Подъездный счётчик не считается при расчёте платы за МОП. Имеет ли право УК делать перерасчет задним числом

Реформирование ЖКХ привело к появлению в счетах за жилищно-коммунальные услуги новой строки «электроэнергия МОП». Непонимание того, что такое МОП в многоквартирном доме и как рассчитывает сумма на оплату электричества, по сей день вызывает споры и негодования среди жителей многоэтажек.

Понятие освещение МОП

Расшифровывается аббревиатура МОП, как места общего пользования в многоквартирном доме, к которым, в соответствии со ст.36 ЖК РФ , относятся: лестничные площадки, чердаки, лифты и лифтовые шахты, коридоры и др. Понятие МОП применительно только к многоквартирному зданию, так как только в этом едином комплексе недвижимого имущества существует отношение собственности к ним.

Освещение МОП – жилищная услуга, оказываемая собственникам помещений, на которую требуется такой коммунальный ресурс, как электроэнергия. Более простая расшифровка понятия – услуга по подаче света в помещение коллективного пользования. Ранее этот пункт входил в состав статьи «ремонт и содержание жилья». Но в постановлении правительства РФ №354 от 06.05.2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг» произошло выделение электроснабжения в общественных местах МКД, как отдельной услуги.

Кто оплачивает

Расходы за предоставленные жилищные и коммунальные услуги, в том числе содержание МОП, согласно ст. 39 п.1 ЖК РФ , несут собственники жилых и нежилых помещений. Также, в соответствии с постановлением №354 собственник обязан ежемесячно оплачивать электроснабжение МОП, .

Расчет стоимости освещения

Для определения объема электроэнергии, затраченной на общественные нужды, берут следующие показатели:

  1. Общее потребление электричества в доме. Показатель получают с помощью специального общедомового счетчика, который должен быть в каждом многоквартирном доме.
  2. Совокупное потребление электричества во всех жилых помещениях. Для данного показателя берутся данные индивидуальных квартирных счетчиков или нормативы потребления для квартир без них.
  3. Траты электроэнергии юридическими лицами, подключенными к общедомовой сети.

Фактическое электропотребление в помещениях общего пользования рассчитывается как разность между показателями. Оно умножается на установленный в регионе тариф и делится между всеми собственниками, пропорционально их доле в праве общей собственности на имущество. Получается, что площадь помещения в собственности влияет на размер оплаты. Точная формула расчета представлена в приложении №2 к постановлению правительства №354 .

Согласно ст. 13 П.5 ФЗ №291 от 04.11.09 «Об энергосбережении» каждый многоэтажный дом до 01.07.2012 г. должны быть оборудован коллективными приборами учета коммунальных ресурсов, куда входит и электроэнергия. Если собственники не сделали это самостоятельно, то до 01.07.2013 г. счетчик устанавливается .

В соответствии с п.7 ст. 11 этого закона , при строительстве нового многоквартирного дома застройщик должен обеспечить соответствие здания требованиям энергетической эффективности и оснащенности новостройки приборами учета.

В ряде старых домах коллективный счетчик не установлен, поэтому плата за освещение общественных помещений рассчитывается по нормам потребления электроэнергии, установленными в каждом регионе, и распределяется аналогично предыдущему способу. Стоит отметить, что оплата по нормативам предполагает использование повышающих коэффициентов. Такая мера введена для повышения мотивации собственников к установке общедомовых приборов учета.

Проблемы при расчете освещения МОП

Почему проблема освещения помещений, относящихся к местам общего пользования, стоит так остро, ведь жильцы и раньше оплачивали эту услугу в составе другой статьи. До 2012 года сумма за статью «ремонт и обслуживание жилищного фонда» рассчитывалась по тарифу, т.е. была фиксированной.

В настоящее время, имея общедомовые счетчики, используют фактические показания, который могут быть различаются на протяжении года. Негодование по оплате за освещение мест общего пользования началось с того, что жильцам начали приходить квитанции, в которых сумма за освещение общедомовых помещений превышала индивидуальное потребление. Здесь и возникает проблема.

Энергопотери в МКД

Коллективный прибор учета электроэнергии показывает помимо фактических показаний, потери электричества во внутридомовых сетях, возникающих по ряду причин:

  • Устаревшая электрическая проводка и отсутствие энергосберегающего электрооборудования, находящееся в местах общего пользования. Например, отсутствие энергосберегающих лампочек.
  • Поломка индивидуального счетчика. Неисправный прибор учета не отражает реального потребления ресурса. Нередки случаи, когда жильцы дома заведомо не оповещают энергоснабжающую организацию о поломке, применяют специальные устройства для некорректной работы прибора.
  • Незаконное подключение к общедомовой сети. Самостоятельное подключение к линии, минуя счетчик, и отсутствие договора с энергосбытом также приводят к неучету ресурса.
  • Отсутствие правильной организации съема данных приборов учета в доме. Например, снятие показаний индивидуальных квартирных счетчиков в период с 23 по 27 число месяца, а показаний коллективного – 29 числа, приводят к значительным искажениям данных.
  • Неэффективное использование электрооборудования, находящегося в общей собственности (включение освещения днем, сильное ночное освещение)

Обслуживанием, ремонтом и содержанием в исправном состоянии электросетей занимается , которой собственники оплачивают работы по содержанию общественного имущества, в том числе внутридомовых электросетей. При ненадлежащем исполнении обязанностей, ведущим к возможным причинам повышения расходов электроэнергии в помещениях, входящими в состав мест общего пользования, жильцы вправе требовать качественное обслуживание и замену оборудования.

Немаловажным фактором возмущения жильцов, связанных с некорректным начислением суммы за электричество, затраченного на освещение мест общего пользования, является так называемая «оплата за соседа». Недобросовестные жильцы передают недостоверные данные, подключаются в обход счетчика и т.д., что и приводит к потерям, которые и УК распределяют среди собственников.

Ответственность за неуплату

На основании договоров с ресурсоснабжающими компаниями, ТСЖ и УК несут обязанность по оплате предоставленных ресурсов, так как относятся к исполнителям коммунальных услуг. Поставщик энергоресурса имеет право подать в суд за неуплату с требованием взыскать задолженность, и суд, в большинстве случаев, эти иски удовлетворяет. В свою очередь, УК и ТСЖ подают иски на взыскание долга с собственника, так как в его обязанностях оплачивать предоставленный ему коммунальный ресурс.

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства приносит ряд новшеств, с которыми жители страны не всегда могут сразу разобраться. Появление в квитанции нового пункта “электроэнергия МОП” не стало исключением. Плохая осведомленность населения о том, что из себя представляет эта услуга, приводит к нежеланию ее оплачивать. Каждому собственнику следует знать, что электроснабжение помещений, относящихся к местам общего пользования – услуга, которая существовала всегда, но выделилась в отдельный вид относительно недавно, поэтому обязанность по ее оплате лежит на его плечах. Для разрешения проблем или споров, связанных с предоставлением данной услуги, рекомендуется обращаться в УК.

» за декабрь появилась строчка оплата Э/Э МОП , а аналогичная строка всегда присутствовала в платежках за кварт. плату (УК «Авангард»). Кто вправе взымать плату за Э/Э МОП ? К кому обратиться, чтоб исчезло двойное начисление тарифа?

Станислав, 31.12.2008

1. Снабжение электроэнергией мест общего пользования (МОП) и лифтов - это часть коммунальной услуги «электроснабжение», по этому поводу есть :

Цитата

В составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования.

Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение».

Поэтому затраты на эту электроэнергию не входят в плату за содержание и ремонт жилого помещения (хотя раньше, до 2008 г. - входили).

2. ч. 7 статьи 155 ЖК РФ:

Цитата

Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации .


Т.е., плата собственников должна вноситься (на счет) управляющей организации. А затем управляющая организация должна рассчитаться с поставщиками коммунальных услуг, в т.ч. с поставщиком электроэнергии на нужды мест общего пользования и работу лифтов.

Что имеет место в вашем случае?
По-видимому, управляющая компания поручила «Региональному энергосбытовому комплексу» осуществлять начисление и сбор платы за «электроэнергию МОП» с собственников помещений. Законом это не запрещено. Если потребитель не возражает (см. вышеупомянутую ч. 7 статьи 155 ЖК РФ).

Т.е. раньше вы платили за «электроэнергию МОП» управляющей организации, сейчас - «Региональному энергосбытовому комплексу». Двойного начисления быть не должно. Для решения спорных вопросов, если они есть, нужно обращаться прежде всего в управляющую организацию.

Информационный лист


Уважаемый потребитель!


В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации №307 от 23.05.2006 г., обязанность по начислению и сбору оплаты за коммунальные услуги электроснабжения, в том числе мест общего пользования и лифтов в многоквартирных жилых домах, возложена на исполнителей коммунальных услуг (Управляющие компании и ТСЖ). МУ «ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» (далее - ГЖУ), являясь исполнителем коммунальных услуг в большинстве многоквартирных домов г. Ижевска, с 1 июля 2008 года прекратило начисление населению услуги электроснабжения мест общего пользования.

В целях выполнения норм и требований действующего законодательства Российской Федерации при предоставлении коммунальных услуг гражданам, ГЖУ заключило с гарантирующим поставщиком электроэнергии (далее - Региональный энергосбытовой комплекс) договор №553 от 28.10.2008 г.

Согласно условиям данного договора и в соответствии с п. 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №530 от 31.08.2006 г., ГЖУ уполномочило Региональный энергосбытовой комплекс с 01.07.2008 года осуществлять начисление и сбор оплаты за потребленную электрическую энергию для нужд мест общего пользования и лифтового оборудования с граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, находящихся на обслуживании ГЖУ. При этом, оплата гражданами этих услуг будет осуществляться согласно Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, с применением нормативов потребления электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства Удмуртской Республики №59 от 23.04.2007 г.

Обращаем Ваше внимание на то, что начисление и сбор оплаты за электроэнергию, израсходованную на нужды мест общего пользования и лифтов , не осуществлялись ГЖУ в течение периода с 01 июля 2008 года, при этом поставка электроэнергии на эти нужды осуществлялась надежно и бесперебойно. В связи с этим ООО «Региональный энергосбытовой комплекс» вынуждено выставить счет на оплату электрической энергии для нужд мест общего пользования и лифтов гражданам за 6 месяцев единой суммой в декабре 2008 г. Учитывая возможные неудобства, связанные со значительным единовременным расходом денежных средств на оплату услуг электроснабжения в декабре 2008 года, приносим свои извинения за вынужденные действия. В сложившейся ситуации надеемся на Ваше понимание.

Гарантирующий поставщик электроэнергии -
ООО «Региональный энергосбытовой комплекс»

Всё бы хорошо, да вот только в квитанциях ООО «РЭКс» фигурирует ещё такая неприметная, вроде бы, графа - «Перерасчет» .
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (см. ), перерасчет по электроснабжению предусмотрен только в одном случае - когда отсутствуют коллективные (общедомовые), общие (квартирные) и индивидуальные приборы учета . И в этом случае при перерасчете (см. ) должны быть учтены размеры платы за электроснабжение во всех жилых и нежилых помещениях дома за прошедший период, должны быть учтены площади всех жилых и нежилых помещениях дома.
Было ли это сделано? Можем ли мы надеяться на честность энергоснабжающей организации?

И вот что важно: в такой ситуации управляющая компания по сути оставила жителей «один на один» с энергоснабжающей организацией. Т.к. вообще-то, жители (потребители) должны, по закону, вносить плату управляющей организации, и, соответственно решать все возникающие вопросы с ней.

Такая схема взаимоотношений (оплата жителями за электроэнергию на МОП и лифты напрямую ЭСО) будет в интересах жителей только в том случае, если:

  • ЭСО обеспечит качество (обоснованность, точность, скорость) расчетов выше, чем было в управляющей компании,
  • ЭСО обеспечит взаимодействие с жителями (разъяснения, ответы на вопросы, рассмотрение претензий) лучше, чем было в управляющей компании,
  • ЭСО обеспечит стимулирование энергосбережения и экономии электроэнергии в многоквартирном доме лучше, чем было в управляющей компании.

Иначе, такая схема не в интересах жителей.

» за декабрь появилась строчка оплата Э/Э МОП , а аналогичная строка всегда присутствовала в платежках за кварт. плату (УК «Авангард»). Кто вправе взымать плату за Э/Э МОП ? К кому обратиться, чтоб исчезло двойное начисление тарифа?

Станислав, 31.12.2008

1. Снабжение электроэнергией мест общего пользования (МОП) и лифтов - это часть коммунальной услуги «электроснабжение», по этому поводу есть :

Цитата

В составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования.

Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение».

Поэтому затраты на эту электроэнергию не входят в плату за содержание и ремонт жилого помещения (хотя раньше, до 2008 г. - входили).

2. ч. 7 статьи 155 ЖК РФ:

Цитата

Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации .


Т.е., плата собственников должна вноситься (на счет) управляющей организации. А затем управляющая организация должна рассчитаться с поставщиками коммунальных услуг, в т.ч. с поставщиком электроэнергии на нужды мест общего пользования и работу лифтов.

Что имеет место в вашем случае?
По-видимому, управляющая компания поручила «Региональному энергосбытовому комплексу» осуществлять начисление и сбор платы за «электроэнергию МОП» с собственников помещений. Законом это не запрещено. Если потребитель не возражает (см. вышеупомянутую ч. 7 статьи 155 ЖК РФ).

Т.е. раньше вы платили за «электроэнергию МОП» управляющей организации, сейчас - «Региональному энергосбытовому комплексу». Двойного начисления быть не должно. Для решения спорных вопросов, если они есть, нужно обращаться прежде всего в управляющую организацию.

Информационный лист


Уважаемый потребитель!


В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации №307 от 23.05.2006 г., обязанность по начислению и сбору оплаты за коммунальные услуги электроснабжения, в том числе мест общего пользования и лифтов в многоквартирных жилых домах, возложена на исполнителей коммунальных услуг (Управляющие компании и ТСЖ). МУ «ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» (далее - ГЖУ), являясь исполнителем коммунальных услуг в большинстве многоквартирных домов г. Ижевска, с 1 июля 2008 года прекратило начисление населению услуги электроснабжения мест общего пользования.

В целях выполнения норм и требований действующего законодательства Российской Федерации при предоставлении коммунальных услуг гражданам, ГЖУ заключило с гарантирующим поставщиком электроэнергии (далее - Региональный энергосбытовой комплекс) договор №553 от 28.10.2008 г.

Согласно условиям данного договора и в соответствии с п. 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №530 от 31.08.2006 г., ГЖУ уполномочило Региональный энергосбытовой комплекс с 01.07.2008 года осуществлять начисление и сбор оплаты за потребленную электрическую энергию для нужд мест общего пользования и лифтового оборудования с граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, находящихся на обслуживании ГЖУ. При этом, оплата гражданами этих услуг будет осуществляться согласно Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, с применением нормативов потребления электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства Удмуртской Республики №59 от 23.04.2007 г.

Обращаем Ваше внимание на то, что начисление и сбор оплаты за электроэнергию, израсходованную на нужды мест общего пользования и лифтов , не осуществлялись ГЖУ в течение периода с 01 июля 2008 года, при этом поставка электроэнергии на эти нужды осуществлялась надежно и бесперебойно. В связи с этим ООО «Региональный энергосбытовой комплекс» вынуждено выставить счет на оплату электрической энергии для нужд мест общего пользования и лифтов гражданам за 6 месяцев единой суммой в декабре 2008 г. Учитывая возможные неудобства, связанные со значительным единовременным расходом денежных средств на оплату услуг электроснабжения в декабре 2008 года, приносим свои извинения за вынужденные действия. В сложившейся ситуации надеемся на Ваше понимание.

Гарантирующий поставщик электроэнергии -
ООО «Региональный энергосбытовой комплекс»

Всё бы хорошо, да вот только в квитанциях ООО «РЭКс» фигурирует ещё такая неприметная, вроде бы, графа - «Перерасчет» .
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (см. ), перерасчет по электроснабжению предусмотрен только в одном случае - когда отсутствуют коллективные (общедомовые), общие (квартирные) и индивидуальные приборы учета . И в этом случае при перерасчете (см. ) должны быть учтены размеры платы за электроснабжение во всех жилых и нежилых помещениях дома за прошедший период, должны быть учтены площади всех жилых и нежилых помещениях дома.
Было ли это сделано? Можем ли мы надеяться на честность энергоснабжающей организации?

И вот что важно: в такой ситуации управляющая компания по сути оставила жителей «один на один» с энергоснабжающей организацией. Т.к. вообще-то, жители (потребители) должны, по закону, вносить плату управляющей организации, и, соответственно решать все возникающие вопросы с ней.

Такая схема взаимоотношений (оплата жителями за электроэнергию на МОП и лифты напрямую ЭСО) будет в интересах жителей только в том случае, если:

  • ЭСО обеспечит качество (обоснованность, точность, скорость) расчетов выше, чем было в управляющей компании,
  • ЭСО обеспечит взаимодействие с жителями (разъяснения, ответы на вопросы, рассмотрение претензий) лучше, чем было в управляющей компании,
  • ЭСО обеспечит стимулирование энергосбережения и экономии электроэнергии в многоквартирном доме лучше, чем было в управляющей компании.

Иначе, такая схема не в интересах жителей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством РФ. Количество электроэнергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение». При отсутствии общедомового прибора учета электроэнергии МОП начисление платы производится в соответствии с постановлением Правительства Курской области №227 от 17 ноября 2006 года (в ред. постановления Правительства Курской области от 17.06.2008 года №85 (ред. 09.12.2008)) «О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению в Курской области» и составляет 7 кВт на одного человека в месяц.

При оборудовании многоквартирного дома общедомовым прибором учета электроэнергии мест общего пользования начисление платы производится с учетом фактического потребления электроэнергии МОП и количества зарегистрированных граждан.

Если никто не прописан

«Если квартира в собственности, но в ней никто не прописан, правомерно ли начисление платы за электроэнергию МОП?» С. П. ЗАЙЦЕВ (Курск).

В силу пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами жилых помещений и обслуживающее более одного помещения, является общим имуществом собственников помещений в указанном доме.

Статья 210 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

ЖК РФ в части 3 статьи 30 обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором, поэтому обязанность по оплате электроэнергии, израсходованной в местах общего пользования многоквартирного дома, лежит на собственнике в соответствии с законом.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема их потребления, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила) утверждены постановлением Правительства РФ №307 от 23 мая 2006 года. Они регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Согласно пункту 22 Правил, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

В случае отсутствия приборов учета оплата коммунальных услуг определяется исходя из нормативов потребления. Постановлением Правительства Курской области №85 от 17 июня 2008 года утверждены нормативы потребления электроэнергии, используемой населением, при отсутствии приборов ее учета. Так, на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, в отношении приборов освещения мест общего пользования (в случае, если в плату за ремонт и содержание жилого помещения не включены затраты на электроэнергию по освещению МОП) расход электроэнергии установлен в размере 7 кВт. ч на одного человека месяц. При отсутствии общедомового прибора учета, в случае, если собственник жилого помещения не проживает и не зарегистрирован в жилом помещении, начисление платы за электроэнергию в местах общего пользования не осуществляется.

Вверх — Отзывы читателей (1) — Написать отзыв — Версия для печати

Очень интересно,поскольку в Туле считают иначе,ссылаясь на п.38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам,которым не предусмотрено,чтобы в платёжном документе указывались показания приборов учёта(за исключением индивидуальных приборов учёта).Поэтому плату взимают по нормативам,а не по показаниям имеющихся общедомовых приборов учёта электроэнергии МОП и лифтов.Если возможно дайте комментарий на мой e-mail.



Выскажите своё мнение о статье

Имя: *
E-mail:
Город:
Смайлики:
Поделиться: