Федеральный закон 256 фз материнский капитал. Законодательная база российской федерации

256 ФЗ О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей был создан для улучшения условий проживания несовершеннолетних детей и их семей.

Материнский капитал, по законодательству России, представляет собой поддержку тех семей, у которых есть дети, не достигшие 18-летнего возраста. Рассчитывать на поддержку вправе семьи, у которых рождается второй, третий или последующий ребенок. Главным условием для получения материнского капитала от государства является:

  • наличие у ребенка российского гражданства;
  • родители ранее не принимали иную помощь от правительства.

Закон о материнском капитале был принят Государственной Думой 22 декабря 2006 года. 27 декабря того же года законопроект был одобрен Советом Федерации. Вступил 256 ФЗ в законную силу с января 2007 года. Последние изменения вносились правительством в 2016 году.

Краткое содержание законодательного акта о материнском капитале отражает 13 статей:

  • В первой статье указываются основания, по которым был создан Федеральный Закон 256 о материнском капитале. Все основания закреплены в Конституции России;
  • Вторая статья содержит все основные понятия, которые затрагивают законодательный акт;
  • Третья статья указывает перечень лиц, которые вправе рассчитывать на государственную поддержку;
  • В четвертой содержатся положения, касающиеся Федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительную поддержку;
  • Пятая устанавливает порядок и условия выдачи сертификата на получение семейного (материнского) капитала;
  • Шестая ст. гласит о размере семейного капитала;
  • Седьмая отражает, как граждане вправе распоряжаться полученными деньгами;
  • В восьмой статье описана процедура и порядок рассмотрения заявления на получение материнского капитала;
  • Девятая ст. посвящена процедуре перевода денежных средств, полученных от государства в Пенсионный Фонд России;
  • В десятой обозначены условия использования материнского капитала для улучшения жилищных условий;
  • 11-ая ст. данного закона о денежном капитале регламентирует распределение полученных денежных средств от государства. По закону, средства материнского капитала, граждане вправе направить на получение образования детьми, или как указано в ст. 11.1, на приобретение товаров и услуг. Приобретенные товары и услуги за счет государственных средств должны быть предназначены для социальной адаптации в обществе детей-инвалидов;
  • В 12 ст. настоящего закона о маткапитале установлены правила формирования накопительной пенсии;
  • Последняя 13-ая часть закона о материнском капитале содержит заключительные положения.

Федеральный Закон №256, вступивший в законную силу в 2007 году, совершенствуется. Поэтому, периодически в документ вносятся дополнения и изменения. За последние 10 лет законодательный акт претерпел внесение 20 изменений.

Скачать последнюю редакцию 256 Федерального Закона О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей со всеми изменениями можно по ссылке .

Внесение изменений и дополнений в законодательные акты необходимы для устранения причин, которые неблагоприятно воздействуют на применение закона на практике, и ФЗ о мат. капитале не исключение. Из-за инфляции государство ежегодно пересматривает закон о финансовой помощи. Последние изменения ФЗ о материнском капитале претерпел 28 декабря 2016 года.

Эта статья ФЗ о материнском капитале содержит сведения о направлении полученных средств на улучшение жилищных условий. По закону, средства могут быть направлены:

  • на покупку жилья;
  • на строительства жилья;
  • на реконструкцию жилого объекта.

4-ый пункт содержит информацию, что купленное (построенное, реконструированное) жилье оформляется на родителей, но с указанием долей на детей. Приобретенное (построенное или реконструированное) жилье обязательно должно находиться на территории России.

В п 4 ст 10 ФЗ О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей не были внесены изменения в последней редакции.

В этой статье указываются требования, как распоряжаться полученной денежной помощью. По закону о материнском капитале, потратить средства вправе лица, получившие сертификат на следующие цели:

  • на улучшение условий проживания;
  • на получение ребенком образования;
  • на создание накопительной пенсии;
  • на покупку товаров и услуг, которые помогут социально адаптироваться детям-инвалидам в обществе.

Она претерпела внесение изменений много раз, однако в последней редакции корректировки в нее не были внесены.

Она устанавливает права на дополнительную помощь семьям, в которых рождается второй ребенок и другие дети. Денежную поддержку от государства вправе получать:

  • женщины, которые родили или усыновили второе дитя (период рождения или усыновления считается от 1 января 2007 года);
  • женщины, которые родили или усыновили третьего или последующих детей после 1 января 2007 года, но при условии, что ранее не получали подобную материальную помощь от государства;
  • по закону, мужчины также вправе рассчитывать на получение материнского капитала, но при наличии оснований. Основания гражданин является многодетным или единственным родителем или опекуном второго или последующий детей, ранее он не воспользовался материнским капиталом, если дитя было усыновлено, то решение суда о присуждении опекунства должно вступить в силу после 1 января 2007.

В 2016 году изменения и дополнения в статью 3 закона о материнском капитале не вносились.

Все изменения и дополнения, применимые к Федеральному Закону о материнском капитале в декабре 2016, вступили в законную силу с 1 января 2017.

С 2007 года вступил в законную силу Федеральный закон о поддержке семей, имеющих детей, не достигших 18-летия. Нормативным актом введено понятие «материнский капитал». Он состоит из средств государственного бюджета и направляется Пенсионному фонду России. Им могут воспользоваться только граждане Федерации, ранее не получавшие аналогичную помощь, для создания условий, которые обеспечивают семье достойную жизнь.

Государственная программа поддержки материнства закреплена Федеральным законом о материнском капитале 256 ФЗ. Действующая редакция нормативного акта предоставляет возможность регионам устанавливать дополнительные льготы для данной категории граждан. Текст закона предусматривает:

  1. Целевое использование государственной помощи.
  2. Порядок рассмотрения заявления для получения семейного сертификата.
  3. Процедура перечисления денежных средств с федерального бюджета на счета Пенсионного фонда России.
  4. Применение СМК для улучшения жилищных условий семьи владельца сертификата.
  5. Регламентировано распределение полученных от государства средств, возможность направления их на оплату образования детей, социальную адаптацию несовершеннолетних с инвалидностью.
  6. Предусмотрено право матери направить средства для формирования накопительной пенсии.
  7. Определен срок действия закона. 28 декабря 2017 года внесена поправка, согласно которой воспользоваться государственной поддержкой можно до 31.12.2021 года. Продлять срок дальше пока не планируется.

Закон о материнском капитале направлен на государственную поддержку семей, имеющий нескольких детей. Воспользоваться им может строго определенный перечень лиц.

Лица, имеющие право на помощь

Дополнительная помощь выделяется для семей, у которых родился второй ребенок и последующие дети. При этом должны быть соблюдены следующие требования:

  1. Рождение или усыновление второго ребенка должно произойти не ранее 01января 2007 года.
  2. Рождение или усыновление третьего и последующих детей после 01.01.2007 года, если семья ранее не получала подобную помощь со стороны государства.
  3. Мужчина, если он является многодетным или единственным родителем, опекуном второго и последующих детей, если ранее он МК не пользовался. Если ребенок усыновлен, то решение суда должно вступить в законную силу после 01 января 2007 года.

Чтобы претендовать на государственную помощь, указанные лица должны обратиться с заявлением в Пенсионный фонд по месту своей регистрации и приложить необходимые документы. Их список определен законодательством, однако в каждом конкретном случае может быть дополнен. Поэтому, предварительно следует сделать уточнение.

Перечень документов для оформления

На 2019 год предусмотрен специальный перечень официальных документов, на основании которых Пенсионный фонд станет рассматривать заявление на выплату средств государственной помощи. Он состоит из:


Как сказано в комментарии к закону, зависимо от того, на какие цели семья планирует расходовать государственную помощь, Пенсионный фонд может потребовать и другие документы. Если инициатором обращения выступает отец детей или усыновитель, то необходимо будет представить одну их указанных официальных бумаг:

  • свидетельство о смерти матери или решение суда о признании ее умершей;
  • судебный вердикт о лишении матери родительских прав;
  • приговор суда, свидетельствующий о совершении преступления в отношении ребенка со стороны матери.

Законодательный акт позволяет подавать документы как лично, так и направлять их по почте. Можно также воспользоваться онлайн-сервисом многофункционального центра по предоставлению государственных услуг. В таком случае, отправителю распечатывать бумаги не нужно.

Основные направления расходования средств

С момента принятия закона № 256 ФЗ о материнском капитале и до 01 января 2018 года, нормативный акт призван регулировать три основных направления, по которым было разрешено использовать средства. Владелец именного сертификата самостоятельно выбирает для себя приоритеты и обращается с соответствующим заявлением в Пенсионный фонд. Нарушать требования закона нельзя.

  1. Самым актуальным для большинства семей является направление по улучшению условий для проживания. Оно включает в себя возможность приобретения в собственность семьи готового жилья. Для этого покупатель выбирает подходящий вариант из предложений, которые есть на первичном или вторичном рынках недвижимости. При недостаточности собственных финансов и СМК, прибегают к ипотеке. В качестве залога выступает приобретаемое жилье. Возможно также возведение индивидуального дома (как самостоятельно, так и с помощью строительных организаций). Закон допускает проведение реконструкции уже имеющейся недвижимости. Результатом таких работ должно быть увеличение жилой площади минимум на одну учетную норму, которая установлена в регионе проживания семьи.
  2. Оплата учебы в колледже, университете, школе, дополнительных кружках и секциях. При необходимости часть средств используется на оплату детского садика. При этом финансы можно направлять не только в отношении ребенка, в связи с рождением которого был выдан сертификат, но и других детей, которые еще не достигли 23 лет.
  3. Использование государственной помощи для увеличения размера пенсии матери ребенка. Данным направлением пользуются очень редко, так как текущие проблемы, которые стоят перед семьей с детьми, превалируют.

С начала 2018 года стало возможным получать компенсацию затрат, которые были произведены для социальной адаптации детей, являющихся инвалидами. Такое дополнение введено изменениями, внесенными в Федеральный закон № 256 в конце прошлого года. Дальнейшее расширение возможных направлений использования СМК пока не предусмотрено.

В обществе неоднократно поднимался вопрос о том, чтобы государство разрешило использовать маткапитал на приобретение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство и легкового автомобиля, который необходим для многодетной семьи. Пока данные вопросы на федеральном уровне не решены. Однако отдельные регионы за счет своих средств такую возможность предусматривают. Какие именно льготы предоставляются на той или иной территории – подскажет консультант Пенсионного фонда.

Условия использования средств

Сертификат выдается после рождения или усыновления второго ребенка. Однако сразу же полностью вступать в свои права невозможно. Использовать средства, которые выделяет государство, разрешено только для приобретения жилья по договору купли-продажи или ипотеки. Для направления помощи на другие нужды, требуется наступление определенных условий:

  1. Ребенку, с рождением которого возникло право на материнский капитал, должно исполниться три года.
  2. По требованиям закона, сертификат выдается на имя матери ребенка. Если она была лишена родительских прав или умерла, то данным правом может воспользоваться отец. Такими же полномочиями обладает и усыновитель двоих и более детей. Бывает, что отец и мать ребенка лишены права на получение сертификата. В таком случае государственная помощь выделяется самому несовершеннолетнему.
  3. Денежные средства расходуются безналичным путем. Обналичивание запрещено. Такие действия преследуются законом и наказываются в уголовном порядке. Единственная возможность получить часть средств МК наличными заканчивается 30 ноября 2018 года. По заявлению держателя сертификата Пенсионный фонд может оформить выделение единовременной выплаты в сумме 25 тысяч рублей.
  4. Воспользоваться правом на семейный капитал может только гражданин Российской Федерации. Иностранцы и лица без гражданства СМК не получают, даже если они всю свою жизнь проживают на территории страны.
  5. Чтобы получить средства, лицо, имеющее на это право, должно обратиться в региональное подразделение Пенсионного фонда. Без подачи заявления и соответствующих документов, сертификат на МК выдан не будет.
  6. Получение государственной помощи возможно, если рождение или усыновление ребенка произошло в период с 01 января 2007 года по 31 декабря 2021 года включительно.

Для семьи, которая имеет право на получение государственной помощи в виде материнского капитала, главное оформить сертификат. Пояснение закона следующее: предъявить его к исполнению можно даже и по окончанию срока действия, то есть после 31.12.2021 года. Это гарантировано законом.

Проблемы, связанные с применением Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, были введены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Закон) в качестве ключевого элемента государственной политики в области охраны семьи, материнства, отцовства и детства с целью создания условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан Российской Федерации.

Основные цели Закона - стимулирование рождения в семье второго ребенка, а также устройство в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что находит свое подтверждение в определениях Конституционного Суда РФ Определение Конституционного Суда РФ от 16 февраля 2012 г. № 281-О-О. // СПС КонсультантПлюс, 2014.. Закон предусматривает материальные гарантии семьям, имеющим детей, в комплексе с другими организационными, экономическими и правовыми мерами государственной поддержки семей, чем создает условия для улучшения демографической ситуации в стране.

Вместе с тем анализ практики прокурорского надзора и правоприменения свидетельствует о существенных недостатках действующего Закона. Несовершенство используемой юридической терминологии и пробелы в Законе, на наш взгляд, препятствуют в полной мере защите прав семьи и детей. Такая позиция находит подтверждение и в научных дискуссиях.

Необходимо обратить внимание на основные недостатки правового регулирования в вопросе о направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий семей и связанные с этим проблемы правоприменительной практики, а также на проблемы в организации прокурорского надзора.

В настоящее время с учетом позиции руководства страны особую актуальность приобретает проблематика борьбы с коррупцией, в том числе профилактика коррупционных проявлений в процессе разработки и принятия нормативных правовых актов, регулирующих определенные сферы общественных отношений. С этой целью полагаем необходимым проанализировать положения Закона на предмет наличия коррупциогенных факторов Макеева О.А. Регулирование семейных отношений в России: исторические уроки и современные проблемы // История государства и права. - 2012. - № 3. - С. 14.

Так, в соответствии с п. п. 3, 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенными факторами являются в том числе определение компетенции по формуле «вправе», т.е. диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или местного самоуправления (их должностными лицами) действий; отсутствие или неполнота административных процедур, т.е. отсутствие порядка совершения органами государственной власти или местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий; юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

В качестве примера определения компетенции по формуле «вправе» можно привести ч. 4 ст. 5 Закона, согласно которой при рассмотрении заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал территориальный орган Пенсионного фонда РФ (ПФР) вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, в том числе сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра.

Например, прокуратурой Камызякского района Астраханской области было установлено, что гражданка У. в заявлении о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал не сообщила о вынесенном в отношении ее решении суда о лишении родительских прав. В связи с непринятием со стороны управления ПФР достаточных мер к проверке достоверности представленных сведений прокуратурой начальнику управления ПФР было внесено представление. Кроме того, материал проверки был направлен прокурором в порядке ст. 37 УПК в отдел полиции для проведения процессуальной проверки. По результатам проверки в отношении гражданки У. было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК (мошенничество, совершенное в крупном размере).

Еще одним примером диспозитивной нормы является ч. 1.1 ст. 10 Закона, которая устанавливает, что часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, может быть выдана лицу, получившему государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства Костылева Н.В., Костылев В.М. Закон о материнском капитале: три года спустя. Иронический комментарий // Нотариус. - 2011. - № 4. - С. 36..

Примером неполноты административной процедуры является отсутствие в Законе предусмотренного механизма контроля за целевым расходованием средств материнского (семейного) капитала, за выполнением обязанности лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, оформить жилое помещение в общую собственность этого лица, его супруга, детей после перечисления ПФР средств материнского (семейного) капитала, а именно не определен контролирующий орган с соответствующими полномочиями, не установлены форма отчетности об использовании денежных средств и ответственность за неисполнение требований Закона. На необходимость внесения соответствующих изменений в Закон обращается внимание в докладных записках прокуратур субъектов Федерации, а также в научных публикациях Тоноян М. Капитал материнский, а заботы общие // ЭЖ-Юрист. - 2011. - № 39. - С. 11..

Например, прокуратурой Мамонтовского района Алтайского края было установлено, что гражданка Х., получив средства материнского (семейного) капитала, оформила приобретенный жилой дом в свою личную собственность, чем нарушила жилищные права несовершеннолетней дочери. По иску прокурора за малолетней признано право собственности на жилой дом. Также в Законе употребляются неустоявшиеся термины. Например, согласно ч. 4 ст. 10 Закона жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей. При этом действующим гражданским законодательством это понятие не предусмотрено. Примером юридико-лингвистической неопределенности также является положение ч. 1 ст. 10 Закона, согласно которому средства материнского (семейного) капитала могут направляться на приобретение жилого помещения путем безналичного перечисления указанных средств физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения. Буквальное толкование нормы приводит к невозможности использовать средства материнского капитала в том случае, когда на стороне продавца выступают несколько лиц. Кроме того, необходимо обратить особое внимание на вопрос целесообразности расширения перечня благ, на которые можно направить средства материнского (семейного) капитала. В целях защиты жилищных прав несовершеннолетних предлагается в том числе рассмотреть вопрос об использовании средств материнского капитала на капитальный ремонт жилого помещения, приобретение земельного участка под строительство индивидуального жилого дома.

Также следует отметить, что процедура распоряжения средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий не в полной мере защищает жилищные права несовершеннолетних.

Так, в соответствии с ч. 6 ст. 7 Закона заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением использования средств материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам. При этом установление в Законе срока подачи заявления не отвечает целям Закона и не позволяет обеспечить своевременную государственную поддержку семьям, имеющим детей. В связи с этим предлагается внести изменения в Закон, позволив использовать средства материнского капитала для направления на приобретение (строительство) жилого помещения независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго и последующего детей.

Кроме того, Законом не урегулирован вопрос о возврате средств материнского (семейного) капитала в бюджет ПФР в случае расторжения договоров купли-продажи, долевого участия в строительстве жилья по инициативе лица, получившего сертификат на материнский (семейный) капитал. В настоящее время в случае прекращения таких сделок другая сторона обязана будет вернуть полученные денежные средства лицу, получившему сертификат, а не в бюджет Пенсионного фонда РФ.

Так, ч. ч. 3 и 4 ст. 3 Закона предусмотрено, что право женщин и мужчин на дополнительные меры государственной поддержки прекращается в случае лишения их родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.

В эту статью целесообразно внести изменения, предусмотрев прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в случае лишения родительских прав в отношении детей, учтенных при определении права на материнский (семейный) капитал.

Здесь же предусмотрено, что право женщин и мужчин на дополнительные меры государственной поддержки прекращается в случае совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности. Использование термина «совершение преступления» создает неопределенность в его применении в части наличия или отсутствия правоограничений на пользование мерами государственной поддержки, связанных с судимостью, которая в установленном законом порядке снята или погашена. Кроме того, закрепление в статье ограничений на пользование таким правом только в связи с совершением преступлений против личности не в полной мере способствует защите прав несовершеннолетних. Также серьезную опасность представляют собой преступления против несовершеннолетних, предусмотренные ст. 230 (склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов), ст. 240 (вовлечение в занятие проституцией или принуждение к продолжению занятия проституцией), ст. 241 (организация занятия проституцией), ст. 242 (незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов), ст. 242.1 (изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних), ст. 242.2 (использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов) УК.

Для устранения имеющихся неточностей в терминологии предлагается внести изменения в указанную статью, предусмотрев прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в случае наличия неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений в отношении несовершеннолетних (без указания их вида).

Кроме того, согласно ст. 10 Закона жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей. При этом в статье также упоминается об оформлении жилого помещения в общую собственность супругов, детей.

С учетом норм семейного и гражданского законодательства супругами считаются лица, состоящие в браке, родителями - отец и мать ребенка, которые могут не состоять в браке и не проживать совместно. Употребление в тексте Закона двух различных понятий «родители» и «супруги» не способствует единообразному применению нормы, в связи с чем требуется внесение соответствующих изменений в статью, оставив указание на понятие «супруги». Также в Законе не решен вопрос о возникновении у мужчины права на дополнительные меры государственной поддержки при определении места жительства ребенка с отцом. В заключение можно сделать вывод об отсутствии в настоящее время достаточных правовых гарантий реализации семьями, имеющими детей, прав на дополнительные меры государственной поддержки. Для обеспечения надлежащего уровня защиты прав семей, имеющих детей, и повышения эффективности деятельности прокурора требуется внесение соответствующих изменений в законодательство, регулирующее вопросы дополнительной государственной поддержки семей, имеющих детей Харламова М.Л. Соблюдение прав несовершеннолетних при направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий // Законность. - 2013. - № 6. - С. 46 - 50..

Поделиться: