Организация сыскной части полиции. Организация сыскной части полиции Значение нововведенного законодательства

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ

КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ


Контрольная работа

По истории органов внутренних дел


Выполнил: Курсант 101 учебной группы

Рядовой милиции

Суворов А.О.


Проверил: Доктор исторических наук

Доцент кафедры

Отечественной истории

Полковник милиции


Челябинск

План


Вступление.

1. История закона «о создании сыскных отделений».

2. Герои сыскной полиции.

3. Управление сыскных отделений.

Заключение

Список используемой литературы:

Вступление.


Начало XX века было обусловлено настоятельной необходимостью в создании специальных органов, которые занимались бы оперативно-розыскной деятельностью или розыском при раскрытии уголовных преступлений.

Именно для этого 6 июля 1908 года был принят закон, который получил название «Об организации сыскной части», в соответствии с которым в городах и уездах при полицейских управлениях создавались сыскные отделения.

Следует сказать, что сыскные отделения существовали ещё до 1908 года, однако они существовали только в столицах и наиболее крупных городах страны. Когда в силу вступил закон «о создании сыскных частей», то весь накопленный потенциал и опыт, должен был пойти на благо страны.

В цель моей работы входит раскрытие содержания самого закона, а также показать, как он повлиял на страну в целом, и на милицию в частности. Также в мои цели входит показать, чем этот закон полезен, и ценен для своего времени.

1. История закона «о создании сыскных отделений».


Для начала следует пояснить, что концу XIX – началу XX было свойственно при создании новых органов, правительство руководствовалось лишь корректированием и обобщением уже имеющихся. В свою очередь закон от 6 июля 1908 года формулировал задачу сыскных отделений, как производство розыска по делам общеуголовного характера. Однако чины сыскных отделений обладали всеми правами и обязанностями, присвоенные полиции судебными уставами. Из этого следует, что сыскные отделения, кроме оперативно-розыскных действий, должны проводить дознания по уголовным преступлениям, а также выполнять отдельные поручения прокуроров и судебных следователей.

Начиная с Петербурга, сыскное отделение которого было создано ещё в 1866 году, подобные организации стали формироваться в других крупных городах страны. К 1906 году к таким городам относились Москва, Киев, Варшава, Рига, Одесса, Ростов-на-Дону и Баку. Вместе с перечисленными городами, было создано 89 сыскных отделений. Однако их штат был более, чем скромными – от 8 до 20 сотрудников. В связи с этим, полиции было достаточно трудно бороться с преступностью в таких условиях1.

В 1908 году специально для организации и руководства сыскных отделений в составе Департамента полиции создаётся восьмое делопроизводство2. Это подразделение возглавляли известные деятели сыска: вначале В.И. Лебедев, а затем А.Ф. Кошко. В свою очередь закон от 6 июля 1908 года предусматривал как подчинение сыскных отделений этому ведомству, так и контроль за ними прокурорско-судебным аппаратом. Это выражалось в следующих факторах:

1. Начальники сыскных отделений назначались и увольнялись по предварительному договору между губернатором и прокурором окружного суда.

2. Лица прокурорского надзора имели право давать непосредственные поручения чинам сыскных отделений относительно производства розыскных действий.

Позднее, 9 августа 1910 г. выходит в свет «Инструкция чинам сыскных отделений», которая утверждала положения предыдущего закона. Однако данная инструкция ещё и наделяла сыскные чины значительными полномочиями. Теперь при расследовании, сыскные чины могли работать как гласно, так и негласно. Кроме того, для создания большей безопасности и борьбы с преступностью полицейские сыска должны были стремиться к единению с сотрудниками общей полиции, причём, это содействие должно быть взаимным3.

Работа сотрудников сыскных отделений строилась в большей степени по принципу специализации или так называемому линейному принципу, в котором выделялись три основные группы преступлений:

Убийства, разбои, грабежи и поджоги.

Кражи и участие в воровских организациях. Сюда же относились конокрады, взломщики, карманники, железнодорожные и магазинные шайки.

Мошенничество, подлоги, обманы, фальшивомонетничество, подделка документов, шулерство, аферизм, контрабанда, продажа женщин в дома терпимости и за границу.

Из-за постоянной нехватки рабочих сил, чиновников распределяли на три основных группы согласно специализации, и лишь в некоторых случаях формировались дополнительные отделения, которые получали более узкую специализацию. Как исключение, в сыскных отделениях создавался особый четвёртый отряд, который получил название «летучий». Он был создан с целью постоянного дежурства в театрах, вокзалах, для обходов, несения дневной и ночной патрульной службы на улицах и рынках. Подобному обходу подвергались практически все места массового скопления людей4.

Район деятельности сыскного отделения был ограничен пределами ведения полицейского управления, в которое оно входит, но существовал ряд исключений. К таким исключениям относилось особое поручение руководства или разрешение окружного прокурора. Благодаря таким исключениям полицейские сыска могли проводить расследования по всей губернии до самой границы, пока их не заменят органы местной полиции.

Обо всех проведённых операциях против преступности, начальник сыскного отделения был обязан уведомить окружного прокурора. В свою очередь, полицейские надзиратели и городовые сыскных отделений могли получить поручение непосредственно от чина прокурорского надзора, однако при исполнении задания, были обязаны уведомить своего непосредственного начальника.

Подводя итог, можно сказать, что сыскная полиция имела определённые права и обязанности, которых не было прежде, однако каждый их шаг находился под контролем.

2. Герои сыскной полиции.


Наиболее ярким примером уголовного розыска того времени без сомнения можно назвать Аркадия Францевича Кошко (1867 – 1928). Это был поистине русский «Шерлок Холмс». Окончив Казанское пехотное училище, он получил назначение в полк, однако надолго он там не задержался. Своё истинное значение он обрёл в области криминалистики. Поступив рядовым инспектором в Рижскую полицию, он за короткое время смог стать её начальником. В 1908 году царским указом был назначен на должность Московской сыскной полиции, после чего сумел создать стройную систему розыскного аппарата.

В воспоминаниях А.Ф.Кошко5 описывал методы и средства борьбы с преступностью дореволюционной уголовной полиции, которую можно разделить по следующим категориям:

1. Работа негласных сотрудников.

2. Перлюстрация писем.

3. Контроль за телефонными разговорами.

4. Квартиры-ловушки.

5. "Личный сыск".

6. Внедрение в преступные группировки.

7. Опора на "общественность". Сюда обычно относились публикации в газетах о розыске, информирование заинтересованных учреждений и пр.

Также А.Ф. Кошко разработал и активно применял способ идентифицировать преступника с помощью дактилоскопии6. Этот метод пользовался в работе полиции, что привлекло к нему внимание других стран. Позднее многие страны начали использовать его на практике, особенно в Англии.

Также одним из героев сыскной полиции можно назвать Ивана Егоровича Бояра, который в течение 25 лет владел «столом приводов» Московской сыскной полиции. За это время он приобрёл удивительную прозорливость. Руководствуясь лишь интуицией и логикой, он мог найти улики даже при самых сложных ситуациях. И когда остальные методы уже не имели эффективности, Иван Егорович без сомнения мог сказать, что же на самом деле произошло на месте преступления.

Нельзя не отметить директора Департамента полиции А. А. Лопухина, который активно боролся с предрассудками среди населения в области негативного образа сотрудника полиции.

Заслуживает внимания и В.И. Лебедев. Вместе с Джунковским они боролись над решением проблем, которые сплошь и рядом окружали министерство внутренних дел:

Слабое техническое оснащение личного состава

Бессистемность делопроизводства

Небрежное расходование сыскного кредита

Недостаточную слаженность действий сыскных отделений и органов общей и политической полиции, наличие между ними конкуренции

Отсутствие летучих отрядов

Недостаточную конспиративность сыска

Случаи бесцельной жестокости при личном задержании и провокационного использования негласной агентуры.

С этими проблемами боролись и многие другие сотрудники сыскных отделений, но Лебедев и Джунковский придавали этому особое внимание и старались привлечь к этому окружающих.

Не человеком, но, безусловно, героем сыскной полиции можно смело отметить дрессированную собаку при московском питомнике, по кличке Треф7. Она своим чутьём неизменно оказывала помощь полиции при Московском сыскном отделении. По городу ходили слухи, что своим лаем она безошибочно могла определить не только, что человек преступник, но и то в чём именно он совершил преступление. Если она лаяла один лаз на человека, то его можно было признать. Тявкнет раз, стало быть вор, а тявкнет два – " убивец"8.

Безусловно, внимания заслуживают и многие другие лица, которые осуществляли активную поддержку сыскных отделений, но в связи с ограниченностью в объёмах я вынужден оставить их имена учебникам истории органов внутренних дел. Но история будет хранить их имена, пока есть милиция, министерство внутренних дел и Российская Федерация.


3. Управление сыскных отделений.


Что касается дел политического характера, то у начальника сыска не было полномочий на их раскрытие. Он должен был немедленно сообщить о них начальнику губернского жандармского управления или охранному отделению. Принимать какие-либо меры по устранению дела, начальнику сыска было категорически запрещено. Однако, несмотря на это, дореволюционный аппарат уголовного сыска работал достаточно эффективно: в 1913 г. на Международном конгрессе криминалистов Московская уголовная полиция была признана лучшей.

Помимо этого, далеко не каждый желающий мог попасть на службу в сыскные отделения. Каждого подвергали жёсткой проверке, по ходу которой определялось качество профессиональной подготовки и принадлежность к поступкам, порочащим личность и недостойными для службы в сыскных отделениях. Начальники сыскных отделений проходили особую проверку. Именно для них по распоряжению министра внутренних дел Столыпина П.А. были созданы специальные курсы для подготовки. Специально для курсов был приглашён В.И. Лебедев, чьи лекции активно использовались в профессиональной подготовке сотрудников уголовного розыска9.

Однако большая часть времени на подобных занятиях отводилась всё-таки практическим занятиям. Их проводили в основном в тюрьмах и сыскных отделениях, с целью изучения методов борьбы с преступностью. Эти методы были оправданы, учитывая, что большинство сотрудников до поступления не проходили курс специальной оперативно-розыскной подготовки.

В 1913 году МВД окончательно утвердило единую программу для школ и курсов, необходимую для подготовки полицейских урядников, при этом, значительно улучшив общеобразовательную и правовую подготовку, которая долгое время была слабым звеном в сфере обучения полицейских служащих. Урядники должны были изучать особенности уголовной и уголовно-процессуальной деятельности в области права, а также статьи и разделы различных уставов Свода законов Российской Федерации. Кроме того, в качестве дополнительной информации использовались нормативные акты МВД и постановления губернаторов.

Так как сыскные отделения в то время существовали только в городах, а в сельской местности оперативно-розыскной работой занимались полицейские урядники, то специальная часть программы предусматривала изучение сыскного дела. Этот интересный факт подтверждал серьезность подхода к выполнению оперативно-розыскной деятельности полицейскими, где предусматривалось не только профессионализм работы, но и знание законодательной части и эрудированности сотрудника уголовного сыска.

К сожалению, сложность политической обстановки, постоянное давление и критика со стороны различных политических сил и группировок, торможение проекта в Государственной думе, незаинтересованность в ней представителей местной администрации, финансовые затруднения не позволили правительству довести реформу полиции до ума. Свидетельством запоздалости назревших, но уже недостаточных, мер было Постановление Совета Министров от 23 октября 1916 г. "Об усилении полиции в 50 губерниях Империи и об улучшении служебного и материального положения полицейских чинов"10.

В связи с этим мы можем сделать некоторые выводы. Уже в который раз действительно хорошая идея обернулась в незавершённый и несовершенный проект. Несмотря на затраченные силы и время, правительство смогло довольно легко расстаться с идеей о создании сыскной полиции, что свидетельствует о том, что права и свободы граждан уже в который раз уходят на второй план.

Примечательно, что по ходу истории подобная картина уже не раз возникала, как на Руси, так и СССР и Российской Федерации. Если мы углубимся в историю, то можем не раз убедиться, что именно по причине незаинтересованности правительства в современной и обеспеченной полиции, страдает простой народ.


Заключение


Закон, который создавался исключительно в целях корректирования уже изданных законов, неожиданно стал основой для будущего сыскной полиции. Претерпев немало изменений, он привлёк к себе большое внимание, как историков, так и реформаторов. Для осуществления этого закона использовались колоссальные силы и средства. Благодаря этому закону в России появились новые герои, которые были не только профессионалами своего дела, но и показателями, к которым следует стремиться.

К сожалению, и закон «о создании сыскных отделений» и впоследствии изданная инструкция МВД от 10 августа 1910 года не смогли вызвать достаточно интереса для того, чтобы действие закона продлилось достаточно долго. Хорошая, казалось бы, идея была растоптана и забыта собственными создателями. Особенно грустно осознавать это потому, что именно благодаря подобным реформам министерство внутренних дел не только существует, но может эффективнее вести борьбу с преступностью среди населения.

Довольно странные и несколько непонятны действия политиков прошлого времени: создать закон, найти людей, которые бы совершенствовали его и применяли в благородных целях, а впоследствии уничтожить саму его суть. Впрочем, нельзя сказать, что закон был бесполезен, и что от него не осталось ничего для будущих законодательных актов. Реформа уголовного розыска, проведённая в годы Первой Мировой войны, свидетельствует о том, что хороший закон никогда не будет забыт, но и наоборот, найдёт своих последователей.

Но это уже спорный вопрос, поскольку данная реформа к улучшению не привела, а ничего более нового и совершенного сделано так и не было. Возможно, это говорит о том, что закон был совершенен ровно настолько, чтобы оставить его без изменений, после проведения стольких мероприятий по его усовершенствованию. Другой же точкой зрения мы можем рассмотреть версию, что законодатели того времени действительно потеряли всякий интерес к данному закону.

К сожалению или к счастью, но мы вряд ли сможем понять мотивы людей создавших и уничтоживших закон, поскольку эти события было 90 лет назад, а с тех пор многое изменилось. Изменилась Россия, изменилось министерство внутренних дел, изменилась милиция.

Список используемой литературы:


И.А. Андреева. История органов внутренних дел России. Учебное пособие. – Омск: Омская академия МВД России, 2007.

История полиции дореволюционной России. (Сборник документов и материалов по истории государства и права). Учебное пособие. – М.: МВШМ, 1981.

Рыжов Д.С. Борьба полиции России с профессиональной преступностью (1866-1917 гг.): Монография. – Самара: Издание Самарского юридического института Минюста России, 2001.

Сизиков М. И. История полиции России (1718–1917 гг.): Становление и развитие общей регулярной полиции в России XVIII века. – А.П.О., 1992.

Мулукаев Р.С., Малыгин А.Я., Епифанов А.Е. История отечественных органов внутренних дел. Учебник для вузов. – М.: NOTA BENE Медиа Трейд Компания, 2005.

Кошко А.Ф. Среди убийц и грабителей. Воспоминания бывшего начальника Московской сыскной полиции. – М.: "Современник", 1995.

Колдаев В.М. Из истории практической криминалистики в России: применение научных методов работы в розыске и расследовании преступлений: факты, документы, комментарии. – М.: ЛексЭст, 2005.

Шаламов А. Четвероногие сыщики // Родина. – 2000. – № 6.

Министерство внутренних дел России: 1802-2002. – Т. 2.

Борисов А.В. Министры внутренних дел России. 1802 – октябрь 1917. – СПб.: Фонд Университет, 2002.

1 Рыжов Д.С. Борьба полиции России с профессиональной преступностью (1866-1917 гг.): Монография. – Самара: Издание Самарского юридического института Минюста России, 2001. – С.17.

2 Сизиков М. И. История полиции России (1718–1917 гг.): Становление и развитие общей регулярной полиции в России XVIII века. – А.П.О., 1992 - С. 97.

3 История полиции дореволюционной России. (Сборник документов и материалов по истории государства и права). Учебное пособие. – М.: МВШМ, 1981. – С. 74-75.

4 Мулукаев Р.С., Малыгин А.Я., Епифанов А.Е. История отечественных органов внутренних дел. Учебник для вузов. – М.: NOTA BENE Медиа Трейд Компания, 2005. – С. 102-103.

5 Кошко А.Ф. Среди убийц и грабителей. Воспоминания бывшего начальника Московской сыскной полиции. – М.: "Современник", 1995. – C. 357.

6 Колдаев В.М. Из истории практической криминалистики в России: применение научных методов работы в розыске и расследовании преступлений: факты, документы, комментарии. – М.: ЛексЭст, 2005. – С. 52-75.

7 Шаламов А. Четвероногие сыщики // Родина. – 2000. – № 6. – С. 37-38.

8 История органов внутренних дел. Андреева И.А. С. 100.

9 Министерство внутренних дел России: 1802-2002. – Т. 2. – С. 65-70.

10 Борисов А.В. Министры внутренних дел России. 1802 – октябрь 1917. – СПб.: Фонд Университет, 2002. – С. 230.

Похожие рефераты:

Восстание декабристов - серьезное потрясение для российской монархии. III Отделение - орган политической полиции. Исполнительная структура - жандармерия. Осуществление цензуры. Наем журналистов для проведения в печати нужной точки зрения.

Главная особенность Собственной Его Императорского Величества канцелярий заключалась в том, что она не являлась государственной структурой. Наличие в наименовании слова "Собственная" выражало принадлежность этой структуры к личности самого императора.

Ликвидация в 1723-1726 гг. "майорских" следственных канцелярий и Розыскной конторы Вышнего суда. Издание Свода законов 1832 г. Воссоздание судебной модели с утверждением Судебных Уставов от 1864 г. История формирования советского следственного аппарата.

Подготовка крестьянской реформы 1861 г. в России, социально-политические предпосылки ее проведения. Становление единой системы полицейских органов после отмены крепостного права. Положение о корпусе жандармов. Сущность и полномочия политического сыска.

Социально-экономическое, политическое положение Киевской губернии в ХІХ в. Рост численности населения. Застройка Киева. Роль полиции в охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Проблемы в ее организации, финансировании и кадровом составе.

Читайте также:
  1. II. Тип организации верховной власти в государстве (форма государственного правления).
  2. VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
  3. А 55. ЗАКОНОМІРНОСТІ ДІЇ КОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРІВ НА ЖИВІ ОРГАНІЗМИ
  4. Аграрная реформа 1861 г., ее механизм и особенности проведения в белорусских губерниях.
  5. Аграрная реформа правительства П.А. Столыпина: предпосылки, сущность, историческое значение

Начало XX века было обусловлено настоятельной необходимостью в создании специальных органов, которые занимались бы оперативно-розыскной деятельностью или розыском при раскрытии уголовных преступлений.

Именно для этого 6 июля 1908 года был принят закон, который получил название «Об организации сыскной части», в соответствии с которым в городах и уездах при полицейских управлениях создавались сыскные отделения.

Следует сказать, что сыскные отделения существовали ещё до 1908 года, однако они существовали только в столицах и наиболее крупных городах страны. Когда в силу вступил закон «о создании сыскных частей», то весь накопленный потенциал и опыт, должен был пойти на благо страны.

Закон от 6 июля 1908 года формулировал задачу сыскных отделений, как производство розыска по делам общеуголовного характера. Однако чины сыскных отделений обладали всеми правами и обязанностями, присвоенные полиции судебными уставами. Из этого следует, что сыскные отделения, кроме оперативно-розыскных действий, должны проводить дознания по уголовным преступлениям, а также выполнять отдельные поручения прокуроров и судебных следователей.

Начиная с Петербурга, сыскное отделение которого было создано ещё в 1866 году, подобные организации стали формироваться в других крупных городах страны. К 1906 году к таким городам относились Москва, Киев, Варшава, Рига, Одесса, Ростов-на-Дону и Баку. Вместе с перечисленными городами, было создано 89 сыскных отделений. Однако их штат был более, чем скромными - от 8 до 20 сотрудников. В связи с этим, полиции было достаточно трудно бороться с преступностью в таких условиях

В 1908 году специально для организации и руководства сыскных отделений в составе Департамента полиции создаётся восьмое делопроизводство Это подразделение возглавляли известные деятели сыска: вначале В.И. Лебедев, а затем А.Ф. Кошко. В свою очередь закон от 6 июля 1908 года предусматривал как подчинение сыскных отделений этому ведомству, так и контроль за ними прокурорско-судебным аппаратом. Это выражалось в следующих факторах:

1. Начальники сыскных отделений назначались и увольнялись по предварительному договору между губернатором и прокурором окружного суда.

2. Лица прокурорского надзора имели право давать непосредственные поручения чинам сыскных отделений относительно производства розыскных действий.

Позднее, 9 августа 1910 г. выходит в свет «Инструкция чинам сыскных отделений», которая утверждала положения предыдущего закона. Однако данная инструкция ещё и наделяла сыскные чины значительными полномочиями. Теперь при расследовании, сыскные чины могли работать как гласно, так и негласно. Кроме того, для создания большей безопасности и борьбы с преступностью полицейские сыска должны были стремиться к единению с сотрудниками общей полиции, причём, это содействие должно быть взаимным История полиции дореволюционной России.

Работа сотрудников сыскных отделений строилась в большей степени по принципу специализации или так называемому линейному принципу, в котором выделялись три основные группы преступлений:

1. Убийства, разбои, грабежи и поджоги.

2. Кражи и участие в воровских организациях. Сюда же относились конокрады, взломщики, карманники, железнодорожные и магазинные шайки.

3. Мошенничество, подлоги, обманы, фальшивомонетничество, подделка документов, шулерство, аферизм, контрабанда, продажа женщин в дома терпимости и за границу.

Из-за постоянной нехватки рабочих сил, чиновников распределяли на три основных группы согласно специализации, и лишь в некоторых случаях формировались дополнительные отделения, которые получали более узкую специализацию. Как исключение, в сыскных отделениях создавался особый четвёртый отряд, который получил название «летучий». Он был создан с целью постоянного дежурства в театрах, вокзалах, для обходов, несения дневной и ночной патрульной службы на улицах и рынках. Подобному обходу подвергались практически все места массового скопления людей

Район деятельности сыскного отделения был ограничен пределами ведения полицейского управления, в которое оно входит, но существовал ряд исключений. К таким исключениям относилось особое поручение руководства или разрешение окружного прокурора. Благодаря таким исключениям полицейские сыска могли проводить расследования по всей губернии до самой границы, пока их не заменят органы местной полиции.

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ

КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Контрольная работа

По истории органов внутренних дел

Выполнил: Курсант 101 учебной группы

Рядовой милиции

Суворов А.О.

Проверил: Доктор исторических наук

Доцент кафедры

Отечественной истории

Полковник милиции

Сичинский Е.П.

Челябинск

План

Вступление.3

1. История закона о создании сыскных отделений.4

2. Герои сыскной полиции.7

3. Управление сыскных отделений.10

Заключение13

Список используемой литературы:15

Вступление.

Начало XX века было обусловлено настоятельной необходимостью в создании специальных органов, которые занимались бы оперативно-розыскной деятельностью или розыском при раскрытии уголовных преступлений.

Именно для этого 6 июля 1908 года был принят закон, который получил название Об организации сыскной части, в соответствии с которым в городах и уездах при полицейских управлениях создавались сыскные отделения.

Следует сказать, что сыскные отделения существовали ещё до 1908 года, однако они существовали только в столицах и наиболее крупных городах страны. Когда в силу вступил закон о создании сыскных частей, то весь накопленный потенциал и опыт, должен был пойти на благо страны.

В цель моей работы входит раскрытие содержания самого закона, а также показать, как он повлиял на страну в целом, и на милицию в частности. Также в мои цели входит показать, чем этот закон полезен, и ценен для своего времени.

1. История закона о создании сыскных отделений.

Для начала следует пояснить, что концу XIX началу XX было свойственно при создании новых органов, правительство руководствовалось лишь корректированием и обобщением уже имеющихся. В свою очередь закон от 6 июля 1908 года формулировал задачу сыскных отделений, как производство розыска по делам общеуголовного характера. Однако чины сыскных отделений обладали всеми правами и обязанностями, присвоенные полиции судебными уставами. Из этого следует, что сыскные отделения, кроме оперативно-розыскных действий, должны проводить дознания по уголовным преступлениям, а также выполнять отдельные поручения прокуроров и судебных следователей.

Начиная с Петербурга, сыскное отделение которого было создано ещё в 1866 году, подобные организации стали формироваться в других крупных городах страны. К 1906 году к таким городам относились Москва, Киев, Варшава, Рига, Одесса, Ростов-на-Дону и Баку. Вместе с перечисленными городами, было создано 89 сыскных отделений. Однако их штат был более, чем скромными от 8 до 20 сотрудников. В связи с этим, полиции было достаточно трудно бороться с преступностью в таких условиях.

В 1908 году специально для организации и руководства сыскных отделений в составе Департамента полиции создаётся восьмое делопроизводство. Это подразделение возглавляли известные деятели сыска: вначале В.И. Лебедев, а затем А.Ф. Кошко. В свою очередь закон от 6 июля 1908 года предусматривал как подчинение сыскных отделений этому ведомству, так и контроль за ними прокурорско-судебным аппаратом. Это выражалось в следующих факторах:

1. Начальники сыскных отделений назначались и увольнялись по предварительному договору между губернатором и прокурором окружного суда.

2. Лица прокурорского надзора имели право давать непосредственные поручения чинам сыскных отделений относительно производства розыскных действий.

Позднее, 9 августа 1910 г. выходит в свет Инструкция чинам сыскных отделений, которая утверждала положения предыдущего закона. Однако данная инструкция ещё и наделяла сыскные чины значительными полномочиями. Теперь при расследовании, сыскные чины могли работать как гласно, так и негласно. Кроме того, для создания большей безопасности и борьбы с преступностью полицейские сыска должны были стремиться к единению с сотрудниками общей полиции, причём, это содействие должно быть взаимным.

Работа сотрудников сыскных отделений строилась в большей степени по принципу специализации или так называемому линейному принципу, в котором выделялись три основные группы преступлений:

  1. Убийства, разбои, грабежи и поджоги.
  2. Кражи и участие в воровских организациях. Сюда же относились конокрады, взломщики, карманники, железнодорожные и магазинные шайки.
  3. Мошенничество, подлоги, обманы, фальшивомонетничество, подделка документов, шулерство, аферизм, контрабанда, продажа женщин в дома терпимости и за границу.

Из-за постоянной нехватки рабочих сил, чиновников распределяли на три основных группы согласно специализации, и лишь в некоторых случаях формировались дополнительные отделения, которые получали более узкую специализацию. Как исключение, в сыскных отделениях создавался особый четвёртый отряд, который получил название летучий. Он был создан с целью постоянного дежурства в театрах, вокзалах, для обходов, несения дневной и ночной патрульной службы на улицах и рынках. Подобному обходу подвергались практически все места массового скопления людей.

Район деятельности сыскного отделения был ограничен пределами ведения полицейского управления, в которое оно входит, но существовал ряд исключений. К таким исключениям относилось особое поручение руководства или разрешение окружного прокурора. Благодаря таким исключениям полицейские сыска могли проводить расследования по всей губернии до самой границы, пока их не заменят органы местной полиции.

Обо всех проведённых операциях против преступности, начальник сыскного отделения был обязан уведомить окружного прокурора. В свою очередь, полицейские надзиратели и городовые сыскных отделений могли получить поручение непосредственно от чина прокурорского надзора, однако при исполнении задания, были обязаны уведомить своего непосредственного начальника.

Подводя итог, можно сказать, что сыскная полиция имела определённые права и обязанности, которых не было прежде, однако каждый их шаг находился под контролем.

2. Герои сыскной полиции.

Наиболее ярким примером уголовного розыска того времени без сомнения можно назвать Аркадия Францевича Кошко (1867 1928). Это был поистине русский Шерлок Холмс. Окончив Казанское пехотное училище, он получил назначение в полк, однако надолго он там не задержался. Своё истинное значение он обрёл в области криминалистики. Поступив рядовым инспектором в Рижскую полицию, он за короткое время смог стать её начальником. В 1908 году царским указом был назначен на должность Московской сыскной полиции, после чего сумел создать стройную систему розыскного аппарата.

В воспоминаниях А.Ф.Кошко описывал методы и средства борьбы с преступностью дореволюционной уголовной полиции, которую можно разделить по следующим категориям:

1. Работа негласных сотрудников.

2. Перлюстрация писем.

3. Контроль за телефонными разговорами.

4. Квартиры-ловушки.

5. "Личный сыск".

6. Внедрение в преступные группировки.

7. Опора на "общественность". Сюда обычно относились публикации в газетах о розыске, информирование заинтересованных учреждений и пр.

Также А.Ф. Кошко разработал и активно применял способ идентифицировать преступника с помощью дактилоскопии. Этот метод пользовался в работе полиции, что привлекло к нему внимание других стран. Позднее многие страны начали использовать его на практике, особенно в Англии.

Также одним из героев сыскной полиции можно назвать Ивана Егоровича Бояра, который в течение 25 лет владел столом приводов Московской сыскной полиции. За это время он приобрёл удивительную прозорливость. Руководствуясь лишь интуицией и логикой, он мог найти улики даже при самых сложных ситуациях. И когда остальные методы уже не имели эффективности, Иван Егорович без сомнения мог сказать, что же на самом деле произошло на месте преступления.

Нельзя не отметить директора Департамента полиции А. А. Лопухина, который активно боролся с предрассудками среди населения в области негативного образа сотрудника полиции.

Заслуживает внимания и В.И. Лебедев. Вместе с Джунковским они боролись над решением проблем, которые сплошь и рядом окружали министерство внутренних дел:

Слабое техническое оснащение личного состава

Бессистемность делопроизводства

Небрежное расходование сыскного кредита

Недостаточную слаженность действий сыскных отделений и органов общей и политической полиции, наличие между ними конкуренции

Отсутствие летучих отрядов

Недостаточную конспиративность сыска

Случаи бесцельной жестокости при личном задержании и провокационного использования негласной агентуры.

С этими проблемами боролись и многие другие сотрудники сыскных отделений, но Лебедев и Джунковский придавали этому особое внимание и старались привлечь к этому окружающих.

Не человеком, но, безусловно, героем сыскной полиции можно смело отметить дрессированную собаку при московском питомнике, по кличке Треф. Она своим чутьём неизменно оказывала помощь полиции при Московском сыскном отделении. По городу ходили слухи, что своим лаем она безошибочно могла определить не только, что человек преступник, но и то в чём именно он совершил преступление. Если она лаяла один лаз на человека, то его можно было признать. Тявкнет раз, стало быть вор, а тявкнет два " убивец".

РАССКАЗОВ Вячеслав Леонидович,

аспирант Кубанского государственного аграрного университета. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: в статье освещаются вопросы подготовки проекта и принятие закона, регулирующего организационно-правовые основы деятельности органов уголовного сыска в России, и анализ его положений.

The article covers the drafting and adoption of a law regulating the institutional and legal bases for the activities of criminal investigation in Russia, and the analysis of its provisions.

Ключевые слова: закон; полиция; преступность; розыск; Россия; сыскные отделения. The law; the police; crime; search for; Russia; detective office.

В конце XIX - начале ХХ вв. в России в силу особенностей исторического развития были обострены противоречия, которые привели к кризису существующего строя1. Это объяснялось многими факторами: нежеланием самодержавия идти на уступки оппозиции, отсутствием в России развитых демократических традиций и в силу этого крайней нетерпимостью

политических партий друг к другу.

Следует отметить, что в борьбе с оппозицией правительство использовало казачество. Как люди военные и связанные присягой и дисциплиной, казаки не могли не выполнить приказа, так как это считалось одним из тяжелейших преступлений. Вместе с тем использование казачьих частей в революционных событиях, посеяв семена грядущего раскола в казачьей среде, оказывало деморализующее воздействие на казачество, что являлось одной из причин нежелания Военного ведомства выполнять функции подавления массовых выступлений.

Все это способствовало обострению криминальной обстановки. По подсчетам С.С. Остроумова, проанализировавшего динамику роста «наиболее серьезных» преступлений, подсудных окружным судам и судебным пала-

1 Рассказов Л.П. Карательные органы в процессе формирования и функционирования административно-командной системы в Советском государстве (1917-1941 гг.). Уфа,1994. С. 54.

2 Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс. М.: РИОР, ИНФРА-М, 2015. С. 132.

3 Рассказов Л.П. и др. Кубанское казачество: историко-правовое исследование (конец XVIII в. - начало XXI в.): Монография / Под ред. Л.П. Рассказова. Краснодар, 2013. С. 89.

там, в период с 1899 по 1908 гг. количество таких преступлений возросло с 266710 до 385039, в том числе: против порядка управления - с 8048 до 8729; против жизни - с 16293 до 33053; насильственных похищений имущества - с 20322 до 47107, краж - с 63328 до 1085074. Количество убийств возросло более чем в два раза - их пик пришелся на 1907 год. За тот же период число осужденных окружными судами выросло на 66%6. В первые девять лет XX в. ежегодный рост преступности в стране составил 7%7. Однако только за 1902-1904 гг. из 864626 уголовных дел, находящихся в производстве всех судебных следователей России, было прекращено из-за «необнаружения виновных» 137594 дела8, т.е. как минимум такое же количество преступников остались безнаказанными или почти каждое шестое преступление, по факту совершения которого проводилось предварительное следствие, осталось нераскрытым. Такая тенденция, на наш взгляд, стала возможной, в первую очередь, в

4 Остроумов С.С. Преступность и ее причины в дореволюционной России / Под ред. Г.И. Соломахи. М., 1980. С. 64-65.

5 Тарновский Е.Н. Движение преступности в Российской империи за 1899-1908 гг. // Журнал Министерства юстиции. 1909. № 9. С. 66.

6 Лясович Т.Г., Фролов В.В. Особенности правовой регламентации деятельности сыскных полицейских подразделений в начале ХХ века в Российской империи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: Вопросы теории и практики. В 4-х т. Т. 3. Тамбов, 2011. С. 134.

7 Петров А.В. Проблемы организации общей полиции в Российской империи в начале ХХ века // Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. № 3. С. 134.

8 Матиенко Т.Л. Организационно-структурные особенности сыскной полиции Российской империи (1908-1917 гг.) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2007. № 18. С. 32.

связи с недостаточностью специальных органов сыскной полиции, осуществлявших оперативно-розыскное сопровождение органов предварительного следствия при расследовании преступлений. Указанные факторы и предопределили создание в Российской империи общегосударственной системы уголовного розыска, путем учреждения сыскных отделений (СО).

12 марта 1908 г. по приказу директора Департамента полиции М.И. Трусевича, в нем был образован «Отдел уголовно-сыскной части», т.е. 8-е делопроизводство Департамента, в задачи которого входило: «общее наблюдение за деятельностью сыскных отделений в Империи, руководство сформированием новых отделений, снабжение их необходимыми пособиями, сосредоточение регистрации преступности, издание инструкций и циркуляров» . В структуру 8-го делопроизводства вошло Центральное регистрационное бюро, созданное еще 1 января 1907 г. как Регистрационный отдел и возглавляемое бывшим начальником Московской сыскной полиции В.И. Лебедевым. Задачами бюро являлись сбор и классификация информации об особо опасных преступниках, наведение справок о них по запросам территориальных органов полиции, установление личности рецидивистов и т.д. Помимо наблюдения за сыскной деятельностью на местах, в обязанности 8-го делопроизводства входили: связь с иностранными полициями по вопросам общеуголовного характера; составление инструкций и правил по сыскной части; заведование школой инструкторов и фотографией Департамента полиции. Правом централизованного руководства уголовно-сыскными подразделениями общей полиции и непосредственной организацией розысков на территории всей России 8-е делопроизводство наделено не было3.

В 1908-1914 гг. пост делопроизводителя (начальника) 8-го делопроизводства Департамента полиции занимал В.И. Лебедев4. По его

1 Вестник полиции. 1908. № 15. С. 4.

2 Перегудова З.И. Политический сыск России (1880-1917 гг.). М., 2000. С. 47, 50.

3 Матиенко Т.Л. Организационно-структурные особенности сыскной полиции Российской империи (1908-1917 гг.) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2007. № 18. С. 33-34.

4 Шаханов А. Московские обер-полицмейстеры и начальники сыскной полиции // Московский журнал: История государства

инициативе были подготовлена два законопроекта: первый - об учреждении штата Киевской сыскной полиции (она была учреждена в 1880 г. по предписанию Киевского губернатора, формировалась из чинов Киевской городской полиции и законодательным порядком не была утверждена), а второй - о создании всероссийской системы уголовного сыска, предусматривающий, помимо уже функционировавших штатных сыскных полиций, создание еще 96 СО трех разрядов в городах России: губернских и областных центрах, крупных промышленных и транспортных узлах, а также имеющих важное стратегическое значение, при этом учитывалось и количество населения. В зависимости от разряда СО предусматривались его штат и финансирование. 29 декабря 1907 г. оба законопроекта, после затянувшихся согласований между Министерством внутренних дел и Министерством финансов, в ходе которых число разрядов СО достигло четырех, штаты были уменьшены, а количество СО сокращено, были внесены в Государственную Думу и поступили на рассмотрение в Комиссию по судебным реформам, которая объединила оба законопроекта, причислив Киевскую сыскную полицию к СО 1 -го разряда. В окончательном виде предусматривалось создание 89 новых СО.

20 июня 1908 г. в Государственной Думе рассматривался проект закона «Об организации сыскной части», докладчиком по которому выступил бывший товарищ (заместитель) прокурора Одесского окружного суда, член Комиссии по судебным реформам Л.Г. Люц. В частности, он изложил содержание законопроекта и внесенных в него поправок, заострив внимание на тот факт, что «быстро разрастающаяся за последнее время преступность обязывает государство принять особые меры для борьбы с преступниками». На текущий момент эта функция была возложена на полицию, которая «переобременена» и другими задачами, «отвлекающими ее от прямой задачи розыска виновников преступления». В этой связи, розыск «должен быть возложен на лиц, обладающих достаточной опытностью в этом деле».

Российского. 2005. № 2 (Электронный ресурс Ь|йр://т].ги8к.ги/8Ью\л/.рЬ|р?1с1аг=801021).

5 Шаламов А.Ю. Российский «фараон»: Сыскная полиция Российской империи во второй половине XIX - начале ХХ вв. / Под ред. В.Л. Телицына. М., 2013. С. 89-95.

При этом Л.Г. Люц привел красноречивую статистику: если в Германии «полицейские» расходы на одного жителя составляют 7 марок, а во Франции - 12, то в России - лишь 2 марки. Что касается денежного содержания полицейских, то в Лондоне городовые получают 100 фунтов стерлингов, а в Париже - 150, причем на каждого лондонского городового приходится 7 задержанных преступников, а на парижского - 30. Исходя из этого, он призвал депутатов снабдить полицию «особыми средствами и мерами для сыска»: «В этом отношении громадную услугу уже оказала антропометрическая система Бер-тильона и дактилоскопия. Эти приемы применяются у нас только в 2-3 сыскных отделениях». Помимо этого, было предложено установить судебный надзор за деятельностью «полиции по розыску преступников». В заключение доклада Л.Г. Люц поддержал законопроект об организации СО «в наиболее крупных городах, с тем, однако, чтобы они обслуживали и уезды»1. От правительства законопроект поддержал товарищ министра внутренних дел А.А. Макаров, который, в частности, пояснил: «За последнее время до 30% преступлений остаются безнаказанными. Расходы на сыскную полицию с избытком окупятся прекращением общих убытков, простирающихся до миллиарда... Нужно изменить организацию сыска, что и проводится законопроектом». После бурных и продолжительных дебатов, порой переходящих во взаимные оскорбления депутатов, как указывается в официальном документе, «в результате прений законопроект

2.1 Закон "Об организации сыскной части"

6 июня 1908 г. был принят закон "Об организации сыскной части" ПСЗ. Собр. 3-у. T.XXVIII. Отд.1. 1911. № 30672.. Данный закон сформулировал задачи сыскных отделений и возложил на них все права и обязанности, присвоенные судебными уставами полиции. Теперь сыскные отделения, кроме оперативно-розыскных действий, проводят дознания по уголовным преступлениям. Они также обязаны были выполнять отдельные поручения прокуроров и судебных следователей. Сыскная часть была выделена из ведения общей полиции.

Закон от 6 июня 1908 г. только в общих чертах определял задачи и организационное устройство сыскных отделений.

Это положение было подтверждено «Инструкцией чинам сыскных отделений» от 9 августа 1910 г. Инструкция чинам сыскных отделений. СПб., 1910.с. 138, которая более подробно регламентировала порядок деятельности сыскных отделений и их организационную структуру. Однако Инструкция не отличалась достаточной четкостью своих норм. Согласно Инструкции чины сыскных отделений наделялись значительными полномочиями. Например, гласное и негласное расследование или систематический надзор за преступными и порочными элементами путем негласной агентуры и наружного наблюдения. Наличие распоряжений и инструкций начальников местной полиции, которые определяют отношения чинов сыскных отделений и общей полиции, согласно которым для обеспечения общей безопасности и борьбы с преступностью полицейские сыска должны стремиться к единению с сотрудниками общей полиции, а те в свою очередь обязаны всегда и во всем оказывать свое законное содействие чинам сыскных отделений.

Организация борьбы с преступностью охватывает и такую форму деятельности сыскной полиции, как предупреждение и предотвращение преступлений. В этом направлении деятельность сыскных отделений не отличалась особой эффективностью. О плохой организации профилактической работы сыскной полиции России в пореформенный период свидетельствует рост общей преступности. Если в 1903 году общими судами было осуждено 53469 человек, а мировыми судами и судебно-административными установлениями - 66726, то в 1910 - уже, соответственно, 88478 и 86247 человек Шинджикашвили Д. И. Сыскная полиция царской России в период империализма. Омск, 1973 г. С.16.

Район деятельности сыскного отделения определяется пределами ведения полицейского управления, в которое оно входит, но по особому поручению руководства и с разрешения окружного прокурора полицейские сыска могут проводить негласные розыски и дознания по всей губернии, вплоть до преследования преступника на границе другой губернии до тех пор, пока к преследованию не приступит местная полиция.
О деятельности по производству дознаний о преступлениях, а также о ходе негласных расследований, предпринимаемых в видах предупреждения деяний общеуголовных, начальник сыскного отделения обязан уведомить окружного прокурора. Полицейские надзиратели и городовые сыскных отделений могут получить поручение непосредственно от чина прокурорского надзора, но об исполнении обязаны предварительно уведомить своего начальника, в безотлагательных случаях, приступив к исполнению, доложить начальнику при первой возможности.
Все сведения, касающиеся дел политического характера, начальник сыска обязан незамедлительно сообщать начальнику губернского жандармского управления или охранному отделению и не принимать каких-либо мер по данному делу.

Большое внимание уделялось к подбору кадров и их профессиональной подготовке для прохождения службы в сыскных отделениях. Лица, привлекавшиеся к ответственности за преступления, а также зарегистрированные где-либо за порочное поведение, на службу в сыскные отделения не допускались.

По распоряжению министра внутренних дел П.А. Столыпина при Департаменте полиции были образованы специальные курсы для подготовки начальников сыскных отделений. Теоретической основой подготовки были лекции известного криминалиста и практического работника розыска В.И. Лебедева «Искусство раскрытия преступлений», изданные в 1909 г. отдельной книгой, используемой в профессиональной подготовке сотрудников уголовного розыска. Большая часть учебного времени на этих курсах отводилась практическим занятиям, проводимых в тюрьме, в сыскных отделениях, где слушатели знакомились с методами борьбы с преступностью. Такой подход к подготовке начальников сыскных отделений определялся тем, что им предстояло заниматься профессиональным обучением своих подчиненных, которые перед поступлением на службу в сыск не проходили специальной оперативно-розыскной подготовки.

В 1913 г. МВД утвердило единую программу для школ и курсов, необходимую для подготовки полицейских урядников Яковлева Е.И. Внутренние войска Российской Федерации: Организация, основные направления деятельности. - М.: Академия МВД РФ, 2012.- с. 431.. Общеобразовательная и правовая подготовка этой категории полицейских служащих была значительно улучшена.

Урядники должны были изучать особенные части уголовного и уголовно-процессуального права, статьи и разделы различных уставов Свода законов Российской Империи, определявшие их административную и уголовно-процессуальную деятельность, а также нормативные акты МВД и постановления губернаторов. Так как сыскные отделения в то время существовали только в городах, а в сельской местности оперативно-розыскной работой занимались полицейские урядники, то специальная часть программы предусматривала изучение сыскного дела Матиенко, Татьяна Львовна. Организация сыска в России в IX - начале XX в. : генезис, закономерности, исторический опыт: диссертация... доктора юридических наук: 12.00.01 / Матиенко Татьяна Львовна; [Место защиты: Моск. ун-т МВД РФ].- Москва, 2010.- 455 с.: ил. РГБ ОД, 71 11-12/103.

Этот интересный факт подтверждал серьезность подхода к выполнению оперативно-розыскной деятельности полицейскими, где предусматривалось не только профессионализм работы, но и знание законодательной части и эрудированности сотрудника уголовного сыска.

В заключении надо отметить, что Закон от 6 июля 1908 г. и инструкция МВД от 9 августа 1910 г. как бы привязали сыскные отделения к своему городу. Этот порядок лишал сыскную полицию определенной оперативности. А реформа уголовного розыска, осуществленная в России в годы Первой мировой войны, не привела к кардинальному улучшению работы общей полиции.

Закон "О пожарной безопасности" и его роль в организации кадровой и воспитательной работы

Местное самоуправление в зарубежных странах и России (на примере Республики Башкортостан)

Реформа местного самоуправления идет в России с 1990 года. С 1 января 2006г. В силу вступил Федеральный закон №131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. Таким образом...

Основы российского уголовного права. Ответственность за отдельные виды преступлений

Уголовное право является самостоятельной отраслью права. Оно представляет собой совокупность установленных юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния (действия или бездействия) являются преступлениями...

Понятие и виды объекта преступления

Непосредственным объектом признается то охраняемое уголовным законом общественное отношение (благо), против которого совершается определенное запрещенное уголовным зако-ном посягательство...

Правовое и документационное обеспечение расторжения трудового договора по инициативе работника

В соответствии с частью 2 статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации по договоренности между работником и работодателем трудовой договор, может быть, расторгнут и до истечения установленного срока предупреждения...

Правовое обеспечение игорного бизнеса

1. Размещение казино в гостиницах, находящихся в государственной и муниципальной собственности Во многих странах мира, не исключая Россию, система «звезд» положена в основу классификации уровня комфортабельности гостиниц по категориям...

Конституция Республики Беларусь 1994 г. определила основные положения организации и деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора заточным и единообразным исполнением законов в Беларуси. В Конституции провозглашено...

Правовое регулирование деятельности прокуратуры

Правотворческий процесс в субъектах Российской Федерации

В настоящее время, как известно...

Приобретение прав на земельные участки

Принят Государственной Думой 4 июля 2007 года Одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года Статья 2 "Если иное не установлено федеральными законами...

Создание специализированной сыскной полиции в Петербурге в 1866 году

Еще на ранних стадиях становления Российского государства складывались различные формы и методы борьбы с уголовной преступностью. Основная тяжесть по розыску виновных ложилась на самих пострадавших...

Создание специализированной сыскной полиции в Петербурге в 1866 году

Высочайшим указом от 13 декабря 1866 года была упразднена городская стража и было создано новое подразделение - стража полицейская. Основными территориальными подразделениями в Петербурге стали участки во главе с частными приставами...

Создание специализированной сыскной полиции в Петербурге в 1866 году

Статус депутата представительного органа местного самоуправления (на примере города Боготола)

Поскольку новый Федеральный закон, принятый совсем недавно, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации»: Принят Госдумой 16. 09.2003 // www.akdi.ru/duma.ru существенно меняет права органов местного самоуправления...

Поделиться: