Всемирная история в лицах. Народные трибуны в риме

Что такое трибуна? В переводе с латинского языка это помост, возвышение, используемое для торжественных заседаний, а также род кафедры, с которой говорят речи, обращенные к собравшимся людям. От слова «трибуна» образовалось слово «трибунал». Это судебная коллегия, которая обычно восседает на каком-то возвышении, рассматривает наиболее важные дела и выносит приговоры. Иногда трибуналы - инквизиции, революционные, военные - представляли собой настоящее судилище, машину по перемалыванию людских судеб.

Выражению «народный трибун» почти две с половиной тысячи лет. С 494 г. до н. э. в Древнем Риме (еще в республиканский период) на собраниях по трибам плебеи , то есть народные низы, выбирали плебейских, или народных, трибунов для защиты своих интересов. К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин считали борьбу плебеев и патрициев одной из важнейших черт древнеримского общества.

Народные трибуны обладали значительными полномочиями . Они могли накладывать вето (запрет) на распоряжения и постановления любого магистрата (должностного лица) и сената. Лишь на диктатора и цензора право вето не распространялось. Народные трибуны имели право арестовывать и приговаривать к штрафам магистратов. Они могли созывать собрания плебеев, трибутных комиций, сената, издавать эдикты и предлагать законопроекты. Личность народного трибуна была неприкосновенной. Они должны были держать двери открытыми для всех граждан и не могли покидать Рим более чем на сутки. В период поздней республики выбиралось до десяти трибунов. Самыми знаменитыми были Тиберий и Гай Гракхи.

Фамилию Гракх голливудские киношники к месту и не к месту используют во многих фильмах на темы римской истории.

Тиберий Семпроний Гракх (162–133 гг. до н. э.) отличился во время Пунической войны. В качестве квестора в Испании он увидел серьезную угрозу для республики в чрезмерном преобладании крупного землевладения и обеднении рядовых земледельцев. Аграрный вопрос на протяжении нескольких тысячелетий являлся главным в социальной жизни многих регионов.

Тиберий стал трибуном и, пользуясь своими полномочиями, поставил вопрос об ограничении крупных владений и перераспределении отрезков (излишков) казной безземельным гражданам на условиях наследственной аренды. Получившие участки обязывались их возделывать и платить в казну умеренный налог. И закон был принят.

Римляне, интересы которых затронул Тиберий, начали против него борьбу. Тогда Тиберий добился лишения должности трибуна одного из членов трибуната. Ему пришлось ходить по улицам в сопровождении телохранителей и вооруженной толпы. При попытке переизбраться на второй срок Тиберий Гракх был убит, а вместе с ним и триста его сподвижников.

Дело Тиберия не пропало даром, так как число крестьян-землевладельцев выросло с 300 тысяч до 400. Дело старшего брата продолжил младший брат - Гай Семпроний Гракх, который был моложе его на девять лет (153–121 гг. до н. э.). Согласно легенде, старший брат приснился младшему и сказал ему: «Что же ты медлишь, Гай? Иного пути нет. Одна и та же суждена нам обоим жизнь, одна и та же смерть в борьбе за благо народа!»

Младший брат был эмоциональным человеком и ярким оратором. Гай был квестором, а в 123 г. до н. э. был избран в народные трибуны. Он предложил законы, которые существенно улучшали положение бедноты: низкие цены на хлеб, строительство дорог для обеспечения деятельности мелких землевладельцев, создание новых поселений на юге Италии и т. д. Аристократии его планы не понравились. Гаю был противопоставлен другой народный трибун, выступивший с еще более привлекательными предложениями.

При реализации предложения о закладке новой колонии возникли плохие предзнаменования. Дело застопорилось. Во время жертвоприношения один из сподвижников Гая проявил чрезмерную быстроту. Он поразил мечом служителя, который, как ему показалось, угрожал жизни народного трибуна. В ходе возникшей сумятицы Гаю пришлось бежать. На другой день был найден его труп. Все сподвижники были перебиты, их имущество конфисковано и продано, а на вырученные деньги построен храм в честь Конкордии, богини согласия.

Реформы были свернуты. Институт народного трибуната постепенно терял свое значение. Цезарь, Октавиан, другие единовластные правители получали звание пожизненных трибунов, что давало им личную неприкосновенность. Но окончательно народные трибуны исчезли только в III в.

Из плебеев (с начала V в. до н.э.). Н.т. обладали правом налагать запрет () на постановления магистратов и сената. Избирались ежегодно на плебейских собраниях (в количестве сначала 2,4, потом 10 чел.). Личность Н.т. считалась неприкосновенной. В период империи потеряли былое значение.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "НАРОДНЫЙ ТРИБУН" в других словарях:

    Народный трибун - см. Трибун … Энциклопедия права

    Трибун (лат. tribunus) должностное лицо в Древнем Риме. Военный трибун (лат. tribunus militum) командная должность в римском легионе. В эпоху Республики в каждом римском легионе было несколько (обычно шесть) трибунов, которые должны были… … Википедия

    Народный трибун - см. Трибун … Большой юридический словарь

    Народный трибун - магистратура в Рим. республике, задача к рой состояла в защите интересов плебса от посягательств патрициев. Важнейш. правами Н. т. были право вето на любое решение магистратов или сената и право созыва нар. собрания … Древний мир. Энциклопедический словарь

    Народный трибун - (лат. tribunus plebis), Mагистратура в Римской республике, задача которой состояла в защите интересов плебса от посягательств патрициев. Важнейшими правами Н. т. . были право ве то на любое решение магистратов или сената (intercessio) и… … Словарь античности

    НАРОДНЫЙ ТРИБУН (ПЛЕБЕЙСКИЙ ТРИБУН) - (лат. tribuni plebis) в Древнем Риме высшее выборное должностное лицо из плебеев (с начала V в. до н.э.). Н.т. обладали правом налагать запрет (вето) на постановления магистратов и сената. Избирались ежегодно на плебейских собраниях (в количестве … Юридическая энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Марк Октавий. Не следует путать с Марком Октавием коллегой по трибунату и оппонентом Тиберия Гракха. Марк Октавий Marcus Octavius народный трибун в конце II начале I века до н. э … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Марк Октавий. Не следует путать с Марком Октавием автором аграрного закона. Марк Октавий Marcus Octavius народный трибун 133 до н. э … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Публий Сульпиций Руф. Публий Сульпиций Руф (лат. Publius Sulpitius Rufus; 124 до н. э.(124) 88 до н. э.) древнеримский государственный деятель, народный трибун 88 … Википедия

НАРОДНЫЕ ТРИБУНЫ НАРОДНЫЕ ТРИБУНЫ

НАРО́ДНЫЕ ТРИБУ́НЫ (лат. tribuni plebis, букв. - трибуны плебса), в Древнем Риме должностные лица, ежегодно избиравшиеся (с 494 до н. э.) из плебеев (см. ПЛЕБЕИ) на собраниях по трибам (см. ТРИБА) . Сначала избирались два народных трибуна, а с 457 до н. э. - 10. Должность народных трибунов была введена для защиты плебеев от произвола патрицианских магистратов (см. МАГИСТРАТ) . По окончании борьбы патрициев (см. ПАТРИЦИИ) и плебеев (см. ПЛЕБЕИ) (с 3 в. до н. э.) народные трибуны рассматриваются как защитники прав и интересов всех рядовых граждан и сами становятся ординарными магистратами.
Трибуны имели право запрещать распоряжения или постановления любого магистрата (кроме диктатора и цензора (см. ЦЕНЗОРЫ) ) и сената (право вето (см. ВЕТО) ), арестовывать и приговаривать к штрафу магистратов (кроме диктатора) и рядовых граждан, созывать заседания трибутных комиций (см. КОМИЦИИ) и сената и председательствовать на них, издавать эдикты (см. ЭДИКТ) и предлагать законопроекты. Личность народного трибуна считалась священной и неприкосновенной. Народные трибуны были обязаны постоянно держать двери дома открытыми для граждан, нуждающихся в защите, и не покидать Рим более чем на сутки, их власть была ограничена городской чертой Рима.
В периоды обострения социальных противоречий в Риме народные трибуны, как правило, возглавляли демократическое движение, были инициаторами аграрных законов и демократических преобразований. Высший подъем римской демократии связан с деятельностью народных трибунов Тиберия (см. ТИБЕРИЙ) и Гая Гракхов. Вместе с тем нобилитет (см. НОБИЛИТЕТ) имел обычно своих ставленников среди народных трибунов, которые могли препятствовать деятельности своих коллег, пользуясь правом вето. В период империи (30 до н. э. - 476 н. э.) должность народных трибунов сохраняется (до 3 в. н. э.), но теряла свое реальное значение. С этого времени император, обладавший пожизненной властью народного трибуна, рассматривался как защитник прав и интересов всех рядовых граждан.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "НАРОДНЫЕ ТРИБУНЫ" в других словарях:

    Трибун (лат. tribunus) должностное лицо в Древнем Риме. Военный трибун (лат. tribunus militum) командная должность в римском легионе. В эпоху Республики в каждом римском легионе было несколько (обычно шесть) трибунов, которые должны были… … Википедия

    См. Трибуны …

    ТРИБУНЫ НАРОДНЫЕ (ТРИБУНЫ ПЛЕБЕЙСКИЕ) - (лат.) В Древнем Риме высшие выборные должностные лица из плебеев (с начала V в. до н.э.); обладали правом налагать запрет (вето) на постановления магистратов и сената. Избирались ежегодно на плебейских собраниях. Личность трибуна считалась… … Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран

    - (лат. tribuni plebis) в Древнем Риме высшие выборные должностные лица из плебеев (с начала V в. до н.э.); обладали правом налагать запрет на постановления магистратов и сената. Избирались ежегодно на плебейских собраниях; сначала 2, 4, потом 10 Т … Юридический словарь

    - (Tribunatus, Тribuni plebis, plebei или рlebi) одно из важнейших и своеобразнейших римских учреждений. Словом трибун римляне называли первоначально главу трибы (см.), а также военных начальников (tribuni militum, tribuni celerum). С тех пор как… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (Tribunatus, Tribuni plebis, plebei или plebi) одно из важнейших и своеобразнейших римских учреждений. Словом трибун римляне называли первоначально главу трибы (см.), а также военных начальников (tribuni militum, tribuni celerum). С тех пор как… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (трибуны плебейские) (лат. tribuni plebis) в Древнем Риме высшие выборные должностные лица из плебеев (с начала V в. до н.э.); обладали правом налагать запрет на постановления магистратов и сената. Избирались ежегодно на плебейских собраниях;… … Юридический словарь

    - (трибуны плебейские) (лат. tribuni plebis) в Др. Риме высшие выборные должностные лица из плебеев (с нач. 5 в. до н. э.); обладали правом налагать запрет на постановления магистратов и сената. Избирались ежегодно на плебейских собраниях сначала 2 … Большой Энциклопедический словарь

    Трибуны плебейские (лат. tribuni plebis), в Древнем Риме высшие выборные (начиная с 494 до н. э.) должностные лица из плебеев (См. Плебеи). Т. н. обладали правом вмешательства в действия патрицианских магистратов и сената и могли налагать … Большая советская энциклопедия

  • Народный трибун (лат. tribunus plebis, plebei или plebi) - одно из важнейших и своеобразных римских учреждений.

    По преданию, должность народного (дословно - плебейского) трибуна была учреждена после первой сецессии, то есть после удаления плебеев на Священную гору в 494 году до н. э.: плебсу было позволено выбирать своих магистратов, пользовавшихся неприкосновенностью и правом оказывать притесняемым плебеям поддержку против властей. Неприкосновенность личности и прав трибунов была признана не сразу; плебсу удалось добиться её лишь при помощи революционных средств. Плебеи обязались за себя и за своих потомков наказывать смертью всякого, кто оскорбит их избранников или будет препятствовать их действиям, направленным в защиту плебса, и скрепили это решение общей клятвой, откуда и власть трибунов называлась «Sacrosancta potestas», то есть власть, основанная не на законе (legitima), а на религиозном освящении. Убиение виновных в посягательстве против трибунов не считалось преступным, а напротив, обязательным, истекающим из указанной клятвы. Должность народного трибуна просуществовала в течение всего республиканского и императорского периода, за исключением лишь короткого промежутка, когда действовал децемвират. При учреждении последнего трибунат был уничтожен, но после отмены децемвирата вновь восстановлен. Будучи сначала предводителями лишь плебса, организованного в особую общину, с особыми собраниями, трибуны не были ещё магистратами римского народа; но по мере того, как росли права плебса, расширялось и значение трибуна. Первоначально главной задачей трибунов было оказывать, путём интерцессии, поддержку угнетаемым плебеям против патрицианских магистратов. Чтобы интерцессия была действительной, трибуну надо было лично явиться перед магистратом, действие которого он хотел остановить; вмешательство через посредников или письменное было недействительно. Необходимо было, чтобы трибуны являлись доступными для всех, искавших их защиты; они обязаны были, поэтому, постоянно находиться в городе, не имели права удаляться из дома на целый день, а двери их были открыты всегда, даже и ночью. Так как трибунская защита была тем доступнее, чем больше было трибунов, то число их, первоначально равнявшееся двум, затем пяти, скоро (по Титу Ливию - в 457 году до н. э.) было увеличено до десяти.

    Первоначально недостающее число трибунов пополнялось кооптацией; затем закон стал требовать, чтобы трибуны данного года заблаговременно позаботились о выборе своих преемников непременно в полном числе. Для этого созывались трибутные комиции, под председательством одного из трибунов. Если на одном собрании не были избраны все 10 трибунов, назначались дополнительные выборы. За неисполнение этого требования, необходимого для непрерывности действия трибуната, трибунам грозила казнь посредством сожжения. Избирались трибуны исключительно из плебеев, что сохранилось и после уравнения сословий: патриций мог стать трибуном лишь после формального transitio ad plebem (перехода в плебс). По римской традиции, выборы трибунов производились сначала в куриатных комициях, а затем (с 471 года до н. э.) в трибутных. Избирались они на один год и вступали в должность 10 декабря. Не будучи первоначально должностными лицами всего римского народа, трибуны не пользовались и правами, принадлежавшими магистратам: у них не было магистратских инсигний, ни кресла, ни пурпуровой каймы на тоге, ни ликторов. Вместо последних при них состояли служители (viatores, praecones), но без фасций и топоров. Трибуны не имели ни прав аусципий (auspicia populi Romani), ни империя; власть их первоначально была чисто отрицательная. Она принадлежала во всей полноте каждому отдельному трибуну; каждый из них мог своим «veto» остановить действие магистрата даже в том случае, если все остальные трибуны были бы против него; перевес был всегда на стороне задерживающей, отрицающей власти. Древнейшие права трибунов - право помощи (ius auxilii) и право сноситься с плебсом (ius egendi cum plebe) - зародыш и источник всех дальнейших. Трибуны пользовались правом интерцессии по отношению к действиям магистратов, к

Пользовавшихся неприкосновенностью и правом оказывать притесняемым плебеям поддержку против властей. Неприкосновенность личности и прав трибунов была признана не сразу; плебсу удалось добиться её лишь при помощи революционных средств. Плебеи обязались за себя и за своих потомков наказывать смертью всякого, кто оскорбит их избранников или будет препятствовать их действиям, направленным в защиту плебса, и скрепили это решение общей клятвой, откуда и власть трибунов называлась «Sacrosancta potestas », то есть власть, основанная не на законе (legitima), а на религиозном освящении. Убиение виновных в посягательстве против трибунов не считалось преступным, а напротив, обязательным, истекающим из указанной клятвы. Должность народного трибуна просуществовала в течение всего республиканского и императорского периода, за исключением лишь короткого промежутка, когда действовал децемвират . При учреждении последнего трибунат был уничтожен, но после отмены децемвирата вновь восстановлен. Будучи сначала предводителями лишь плебса, организованного в особую общину, с особыми собраниями, трибуны не были ещё магистратами римского народа; но по мере того, как росли права плебса, расширялось и значение трибуна. Первоначально главной задачей трибунов было оказывать, путём интерцессии , поддержку угнетаемым плебеям против патрицианских магистратов. Чтобы интерцессия была действительной, трибуну надо было лично явиться перед магистратом, действие которого он хотел остановить; вмешательство через посредников или письменное было недействительно. Необходимо было, чтобы трибуны являлись доступными для всех, искавших их защиты; они обязаны были, поэтому, постоянно находиться в городе, не имели права удаляться из дома на целый день, а двери их были открыты всегда, даже и ночью. Так как трибунская защита была тем доступнее, чем больше было трибунов, то число их, первоначально равнявшееся двум, затем пяти, скоро (по Титу Ливию - в 457 году до н. э.) было увеличено до десяти.

Первоначально недостающее число трибунов пополнялось кооптацией ; затем закон стал требовать, чтобы трибуны данного года заблаговременно позаботились о выборе своих преемников непременно в полном числе. Для этого созывались трибутные комиции , под председательством одного из трибунов. Если на одном собрании не были избраны все 10 трибунов, назначались дополнительные выборы. За неисполнение этого требования, необходимого для непрерывности действия трибуната, трибунам грозила казнь посредством сожжения. Избирались трибуны исключительно из плебеев, что сохранилось и после уравнения сословий: патриций мог стать трибуном лишь после формального transitio ad plebem (перехода в плебс). По римской традиции, выборы трибунов производились сначала в куриатных комициях , а затем (с 471 года до н. э.) в трибутных. Избирались они на один год и вступали в должность 10 декабря. Не будучи первоначально должностными лицами всего римского народа, трибуны не пользовались и правами, принадлежавшими магистратам: у них не было магистратских инсигний, ни кресла, ни пурпуровой каймы на тоге, ни ликторов . Вместо последних при них состояли служители (viatores, praecones), но без фасций и топоров. Трибуны не имели ни прав ауспиций (auspicia populi Romani ), ни империя ; власть их первоначально была чисто отрицательная. Она принадлежала во всей полноте каждому отдельному трибуну; каждый из них мог своим «veto» остановить действие магистрата даже в том случае, если все остальные трибуны были бы против него; перевес был всегда на стороне задерживающей, отрицающей власти. Древнейшие права трибунов - право помощи (ius auxilii ) и право сноситься с плебсом (ius egendi cum plebe ) - зародыш и источник всех дальнейших. Трибуны пользовались правом интерцессии по отношению к действиям магистратов, которым они могли даже воспретить дальнейшее отправление их должности, а также по отношению к частным лицам, но лишь применительно к тем их поступкам, которые носили общественный характер. Трибун не мог, например, запретить частному лицу привлечь к суду другое частное лицо по обвинению в преступлении, не затрагивавшем интересов общины. Гораздо важнее было их право интерцессии против рогаций, вносимых в народные собрания, против состоявшихся уже постановлений этих собраний и против решений сената. Чтобы обеспечить за своими избранниками указанные права и заставить патрицианские власти склоняться перед трибунской интерцессией, плебеям приходилось первоначально прибегать к насильственным действиям, к самосуду. Акты мести против тех, кто не подчинялся трибунской власти, плебс совершал обыкновенно по предложению и приглашению трибунов. Отсюда, вероятно, развилось право трибунов подвергать своей властью штрафам, аресту, в исключительных случаях даже казни, или привлекать к суду народа всех, нарушающих интересы последнего или священные права трибунов. Действию этого «обуздания» (coercitio ) со стороны трибунов подлежали даже высшие магистраты (консулы и цензоры), но только не диктаторы summo iure. Благодаря этому праву трибун занял положение высшей власти, контролю которой были подчинены все другие.

Права трибуна могли стать очень опасными, если бы они не встречали ограничения в интерцессии других трибунов и в праве присужденного к наказанию обратиться к народу в центуриатные или (судя по свойству наложенного взыскания) в трибутные комиции. В дальнейшем развитии многочисленными и очень важными последствиями сопровождалось право трибунов сноситься с народом. Оно давало им возможность созывать собрания плебса, руководить ими, вносить свои предложения и наблюдать за исполнением принятых плебсом решений. Это право оказалось особенно важным потому, что в дальнейшем развитии римского устройства трибутные комиции постепенно достигли в законодательных вопросах уравнения с центуриатными; их решения (plebiscita ) стали законами (leges ), обязательными для всех граждан. Вместе с этим в руки трибунов перешла законодательная инициатива, на которой и покоится в дальнейшем почти все значение трибуната. Благодаря возвышению трибутных комиций до значения общенародного собрания, изменилось и общее положение трибунов: они стали магистратами римского народа, и притом высшими. Изменилось и их отношение к сенату. Первоначально трибуны не имели прямого отношения к сенату и не пользовались правом заседать в нём. Когда им необходимо было осведомиться о том, что делается в сенате, они садились на скамье, поставленной за дверями залы заседания сената, и только слушали. Теперь они получили доступ в сенат и право говорить в нём, даже созывать его. При новом значении трибуна сам сенат был заинтересован в том, чтобы заранее узнать отношение трибунов к той или другой мере. Из защитников отдельных лиц и одного сословия трибуны обратились в избранников народа, блюстителей его интересов, охранителей его прав и достоинства; они стали главным органом прогрессивного демократического законодательства. Законодательство сосредоточивается с тех пор главным образом в руках трибунов; важнейшие законы были большей частью leges tribuniciae . Это объясняется прежде всего самой постановкой трибуна: трибуны не были, подобно другим магистратам завалены массой дел по управлению и поэтому могли сосредоточивать своё внимание на вопросах законодательства и на надзоре за деятельностью других властей. Ротации и политические процессы, в которых трибуны являются представителями интересов народа, поглощают с тех пор большую часть их сил и времени. И тогда, однако, отрицательная власть не потеряла смысла: она была гарантией против злоупотреблений магистратов - злоупотреблений, особенно возможных и опасных вследствие того, что по римским законам во время отправления своей должности магистрат не мог быть привлечен к ответу частным лицом, страдавшим от произвольных и противозаконных действий магистрата. Особенно оживлённую деятельность развивает трибунат в последние полтора века до н. э.

Трибунами были тогда такие замечательные деятели демократической партии, как братья Гракхи , Луций Аппулей Сатурнин , Сульпиций Руф . В силу отрицательного характера трибуната он обращался иногда в орудие других партий. Видя в трибунате главную опору демократии, Сулла , получив диктатуру, решился сломить его значение. Этой цели должен был служить Корнелиев закон 82 года до н. э. Он закрывал лицам, занимавшим должность трибуна, путь к другим магистратурам, отнимал у трибунов право самостоятельной законодательной инициативы, обусловливая её предварительным разрешением сената, и право созывать и вести народные собрания, постановляющие решения (созывать простые сходки, contiones , они могли); у них отнято было также, вероятно, право обвинения перед народом в уголовных процессах и право наложения наказаний. В 70 году до н. э., в первое консульство Красса и Помпея Великого , эти ограничения были уничтожены, и трибун вновь занял прежнее положение. Нарождавшийся принципат нашел в трибунате удобное орудие для проведения своих целей, тем более, что и принципат вырастал на той же демократической почве, на которой вырос и Юлий Цезарь, напр., нашел себе ценных союзников в народных трибунах Марке Антонии и Курионе . Трибунская власть вошла, как один из важнейших элементов, в состав принципата. Принцепсы дорожили ею, благодаря её священному характеру (sacrosanctitas ) и праву veto . Наряду с «трибунской властью» принцепса продолжал существовать в императорский период и трибунат, в прежней форме, но безо всякого значения, так как роль представителей народных интересов и прав взяли на себя императоры, а главное поприще, на котором действовали трибуны - комиции, - вскоре исчезли. Трибунат влачил с тех пор жалкое существование, как один из пережитков старины, лишь в силу привычки; он стал, по выражению Плиния, «пустой тенью и названием без почета» .

Литература

  • Jochen Bleicken: Das Volkstribunat der klassischen Republik. Studien zu seiner Entwicklung zwischen 287 und 133 v. Chr. (Zetemata 13, ISSN 1610-4188). 2., durchgesehene Auflage, Beck, München 1968.
  • Thomas Robert Shannon Broughton: The Magistrates of the Roman Republic (= Philological Monographs of the American Philological Association. Bd. 15, 1−3, ZDB-ID 418630-8). 3 Bände (Bd. 1: 509 B.C. − 100 B.C. Bd. 2: 99 B.C. − 31 B.C. Bd. 3: Supplement.). American Philological Association, New York NY 1951−1986, ISBN 0-89130-811-3 (Bd. 3).
  • Giovanni Niccolini: I fasti dei tribuni della plebe (= Fondazione Guglielmo Castelli. 7, ZDB-ID 638160-1). A. Giuffrè, Mailand 1934.
  • Lukas Thommen: Das Volkstribunat der späten römischen Republik (= Historia. Einzelschriften 59). Steiner, Stuttgart 1989, ISBN 3-515-05187-2 (zugleich: Basel, Universität, Dissertation, 1987).
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
Поделиться: