Участники собрания кредиторов. Собрание кредиторов в процедуре несостоятельности

Учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

В случаях, если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.

Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.

2. К исключительной компетенции собрания кредиторов относятся:

принятие решения о введении и об изменении срока проведения финансового оздоровления, внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

утверждение и изменение плана внешнего управления;

утверждение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

утверждение требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;

выбор саморегулируемой организации для представления в арбитражный суд кандидатур административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;

выбор реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией;

принятие решения о заключении мирового соглашения ;

принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

принятие решений об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава, избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;

отнесение к компетенции комитета кредиторов принятия решений, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов, за исключением тех решений собрания кредиторов, которые в соответствии с настоящей статьей отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов;

избрание представителя собрания кредиторов.

Вопросы, относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам.

3. Конкурсный кредитор, уполномоченный орган обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом .

Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, для целей определения числа голосов на собрании кредиторов не учитываются.

4. Собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы , включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем тридцатью процентами голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены в соответствии с настоящим Федеральным законом .

5. В случае, если собрание кредиторов не проведено арбитражным управляющим в сроки, установленные пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, собрание кредиторов может быть проведено лицами, требующими его созыва.

6. По решению собрания кредиторов или временного управляющего реестродержатель, ведущий реестр требований кредиторов, при проведении собрания кредиторов может осуществлять следующие функции:

проверять полномочия и регистрировать лиц, участвующих в собрании кредиторов;

7. Протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

В случае проведения собрания кредиторов в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, протокол собрания кредиторов составляется в трех экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй - арбитражному управляющему не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов. Третий экземпляр протокола собрания кредиторов хранится у лица, проводившего собрание.

К протоколу собрания кредиторов должны быть приложены копии:

реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов;

документов, подтверждающих полномочия участников собрания;

материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения;

документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов;

иных документов по усмотрению арбитражного управляющего или на основании решения собрания кредиторов.

Оригиналы указанных документов подлежат хранению арбитражным управляющим или реестродержателем до завершения арбитражного процесса по делу о банкротстве, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом, и представляются по требованию арбитражного суда или в иных предусмотренных федеральным законом случаях.

Арбитражный управляющий обязан обеспечить доступ к копиям указанных документов лицам, участвующим в деле о банкротстве, а также представителю работников должника, представителю учредителей (участников) должника, представителю собственника имущества должника - унитарного предприятия.

Комментарий к статье 213.8

1. Сведения о проведении собрания кредиторов подлежат обязательному опубликованию и опубликовываются путем их включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и не подлежат опубликованию в официальном издании (п.

1 ст. 213.7 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 12 указанного Закона участниками собрания кредиторов с правом голоса в случае банкротства гражданина являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. Следует отметить, что конкурсный кредитор по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, имеет право голоса на собрании кредиторов в ходе всех процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина (п. 4 ст. 213.10 комментируемого Закона).

В собрании кредиторов в этом случае вправе участвовать без права голоса гражданин и (или) его представитель, представитель саморегулируемой организации, членом которой является финансовый управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

Финансовый управляющий, утверждаемый судом в деле о банкротстве гражданина, должен соответствовать требованиям, установленным названным Законом, к арбитражному управляющему в целях утверждения его в деле о банкротстве гражданина. Суд утверждает финансового управляющего в порядке, установленном ст. 45 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, с учетом положений ст. ст. 213.4 и 213.9 указанного Закона. Важно отметить, что гражданин может участвовать в собрании лично или посредством представителя. Сразу возникает вопрос, каким образом может быть оформлено такое представительство? С учетом того что Закон не устанавливает специальных требований к оформлению представительства, действуют общие правила о доверенности. Доверенность не обязательно должна быть оформлена в письменной форме. Такие полномочия могут быть закреплены в доверенности, оформленной в простой письменной форме по месту работы или учебы или в тексте договора.

Кроме этого, гражданину предоставляется возможность не участвовать в собрании и не присылать своего представителя. Более того, действующая редакция Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ позволяет утверждать, что неявка гражданина, как оповещенного, так и не оповещенного о собрании, не препятствует его проведению. Полагаем, это лишь неудачная редакция Закона. Поскольку, если гражданин имеет право участвовать в собрании, собрание, проведенное без его участия, если он надлежащим образом не был уведомлен в порядке ст. 165.1 ГК РФ, может быть оспорено по правилам гл. 9.1 ГК РФ.

2. Конкурсные кредиторы, в том числе кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества гражданина, вправе предъявить свои требования к должнику не в течение 30 календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения, как установлено в ст. 71 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ для юридических лиц в процедуре наблюдения, а в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом, которое должно быть опубликовано путем их включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, а также должно быть опубликовано в официальном издании.

Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и финансовому управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих их обоснованность. Эти требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.

В п. 2 анализируемой статьи специально предусмотрено, что в случае пропуска срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом. Встает вопрос, как быть с судебно-арбитражной практикой по подобным делам, когда пропускается срок для подачи сведений в реестр требований кредиторов от коммерческих юридических лиц? В судебно-арбитражной практике по этому вопросу сложилась определенная позиция: если срок на подачу заявления о включении требования в реестр требований кредиторов пропущен, то, даже несмотря на обоснованность требований, восстановлению он не подлежит (см. Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 N 13АП-5488/2015; ФАС Московского округа от 02.03.2012 N А40-60183/10-73-305).

3. В п. 3 комментируемой статьи уточняется порядок уведомления о признании арбитражным судом обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов. В частности, уведомление направляется финансовым управляющим всем известным ему кредиторам гражданина, во-первых, по почте; во-вторых, не позднее чем в течение 15 дней с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов. При этом важно отметить, что для проведения собрания кредиторов в форме заочного голосования финансовый управляющий направляет всем лицам, имеющим право на участие в собрании кредиторов, уведомления о проведении собрания кредиторов в срок не позднее чем за 30 дней до даты проведения собрания кредиторов.

4. В п. 4 ст. 213.8 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ законодатель определяет место и форму проведения первого собрания кредиторов. Данное собрание должно быть проведено в соответствующем населенном пункте по месту рассмотрения дела о банкротстве гражданина с 08:00 до 20:00 в рабочие дни в форме очного совместного присутствия либо в форме заочного голосования.

В дальнейшем в отношении последующих общих собраний кредиторов могут быть определены иные правила. Но новые правила, касающиеся иного места проведения или иного способа проведения, могут быть установлены только решением собрания или по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражным судом. Следует заметить, что эти правила действуют и для первого общего собрания. В отношении его арбитражный суд также в указанном порядке вправе изменить место и способ проведения собрания кредиторов.

5. В п. 5 рассматриваемой статьи вводится процедура публичного уведомления о проведении собрания кредиторов путем обязательности включения указанного уведомления в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Ведение Единого федерального реестра сведений о банкротстве (bankrot.fedresurs.ru) осуществляется на основании ст. 28 анализируемого Закона.

В комментируемом пункте также устанавливается порядок реализации обязанности финансового управляющего, предусмотренной п. 8 ст. 213.9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, уведомлять кредиторов о проведении собраний кредиторов. Осуществляется это с соблюдением общего порядка, предусмотренного ст. 165.1 ГК РФ. Положения этой статьи касаются момента доставки (юридического получения) сообщений, с которыми закон или сделка связывают гражданско-правовые последствия для другого лица. Такие сообщения считаются полученными с момента их доставки адресату или его представителю. Если сообщение было направлено, но не было получено по причинам, зависящим от получателя, то такое сообщение считается доставленным. Однако в указанной норме не установлены правила определения момента, в который сообщение считается полученным. Вместе с тем имеется судебная практика, позволяющая понять механизм реализации комментируемой статьи.

Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 09.12.2010 N 9502/10 сделал следующий вывод. Если при допущенных органом связи нарушениях правил оказания услуг почтовой связи судебное извещение не было получено стороной по делу по независящим от нее причинам, она не может считаться надлежаще извещенной.

Не применять такое толкование к Порядку приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденному Приказом ФГУП "Почта России" от 17.05.2012 N 114-п, оснований нет. Если суд, не проверив соблюдение организацией почтовой связи указанных выше норм, придет к выводу о надлежащем уведомлении ответчика о времени и месте судебного разбирательства, то это не будет соответствовать фактическим обстоятельствам дела.

В рассматриваемом пункте комментируемой статьи уточняется общий порядок уведомления о проведении собрания кредиторов. Оно может быть осуществлено только по почте и только заказным письмом с уведомлением о вручении и в срок не позднее чем за 14 дней до даты проведения собрания кредиторов. Кроме этого, в целях соблюдения прав всех участников процедуры банкротства гражданина устанавливается перечень лиц, кому в обязательном порядке финансовый управляющий направляет уведомление о проведении собрания кредиторов. Такое уведомление направляется:

Всем конкурсным кредиторам;

В уполномоченный орган;

Иным лицам, имеющим в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ право на участие в собрании кредиторов.

6. Пункт 6 анализируемой статьи определяет порядок осуществления уведомления лиц, имеющих право на участие в собрании кредиторов и желающих получить дополнительное уведомление о проведении собрания кредиторов. В этом случае финансовый управляющий обязан направить ему такое уведомление в порядке, указанном заинтересованным лицом, и в выбранной им форме (посредством почтовой, телеграфной, факсимильной, электронной связи или иных средств связи и доставки) не позднее чем за 14 дней до даты проведения собрания кредиторов.

Однако такое уведомление возможно только при наличии предварительного выполнения заинтересованным лицом двух условий:

1) это лицо сообщает необходимые реквизиты;

2) оно компенсирует средства на дополнительное уведомление о проведении собрания кредиторов.

Финансовый управляющий обязан предоставить лицу, имеющему право на участие в собрании кредиторов, по его запросу сведения о реквизитах своего банковского счета и сумме средств на направление дополнительного уведомления.

7. Пункт 7 комментируемой статьи устанавливает специальный порядок осуществления уведомления о проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования. Решение о выборе заочной формы голосования может принять как финансовый управляющий, так и собрание кредиторов, имеющих право на участие в собрании кредиторов. Заочная форма может быть выбрана как для обсуждения вопросов повестки дня собрания кредиторов, так и для принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

Для этого случая Закон предусматривает особый порядок направления уведомления, специальные требования к его содержанию и необходимость дополнительных материалов, которые должны быть приложены к уведомлению. Соответственно, уведомление о проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования должно содержать:

Сведения о гражданине, предусмотренные п. 5 ст. 213.7 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ;

Повестку дня собрания кредиторов;

Дату проведения собрания кредиторов (дату окончания приема бюллетеней для голосования), которая не может быть установлена ранее чем через 30 дней с даты направления уведомления о проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования;

Почтовый адрес финансового управляющего, по которому должны направляться заполненные бюллетени для голосования (при этом использование почтового абонентского ящика для получения заполненных бюллетеней для голосования не допускается).

К уведомлению также должны быть приложены бюллетени для голосования.

Обратите внимание: к уведомлению о проведении собрания кредиторов, направляемому конкурсному кредитору или в уполномоченный орган, прилагаются бюллетени для голосования с указанием в них наименования конкурсного кредитора или уполномоченного органа, размера требований конкурсного кредитора или уполномоченного органа, включенных в реестр требований кредиторов, количества голосов и процентного соотношения голосов конкурсного кредитора или уполномоченного органа и общего числа голосов конкурсных кредиторов или уполномоченного органа, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.

В уведомлении должны также содержаться следующие сведения:

О порядке направления заполненного бюллетеня для голосования;

О порядке ознакомления с информацией (материалами), подлежащей предоставлению при подготовке к проведению собрания кредиторов, и адрес или адреса, по которым с ней можно ознакомиться;

О порядке ознакомления с решениями собрания кредиторов.

Кроме этого, в соответствии с п. 11 комментируемой статьи при проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования уведомление о проведении собрания кредиторов, включенное в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, наряду со сведениями, установленными ст. 13 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, должно содержать прямую ссылку на страницу сайта в Интернете, на котором размещена информация о проводимом собрании кредиторов.

8. Пункты 8 и 9 анализируемой статьи устанавливают порядок проведения любого собрания кредиторов в форме заочного голосования с использованием электронной формы. С этой целью разрешается использование любых телекоммуникационных каналов связи через организации, обеспечивающие обмен открытой и конфиденциальной информацией по телекоммуникационным каналам связи в рамках электронного документооборота между лицами, участвующими в собрании кредиторов.

9. В п. 10 рассматриваемой статьи закреплены полномочия и обязанности оператора электронного документооборота при проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования с использованием электронной формы. В частности, он должен обеспечивать защиту и конфиденциальность документов и сведений, представленных в электронной форме; передачу и доставку документов и сведений, представленных в электронной форме, в автоматическом режиме; фиксацию даты и времени передачи документов и сведений, представленных в электронной форме, а также даты и времени получения таких документов и сведений и др.

10. Пункт 12 комментируемой статьи впервые определяет перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции собрания кредиторов гражданина. Следует отметить, что в п. 2 ст. 12 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ особо оговаривается, что вопросы, относящиеся в соответствии с данным Законом к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам.

В связи с этим возникает некоторое сомнение в логичности указания комментируемого пункта о том, что к компетенции собрания могут быть отнесены иные вопросы, отнесенные к исключительной компетенции собрания кредиторов в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

11. В п. 13 анализируемой статьи впервые вводится новое специальное правило оформления протокола собрания кредиторов, проводимого в форме заочного голосования. Общие положения к протоколу собрания, проводимого в форме заочного голосования, содержатся в гл. 9.1 ГК РФ.

Согласно п. 5 ст. 181.2 ГК РФ в любом протоколе о результатах заочного голосования должны быть указаны:

Дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов гражданско-правового сообщества;

Сведения о лицах, подписавших протокол.

Гражданский кодекс РФ предусматривает для любого протокола общего собрания письменную форму и указывает, что протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.

Пункт 13 комментируемой статьи дополняет установленные требования специальным правилом: к письменной форме протокола в обязательном порядке должны быть приложены копии в электронной форме протокола собрания кредиторов, а также документов, рассмотренных и (или) одобренных собранием кредиторов.

Заседание кредиторов при инициации дела о банкротстве является важной составляющей всего делопроизводства. По форме оно приравнивается к съезду акционеров, но вопросы, обсуждаемые на нем, имеют совершенно иную суть. Каждый из кредиторов представляет свои интересы и предъявляет к должнику соответствующие претензии. Главной фигурой назначается арбитражный управляющий, который проводит контроль соответствия компетенции заседания. Если в ходе обсуждения не удалось решить тот или иной конфликт, или ситуацию, то управленец обязан созвать повторное собрание кредиторов и на повестку дня выставить вопросы, не решенные на предыдущем съезде.

Собрание кредиторов на этапе конкурсного производства

Участниками заседания являются кредиторы, заявившие о своих претензиях и включенные в реестр, уполномоченные органы и руководство компании-банкрота. На заседании, проводимом при конкурсном производстве, решаются следующие вопросы:

  • необходимость открытия этапа внешнего производства или финансового оздоровления, а также установление срока проведения данных процедур;
  • утверждение плана финансовой стабилизации и графика погашения требований;
  • заключение мирового договора;
  • составление ходатайства в арбитраж на введение этапа конкурсного производства и признания компании финансово несостоятельной;
  • предложение по введению дополнительных требований к должности управленца;
  • установление размера оплаты деятельности управляющего;
  • утверждение реестродержателя;
  • расширение компетенции кредиторского собрания.

Если в ходе обсуждения вопросов на собрании участники не пришли к единому решению, либо открылись новые факты по делопроизводству, тогда управляющий обязан организовать повторное собрание кредиторов в конкурсном производстве. Но для его проведения необходимы существенные условия.

Условия для проведения повторного заседания

Законодательством не предусмотрены граничные сроки организации и проведения повторного кредиторского заседания, ввиду того, что первое заседание не состоялось, либо на нем не были решены важные вопросы. Но по общим законодательным нормам арбитражный управленец обязан организовать созыв участников в разумные сроки, учитывая общие сроки проведения этапа конкурсного производства.

Что организовать повторный созыв участников процесса необходимо выполнение определенных условий. Это:

  1. На заседание должны быть приглашены все кредиторы, заявившие о своих претензиях и включенные в реестр, а также абсолютно все заинтересованные участники делопроизводства.
  2. Все участники процесса должны быть оповещены арбитражным управленцем о предстоящем съезде соответствующим образом: путем уведомления по почте или путем публикации в издательстве «Коммерсантъ» (в случае, если участников собрания насчитывается более 500 человек).

С учетом особенностей организации собрания следует четко понимать суть повторного заседания. Повторным оно считается, когда на предыдущем не были решены главные вопросы, либо решение невозможно было принять в связи с недостаточностью голосов, либо, выносимые на повестку дня вопросы возникли спонтанно.

В чьи полномочия входит отложение кредиторского собрания?

Перенеси или отложить заседание вправе только арбитражный суд на основании ходатайства управляющего. Также суд дает постановление о повторном созыве, если поступили новые факты или претензии кредиторов. Чем существеннее будут претензии, тем выше шанс перенести собрание.

Срок повторного заседания определяется судом либо в соответствии с ходатайством управляющего. Стоит указать, что участники делопроизводства не вправе устанавливать или рекомендовать сроки.

Действия управляющего

В законодательстве не предусмотрены положения о том, как поступить управляющему при отсутствии на заседании установленного кворума, и, как провести повторное собрание. Но, при любых обстоятельствах управленец обременен сроками проведения того или иного этапа процедуры банкротства. Если повторное собрание длительное время невозможно провести, то это обстоятельство серьезно затрудняет дело, а вместе с тем влечет невозможность закрыть конкретный этап банкротства. При любой попытке организовать съезд участников без наличия соответствующего кворума арбитражный управляющий подвергает себя риску быть привлеченным к ответственности согласно статье 14.13 КоАП РФ.

Решить возникшую проблему целесообразно организовав третье собрание кредиторов с той же повесткой дня, которая предполагалась для повторного собрания, не зависимо от количества участников собрания. Решения будут считаться принятыми при голосовании за них большинством голосующих участников. Цель метода состоит в том, что таким образом появляется возможность закрыть тот или иной этап процедуры банкротства и минимизировать затраты компании-должника, в частности на оплату деятельности управляющего.

Первое собрание выбрало КУ, суд утвердил, ввел КП все как обычно, без приставки И.О.
Уже в конкурсе этот же судья признал первое собрание недействительным. Какие действия КУ и последствия? Сейчас кредитор накатал жалобу что КУ не провел ПОВТОРНОЕ первое СК в конкурсе.... А разве он имеет такие полномочия?

Да. Имеет.
Статья 127. Конкурсный управляющий
1. При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном настоящего Федерального закона, о чем выносит определение. Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.
1.1. При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае, предусмотренном настоящего Федерального закона, арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего, кандидатура которого представляется саморегулируемой организацией, членом которой является временный управляющий.
2. Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве.


Так как избрание кандидатуры конкурсного управляющего относится к исключительной компетенции первого собрания кредиторов, суд не вправе самостоятельно избрать кандидатуру из случайной СРО или случайного конкурсного управляющего, на основании ст. 73:

Статья 73. Компетенция первого собрания кредиторов
1. К компетенции первого собрания кредиторов относятся:
принятие решения о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
принятие решения о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
образование комитета кредиторов, определение количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрание членов комитета кредиторов;
определение дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;

определение кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий;
выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией;
решение иных предусмотренных настоящим Федеральным законом вопросов.


Более того, на основании п. 3 ст. 73, любое последующее собрание кредиторов, которое собирается после первого собрания кредиторов, в части избрания кандидатуры конкурсного управляющего, должно действовать по правилам первого собрания кредиторов:

Статья 73. Компетенция первого собрания кредиторов
3. В случае, если собрание кредиторов, рассматривающее вопросы, отнесенные настоящей статьей к компетенции первого собрания кредиторов, созывается после завершения наблюдения, к такому собранию применяются нормы настоящего Федерального закона, относящиеся к первому собранию кредиторов.

Таким образом, рекомендовать кандидатуру из СРО или арбитражного управляющего может только собрание кредиторов.

Статья 45. Порядок утверждения арбитражного управляющего
9. В случае, если кандидатура арбитражного управляющего не представлена в течение трех месяцев с даты, когда арбитражный управляющий в соответствии с настоящим Федеральным законом должен быть утвержден, арбитражный суд прекращает производство по делу.

1. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

В случаях, если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.

Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.

Конкурсные кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника, имеют право голоса на собраниях кредиторов:

в ходе наблюдения;

в ходе финансового оздоровления и внешнего управления в случае отказа от реализации предмета залога или вынесения арбитражным судом определения об отказе в удовлетворении ходатайства о реализации предмета залога в ходе соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве;

по вопросу о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;

по вопросу об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего;

по вопросу об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению;

в ходе реструктуризации долгов гражданина;

в ходе реализации имущества гражданина.

Конкурсные кредиторы в части требований, которые обеспечены залогом имущества должника и по которым они не имеют права голоса на собраниях кредиторов, вправе участвовать в собрании кредиторов без права голоса, в том числе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

2. К исключительной компетенции собрания кредиторов относится принятие решений:

о введении финансового оздоровления, внешнего управления и об изменении срока их проведения, об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

об утверждении и изменении плана внешнего управления;

об утверждении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

об утверждении дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;

о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;

об установлении размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему;

об увеличении размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего;

о выборе реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих реестродержателей;

о заключении мирового соглашения;

об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

об образовании комитета кредиторов, об определении его количественного состава, об избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;

об отнесении к компетенции комитета кредиторов вопросов, решения по которым в соответствии с настоящим Федеральным законом принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов, за исключением вопросов, которые в соответствии с настоящей статьей отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов;

об избрании представителя собрания кредиторов.

Вопросы, относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам.

3. Конкурсный кредитор, уполномоченный орган обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, для целей определения числа голосов на собрании кредиторов не учитываются.

4. Собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем тридцатью процентами голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. В случае, если собрание кредиторов не проведено арбитражным управляющим в сроки, установленные пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, собрание кредиторов может быть проведено лицом или лицами, требующими его созыва.

6. По решению собрания кредиторов или временного управляющего реестродержатель, ведущий реестр требований кредиторов, при проведении собрания кредиторов может осуществлять следующие функции:

проверять полномочия и регистрировать лиц, участвующих в собрании кредиторов;

7. Протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

В случае проведения собрания кредиторов в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, протокол собрания кредиторов составляется в трех экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй - арбитражному управляющему не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов. Третий экземпляр протокола собрания кредиторов хранится у лица, проводившего собрание.

К протоколу собрания кредиторов должны быть приложены копии:

реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов;

документов, подтверждающих полномочия участников собрания;

материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения;

документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов;

иных документов по усмотрению арбитражного управляющего или на основании решения собрания кредиторов.

Оригиналы указанных документов подлежат хранению арбитражным управляющим или реестродержателем до завершения производства по делу о банкротстве, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом, и представляются по требованию арбитражного суда или в иных предусмотренных федеральным законом случаях. Сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимся, подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с даты его проведения, а в случае проведения собрания кредиторов иными лицами - в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания кредиторов.

Арбитражный управляющий обязан обеспечить доступ к копиям указанных документов лицам, участвующим в деле о банкротстве, а также представителю работников должника, представителю учредителей (участников) должника, представителю собственника имущества должника - унитарного предприятия.

Поделиться: