Разработка и согласование специальных технических условий в мчс. Согласование сту в мчс

Специальные технические условия - нормы, разрабатываемые для конкретных объектов защиты и отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности. Также нормы содержат комплекс мер (организационных и инженерно-технических) по обеспечению пожарной безопасности объектов.
Порядок устанавливает Административный регламент. Согласование специальных технических условий в МЧС предусматривает тщательную проверку документа, достоверность изложенных в нем сведений и обоснованность выводов. За одобрение специальных технических условий отвечает надзорный департамент (МЧС РФ).

Документы для согласования СТУ в МЧС

Для проведения процедуры потребуется представить следующий комплект документов:
письменное заявление, в котором нужно доказать необходимость согласования СпецТУ (также должна быть указана возможность оценки документа на нормативно-техническом совете с присутствием заявителя);
● расчет пожарного риска (назначается только для СТУ, которые содержат отступления от норм пожарной безопасности), прочие расчеты для обеспечения безопасности людей (если ранее они не проводились);
● три экземпляра СТУ.

Согласовывать СТУ в МЧС необходимо обязательное внесение в текст документа следующих сведений: согласие организации на разработку СТУ, указание места расположения объекта защиты, для проектирования которого были разработаны специальные условия, раздел о комплексе организационных и инженерно-технических мер по обеспечению пожарной безопасности.

Сроки согласования СТУ в МЧС


Рассмотрение СТУ в МЧС происходит в течение тридцати дней со дня их предоставления. В некоторых случаях этот срок продлевают до 45 дней. Обычно увеличение срока рассмотрения заявки связано с привлечением для оценки СТУ специалистов пожарно-технических заведений (научно-исследовательских и учебных). Результатом рассмотрения заявки станет вывод о согласовании Спец ТУ либо необходимости их доработки. При этом повторное рассмотрение СТУ после их приведения в соответствие с нормами осуществляется в порядке, который установлен для вновь разработанных СТУ.

Процедура согласования СТУ в МЧС


Подать заявление для прохождения процедуры согласования СТУ в МЧС может их разработчик или организация, заказавшая их разработку. В обоих случаях это могут быть юридическое лицо, физическое лицо, индивидуальный предприниматель. Никакие ограничения круга заявителей по образованию, региону проживания и прочим характеристикам не предусмотрены.

Законодательством не предусмотрена необходимость личного посещения заявителем МЧС. Что касается необходимости присутствия заявителя на рассмотрении СТУ во время заседания нормативно-технического совета, то она определяется зависимо от его желания и обязательно указывается в заявлении. Получить результаты можно в территориальном органе МЧС России в порядке общего документооборота.
Заявитель имеет возможность получить документ в электронной форме. В таком случае он должен предоставить ту же документацию, что и при непосредственном обращении в МЧС.

Результаты согласования сту в региональном МЧС возможно получить в электронном виде, заявитель может получить по почте или через специальную информационную систему. Отказать в предоставлении услуги заявителю могут, если он представит документы не в полном объеме. Поэтому выгоднее будет воспользоваться услугами компании ГостНорм, а не пробовать оформить документы самостоятельно. Специалисты ГостНорм имеют большой опыт работы с государственными ведомствами, поэтому они смогут оформить согласование СТУ в МЧС быстро и без проблем.

Сокращения, используемые в статье:

  • Порядок — Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства, утвержденный приказом Минстроя России №248/ПР от 15.04.2016,
  • Регламент — Административный регламент МЧС России предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий … , утвержденный приказом МЧС России №710 от 28.11.2011,
  • 123-ФЗ — Федеральный закон №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»,
  • 69-ФЗ — Федеральный закон №69-ФЗ «О пожарной безопасности»,
  • Перечень 474 — Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований 123-ФЗ, утвержденный приказом Росстандарта №474 от 16.04.2014,
  • Пожарные СП — Своды правил из Перечня 474,
  • Пожарные СТУ — Специальные технические условия на проектирование в части обеспечения пожарной безопасности объекта, разработанные на основании 123-ФЗ.

На сайте Минстроя России в разделе Пресс-центр практически каждую неделю публикуются новости с пометкой «админбарьеры». Там вдохновенно рассказывается о том, какую огромную работу проделывает министерство для того, чтобы снизить админбарьеры в сфере строительства и улучшить предпринимательский климат (сколько процедур сократили или упростили, насколько чётко у Минстроя налажено межведомственное взаимодействие с другими органами власти, насколько быстро и эффективно Минстрой предпринимает меры по устранению выявленных барьеров, и т.д.). Вот именно на этом информационном фоне считаем уместным затронуть такую незначительную для широкой публики, но крайне важную в узких кругах, тему, как «Надзор Минстроя за работой МЧС в части согласования специальных технических условий». (Это история, которая длится уже более 3 лет после появления Минстроя, и ещё около 5 лет до упразднения Минрегиона).

1. Что означает для МЧС отказ Минстроя в согласовании Пожарных СТУ.

Мы рассказали о том, что два министерства выполняют одну и ту же работу – оба осуществляют контроль за соблюдением требований 123-ФЗ при согласовании одной и той же редакции СТУ. Но у этой большой темы «Двойное согласование специальных технических условий» есть и другие аспекты, один из них мы слегка затронули в прошлой статье, а подробнее рассмотрим в этой.

Из установленного порядка согласования Пожарных СТУ следует, что согласование СТУ МЧС и Минстрой осуществляют не одновременно, а последовательно. В этой цепочке первым стоит МЧС, вторым – Минстрой. Получается, что Минстрой, согласовывая СТУ всегда проверяет и контролирует корректность первого согласования, то есть проверяет качество работы МЧС.

«Специальные технические условия, согласованные с МЧС России» — это результат деятельности, как минимум, двух сторон: разработчика СТУ и МЧС России. Разработчик – разработал СТУ, а МЧС России — тщательно проверило и согласовало СТУ.

В случае, когда третья сторона, Минстрой России, проверяет СТУ, уже согласованные с МЧС, и по результатам проверки отказывает в согласовании СТУ, то очевидно, что ответственность за некачественно выполненную работу (если признать её таковой) должна лечь также на две стороны: на разработчика СТУ и на МЧС России. Такой отказ Минстроя России будет свидетельствовать о том, что разработчик якобы допустил ошибку, то есть некорректно разработал СТУ, после чего МЧС России якобы допустило ошибку, то есть неквалифицированно проверило и согласовало СТУ с ошибкой (в нарушение п.24.7. Регламента МЧС )!

« 24.7. При выполнении возложенных на него задач нормативно-технический совет обязан:
обеспечить квалифицированное рассмотрение представленных документов и подготовку по ним объективных заключений ; …»

2. Проверяя СТУ, проверяем квалификацию сотрудников МЧС.

Получается, что как только Минстрой приступает к рассмотрению (по существу) СТУ, уже согласованных с МЧС к тому времени, ровно в этот момент он начинает проверять квалификацию сотрудников МЧС и членов нормативно-технического совета МЧС, участвовавших в принятии решения о согласовании СТУ.

Минстрой контролирует: обеспечивает ли МЧС соблюдения п.24.7 Регламента МЧС (квалифицированное рассмотрение СТУ и подготовка объективных заключений)!

Таким образом, Минстрой России контролирует деятельность МЧС и надзирает за ними в части качества рассмотрения СТУ.

А наделён ли Минстрой России такими полномочиями - контролировать и надзирать за деятельностью другого министерства?

Если нет, то это ещё один весомый аргумент - почему Минстрой не может заниматься проверкой по существу Пожарных СТУ, на которых уже стоит штамп МЧС «СОГЛАСОВАНО». При наличии положительного заключения МЧС России Минстрой должен был бы ставить на Пожарных СТУ печать «СОГЛАСОВАНО» автоматически (даже не читая текст СТУ) или отказаться от этой функции вообще. В этом случае никакого надзора за деятельностью МЧС не было бы, и процесс согласования СТУ в Минстрое носил бы уведомительный характер, а не «повторно-проверяющий».

Однако, так или иначе, новый Порядок согласования специальных технических условий , подготовленный самим Минстроем (и зарегистрированный Минюстом), наделяет Минстрой полномочиями косвенно (или опосредованно) надзирать за МЧС путём перепроверки за ними СТУ. Как будто бы первое согласование специальных технических условий в МЧС – ненастоящее или выполняется детьми малыми, и поэтому надо обязательно перепроверять за ними.

3. Предмет проверки СТУ в МЧС и в Минстрое по факту — одинаковый.

Мы рассказали, о двойном контроле за соблюдением требований 123-ФЗ в контексте ситуации двойного согласования СТУ. Однако это не единственная точка столкновения полномочий министерств. Практика показывает, что в ходе согласования специальных технических условий и в МЧС, и в Минстрое предмет проверки один и тот же. Дублирование происходит абсолютно во всём, — не только в части контроля за соблюдением 123-ФЗ.

Можно было бы допустить, что у министерств разный предмет проверки, если, допустим , МЧС проверяло бы только техническую суть СТУ , а Минстрой проверял бы только корректность оформления документа (или наоборот). И в этом случае можно было бы с натяжкой согласиться, что дублирования нет, так как у каждого министерства «свой» предмет проверки в СТУ и полномочия разграничены (одни проверяют содержание документа, другие – оформление).

Но нет же! В реальности ситуация даже не близка к этому!

Порядок разработки и согласования СТУ в Минстрое не содержит чёткого описания предмета проверки специальных технических условий. Не установлено, что конкретно должно подвергаться оценке на стадии рассмотрения СТУ Минстроем (по каким критериям будет проводится оценка документа), в то время, как Регламент МЧС содержит хотя бы общее описание предмета проверки СТУ в МЧС (п. 24.6 )

Отсутствие у Минстроя четко сформулированного предмета проверки Пожарных СТУ даёт возможность ведомству в процессе согласования документа самостоятельно устанавливать любой предмет проверки и менять его от случая к случаю.

Такое положение дел неизбежно привело к закрытости в принятии решений о согласовании (или отказе в согласовании) СТУ, — чтобы никто не видел отсутствие единого для всех Заявителей подхода к рассмотрению СТУ Минстроем.

В ситуации неопределенного предмета проверки СТУ у Минстроя появляется такая пикантная возможность выбора:

  • Если у руководства Минстроя (лиц, принимающих решение) «есть настроение» согласовать Пожарные СТУ, то можно включить логику «СТУ уже согласованы в МЧС, поэтому мы сюда со своими замечаниями не лезем – это не наша компетенция ».
  • А если «нет особого настроения» положительно согласовать Пожарные СТУ, то можно включить логику «Давайте внимательно поищем нет ли намёка на нарушения 123-ФЗ в тексте СТУ, невзирая на наличие положительного заключения МЧС ».

Иначе никак нельзя объяснить почему на практике появляются такие случаи, когда одни СТУ сегодня согласованы Минстроем, а другие СТУ, с аналогичными нормативными требованиями и аналогичной логикой изложения, через месяц (или полгода) оказываются уже некорректными, по мнению Минстроя (или наоборот). И таких случаев — масса! Один из них описан в (Минстрой сначала отказал, а потом согласовал СТУ, при том, что в СТУ не было внесено ни единой правки).

Таким образом, даже если СТУ качественные, и это подтверждено согласованием МЧС, то у Заявителя (застройщика) всё равно может появится мотивация искать способ «поднять настроение» лицам, влияющим на решение о согласовании специальных технических условий в Минстрое, чтобы не получить искусственный отказ по «надуманным» основаниям, а получить согласование с первого раза (как это и должно быть изначально с качественными СТУ — без «поднятия настроения»). Сколько времени теряет Заявитель в случае получения отказа от Минстроя – мы опишем в отдельной статье.

Анализируя замечания Минстроя за последние годы, становится очевидно, что Минстрой по факту проверяет в Пожарных СТУ те же аспекты, что и МЧС.

Существует условная система связанных между собой документов, которые составляют нормативно-правовую основу для процессов разработки и согласования Пожарных СТУ.

  • 123-ФЗ
  • Пожарные СП (Своды правил из Перечня 474 )
  • Регламент гос. услуги (утвержденный приказом МЧС России №710 от 28.11.2011)

МЧС оценивает СТУ через призму этой системы документов. И когда МЧС отказывает в согласовании СТУ, то основанием для отказа служат такие формулировки, как, например,

  • «требование СТУ противоречит 123-ФЗ »,
  • «недостаточно компенсирующих мероприятий при отступлении от Пожарного СП »,
  • «отступление от Пожарного СП необоснованно в СТУ»

Но, когда Минстрой проверяет СТУ с положительным заключением МЧС и отказывает в согласовании, то он использует аналогичные (как у МЧС) формулировки. Замечания Минстроя сплошь и рядом содержат ссылки на те же документы: 123-ФЗ и Пожарные СП!

Это подтверждает тот факт, что Минстрой своим вторым согласованием «вторгается» в сферу компетенций МЧС России, копируя у МЧС процедуру «согласование СТУ» в части предмета проверки СТУ.

И по сути, Минстрой своим решением может или «аннулировать» положительное согласование МЧС (без ведома и без согласия самого МЧС), или подтвердить его.

В обоих министерствах для принятия решения о согласовании или отказе в согласовании специальных технических условий используется такой инструмент, как нормативно-технический совет (НТС) — коллегиальный совещательный орган.

В Регламенте МЧС есть требования к квалификации и опыту членов совета. В составе НТС МЧС должны быть люди с образованием и опытом в области пожарной безопасности.

«24.1.

В состав нормативно-технического совета включаются сотрудники органов надзора , специалисты в области организации пожаротушения , эксплуатации пожарной техники, а также инженерно-технические работники и иные специалисты органов государственной власти различного уровня, научно-исследовательских, проектных, общественных и других организаций.

Квалификационными требованиями к кандидатурам на включение в состав нормативно-технического совета являются наличие высшего образования и опыта работы в области пожарной безопасности не менее 5 лет

И поскольку процедура согласования в МЧС предусматривает возможность присутствия Заявителя на совете (совет открытый), то у Заявителя есть возможность самому увидеть, что в НТС МЧС включены действительно люди с пожарно-техническим образованием (как теоретики, так и практики). И это логично, ведь этот НТС уполномочен принимать решение о согласовании Пожарных СТУ .

Что же касается НТС Минстроя, то Порядок Минстроя не содержит никаких требований к квалификации членов совета. То есть, это даёт возможность набирать в совет кого угодно (необязательно людей с пожарным или даже строительным образованием). Плюс к этому рассмотрение СТУ советом Минстроя проводится в закрытом от Заявителя режиме, и поэтому Заявитель никак не может судить — есть ли в совете Минстроя люди с пожарным образованием. Кроме того, у Минстроя есть свой внутренний приказ (№325/пр от 24.06.2014), в котором утверждён состав НТС. И этот приказ размещён на сайте Минстроя не целиком: самая интересная часть этого документа — приложение №2, содержащее список членов НТС, отсутствует.

Также в приказе 325/пр Минстроя установлено:

«14. По решению председателя Совета при необходимости к рассмотрению документов, представленных для согласования СТУ, могут привлекаться технические специалисты в области проектирования и строительства.»

  • Что это за технические специалисты?
  • На какой основе они должны привлекаться (если безвозмездно, то в чем тогда их интерес)?
  • По какому принципу определяется есть ли необходимость в их привлечении?
  • Каково значение их экспертного мнения в общей цепочке принятия решения о согласовании СТУ?
  • К ним обязательно прислушиваться? Или председатель совета, не имеющий пожарного образования, решает: когда согласиться с мнением эксперта, а когда нет?
  • По какому принципу они подбираются: по конкурсу или по личному выбору председателя совета? Если любой желающий имеет право стать таким волонтером, то где публичное объявление Минстроя о приёме заявлений?

В общем, привлечение «технических специалистов» — это очень мутная тема, требующая отдельного расследования.

Но главное, как и в случае со штатными членами НТС, в отношении «привлекаемых специалистов» также не установлено никаких требований к их квалификации! То есть председатель совета может теоретически привлекать к рассмотрению СТУ в Минстрое бабушек, продающих семечки у метро и называющих себя «специалистами в области проектирования », а мы, общественность (которая своими налогами содержит Минстрой и хочет получить прозрачную гос. услугу) никак не сможем это увидеть и проверить. И всё это – вроде бы как в рамках правого поля.

Минстрой организовал всё супер закрыто! Ну и правильно! Про открытость и прозрачность работы органов исполнительной власти ничего не слыхали!

В итоге выделяем два момента:

  1. Ни к кому из лиц, проверяющих Пожарные СТУ в Минстрое и участвующих в принятии решения о согласовании или об отказе, нормативно-правовыми актами не установлены квалификационные требования и критерии отбора.
  2. После согласования Пожарных СТУ в МЧС (профильном министерстве) Минстрой отказывает в согласовании СТУ по абсолютно бредовым (надуманным) основаниям. (О конкретных примерах читайте в этих статьях: и )

Совокупность этих фактов даёт все основания предполагать, что необоснованные замечания Минстроя к СТУ это следствие

  • либо низкого уровня квалификации у лиц, проверяющих Пожарные СТУ и готовящих заключение в Минстрое,
  • либо злого умысла с целью получения впоследствии какой-то личной выгоды.

(Примечание: На момент публикации этой статьи приказ 325/пр вероятно утратил силу, т.к. в письмах Минстроя о согласовании СТУ вместо приказа 325/пр с недавних пор есть ссылка на новый приказ 959/пр от 03.07.2017. Вероятно, приказ 959/пр аналогичен по содержанию старому приказу 325/пр. Проверить это невозможно, так как нового приказа нет на сайте Минстроя до сих пор!)

5. Гибкость мышления

Абсолютно «двуличная» позиция Минстроя заключается в следующем:

1. Сам Минстрой требует от Заявителя направлять Пожарные СТУ только вместе с положительным согласованием МЧС (п.15 Порядка ).

Вопрос: зачем? Какой смысл заложен в это требование?

В основе этого требования может лежать только одна идея:

Мы (Минстрой) не специалисты в области пожарной безопасности, мы не способны сами квалифицированно проверить Пожарные СТУ. Поэтому положительное письмо от профильного «пожарного» министерства (МЧС России) является для нас (Минстроя) подтверждением того, что Пожарные СТУ разработаны правильно. Без этого письма мы не принимаем Пожарные СТУ, а при наличие этого письма мы ставим свой штамп «Согласовано» автоматом. (Проверять СТУ после МЧС мы не можем; как было замечено выше, мы не специалисты в этой области).

2. Сам Минстрой позволяет себе периодически отказывать в согласовании Пожарных СТУ, при том, что СТУ уже согласованы в МЧС. В основе этих действий лежит другая логика:

Мы (Минстрой) имеем достаточно квалификации, чтобы самостоятельно проверять Пожарные СТУ. У нас есть своё мнение о Пожарных СТУ, мы самостоятельны в принятии таких решений. И то, что Заявитель выполнил требование п.15 нашего Порядка – предоставил нам положительное заключение МЧС – это ничего не значит, это всего лишь формальное требование: предоставил — и молодец! На самом же деле нам мнение МЧС не нужно, мы сами проверили СТУ и сами увидели ошибки. Поэтому получайте отказ, а если недовольны – подавайте на нас в суд!

И вот так вся процедура согласования Пожарных СТУ в Минстрое напичкана этими противоречиями и двусмысленностями, которые позволяют руководству Минстроя менять подходы каждую минуту, «посылать» Заявителя в суд, и при этом, всегда оставаться «вроде как» в рамках закона (хотя есть сомнения), но уж точно за рамками логики и здравого смысла.

Не пора бы вам господа определиться и стать последовательными:

  • либо вы признаёте, что сами обладаете квалификацией оценивать Пожарные СТУ, и тогда самостоятельно приступайте к проверке СТУ, не прикрывая свою «ответственность» положительным заключением МЧС, не требуя от Заявителя этого заключения. Только сначала внесите изменения в 69-ФЗ и в ряд других НПА, чтобы снять с МЧС полномочия по согласованию Пожарных СТУ.
  • либо вы признаёте, что сами не обладаете должной квалификацией, и тогда, получив от Заявителя заключение МЧС, будьте добры полностью довериться мнению профильного министерства: если заключение МЧС положительное, то и вы должны поставить штамп «Согласовано» без раздумий.

А постоянно менять свою позицию: то «мы учитываем мнение МЧС», то «мы не учитываем мнение МЧС», в зависимости от «настроения», — не нужно.

Приказ МЧС РФ от 28 ноября 2011 г. N 710 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности" (с изменениями и дополнениями)

Приказ МЧС РФ от 28 ноября 2011 г. N 710
"Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1 (ч. I), ст. 2, N 33 (ч. I), ст. 3413; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19 (ч. I), ст. 1839, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212, N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636, N 44, ст. 4537, N 50, ст. 5279, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 18, ст. 2117, N 43, ст. 5084; 2008, N 30 (ч. I), ст. 3593; 2009, N 11, ст. 1261, N 29, ст. 3635, N 45, ст. 5265, N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4004, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 54, N 30 (ч. I), ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596), Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30 (ч. I), ст. 3579) и Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005, N 43, ст. 4376; 2008, N 17, ст. 1814, N 43, ст. 4921, N 47, ст. 5431; 2009, N 22, ст. 2697, N 51, ст. 6285; 2010, N 19, ст. 2301, N 20, ст. 2435; 2011, N 2, ст. 267, N 40, ст. 5530), приказываю:

Утвердить прилагаемый Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности.

Регистрационный N 22899

Для объектов, в отношении которых нормативными документами не установлены требования пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия (СТУ). Они должны отражать специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержать комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий.

СТУ согласовываются с МЧС России. Регламентирован порядок этой процедуры.

СТУ для зданий (сооружений), на которые отсутствуют противопожарные нормы, визирует главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору (его заместитель); на жилые здания высотой до 100 м и другие до 75 м в случае технических решений, аналогичных ранее согласованным, - главные госинспектора по пожарному надзору субъектов Федерации или подразделений противопожарной службы на территории ЗАТО, особо важных и режимных организаций (их заместители).

Установлен перечень документов, представляемых на согласование. Они подаются разработчиком или заказчиком СТУ лично, по почте или в электронном виде через Единый портал госуслуг. Документы рассматриваются в течение 30 календарных дней. При необходимости этот срок может быть продлен до 45 календарных дней с обязательным уведомлением заявителя.

Для изучения поступивших материалов создаются нормативно-технические советы. СТУ могут рассматриваться как в присутствии заявителя, так и без него. На нормативно-технический совет МЧС России не выносятся СТУ с техническими решениями, аналогичными ранее согласованным главным госинспектором РФ по пожарному надзору.

Согласование оформляется в виде письма. К нему прилагается заключение нормативно-технического совета. Заявителю направляются 2 экземпляра СТУ, заверенные соответствующим штампом. Аналогичным образом оформляется решение о необходимости доработать СТУ.

Результаты согласования передаются заявителю лично, по почте или через Единый портал госуслуг.

Приказ МЧС РФ от 28 ноября 2011 г. N 710 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности"

В России нормы пожарной безопасности устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными правовыми актами РФ. ФЗ № 69 от 21.12.94 г. «О пожарной безопасности» в статье 20 определяет, что при отсутствии требований пожарной безопасности для объектов защиты, разрабатываются специальные технические условия (СТУ).

Они должны отражать специфику обеспечения пожарной безопасности указанных объектов, включать комплекс необходимых организационных и инженерно-технических и мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности. Такие СТУ подлежат обязательному согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности.

ФЗ № 123 от 22.07.2008 г. говорит о том, что если требования пожарной безопасности отсутствуют, то должны быть разработаны СТУ на основе требований рассматриваемого Технического регламента (статья 78).

Для разработки проектной документации на объект капитального строительства могут потребоваться специальны е технические условия (СТУ) в том случае, когда не существуют нормативы в области безопасности объектов, имеющих особенности или требуются повышенные критерии оценок для объектов. Порядок разработки и согласования СТУ утвержден Приказом Министерства регионального развития РФ № 36 от 01.04.2008 г. Согласование СТУ проводится Минрегионом России.

Если Специальные технические условия включают технические требования в части обеспечения пожарной безопасности на строительство или проектирование объектов, то на согласование Минрегиона они могут быть представлены лишь при наличии положительного заключения МЧС РФ. До недавнего времени Специальные технические условия МЧС оформлялись на основе Приказа МЧС РФ № 141 от 16.03.2007 г. о получении Технических условий в форме СТУ.

Выполнение положений СТУ на основе Приказа № 141 должно обеспечивать уровень обеспечения пожарной безопасности людей, определенный ППБ 01-03 – Правилами пожарной безопасности в РФ. В то время как на территории РФ с 1 мая 2009 года существует действующий Технический регламент о пожарной безопасности.

Новый Приказ на согласование Специальных технических условий МЧС

Приказ МЧС России от 28 ноября 2011 г. № 710 ввел в действие Административный регламент Министерства. Он включает порядок предоставления услуги, предусматривающий согласование СТУ для объектов, для которых отсутствуют требования пожарной безопасности, определенные нормативными документами по пожарной безопасности или правовыми актами. Такие специальные технические условия отражают специфику мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности.

Приказ МЧС России вызван следующими новыми обстоятельствами:

  • безопасностью высотных зданий, которых все больше возводится в России (противопожарные нормы не успевают за ростом «высоты» зданий);
  • наличием противоречия между приказом МЧС № 141 и Техническим регламентом о пожарной безопасности (ФЗ № 123). Приказ требовал оформления других, отличных от ТР РФ, требований пожарной безопасности (для устранения такого противоречия существовали множественные инструкции и разъяснения ведомства).

Приказ МЧС России № 141 от 16.03.2007 г. признан утратившим силу на основе Приказа МЧС РФ № 784 от 28.12.2011 г.

Специальные технические условия МЧС: два пути разработки и согласования

Новый приказ МЧС № 710 касается административных зданий выше 50 метров, нестандартных построек большой площади, жилых зданий высотой более 75 метров. Требования к таким объектам должны быть отражены в специфике обеспечения пожарной безопасности, в комплексе организационных и инженерно-технических мероприятий.

Согласование Специальных технических условий МЧС, на которые отсутствуют требования пожарной безопасности, на основе Приказа № 710 должны оказываться безвозмездно. Для этого установлен порядок согласования СТУ. Предлагается два варианта действий:

  • заказчик, проектировщик или стройподрядчик может самостоятельно разработать комплекс дополнительных противопожарных мероприятий, выполнить расчет пожарного риска. На их основе разрабатывается проектная документация, которая отправляется на государственную экспертизу. Расчет риска прилагается.
  • при отсутствии нормативных документов пожарной безопасности заявитель разрабатывает ТУ, которые отражают специфику противопожарной защиты объекта. Этот документ направляется на нормативно-технический совет МЧС (для согласования в МЧС). После рассмотрения документов орган государственного пожарного надзора проводит их согласование. На основе представленных ТУ орган госпожарнадзора разрабатывает проектную документацию, передает ее на государственную экспертизу. Для прозрачности процедуры в состав совета должны включаться представители общественных организаций.

Важным в этих подходах является требование (кроме непосредственно пожарной безопасности зданий) – отсутствие отступления от Технического регламента. Документация может быть подготовлена и отправлена в электронном виде. Ранее – только на бумажных носителях. Нормативно-технический совет МЧС может проводиться без заявителя, если имеются его электронное или письменное согласие.

Согласование специальных технических условий (СТУ)

В данной статье мы рассмотрим, как проводиться согласование СТУ (специальных технических условий) пожарной безопасности.

После разработки СТУ подлежат обязательному согласованию в двух инстанциях: Департамент Надзорной Деятельности МЧС России(ДНД МЧС России), Министерство Регионального Развития Российской Федерации (Минрегион РФ).

Процесс согласования начинается с представления в канцелярию ДНД МЧС Россииматериалов СТУ. Канцелярия направляет их эксперту, который может выдать некоторые замечания до того как СТУ попадут на защиту в нормативно-технический совет. Срок рассмотрения у эксперта составляет от 2 недель до месяца. Если у эксперта нет замечаний, разработанные СТУ вносится в график заседаний нормативно-технического совета. На защите СТУ перед советом выступает их разработчик, обосновывает необходимость разработки СТУ, отстаивает принятые решения. По окончанию выступления разработчика, членами совета выносится решение о возможности или невозможности принятия данных СТУ. Решение совета вносится в протокол. В адрес разработчика СТУ направляются согласованные СТУ и выписка из протокола заседания экспертного совета в течение 5 дней после его завершения. Нормативно-технический совет собирается в среднем 1 раз в месяц в ДНД МЧС России.

В случае принятия советом отрицательного решения, СТУ направляются на доработку с указанием конкретных требований. И далее после внесения изменений, материалы вновь направляются в канцелярию ДНД МЧС России, затем эксперту, и в конце концов на очередной совет.

После согласования СТУ в ДНД МЧС России, следующий этап- получение заключения от ОАО «НИЦ Строительство». Заключается договор на экспертизу СТУ стоимостью от 300 000 до 850 000 рублей, в зависимости от объекта. После получения заключения, СТУ повторно пересогласовываются в ДНД МЧС России, что занимает еще около месяца.

После получения одобрения из ДНД материалы СТУ подаются в Минрегион по адресу: Москва, ул. Садовая-Самотечная, д. 10/23, стр. 1. В течение последующих 2 недель их рассматривают, и по окончанию этого срока происходит их защита на нормативно-техническом совете.

Согласованные в установленном порядке СТУ применяются в дальнейшем строительстве в качестве норм в части обеспечения пожарной безопасности.

Мы разрабатываем и согласовываем СТУ для любых объектов.

Для заказа СТУ пожарной безопасности звоните по телефону!

Поделиться: