В стране начинается очередная попытка сокращения числа чиновников. Алексей кудрин предлагает сократить госаппарат на треть Указ о сокращении госслужащих в

В 2018 году федеральные органы сократят предельную численность своих работников и смогут тратить сэкономленные зарплаты на премии. В предыдущие три года действовали антикризисные ограничения на такие стимулирующие выплаты

Фото: Алексей Филиппов / ТАСС

Правительство предлагает в 2018 году сократить предельную численность федеральных чиновников, а сэкономленный таким образом фонд оплаты труда (ФОТ) направить на материальное стимулирование госслужащих. Это должно повысить эффективность работы органов исполнительной власти, следует из документа, размещенного на портале нормативно-правовых актов.

Штат федеральных органов и так сокращается: по данным Минфина (есть у РБК), в 2016 году сокращение на федеральном уровне составило 11,3% (данных за 2017 год еще нет). Но перераспределять свободные средства ФОТ между работающими чиновниками последние три года могли не все ведомства, а только те, в которых вакантные места не превышают 10% от утвержденной предельной численности. Это была одна из антикризисных «тактических» мер, фигурировавшая в федеральном бюджете в 2015, 2016 и 2017 годах. Теперь, когда бюджет стабилизирован, от этой нормы решено отказаться (хотя еще в августе Минфин планировал продлить ее и на 2018 год).

Оклады госслужащих не индексировались последние четыре года, и премирование сотрудников в тех органах, где коэффициент замещения превышал 90%, было одной из лазеек по увеличению выплат чиновникам. Другую возможность предоставляло правительство, более 100 млрд руб. на стимулирующие выплаты чиновникам (сверх базового оклада) по майским указам 2012 года; на ближайшие три года на эти цели тоже предусмотрено по 95-97 млрд руб.

С 2018 года правительство возвращается к индексации зарплат госслужащих, депутатов, сенаторов и судей — и это тоже возврат к докризисному порядку вещей после нескольких лет бюджетной экономии.

Минфин во исполнение поручений правительства (соисполнителями также названы Минтруд, Минэкономразвития и министр «открытого правительства» Михаил Абызов) разработал два документа по оптимизации численности госорганов и материальному стимулированию госслужащих — проект указа президента и проект постановления правительства. В соответствии с ними федеральные органы исполнительной власти направят в правительственную комиссию по проведению административной реформы (ее возглавляет вице-премьер Сергей Приходько) предложения по «оптимизации системы управления и структуры с целью сокращения предельной численности» работников. По результатам рассмотрения правкомиссией предельная численность и фонд оплаты труда в этих ведомствах будут скорректированы: бюджетные ассигнования на оплату труда сократятся, но пропорционально вырастут ассигнования на материальное стимулирование. Окончательное решение по оптимизации численности и премиальному фонду в тех ведомствах, которыми руководит правительство, будет принимать соответственно правительство, а в тех органах, которые подчинены президенту (это силовые ведомства, такие как МВД, Минобороны, ФСБ, ФСО, Росгвардия, а также Минюст, МИД), — соответственно президент.

Президент Владимир Путин уже начал оптимизировать подчиненные ему органы: 31 декабря 2017 года он подписал указ о сокращении предельной численности в МВД на 10 тыс. человек, до 894,9 тыс.

Что входит в понятие материального стимулирования

Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», денежное содержание гражданского служащего состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, и ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Дополнительными выплатами могут быть меры как материального поощрения, так и материального стимулирования. К последним относятся премии по результатам профессиональной служебной деятельности; премии по результатам деятельности отдельного структурного подразделения федерального органа; премии по результатам деятельности органа; продвижение по службе с учетом достигнутых результатов деятельности; предоставление льгот и социальных гарантий с учетом результатов деятельности.

Единого нормативного акта о материальном стимулировании российских госслужащих нет, все детали, включая частоту премий, регулируются каждым ведомством самостоятельно, пояснили РБК два чиновника в федеральных министерствах и представитель пресс-службы Минтруда. К примеру, в Минпромторге премии бывают месячными и годовыми, в Счетной палате — ежеквартальными, в Минэкономразвития и Минтруда — квартальными и годовыми.

Проект об оптимизации численности госорганов и материальном стимулировании был разработан в рамках поручения президента об усовершенствовании контрольно-надзорной системы, сказал РБК член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. «Первоначальная идея была в том, чтобы дать возможность контрольно-надзорным органам направить средства, которые они высвободят за счет сокращения внутри себя, на повышение оплаты труда оставшихся сотрудников и информатизацию», — говорит он.

По словам Брагина, в территориальных органах многих ведомств зарплаты инспекторов, которые проверяют предприятия и выписывают штрафы на десятки миллионов, составляют 15-17 тыс. руб. Вторая проблема, по его словам, заключается в том, что «в региональных органах контроля, условно ветеринарном органе Ульяновской области, зарплата инспектора на 20-30% больше, чем в территориальном органе федерального Россельхознадзора». Из-за этого, отмечает Брагин, происходит переток кадров, а качество кадров в территориальных органах «федеральных контролеров» выше.

РБК направил запросы в Минфин, Минтруда и Минэкономразвития, но не получил ответов в выходной день, 8 января.

Согласно данным Минфина, по состоянию на 2016 год в большинстве федеральных ведомств число вакансий было больше 10% от предельной численности (в целом по всем федеральным госорганам был замещен 91% установленной предельной численности). Наиболее низкий процент замещения должностей был в центральных аппаратах Ростехнадзора (66%), Верховного суда (66%), Спецстроя (70%), Росприродназдора (74%), ФАС (76%), ФАНО (76%), МЧС (77%). Среди причин недозамещения Минфин называет длительность и сложность процедуры конкурсов на замещение вакансий, частые командировки работников территориальных органов, а также высокие требования к профессиональным знаниям и навыкам при низкой оплате труда.

Ограничения на премирование служащих за счет экономии на ФОТ по вакантным должностям, действовавшие в 2015-2017 годах, Минфин объяснял необходимостью ускорить замещение вакантных должностей, чтобы снизить уровень загрузки чиновников, а также устранить диспропорцию в уровне оплаты труда федеральных чиновников, так как их уровень оплаты труда в значительной мере зависит от укомплектован​ности должностей в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, следовало из пояснительной записки к соответствующему постановлению правительства в 2016 году.

По данным Росстата, за 2016 год средняя зарплата среди всех федеральных чиновников составляла 116 тыс. руб. Самые низкие зарплаты были в федеральных агентствах по недропользованию и по делам национальностей, а также в Следственном комитете (ниже 60 тыс. руб.). Наибольший уровень средних зарплат — у сотрудников Счетной палаты, администрации президента и аппарата правительства (от 180,7 тыс. до 228,5 тыс. руб.). Данные за прошлый год пока не обнародованы, но с 1 января 2018 года оклады всех чиновников впервые за несколько лет были проиндексированы на 4%.

При участии: Юлия Старостина, Иван Ткачёв

ЦСР Алексея Кудрина предложил в 2018–2024 годах на 30% сократить число госслужащих, а также перенести часть работы АП в правительство. Реформа госуправления будет обсуждаться в администрации президента.

Центр стратегических разработок (ЦСР) бывшего министра финансов Алексея Кудрина предложил с 2018 по 2024 годы сократить на 30% число государственных служащих. Эта идея является частью реформы госуправления, которая входит в состав программы ЦСР.

Эксперты Кудрина также предлагают перевести процессы в госуправлении в цифровой формат до 50% (сейчас это 5–10% от общего числа) и снизить доли расходов на работу госаппарата с 2,5 до 1,74%.

ЦСР предложил сократить роль поручений президента, решений и поручений правительства. А в кабмине предлагается выделить «стратегический блок» под руководством вице-премьера. Сам блок должен заниматься согласованием программ. По сути, эксперты Кудрина предлагают перенести из администрации президента в правительство часть выполняемой работы.

Помимо этого, предлагается создать «цифровую экосистему госслужбы и цифровизацию информпроцессов в госуправлении». ЦСР поддерживает идеи распределенных реестров для открытых информационных систем, единых форматов API различного доступа, а также использования big data.


ЦСР считает, что также необходимо повысить престижность госслужбы для населения с 6 до 60%. Эксперты полагают, что в России необходима «смешанная модель государственной гражданской службы». Ее предлагают представить в виде трех ступеней службы: срочные служебные контракты, система «карьерной» госслужбы и (существующий и сейчас) «высший административный корпус».

Новая система предполагает появление новых «моделей ценностей госуправления». Ее планируют закрепить в «Этическом кодексе» госслужбы. Кодекс должен стать одной из основ государственной службы как «самообучающейся» организации, самостоятельно генерирующей нужные обществу изменения внутри себя.

Сокращение госслужащих, а также снижение затрат на госуправление – тоже на треть – станут возможными при пятикратном (до 50 процентов) повышении уровня цифровизации процессов в этой сфере, - говорится в проекте документа. Собственно, достижение этого показателя и является одной из технических целей разработанной программы. Среди других задач, в частности, участие в проектной части работ не менее половины госаппарата. Программа предлагает сделать госслужбу смешанной, в ней выделяются срочные контракты и система карьерной госслужбы. Кроме того, эксперты центра считают необходимым централизовать управление кадрами, а рост оценки престижности госслужбы планируется повысить на порядок. Газета отмечает, что тема «трансформации госуправления» с тех пор, как Центр в прошлом году начал разработку программы общеэкономических реформ под президентские выборы, оставалась полностью закрытой для посторонних наблюдателей.

Программа ЦСР рассчитана на период с 2018 по 2024 год – то есть, на весь следующий президентский срок.

Согласно экспертным данным, уровень финансирования Министерства внутренних дел Российской Федерации за последние несколько лет серьёзно упал, что привело к значительному сокращению сотрудников организации – в целом на 35%. В связи с ухудшающейся экономической ситуацией в стране, в 2017 году в России пройдут новые сокращения , которые в первую очередь затронут сотрудников МВД РФ.

Сколько работников МВД уволили в прошлом

В начале 2010 года предыдущим президентом Российской Федерации Д. Медведевым была проведена кардинальная реформа МВД, спровоцированная рядом громких дел, в которых представители данной структуры серьёзно подорвали доверие населения к органам правоохранительной власти. Именно в период 2010-2011 года МВД РФ претерпело первое внушительное сокращение кадров – около 20%, произошло переименование милиции в полицию и изменился уровень выплат и заработной платы, который должен был уменьшить коррупцию в рядах МВД. Однако в ситуации нестабильной экономической обстановки в стране было решено провести следующую волну сокращений в данной сфере.

Благодаря уже произведённым изменениям в составе правоохранительных органов, за последние годы страна сэкономила уже более 1 миллиарда рублей. На столь же ободряющие показатели рассчитывают и сейчас идейные представители новой волны сокращений МВД.

Однако данный вопрос не нашёл положительного отклика в рядах причастных лиц. В связи всё с той же финансовой нестабильностью уровень уличной преступности в стране заметно увеличивается. Поэтому многие противники новой реформы нелестно сказываются о прогнозах таких сокращений (см. , прогнозы).

Сколько сотрудников МВД попадет под сокращения в 2017 году

В 2017 году под сокращения (по предварительной информации) попадают более 110 тысяч человек. В их числе: ГУВО – главное управление вневедомственной охраны, пресс-службы МВД, ГУЭБиПК – главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции, ГУУР – главное управление уголовного розыска, некоторые главы определённых подразделений и т.д. Основываясь на последние новости о сокращениях , можно сделать вывод о том, что реформа не коснётся некоторых областей: Еврейская автономная область, Ямало-Ненецкий и Чукотский округа. Так же сокращения 2017, меньше всего затронут ту часть правоохранительных органов, которая работает непосредственно с — только около 2-3% сокращений от всех 10%, которые ожидаются.

Ожидания и последствия сокращений 2017 года

Не следует сильно опасаться за негативные последствия в РФ в ходе данных сокращений. Такого мнения придерживаются многие инициаторы законопроекта. Их уверенность в правоте доказывается тем, что благодаря предыдущим сокращениям, в России появилась возможность поднять степень квалификации уже имеющихся работников и вывести на новый уровень общественное доверительное отношение к работе правоохранительных органов.

Чиновники РФ также попадут по сокращение

В 2017 году ожидает сокращения ещё одна структура – работники государственных гражданских служб, иначе – чиновники.

Отныне при приёме на работу от них будут требоваться повышенные квалификационные требования: образование, стаж, профессиональные качества, знание Конституции РФ, родного языка, законодательной базы и т. д. Таким же требованиям должны отвечать и те чиновники, которые уже ведут посредственную трудовую деятельность. После проведения ряда проверок часть представителей государственных служб будет сокращена по причине профнепригодности.

Также смотрите: , последние новости.

Первый набор новых сотрудников в 2017 году начнется в январе.

В первом полугодии будет открыто 5 тыс. вакансий, пояснили «Газете.Ru» в ФНС. С 1 июля будут открыты вакансии на остальные 6,85 тыс. ставок. На оплату дополнительного фонда оплаты труда в федеральном бюджете на 2017 год ФНС уже выделены дополнительные 2,8 млрд руб.

Из бюджетных документов следует, что новые сотрудники потребовались для разработки новых автоматизированных систем. Речь идет о создании объекта учета автоматизированной системы контроля применения контрольно-кассовой техники (АСК ККТ), создании объекта учета автоматизированной информационной системы «Маркировка» (АИС «Маркировка») и создании объекта учета Федеральной государственной информационной системы Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (ФГИС «ЕГР ЗАГС»). Но прежде всего новые налоговики требуются для администрирования страховых взносов, которыми до 1 января 2017 года занимался Пенсионный фонд.

Такое техзадание по подбору кадров говорит, что ФНС в большом количестве требуются хорошо подготовленные IT-специалисты. Даже в случае с администрированием страховых взносов в техзадании указывается, что таковое будет проводиться «в рамках работы по развитию АИС «Налог-3».

Еще в ноябре ФНС запрашивала у правительства большее число вакансий. Речь тогда шла о 12 192 новых ставках, сообщается в материалах к федеральному бюджету.

В Счетной палате «Газете.Ru» сообщили, что данные о необходимости новых штатных единиц «были предоставлены ФНС по запросу в рамках подготовки заключения на проект федерального бюджета на 2017-2019 годы». В Счетной палате не проводили анализа соответствия запроса ФНС на новых сотрудников стоящим перед службой новым полномочиям.

С 2016 года данные о штатной численности госорганов и их территориальных управлений засекречены. В прошлом году эти параметры определены постановлением правительства №1353. Все пункты этого документа помечены исключительно «для служебного пользования». Поэтому о влиянии роста вакансий ФНС на число вакансий в госслужбе можно судить по отчетности .

При этом численность всех госслужащих в России, по оценке Минфина, составляет более 768 тыс. единиц. ФНС на этом рынке труда принадлежит 20,3%.

Функции по администрированию страховых взносов уже передавались — в 2010 году от ФНС в . Та передача привела к увеличению численности ПФР на 10 тыс. человек, рассказал «Газете.Ru» правительственный эксперт по административной реформе.

В ФНС «Газете.Ru» сообщили, что на конец 2016 года в ведомстве числятся 149,9 тыс. сотрудников. На разницу оценок с данными Минфином повлияла оптимизация, которая проводилась в 2015 году: тогда были сокращены 17 тыс. ставок. В 2016 году были сокращены еще 5 тыс. ставок.

В рекрутинговой компании HeadHunter оценили открывающиеся вакансии в ФНС как значительные. Если бы все заявки были размещены в этой рекрутинговой компании, служба вошла бы в топ-10 работодателей HeadHunter.

По словам представителя HeadHunter, в 2016 году в базе было создано или обновлено 11 678 резюме людей, претендующих на работу в IT-сфере, обладающих высшим образованием и навыками работы с базами данных. «Так что теоретически, наверное, реально набрать такое количество сотрудников», — сказал представитель компании.

Но, скорее всего, новые налоговики будут найдены не на свободном рынке. Ими могут оказаться бывшие сотрудники ПФР. Фонд сокращается после утраты функций администрирования страховых взносов. «Это не линейное условие», — сказала «Газете.Ru» пресс-секретарь . По ее словам, «в следующем году мы будем сокращать 12 тыс. человек. И в связи с передачей функций, и в связи с плановым сокращением».

Марита Нагога сообщила, что «основная часть сокращений пройдет с 1 июля 2017 года». «С ФНС мы работаем, чтобы они у нас брали часть людей, и они хотят брать. Но пока еще непонятно, сколько», — подтвердил готовность зачислить сотрудников ПФР в налоговики глава ФНС в интервью «Газете.Ru».

Один решительный план на 2017 год у российской власти есть, хотя он вовсе не позиционируется в качестве ознаменования 100-летия революции. А мог бы, ведь подход воистину революционный. Ещё в канун прошлого года президент Владимир Путин подписал указ о сокращении численности сотрудников госаппарата.

Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев также подписывал постановление о сокращении на 10% численности чиновников федеральных агентств и ведомств с 2016 года. На тот момент, по статистике Росстата, на бюрократической ниве трудились более 1,55 млн человек, или 108 чиновников на 10 тыс. населения.

О том, что армия управленцев стала тормозом для российской экономики, Владимир Путин тревожился ещё в ходе своей первой избирательной кампании 2000 года. Однако с тех пор число чиновников выросло в полтора раза. В 2011 году Дмитрий Медведев пошёл ещё дальше, издав указ, по которому к 2013 году количество «слуг народа» надлежало секвестрировать на 20%, однако наступил 2014 год, а с ним и новое поручение Дмитрия Медведева – «предусмотреть возможность» десятипроцентного сокращения численности госслужащих. Одновременно премьер объявил о том, что госаппарат имеет «свойство эластичности» и «расширяется по вполне объективным причинам». «Нам необходим компактный аппарат, мы всё время об этом говорим, даже вне контекста кризисных явлений», – без устали объяснял задачу глава правительства.

Но в этой схватке правая рука постоянно проигрывала левой: бюрократический аппарат рос, а вместе с тем росли и зарплаты чиновников. По данным Росстата, размер средней зарплаты федерального госслужащего в 2015 году достиг показателя в 111,3 тыс. рублей. С тех пор, правда, чиновничий кошт стали сокращать – зарплата госслужащих была заморожена вместе с повелением урезать её на… 10% в год. Но данные Росстата показали, что зарплата многих ведомств, наоборот, выросла более чем на 10%: базу зарезали, а премии подняли. И вот планы на 2017 год скорректированы: доходы госслужащего могут сократиться на 6%. Зато в пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2017–2019 годы опять появилась средняя величина секвестра бюджетных расходов – 10%.

С прошлого года наступление правой руки на левую приобрело характер реалистичности. Решено было сокращать не людей, а вакансии, однако в наступившем году уже запланировано урезание штатов примерно на 4 тыс. человек. Теперь чистки коснутся уже не дублирующих и вакантных мест, а сотрудников, чьи квалификации и уровень образования не соответствуют занимаемым должностям.

Общих цифр достижений на фронте борьбы с вакансиями пока нет, но несколько регионов порадовали. На первом месте – Подмосковье. Здесь удалось сократить численность государственных и муниципальных служащих на 50%, что означает экономию около 2 млрд рублей бюджетных средств в год – в том числе за счёт сокращения числа служебных автомобилей и высвобождения офисных площадей.

Дмитрий ОРЕШКИН, политолог:

– И Медведев, и Путин неоднократно говорили о проблеме, связанной с большим числом чиновников, но на самом деле президенту важнее контроль. И хотя власть понимает, что это неправильно, остановиться она уже не может, ведь для этого ей потребуется наступить на ногу властному сословию страны.

Поделиться: