Дом повышенной этажности. Конструктивные решения зданий повышенной этажности

ПО ТУШЕНИЮ ПОЖАРОВ В ЗДАНИЯХ

ПОВЫШЕННОЙ ЭТАЖНОСТИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

К зданиям повышенной этажности относятся общественные и жилые здания высотой от 30 до 70м., а также производственные здания с отметкой пола верхнего этажа 30 м.

Здания повышенной этажности, в отличие от обычных имеют более высокую пожарную опасность, которая обусловлена высотой, протяженностью и планировкой этажей, насыщенностью вертикальными коммуникациями и энергетическим оборудованием, наличием большого количества горючих материалов в виде конструкций, отделки, мебели и т.п.

Особой пожарной опасностью характеризуются гостиницы, административные и другие общественные здания, где широко используются полимерные строительные и отделочные материалы. Большинство пластмасс являются горючими материалами, выделяющими при термическом разложении токсичные сильнодействующие продукты горения, которые представляют большую опасность для жизни людей.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗДАНИЙ

По конструктивно-планировочному решению здания повышенной этажности могут быть коридорного типа или свободной планировки, жилые дома - односекционными или многосекционными.

Здания повышенной этажности оборудуются:

системой противодымной защиты;

внутренним противопожарным водопроводом и спринклерной системой водяного пожаротушения;

автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения о пожаре.

Противодымная защита обеспечивается;

наличием лестничных клеток, имеющих поэтажные входы через воздушную (открытую) зону;

удалением дыма из коридоров на этаже, где произошел пожар;

созданием подпора воздуха в лифтовых шахтах (холлах) лестничных клетках.

В зданиях повышенной этажности ранней постройки применялись следующие варианты противодымной защиты:

незадымляемая лестничная клетка и дымоудаление через шахту лифта с помощью вентилятора;

незадымляемая лестничная клетка и подпор воздуха в лифтовой шахте;

незадымляемая лестничная клетка, дымоудаление через вертикальные каналы вентиляции с помощью вентиляторов и подпор воздуха в шахте лифтов.

Включение вентиляторов подпора воздуха в шахты лифтов, лестничные клетки и удаление дыма предусматривается от пожарных извещателей и дистанционно от кнопок, установленных в шкафах пожарных кранов.

В зданиях повышенной этажности, оборудованных спринклерной системой пожаротушения, противодымная защита включается при срабатывании контрольно-сигнального клапана спринклерной системы.

Здания повышенной этажности оборудуются внутренним противопожарным водопроводом, который должен обеспечивать тушение пожара с нормативным расходом воды (табл. 2).

Насосные установки внутреннего противопожарного водопровода имеют ручной и дистанционный пуск. Дистанционное включение пожарных насосов предусматривается от кнопок, установленных в шкафах пожарных кранов.

В современных гостиничных комплексах высотой более 16 этажей внутренний противопожарный водопровод устраивают раздельным или объединенным, со спринклерной системой водяного пожаротушения.

На внутренней сети противопожарного водопровода каждой зоны зданий высотой в 17 этажей и более предусматривается установка наружных патрубков (не менее двух) для подключения пожарных автомобилей.

С целью организации эвакуации людей при пожаре общественные здания повышенной этажности оборудуются системой оповещения о пожаре. Приемно-передающая аппаратура системы оповещения о пожаре устанавливается в специальных помещениях, где ведется круглосуточное дежурство.

В зданиях гостиниц и общежитий предусматривается использование световых, звуковых и речевых систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией.

Оповещение о пожаре должно обеспечиваться в соответствии с разработанным планом эвакуации.

3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЖАРОВ В ВЫСОТНЫХ ЗДАНИЯХ

При пожарах в высотных зданиях и комплексах возможны:

угроза людям, находящимся на этажах, наличие среди них не способных к самостоятельному передвижению и эвакуации (в жилых зданиях - больные, престарелые, малолетние дети и др.);

быстрое распространение горения по сгораемым конструкциям и материалам на большие площади;

задымление лестничных клеток, коридоров, холлов и других путей эвакуации;

распространение огня на вышерасположенные этажи через неплотности и отверстия в перекрытиях, вентиляционные каналы, шахты, люки, другие коммуникации, а также путем прогрева железобетонных, металлических конструкций или выброса огня через окна и проемы;

деформация, обрушение строительных конструкций;

сложность и трудоемкость подачи средств тушения в верхние этажи здания;

загромождение подъездов к зданию и несоответствие ширины подъездных путей техническим возможностям пожарной техники;

нарушение энергоснабжения противопожарных систем и устройств, электрооборудования по управлению движения лифтами с остановкой их, как правило, на этаже пожара;

сложность установки автолестниц и автоподъемников для проведения спасательных работ, применения иных технических средств спасения и тушения пожара, отсутствие или ограниченное количество передвижных средств (автолестниц, подъемников) с высотой вылета стрелы 80 метров.

затруднения в использовании автолестниц на пожарах в связи с наличием развитой стилобатной части и подвальных этажей и коммуникаций.

Анализ пожаров, а также натурные опыты по изучению скорости и характера задымления зданий повышенной этажности без включения систем противодымной защиты показывают, что скорость движения дыма в лестничной клетке составляет 7-8 м·мин-1. При возникновении пожара на одном из нижних этажей уже через 5-6 мин задымление распространяется по всей высоте лестничной клетки, и уровень задымления таков, что находиться в лестничной клетке без средств защиты органов дыхания невозможно. Одновременно происходит задымление помещений верхних этажей, особенно расположенных с подветренной стороны. Нагретые продукты горения, поступая в лестничную клетку, повышают температуру воздуха. Установлено, что уже на 5-й мин от начала пожара температура в лестничной клетке, примыкающей к месту пожара, достигает 120-140С0, что значительно превышает допустимую для человека.

По высоте лестничной клетки в пределах двух-трех этажей от уровня пожара создается как бы тепловая подушка с температурой 100-150оС, преодолеть которую без средств защиты невозможно.

Температура в помещении, где возник очаг пожара, зависит от величины пожарной нагрузки. Максимальное значение среднеобъемной температуры достигает 1000°С, температура поверхности перекрытия 960оС, стен 860оС.

При отсутствии горизонтальных преград на фасаде пламя из оконного проема через 15-20 мин от начала пожара в помещении может распространиться вверх по балконам, лоджиям, оконным переплетам, воспламеняя сгораемые элементы строительных конструкций и предметы обстановки в помещениях следующего этажа.

4. РАЗВЕДКА ПОЖАРА

Особенности разведки пожара в зданиях повышенной этажности зависят от конструктивно-планировочных решений и места возникновения пожара.

В связи с тем, что при разведке пожара одновременно выполняются поисково-спасательные мероприятия и работы по тушению пожара, разведывательно-спасательная группа должна состоять не менее чем из 4-5 чел. и иметь при себе необходимое пожарно-техническое вооружение и средства связи (изолирующие противогазы, переносную радиостанцию, переговорное устройство, спасательные веревки длиной 80 м, приборы освещения).

Независимо от того, в какой зоне здания (нижней или верхней) произошел пожар, основной задачей разведывательно-спасательных групп, в первую очередь, является определение степени угрозы людям. При этом особое внимание должно быть уделено помещениям, расположенным на горящем и выше расположенных этажах.

В многосекционном здании при большой протяженности этажей или при наличии нескольких внутренних лестниц разведку пожара необходимо проводить одновременно в нескольких направлениях соответствующим количеством разведывательно-спасательных групп.

выяснить у представителя администрации наличие и численность людей, оставшихся в здании;

принять меры по предотвращению паники среди людей, оставшихся в здании, используя для этого систему оповещения, если она имеется, и другие средства;

определить возможные кратчайшие пути эвакуации людей в ниже- или вышерасположенные по отношению к месту пожара этажи по незадымляемым лестничным клеткам, на покрытие здания, в смежные незадымляемые помещения через балконы, лоджии и т.п.;

установить возможность использования автолестниц, коленчатых подъемников и других спасательных средств;

выяснить, включены ли в работу пожарные насосы внутреннего противопожарного водопровода и можно ли использовать стационарные средства тушения пожара, удаления дыма и снижения температуры;

установить, приведена ли в действие система противодымной защиты, и определить эффективность ее работы.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭВАКУАЦИИ И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Аварийно-спасательные работы проводятся пожарными подразделениями с учетом всесторонней оценки реальной обстановки, сложившейся на месте пожара, результатов разведки и психологического состояния людей.

Пожарные подразделения по прибытии к месту пожара в случае необходимости немедленно приступают к спасанию людей с привлечением максимально возможного количества сил и средств. Одновременно, оценив обстановку по внешним признакам, РТП должен решить вопрос о необходимости вызова дополнительных сил и средств, размер которых должен соответствовать оценке опасности дальнейшего распространения огня и дыма, объему аварийно-спасательных работ. Решающим фактором успешного проведения спасательных работ является быстрое сосредоточение необходимых сил и средств.

В зависимости от обстановки на пожаре и психологического состояния людей, находящихся в горящем здании, пожарные подразделения организуют и проводят спасание и эвакуацию людей следующими способами:

эвакуация людей по лестничным клеткам (обычным, незадымляемым) или наружным эвакуационным лестницам;

вывод (вынос) людей в безопасные места внутри или вне здания;

спасание людей с применением специальной пожарной техники, спасательных устройств, оборудования и различных технических приспособлений;

спасание людей с помощью пожарных вертолетов.

Пассажирские и грузовые лифты не могут быть использованы для проведения спасательных работ.

Выбираются кратчайшие и наиболее безопасные пути спасания людей. В первую очередь, для эвакуации из задымленных и отрезанных огнем от выхода помещений необходимо использовать лестничные клетки (обычные, не задымляемые) и наружные эвакуационные лестницы. На путях эвакуации необходимо расставлять пожарных, в задачу которых входит организация продвижения людей к выходам и предотвращение паники.

При невозможности использовать пути эвакуации, ведущие непосредственно наружу, организуется вывод людей в безопасные места с защитой эвакуационных путей от дальнейшего распространения по ним пламени и дыма. Для этих целей используются наружные переходы, ведущие в смежные секции, с этажа на этаж (по балконам, лоджиям, лестницам), покрытия горящего или прилегающих зданий, различные вспомогательные помещения с самостоятельными выходами и т.д.

Для вывода людей через задымленные зоны могут быть использованы малогабаритные изолирующие самоспасатели на химически связанном кислороде.

При отыскании людей в задымленных помещениях необходимо производить тщательный осмотр и проверку всех помещений. Особое внимание необходимо уделять помещениям на горящем и вышерасположенных этажах и заблокированным кабинам лифтов. Во избежание повторных осмотров и проверок помещений на входных дверях этих помещений следует делать пометки.

Спасательные работы могут проводиться путем вывода людей к оконным проемам с дальнейшим их спуском по автолестницам, автоподъемникам; с помощью специальных спасательные устройств (эластичных спасательных рукавов, установленных в зданиях на специальных откидных площадках или автолестницах и коленчатых подъемниках), оборудования и различных приспособлений.

Автолестницы (автоподъемники) устанавливаются в местах, наиболее удобных и безопасных для использования при проведении спасательных работ. При этом вершина выдвинутой автолестницы (люлька автоподъемника) должна быть установлена таким образом, чтобы обеспечить безопасный выход на нее спасаемых.

Если проведение спасательных работ с верхних этажей невозможно с помощью специальной техники, используется комбинированный способ, при котором автолестницы выдвигаются на максимальную высоту, а на вышележащих этажах устанавливаются "цепочкой" лестницы-штурмовки.

В целях обеспечения указанных видов работ необходимо вывозить на отделениях, включённых в расписание выездов, дополнительный комплект лестниц-штурмовок.

Спасательные работы с использованием автолестниц (автоподъемников) и лестниц-штурмовок должны быть обеспечены надежной страховкой спасаемых. С этой целью на этажах (балконах, лоджиях) необходимо выставлять пожарных для страховки спасаемых, удержания лестниц и оказания помощи людям при спуске.

Для предотвращения паники среди людей, находящихся в горящем здании, осуществляются следующие мероприятия:

пожарную технику расставляют таким образом, чтобы большинство людей в здании видели пожарных и их действия;

в места массового скопления людей направляют опытных пожарных;

для обращения к людям, находящимся в горящем здании, используют внутреннюю систему оповещения, громкоговорящую связь, плакаты. При наличии в здании иностранцев к работе привлекают переводчиков и лиц, знающих иностранные языки.

Одновременно с проведением эвакуации и аварийно-спасательных работ принимаются меры к предотвращению распространения дыма и удалению его из коридоров, лестничных клеток и шахт лифтов, снижению температуры на путях эвакуации.

Для этих целей, в первую очередь, используется система противодымной защиты. Клапаны дымоудаления должны быть открыты только на горящем этаже, так как одновременное открытие клапанов на других этажах приведет к задымлению вышележащих этажей.

В зданиях с предусмотренной системой дымоудаления, осуществляемой через дымовой люк в покрытии лестничной клетки, необходимо проверить, полностью ли открыт люк.

6. ТУШЕНИЕ ПОЖАРА

При пожарах в зданиях повышенной этажности возможны:

наличие большого количества людей, нуждающихся в помощи, возникновение паники;

сложность проведения спасательных работ;

распространение огня и токсичных продуктов горения в вертикальном направлении как внутри здания, так и снаружи;

задымление лестничных клеток и верхних этажей через шахты лифтов и другие вертикальные каналы;

высокая температура на путях эвакуации на этажах, где возник пожар (в коридоре и лестничной клетке);

сложность и трудоемкость подачи средств тушения, особенно в верхние этажи здания;

наличие стилобата по периметру здания и отсутствие подъездных площадок, что усложняет установку автолестниц и автоподъемников для проведения спасательных работ;

сложность в управлении большим количеством пожарных подразделений, специальной техники, а также другими службами, участвующими в ликвидации пожара;

необходимость применения специальных технических средств для проведения спасательных работ и ликвидации пожара.

Для успешного тушения пожара и проведения спасательных работ требуется во всех случаях создание оперативного штаба на пожаре.

Основными задачами оперативного штаба на пожаре являются:

встреча и расстановка пожарных подразделений;

постоянный контроль за изменением обстановки на пожаре и своевременная перегруппировка сил и средств на решающих участках проведения спасательных работ или тушения пожара;

обеспечение бесперебойного водоснабжения с использованием стационарных средств тушения и передвижной пожарной техники;

организация надежной связи с боевыми участками, тылом и разведывательно-спасательными группами;

создание резерва для подмены личного состава, работающего при высокой температуре и сильном задымлении;

своевременная доставка резервных противогазов, кислородных баллонов, регенеративных патронов, пожарных рукавов и другого пожарно-технического оборудования;

вызов к месту пожара начальствующего состава Государственной противопожарной службы, свободного от дежурства, и принятие мер к введению в боевой расчет резервной пожарной техники;

создание поисковых спасательных групп из специализированных отделений газодымозащитной службы (далее – ГДЗС);

четкая организация работы контрольно-пропускных пунктов и постов безопасности ГДЗС;

сосредоточение на месте пожара в минимально короткое время необходимого количества автолестниц и автоподъемников;

организация тесного взаимодействия со специальными службами города (правоохранительной, газовой, энергетической, водопроводной), администрацией и инженерно-техническим персоналом объекта.

Оперативный штаб на пожаре должен располагаться на безопасном расстоянии от горящего здания с учетом возможно более полного обзора места пожара и работающих подразделений.

В связи с большим количеством одновременно решаемых задач в помощь начальнику оперативного штаба на пожаре необходимо назначать не менее двух заместителей. Один из них должен следить за изменением обстановки на пожаре и осуществлять контроль за выполнением указаний РТП, а другой - вести оперативную документацию, поддерживать связь с боевыми участками и единой дежурно-диспетчерской службой (далее - ЕДДС), а при её отсутствии - центральным пунктом пожарной связи (далее - ЦППС).

Для проведения эвакуации, аварийно-спасательных работ и тушения пожара в здании, боевые участки следует организовывать:

со стороны каждой лестничной клетки;

с каждой стороны периметра здания;

на крыше горящего здания;

в пристроенных и стилобатных частях здания.

В целях обеспечения оперативности в руководстве силами и средствами на боевых участках целесообразно объединить их в секторы работ, которые организуются на каждом горящем, ниже- и выше расположенных этажах здания, на двух-трех задымленных, этажах.

Из лиц начсостава пожарной охраны, прибывших на пожар, необходимо назначить ответственных за проведение всех видов работ, организацию работы ГДЗС, соблюдение правил охраны труда, обеспечение бесперебойной работы пожарной техники, а также по борьбе с излишне проливаемой водой.

Успешному тушению пожара способствует оснащенность оперативного штаба на пожаре и пожарных подразделений всеми видами связи, четкая организация связи штаба, в первую очередь, с начальниками боевых участков (секторов), тылом и ответственными за разные виды работ.

Для обеспечения надежной радиосвязи при пожарах в зданиях повышенной этажности, порядок и правила ведения переговоров должны быть установлены заранее. С этой целью необходимо предусмотреть единые позывные, исключить необоснованный выход в эфир задействованных радиостанций. Связь с ЕДДС (ЦППС) следует поддерживать в основном по телефону.

Для предотвращения паники среди людей, находящихся в опасности, обращения к гражданам, передачи указаний личному составу пожарных, подразделений, вызова представителей различных служб целесообразно применять громкоговорящие установки ГУ-20, ГУ-50, динамики которых устанавливаются по периметру здания и на этажах, а микрофон - в оперативном штабе на пожаре. Применение мегафонов в данной ситуации малоэффективно.

РТП должен постоянно поддерживать связь с ЕДДС (ЦППС).

Старший диспетчер ЕДДС (ЦППС), кроме выполнения основных задач, должен в случае получения сигнала по телефону из горящего здания:

установить местонахождение человека, которому необходима помощь;

сообщить РТП о местонахождении людей;

сообщить обратившемуся за помощью человеку о том, что в ближайшее время ему будет оказана помощь.

получить через заявителя сведения об опасности для жизни других людей;

указать людям возможные пути эвакуации.

Подача воды может производиться по различным схемам боевого развертывания с учетом обстановки на пожаре с применением стволов с малым расходом огнетушащих средств (РСК-50, ГПС-200). Наиболее эффективные из них показаны на приведённых ниже схемах. По приведенным схемам вода может подаваться насосом пожарного автомобиля непосредственно от водоисточника или перекачкой «из насоса в насос» с установкой головного пожарного автомобиля у здания. Максимальный возможный напор во всасывающую полость насоса составляет не более 40 м.в.ст.

Схемы подачи огнетушащих составов в верхнюю зону зданий



Таблица 1

Напор на головном насосе в зависимости от высоты подачи стволов РС-50

Примечание: при подаче огнетушаших средств по схеме № 13 необходимо учитывать характеристики переносных мотопомп и объем промежуточной емкости;

Напор во всасывающую полость насоса должен составлять не более 10-40 м.в.ст.


Рабочие напоры на насосах пожарных автомобилей берутся в соответствии с таблицей 1.

По схемам 1-3 возможна подача воды для пожаротушения до 15-го этажа включительно по рукавам диаметром 66-77 мм.

По схемам 7-8 подачу воды можно обеспечить на высоту до 25-го этажа включительно в зависимости от диаметра прорезиненных рукавов.

Магистральные рукавные линии должны прокладываться с установкой двух разветвлений: одного - в начале магистральной линии, второго - за 1-2 этажа до места пожара, которое должно быть закреплено за конструкцию здания рукавной задержкой. При этом необходимо принять меры по защите линий от падающих стекол, элементов конструкций и других предметов.

При установке первого разветвления на расстоянии свыше 20-ти метров от головного пожарного автомобиля необходимо учитывать потери напора в рукавах.

Для подачи воды на верхние этажи (выше 25) используют промежуточные емкости объемом 2-5 м3 (схема 13). В качестве насоса используют переносные мотопомпы. Первую промежуточную емкость с мотопомпой устанавливают на 10-15-м этажах, последующую емкость с мотопомпой устанавливают на 20-25-м этажах здания.

В первую очередь для тушения пожара используют стволы от внутреннего противопожарного водопровода и одновременно развертывают передвижные средства. В связи с разнотипностью рукавных головок на внутреннем противопожарном водопроводе и рукавах, вывозимых на пожарных автомобилях, целесообразно в боевых расчетах иметь запас переходных головок.

Для сокращения времени боевого развертывания подача воды пожарными автомобилями на этажи здания повышенной этажности должно осуществляться подсоединением рукавной линии от автомобиля, установленного на водоисточник, к наружному патрубку - сухотрубу с внутренним диаметром не менее 66 м (если он имеется) с последующим отбором воды через внутренние пожарные краны на этажах здания.

Для предотвращения распространения огня по фасаду здания целесообразно использовать стационарные лафетные стволы, в первую очередь установленные на автоцистернах.

Решение об использовании лифтов, имеющих режим работы «Перевозка пожарных подразделений», для подъема личного состава и пожарно-технического вооружения должно приниматься РТП после тщательной проверки безопасности их работы. Остановку лифтов необходимо во всех случаях производить за два этажа до места пожара или зоны задымления.

Наиболее рациональными способами прокладки магистральных рукавных линий диаметром 66-77 мм являются:

прокладка снаружи здания путем подъема рукавов по маршевым лестницам (лифтам) на соответствующие этажи и спуска рукавов через оконные проемы, с балконов и лоджий;

прокладка снаружи здания через оконные проемы, балконы, лоджии при помощи спасательных веревок, обычных или длиной 50-60 м;

прокладка между маршами лестничных клеток.

Прокладку магистральных рукавных линий по маршам лестничных клеток (на этажи выше 15-го) производить нерационально, так как этот способ трудоемок и для него требуется большое количество пожарных рукавов.

В жилых зданиях, где предусмотрен переход с этажа на этаж через воздушную зону (лоджию или балкон) прокладка магистральных рукавных линий по лестничной клетке нецелесообразна.

При пожарах в много секционных зданиях, имеющих переходы по балконам или лоджиям из секции в секцию, магистральные рукавные линии целесообразно прокладывать рядом с горящей секцией.

При прокладке магистральной рукавной линии целесообразно от головного пожарного автомобиля прокладывать специально испытанные и подготовленные рукава, выдерживающие требуемое рабочее давление. Каждый рукав, проложенный по вертикали, должен быть надежно закреплен рукавной задержкой за полугайку.

Для контроля за работой линий необходимо выставлять посты, располагающие резервными рукавами из расчета один пост на один рукав линии, проложенный вертикально.

Для выпуска воды из магистральной линии используется устанавливаемое в начале линии рукавное разветвление, один штуцер которого должен быть свободным. У данного разветвления должен постоянно находиться пожарный из числа боевого расчета подразделений.


Приложение 1

Основные требования к оперативным планам тушения пожаров

1. С учетом особенностей развития и тушения пожаров в высотных зданиях и комплексах, на генеральном плане показывают:

подъезды к зданию пожарных автомобилей; контур здания с входами, стационарными пожарными лестницами и ориентацией расположения здания к прилегающим улицам; соседние и примыкающие строения, их высоту и расстояние от объекта;

возможные места установки автолестниц и коленчатых подъемников, с указанием радиуса и высоты их действия;

пути эвакуации и рассредоточения людей на местности;

наружную сеть городского водопровода с пожарными гидрантами (диаметр сети и гарантийный напор в ней);

водоемы с указанием их вместимости;

места выхода трубопроводов для подключения магистральных линий от автонасосов с целью подачи воды во внутренний пожарный водопровод.

2. На поэтажных планах, включая подвалы и технические этажи, цветом или условными обозначениями в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026-76 «Цвета сигнальные и знаки безопасности» показывают:

эвакуационные пути;

выходы из помещений в коридоры, фойе, вестибюли и пути движения по ним до выхода на лестничную клетку или непосредственно наружу;

расположение средств пожаротушения - пожарных кранов, огнетушителей, спринклерных, дренчерных, пенных и газовых установок пожаротушения (помещения, оборудованные автоматическими системами пожаротушения, закрашивают голубым цветом, а помещения с пожарными извещателями - желтым);

красным цветом помещения, в которых нельзя применять воду при тушении пожара (электрощитовые, трансформаторные подстанции, электронно-вычислительные машины и другое оборудование, находящееся под высоким напряжением);

размещение помещений пожарной охраны, узлов управления спринклерной системы, насосных станций, стационарных установок газового и пенного тушения, радиоузлов, диспетчерских, вентиляционных агрегатов противодымной защиты и местных электрощитов управления ими, пожарных лифтов, места установки задвижек на внутреннем пожарном водопроводе.

3. В текстовой части оперативного плана тушения пожара необходимо указать:

оптимальные пути эвакуации людей, приемы и способы проведения спасательных работ, возможные варианты применения для проведения спасания людей автомобильных и ручных пожарных лестниц, с каких сторон здания и по какой этаж можно их применять;

порядок вынужденной эвакуации людей из этажей, превышающих высоту выдвижения автолестниц и коленчатых подъемников;

возможность использования лифтов для проведения спасательных работ и подъема пожарных на верхние этажи здания;

схемы боевого развертывания пожарных подразделений, способы прокладки рукавных линий и возможные места установки рукавных разветвлений при возникновении пожара в любой из зон здания;

этажность, общую высоту, площадь застройки;

населенность этажа и здания в целом;

наличие обслуживающего персонала в дневное и ночное время;

предел огнестойкости основных несущих и ограждающих конструкций;

наличие горючих материалов в отделке помещений, в наружных навесных панелях и в теплоизоляции покрытия; обеспеченность здания пожарной связью; вид системы экстренного оповещения, ее размещение и порядок приведения в действие.

4. Отдельно должна быть подробно изложена пожарная защита: производительность пожарных насосов и способы их включения; число и диаметр пожарных кранов на этаже и в здании в целом; автоматические средства извещения и тушения пожара (тип, производительность, защищаемая площадь по каждому виду оборудования).

5. При описании противодымной защиты необходимо указать лестничные клетки и лифты, в которых при пожаре создается избыточное давление, места размещения шахт дымоудаления, способы приведения противодымных систем в рабочее состояние.

6. При изложении вопросов эвакуации и спасания людей описать: лестничные клетки и их типы, защищенность путей эвакуации от задымления при пожаре, наличие наружных пожарных лестниц, возможность перехода из одной секции в другую по балконам и лоджиям, а также переход с этажа на этаж по вертикальным пожарным лестницам, соединяющим балконы или лоджии;

возможность вывода людей на покрытие здания; общее расчетное время эвакуации людей из здания.

7. Выполнить расчет и определить тип и количество пожарной техники, автоматически высылаемой при получении первого сообщения о пожаре.

8. В составе оперативного плана пожаротушения должны быть:

рекомендации и памятки об особенностях проведения разведки и способах эвакуации людей, возможности применения для спасания специальной техники, наиболее выгодных направлениях подачи сил и средств к месту пожара, числе и расположении боевых участков и участков работ;

график сосредоточения сил и средств по времени, состав штаба пожаротушения, схемы радио-и проводной пожарной связи, а также расстановки сил и средств на местности, текст по предотвращению возможной паники и другие дополнительные мероприятия применительно к особенностям здания;

схемы расстановки автонасосов на пожарные гидранты и подачи воды в верхние этажи здания;

число и диаметр пожарных рукавов в здании, тип рукавных головок, таблица возможного отбора воды из городской сети, места подключения автонасосов к внутреннему противопожарному водопроводу, место размещения насосной станции, разделительных задвижек и узлов управления спринклерных и дренчерных систем.

9. В отдельном разделе плана целесообразно изложить результаты практической отработки действий пожарных подразделений по боевому развертыванию и подаче пожарных стволов на высоту, по эвакуации людей из здания.

9. Жилые дома повышенной этажности 10-16 эт. Прежде всего жилой дом должен соответствовать тем требованиям жителей, которые вырабатываются как социальные, бытовые и эстетические критерии, характерные для данного общества, на данном уровне его экономического и технического развития1. Эти требования определяют необходимый уровень комфорта проживания и общественных услуг, а экономика и уровень развития техники обусловливают характер строительного производства, строительные материалы и конструктивные системы жилого дома. В композиционном и функциональном отношениях жилой дом находится в сложной взаимосвязи с городом. Градостроительные условия - наиболее важные при выборе этажности и пространственного решения жилого дома. Эти параметры должны быть увязаны с общим композиционным приемом, принятым для планировки данного района или участка города. Одним из решающих факторов при выборе типа дома является его этажность. Определение ее обусловлено двумя важными условиями: композиционными, как, например, необходимостью силуэтного решения, экономическими, требующими большой плотности жилого фонда на данном участке, так как земля в городе, предназначенная для строительства, стоит дорого. Градостроительные условия накладывают определенные требования и при выборе планировочной структуры жилого дома, секции и квартиры, а также при решении первых этажей. Жилые дома повышенной этажности оборудуют лифтами, предназначенными для подъема и спуска людей, а при высоте зданий выше 13 этажей - и для перевозки мебели, колясок, больных на носилках. Границы групп зависят также от нормируемого вида внеквартирной лестницы: в зданиях выше девяти этажей она должна быть незадымляемой. К зданиям выше 16 этажей предъявляют дополнительные конструктивные требования по устойчивости и прочности. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности лестнично-лифтовых узлов. В жилых домах повышенной этажности лестницы по их противопожарным свойствам можно подразделить на три группы: 1) не защищенные от дыма и огня, т. е. непосредственно связанные с помещениями, где расположены входы в квартиры; 2) незадымляемые, примыкающие к наружной стене здания, проход на которые осуществлен через наружную воздушную зону по балкону, лоджии или галерее; 3) изолированные, т. е. отделенные от коридора, в котором находятся входы в квартиры, шлюзом с самозакрывающимися огнестойкими дверями и со специальной системой удаления дыма. Изолированная лестница в отличие от незадымляемой может занимать любое положение в плане здания, так как незадымляемость ее обеспечивается при помощи технических средств, а не непосредственным сообщением с наружной воздушной зоной. Новые нормы проектирования жилых зданий допускают проектировать во всех жилых домах высотой до 25 этажей наряду со светлыми, примыкающими к наружной стене лестницами с обычными окнами, лестничные клетки, освещаемые через световые фонари в покрытиях, а также без естественного освещения при обеспечении незадымляемости лестничных клеток. Незадымляемость таких лестничных клеток обеспечивается созданием в них с помощью вентиляторов воздушного подпора не менее 2 кГ/м2 при одной открытой двери и удалением дыма из шлюзов, холлов и коридоров через размещаемые в них вентиляционные шахты, а также при помощи различных технических средств. В жилых домах высотой в 10 этажей и более предусматривают незадымляемые лестницы. Если в жилых домах высотой от 10 до 16 этажей включительно на каждом этаже имеются секции в составе не более 4 квартир, допускается устраивать обычные незащищенные лестницы с поэтажными входами в них из шлюзов, холлов и коридоров с разделением лестничных клеток посередине высоты здания несгораемой стенкой с пределом огнестойкости не менее 0,75 м. При этом должен быть обеспечен переход из каждой квартиры, расположенной на 6-м этаже и выше, по балконам или лоджиям в квартиру смежной секции. В жилых домах коридорного и галерейного типов с жилой площадью более 300 м2 на этаж и высотой до 9 этажей включительно требуется устраивать не менее двух незащищенных лестниц, а в зданиях высотой 10 этажей и более - не менее двух незадымленных или изолированных лестниц. В торцах жилых домов коридорного и галерейного типов высотой в 6 этажей и более надо предусматривать общие переходные балконы для всех квартир, объединенные наружными эвакуационными лестницами от верха дома до пола 6-го этажа. В жилых домах коридорного типа высотой в 10 этажей и более наибольшее расстояние от входа в квартиру до выхода наружу или на лестничную клетку из квартир, расположенных между лестничными клетками, не должно превышать 40 м, а из квартир, имеющих выход в тупиковый коридор, - 25 м. При проектировании лестнично-лифтовых узлов необходимо иметь в виду, что шахта лифта может служить причиной задымления лестницы. Поэтому необходимо, чтобы вход в лифты, их загрузка и выгрузка осуществлялись обособленно от лестничной клетки.

В соответствии со СНиП 31-05-2003 "Общественные здания административного назначения" при определении этажности здания в число надземных этажей включаются все надземные этажи, в т. ч. технический, мансардный, а также цокольный, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м. Подполье под зданием независимо от его высоты в число надземных этажей не включаются.

При заполнении кадастрового паспорта объекта недвижимости указывается общее число этажей.

Отдельно в строке "количество подземных этажей" отражается число подземных этажей (этажей при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещения).

При этом в строке "количество этажей" указывается общее число как надземных, так и подземных этажей.

При применении указанных выше норм ГрК РФ учитывается количество этажей, а не этажность объектов капстроительства.

Обычно жилые дома и здания в России классифицируются по этажности:

· малоэтажные - 1-2 этажа;

· средней этажности - 3-5 этажа;

· многоэтажные - 6 и более этажей;

· повышенной этажности - 11-16 этажей;

· высотные - более 16 этажей.

Одноэтажные здания по сравнению с многоэтажными имеют следующие преимущества: облегчают установку технологического оборудования, упрощают пути грузовых потоков и позволяют ис­пользовать для перевозки грузов экономичный горизонтальный транспорт; имеют более простое объемно-планировочное и конст­руктивное решения; обеспечивают равномерную освещенность ра­бочих мест естественным светом через световые фонари; дают воз­можность организовать естественный воздухообмен в помещениях через светоаэрационные фонари; создают удобную связь между про­изводственными помещениями; они легче поддаются унификации и блокированию; снижают стоимость единицы площади, например стоимость 1 м 2 одноэтажного многопролетного здания с сеткой ко­лонн 18x6 м в среднем на 10% ниже стоимости 1 м многоэтажного здания шириной 18 м.

Недостатками одноэтажных зданий являются следующие: отно­сительно большая площадь застройки, а также протяженность инже­нерных и транспортных сетей, повышающие расходы на благоустрой­ство территории; большая площадь наружных ограждений (особенно покрытий), что повышает эксплуатационные расходы на содержание их и поддержание заданных параметров внутренней среды.

Многоэтажные здания лишены большинства недостатков, при­сущих одноэтажным зданиям, а нередко экономичнее одноэтажных, особенно при нагрузках до 10 кН/м 2 (1000 кг/м 2). Такие здания более гибки в отношении градостроительных требований - их можно раз­мещать в городских кварталах, за исключением зданий с вредными производствами. Размещение предприятий в городской застройке позволяет сократить объемы трудоемких работ по устройству инже­нерных сетей. В период строительства и эксплуатации предприятий отпадает необходимость в дополнительных транспортных маршру­тах для подвоза работающих. Архитектуру многоэтажных зданий удобнее увязывать с городской застройкой и, наконец, в таких зда­ниях более удачно размещаются административно-бытовые поме­щения.

Обстановка на пожарах. Граждан­ские здания высотой от 10 до 25 этажей относят к зданиям повышен­ной этажности. Они имеют конструк­ции из несгораемых материалов с большими пределами огнестойкости. По своему планировочному решению жилые и общественные здания могут быть одно- и многосекционными. Кон­структивное и объемно-планировочное решение этих зданий и лестнично-лифтовых узлов в них обеспечивает незадымляемость путей эвакуации людей при пожарах, пропускную спо­собность лестничных клеток и кори­доров для эвакуации людей и боевой работы по тушению пожаров.

Незадымленность лестничных кле­ток создается подпором воздуха в них или устройством поэтажных выходов из них через наружную открытую зону по балконам или лоджиям на этажи зданий. В многосекционных зданиях для эвакуации людей предус­матривают переходы из квартиры в квартиру по балконам в другую сек­цию, по пожарным лестницам, сое­диняющим балконы, начиная с 5 этажа и выше или через наружную эвакуационную лестницу, располо­женную в торце здания.

В зданиях повышенной этажности устраивают инженерные системы для обеспечения условий успешной эва­куации людей и тушения пожаров. К ним относятся системы подпора воз­духа в лестничных клетках, пуск которых осуществляется автоматиче­ски с помощью датчиков и дистан­ционно от кнопок, установленных на каждом этаже у пожарных кранов. В жилых и общественных зданиях предусматривают системы удаления дыма из коридоров каждого этажа. Открывание их клапанов и пуск вен­тиляторов осуществляются автома­тически и дистанционно из шкафов пожарных кранов. В ранее построен­ных зданиях существуют системы уда­ления дыма из лифтовых шахт и лест­ничных клеток.


Противопожарная защита зданий повышенной этажности постоянно со­вершенствуется. Современные устрой­ства противопожарной защиты зда­ний еще недостаточно совершенны, не всегда находятся в состоянии по­стоянной готовности при возникно­вении пожаров.

Для эвакуации людей в условиях пожара в общественных зданиях по­вышенной этажности, в зданиях гос­тиниц и общежитий предусматривают системы оповещения о пожаре и уп­равления эвакуацией.

При пожарах все лифты в здани­ях в 10 этажей и более переходят в режим «Пожарная опасность». При этом все кабины направляются на первый этаж без остановки и их дальнейшая эксплуатация исключает­ся. Отдельные здания оборудуют спе­циальными лифтами для транспор­тирования пожарных подразделений.

Гражданские здания повышенной этажности оборудуют внутренними противопожарными водопроводами. В зависимости от этажности и вы­соты зданий внутренние противопо­жарные водопроводы разделяют на зоны. Расход воды для жилых зда­ний, общежитий и общественных зда­ний, за исключением театрально-зре­лищных учреждений, принимают со­гласно табл. 1 СНиП 2.04.01-85 от 2,5 до 7,5 л/с. На внутренней сети противопожарного водопровода каж­дой зоны зданий высотой 17 этажей и более предусматривают установку наружных патрубков (не менее 2) для подключения пожарных автомо­билей.


В зданиях повышенной этажности при возникновении пожаров харак­терно быстрое задымление вышерас­положенных этажей и лестнично-лифтовых узлов, а также интенсив­ное распространение огня в пределах этажа, особенно при коридорной планировке и по системам инженер­ных коммуникаций, облицовке из го­рючих материалов и оборудованию в верхние этажи. Этому способствуют повышенное влияние ветра, значитель­ные перепады давления воздуха внут-


)и и снаружи за счет большой вы-:оты зданий.

Происшедшие пожары и опыты по-сазали, что при возникновении их в юрвом-третьем этажах 12-16-этаж-1ых зданий через 5-6 мин с момента юзникновения продукты сгорания >аспространяются по всей лестнич-[ой клетке, а уровни задымления та-:овы, что не позволяют людям на­удиться без защиты органов ды-;ания.

Через 15-20 мин от начала пожа-»а огонь может распространиться шерх по балконам, лоджиям, окон-1ым переплетам и через оконные и [.верные проемы перейти в помещения (ышерасположенных этажей. -~ Боевые действия по тушению пожаров во многом зависят, от места юзникновения пожара. Если пожар фоизошел в нижних этажах, то по-карные подразделения могут быстро (вести огнетушащие средства в очаг орения и на путях его распростра-[ения. Но при этих условиях в шасной зоне может оказаться боль-цое число людей, для эвакуации ко-орых потребуется значительное ко-[ичество пожарных подразделений и пециальных средств. При возникно-;ении пожаров в верхних этажах огонь оздает меньшую угрозу распростра-[ения по зданию, но при этом за-рудняет введение средств тушения [а значительные высоты, а также начительно усложняет условия про-едения спасательных работ с горя-цих и вышерасположенцых этажей.

Разведка пожара. В многоэтажных даниях разведку пожаров осуще-твляют разведывательно-спасатель-1ыми группами, которые должны со-тоять не менее чем из 4-5 человек.)то обуславливается тем, что при доведении разведки одновременно существляют поисково-спасательные заботы и тушение пожара. В зависи-юсти от планировки зданий, наличия естничных клеток и обстановки на ожаре разведку организуют в не-кольких направлениях. Разведыва-ельно-поисковые группы должны меть при себе изолирующие противо-


газы, переносные радиостанции, пе­реговорные устройства, спасательную веревку длиной 50-60 м или 30-метровые из расчета одна веревка на 5 этажей, приборы освещения. Во всех случаях у входа в здание вы­ставляют связного с радиостанцией для передачи приказаний РТП прибы­вающим на пожар подразделениям и других его распоряжений. Основ­ной задачей разведывательно-спаса­тельных групп в первую очередь является определение угрозы людям на горящих и вышерасположенных этажах зданий.

В процессе разведки РТП должен выяснить у представителей админи­страции число людей, оставшихся в здании, какие меры приняты по их эвакуации. Используя системы опове­щения о пожаре и управления эва­куацией, он должен предупредить панику среди людей, оставшихся в здании. При отсутствии указанных систем применяют электромегафоны и громкоговорящие установки пожар­ных машин. В ходе разведки опреде­ляют возможные кратчайшие пути эвакуации людей с горящих, выше-и нижерасположенных этажей по неза-дымленным лестничным клеткам, в смежные незадымляемые помещения через балконы и лоджии, на покрытия здания с последующим переходом в безопасные места и т. п. Выясняют возможность использования автолест­ниц, коленчатых автоподъемников и других спасательных средств и места их установки, основные пути рас­пространения огня и продуктов сго­рания по зданию. Уточняют, включены ли пожарные насосы внутренних про­тивопожарных водопроводов, можно ли использовать стационарные сред­ства тушения пожаров, удаления ды­ма и снижения температуры, приве­дены ли в действие системы противо­пожарной защиты и какова их эф­фективность. Определяют возмож­ность использования лифтов для подъ­ема личного состава и пожарно-тех-нического вооружения на верхние этажи и др.

Спасание людей. Эвакуационно-


спасательные работы проводят с уче­том обстановки на пожаре, наличия сил и средств и психологического состояния людей. Определяя количе­ство дополнительных сил и средств, РТП должен оценить, какая обста­новка на пожаре может сложиться к моменту прибытия и включения их в боевую работу.

Спасательные работы в случае угрозы жизни людей следует начи­нать немедленно и привлекать для этого максимально возможное ко­личество сил и средств. Эвакуацию и спасание людей организуют и про­водят следующими способами: вывод (вынос) людей в безопасные места из зданий или внутри зданий; эва­куация людей по лестничным клет­кам и наружным эвакуационным лестницам, а также через наружные переходы (лоджии, балконы) из сек­ции в секцию, через балконные лест­ницы на ниже- и вышерасположенные этажи; спасание людей с примене­нием автолестниц, коленчатых авто­подъемников, штурмовых и выдвиж­ных лестниц, спасательных веревок, а также с использованием различных спасательных устройств (спасатель­ных рукавов, индивидуальных спаса­тельных устройств и др.). Для спа­сания людей используют крыши со­седних корпусов зданий с последую­щим переводом людей на лестничные клетки и из здания.

При массовой эвакуации по лест­ницам и переходам на путях эва­куации выставляют пожарных, кото­рые должны обеспечить быстрое и организованное продвижение людей к выходам и не допустить паники.

При спасании людей из зданий повышенной этажности можно исполь­зовать массовое применение пожар­ных автолестниц, коленчатых авто­подъемников, выдвижных и штурмо­вых лестниц, спасательных рукавов, веревок и одновременно вывод и вы­нос пострадавших по коридорам и маршевым лестницам звеньями и от­делениями ГДЗС. Выдвижные по­жарные лестницы устанавливают со стилобатов и перепадов крыши сбло-


кированных корпусов здании, примы­кающих к горящему, а штурмовые дестницы при необходимости подве­шивают последовательно одна за дру­гой по «цепочке», начиная с верши­ны выдвижной лестницы или авто­лестницы. Для большей устойчи­вости используют штурмовые лест­ницы с двумя крюками. При этом у каждой штурмовой лестницы на «це­почке» выставляют пожарного, ко­торый удерживает лестницу и оказы­вает помощь спасаемым в передви­жении и переходе с лестницы на лест­ницу. Спасаемых обязательно стра­хуют веревками.

При отыскании людей тщательно проверяют все помещения, особенно на горящих и вышерасположенных этажах, и заблокированные кабины лифтов. Чтобы избежать повторного осмотра помещений, на их входных дверях делают пометки.

Одновременно с проведением эва-куационно-спасательных работ РТП принимает меры по предотвращению распространения огня и дыма на пу­ти эвакуации, а также по удалению дыма и снижению температуры в лест­ничных клетках и шахтах лифтов, по которым производят спасательные работы. Для этих целей в первую очередь используют противопожарный водопровод и стационарные системы тушения пожаров, а также системы дымоудаления. При удалении дыма клапаны дымоудаления должны быть открыты только на горящем этаже, так как одновременное открытие клапанов на других этажах приводит к задымлению вышерасположенных этажей. В ряде зданий из лестнич­ных клеток дым удаляют через дымо­вые люки, устроенные в их покрытии.

При отсутствии в здании систем противодымной защиты или отказе их работы РТП должен принять меры по удалению дыма и ограниче­нию распространения огня на пути эвакуации с помощью передвижных средств: пожарные автомобили дымо­удаления, прицепные и переносные ды­мососы, а. также путем вскрытия окон и дверей.

Последнее время в городах со сложным и дорогостоящим инженерным оборудованием территории планируется значительно увеличить объем строительства жилых крупнопанельных домов повышенной этажности. В Москве, например, в период 1971-1975 гг. будут строить жилые дома преимущественно высотой в 9-16 этажей, а в отдельных случаях - высотой 20-25 этажей и более. Удельный вес 5-этажных жилых домов в общем объеме жилищного строительства в Москве составил в 1973 г. около 3%.

По техническому оборудованию и планировочной структуре жилые дома повышенной этажности отличаются от пятиэтажных наличием в них лифтов и комплексом планировочных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Лифты

Жилые дома повышенной этажности оборудуют лифтами, предназначенными для подъема и спуска людей, а при высоте зданий выше 13 этажей - и для перевозки мебели, колясок, больных на носилках. Необходимое количество лифтов и их грузоподъемность, зависящие от этажности и численности жителей на этаже жилой секции, указаны в табл. 33.
По табл. 33 можно определить минимальное количество лифтов для домов до 25 этажей ори населении этажа до 40 человек. При этом высоту этажа принимают равной 3 м, а максимальное время ожидания лифта - 2 мин. Как видно из этой таблицы, в доме может быть до четырех лифтов в зависимости от этажности и количества людей, проживающих на одном этаже жилой секции дома.

Пассажирские лифты грузоподъемностью 320 кГ имеют наружные размеры кабины 100x120 см и вмещают 4 человека; при грузоподъемности 500 кГ размеры 120х140 см и вместимость 6 человек.

Грузопассажирские лифты (500 кГ) имеют кабину увеличенных размеров - 120x220 см (при входе с узкой стороны) или 220X120 см (вход с широкой стороны). Это позволяет перевозить крупногабаритную мебель и больных на носилках.

На рис. 237 показаны примеры планировки лестнично-лифтовых узлов домов высотой 10-12 этажей (при заселенности секции этажа до 40 человек) и высотой 13-16 этажей (при количестве проживающих на одном этаже жилой секции до 30 человек).

Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности лестнично-лифтовых узлов

В жилых домах повышенной этажности лестницы по их противопожарным свойствам можно подразделить на три группы:
  • 1) не защищенные от дыма и огня, т. е. непосредственно связанные с помещениями, где расположены входы в квартиры;
  • 2) незадымляемые, примыкающие к наружной стене здания, проход на которые осуществлен через наружную воздушную зону по балкону, лоджии или галерее;
  • 3) изолированные, т. е. отделенные от коридора, в котором находятся входы в квартиры, шлюзом с самозакрывающимися огнестойкими дверями и со специальной системой удаления дыма.
Изолированная лестница в отличие от незадымляемой может занимать любое положение в плане здания, так как незадымляемость ее обеспечивается при помощи технических средств, а не непосредственным сообщением с наружной воздушной зоной.

Новые нормы проектирования жилых зданий (СНиП II-Л. 1-71) допускают проектировать во всех жилых домах высотой до 25 этажей наряду со светлыми, примыкающими к наружной стене лестницами с обычными окнами, лестничные клетки, освещаемые через световые фонари в покрытиях, а также без естественного освещения при обеспечении незадымляемости лестничных клеток. Незадымляемость таких лестничных клеток обеспечивается созданием в них с помощью вентиляторов воздушного подпора не менее 2 кГ/м 2 при одной открытой двери и удалением дыма из шлюзов, холлов и коридоров через размещаемые в них вентиляционные шахты, а также при помощи различных технических средств.

В жилых домах секционного типа высотой до 9 этажей включительно квартиры должны иметь выход на одну светлую незащищенную лестницу. Из квартир, расположенных на 6-9-м этажах, необходимо обеспечить возможность перехода в смежную секцию но балконам или лоджиям или выхода на наружную эвакуационную лестницу, поэтажно соединяющую балконы или лоджии от верхнего этажа до отметки пола 6-го этажа (рис. 238, а).

Незащищенные лестницы отделяют от помещений любого назначения дверями (глухими или с остеклением) для предотвращения быстрого распространения дыма по другим этажам.

В таких крупных городах, как Москва, Ленинград, Киев, где пожарные части имеют 28- и 45-метровые автомеханические лестницы, разрешено проектировать 9-этажные дома без противопожарных переходов по балконам или лоджиям и без наружных эвакуационных лестниц.

В жилых домах высотой в 10 этажей и более предусматривают незадымляемые лестницы (рис. 238, б).

Если в жилых домах высотой от 10 до 16 этажей включительно на каждом этаже имеются секции в составе не более 4 квартир, допускается устраивать обычные незащищенные лестницы с поэтажными входами в них из шлюзов, холлов и коридоров с разделением лестничных клеток посередине высоты здания несгораемой стенкой с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч. При этом должен быть обеспечен переход из каждой квартиры, расположенной на 6-м этаже и выше, по балконам или лоджиям в квартиру смежной секции.

В жилых домах коридорного и галерейного типов с жилой площадью более 300 м2 на этаж и высотой до 9 этажей включительно требуется устраивать не менее двух незащищенных лестниц, а в зданиях высотой 10 этажей и более - не менее двух незадымленных или изолированных лестниц.


В торцах жилых домов коридорного и галерейного типов высотой в 6 этажей и более надо предусматривать общие переходные балконы для всех квартир, объединенные наружными эвакуационными лестницами от верха дома до пола 6-го этажа.

В жилых домах коридорного типа высотой в 10 этажей и более наибольшее расстояние от входа в квартиру до выхода наружу или на лестничную клетку из квартир, расположенных между лестничными клетками, не должно превышать 40 м, а из квартир, имеющих выход в тупиковый коридор, - 25 м (рис. 238, в).

При проектировании лестнично-лифтовых узлов необходимо иметь в виду, что шахта лифта может служить причиной задымления лестницы. Поэтому необходимо, чтобы вход в лифты, их загрузка и выгрузка осуществлялись обособленно от лестничной клетки (см., рис. 237).

Поделиться: