лайонрок". И казалось тогда ничто не предвещало отставок. Но теперь они, а также бессменный и очень харизматичный лидер северо-кавказских спасателей генерал Литюк, в том самом списке уволенных.
Трудно даже перечислить в одной заметке всех тех, кто лишился должностей. По крайней мере, таких громких отставок разом в МЧС не припомнят. Но в ведомстве, как ни странно, паники нет. И это главное, что следует из случившегося. Отставок, перемен и реформирования ждали. Перемены произошли не вдруг и не спонтанно.
О грядущем расформировании двух региональных центров впервые открыто с высокой трибуны глава МЧС Владимир Пучков заявил еще в конце декабря прошлого года в Санкт-Петербурге. На подведении итогов работы Северо-западного округа он не назвал, кто из восьми центров будет сокращен первым, но тогда министр сказал, пожалуй, ключевую фразу о том, что региональные центры показали низкую эффективность.
Заявить так министру позволили результаты серьезных исследований, которые проводились в ведомстве на протяжении двух лет. Именно тогда президентом страны была поставлена задача оптимизировать работу министерства и сделать его еще более эффективным, определив стратегию развития на двадцать лет вперед.
В МЧС к выполнению этой задачи подошли так: сначала определили "слабые звенья". Ими оказались смежные и административные подразделения. Раздутыми оказались и аппараты. Их и решено было сокращать в первую очередь. Кстати, одним из первых глава МЧС Владимир Пучков сократил свой аппарат.
Затем определили общую стратегию развития министерства. О ней не раз Владимир Пучков говорил на многочисленных совещаниях как Москве, так и в регионах. Она довольна проста и понятна - развивать и усиливать реагирующие подразделения за счет административных и аппаратных.
Кто пойдет в огонь? Генерал не пойдет. Надзирающий инспектор, перекладывающие бумаги клерки - тоже. Значит надо повышать профессиональный уровень спасателей, пожарных, психологов, водолазов. Надо увеличивать им зарплаты, обеспечивать по максимуму соцпакет, а не так, чтобы сотрудник ведомства, дежурящий сутками у пульта получал копейки. Примерно так говорил министр на совещаниях не раз и не два.
Показательный случай произошел на днях в Приморье. Министр сразу по прилету во Владивосток пересел на вертолет и отправился в Хасанский район на открытие пожарно-спасательной части в поселке Балабаш. Ее построили всего за месяц, но на удивление качественно. Но Владимир Пучков лишь вскользь бросил взгляд на стены, а первым делом зашел в дежурку и спросил у молодой девушки-оператора, сколько она получает. Молодая девчонка, смущаясь, ответила, что 17 тысяч, из которых 6 тысяч уходит на оплату съемной квартиры. Было видно, как министр изменился в лице. "Надо это поправлять", - сказал он.
Вот эти поправки и начались. Пока подразделения МЧС России, дислоцированные на территории Дальнего Востока, перешли в подчинение Сибирского регионального центра, базирующегося в Красноярске. Очередной этап реформирования управленческой структуры министерства в рамках укрупнения Сибирского, Центрального и Южного региональных центров МЧС России будет закончен уже в этом году. Уволенных людей, как заявили в ведомстве не бросят.
С каждым из руководителей будет проведена беседа и их кандидатуры будут рассмотрены на другие должности в системе МЧС России. Тех, кто достиг пенсионного возраста после всех предусмотренных законом процедур с почетом проводят на пенсию, - сообщили в МЧС.
Но на этом оптимизация ведомства не закончится. Реформирование всех региональных центров продлится еще год. В МЧС видят ведомство как укомплектованные новейшей техникой управления и пожарно-спасательные части на местах с минимальным управленческим аппаратом.
Плюс у министерства должны быть мобильные подразделения, готовые быстро прибыть на усиление в любую точку не только страны, но и всей планеты. Роль таких отрядов уже успешно выполняют центры "Лидер" и "Центроспас". Их реформа не коснется. Так что сейчас дело только за региональными центрами.


При проведении профессионального психологического отбора будут учитываться уровень образования, физическая подготовка и соответствие требованиям, установленным для контрактников. Этими вопросами будет заниматься аттестационная комиссия при МЧС России.

В ее состав войдут психолог, кадровый имедицинский работники, специалист по проверке физической подготовки. Добавим, что законопроект, принятый в первом чтении, прошел и независимую антикоррупционную экспертизу, и обсуждение на общественных площадках, в том числе, в сети интернет. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Реорганизация МЧС России в 2019 году

Сокращению подвергаются: Реорганизация МЧС России в 2019 году не подразумевает никаких сокращений сотрудников, непосредственным образом занятых устранением чрезвычайных ситуаций. Даже напротив - высвободившиеся в результате оптимизации денежные средства будут направлены на цели укомплектования боевых частей, в первую очередь пожарных. Также дополнительные средства хотят выделить на финансирование вузов, готовящих специалистов для МЧС.

Министерство чрезвычайных ситуаций в 2019 году

Запланировано общее уменьшение численности офицерского состава спасателей на 10% (около 2 000 человек), а пожарные потеряют до 17% сотрудников.

Ещё в конце 2015 года некоторым сотрудникам, уже достигшим предельного возраста, были отправлены соответствующие уведомления о предстоящем увольнении. При этом к льготным категориям относятся представители: боевых подразделений; системы высших учебных заведений; и кризисных центров.

Условия приема

Представление заведомо ложных сведений об имуществе, доходах и обязательствах имущественного характера, а также непредставление установленных настоящим Федеральным законом сведений. Собственноручно подписанную и заполненную анкету, по форме, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации № 667-р, от 26.

Будет ли сокращение в МЧС в 2019 году

2.

Планировалось решить проблему комплектации пожарных подразделений.

Получается так, что по причине недостаточности средств, программы придется сокращать, либо изыскивать средства за счет нерешенности в других проектах, используя неиспользованные финансовые ресурсы. 1. Сокращение не сделает работу ведомства менее эффективной; 2.

Сократит затраты на вспомогательные подразделения;

Приказ МЧС России от 12 июля 2019 г

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 189, ст.

Изменения, вносимые в Правила осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей, утвержденные приказом МЧС России от 23.

Реформа МЧС России в 2019 году последние новости

Функции МЧС, возможно, будут поделены между министерствами внутренних дел и обороны. Но пока власти никак не комментируют такую версию.

Активно распространяются слухи о том, что неизбежно расформирование МЧС России в 2019 году - последние новости же не подтверждают это. Для таких нововведений, необходимо, как минимум, нормативное подкрепление, однако никакого правового основания по этому поводу пока не издано.

Приостановление набора в мчс 2019

Вопрос повышения эффективности МЧС существует давно. Как его решат, зависит от руководства страны.

Понятно, что наиболее оптимальным вариантом в нынешних экономических условиях, является более тесное взаимодействие МЧС и МО.

МЧС – это организация, которая устраняет последствия различных форс-мажорных ситуаций, обеспечивая, таким образом, нашу безопасность.

Первые разговоры, что нужна реорганизация МЧС России, появились еще 2014 году.

Однако, только сейчас, в связи со сложной экономической ситуацией в стране, образовалась реальная проблема содержания столь непростой организации.

Уменьшатся вспомогательные расходы;

Укрепятся основные подразделения;

Осуществиться переход части МЧС на гражданские посты;

Оптимизация сэкономит большие денежные средства, что позволит поднять заработную плату работников.

В данном вопросе надо помнить, что МЧС призвано обеспечивать безопасность граждан и любые неправильные действия могут иметь далеко идущие последствия.

Как заявил руководитель МЧС, линейная реорганизация МЧС России не даст должных результатов, нужны структурные изменения.

Закупка техники 1,7 млрд. руб. 2,5 млрд. руб. 2,5 млрд.

Обеспечение пожарной безопасности 118,6 млрд. руб. 118,6 млрд. руб. 119 млрд. руб.

В ближайшие годы также планируется выделение денег в сумме 118, 2 млрд.

На прошлой неделе масштабное наводнение, причинившее много неприятностей Дальнему Востоку, унесло первую человеческую жизнь. На подтопленной трассе Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре утонул «КамАЗ», за рулём которого находился военнослужащий. По решению главы военного ведомства Сергея Шойгу рядовой контрактник Баир Банзаракцаев будет посмертно представлен к государственной награде. «Наша Версия» разбиралась, почему военные всё чаще рискуют жизнью в зоне чрезвычайных ситуаций?

По данному факту заведено уголовное дело. Командиру роты, который вопреки запрету со стороны сотрудников ГИБДД приказал пересекать затопленный участок автомагистрали, грозит пять лет тюрьмы. Однако, несмотря на происшествие, Минобороны только наращивает число военнослужащих, которые помогают региону справиться с небывалым наводнением. В настоящее время 75% всех сил, которые борются с паводком на Дальнем Востоке и участвуют в ликвидации последствий наводнений, – это представители военного ведомства. Всего в Дальневосточном федеральном округе спасательными работами занимаются более 5 тыс. военнослужащих, задействованы 1 тыс. единиц специальной техники, 26 самолётов, 24 вертолёта и 39 катеров Минобороны. Солдаты участвуют в возведении дамб, помогают эвакуировать население. Военнослужащие также оказывают помощь местным жителям в оборудовании водоотводных каналов, восстановлении садово-огородных и фермерских хозяйств, расчистке дворов и приусадебных участков. По последним сообщениям из Минобороны, в настоящее время подразделения войск радиационной, химической и бактериологической защиты Восточного военного округа проводят послепаводковую дезинфекционную обработку: очищают освобождённую от воды территорию и проводят дезинфекцию питьевых колодцев в Амурской области.

Минобороны всегда участвовало в ликвидации последствий ЧС

На фоне Минобороны участие профильного спасательного ведомства МЧС куда скромнее: представительство спасателей в несколько раз меньше и составляет приблизительно шестую часть от всех участвующих в ликвидации последствий паводка сил и средств. По оценкам экспертов, это максимум, на что способно МЧС, – у них попросту нет ресурсов, чтобы одновременно заниматься ликвидацией последствий паводка сразу в пяти субъектах Дальневосточного федерального округа.

Нужно отметить, что Минобороны всегда активно участвовало в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в стране. Можно вспомнить, что при тушении масштабных пожаров в Подмосковье в 2010 году наиболее эффективными были трубопроводные батальоны Вооружённых сил. В прош­лом году при ликвидации последствий затопления в Крымске основные работы также выполнялись армией – к слову, именно военные очистили от завалов и грязи более половины затопленных территорий. При этом армия является главным участником ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций, несмотря на то что на это средства в бюджете не запланированы, по сути, военные помогают бесплатно.

Нужно заметить, что раньше армейцы участвовали в спасательных операциях под нажимом и по прямому указанию руководства страны. Наверное, самым ярым противником такого использования военнослужащих был предыдущий министр обороны Анатолий Сердюков. В период его руководства военным ведомством известны случаи, когда при обращении с просьбой оказать помощь ставились вопросы, кто будет компенсировать расходы, к примеру, за ГСМ и амортизацию техники. Шойгу в этом плане сильно отличается от своего предшественника. Порой создаётся впечатление, что он до сих пор ассоциирует себя с МЧС – министерством, которое нынешний министр обороны создавал с нуля и руководил им на протяжении 18 лет. К примеру, только по его личной инициативе по тревоге были подняты две бригады железнодорожных войск и в течение суток направлены в районы наводнения на Дальний Восток со всеми инженерными средствами: машинами разграждения, бульдозерами, самосвалами.

Идея объединить спасателей и военных сегодня буквально повисла в воздухе, не последнюю роль в этом играет харизма личности Сергея Шойгу, заработавшего себе славу в борьбе с различными катаклизмами. И нет ничего удивительного, что появившиеся в конце августа сообщения, что руководство России обсуждает предложение главы военного ведомства о реорганизации МЧС в структуру, которая будет подчинена Минобороны, были легко приняты на веру. И, несмотря на то что в Минобороны категорически опровергли предположения о слиянии двух министерств, ряд экспертов убеждены, что процесс объединения уже запущен, а вброшенная информация не что иное, как прощупывание общественного мнения.

При этом всё отчётливее проявляется ряд косвенных признаков, выдающих это намерение. В первую очередь это небывало возросшая в последнее время активность военных во время чрезвычайных ситуаций. Ранее также было объявлено, что создаётся центр робототехники Минобороны, который будет работать как для нужд военного ведомства, так и на МЧС. Признаки предстоящего слияния двух ведомств наблюдаются даже в мелочах. Так, форма нового образца, предназначенная для офицеров дежурных смен командных центров и управления оборонного ведомства и гражданских специалистов, поразительно похожа на форму МЧС.

На ключевые посты министр обороны активно расставляет офицеров МЧС

Кстати, в объединении Минобороны и МЧС нет ничего нового, ведь с 1971 года функции МЧС выполняли войска Гражданской обороны, входившие в Вооружённые силы, а командующий войсками ГО был первым заместителем министра обороны. Но в 1991 году было объявлено, что войска ГО не готовы к работе в условиях крупных аварий и катастроф, они были переданы в состав вновь созданной структуры. Дальше стараниями Сергея Шойгу МЧС выросло до размеров министерства, фактически обладающего своими вооружёнными силами и насчитывающего 350 тыс. человек, на содержание которого вкладывается до 10% средств, выделяемых на национальную оборону. Когда новое ведомство набрало силу, было решено, что Минобороны должно заниматься только вопросами обороноспособности, отражением внешней агрессии, а МЧС была поручена ликвидация последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Такое чёткое деление функций некоторые эксперты и сегодня считают наиболее сбалансированным.

Если обратное объединение всё же произойдёт, то, несомненно, большим плюсом станет существенная экономия бюджета, позволяющая сократить непомерно раздутый управленческий аппарат МЧС, где самая большая концентрация генералов из всех силовых структур. Структуру МЧС также можно будет дополнительно оптимизировать за счёт перераспределения функций спасателей и воинских подразделений. Также улучшится координация в действиях МЧС и Минобороны, что позволит эффективнее использовать имеющиеся ресурсы.

Кстати, в самом МЧС к возможному объединению относятся без видимого отторжения. Объяснение этому простое: если спасатели станут частью Вооружённых сил, то у офицеров МЧС появятся новые возможности для карьерного роста. Тем более что свои люди в Министерстве обороны уже есть, на ключевые посты министр обороны активно расставляет офицеров МЧС. Например, должности двух ключевых замминистра заняли бывшие служащие этого ведомства – Руслан Цаликов и Юрий Садовенко.

Если объединение случится, то за счёт единовременного укрупнения армии и слияния бюджетов двух структур новое силовое суперведомство будет обладать поистине неограниченными полномочиями, помноженными на финансовые и людские ресурсы. Также появится обоснование для оснащения МЧС вооружением и военной техникой, это позволит под видом спасателей посылать войска в горячие точки. Для руководства страны положительным моментом станет то, что окончательно закрепляется практика, когда, как в СССР (больше всего войск использовали при аварии на АЭС в Чернобыле и после землетрясения в Спитаке), армию без всяких бюрократических проволочек можно будет направлять ликвидировать чрезвычайные происшествия. Тогда под рукой всегда будет находиться большое количество рабочей силы, которую можно использовать при любом форс-мажоре без ущерба для бюджета.

Ни для кого не секрет, что в последние пару лет службы, финансируемые из , переживают пору реорганизаций: это и сфера здравоохранения, и армия, и полиция. В этот список входит также и Министерство Чрезвычайных Ситуаций. В силу сложной экономической ситуации в стране стоит ожидать достаточно масштабного реформирования МЧС. Какие именно изменения затронут МЧС в 2019 году? Стоит ли ожидать увеличения заработной платы? Будут ли очередные сокращения и оптимизация, и к какому сроку эти процессы будут завершены? В этой статье мы постараемся ответить на эти вопросы.

Реорганизация МЧС России

Еще два года назад правительство озвучило план масштабной реорганизации МЧС. Согласно этому плану, основные подразделения должны усилиться за счет частичного сокращения руководящего состава подразделений. Это позволит сэкономить финансы и направить их на улучшенную подготовку новых кадров. Вдобавок планируется осуществить дополнительную индексацию заработной платы сотрудникам МЧС, что должно сделать эту сферу более престижной и привлекательной для молодых специалистов.

Также в реорганизацию входит частичная замена военных должностей МЧС на гражданские. Эта реформа в первую очередь затронет технический персонал Министерства и его медицинскую службу. При этом сообщается, что боевые подразделения МЧС данная часть реформы не затронет. Планируется повысить эффективность работы боевых подразделений путем увеличения финансирования на их техническое обеспечение.

Также есть данные о том, что вдобавок к 11 действующим департаментам МЧС будет добавлен еще один. Глава МЧС считает, что для эффективной работы МЧС требуется не только линейное преобразование, но и преобразование самой структуры ведомства. Возможно, для этого понадобится даже преобразование самой сути Министерства вплоть до его интеграции в состав министерств Обороны и Внутренних Дел.

Последние новости о сокращении МЧС в 2019 году

К сожалению, для повышения эффективности работы без большого увеличения расходной части бюджета необходимо произвести оптимизацию кадров, что повлечет за собой некоторое сокращение штата МЧС. Как и во многих других государственных службах, сокращение в первую очередь затронет руководящий состав - его планируется уменьшить примерно на 10 %. На столько же планируется уменьшить штат надзорных подразделений. Помимо этого, планируется существенно уменьшить штат гражданских подразделений - их сократят на 15 %. Сам процесс оптимизации планируется провести до конца 2019 года. По общим подсчетам, под сокращение попадет около 2 000 сотрудников ведомства.

Главный вопрос, который мучает многих аналитиков, заключается в том, не понизят ли подобные преобразования эффективность работы ведомства ниже действующего уровня. Даже при условии, что под сокращение не попадет "боевая" часть МЧС и его пожарная служба, уменьшение руководящего аппарата может снизить организованность службы в целом, а это, в свою очередь, приведет к увеличению времени реагирования на вызовы, понижению оперативности работы в целом. А ведь специфика работы МЧС подразумевает то, что от эффективности его работы зависят человеческие жизни. Поэтому крайне важно в процессе реформирования оставить ведомство единым.

На сколько повысят зарплату работникам МЧС в 2019 году

Необходимость увеличения заработной платы сотрудникам Министерства Чрезвычайных Ситуаций стала ясна довольно давно. Ведомству необходимы молодые специалисты, которые будут стремиться повышать свои профессиональные навыки - а это невозможно сделать, если заработная плата сотрудникам будет на прежнем уровне. Ведь работа сотрудника МЧС не только крайне сложна, но и очень опасна! Вспомним еще и то, что специфика работы подразумевает частые командировки. Да и в принципе то, что люди, ежедневно спасающие человеческие жизни, получают столь слабое государственное обеспечение, нельзя назвать справедливым. Также необходимо сделать так, чтобы опытные сотрудники оставались в структуре и не уходили, к примеру, во вневедомственную охрану.

Однако правительство уверяет: повышение зарплат служащим МЧС будет! И причем повышение планируется достаточно значительное. Помимо индексации уровня заработной платы для компенсации (правительство предполагает увеличить заработную плату на 5,5 %) планируется отдельное повышение окладной части служащим боевых подразделений МЧС (их заработную плату предлагается увеличить на сумму от 6 до 15%). Также предполагается увеличить на четверть оклады пожарных. По данным правительства, сотрудников МЧС серьезным изменениям подвергнуты не будут.

Но в данном случае стоит помнить, что для столь значительного повышения заработных плат обязательным условием является завершенный процесс оптимизации - в противном случае взять столь значительные средства просто неоткуда (учитывая сложную ситуацию как в самой стране, так и во всем мире). В случае проведения эффективной оптимизации следует ожидать, что заработные платы у сотрудников МЧС впоследствии будут расти.

В начале сентября появились сообщения о готовящейся масштабной реформе силовых и правоохранительных ведомств. В том числе неофициальное подтверждение получила информация о предстоящем упразднении МЧС с передачей его основных функций в ведение Минобороны. «Наша Версия» разобралась в этом управленческом феномене, в ходе которого Сергею Шойгу удалось сначала сделать его отдельной независимой структурой, а теперь, судя по всему, вновь взять под свой контроль.

Впервые слухи о переподчинении МЧС появились ещё в 2013 году. Тогда сообщалось, что глава Министерства обороны России Сергей Шойгу обратился к президенту с предложением объединить Минобороны и МЧС. Такая реорганизация предполагала, что само министерство реорганизуют в соответствующую службу, которая уйдёт в ведение Минобороны. Это должно было повлечь за собой сокращение многочисленного аппарата МЧС, в первую очередь старших и высших офицеров. При этом изменилась бы подчинённость основных структурных МЧС и усилилось бы их взаимодействие с воинскими подразделениями, которым добавились бы новые функции, связанные с участием в ликвидации последствий стихийных бедствий и даже тушении пожаров.

Старое кресло манит

Стоит отметить, что в объединении Минобороны и МЧС нет ничего нового. С 1971 года функции МЧС выполняли Войска гражданской обороны, входившие в Вооружённые силы, а командующий Войсками гражданской обороны являлся первым заместителем министра обороны. Однако в 1991 году было объявлено, что Войска гражданской обороны не готовы к работе в условиях масштабных аварий и катастроф, после чего их передали в состав вновь созданной структуры. Дальше стараниями того же Сергея Шойгу МЧС выросло до размеров министерства, обладающего своими вооружёнными силами и насчитывающего 350 тыс. человек. Так что теперь эксперты не исключают обратный процесс, только с совершенно противоположной аргументацией – мол, нужно укрупнять ведомства, сокращая излишний управленческий аппарат. Уже с аргументацией будто мировой опыт показывает, что функции МЧС успешно выполняют оборонные ведомства или национальная гвардия.

За годы своего существования министерство наработало уникальный опыт ликвидации последствий нестандартных ЧС, который теперь может быть растерян.

Потому некоторые эксперты поддерживают идею. В её пользу приводятся экономические аргументы: дескать, если объединение всё же произойдёт, то следствием этого станет существенная экономия бюджета, что в кризис совсем немаловажно. Это также сулит экономию на унификации разработок и закупок новой техники. Для руководства страны положительным моментом станет то, что окончательно закрепится возможность без всяких бюрократических проволочек направлять армию на ликвидацию последствий чрезвычайных происшествий. Под рукой всегда будет находиться большое количество рабочей силы, которую можно использовать при любом форс-мажоре без ущерба для бюджета. Самое любопытное, что в числе прочих аргументов приводится ещё и такой: дескать, после слияния министерств появится обоснование для оснащения МЧС вооружением и военной техникой, что позволит под видом спасателей посылать войска в горячие точки, отчего никакие «зелёные человечки» больше не понадобятся.

Шойгу хочет встать во главе суперведомства

Судя по всему, идея объединить спасателей и военных сегодня буквально висит в воздухе – не последнюю роль в этом играет харизма Сергея Шойгу, заработавшего себе славу как раз на борьбе с техногенными катаклизмами. Недаром генерал, несмотря на то что уже давно находится на другом посту, не упускает возможности поучаствовать в различного рода спасательных операциях.

При этом необходимость участия частей и соединений армии в ликвидации последствий ЧС нынче старательно подчёркивается. Так, в Вооружённых силах был создан 100-й отдельный полк обеспечения, который предназначен для выполнения задач в том числе по эвакуации населения, разбору завалов, для работы в районах затопления или пожаров, усиления группировок войск. А в августе, во время стратегических командно-штабных учений (СКШУ) «Кавказ-2016», этот полк был переброшен из Подмосковья на аэродром Крымск. По легенде учения, его задачей была ликвидация последствий ЧС (затопление) и оказание населению помощи в размещении. На территории аэродрома военные разбили лагерь на тысячу человек. Всё это порой выглядит как явное желание Сергея Шойгу вступить на чужое поле.

Потому есть немало резонных объяснений, почему реформировать министерства всё-таки не стоит. Прежде всего аналитики указывают на то, что российское МСЧ является уникальным явлением – аналогичной структуры нет больше нигде в мире. За годы своего существования министерство наработало уникальный опыт ликвидации последствий нестандартных ЧС, который теперь может быть растерян при переходе части ведомства под крыло Минобороны, для которого спасение людей и тушение пожаров всегда будет, понятное дело, далеко не первостепенной задачей. Желание использовать бесплатный труд призывников неизбежно снизит эффективность ликвидации ЧС и поставит непрофессионалов под удар стихии.

К тому же подобный шаг ударит и по самому военному ведомству – Минобороны, у которого и так много функций: придётся вновь заниматься несвойственными ему задачами – как известно, именно от них так болезненно избавлялись во время реформ Сердюкова. Потому эксперты призывают не принимать скоропалительных решений, немедленно включая МЧС в состав МО РФ. Для начала предлагается хотя бы попробовать увеличить количество вспомогательных воинских частей в составе Минобороны, а уж потом не спеша посмотреть, стоит ли обременять военных новыми функциями. Кроме того, появляются серьёзные опасения, что, если слияние министерств произойдёт, новое силовое суперведомство получит поистине неограниченные полномочия, помноженные на финансовые и людские ресурсы. Такую структуру будет довольно сложно контролировать как в финансовом, так и в управленческом плане.

Неизбежная милитаризация всех органов управления МЧС также не пойдёт на пользу. Да и довод о возможности заброса военных под видом спасателей также выглядит довольно наивно – конечно, можно верить, что за границей живут одни идиоты, которые не отличат спасателя от солдата, однако в реальности даже сейчас пребывание сотрудников МЧС в других странах регулируется массой межгосударственных договорённостей. Попытка же «свалять дурака» однозначно будет расцениваться мировым сообществом как агрессия.

Не стоит забывать и о таком моменте: в случае создания такого ведомственного монстра и без того немалый аппаратный вес Сергея Шойгу станет весьма значительным, поэтому ряд сил в правительстве наверняка попытаются не допустить такого решения.

Александр Перенджиев, эксперт Ассоциации военных политологов:

– Разговоры по поводу присоединения МЧС к Минобороны идут давно. Очевидно, что этот вопрос не снят с повестки дня и сейчас активно прорабатываются различные варианты такого слияния. В частности, Вооружённые силы сегодня регулярно выполняют спасательные работы и оказывают помощь населению в чрезвычайных ситуациях. Так что можно допустить, что вопрос об объединении будет поднят уже в ближайшее время, тем более что сейчас остро стоит вопрос об уменьшении расходов бюджетных средств, а эти ведомства выполняют сходные задачи, при этом идёт двойное финансирование.

Кроме того, нынешний министр обороны сохранил влияние на систему МЧС. Допускаю также, что из МЧС не будут создавать войска гражданской обороны, как об этом сейчас говорят некоторые специалисты, эту структуру могут сохранить в качестве федерального агентства, что гарантирует ей большую самостоятельность и более высокий статус.

Поделиться: