Каково содержание вестминстерского статута. Вестминстерский дворец - парламентский дом

2 Общая характеристика Вестминстерского статута 1931 г

После первой мировой войны обострился процесс распада Британской империи. Имперская конференция провозгласила полную самостоятельность доминионов в области внутренней и внешней политики и их равноправие с Англией в рамках Британской империи при сохранении формального подданства английской короне. Очередная имперская конференция, проходившая в октябре - ноябре 1930 г., утвердила рекомендации и предложила английскому парламенту оформить их в законодательном порядке до конца 1931 г. Соответственный закон был 24 ноября 1931 г. утвержден английским парламентом и вошел в силу 11 декабря 1931 г., получив наименование Вестминстерский статут 1931 г. Акт с целью придать эффект отдельным резолюциям, принятым на Императорских конференциях в период с 1926 по 1930 гг.

В связи с этим его превосходное величество король после уведомления и одобрения Палаты лордов, духовных и светских, и Палаты общин ныне действующего парламента и на основе его полномочия предписывает следующее:

1. В настоящем Акте выражение «доминион» означает любой из следующих доминионов: доминион Канада, Австралийский Союз, доминион Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ирландское свободное государство и Ньюфаундленд.

2. 1 Акт о действительности колониальных законов 1865 г. не должен применяться к какому-либо закону, изданному парламентом доминиона после поступления в силу настоящего акта.

2.2 Ни один закон и ни одно положение какого-либо закона, изданного парламентом доминиона после вступления в силу настоящего акта, не должны быть признаны ничтожными или не действующими на основании, что они противоречат праву Англии или положениям какого-либо действующего парламентского закона или законопроекта Великобритании или какому-либо приказу, правилам или распоряжению, изданным во исполнение какого-либо подобного акта; в компетенцию парламента доминиона должно быть включено полномочие по аннулированию или изменению какого-либо подобного акта, приказа, правил или распоряжений, как если бы они являлись частью права доминиона.

3. Тем самым объявлено и предписано, что парламент доминиона обладает полномочием издавать законы, имеющие экстерриториальное действие.

4. Ни один парламентский закон Великобритании, принятый после вступления в силу настоящего акта, не должен распространяться или предполагаться распространяющимся на территорию доминиона в качестве составной частью его права, если в данном законе прямо не предписано, что этот доминион обращался с просьбой и согласился на введение (на его территории) в действие соответствующего закона.

6. С учетом общих принципов настоящего акта статья 4 Акта о колониальных морских судах 1890 г. (согласно которой требуется, чтобы отдельные законы были зарезервированы для подписи его величества или содержали клаузулу о приостановке действия) и все те положения статьи 7 настоящего акта (1931 г.), в которых содержится требования получать санкцию его величества в Совете на любые судебные правила, регламентирующие практику и процедуру колониального суда Адмиралтейства (Colonial Court of Admiralty), должны прекратить свое действие на территории доминионов с момента вступления в силу настоящего акта.

7.1. Ничто в настоящем акте не будет считаться направленным на отмену, изменение или внесение поправок в акты о Британской Северной Америке (British North America Acts) 1867-1930 гг. или в какой либо приказ, привило или распоряжение, изданные на их основе.

7..2. Положение статья 2 настоящего акта будут распространяться на все законы, изданные в любой из провинций Канады, и на все полномочия законодательных органов этих провинций.

7.3. Полномочия, которыми настоящий акт наделяет парламент Канады или законодательные органы ее провинций, должны ограничиваться лишь сферой издания законов в пределах компетенции парламента Канады или законодательного органа ее провинции.

8. Ничто в настоящем акте не будет распространяться на полномочия по отмене или изменению Конституции Австралийского Союза или Конституционного акта доминиона Новая Зеландия…

9.1. Ничто в настоящем акте не будет считаться направленным на решение (федеральному) парламенту Австралийского Союза издавать законы по любому вопросу в рамках компетенции отдельных штатов Австралии, что выходило бы за пределы компетенции федерального парламента или правительства Австралийского Союза…

10.1. Ни одна из следующих статей настоящего акта, а именно статей 2, 3, 4, 5, и 6 не должна распространяться на доминионы и применяться в качестве составной части права этого доминиона до тех пор, пока такая статья не будет принята (adopted) парламентом доминиона; в акте этого парламента, адоптирующем (adopting) какую-либо из статей настоящего акта (1931 г.) может быть установлено, что ее применение начнется с момента вступления в силу настоящего акта или после более поздней даты, определенной в акте принятия (the adopting Act).

10.2. Парламент любого из вышеназванных доминионов может в любое время отменить принятие какой-либо статьи, указанной в пункте 1 этой статьи.

10.3. Доминионы, к которым данная статья будет применяться,- Австрийский Союз, Новая Зеландия и Ньюфаундленд.

11. Несмотря на положение Акта о толковании 1889 г., выражение «колония» в любом акте парламента Великобритании, изданном после вступления в силу настоящего Акта, не должно включать в себя понятие доминиона или какой-либо провинции или штата, составляющих часть доминиона.

12. Настоящий акт может цитироваться как Вестминстерский статут 1931 г.

Вестминстерский статут 1931 г. закрепил права доминионов, став своеобразной конституцией Британского содружества наций. Статут провозглашал свободный союз членов этого содружества, объединенных «общей верностью Короне». Отныне действие законов, принятых британским парламентом, не могло распространяться на доминионы иначе как с их согласия. Никакие законы, принятые парламентами доминионов, не могли считаться недействительными под предлогом противоречия английскому законодательству. Парламенты доминионов на своей территории могли отменять и изменять любой британский закон, указ или постановление в той мере, в какой они являлись частью права доминиона. В статуте провозглашалось также, что парламенты доминионов могут самостоятельно решать вопросы внешней политики. Генерал-губернатор в доминионах отныне назначался Короной по совету правительства доминиона и стал играть в системе высших органов доминионов такую же роль, какую играет монарх в самой Великобритании.

Новый период национально-освободительного движения наступил после Второй мировой войны. Именно в послевоенный период кризис колониальной системы перерос в ее окончательный распад. В результате принятия Вестминстерского статута 1931, акта английского парламента от 11 декабря 1931, определилось правовое положение доминионов и их взаимоотношения с Великобританией. Он придал юридическую силу решениям имперских конференций 1926 и 1930 о полной самостоятельности доминионов во внутренних и внешних делах и об их равенстве с Великобританией, однако метрополия еще сохраняла фактический контроль над внешней политикой доминионов. Подтверждая суверенитет доминионов, Вестминстерский статут 1931 указывал, что законы Великобритании не могут распространяться на доминионы без их согласия. Отменялось также положение, при котором закон доминиона считался недействительным, если он противоречил законам Великобритании. Вестминстерский статут 1931 свидетельствовал о росте экономической и политической самостоятельности доминионов. Таким образом, была создана правовая база Британского содружества наций (в настоящее время - Содружество наций). Подтверждая суверенитет доминионов, Вестминстерский статут указывал, что законы Великобритании не могут распространяться на доминионы без их согласия. Отменялось также положение, при котором закон доминиона считался недействительным, если он противоречил законам Великобритании. Члены Британского содружества, признавшие Вестминстерский статут 1931, имеют статус королевств Содружества (Commonwealth realms), что означает их полную самостоятельность при сохранении за британским монархом поста главы соответствующего государства. В итоге Вестминстерский статут сохранил в созданном им Британском содружестве нации главенствующее положение Великобритании, король которой являлся королем доминионов.


Список использованной литературы:

1. Дьяконова И.М. "История Древнего Востока. Ч. 1. Месопотамия", М., 1983г.,

2. Грачев М. Н. История политических и правовых учений

3. Крашенинникова Н. А. "История государства и права зарубежных стран", М., 2008г.,

4. Крашенинникова Н. А. "Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран", М., 2008г.,

5. Кузищин В. И. История Древнего Востока. Тексты и документы; Учебное пособие – М: Высшая школа 2002,

Хрестоматия по истории Древнего Востока, М.,1980.


1 Кузищин В. И. История Древнего Востока. Тексты и документы; Учебное пособие - М: Высшая школа 2002 С191

Крашенинникова Н. А. "Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран", М., 2008г.

Грачев М. Н. История политических и правовых учений

Крашенинникова Н. А. "Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран", М., 2008г., с.22-26

Кузищин В. И. История Древнего Востока. Тексты и документы; Учебное пособие - М: Высшая школа 2002 С191

Крашенинникова Н. А. "Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран", М., 2008г., с.79

Statute of Westminster. Датируется 1931 г.

Interpretation Act 1889 (52 & 53 Vict. Ch. 63).

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран:Том 2: Современное государство и право/ сост Н. А. Крашенинникова.-М.: Норма, 2008.-672 с.

История государства и права зарубежных стран: учебник 3-е изд.; Том 2: Современная эпоха/ отв. Ред. Н. А. Крашенинникова.-М.: Норма. 20008. - 816 с.


В случае бездетного брака выход искали в усыновлении чужих детей по согласованию с их кровными родителями или найденышей (п. 185). Наследственное право Дети обычно становились полноправными лишь после смерти отца и наследования семейного имущества. Законы Хаммурапи и здесь тоже вносят некоторые правовые особенности: так, отец мог лишить сына наследства, если тот дважды совершил...

Сборники, в которых нашли отражение обязанности каждого класса в отдельности? А. Конституция. В. Рицу. С. Риц у - ре. D. Ре.. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ЧАСТЬ 3 ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН НОВОГО ВРЕМЕНИ Курс: ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Часть 1. История государства и права Древнего мира (рабовладельческие государства и право). Часть 2. ...

И орудиям труда. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о найме, о сельскохозяйственных рабочих, о найме животных, орудий труда и о рабах. Законы Хаммурапи, как по содержанию, так и по уровню развития юридической мысли представляли собой большой шаг вперёд по сравнению с предшествовавшими им шумерским и аккадским правовым...

Права, а в большинстве случаев срастались с ними». Важным этапом в формальном закреплении правовых норм стало созидание дхармашастр, где тесно переплелись нормы морали, обычного права и религии. Формирующиеся религиозные правила выражались в них так: «То есть добродетель, - записано в Апастамбе, - что люди умные из дважды рожденных каст хвалят, а то, что они порицают, есть грех». «Религиозно- ...

ВЕСТМИНСТЕРСКИЙ СТАТУТ

Закон, принятый в 1931 британским парламентом в осуществление резолюций имперских конференций 1926 и 1930; предусматривал установление суверенитета доминионов в рамках Британской империи. Согласно В. с. законодательство каждого доминиона признавалось самостоятельным и имело суверенную силу вне зависимости от того, противоречит ли оно законам или праву метрополии. Дипломатическое значение В. с. заключалось в том, что внешние отношения становились также областью суверенного решения каждого британского доминиона; доминионы получали право не только самостоятельно вести внешние отношения, но и решать за себя вопрос войны и мира, включая вопрос об участии в войне на стороне метрополии. В осуществление В. с. доминионы получили право самостоятельного заключения и ратификации международных договоров, приёма и посылки дипломатических представителей без того, чтобы таковые получали одобрение или согласие со стороны имперского правительства. Отныне общность имперской политики метрополии и доминионов могла создаваться лишь в порядке совещания между правительствами доминионов и метрополии. Точно так же ни один договор, заключённый Соединённым королевством Великобритании и Северной Ирландии, не мог распространяться на доминион без особого на то его согласия, оговоренного в договоре и подтверждённого соответствующей подписью представителя доминиона или британского представителя, действующего по полномочию правительства доминиона. В. с. являлся проявлением усиливающихся центробежных стремлений в Британской империи и одновременно свидетельством попыток метрополии путём своевременных уступок задержать темпы этого процесса.

В. с. был выработан коллегией юристов, действовавших по поручению правительства метрополии и доминионов; таким образом, В. с. являлся примером "совещательной дипломатии". Юридическое равноправие, предусмотренное В. с. в отношениях между метрополией и доминионами, не всегда означает равноправие фактическое, поскольку метрополия обладает командными позициями в большинстве британских доминионов, обеспечивающими ей фактическое руководство их политикой; отсутствие фактического равноправия находит своё отражение в том, что британские доминионы часто пользуются дипломатическим и консульским аппаратом метрополии в своих внешних сношениях, а на международных конференциях обычно поддерживают метрополию. Ирландское Свободное государство (Эйре) объявило 1. I 1939 о своей независимости, ссылаясь на В. с, однако эта односторонняя декларация по сей день не получила полного признания со стороны правительства метрополии.

Литература: Wh e are, К. The statute of Westminster and Dominion status. 2d ed. London. 1942. XVI, 328 p.-The development of Dominion status 1900-1936. Ed. by R. MacGregor Dawson. London -New York. 1937. P. 411-421 a. oth.-Hancock. W. к. Survey of British commonwealth affairs. Vol. 1-2. 1932- 1937. - Hudson, M. O. Note3 on the statute of Westminster, 1931. "Harvard law review". 1932. No. 46. p. 261- 289, - Jenks, E. Statute of Westminster, 1931. "Quarterly review". 1932. Vol. 259, p. 95-114. - Кeith, A. B. The Soverenity of the British Dominions. London 1929.


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Смотреть что такое "ВЕСТМИНСТЕРСКИЙ СТАТУТ" в других словарях:

    1931 акт парламента Великобритании от 11 декабря 1931, установивший правовое положение доминионов и их взаимоотношения с Великобританией. Таким образом, была создана правовая база Британского содружества наций (в настоящее время Содружество… … Википедия

    Акт парламента Великобритании от 11 декабря 1931 г., определяющий взаимоотношения между Великобританией и доминионами. Отменил правило, согласно которому законы доминиона недействительны, если они противоречат имперским законам; доминионы… … Юридический словарь

    1931 принят английским парламентом. Официально закрепил решение Имперской конференции 1926 о самостоятельности доминионов во внутренних и внешних делах, их равенстве с метрополией. На деле Великобритания сохраняла контроль над внешней политикой… … Большой Энциклопедический словарь

    1931, принят английским парламентом. Официально закрепил решение Имперской конференции 1926 (см. ИМПЕРСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ) о самостоятельности доминионов во внутренних и внешних делах, их равенстве с метрополией. На деле Великобритания сохраняла… … Энциклопедический словарь

    - (Statute of Westminster) Законодательно оформил политическое заявление, сделанное на Имперской конференции в 1926 г., и подтвердил равный статус метрополии и стран – членов Содружества наций (или доминионов), Австралии, Канады, Ирландского… … Политология. Словарь.

    - (Westminster, Statute of) (1931), законодательство, касающееся статуса брит. доминионов. На Имперских конференциях 1926 и 1930 гг. доминионы Канада, Новая Зеландия, Австралийский Союз, Южно Африканский Союз, Эйре (Ирландия) и Ньюфаундленд… … Всемирная история - Вестминстерский статут 1931 акт парламента Великобритании от 11 декабря 1931, установивший правовое положение доминионов (фактически независимое государство в составе Британской империи) и их взаимоотношения с Великобританией. Таким образом … Википедия

    Принят английским парламентом. Официально закрепил решение Имперской конференции 1926 о самостоятельности доминионов во внутренних и внешних делах, их равенстве с метрополией. На деле Великобритания сохраняла контроль над внешней политикой… … Политология. Словарь.

принят английским парламентом. Официально закрепил решение Имперской конференции 1926 о самостоятельности доминионов во внутренних и внешних делах, их равенстве с метрополией. На деле Великобритания сохраняла контроль над внешней политикой доминионов, уменьшавшийся по мере их развития и укрепления их независимости.

Вестминстерский статут 1931, акт английского парламента от 11 декабря 1931, определивший правовое положение доминионов и их взаимоотношения с Великобританией. Придал юридическую силу решениям имперских конференций 1926 и 1930 о полной самостоятельности доминионов во внутренних и внешних делах и об их равенстве с Великобританией, однако метрополия ещё сохраняла фактический контроль над внешней политикой доминионов. Подтверждая суверенитет доминионов, В. с. указывал, что законы Великобритании не могут распространяться на доминионы без их согласия. Отменялось также положение, при котором закон доминиона считался недействительным, если он противоречил законам Великобритании. В. с. свидетельствовал о росте экономической и политической самостоятельности доминионов.

Вестминстерский статут 1931 - акт парламента Великобритании от 11 декабря 1931, установивший правовое положение доминионов и их взаимоотношения с Великобританией. Таким образом была создана правовая база Британского содружества наций (в настоящее время - Содружество наций).

Этот парламентский акт ввёл в силу решения конференций Британской империи 1926 и 1930 годов о полной самостоятельности доминионов во внутренних и внешних делах и об их равенстве с Великобританией. При этом Великобритания ещё сохраняла за собой фактический контроль над внешней политикой доминионов.

Подтверждая суверенитет доминионов, Вестминстерский статут указывал, что законы Великобритании не могут распространяться на доминионы без их согласия. Отменялось также положение, при котором закон доминиона считался недействительным, если он противоречил законам Великобритании.

Члены Британского содружества, признавшие Вестминстерский статут 1931, имеют статус государств Содружества (Commonwealth realms), что означает их полную самостоятельность при сохранении за британским монархом поста главы соответствующего государства. Таким образом, королева Великобритании Елизавета II одновременно является королевой Австралии, Барбадоса и т. д.

Из 54 членов Содружества статус государств содружества имеют лишь девятнадцать.

Доми?нион (англ. dominion, от лат. dominium - владение) - фактически независимое государство в составе Британской империи (позднее - в составе Британского Содружества), признававшее главой государства британского монарха, представленного в доминионе генерал-губернатором.



Определение понятия «доминион» было озвучено на имперской конференции 1926 года министром иностранных дел Великобритании Артуром-Джеймсом Бальфуром. 11 декабря 1931 года оно было закреплено в Вестминстерском статуте: «Автономные сообщества Британской империи, равные по статусу, никоим образом не подчинённые одно другому ни в одном из аспектов своей внутренней или внешней политики, но при этом объединённые общей приверженностью короне и составляющие свободную ассоциацию членов Британского содружества наций».

Первые доминионы появились намного раньше - Канада (1867), Австралийский Союз (1901), Новая Зеландия (1907). Подобный статус, как правило, даровался наиболее экономически развитым странам, в которых большинство населения составляли переселенцы из Европы, что гарантировало большую лояльность к политике метрополии.

После юридического оформления статуса Британского Содружества (до 1949 - Содружества наций) в 1931 году все входившие в него государства были признаны доминионами Великобритании (за исключением непосредственно колоний и зависимых территорий). Но после принятия Индией республиканской формы правления в 1949 году и, соответственно, отказа признавать британского монарха главой государства (при сохранении членства в Содружестве) термин «доминион» перестал употребляться. Те бывшие доминионы и колонии Великобритании, которые по-прежнему признают британскую королеву лавой государства (Канада, Новая Зеландия и др.) и продолжают оставаться членами Содружества, теперь именуются королевствами Содружества (Commonwealth realms).

Одной из характерных черт 20 столетия стала ликвидация колониальной системы, повлекшая возникновение десятков новых независимых государств.

Вестминстерский статут 1931 - акт парламента Великобритании от 11 декабря 1931, установивший правовое положение доминионов и их взаимоотношения с Великобританией. Таким образом, была создана правовая база Британского содружества наций, он стал ее своеобразной конституцией.

Этот парламентский акт ввёл в силу решения колониальных конференций империи 1926 и 1930 годов о полной самостоятельности доминионов во внутренних и внешних делах и об их равенстве с Великобританией. При этом Великобритания ещё сохраняла за собой фактический контроль над внешней политикой доминионов.

Основные положения:

· Статут провозглашал свободный союз членов этого содружества, объединенных «общей верностью короне»

· Отныне законы Великобритании не могут распространяться на доминионы без их согласия.

· Отменялось положение, при котором закон доминиона считался недействительным, если он противоречил законам Великобритании.

· Парламенты доминионов на своей территории могли отменять и изменять любой английский акт в той мере, в какой он являлся частью права доминиона.

· Парламенты доминионов могут самостоятельно решать вопросы внешней политики.

· Парламент доминиона наделяется полномочием издавать законы, имеющие экстерриториальное действие.

· Генерал – губернатор в доминионе отныне назначался Короной по совету правительства доминиона и стал играть такую же роль, какую играет монарх в самой Великобритании.

После 2 мировой войны кризис колониальной системы перерос в ее окончательный распад.

Великобритания видоизменила форму Британского содружества наций. Членами Содружества наций (официальное название объединения с 1947) наряду с Великобританией и «старыми доминионами» могли стать колонии, получившие статус доминиона, и даже новые республики. Однако связи внутри содружества неуклонно ослабевали. Единая система обороны Содружества стала распадаться, хотя в настоящее время объединяет почти 50 государств.

42. Законодательство и преобразования в государственном аппарате в эпоху «Нового курса» Франклина Рузвельта.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. с особой силой поразил США:

§ резко со­кратил объем производства,

§ привел к расстройству финансы,

§ вызвал повсеместное разорение и банкротство промышленных, торговых и финансовых фирм,

§ массовую безработицу,

§ общий объем продукции американской промышленности составил в 1932 г. лишь около 54% по сравнению с докризисным 1929 г.

За годы кризиса прекратила существование пятая часть всех бан­ков США, каждый третий рабочий был лишен работы, прину­дительно распроданы за неуплату долгов и налогов сотни тысяч фермерских хозяйств. Кризис до предела обострил социально-классовые противоречия, привел к невиданным ранее в США выступлениям рабочих. Америка оказалась в предреволюцион­ной ситуации, требующей коренной ломки всего старого уклада жизни.

Весной 1933 г., когда кризис достиг своего апогея, на пост президента вступил кандидат от Демократической партии Франклин Делано Рузвельт.

Разработанная правительством Рузвельта программа анти­кризисных мер получила в истории США название «новыйкурс », основные реформы которого были проведены в период первых «ста дней» его президентства, когда Конгресс принял большое число законов, охватывающих все сферы социально-экономической и политической жизни страны.

«НОВЫЙ КУРС» В ФИНАНСОВОЙ И БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ

Одной из важнейших задач первого периода «нового курса» в 1933 г. была задача сохранения и по возможности укрепления финансово-экономической системы корпоративного капитала США.

Экономическая политика «нового курса» этого времени бы­ла направлена на восстановление полностью расстроенной банковско-финансовой системы. С этой целью на основании при­нятого Конгрессом Чрезвычайного банковского закона, предоста­вившего президенту широкие полномочия в финансовой сфере.

§ Произошло сокращение количества мелких банков, в крупные банки США и штатов произошел приток вкладов

§ Установлен полный контроль за золотом, находившимся в обращении. Экспорт золота был запрещен. Вся золотая волюта граждан, превышающая 100 долл., подлежала обязательной сдаче резервным банкам, входящим в систему

«НОВЫЙ КУРС» В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В середине 1933 г. был принят Закон о восстановлении национальной промышленности (Nаtional Industrial Rесоverу Асt - НИРА), самый значительный в законодательстве «нового кур­са». Он был принят в целях обеспечения «всеобщего благосостояния» путем

§ установления координации для решения проблем массовой нищеты;

§ дости­жения сотрудничества между рабочими и работодателями при содействии правительства;

§ устранения и решения трудовых конфликтов и проблем разрушительной конкуренции, ведущих к снижению прибылей, сокращению инвестиций и занятости.

НИРА должен был не только решить проблему стабили­зации промышленности с помощью специально создаваемого государственного органа - Национальной администрации вос­становления промышленности, но и снять остроту трудовых кон­фликтов с помощью мер социального маневрирования, удовле­творения некоторых требований рабочих, выдвигаемых ими в ходе массовой стачечной борьбы.



В ст. 7а НИРА в общей форме были провозглашены:

§ права рабочих на создание профсоюзов;

§ коллективный договор;

§ обя­занность предпринимателей «соблюдать максимальную продол­жительность рабочего времени, минимальный уровень оплаты и другие условия труда».

Эти положения, однако, не сопровож­дались твердыми гарантиями их соблюдения со стороны пред­принимателей.

«НОВЫЙ КУРС» В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Аграрная политика «нового курса» нашла воплощение преж­де всего в Законе о регулировании сельского хозяйства (Agricultural Adjustment Act - ААА) , предусматривающем создание специ­ального административного органа, который был призван сба­лансировать спрос и предложение на продукты сельского хозяйства, поднять на них цены.

С этой целью вводился одинаковый процент сокращения посевных площадей всех фермеров с выплатой компенсации за необработанные земли, что больно ударило по мелкому фермерству.

Вместе с политикой сокращения посевных площадей еще в 1936 г. стала проводиться политика восстановления плодородия почв.

Вокруг экономической политики «нового курса» разверну­лась ожесточенная борьба. Против нее выступали и правые силы, которые считали «новый курс» чрезмерно ради­кальным, и левые, считавшие его (в силу продолжающегося бедственного положения значительных слоев населения, безре­зультатности попыток правительства решить проблему безрабо­тицы и т. п.) недостаточно решительным.

Правая оппозиция «новому курсу» особенно сильна была среди представителей корпоративного капитала, тяготившихся государственным вмешательством в социальные отношения, особенно в части, касающейся условий труда рабочих и проч. Крайним проявлением этих оппозиционных настроений стало требование отказа от всяких реформ. Поддерживал оппозицию и Верховный суд США, который с консервативно-индивидуалистических позиций невмешательства государства в сферу ча­стного предпринимательства объявил в мае 1935 г. о неконсти­туционности НИРА, а затем в 1936 г. - ААА и еще девяти за­конов.

Эти решения Верховного суда касались не только конститу­ционности конкретных законов, они поставили на повестку дня более широкую, исторически важную проблему - о преде­лах вмешательства государства в экономику в целях ее урегули­рования , в том числе и не в последнюю очередь за счет прове­дения социальных программ. Перед страной и ее президентом, таким образом, встал со всей остротой судьбоносный вопрос: куда идти - дальше, вперед по пути углубления реформ, или повернуть назад. Рузвельт пошел вперед.

Во второй половине 30-х гг. меняется главное направление деятельности правительства Рузвельта, определяемое необходи­мостью проведения кардинальных социальных реформ. Провозглашенные ранее НИРА профсоюзные права не удовлетво­ряли требований рабочих, так как законодательно не было га­рантировано право на стачку и не закреплялось традиционное требование американских рабочих «закрытого цеха» (запрещаю­щего предпринимателям путем «индивидуальных соглашений» принимать на работу нечленов профсоюза). Права профсоюзов нарушались и в силу необязательности их участия в определении условий труда рабочих путем заключения кол­лективных договоров.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ЭПОХУ «НОВОГО КУРСА»

В 1935 г. был принят Закон Вагнера(«Акт о трудовых отношениях») , он впервые в истории США провозгласил офи­циальное признание прав профсоюзов и предусмотрел зако­нодательные и судебные гарантии этих прав. В ст. 7 Закона перечислялись права рабочих, нарушение которых входило в по­нятие «нечестная трудовая практика» предпринимателей . Закон закреплял так называемое «правило большинства», согласно которому от имени рабочих в договорные отно­шения с предпринимателем могла вступать лишь та организа­ция, которая признавалась большинством рабочих, т. е. их профсоюз.

Закон закреплял и право рабочих на забастовку. Но всем своим содержанием он был направлен на сужение оснований для массовых конфликтов. С этой целью был создан новый органНациональное управление по трудовым отношениям (НУТО), на который была возложена обязанность рассматри­вать жалобы рабочих на «нечестную трудовую практику» пред­принимателя. Решения этого квазисудебного органа могли быть отменены только в судебном порядке.

Другим направлением деятельности правительства «нового курса» стало создание (впервые в истории Америки) разветв­ленной государственной системы социальной защиты населе­ния. В 1935 г. был принят первый Закон о социальном обеспече­нии и другие законы помощи бедным.

Закон о социальном обеспечении предусматривал федераль­ную социальную помощь престарелым, безработным и некото­рым категориям нетрудоспособного населения. Он не распро­странялся, однако, на сельскохозяйственных рабочих, домаш­нюю прислугу, государственных служащих, затрагивая, таким образом, интересы только половины всех работающих по най­му лиц. Кроме того, уровень страховых выплат, фонд которых создавался за счет налогов на предпринимателей и самих рабо­чих, был крайне низок. Пенсии по старости назначались с 65 лет, пособия по безработице выплачивались около 10 недель в году.

СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМЫ Ф. РУЗВЕЛЬТА

Успешное дальнейшее проведение в жизнь этого курса Руз­вельт видел и в осуществлении его плана судебной и админист­ративной реформы, предусматривающего, в частности, увели­чение возможного числа членов Верховного суда до 15 человек (если судьи, достигшие 70 лет, не уходили в отставку), создание специального Исполнительного управления президента (ИУП) и двух новых министерств: Министерства общественных работ и Министерства социальных услуг, которые должны были упоря­дочить деятельность множества возникающих в это время регу­лирующих ведомств и агентств.

Судебная реформа провалилась из-за опасения Конгресса, что она нарушит систему «сдержек и противовесов», предоста­вив президенту слишком большие полномочия. Так же на провал судебной реформы повлияло то, что позиция обновленного в своем составе ВС США изменилась, он признал конституционность Закона Ваг­нера и Закона о социальном обеспечении, а к концу 30-х гг., по существу, перестал возражать против любых мер экономическо­го регулирования.

Административная реформа была воплощена в жизнь в 1939 г., когда было создано ИУП. Отказав президенту в создании двух новых министерств, Конгресс пре­доставил ему неограниченное право осуществлять реорганиза­цию федеральных агентств, результатом чего и было создание двух новых структурных подразделений президентской власти – Федерального агентства общественных работ и Агентства ценных бумаг, которые на постоянной основе должны были, на­ряду с другими ведомствами, руководить осуществлением при­нятых программ. Тем самым было окончательно признано право президента на регулирование экономических и социальных отношений и на создание с этой целью постоянно действующего административного механизма.

Совершенствование методов государственного регулирова­ния экономики и социальных отношений (в частности, прове­дение активной политики в области бюджета и кредита, направ­ленной на обеспечение устойчивого уровня спроса, производст­ва и занятости) становится со времени проведения «нового курса» главной задачей всех ветвей власти американского госу­дарства.

Решая эту задачу, американский Конгресс в 1946 г. принял Закон о занятости, который впервые официально возложил на президента ответственность за состояние американской эконо­мики. На основании этого закона был создан Совет экономиче­ских консультантов, который должен был представлять главе государства ежегодный доклад с тщательным анализом эконо­мической конъюнктуры.

Впоследствии были приняты и другие законы, дополняю­щие и корректирующие законодательство «нового курса», но главные направления экономической и социальной политики американского государства оставались неизменными. Одним из таких корректирующих законов в сфере социальных отноше­ний стал, в частности, Закон Тафта-Хартли 1947 г., внесший существенные поправки в Закон Вагнера.

Британская колониальная империя начала складываться в XVII-XVIII вв. В борьбе с Испанией, Голландией, Францией Англия добивалась торговой и морской гегемонии. В результате захвата и ограбления колоний в руках английской буржуазии оказались огромные капиталы, что способствовало быстрому развитию английского промышленного производства. На проведении захватнической внешней политики особенно энергично настаивали виги, защищавшие интересы финансистов, купцов и промышленников. Тори занимали в вопросе о колониальных захватах Англии более умеренную позицию.

В XVIII в. Англией были завоеваны обширные территории в Канаде, Австралии, Южной Африке, Индии. К середине XIX в. Англия стала крупнейшей колониальной и торгово-промышленной державой.

Особое место в Британской колониальной империи занимает Ирландия. Это первая английская колония, завоевать которую английские феодалы пытались еще в XII в., а затем в XVI-XVII вв. В 1800 г. Ирландия была объединена с Великобританией в союз, уничтоживший остатки автономии Ирландии. Ирландия имела свое представительство в английском парламенте. Однако народ Ирландии боролся за полную независимость, а ее депутаты в парламенте отстаивали идею гомрула (автономии). Эта идея в 80-х годах XIX в. была воспринята и либералами, которым в борьбе с консерваторами необходима была поддержка ирландцев. В 1886 г. либеральное правительство внесло в парламент проект закона о предоставлении Ирландии ограниченного самоуправления. Однако этот закон был отвергнут палатой общин. Новый закон, дававший Ирландии автономию, прошел в палате общин в 1893 г., но был отвергнут палатой лордов. И лишь в 1914 г. парламент был вынужден принять закон о гомруле, по которому автономия Ирландии приобрела обычный статус доминиона. Введение этого акта было отсрочено до окончания войны.

Все остальные британские колонии управлялись в соответствии с их правовым статусом. Еще в XVIII в. утвердилось деление колоний на завоеванные и переселенческие. Завоеванные колонии, в которых преобладало туземное население, не обладали политической автономией и управлялись генерал-губернатором, назначаемым метрополией. Представительные органы из местных жителей играли роль совещательного органа при губернаторе.

В тех колониях, где преобладали белые переселенцы, английское правительство шло на уступки. Господствующие классы Англии опасались повторения событий, приведших в конце XVIII в. к потере значительной части их североамериканских владений. Идя навстречу требованиям белых поселенцев, в основном выходцев из Англии, они были вынуждены предоставлять самоуправление некоторым колониям переселенческого типа.

Особенно изменились отношения с Канадой. В 50-60-е годы XIX в. экономические связи между Англией и этой североамериканской колонией были уже настолько прочными, что британское правительство удовлетворило требования ее жителей относительно расширения самоуправления. В 1867 г. управление Канадой было перестроено на новых основаниях. Четыре провинции Канады образовали конфедерацию, получившую название доминиона Канады. Отныне назначаемые английским королем губернаторы управляли Канадой лишь при посредстве федерального совета министров, ответственных перед законодательными органами - сенатом и палатой представителей доминиона.

Не только в Канаде, но и в других колониях, заселенных выходцами из метрополии, в 50-60-х годах XIX в. образовались представительные учреждения. Из южноафриканских владений самоуправление в 1854 г. получила Капская земля, а в 1856 г.- Наталь.

В Австралии первые представительные учреждения были введены еще в 40-х годах XIX в. В 1855 г. здесь были разработаны, а затем и утверждены конституции отдельных колоний, предусматривавшие введение, двухпалатного парламента и ограничение губернаторской власти. В 1900 г. отдельные самоуправляющиеся колонии Великобритании на Австралийском континенте были объединены в Австралийский союз. Конституция 1900 г. объявила Австралию федеративным государством. Законодательную власть осуществлял парламент, состоявший из сената и палаты представителей. Исполнительная власть принадлежала генерал-губернатору.

Новая Зеландия получила конституцию в 1852 г.

Крупнейшей английской колонией была Индия. Завоеванная в XVIII в. Ост-Индской торговой компанией, эта страна подвергалась безжалостному грабежу. В 1813 г. английский парламент отменил монополию Ост-Индской компании на торговлю с Индией, и множество английских компаний получило доступ на ее рынки. Колонизация Индии сопровождалась высоким налоговым обложением, захватом общинных земель и естественных ресурсов страны английскими помещиками и капиталистами. Индийская промышленность и сельское хозяйство пришли в упадок.

В 1857-1859 гг. в Индии произошло мощное освободительное восстание. Оно началось среди индийцев-солдат (сипаев), завербованных в войска Ост-Индской компании. Главной движущей силой восстания были крестьяне и ремесленники, но во главе стояли князья, недовольные потерей своих владений. Восстание было жестоко подавлено.

Национальная промышленность Индии хотя и медленно, но развивалась, а с ней укреплялась и национальная буржуазия. В 1885 г. была создана политическая буржуазная партия Индийский национальный конгресс. Основное требование программы Конгресса состояло в допуске индийцев к управлению страной. В 1892 г. Законом «Об индийских советах» представители индийской буржуазии допускались в законосовещательные советы при генерал-губернаторе Индии и губернаторах провинций. Доступ в исполнительные органы был открыт индийцам в 1906 г. В Совет по делам Индии (в Лондоне) ввели двух индийцев, одного индийца назначили в исполнительный совет при генерал-губернаторе и открыли доступ индийцам в исполнительные советы провинций. В 1909 г. был издан акт «Об индийских законодательных советах», в соответствии с которым число членов законодательного совета при генерал-губернаторе и советов при губернаторах провинций было значительно увеличено, таким образом, более широкие круги индийской буржуазии могли принимать в них участие. Итак, к концу XIX в. целый ряд английских колоний превратился в доминионы, самоуправляющиеся колонии. По мере своего развития доминионы все более претендовали на роль равноправного партнера в отношениях с метрополией. Для урегулирования этих отношений с 1887 г. стали регулярно проводиться «колониальные конференции», в 1907 г. получившие название имперских.

Вестминстерский статут 1931 - акт парламента Великобритании от 11 декабря 1931, установивший правовое положение доминионов и их взаимоотношения с Великобританией. Таким образом, была создана правовая база Британского содружества наций (в настоящее время - Содружество наций).

Этот парламентский акт ввёл в силу решения конференций Британской империи 1926 и 1930 годов о полной самостоятельности доминионов во внутренних и внешних делах и об их равенстве с Великобританией. При этом Великобритания ещё сохраняла за собой фактический контроль над внешней политикой доминионов.

Подтверждая суверенитет доминионов, Вестминстерский статут указывал, что законы Великобритании не могут распространяться на доминионы без их согласия. Отменялось также положение, при котором закон доминиона считался недействительным, если он противоречил законам Великобритании.

Члены Британского содружества, признавшие Вестминстерский статут 1931, имеют статус королевств Содружества (Commonwealth realms), что означает их полную самостоятельность при сохранении за британским монархом поста главы соответствующего государства. Таким образом, королева Великобритании Елизавета II одновременно является королевой Австралии, Барбадоса и т. д. Из 54 членов Содружества статус королевства имеют лишь девятнадцать.

На 1931 год статут был применён к существовавшим на тот момент доминионам: Австралийское Содружество, Доминион Канада, Ирландское свободное государство, Доминион Ньюфаундленд и Южно-Африканский Союз.

Австралия ратифицировала статут только в 1942, при этом, чтобы оправдать участие в войне, принятие закона было датировано 3 сентября 1939 года. Новая Зеландия ратифицировала статут 25 ноября 1947. Ньюфаундленд статут не ратифицировал; по запросу местного правительства, метрополия в 1934 году ввела прямое правление, сохранявшееся вплоть до преобразования Ньюфаундленда в провинцию Канады в 1949 году.

96. Основные изменения в государственном строе Великобритании в ХХ веке: парламент, правительство. Акт о народном представительстве 1948 г. Местное управление.

Парламент в Великобритании в 20в сохранил свою структуру. Двухпалатный орган власти - т.е. сохранил принцип бикамерализма(двухпалатности)

Нижняя палата (Палата Общин). Число депутатов на протяжении двадцатого столетия менялось и к концу 20-го (XX) века составляло 651.

С 1911 года депутаты стали работать на профессиональной основе (стали получать заработную плату). Палата общин. Формируется посредством демократических выборов

Палата Лордов (верхняя палата). К концу 20 (XX) века количество членов составляло более тысячи человек, однако реальное участие в работе принимают 200-300 лордов. Палата лордов формируется посредством назначения по представлению правительства монарх назначает пожизненных пэров в верхнюю палату парламента.

Основными тенденциями эволюции парламента в 20-м (XX) веке стало возрастание значения палаты общин, в сравнении с палатой лордов:

1) в 1911 г. установился законодательный приоритет палаты общин: финансовый законопроект палаты общин не требовал одобрения лордов а так же не требовалось согласия лордов если законопроект был одобрен палатой общин на всех трех сессиях подряд

2) в 1945 г. установилось следующее правило: палата лордов обязана утверждать любой закон, принятый палатой общин во исполнение предвыборной программы победившей партии.

Однако Палата Лордов все еще сильна, обладает большим влиянием, а так же остается высшей апелляционной инстанцией. В 1967 г. в Англии появляется институт омбудсмана - парламентский уполномоченный по правам человека. Омбудсмен назначается правительством с согласованием с парламентом. Омбудсмен занимается проверкой деятельности органов администрации в отношении соблюдения прав и свобод человека.

Основной тенденцией развития государственного строя Великобритании в 20 (XX) веке стало усиление исполнительной власти, правительства. Фактором, который способствовал, была Первая и Вторая мировые войны. Так в 1914 году принимается акт о защите государства, который на время войны передал всю полноту власти в руку правительства. После войны акт был отменен, однако ряд правил правительства продолжал применяться.

В 1939 году был принят акт о чрезвычайных полномочиях правительства. Усиление позиций правительства выразилось в следующем:

1. Передача правительству законодательной власти (получает распространение, так называемое делегированное законодательство). Акты, издаваемые правительством формально по поручению парламента. Так называемый делегирующий акт наделял правительство правом издавать нормы в развитие закона, и это зачастую сопровождалось разрешением изменять сам закон.

2. В контроле правительством палаты общин при помощи партийной системы

3. Должность главы правительства (премьер-министра) приобретает самостоятельный конституционный статус.

4. Должность премьер-министра в рассматриваемый период превращается в первое лицо государства.

Полномочия премьер-министра:

1. Определяет персональный состав правительства

2. По представлению премьер-министра производится назначение монарха в пожизненное пэрство.

3. Награждение большинством британских наград, титулом и прочее.

4. Премьер-министр осуществляет текущее управление страной, экономическими процессами, внешней политикой

4. Изменение правового статуса короны

Корона занимает своеобразное место в политической системе Великобритании. В 20-м столетии Великобритания сохранила форма правления – конституционная монархия. В новейшее время полномочия монарха существенно сократились.

Полномочия монарха:

1. Назначение премьер-министра. По сути данная процедура – формальность. Лидер политический партии, выигравший выборы в палату общин назначается премьер-министром

2. Право созвать или распустить парламент

3. Право пожаловать титул пэра.

4. Право советовать правительству.

5. Право предостерегать правительство

6. Монарх осуществляет представительские функции.

7. Реальных рычагов механизмов влияния на государственную политику у монарха не сохранилось, все они в большей степени носят декоративный характер.

1948 год - Акт о народном представительстве:

1) для выборов в парламент в графствах и местечках создаются избирательные округа, в каждом избирают 1 члена Парламента;

В области местного самоуправления происходит усиление контроля центральных органов за деятельностью советов в городах и графствах. Основным рычагом воздействия на деятельность органов местного самоуправления стала их финансовая зависимость от дотаций из центра. Акт 1929 г.. о местном самоуправлении предоставил правительству право ограничивать размеры дотаций, если оно считало действия органов самоуправления "нецелесообразными".

Поделиться: