Ст 291.1 посредничество во взяточничестве субъект преступления. Посредничество во взяточничестве

Посредничество понятие само по себе не имеющее негативного значения. Данное действие следует понимать, как помощь и содействие в осуществлении тех или иных сделок. А вот посредничество во взяточничестве это уже способствование коррупции и провокация на совершение коррупционных действий. В связи с этим данное деяние карается в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

В Российской Федерации полным ходом идет борьба с коррупцией, одна из составляющих которой - взяточничество. Это явление при проверке было выявлено во всех эшелонах власти и аппаратах госструктур. Вопиющее беззаконие и массовость данного явления поставили под угрозу российское государства. Влияние взяточничества и коррупции на подрыв уважения к государству у простых граждан оказалось достаточно велико. Нередко дача и получение взятки осуществлялась с помощью посредников. В связи с этим Федеральным законом от 04.05.2011 года за номером 97-ФЗ в Уголовный кодекс была введена ст. 291.1 Посредничество во взяточничестве.

Cогласно ст. 291.1 посредничество во взяточничестве определяется, как личная передача взятки по поручению взяткополучателя или взяткодателя, а так же любое другое способствование в достижении соглашения между данными лицами. Так как привлекать посредника при небольших суммах взяток не целесообразно (предполагается, что действия посредника обусловлены не альтруистическим желанием помочь, а вполне реальным - получить свою долю за оказание услуг), то наказание за посредничество во взяточничестве предусмотрено начиная со значительного размера. На сегодняшний день значительным размером считается сумма взятки 25-150 тысяч рублей.

Сроки наказания за посредничество во взяточничестве (значительный размер)

Преступление карается:

  • штрафом в 20-40-кратном размере от суммы взятки, а также на виновное лицо накладывается запрет на занятие определенной деятельностью, также ему запрещено занимать определенные должности;
  • лишением свободы на срок до пяти лет и штрафом в 20-ти кратном размере от суммы взятки.

Дача взятки осуществляется за действия или бездействие должностного лица. Такие действия или бездействия могут иметь законный и незаконный характер. Законные действия основываются на возможности должностного лица в силу действующего законодательства и его должностных обязанностей, поспособствовать решению проблемы взяткодателя. Незаконные действия сопряжены с нарушением действующего законодательства, нормативных актов, предписаний и др. Совершение данного деяния помимо уголовного наказания за получение взятки влечет за собой наказание за должностное преступление.

Посредничество во взяточничестве с использованием служебного положения или за совершение заведомо незаконных действий (незаконное бездействие также подпадает под данную категорию) карается:

  • штрафом

минимальный размер штрафа - 30-ти кратный размер от взятки;

максимальный размер штрафа - 60-ти кратный размер от взятки.

Помимо штрафа данное наказание включает в себя запрет в течение максимум 3-х лет осуществлять определенную деятельность и занимать должности в госструктурах и других организациях.

  • лишением свободы на срок от 3-х до 7-ми лет и штрафом в 30-ти кратном размере от суммы взятки.

Отягчающими обстоятельствами, квалифицирующими посредничество во взяточничестве, как особо тяжкое экономическое преступление, являются:

Преступление, которое было отягощено вышеперечисленными обстоятельствами карается:

  • штрафом:

минимальный размер штрафа - 60-ти кратный размер от взятки;

максимальный размер штрафа - 80-ти кратный размер от взятки.

Виновное лицо теряет право на занятие определенной деятельностью и не может занимать определенные должности. Ограничение накладывается на срок не более 3-х лет.

  • лишением свободы на срок от 7-ми до 12-ти лет и штрафом в 60-ти кратном размере от суммы взятки.

Осуществление посредничества во взяточничестве в особо крупном размере (более 1 миллиона рублей) карается:

  • штрафом в 70-90-то кратном размере от суммы взятки (как и в предыдущих случаях, штраф сопровождается лишением права на занятие определенной деятельностью, а так же запретом занимать должности определенного ранга. Срок ограничения - до 3 лет.);
  • лишением свободы на срок от 7-ми до 12-ти лет.

Штраф составляет 70-ти кратную сумму от взятки.

Особенности преступления

Уголовно наказуемым деянием является не только передача взятки непосредственно по поручению взяткодателя или взяткополучателя и способствование достижению договоренности о взятке, а и предложение посредничества или обещание его. Исходя из понимания оконченности преступления, казалось бы, в данном случае, преступление еще не совершено, а значит не окончено, но законодатель, в данном случае преследуя цели искоренения коррупции и взяточничества, сделал исключение. То есть преступление посредничество во взяточничестве согласно ст. 291. 1 считается оконченным уже после предложения содействия в получении или передаче взятки.

В п. 5 ст. 291. 1 предусмотрено наказание за предложение и обещание посредничества во взяточничестве:

  • штраф от 15-ти до 70-ти кратной суммы от взятки.

Суммы штрафа:

минимальная сумма - 25 тысяч рублей;
максимальная сумма - 500 миллионов рублей.

Виновное лицо лишается права занимать должности в госструктурах и других организациях (список должностей можно посмотреть в соответствующих законах), также ему запрещается заниматься определенной деятельностью.

Как и в статье 290, статья 291.1 содержит примечание, в котором говорится о том, что лицо, являющееся посредником при передаче взятки, освобождается от уголовной ответственности при условии, что оно после совершения преступления активно способствует раскрытию преступления или, желая пресечь совершение преступления, сообщило в соответствующие органы о нем.

Защита прав и интересов клиента - это прямая обязанность адвоката по уголовным делам. В сложной жизненной ситуации, только помощь адвоката по уголовным делам , позволит найти наиболее правильное решение. Полномочия адвоката распространяются на посещение подозреваемого или обвиняемого в следственном изоляторе, участие в следственных действиях и допросах, присутствие на аресте, сбор доказательной базы, предоставление характеристик клиента и многое другое. Помощь правозащитника не только обеспечит контроль за действиями силовых структур, но и позволит обжаловать решения суда в случае необоснованности обвинения.

1. Посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере, -


наказывается штрафом в размере до семисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы взятки или без такового.


2. Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения -


наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.


3. Посредничество во взяточничестве, совершенное:


а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;


б) в крупном размере, -


наказывается штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, или в размере от пятидесятикратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.


4. Посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере, -


наказывается штрафом в размере от одного миллиона пятисот тысяч до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.


5. Обещание или предложение посредничества во взяточничестве -


наказывается штрафом в размере до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, или в размере до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.


Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.




Комментарии к ст. 291.1 УК РФ


1. Посредник, выступая в роли связующего звена между взяткодателем и взяткополучателем, осуществляет одно из действий, указанных в ч. 1 комментируемой статьи: 1) непосредственно передает взятку соответствующему должностному лицу; 2) способствует достижению либо реализации соглашения о получении и даче взятки между ними (например, о виде услуг имущественного характера или иных имущественных прав, времени и месте оформления документов об этом и т.д.). Он всегда действует по поручению одного из указанных лиц.

Момент окончания преступления зависит от сути посредничества. В первом случае необходима фактическая передача предмета взятки, во втором достаточно совершения самого деяния, которое способствует достижению цели взяткополучателя или взяткодателя.

2. Ответственность за посредничество во взяточничестве дифференцирована в зависимости от:

1) размера взятки (значительный - ч. 1; крупный - п. "б" ч. 3; особо крупный - ч. 4 ст. 291.1); их понятия даны в примечании 1 к ст. 290 УК;

2) совершения заведомо незаконных действий (ч. 2); о понятии последних см. комментарий к ст. 290;

3) использования посредником своего служебного положения (ч. 2); см. об этом комментарий к ст. ст. 201 и 285;

4) совершения преступления группой лиц или организованной группой (п. "а" ч. 3); о понятии данных форм соучастия см. комментарий к ст. 35.

3. Обещание посредничества во взяточничестве означает добровольное обязательство лица совершить одно из действий, указанных в ч. 1 комментируемой статьи. При предложении посредничества во взяточничестве инициатором передачи взятки или действий по достижению или реализации соглашения о получении и даче взятки выступает сам посредник.

Преступление считается оконченным с момента высказанного обещания или предложения о посредничестве во взяточничестве. Последующие действия по передаче взятки или достижению соглашения лежат за пределами рассматриваемого состава преступления.

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. При совершении преступления лицо осознает, что оно по поручению взяткодателя или взяткополучателя оказывает посреднические действия, и желает этого (ч. 1) либо осознает, что обещает или предлагает посредничество во взяточничестве, и желает этого (ч. 5 ст. 291.1). Корыстная заинтересованность посредника не составляет необходимого субъективного признака; виновный может совершать посреднические действия, обещать или предлагать это совершить как за вознаграждение, так и по другим мотивам: родственным, приятельским и т.п.

5. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет. За посредничество во взяточничестве, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, ответственность несет специальный субъект - лицо, выполняющее управленческие функции (см. примечание 1 к ст. 201 УК и комментарий к нему), и должностное лицо (см. примечание к ст. 285 УК и комментарий к нему).

6. Освобождение посредника от уголовной ответственности обусловлено двумя обстоятельствами: 1) активным способствованием раскрытию и (или) пресечению преступления; 2) добровольным сообщением органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.

В целом их характеристика совпадает с характеристикой таких же обстоятельств, указанных в примечании к ст. 291 УК. Однако надо иметь в виду, что освобождение в данном случае не связывается со способствованием расследованию преступления, вместо этого положительное посткриминальное поведение связывается с содействием пресечению преступления. Пресечение деяния в целом характеризуется тем, что процесс совершения преступления останавливается внешним воздействием на стадии приготовления или покушения, когда преступник только подготавливает средства или орудия совершения преступления, ищет соучастников, осуществляет сговор на совершение преступления либо когда процесс преступного посягательства пресекается до того, как была достигнута его цель, причинен преступный вред.

1. Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ Уголовный кодекс РФ дополнен ст. 291.1 “Посредничество во взяточничестве”. По сравнению со ст. 174.1 УК РСФСР 1960 г., содержавшей простую диспозицию, не раскрывавшую соответствующее понятие, в ст. 291.1 УК РФ диспозиция – описательная и к тому же альтернативная. Теперь посредничество во взяточничестве понимается значительно шире: во-первых, как непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя и, во-вторых, как иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в а) достижении либо б) реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере. Дополнение Уголовного кодекса комментируемой нормой не является криминализацией названных форм посредничества, до этого посредничество во взяточничестве в обеих формах квалифицировалось как соучастие в даче либо получении взятки пункт 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 “О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе”.

2. Ответственность по ст. 291.1 УК предусмотрена за посредничество в даче либо получении взятки в значительном размере, который превышает согласно примечанию к ст. 290 УК двадцать пять тысяч рублей. Это ограничение порождает некоторые вопросы, и первый состоит в том, означает ли такое решение законодателя запрет привлечения к уголовной ответственности за посредничество в случаях, когда планируемый и фактический размер взятки не превышает двадцати пяти тысяч рублей? Если это так, то вместо усиления уголовно-правового противодействия коррупции произошло его существенное ослабление: правоприменитель, выражают обоснованное опасение исследователи, станет считать непреступными действия, которые до внесения обсуждаемых изменений в уголовный закон влекли.

Конечно же, декриминализация подобного весьма распространенного коррупционного поведения не могла быть целью законодателя. А потому посредничество в получении либо даче взятки в меньшем размере по-прежнему должно квалифицироваться как соучастие в даче либо получении взятки.

3. В связи с этим выводом сохраняет актуальность вопрос о квалификации неудавшегося соучастия, когда им охватываются посреднические действия. Такое неудавшееся соучастие разграничивается со второй формой посредничества по критерию значительного размера взятки следующим образом.

Вторая форма посредничества, как уже указывалось, состоит в способствовании взяткополучателю и взяткодателю в достижении или реализации соглашения между ними о получении и даче взятки. Эта форма охватила те действия, которые и ранее по УК РФ 1996 г., и в период действия УК РСФСР 1960 г. квалифицировались как соучастие в виде пособничества, подстрекательства либо даже организации дачи или получения взятки. Следствием нынешнего законодательного подхода стало, в частности, то, что деяние в виде неудавшегося соучастия во взяточничестве, квалифицируемое ранее как неоконченное преступление без ссылки на ст. 33 УК РФ (см. ч. 5 ст. 34 УК РФ), теперь образует оконченное преступление.

Пример. Гражданин Иванов по просьбе предпринимателя Петрова предложил должностному лицу – руководителю муниципального учреждения Сидорову заключить с Петровым договор аренды помещения и принять от Петрова за это взятку. Иванов и Сидоров оговорили сумму взятки, место ее передачи, условия договора аренды и пр. Однако вопреки стремлению указанных лиц передача взятки не состоялась в связи с внезапным арестом Сидорова по делу об ином преступлении, его болезнью и т.п.

Если сумма оговариваемой взятки не превышала двадцати пяти тысяч рублей, то действия Иванова квалифицируются по правилам, предусмотренным ч. 5 ст. 34 УК РФ: “В случае недоведения исполнителем преступления до конца по независящим от него обстоятельствам остальные соучастники несут уголовную ответственность за приготовление к преступлению или покушение на преступление”. Поскольку исполнители находились на стадии приготовления, действия неудавшегося соучастника также квалифицируются как приготовление к преступлению <4>. Но так как в сконструированной ситуации Сидоров собирался совершить преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 290 УК РФ и относящееся к преступлениям средней тяжести, то это в силу ч. 2 ст. 30 УК РФ исключает уголовную ответственность Иванова.

Если же сумма взятки, о получении-даче которой стороны договорились через Иванова, превышала двадцать пять тысяч рублей, то содеянное образует состав оконченного посредничества во взяточничестве в форме способствования взяткодателю и взяткополучателю в достижении соглашения между ними о получении и даче взятки.

4. Как квалифицировать действия посредника, собиравшегося передать в несколько приемов взятку в значительном размере и в первый раз передавшего ценности на сумму менее двадцати пяти тысяч рублей, если при передаче оставшейся части взятки он был задержан?

Поскольку дача и получение взятки считаются, как разъясняет Пленум, оконченными с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей Пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6., то позиция Верховного Суда преимущественно состоит в следующем (до обсуждаемого изменения закона эта позиция выражалась применительно к квалифицирующему признаку получения взятки в крупном размере): если между сторонами была договоренность о передаче взятки в крупном размере, то должностное лицо несет ответственность за оконченное получение взятки в крупном размере, даже если реализовать умысел полностью не получилось по обстоятельствам, от него не зависящим, и стоимость фактически полученных ценностей не достигала указанного размера. Кроме того, в период действия УК 1960 г. Пленум разъяснял, что и посредничество во взяточничестве считается оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки Пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 3.

С учетом сказанного содеянное при указанных обстоятельствах будет квалифицироваться как оконченное посредничество в получении либо даче взятки в значительном размере.

5. Взятка может быть передана не только в виде денег, иных ценностей, но и в виде услуг имущественного характера. Однако первая форма посредничества понимается законодателем довольно узко: непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя. Следовательно, предметом посредничества во взяточничестве в этой форме услуги имущественного характера быть не могут.

Поэтому если третье лицо оказывает чиновнику полностью оплаченные взяткодателем услуги (выполняет работы), скажем, ремонтирует дом, и осознает, что эти услуги выполняются за совершение должностным лицом действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя, то подобное оказание услуг образует вторую форму посредничества: способствование взяткодателю и взяткополучателю в реализации соглашения между ними о получении и даче взятки.

Когда же лицо оказывает чиновнику подлежащие оплате, но не оплачиваемые этим чиновником услуги за совершение действий (бездействия) по службе в пользу другого лица и такие услуги это другое лицо также не оплачивает, то такое оказание услуг образует не посредничество, а дачу взятки за действия (бездействие) в пользу представляемого лица.

Еще один случай: лицо, в пользу которого чиновник собирается совершить действия (бездействие) по службе, оплачивает услуги, выполняемые для чиновника третьим лицом, лишь частично. Содеянное третьим лицом (т.е. лицом, выполняющим услуги для чиновника) должно квалифицироваться как посредничество в даче взятки в сумме, соответствующей оплаченной части услуги, а в другой, не оплаченной взяткодателем части, – как дача взятки группой лиц по предварительному сговору. В этом случае исполнителями дачи взятки группой лиц по предварительному сговору являются: лицо, частично оплатившее услуги, оказанные чиновнику, и лицо, непосредственно оказавшее услуги – в той части, за которую оплату оно у первого взяткодателя не получило.

6. Взятка может быть передана в интересах как самого взяткодателя, так и представляемого им физического либо юридического лица. В последнем случае в отличие от посредника, который также может действовать в интересах взяткодателя, взяткодатель использует собственное имущество либо сам оплачивает предоставляемые должностному лицу выгоды имущественного характера. При этом имущество, в том числе денежные средства, используемое в качестве взятки, может быть получено взяткодателем в долг в том числе у лица, ставшего посредником в получении либо даче взятки.

Следует также указать, что критерием для разграничения здесь не может выступать инициатива в получении взятки: посредник может выступить и инициатором – подстрекателем, организатором de facto – получения либо дачи взятки. Подобная инициатива не противоречит и тому, что в итоге, при собственно передаче ценностей, посредник уже действует, как указано в ч. 1 ст. 291.1 УК, “по поручению взяткодателя или взяткополучателя”.

7. Способствование взяткодателю или взяткополучателю в достижении соглашения между ними может состоять в том, что посредник по поручению одной из сторон, например взяткодателя, договаривается с другой стороной, соответственно – взяткополучателем, о передаче взятки и о выполнении за взятку обусловленных действий. При таких обстоятельствах при успешной реализации договоренности (реализация может быть и без участия этого посредника) посредник фактически выступает в роли организатора (либо подстрекателя) получения взятки. Однако в этом случае содеянное полностью охватывается составом посредничества и не требует дополнительной квалификации как соучастия в получении либо даче взятки.

В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 даны разъяснения о квалификации действий руководителя, предложившего подчиненному ему по службе работнику добиваться желаемого действия или бездействия в интересах соответствующего органа, учреждения или организации путем дачи взятки. Руководитель в этом случае несет ответственность по ст. 291 УК РФ как исполнитель, т.е. как взяткодатель, а работник, договорившийся о выполнении за взятку обусловленных действий и вручивший взятку, – как пособник в даче взятки.

Однако, с учетом внесенных в УК изменений, действия работника должны квалифицироваться как посредничество во взяточничестве. Подобным образом деяние квалифицируется, если взятка передается за счет имущества указанного юридического лица либо взяткодателя, по предложению которого действовало подчиненное ему лицо. Но если работник передает взятку за собственный счет, зная, что затраты ему возмещены не будут, то он – взяткодатель, а его руководитель – организатор либо подстрекатель.

8. Способствование взяткополучателю и (или) взяткодателю в реализации соглашения между ними о получении и даче взятки может состоять и в том, что лицо ссужает либо дарит деньги, иные ценности другому лицу, осознавая, что затем они будут использованы непосредственно в качестве предмета взятки либо оплаты незаконно оказываемых должностному лицу услуг имущественного характера.

9. Субъект преступления – общий. Исключением является совершение преступления с использованием лицом своего служебного положения (ч. 2 ст. 291.1 УК). В этом случае субъект – должностное лицо, государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами, а также лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации.

10. Посредничество с использованием лицом своего служебного положения означает, что при совершении указанных в ч. 1 ст. 291 УК действий лицо использует либо полномочия, наделение которыми определяет его статус специального субъекта, либо служебный авторитет в отношении непосредственно или опосредованно подчиненных либо подконтрольных ему лиц.

Пример. Заместитель министра субъекта Федерации, в обязанности которого входил контроль за деятельностью ведомственных учреждений, принятие по выявленным фактам нарушений мер дисциплинарного характера и т.п., организовывал передачу руководителями этих учреждений взяток министру. Для этого он использовал свои организационно-распорядительные полномочия, приглашая к себе названных руководителей и угрожая в случае отказа принятием к ним соответствующих мер. Взятки передавались руководителями учреждений лично министру. Действия замминистра образуют состав посредничества во взяточничестве в форме способствования взяткодателю и взяткополучателю в достижении и реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере, с использованием своего служебного положения.

Если же часть взятки предназначалась самому заместителю министра (о чем взяткодателям было известно), который действовал по согласованию с министром, то они оба должны нести ответственность за получение взятки путем вымогательства (если принуждение к даче взятки состояло в высказывании угрозы законным интересам взяткодателей) группой лиц по предварительному сговору. В этом случае дополнительно квалифицировать действия заместителя как посредничество во взяточничестве не нужно, поскольку должностные лица, получая взятку в составе группы лиц по предварительному сговору за действия (бездействие) по службе, образуют, по выражению Б. Волженкина, “одно целое”, а быть для самого себя посредником в получении взятки нельзя.

11. Другим квалифицирующим признаком, предусмотренным ч. 2 ст. 291.1 УК, является посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие). Под незаконными действиями (бездействием) должностного лица, за которые оно получает взятку, понимаются неправомерные действия, которые не следовали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 3.. Заведомость означает совершенно достоверное, а не предположительное знание о факте п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 г. N 11 “О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации”.

12. При посредничестве во взяточничестве, совершенном группой лиц по предварительному сговору (п. “а” ч. 3 ст. 291.1 УК), каждый из участников группы должен совершить действия (возможно, и бездействие), состоящие в непосредственной передаче взятки либо непосредственно направленные на достижение соглашения между взяткодателем и (или) взяткополучателем о получении и даче взятки или на реализацию такого соглашения. Понятно, что перечень таких поведенческих актов весьма широк и включает, например, предоставление участникам криминальной сделки помещений для переговоров, средств связи, противодействие мерам, направленным на выявление взяточничества, и т.п. Получение-дача взятки представляет собой дарение, хотя эта сделка в силу ст. 169 ГК РФ недействительна, так как совершена с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности.

Пример. Сотрудник службы безопасности коммерческой организации Иванов выявил факт соглашения между руководителем одного из подразделений указанного юридического лица Петровым, находящимся во враждебных отношениях с директором этой организации, и сотрудником полиции о том, что последний за взятку в крупном размере, незаконно используя свои полномочия, изымет документацию организации с целью затруднения ее деятельности и причинения ей тем самым убытков. Взятку должен был передать подчиненный Петрова – Сидоров, осведомленный о характере вознаграждения сотрудника полиции. Передав взятку, Сидоров выполнил состав посредничества во взяточничестве.

Не желая портить отношения с Петровым, Иванов скрыл выявленный факт, не уведомив о нем руководство организации и не приняв предусмотренные его служебными обязанностями меры по пресечению преступной деятельности, направленной на причинение организации вреда. Иванов, таким образом, будучи обязанным действовать, бездействовал и путем бездействия также выполнил состав посредничества во взяточничестве путем способствования взяткодателю и взяткополучателю в реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в крупном размере. При этом Иванову следует вменить и признак использования служебного положения. Эта квалификация основана на позиции Пленума, состоящей в том, что под использованием служебных полномочий следует понимать в том числе умышленное неисполнение лицом своих обязанностей по службе. См.: п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 “О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий”.

Однако признак посредничества во взяточничестве группой лиц по предварительному сговору может быть вменен Сидорову и Иванову лишь в том случае, если они действовали согласованно (ч. 2 ст. 35 УК). Если же, скажем, Сидорову было известно о роли Иванова в реализации соглашения о получении-даче взятки, но он – пусть и ошибочно – полагал, что Иванов ничего не знает о посреднической роли самого Сидорова и считает, что взятку передаст непосредственно Петров, признака совершения преступления группой лиц по предварительному сговору нет.

13. Устойчивые группы посредников могут представлять собой цепочку передающих предмет взятки лиц, когда такие группы не тяготеют ни к взяткодателям, ни к взяткополучателям, а преследуют собственный корыстный интерес – обогатиться путем выполнения комплекса посреднических действий при передаче взятки. Однако, в отличие от группы лиц по предварительному сговору, в организованной группе посредников и одно лицо может непосредственно выполнять посредническую функцию: передавать взятку по устойчивому коррупционному каналу, организовывать или лично проводить переговоры с участием будущих взяткодателей и (или) взяткополучателей, представлять этих лиц на переговорах и т.д. Остальные члены организованной преступной группы посредников во взяточничестве могут лишь обеспечивать деятельность такой группы, например, посредством предоставления транспорта, средств электронной связи, аренды банковских ячеек, осуществления противодействия сотрудникам правоохранительных органов, выявляющих факты коррупции, и т.д. В этом случае указанным лицам точно может быть не известно, какой именно преступной операции они способствуют. Главное, что они осознают устойчивый характер группы, членами которой являются, и свою роль в функционировании этой группы, обеспечивающей создание и (или) сохранение соответствующих коррупционных связей.

14. Часть 5 ст. 291.1 УК предусматривает ответственность за собственно обещание или предложение посредничества во взяточничестве. Поскольку в законе (ч. 1 ст. 291.1) посредничеством во взяточничестве соответствующие действия названы, только если размер взятки является значительным, то ответственность по ч. 5 ст. 291.1 УК наступает за обещание или предложение посредничества в даче либо получении взятки не менее чем в значительном размере.

Обещание или предложение посредничества в даче либо получении взятки менее чем в значительном размере, если преступная деятельность после этого была прервана по независящим от лица обстоятельствам, образует приготовление к получению либо даче взятки (при решении вопроса об ответственности за приготовление к преступлениям, предусмотренным ч. 1 ст. 290, ч. ч. 1 и 2 ст. 291 УК, следует учитывать положения ч. 2 ст. 30 УК).

Обещание и предложение посредничества должны быть достаточно конкретны, прямо или опосредованно обращены к конкретному лицу. В противном случае их нельзя будет разграничить с высказанным в присутствии других лиц намерением, которое по российскому уголовному праву ненаказуемо Пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6.

15. “Обещание посредничества можно рассматривать как разновидность способствования взяткодателю или взяткополучателю, поэтому ч. 5 ст. 291.1 УК РФ, судя по санкции, является квалифицированным составом по отношению к части первой”. Стоит добавить, что и предложение посредничества может быть расценено как частный случай способствования указанным лицам в достижении и реализации соглашения между ними о получении и даче взятки.

Пример. Гражданин Иванов, действуя по поручению Петрова, обвиняемого по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя Сидорова, предложил этому следователю, с которым был знаком, за прекращение дела взятку в значительном размере. Они договорились, что взятку Сидорову от Петрова передаст также Иванов, как затем и произошло.

Таким образом, предложение взятки, сделанное посредником должностному лицу от имени будущего взяткодателя и по просьбе последнего, вполне можно рассматривать в качестве частного случая способствования взяткодателю и взяткополучателю в достижении и реализации соглашения между ними о получении и даче взятки. Однако такое предложение, обещание не являются частными случаями посредничества в другой форме, а именно в форме непосредственной передачи взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя, поскольку вторая форма посредничества не охватывает первую его форму в отличие от того, как ранее, в период действия УК РСФСР 1960 г., соучастие в получении либо даче взятки охватывало посредничество, состоящее только в непосредственной передаче предмета взятки от взяткодателя взяткополучателю Пункт 8 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 3.

Следовательно, обещание и предложение посредничества во взяточничестве не являются квалифицирующими обстоятельствами по отношению ко всем формам посредничества, предусмотренным в ч. 1 ст. 291.1 УК. А потому к приведенному случаю нельзя полностью отнести правило, содержащееся в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29 “О судебной практике по делам о ” и состоящее в том, что в случае совершения преступления при отягчающих обстоятельствах, предусмотренных несколькими частями соответствующей статьи Особенной части УК РФ, действия виновного при отсутствии реальной совокупности преступлений подлежат квалификации лишь по той части статьи, по которой предусмотрено более строгое наказание.

Сделанное Ивановым следователю предложение посредничества не было стадией, предшествующей заключению соглашения о посредничестве (равно как и о самой взятке) и посредничеству во взяточничестве в первой его форме, по мнению адвоката. Такое предложение стало в рассматриваемом случае единственным из весьма широкого перечня видов способствования взяткодателю и взяткополучателю в достижении и реализации соглашения между ними о получении и даче взятки как второй формы посредничества. Поскольку же Иванов выполнил состав посредничества во взяточничестве за совершение должностным лицом заведомо незаконных действий в виде прекращения уголовного дела, а наказание за это преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 291.1 УК, более строгое, чем за деяние, предусмотренное ч. 5 ст. 291.1 УК, то квалификация его деяния по обеим из названных частей статьи избыточна, содеянное должно квалифицироваться только по ч. 2 ст. 291.1 УК.

Теги: 0 0 Адвокаты https://сайт/wp-content/uploads/2017/11/logo1-300x40.png Адвокаты 2011-12-08 20:50:12 2019-02-21 14:23:26 Статья 291.1. Уголовного Кодекса РФ Посредничество во взяточничестве. Мнение адвоката.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 324-ФЗ)

  1. Посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере, —
    наказывается штрафом в размере до семисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы взятки или без такового.
  2. Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения —
    наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  3. Посредничество во взяточничестве, совершенное:
    а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
    б) в крупном размере, —
    наказывается штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, или в размере от пятидесятикратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
  4. Посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере, —
    наказывается штрафом в размере от одного миллиона пятисот тысяч до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.
  5. Обещание или предложение посредничества во взяточничестве —
    наказывается штрафом в размере до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, или в размере до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
    Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Комментарий к статье 291.1 УК РФ

1. Комментируемая статья, устанавливающая ответственность за посредничество во взяточничестве как за самостоятельное преступление, введена в УК Федеральным законом от 04.05.2011 N 97-ФЗ. Ранее по УК это деяние оценивалось как соучастие в совершении преступления и ответственность за него наступала по ст. ст. 33 и 290 или 291 УК.
Посредничество во взяточничестве, так же как получение взятки и дача взятки, посягает на авторитет и осуществляемую в соответствии с законом деятельность публичного аппарата власти и управления. Предмет рассматриваемого преступления аналогичен предмету такого преступления, как получение взятки (см. комментарий к ст. 290).
2. Объективная сторона преступления выражается в посредничестве во взяточничестве, а именно в совершении следующих альтернативных действий: 1) непосредственной передаче взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации (взяткополучателю) по поручению взяткодателя или взяткополучателя; 2) ином способствовании взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.
Согласно примечанию 1 к ст. 290 УК значительным размером признается сумма предмета взятки, превышающая 25 тыс. руб. Таким образом, сумма предмета взятки отнесена законодателем к числу составообразующих признаков. Иными словами, согласно действующей редакции комментируемой статьи состав посредничества во взяточничестве будет отсутствовать, если сумма предмета взятки не выходит за пределы 25 тыс. руб.
В этой связи возникает вопрос о том, какова должна быть квалификация посредничества в ином случае, когда сумма предмета взятки составляет 25 тыс. руб. или менее.
В таких случаях состав посредничества во взяточничестве будет отсутствовать.
Иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки может заключаться в разнообразных действиях. В частности, к числу таких действий могут быть отнесены передача предложения о даче (получении) взятки за оказание услуги, ведение переговоров по поручению взяткодателя или взяткополучателя, подыскание соответствующего должностного лица, склонение его к оказанию содействия взяткодателю и другие действия. В характеристике таких действий главное заключается в их направленности на способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними.
Состав преступления является формальным. Посредничество во взяточничестве является оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей.
В случаях, когда должностное лицо отказалось принять взятку, действия лица, передающего предмет взятки, следует расценивать как покушение на совершение преступления. Такая же правовая оценка должна быть дана и действиям посредника, если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от его воли.
Принятие предмета взятки субъектом данного преступления для последующей его передачи должностному лицу еще не образует оконченного состава посредничества во взяточничестве и, в случае задержания лица, не успевшего передать взятку должностному лицу, квалифицируется как покушение на посредничество во взяточничестве (ч. 3 ст. 30 и соответствующая часть ст. 291.1 УК).
При посредничестве во взяточничестве в виде иного способствования взяткодателю и (или) взяткополучателю оконченный состав преступления будет иметь место с момента совершения действий, образующих указанное способствование.
От посредничества во взяточничестве следует отличать так называемое мнимое посредничество, когда лицо получает от кого-либо материальные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их себе. Содеянное в таких случаях следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца материальных ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК). Если же такой «мнимый посредник» еще и склоняет лицо к даче взятки, порождая в нем умысел к совершению преступления, содеянное дополнительно квалифицируется как подстрекательство к покушению на дачу взятки (ч. 4 ст. 33, ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК). При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.
3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что передает взятку должностному лицу по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иным образом способствует взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки, и желает совершить указанные действия.
4. Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
5. Часть 2 комментируемой статьи содержит квалифицированный состав преступления — посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействия) либо лицом с использованием своего служебного положения. Следует отметить, что субъект должен осознавать, что передает взятку должностному лицу именно за совершение последним незаконных действий. Если виновный не знает, каким путем (законным или незаконным) будет решаться поставленный перед взяткополучателем вопрос, то квалификация посредничества во взяточничестве по данному признаку исключается и ответственность наступает по ч. 1 комментируемой статьи.
6. В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрены такие квалифицирующие признаки, как совершение посредничества во взяточничестве:
— п. «а»: группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК) или организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК);
— п. «б»: в крупном размере. Согласно примечанию 1 к ст. 290 УК крупным размером признается сумма предмета взятки, превышающая 150 тыс. руб.
7. Особо квалифицированным составом преступления (ч. 4 комментируемой статьи) является посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере (если сумма предмета взятки превышает 1 млн. руб.).
8. В ч. 5 комментируемой статьи предусмотрен самостоятельный состав преступления — обещание или предложение посредничества во взяточничестве.
Обещание посредничества означает выражение согласия лица осуществить в будущем все действия, образующие объективную сторону посредничества, или часть из них. Обещание, как правило, имеет место при обращении к посреднику взяткодателя или взяткополучателя, когда инициатива исходит от них.
Предложение посредничества во взяточничестве означает инициативные действия со стороны посредника, раскрывающего свои возможности договориться с соответствующими лицами о совершении необходимых действий (бездействия) в интересах дающего взятку или интересах представляемых им лиц.
И обещание, и предложение посредничества во взяточничестве относятся к формальным составам и являются оконченными с момента совершения действий, указанных в законе.
Анализируя данный состав преступления, следует обратить внимание на то, что, на наш взгляд, и в данный состав в качестве обязательного признака включается признак суммы предмета взятки. Так же как и применительно к другим видам посредничества в случае, если эта сумма не превышает 25 тыс. руб., состав преступления, предусмотренный ч. 5 комментируемой статьи, отсутствует, а действия виновного надлежит квалифицировать по соответствующей части ст. 33 и, соответственно, ст. ст. 290 или 291 УК.
9. Примечание к комментируемой статье содержит специальное условие об освобождении от уголовной ответственности лица, являющегося посредником во взяточничестве. Оно освобождается от уголовной ответственности, если после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.
Условия освобождения от уголовной ответственности посредника во взяточничестве аналогичны за некоторыми исключениями условиям освобождения лица, совершившего дачу взятки (см. комментарий к ст. 291).

Поделиться: