Народные трибуны в риме. Значение словосочетания «народный трибун

Трибун (лат. tribunus ) - должностное лицо в Древнем Риме. Леонард Шмитц. СЛОВАРЬ ГРЕЧЕСКИХ И РИМСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ

Военный трибун (лат. tribunus militum ) - командная должность в римском легионе. В эпоху Республики военный трибун командовал легионом. В эпоху Империи в каждом легионе был один военный трибун из числа сенаторов (второй по старшинству в легионе после легата) и пять - из сословия всадников.

Народные трибуны - (лат. tribunus plebis , букв. плебейский трибун) - должностные лица, (с 490 г. до н. э.) ежегодно избиравшиеся из плебеев на собраниях по трибам. Должность народных трибунов была введена для защиты прав плебеев от произвола патрицианских магистратов.

Трибуны имели право накладывать вето на распоряжения или постановления любого магистрата (кроме диктатора и цензора) и сената, арестовывать и приговаривать к штрафу магистратов (кроме диктатора) и рядовых граждан, созывать собрания плебеев, заседания трибутных комиций и сената и председательствовать на них, издавать эдикты и предлагать законопроекты.

Личность народного трибуна считалась неприкосновенной. Народные трибуны были обязаны постоянно держать двери дома открытыми для граждан, нуждающихся в защите, и не могли покидать Рим более чем на сутки. Их власть была ограничена городской чертой Рима.

Высший подъем римской демократии связан с деятельностью народных трибунов Тиберия и Гая Гракхов. С установлением империи институт народных трибунов утратил самостоятельное значение, но продолжал существовать в форме «трибунской власти» императора.

Народный трибунат просуществовал до III века.

Должность консула была коллегиальной, т. е. консулов было сразу двое, избирались они на один год в центуриатных комициях. Коллегия двух консулов была учреждена, согласно античной традиции, после изгнания царя Тарквиния Гордого.

Консулы сначала выбирались только из патрициев, но в результате борьбы плебеев с патрициями с 367 до н. э. один из консулов стал избираться из плебеев.

Консулы обладали высшей гражданской и военной властью, набирали легионы и возглавляли их, созывали сенат и комиции, председательствовали в них, назначали диктаторов, производили ауспиции и т. д. В чрезвычайных обстоятельствах сенат наделял консулов неограниченными полномочиями.

Право вести судебные процессы по гражданским делам с 367 до н. э. перешло к младшим коллегам консулов - преторам.

Помощниками консулов были квесторы.

Знаками отличия консула являлись тога с широкой пурпурной каймой, курульное кресло (Sella curulis ), инкрустированное слоновой костью, и сопровождение 12 ликторов с фасциями, в которые за городской чертой вкладывались топоры.

В римской системе летосчисления годы обозначались именами консулов данного года (они именовались consules ordinarii).

По окончании срока должности консулы получали в управление какую-либо провинцию и звание проконсула.

В эпоху империи консулы утратили реальную власть, эта должность превратилась в почётный титул, а из выборной должность превратилась в назначаемую.

В новое время консулом называется должностное лицо, назначаемое постоянным представителем в каком-либо городе или районе другого государства для защиты юридических и экономических интересов своего государства и его граждан.

Плебс

(лат. tribunus plebis), Mагистратура в Римской республике, задача которой состояла в защите интересов плебса от посягательств патрициев. Важнейшими правами Н. т. . были право ве то на любое решение магистратов или сената (intercessio) и право созыва народного собрания.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТРИБУНЫ НАРОДНЫЕ

Trib?ni plebis.

1. После 1-й сециссии в 494 г. до Р. X. патриции, сделав народу уступку, согласились на выбор народных Т., обязанность которых была защищать плебеев от притеснений патрициев и консулов. ср. Leges sacratae. Народных Т. сначала было 2 или 5 (Liv. 2, 33. 58. Cic. r. р. 2, 34), а в 457 г. до Р. X. число их было увеличено до 10 (Liv. 3, 30). Однако патриции, давая свое согласие, поставили условием, чтобы нельзя было выбирать одних и тех же лиц дважды. Круг деятельности Т. вначале был ограничен, но вскоре им удалось расширить его и усилить, чему немало содействовала дарованная им неприкосновенность (см. Leges sacratae и Lex Icilia, Закон Ицилия. Liv. 2, 33. 3, 55. 4, 3). Старейшее и на первых порах единственное их право было auxilium, право защиты плебеев, впоследствии также и патрициев, состоявшее в том, что они могли воспрещать (veto, intercedo, prohibeo) мероприятия должностных лиц или сената против отдельных личностей. Эта «помощь» применялась обыкновенно:

a) при dilectus (Liv. 3, 11. 4, 53);

b) при распределении податей (Liv. 4. 60. 5, 12);

c) в суде, где трибуны могли вмешиваться не только в гражданские, но и в уголовные дела как до приговора (sententia), так и после него, чтобы, напр., помешать какой-нибудь несправедливости или чтобы поддержать aequitatem против неумолимой буквы закона. Но встречалось также немало несправедливых вмешательств. Впрочем, veto T., прекращавшее судебное разбирательство, имело силу только до истечения служебного года вмешавшегося, и если преемник его не вмешивался снова, то разбирательство опять могло возобновиться. Кто нуждался в подобной помощи, должен был призывать T. (appellare, Liv. и Cic. часто), и они собирались, рассматривали дело и принимали решение (decretum), в котором или соглашались оказать помощь, или отказывали в ней. Liv. 3, 3. 4, 53. 38, 52, сл. 60. Cic. Quint. 7, 20. 28;

2. из этого права помощи вскоре развилось право вмешательства Т. во все административные мероприятия и действия должностных лиц (консулов, цензоров и даже других трибунов. Cic. legg. 3, 4) в SCons. и во все предложения, предназначавшиеся для внесения в комиции. Во всех комициях Т. могли intercedere, impedire, moram facere, так что приходилось иногда откладывать даже выборы должностных лиц. Liv. 6, 35. 7, 21. 27, 6. 32, 7. 34, 5 и т. д.;

3. по отношению к сенату Т. вначале не пользовались никакими правами, но вместе с правом вмешательства в Scons. они получили также право присутствовать в заседаниях сената. Вначале они сидели у входа в курию и, угрожая оттуда своим auxilium против приведения в исполнение Scons. (особенно касательно dilectus и tribulutum), мало-помалу присвоили себе право вмешиваться во все дела (Liv. 4, 6. 36, 43. 50, 57. 9, 8 и т. д.), заняли место в среде прочих сенаторов и, вероятно, вскоре после lex Valeria, сделавшей решения триб обязательными для всех римлян, могли даже докладывать ему. Вследствие этого цензоры при первой же lectio приняли в сенат и всех бывших Т.;

4. правом созывать сходки (см. Contio) и председательствовать на них Т., вероятно, пользовались уже сначала, но гораздо важнее было полученное ими право созывать comitia tributa и председательствовать в них, особенно после lex Valeria, Publilia и Hortensia. В этих собраниях не только производили выборы на многие должности и творили суд, но и совещались о важнейших делах и подавали голоса о законах, имевших величайшее значение (напр., о leges agrariae, о распределении провинций, о командовании войском и т. д., см. Comitia, Комиции);

5. право назначать пеню на непокорных и пользоваться prehensio (т. е. арестовать граждан или должностных лиц) Т. получили скоро и часто злоупотребляли им самым недобросовестным, деспотическим образом; они даже консулов заключали в темницу или угрозами принуждали их к уступчивости (Liv. 4, 26. 5, 9. 29, 20 и т. д.);

6. Т. также ежегодно издавали указы (edictum), в которых, вероятно, определяли, когда намерены привести в действие свое auxilium и т. п. Производить ауспиции они вначале не имели права, впоследствии же им дано было и это право, но только относительно менее торжественных случаев. О принадлежащих им spectio de coelo и obnuntiato см. Divinatio, Дивинация, 21, Obnuntiatio и Lex Aelia, Закон Элия, и Fufia, Закон Фуфия. Власть Т. сначала была только благотворна; они своим противодействием обуздывали власть консулов, сената и патрициев, и внутренняя жизнь Римcкогo государства могла развиваться правильно, пока Т. оставались на законной почве. Но когда они стали злоупотреблять своими правами и сделались в позднейшие времена ярыми демагогами, Римское государство подверглось величайшей опасности (Cic. legg. 3, 8 слл. pestifera sс. potestas trib.). Законные ограничения трибуната, как, напр., необходимость единогласия между всеми Т., без которого они не могли решать, если хотя один из них протестовал (Liv. 2, 43. 44: unum adversus omnes satis esse. 56. 3, 59. 4, 58 сл.), так что несогласный всегда имел перевес, - оказывались недостаточными; выбор диктатора тоже не достигал более своей цели с тех пор, как и против него допускалась provocatio. Plut. Cam. 42. Поэтому Сулла, считая трибунат наинесноснейшим орудием тиранических и охлократических замыслов, преобразовал его в пользу оптиматов. Изданный им, в бытность его диктатором в 80 г., закон lex Cornelia de tribunicia potestate почти совсем уничтожил трибунат (он сделался imago sine re, Vell. Pat. 2, 30): он ограничил ius cum plebe agendi, обусловил право Т. предлагать законы в комициях триб и право привлекать в суд - согласием сената; далее, он низвел право вмешательства, главный источник всех прочих прав tribuniciae potestatis, к первоначальному значению auxilii lationis adversus imperium (Cic. legg. 3, 9) и, наконец, запретив бывшим трибунам занимать какую-нибудь курульную должность, уничтожил приманку, которою до тех пор обладал трибунат для честолюбивых демагогов. Тотчас же после смерти Суллы начались попытки восстановить трибунат; сначала они были безуспешны, но уже в 75 г., в силу lex Aurelia (консула Аврелия Котты), трибунам возвращено было право быть избираемыми в консульские должности; а через 5 лет, в 70 г., Помпей и Красс, нуждавшиеся для своих планов в трибунате, восстановили его во всей его силе. Vell. Pat. 12, 30. Sall. Cat. 38, Dio Cass. 38, 30. С этих пор трибунат снова вступил на тот путь, по которому следовал до Суллы. Достаточно упомянуть имя П. Клодия, чтобы дать понятие о тех ужасах и смутах, которым трибуны и демагоги подвергали в те времена государство. В эпоху императоров трибунская власть образовала средоточие императорской potestas (см. Princeps, Принцепс), и хотя Т. продолжали еще существовать, но потеряли всякое значение, их право помощи в суде ограничивалось императорской инстанцией. Место в сенате и право вмешательства они сохранили, но право налагать пеню было сильно уменьшено. Tac. ann. 13, 28. Зато они получили в свое ведение устройство августалий (см. Ludi, Игры, 9), требуемые для трибуната условия и выборы. Эта должность была доступна одним плебеям, и притом только свободным гражданам, что, однако, в эпоху императоров не всегда строго соблюдалось. Определенного возраста не требовалось, но обыкновенно трибуны раньше занимали должность квестора и плебейского эдила, а когда, вероятно по постановлению Суллы, должны были быть выбираемы из сенаторов, тогда во всяком случае - квестора. Первые Т. выбраны были на Священной горе, после же lex Publilia, Закон Публилия, в 471 г. до Р. X., выборы стали производиться в комициях триб; о промежутке между этим временем не известно ничего точного. В должность они вступали 10 декабря, незадолго до которого происходили выборные комиции. Особых знаков отличия августалии не имели. Слуги их были viatores, scribae и praecones, которые остались и во время императоров.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Народные трибуны

Народный трибунат, как мы видели выше, возник революционным путем как чисто плебейская магистратура. В известном отношении он сохранял этот узкосословный характер до самого конца Республики, например, народными трибунами могли быть только плебеи, и избирались они на собраниях плебса по трибам. Но в целом трибунат с течением времени приобрел общегосудар­ственный характер, став своеобразным контрольным органом демократии.

Народных трибунов было 10 человек, избиравшихся ежегодно. Как долж­ностные лица они не подлежали ответственности и были неприкосновен­ны: лицо, оскорбившее народного трибуна или причинившее ему вред, счи­талось проклятым, становилось вне закона. Основным и самым ранним историческим правом трибунов было право помощи (ius auxilii): народ­ный трибун был обязан помочь своим личным вмешательством (intercessio) любому гражданину, обратившемуся к нему за содействием против каж­дого магистрата (кроме диктатора, на которого право интерцессии не рас­пространялось). Для того чтобы народного трибуна легко можно было найти, он не мог покидать Рим более чем на один день, и дверь его дома должна была быть всегда открытой.

Из права помощи впоследствии развилось более широкое право проте­ста против распоряжений должностных лиц, решений сената и даже пред­ложений, вносимых в народные собрания, если трибуны находили их не­согласными с интересами плебеев. Протест трибунов выражался в том, что они произносили: «veto» («запрещаю»). После этого соответствую­щее распоряжение или акт приостанавливались до тех пор, пока трибун не снимал своего запрещения. Право veto принадлежало каждому отдель­ному трибуну, что тормозило деятельность коллегии в целом и часто при­водило к злоупотреблениям.

Народные трибуны имели право прибегать к мерам принуждения по отношению к тем, кто им противодействовал. К таким мерам принадлежа­ли денежный штраф, арест и, в исключительных случаях, даже смертная казнь (свержение с Тарпейской скалы).

Первоначально трибунам принадлежало право созывать только пле­бейские собрания, председательствовать на них и вносить предложения. Впоследствии, когда фактическая разница между собраниями плебса и трибутными комициями стерлась, трибуны получили возможность прини­мать активное участие в общем законодательстве. Одновременно народ­ные трибуны добились доступа в сенат, а затем права его созывать со все­ми вытекающими отсюда последствиями.

Таким образом, власть трибунов, на первых порах очень скромная, с течением времени выросла до большого объема. Она была ограничена, в сущности, лишь правом интерцессии коллег и тем, что распространялась лишь на городскую территорию, а вне ее действовала на расстоянии толь­ко 1 римской мили (около 1,5 км). Протест народного трибуна не распро­странялся на действия диктатора и сохранял силу только во время пребы­вания данного трибуна в должности.

Трибунат исторически был органом римской демократии, особенно ощутима была эта роль в периоды больших народных движений. Но бла­годаря широким размерам коллегии (10 человек) трибунат легко стано­вился объектом подкупа и других влияний, идущих из кругов, враждебных демократии. А в таком случае право трибунской интерцессии становилось источником величайших злоупотреблений. В конце Республики народный трибунат совершенно выродился и сделался орудием борьбы отдельных клик и органом военной диктатуры.

Из книги Вслед за героями книг автора Бродский Борис Ионович

Сенаторы и трибуны На комициях выбирали народных трибунов – блюстителей интересов, прав и достоинства римских граждан.За помощью к трибуну мог обратиться каждый римлянин. Для этого двери дома трибуна были открыты не только днём, но и ночью, а сам он не мог отлучаться

Из книги Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме автора Гуревич Даниэль

Катон, трибуны и женщины Вернемся немного назад и остановимся на законе, касавшемся в первую очередь матрон - законе Оппия. Он был внесен в комиции консулом Гаем Оппием в 215 г. до н. э. (в разгар войны с Ганнибалом) и запрещал женщинам «иметь больше полуунции золота, носить

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Народные восстания В 1379-1384 гг. по всей стране прокатилась волна восстаний, начавшихся в городах Лангедока. Как только в конце 1379 г. был объявлен новый чрезвычайный налог, вспыхнуло восстание в Монпелье. Ремесленники и беднота ворвались в ратушу и убили королевских

Из книги История Англии в Средние века автора Штокмар Валентина Владимировна

Народные восстания В 1536 г. вспыхнуло восстание в Линкольншире, а затем в Йоркшире и других северных графствах Англии. Восстание вылилось здесь осенью 1536 г. в форму религиозного похода на юг, похода, получившего название «Благодатного паломничества». Участников его в

автора Ковалев Сергей Иванович

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Народные трибуны Народный трибунат, как мы видели выше, возник революционным путем как чисто плебейская магистратура. В известном отношении он сохранял этот узкосословный характер до самого конца Республики, например, народными трибунами могли быть только плебеи, и

Из книги Повседневная жизнь этрусков автора Эргон Жак

Трибуны и публика Посмотрим теперь на трибуны, предназначенные для зрителей{606}. Они расположены по две в обоих концах фриза, друг против друга и обращены к зрелищу, разворачивающемуся посередине. Возникает вопрос (хотя приемы античной живописи не допускают такого

Из книги Вариант дракона автора Скуратов Юрий Ильич

…С ТРИБУНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ Есть хорошее правило, свидетельствующее о том, что самым убедительным является не пересказ события, выступления, какой-нибудь тронной или обвинительной речи, а документ. Сама речь, хронология события - словом документ, подлинный и точный.

Из книги Мифы древнего мира автора Беккер Карл Фридрих

6. Законы Валерия и Горация. Канулей. Военные трибуны с консульской властью (448…444 г.)С тех пор, как патриции вынуждены были допустить плебеев к участию в децемвирате, ничто уже более не могло воспрепятствовать народу непреодолимо стремиться вперед по пути достижения и

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Военные трибуны с консулярной властью Военными трибунами назывался высший командный состав легиона. Число их колебалось от трех до восьми в зависимости от величины набо­ра. Раньше они назначались претором из патрициев. Теперь было решено избирать военных трибунов в

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

3.4.1. Римские народные трибуны братья Гракхи Что такое трибуна? В переводе с латинского языка это помост, возвышение, используемое для торжественных заседаний, а также род кафедры, с которой говорят речи, обращенные к собравшимся людям. От слова «трибуна» образовалось

Из книги Жизнь в родной земле автора Балинт Вилем Андреевич

5. Народные стенгазеты В газетах все время пишут почти исключительно о Сталине. Совсем как по пословице: «Без Бога ни до порога», что ни слово, то Сталин во всех склонениях и спряжениях. А в действительности, что ни мат, то обязательно таковой посылается по адресу

Из книги Империя Петра Великого (1700-1725 гг.) автора Коллектив авторов

Народные волнения АСТРАХАНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1705–1706 гг. - выступление стрельцов, солдат и посадских людей.В ночь на 30 июля 1705 г. в Астрахани ударил набат. Отряд солдат и стрельцов ворвался в Астраханский кремль и начал убивать «начальных людей». Восставшие были возмущены тем,

Из книги Екатерина Великая (1780-1790-е гг.) автора Коллектив авторов

Народные волнения ЧУМНОЙ БУНТ - стихийное восстание в Москве в октябре 1771 г. во время эпидемии чумы. «Моровая язва», как в России называли чуму, появилась из Турции и с ноября 1770 Г. унесла 200 тыс. жизней. Меры властей по борьбе с эпидемией - прививки, установки карантинов,

Из книги Этюды любви и ненависти автора Дудаков Савелий Юрьевич

Народные поверья Если не я за себя, то кто же за меня?Если я только за себя, то зачем я?Рабби Хиллела* Еврей в русских народных поверьях – это всегда злое, отрицательное существо – одним словом, "жид". Попытки поставить знак равенства между словами "жид" и "еврей" не

Из книги Очерки истории Китая с древнейших времен до середины XVII века автора Смолин Георгий Яковлевич

НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ X–XII ВВ Тяжелое положение крестьян не раз толкало их на открытые вооруженные выступления против феодального гнета.Главным районом крестьянских движений в конце X - начале XI вв. была территория нынешней провинции Сычуань. Здесь еще в 964 г., на четвертом

Социальная борьба всегда была интересна исследователям, а история Древнего Рима стала центром изысканий ученых еще в эпоху Возрождения. Труды, накопившиеся с тех пор, освещают практически все стороны политического, культурного, экономического развития царского, республиканского и императорского периодов. Вследствие классовой борьбы между бесправными плебеями и всевластными патрициями образовалась новая должность, призванная защищать низшие слои населения.

Зарождение института народных трибунов

Народный трибун - это выборная должность, главной целью которой было обеспечение правовой защиты простого народа от своеволия властей.

Плебеи - практически бесправная категория населения, которая образовалась как результат социальной борьбы. Они имели право на небольшой участок земли. Но именно на плебеев стремилась опираться римская царская власть, их хотели сделать главной силой армии. Впервые смешение низших и высших прослоек населения произошло во время правления Сервия Туллия. Он провел реформу административной системы - на место родовых триб пришли территориальные. Мужское население поделили на 6 разрядов вне зависимости от происхождения. В царский период выборность органов власти была фактически ликвидирована, но с установлением республики начали собираться народные собрания. Центуриатные комиции заменили царя и имели аналогичные полномочия. Патриции монополизировали власть в сенате. Тогда же обостряется борьба плебеев за права - они хотели получить равные с патрициями возможности в общественной жизни, стремились ограничить долговой процент. В 494 году до н. э. - в знак протеста против сената - плебс собирается на Это была первая сецессия. Сенат пошел на уступки и позволил организовать магистрат и ввести должность защитников народных прав.

Что означает слово «народный трибун»? Происходит от понятия «триба» - община в Древнем Риме. Так назвали представителей из простого народа, его защитников, избираемых каждый год.

Борьба за права

Плебеи имели возможность оказывать вооруженное сопротивление, поскольку к тому времени многие были на службе в армии и имели определенные навыки. Народный трибун - это должность, которая возникла в результате похода против патрициев. Последние были напуганы и пошли на уступки. Но не все были рады образованию новой должности. Ожесточенную борьбу вел Марций Кориолан - он развернул масштабную войну. Сражение остановили по просьбе самих патрициев, которые пожелали установить мир. Тогда стало понято, что означает слово «народный трибун» на самом деле - не просто выборная должность, а результат стремлений и борьбы всего неполноправного народа Рима. Социальная схватка показала состоятельность новой должности и ее силу.

Полномочия и обязанности

Главной задачей была защита прав простого населения - плебса. Трибуны могли повлиять на решение магистрата, сената. Не имели власти они только над цензорами и диктаторами. Права их выражались в возможности налагать вето, штрафовать магистратов, простых граждан за различные нарушения. Со временем они получили и законодательные права.

Двери его дома должны были быть открыты для народа всегда - народный трибун, священное лицо в Риме, обязан был в любое время суток оказывать поддержку и защиту тому, кто в этом нуждался. Можно сказать, что он был привязан к Риму - нельзя было покидать город более чем на сутки.

Эта должность была центром развития демократических идей и устремлений. Но работать они должны были слаженно, иначе противостояние вызывало застой и невозможность принять единое решение. В разное время полномочия и права были разными и постепенно исчезли во время империи.

Развитие новой должности

С утверждением трибуната врагов у плебеев меньше не стало. Наиболее масштабную борьбу с ними вел патрициальный род Апиев Клавдиев. Хронология событий республиканского периода изучается в школе, тема - «Древнейший Рим» (5 класс).

Со временем трибунов стало больше - количество возросло до 10. Во время правления децемвиров должность была временно упразднена. Возобновление деятельности трибунов связано с принятием законов «XII таблиц». Они изменили многое: права, полномочия, состав триб.

По законам Валерия и Горация плебисцит имел общегосударственную силу. Народные трибуны в Риме постепенно получали законодательные права. Вскоре был разрешен плебеев и патрициев. К IV веку до н. э. комиции трибунов стали законодательным собранием. В это время была достигнута большая победа - получение части земли из «общего поля» завоеванных земель, стали не такими обременительными. Плебеи смогли претендовать на должность консула - первым стал Лициний Столон. Для IV века до н. э. народный трибун - это неприкосновенное государственное лицо с правом

Время великих законов

Гай и Тиберий Гракхи - народные трибуны, которым удалось принять наиболее судьбоносные законы, связанные с аграрной ситуацией в стране. Была создана специальная комиссия по работе над законопроектом. Суть предложения - национализация земель, благодаря которым много веков богатела знать, и передача их народу. Народное собрание приняло закон, но патриции стали оказывать вооруженное сопротивление. Тиберий был убит, но его деятельность продолжил Гай.

Он также был избран народным трибуном, однако проводил иную политику. Его законы были более гибкими по отношению ко всем слоям. возвысила всадников, практически приравняв их влияние к величию сенаторов. Много усилий Гай приложил к созданию заморских колоний. Главной его целью был Карфаген.

Активность Гая напугала патрициев. Сенат отдал предпочтение противнику Гракха, в результате реформатор также был убит - по его собственному приказу раб нанес смертельную рану трибуну. Такое решение было принято из-за гибели сторонников Гая в вооруженном поединке с сенатом. потерпели поражение.

Годы упадка

Сенат постепенно ограничивал права трибунов. На короткий период, вследствие противостояния оптиматов и популяров, их влияние и престиж снова возросли. Но нерешенность земельной проблемы ударила по популярности трибуната. Попытка Ливия Друза реализовать свой аграрный законопроект закончилась фатально - он был убит.

Ослабил трибунов и диктатор Корнелий Сулла. По его закону сенат должен был подтверждать законодательные инициативы. А трибуны не могли претендовать на должность выше. Во времена консулов Красса и Помпея временно все привилегии были возвращены.

Должность утратила свой былой смысл после прихода к власти Юлия Цезаря - он объявил себя вечным народным трибуном. Все императоры поступали так же. Окончательно должность исчезла в III веке н. э. Народный трибун - это был лишь пережиток республиканского периода развития Рима.

  • Народный трибун (лат. tribunus plebis, plebei или plebi) - одно из важнейших и своеобразных римских учреждений.

    По преданию, должность народного (дословно - плебейского) трибуна была учреждена после первой сецессии, то есть после удаления плебеев на Священную гору в 494 году до н. э.: плебсу было позволено выбирать своих магистратов, пользовавшихся неприкосновенностью и правом оказывать притесняемым плебеям поддержку против властей. Неприкосновенность личности и прав трибунов была признана не сразу; плебсу удалось добиться её лишь при помощи революционных средств. Плебеи обязались за себя и за своих потомков наказывать смертью всякого, кто оскорбит их избранников или будет препятствовать их действиям, направленным в защиту плебса, и скрепили это решение общей клятвой, откуда и власть трибунов называлась «Sacrosancta potestas», то есть власть, основанная не на законе (legitima), а на религиозном освящении. Убиение виновных в посягательстве против трибунов не считалось преступным, а напротив, обязательным, истекающим из указанной клятвы. Должность народного трибуна просуществовала в течение всего республиканского и императорского периода, за исключением лишь короткого промежутка, когда действовал децемвират. При учреждении последнего трибунат был уничтожен, но после отмены децемвирата вновь восстановлен. Будучи сначала предводителями лишь плебса, организованного в особую общину, с особыми собраниями, трибуны не были ещё магистратами римского народа; но по мере того, как росли права плебса, расширялось и значение трибуна. Первоначально главной задачей трибунов было оказывать, путём интерцессии, поддержку угнетаемым плебеям против патрицианских магистратов. Чтобы интерцессия была действительной, трибуну надо было лично явиться перед магистратом, действие которого он хотел остановить; вмешательство через посредников или письменное было недействительно. Необходимо было, чтобы трибуны являлись доступными для всех, искавших их защиты; они обязаны были, поэтому, постоянно находиться в городе, не имели права удаляться из дома на целый день, а двери их были открыты всегда, даже и ночью. Так как трибунская защита была тем доступнее, чем больше было трибунов, то число их, первоначально равнявшееся двум, затем пяти, скоро (по Титу Ливию - в 457 году до н. э.) было увеличено до десяти.

    Первоначально недостающее число трибунов пополнялось кооптацией; затем закон стал требовать, чтобы трибуны данного года заблаговременно позаботились о выборе своих преемников непременно в полном числе. Для этого созывались трибутные комиции, под председательством одного из трибунов. Если на одном собрании не были избраны все 10 трибунов, назначались дополнительные выборы. За неисполнение этого требования, необходимого для непрерывности действия трибуната, трибунам грозила казнь посредством сожжения. Избирались трибуны исключительно из плебеев, что сохранилось и после уравнения сословий: патриций мог стать трибуном лишь после формального transitio ad plebem (перехода в плебс). По римской традиции, выборы трибунов производились сначала в куриатных комициях, а затем (с 471 года до н. э.) в трибутных. Избирались они на один год и вступали в должность 10 декабря. Не будучи первоначально должностными лицами всего римского народа, трибуны не пользовались и правами, принадлежавшими магистратам: у них не было магистратских инсигний, ни кресла, ни пурпуровой каймы на тоге, ни ликторов. Вместо последних при них состояли служители (viatores, praecones), но без фасций и топоров. Трибуны не имели ни прав аусципий (auspicia populi Romani), ни империя; власть их первоначально была чисто отрицательная. Она принадлежала во всей полноте каждому отдельному трибуну; каждый из них мог своим «veto» остановить действие магистрата даже в том случае, если все остальные трибуны были бы против него; перевес был всегда на стороне задерживающей, отрицающей власти. Древнейшие права трибунов - право помощи (ius auxilii) и право сноситься с плебсом (ius egendi cum plebe) - зародыш и источник всех дальнейших. Трибуны пользовались правом интерцессии по отношению к действиям магистратов, к

Поделиться: